Когда можно ходить на кладбище: народные приметы. Как помянуть усопшего в годовщину смерти? Основные тонкости ритуала

Обычай поминать усопших встречается уже в церкви ветхозаветной (Чис. 20, 29; Втор. 34, 9; 1 Цар. 31, 13; 2 Мак. 7, 38-46; 12, 45).
В христианской Церкви этот обычай древен, как древне и само основание, по которому совершается поминовение усопших.

Смерть – это завершение земного пути, прекращение страданий, своеобразный рубеж, за которым наступает то, к чему он всю жизнь шел и стремился. Кто познал истину и умер в вере, тот победил смерть, вместе с Воскресшим Христом. Церковь не разделяет своих членов на живых и мертвых, у Христа все живы.
Любовь к умершим родственникам возлагает на нас, ныне здравствующих, святую обязанность – молиться о спасении их душ.

Согласно христианской традиции, поминки по усопшему проводятся в день похорон (на третий день после смерти), на девятый и сороковой день после смерти. В дальнейшем поминки традиционно устраивают через год, а также в день рождения, день смерти и на именины усопшего. В эти дни принято посещать могилу покойного.
На поминки в день похорон традиционно приглашают всех, кто был на кладбище и помогал с похоронами. Поэтому, как правило, поминки на третий день бывают самыми многочисленными. На поминки девятого дня принято приглашать только близких друзей и родственников почившего. Поминальная трапеза в сороковой день схожа с поминками в день похорон. На сороковой день приходят все, кто желает помянуть ушедшего из жизни человека.
Проводить поминки можно как в доме усопшего, так и в любом другом месте. Поминовение в эти дни освящены древним церковным обычаем.

Сразу после смерти принято заказывать в церкви сорокоуст, чтобы в течение первых сорока дней новопреставленного ежедневно сугубо поминали. Особо отмечаются третий и девятый дни, когда, по учению Церкви, душа предстаёт небесному Престолу, и сороковой – когда Господь выносит временный приговор, определяя, где душа будет находиться до Страшного Суда. В эти дни нужно усердно молиться за усопшего, а после этих дней чаще подавать записки на Литургию и панихиду. Панихида – заупокойное богослужение, которое можно совершать как до погребения, так и после.
Особую силу имеют общие поминовения усопших, которые совершаются в мясопустную родительскую субботу (за неделю до Великого Поста), в Радоницу (через девять дней после Пасхи), накануне Троицы и в Димитриевскую родительскую субботу (суббота до 8 ноября). Кроме того, в три субботы в Великом Посту (2-ю, 3-ю и 4-ю) Вселенская Церковь постановила поминать всех умерших христиан соборно.
Умершие за себя молиться не могут, они ждут наших молитв. Больше всего душа нуждается в них первые 40 дней, пока она проходит мытарства и совершается частный суд. Надо во всех, сколько это возможно, храмах заказать сорокоуст – поминовение на 40 дней, каждый день подавать на панихиду, поминать на Псалтири, давать милостыню и просить помолиться за эту душу. Так, постоянно поминая, с помощью Церкви, можно вымолить душу даже из ада.

Но особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви. Прежде чем посетить кладбище, следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именами усопших сродников для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами). После Литургии нужно отслужить панихиду. Панихиды, которые совершаются в такие дни, именуются вселенскими, а сами дни - вселенскими родительскими субботами.
Свеча, поставленная за упокоение «на канун», является одним из непременных видов поминовения. При этом необходимо вознести Господу молитвы за усопших: «Помяни, Господи, души(у) усопших(его) рабов(а) Твоих(его) (имена их), и прости их вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царство Небесное».
Канун - четырехугольный стол с мраморной или металлической доской, на которой расположены ячейки для свечей.

Что надо знать о панихиде

Кроме ежедневного поминовения усопших на службах суточного круга Церковь установила целый ряд заупокойных поминовений. Среди них первое место занимает последование панихиды.
Панихида - заупокойная служба, Богослужение по умершим. Сущность панихиды состоит в молитвенном поминовении усопших отец и братий наших, которые хотя и скончались верными Христу, но не вполне отрешились от слабостей падшей человеческой природы и унесли с собой во гроб слабости и немощи свои.
Совершая панихиду, Святая Церковь сосредоточивает наше внимание на том, как души усопших восходят от земли на Суд к Лицу Божию и как со страхом и трепетом предстоят на этом Суде и исповедуют свои дела пред Господом.
«Упокой» - поется во время панихиды. Физическая смерть человека еще не означает полный покой для умершего. Его душа может страдать, не находить себе покоя, ее могут мучить нераскаянные грехи, угрызения совести. Поэтому мы, живые, молимся об усопших, просим Бога дать им покой, облегчение. Церковь не предвосхищает у Господа всеправосудного тайны Его Суда над душами наших усопших близких, она возвещает основной закон этого Суда - Божественное милосердие - и побуждает нас на молитву об усопших, давая полную свободу нашему сердцу высказаться в молитвенных воздыханиях, излиться в слезах и прошениях.
Во время панихиды и отпевания все молящиеся стоят с зажженными свечами, в ознаменование того, что душа умершего перешла от земли в Царство Небесное - в Невечерний Божественный Свет. По установившемуся обычаю свечи гасят по окончании канона, перед пением «Со духи праведных...».

Дни поминовения усопших.

Третий день. Поминовение усопшего в третий день после смерти совершается в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы.
Первые два дня душа преставившегося еще находится на земле, проходя вместе с сопровождающим ее Ангелом по тем местам, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, злых и добрых дел. Душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня как птица, ищущая себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему - Богу всяческих. Весьма своевременно поэтому церковное поминовение души, представшей пред лицем Правосудного.

Девятый день. Поминовение умершего в этот день бывает в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему за нас, ходатайствуют о помиловании преставившегося.
После третьего дня душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии она пребывает шесть дней. На это время душа забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждения святых она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире! Я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!» В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред престолом Всевышнего. Но и в это время святая Церковь опять молится за усопшего, прося милосердного Судию о водворении со святыми души своего чада.

Сороковой день. Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, для принятия особого Божественного дара благодатной помощи Отца Небесного. Пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали закона лишь после сорокадневного поста. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо на сороковой день по воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение в сороковой день после смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведными.
После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда решается ее участь - по земным делам ей назначается место пребывания до Страшного суда. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими заглаживаются грехи умершего и испрашивается душе его водворение в раю со святыми.

Годовщина. Церковь совершает поминовение усопших в годовщину их смерти. Основание этого установления очевидно. Известно, что самым большим литургическим циклом является годовой круг, по прошествии которого вновь повторяются все неподвижные праздники. Годовщина смерти близкого человека всегда отмечается хотя бы сердечным поминовением его любящими родными и друзьями. Для православного верующего - это день рождения для новой, вечной жизни.

ВСЕЛЕНСКИЕ ПАНИХИДЫ (РОДИТЕЛЬСКИЕ СУББОТЫ)

Кроме этих дней Церковь установила особенные дни для торжественного, всеобщего, вселенского поминовения всех от века преставившихся отцов и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, - вселенскими родительскими субботами. В кругу богослужебного года такими днями общего поминовения являются:

Суббота мясопустная. Посвящая Неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного суда Христова, Церковь, ввиду этого суда, установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех, от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем. Ибо спасение возможно только в Церкви - сообществе верующих, членами которого являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой.

Суббота Троицкая. Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать всесвятого и всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится». Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».

Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы. Во святую Четыредесятницу - дни Великого поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним - Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения усопших еще и по той причине, что в седмичные дни Великого поста заупокойных поминовений не совершается (сюда относятся заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты), так как ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни святой Четыредесят-ницы, и выделены указанные субботы.

Радоница. Основанием общего поминовения умерших, которое совершается во вторник после Фоминой недели (воскресенья), служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад и победе Его над смертью, соединяемое с Фоминым воскресеньем, с другой - разрешение церковным уставом совершать обычное поминовение усопших после Страстной и Светлой седмиц, начиная с Фомина понедельника. В этот день верующие приходят на могилы своих родных и близких с радостной вестью о Воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется Радоницей (или Радуницей).
К сожалению, в советское время установился обычай посещать кладбища не на Радоницу, а в первый день Пасхи. Для верующего человека естественно посещать могилки своих близких после усердной молитвы о их упокоении в храме - после отслуженной в церкви панихиды. Во время же Пасхальной недели панихид не бывает, ибо Пасха - это всеобъемлющая радость для верующих в Воскресение Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Поэтому в течение всей Пасхальной недели не произносятся заупокойные ектении (хотя совершается обычное поминовение на проскомидии), не служатся панихиды.

Димитриевская родительская суббота - в этот день совершается поминовение о всех православных убиенных воинах. Оно установлено святым благоверным князем Димитрием Донским по внушению и благословению преподобного Сергия Радонежского в 1380 году, когда он одержал славную, знаменитую победу над татарами на Куликовом поле. Поминовение совершается в субботу перед Димитриевым днем (26 октября по старому стилю). Впоследствии в эту субботу православные христиане стали творить поминовение не только воинов, за веру и отечество положивших свою жизнь на поле брани, но вместе с ними и за всех православных христиан.
Поминовение усопших воинов совершается Православной Церковью 26 апреля (9 мая по новому стилю), в праздник победы над фашистской Германией, а также 29 августа, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи.
Обязательно надо поминать усопшего в день его смерти, рождения и именин. Дни поминовения надо проводить чинно, благоговейно, в молитве, благотворении нищим и близким, в размышлении и о нашей смерти и будущей жизни.
Правила подачи записок "О упокоении" такие же, как и записок "О здравии".

Поминать усопшего в Церкви нужно как можно чаще, не только в означенные особые дни поминовения, но и в любой другой день. Главное моление о упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого следует перед началом литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных православных). На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их упокоение, которые в конце литургии будут опущены в святую чашу и омыты Кровью Сына Божия. Будем помнить, что это наибольшее благо, которое мы можем оказать тем, кто нам дорог. Вот как говорится о поминовении на литургии в Послании восточных Патриархов: «Мы веруем, что души людей, впавших в смертные грехи и при смерти не отчаявшихся, но покаявшихся еще до разлучения с настоящей жизнью, только не успевших принести никаких плодов покаяния (такими плодами могли быть их молитвы, слезы, коленопреклонения при молитвенных бдениях, сокрушение, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу и ближним), – души таких людей нисходят в ад и терпят за учиненные ими грехи наказания, не лишаясь, впрочем, надежды на облегчение. Облегчение же они получают по бесконечной благости Божией через молитвы священников и благотворения, совершаемые за умерших, а особенно силою бескровной жертвы, которую, в частности, приносит священнослужитель для каждого христианина за его близких, и вообще за всех повседневно приносит Кафолическая и Апостольская Церковь».

В жизни каждого человека очень часто случаются неприятные ситуации. Особенно тяжело их перенести если дело касается смерти, ведь понимать что больше не увидишь родного, близкого человека не так уж просто. После смерти человека необходимо хранить о нем память, приходить на могилу в указанные дни и ухаживать за ней. Но можно ли ходить на кладбище в день рождения умершего, а главное как в этот день правильно себя повести? Касательно этого вопроса в течении конкретных периодов вырисовывались свои мнения и они были разными.

Посещение кладбища в день рождения умершего

В древние времена большое количество масс населения считали что вспоминать умершего в день когда он родился, а соответственно и ходить на кладбище нет никакой потребности. Объяснялось это тем, что человек, который отошел в загробную жизнь не имеет ничего общего со своей земной датой рождения, ведь в этот день он пришел на земля, а теперь его с ней ничего не связывает. Некоторые народы считали за должное отпраздновать с усопшим этот знаменательный день и если тело хранилось в виде праха шли на кладбище, забирали его в свой дом, устраивали праздник, а после этого дня вновь возвращали мертвого родственника на место вечного покоя. Некоторое количество людей считали что в день рождения покойника необходимо принести ему гостинцы прямо на могилу, чтобы показать что все о нем помнят и любят данного человека. Существует и мысль что нельзя ходить на кладбище умершего в день когда он родился зимой. Связано это не с самой памятной датой, а с тем что посещение кладбища в холодную пору считалось страшным поступком в древнем мире. Такой запрет связывали с тем, что зима – это время полного покоя природы, а также душ отошедших в мир иной и их покой никаким образом нарушать нельзя.

Можно ли посетить кладбище в день рождения умершего? В современном мире этим вопросом задается чуть ли ни каждый второй человек. Его возникновение связано с сложившимися веками традициями предков, но очень часто разбиваются об скалу учений христианского мира, причем не является важной конфесиальная принадлежность человека.

День рождение умершего человека на кладбище – мнение церкви

Церковь во весь голос твердит что день рождение умершего человека на кладбище проводить можно и даже в некоторой мере необходимо. Особенно хорошо такое посещение сочетать со заупокойной службой и раздачей милостыни. Конечно здесь не предполагается устраивать после посещения родственника посиделки, употреблять спиртные напитки, ведь служители церкви утверждают что таким образом можно принести душе родственника только вред и еще больше страданий, обесценить проведенное в его память богослужение. На гроб можно принести цветы и свечку, но не больше. Главное в этот день идти к покойному на гроб с молитвой и благими намерениями. Некоторые священники придерживаются мысли что человек, который в такой день отправляется на гроб покойного не должен плакать, ведь если это происходит душа не может найти себе покоя. Касательно посещений могилы в определенное время суток или по погоде здесь церковнослужители единогласны – главное желание посетить могилу человека и вспомнить о нем добрым словом, а остальные факторы не являются важными.

Поход на могилу в день рождения покойника – современный взгляд

Современные люди в большинстве случаев не склонны к суевериям и даже в некоторых случаях перегибают палку, желанием выпить на могиле водки и так отпраздновать день в который родился их близкий человек. Но это довольно таки редкие случаи и день рождение умершего человека на кладбище таким образом не проходит. Человек 21 века, который является практикующим христианином, нанимает в храме поминальное богослужение, вместе со священником отправляется на гроб, где проводится общее молитвенное правило. Затем родственники остаются на гробу, очень часто желая высказать близкому человеку все свои беды и проявить эмоциональное состояние. Возвращаются домой со светлыми мыслями, угощают родственников и соседей сладостями, с той целью, чтобы кто-то еще вспомнил об усопшем и поддержал его душу молитвой в загробном мире.

Посещение кладбища в день рождения умершего стало уже хорошей традицией, которой все привыкли следовать и только некоторые суеверные люди следуют таким ограничениям, как запрет посещения зимой, после двенадцати часов дня, с пустыми руками. Но такая практика не должна быть чем-то страшным или действием, которое производится принудительно. Каждый человек должен сам для себя решать нужно ли ему это, а потом производить какие-либо конкретные действия. Не важно, получится посетить место захоронения родственника, друга, родителей, детей, или нет - главное чтобы об них остались только хорошие и позитивные воспоминания. Практика посещения кладбища – это возможность отдать покойному должное и если есть возможность, желание, силы ей нельзя пренебрегать.

У каждого народа и конкретного человека свое представление об этом дне. Кто-то празднует, а другие забывают, одни молятся – некоторые пьют и едет, но помнят же во всяком случае. Если спросить еще раз можно ли ходить на кладбище в день рождения умершего ответ большинства будет однозначным и уверенным – конечно можно. Главное при этом нужно верить что смерть – это перерождение, которое несет новую жизнь, что-то светлое и хорошее и тогда даже такой процесс как посещение места погребения родного человека не будет нести в себе ноток грусти. Все что не делается необходимо производить искренне и с любовью, ведь именно в таком эмоциональном поле человек огражден от всего плохого и не смотря на запреты, суеверия всегда остается уверенным в том что все будет хорошо.

Поход на кладбище к человеку, который в день такого визита родился – это вполне нормальное явление. Делать это или нет решает каждый индивидуально исходя из своих убеждений и религиозной принадлежности. Отсюда вывод – пусть каждый делает так, как ему удобно и как он привык, ведь никто не может знать внутреннего состояния человека.

Смерть близкого человека - это большое горе. И особенно драматично, когда это событие совпадает с днём его рождения, хоть это происходит довольно редко. Случается, что по семейным или непредвиденным жизненным обстоятельствам не выходит организовать поминание в назначенный день. Тогда люди планируют его на другую дату, но что делать, если она случайно совпадает с днём рождения усопшего? В подобных случаях родственники и близкие начинают задумываться, можно ли поминать покойного в день, когда он родился, либо правильнее будет перенести поминки на день раньше или позднее.

Как поступали наши предки

Наши предки годами изучали законы жизни и природы, и во многих сферах понимали больше, чем современное прогрессивное общество. В те далёкие времена люди так же уважительно относились к обрядам и соблюдали традиции, но, обладая важными знаниями, они поступали не так, как привычно для последующих поколений. К примеру, было не принято посещать кладбище и приносить на место захоронения поминальную еду и соответствующие атрибуты (полотенца, свечи). Также не устраивали поминальные процедуры в кругу семьи в честь дня рождения умершего человека.

Можно посчитать это неуважением и подумать, что родные забывали о таком важном дне, но это связано с поверьем того времени, которое гласит, что день смерти является новым днём её рождения. Так как душа навеки покинула тело, именно эта дата считается достойной поминания. Смерть считалась моментом возрождения души в новом теле, поэтому поминали покойного в день его ухода в иной мир. Поминание усопшего в день рождения считалось плохим поступком, насильно возвращающим ушедшего в прошлую жизнь, не давая ему возродиться заново. Также это плохо влияет на душевное состояние родных покойного, которые угнетают себя печальными мыслями и не могут отпустить родного человека.

Мнение священников

Для тех, кто не знаком с основными правилами христианства, может стать новостью, но православные священники считают поминки с пышно накрытыми столами и наличием спиртных напитков - языческими атрибутами, сохранившимися с давних времён. Душа покойного не нуждается в пище и алкоголе, поэтому подобные вещи не обязаны присутствовать на процедуре поминания. Не исключается присутствие на столе простой мирской еды: риса, мёда, хлеба. Но нет места для алкогольных напитков там, где вспоминают молитвой и добрым словом покойного родственника.

Главное правило для живых - поминать ушедших молитвой, вымаливать упокоение их душ. Традиционными поминальными днями с трапезой считаются третий, девятый и сороковой дни. Православная церковь не запрещает поминать усопшего в остальные дни, в том числе и день рождения, но это должно быть, в первую очередь, молитвенное поминание.

Трапеза в честь усопшего человека. Другими словами, поминовение усопших – ритуал, совершаемый во имя их памяти. Основу поминок составляет коллективная трапеза, устраиваемая родственниками покойного в его доме или на кладбище, или в специально отведенном месте (например, в столовой).

Согласно православной традиции, поминать умершего человека следует непосредственно в его похорон, через 9 дней и на 40-й день. По желанию можно приготовить поминальный обед в честь усопшего и на его день рождения, и на его , а также через 1 год и через 3 года после смерти.

Поминки на третий день

Поскольку обычно хоронят умершего на третий день, то первые поминки принято проводить непосредственно в день его похорон, т.е. на третьи сутки после смерти. Связано это с трехдневным воскресением Иисуса Христа и происходит во образ Пресвятой Троицы.

Первые поминки должны быть обязательными у всех православных христиан. В России в день похорон на стол подается поминальная кутья, каши, мед, клюквенный кисель. В северных российских широтах на поминальный стол принято подавать рыбные пироги, блины. В этот день принято раздавать носовые платки и полотенца всем участникам поминальной трапезы.

Поминки на девятый день

Поминки на девятый день – это девятины. В этот день умершего человека поминают в честь девяти чинов ангельских. Считается, что именно они, как слуги Господни, ходатайствуют перед ним о помиловании покойного. В этот день в честь усопшего служится панихида. На девять дней принято приглашать только близких друзей и родственников умершего человека.

Поминки на сороковой день

Поминки на сороковой день – это сороковины. Согласно обряду, совершать поминовение усопшего в этот день, значит, помочь его душе взойти на святую гору небесного Синая. Там она удостоится лицезрения Господа, достигнет обетованного блаженства. В этот день очень важны все молитвы – они призваны загладить имеющиеся грехи умершего. На сороковой день могут прийти все, кто желает отдать дань памяти ушедшему из жизни.

Поминки в другие дни

По желанию родственники умершего человека могут поминать его через полгода после смерти, затем через год. Иногда поминовение проводится в день ангела усопшего, в день его рождения и по особенным церковным праздникам, а также через 3 года. В эти дни также проводится поминальная трапеза.

Конечно, редко, но случается так, что человек умирает в день своего рождения. Бывает и по-другому, когда родственники хотят по личным причинам помянуть покойного на день раньше, так как вовремя выполнить память не получается, а этот день как раз случайно выпадает на его день рождения. Как в таких случаях быть – поминать или нет усопшего? Можно ли вообще поминальные трапезы устраивать в тот день, когда человек был рожден?

Наказы предков

Иногда может показаться, что наши предки, несмотря на свою неграмотность и чопорность, намного больше знали, чем современный человек о простых житейских вопросах! Особо относились к усопшим, к обрядам и традициям, которых всегда придерживались на Руси в этом плане.

Так, никогда не ходили на кладбище, ничего не относили на могилу – ни полотенца, ни поминальную еду в день рождения покойного. Этот день никак не отмечали даже дома в семейном кругу, словно забывали об этой дате и ничего не справляли!

В старину считалось, что после смерти у умершего человека дня рождения, когда его душа была в этом теле, больше нет. Теперь, как только душа покинула это тело, день смерти станет новым ее днем рождения. Именно в эту дату и нужно поминать усопшего, а не тогда, когда он был рожден! Связано такое толкование с тем, что, считалось, что после смерти душа вновь возрождается в этом мире и именно в ту секунду, когда покидает старое тело.

Поминая душу в прижизненную дату рождения, родственники непроизвольно «тянут» ее в прежнее существование, не давая покоя, и нарушают спокойное новое существование, поэтому таких поминальных трапез не устраивают! Кроме того, на состоянии самих родственников подобные поминки также отразятся негативно и будут угнетать сознание и душу мыслями о умершем родственнике, что также очень плохо и, прежде всего, для психического состояния.

Что говорят священники?

Для кого-то это станет новостью, но поминальные трапезы сохранились в традициях православного народа как отголоски язычества и советской власти, и поминание усопшего вовсе не должно включать в себя большую часть поминальной еды и особенно спиртное! Поминание покойных должно состоять, согласно православным традициям, исключительно в памяти о нем и мольбах, за успокоение его души! На столе должны стоять отварной рис с изюмом, мед, хлеб, а для водки там места быть не должно.

Учитывая это, можно сказать, что поминают мертвых, и на день рождения прижизненный, и в день кончины, и в другие важные для него дни, но молитвенно. А поминки с трапезами проводят лишь на третий, девятый и сороковой день смерти.

Получается, что, согласно советам предков, в день рождения покойного не поминают. Однако церковь на это запреты не дает, и поминать покойного в такой день можно, только речь идет о молитвенных, мысленных поминаниях, а не о конкретном употреблении поминальной еды! Поэтому если у вас время выпадает так, что поминки, пусть даже большие нужно устроить в день рождения усопшего, нужно их проводить, не стоит откладывать, ничего запрещенного в этом нет.

Похожие публикации