Маргинальный. Кто такие маргиналы

Кто такие маргиналы? Достаточно часто мы сталкиваемся с этим понятием и, как правило, оно имеет негативную окраску, граничащую едва ли не с оскорблением. Так кто такие маргиналы? Этимология термина происходит от латинского «marginalis», что буквально переводится как «с краю». Современная социология подразумевает под этим понятием человека (иногда группу лиц), который полноценно не вхож ни в одно общество, а находится в пограничном состоянии между разными социо-культурными слоями.

В современном значении этот термин родился в 1920-х годах в среде социологов, которые отмечали проблемы социализации мигрантов, попавших в новое для себя общество. Очутившись в чуждой социо-культурной среде, многие из них не могли адаптироваться к ее условиям - усвоить язык, поведенческие нормы и так далее. Эти люди буквально оказывались выброшенными из социальных процессов и находились на краю общества. Ярчайшим примером маргиналов современного мира являются потомки мигрантов в сегодняшней Франции. Наследники выходцев из стран Магриба (Туниса, Алжира и Марокко), они родились вне родины предков и уже не смогли социализироваться должным образом. Они плохо говорят на арабском, никогда не были в мусульманских странах. При этом не принимает основную часть из них и само французское общество. Живущие, как правило, в окраинных районах Лиона, Марселя или Парижа, такие люди также оказались на обочине общественных процессов, не говоря уже о болезненных социальных проблемах. Для потомков мигрантов во втором и третьем поколениях существует даже специальный термин, их называют беры (beurs - производное от arabics). Но маргиналы - это не только мигранты и их наследники. Человек может оказаться вне социума и по другим причинам - культурным, социальным или каким-то еще.

Кто такие маргиналы в обществе потребления?

Главной характеристикой так называемого общества потребления, о котором много говорят сегодня, является тот факт, что основная ценность человека в глазах производства - не его способности к работе и созданию каких-либо благ или услуг (как было раньше), а покупательная возможность, которая позволяет производителю реализовывать свой товар. Высокий уровень технологичности создает условия, в которых больше нет необходимости в большом количестве рабочих рук, однако произведенный в огромных объёмах товар необходимо куда-то постоянно сбывать. Отсюда и мода, меняющаяся с каждым сезоном буквально на все, и намеренно низкое качество товаров, и внушение чувства неполноценности обладателям сколько-нибудь несоответствующих девайсов. Таким образом, маргиналы в современном обществе - это те люди, которые не могут или не хотят постоянно покупать. Именно это снижает их социальный престиж и превращает в чудаков. Одновременно это не означает, что человек на самом деле не обладает покупательной способностью, он может иметь сколько угодно много благ, однако важно, что он их не реализует при возможности.

Кто такие маргиналы в других обществах?

Вместе с тем человеческая история знает множество примеров социальных ценностей. Но всегда маргинализация определялась отсутствием возможности или желания быть каким-либо образом полезным в этом обществе.

Я стою на краю,
Хотя нет, лишь на грани.
Не переиграть мне роль свою,
Не изменить и землю под ногами.

Я маргинал, для вас я аномален,
Я нигилист, а значит инфернален.
И мной общественный режим нарушен,
Но ваши мнения лишь просто тлен!

Маргинальность как качество личности – склонность значительно отличаться от большинства своим поведением, взглядами на действительность, внешностью; находиться вне или на границе своей социальной среды, различных социальных групп, систем, культур, быть в какой-то степени изгоем и испытывать влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей.

Если верить биографам маргинальной Марлен Дитрих, она была равнодушна к сексу, но очень падка на восхищение своей особой - цветы, комплименты, все чувственные виды поклонения нужны были ей постоянно. Поскольку поклонники требовали секса, она спала с ними, смирившись с этой нудной потребностью человечества, но скучала в процессе. Видимо, поэтому она не знала так называемой верности и изумлялась сценам ревности, которые устраивал очередной любовник, когда она, еще не расставшись с ним, позволяла затащить себя в следующую постель, гарантирующую необходимую порцию восхищения. Даже всемирная слава не насытила её чудовищного аппетита - поклонение нужно было ей, как воздух, до старости, которую она провела, валяясь в постели и читая журналы.

Антиподы - ненасытная Дитрих и скрывшаяся от славы Грета Гарбо, - о которых мечтали миллионы мужчин по всему миру, никого не любили - физиологически не были к этому способны, но оплодотворили романтическими чувствами колоссальное количество душ.

Маргинальность (marginalis - находящийся на краю) - социологическое понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами, что накладывает определённый отпечаток на его психику. Это понятие появилось в американской социологии в 1920-е для обозначения ситуации неадаптации иммигрантов к новым социальным условиям.

Современное значение слово получило в 1928 году благодаря американскому социологу Р. Парку (1864-1944). Маргиналами согласно Парку являются люди, потерявшие связь со своей средой обитания, кругом общения, но не примкнувшие к другой и другому, то есть те, кто находится как бы на краю, на границе культурного общества. В первой трети ХХ века в Америке маргиналами становились сельские жители, оказавшиеся в городах и не смогшие найти в них себе применение, люди, длительное время не имевшие работы, эмигранты, отправившиеся в США за счастьем, но не нашедшие его. Постепенно, однако, понятие «маргинал» приобрело более широкий смысл: Маргинал - ассоциальный человек, образ жизни которого отличается от общепринятого в обществе.

Маргинальность — термин, при помощи которого в социологии обозначают переходный, структурно неопределенный статус того или иного индивида или соци­альной группы. Соответственно, люди, которые по каким-то причинам не при­мыкают или не могут примкнуть к тому или иному слою общества, называются маргиналами. Понятие маргинальности тесно связано с социальной мобильностью, так как любой че­ловек, переходящий из одного слоя в другой, на какой-то момент обязательно становится маргиналом, что обычно связано с болезненными психоло­гическими переживаниями. Обычно состояние маргиналь­ности не является длительным, хотя существуют вынуж­денные или сознательные маргиналы (бомжи, алкоголи­ки, разного рода радикалы и т. д.), которые находятся в нем длительное время.

Для маргиналов характерно враждебное отношение к общественному мнению, неудовлетворённые амбиции, себялюбие, повышенная чувствительность, некоторая тревожность.

Маргинальность – это ни достоинство, но и не недостаток. Это ни хорошо и ни плохо. Это просто никак у всех, это по-другому. Это некоторый разрыв со своей социальной средой. Это путь, когда отвергаются принятые в обществе ценности и традиции. Это попытка утвердить собственную систему норм.

К маргиналам относятся люди, которых невозможно отнести к определённой социальной группе, они как бы зависают на границе отличных между собой групп, а посему ощущают на себе их противонаправленное влияние.

Индивидуальная маргинальность характеризуется неполным вхождением индивида в группу, которая его полностью не принимает, и его отчуждением от группы происхождения, которая его отторгает как отступника. Индивид оказывается «культурным гибридом», разделяющим жизнь и традиции двух и более различных групп.

Сталин считал себя человеком русской культуры, отодвинув свое грузинское (по другой версии - осетинское) происхождение; Иван Грозный ощущал себя потомком древнеримского императора Августа (Цезарь, видимо, не казался ему особо легитимным) и легендарного римского героя Пруса, а не русским - лапотность происходящего вокруг, наверное, раздражала его бесформенностью.

Даже Чарльз Дарвин, совершивший революцию в естествознании, проявлял некоторую маргинальность. В 1874 году Чарльз Дарвин сказал своему другу, директору Королевского ботанического сада Джозефу Гукеру, что никогда не научится работать на пишущей машинке, которую только что начал выпускать «Ремингтон». Но его сын Френсис молод и может решиться на любой опасный эксперимент. Мозг шестидесятипятилетнего Дарвина, всего несколько лет назад закончившего «Происхождение человека» и продолжавшего писать научные книги, работал еще в полную силу, но человек, совершивший один из самых радикальных переворотов в естествознании, воспринимал как опасный эксперимент работу на пишущей машинке, ставшей общим местом массовой культуры ХХ века.

Жившие в советскую эпоху, по сути, уже являются маргиналами. Писательница Надежда Венедиктова высказывает на этот счёт любопытное мнение: « Привычка жить наедине с двумя эпохами, отслеживая их аромат и выверты, сформировалась уже после сорока - развал советской империи и резкий кувырок из одной общественной формации в другую подарил редкую и драгоценную возможность сидеть сразу на двух исторических стульях. И при этом активно ерзать, запуская нос и пальцы во многие трещины, идущие не только по фасаду.

Со временем каждую из эпох удалось приручить - во всяком случае, есть ощущение интима, и они уравновесились до равнозначных живых пространств, каждое из которых подсвечивает другое и позволяет познавать в сравнении, заодно совершенствуя мою позицию маргинала - никому не принадлежать полностью, даже себе, чтобы сохранять хотя бы гипотетическую возможность объективного восприятия жизни. Чёрт его знает, достижимо ли оно на самом деле, но попробовать стоит. Обдуманный флирт с эпохами совпал по времени с долго нарабатывавшимся умением осознавать свою жизнь почти ежесекундно - как говаривал в таких случаях Бердяев, я постоянно трансцендирую; правда, выяснилось, что это занятие требует слишком много энергии, поэтому приходится регулярно сачковать, чтобы не выпасть в осадок раньше времени. Особенно приятно дрейфовать между собой и человечеством, утопая в его яростном многообразии».

Социологи выделяют следующие основные виды маргинальности:

1) собственно социальная маргинальность (например, группы, которые порвали связь с прежним слоем, но еще не присоединились к новому слою);

2) экономическая маргинальность, которая сводится в основном к феномену безработицы, как вынужденной, так и намеренной (в последнем случае безработный живет на деньги, выплачиваемые ему в качестве пособия государ­ством или иными структурами);

3) политическая маргинальность, при которой инди­видов не устраивают существующие формы политичес­кой жизни;

4)религиозная маргинальность, при которой человек находится вне конфессий и не может совершить выбор в пользу одной из них.

Как утверждает философ Энвер Измайлов, люди не принимают ничего от маргинала. То есть вместо того чтобы исполнять обязанности, вместо того, чтобы находиться внутри ситуации и быть вместе, человек, идущий по пути духовного развития, как бы отделяет себя, он особенный, «белая кровь», голубая, точнее, но в любом случае нечеловеческая, то есть она такая… «духовная». И люди это воспринимают как маргинальность, это, по сути, и есть маргинальность. Поэтому когда человек устойчив в духовном мировоззрении, то эта устойчивость заключается в том, что он преобразует мир, в котором он живёт: его семья, общество, в котором он находится, работа, - там все одухотворяется. Не потому, что он там всем, так сказать, проповедует, не обязательно. Нужно говорить, конечно, о Боге, о философии, но нужно говорить тогда, когда уже есть «кредит доверия», когда человек уже понимает, что вы не маргинал, что у вас есть свой путь, который оберегает вас от страданий.

Петр Ковалев

Маргинал – это термин, который появился в 20-е годы XX века в американской социологии и изначально относился к эмигрантам. Люди разрывали старые связи, а адаптироваться к изменившимся условиям, полностью принять новые ценности, не могли.

Потребность в принадлежности находится на третьей ступени знаменитой пирамиды Абрахама Маслоу, основателя гуманистической психологии. Больший приоритет отдается лишь физиологическим нуждам и безопасности.

Маргинальность, то есть попадание на окраину социальной группы, не проходит для человека бесследно, приводит к конфликту между личностью и социумом.

То, что некогда считалось маргинальным, теперь стало общепринятым.
Джеффри Евгенидис. А порою очень грустны

Причины и виды маргинальности

Маргиналы – личности, у которых восприятие мира, принципы мышления, образ жизни и жизненные ценности кардинально отличны от норм, принятых в конкретном обществе. Наглядным примером маргиналов являются молодежные субкультуры.

Маргинал это человек, который не видит смысла в подчинении общим правилам и нормам.

Нестандартный взгляд на жизнь, странная, в общепринятом понятии, внешность, специфические интересы приводят к тому, что маргиналы изгоняются из общества, становясь изгоями. Став изгоем сначала маргиналы начинают вести своего рода «войну», с отвергшим их обществом. Она может проявляться в эпатажном стиле одежды, выставление на показ нетрадиционной ориентации, неповиновение законам, вызывающем поведении.

Крайней степенью показа изгоем обществу, что он не хуже, становятся преступления.

Современные социальные науки разделяют маргиналов на категории. В качестве критерия принято использовать причину возникновения статуса отчужденности.

Таким образом, выделяют следующие виды маргиналов:

  1. Этнические маргиналы
    Причиной, как правило, становится миграция. Особенно остро дезадаптация к новой среде проявляется в ситуации вынужденного переселения у беженцев. Языковой барьер, внешние и культурные различия препятствуют интеграции индивидуума на новой территории.

    Наглядный пример этнических маргиналов - беженцы. Оказавшись в чужой стране люди, не могут приспособиться к ее законам, порядкам, вероисповеданию, менталитету.

    Особенностью данного типа маргиналов является то, что отстраненность их от общего строя и уклада жизни, чаще всего, провоцируют коренные жители страны, отказываясь воспринимать беженцев равными себе.

  2. Экономические маргиналы
    К данному типу можно отнести людей либо с очень большим, либо с очень маленьким доходом.

    В первом случае, человек считает себя намного лучше всех тех, у кого денег меньше. Во втором – человек, наоборот, считает себя намного хуже других, так как не может зарабатывать столько, сколько получают остальные.

    Основной характеристикой и первого и второго случая является показное негативное отношение к окружающим, импульсивность, постоянные попытки наглядно показать, что они лучше остального общества.

    К статусу экономического маргинала приводит потеря источников дохода, собственности; невозможность восстановить их. Пик роста подобной категории граждан приходится на финансовые кризисы.

  3. Политические маргиналы
    Данный тип маргиналов характеризуется открытым активным противостоянием существующей в стране власти. У людей данного типа отсутствует гражданская ответственность, они нетерпимо относятся к любой правящей партии.

    В случае прихода к власти группы, которую поддерживал человек, он начинает противопоставлять себя и ей. Они не признают законов страны и, периодически, для самовыражения, нарушают их.

    Крах режима государства, смена правящих партий, обесценивание и потеря доверия политическими лидерами, все это приводит к нарушению причастности личности к устоявшейся группе. Человек «зависает» между двумя мирами.

  4. Социальные маргиналы
    К данной группе можно отнести личностей, у которых резко изменилось социальное положение в лучшую или худшую сторону, либо которые эмоционально разочаровались во всех людях.

    В обоих случаях человек становится замкнутым, самостоятельно отрешается от общества, эмоционален, с вызывающим поведением. Маргиналы данной группы воспринимают общество как ресурс для достижения определенной цели.

    В силу различных жизненных обстоятельств может происходить переход из одной социальной группы в другую как в восходящем, так и в нисходящем направлении. Например, удачный брак или наоборот, потеря успешного партнера. Другие привычки, ценности, образ жизни становятся причиной дистанции с новым окружением.

  5. Биологические маргиналы
    К данному типу маргиналов можно отнести трансгендеров, инвалидов, людей с психическими отклонениями.

    Биологические маргиналы не могут существовать в обществе на равных правах со всеми только по причине отторжения их обществом.

Среди большинства населения, существует ошибочное мнение, что маргиналы находятся на социальном дне общества. В действительности же среди них много преуспевающих и успешных людей, которые во внерабочее время живут той жизнью, которая им больше всего нравится.

Приобретение статуса маргинала может стать как сознательным выбором самого человека, так и иметь вынужденный характер. Несмотря на разные источники появления, существуют общие закономерности в чертах личности и моделях поведения маргиналов, реакциях со стороны общества.

Характерные черты маргиналов

Независимо от причины перехода из одной группы в другую, маргинал оказывается в промежуточном статусе. Он начинает сомневаться в своей ценности и значимости. Избегает новых контактов, так как боится быть отвергнутым, не понятым. Заранее предполагает, что потерпит неудачу в любом начинании.

Страх унижения, застенчивость на фоне потери прежних связей, приводят к одиночеству и изоляции. Человек погружается в себя. Обостряется ощущение несправедливого отношения к своей персоне, что приводит к негативному восприятию окружающих и прямой агрессии.

Маргинальность может стать причиной невротических нарушений личности и привести к глубокой . Человек теряет смысл существования, становится на путь саморазрушения.

Однако существует и позитивная сторона этого явления. Покидая свою социальную группу, индивидуум самостоятельно или вынужденно выходит из зоны комфорта. Это становится интенсивной тренировкой характера, силы духа. В итоге человек открывает новую область знаний, объединяет информацию о двух мирах, приобретает независимый, более рациональный взгляд.

Отношение общества к маргиналам


Само слово маргинал в повседневной речи в нашем обществе чаще используется с негативным оттенком, как вариант отклонения от нормы. Иногда происходит подмена понятий, и так называют людей без определенного места жительства, преступников, наркоманов, больных психическими заболеваниями. Но это не значит, что все маргиналы опасны и несут вред обществу.

Отдельные члены группы могут по-разному относиться к лицам, находящимся на краю их общности. У одних они вызывают отрицательную реакцию, желание отгородиться, другие проявляют жалость и сочувствие. Однако общая исторически сложившаяся бессознательная тенденция сообщества – защитить себя от влияния чужаков.

Группа проецирует на человека свои традиции, нормы и ценности, ожидает соблюдения устоявшихся правил и моделей поведения. Получив другую, не стандартную реакцию, общество воспринимает это как покушение на свои основы. Нарушитель должен быть изолирован и наказан.

Часто маргиналам выпадает роль незаслуженных жертв. Внутренние проблемы социальной группы приводят к поиску причины. Гораздо проще обвинить в своих неудачах того, кто находится рядом, но не является продуктом воспитания общности. Отщепенец обвиняется во всех бедах, хотя может и не иметь к ним абсолютно никакого отношения.

Маргинал – это человек, который несет в себе другие эталоны, даже в самых базовых понятиях. Необходимо приложить усилие и преодолеть стереотипы, дабы его понять. Не все готовы пойти на это.

Однако в развитых современных обществах на первый план выходит толерантность, у маргиналов появляется шанс занять устойчивое положение в новой среде, преодолеть невротические тенденции и проявить созидательное начало.

К чему приводит статус маргинала

К какому конкретно исходу приведет попадание человека в изначально не родственный ему социум, зависит от многих факторов.

При самом негативном сценарии, максимально обостряется конфликт, который может иметь разнонаправленный характер:

  • внутренний – маргиналу не удается найти свое место, его раздирают противоречия,
  • внешний – маргинал подвергается активным нападкам окружающих и отвечает агрессией.
Однако гибкость, готовность подстраиваться, открытость новому в сочетании с толерантностью группы помогают личности преодолеть пропасть и нивелировать различия.

Успешная адаптация к новой культуре не редкость. Человек может испытывать ностальгию и сохранять определенные ритуалы, но это не мешает реализовать себя и обрести устойчивые связи в новой среде.

Многие эксперты в области социологии и психологии считают, что маргинал это – источник культурного роста .
Он привносит в группу новые тенденции, идеи, взгляды.
Помогает членам общности развиваться, тренировать терпимость, расширять кругозор, смотреть на проблемы с другого ракурса.

Люмпен – кто это?


Люмпен – личность, ведущая сознательно асоциальный образ жизни и не стремящаяся его улучшить.

Сейчас, в общепринятом значении, люмпен это человек, у нет личного имущества, который перебивается временными заработками и ведет порочный образ жизни.

К ним относят:

  • людей без определенного места жительства;
  • наркоманов;
  • сознательных иждивенцев;
  • рабочий класс, живущий ниже минимального уровня прожиточного минимума;
  • людей, злоупотребляющих спиртными напитками;
  • преступников, отбывших наказание, и, которые не смогли вернуться к социальной жизни.
Одним из общих признаков люмпена является отсутствие мотивации к действию. Они не стараются увеличить материальный доход или получить социальный статус.

В большинстве случаев круг общения люмпена сводится к себе подобным, остальное общество они не принимают, как и общество их.

Классическая ситуация, которая очень часто является неотъемлемой ежедневной жизнью люмпенов: попрошайничать в подземных переходах или разгружать вагоны, чтобы заработать денег на еду и алкоголь.

Стоит отметить тенденцию: люмпенами называют людей, которые находятся на грани бедности, часто задаётся вопросом как не стать люмпеном.

Данная ситуация происходит в связи с тем, что в обществе перепутались понятия люмпен и мало обеспеченный человек.

Маргинал и люмпен: отличия

Достаточно часто понятие люмпены и маргиналы в современном обществе приравниваются к одному значению – люди, которые находятся в самом низу общества.

Однако, даже исходя из определений: "Люмпен", значение слова которого в переводе с немецкого, значит "отрепье", никак не может быть человеком, который просто смотрит на мир по другому, как маргинал.

Рассмотрим более подробно в таблице ниже, чем отличается Люмпен от Маргинала :

Социальная значимая позиция Люмпен
Материальное благополучие Наличие недвижимого и движимого имущества, материальных ценностей Отсутствие какого либо имущества и прав на него
Общественное положение Социально значимая личность, имеющая постоянный материальный доход Отсутствие постоянного места работы, отсутствие ежемесячного дохода
Отношение к общепринятым нормам поведения Игнорирование большинства норм и форм поведения целенаправленно Игнорирование большинства норм и форм поведения вынуждено
Круг общения В случае необходимости адекватное поведение на публике, не противоречащее нормам и правилам Отсутствие адекватного поведения
Стиль жизни Подчинение нормам и правилам, которые установлены в узкой социально среде, либо на основании личных предпочтений Подчинение законам и правилам жизни социального класса в которой находится личность
Исходя из данных таблицы, можно прийти к заключению, что люмпены и маргиналы не имеют практически ничего общего.

Отождествление понятий в обществе происходит только в результате не знания особенностей социальных классов.

Заключение

Восприятие маргинала, как антисоциальной личности – это однобокий взгляд. Не всегда человек, попавший в иную социальную структуру, несет отрицательный посыл. Поддержка и принятие становятся основой взаимовыгодной интеграции.

А, как вы относитесь к маргиналам?

Понятие «маргинальности» в социологии

Определение 1

Маргинальность – структурно неопределенное, переходное, пограничное социальное состояние субъекта.

Маргинальность – негативное социальное явление, характеризующееся состоянием «выключенности» из всех социальных институтов: политических, экономических, культурных, религиозных, институтов семьи и т.д. Люди, выпадающие из привычной социальной среды и не примкнувшие к другим общностям, переживают кризис самопознания и испытывают сильное психологическое напряжение.

Замечание 1

В классической социологии маргинал – лицо, находящееся на границе группы (одновременно и принадлежащее ей и в любой момент способное от группы освободиться). Маргинал – иной, другой, чужой, лицо, физически находящееся в группе, но изначально ей не принадлежавшее.

Присутствие маргинала в группе показывает последней, чем она не является. Он обладает относительной пространственной свободой от группы, всегда может ее покинуть.

Определение 2

Маргинальная группа – группа людей, отвергающая общепринятые ценности и традиции культуры, в которой находится, проповедующая и утверждающая собственную систему ценностей и норм.

Р. Парк в начале XX века разработал теорию маргиналов и маргинальных общностей.

Маргинальный человек по Р. Парку – это лицо, находящееся на границе разных групп и несущий в себе конфликт столкновения этих групп, различных культур и обществ.

Практикуемая маргинальность Парка проявляется в способе действия. Конфликтная ситуация возникает вследствие принадлежности к разным культурам, не совместимым между собой. Человек не может полностью идентифицировать себя ни с одной из культур, он находится между различными культурными и социальными формами. Неопределенность и непредсказуемость становятся особенностью его действий.

Маргинальность приводит к формированию чувства беспокойства и растерянности, значительно повышает возможность отклонений от норм и правил группы, появления кризиса доверия у индивидов.

Разновидности маргинальности

Для индивидуальной маргинальности характерно частичное вхождение индивида в группу, не принимающую его полностью и отчуждением от группы происхождения, отторгающей его как отступника. Индивид при этом оказывается «культурным гибридом», включенным в жизнь и традиции двух (или нескольких) групп.

Групповая маргинальность возникает вследствие изменений в социальной структуре общества, создания новых функциональных групп в политике и экономике, которые вытесняют старые группы и дестабилизируют их социальное положение.

Современная социология маргинальности включает три раздела:

  1. Структурная маргинальность. Социально-экономические исследование эксклюзии, безработицы, изучение негативной коннотации маргинальности, «продвинутой городской бедноты», когда маргиналы больших мегаполисов рассматриваются как результат продвинутости, диверсификации города.
  2. Культурная маргинальность. Междисциплинарная область изучения культурной маргинальности, включающая антропологию, психологию, исследующая вопросы происхождения ксенофобии, национализма, рассматривающая космополитизм как форму социально-культурного общения.
  3. Социология идентичности. Исследуются противоречивые личности. Когда границы идентичности подвижны, используют понятия «амбивалентная идентичность», «неоднозначный», «лабильная идентичность».

Основной социальный фактор, образующий маргинальный слой – граница в движении.

Маргинал может выступать как существо более цивилизованное, предрасположенное и восприимчивое к изменениям, ко всему новому. Или как консерватор, защищающий прежние, бывшие границы от которых зависит его идентичность. Он не желает включаться в новые границы, идентифицировать себя с новыми образованиями.

Выделяют различные группы маргинальности:

  • этномаргинальность – группы лиц, объединенные в результате миграций или выросшие вследствие смешанных браков, принадлежность к национальному меньшинству;
  • социомаргинальность – группы, находящиеся в процессе незавершенного социального перемещения, потеря общественного престижа, стигматизация, деклассирование маргинальных групп;
  • политическая маргинальность – объединяет группы, противостоящие легитимным правилам общественно-политической жизни и легальным возможностям, лишение права выбора, уход от участия в политической деятельности, от доступа к политическому влиянию;
  • экономическая маргинальность – отстранение от деятельности и потребления, включает безработных и «новых бедных»;
  • биомаргинальность – включает группы людей и отдельные индивиды, чье здоровье безразлично обществу (инвалиды, тяжело больные, старики);
  • возрастная маргинальность – объединяет группы, образующиеся при разрыве связей между поколениями;
  • религиозная маргинальность – группы, находящиеся вне конфессий;
  • криминальная маргинальность – включает преступные элементы.

Причины маргинальности

Приобретение статуса маргинала может носить как вынужденный характер, так и стать осознанным выбором самого индивида.

К возникновению маргинальности могут привести различные причины:

  • этнические – вынужденные переселения и миграции при которых внешние, культурные различия, языковой барьер препятствуют интеграции на новой территории;
  • экономические – потеря собственности, источников дохода, невозможность их восстановить; возникновению экономической маргинальности способствую экономические и финансовые кризисы;
  • политические – смена правящей партии, крах действующего политического режима, потеря доверия политическими лидерами;
  • социальные – вертикальная или горизонтальная мобильность, появление нового образа жизни, ценностей, привычек; социальное неравенство в обществе, изменение социальной структуры общества;
  • религиозные – смена религий.

Российские социологи среди причин маргинальности выделяют четыре основных фактора: переход общества от одной социально-экономической системы к другой; ухудшение уровня жизни населения; неконтролируемые перемещения значительных масс людей в результате разрушения социальной структуры; девальвация традиционных ценностей и норм.

Кого именуют маргиналами, и чем они отличаются от обычных людей? Маргинал — это человек, который по каким-либо особым причинам выпал из привычной среды, в которой живёт и обратно не попытался примкнуть к иному слою общества. Личность, находящаяся в подвешенном состоянии и обычно это касается людей, которые не соответствуют по ряду других причин, либо же из-за культурного аспекта.

История маргиналов: факты

На сегодняшний день слово «маргинал » является модным, но весьма неопределённым с точки зрения своего значения. Люди порой произносят его, не догадываясь о настоящем значении, но считают его весьма и весьма уместным. Историки говорят о том, что первыми маргиналами можно смело называть рабов, которые получили впоследствии свободу. Эти рабы не были приспособлены жить как свободные граждане и просто морально и психологически не были готовы к таким переменам. Можно привести пример современного маргинала, это особая категория немолодых людей, которые отсидели в тюрьме как минимум лет десять, и теперь вышли на свободу. Условия для них новые, однако, они не умеют и не знают, как в них существовать и снова в скором времени возвращаются обратно в места, которые приютили их на эти долгие годы.

Можно ли назвать маргинальность явлением?

Известный факт, что люди, которые в обществе совершенно никаких функций не выполняют, начинают со временем активно объединять свои усилия. Именно поэтому, маргиналами очень часто называют персон, которые относятся к разным классам. Отдельные люди, которых можно смело назвать остатками, личности , покинувшие историческую сцену и которые пока ещё не сумели найти себя в жизни. Обычно маргиналами называют необразованную категорию граждан, которая не может брать на себя какие-то системные функции и всё из-за общей неосведомлённости в процессе руководства и принятия важных решений. Государство часто выделяет общество маргиналов и акцентирует внимание на том, что они являются для страны особой проблемой.

Всё дело в том, что маргиналы ничего полезного не делают, если рассматривать этот вопрос в формате активного взаимодействия общества и людей. Эти люди опасны, они часто устраивают акции протестов против системы и полагают, что они правильно делают. Маргиналы продвигают в массы свои идеологии: коммунизм, фашизм, анархизм и др. Кем же на самом деле являются эти люди и почему на них обращают такие пристальное внимание? Неужели это самые обычные бунтари, которым не нравится, политический устрой в стране? А может, стоит копнуть глубже и окажется, что это всего лишь маска и на самом деле они несчастные жертвы обстоятельств. Сложно вот так сходу понять и разобраться в том, кто же на самом деле предстал перед нами, у каждого человека свой путь и тем более у персоны, которая называет себя маргиналом.

Ключевые признаки маргиналов

Можно смело выделить несколько ключевых признаков маргиналов, в числе которых следует отметить разрыв любых духовных, а также социальных связей, которые ранее существовали в «домаргинальной» жизни. Обычно в категорию маргиналов заносят беженцев, а также мигрантов. Люди, которые оказались на окраинах социальных групп, уволенный со службы военный, который пока ещё не определился чем именно, он будет заниматься по жизни. Среди иных признаков маргинальности стоит выделить такие характеристики как:

  • ряд психологических проблем – человек просто никак не может найти себя и своё «место под солнцем»;
  • мобильность – если нет каких-либо привязанностей, а также отсутствует жильё;
  • собственные ценности. В таки ситуациях даже возникает некоторая враждебность к обществу, которое существует;
  • вовлечение в какую-то иную

О типах

Можно выделить основные типы маргиналов , на которые стоит обратить внимание:

  • политические маргиналы. Данный термин можно смело применить к периоду власти Фиделя Кастро на Кубе. Время его правления сопровождалось кровопролитием, остров покинули более 2 миллионов человек, которые пытались спасти свои жизни бегством. Они стали политическими маргиналами, так как их не устроил режим и законы;
  • этнические маргиналы. Можно отнести в эту категорию людей, которые были рождены от представителей разных национальностей. Но маргиналом себя может назвать ребёнок лишь в том случае, если он не относит себя ни к одной из национальностей родителей и его нигде не признают. Историки называют этническими маргиналами представителей национальных меньшинств, которые разбросаны по всему свету;
  • религиозные маргиналы. Если весь мир придерживается какой-то одной конфессии, а отдельные персоны верят в существование другой высшей силы и активно пропагандируют верить в неё – их называют религиозными маргиналами;
  • маргиналы социальные. Эта категория маргинальности проявляется в тот самый момент, когда в обществе происходят перевороты, революции и оно переживает какие-то исторические катаклизмы. Группы людей не могут найти сой место в социуме и привыкнуть к новой системе власти. Довольно часто такие люди просто покидают страну и отправляются искать счастья за границу;
  • экономические маргиналы. Обычно такие группы людей не могут найти работу и способствуют только увеличению процента бедности среди населения. Экономические маргиналы пытаются жить за счёт государственных средств, а также подаяния, которое они получают от других людей. В современном обществе к этой категории причисляют также очень богатых людей, которые по сути выступают маргиналами и оторваны от общества;
  • биомаргиналы. Эту категорию граждан так называют потому, что у них возникли проблемы со здоровьем и они вынуждены были попытаться отыскать способы борьбы со своей проблемой, но ничего не получилось. Они считают, что государство обязано выделять им ежемесячно денежные средства на содержание и лекарственные препараты. Многие биомаргиналы не работают и даже не стремятся искать работу, в связи со своим физическим и психологическим здоровьем.
Похожие публикации