Кто по каким то причинам. Чем отличается жизнь верующего человека от жизни того, кто по каким-то причинам не нашел пути к Богу? Какие симптомы возникают при этом

Каждая из вакцин отличается по составу, интенсивности реакций, которые она вызывает в организме и продолжительности действия. Поэтому вопрос о том, каковы дальнейшие сроки вакцинации, решается всегда индивидуально, учитывая состояние иммунной системы ребенка, перенесенные им заболевания и разновидность вакцин. В качестве ориентира для построения дальнейшего графика прививок, можно привести следующие общие рекомендации , которые рассматривают нарушение сроков прививок отдельно для каждой категории вакцин.

Гепатит В

  • Если пропущена 1 вакцинация от гепатита В, то есть она не была выполнена в первые 12 часов после рождения малыша, то можно начать вакцинацию в любой последующий день и далее следовать стандартной схеме (0-1-6)
  • Если пропущена прививка от гепатита В, которую выполняют, согласно календарю прививок, через месяц после рождения и с момента прививки прошло не более 3 месяцев, то 2 вакцинацию следует проводить как можно раньше, 3-ю-с интервалом 5 месяцев от 2-ой
  • Если ребенок не был привит до 3-х месячного возраста, то начало вакцинации необходимо совместить с началом вакцинации против коклюша, дифтерии, столбняка и полиомиелита в 3 месяца, 2 вакцинация со вторым введением вакцины против коклюша, столбняка, дифтерии в 4,5 месяца, 3-я-не ранее,чем через 5 месяцев после второй.
  • В остальных случаях рекомендуется применять схему вакцинации 0-5-6 или 0-6-7. Третья доза вакцины должна быть введена через 1 месяц, но не позже, чем через 2 месяца от второй

Коклюш, дифтерия, столбняк

  • Если вы пропустили прививку АКДС, которую согласно календарю прививок выполняют в 3 месяца, то начать курс вакцинации можно в любой момент в возрасте до 4 лет
  • Нарушение сроков вакцинации второй прививки АКДС не влечет за собой повтор всего цикла – введение вакцин продолжают так, как если бы график не сбивался, выдерживая интервал между прививками от 30 суток
  • Если пропущена третья прививка АКДС, то ее выполняют, невзирая на пропуск.

Полиомиелит

  • Если пропущены сроки первой прививки против полиомиелита, то детям до 6 лет вакцинирование делают двукратно, с промежутком 30 суток. Детям старше 6 лет вакцину вводят однократно.
  • Если пропущена вторая прививка от полиомиелита, то вакцинацию снова не начинают, а продолжают, несмотря на увеличенный интервал.
  • Если пропущены третья или четвертая прививки против полиомиелита, то тактика та же, что и при пропуске второй прививки. Важно, чтобы до достижения 2-летнего возраста ребенок был привит 5 раз

Корь, краснуха, паротит

  • В том случае, если ваш график прививок сбивался, и вы пропустили первую вакцинацию против кори, краснухи или паротита, лучше всего будет выполнить ее сразу же, как только появится возможность. К раздельному введению вакцин рекомендуется прибегать в том случае, если ребенок уже переболел какой-либо из перечисленных инфекций, против которой больше не требуется создания специфического иммунитета. Даже если сроки прививок были существенно смещены, последующая ревакцинация проводится в том возрасте, который обозначен в национальном календаре прививок.
  • Если пропущена ревакцинация от кори, краснухи или паротита, то прививку делают в любое подходящее время, стараясь создать иммунитет до поступления ребенка в школу. Если по каким-либо причинам прививки против краснухи, паротита и кори выполняются в виде однокомпонентных моновакцин, то рекомендуемый интервал между их введением не должен быть менее месяца.
  • Если пропущена вакцинация против краснухи, которая выполняется девочкам в подростковом возрасте, то ее делают сразу же, как только позволит состояние здоровья. Прививку можно делать в любом возрасте, при условии отсутствия беременности.

Добрый день, уважаемая "Грамота". Спасибо за помощь. И новый вопрос... Как правило, в стихотворениях каждая новая строка начинается с прописной буквы. Однако встречаются и такие, где прописные стоят только в начале предложения (как в прозе). Поэтому каждая новая строка начинается не с прописной, а уже как бог на душу положит. Регламентируется это каким-то правилом или решение принимает автор? Ничего конкретного на эту тему мне найти не удалось. Надежда только на вас. Заранее спасибо.

При написании стихотворного текста решение об оформлении принимает автор. Если текст создан давно, следует ориентироваться на написание, зафиксированное в академических изданиях.

Вопрос № 300205

Как правильно писать обрывочные слова в предложении? Пример: "Ты же была в Пи- Пскове!" (Пи- - Питер) "Он ведь был у ме- у Андрея" (ме- - меня) Дефисом, многоточием иль каким-то другим способом это можно правильно отобразить?

Ответ справочной службы русского языка

Корректно недосказанность обозначать многоточием: Он ведь был у ме... у Андрея .

Вопрос № 295966

Здрвствуйте. Я от филологии далек. Меня интересует этимология названия села ГОЛОБЫ (ударение на второй слог), в Волынской обл. Версий есть много, все неубедительные, что оно значит, никто не помнит, село древнее. У меня есть свои соображения. Объясните, пожалуйста, следущее, если возможно: 1. Могло ли название "Голобы" произойти от "глоба" с образованием из "-ло" полногласного "-оло-"? Меня интересует конкретно возможность образования полногласности. "Глоба - м. пск. перекладина, лежащий на чем шесть, жердь, особ. на скирде, озороде; переметина, ветряница. Глобка новг.-череп. кладка, мостки; тропа. тропинка в лесу, южн. стежка." -- В. Даль. Также "Глоба - 1. согнутое, криво растущее от природы дерево, 2. железный клин (укр.)". - Этим. словарь. русского яз. Фасмер. 2. Также в письменных источниках середины 16 в. используется название "Головбы". Могли ли в средние века "Голобы" начать произносить "Голоубы" с кратким "у", а на письме "Голоубы"передавали как "Головбы"? 3. Если мог появиться краткий "у", как это называется по-научному? 4. Если предположить, что "Головбы" - первичное название, и, возможно, происходит от "голова" или антропонима "Головба", то является ли "-ба" каким-то древнерусским суффиксом, и если так, что он значил? Понимаю, вопросы, может, непростые, но больше спросить негде. Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Лучше всего отправить Ваш вопрос специалистам отдела этимологии и ономастики Института русского языка им. В. В. Виноградова: http://ruslang.ru/node/570

Вопрос № 294376

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, следует ли использовать единственное или множественное число глагола в предложениях такого типа: В ходе инженерных работ были повышены (была повышена) сопротивляемость, устойчивость и стабильность конструкции. Если убрать "были", будет ли это каким-то образом влиять на число глагола здесь? Спасибо. Предложение чисто гипотетическое.

Ответ справочной службы русского языка

Возможны оба варианта.

Вопрос № 292602

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, в следующих предложениях нужна ли запятая после первого слова (подлежащего)? Кажется, что не нужна... Но при произношении явно просится пауза. Может быть, её описать каким-то другим знаком препинания? Надежда, да не покинет меня. Вера, да будет со мной. Любовь, да пребудет в сердце моём. Спасибо заранее!

Ответ справочной службы русского языка

Для постановки запятых в этих и подобных предложениях нет оснований.

Вопрос № 291809

Здравствуйте! Все ли правильно в таком предложении: Душа тоскует в мире одиноко, Покоя не найдя себе порой. Заранее благодарю за ответ.

Ответ справочной службы русского языка

Наречие порой предполагает, что здесь нужно деепричастие несовершенного вида: не находя себе покоя порой. В целом по смыслу, возможно, следует оставить деепричастие не найдя и заменить слово порой каким-то другим словом.

Вопрос № 286973

Здравствуйте, уважаемая Грамота! Подскажите, пожалуйста, нужна ли запятая: "Не разрешается хранение документов в ящиках столов и других(,) не предназначенных для этого местах"? Заранее спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Пунктуация в этом предложении вариативна. Если предполагается, что ящики стола не предназначены для хранения документов, то прилагательное других относится ко всему сочетанию не предназначенных для этого местах и запятая не нужна . Если же ящики стола считаются местом, предназначенным для хранения документов, в котором по каким-то причинам (например, в связи с секретностью документов) документы хранить запрещается, то оборот не предназначенных для хранения приобретает пояснительный характер (других, то есть не предназначенных для хранения). В этом случае запятая нужна.

Вопрос № 285856

Почему буква о или а обозначаются в транскрипции звуком [ъ] или [ь]?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно говорить, что звук обозначается каким-то знаком транскрипции или буквой, а не наоборот. Когда мы транскрибируем речь, т. е. фиксируем, какие звуки произносятся в потоке речи, мы используем условные знаки, большинство из которых совпадает с существующими буквами. В русском языке в безударных слогах произносятся сильно редуцированные (измененные, с ослабленной артикуляцией) гласные звуки, которые в транскрипции принято обозначать знаками ъ и ь . Их называют ер и ерь. Звук [ъ] мы слышим, например, в слове водяные (буква о обозначает звук [ъ]).

Встречаются [ъ] и [ь] в предударных и заударных слогах, кроме абсолютного начала слова и первого предударного слога.

Вопрос № 285593

Срочно. Здравствуйте. У нас с коллегой разгорелся небольшой спор, можно ли говорить, употреблять в литературе, слова "остановить слёзы" или же следует использовать фразу "сдержать слёзы"? Надеюсь получить ответ как можно быстрее, спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Оборот сдержать слезы достаточно распространен. Сочетание остановить слезы, хоть и реже, но все же встречается в классической литературе: И внезапно каким-то необыкновенным усилием воли Женька так же неожиданно, как расплакалась, так и остановила слезы (А. И. Куприн. Яма), «Нет, нет, я всё сделаю, ― с казала она, вдруг остановив слезы, ― я так счастлива!» (Л. Н. Толстой. Война и мир).

Вопрос № 285562

Здравствуйте. Допустим вариант без запятой «но кажется» или нужно «но, кажется»? Дом был покрашен каким-то холодным цветом, точно не помню, но кажется, серым.

Ответ справочной службы русского языка

Знаки препинания в предложении расставлены верно. Поставить запятую после но будет ошибкой.

Вопрос № 285229

Подскажите, пожалуйста, каким образом здесь расставляются запятые: "Он был единственным в городе, кто стремился к каким-то знаниям, прогрессу, хотя(,) с другой стороны(,) у него не было достаточно сильного характера и некоторых качеств, необходимых..."

Ответ справочной службы русского языка

Вводное сочетание с другой стороны, указывающее на порядок изложения мыслей, выделяется запятыми: Он был единственным в городе, кто стремился к каким-то знаниям, прогрессу, хотя, с другой стороны, у него не было достаточно сильного характера и некоторых качеств, необходимых...

Вопрос № 284932

Здравствуйте! Не можем с коллегами-редакторами прийти к согласию по теме правильного написания названия праздника: Х(е/э)ллоуин. В итоге в публикациях, над которыми мы вместе работаем, название указывается по-разному, что выглядит не очень здорово. В Орфографическом словаре, в разделе "Непростые слова" и ответах вашей справочной службы даётся вариант написания через "е". И я старательно продвигаю именно такой вариант, однако коллегам по каким-то причинам это кажется неубедительным - они мне показывают ссылку на вариант с "э" из Большого толкового словаря (http://gramota.ru/slovari/dic/?word=%D1%85%D1%8D%D0%BB%D0%BB%D0%BE%D1%83%D0%B8%D0%BD&all=x), и диалог заходит в тупик. Разрешите наш спор, пожалуйста. Если можно, дайте более или менее развёрнутый ответ, почему тот или иной вариант написания использовать предпочтительнее.

Ответ справочной службы русского языка

Это недавно заимствованное слово испытывало колебания в написании (что часто бывает с иноязычными словами, пока они осваиваются в языке), отсюда и разнобой в словарных рекомендациях. Предпочтительно использовать вариант Хеллоуин – во-первых, потому, что такова фиксация в орфографическом словаре (при разнобое в словарных рекомендациях «весомее» указания орфографического словаря, если речь идет о правописании), во-вторых, потому, что такое написание соответствует правилам русского письма. По нормам русской орфографии не в начале корня после букв, передающих твердый согласный, в словах иноязычного происхождения, как правило, пишется буква е (ср.: бизнес, бренд, коттедж, партер, стенд, инерция ); буква э пишется только в немногих нарицательных существительных, таких как мэр, мэтр, пленэр, пэр, рэкет, рэп, сэр и некоторых других словах (преимущественно узкоспециальных), их круг определяется орфографическим словарем.

Вопрос № 282727
Здравствуйте, тут и там слышится выражение "Имеет место быть...." Иногда даже в составе таких предложений: "У нас имеет место быть снег". Объясните пожалуйста случаи уместности этого выражения и его состав. Поскольку слово "быть" в его конструкции иногда отдает каким-то манерным мещанством. Спасибо, с уважением, Тимур Ибадуллаев

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 281923
Добрый день!
Как лучше написать название станции:
"Октябрьская" (радиальная), "Октябрьская"-радиальная?
Или каким-то иным способом?
Наталья

Ответ справочной службы русского языка

Лучше: «Октябрьская» (радиальная).

Вопрос № 280878
Здравствуйте. При подготовке к ЕГЭ в школе учитель по Русскому языку настаивает, что правильно писать слово сапоги в родительном падеже "сапоОВ". Нас в 80-е учили, что правильно "сапог". Какие правила определяют написание этого и других похожих (чулки, носки) слов? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

В современном русском языке правильно только (нет) сапог , форма сапогов не является нормативной.

Прежде сапоги, чулки, носки имели одинаковое окончание в форме родительного падежа мн. числа: сапогов, чулков, носков. Примеры из классической литературы подтверждают это: Так: на те десять рублей я износил сапогов в два года . Д. Фонвизин, Недоросль Лошадь походила на тех сказочных животных, которых рисуют дети на стенах и заборах; но старательно оттушёванные яблоки её масти и патроны на груди всадника, острые носки его сапогов и громадные усы не оставляли места сомнению: этот рисунок долженствовал изобразить Пантелея Еремеича верхом на Малек-Аделе . И. Тургенев, Конец Чертопханова. После такой операции он надел сапоги сверху мокрых чулков и долго ходил по двору . Н. Помяловский, Очерки бурсы.

Впоследствии сапоги и чулки довольно быстро избавились от окончания -ов , формы (нет) сапог, чулок стали основными. А вот носки по каким-то причинам «задержались», и наверняка многие помнят запоминалку, которую учили в школе: «чем короче, тем длиннее», она позволяла запомнить правильные формы: нет чулок , но нет носков ; вариант нет носок признавался ошибочным.

И всё-таки слово носки стремится догнать убежавшие вперед слова чулки и сапоги и тоже избавиться от окончания -ов. Словарями последних лет вариант нет носок признается допустимым. Можно предположить, что со временем этот вариант станет основным. Но пока предпочтительно всё же: нет носков.

Мир, в котором живет верующий человек, отличается от мира неверующего как мир человека, у которого есть цветное видение, от мира человека, видящего все в черно-белых тонах. Все дело в том, что для верующего человека любое событие, происходящее с ним, не равно себе самому. Все, что происходит в его жизни и вокруг него, это некая книга откровений - с осознанным, осмысленным сюжетом. Мир перестает быть случайным награмождением событий, случайной игрой социальных или иных атомов. Сквозь него начинает проглядывать замысел. Замысел, который надо стремиться осознать, понять.

К этому опознанию и стремится верующий человек. Не случайно первая заповедь, которую получил Адам, гласила: "Назови имена животных". Такова вообще задача религии – назвать, наименовать, то есть - очеловечить мир, который встречает человека. Человек очеловечивает мир тем, что видит в нем свои, человеческие смыслы, узнает в нем себя самого, видит свои интересы, дает всему свои имена. Мир перестает быть безымянным, равнодушным, когда в него внесены человеческие ориентиры. И тогда поток жизни, который проносится мимо нас, соотносится с нами. Религия - это дерзкая попытка считать всю Вселенную значимой для человека.

У религиозного человека душа нередко вздрагивает от того, что видит всецелую пронизанность нашей жизни Промыслом – хранящим и предлострегающим. Вот я сейчас читаю книгу Патрика Бьюкенена – соперника Клинтона на президентских выборах 1996 года. Книга честная и трудная – «Смерть Запада». Цифры и факты о вымирании западных стран, о заселении их носителями совсем других цивилизаций… У истоков нынешней демографической катастрофы западных страна (в том числе и России) – разрешение абортов и антидетские пилюли (про революцию в системе ценностей разговор отдельный). Так вот, тот судья, который в 1973 году своим решением легализовал аборты в США, носил фамилию Блэкман («Черный человек». А тот врач, что придумал противозачаточные пилюли, носил фамилию Рок.

Зачем нужно креститься?

Чтобы умереть. Я считаю, что креститься взрослый человек может только тогда, когда он смертельно надоел самому себе. Крещение - это вопль к Богу: Господи, ну можно я стану другим, я устал от себя самого. Дай мне возможность быть другим.

В 70-е советские годы одна девушка так объясняла свое обращение к вере:

Она была на чьей-то деньрожденной вечеринке. За столом оказалась неизвестная ей сверстница. Все было обычно. Но когда кто-то мимоходом упомянул о религии (что-то такое пошутил на религиозную тему), то реакция незнакомки оказалась очевидно и разительно отличной от реакции остальных участников застолья. Всем стало понятно, что это религиозный человек. Девушке задали прямой вопрос, и она просто и прямо ответила «Да». Секунда неловкого молчанья, и быстрая смена темы разговора. Для приличия на прощанье поменялись телефонами... Но ночь для неверующей комсомолки оказалась бессонной. Ее мучала мысль: «Если ты не позвонишь сейчас этой своей новой знакомой, то в твоей жизни уже больше ничего никогда не произойдет!».

Сегодняшнему молодому человеку такая мысль может показаться более чем странной. Но для «эпохи застоя» она была очень точна. Тогда советский человек жил строго по расписанию. Жизнь просматривалась вся, вплоть до могилы: когда ты окончишь университет – куда тебя распределят - какая у тебя будет зарплата через 5 лет – какая у тебя будет квартира через 15 лет – какой медалью тебя наградят в 55 лет – какой будет твоя пенсия - на каком кладбище тебя похоронят… Все было ясно в плановой экономике… И от этой распланированной ясности девчонке стало тошно, она захотела впустить в свою жизнь что-то новое. И среди ночи она позвонила своей странной знакомой. И через полгода крестилась сама…

Крещение - это смерть во Христе и воскресение в Нём. У язычников есть идея переселения душ, когда душа переселяется в разные тела. В Православии наоборот - в одном и том же теле может жить много душ. У Николая Гумилева есть замечательные строки:

Только змеи сбрасывают кожу,

Мы меняем души, не тела.

Если принцип «один человек – один голос» вас по каким-то причинам не утраивает, можете придать больший вес голосам начальства, если оно участвует в совещании. Однако не перестарайтесь, чтобы не получилось так, что голоса остальных участников вообще не имеют значения, а если уж это случилось, то потрудитесь объяснить людям, что происходит и почему.

С осторожностью оказывайте влияние (явное или тайное) на принимаемые решения. Если люди видят, что начальство отдает предпочтение тем или иным проектам, они могут голосовать за них из чинопочитания или боязни идти наперекор. Если хотите, чтобы голосование было объективным, приберегите свое пристрастное отношение к определенным проектам на потом (и другим начальникам, присутствующим на совещании, посоветуйте то же).

Если возможно, дайте участникам время подумать. Принимать решение о том, в каком направлении двигаться команде или организации, – дело весьма ответственное, и, может быть, стоит дать людям «переспать» с этим. Если вы думаете, что это приведет к более взвешенным решениям, тогда имеет смысл так и поступить.

Совещание о перспективах

Здесь речь идет о совещании, где докладчик знакомит собравшихся с какой-то новой информацией. Он рассказывает собравшимся какую-то историю, хотя история здесь понятие весьма растяжимое и она совсем необязательно должна начинаться словами «Жили-были…». Это может быть еженедельный доклад о положении дел и перспективах компании или президентское обращение к Конгрессу о положении в стране (здесь, конечно, аудитория побольше будет, но и ответственности больше). Президент, однако, проводит свои выступления всегда на ура, потому что ему помогают опытные спичрайтеры (не говоря уже о гримерах и костюмерах). Простым же людям вроде нас с вами приходится опираться на собственные силы в подготовке и проведении презентации. Всем нам когда-нибудь приходится выступать – будь то в классе, учебной аудитории или на работе, и большинству людей это в тягость. Мало кто может похвастаться, что ни разу в жизни не выступал с докладом. А это означает, что требуется хотя бы базовое знакомство с тем, как лучше построить повествование, чтобы рассказать хорошую историю людям, слушающим вас в конференц-зале или учебной аудитории. Подобные знания пригодятся всем.



С этой целью в данном разделе я решила подойти к вопросу максимально широко – на метауровне. Хочу познакомить вас с надежной стратегией подготовки презентаций на любую тему, чтобы вы могли пользоваться ею всякий раз, когда вам надо выступать с докладом. Для тех, у кого есть опыт, описываемый мною процесс покажется естественным и инстинктивно понятным.

Вообще-то я уже ранее ссылалась на этот процесс, когда речь шла о концепции «БОЛЬШОЙ ИДЕИ». Помните такое? Инфодудлеры никогда не забывают то, что однажды видели! А теперь давайте перейдем к конкретике.

Цель совещания: сообщить слушателям ценную или необходимую информацию, удерживая их внимание.

Число инфодудлеров: один докладчик; но он может попросить нескольких участников совещания (я бы посоветовала не больше пяти) до начала лекции высказаться по поводу содержания и что-то посоветовать.

Продолжительность: от 15 минут до 3 часов на первоначальный процесс подготовки с пониманием того, что к этому придется еще возвращаться и что-то корректировать. Сама презентация должна длиться от 5 до 60 минут. Если вы выступаете больше часа без перерыва, вас уже никто не слышит.

Важная предпосылка: у вас есть «большая идея», и вы знаете материал довольно хорошо, чтобы предложить достаточное количество тезисов и поддерживающих аргументов, включая примеры из жизни и статистические данные. Вы можете приклеить свои шпаргалки к стене и отрабатывать презентацию на протяжении нескольких недель (у меня подготовка выступлений занимала до четырех месяцев!). Но в самом начале выступления вы должны быть способны предложить слушателям что-то полезное.

Выполнение

Чтобы начать процесс, вы должно твердо знать свою главную идею. Это то, ради чего люди собрались выслушать вас. Если не знаете, какова ваша «большая идея», надо обязательно разобраться в этом, потому что она является направляющей силой повествовательной структуры. Итак, первый шаг – Большая идея.

Когда вы разобрались с «большой идеей», ваша вторая задача – придумать как можно больше идей и аргументов, связанных с вашей «большой идеей». Это стадия, где вы изливаете на клеящиеся листки или карточки все, что приходит в голову в связи с «большой идеей». Пишите, дудлите то, что вздумается. У большинства из нас возникает инстинктивное стремление фильтровать свои мысли, но, пожалуйста, очень постарайтесь не судить себя строго. Истории, хребет презентации, даже еженедельные отчеты о состоянии дел нуждаются в том, чтобы чехарда информации рождалась беспрепятственно, чтобы информации хватило до самого конца. Поэтому мы должны с самого начала дать прорасти многим оттенкам истины, чтобы потом что-то из них формировать. Позже вы сможете оценивать идеи и оттачивать факты. А пока пусть они дозревают.

Когда это случится, вы достигнете той стадии, с которой большинству людей хочется (хоть это неправильно) начинать, – стадии фильтрации. Вот ТЕПЕРЬ, собрав достаточное количество идей, можно приступить к их выбраковке. На данной стадии судить себя не только можно, но и нужно. Вы оцениваете чехарду идей и выбираете из них наиболее достойные и достаточно интересные. Это лучшее, что вы можете сделать для своей презентации. Далеко не все рожденные идеи драгоценны. И не следует вынуждать слушателей ломать голову над тем, каким из идей стоит уделить внимание, а какие этого не заслуживают. Вы сами должны беспощадно выбросить те идеи, которые недостаточно ясны и не связаны непосредственным образом с «большой идеей». Поэтому выжигайте каленым железом все, что не служит целям совещания, на которые собрались люди, чтобы выслушать вас.

Переходим к этапам 4 и 5. Я объединила их, потому что этап 4 нам уже хорошо известен – группирование схожих идей. Выбирая идеи, которые достойны быть представленными в вашем докладе, группируйте их соответственно категориям или темам. Если ваша «большая идея» – «Небо падает», тогда категории могут включать в себя «Атмосферные явления» и «Стратегии выживания в условиях апокалипсиса». Следите за тем, чтобы категории взаимно исключали друг друга и в то же время сообща охватывали суть вашей «большой идеи». Взаимоисключение категорий вам нужно для того, чтобы вы не повторялись, но при этом важно не упустить что-то важное, иначе вы утратите доверие слушателей. Определившись с категориями, составляйте из попавших в них слов и коротких фраз достаточно сильные утверждения. Это и есть те самые тезисы, которые помогут вам выстроить вашу «большую идею». Так, например, чтобы донести до слушателей мою «большую идею», что небо падает, я могла бы предложить такой вытекающий из категорий мощный тезис: «Стратегии выживания будут включены в основной учебный план школ по всей стране».

Вы видите, что мы систематически выстраиваем историю, в которой есть определенный смысл. Этап 6 связан с выстраиванием логических последовательностей тезисов, чтобы придать своей истории еще больше смысла. С моей стороны было бы неразумно заводить разговор о стратегиях выживания, не сообщив предварительно слушателям, что им грозит опасность. Порядок идей имеет значение, как и выстраивание цепочки доказательств в геометрии. Ваша цель – выстроить повествовательную канву таким образом, чтобы оказать наибольшее влияние на слушателей. Ради поддержания интереса и напряжения какие-то тезисы можно приберечь к самому концу, или же вы можете выкладывать их в хронологическом порядке, как кладут кирпичи при строительстве здания. В любом случае этот этап не уступает по важности другим, потому что он определяет, в каком порядке вы будете ворочать камни для своей аудитории. При этом надо учитывать, что ваша аудитория знает и что ей нужно узнать – и в каком порядке, – чтобы до конца вникнуть в вопрос. И для этого надо потрудиться. Камни сами не ворочаются.

Расставив идеи в таком порядке, который кажется логичным и интересным, сходите перекусите. Эти первые этапы отнимают много сил, а вам сейчас силы очень даже понадобятся – ведь мы приступаем к сбору доказательств.

Этап 7 призван подкрепить утверждения доказательствами. Любой критически мыслящей аудитории нужны аргументы, хоть как-то подкрепляющие ваши декларации, особенно если ваша история выходит за рамки привычного горизонта или требует от слушателей исследовать какие-то вопросы либо поверить в какие-то вещи, в настоящее время находящиеся за рамками привычного образа мышления. Задумавшись над тем, как можно убедить вас, что небо падает (хоть я и сама не хочу, чтобы это случилось), я обращаюсь к могучей аристотелевой триаде методов убеждения – этос, логос и пафос. Студент, изучающий риторику, мог бы написать целую диссертацию, посвященную этой триаде, но нам-то надо дудлить и истории рассказывать. Поэтому я лишь быстро резюмирую эти инструменты, чтобы вы понимали, как вплести их в сюжет.

Этос подразумевает доверие. Мы в большей мере готовы воздержаться от критики и скепсиса, если заслуживающий доверия эксперт поддерживает утверждения докладчика (не повредит, если и сам выступающий воспринимается как человек честный, порядочный и надежный). Доверие рождается, когда вы ссылаетесь на авторитетный источник или ваши утверждения поддерживаются известными специалистами. Это большое подспорье для вашей презентации.

Логос связан с процессом мышления – логикой. Это был излюбленный Аристотелем метод убеждения, и именно с ним мы чаще всего сталкиваемся в профессиональной жизни. Убеждать логикой – мощный метод и сравнительно безопасный. Он обычно не требует от аудитории углубляться в бездны философии, а в качестве доказательства предлагает результаты научных исследований и статистические данные. Логос придает вашей истории интеллектуальную солидность и логичность.

Третий инструмент, пафос, взывает к эмоциям. Ваша история задевает душевные струны, волнует, каким-то образом заводит аудиторию. Когда Билл Гейтс в благотворительных целях собирал средства на борьбу с малярией, он выпустил в зале комаров и сказал: «Почему только бедняки должны терпеть это?» Воистину исполненный пафоса ход.

Зная людей, я осмелюсь утверждать, что пафос является наиболее сильной формой убеждения, сознаем мы это или нет. Мы привыкли считать, что в процессе познания бал правит логика, но я давно уже перестала обманываться на этот счет. В мозге господствует эмоциональное начало, а рассудок представляет собой лишь небольшой островок в этом гигантском море. Логика, как мы ее понимаем, в эволюционном смысле является самым недавним новообразованием, и чтобы освоить ее, приходится потрудиться. При всем том необходимо принимать в расчет ориентацию аудитории. Если вы выступаете перед биохимиками, то, будучи самыми обычными людьми, подверженными всплескам эмоций, они сплошь убеждены, что принимают решения в большинстве случаев на уровне рассудка, поэтому и апеллировать надо к логике. Имея дело с людьми, которые гордятся своим интеллектом, сантиментов лучше избегать.

Используйте учение Аристотеля об элементах риторики для укрепления и развития своей презентации. По мере того как вы выстраиваете аргументы в поддержку своих тезисов, этос, логос и пафос обязательно проявляются в той или иной форме, и вы легко можете их распознать. Больше того, помечайте каждый из своих аргументов наклейками с буквами Э, Л или П (или с «сердечками» и другими специальными символами, как показано на иллюстрации). Этот код поможет вам разобраться, на какие из инструментов убеждения вы полагаетесь в своей презентации в наибольшей степени. Наилучшим вариантом представляется одновременное использование всех трех элементов, поскольку это позволяет оказывать гарантированное положительное воздействие на любую аудиторию. А теперь обратимся к поворотным пунктам.

Этап 8 призван обеспечить поворотные пункты в вашей презентации. Все истории, фильмы, выступления имеют трехчастную структуру, которую мы знаем и любим (или ненавидим, потому что ее трудно создавать), – начало, середину и конец. И переходы от одной части к другой называются поворотными пунктами. Поворотные пункты – это элементы истории, обеспечивающие ее динамизм. Это моменты резкого поворота сюжета – когда от болтовни переходят к сути («Несмотря на рекордный уровень продаж в этом году, мы вынуждены сократить сто человек»), когда всплывают неожиданные факты («Двум миллиардам жителей Земли недостает чистой воды») или когда «герою» вашей истории нужно приступать к действию («Люк только что узнал, что небо упадет через одиннадцать дней»). Думаю, вы начинаете понимать, зачем включать поворотные пункты в презентацию. Это примерно как дверные петли – без них ничего нельзя открыть.

Изучив поворотные пункты, вы подходите к завершающей стадии подготовки самого эффективного совещания о перспективах за всю вашу жизнь. Осталось сделать два шага, и я соединила их вместе – чтобы облегчить вам жизнь. На этих последних этапах вам остается проверить степень контраста используемых типов аргументации (для этого надо бегло просмотреть сделанные записи, потому что они уже кодифицированы вами), а затем создать инфодудл.

Контраст – это еще один прием, помогающий удержать внимание аудитории и способствующий динамичному развитию сюжета. Чтобы в вашей презентации присутствовало достаточно контраста, нужно просто осмотреться. К этому моменту вы уже указали на карточках или клеящихся записках коды аристотелевых элементов риторики. Как уже говорилось, я использую для кодировки три символа: букву «Э» – для этоса, «сердечко» – для пафоса и «решетку» – для логоса. Но вы можете пользоваться другой символикой. (Обратите также внимание на «звездный момент», указанный на иллюстрации. Это фирменный презентационный инструмент Нэнси Дуарте, подразумевающий такой момент в развитии сюжета, который оказывается самым незабываемым.)

Если вы удовлетворены диапазоном использованных аргументов или считаете, что выбрали достаточно убедительную тактику, хорошо подходящую вашей аудитории, тогда приступайте к тому, с чем уже знакомы, – к визуализации информации. Здесь я исхожу из предположения, что вы планируете придать своей презентации форму слайд-шоу. Это означает, что каждая идея может быть представлена с помощью слайда, а каждый слайд может быть превращен в инфодудл. Если вы не собираетесь использовать слайды, это ни в коей мере не ставит под угрозу презентацию. Есть и другие варианты.

1. Создать крупномасштабный инфодудл, где вся история изображена как единая длинная цепочка, занимающая все доступное пространство. Используйте его как инструмент презентации, когда доводите до слушателей свои тезисы.

2. Набросать эскизы на последовательности карточек с текстовыми шпаргалками на обороте. Сидите за столом, показывайте карточки и рассказывайте.

3. Создать инфодудл на многих листах, которые затем будете перелистывать на флипчарте.

4. Создать крупномасштабную раскадровку и использовать ее как рассказ в картинках.

Так что никакие слайды вам не нужны! У вас и без них есть все, что нужно, а именно навыки создания эффективной презентации и ее четкого визуального оформления. Эти умения всегда при вас, и вы можете воспользоваться ими в любой ситуации. Успех презентации зависит не от имеющихся в наличии принадлежностей и самого содержания доклада, а от правильной организации процесса.

Подводя итог этому разделу, я хотела бы признать, что всем нам случалось сидеть на совещаниях или презентациях и пребывать в растерянности и недоумении. Мы не понимаем, о чем идет речь, и виним в этом свою непонятливость. Но должна вам сказать, что едва ли вы в этом виноваты. Гораздо вероятнее, что выступающий плохо подготовился. Может, ему времени не хватило или желания, а может, он просто не умеет создавать действительно интересные и поучительные презентации. Однако практически каждому из нас приходится сталкиваться с необходимостью выступать, рассказывать истории – хотя бы даже своему ребенку. Я решила познакомить вас с процессом, чтобы люди, уделившие вам время и внимание, не пожалели об этом.

    Нареч, кол во синонимов: 2 почему либо (5) почему нибудь (5) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Нареч, кол во синонимов: 2 отчего либо (4) отчего нибудь (4) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Из пародийной баллады о камергере Деларю «Великодушие смягчает сердца» (первая легальная публ. 1900) поэта Алексея Константиновича Толстого (1817 187 5): Потом он членом сделался совета В короткий срок... Какой пример для нас являет это, Какой… … Словарь крылатых слов и выражений

    Какой ветер занёс - кого. КАКИЕ ВЕТРЫ ЗАНЕСЛИ кого. Разг. По какой причине кто либо появился где либо. Праведное небо! вскричали мы с дядей в один голос. Ты Далмат? Какие ветры занесли тебя в Батурин? (В. Нарежный. Бурсак). КАКИМ ВЕТРОМ ЗАНЕСЛО кого. Здравствуй,… … Фразеологический словарь русского литературного языка

    Почему то, чего то, неизвестно почему, отчего то, что то, по какой то причине Словарь русских синонимов. по неизвестной причине нареч, кол во синонимов: 6 неизвестно почему (6) … Словарь синонимов

    В честь какого праздника, какими судьбами, с каких же щей, с каких щей, что же, с чего, с чего бы, почему, что, откуда сыр бор загорелся, зачем, откуда сыр бор горит, отчего, из за чего сыр бор загорелся, почто, из за чего сыр бор горит, в честь… … Словарь синонимов

    За коим лешим, какого дьявола, на какой леший, на какой дьявол, для какого черта, на какой черт, какого лешего, на кой дьявол, для какого дьявола, за каким чертом, на хрена, на кой прах, для чего, за каким хреном, за коим дьяволом, за коим чертом … Словарь синонимов

    Предл, кол во синонимов: 55 в честь чего (52) во имя чего (12) для какого дьявола … Словарь синонимов

    Разг. По какой причине, зачем, почему? В какой связи? БМС 1998, 548; ФСРЯ, 454 …

    Разг. Зачем? Почему? По какой причине? ФСРЯ, 375 … Большой словарь русских поговорок

Книги

  • Решение вопроса по причине беспрестанного умножения массы исторических сведений и распространение объема истории , Цых. Решение вопроса: по причине беспрестанного умножения массы исторических сведений и распространение объема истории, не оказывается ли нужным изменить обыкновенный способ преподавания сей науки…
Похожие публикации