Каким должно быть отношение человека к инвалидам. Инвалид и жизнь в обществе

Большинство здорового российского общества относятся к инвалидам должным образом и не считают их обузой. Многие из них согласны с тем, что инвалиды способны внести огромный вклад в развитие общества.

Однако почти половина инвалидов по зрению, а также сообщество глухих и слабослышащих считают, что отношение общества к ним однозначно изменилось из-за принятия новых социальных законов и перехода к рынку. В современном российском обществе больше нет каналов занятости, предприятий для глухих и слепых.

Практически все опрошенные инвалиды-женщины регулярно стакиваются с грубым отношением в больницах, поликлиниках, в транспорте. Люди раздражаются из медлительности инвалидов, их ограничениях в физических возможностях. Очень часто нарушаются права по отношению к людям с нарушением интеллекта.

По статистике, более грубое отношение претерпевают инвалиды, которые живут в мегаполисах. Маленьких городах отношение к таким людям более сердечное.

Из-за своих физических ограничений инвалиды не очень редко посещают общественные учреждения, культурные места, пользуются транспортом. Отношение общества здоровых людей к инвалидам будто бы исключает их из полноценного общества. Эти люди нередко становятся жертвами манипуляций и дискриминации. Для таких людей нет специально оборудованного транспорта, чтобы выезжать на инвалидной коляске, нет специального подъезда к магазинам, банкам и многим аптекам. А если даже такие и встречаются, то сделаны так, что невозможно переехать бордюры. Что касается инвалидов по зрению, в нашей стране в них практически ничего не сделано. Эти люди вынуждены жить в специальных домах для инвалидов, из-за неприятия их обществом. Уровень занятости для инвалидов практически сведен к нулю.
Есть выражение, что инвалидом человека делает не коляска, а окружение. А ведь инвалидов в каждой стране миллионы. И это далеко не одни бабушки и дедушки, очень часто это молодые здоровые люди, которым просто когда-то не повезло. Неужели так сложно помочь этим людям: устроить на работу, помочь перейти через дорогу, поднять на автобус или просто по-доброму улыбнуться. Это ведь просто человеческое отношение, которое не требует особых затрат от общества.

Из-за равнодушия общества инвалиды продолжают жить в своем инвалидном мире болезней, с кучей комплексов, депрессий и личных переживаний. Как не печально, но когда инвалиды выходят «в свет», как случилось недавно с группой детей-инвалидов в океанариуме, они сталкиваются с явным отвращением. В начале 2012г. московская школа, где учатся дети-аутисты, обратилась в океанариум с вопросом об организации экскурсии для школьников. Руководство учреждения ответило согласием, после чего в школе было сделано объявление о грядущей поездке, а также собраны группы, сопровождать которые должны были преподаватели и родители.

Вскоре один из педагогов в очередной раз позвонила в океанариум, чтобы уточнить даты экскурсий, и обмолвилась, что школьники страдают аутизмом. Сотрудница учреждения, беседовавшая с преподавателем, решила проконсультироваться с директором, после чего школе было отказано в экскурсии.

Аргументация начальства звучала следующим образом: «Посетителям не нравится видеть инвалидов, это вызывает у них жалось. Педагогам предложили устроить визит в океанариум в санитарный день, чтобы никто не видел школьников.

Или когда инвалид решает устроить себе «человеческий» праздник, бронирует столик в кафе\ресторане. Разве думает он, что в заведении, оборудованном пандусом для коляски, ему откажут в обслуживании?

В коридоре ресторана ему и друзьям пришлось провести больше часа. Радостное настроение после долгого спора с охраной оказалось безнадёжно испорченным. В зал, где он собирался праздновать свой 27-й день рождения, Александра Мокина не пропускали даже при том, что он заранее забронировал столик, предупредив об инвалидной коляске. Однако арт-директор клуба такому посетителю решила дать от ворот - поворот.

»Она вышла, подошла. Сказала что: «Вы будете смущать наших посетителей. Как вы себе представляете, в таком виде отдыхать в нашем заведении», - рассказал Александр.

Травму, приковавшую его к инвалидной коляске, молодой человек получил два года назад, ныряя, он ударился о дно водоема. Но сидеть дома в четырех стенах не стал, и особенным себя не считает. Александр уверен - он, как все - и никто не может лишить его этого права

Отказ ресторана кажется еще более парадоксальным, если учесть, что внутри заведения пандус для инвалидов-колясочников все же есть.

Будем надеяться и предпринимать всё возможное, чтобы ситуация в отношении к инвалидам изменилась в лучшую сторону и мы с вами всегда готовы были прийти на помощь тем, кто в ней остро нуждается.

Кто помнит старую добрую сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик»? Девочка Женя потратила шесть волшебных лепестков на выполнение собственных капризов, когда встретила мальчика Витю. Витя был инвалидом и не мог играть с другими детьми, поэтому был грустный и одинокий. Женя загадала цветику-семицветику, чтобы Витя стал здоровым.

Инвалид и общество

В сказке Катаева, на первый взгляд доброй и позитивной, непроизвольно отражено отношение общества к данной категории населения: инвалид не может быть полностью счастлив в своем состоянии. Как это цинично не звучит, но во времена Советского Союза именно таким и было отношение к . Их не дискредитировали, не ограничивали в правах, но их стеснялись.

А маскировкой латентной дискриминации было возвеличивание «настоящего советского человека», существование которого скрыть было невозможно - Маресьев, Николай Островский. Официальная же позиция государства заключалась в отрицании существования как явления.

Абсурд, причем не единственный в истории Советского Союза. Но именно эта политика привела к тому, что инвалиды стали несуществующей категорией – они есть, но их как бы нет. Поэтому отношение к ним на территории постсоветского пространства, прежде всего со стороны общества, сильно отличается от отношения мирового сообщества к людям с ограниченными возможностями.

Положение инвалидов в РФ

Государство наконец-то признало существование проблемы, разработана целая программа по правовой и социально-экономической реабилитации инвалидов. Но складывающееся десятилетиями отношение общества перебороть будет сложнее.

Брезгливо-жалостно-сочувственное – примерно такими словами можно описать отношение к инвалидам среднестатистического .

Ограниченные возможности

Человек с ограниченными возможностями – так позиционируется сегодня инвалид. Хотя по логике, предел возможности, определить достаточно трудно. Вряд ли можно назвать ограниченными возможности параолимпийцев, когда слаломист с отсутствующей конечностью проходит трассу, которую не по силам пройти здоровому человеку.

Как вести себя с инвалидами

Ограниченные физические возможности не означают ограничение по интеллекту, отзывчивости, таланту.

Естественно, что первым впечатлением от внешнего вида инвалида может быть что угодно, вплоть до ступора. Но, во-первых, умный человек сможет взять себя в руки и не демонстрировать свои ощущения, а во-вторых, инвалиды, как правило, уже жизнью подготовлены к такому восприятию.

Так что следующим этапом может быть уже просто общение, в ходе которого выяснится, могут люди стать друзьями или встреча обернется простым знакомством. Ведь и среди людей с «неограниченными возможностями» не все отношения перерастают в дружбу.

Конечно, инвалиды получают от государства финансовую, медикаментозную поддержку, льготное обеспечение, но всего этого в большей мере не достаточно для нормального существования в обществе, обеспечения полноценной жизни и возможности реализации своих прав и свобод.

Дети–инвалиды всегда нуждаются в еде, игрушках, а также в реабилитационных программах, которые помогут им жить в социуме наравне со сверстниками. В настоящее время таких программ очень мало, а имеющиеся помогают лишь 2 – 5 % детей.

Таким ребятам необходимо нормальное полное образование. Качество преподавания в специализированных школах не внушает особого доверия. Большинство детей даже не рассчитывают после учебы устроиться . Они находятся в зоне риска, и будущее таких детей неопределенно.

Социальная – самая главная проблема в жизни людей–инвалидов. Она направлена на восстановление функций человека, его социального и психологического статуса в обществе.

Физический, сенсорный (нарушение слуха или зрения) либо интеллектуально-психологический недостатки изолируют больного от общества, мешают ему передвигаться и ориентироваться в пространстве.

Люди с ограниченными возможностями не имеют больших возможностей найти нормальную работу. Обычно приходится существовать на свое пособие либо на небольшую зарплату. Чаще предприниматели негативно настроены по поводу трудоустройства работников–инвалидов, предпочитают платить штрафы, но не принимать их на работу.

По статистике каждый шестой работающий инвалид не доволен своей заработной платой. Отношение к себе по пятибалльной шкале коллектива оценивается им в 4,3 балла, администрации – менее одного.

На первом месте среди потребностей в работе инвалиды признают материальное обеспечение (около 70%). На втором – желание быть полноценным членом общества, на третьем – потребность в общении, существуя вместе с коллективом.

Инвалидов очень волнует вопрос об отношении к себе окружающих людей. При этом треть из них чувствует пренебрежительное касательство. Здоровые люди не хотят общаться с ними, предпочитают общение, не требующее тесного контакта. Большинству легче контактировать «на равных», когда человек–инвалид является его соседом или коллегой.

Они часто считают людей с ограниченными возможностями несчастными, подозрительными, замкнутыми и злыми. Поэтому такое отношение наряду с симпатией и сочувствием порождает неприятие и враждебность. Появляется напряженность в общении, неискренность, желание прекратить контакт и прочее.

Реакция окружающих на инвалидов сходится на любопытстве, насмешках и неловкости. Наиболее негативно настроена к больным людям молодежь.

Все эти обстоятельства приводят к тому, что, имея потенциальные возможности, инвалид не может активно участвовать в социальной жизни. Человек, неудовлетворенный в личной и интимной жизни, испытывает жалость к себе, недоброжелательное отношение к окружающим его людям, ожидает огромной опеки над собой.

Часто взаимоотношение инвалидов в семье носит неблагоприятный характер. Почти каждый третий больной отмечает ухудшение контакта после получения инвалидности. Большинство семей – инвалидов создается не по взаимной любви, а по соглашение, чтобы не оставаться в одиночестве.

Дети-инвалиды чаще не могут создать своей семьи не только благодаря своему физическому нездоровью. Обычно родители не обеспечивают ребенку необходимую социально-психологическую адаптацию ко взрослой жизни. Взросление задерживается, человек остается пассивным, инфантильным, неуверенным в себе. Нередко семьи, где ребенок является инвалидом, распадается, и малыш остается с матерью.

Говоря о семье со взрослым инвалидом, каждый желал бы устранить конфликтные ситуации. Неблагоприятными можно назвать каждую шестую семью, которая имеет пожилого инвалида.

Не вполне благополучно складываются взаимоотношения между самими инвалидами. Обычно они объединяются в группы людей, имеющих одинаковые заболевания, и негативно относятся к остальным больным.

Интеграция инвалидов в обществе очень важна. Это процесс восстановления разрушенных отношений инвалидов должен обеспечивать его вовлеченность в сферы жизнедеятельности: труд, и быт. Люди с ограниченными возможностями обладают огромным творческим и умственным потенциалом. Он нужен нашей стране.

Поэтому необходимо создать все условия, чтобы этот потенциал был реализован. А именно, обеспечение их социальной защищенности, создания необходимых предпосылок для развития способностей инвалидов. Необходимо уравнять шансы больных и здоровых людей, относится к ним более благонамеренно.

Твоё отношение к людям с ограниченными возможностями

Несмотря на наличие достаточно удобного заезда для инвалидных колясок и в целом благоприятной атмосферы, в детской библиотеке инвалиды – редкие гости. Их вообще не так часто увидишь в учреждениях, организациях, на улице… Что этому причина, и каково отношение читателей библиотеки к людям, имеющим ограничения по здоровью? Над этими вопросами читатели библиотеки думали, отвечая на вопросы очередной анкеты.

Анкета исследования состояла из 14 вопросов, включая «паспортичку». Был опрошен 31 человек.Средний возраст опрошенных составил 11 с половиной лет, это вполне сознательные люди, которые могут иметь личное мнение и изложить его в доступной форме. Несмотря на непростую тему для обсуждения, не было ни одного уклонившегося от ответа и проигнорировавшего вопрос. Из опрошенных 23 человека – девочки, 8 – мальчиков.

o Человек с ограниченными возможностями – 13 чел.

o Просто несчастный человек – 1 чел.

o Человек, которому требуется помощь – 14 чел.

o Обычный человек, такой же, как и я – 3 чел.

Таким образом, мнения разделились: одни считают инвалидов людьми с ограниченными возможностями, другие – людьми, которым требуется помощь окружающих. Незначительная часть опрошенных выбрала другие варианты. Официально инвалид ом считается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Каждый десятый житель России – инвалид.

Мнением о том, как часто в повседневной жизни можно встретить инвалидов, ребята поделились при ответах на следующий вопрос:

o Довольно часто – 5 чел.

o Иногда – 14 чел.

o Редко – 12 чел.

o Ни разу не встречал – 0 чел.

Таким образом, каждый опрошенный хоть однажды встречал инвалида. Меньшинство ответило, что это происходит довольно часто, большинство – редко или иногда. Конечно, инвалида можно увидеть не каждый день. Но важно не только увидеть, но и не пройти мимо, если человеку требуется помощь.

О том, сколько примерно инвалидов в нашем городе, опрошенные высказались следующим образом:

o Несколько сотен – 6 чел.

o Несколько тысяч – 6 чел.

o Десятки тысяч – 2 чел.

o – 17 чел.

Получается, что большинство опрошенных даже никогда не задумывались о количестве инвалидов в городе, в котором они живут. Часть опрошенных считает, что их несколько тысяч, часть – что несколько сотен тысяч… Н а самом деле, в Ставрополе живет 40 тысяч инвалидов. Получается, каждый 11-й житель города ограничен в физических возможностях.

Отношение к инвалидам – важный показатель морального здоровья общества. Респонденты относятся к инвалидам:

o С жалостью, сочувствием – 26 чел.

o С неприязнью – 0 чел.

o Безразлично – 1 чел.

o Доброжелательно – 4 чел.

o Другое – 1 чел.

Несколько человек относятся к инвалидам доброжелательно, а подавляющее большинство опрошенных читателей – с жалостью и сочувствием, что вполне понятно. С другой стороны, наверное, не нужно инвалидов считать людьми второго сорта или жалеть их. Этим людям нужно только немного общения, поддержки и внимания со стороны общества. Инвалид – такой же человек, просто он ограничен в своих возможностях. Хотя вряд ли можно сказать, что их возможности ограничены. Ведь они умеют делать то, что не под силу простым людям.

Интересно мнение опрошенных и том, как по их мнению сами инвалиды относятся к здоровым людям?

o Снеприязнью, с обидой – 4 чел.

o Безразлично – 1 чел.

o Настороженно – 6 чел.

o Доброжелательно – 20 чел.

o Другое – 0 чел.

Большинство респондентов считают, что инвалиды относятся к физически здоровым людям доброжелательно, без злобы. Однако небольшая часть опрошенных нами читателей думает, что инвалиды настороженно относятся к другим людям, а часть считает, что инвалиды могут копить неприязнь и обиду.

Поскольку мы опрашивали школьников, то спросили, как они отнесутся к тому , что вместе с ними будут учиться инвалиды. Вот их ответы:

o Вполне нормально, постараюсь с ними подружиться – 25 чел.

o Настороженно, надо будет присмотреться – 6 чел.

o Отрицательно, постараюсь покинуть класс – 0 чел.

Большая часть опрошенных отнесутся к соседству с инвалидом нормально и постараются с ним сразу подружиться, возможно, стараясь взять под опеку инвалида, оградить его от каких-то внешних воздействий, проблем и пр. Небольшая часть опрошенных отнесется к появлению в своем классе инвалида настороженно, постарается в первое время присмотреться к новичку, его поведению и отношению с другими учениками. Радует, что никто из опрошенных не ответил, что отнесется к инвалиду отрицательно.

На вопрос «Если инвалид попросит у тебя помощь на улице или в общественном транспорте, поможешь ему?», читатели отвечали следующим образом:

o Да, конечно – 27 чел.

o Сперва подумаю – 4 чел.

o Нет

o Затрудняюсь ответить

Почти все опрошенные при первом же обращении помогли бы инвалидам, ответили на ту или иную просьбу с их стороны. С другой стороны, среди инвалидов не распространены жалобы, просьбы и пр. Это довольно гордые и обидчивые люди, во многом привыкшие полагаться только на себя. Но важно всегда быть готовым оказать необходимую помощь и поддержку человеку, нуждающемуся в этом. Существование атмосферы взаимопомощи и поддержки ближнего, заботы о слабых, поддержания гармонии социальной и природной среды являются показателями сильного общества, способного жить и развиваться в новых условиях.

Встреча с инвалидом может оказаться неожиданной и случиться в любом общественном месте, поскольку инвалид такой же член общества, как и любой другой человек. На вопрос «Как ты поступишь, если твоим соседом в поезде окажетсячеловек в инвалидной коляске?» опрошенные ответили так:

o Постараюсь поменять своё место – 0 чел.

o Постараюсь не замечать его трудностей, ведьтебяэто не касается – 0 чел.

o Буду помогать ему,если только онпопросит тебя об этом – 15 чел.

o Буду помогать ему при малейшей возможности,не ожидая просьбы о помощи – 16 чел.

o Другое – 0 чел.

Респонденты разделились на два лагеря: одни будут помогать инвалиду, только если он попросит, другие будут оказывать поддержку и знаки внимания в любом случае, независимо от просьб. В любом случае, все опрошенные, если им доведется встретиться в транспорте с инвалидом, настроены не отвернуться от проблем этого человека, а оказать ему всяческую помощь.

В следующем вопросе проявилось отношение здоровых людей к тому, что инвалиды занимаются спортом, участвуют в соревнованиях. Вот ответы читателей библиотеки:

o Никогда не задумывался об этом – 4 чел.

o Безразлично, меня это не касается – 0 чел.

o Настороженно – не знаю, зачем им это нужно – 0 чел.

o Нормально – наверное, это хорошо,хотя и непривычно – 11 чел.

o Очень хорошо, они – молодцы! – 15 чел.

o Другое – 1 чел.

Таким образом, почти половина опрошенных относится к занятиям спортом инвалидов очень положительно, подчеркивая, что это волевой шаг, на который способны сильные люди. Треть опрошенных считает, что непривычно видеть занимающегося спортом инвалида, хотя, наверное, в этом нет ничего удивительного, ведь это такой же человек. Небольшая часть респондентов отметили, что никогда об этом даже не задумывались. А один человек сказал, что это хорошо, но может быть опасно для инвалида. На самом деле, занимающиеся спортом инвалиды вряд ли задумываются об опасности, для них спорт – часть жизни, часть социокультурной реабилитации. Эти люди умеют играть в футбол, петь, бегать, водить машину, играть в теннис, они завоевывают кубки и медали, устраивают разные состязания… И на олимпиадах они выступают порой гораздо успешнее здоровых людей.

На вопрос, о том, знают ли опрошенные о жизни людей с инвалидностью, их возможностях и трудностях, респонденты отвечали следующим образом:

o Да, знаю, что им приходится несладко – 22 чел.

o Имею смутное представление об их жизни, о том, что им нужно – 7 чел.

o Ничего не знаю о жизни инвалидов и не интересуюсь этой темой – 2 чел.

Большинство опрошенных в целом имеют неплохое представление о жизни и трудностях инвалидов, о тех барьерах, с которыми приходится сталкиваться этим людям. Часть опрошенных имеет на этот счет весьма смутное представление, два человека и вовсе ничего об этом не знают. Н едостаточная информированность порождает у части общества искаженное представление о людях с ограниченными возможностями, что, в свою очередь, делает самих инвалидов пассивными и далекими от активной общественной жизни. Изменить эту ситуацию можно, в первую очередь, при устранении барьеров во взаимопонимании между людьми. Не нужно отгораживаться от инвалидов как от людей другого сорта и не нужно забывать о том, что инвалидами мы можем стать в любой момент.

К проблеме защиты прав инвалидов респонденты относятся следующим образом:

o Положительно, их права надо защищать – 28 чел.

o Безразлично, не имею чёткого мнения на этот счёт – 3 чел.

o Отрицательно, пускай сами себя защищают – 0 чел.

Почти все опрошенные считают, что права инвалидов необходимо защищать, и лишь небольшая часть респондентов относятся к этой проблеме безразлично, считая, что это их не касается.

На вопрос о том, что хорошего и полезного, по их мнению, делается в нашей стране, в нашем городе для инвалидов, респонденты отметили:

o Делается всё, чтобы инвалиды не чувствовали себя брошенными – 11 чел.

o Кое-что делается – устанавливаются пандусы, звуковые светофоры и др. – 19 чел.

o Не делается практически ничего – 1 чел.

Лишь один человек считает, что в стране и городе почти ничего не делается для инвалидов, другие считают, что происходят определенные сдвиги (большая часть), или что делается всё необходимое для инвалидов (меньшая часть). Наверное, истина где-то посередине: кое-что действительно делается, но качественных сдвигов и пристального внимания к проблемам инвалидов со стороны власти не наблюдается. К сожалению, российские инвалиды слабо включены в социальное пространство города, страны.

По мнению опрошенных, в интересах инвалидов можно постараться сделать следующее:

o Главное, пересмотреть своё отношение к инвалидам – 9 чел.

o Даже не знаю, чем мы можем помочь инвалидам – 8 чел.

o Помощь инвалидам – забота государства – 8 чел.

o Отдавать часть своего дохода инвалидам – 6 чел.

Мнения опрошенных разделились примерно поровну, отразив спектр позиций по данному вопросу: кто-то считает, что нужно отдавать инвалидам часть своего заработка, кто-то выражает мнение, что данный вопрос должно решать государство, кто-то затруднился с ответом. Но все-таки чуть больше опрошенных считает, что самое главное здесь – пересмотр отношения к инвалидам как к иждивенцам, сидящим на шее государства. Безусловно, данная категория граждан в силу определенных причин не может обеспечивать себя, но это такие же люди, которые требуют к себе такого же отношения, а не жалости, снисхождения и милостыни. Это люди, с которыми нужно считаться разговаривать на равных, вникать в их проблемы, уметь понять и обогреть – хотя бы словом. А желательно – делом.

Таким образом, анализ результатов анкетного опроса читателей библиотеки по проблемам инвалидности позволил нам сформулировать следующие выводы: большая часть опрошенных не испытывает к инвалидам неприязни и агрессии, наоборот, во многих случаях наблюдается желание помочь в той или иной ситуации. С другой стороны, некоторые респонденты высказывали определенные опасения во взаимодействии с инвалидами, некую настороженность и опаску, которая проявляется к ним. По отношению к инвалидам опрошенные испытывают разные чувства, преобладающими среди которых являются сострадание и жалость. Читатели детской библиотеки имеют в целом неплохое представление о численности инвалидов, их проблемах, возможностях, которые им предоставляет государство.

Проведенное исследование доказывает актуальность изучения особенностей восприятия детьми людей, имеющих инвалидность, а также необходимость реализации системы мероприятий по формированию позитивного общественного мнения по отношению к данной категории лиц для обеспечения условий их успешной интеграции в общество. Результаты исследования могут послужить базой для научно-практических выводов по привлечению внимания общественности к проблеме инвалидности, разработке серии мероприятий и программ в рамках работы библиотеки.

Для детской библиотеки имеет смысл предложить читателям цикл книг, рассказывающих читателям о проблемах инвалидов, их победах и поражениях, их силе воле и непонимании со стороны окружающих и близких людей. Возможно проведение цикла мероприятий, направленных на раскрытие данной темы среди детей и подростков, демонстрация фильма об инвалидах-колясочниках, слепых, больных ДЦП, обсуждение просмотренного материала.

Кроме того, определенную перспективу открывает сотрудничество детской библиотеки со спец.и нтернатами, детскими домами и другими учреждениями, осуществляющими поддержку инвалидов. Данные партнерские отношения могут быть выстроены вокруг привития интереса к чтению у инвалидов, проведения праздничных мероприятий (например, Нового года, Масленицы и др.), встреч и общения инвалидов с читателями библиотеки. У библиотеки есть хороший шанс дать новые и равные возможности детям-инвалидам – открыть для них посредством инфокоммуникационных технологий окно в большой мир образования, культуры и искусства.

В самом слове «инвалид» заложено некоторое пренебрежение, указание на ущербность: на латыни это слово означает «бессильный», «негодный». Не зря это наполненное негативом слово в последние годы стараются заменять на более приемлемые термины: человек с ограниченными возможностями, с отклонениями, а не с дефектами в развитии и т. д. Но словесное обозначение не очень сильно влияет на отношение общества к тем, кто в силу различных причин выглядит и двигается иначе, вынужден пользоваться коляской для передвижения, лишен зрения, слуха, или частей тела. Наши сограждане по-прежнему относятся к инвалидам достаточно напряженно.

Статистика указывает на двойственное отношение к людям с ограниченными возможностями. С одной стороны, если респондентам предлагают вопросы общего характера, большинство отвечает: инвалиды такие же члены социума и заслуживают такого же уважения, как и все остальные. Большинство россиян готовы жертвовать на социальные программы деньги и считают, что инвалидам должны быть предоставлены равные со всеми возможности.

Но это только до тех пор, пока дело не касается чего-то более конкретного и личного. Например, опросы, проведенные в Москве, Петрозаводске и других городах Российской федерации, выявили: многие школьники не хотят учиться вместе с «особенными» детьми и родители с ними солидарны. На практике это оборачивается тем, что дети-инвалиды и их родители нередко сталкиваются с негативным отношением. Матери особенных детей жалуются, что их детей обижают на детских площадках, а иногда даже просто просят покинуть места общего пользования, чтобы не смущать или не травмировать здоровых ребятишек. Сами дети с ограниченными возможностями говорят, что их нередко дразнят, обижают, толкают и прогоняют здоровые ровесники.

Но не меньше негатива ранит и неумеренная жалость. Как найти золотую середину, как воспитать в детях правильное отношение к людям с особенностями?

Правовые вопросы для инвалидов и личный комфорт окружающих

В 1995 году ЮНЕСКО приняла «Декларацию принципов толерантности», призывая всех членов общества быть терпимее и добрее ко всем окружающим, вне зависимости от расы, религиозных предпочтений, физического здоровья и других качеств.

В России принято несколько законов и постановлений, направленных на создание для людей с ограниченными возможностями нормальных условий для жизни и осуществления своих прав.

В реальности инвалиды часто сталкиваются со многими трудностями, начиная от приема на работу и заканчивая отсутствием элементарных условий для передвижения по городу.

Дети «с особенностями» имеют право обучаться вместе со всеми остальными сверстниками. Но на самом деле учебные заведения нередко ищут поводы отказать таким детям в зачислении, находя множество отговорок.

Те же граждане, которые соглашаются пожертвовать средства на помощь детям-инвалидам, голосуют против установки пандуса у подъезда, в котором нуждается инвалид-колясочник. Правовые вопросы отодвигаются на второй план, когда речь заходит о собственном комфорте.

Почему так происходит? Почему люди проявляют бестактность и равнодушие, сталкиваясь с особенными детьми и взрослыми?

Общество и инвалиды

На самом деле наши сограждане не жестоки и не равнодушны, во всяком случае, в большинстве. Просто очень многие из них не знают, как нужно себя вести, ведь каждый человек с ограниченными возможностями особенный, со своим собственным отношением к своей проблеме. Проще сделать вид, что ничего не замечаешь, чем пытаться найти подход к особенному ребенку или взрослому.

Кто-то из людей с особенностями совершенно не комплексует из-за отсутствия частей тела или нарушения их функций, живет, как живется, не чувствует себя инвалидом и не ждет милостей ни от природы, ни от общества. Принимает помощь легко, не жалуется на ее отсутствие, и даже жалеет тех, кто оказывается в замешательстве, столкнувшись с необходимостью взаимодействия с инвалидом.

Другие не могут избавиться от негатива, от обиды на жизнь, обошедшуюся с ними так несправедливо.

Третьи горят желанием доказать всему миру, что они не отличаются от всех остальных, воспринимают сочувствие и желание помочь как оскорбление и унижение. При этом их может ничуть не меньше ранить и отсутствие внимания и желания помочь.

Наверное, для правильного взаимодействия с особенными людьми необходим не только такт, но и эмпатия. Чтобы почувствовать себя в чужой шкуре, ощутить чужую боль и беспомощность, или внутреннюю силу и жизнелюбие, и вести себя соответственно. Потому что общих правил в отношении к инвалидам быть не может.

Но такую чуткость необходимо воспитывать в детях с самого раннего возраста.


Очень часто мы можем ранить походя, не задумываясь над последствиями своих действий.

Ситуация: мать, гуляя со своим малышом, встречает на детской площадке ребенка с ДЦП. Странный малыш с неловкими, словно изломанными движениями, обязательно привлекает внимание здоровых детей. Что делают многие мамы в такой ситуации? Говорят своим деткам: «Не смотри на него, нельзя!» Иногда даже закрывают им глазки рукой и уводят ребенка, опасаясь психологической травмы и неудобных вопросов.

«Особенный» ребенок, если замечает такую реакцию, страдает, чувствуя себя изгоем, чудовищем, неприкасаемым. Здоровый малыш, «спасенный» матерью от «неподходящего» зрелища, делает вывод: с некоторыми детьми, не похожими на других, общаться не стоит. Наверное, они плохие, если на них даже смотреть нельзя.

Но если мать внушает своему здоровому ребенку, что всех «не таких» нужно жалеть, это тоже не лучший вариант. Жалость действительно способна ранить, унизить.

Какой же путь правильный?

Уважение к личности. Каким бы ни был человек, он уникален и неповторим. Он живет, и имеет право пользоваться всеми возможностями и благами социума. Маленький мальчик с синдромом Дауна и девочка, страдающая эпилепсией , точно также любят играть с другими детьми, ходить в цирк или в бассейн, как все остальные дети. Ребенок с ДЦП точно так же нуждается в социальных взаимодействиях для гармоничного развития, как здоровый ровесник. Непривычная внешность малышей, родившихся с физическими отклонениями, не должна вызывать нездорового любопытства и уж точно - негатива. Любой ребенок должен привыкнуть с раннего возраста к тому, что все люди разные. Но все заслуживают уважения, дружбы и любви вне зависимости от своих физических особенностей.

Как относиться к «особенному» ребенку?

Просто как к ребенку. Которому иногда нужна помощь, внимание, самостоятельность и все остальное, в чем нуждаются обычно дети. Не нужно приучать их к жалости, к снисходительности. Свои особенности малыш и так знает, но вот как он станет к ним относиться - зависит от его окружения.

Похожие публикации