Комп игра устное народное творчество для дошкольников. Салка на одной ноге
Дидактические игры - это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания. Дидактические игры специально созданы педагогами для обучения детей. Это один из методов активного обучения дошкольников и учеников начальной школы, и это не случайно. Ребенок не будет сидеть и слушать нудную лекцию или доклад, он ничего не запомнит, потому что ему это не интересно. Ребенок любит играть. Поэтому педагогика соединила приятное с полезным, играя в дидактические игры, ребенок обучается, сам того не подозревая. Ему интересно. Он запоминает. Множество дидактических игр на совершенно разные темы мы предлагаем воспитателям и учителям начальных классов, а также родителям на сайте 7гуру.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка»
Развлечение
по теме «Устное народное творчество»
в подготовительной к школе группе компенсирующего вида
(дети с ТНР от 6 до 7 лет)
«Народные посиделки»
Направление: воспитание духовно - нравственных ценностей
Выполнила: воспитатель
Шведчикова Светлана Николаевна
п. г. п. Малиновский
Актуальность проведенного мероприятия:
Показывая красоту русского языка в устном народном творчестве, выраженное в пословицах, загадках, играх, традициях, сказках, обрядах мы формируем у детей интерес к детскому фольклору, русской народной культуры. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края. Так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
Цель: Поддерживать интерес детей на непрерывной связи истории прошлого и настоящего.
Задачи:
Образовательная.
Расширять знания детей о жизни и обычаях наших предков, о русском народном фольклоре.
Развивающая.
Формировать устойчивый интерес к истокам русской народной культуры.
Воспитательная.
Воспитывать желание соблюдать традиции русского народа.
Предварительная работа:
Знакомство детей со старинной утварью. Разучивание пословиц, поговорок. Отгадывание загадок, чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним. Проведение русских народных игр. Беседа по иллюстрациям «Масленица».
Методы и приемы: словесный – беседа (вопросы к детям); наглядный – использование ТСО (рассматривание); игровой – дидактическая игра, подвижная игра, пальчиковая гимнастика (выполнение игровых действий детьми).
Оборудование: в группе оформлена русская горница : имеется печь, прялка, коромысло, ведра, лавка, чугунок, ушат, самовар, сундук, корзинка и другие предметы домашнего обихода.
ИКТ Ноутбук, телевизор, презентация с картинками из сказок, игра «Пословицы в картинках», блины.
Предполагаемый результат: дети различают и называют предметы народного быта, умеют ими пользоваться; знают народные сказки, пословицы, загадки, играют в народные игры; знают традиции праздника Масленицы.
Форма организации: фронтальная.
Ход мероприятия
Дети находятся в группе, входит хозяюшка и приглашает детей в горницу
Организационный момент.
Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим ко мне в избу. Рассаживайтесь поудобнее.
Дай Бог тому, кто в нашем дому,
дорогим гостям, милым детушкам,
чтобы хорошим было все:
и житье, и бытье, и здоровьице!
Основная часть
Хозяюшка. Быт людей отмечен веком.
Поменялся старый мир.
Нынче все мы по «сусекам»
Личных дел или квартир.
Наш досуг порою мелок,
И чего там говорить,
Скучно жить без посиделок
Их бы надо возродить.
Хозяюшка. «Что такое посиделки?
Ответы детей.
Хозяюшка.
Посиделки - это общение людей, отдых.
Это время проведения досуга.
Себя показать да других посмотреть.
Девушки и парни хвалились новыми нарядами.
На посиделках рассказывали сказки, обменивались пословицами, поговорками, загадывали загадки, соревновались в уме, находчивости.
Пряли пряжу, вышивали, украшали узорами головные уборы и рубахи, вязали кружева, посуду расписывали, плели лапти, корзины, и многое другое делали, что в хозяйстве пригодится.
Хозяюшка. Отдых - это не безделки.
Время игр и новостей,
Начинаем посиделки,
Для друзей и для гостей
Хозяюшка.
Домом жить - не лукошко шить.
Дом вести - не лапти плести.
Ребенок.
Хозяюшка в дому, что оладушка в меду
Она прибирает, она подтирает,
Одним - одна за всё отвечает
Хозяюшка. Да, работы у меня много.
Всем известно, что без труда не вынешь рыбку из пруда.
В моей волшебной корзине есть пословицы в картинках, возьмите по одной картинке соедините их и назовите пословицу.
Дети выполняют задание.
Хозяюшка. Ай да молодцы! Знаете вы пословицы.
Раздаётся шорох. Появляется домовёнок Кузя.
Кузя . Здравствуйте, дети! Что вы тут делаете? Я спал за печкой и услышал ваши голоса, вот и решил заглянуть. А почему вы сегодня такие нарядные? (Ответы детей).
Ребенок . А у нас посиделки.
Кузя . Молодцы, мы тоже раньше на посиделки собирались попеть да поплясать, себя показать, на других посмотреть, обменивались поговорками, загадки загадывали. А вы умеете отгадывать загадки? Вот я сейчас проверю.
Кузя загадывает загадки
У печи стоит предмет,
Он тяжелый спору нет.
Но зато в хозяйстве нужен-
В нем сготовить можно ужин. (Чугунок)
Не бык, а бодает
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдает,
Сам в угол идет. (Ухват)
Черный конь прыгает в огонь. (Кочерга)
Стоит кошка - четыре ножки. (Скамейка)
Всех кормлю с охотою, а сама безротая. (Ложка)
Четыре ноги,
Да брюхо. (Самовар)
Три братца пошли на речку купаться.
Два купаются, третий на берегу валяется.
Искупались, вышли, на третьем повисли. (Ведра на коромысле)
У туши - уши, а головы нет. (Ушат)
Чем больше я верчусь,
Тем больше становлюсь. (Веретено)
Кузя . Молодцы, загадки вы хорошо знаете.
А сейчас мы поиграем,
Подзадорим всех гостей
От улыбок светлых ваших
Станет радостнее всем
Пальчиковая гимнастика "Любимые сказки"
(Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок - румяный бок.
Есть Снегурочка - краса,
Три медведя, Волк - Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.
Хозяюшка. О чем говорилось в игре?
Дети. О народных сказках.
Хозяюшка. Почему они называются народными?
Дети: Потому что их сочинил русский народ.
Кузя . Ох, устал я, пойду спать, а вы уж посмотрите на мои волшебные сказки.
Кузя дарит волшебную книгу сказок
Хозяюшка. Отправляемся друзья
В чудо сказку – вы и я
Здесь экран волшебный есть,
Сказок тут не перечесть!
(иллюстрации на компьютере «Русские народные сказки»).
Дети называют сказки по иллюстрациям на слайдах.
Хозяюшка. Что - то усталый вид у вас.
Делу время, а потехе час.
Поспешите все сюда,
Ждёт вас русская игра.
(Дети играют в русскую народную игру « Гори, гори ясно»)
Хозяюшка. Отгадайте ка ребята
Что на сковородку наливают,
да в четверо сгибают (блины)
Хозяюшка.
На какой народный праздник блины являются главным угощением?
Ребенок. Блины - главное угощение на Масленицу.
Ребенок Блин напоминает солнце - горячее, весеннее. Его ждали после долгой зимы с нетерпением.
Ребенок Блины начинали, есть уже с понедельника, обильно поливая их маслом. Оттого и название такое у праздника – Масленица.
Пришла Масленица годовая,
Наша гостья дорогая!
Она пешей к нам не бывает,
Все на кониках приезжает.
Ее коники вороные,
У них гривы золотые,
А саночки расписные.
Хозяюшка. Масленица приходится на конец февраля – начало марта и длится целую неделю. Каждый день имеет своё название.
Дети называют дни недели масленицы:
«Понедельник
- встреча».
«Вторник
- заигрышем». В этот день начиналось веселье и разнообразные гулянья, строительство снежной крепости, игра в снежки, катание с гор на санях.
«Среда
– лакомка». Это день семейный. Вся семья ест блины
«Четверг – разгул, Широкая Масленица». В этот день развлекались и устраивали всякие забавы. В старину это были кулачные бои, но без крови и синяков, катание на тройках, взятие снежной крепости.
«Пятница – Тёщины вечёрки». Теперь уже зятья у себя дома с румяными блинами принимали тёщ.
«Суббота
–Золовкины посиделки». Невестка дарит золовкам (сестрам мужа) подарки. Золовки приходили в гости к молодым невесткам, пробовали их блины и получали подарки.
Воскресенье
– «Прощёный день». Последний и самый важный для Масленицы. Родные и знакомые приходят друг к другу в гости. И перед праздничным обедом просят друг у друга прощения за большие и малые обиды.
В воскресенье
прощались с Масленицей, сжигали её на костре.
О масленице не принято было печалиться, ведь вместе с нею в костре сгорали все старые беды, болезни и невзгоды.
Тары, тары, тары бары,
Выпьем чай из самовара.
С блинами вкусными.
Дорогие гости проходите к столу да угощайтесь на здоровье.
Тамара Иконникова
«Курочка – рябушечка».
Цель: Развивать диалогическую речь; знакомить с фольклорным произведением; соотносить предметы по цвету и величине в ходе практических действий.
Ход игры: Воспитатель читает потешку «Курочка – рябушечка»:
Курочка – рябушечка, куда ты пошла?
На речку.
Курочка – рябушечка, зачем ты пошла на речку?
За водичкой.
Курочка – рябушечка, зачем тебе водичка?
Цыпляток поить.
Курочка – рябушечка, как цыплятки просят пить?
Пи – пи – пи – пи – пи!
Воспитатель раскладывает на столе перед ребенком курочек больших и маленьких. Курочки в разноцветных косыночках. Ребенку предлагается подобрать ведерки по цвету (ориентируясь на косынки курочек) и величине.
“Закончи слово”
Ход игры: Воспитатель читает фольклорное произведение, делая паузу на определенной фразе, давая возможность ребенку продолжить.
«Варежки»
Цель: Подбирать пары одинаковые по цвету; закреплять знания цветов; развивать речь, память, внимание; знакомить детей с фольклорными жанрами.
Ход игры: Поставить перед ребенком две коробочки. В одной варежки разных цветов, в другой клубочки ниток таких же цветов, которыми были связаны варежки. Предложить ребенку разложить варежки парами одинаковые по цвету и найти такого же цвета клубочки ниток.
«Узнай потешку»
Цель: закреплять знание фольклорного произведения, развивать память, речь, внимание.
Ход игры: По содержанию картинки, надо вспомнить произведения народного творчества.
«Угадай, из какой книжки (сказки, потешки) прочитан отрывок?»
Цель: закреплять знание фольклорного произведения, развивать память, речь, внимание.
Ход игры: По отрывку из книги надо вспомнить произведения народного творчества.
«Подбери картинку к сказке (потешке)»
Цель: закреплять знание фольклорного произведения, развивать память, речь, внимание.
Публикации по теме:
Социально-половое воспитание в детском саду. Консультация для родителей и воспитателей Гендерное воспитание в детском саду. Биологический и социальный пол - гендер. Миллиарды людей живут на планете Земля. Мы относимся к разным.
«Этикет за столом». Консультация для родителей и воспитателей Сегодня нам хотелось бы с Вами обсудить интересную и важную тему ЭТИКЕТ ЗА СТОЛОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ. Одна из профессиональных обязанностей воспитателя.
Консультация логопеда для родителей и воспитателей «Готовимся к обучению в школе» ГОТОВИМСЯ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ (в летний период) Консультирует логопед Педагоги нашего детского сада, как и других детских садов, уделяют.
Консультация для родителей и воспитателей «Аппликация. Нетрадиционные методы» АппликацияВ дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. В процессе изобразительной деятельности.
Предлагаю на ваш суд консультацию на тему:" Болезни и их профилактика у детей раннего возраста". Очень часто молодые родители задают вопросы.
Консультация для родителей и воспитателей Изобразительная деятельность детей от двух до трех лет Консультация для родителей и воспитателей Изобразительная деятельность детей от двух до трех лет В период с двух до трех лет изобразительная.
Консультация для родителей и воспитателей Как понимать детский рисунок Консультация для родителей и воспитателей Как понимать детский рисунок Понимание рисунка маленького ребенка (раннего возраста) возможно.
Цели:
Закреплять представления о видах матрешек (Загорская, Полхов-майдан, Семеновская и т.д.);
Развивать пространственное мышление, мелкую моторику.
Описание игры:
Детям предлагается рассмотреть фигурки матрешек, разрезанные на части, и составить из частей целую матрешку, обращая внимание на элементы узора. Затем ребенку предлагается вспомнить, как называется эта матрешка.
2. Дидактическая игра «Собери пословицу»
Цель:
Развивать умение понимать смысл пословиц,
Упражнять в умение подбирать к началу пословицы ее окончание,
Развивать память, связную речь,
Воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Описание игры:
Игровые карточки, изображающие русские народные пословицы, делятся на две группы: карточки в красной рамке – это начало пословицы, карточки в синей рамке – это окончание пословицы. Карточки в красной рамке раздаются детям-участникам игры. Водящий показывает по очереди карточки в синей рамке, ребенок, который находит окончание своей пословицы, забирает карточку, называет пословицу, объясняет ее смысл.
3. Дидактическая игра «Составь узор»
Цели:
Продолжать знакомство с городецкой росписью. Закреплять умение составлять узор на разных формах: солонка, ковш-утица, разделочная доска, тарелка.
Побуждать самостоятельно подбирать форму и композиционное решение узора. Развивать художественный вкус.
Развивать интерес к народным промыслам.
Описание игры:
Игра состоит из картонных заготовок предметов обихода и отдельных элементов городецкой росписи. Детям предлагается разместить узор на заготовках, учитывая их форму.
4. Дидактическая игра «Одень куклу в народный костюм»
Цель:
Закреплять представление об элементах русского народного костюма,
Развивать фантазию и воображение при выборе узора;
Воспитывать уважение к народной культуре.
Описание игры:
Детям предлагаются заготовки нарядов для куклы, необходимо раскрасить их и украсить русскими народными узорами, вспомнить названия элементов народного костюма. Все наряды можно надеть на куклу и поиграть с ней.
5. Дидактическая игра «Собери картинку. Русские богатыри»
Цель:
Закрепление представлений о русских богатырях, их оружии, доспехах;
Развитие пространственного мышления, памяти.
Описание игры:
Детям предлагаются картинки с изображением русских богатырей, разрезанные разными способами. Детям необходимо собрать из частей целую картинку и рассказать о богатыре, который на ней изображен.
6. Дидактическая игра «Что было – что стало»
Цель:
Закреплять представление о старинных русских предметах быта и об их современных заместителях;
Развивать интерес к историческому прошлому русского народа.
Описание игры:
Игра состоит из двух групп карточек: в первой - предметы быта на Руси, во второй – предметы, которые их заменяют в современном мире. Детям необходимо составить пары из предметов, установив соответствие «что было – что стало».
Пары предметов: лапти – ботинки, колодец – водопровод, корыто – стиральная машина, самовар – чайник, сундук – шкаф, лавка – стул, керосиновая лампа - электрическая лампочка, корзинка – сумка, деревянная ложка – металлическая ложка, печь – газовая плита, печь – радиатор отопления, угольный утюг – электрический утюг, чугунок – кастрюля, люлька-качка – детская кроватка.
7. Дидактическая игра «Найди лишнее. Русские народные головные уборы»
Цель:
Закреплять представления о старинных русских головных уборах;
Развивать мышление, внимание;
Воспитывать уважение к традициям своего народа.
Описание игры:
На карточках изображены различные виды головных уборов. Детям необходимо найти среди старинных головных уборов современный (он лишний), объяснить свое мнение, назвать знакомые головные уборы.
- Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством;
- Развивать образную память, творческое мышление;
- Развивать способности владения точным выразительным языком;
- Воспитывать чувство уважения к русскому наследию, русскому фольклору.
Оформление: плакаты: "Добро пожаловать к нам на праздник", "Устная народная поэзия - это бессмертная поэзия", "Русский фольклор", "Колыбельная", "Игры", "Дразнилки", "Считалки", "пестушки-потешки". Плакаты с изображением праздничных русских нарядов.
При входе в зал дети выбирают заранее подготовленные жетоны (цветок, солнышко). Таким образом дети делятся на 2 команды.
Ход занятия
Мы пришли сюда, чтоб скуку разогнать,
Мы пришли повеселиться, поиграть,
Вместе с вами хором песенки попеть,
На забавы, на потехи посмотреть.
Здравствуйте, дорогие ребята! Мы продолжаем знакомство с русским народным творчеством или с русским фольклором. Давайте вспомним, что такое русский фольклор? (Сказки, загадки, пословицы, поговорки, игры, пестушки, дразнилки, считалки т.д.).
Сегодня мы с вами проведем игру-викторину "По страницам русского народного фольклора".
Конкурс 1 "Нет, без загадки не прожить".
Что такое загадка? (Это задачка, которую нужно решить.Это поэтическое описание предмета, главных его черт.)
1. С утра на ногах,а куда идут, сами не знают.(башмачки)
2. Что без боли и печали приводит в слезы? (лук)
3. В жарком лете я стою, шапкой зиму достаю. (гора)
4. Сколь ни езди, ни ходи, тебе конца тут не найти.(земля)
5. Все лето стояли, зимы ожидали, дождались поры, помчались с горы.(санки)
6. На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно.(сом)
7. Если б не было его, не сказал бы ничего. (язык)
8. Через нас проходит в грудь
И обратный держит путь
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (воздух)
9. На сучках висят шары, посинели от жары.(слива)
10. Без рук, без ног, а в гору лезет. (тесто)
11. Серое сукно тянется в окно. (сумерки)
12. Всегда во рту, а не проглотишь.(язык)
Кто из вас знает, что такое пословица? (Пословица-это жанр фольклора, краткое народное изречение, заключающее в себе какое-то поучение. Пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает.)
Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого речь становится яркой и образной.
Сейчас мы узнаем, знаете ли вы пословицы.
Конкурс 2. "Усек с полуслова".
Продолжить следующие пословицы и поговорки.
Баба с возу: кобыле легче;
На Бога надейся: сам не плошай;
Каков поп: такой приход;
Один в поле:не воин;
Дома и стены:помогают;
Дом вести:не рукавом трясти;
По одёжке встречают:по уму провожают;
С миру по нитке: голому рубашка;
Не красна изба углами:красна пирогами;
Поздно встанешь:мало сделаешь;
Мир освещается солнцем:а человек знанием.
Конкурс 3. "Знаешь ли ты пословицы?".
Подбери пословицу к тексту.
Игорь проиграл Борису партию в шахматы и, вместо того, чтобы признать себя побежденным, стал горячиться, доказывать, что он по ошибке сделал неправильный ход, что он мог бы легко выиграть. Какой пословицей ответил ему Борис? (После драки кулаками не машут).
В школе перегорел предохранитель и свет погас. Один ученик возился минут 10, ничего у него не вышло. Тогда подошел член кружка юных техников и через полминуты свет загорелся. Какая пословица подходит к этому случаю? (дело мастера боится)
Света села делать уроки, но увидела в окно подруг и попросила у своей мамы разрешения погулять. Какую пословицу напомнила мама Свете? (Кончил дело-гуляй смело. Делу время- потехе час.)
Долго не заходили к Алеше в больницу его новые приятели. Зато друг, с которым Алеша был знаком с самого детства, пришел навестить его в первый же день. Какую пословицу вспомнил Алеша? (Старый друг лучше новых двух).
Конкурс 4 "Бой скороговорок".
Дальше бой скороговорок разрешите нам начать,
Кто - то пусть скороговорит, остальных прошу молчать.
Кто три раза без ошибки фразу вслух произнесет,
Тот очко своей команде непременно принесет.
Пусть жюри весь ход сраженья без промашки проследит.
Тот, кто меньше ошибется, то в бою и победит!
- Кукушка кукушонку купила капюшон, как в капюшоне он смешон;
- Сшила Саша Сашке шляпу;
- Пекарь Петр пек пироги;
- Хвала халве;
- Варвара варила, варила, да не выварила;
- Всех скороговорок не переговоришь, не перевыговоришь.
Выходит бабушка - рассказушка:
Сказка мудростью богата,
Скажем сказке: "Приходи!"
Это присказка, ребята,
Сказка будет впереди.
Дети слушают аудиозапись русской народной сказки. (Вариант: под русскую народную мелодию дети слушают сказку бабушки - рассказушки)
Конкурс 5 "Ох, уж эти сказки".
Сказки знают все. А знаете ли их вы, сейчас проверим. Назовите сказки, отрывки из которых вы услышите.
"Журавль стук - стук носом по тарелке. Стучалстучал - ничего не помогает" (Лиса и журавль)
"Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?" (Теремок)
"Не садись на пенек, не ешь пирожок" (Маша и медведь)
"А лиса сидит и приговаривает:"Битый небитого везет"" (Волк и лиса)
"Зашел Иван Царевич в топкое болото. Смотрит, сидит лягушка:" (Царевна - лягушка)
"Мышка пробежала, хвостиком махнула:"
"Отворили козлята дверь, волк вбежал в избу и всех козлят съел:" (Волк и семеро козлят)
"Мужик, я тебя заломаю. Не ломай меня, медведушка:" (Мужик и медведь)
Конкурс 6 "Сочини сказку".
Детям предлагается самим сочинить сказку(любую). Можно это сделать это в качестве домашнего задания. Далее одному из команды предлагается побывать в роли бабушки - рассказушки и рассказать сочиненную сказку. (на этот конкурс отводится 6 минут. Оценивается и сама сказка и качество рассказывания)
Мы продолжаем нашу игру. К нам пришли гости и я хотела бы попросить их встать в круг и сыграть песню из весеннего обряда.(Гости в русских народных костюмах)
Весна - красна, на чем пришла?
На сохе, бороне, на кобыле - вороне.
Ой вы, жаворонки жавороночки,
Летите в поле, несите здоровье
Первое - коровье, второе - овечье,
Третье - человечье!
Обратите внимание на костюмы наших певцов. В русской одежде преобладают два цвета красный и белый, как символы солнца и света. А когда наступал праздник, тут уже было огромное разнообразие нарядов и украшений к ним. А как вы думаете, дети участвовали в праздниках и обрядах взрослых? Да, и подтверждением тому была исполненная сейчас песня. Это было детям весело и нетрудно. У детей сложился свой особенный вид народного творчества, под названием детский фольклор.
Как вы думаете, что входит в этот раздел?(считалки, дразнилки, загадки, игры, гляделки, жалелки и т. д.)
Конкурс 7 "Сосчитай - ка".
Какая команда вспомнит больше считалок.
Вот и подошла к концу наша игра - викторина.
Сейчас мы подведем итоги, а пока я хочу, чтобы вы ответили на вопросы:
Узнали ли вы что- то новое?
Эпиграф к нашему занятию "Устная поэзия народа - это бессмертная поэзия". Согласны ли вы с этим? Почему?
Итоги, награждение.