Классификации и критерии, используемые при осуществлении мсэ. Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан — Российская газета Критерии мсэк при определении группы инвалидности

Попытка внести большую объективность при определении группы инвалидности сделана, но все равно многое оставлено на усмотрение конкретной комиссии.

Медико-социальная экспертиза (МСЭ) – обязательная процедура при получении инвалидности. Именно эта комиссия определяет трудоспособность человека, льготы и размер пенсии. Мнения экспертов часто не совпадают с мнениями инвалидов и их близких – есть много заявлений о том, что пациенту присвоили слишком «легкую» группу.

До сих пор специалисты МСЭ руководствовались разрозненными документами для оценки степени нарушений в организме, а также собственными воззрениями на тот или иной случай. С нового года действуют новые стандарты медико-социальной экспертизы, единые для всех регионов Российской Федерации.

Новый приказ Министерства труда и социальной защиты «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» выпущен для того, чтобы сделать процедуру более понятной, объективной, и он устанавливает более четкие количественные показатели оценки степени нарушений в организме человека.

В приказе №664н выделены четыре степени стойких нарушений функций организма, обусловленных заболеваниями или последствиями травм.

При I степени у человека наблюдаются стойкие незначительные нарушения функций в диапазоне 10–30% (при таких нарушениях присвоение пациенту группы инвалидности не предусмотрено). При II степени – стойкие умеренные нарушения в диапазоне 40–60%. При III степени – стойкие выраженные нарушения в диапазоне 70–80%. При IV степени – стойкие значительно выраженные нарушения функций в диапазоне 90–100%.

Также в этом документе оговаривается и степень ограничения жизнедеятельности пациента по нескольким категориям – учитывается его способность самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться и обучаться, контролировать свое поведение и работать. Именно по этим двум критериям – степени нарушений функций организма и степени ограничений в жизнедеятельности – пациенту будет присваиваться группа инвалидности.

Приказ Министерства труда о МСЭ комментирует руководитель консультативно-правового отдела Санкт-Петербургской ассоциации общественных объединений родителей детей-инвалидов (ГАООРДИ) Ольга Безбородова :

– С точки зрения юриспруденции мало что изменилось. По-прежнему весь механизм оформления инвалидности регламентируется Министерством труда и порядком, который утверждается правительством Российской Федерации. Министерство труда разрабатывает методические материалы.

Что касается содержания, то да, сделана попытка ввести более объективные медицинские критерии, по которым человеку может быть присвоена та или иная группа инвалидности. Хотя сама форма прохождения медико-социальной экспертизы не претерпела изменения.

Но есть определенные проблемы. Например, если человеку по ИПР полагается техническое средство реабилитации, помогающее ему передвигаться, то 1-ю группу он уже не получит. Если говорить о неврологии, то чтобы человеку теперь дали 1-ю группу, он должен просто лежать да еще сотрясаться в эпилептических приступах. То есть, если эпилептических припадков нет, то дадут уже 2-ю группу.

Интересно, люди, которые эти правила разрабатывают, представляют себе, каково существовать человеку с диплегией при той социальной поддержке, которая по этим новым правилам ему предоставляется? Введено множество дополнительных критериев: например, при сердечной недостаточности инвалидность дают теперь в зависимости от того, насколько нарушено кровообращение.

Недавно ко мне приходила женщина, у ребенка которой была 1-я группа инвалидности, а теперь ему поставили 2-ю. Одна из причин – ребенок адаптирован в своей комнате. Но ведь что это значит? Это значит, что ребенок адаптирован только в своей комнате – то есть, простите, когда ему нужно в туалет, он уже не адаптирован. Но МСЭ уже посчитала его адаптированным. Но так можно сказать и про лежачего, что он на своей кровати адаптирован – притом, что у него могут быть нарушены связи с внешним миром.

Собственно, все подробности изложены в приложении к приказу №664н, которое называется «Классификация критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы». В этом приложении к новому приказу очень много привязок к конкретным заболеваниям. Раньше этого не было. Но что делать людям, которые некоторые функции утратили, но точный диагноз врачи им установить не могут? Еще подробно расписана вся клиническая симптоматика. И человек должен все это очень хорошо выучить, чтобы знать, какой диагноз ему должны поставить врачи для получения им той или иной группы инвалидности.

Да, такая привязка к диагнозам – это попытка придать решениям МСЭ более объективный характер. До сих пор слишком многое зависело от субъективного решения тех или иных людей в комиссии. Но в тексте есть ряд фраз, которые не могут указывать на объективные параметры. Например, «адекватно проводимое лечение». Для одного врача адекватен один метод лечения, для другого – другой. Было бы еще понятно, если бы присутствовала фраза «согласно принятым медицинским стандартам». Или еще пример: словосочетание «частично адаптирован». Частично – это насколько? «Умеренное нарушение функций кровообращения» – где прописано, что это значит? Нет здесь четких критериев. Их и не может быть – ведь у каждого человека это все очень индивидуально.

Итак, попытка внести большую объективность при определении группы инвалидности сделана, но в результате все равно многое оставлено на усмотрение конкретной комиссии. То есть с юридической точки зрения не произошло усиления правовой позиции человека, претендующего на инвалидность.

При изучении приложения к приказу бросается в глаза то, что степень подробности рассмотрения каждой группы заболеваний зависит от того, насколько в каждом конкретном случае были задействованы в работе над документом профильные специалисты. Например, пульмонологи поработали на совесть и защитили своих клиентов. А вот врожденные генетические заболевания практически обойдены в приложении стороной. Что это может значить? Что если то или иное заболевание не прописано в этом приложении, то человеку, им страдающему, могут вообще не дать инвалидность.

И вот что интересно: указано, что одна из причин, по которой человека могут признать инвалидом – алкогольная этиология. То есть человек может добровольно и планомерно годами доводить себя до этого состояния, и ему еще и инвалидность дадут – 2-я группа ему обеспечена. Такой акцент именно на алкоголизме – тоже новшество. Непонятно, почему выделяется именно эта группа людей – ведь если человек уже утратил какую-то функцию организма, не так важно, из-за чего это произошло – из-за чрезмерного употребления алкоголя или в результате автомобильной аварии.

– Какие, на ваш взгляд, недостатки у нынешней формы прохождения МСЭ?
– Во-первых, очень низкий уровень профессионализма – профессионалы, которые любят свою работу, не идут работать в эти бюро.

Во-вторых, то, что гражданин остается один на один с комиссией, то есть попадает в стрессовую ситуацию.

В-третьих, когда гражданин собирается на комиссию, ему никто толком не говорит, какие документы нужно принести с собой. На самом деле, можно представить на рассмотрение комиссии любые документы, какие человеку кажутся важными для получения инвалидности, а не только то, что написал врач в поликлинике.

И еще мало кто знает, что человек имеет право на дополнительное прохождение специалистов – ведь в комиссии специалиста определенного профиля может и не быть. Например, на комиссию приходит человек с генетическим заболеванием, а в составе комиссии генетика нет. Но как можно в данном случае что-то решать без генетика?

В-четвертых, комиссия делает выводы, в том числе, и в зависимости от количества обращений гражданина в медицинские учреждения. Но ведь и очень тяжелый инвалид может обращаться туда редко.

Судебная практика в сфере обжалования решений МСЭ на сегодняшний день крайне бедна, потому что очень мало независимых экспертов, имеющих право на выдачу соответствующих заключений. В Санкт-Петербурге лично я знаю одного такого специалиста – врача-генетика. Причем соответствующую лицензию ему выдали в Нижнем Новгороде. То есть решение МСЭ нам предлагают оспаривать, передав дело другому составу специалистов из той же самой системы. Но отсутствие альтернативы – это нонсенс.

– Как вам кажется, в каком направлении должно двигаться законотворчество в вопросах, касающихся инвалидов?
– Если стоит задача улучшить качество жизни инвалидов, то надо обеспечить их нормой права, при которой они могут быть спокойны за необходимую им социальную поддержку. Вот это нужно делать на законодательном уровне. И нужно, чтобы медицина и социальная защита работали вместе. А пока что в результате появления нового приказа Министерства труда снижается уровень инвалидизации. Соответственно, меньше бюджетных средств тратится на меры социальной поддержки населения.

Церебральная сосудистая патология характеризуется значительным полиморфизмом клинических проявлений, включающих дисциркуляторные, очаговые и общемозговые нарушения, что требует в большинстве конкретных случае индивидуального подхода к количественной оценке степени выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных цереброваскулярными болезнями. Цереброваскулярные заболевания чаще возникают на почве атеросклероза, гипертонической болезни, осложненных хронической недостаточностью мозгового кровообращения (энцефалопатией), острым нарушением мозгового кровообращения в системе внутренних и позвоночных артерий. В развитии сосудистой мозговой недостаточности придается значение многим факторам: атеросклерозу сосудов мозга, дуги аорты и брахиоцефальных ветвей, стенозу, изгибам и деформациям экстра- и интракраниальных отделов сонных артерий, аномалиям строения сосудов головного мозга и др. Методические основы оценки инвалидности у лиц с цереброваскулярными заболеваниями определяются сложным комплексом патоморфологических изменений и патофизиологических механизмов нарушения мозгового кровообращения. Выраженность последних зависит от локализации и характера поражения сосуда, топики очага, его глубины и протяженности, степени повреждения нервных клеток и проводящих путей. Среди патоморфологических субстратов основное значение имеют: изменение сосудов - атеросклеротические бляшки, аневризма, тромбоз, патологическая извитость, васкулит; изменения в веществе мозга - инфаркт, геморрагический инфаркт, кровоизлияние, отек, дислокация и вклинивание, мозговой рубец, атрофия мозга, киста. Патофизиологические механизмы представлены в виде:

изменений сосудистой системы - артериальная гипертензия, гипотензия, ангиоспазм, вазопарез, недостаточность коллатерального кровообращения, феномен обкрадывания, усиление проницаемости гематоэнцефалического барьера, сердечно-сосудистая и дыхательная недостаточность, обменно-регуляторных нарушений - гипоксия, гиперкоагулянтность, тканевой ацидоз, изотермия и др.

Течение сосудистого заболевания головного мозга (прогрессирующее, стационарное или стабильное, рецидивирующее) определяется в зависимости от динамики процесса, темпов его прогрессирования либо от периода обострения. Сосудистое заболевание головного мозга чаще характеризуется прогредиентным течением, при этом необходимо учитывать темп развития сосудистого процесса. Следует различать медленно прогрессирующее течение с хронической недостаточностью мозгового кровообращения и быстро прогрессирующее течение с развитием II, III степени хронической недостаточности церебрального кровообращения с выраженными очаговыми и общемозговыми изменениями. При оценке характера рецидивирующего течения церебральной сосудистой патологии необходимо учитывать частоту обострений: редкие обострения с интервалом более года; обострения средней частоты - 1-2 раза в год; частые обострения - 3-4 раза в год. Определяется продолжительность преходящих нарушений мозгового кровообращения: кратковременная продолжительность (секунды, минуты, до одного часа); средней продолжительности (2-3 часа); большой продолжительности (от 3 до 23 часов). Клинический прогноз при сосудистой патологии головного мозга отягощают появляющиеся церебральные кризы, преходящие нарушения мозгового кровообращения, инсульты, т.е. многообразие клинического течения и исходов сосудистой патологии определяют разнообразный клинический прогноз (благоприятный, неблагоприятный, сомнительный). Последний зависит от многих факторов - характера и течения общего сосудистого заболевания (атеросклероз, гипертоническая болезнь), состояния магистральных и интрацеребральных артерий, возможностей коллатерального кровообращения, ранней диагностики, вида и степени нарушения функций и т.д.

Сосудистая патология головного мозга может приводить к следующим нарушениям основных функций организма человека: нарушения статодинамических функций вследствие паралича, пареза конечностей, вестибулярно-мозжечковых, амиостатических, гиперкинетических расстройств и др.; нарушения сенсорных функций (снижение остроты зрения, гемианопсия, концентрическое сужение поля зрения, нейросенсорная тугоухость и др.); висцеральные и метаболические нарушения, расстройства питания, кровообращения, дыхания и др.; нарушения психических функций (мнестико-интеллектуальное снижение, моторная, сенсорная, амнестическая афазия, дизартрия, анартрия, аграфия, алексия, нарушения праксиса, гнозиса и др.).

Перечисленные нарушения могут проявляться по тяжести всеми четырьмя степенями выраженности стойких нарушений функций организма: незначительные, умеренные, выраженные, значительно выраженные.

Ведущими клиническими проявлениями сосудистой патологии головного мозга являются двигательные расстройства (гемиплегия, гемипарез, парапарез нижних конечностей, вестибулярно-мозжечковые и др.), приводящие к различной степени нарушений статодинамической функции и ограничений способности к самостоятельному передвижению. При оценке степени ограничения передвижения больных с указанной патологией учитываются:

комплекс клинико-функциональных показателей, характеризующих степень и распространенность расстройств двигательной функции нижних конечностей или их сегментов - амплитуда активных движений в суставах конечностей (в градусах), степень снижения мышечной силы, выраженность повышения тонуса мышц, статика, координация движений, основная функция нижних конечностей, характер походки, использование дополнительных средств опоры при ходьбе;

комплекс клинико-функциональных показателей, характеризующих степень и распространенность расстройств двигательной функций верхней конечности или ее сегментов - объем активных движений в суставах конечности (в градусах), степень снижения мышечной силы, выраженность повышения мышечного тонуса, координация движений, основная статодинамическая функция верхней конечности - схват и удержание предметов;

комплекс показателей, характеризующих функциональное состояние вестибулярного анализатора (калорическая, вращательная пробы);

комплекс электромиографических признаков, свидетельствующих о характере и выраженности изменений биоэлектрической активности мышц;

комплекс биомеханических показателей (темп ходьбы, длительность двойного шага и др.) с вычислением коэффициента ритмичности ходьбы, как обобщающего показателя степени выраженности ограничения передвижения.

Регистрационный N 6998

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 г. N 965 "О порядке признания граждан инвалидами" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 34, ст. 4127; 2005, N 7, ст. 560) приказываю:

Утвердить по согласованию с Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, согласно приложению.

Министр М. Зурабов

Приложение

Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы

I. Общие положения

1. Классификации, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют основные виды нарушений функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, и степени их выраженности; основные категории жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий.

2. Критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют условия установления степени ограничения способности к трудовой деятельности и групп инвалидности (категории "ребенок-инвалид").

II. Классификации основных видов нарушений функций организма и степени их выраженности

3. К основным видам нарушений функций организма человека относятся:

нарушения психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, интеллекта, эмоций, воли, сознания, поведения, психомоторных функций);

нарушения языковых и речевых функций (нарушения устной (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия) и письменной (дисграфия, дислексия), вербальной и невербальной речи, нарушения голосообразования и пр.);

нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильной, болевой, температурной и других видов чувствительности);

нарушения статодинамических функций (двигательных функций головы, туловища, конечностей, статики, координации движений);

нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, кроветворения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции, иммунитета;

нарушения, обусловленные физическим уродством (деформации лица, головы, туловища, конечностей, приводящие к внешнему уродству, аномальные отверстия пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного трактов, нарушение размеров тела).

4. При комплексной оценке различных показателей, характеризующих стойкие нарушения функций организма человека, выделяются четыре степени их выраженности:

1 степень - незначительные нарушения,

2 степень - умеренные нарушения,

3 степень - выраженные нарушения,

4 степень - значительно выраженные нарушения.

III. Классификации основных категорий жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий

способность к самообслуживанию;

способность к самостоятельному передвижению;

способность к ориентации;

способность к общению;

способность контролировать свое поведение;

способность к обучению;

способность к трудовой деятельности.

6. При комплексной оценке различных показателей, характеризующих ограничения основных категорий жизнедеятельности человека, выделяются 3 степени их выраженности:

а) способность к самообслуживанию - способность человека самостоятельно осуществлять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность, в том числе навыки личной гигиены:

1 степень - способность к самообслуживанию при более длительной затрате времени, дробности его выполнения, сокращении объема, с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

2 степень - способность к самообслуживанию с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

3 степень - неспособность к самообслуживанию, нуждаемость в постоянной посторонней помощи и полная зависимость от других лиц;

б) способность к самостоятельному передвижению - способность самостоятельно перемещаться в пространстве, сохранять равновесие тела при передвижении, в покое и перемене положения тела, пользоваться общественным транспортом:

1 степень - способность к самостоятельному передвижению при более длительной затрате времени, дробности выполнения и сокращении расстояния с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

2 степень - способность к самостоятельному передвижению с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

3 степень - неспособность к самостоятельному передвижению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц;

в) способность к ориентации - способность к адекватному восприятию окружающей обстановки, оценке ситуации, способность к определению времени и места нахождения:

1 степень - способность к ориентации только в привычной ситуации самостоятельно и (или) с помощью вспомогательных технических средств;

2 степень - способность к ориентации с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

3 степень - неспособность к ориентации (дезориентация) и нуждаемость в постоянной помощи и (или) надзоре других лиц;

г) способность к общению - способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации:

1 степень - способность к общению со снижением темпа и объёма получения и передачи информации; использование при необходимости вспомогательных технических средств помощи;

2 степень - способность к общению при регулярной частичной помощи других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

3 степень - неспособность к общению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц;

д) способность контролировать свое поведение - способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально-правовых и морально-этических норм:

1 степень - периодически возникающее ограничение способности контролировать своё поведение в сложных жизненных ситуациях и (или) постоянное затруднение выполнения ролевых функций, затрагивающих отдельные сферы жизни, с возможностью частичной самокоррекции;

2 степень - постоянное снижение критики к своему поведению и окружающей обстановке с возможностью частичной коррекции только при регулярной помощи других лиц;

3 степень - неспособность контролировать свое поведение, невозможность его коррекции, нуждаемость в постоянной помощи (надзоре) других лиц;

е) способность к обучению - способность к восприятию, запоминанию, усвоению и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками и умениями (профессиональными, социальными, культурными, бытовыми):

1 степень - способность к обучению, а также к получению образования определенного уровня в рамках государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях общего назначения с использованием специальных методов обучения, специального режима обучения, с применением при необходимости вспомогательных технических средств и технологий;

2 степень - способность к обучению только в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии или на дому по специальным программам с использованием при необходимости вспомогательных технических средств и технологий;

3 степень - неспособность к обучению;

ж) способность к трудовой деятельности - способность осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условиям выполнения работы:

1 степень - способность к выполнению трудовой деятельности в обычных условиях труда при снижении квалификации, тяжести, напряженности и (или) уменьшении объема работы, неспособность продолжать работу по основной профессии при сохранении возможности в обычных условиях труда выполнять трудовую деятельность более низкой квалификации;

2 степень - способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях труда, с использованием вспомогательных технических средств и (или) с помощью других лиц;

3 степень - неспособность к трудовой деятельности или невозможность (противопоказанность) трудовой деятельности.

7. Степень ограничения основных категорий жизнедеятельности человека определяется исходя из оценки их отклонения от нормы, соответствующей определенному периоду (возрасту) биологического развития человека.

IV. Критерии установления степени ограничения способности к трудовой деятельности

8. Способность к трудовой деятельности включает в себя:

способность человека к воспроизведению специальных профессиональных знаний, умений и навыков в виде продуктивного и эффективного труда;

способность человека осуществлять трудовую деятельность на рабочем месте, не требующем изменений санитарно-гигиенических условий труда, дополнительных мер по организации труда, специального оборудования и оснащения, сменности, темпов, объема и тяжести работы;

способность человека взаимодействовать с другими людьми в социально-трудовых отношениях;

способность к мотивации труда;

способность соблюдать рабочий график;

способность к организации рабочего дня (организации трудового процесса во временной последовательности).

9. Оценка показателей способности к трудовой деятельности производится с учетом имеющихся профессиональных знаний, умений и навыков.

10. Критерием установления 1 степени ограничения способности к трудовой деятельности является нарушение здоровья со стойким умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к снижению квалификации, объема, тяжести и напряженности выполняемой работы, невозможности продолжать работу по основной профессии при возможности выполнения других видов работ более низкой квалификации в обычных условиях труда в следующих случаях:

при выполнении работы в обычных условиях труда по основной профессии с уменьшением объема производственной деятельности не менее чем в 2 раза, снижением тяжести труда не менее чем на два класса;

при переводе на другую работу более низкой квалификации в обычных условиях труда в связи с невозможностью продолжать работу по основной профессии.

11. Критерием установления 2 степени ограничения способности к трудовой деятельности является нарушение здоровья со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, при котором возможно осуществление выполнения трудовой деятельности в специально созданных условиях труда, с использованием вспомогательных технических средств и (или) с помощью других лиц.

12. Критерием установления 3 степени ограничения способности к трудовой деятельности является нарушение здоровья со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к полной неспособности к трудовой деятельности, в том числе в специально созданных условиях, или противопоказанности трудовой деятельности.

V. Критерии установления групп инвалидности

13. Критерием для определения первой группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты:

способности к самообслуживанию третьей степени;

способности к передвижению третьей степени;

способности к ориентации третьей степени;

способности к общению третьей степени;

способности контролировать свое поведение третьей степени.

14. Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты:

способности к самообслуживанию второй степени;

способности к передвижению второй степени;

способности к ориентации второй степени;

способности к общению второй степени;

способности контролировать свое поведение второй степени;

способности к обучению третьей, второй степеней;

способности к трудовой деятельности третьей, второй степеней.

15. Критерием для определения третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению способности к трудовой деятельности 1 степени или ограничению следующих категорий жизнедеятельности в их различных сочетаниях и вызывающее необходимость его социальной защиты:

способности к самообслуживанию первой степени;

способности к передвижению первой степени;

способности к ориентации первой степени;

способности к общению первой степени;

способности контролировать свое поведение первой степени;

способности к обучению первой степени.

16. Категория "ребенок-инвалид" определяется при наличии ограничений жизнедеятельности любой категории и любой из трех степеней выраженности (которые оцениваются в соответствии с возрастной нормой), вызывающих необходимость социальной защиты.

Критерии оценки ограничений жизнедятельности в учреждениях МСЭ

Введение

Кардинальные политические и социально-экономические преобразования, произошедшие в последнее десятилетие в России, обусловили принципиальные изменения социальной политики государства по отношению к инвалидам, способствовали формированию новых подходов к решению проблем инвалидности и социальной защиты инвалидов.
Основные положения государственной политики по отношению к инвалидам получили отражение в Федеральном Законе «О социальной защите инвалидов в РФ» (№ 181 от 24.11.1995 г.), в котором содержатся новые трактовки понятий «инвалидность» и «инвалид», новые позиции определения инвалидности.
Реализация данного Закона потребовала разработки современной концепции инвалидности, создание новой методической базы по ее определению и оценке, трансформации службы врачебно-трудовой экспертизы в медико-социальную экспертизу.
В 1997 году были изданы разработанные сотрудниками ЦИЭТИНа «Классификации и временные критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы», утвержденные Постановлением Министерства труда и социального развития РФ и Миндзрава РФ № 1/30 от 29.01.1997 г., а также методические рекомендации по их применению для работников учреждений медико-социальной экспертизы и реабилитации (Москва. 1997 г. ЦБНТИ. Вып.16).
В период 1997-2000 г.г. новые подходы к определению инвалидности были повсеместно внедрены в практику работы учреждений МСЭ. Их практическое применение показало значительные преимущества современных позиций медико-социальной экспертизы для улучшения социальной защиты инвалидов.
Вместе с тем принципиальное отличие критериев медико-социальной экспертизы от критериев врачебно-трудовой экспертизы, стереотип прежнего мышления, некоторое несовершенство новых методических подходов вызвало определенные трудности в практической работе бюро МСЭ.
В 1999-2000г. сотрудниками ЦИЭТИНа был изучен первоначальный опыт применения «Классификаций и временных критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы» в практике работы 72 бюро МСЭ общего и специализированного профилей разных субъектов РФ и всех клинических отделений ЦИЭТИНа, где были проанализированы данные экспертно-реабилитационной диагностики 654 обследованных лиц.
Замечания и предложения, высказанные специалистами служб МСЭ и сотрудниками ЦИЭТИНа, а также представителями общественных организаций инвалидов, врачами лечебно-профилактических учреждений, учеными научно-исследовательских институтов и др. были тщательно проанализированы и с учетом их внесены необходимые коррективы и дополнения в основные понятия, классификации, критерии и методику оценки ограничений жизнедеятельности при осуществлении медико-социальной экспертизы, которые и представлены в настоящих методических рекомендациях.

1. Основные понятия
1.1. Инвалид - лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
1.2. Инвалидность – социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящего к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты.
1.3.Здоровье – состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.
1.4.Нарушение здоровья - физическое, душевное и социальное неблагополучие, связанное с потерей, ано­малией, расстройством психологической, физиологической, анатомической структуры и (или) функции организма человека.
1.5. Ограничение жизнедеятельности - отклонение от нормы деятельности человека вследствие нарушения здоровья, которое характеризуется ограничением способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, обучение, трудовую деятельность и игровую деятельность (для детей).
1.6. Социальная недостаточность - социальные последствия нарушения здоровья, приводящие к ограничению жизнедеятельности человека и необходимости его социальной защиты или помощи.
1.7. Социальная защита - система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения, компенсации ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
1.8. Социальная помощь - периодические и (или) регулярные мероприятия, способствующие устранению или уменьшению социальной недостаточности.
1.9.Социальная поддержка - одноразовые или эпизодические мероприятия кратковременного характера при отсутствии признаков социальной недостаточности.
1.10. Реабилитация инвалидов - система медицинских, психологических, педагогических, социально-эко­номических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Целью реабилитации является восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.
1.11. Реабилитационный потенциал - комплекс биологических, психофизиологических и личностных характеристик человека, а также социально-средовых факторов, позволяющих в той или иной степени компенсировать или устранить его ограничения жизнедеятельности.
1.12. Реабилитационный прогноз – предполагаемая вероятность реализации реабилитационного потенциала.
1.13. Клинический прогноз – научно-обоснованное предположение о дальнейшем исходе болезни на основании комплексного анализа клинико-функциональных характеристик нарушения здоровья, течения заболевания и эффективности лечения.
1.14. Специально созданные условия трудовой, бытовой и общественной деятельности – специфические санитарно-гигиенические, организационные, технические, технологические, правовые, экономические, микросоциальные факторы, позволяющие инвалиду осуществлять трудовую, бытовую и общественную деятельность в соответствии с его реабилитационным потенциалом.
1.15. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов – рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.
1.1.16. Вспомогательные средства - специальные дополнительные орудия, предметы, приспособления и др. средства, применяемые для компенсации или замещения нарушенных или утраченных функций организма и способствующие адаптации инвалида к окружающей среде.
1.17. Полная трудоспособность – трудоспособность считается полной, если функциональное состояние организма соответствует требованием профессии и позволяет без ущерба для здоровья выполнять производственную деятельность.
1.18. Профессия - род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных знаний, умений и навыков, полученных путем образования, обучения,опыта работы. Основной профессией следует считать работу наиболее высокой квалификации или выполняемую более длительное время.
1.19. Специальность - вид профессиональной деятельности, усовершенствованный путем специальной подготовки; определенная область труда, знания.
1.20. Квалификация - уровень подготовленности, мастерства, степень годности к выполнению труда по определенной профессии, специальности или должности, определяемый разрядом, классом, званием и другими квалификационными категориями.
1.21. Постоянная посторонняя помощь и уход
– осуществление посторонним лицом постоянной систематической помощи и уходу в удовлетворении физиологических и бытовых нужд человека.
1.22. Надзор – наблюдение посторонним лицом, необходимое для предотвращения поступков, которые могут принести вред инвалиду и окружающим людям.
2. Классификация нарушений основных функций организма человека:
2.1. Нарушения психических функций (восприятия, памяти, мышления, интеллекта, высших корковых функций, эмоций, воли, сознания, поведения, психомоторных функций).
2.2. Языковые и речевые нарушения – нарушения устной и письменной, вербальной и невербальной речи, не обусловленные психическими нарушениями; нарушения голосообразования и формы речи (заикание, дизартрия и пр.).
2.3. Нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярной функции, тактильной, болевой, температурной и других видов чувствительности; болевой синдром).
2.4. Нарушения стато-динамических функций (двигательных функций головы, туловища, конечностей, статики, координации движений).
2.5.Висцеральные и метаболические нарушения, расстройства питания (кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, кроветворения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции, иммунитета).
2.6. Уродующие нарушения (структурные деформации лица, головы, туловища, конечностей, выраженное внешнее уродство; аномальные отверстия пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного трактов; нарушение размеров тела: гигантизм, карликовость, кахексия, избыточный вес).
3. Классификация нарушений основных функций организма человека по степени выраженности
Комплексная оценка различных качественных и количественных показателей, характеризующих стойкое нарушение функций организма, предусматривает выделение преимущественно четырех степеней нарушений:
1 степень - незначительные нарушения функций
2 степень - умеренные нарушения функций
3 степень - выраженные нарушения функций
4 степень - значительно выраженные нарушения функций.

4. Классификации основных категорий жизнедеятельности и ограничений жизнедеятельности по степени выраженности.
4.1. Способность к самообслуживанию - способность самостоятельно удовлетворять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность и навыки личной гигиены.
Способность к самообслуживанию – важнейшая категория жизнедеятельности человека, предполагающая его физическую независимость в окружающей среде.
Способность к самообслуживанию включает:
удовлетворение основных физиологических потребностей, управление физиологическими отправлениями;
соблюдение личной гигиены: мытье лица и всего тела, мытье волос и причесывание, чистка зубов, подстригание ногтей, гигиена после физиологических отправлений;
одевание и раздевание верхней одежды, нижнего белья, головных уборов, перчаток, обуви, пользование застежками (пуговицы, крючки, молнии);
принятие пищи: возможность подносить пищу ко рту, жевать, глотать, пить, пользоваться столовой посудой и приборами;
выполнение повседневных бытовых потребностей: покупка продуктов питания, предметов одежды и обихода;
приготовление пищи: чистка, мытье, резка продуктов, их тепловая обработка, пользование кухонным инвентарем;
пользование постельным бельем и другими постельными принадлежностями; заправка постели и др.;
стирка, чистка и ремонт белья, одежды и других предметов обихода;
пользование бытовыми приспособлениями и приборами (замки и запоры, выключатели, краны, рычажные приспособления, утюг, телефон, бытовые электро - и газовые приборы, спички и др.);
уборка помещения (подметание и мытье пола, окон, вытирание пыли и др.).

Для реализации способности к самообслуживанию требуется интегрированная деятельность практических всех органов и систем организма, нарушения которых при различных заболеваниях, повреждениях и дефектах могут привести к ограничению возможности самообслуживания.
Параметрами при оценке ограничений способности к самообслуживанию могут являться:
оценка нуждаемости во вспомогательных средствах, возможности коррекции способности к самообслуживанию с помощью вспомогательных средств и адаптации жилища;
оценка нуждаемости в посторонней помощи при удовлетворении физиологических и бытовых потребностей;
оценка временных интервалов, через которые возникает подобная нуждаемость: периодическая нуждаемость (1-2 раза в неделю), длительные интервалы (1 раз в сутки), короткие (несколько раз в сутки), постоянная нуждаемость.

Ограничение способности к самообслуживанию по степени выраженности:
I степень - способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств.
Сохраняется способность к самообслуживанию и самостоятельному выполнению вышеназванных действий с помощью технических средств, адаптации жилья и предметов обихода к возможности инвалида.
II степень – способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств и с частичной помощью других лиц.
Сохраняется способность к самообслуживанию с помощью технических средств, адаптации жилья и предметов обихода к возможностям инвалида при обязательной частичной помощи другого лица преимущественно для выполнения бытовых потребностей (приготовление пищи, покупка продуктов, предметов одежды и обихода, стирка белья, пользование некоторыми бытовыми приспособлениями, уборка помещения и др.).
III степень – неспособность к самообслуживанию и полная зависимость от других лиц (необходимость постоянного постороннего ухода, помощи или надзора) .Утрачена возможность самостоятельного выполнения даже с помощью технических средств и адаптации жилья большинства жизненно необходимых физиологических и бытовых потребностей, осуществление которых возможно только с постоянной помощью других лиц.

4.2. Способность к самостоятельному передвижению – способность самостоятельно перемещаться в пространстве, преодолевать препятствия, сохранять равновесие тела в рамках выполняемой бытовой, общественной, профессиональной деятельности.

Способность к самостоятельному передвижению включает:
- самостоятельное перемещение в пространстве: ходьба по ровной местности в среднем темпе (4-5 км. в час. на расстояние, соответствующие средним физиологическим возможностям);
- преодоление препятствий: подъем и спуск по лестнице, ходьба по наклонной плоскости (с углом наклона не более 30 град.),
- сохранение равновесия тела при передвижении, в покое и при перемене положения тела; возможность стоять, сидеть, вставать, садиться, ложиться, сохранять принятую позу и изменять положение тела (повороты, наклоны туловища вперед, в стороны),
- выполнение сложных видов передвижения и перемещения: опускание на колени и подъем с коленей, перемещение на коленях, ползание, увеличение темпа передвижения (бег).
- пользование общественным и личным транспортом (вход, выход, перемещение внутри транспортного средства).
Способность к самостоятельному передвижению осуществляется благодаря интегрированной деятельности многих органов и систем организма: костно-мышечно-суставной, нервной, кардио-респираторной, органов зрения, слуха, вестибулярного аппарата, психической сферы и др.
При оценке способности к передвижению следует анализировать следующие параметры:
- расстояние, на которое может передвигаться человек;
темп ходьбы (в норме 80-100 шагов в минуту);
коэффициент ритмичности ходьбы (в норме 0,94-1,0);
длительность двойного шага (в норме 1-1,3 сек)
скорость передвижения (в норме 4-5 км в час);
нуждаемость и возможность использования вспомогательных средств.
Ограничение способности к самостоятельному передвижению по степени выраженности:

I степень – способность к самостоятельному передвижению с использованием вспомогательных средств при более длительной затрате времени, дробности выполнения и сокращении расстояния.
Сохраняется способность к самостоятельному передвижению при использовании вспомогательных средств с уменьшением скорости при выполнении передвижения и перемещения, с ограничением возможности совершать сложные виды передвижения и перемещения при сохранении равновесия.
При первой степени –способность к передвижению характеризуется умеренным снижением скорости (до 2 км. в час) , темпа (до 50-60 шагов в минуту), увеличением длительности двойного шага (до 1,8-2,4 сек.), уменьшением коэффициента ритмичности ходьбы (до 0,69-0,81), сокращением расстояния передвижения (до 3,0 км.), дробностью его выполнения (перерывы через каждые 500-1000 м или 30-60 мин. ходьбы) и необходимостью использования вспомогательных средств.
II степень – способность к самостоятельному передвижению с использованием вспомогательных средств и частичной помощью других лиц.
Сохраняется способность к самостоятельному передвижению и перемещению с помощью вспомогательных средств, адаптации жилья и предметов обихода к возможностям инвалида, и привлечением другого лица при выполнении некоторых видов передвижения и перемещения, (сложные виды перемещения, преодоление препятствий, сохранение равновесия и др.).
При второй степени – способность к передвижению характеризуется выраженным снижением скорости (менее 1,0 км. в час), темпа ходьбы
(менее 20 шагов в минуту), увеличением длительности двойного шага (менее 2,7 секунды), снижением коэффициента ритмичности ходьбы (менее 0,53), дробности ее выполнения, сокращением расстояния передвижения преимущественно в пределах квартиры при необходимости использования вспомогательных средств и частичной помощи других лиц.
III степень – неспособность к самостоятельному передвижению, которое возможно только с помощью других лиц.

4.3. Способность к обучению – способность к восприятию и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.) овладению навыками и умениями (профессиональными, социальными, культурными, бытовыми).
Способность к обучению - одна из важных интегративных форм жизнедеятельности, которая зависит, в первую очередь, от состояния психических функций (интеллекта, памяти, внимания, ясности сознания, мышления и др.), сохранности систем коммуникации, ориентации и др. Обучение требует также использования способности к общению, передвижению, самообслуживанию, определяемых психологическими особенностями личности, состоянием локомоторного аппарата, висцеральных функций и др. Способность к обучению нарушается при заболеваниях разных систем организма. Из всех критериев жизнедеятельности нарушение способности к обучению имеет наибольшую социальную значимость в детском возрасте. Оно эквивалентно нарушению способности к труду у взрослых и является самой частой причиной социальной недостаточности ребенка.

Характеристики образовательной деятельности включают:
содержание обучения (получение образования определенного уровня и по определеной профессии);
средства обучения (включая специальные технические средства для обучения, оборудование учебного места и др.);
процесс обучения, в том числе формы обучения (очная, заочная, заочно-очная, на дому и др.), методы обучения (групповое, индивидуальное, интерактивное, открытое и др.);
условия обучения (по тяжести, напряженности и вредности);
сроки обучения.

При оценке степени ограничения способности к обучению следует анализировать следующие параметры:
образование, наличие профессиональной подготовки;
объем обучения по общим или специальным государственным образовательным стандартам;
возможность обучения в учебном учреждении общего типа или в коррекционно-образовательном учреждении;
сроки обучения (нормативные-ненормативные);
необходимость применения специальных технологий и (или) вспомогательных средств обучения.
необходимость помощи других лиц (кроме обучающего персонала);
уровень познавательной (мыслительной) деятельности человека в соответствии с возрастной нормой;
отношение к обучению, мотивация к учебной деятельности;
возможность вербального и (или) невербального контакта с другими людьми;
состояние систем коммуникации, ориентации, особенно сенсорных, двигательных функций организма и др.;
состояние зрительно-моторной координации для овладения техникой письма, графическими навыками, манипулятивными операциями.
Ограничение способности к обучению по степени выраженности

I степень – способность к обучению, овладению знаниями, умениями и навыками в полном объеме (в том числе – получению любого образования в соответствии с общими государственными образовательными стандартами), но в ненормативные сроки, при соблюдении специального режима учебного процесса и (или) с использованием вспомогательных средств.
II степень – способность к обучению и овладению знаниями, умениями и навыками лишь по специальным образовательным программам и (или) технологии обучения в специализированных воспитательных и образовательных коррекционных учреждениях с использованием вспомогательных средств и (или) с помощью других лиц (кроме обучающего персонала).
III степень – неспособность к обучению и невозможность усвоения знаний, умений и навыков.

4.4. Способность к трудовой деятельности – состояние организма человека, при котором совокупность физических и духовных способностей позволяет осуществить определенного объема и качества производственную (профессиональную) деятельность.
Способность к трудовой деятельности включает:
- Способность человека по своим физическим, психофизиологическим и психологическим возможностям соответствовать требованиям, предъявляемым к нему производственной (профессиональной) деятельностью (по сложности труда, условиям производственной среды, физической тяжести и нервно-эмоциональной напряженности).
- Способность к воспроизведению специальных профессиональных знаний, умений и навыков в виде производственного (профессионального) труда.
- Способность человека осуществлять производственную (профессиональную) деятельность в обычных производственных условиях и на обычном рабочем месте.
- Способность человека к социально-трудовым взаимоотношениям с другими людьми в трудовом коллективе.

Ограничение способности к трудовой деятельности по степени выраженности
I степень – способность к выполнению профессиональной деятельности в обычных производственных условиях при снижении квалификации или уменьшении объема производственной деятельности; невозможность выполнения работы по основной профессии.
II степень – способность к выполнению трудовой деятельности
в обычных производственных условиях с использованием вспомогательных средств, и (или) на специальном рабочем месте, и (или) с помощью других лиц;
в специально созданных условиях.

III степень – неспособность или невозможность (противопоказанность) трудовой деятельности.

4.5. Способность к ориентации – способность определяться во времени и пространстве
Способность к ориентации осуществляется путем прямого и косвенного восприятия окружающей обстановки, переработки получаемой информации и адекватного определения ситуации.
Способность к ориентации включает:
- Способность к определению времени по окружающим признакам (время суток, время года и др.).
- Способность к определению место нахождения по атрибутам пространственных ориентиров, запахов, звуков и др.
- Способность правильно местополагать внешние объекты, события и себя самого по отношению к временным и пространственным ориентирам.
- Способность к осознанию собственной личности, мысленного образа, схемы тела и его частей, дифференциации «правого и левого» и др.
- Способность к восприятию и адекватному реагированию на поступающую информацию (вербальную, невербальную, зрительную, слуховую, вкусовую, полученную путем обоняния и осязания), пониманию связи между предметами и людьми.
При оценке ограничения способности ориентации следует анализировать следующие параметры:
состояние системы ориентации (зрения, слуха, осязания, обоняния)
состояние систем коммуникации (речи, письма, чтения)
способность к восприятию, анализу и адекватному реагированию на получаемую информацию
способность к осознанию, выделению собственной личности и внешних по отношению к ней временных, пространственных условий, средовых ситуаций.

Ограничение способности к ориентации по степени выраженности:

I степень- способность к ориентации при условии использования вспомогательных средств.
Сохраняется возможность определяться в месте, времени и пространстве при помощи вспомогательных технических средств (в основном улучшающих сенсорное восприятие или компенсирующих его нарушения)
II степень – способность к ориентации, требующая помощи других лиц.
Сохраняется возможность осознания собственной личности, своего положения и определения в месте, времени и пространстве только при помощи других лиц вследствие снижения способности осознания себя и внешнего мира, понимания и адекватного определения себя и окружающей ситуации.
III степень – неспособность к ориентации (дезориентация) и необходимость постоянного надзора.
Состояние, при котором полностью утрачена способность к ориентации в месте, времени, пространстве и собственной личности вследствие отсутствия возможности осознания и оценки себя и окружающей обстановки.

4.6. Способность к общению – способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации.

При общении осуществляется взаимосвязь и взаимодействие людей, обмен информацией, опытом, умением и навыками, результатами деятельности.
В процессе общения формируется общность чувств, настроений, мыслей, взглядов людей, достигается их взаимопонимание, организация и согласованность действий.
Общение осуществляется преимущественно за счет средств коммуникации. Основным средством коммуникации является речь, вспомогательными средствами – чтение и письмо. Коммуникация может осуществляться как с помощью вербальных (словесных) , так и невербальных символов. Помимо сохранности речи коммуникация требует сохранности систем ориентации (слуха и зрения). Другим условием общения служит нормальное состояние психической деятельности и психологических особенностей личности.
Способность к общению включает:
способность к восприятию другого человека (способность отразить его эмоциональные, личностные, интеллектуальные особенности)
способность к пониманию другого человека (способность постичь смысл и значение его поступков, действий, намерений и мотивов).

Способность к обмену информацией (восприятию, переработке, хранению, воспроизведению и передаче информации).
- способность к выработке совместной стратегии взаимодействия, включающей разработку, проведение и контроль за выполнением планируемого, с возможной при необходимости корректировкой.

При оценке ограничений способности к общению следует анализировать следующие параметры, характеризующие преимущественно состояние систем коммуникации и ориентации:
способность говорить (плавно произносить слова, понимать речь, произносить и производить вербальные сообщения, передавать смысл посредством речи);
способность слушать (воспринимать устную речь, вербальные и иные сообщения);
способность видеть, читать (воспринимать видимую информацию, письменные, печатные и иные сообщения и т.п.);
способность писать (кодировать язык в письменные слова, составлять письменные сообщения и т.п.);
способность к символической коммуникации (невербальному общению) – понимать знаки и символы, коды, читать карты, диаграммы, принимать и передавать информацию с помощью мимики, жестов, графических, зрительных, звуковых, символов, тактильных ощущений).

Возможность контактов с расширяющимся кругом лиц: с членами семьи, близкими родственниками, друзьями, соседями, коллегами, с новыми людьми и др.

Ограничение способности к общению по степени выраженности
I степень – способность к общению, характеризующаяся снижением скорости, уменьшением объема усвоения, получения, передачи информации и (или) необходимостью использования вспомогательных средств.
Сохраняется возможность общения при снижении скорости (темпа) устной и письменной речи, снижении скорости усвоения и передачи информации любым способом при понимании ее смыслового содержания.
II степень - способность к общению с использованием вспомогательных средств и помощи других лиц.
Сохраняется возможность общения при использовании технических и других вспомогательных средств, нетипичных для обычного установления контактов между людьми, и помощи других лиц при приеме и передачи информации и для понимания ее смыслового содержания.
III степень - неспособность к общению и необходимость постоянной посторонней помощи.
Состояние, при котором невозможен контакт между человеком и другими людьми, преимущественно вследствие утраты способности к пониманию смыслового содержания получаемой и передаваемой информации.

4.7. Способность контролировать свое поведение –способность к осознанию и адекватному поведению с учетом морально-этических и социально-правовых норм.
Поведение – присущее человеку взаимодействие с окружающей средой, опосредованное его внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. При нарушении контроля за своим поведением нарушается способность человека в своих действиях, поступках соответствовать правовым, нравственным, эстетическим правилам и нормам, официально установленным или сложившимся в данном обществе.
Способность контролировать свое поведение включает:
Способность осознания самого себя, своего места во времени и пространстве, своего социального положения, состояния здоровья, психических и личностных качеств и свойств.
Способность к оценке собственных поступков, действий, намерений и мотивов другого человека с пониманием их смысла и значений.
Способность к восприятию, узнаванию и адекватному реагированию на поступающую информацию.
Способность к правильной идентификации людей и предметов.

Способность правильно вести себя в соответствии с морально-этическими и социально-правовыми нормами, соблюдать установленный общественный порядок, личную чистоплотность, порядок во внешнем виде др.
- Способность к правильной оценке ситуации, адекватности разработки и выбора планов, достижения цели, межличностным взаимоотношениям, выполнению ролевых функций.
- Возможность менять свое поведение при изменении условий или неэффективности поведения (пластичность, критичность и изменчивость).
- Способность осознания личной безопасности (понимания внешней опасности, распознавания объектов, могущих принести вред и др.)
- Полноценность использования орудий, знаковых систем в управлении собственным поведением.
При оценке степени ограничений способности контролировать свое поведение следует анализировать следующие параметры:
наличие и характер личностных изменений
степень сохранности осознания своего поведения
способность к самокоррекции, или возможность коррекции с помощью других лиц, терапевтической коррекции;
направленность нарушения способности контролировать свое поведение в одной или нескольких сферах жизни (производственной, общественной, семейной, бытовой);
длительность и стойкость нарушения контроля за своим поведением;
стадия компенсации дефекта поведения (компенсация, субкомпенсация, декомпенсация);
состояние сенсорных функций.

Присвоение группы инвалидности для кого-то становится хорошей социальной поддержкой, а некоторым приносит дополнительные проблемы при трудоустройстве. Несмотря на квотируемые рабочие места, работодатели очень неохотно принимают в штат лиц с ограничениями.

Как оформить инвалидность

Здоровье – относительный показатель, современная медицина способна отыскать в любом организме отклонения от нормы, но для назначения инвалидности требуются особые условия.

Комиссия

Существующие методы и показатели для определения нарушенных функций не автоматизированы. Чтобы стать инвалидом, необходимо получить заключение медико-социальной экспертизы (МСЭ).

Решение о присвоении статуса инвалида всегда принимается комиссией, в составе которой присутствуют не только врачи, но и психолог со специалистом по реабилитации. При необходимости приглашается социальный работник, а также квалифицированный врач, по желанию гражданина.

Обратите внимание! Члены комиссии негласно заинтересованы в отказе от присвоения статуса инвалида. Вряд ли вам сообщат о возможности приглашения в состав дополнительного специалиста, имеющего право совещательного голоса.

Комиссия работает по плану, как и в любой государственной деятельности, сотрудники строго ограничены рамками полномочий и показателями статистики, которые нарушать не рекомендуется.

Направление на МСЭ

Для получения оценки ограничений жизнедеятельности необходимо прохождение комиссии. Направление выдается:

  • врачом;

учреждением соцзащиты;

  • органами пенсионного обеспечения.

Если не удается получить направление, гражданин имеет право самостоятельно обратиться в отделение МСЭ, предварительно получив письменный отказ лечащего врача.

Добиться проведения экспертизы не сложно, но её ещё необходимо удачно пройти. Если ярко-выраженных нарушений функций организма не имеется, требуется тщательная и заблаговременная подготовка к МСЭ.

Как проходить экспертизу

Когда имеется направление на оценку ограничений жизнедеятельности, в медицинской карте пациента обычно уже есть большинство необходимых исследований и заключений от врачей. В таком случае прохождение МСЭ не требует дополнительных документов и справок, но если присутствуют сомнения в конечном результате, лучше самостоятельно убедиться в наличии достаточных оснований для присвоения группы инвалидности.

Рекомендуется обратиться к независимым экспертам, чтобы сэкономить время и средства. Конечно, работа сторонних специалистов стоит денег, но предварительные результаты и оценку они дадут незамедлительно. Добиваться присвоения инвалидности, в некоторых случаях, может быть абсолютно бесполезно, а опытные эксперты обязательно сообщат об этом, либо подскажут оптимальные варианты подтверждения статуса инвалида.

Запомните! Комиссия оценивает степень ограничений на основании представленных документов. Лежачий пациент не может быть признан инвалидом, если у него отсутствуют необходимые справки, подтверждающие, что он действительно не способен самостоятельно подняться.

Случай из личной юридической практики:

За консультацией обратилась женщина, уволившаяся с многолетнего места работы уборщицей по собственному желанию, потому что не могла поднимать вёдра с водой, а также передвигаться с прямым положением спины. Врачи, поставив диагноз «межпозвоночная грыжа», направляли пациентку на операцию.

Женщина опасалась хирургического вмешательства. Изучив всю доступную информацию, она пришла к выводу, что после операции может остаться прикованной к постели, поэтому категорически отказалась от госпитализации.

Врачи не выдали ей направление на прохождение МСЭ. Настаивали на том, что операция необходима, а в случае неудачного исхода обещали помочь с оформлением статуса инвалида.

Основываясь лишь на предположениях и опасениях клиентки, помочь я было невозможно. Пришлось обратиться к независимому медико-социальному эксперту, который определил недостаточность диагностических исследований в представленной медицинской документации, а также выписал все необходимые направления к профильным специалистам.

После прохождения масштабного обследования опасения клиентки подтвердились – операция, при расположении её грыжи, была крайне опасна и противопоказана.

Общими усилиями нам удалось документально подтвердить неспособность женщины к труду и обоснованность её отказа от операции. Лечащий врач согласился с представленными результатами медицинских исследований и выписал направление на прохождение МСЭ.

Клиентке была установлена 3 группа инвалидности, назначена пенсия и предоставлены все полагающиеся льготы.

Как обжаловать решение

Не стоит обольщаться относительно только документальных подтверждений вашего недуга. Решение принимается исключительно голосованием членов комиссии, которые с разных точек зрения оценят внешний вид пациента, манеру и способы держаться, передвигаться и общаться.

По сути, МСЭ – это спектакль одного актёра (пациента) перед зрителями (комиссией). Чем качественнее и убедительнее претендент изобразит неспособность к нормальной жизнедеятельности, тем выше вероятность установления группы инвалидности.

Первоначально комиссию проводит региональное бюро. Не переживайте, даже если вы неудачно прошли МСЭ, решение можно обжаловать.

Заявление о несогласии с результатом подается:

  • в главное бюро;
  • в Федеральное бюро;
  • в суд.

Обязательно! Соблюдайте последовательность шагов. Первое решение обжалуется в главном бюро, если результат не устраивает, следующее обращение следует в Федеральное бюро. Суд – последняя инстанция.

Группы и степени инвалидности

Основными критериями для определения ограниченности к нормальной жизнедеятельности выступают отличительные признаки, характеризующие заболевание или увечье.

Критерии определения групп инвалидности различны, не всегда можно однозначно определить к какой категории относится пациент. Эксперты рассматривают множество факторов, прежде чем установить пациенту определенный статус.

Таблица 1. Классификация существующих групп и критериев инвалидности.

Группы Ребёнок-инвалид
Первая Вторая Третья
Полная утрата способностей к труду. Важные функции организма нарушены критически. Невозможность самообслуживания. Жизнедеятельность требует постоянной сторонней помощи. Невозможность нормально трудиться. Для выполнения работы требуются специальное оборудование или условия. Нарушения функций значительно выражены, но постоянный уход не требуется. Трудоспособность сохраняется, но здоровье не позволяет выполнять работы по прежней квалификации, либо продолжение деятельности требует сокращения объёмов. Стойкие нарушения функций организма, вызванные болезнью или травмой в детстве, врожденным физическим или психическим недостатком.

Для определения групп комиссией оцениваются степени нарушений по нескольким видам основных показателей:

  • Трудовая деятельность;
  • Поведенческий контроль;
  • Пространственная ориентация;
  • Способность обучаться;
  • Навыки общения;
  • Самостоятельность в обслуживании личных нужд;
  • Способность к передвижению.

Инвалидность назначается при ярко-выраженных нарушениях во всех либо отдельных видах деятельности.

Степени ограничений отличаются от групп инвалидности по нумерации. При определении категории специалисты учитывают совокупность всех отклонений от нормы. Если первая группа инвалидности – самая тяжелая, то 1 степень нарушения, наоборот считается лёгкой.

Таблица 2. Характеристики степеней.

Функция I степень II степень III степень
Труд Самостоятельно, с ограничением объёмов. Самостоятельно, с применением вспомогательных средств. С посторонней помощью или полная утрата работоспособности.
Поведение Редкие возникновения затруднений самоконтроля. Незначительное снижение оценки окружающей действительности. Отсутствие самоконтроля, зависимость от посторонней помощи.
Ориентация Нормальное восприятие окружающей обстановки, иногда требуются дополнительные средства или помощь. Специальные средства и посторонняя помощь требуются часто, но способности не утрачены. Полная дезориентация, постоянно требуется сторонний контроль.
Обучение Способность к усвоению знаний и навыков сохраняется, но иногда требуются специальные методики. Требуются особые образовательные программы, дополнительные средства к обучению. Освоение программ на дому или в специализированных заведениях. Отсутствие способностей. Возможно усвоение только самых элементарных навыков в отдельных видах деятельности.
Общение Снижение темпов, объёмов получения и передачи информации. Иногда требуются дополнительные средства. Частичная возможность общаться, часто требуется посторонняя помощь или специальная аппаратура. Полная утрата возможностей. Постоянно требуется помощь других людей.
Самообслуживание Незначительное снижение физических возможностей, способности сохраняются, но требуют больше времени на выполнение действий. Частичное обслуживание своих нужд. Иногда требуется посторонняя помощь или специальные средства. Полная зависимость от посторонней помощи.
Передвижение Способности сохраняются, иногда требуются длительные промежутки времени или дополнительные приспособления. Передвижение возможно с помощью сопровождающего или используя дополнительные средства. Возможность отсутствует, для перемещения требуется специальная помощь.

Существует ещё IV степень, но она отдельно не рассмотрена в Приказе Министерства труда и социальной защиты РФ от 17 декабря 2015 г. N 1024н “О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы”. Эта степень определяется крайней выраженностью отсутствия физических и психических возможностей и не требует отдельного пояснения.

Установка группы

При определении инвалидности ребёнку, медицинское освидетельствование проводится с учётом возрастных категорий, на основании ограничений II степени.

  1. Первая группа – при характерных отклонениях в здоровье по IV степени. Это самая тяжелая форма ограничения жизнедеятельности.
  2. Вторая группа – характерные отклонения, согласно III степени. Нарушения ярко выражены, но гражданин способен к осуществлению жизнедеятельности. Многие пациенты, при освидетельствовании, настаивают, чтобы им не устанавливали инвалидность II группы, для сохранения возможности полноценно трудиться.
  3. Третья группа – при выраженных формах отклонений, основывается на показателях II степени. Иногда включает и более тяжелые варианты показателей, если в совокупности их недостаточно для установления II группы.

Переосвидетельствование

После первого прохождения комиссии МСЭ присвоенная группа сохраняется за инвалидом на определенный срок:

  • 2 года – первая группа;
  • 1 год – вторая и третья группы;
  • 1, 2, 5 лет или до совершеннолетия – детям.

К концу срока необходимо проходить переосвидетельствование по I – III группам, а ребёнку не менее 1 раза за всё время.

По собственному желанию инвалид может обратиться ранее, если показатели здоровья ухудшились или улучшились и гражданин считает, что установленная группа уже не соответствует заявленной.

Инвалидность может быть присвоена «бессрочно» или до 18-летия ребёнка после второго или последующих переосвидетельствований.

При несогласии с решением комиссии, затраченное время на повторные обращения может лишить вас положенных надбавок к пенсии и дополнительных компенсаций. Все начисления производятся с момента установления определённой категории. Состав предоставляемых льгот и пенсионные суммы для каждой группы различаются, поэтому будьте очень внимательны при подготовке к прохождению МСЭ.

Похожие публикации