Когда проводят ампутацию нижних конечностей? От ампутации к протезированию. Как себе помочь и что нужно знать? Ампутация костыли

Для того, чтобы костыли служили надежной опорой при ходьбе, важно не только точно подобрать и отрегулировать их по размеру, но и научиться правильно на них ходить, спускаться и подниматься по лестнице, садиться и вставать со стула. Для каждого типа костылей существует ряд общих правил, которым нужно следовать для достижения максимального эффекта от использования. Если костыли подмышечные, то, опираясь на них, нужно переносить вес тела на руки, а не на подмышечные впадины, чтобы избежать негативных последствий сильного сдавливания этой области. Опорные стойки следует держать максимально близко к груди, а наконечники ставить на расстоянии примерно 10 см от стопы. Важно при ходьбе смотреть прямо вперед, а не под ноги, держать спину прямо, а колено здоровой ноги - чуть согнутым. Если костыли под локоть, то при передвижении на них нужно убедиться, что рукоятка (опора под кисть) смотрит свободным концом вперед, а манжета надежно обхватывает предплечье (не сдавливает, но в то же время не болтается).

Как правильно ходить на костылях

При ходьбе наконечники костылей перемещают на расстояние примерно 30 см от носка обуви и на расстоянии 15 см от внешнего края подошвы. Если у пациента широкие бедра, то костыли лучше отводить подальше в сторону, чтобы обеспечить более устойчивое положение. Существует 4 основных варианта поступи на костылях.

  1. Поступь с опорой на 4 точки рекомендована при слабости обеих ног, либо при нарушениях координации. Последовательность передвижения в данном случае следующая: левый костыль, левая нога, правый костыль, правая нога. Преимуществом данной поступи является высокая степень устойчивости, которая достигается за счет того, что сразу 3 опорные точки постоянно соприкасаются с поверхностью. Недостатком же является низкая скорость передвижения.
  2. Поступь с опорой на 3 точки рекомендована при неспособности пациента переносить вес тела на одну ногу (боль, перелом, ампутация). Последовательность передвижения в данном случае следующая: оба костыля перемещаются вперед вместе с травмированной конечностью, затем весь вес переносится на костыли и переставляется здоровая нога. Преимуществом данной поступи является возможность полностью снять нагрузку с травмированной ноги. Недостаток заключается в необходимости постоянно поддерживать равновесие.
  3. Поступь с опорой на 2 точки имеет те же рекомендации, что и с опорой на 4 точки. Последовательность передвижения в данном случае следующая: перемещается левый костыль и правая нога одновременно, затем правый костыль и левая нога также одновременно. Данная поступь позволяет передвигаться достаточно быстро, однако требует более продолжительного обучения.
  4. Поступь по принципу «качели» рекомендована пациентам, которые не могут переносить вес тела на обе конечности. Данная поступь предусматривает два варианта. В первом варианте последовательность передвижения следующая: оба костыля переносятся вперед, затем вес тела полностью переносится на руки, человек отрывает от земли обе ноги (как бы повисая) и перемещает их вперед до уровня костылей. Во втором варианте ноги перемещаются за костыли. Второй вариант является самым быстрым способом перемещения на костылях, однако подходит только пациентам с хорошо развитой мускулатурой. Первый вариант также требует хорошей физической подготовки, однако ему гораздо проще обучиться.

Как правильно садиться (вставать) со стула и спускаться (подниматься) по лестнице

Если вам необходимо сесть на стул, сначала нужно подойти к нему настолько близко, насколько это возможно, убедиться в том, что стул стоит устойчиво, затем повернуться к нему спиной, взять оба костыля в одну руку и разместить их с поврежденной стороны. После этого нужно опереться свободной рукой на подлокотник стула и потихоньку сесть. Вставая со стула, повторяют те же движения: поместив оба костыля с поврежденной стороны, отталкиваются от подлокотника свободной рукой и встают сначала на здоровую ногу, затем на поврежденную, после этого разводят костыли в сторону.

Подняться по лестнице на костылях можно несколькими способами. В первом случае используются оба костыля. Больная нога сгибается в колене и заносится над ступенькой, не касаясь ее. Затем пациент опирается на костыли, перенося на них массу тела, и поднимает на ступеньку здоровую ногу. Во втором случае пациент держится одной рукой за перила, а во вторую берет оба костыля, придерживая их изнутри. Распределив равномерно вес тела между перилами и костылями, пациент перемещает вверх на ступеньку здоровую ногу, подтягивает больную и переставляет костыли вперед. Теми же двумя способами можно и спуститься по лестнице. Последовательность действий при этом следующая: костыли перемещаются на нижнюю ступеньку, затем на нее ставится здоровая нога и после этого — больная.

Как только у ребенка установлен диагноз диабета, родители часто отправляются в библиотеку за информацией по данному вопросу и оказываются перед фактом возможности возникновения осложнений. После периода связанных с этим переживаний родители получают следующий удар, узнав статистику заболеваемости и смертности, связанной с диабетом.

Вирусные гепатиты в раннем детстве

Относительно недавно алфавит гепатита, в котором уже значились вирусы гепатита А, В, С, D, Е, G пополнился двумя новыми ДНК-содержащими вирусами, ТТ и SEN. Мы знаем, что гепатит А и гепатит Е не вызывают хронических гепатитов и, что вирусы гепатита G иТТ скорее всего являются «невинными зрителями» которые передаются по вертикали и не поражают печень.

Меры по лечению хронических функциональных запоров у детей

При лечении хронических функциональных запоров у детей необходимо учитывать важные факторы в истории болезни ребёнка; установить хорошие взаимоотношения между медицинским сотрудником и ребёнком-семьёй для осуществления предлагаемого лечения должным образом; многого терпения с двух сторон с повторением гарантий, что ситуация будет постепенно улучшаться, и мужества в случаях возможных рецидивов, - составляют лучший путь лечения детей, страдающих запорами.

Результаты исследования ученых бросают вызов представлениям о лечении сахарного диабета

Результаты десятилетнего исследования бесспорно доказали, что частый самоконтроль и поддержание уровня глюкозы крови в пределах, близких к нормальным приводит к значительному снижению риска поздних осложнений, вызванных сахарным диабетом, и уменьшению степени их тяжести.

Проявления рахита у детей с нарушением формирования тазобедренных суставов

В практике детских ортопедов травматологов достаточно часто ставиться вопрос о необходимости подтверждения или исключения нарушений формирования тазобедренных суставов (дисплазия тазобедренных суставов, врожденный вывих бедра) у младенцев. В статье показан анализ обследования 448 детей с клиническими признаками нарушений формирования тазобедренных суставов.

Медицинские перчатки как средство обеспечения инфекционной безопасности

Большинство медицинских сестер и врачей недолюбливают перчатки, и не зря. В перчатках теряется чувствительность кончиков пальцев, кожа на руках становится сухой и шелушится, а инструмент норовит выскользнуть из рук. Но перчатки были и остаются самым надежным средством защиты от инфекции.

Поясничный остеохондроз

Полагают, что каждый пятый взрослый человек на земле страдает поясничным остеохондрозом, болезнь эта встречается и в молодом, и в пожилом возрасте.

Эпидемиологический контроль за медработниками имевшими контакт с кровью ВИЧ-инфицированных

(в помощь медицинским работникам лечебно-профилактических учреждений)

В методических указаниях освещены вопросы наблюдения за медицинскими работниками имевшими контакт с кровью пациента инфицированого ВИЧ. Предлагаются действия с целью, предупреждения профессионального заражения ВИЧ. Разработаны журнал учета и акт служебного расследования при контакте с кровью ВИЧ-инфицированного пациента. Определен порядок информирования вышестоящих органов о результатах медицинского наблюдения за медработниками контактировавшими с кровью ВИЧ-инфицированного пациента. Предназначены для медицинских работников лечебно-профилактических учреждений.

Хламидийная инфекция в акушерстве и гинекологии

Хламидиоз гениталий является самым распространенным среди заболеваний, передающихся половым путем. Во всем мире наблюдается рост заболеваний хламидиозом среди молодых женщин, только что вступивших в период половой активности.

Циклоферон в лечении заболеваний инфекционной природы

В настоящее время отмечается рост отдельных нозологических форм инфекционных заболеваний, прежде всего, вирусных инфекций. Одно из направлений усовершенствования методов лечения – применение интерферонов, как важных неспецифических факторов противовирусной резистентности. К которым относится циклоферон - низкомолекулярный синтетический индуктор эндогенного интерферона.

Дисбактериоз у детей

Количество микробных клеток, присутствующих на коже и слизистых макроорганизма, контактирующих с внешней средой, превышает число клеток всех его органов и тканей вместе взятых. Вес микрофлоры организма человека составляет в среднем - 2,5-3 кг. На значение микробной флоры для здорового человека впервые обратил внимание в 1914 г. И.И. Мечников, который предположил, что причиной многих болезней являются различные метаболиты и токсины, продуцируемые различными микроорганизмами, заселяющими органы и системы организма человека. Проблема дисбактериозов в последние годы вызывает немало дискусий с крайним диапазоном суждений.

Диагностика и лечение инфекций женских половых органов

В последние годы во всем мире и в нашей стране отмечен рост заболеваемости инфекциями, передающимися половым путем, среди взрослого населения и, что вызывает особую тревогу, среди детей и подростков. Растет заболеваемость хламидиозом и трихомониазом. По данным ВОЗ, трихомониаз занимает первое место по частоте среди инфекций, передающихся половым путем. Ежегодно в мире трихомониазом заболевают 170 млн. человек.

Дисбактериоз кишечника у детей

Дисбактериоз кишечника и вторичное иммунодефицитное состояние все чаще встречаются в клинической практике врачей всех специальностей. Это обусловлено изменяющимися условиями жизни, вредным воздействием преформированной окружающей среды на организм человека.

Вирусный гепатит у детей

В лекции «Вирусный гепатит у детей» представлены данные по вирусным гепатитам А, В, С, D, E, F, G у детей. Приведены все клинические формы вирусного гепатита, дифференциальный диагноз, лечение и профилактика, существующие в настоящее время. Материал изложен с современных позиций и рассчитан на студентов старших курсов всех факультетов медицинских вузов, врачей - интернов, педиатров, инфекционистов и врачей других специальностей, которые интересуются данной инфекцией.

Бывают ситуации, когда справиться с проблемой без хирургического вмешательства просто невозможно. В данной статье хочется рассказать о реабилитационных мерах после ампутации ноги пациента.

Основные термины

В самом начале нужно разобраться с теми терминами, которые активно будут использоваться в статье.

  1. Итак, ампутация ноги - это удаление больной конечности хирургическим путем. Цель данного действия - спасение жизни человека. Стоит сказать о том, что решение о хирургическом вмешательстве доктора принимают только в самом крайнем случае.
  2. Уровнем ампутации называют то место, в котором нога отрезана.
  3. Реабилитация - это комплекс мер, при помощи которых специалисты различных профилей (медики, психологи, ортопеды, протезисты) учат человека адаптироваться ко всему окружающему без утраченной конечности.

Диабет

Показаний к ампутации нижней конечности может быть множество. Одна из причин - сахарный диабет. Само по себе заболевание может и не привести к данной проблеме. Однако в некоторых случаях (запущенность болезни, ее переход в декомпенсированную форму) возможны медицинские показания к ампутации (это происходит примерно у 8-10% больных). В каких случаях может быть назначена ампутация ноги при диабете?

  1. Нейропатия, связанная именно с повреждениями нервов.
  2. Микро- и макроангиопатия (это нарушения структуры и нормального функционирования как крупных, так и мелких сосудов).
  3. Некротические изменения, происходящие в нижних конечностях.

Как уже стало понятно, самым первым и главным показанием к ампутации является нарушение функционирования сосудов ноги. Происходит это благодаря сбоям в обмене веществ и развитию такого процесса, как аутоимунизация. В сосудах появляются застои, происходит кислородное голодание, что и делает ноги уязвимым к различным инфекциям. И даже малейший ушиб может спровоцировать развитие страшнейших гнойных процессов. Чтобы избежать летального исхода, в таких ситуациях доктора принимают радикальное решение. Т. е. пациенту нужна ампутация ноги (при диабете такие случаи не единичны). Нередко только таким способом можно спасти жизнь пациенту.

Что важно

Как уже стало понятно, ампутация ноги - серьезное вмешательство в жизнь и здоровье пациента. Именно поэтому после операции человека ожидает довольно-таки длительный период реабилитации. Стоит сказать о том, что успех восстановительного лечения зависит от нескольких факторов:

  1. Хорошей культи (значение имеет качество самой операции).
  2. Соответствующего протеза (важна качественная работа протезиста).
  3. Реабилитационной программы.

Если хотя бы один из данных пунктов будет выполнен неидеально, процесс реабилитации может существенно затянуться.

Послеоперационный период

Независимо от того, была произведена ампутация пальца ноги или большей части конечности, важнейшим остается ранний послеоперационный этап восстановительного лечения. Что же в таком случае важно:

  1. Необходима профилактика различного рода осложнений, например инфицирования культи.
  2. Очень важно следить за крово- и лимфообращением в конечности.
  3. Необходима профилактика тугоподвижности в суставах и В таком случае понадобится массаж и лечебная гимнастика.
  4. Необходимо также регулировать болевые ощущения, как можно качественнее избегая их.
  5. Ну и, конечно же, понадобится психоэмоциональная поддержка пациента. Ведь практически для всех людей утрата конечности - огромнейший удар.

Этап реабилитации 1. Подготовка культи

Если пациенту была проведена операция «ампутация ноги», в течение первого года после оперативного вмешательства нужно будет пройти несколько уровней реабилитации. Так, как уже было выше сказано, огромнейшее значение имеет качество культи. Зависит оно от множества факторов:

  1. Длины культи.
  2. Уровня ампутации.
  3. Послеоперационного рубца (он должен располагаться в стороне от мест максимальной осевой нагрузки).
  4. Формы культи (зависит она от той методики, по которой было проведено хирургическое вмешательство).
  5. Контрактуры, т. е. ограничения объема движения. Это имеет огромное значение, так как именно от этого фактора зависит качество дальнейшей ходьбы человека.

Что еще важно знать об уходе за культей

После того как была проведена ампутация ноги, очень важно правильно ухаживать за В первые дни за ним наблюдать будут лечащий врач и медсестра. Тут нужно уточнить, что особого внимания заслуживают больные с сосудистой патологией и сахарным диабетом, так как именно эти заболевания повышают риск инфицирования культи. Что важно:

  1. Очень важна гигиена культи. Желателен ежедневный контрастный душ. Мыть ногу можно детским мылом, после насухо протирая полотенцем.
  2. Культю нужно ежедневно осматривать на предмет изменения цвета кожи. Это очень важно, а при малейших изменениях нужно обратиться за консультацией к доктору.
  3. После операции кожа культи становится очень чувствительной. Справиться с этим можно при помощи массажа. Делать его можно как руками, так и небольшим резиновым мячиком, совершая круговые движения. Периодически культю надо растирать полотенцем. Делать эти процедуры нужно как можно чаще, лучше несколько раз в сутки.
  4. Следует помнить о том, что нужно увлажнять. Особенно это важно в первые несколько недель после того, как была проведена ампутация ноги.

Период послеоперационной адаптации у пациентов с сахарным диабетом, как правило, более длительный.

Отеки

Поле того как была проведена ампутация ноги или ином другом заболевании, у пациента нередко возникают отеки. Это не страшно, ведь это является нормальной реакцией организма человека на оперативное вмешательство. Однако ситуацию все же не стоит пускать на самотек. Нужные меры:

  1. В первое время после операции на рану нельзя оказывать давление. Поэтому повязка на культю накладывается нетугая.
  2. Для того чтобы справиться с отеком, можно использовать следующие средства: компрессионный трикотаж, эластичный бинт, силиконовый чехол.
  3. Если была проведена высокая ампутация ноги, пациенту рекомендуется дважды в день ложиться на живот (на полчаса), поворачивая голову в удобную сторону. Это необходимо для того, чтобы мышцы на культе вытягивались и тем самым тренировались и расслаблялись.

Контрактура сустава

Еще одна проблема, которая может возникать после ампутации ноги - это контрактура суставов. Т. е. ограничение пассивного движения в суставе, что может быть вызвано деформацией мышц, сухожилий, кожи и т. д. Профилактические меры:

  1. Самое главное - обеспечить пациенту правильное положение конечности. Культя должна быть расправленной, подолгу в согнутом положении ее оставлять нельзя.
  2. Важным является своевременное устранение отечности и болевых ощущений. Чтобы предотвратить деформацию позвоночника, нужно в первое время после операции пользоваться креслом со специальной подножкой для культи.
  3. Больному также необходима будет как пассивная, так и активная лечебная гимнастика. Однако нужно помнить о том, что надо избегать тех упражнений, которые вызывают болевые ощущения.

Важный момент: как можно скорее после операции пациент должен показаться протезисту. Ведь чем раньше человек встанет на протез, тем меньше он утратит важнейшие динамические навыки, и тем легче и скорее завершится процесс реабилитации.

Фантомные боли

Независимо от того, была проведена ампутация ноги выше колена или ниже, пациента могут мучить Это болевые ощущения, которые ощущает пациент в конечности, отсеченной хирургическим путем. Чтобы этого избежать, важны следующие моменты:

  1. Пациента необходимо как можно раньше активизировать, т. е. перевести в сидячее положение.
  2. Необходим массаж и лимфодренаж культи.
  3. Давление в культе должно быть равномерным. Поэтому очень важным является правильное бинтование конечности.
  4. Избежать фантомных болей можно в том случае, если человек как можно раньше начинает заниматься физическими упражнениями. Важна также физиотерапия.
  5. Ну и, конечно же, важнейшее значение имеет как можно более раннее протезирование.

Если же фантомные боли появились в поздний период (не сразу после операции), это значит, что уход за культей осуществлялся неправильно или недостаточно. Однако и в таких случаях можно справиться с проблемой. Тут может помочь зеркальная терапия.

Этап реабилитации 2. Протезирование

После того как была проведена ампутация ноги, реабилитация начинается с подготовки культи к протезированию и самого протезирования. Что же означает данное понятие? Так, протезирование - это специализированный вид помощи больным, у которых утрачена часть нужного органа. Т. е. при помощи протеза можно восстановить нормальную или близкую к нормальной функциональность утраченного органа.

О самом протезировании

Современные медики говорят о том, что после ампутации ноги важным является как можно более раннее протезирование конечности. Так, первичное протезирование должно осуществляться уже на 14-21-е сутки после хирургического вмешательства. Повторное же протезирование назначается уже по мере того, как и когда происходит износ первичного изделия.

Этапы протезирования

Процесс протезирования состоит из ряда этапов:

  1. Выбор конструкции изделия, т. е. протеза.
  2. Снятие мерки с культи.
  3. Приготовление гипсового позитива и негатива.
  4. Сборка изделия к примерке.
  5. Окончательная отделка с учетом всех моментов и пожеланий.
  6. Выдача протеза.
  7. Обучение пользованию.

Если говорить в общем, то успех профессиональной реабилитации больного почти полностью зависит именно от качества изготовленного протеза. Важны его вес, габариты, способ управления, конструкция, эстетичность и косметичность. Также нужно правильно подогнать изделие под отдельно взятого пациента. Ну и, конечно же, конечным этапом реабилитации становится сам настрой пациента и его желание как можно скорее вернуться к нормальной жизни. Если у человека была проведена ампутация пальца в таком случае не понадобится. Данного пункта реабилитации можно избежать.

О протезах

Стоит сказать о том, что сами протезы бывают двух видов: первичные и вторичные.

  1. Первичные протезы еще называют учебно-тренировочными. Они необходимы для того, чтобы правильно сформировать культю, а также обучить пациента первичным навыкам их использования. Стоит сказать о том, что как можно более раннее первичное протезирование дает возможность предотвратить возникновение ограничений движений в крупных суставах. Также важно уточнить, что данное протезирование проводится в условиях стационара, ведь тут нужно участие множества специалистов.
  2. После этапа первичного протезирования пациенту выдается постоянный протез (в среднем на два года).

Виды протезов

Изготавливаются протезы по самым разным технологиям. Бывают они модульными и немодульными (однако чаще всего используются именно модульные протезы). Состоят они из следующих частей:

  1. Приемной гильзы, которая изготавливается в зависимости от слепка культи пациента.
  2. Регулировочно-соединительных устройств.
  3. Несущего модуля. Варьируется в зависимости от необходимой длины протеза.
  4. Модуля стопы.
  5. Крепления протеза.

Также стоит сказать о том, что постоянный протез, в отличие от тренировочного, также снабжается косметической облицовкой, поверх которой надевается специальный чулок. Это нужно для того, чтобы протез максимально был похож на настоящую ногу.

Об инвалидности

Стоит сказать о том, что человеку положена инвалидность при ампутации ноги. Так, скорее всего, в первое время ее нужно будет подтверждать раз в год. Однако через определенное время (не позднее четырех лет) можно подать документы на так называемую бессрочную инвалидность. Если же происходит активное освоение протеза, по решению комиссии возможно снижение

После ампутации нижних конечностей занятия ЛФК необходимо начинать через несколько часов после операции (первый период). В занятия следует включать дыхательные упражнения и упражнения для рук, туловища и здоровой нижней конечности. Этим обеспечиваются активизация вегетативных функций, предупреждение осложнений со стороны легких, сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта и органов мочевыделения, тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, профилактика нарушений в гомеостазисе. Больной обучается элементарным движениям, необходимым при самообслуживании (поднимание таза, повороты на бок и пр.). С 3-5-го дня добавляются осторожные движения в свободных суставах культи, ритмически сменяемые напряжения и расслабления усеченных мышп (импульсная гимнастика) и мышц сохранившихся сегментов усеченной конечности и т. д.

Упражнения для культи способствуют уменьшению послеоперационного отека. С 5-6-го дня при отсутствии противопоказаний больному разрешают вставать. В занятия включают упражнения в равновесии, упражнения, подготавливающие здоровую конечность к предстоящим повышенным нагрузкам, упражнения, выполняемые в исходном положении стоя, упражнения на «осанку». Больной обучается ходьбе с двумя костылями. Движения во всех суставах усеченной конечности следует выполнять с предельно возможной амплитудой. В сочетании со съемными гипсовыми лонгетами, вытяжением, различными «укладками» культи эти упражнения предотвращают формирование контрактур.

После снятия швов (второй период) общую нагрузку (в занятиях и во время ходьбы с костылями) значительно увеличивают. Используют упражнения с постепенно возрастающим давлением на отдельные участки поверхности культи (за исключением дистального конца и участка, на котором расположен кожный шов) с целью подготовить кожу культи к давлению гильзы протеза. Широко применяют движения во всех суставах усеченной конечности для профилактики контрактур и выработки равновесия (рис. 52 ). За 2-3 дня до пользования учебно-тренировочным протезом включают упражнения в легком давлении на конец культи. При костнопластических ампутациях подготовка «опорности» культи должна осуществляться с учетом стимулирующего воздействия упражнений на процессы сращения опила с трансплантатом (рис. 53 ).

Рис. 52. Типовые упражнения во втором периоде занятий после ампутации нижних конечностей.

Рис. 53. Типовые упражнения во втором периоде занятий после ампутации нижних конечностей.

Во время пользования учебно-тренировочным протезом выполняют упражнения в положении стоя на нем с постепенно увеличивающимся давлением на культю, упражнения в движении протезом, стоя на здоровой ноге, упражнения в равновесии, стоя на протезе и здоровой ноге, обучение ходьбе на протезе (рис. 54 ). Техника ходьбы и методика обучения ей определяются конструкцией протеза, особенностями произведенной ампутации, состоянием больного и степенью «созревания» культи. Как в общеоздоровительных упражнениях, так и в специальных нагрузку постепенно увеличивают.

Рис. 54. Типовые упражнения во втором периоде занятий на временных гипсовых протезах.

При проведении занятий с больными после ампутации нижних конечностей по поводу облитерирующего эндартериита, диабета; атеросклероза и других заболеваний, а также в пожилом возрасте необходимо особенно осторожно и последовательно увеличивать нагрузку, контролируя реакцию со стороны сердечно-сосудистой системы; избегать статических напряжений; чаще менять исходны положения; чередовать активные движения с пассивными; включать больше дыхательных упражнений и упражнений на расслабление, занятия с больными молодого и среднего возраста можно включать элементы спортивных упражнений и игр, выполняемые без протеза и с протезом.

В период подготовки постоянного протеза и овладения полноценной ходьбой (третий период) основное внимание следует уделять совершенствованию техники ходьбы и обучению ходьбе в условиях, максимально приближенных к естественным.

В этом завершающем периоде занятия проводятся на учебно-тренировочной площадке, которая должна иметь: асфальтовую, песчаную, булыжную дорожки и дорожку с препятствиями. На асфальтовую дорожку наносятся краской следы шагов с различным расстоянием между ними. Между песчаной булыжной дорожками устанавливаются перила разной высоты для тех, кто первое время не может обойтись без дополнительной опоры. Для обучения подъему и спуску по наклонной плоскости на учебно-тренировочной площадке должна быть небольшая горка с различной крутизной склонов, а для обучения входу и выходу из трамвая, троллейбуса и автобуса - помост со ступеньками и перилами (рис. 55).

Рис. 55. Учебно-тренировочная площадка для обучения ходьбе на протезах.

Приступая к обучению ходьбе на протезах (временных и постоянных), необходимо прежде всего правильно подобрать костыли, трости и научить пользоваться ими. Неправильно подобранные костыли и трости отрицательно влияют на выработку двигательного навыка (акта ходьбы), на осанку, искажают походку, требуют лишних усилий. Кроме того, неумелое пользование костылями может явиться причиной ряда осложнений - гидроаденита, потертостей и даже пареза дерхних конечностей: Длина костылей определяется в положении стоя по расстоянию от подмышечной впадины до пола. Рукоятка должна располагаться на уровне большого вертела, с тем чтобы при опоре на кисти освобождались от большой нагрузки подмышечные впадины. Длину трости можно определять двумя способами: расстоянием от большого вертела до пола или от кисти до пола при согнутом локтевом суставе под углом 135°. Тростью пользуются со стороны здоровой нижней конечности или более полноценной культи.

Обучение пользованию протезами начинается с надевания протезов. Протезы после ампутации голеней надевают сидя; после ампутации бедра - стоя и сидя; после ампутации обоих бедер - лежа и сидя. На культю надевают шерстяной чехол или чулок без швов и складок. Гильза протеза должна плотно облегать культю. Для ходьбы на протезах большое значение имеет умение сохранять равновесие. Поэтому, прежде чем разрешить больному передвигаться, надо научить его стоять прямо, распределяя вес тела на обе ноги. Первые шаги нужно делать только по прямой, они должны быть небольшими и одинаковой длины. Для выработки ритмичной походки рекомендуется обучать ходьбе под музыку или метроном. Необходимо обращать внимание больного на отдельные элементы шага: перенос тяжести тела на впереди стоящую ногу (или протез) и затем, за счет маятникообразного движения протеза в сочетании с активным движением культи, вынос протеза вперед (избегая движения через сторону).

Для повышения двигательных функций больных и выработки навыков пользования искусственными конечностями наряду с общеизвестным гимнастическим инвентарем (набивными мячами, гимнастическими палками, стенкой, скамейками и т. п.) необходимо использовать специальное оборудование: козелки, трости простые и раздвижные, барьеры переносные, костыли и трости-динамометры; приборы и приспособления для развития концевой опорности культей, силы, выносливости, мышечно-суставной чувствительности, координации движений, профилактики контрактур, плоскостопия и нарушений осанки, обусловленных ампутацией.

Для контроля за уровнем развития двигательных качеств необходимо иметь соответствующие измерительные приборы, позволяющие определять: силу мышц культи, выносливость, концевую опорность, отклонения в осанке, степень нагрузки на трость или костыли во время пользования ими. Кроме того, в кабинете лечебной физической культуры должны быть: два больших зеркала (на противоположных стенах) для контроля за движениями и осанкой во время обучения пользованию протезами; метроном или магнитофон для выработки ритмичной ходьбы; дорожки различной ширины с нанесенными краской следами (для выработки шагов одинаковой длины и ограничения широкого расставления ног при ходьбе на протезах после ампутации обоих бедер). Пол должен быть гладким, не скользким, деревянным или пробковым.

Ампутация нижних конечностей всегда сопровождается большой психической травмой, что необходимо учитывать с целью повышения у занимающихся психического тонуса и создания уверенности в том, что научиться пользоваться протезом может каждый.

Хождение на костылях в большинстве случаев подчиняется принципу: «сначала здоровая, затем – больная нога». При этом есть свои особенности, в зависимости от типа костылей (подмышечные или канадки), а также от характера поверхности (ровная или лестница).

Техника хождения на костылях зависит от типа изделия (подмышечные или подлокотные), особенностей поверхности (пол или лестница), а также от особенностей самого пациента. Будем разбираться, как правильно ходить на костылях в разных ситуациях.

Передвижение по ровной поверхности

Это наиболее простой случай, поэтому овладеть техникой ходьбы по ровной поверхности можно довольно быстро.

Однако нужно иметь в виду, что методики отличаются в зависимости от количества костылей и их типа. К тому же есть свои инструкции о том, как научиться передвигаться детям.

На одном

Ходить с одним костылем достаточно просто. Основной принцип заключается в том, что опора устанавливается только со стороны здоровой конечности. Инструкция такая:

  1. Опора ставится вперед на расстояние небольшого шага (50 см).
  2. Опираясь на костыль и здоровую конечность, переводят больную ногу.
  3. А затем делают шаг здоровой.

На двух

В данном случае последовательность действий следующая:

  1. Сначала нужно поставить костыль на 7–10 см в сторону от середины ноги и одновременно вперед на 15–20 см. То есть опора уйдет немного сразу вперед и в сторону от здоровой конечности.

  1. Затем вперед ставят здоровую ногу.
  2. После чего перемещают больную.
  3. Таким же способом шагают на протяжении всего пути.

Комментарий к обоим случаям можно увидеть в видеоматериале:

Передвижение по лестнице

Очень важно уметь спускаться по лестнице на костылях и правильно подниматься по ступенькам.

Ходить по ним можно точно так же – опора должна быть только на здоровую ногу.

Подъем

Подниматься по лестнице на костылях можно с помощью одной опоры или сразу двух. Первый вариант подходит для тех случаев, когда у лестницы есть надежные перила. Тогда действовать необходимо таким образом:

  1. Дойти до перил, положить на них одну руку.
  2. Поставить костыль в подмышечную область с противоположной от перил стороны. Желательно, чтобы вторую опору понес помощник. Если это невозможно, придется сложить их вместе и опираться сразу на оба.
  3. Сначала на верхнюю ступень становится здоровая нога: тело опирается на нее и костыль, стоящий рядом с больной конечностью.
  4. Затем на эту же ступень ставится опора.
  5. После этого больная конечность перебирается к здоровой.

Возможен и такой вариант, что перил у лестницы нет. Тогда передвигаться нужно сразу на 2 опорах.

Принцип будет точно такой же – сначала здоровая нога, потом костыль, затем – травмированная конечность, как показано на видео.

Спуск

Опускаться по лестнице с помощью подмышечных костылей необходимо таким образом:

  1. Поставить обе опоры на ступень ниже.
  2. Спустить сначала здоровую конечность.
  3. А затем приставить рядом больную ногу.
  4. Таким же образом дойти до конца пути.

Если ходить на костылях по лестнице во время спуска не получается (человек чувствует себя очень неуверенно), лучше присесть на верхнюю ступеньку, опереться руками на нее же, а здоровой ногой – на нижнюю ступеньку. Таким способом можно постепенно перетаскивать вес тела со ступени на ступень. Желательно, чтобы рядом был помощник: он перенесет костыли до 1 этажа.

Как ходить на локтевых костылях

Хождение на канадках (так называют локтевые костыли) можно сделать полностью безопасным, используя такую технику:

  1. Сначала ставят вперед обе опоры (примерно на 50 см).
  2. Затем ставят здоровую ногу немного впереди их (опора в результате окажется рядом с пяткой).
  3. Одновременно с этим переносят больную конечность.
  4. Разворот всегда выполняют, опираясь исключительно на здоровую ногу.

Обратите внимание! Недопустимо делать слишком большой шаг – можно легко потерять равновесие и упасть.

Как ходить на костылях без одной ноги

Если пациенту пришлось ампутировать конечность, ему придется передвигаться с опорой только на одну ногу. Принципы перемещения точно такие же, однако опираться придется на оба костыля одновременно.

При перемещениях по скользким поверхностям и по лестницам желательна помощь сопровождающего.

Как научить ходить на костылях ребенка

Техника хождения в данном случае точно такая же, однако в случае с ребенком важен особый психологический подход.

Основное требование, как научиться ходить на костылях, связано с запоминанием базовых правил.

Сделать это можно с помощью коротких фраз, в которых отражена суть принципа:

  1. При хождении на 2 опорах: сначала здоровая ножка, потом больная.
  2. При хождении на 1 костыле: сначала больная ножка, потом здоровая.

Основной принцип состоит в том, что здоровая нога всегда будет идти на шаг вперед, исключая случай использования 1 опоры. К тому же важно подобрать детские костыли с приятным дизайном, чтобы ребенку было как можно комфортнее пользоваться ими.

Обратите внимание! Недопустимо ругать малыша, тем более – кричать на него, даже если он не сможет освоить технику длительное время. К тому же ребенка во всех случаях необходимо сопровождать взрослому, даже если он перемещается по своей комнате.

Проблемы из-за нарушения техники хождения

Задача, как правильно ходить на костылях, связана и с решением возможных проблем, которые проявляются в таких симптомах:

  • боли в мышцах, особенно в руках и ногах;
  • онемение конечностей;
  • появление отечности после хождения;
  • обострение травмы (боли в поврежденных областях);
  • натирание кожи (например, подмышек).

Причины этих неблагоприятных проявлений связаны с различными нарушениями техники передвижения или с неправильным .

Поэтому прежде чем купить конкретную модель, важно проконсультироваться с врачом. Если же пациент находится в ослабленном состоянии (с инвалидностью, в пожилом возрасте, с различными степенями ожирения, после тяжелой операции), костыли как средство реабилитации могут вообще не подойти ему. Поэтому в таких случаях целесообразно сначала проконсультироваться с врачом, а затем принять соответствующее решение.

Чтобы хорошо научиться ходить на костылях, важно не только овладеть конкретными техниками, описанными выше, но и соблюдать такие правила:

  1. Прежде всего, нужно очень внимательно следить за поверхностью – насколько она гладкая, есть ли препятствия. Даже небольшая трещинка на плитке или маленький предмет может стать серьезной помехой. Пользоваться костылями нужно предельно осторожно – иначе можно легко потерять равновесие.
  2. Ни в коем случае нельзя носить обувь даже на небольшом каблуке. Допускаются сапоги или ботинки с однородной поверхностью. Желательно, чтобы она была ребристой для создания дополнительного трения.

  1. Если поверхность скользкая (вода, загрязнения, лед зимой и т.п.), шаги нужно уменьшить как минимум в 2 раза.
  2. Никогда не нужно спешить, особенно если приходится спускаться по лестнице. Лучше опоздать, но обеспечить себе полную безопасность.
  3. Всегда нужно делать перерывы, чтобы отдохнули и ноги, и руки. Чрезмерная нагрузка не допускается – можно повредить мышцы, после чего они будут болеть несколько дней.
  4. После длительного хождения целесообразно сделать простейший массаж, чтобы ткани хорошо расслабились после напряжения.
  5. Что касается транспортировки вещей, их лучше положить в рюкзак, который можно повесить на спину с помощью 2 лямок. Он должен достаточно плотно сидеть на спине, чтобы не скользить в разные стороны.

Обратите внимание! Пациенту очень важно прислушиваться к своим ощущениям. Если у него начинает болеть тело, неметь ноги или руки, значит, техника хождения неправильная. Другая возможная причина – не удалось (по высоте и конструкции).

Таким образом, овладеть различными приемами передвижения с помощью костылей вполне возможно как взрослым, так и детям. Соблюдая все меры безопасности, можно исключить падения и любые неловкие движения. Если ходьба доставляет значительный дискомфорт, необходимо сразу обратиться к врачу. Возможно, пациенту подойдут другие костыли или же нужно или .

Похожие публикации