Концептуальная карта. Обзор программ класса concept mapping

Концептуальная карта поможет вам организовать свои мысли и удачные идеи после мозгового штурма для любого творческого проекта. Концептуальные карты – отличное наглядное пособие, потому что дает возможность увидеть, как множество тем и процессов связаны друг с другом. Концептуальные карты обычно делаются так: слово обводится в квадрат или овал, от него рисуются стрелки, связывающие его с другими словами, показывая взаимоотношения между этими предметами. Самые распространенный типы концептуальных карт – карта иерархий, карта связей («паук»), карта схемы потоков.

Шаги

Концептуальная карта иерархий

    Мозговой штурм по списку важных тем. Перед тем как вы выберите центральный предмет вашей карты иерархий, вам необходимо записать список значимых явлений, связанных с вашим проектом или целью. Если вам известно, что ваш проект будет посвящен деревьям, например, тогда это слово будет на вершине вашей карты. Но если вы знаете только лишь то, что вам нужно написать о природных объектах или природных материалах, тогда задача становится чуть сложнее. Начните с того, что выпишите все понятия или явления, относящиеся к вашему главному предмету.

    • Деревья
    • Кислород
    • Древесина
    • Растения
    • Животные
    • Бумага
  1. Выберите самый главный концепт. Когда вы обдумали в ходе мозгового штурма список концептов, связанных с вашим проектом, вы можете выбрать самый главный из всех – тот, из которого растут все остальные. Выбор может быть очевидным, но, возможно, придется хорошенько подумать. Помните, если это иерархическая карта, то центральное слово должно связывать все остальные. В этом примере это слово «Деревья».

    • Это слово берется в квадрат или овал на верхушке вашей карты.
    • Знайте также, что в некоторых случаях вы можете пропустить первый шаг. Если вы уже знаете, что вам нужно написать или сделать презентацию о «Деревьях», например, вы можете сразу так и написать сверху карты.
  2. Свяжите ключевое слово с второстепенными словами в вашем списке. Когда вы уже нашли главное слово, нарисуйте стрелки от него вниз вправо и влево, связав его со следующими по важности двумя-тремя словами. Эти слова должны состыковываться с остальными словами, которые вы обдумывали мозговым штурмом, и их напишите ниже. В этом примере от понятия «Деревья» идут стрелки к следующим двум терминам «Кислород» и «Древесина».

  3. Свяжите вторые ключевые слова с еще менее важными понятиями. Теперь, когда вы обнаружили главное понятие и чуть мене важные, ниже можете написать слова, которые связаны со вторым по важности словами. Эти слова должны быть более специфичными и должны иметь связь как с понятиями над ними, «Кислородом» и «Древесиной», так и с центральным словом «Деревья». Вот термины, которые вы поместите ниже этих более главных концептов:

    • Растения
    • Животные
    • Бумага
    • Мебель
  4. Объясните взаимосвязь между этим двумя терминами. Добавьте линии, чтобы связать эти термины, и объясните взаимосвязь между ними одним-двумя словами. Эти взаимосвязи могут быть разными; одно понятие может быть частью другого, оно может быть решающим по отношению к другому, оно может быть использовано для получения другого, а могут быть и множества других взаимосвязей. Вот взаимосвязи между понятиями в этой концептуальной карте.

    • Деревья дают кислород и древесину
    • Кислород важен для людей, растений и животных
    • Древесина используется для производства домов, бумаги, мебели

    Концептуальная карта отношений («карта-паук»)

    1. Напишите главную тему в центре. Карта-паук организовывается следующим образом: главная тема в центре, подтемы отходят от главной темы, вспомогательные детали отходят от подтем. Этот формат действительно делает карту похожей на паука. Этот тип карты идеально подходит для написания эссе, потому что помогает генерировать сопровождающие условия и понимать первичность и вторичность свойств объектов.

      • Карта-паук также очень удобна в выявлении наиболее богатой среди всех остальных темы, потому что с ней вы видите, какая тема дает больше ответвлений и углублений.
      • Например, главная тема – «Здоровье». Напишите эту тему в центре листа бумаги и обведите кружком. Этот круг должен быть больше и заметнее всех остальных, чтобы подчеркнуть то, что это центральная тема в карте.
    2. Напишите подтемы вокруг главной темы. Теперь, когда вы записали основную тему, можете вписать подтемы вокруг. Можете обвести их в меньшие кружочки и связать стрелочками с главной темой, «Здоровье». Проработайте подтемы мозговым штурмом, прежде чем выбрать несколько из них – допустим, три. Подтемы должны быть достаточно объемными, чтобы дать вам как минимум по три дополнительных детали от каждой из них.

      • Допустим, вы проработали мозговым штурмом следующие понятия, родственные здоровью: образ жизни, релаксация, отсутствие стресса, сон, здоровые отношения, счастье, режим питания, фрукты и овощи, упражнения, авокадо, массаж, пешие прогулки, бег, растяжка, езда на велосипеде, три сбалансированных приема пищи, протеины.
      • Выберите три самых важных подтемы, которые могут включить в себя многие из этих понятий, и достаточно объемны, чтобы объединять множество концепций. Из этого списка наиболее продуктивные термины следующие: упражнения, образ жизни, режим питания. Напишите эти термины в кружках вокруг основной темы и свяжите их линиями. Они должны как-то равномерно расположиться вокруг центральной темы «Здоровье».
    3. Напишите вспомогательные темы для этих подтем. Теперь, когда вы выбрали три вспомогательные подтемы, вы можете написать вспомогательные темы и для них. Просто делайте то же, что и делали в последнем пункте: проработайте мозговым штурмом список вспомогательных тем к этим подтемам. Когда вы определите вспомогательные темы, можете соединить их с подтемами линией или даже нарисовав кружок вокруг них. Они должны быть меньше подтем.

      • Вокруг подтемы «упражнения» можете написать следующие понятия: пешие прогулки, йога, разнообразие, как часто, как много, велосипед вместо автомобиля.
      • Вокруг подтемы «образ жизни» можете написать следующее: сон, здоровые отношения, релаксация, массаж, распорядок, разнообразие, любовь.
      • Вокруг подтемы «режим питания» можете написать следующие термины: фрукты, овощи, протеины, баланс, углеводы, потребление воды.
    4. Продолжайте (опционально). Если вы хотите сделать свою карту-паука действительно подробной, можете сделать еще один шаг дальше и прописать вспомогательные темы вокруг этих тем. Это может быть полезно, если вы раскрываете действительно сложную, многоуровневую тему. Это также зависит от того, насколько большим должен быть ваш листок, цель или проект – если это требует больше слов или времени, вы можете расширить свою карту.

      • Вокруг вспомогательной темы «сон» можете написать «8 часов каждую ночь», «не пить кофеин перед сном» и «равное количество каждую ночь».
      • Вокруг вспомогательной темы «йога» можете написать «йога для медитации», «силовая йога» или «виньяса йога».
      • Вокруг вспомогательной темы «баланс» можете написать «три приема пищи в день», «белки в каждом приеме пищи», или «здоровые закуски».

Структуризация посредством интеллект-карт

Техника, известная как картирование мнения (взгляд), была развита Т. Бьюзаном на основе идей Дж. Новака и заключается в раскрытии единственной идеи, от которой распространяются все ответвления и ассоциации. Такое иерархическое разветвление (радиальная структура, модель ассоциации) может быть представлено в виде структуры дерева, которая отождествляет подробное расширение главной идеи (рис. 2.11, 2.12). Картирование мнения – это фактически представление информации и идей, соединенных между собой, где связи являются ассоциациями с идеями. Чтобы создать карту мнения необходим большой лист бумаги и много цветных карандашей. В центре листа нужно записать центральную идею и расширить визуализируемые наиболее важные аргументы через образы, простые слова или короткие топики. Этот метод поддерживается современными информационными средствами для разных платформ: например, Ithoughts для операционной IOS, SimpleMind для Android, FreeMind для Windows, IMindMap (рис. 2.10).

Рис. 2.10. Создание карты мнения с помощью SimpleMind

Рис. 2.11. Пример интеллект-карты "6 советов для лучшей коммуникации"

Структуризация посредством концептуальных карт

Концептуальные карты – это графические инструменты для организации и репрезентации знаний. Концептуальная карта включает концепты (понятия), обычно изображаемые в фигурах определенного типа (круги, прямоугольники), и взаимосвязи между ними (в виде линий, соединяющих два понятия). Концепты (понятия) – это короткие формулировки (часто в одно слово), связанные с понятиями предметной области, описывающими исследуемую ситуацию, или закономерностями в событиях, объектах и ситуациях. На линиях указывают связующие слова или фразы, разъясняющие тип связи между понятиями (иногда используются символы: +, -, % и др.).

Соединяя концепты с помощью фраз, раскрывающих смысл связи между ними, получают утверждения.

Например, построим такие утверждения ("читая" концептуальную карту, приведенную на рис. 2.13): <концепты> – это <выявленные закономерности>; <концепты> – это <метки>; <концепты> соединены <соединяющими фразами> и т.д. Часто подобные утверждения называют семантическими единицами или единицами смысла. На рис. 2.13 показан пример концепции карты, которая описывает структуру концептуальных карт и иллюстрирует вышеуказанные характеристики.

Техника, известная как концептуальное картирование, разработана в 1972 г. профессором Дж. Д. Новаком на основе идей психологии обучения и познания детей Д. Аусубеля, заключающихся в ассимиляции новых понятий и предложений в существующие концепции и пропозициональные структуры учащегося (так называемая когнитивная структура личности). Концепт-карты возникли как средство визуализации представления знаний у детей, а потом стали использоваться как инструмент для научных исследований и решения практических задач (рис. 2.14–2.17). Несмотря на сходство интеллект-карт и концепт-карт, эти два метода различаются по многим аспектам, однако компьютерные программы, в частности СМар, которые служат для создания концептуальных карт, позволяют строить и интеллект-карты. В случае концептуальных карт графическая техника используется, чтобы представлять знание через структурирование сети связанных концептов.

Что касается знаний о ситуациях, концептуальные карты характеризуют ясные отношения между описываемыми идеями и более структурированы, чем интеллект-карты, как формальное приближенное описание, которое помещает идеи в некой последовательности и организовывает их иерархически по уровням важности. Концептуальная картография позволяет видеть более сложные отношения между идеями: здесь их концепты представлены не только иерархическими связями, но и частью системы, связанной с другими концепциями, через связи входящие и исходящие.

Для построения хорошей концептуальной карты нужно:

  • 1) определить контекст ситуации с помощью фокус-вопросов, которые уточняют проблемы и цели ситуации;
  • 2) идентифицировать ключевые понятия (концепты), определяющие ситуацию: 15–25 концептов; сформировать ранжированный список по порядку: от более общих понятий ситуации к более конкретным (концепты в списке группируются но предметным областям);
  • 3) построить первичную карту, используя программные инструменты (предпочтительно используют специализированные программные средства, например cmaptools , которые позволяю строить карты как индивидуально, так и группой); в первичной карте устанавливают связи между концептами, принадлежащими одной предметной области;
  • 4) построить связи между концептами, характеризующие разные предметные области; это связи между понятиями в различных сегментах или областях знаний на карте, которые помогают проиллюстрировать, как эти домены связаны друг с другом;
  • 5) проверить карту, провести перерисовку карты во "входовыходное" или иерархическое представление.

Техника концептуального картирования – инструмент для захвата, представления и архивирования знаний, а также мощный инструмент для создания новых знаний за счет уточнения.

Сочетание интеллект-карт и концептуальных карт также является удачным примером демонстрации преимуществ структуризации знаний о ситуации, который показывает возможность планирования коммуникации с учетом зоны ответственности каждого участника.

Базовые правила концептуального картирования были разработаны в 60-е годы профессором Джозефом Д. Новаком из Корнуэльского университета. Он же, в свою очередь, исходил из теории Дэвида Асубеля о формировании понятийного мышления. Асубель также сумел оценить важность предшествующего опыта для формирования новых концепций. В дальнейшем идея развивалась английским психологом Тони Бьюзеном, найдя отражение в авторской методике запоминания, творчества и организации мышления «карты ума (памяти)». Бьюзен сравнивал этот метод с методом "мозгового штурма". В России похожие идеи отразились в трудах Г.П.Мельникова и П.Г.Кузнецова по системологии и практически использовались Г.П.Щедровицким, а также его последователями, в организационно-деятельностных играх.

Майндмэппинг (mindmapping, ментальные карты, концептуальные карты) - техника, помогающая достичь визуализации мышления . Она может успешно применяться для рождения новых идей, наглядности восприятия, анализа информации и её упорядочивания, для принятия оригинальных и взвешенных решений и многого другого. Это удобный, эффективный и в то же время творческий способ организации мышления .

Ментальные карты дают возможность разложить проблему на составляющие, способствуя структуризации, запоминанию и нахождению оригинальных творческих решений .

На что же похожа концептуальная карта? В её центре всегда располагается основной объект, отражающий проблему. Вокруг располагают дочерние объекты, имеющие какое-либо смысловое отношение к главному, в количестве от 3 до 10. Каждый из них, в свою очередь, окружается своими объектами, от 3 до 10, по тому же принципу. В результате возникает концепт-карта , граф, позволяющий по-новому взглянуть на проблему, показывая более полную картину, с учетом всех взаимосвязей.

В каком же случае метод концептуального картирования особенно востребован?

  • При встрече с проблемой в тех ситуациях, когда принятие решений требует учитывать многие факторы.
  • В работе креативных групп для обнаружения неочевидных связей и принятия нестандартных решений .
  • При создании программы развития того или иного бизнеса.
  • В случаях, когда необходимо стратегическое планирование и планирование научных исследований.
  • При разработке рекламных кампаний и маркетинговых программ
и во многих других, не менее часто встречающихся случаях.

В основном использовались дизайнерами, чтобы намекнуть нам на далекое будущие автопромышленности. В наши дни автопроизводители чаще стали показывать нам концепции, которые основаны уже на разработанных автомобилях, либо которые должны выйти в ближайшем будущем. Все дело в том, что современный авторынок диктует производителям тренд, связанный с частым обновлением модельного ряда. Поэтому многие автомобильные компании вынуждены разрабатывать концепты, ориентированные на выпуск новых моделей в ближайшие годы. В итоге публика ждет от автопроизводителей большого количества концепт-каров каждый год. В таких условиях большинство автомобильных компаний вынуждены маскировать обычные модели под концепт-кары будущего, создавая на базе уже разработанных или разрабатываемых автомобили с футуристическим внешним видом.

Что же нужно автомобильным компаниям, чтобы в короткий срок разработать на базе существующих разработок псевдо концепт-кар? Вот одиннадцать шагов, которые являются гарантом того чтобы получится реальный концепт-кар из существующих разработок и существующих моделей.

11) Гигантские колеса

Если оглянуться в прошлое, то легко становится понятным, на какую главную хитрость идут автомобильные компании демонстрируя публики новый концепт-кар. Достаточно просмотреть все концепции, которые были представлены на автомобильных выставках за последние 10 лет, и вы увидите, что большинство концепт-каров оснащались гигантскими колесными дисками, которые в реальности не могут поставляться на машину из-за их непрактичности и ненадежности. Благодаря огромным колесам, автомобиль получает футуристический внешний вид. Именно не стандартные и неординарные колеса подчеркивают, что перед нами не обычный автомобиль, а всего лишь концепт-кар. В итоге многие автопроизводители сознательно идут на хитрость и устанавливают на существующие разработки или даже на существую модель гигантские колеса и позиционирует известный автомобиль как концепцию.

10) Супертонировка


Еще один из самых безотказных методов создать концепт, который не будет похож на серийный автомобиль, это оснастить его супертонированными стеклами. Нет 100 процентная тонировка нужна не для того чтобы скрыть что находится внутри автомобиля, а только для того чтобы концепт-кар выглядел потрясающе и нестандартно. Ведь концепты действительно выглядят очень мрачно. Но в некоторых случаях тонированные стекла на концепциях действительно выполняют роль маскировки. Ведь не редкость, когда производители демонстрируют на выставках концепт-кары, которые не имеют разработанного интерьера. В таком случае тонировка скрывает от публики, то что их может расстроить.

9) Оснащение автомобиля светодиодами и LED оптикой


Светодиодные фонари являются удивительной технологией. К сожалению пока что только начинает свое развитие в автопромышленности. Но как вы понимаете технологии не стоят на месте, и в автопромышленности уже начала появляться OLED оптика, которая имеет преимущество перед традиционными светодиодами. Правда пока автомобильные компании не спешат применять OLED оптику на серийных автомобилях. Это в первую очередь связано с огромной себестоимостью новых светодиодных технологий. Поэтому при создании концепта, который привлечет большое внимание публики необходимо оснастить автомобиль светодиодами и OLED оптикой везде где только можно. В серийном автомобиле массовое применение светодиодных новых технологий пока невозможно, так как это очень накладно. Так что оснастив концепт-кар, созданный на базе обычной серийной версии, автопроизводитель реально убедит публику что перед нами реальный концепт-кар.

8) Футуристические двери


Дизайнеры любят проектировать концепт-кары, у которых двери автоматически открываются без контакта водителя с машиной. Но как сделать серийный автомобиль неузнаваемым для публики? Как обмануть публику, что перед ней концепт-кар? Лучшее решение- это установить на машину футуристические двери. Например, можно установить автоматически открывающие двери "Крылья чайки" и т.п. Таким образом вы сможете создать из любого существующего автомобиля концепт-кар.

7) Не стандартные цвета кузова


При серийном производстве, то как правило они выпускаются со стандартными цветами кузова, такие как черный, белый, красный, синий, зеленый, серый и т.п. Если вы заметили, что большинство концепт-каров не окрашиваются в такие стандартные цвета. Таким образом производители стараются сделать концепт не похожий на ни один серийный автомобиль. Но главная задача скрыть от нас существующую модель. Иногда автомобильные компании идут на хитрость украшая концепт различными надписями на кузове, а также покрывая кузов специальными супердорогими составами, придающие автомобилю неповторимый блеск и роскошь.

6) Максимальное оснащение технологиями, позволяющие интегрировать автомобиль с продукцией Apple


Такая продукция компании Apple как , iPad, iPod и iMac является эталоном современного дизайна в мире электроники и цифровых гаджетов. На дизайн продуктов Apple равняется весь мир. Именно поэтому при создании концепт-кара производители всегда делают акцент технологий с прицелом на продукцию компании Apple. Большинство концепт-каров выпущенных за последние 7 лет обязательно имеют возможность интеграции с телефонами, планшетами или плеерами Apple. К примеру, за последние годы было выпущено немало концепт-каров, которые по задумки инженеров имеют возможность запускаться с помощью iPhone. Публика, которая обращает внимание на концепт-кары обычно делает вывод о технологичности автомобиля по его возможности интегрирования с гаджетами Apple. Таким образом автомобильные компании пускают нам пыль в глаза маскируя обычный автомобиль под невероятный концепт-кар.

5) Футуристический дизайн интерьера


Вы замечали, что большинство концепт-каров оснащаются необычными интерьерами, которые никогда не появятся в серийных версиях? Как вы думаете для чего это делают производители? Конечно футуристический интерьер- это дополнение к экстерьеру концепт-кара и не более того. Но часто бывает так что нестандартный салон концепции создан только с одной целью - чтобы мы не узнали, что перед нами обычный автомобиль, закамуфлированный под концепт.

4) Необычное рулевое колесо


Посмотрите на рулевое колесо любого концепт-кара и вы удивитесь. Во многих концепциях вы увидите не стандартное рулевое колесо, которое не может появиться на серийных версиях по причине мировых стандартов безопасности. Также как правило рулевое колесо в концепт-карах имеет футуристический внешний вид, из-за того, что в нем не стоит водительская . В реальности же рулевое колесо не может выглядеть так на серийных автомобилях из-за особенностей конструкции подушки безопасности.

Да, во многих концепт-карах мы увидим знакомое нам трехспицевое рулевое колесо. Но оно имеет необычную отделку кожей, углеволокном и т.п. Часто в некоторых концепциях мы можем увидим слишком гладкое рулевое колесо со множеством отвлекающих кнопок. Это позволяет автопроизводителям акцентировать внимание на интерьере и подсознательно нас убедить что перед нами реальный концепт-кар.

3) Странная крыша


Измените крышу стандартной машины и 80 процентов публики подумает, что перед ними концепт-кар. Это слова известного автомобильного дизайнера, который ответил кратко на вопрос, связанный с секретом создания концептуальных транспортных средств. И это действительно так. Ведь изменяя геометрию кузова, автомобиль может видоизмениться до неузнаваемости.

Именно поэтому часто производители автомобилей любят демонстрировать нам концепт-кары со стеклянной крышей или кабриолеты, которые по сути созданы из обычных серийных автомобилей.

2) Использование дорогих материалов отделки экстерьера и интерьера


При демонстрации публики концепт-кара премиальной марки, главная задача компании убедить публику в том, что автомобиль создан для тех, кто любит дорогие роскошь и шик. Как же это сделать? Конечно помимо дизайна и инновационных технологий, необходимо обратить внимание публики на материалы отделки автомобиля. Например, можно оснастить концепт кристаллами Сваровски, которые если разместить в передние оптики будут выглядеть как драгоценные камни. Или же оснастить ими интерьер машины и приборную панель и тогда публика будет думать, что концепт-кар инкрустирован бриллиантами. Сами понимаете какой отзыв получит концепт кар среди состоятельных граждан. Это будет способствовать подогреванию интереса к машине к моменту ее появления в серийном производстве. И даже если в последующим модель не получит множественные дорогие материалы отделки, интерес к автомобилю будет обеспечен.

1) Окружите концепт-кар на выставки фотомоделями


Дизайнеры и маркетологи понимают, что привлечь внимание публики к концепт-кару, который в принципе не является автомобилем в привычном нам понимании, очень и очень сложно. Ведь в любом концепте могут быть изъяны и недочеты, которые возможно оттолкнут публику от автомобиля. Чтобы привлечь внимание публики и обеспечить успех концепт-кару нужно окружить автомобиль красивыми фотомоделями и создать из презентации шоу.

Например, если производитель презентует дорогой в качестве концепта, то перед ним необходимо поставить фотомодель в платье.

Вряд ли последовательное рисование вершин слева направо или сверху вниз позволит сходу уложить подобный граф на плоскость. А вот если вы начнете фиксировать вершины(в нашем случае, понятия предметной области) в столбик, сверху вниз, а ребра рисовать в виде дуг, то шансы распутать паутину отношений возрастут. В качестве примера, я отобразил шесть основных понятий IEEE_1471(или, если угодно: ГОСТ Р 57100-2016 ISO/IEC/IEEE 42010:2011) про архитектурные виды и представления на рисунке ниже.
Помните ужасные картинки про отношение элементов архитектурного описания, заинтересованных лиц, консернов, моделей и представлений? Чуть более понятная картинка

появилась намного позже самого стандарта. Собственно, из неё я и взял набор сущностей и отношений между ними. На самом деле, представленная на рисунке «звезда» без большого труда угадывается по дуговой диаграмме. Надо лишь немного потренироваться. Повторю еще раз последовательность действий:

  • Разговаривая с заказчиком, экспертом, товарищем по работе, мы просто записываем сущности в столбик.
  • По мере необходимости, рисуем отношения между зафиксированными сущности в виде дуг, не важно справа или слева.
  • Еще правее (или, соответственно, левее) пишем название отношения

Могут ли ребра графа, отображаемые в такой раскладке пересекаться? Безусловно. Далеко не все графы планарны(допускают укладку на плоскость без пересечений ребер). В таких случаях полезно взять маркер другого цвета, как бы начав рисовать ребра в новой плоскости. Кстати, такое отображение графа называется Книжное вложение Оно позволяет отобразить абсолютно любой граф (на рисунке приведен полный граф К5, представляющий собой звезду в пентаграмме)

Надеюсь, изложенные выше соображения кому-то из читателей пригодятся в работе. Ну, а чтоб узнать больше, приходите 4 июля 2018 года на

Похожие публикации