.

Старая парикмахерская в большом городе. Небольшая комната, часть которой занавешена портьерой. Три рабочих кресла, зеркала, у дверей вешалка, рядом столик для газет и два стула для ожидающих очереди клиентов. Летний день, послеобеденный час. Дверь на улицу распахнута настежь. Где-то поблизости крутят монотонную эстрадную мелодию. В одном из кресел развалился простодушного вида молодой человек в белой куртке. Это мастер заведения Наконечников. Разморенный жарой и вынужденным бездельем, время от времени позевывая, он перелистывает тонкую книжицу с цветными картинками. В эту минуту появляется Дутов, мужчина лет шестидесяти, тучный, лысеющий, вытирающий пот со лба и шеи.

ДУТОВ. Добрый день.

НАКОНЕЧНИКОВ. А-а... Николаю Иванычу - привет.

ДУТОВ. Жара какая, а?.. Градусов, думаю, под сорок.

НАКОНЕЧНИКОВ. Не меньше...

ДУТОВ. Уф... (Усаживается на стул.) Листья на деревьях свернулись... Что делается, а?

НАКОНЕЧНИКОВ. Не говорите...

Небольшая пауза.

Будем бриться? (Указывает на кресло.) Прошу.

ДУТОВ. Ой, погоди. Дай хоть отдышаться... Дальше так пойдет, и без грибов останемся...

НАКОНЕЧНИКОВ. Вполне возможно.

Пауза. Наконечников снова перелистывает книжку.

ДУТОВ. Ну? Как живете?.. Новости какие?

НАКОНЕЧНИКОВ. Новости?.. Да ничего такого. Все по-старому...

Снова молчат. Потом Наконечников показывает Дутову одну из страниц своей книжки.

Гляньте. Лев поссорился с крокодилом.

ДУТОВ. Ну?

НАКОНЕЧНИКОВ. Началась у них драка.

ДУТОВ. Ну?

НАКОНЕЧНИКОВ. Кто из них победил, как вы считаете?

ДУТОВ. Что? К чему ты?

НАКОНЕЧНИКОВ. Лев напал на крокодила. Началась у них битва.

ДУТОВ. Ну и что?

НАКОНЕЧНИКОВ. Кто, по-вашему, победил? Лев или крокодил?

ДУТОВ. Г-м... Ну лев.

НАКОНЕЧНИКОВ. Лев?

ДУТОВ. Конечно, лев.

НАКОНЕЧНИКОВ (тоном превосходства). Однако победил крокодил.

ДУТОВ. Неужели?

НАКОНЕЧНИКОВ. Факт. (Поднимается, бросает книжку, налаживает бритье.)

ДУТОВ (пересаживается в кресло). А где твоя напарница?.. Где Раиса Петровна?

НАКОНЕЧНИКОВ. В гастроном ушла. За сосисками. (Усаживает Дутова поудобней.) Головку повыше... Вот так... (Начинает бритье.)

ДУТОВ (не сразу). Крокодил, говоришь?

НАКОНЕЧНИКОВ. Он, Николай Иваныч, крокодил.

ДУТОВ. Скажи-ка... Но ведь лев посильнее будет. Среди зверей лев все-таки фигура.

НАКОНЕЧНИКОВ. Согласен, Николай Иваныч. Лев - царь зверей. Однако победил крокодил.

ДУТОВ. Удивительно...

НАКОНЕЧНИКОВ. Но факт. Победил крокодил.

Пауза. Наконечников работает.

Компрессик, Николай Иваныч? Помогает от жары.

ДУТОВ. Давай. Раз помогает.

Наконечников делает компресс.

НАКОНЕЧНИКОВ. Чем освежить? "Шипром", как обычно?

ДУТОВ. Давай.

НАКОНЕЧНИКОВ. А вот "Полет". (Показывает флакон.) Новый. Помягче будет.

ДУТОВ. Давай "Полет".

Наконечников прыскает одеколоном, орудует полотенцем. Закончил работу.

НАКОНЕЧНИКОВ. Ну как?.. Полегче стало?

ДУТОВ. Вроде бы да. Благодарю. (Расплачивается.) Уважил. Омолодил.

НАКОНЕЧНИКОВ. Всегда к вашим услугам.

ДУТОВ (поднялся, заглянул в зеркало). Как же мне теперь молодому-то, куда ж пойти?

НАКОНЕЧНИКОВ. Как куда? К дамам, Николай Иваныч. А то куда?

ДУТОВ. К дамам, говоришь?.. А что? Можно и к дамам. Ничего еще. Не жара бы, так я бы... Кое-что я еще могу. А ты думал? И выпить могу. И спеть. И сплясать, как бывало... Резюме, правда, уже не подведу.

НАКОНЕЧНИКОВ (оживился). Прибедняетесь, Николай Иванович.

ДУТОВ (развел руками). Врать не люблю.

Оба смеются.

Но ты, слышь, Миша. Женщинам ты ни гуту. Ни одной, Раисе Петровне - тоже. Молчок. Военная тайна.

НАКОНЕЧНИКОВ. Могила.

ДУТОВ. Счастливо, Миша. (Уходит, в дверях останавливается.) А все-таки, стало быть, крокодил?

НАКОНЕЧНИКОВ. Факт, Николай Иваныч. Победил крокодил.

ДУТОВ. Чудеса, да и только. (Уходит.)

После его ухода Наконечников снова пытается читать, но клюет носом и вскоре погружается в сон. Музыка неожиданно усиливается, на улице послышались шум и голоса.

Наконечников не реагирует ни на то, ни на другое. Шум и голоса приближаются, и в парикмахерскую вбегает Эдуардов, длинноволосый молодой человек в клетчатом костюме. Он бросается к раковине, хватает стакан, набирает воды, жадно пьет, после чего устремляется к выходу, но на пороге останавливается, поворачивает обратно и скрывается за портьерой. Там он опрокидывает какую-то посудину - раздается грохот, и Наконечников просыпается. В это мгновение в парикмахерской появляется Незнакомка - молодая женщина привлекательной наружности, одетая по последней моде. Ее появление неожиданно, неординарно, и сонный Наконечников смотрит на нее с изумлением. Она осматривается и в изнеможении опускается на стул - рядом с Наконечниковым.

НЕЗНАКОМКА. Воды...

Наконечников не двигается и молчит, преодолевая барьер между сном и действительностью.

Дайте воды!

Наконечников не шевелится.

Вы глухой?

Наконечников в ответ что-то промычал.

Немой?.. Контуженный?

НАКОНЕЧНИКОВ (наконец очнулся). Никак нет...

НЕЗНАКОМКА. Тогда дайте мне воды.

Наконечников осторожно, как бы боясь спугнуть гостью, поднимается и подает ей стакан с водой. Та пьет большими глотками.

НАКОНЕЧНИКОВ (повинуется). Сейчас...

Он окончательно проснулся.

НЕЗНАКОМКА. Еще.

Третий стакан с водой он подает ей уже не без галантности.

Кроме вас есть тут кто-нибудь еще?

НАКОНЕЧНИКОВ. Здесь?.. Как видите.

НЕЗНАКОМКА. Никого?

НАКОНЕЧНИКОВ. А в чем дело?

НЕЗНАКОМКА. Я спрашиваю: есть тут кто-нибудь кроме вас?

НАКОНЕЧНИКОВ. Никого... Абсолютно.

НЕЗНАКОМКА. Это правда?.. А там? (Показывает на портьеру.) Нет там никого?

НАКОНЕЧНИКОВ. Ни души!

НЕЗНАКОМКА. Вы уверены?

НАКОНЕЧНИКОВ (приосанился). Не волнуйтесь. Я здесь один.

Небольшая пауза. Наконечников подходит к Незнакомке.

(Интимно.) Мы абсолютно одни.

НЕЗНАКОМКА (усмехнулась). Что вы этим хотите сказать?

НАКОНЕЧНИКОВ (не замечая ее усмешки, подмигивая). "В этом зале пустом мы танцуем вдвоем..."

НЕЗНАКОМКА (холодно). Прекратите. (Поднялась.) Вы меня не так поняли. Я ищу совсем другого человека.

НАКОНЕЧНИКОВ (растерянно). Да?.. (Не сразу.) Но я... мне показалось, что вы хотели со мной поговорить...

НЕЗНАКОМКА (с пренебрежением). Я - с вами?.. Да ничего подобного!

Она выходит на улицу, но в это время за портьерой раздается тот же грохот. Эдуардов чертыхается. Незнакомка мигом возвращается в парикмахерскую и, отстранив рукой и без того униженного Наконечникова, подходит к портьере, приоткрывает ее и обнаруживает там Эдуардова с тазом в руках. При виде его Незнакомка преображается. Из надменной самоуверенной женщины она превращается в робкую неуклюжую просительницу.

Извините... Простите за беспокойство...

ЭДУАРДОВ (с досадой). Что вам угодно? (Оставил таз и вышел из прикрытия.)

НЕЗНАКОМКА. Простите, но разве вы меня не узнаете?

ЭДУАРДОВ (грубо). Первый раз вижу.

НЕЗНАКОМКА. Но как же... Мы ехали с вами в одном такси...

ЭДУАРДОВ. Не помню.

НЕЗНАКОМКА (краснея). Вместе шли по улице...

ЭДУАРДОВ. Не знаю...

НЕЗНАКОМКА. Я проводила вас до гостиницы...

ЭДУАРДОВ. Меня всегда кто-нибудь провожает.

НЕЗНАКОМКА. Вы меня поблагодарили...

ЭДУАРДОВ. Я человек вежливый, но я вас не помню. Извините. (Наконечникову.) Шеф, можно у вас напиться?

Наконечников молчит. Он снова изумлен. Эдуардов пьет.

НЕЗНАКОМКА (жалобно). Вы подарили мне трамвайный билет. Вот он... (Достает из сумки трамвайный билет.)

ЭДУАРДОВ. Могу подарить еще один. (Полез в карман, достал оттуда горсть трамвайных билетов.) Сколько угодно. Я раздаю их пачками. Каждый день.

НЕЗНАКОМКА. Вы сделали мне комплимент. Высказали, что я похожа на...

ЭДУАРДОВ (устало). На Софи Лорен. Ладно. Я вас узнал.

Незнакомка просияла.

(Строго.) Узнал. Но с тех пор, как мы виделись, вы сильно изменились.

НЕЗНАКОМКА. Как?.. Мы виделись с вами вчера!

ЭДУАРДОВ. Все равно. Вы очень изменились.

Незнакомка растерялась, съежилась, увяла.

Ладно, чего вы хотите?

НЕЗНАКОМКА (жалобно). Вы сами знаете...

ЭДУАРДОВ (сухо). Когда?

НЕЗНАКОМКА. Сегодня!

ЭДУАРДОВ. Невозможно.

НЕЗНАКОМКА. Прошу вас!

ЭДУАРДОВ. Ничего не выйдет.

НЕЗНАКОМКА. Завтра.

ЭДУАРДОВ. То же самое.

НЕЗНАКОМКА. В четверг!

ЭДУАРДОВ. Навряд ли. Но вернее всего: нет.

НЕЗНАКОМКА. А вдруг! Умоляю вас, возьмите мой телефон! (Протягивает ему бумажку.)

ЭДУАРДОВ (жестом отвергает ее телефон). Я вам не позвоню. Забуду. (Милостиво.) Возьмите мой. (Достает блокнот, пишет.) Позвоните в среду. Но учтите, я ничего вам не обещаю. У меня люди на всех люстрах висят.

НЕЗНАКОМКА. Я надоела вам, простите...

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Изложение «Несравненный Наконечников» — Действие первое . И в закладках появилось готовое сочинение.

Ход урока.

Слово учителя .

19 августа 2010 года драматургу Алек-сандру Вампилову исполнилось бы 73 года... «Случай, пустяк, стечение обстоятельств ино-гда становятся самыми драматическими мо-ментами в жизни человека». Мало кто знает, что именно с этих, пророческих и по отноше-нию к нему самому, слов начался путь Алексан-дра Вампилова в литературу. Их автору, сту-денту филологического факультета Иркутского университета в апреле 1958 года было всего 20 лет. Судьба отпустила ему только 11 лет лите-ратурной работы, за которые он наряду с про-изведениями малых жанров (всего около 70 на-званий) успел создать 4 больших - «Прощание в июне» (1964), «Старший сын» (1965), «Утиная охота» (1968) и «Прошлым летом в Чулимске» (1971) - и 3 одноактные пьесы («Провинциаль-ные анекдоты») плюс оставшиеся незавершён-ными «Несравненный Наконечников» и «Квар-тирант». Но и этого небольшого объёма с лихвой хватило не только на то, чтобы вписать-ся в современную ему драматургию, но и на то, чтобы стать вполне самостоятельным явлени-ем. Именуемый ныне «театр Вампилова» стал качественно новым звеном в золотой цепочке русского классического театра, ещё раз упро-чив его мировую славу.

К сожалению, мы до обидного мало зна-ем биографию драматурга. Выступление че-тырёх учащихся:

1-й у ч е н и к. «Вероятно, будет сын, и бо-юсь, как бы не был писателем, так как во сне я всё вижу писателей...

Во сне с Максимом Горьким целовал его в щетинистую щёку». И чуть позднее: «Моё предчувствие оправдалось... сын. Не назвать ли его Львом или Алексеем?» Это строки из писем отца Вампилова в родильный дом, где 19 августа 1937 года его жена Анастасия Про-копьевна Вампилова (Копылова) родила их четвёртого по счёту ребёнка... Тот, 37 год, во-шёл в историю ещё и как год столетия со дня гибели А.С.Пушкина, и именно в его честь ро-дители назвали новорождённого Алексан-дром. Увы, его отцу, Валентину Вампилову, было не суждено принять участие в воспита-нии младшего сына. Он трагически рано ушёл из жизни - директор школы, человек, до са-мозабвения влюблённый в литературу.

2-я у ч е н и ц а. «После гибели мужа я ос-талась работать преподавателем математики в той же школе посёлка Кутулик, где мы начи-нали учительствовать. Долгих 22 года прожи-ла я с детьми в бревенчатом доме барачного типа...» - так скупо говорит о себе мать Але-ксандра Вампилова, которой Валентин Гри-горьевич Распутин посвятил рассказ «Уроки французского», приурочив его публикацию к годовщине гибели друга. Отзывчивый и вме-сте с тем строгий характер Анастасии Про-копьевны, вне сомнений, оказал на формиро-вание личности будущего писателя доминирующее влияние.

«Это была удивительная семья, по-настоя-щему интеллигентная, где благородство отно-шений ценилось превыше всего» - так харак-теризовали семью Вампиловых односельчане.

3-й у ч е н и к. Каким рос Саша? Увлекал-ся и музыкой, и спортом, и драматическим кружком... Собирал по округе бездомных со-бак и кормил их... Хорошо играл на гитаре и немного пел... Много читал - библиотека ос-талась от дедушки: Пушкин, Чехов, Есенин, Толстой, любил Гоголя и особенно - Досто-евского. Рассказы он начал писать на первом курсе университета.

Подлинная слава пришла к Вампилову, когда его уже не было в живых. Трагедия про-изошла 17 августа 1972 года. Лодка, в которой был Вампилов, на полном ходу натолкнулась на невидимое под водой бревно - топляк, сразу перевернулась, стала тонуть. Вампилов

поплыл к берегу, до которого было не так да-леко. Но слишком холодной оказалась вода (5 градусов) и слишком тяжёлой стала тёплая куртка... Вампилов не доплыл до каменистого берегового откоса несколько метров.

4-й у ч е н и к. В перечне друзей Алексан-дра Вампилова есть три имени, о которых не-обходимо сказать особо. Это - Валентин Распутин, Николай Рубцов, Александр Твар-довский. Валентин Распутин, прочитав ту или иную сцену, восхищённо говорил: «До чего же хорошо!» Александр Твардовский неизменно отзывался: «Ох, Вампилов далеко пойдёт... Очень далеко пойдёт».

С Николаем Рубцовым они дружили, встречаясь в Москве, в общежитии Литера-турного института, пели под гитару одни пес-ни и всегда относились друг к другу с нежным и внимательным участием.

С фотографии на нас смотрит молодой
смуглый человек с густой чёрной шевелюрой
и весёлыми искрящимися глазами... (Обра-
щаем внимание на портрет Вампилова в цен-
тре доски.) Но подлинное представление о
его личности может дать только книга, остав-
ленная в наследство всем людям.

Пьеса «Несравненный Наконечников» со-здавалась в то, последнее лето, и осталась неоконченной. Дома вы прочитали 1-ю карти-ну первого действия.

Итак, представьте, что вы сидите в зри-
тельном зале. Открывается занавес. Расска-
жите, что вы увидели на сцене. (По материа-
лам экспозиции.)

(Очень важно, чтобы ребята почувствова-ли контраст между окружающей обстановкой, угнетающе непривлекательной - «старой па-рикмахерской» и «молодым» человеком в бе-лой куртке. Молодости свойственны дейст-вие, энергия, а здесь - сонное царство, как в Обломовке.)

    Первая сцена производит безрадостное впечатление: старая парикмахерская... моно-тонная мелодия... разморённый жарой моло-дой человек в белой куртке... вынужденное безделье... позёвывает. Кажется, жара пара-лизовала жизнь в городе и в этом заведении тоже. Ничего не хочется, полная апатия...

    Что вы знаете о его (Наконечникова) прошлой жизни?

    Он родом из деревни, отслужил в ар-мии, три года как женат, двое детей. Три года

ПОИСК. ОПЫТ. МАСТЕРСТВО

работает мастером в парикмахерской, но «надоело».

    Где завязка пьесы? Что послужило тол- чком к началу действия?

    Словно взрыв: кто-то вбегает, раздаёт-ся грохот... Это некто Эдуардов прячется за портьерой.

Мне кажется, что это Её Величество
Жизнь вторгается вместе с «длинноволосым
молодым человеком в клетчатом костюме».

Эдуардов скрывается от очередной по-клонницы, в пьесе именуемой Незнакомкой... Её появление тоже неожиданно. Вид краси-вой женщины приводит парикмахера в изум-ление. Наконечников просыпается .

Инсценирование со слов: « Кроме вас тут есть кто-нибудь ещё?..» до слов: «Я надоела вам, простите». Двое учащихся исполняют роли Незнакомки и Наконечникова.

    Что вы можете сказать о новых героях пьесы? Для ответа обратитесь к ремаркам, которые помогают автору обратить внимание на поступки героев, на психологический смысл их высказываний.

    Эдуардов тщеславен, груб, самоуверен, бесцеремонен. Он разговаривает с девушкой «грубо», «устало», «сухо», «милостливо» машет рукой... Он производит впечатление человека, избалованного жизнью.

    Незнакомка, несмотря на внешнюю эф-фектность («одета по последней моде»), произ-водит вначале впечатление надменной: говорит «с пренебрежением», «холодно» с Наконечнико-вым, а в ходе беседы с Эдуардовым, своим ку-миром, превращается в жалкую просительни-цу - «краснея», «жалобно», принимает «с благоговением» его номер телефона.

    Какая ремарка напоминает нам строчку из Чехова?

    Растерялась, съёжилась, увяла. Сразу вспоминаешь «Толстого и тонкого» (он «съё-жился, сгорбился, сузился»).

    Какой стилистический приём использу- ют писатели?

    Приём градации - повышение (или по-нижение) силы выражения от слова к слову -членов синонимического ряда, тематической группы.

Наконечников потрясён успехом Эду-
ардова. (Вновь обращаемся к ремаркам: он «в
изумлении», «в оцепенении».) Он догадывает-
ся, что это связано с профессией неожидан-
ного посетителя его салона.

Наконечников узнаёт, что Эдуардов - ар-тист. Приближающийся шум толпы поклонни-ков вдохновляет парикмахера на новые рас-спросы: юноша пытается узнать, не может ли и он стать артистом. Эдуардов устраивает ему экзамен.

Чтение по ролям диалога Наконечникова и Эдуардова от слов: «Слушай, как определя-ют талант?» до слов: «Боюсь, что широкая публика тебя не поймёт».

Тогда Эдуардов советует заняться лите-ратурой, и наконец, предлагает обратиться к

драматургии. Дав совет, артист удаляется, а на шум толпы выходит...надменный Михаил Наконечников.

    Каков подтекст реплики Наконечникова «Ещё услышите»?

    Наконечников принимает решение за-няться драматургией, писать пьесы. Он полон честолюбивых планов. У него появилась цель - стать драматургом.

    Так неожиданно приходит решение к ге-рою - ведь перед нами особый вид пьесы. Её герои должны петь и плясать, выявляя свои склонности и таланты. Автор не создал к пьесе афиши, не обозначил он и жанра произведе-ния. А между тем это водевиль . Послушаем, каковы же признаки классического водевиля.

Выступление ученика с рассказом о воде-виле. (Краткое изложение статьи о водевиле из словаря литературоведческих терминов.)

    Можно ли суждения и поступки героев считать легковесными, водевильными?

    Да, поведение Наконечникова с Незна-комкой («интимно», «подмигивая»), выясне-ние молодым парикмахером преимуществ профессии актёра, появление актёра Эдуар-дова с... тазом в руках, экзамен Наконечнико-ва на профпригодность и т.д. - эти сцены вы-зывают улыбку.

Свою профессиональную подготовку
юноша, решивший стать драматургом, начи-
нает с нуля. Много событий, весёлых, забав-
ных, должны вести к постепенному формиро-
ванию характера и становлению настоящего
драматурга.

Труд и неудачи отточат характер героя и оп-ределят его судьбу. Таковы условия жанра во-девиля. Познакомимся с продолжением пьесы.

Предлагаем вашему вниманию фраг-
мент из 2-й картины, которой нет в учебниках...

Инсценирование отрывка. 3 ученика: Ка-питолина (жена Наконечникова), Наконечни-ков, тёща Полина Матвеевна.

Квартира Наконечникова. Капитолина гладит детские пелёнки. Из-за ширмы слы- шен слабый голос тёщи Наконечникова - По- лины Матвеевны.

П о л и н а М а т в е е в н а. Капитолина... Капитолина!

К а п и т о л и н а (громко). Чего опять?

П о л и н а М а т в е е в н а. Капитолина!

К а п и т о л и н а (подходит к ширме, кри- чит). Чего тебе?

П о л и н а М а т в е е в н а. Кто к нам при-шёл?

К а п и т о л и н а (кричит). Никого! (Исче- зает за ширмой, кричит там.) Никого, говорю, нет.

(Возвращается, продолжает работу.)

Пауза.

П о л и н а М а т в е е в н а. Капитолина... (Через некоторое время.) Капитолина!

К а п и т о л и н а (прошла за ширму, кри- чит). Ну что? Что ты меня дёргаешь поминут-но? У меня голова болит кричать.

П о л и н а М а т в е е в н а. Что говоришь? Не слышу.

К а п и т о л и н а (кричит). Голова, гово-рю, болит! С тобой разговаривать - голова болит! И тебе нельзя. Спокойно тебе надо ле-жать! Слышишь, спокойно!

П о л и н а М а т в е е в н а. Капитолина! Что это Михаил по ночам свет жжёт? Что это он делает?

К а п и т о л и н а (вбегает за ширму, яро-стно). Какое тебе дело, мама! Ты можешь по-молчать или нет?

П о л и н а М а т в е е в н а. Вроде как за столом сидит. А что делает?

К а п и т о л и н а (кричит). Пьесу пишет! Книгу ли! (Негромко.) Чёрт его знает, что он там пишет. (Кричит.) Напишет - ему за это деньги дадут! Понимаешь! (Негромко.) Дадут - держи карман шире.

П о л и н а М а т в е е в н а. Деньги?.. Ба-тюшки мои! Неужто он деньги подделывает? В тюрьму попадёт!

К а п и т о л и н а. Да нет! (Смеётся. Потом снова кричит.) Не поняла ты! Книгу он пишет! Книгу! Сочиняет он! (Негромко.) Человек был как человек, и на тебе. (Кричит.) Писателем, говорю, заделался! Сочинителем!

П о л и н а М а т в е е в н а (неопределён- но). А-а... Ну это ничего...

Входит Наконечников.

К а п и т о л и н а. Явился.

Н а к о н е ч н и к о в. Чтоб она сгорела, эта парикмахерская... Ты подумай, сколько бы я мог написать за целый день!

К а п и т о л и н а. Может, ты работу бро-сишь? (Берёт со стола увесистую папку, по- трясает ею в воздухе.) Мало ты бумаги из-вёл?.. А кому это надо?

Н а к о н е ч н и к о в. Положь на место. Сколько я просил тебя не трогать рукопись руками? (Взял папку.) Здесь только начало. Главное впереди.

К а п и т о л и н а. Мать вон думает, что ты ночами деньги печатаешь.

Н а к о н е ч н и к о в. Невежество... Но в фигуральном смысле верно. Ты знаешь, сколько зашибают в драматургии, какие деньги?

К а п и т о л и н а. Кто зашибает? Ты пи-сать-то грамотно не умеешь. Ну! А сколько книжек ты вообще прочитал? Две? Три?

Н а к о н е ч н и к о в. Это не имеет значе-ния. Я иду от жизни.

К а п и т о л и н а. Куда ты идёшь?.. Иди лучше в садик, за ребятишками. Помоги. Мне в магазин надо, в аптеку, в химчистку. Где же я успею?.. Сходи за ребятишками.

Н а к о н е ч н и к о в. Не могу. Сажусь пи-сать. Посижу, пока их нет.

К а п и т о л и н а (неожиданно ласково). Миша... (Подходит к нему.) Брось ты эту писа-нину, прошу тебя. Забудь, Миша, не твоё это дело (обнимает его)... Опомнись. Ну зачем тебе эти бумажки?..

Наконечников поддался было на её ласку, но лишь на мгновение.

Вспомни, как хорошо нам было без лите-ратуры...

Н а к о н е ч н и к о в (отстраняя жену от себя, решительно). Я должен писать.

К а п и т о л и н а (зло). Ненормальный! Псих! (Хватает сумку, убегает.)

    Что нового появляется в характере На- конечникова?

    Наконечников стал деятельным, увле-чённым.

Литература в школе. 2010. № 12.

ПОИСК. ОПЫТ. МАСТЕРСТВО

    Желание стать драматургом всё бо-лее крепнет, своё будущее он связывает именно с этой работой - уже написана «уве-систая папка».

    Его решительное «Я должен писать» выдаёт человека, одержимого идеей, целеус-тремлённого. Он уже «не может» не писать.

    У героя появляется чувство ответст-венности за избранную профессию. Вы пра-вильно заметили: в парикмахерской он пре-бывал в полусонном состоянии, а теперь ему даже не хватает времени для творчест-ва: «Чтоб она сгорела, эта парикмахерская! Сколько бы я мог написать за целый день!» Судя по тексту, и ночью Наконечников про-должал работу, к огромному неудовольст-вию своих близких. Тяжело осознавать, что родные люди не разделяют твоих увлече-ний, не верят в успех. К сожалению, родите-ли Вампилова тоже не поддерживали сына. Незадолго до гибели Саша упрекнул мать: «А ведь ты, мама, не верила в меня». И это не единичный случай в истории. «У тебя на уме только стрельба, возня с собаками и ло-вля крыс, ты будешь позором для всей се-мьи», - стыдил мистер Дарвин своего сына Чарльза.

    Как представляется вам дальнейшая судьба Михаила Наконечникова?

Мнения учащихся разделились: одни го-ворили, что его «заедят» жена и тёща и он всё оставит... Другие верили, что он в перерывах между работой в парикмахерской будет упор-но писать... Некоторым эта затея казалась до-вольно смешной: какой из парикмахера дра-матург!

Между тем мы знаем, как рисовался
автору задуманный финал : «Герой бежит из
театра. Он ничего из этого уже не хочет, он
бежит через зрительный зал, а за ним бежит
режиссёр, который всё же надумал ставить
его пьесу».

ная идея, цель... он ещё человек и его сущест-вование имеет смысл».

- Как название произведения помогает
понять авторское отношение к герою?

Ответ подготовленного ученика:

Фамилия Наконечников могла проис-
ходить: 1) от слова «наконец» - в конце все-
го, после всего, в конце концов; 2) наконец-
то! - восклицание для выражения
удовлетворения по поводу осуществления че-
го-нибудь, долго ожидаемого (словарь
С.Ожегова. - С. 348).

Несравненный - значит, превосходный, замечательный.

Мне кажется, что простодушный парик-махер наконец-то понял своё предназначение, и это, по словам автора, - замечательно!

Конечно, автор иронизирует над своим
героем (ирония - придание словам смысла,
противоположного их словарному, буквально-
му значению), давая ему такую характеристи-
ку. Между тем мы чувствуем и его симпатию к
«новоиспеченному» драматургу: да, увлечение
могло остаться лишь мимолётным эпизодом,
яркой творческой вспышкой в биографии па-
рикмахера, но Наконечников добивается жела-
емого - пьесу собираются ставить в театре.
А это успех, признание в нём таланта.

Законы композиции требуют, чтобы про-изведение имело так называемую рамку, то есть начальная фраза, мысль произведения так или иначе возникали в его конце (ср. у Го-голя: «К нам едет ревизор»). Все герои пье-сы: и Эдуардов, и Незнакомка, позднее Нако-нечников просят... воды. В этом слове есть, как нам кажется, особый смысл, это то клю-чевое слово, которое одухотворяет всё про-изведение.

- Жажда, которую они все испытывают,
особого свойства. Можете ли вы сказать, ка-
кого?

Достаточно вспомнить слова из пушкин-ского «Пророка»: «Духовной жаждою томим, / В пустыне мрачной я влачился».

Эти слова можно отнести к положению и настроению главного героя в самом начале произведения.

Но вода всегда ассоциировалась с Жиз-нью, Воскресением. Таким живительным глот-ком, вернувшим Михаила Наконечникова к жизни, стало увлечение драматургией. И мож-но только порадоваться за него: он, хотя и не сразу, нашёл своё место в жизни, трудную, но интересную для него работу. Однажды «запа-лившись» новой идеей , он воплотил её в жизнь. А сколько людей так и не могут понять своё призвание, занимаются неинтересной для себя работой, превращая жизнь в пытку?! Пройдёт время, и каждый из вас по окончании школы станет перед этим трудным выбором: кем быть, чему себя посвятить? И если уже сейчас вы об этом задумаетесь, поставите пе-ред собой цель, будете терпеливы и настойчи-вы - удача и признание найдут вас.

Закрепление изученного :

    О чём эта пьеса?

    О выборе своего призвания, о выборе своей профессии.

    О слепом преклонении перед кумирами.

    О жестокости, хамстве как норме пове-дения (Незнакомка с Наконечниковым, Эдуар-дов с Незнакомкой, Капитолина с матерью).

    Об исчезновении доброты и доверия в отношениях между людьми.

Эта пьеса о смысле жизни вообще.
Домашнее задание : учебник, с. 143. По

аналогии с гоголевскими «замечаниями для господ актёров» «Ревизора» составьте свои характеристики для героев пьесы «Несрав-ненный Наконечников»; прочитайте в учебни-ке определение водевиля и обозначьте в тет-радях его своеобразие.

ЛИТЕРАТУРА

    Литература. 7 кл.: Учеб.-хрестоматия для общеобразовательных учреждений / Авт.-сост. Т.Ф.Курдюмова. - 7-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2006.

    Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост. Л.И.Тимофеев и С.В.Тураев. -М.: Просвещение, 1974.

АНТОНОВА Татьяна Геннадьевна -

учитель Большешатьминской средней школы им. Героя Советского Союза Васильева Владимира Васильевича,

Красноармейский район Чувашской Республики

[email protected]

ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ... КТО ОН И КАКОЙ?

Аннотация. Для героев классической литературы понятия Родина, долг, честь, семья были главенствующими в жизни. Учитель, предлагая обра титься к произведениям Кабакова и Дёгтева, подвигает учеников заду маться о том, кого можно назвать героем нынешнего времени. Ключевые слова: современная Россия, бизнес, материальные блага, поиск дороги жизни, искушение, покаяние, защита Родины, путь служения.

Annotation. The concept of Homeland, duty, honor and family were overriding in life for the heroes of classical literature. Teacher offers to turn to the works of Kabakov and Degtev and pushes students to think about who could be called a Документ

В 2010 году Начальная школа Основная школа Средняя школа Всего по школе Общее... врача Российской Федерации от 29.12 .2010 года № 189), зарегистрировано в... . В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение, 2008. итература . 6 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений...

  • Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 годы

    Основная образовательная программа

    ... (включая словари разного направления). итература Борисенкова О.В., Чуракова Н.А., Малаховская... ? Представь, что есть две школы - школа А и Б. В школе А рас­писание уроков в 1 ... специалистов и служащих Приказ от 30.12 .2010 г № 385 о внесении дополнений...

  • Интеграция государств постсоветского пространства в рамках содружества независимых государств правовые и организационные аспекты итература для дошкольников и учащихся 1-2 ... в 2009-2010 учебном году... Милосердие», «Подари книгу школе» , «Школа объявляет поиск», « ...

  • Михаил Наконечников работает парикмахером в одном из салонов города. На улице стоит невыносимая жара. Клиентов в парикмахерской нет, и от скуки Михаил читает книжку. Пришёл один из постоянных клиентов мастера, Николай Иванович Дутов. Он пожаловался на сильную жару, и попросил сделать стрижку. Парикмахер рассказал своему клиенту о только что прочитанной истории из книжки. Расплатившись за работу, Николай Иванович ушёл. Парикмахер вновь взялся за книгу, и, разморённый жарой, незаметно для себя задремал.

    На улице раздался громкий шум, музыка, и голоса людей. Внезапно в парикмахерскую вбежал какой-то мужчина, и спрятался за портьерой. Что-то упало, и Наконечников проснулся. Открылась дверь, и в салон вошла красивая молодая женщина в модной одежде. Посетительница попросила у Михаила воды, и, выпив три стакана освежающей жидкости, принялась выяснять у мастера, есть ли кто ещё в помещении. Польщённый парикмахер решил, что молодая женщина желает остаться с ним наедине. Но незнакомка разочаровала Михаила, она сказала, что ей нужен совершенно другой мужчина. Парикмахер объяснил, что в салоне, кроме него, никого нет, и женщина пошла к выходу. Тут за ширмой опять раздался шум, незнакомка вернулась, и откинула портьеру.

    Увидев там молодого человека, самоуверенная женщина заговорила с ним робко и почтительно. Неизвестный мужчина сначала отказывался от знакомства с навязчивой дамой, но потом дал ей свой номер телефона. Обрадованная таким поворотом событий, женщина наконец-то ушла.

    Удивлённый таким поведением незнакомца, Михаил поинтересовался, почему тот так повёл себя с привлекательной дамой. На что молодой человек ответил парикмахеру, что он известный певец, и ему просто надоели толпы поклонников. Артист Вадим Эдуардов посоветовал Наконечникову тоже заняться артистической деятельностью. Он предложил Михаилу сначала спеть, а потом станцевать. Но, к разочарованию парикмахера, Вадим не обнаружил у него ни вокальных, ни танцевальных данных. Тогда Эдуардов предложил Михаилу заняться драматургией, так как сочинители пьес отлично зарабатывают, и имеют всеобщее уважение и почёт. Единственная трудность заключается в том, что желательно иметь связи в артистической среде. Михаил заверил артиста, что таковые связи у него есть, так как директор театра является его постоянным клиентом. Эдуардов пожелал успехов на новом поприще будущему драматургу, и ушёл.

    На улице послышался шум. Михаил открыл дверь, и увидел толпу народа, которые поинтересовались, где их кумир. Наконечников фамильярно ответил, что Вадим ушёл, и он, драматург, сам может дать автограф.

    Прошло время. Наконечников всё также работает в парикмахерской, но он твёрдо решил стать драматургом, и вечерами пишет пьесу. Жена Михаила, Капитолина, сомневается, что своим писательством супруг сможет заработать деньги. Вместе с ними живёт парализованная и потерявшая слух мать Капитолины, которая вообще удивлена, зачем зять по ночам жжёт свет.

    Однажды вечером, когда жены не было дома, в дверь постучалась симпатичная молодая женщина, оказавшаяся агентом страховой компании. Поговорив о делах, Михаил начал рассказывать девушке о своей нелёгкой профессии драматурга, и пообещал ей отправить приглашение на премьеру своей пьесы, которая якобы состоится зимой. Рассчитывая на более близкие отношения, парикмахер садится поближе к девушке, узнаёт её имя, и неоконченная пьеса Вампилова на этом прерывается.

    Вампилову не удалось завершить начатую работу, и каким будет продолжение, каждый волен решать сам.

    Картинка или рисунок Вампилов - Несравненный Наконечников

    Другие пересказы для читательского дневника

    • Краткое содержание Мама куда-то ушла Распутин

      В рассказе В. Распутина «Мама куда-то ушла» повествуется о мальчике, который спросонья внимательно наблюдал за ползающей мухой. Это насекомое было первым, кто попался ему на глаза ранним утром.

      Князь Александр был отпрыском великого князя Ярослава. Он был мощным, разумным и смелым. Однажды король Римской веры из Полуночной страны пожелал захватить территорию князя.

    Александр Вампилов

    Несравненный Наконечников

    Водевиль в двух действиях с прологом и эпилогом

    ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

    Картина первая

    Старая парикмахерская в большом городе. Небольшая комната, часть которой занавешена портьерой. Три рабочих кресла, зеркала, у дверей вешалка, рядом столик для газет и два стула для ожидающих очереди клиентов. Летний день, послеобеденный час. Дверь на улицу распахнута настежь. Где-то поблизости крутят монотонную эстрадную мелодию. В одном из кресел развалился простодушного вида молодой человек в белой куртке. Это мастер заведения Наконечников. Разморенный жарой и вынужденным бездельем, время от времени позевывая, он перелистывает тонкую книжицу с цветными картинками. В эту минуту появляется Дутов, мужчина лет шестидесяти, тучный, лысеющий, вытирающий пот со лба и шеи.


    ДУТОВ. Добрый день.

    НАКОНЕЧНИКОВ. А-а… Николаю Иванычу – привет.

    ДУТОВ. Жара какая, а?.. Градусов, думаю, под сорок.

    НАКОНЕЧНИКОВ. Не меньше…

    ДУТОВ. Уф… (Усаживается на стул.) Листья на деревьях свернулись… Что делается, а?

    НАКОНЕЧНИКОВ. Не говорите…


    Небольшая пауза.


    Будем бриться? (Указывает на кресло.) Прошу.

    НАКОНЕЧНИКОВ. Вполне возможно.


    Пауза. Наконечников снова перелистывает книжку.


    ДУТОВ. Ну? Как живете?.. Новости какие?

    НАКОНЕЧНИКОВ. Новости?.. Да ничего такого. Все по-старому…


    Снова молчат. Потом Наконечников показывает Дутову одну из страниц своей книжки.


    Гляньте. Лев поссорился с крокодилом.

    ДУТОВ. Ну?

    НАКОНЕЧНИКОВ. Началась у них драка.

    ДУТОВ. Ну?

    НАКОНЕЧНИКОВ. Кто из них победил, как вы считаете?

    ДУТОВ. Что? К чему ты?

    НАКОНЕЧНИКОВ. Лев напал на крокодила. Началась у них битва.

    ДУТОВ. Ну и что?

    НАКОНЕЧНИКОВ. Кто, по-вашему, победил? Лев или крокодил?

    ДУТОВ. Г-м… Ну лев.

    НАКОНЕЧНИКОВ. Лев?

    ДУТОВ. Конечно, лев.

    НАКОНЕЧНИКОВ (тоном превосходства). Однако победил крокодил.

    ДУТОВ. Неужели?

    НАКОНЕЧНИКОВ. Факт. (Поднимается, бросает книжку, налаживает бритье.)

    ДУТОВ (пересаживается в кресло). А где твоя напарница?.. Где Раиса Петровна?

    НАКОНЕЧНИКОВ. В гастроном ушла. За сосисками. (Усаживает Дутова поудобней.) Головку повыше… Вот так… (Начинает бритье.)

    ДУТОВ (не сразу). Крокодил, говоришь?

    НАКОНЕЧНИКОВ. Он, Николай Иваныч, крокодил.

    ДУТОВ. Скажи-ка… Но ведь лев посильнее будет. Среди зверей лев все-таки фигура.

    НАКОНЕЧНИКОВ. Согласен, Николай Иваныч. Лев – царь зверей. Однако победил крокодил.

    ДУТОВ. Удивительно…

    НАКОНЕЧНИКОВ. Но факт. Победил крокодил.


    Пауза. Наконечников работает.


    Компрессик, Николай Иваныч? Помогает от жары.

    ДУТОВ. Давай. Раз помогает.


    Наконечников делает компресс.


    НАКОНЕЧНИКОВ. Чем освежить? «Шипром», как обычно?

    ДУТОВ. Давай.

    НАКОНЕЧНИКОВ. А вот «Полет». (Показывает флакон.) Новый. Помягче будет.

    ДУТОВ. Давай «Полет».


    Наконечников прыскает одеколоном, орудует полотенцем. Закончил работу.


    НАКОНЕЧНИКОВ. Ну как?.. Полегче стало?

    ДУТОВ. Вроде бы да. Благодарю. (Расплачивается.) Уважил. Омолодил.

    НАКОНЕЧНИКОВ. Всегда к вашим услугам.

    ДУТОВ (поднялся, заглянул в зеркало). Как же мне теперь молодому-то, куда ж пойти?

    НАКОНЕЧНИКОВ. Как куда? К дамам, Николай Иваныч. А то куда?

    ДУТОВ. К дамам, говоришь?.. А что? Можно и к дамам. Ничего еще. Не жара бы, так я бы… Кое-что я еще могу. А ты думал? И выпить могу. И спеть. И сплясать, как бывало… Резюме, правда, уже не подведу.

    НАКОНЕЧНИКОВ (оживился). Прибедняетесь, Николай Иванович.

    ДУТОВ (развел руками). Врать не люблю.


    Оба смеются.


    Но ты, слышь, Миша. Женщинам ты ни гугу. Ни одной, Раисе Петровне – тоже. Молчок. Военная тайна.

    НАКОНЕЧНИКОВ. Могила.

    ДУТОВ. Счастливо, Миша. (Уходит, в дверях останавливается.) А все-таки, стало быть, крокодил?

    НАКОНЕЧНИКОВ. Факт, Николай Иваныч. Победил крокодил.

    ДУТОВ. Чудеса, да и только. (Уходит.)


    После его ухода Наконечников снова пытается читать, но клюет носом и вскоре погружается в сон. Музыка неожиданно усиливается, на улице послышались шум и голоса.

    Наконечников не реагирует ни на то, ни на другое. Шум и голоса приближаются, и в парикмахерскую вбегает Эдуардов, длинноволосый молодой человек в клетчатом костюме. Он бросается к раковине, хватает стакан, набирает воды, жадно пьет, после чего устремляется к выходу, но на пороге останавливается, поворачивает обратно и скрывается за портьерой. Там он опрокидывает какую-то посудину – раздается грохот, и Наконечников просыпается. В это мгновение в парикмахерской появляется Незнакомка – молодая женщина привлекательной наружности, одетая по последней моде. Ее появление неожиданно, неординарно, и сонный Наконечников смотрит на нее с изумлением. Она осматривается и в изнеможении опускается на стул – рядом с Наконечниковым.


    НЕЗНАКОМКА. Воды…


    Наконечников не двигается и молчит, преодолевая барьер между сном и действительностью.


    Дайте воды!


    Наконечников не шевелится.


    Вы глухой?


    Наконечников в ответ что-то промычал.


    Немой?.. Контуженный?

    НАКОНЕЧНИКОВ (наконец очнулся). Никак нет…

    НЕЗНАКОМКА. Тогда дайте мне воды.


    Наконечников осторожно, как бы боясь спугнуть гостью, поднимается и подает ей стакан с водой. Та пьет большими глотками.


    НАКОНЕЧНИКОВ (повинуется). Сейчас…


    Он окончательно проснулся.


    НЕЗНАКОМКА. Еще.


    Третий стакан с водой он подает ей уже не без галантности.


    Кроме вас есть тут кто-нибудь еще?

    НАКОНЕЧНИКОВ. Здесь?.. Как видите.

    НЕЗНАКОМКА. Никого?

    НАКОНЕЧНИКОВ. А в чем дело?

    НЕЗНАКОМКА. Я спрашиваю: есть тут кто-нибудь кроме вас?

    НАКОНЕЧНИКОВ. Никого… Абсолютно.

    НЕЗНАКОМКА. Это правда?.. А там? (Показывает на портьеру.) Нет там никого?

    НАКОНЕЧНИКОВ. Ни души!

    НЕЗНАКОМКА. Вы уверены?

    НАКОНЕЧНИКОВ (приосанился). Не волнуйтесь. Я здесь один.


    Небольшая пауза. Наконечников подходит к Незнакомке.


    (Интимно.) Мы абсолютно одни.

    НЕЗНАКОМКА (усмехнулась). Что вы этим хотите сказать?

    НАКОНЕЧНИКОВ (не замечая ее усмешки, подмигивая). «В этом зале пустом мы танцуем вдвоем…»

    НЕЗНАКОМКА (холодно). Прекратите. (Поднялась.) Вы меня не так поняли. Я ищу совсем другого человека.

    Пьеса не была завершена. В ней нет списка действующих лиц. Создайте афишу, т. е. список действующих лиц, для первой картины водевиля.

    Действующие лица.

    Наконечников — парикмахер, мечтающий о сцене.

    Незнакомка — молодая женщина привлекательной наружности.

    Эдуардов — длинноволосый молодой человек в клетчатом костюме.

    Найдите экспозицию водевиля.

    Для истории Наконечникова завязка — начало раздумий героя о том, что такое талант. При таком объяснении композиции водевиля все события до нее — экспозиция.

    Попробуйте создать портрет или описание характера Наконечникова по сведениям, которые даны в экспозиции.

    В ремарке, предшествующей началу водевиля, говорится, что Наконечников — «простодушного вида молодой человек». Это первое знакомство усиливается при наблюдении за его поведением. Он медлителен, но достаточно быстро реагирует на появление красивой незнакомки и не прочь поухаживать за ней. В атмосфере экспозиции как бы растворена скука, которая владеет этим заведением без посетителей.

    В какой момент в голове «несравненного Наконечникова» появилась мысль о перемене профессии? Что, по вашему мнению, дало толчок такой мысли?

    Толчком, который вызвал появление мысли о перемене профессии, было наблюдение за тем успехом, который сопутствовал Эдуардову. Это была и зависть, и надежда на то, что новый вариант карьеры может принести легкую и беспечную жизнь.

    Перед нами веселый водевиль, которому свойственна шутливая, часто даже близкая к анекдоту мотивировка событий и такое же изображение героев. Об этом свидетельствует любая строчка этого произведения, любое слово и даже любой звук, который доносится со сцены. Тут и реплики героев, и их поступки, и грохот упавшего таза, и голоса толпы, преследующей своего кумира.

    Попробуйте исполнить диалог Наконечникова и Эдуардова в манере, которая свойственна водевилю, включая пение и танцы.

    Готовясь к исполнению этого задания, нужно заранее организовать репетиции включенных в них номеров. Не нужно думать, что исполнение таких ролей доступно любому. Для исполнителя необходимы легкость движений и умение изображать подлинное легкомыслие и беспечность. Элемент бравады, налет снисхождения к окружающим нужно уметь изобразить при чтении самых простых реплик.

    Каковы этапы творческих поисков героя?

    Можно проследить этапы пути Наконечникова к профессии. Сначала — возникновение мысли о том, как хороша профессия актера. Затем попытка проверить свои возможности. Затем соображения о том, что, наверное, профессия накладывает какие-то обязательства.

    Водевиль не окончен, но уже начала вырисовываться линия пути к профессии.

    .
    Похожие публикации