Какое животное было у сальвадора дали. Сальвадор дали и экзотические животные
Испанец Сальвадор Дали — гениальный живописец своего времени, вошедший в историю в качестве, пожалуй, самого известного представителя сюрреализма. Кому как не Дали, создававшему парадоксальные сочетания форм на грани сна и реальности, было держать у себя необычных питомцев, подчеркивавших индивидуальность художника?
В детстве у Дали в комнате жила летучая мышь, которую он очень любил. Как-то раз он обнаружил, что питомец умер, а по его телу ползают муравьи. С тех пор Сальвадор Дали сильно невзлюбил муравьев. Уже будучи взрослым Сальвадор взял под опеку муравьеда из парижского зоопарка. Один раз он даже устроил фотосессию со своим необычным питомцем, пройдясь с ним по улицам города.
Сальвадор Дали прогуливается с муравьедом по улицам Парижа
Конечно, Дали не держал дома муравьеда, которому были нужны особый уход и условия обитания, но он вполне мог справиться с оцелотом — хищным млекопитающим из семейства кошачьих. Эта дикая кошка распространена в основном в тропических лесах Америки, отличается буйным нравом и уж точно меньше всего хочет, чтобы ее гладили люди.
Впрочем, по словам очевидцев, Дали всегда находил общий язык со своим немаленьких размеров питомцем.
Живописец часто брал своего оцелота по кличке Бабоу в различные поездки и походы в рестораны. Иногда при посещении того или иного респектабельного заведения Дали приходилось говорить хозяину помещения, что перед ними — не дикий зверь, а всего лишь крупная домашняя кошка, которую он специально покрасил необычным образом.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .
«Каждое утро, просыпаясь, я чувствую высшее наслаждение: быть Сальвадором Дали». (Сальвадор Дали)
Сальвадо́р Дали́ (полное имя Сальвадор Доме́нек Фелип Жасинт Дали и Доме́нек, маркиз де Дали де Пу́боль — испанский живописец, график, скульптор, режиссёр, писатель. Один из самых известных представителей сюрреализма.
Дали при жизни (11 мая 1904 — 23 января 1989) прославился не только своими яркими произведениями искусства, но и дьявольской изобретательностью, с которой он привлекал всеобщее внимание к своей гениальной персоне. Причем для достижения своей цели он не гнушался использовать как людей (ставя их иногда в очень неловкие и жестокие ситуации), так и животных.
Дали любил с пафосом повторять, что уже в 25 лет он осознал собственную гениальность, хотя покупать свои картины он в жизни бы не стал.
Он обожал выдумывать эксцентричные выходки, превращая повседневную жизнь в тот еще сюр — появлялся в публичных местах в леопардовой шубе или пиджаке из кожи жирафа, мог заявиться на прием в мятых бархатных штанах пурпурного цвета и золотых туфлях с загнутыми носами. Разгуливал в парике, похожем на веник, а на великосветский бал в свою честь заявился в роскошной шляпе, украшенной…тухлой селедкой.
А почему нет? У гениев свое видение мира. Зато до сих пор обсуждают.
И очень часто Дали засвечивался в компании экзотических животных, которые еще ярче оттеняли неординарную личность испанца.
Сальвадор Дали часто появлялся на публике в леопардовой шубе и в сопровождении оцелота — дикого кота, похожего на леопарда. Художник настолько ассоциировался с дикими кошками, что в его честь была создана парфюмерная марка Salvador Dali и духов Dali Wild, украшенных леопардовым принтом.
Оцелота , с которым часто фотографировался Дали, звали Бабу , и принадлежал он менеджеру живописца Джону Питеру Муру по прозвищу Капитан.
В 1960 году в Нью-Йорке Дали вместе с женой Галой направлялись в кино и наткнулись на бездомного попрошайку с котёнком оцелота. После просмотра фильма Дали выкупил у бездомного экзотического зверя за немалую сумму в 100 долларов, чтобы разыграть своего менеджера. Оцелот был подброшен в номер отеля к Капитану.
Капитан Мур, уж на что привык к выходкам своего патрона, но и он был несколько озадачен, когда среди ночи ему на грудь прыгнул маленький леопард с приветственным рыком.
Питер тут же скорешился с южноамериканским котиком и заказал для него в номер угощение из лосося, говядины, сыра и молока. С умиротворенным ворчанием оцелотик умял угощение, быстро забывая свое голодное и бездомное детство, и заныкался в дальний угол под кровать.
На следующее утро уже Питер Мур разыгрывал Дали, делая вид, что ничего необычного с ним сроду не происходило, и на наводящие вопросы отвечал уклончиво.
Оцелота прозвали Бабу, что на хинди означало «джентльмен» и он многие годы был любимым спутником Дали на вечеринках и прогулках.
Впоследствии Питер Мур и его жена Кэтрин завели второго оцелота по кличке Буба, а затем и третьего, с именем бога ацтеков Уицилопочтли (которого им просто прислали по почте!?).
Таким образом, оцелоты часто появлялись на публике вместе с художником, хотя никакого удовольствия сами хищные кошки от шумных толп богемной тусовки явно не получали.
Если внимательно присмотреться к некоторым фотографиям, то заметно, что Дали намеренно злил оцелота, чтобы на снимке он получился более диким.
Впоследствии Питер Мур написал книгу воспоминаний «Живой Дали», в которой рассказывались разные эпизоды, связанные с оцелотами. Во вступлении к книге Кэтрин Мур написала: «Бабу на хинди означает «джентльмен». И, оправдывая своё имя, Бабу вёл жизнь настоящего джентльмена. Он питался в лучших ресторанах, всегда путешествовал первым классом и останавливался в пятизвёздочных гостиницах. Его тискали симпатичные девушки, серьёзные деловые люди, аристократы и даже особы королевских кровей. (Чтобы избежать неприятных инцидентов, оцелоту подстригали когти.) Весил он добрых двадцать килограммов. После поездки в Нью-Иорк, где Бабу отлично кормили, а возможности много двигаться не было, он прибавил ещё немного. Дали это очень веселило, и он как-то сказал Питеру: «Ваш оцелот похож на раздувшийся пылесборник от пылесоса».
В той же книге рассказывается о некоторых «аристократических» привычках, которыми обзавелся Бабу, постоянно общаясь с неординарными личностями. Например, каждое утро Бабу съедал по свежему цветку розы и наотрез отказывался от лакомства, если лепестки были немного увядшими.
Оно конечно, Бабу здорово подфартило, по сравнению с его беспризорным детством у уличного попрошайки, но сдается мне, экзотические зверушки оцелоты предпочли бы жить в гораздо менее богемном и «диком» обществе. Просто у них никто не брал интервью.
Хотя, Питер и Кэтрин Мур реально любили и заботились о своих оцелотах.
В путешествии на лайнере в Нью-Йорк, Бабу полюбил возлежать на рояле во время исполнения музыки, но потом пианисту пришлось заказывать новый инструмент, поскольку оцелот обильно пометил полюбившийся рояль. 😀
Таким же образом Бабу, сопровождавший художника, «оросил» старинные гравюры Пиронезе в небольшой типографии под названием «Центр старинных эстампов». Дали получил счет на 4000 долларов, но предложил заплатить за ущерб хозяину оцелота Питеру Муру. Однако впоследствии Дали согласился вместо выплаты компенсации напечатать в типографии Лукасов одну из своих литографий «Взрывчатую весну.»
«Результатом нашего визита - а точнее, «визита» Бабу на этажерки «Центра старинных эстампов» - стала выгодная сделка на миллион долларов и многолетнее сотрудничество с супругами Лукасами» , - написал Капитан в своей книге.
Оцелот загадил триптих, который был подарен иранскому шаху а впоследствии удачно продан за миллион долларов на благотворительном аукционе.
Он пробежался своими когтистыми лапищами по гуашевым иллюстрациям к «Алисе в Стране чудес», которые сушились на ковре в номере Капитана, да еще и отгрыз угол у одного из рисунков. Дали отреагировал в своём неподражаемом стиле: «Оцелот отлично поработал! Так намного лучше, оцелот добавил последний штрих!»
И они действительно необычны и хороши.
Гуляет по миру и забавный анекдот про Дали и оцелота. Как-то раз в Нью-Йорке художник зашёл в ресторан и взял с собой, как водится, друга Бабу, которого из предосторожности привязал золотой цепочкой к ножке стола. Полная пожилая дама, проходившая мимо, чуть не упала в обморок, заметив у своих ног небольшого леопарда. Пятнистый ужас отбил у леди аппетит. Сдавленным голосом она потребовала объяснений.
Дали невозмутимо ответил: «Не беспокойтесь, мадам, это обычный кот, которого я немного «дорисовал». Дама оглядела животное ещё раз и вздохнула с облегчением: «О да, теперь я вижу, что это всего лишь обыкновенный домашний кот. В самом деле, кому взбредёт в голову прийти в ресторан с диким хищником?»
Но самым известным произведением искусства, связанным с Дали и кошачьей темой, была знаменитая фотография «Атомный Дали» (Dali Atomicus), на которой сам художник и несколько «летающих» кошек были изображены родоначальником сюрреализма в фотографии Филиппом Халсманом.
Это мы сейчас в эпоху цифровых технологий и «фотошопов» воспринимаем любые чудеса в фотографии без изумления. Что там летающие художники и коты!
Но в том далеком 1948 году, для того, чтобы сделать этот «экспрессивно-динамичный снимок,» несчастных котов со всей дури 28 раз подбрасывали в воздух и выплескивали на них воду. И чем громче раз за разом вопили от ужаса перепуганные животные — тем громче хохотал капризный гений сюрреализма.
Съемка длилась более 6 часов. При этом заявлялось, что никто из животных не пострадал. Ну, то есть, никто из котов не сдох прямо там в студии после общения с гениальными сюрреалистами — художником и фотографом.
Есть еще фотография. на которой Дали представил себя в виде многорукого божества, а черная кошечка, растянувшаяся обессиленно на переднем плане, явно ощутила на себе давление «небожителя.»
Кошки, а вернее — тигры, появились потом на двух картинах Сальвадора Дали.
Самая известная имеет нетривиальное название «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения».
Необычная картина «Пятьдесят, Тигриная реальность» (Cinquenta, Tiger Real) состоит из 50 треугольных и четырехугольных элементов. Композиция картины основана на необычной оптической игре: на близком расстоянии зритель видит только геометрические фигуры, на расстоянии двух шагов в треугольниках проявляются портреты трех китайцев, и только на большом расстоянии из оранжево-коричневого геометрического хаоса является вдруг голова разъяренного тигра.
Вообще, с гениальными личностями лучше общаться на расстоянии, как с этой картиной. Большое видится на расстоянии, а вблизи отчетливо видны жизненные треугольники и четырехугольники.
Дали неоднократно «жестоко чудил» по отношению к зверушкам. Как-то раз Сальвадор потребовал пригнать к отелю стадо коз, после чего стал стрелять по ним холостыми патронами.
Однако не только обществом оцелота Бабу шокировал публику испанский художник. Иногда, как на этой фотографии 1969 г., он разгуливал по Парижу с огромным муравьедом на золотом поводке, и даже приволакивал беднягу на шумные светские приемы.
Учитывая, что муравьеды — это очень осторожные и пугливые животные с необыкновенно тонким обонянием, ведущие в природе одиночный образ жизни и избегающие общества даже своих собратьев, становится понятным, что пребывание в крикливых толпах людей и прокуренных помещениях, или на оживленных улицах с вонючим и твердым асфальтом и шумом транспорта, было для несчастного животного настоящей жестокой пыткой.
Муравьед — слишком прихотливое животное, и держать его дома было невозможно (хотя во многих источниках муравьед называется домашним питомцем Дали).
Насколько я поняла, почитав англоязычные истории о знаменитом художнике, Дали взял под опеку большого муравьеда из парижского зоопарка, поскольку ненавидел муравьев. Этого большого муравьеда мы и видим выбирающимся из парижского метро. Позже он неоднократно дефилировал еще и с мелким муравьедом (не возьмусь точно определить его вид), которого вы увидите в записи телепередачи. Возможно он и был домашним питомцем Дали, и я ему искренне сочувствую, посмотрев, как художник швырял его.
По одной из версий острая нелюбовь к муравьям появилась еще в детстве, когда Сальвадор увидел любимую летучую мышь (жившую в его детской комнате) мертвой и облепленной этими насекомыми. Для сверх впечатлительного мальчика это зрелище было шоком.
Есть другое мнение, что любовь к муравьедам у Сальвадора Дали возникла после прочтения поэмы Андре Бретона «After the Giant Anteater».
В детстве же у Сальвадора появилась фобия к кузнечикам, и одноклассники доводили «странного ребенка», высмеивая его и засовывая насекомых ему за шиворот, о чём он позднее поведал в своей книге «Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим».
Сальвадор Дали фотографировался и с другими экзотическими животными. Например, очень органично пообщался с носорогом. По-моему, они поняли друг-друга 😀
Забавна фотосессия с весьма харизматичным козлом, на котором Дали даже прокатился по городу. Художник заявил, что запах козлов ему очень напоминает запах мужчин 😀
Птички тоже появлялись в компании великого сюрреалиста.
А на следующей фотографии Сальвадор Дали и его жена Гала (Елена Дмитриевна Дьяконова) позируют в компании с чучелом ягненка.
Следующая фотография тоже явно с чучелом дельфиненка.
Да, жизнь неординарных, талантливых и экстравагантных людей оценивать трудно.
Но мне кажется, что понаблюдав за отношениями Сальвадора Дали и животных, можно уверенно утверждать, что всю жизнь он преданно любил только одно экзотическое создание — СЕБЯ ЛЮБИМОГО,
И для завершения темы, несколько цитат из Дали:
«Скажите мне, почему человек должен держать себя в точности так, как прочие люди, как масса, как толпа?»
«Великие гении всегда производят на свет посредственных детей, и я не хочу быть подтверждением этого правила. Я хочу оставить в наследство лишь самого себя.»
«В шесть лет я хотел стать поваром, в семь - Наполеоном, а потом мои притязания постоянно росли.»
«Я столько умею, что не могу допустить даже мысли о собственной смерти. Это было бы слишком нелепо. Нельзя разбазаривать богатство.» (Бедняга умирал тяжело — с болезнью Паркинсона, парализованным и полубезумным)
«Меня зовут Сальвадором - Спасителем - в знак того, что во времена угрожающей техники и процветания посредственности, которые нам выпала честь претерпевать, я призван спасти искусство от пустоты.»
«Искусство низачем не нужно. Меня же притягивают бесполезные вещи. И чем никчёмнее, тем сильнее.»
Примечание. В этой статье использованы фотоматериалы из открытых источников в интернете, все права принадлежат их авторам, если вы считаете, что публикация какой-либо фотографии нарушает ваши права, пожалуйста, свяжитесь со мной при помощи формы в разделе , фотография будет немедленно удалена.
Многим хорошо известно, что Сальвадор Дали любил появляться на публике в шубе с леопардовым рисунком и в сопровождении оцелота. Уверенность в том, что Дали у широкой аудитории обязательно ассоциируется с представителями крупных кошачьих, даже привела к появлению у парфюмерной марки Salvador Dali духов Dali Wild. На упаковке — леопардовый принт. Так насколько же великого мастера в действительности занимали кошки и что за загадочный зверь присутствует на фотографиях с бессмертным каталонцем?
Оцелота, которого мы видим на фотографиях с Дали, звали Бабу, и настоящим его хозяином являлся Джон Питер Мур по прозвищу Капитан — доверенное лицо, или, в современной терминологии, менеджер Дали. Появился Бабу у Питера достаточно оригинальным образом.
В 1960 году в Нью-Йорке Дали вместе с Галой отправились в кино и наткнулись на бездомного попрошайку с котёнком оцелота. Гала им заинтересовалась, Дали тут же решил его купить, предложив в присущей ему манере человека, никогда не умевшего считать деньги, 100 долларов. Гала возмутилась: такой суммы при себе не было, зато были планы на вечер, в которые оцелот совсем не входил. Попрошайка, присутствовавший при разговоре, любезно согласился подождать, пока супруги сходят в кино.
Спустя два часа чета Дали в сопровождении нищего вернулась в отель, где заняла у дежурного администратора нужную сумму и совершила сделку. После недолгого размышления Дали решил подбросить котёнка в номер Питера. Без какой-либо записки. Капитан Мур действительно был очень удивлён, когда, после того как он лёг спать, к нему в постель запрыгнул маленький пятнистый котик. Они мгновенно подружились, и Питер для скрепления союза решил подкормить нового приятеля. Но, не зная точно, что ему придётся по вкусу, он заказал в номер лосось, говядину, сыр и молоко. Котик с удовольствием попробовал всего понемножку и исчез под кроватью.
На следующее утро уже Питер разыгрывал Дали: притворялся совершенно невозмутимым, уклончиво отвечал на наводящие вопросы, делая вид, что ничего необычного с ним ночью не произошло.
Впоследствии Питер и его жена Кэтрин завели второго оцелота по кличке Буба, а третьего, с именем бога ацтеков Уицилопочтли, им каким-то невероятным образом кто-то прислал по почте.
Питер много лет работал на Дали, сопровождал патрона в его многочисленных поездках: так в окружении Дали и появились оцелоты. Но любимым его котом был, конечно, Бабу, которого он брал на прогулки и с которым появлялся в обществе.
История приобретения Бабу и разные другие, связанные с оцелотами, рассказываются в книге «Живой Дали», написанной Питером Муром. Во вступлении к книге Кэтрин Мур пишет:
«Бабу на хинди означает «джентльмен». И, оправдывая своё имя, Бабу вёл жизнь настоящего джентльмена. Он питался в лучших ресторанах, всегда путешествовал первым классом и останавливался в пятизвёздочных гостиницах. Его тискали симпатичные девушки, серьёзные деловые люди, аристократы и даже особы королевских кровей. (Чтобы избежать неприятных инцидентов, оцелоту подстригали когти.) Весил он добрых двадцать килограммов. После поездки в Нью-Иорк, где Бабу отлично кормили, а возможности много двигаться не было, он прибавил ещё немного. Дали это очень веселило, и он как-то сказал Питеру: «Ваш оцелот похож на раздувшийся пылесборник от пылесоса».
Здесь же стоит рассказать о некоторых аристократических, поистине великолепных привычках Бабу: он любил съедать каждое утро по свежей розе и отказывался от цветка, если находил, что тот несколько увял. А в путешествии на лайнере в Нью-Йорк Бабу полюбил лежать на рояле во время исполнения музыки: ему нравилось ощущать вибрацию, идущую от иструмента.
Пианисту, разрешившему Бабу забираться на рояль, впрочем, пришлось о своей доброте пожалеть, ибо Бабу в итоге сделал с роялем то, что сделал бы любой порядочный кот с понравившейся вещью... По прибытии в Нью-Йорк на лайнере пришлось установить другой инструмент.
Бабу, однако, не только вёл сибаритский образ жизни, совершая морские путешествия и питаясь деликатесами. Однажды Дали благодаря оцелоту получил выгодный контракт. Втроём — Дали, Мур и Бабу — они прогуливались в одном из престижных районов восточного Манхэттена. Набрели на небольшую типографию под названием «Центр старинных эстампов».
Дали захотел зайти: он рассчитывал найти там нужные ему гравюры Пиранези. Немолодой обаятельный владелец типографии по имени Лукас с удовольствием принял посетителей, но крайне разволновался из-за оцелота: у него была собака. В избежание конфликта Бабу водрузили на этажерку, и Дали занялся осмотром гравюр. Выбрав несколько подходящих, Дали расплатился; совместными с Питером усилиями отловил Бабу, который с удовольствием перепрыгивал с одной этажерки на другую, и попрощались с Лукасом.
На следующий день хозяин типографии, «явно потерявший контроль над собой», пришёл в гостиницу, где остановились Дали и Мур. В руках у него был большой свёрток с гравюрами, источающий запах мочи, которые Бабу, по всей видимости, минувшим днём оценил как высокохудожественные. Ущерб оценивался в 4000 долларов. «Я сообщил об этом Дали, который, как и ожидалось, ответил: «Это ваш оцелот, Капитан, вы и должны возместить убыток», — пишет Питер.
Чек был незамедлительно выписан. А через несколько часов в отеле появилась жена господина Лукаса с тем же чеком и спросила, не согласится ли господин Дали принять чек обратно, но разрешить напечатать одну из его литографий в их типографии. Дали не заставил себя уговаривать, и «Центр старинных эстампов» растиражировал «Взрывчатую весну». «Результатом нашего визита — а точнее, «визита» Бабу на этажерки «Центра старинных эстампов» — стала выгодная сделка на миллион долларов и многолетнее сотрудничество с супругами Лукасами», — подводит итог происшествия Питер.
Личность Сальвадора Дали остаётся ускользающей, непостижимой. Он говорил, что осознал себя гением в 1929 году и с тех пор ни разу в этом не усомнился. И при этом утверждал, что сам не купил бы ни одну из своих картин. Жизненное кредо художника лучше всего отражают такие слова: «Каждое утро, просыпаясь, я чувствую высшее наслаждение: быть Сальвадором Дали».
В теме участия кошек в бизнесе и художественном творчестве Сальвадора Дали достоин упоминания и эпизод с загаженным триптихом, который был подарен иранскому шаху а впоследствии удачно продан за миллион долларов на благотворительном аукционе. Также следует сказать о гуашевых иллюстрациях к «Алисе в Стране чудес», которые сушились на ковре в номере Капитана, когда оцелот пробежался по ним и вдобавок слегка обгрыз один из рисунков. Дали отреагировал в своём стиле: «Оцелот отлично поработал! Так намного лучше, оцелот добавил последний штрих!»
Гуляет по миру и занятный анекдот про Дали и оцелота. Как-то раз в Нью-Йорке художник зашёл в ресторан выпить кофейку и взял с собой, как полагается, друга Бабу, которого из предосторожности привязал к ножке стола. Мимо проходила полная дама средних лет. Увидев небольшого леопарда, мирно сидящего с хозяином, она несколько побледнела и спросила у Дали сдавленным голосом, что это за чудовищный зверь рядом с ним.
Дали невозмутимо ответил: «Не беспокойтесь, мадам, это обычный кот, которого я немного «дорисовал». Дама оглядела животное ещё раз и вздохнула с облегчением: «О да, теперь я вижу, что это всего лишь обыкновенный домашний кот. В самом деле, кому взбредёт в голову прийти в ресторан с диким хищником?»
Самым известным произведением искусства, где кошки в некоей пространственной сюрреалистической амальгаме соединяются с образом великого мастера, является, что интересно, не картина Дали, а фотография Dali Atomicus («Атомный Дали», лат.), в которой Дали наравне с кошками представляет собой часть композиции.
Легендарный, экспрессивно-динамичный снимок был сделан в 1948 году известным фотографом, родоначальником сюрреализма в фотографии Филиппом Халсманом и демонстрирует, конечно, не самое гуманное отношение к животным.
Непростая съёмка длилась около 6 часов. Кошек подбрасывали 28 раз, Дали напрыгался, надо полагать, на несколько лет вперёд, а картину «Атомная Леда» на заднем плане чудом не залили водой. Ни одна кошка, однако, не пострадала, а вот ассистентам, которые кошек подбрасывали, надо думать, досталось изрядно.
В творчестве самого Дали представители семейства кошачьих хоть и небольшое место, но занимают. Можно сказать, отметились. Основная работа по теме — картина с многоплановой смысловой, образной структурой и сложным названием «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения».
В центре картины — последовательность ярких, агрессивных образов, подчинённых параноидальной эволюции: огромный гранат порождает красную рыбу с чудовищными зубами, которая, в свою очередь, изрыгает двух рычащих свирепых тигров. Одним из первоисточников картины, считают специалисты, послужила цирковая афиша.
Также внимания заслуживает работа Cinquenta, Tiger Real («Пятьдесят, Тигриная реальность», исп., англ.). Необычная абстрактная картина состоит из 50 треугольных и четырёхугольных элементов.
Композиция основана на оптической игре: если смотреть с близкого расстояния, будут видны только геометрические фигуры. Если сделать один-два шага назад, можно заметить трёх китайцев, написанных внутри треугольников. И, лишь когда наблюдатель отходит на достаточное расстояние, из чёрно-оранжевого геометрического хаоса возникает голова разъярённого королевского тигра.
Но все заботы и хлопоты, связанные с кошками, лежали на плечах супругов Мур. А ведь любовь к животным — или любовь вообще? — как правило, и проявляется именно в готовности взять на себя ответственность за судьбу другого. Вряд ли в жизни Дали, наполненной творчеством и любовью к Гале, хватало места для нежных чувств к четвероногим пушистым. Свою кошку он так и не завёл.
Игорь Каверин
Журнал "Мой друг кошка" июнь 2014
Сальвадор Дали - талантливый художник и эксцентричный человек. Его поступки и образ жизни вызывали недоумение у современников. Неудивительно, что и в качестве домашних питомцев Дали выбирал необычных животных.
В 60-е годы ХХ столетия Сальвадор Дали шокировал публику своим появлением на улице в компании гигантского муравьеда. Он стал первым, кто решился завести в качестве домашнего питомца это животное. До знакомства со знаменитостью муравьед проживал в зоопарке Парижа, откуда его и взял под опеку художник. Дали часто прогуливался со своим питомцем, водя его по улочкам города на золотом поводке.
Вместе с муравьедом Дали мог появиться на светском мероприятии или посетить парижский ресторан
По некоторым данным, помимо гигантского муравьеда, у художника имелся ещё один - поменьше. Скорее всего, именно он и проживал в доме Дали, а крупное животное содержалось в специальных условиях.
О любви Дали к муравьедам известно многим. А история её возникновения имеет несколько версий. Согласно первой, Дали воспылал любовью к этим животным ещё в детском возрасте. Будучи маленьким, художник имел в качестве домашнего животного летучую мышь, к которой был сильно привязан. Однажды он обнаружил, что зверёк погиб, а по его тельцу ползают муравьи. С того времени Дали невзлюбил этих насекомых и проникся любовью к тем, кто их поедает - муравьедам. Вторая версия гласит, что тёплые чувства к муравьедам у художника возникли после знакомства с произведением Андре Бретона After the Giant Anteater.
Видео: Сальвадор Дали и муравьед (англ. яз.)
Другие питомцы художника
Был у Дали ещё один необыкновенный питомец - оцелот Бабу. На самом деле, проживала крупная дикая кошка не у художника, а в доме его менеджера Питера Мура.
С языка хинди Бабу переводится как «джентльмен». И по словам Мура, оцелот полностью оправдывал своё имя: «питался в лучших ресторанах, всегда путешествовал первым классом и останавливался в пятизвёздочных гостиницах».
Иногда при посещении того или иного респектабельного заведения вместе с оцелотом Дали приходилось говорить хозяину помещения, что перед ним - не дикий зверь, а всего лишь крупная домашняя кошка, которую он специально покрасил необычным образом
Дали купил котёнка оцелота у бездомного, когда находился вместе с менеджером в Америке. Ночью он подбросил зверька в номер Мура в качестве розыгрыша. Однако тот не растерялся и быстро нашёл общий язык с животным. Позднее Питер завёл ещё парочку оцелотов, а Дали любил проводить время в их компании. Но его любимцем оставался Бабу: художник часто брал его на светские мероприятия, посещал вместе с ним рестораны, устраивал фотосессии с необыкновенной «домашней» кошкой.
Сальвадор Дали любил подчёркивать свою индивидуальность. Он был не только гениальным художником, но и удивительной личностью, отличавшейся даже в выборе домашних питомцев.
Сальвадор Дали - один из самых известных представителей сюрреализма. Но не многие знают, что он - первый человек, который завёл в качестве домашнего животного муравьеда, а на светские приёмы ходил с оцелотом, шокируя почтенную публику. Мы собрали 11 редких фотографий, на которых Дали запечатлён не с известными людьми и не с ню-моделями, а с животными. Каждое фото такое же незаурядное, как сам гений сюрра.
Сальвадор Доменек Фелип Жасинт Дали и Доменек, маркиз де Пуболь поговаривал, что осознал себя гением в 29 лет и с того времени ни разу не усомнился в этом. Но при этом Дали утверждал, что сам не купил бы ни одну из своих картин. Тем не менее сегодня и картины, написанные им, и его фото - настоящие раритеты.
Сальвадор Дали иногда появлялся на публике в леопардовой шубе и в сопровождении оцелота - дикого кота, похожего на леопарда. На фото с Дали оцелот по кличке Бабу, принадлежавший его менеджеру Джону Питеру Муру. Возможно именно благодаря Бабу в творчестве Дали так много кошачьих мотивов.
Впрочем, Дали с удовольствием позировал фотографам и с другими зверушками
Домашним питомцем эксцентричного художника был нескромных размеров муравьед. Дали часто выгуливал своего необычного друга по парижским улицам на золотом поводке, а иногда брал его с собой на светские приемы.
Снимок Дали, сделанный родоначальником сюрра в фотографии Филиппом Халсманом и названный «Атомный Дали», в гуманизме точно не упрекнёшь. Хотя бы потому, что для для того, чтобы сделать фото, кошек пришлось подбрасывать 28 раз. Ни одна кошка не пострадала, а вот сам Дали напрыгался, вероятно, на несколько лет вперёд.
На этом фото Сальвадор Дали и его супруга Гала позируют с чучелом ягнёнка.
При всей своей эксцентричности Сальвадор Дали в своём творчестве обращался и к теме религии. В 1967 года с благословения Папы Римского, была выпущена