Какие черты устного народного творчества нашли отражение по балладе Светлана (Жуковский В. А.)

  1. Подготовьте краткий (сюжетный) пересказ бал-лады, определив завязку, кульминацию, развязку.
  2. На святках, «в крещенский вечерок», как и было принято, девушки пытались угадать свою судьбу через различные га-дания, которые перечисляет в начале бал-лады Жуковский. Скучающей в разлуке с женихом Светлане тоже посоветовали ис-пытать судьбу. Это экспозиция баллады. Светлана выбирает одно из самых страш-ных гаданий — с зеркалами. Появление жениха и его приглашение поехать в цер-ковь венчаться — завязка. Действие раз-вивается стремительно. Быстро летят кони, кругом вьюга, вокруг степная пус-тота. Бледный и унылый жених молчит. Кони промчались мимо церкви, в которой шла панихида по усопшему. Все предве-щает беду. «Ворон каркает: печаль!» Кони приблизились к хижине под снегом. Ис-чезло все: кони, сани, жених. Одинокая Светлана с молитвой вошла в избу и уви-дела накрытый белою попоной гроб. К ней ластится голубок. Но вот зашевелился по-койник в гробу. Наступает кульминаци-онный момент баллады — Светлана узна-ет в мертвеце своего жениха, и наступает пробуждение. Светлана верит в то, что сон предвещает недоброе. Однако приближа-ется счастливая развязка: радостно приез-жает жених.

    Та ж любовь в его очах, Те ж приятны взоры; Те ж на сладостных устах Милы разговоры. Отворяйся ж, Божий храм; Вы летите к небесам, Верные обеты.

    Завершается баллада некоторой мо-ралью, наставлением автора в духе право-славного мировоззрения — не верить снам и гаданиям, а верить в Промысел Божий. Вот баллады толк моей:

    «Лучший друг нам в жизни сей — Вера в провиденье. Благ Зиждителя закон: Здесь несчастье — лживый сон; Счастье — пробужденье».

  3. Вспомните описание девичьих гаданий в кре-щенский вечерок. Какие из них вам особенно за-помнились?
  4. В начале баллады Жуковский дает раз-вернутую картину народных гаданий, к которым прибегали девушки на свят-ках, чтобы узнать свою судьбу, в основном связанную с будущим замужеством. Они бросали снятые с ноги башмачки, слуша-ли под окном, кормили куриц счетным зерном, гадали на воске. Но самое главное и страшное гадание — это ожидание же-ниха при зеркалах и свечах. По описани-ям в исследовательской литературе, на-пример в книге Сахарова «Сказания рус-ского народа», это гадание происходит так. В темной комнате накрыт стол на две персоны. Он расположен между двумя об-ращенными друг к другу зеркалами, пе-ред каждым из них зажжена свеча. Де-вушка должна быть одна в комнате и си-деть против зеркала. Другое зеркало — за ее спиной. Она долго ожидает прихода же-ниха. Если он не придет, значит, ей в этом году суждено остаться незамужней. Если предстоит свадьба, то ее мужем станет че-ловек, показавшийся в зеркале. По народ-ным поверьям, может произойти нечто страшное, что случилось со Светланой или Людмилой. Опытные люди советова-ли юным гадальщицам не ждать развития событий (они могут быть весьма трагиче-скими), а, увидев суженого, накрыть зер-кало платком и прекратить дальнейшее испытание судьбы.

  5. Попробуйте рассказать о героине баллады — Светлане, о ее подругах, женихе. Какой из этих рас-сказов получился более обстоятельным и подроб-ным? Почему?
  6. Самый подробный рассказ может полу-читься о Светлане, так как в балладе пере-даны ее переживания, ожидания и при-ключения. Она — героиня произведения. Светлана высоко моральный и глубоко ве-рующий человек. Она ни разу не измени-ла вере в Бога: ни во время разлуки с же-нихом, ни во время страшной скачки. Войдя в неизвестную избу, перекрести-лась, села под святые образа, это ее и спас-ло от страшной участи Людмилы.

    Подруги — это лишь фон для развития сюжета, они выслушивают жалобы Свет-ланы и советуют ей прибегнуть к гада-нию. О женихе мы знаем, что он статен, ласков, любит Светлану, не забыл ее в раз-луке, любовь выражает приятными ре-чами.

  7. Опишите картины зимнего пейзажа в балладе. Какие строки отвечают настроению и состоянию ге-роини?
  8. В балладе во сне Светланы изображена зимняя вьюжная ночь, освещаемая лун-ным светом; вокруг скачущих саней, за-пряженных конями, пустота, глубокий снег. Этот зимний пейзаж мрачен, он вы-зывает тревожное настроение Светланы. И даже стоящий в стороне храм усилива-ет ощущение мрака и тревоги: из его две-рей доносится заупокойная служба, там стоит гроб и звучат слова панихиды «Буди взят могилой». После пробуждения Светланы природа уже празднует победу доб-ра над злом, счастья над несчастьем, ве-чер, ночь и луна сменяются утром, днем, солнцем.

  9. Какие художественные средства (сравнения, эпитеты, метафоры) чаще всего используются в бал-ладе?
  10. Из художественных средств следует от-метить яркие эпитеты: горькая судьби-на, красен свет, мертвое молчанье, мертвый сон, ворота тесовы, черный вран, кони борзые, грозный сон, сладо-стные уста и др. Они имеют фольклорное происхождение и удачно вписываются в народный стиль баллады. Активно ис-пользуются в них и метафоры, а также ги-перболы. Материал с сайта

  11. Чем можно объяснить плясовой характер зву-чания стиха? Каким стихотворным размером поль-зуется поэт?
  12. Святки — это праздничная неделя от Рождества до Крещения, наполненная раз-личными народными гуляниями и развле-чениями. Благополучный конец баллады тоже настраивает на праздничный лад.

    Отсюда и выбор стиля произведения, его плясового звучания, что соответствует праздничному настроению народа. Стихо-творный размер — хорей.

  13. Рассмотрите рисунки Жуковского. Что в них напоминает пейзажи баллады?
  14. Справка. Каждый выбирает для от-вета на этот вопрос рисунок по своему ус-мотрению. Можно воспользоваться кни-гой «Рисунки русских писателей».

  15. Найдите в балладе строки, исполненные шут-ливости и веселья. Как вы объясняете их появление в балладе?
  16. Соберитесь стар и млад; Сдвинув звонки чашки, в лад Пойте: многи леты! или В ней большие чудеса, Очень мало складу.

    Первые строки взяты из свадебного фольклора; вторые — один из вариантов концовки народных сказок типа «Мед я пил, по усам текло, в рот не попало». Или «Сказка — ложь, да в ней намек».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • вопросы по балладам жуковского светлана и людмила
  • светлана жуковский метафоры
  • какое настроение передано в балладе канут
  • тезисы жуковского светлана
  • вопросы и ответы к балладе светлана

Конспект урока литературы в 6 классе

В. А. Жуковский. «Светлана». Сочетание лирического и эпического

в балладе. Образность баллады.

Цель: Знать, как сочетаются лирическое и эпическое в балладе; уметь анализировать композицию произведения и художественные средства, помогающие автору в создании образности; отрабатывать навык выразительного чтения.

Ход урока

Эпиграф

У меня почти всё чужое или по поводу

Чужого, и всё, однако, моё.

В. А. Жуковский

Объявление темы урока.

Постановка целей урока.

Балладу В. А. Жуковского «Светлана» вы прочитали дома. Понравилась ли вам она? Чем?

Слово учителя. С жизнью В. А. Жуковского мы уже познакомились на предыдущем уроке, когда читали английские и немецкие баллады в его переводе. Хочется лишь заметить, что Жуковский написал 39 баллад, почти все они – переводы с английского и немецкого языков, оригинальных баллад у поэта – 5. Да и сами переводы – оригинальные произведения. Баллада «Светлана» стала своеобразной «визитной карточкой» поэта, её название прозвищем Жуковского в литературном обществе «Арзамас». Хотя и «Светлана» - второй вариант перевода немецкой баллады Г.-А. Бюргера «Lenore» (1773), но по сути дела это вполне самостоятельное произведение. Неслучайно сам Жуковский говорил: «У меня почти всё чужое или по поводу чужого, и всё, однако, моё» (эпиграф).

Как вы думаете, можно ли эти слова отнести к балладе «Светлана»?

Эта баллада была создана на русском материале и сохранила лишь намёк на литературные мотивы первоисточника. Жуковский лишь заимствует у Бюргера традиционный для европейской литературы сюжет: возвращение мёртвого жениха. Как мы называем такой сюжет?

(«бродячий» сюжет)

А теперь обратимся к тексту произведения. Назовите черты эпического в балладе.

(Сюжет, герои)

Назовите элементы сюжета.

(Экспозиция, завязка, развитие событий, кульминация, развязка, эпилог).

Зачитайте экспозицию. Какова здесь интонация?

(Неторопливая, в духе русских народных сказок).

Что сближает её с русским фольклором?

(Использован стиль народного сказочного повествования. «Раз в крещенский вечерок…»)

Комментарий учителя. Напомню, что Крещение спасителя празднуется в ночь с 5 на 6 января (с18 на 19 января по новому стилю) – во время самых долгих ночей, тёмных и холодных, особенно могущественна нечистая сила. Именно в это время люди гадают о будущем. Но за ответами на свои вопросы обращаются не к светлым, а к тёмным силам, поэтому при гадании снимают крест.

Обратимся к гаданиям, описанным Жуковским.

Расскажите об одном из гаданий, описанных в экспозиции, и покажите к нему подготовленный заранее рисунок.

Индивидуальные задания учащихся.

    «За ворота башмачок,/ Сняв с ноги бросали…»

    «Снег пололи…»

    «… под окном/ Слушали…»

    «…кормили/ Счётным курицу зерном…»

    «Ярый воск топили…»

    «В чашу с чистою водой/ Клали перстень золотой,/ Серьги изумрудны…»

Комментарий учителя. Подобные гадания известны и на Костромской земле. Посмотрев этнографический сборник, я узнала, что в нашем крае на Крещение было популярным гадание с сарафаном. Девушки выходили на перекрёсток дороги и бросали сарафан по очереди, и куда он ляжет проймами, в ту сторону и замуж выходить. Или ещё. В крещенский вечер зажжённую лучину быстро погружали в воду: если она быстро гасла – бедно жить, если же огонь переходил выше – жить богато.

Но вернёмся к балладе. Таким образом, уже экспозиция погружает нас в обстановку русского национального быта. Мы не только видим гадающих девушек. Мы слышим их песни. Какие песни?

(«Подблюдные (по Далю) – святочные песни, кои поются женщинами при гадании, о святках; от гадания: кому верится, тому сбудется, где вынимают поочерёдно из накрытого или из-под опрокинутого блюда положенные туда вещи». Это придаёт особую мелодику произведению).

Что является завязкой? Какова интонация завязки?

(Страшная, таинственная)

Какова роль зеркала?

(Взгляд в будущее, магический предмет).

Чем обеспокоена Светлана? Почему она «молчалива и грустна»?

(«Милый друг далёко…» Светлана беспокоится о судьбе своего жениха)

Как поэт создаёт таинственную, загадочную атмосферу? (Ведь это одна из отличительных черт баллады)

(Мёртвое молчанье, трепетный огонь свечи, скрипнула дверь, звякнул замок).

Какое значение имеет в балладе образ ворона?

Какой приём использует Жуковский для создания этого тревожного настроения?

(Аллитерация [ р ] – резкий звук).

Ворон – один из традиционных фольклорной образов. Какие ещё фольклорные образы и приметы русского национального колорита возникают в балладе?

(Ворон, голубок, зима, снег, сани, колокольчик, икона, избушка, сверчок).

Действительно, все названные детали создают неповторимую картину русского национального быта, и снова мы видим связь с высказыванием Жуковского (эпиграф). Какой образ в балладе противостоит образу ворона?

(Белый голубок)

Как называют такой приём?

(Антитеза)

Что символизирует образ белого голубка?

(Христианский символ защиты и спасения).

Какой эпизод является кульминационным?

(Светлана в избушке одна с угрожающим мертвецом).

- Какова интонация этого эпизода? Прочитайте.

(Страшная, тревожная).

Чем же были все эти видения?

(Страшным сном, а такой сон сулит удачу).

Какой эпизод является развязкой?

(Возвращение жениха).

И опять резкая смена интонации. Какова она?

(Интонация светлая, радостная, жизнеутверждающая).

Баллада – лиро-эпический жанр. А в чём состоит лиризм баллады?

Какой вы представляете Светлану?

(Устное словесное рисование с использованием ключевых слов).

А вот такой её увидели у ребята, которые пожелали нарисовать эту героиню.

(Представление творческих работ).

Как вы думаете, почему Жуковский использует сон?

(Это один из приёмов в литературе, с помощью которого раскрывается характер героев, их отношение к миру. В сне – отражение души Светлан)..

Вера в провидение, Бога, надежда на лучшее, светлое восприятие мира – основной мотив баллады. Как об этом говорит Жуковский в заключительной части?

(«Лучший друг нам в жизни сей…»)

Строки из молитвы «Многие лета!» призваны подчеркнуть победу истинной веры в душе героини. И опять-таки по традициям фольклорных произведений баллада заканчивается свадьбой героев.

- Как вы думаете, почему балладой Жуковского зачитывались воины во время Отечественной войны 1812 года? Ведь сюжет баллады, казалось бы, несовместим с этими трагическими событиями?

(Это русское произведение (где «русский дух», где «Русью пахнет»). В нём необычайная красота и поэтичность. Она вселяла в русских воинов веру в победу, уверенность в своих силах. Русские солдаты не могли позволить французам истребить эту красоту, сломить русский дух).

Подведение итогов урока.

Домашнее задание.

    Подготовить чтение наизусть понравившегося эпизода.

    Выписать из баллады постоянные эпитеты, подтверждающие связь произведения Жуковского со сказкой.

Анализа баллады «Светлана»

В.А. Жуковский познакомил Россию с европейскими народными преданиями (в балладах), ввел в общенациональное художественное сознание множество неизвестных русским читателям произведений. Вся эта большая культурная работа была жизненно необходима для расширения кругозора русского общества. Всех героев и событий связывает вера в предвидение, разногласие между разумом и действительностью, борьба между добром и злом. Сюжет произведения - это один эпизод из жизни Светланы – гадание в крещенскую ночь и страшный сон, в котором она видит мёртвого жениха. Но сон оканчивается благополучно – белый «голубочек» спасает героиню от мертвеца, а утром к ней приезжает её живой и здоровый жених и рассеивает её страхи об ужасном сне. Жуковский подробно описывает время, в котором живет Светлана (гадание, встреча с подругами, девичья суета), он точно описывает внутренний мир героини (мечты, надежды, страхи, волнение перед встречей с женихом). По словам: «моя краса», «радость», «свет моих очей» мы видим, что автор симпатизирует этой красивой, милой, простодушной русской девушке.
Автор в качестве художественных средств выразительности использует эпитеты - ярый, чистою, золотой, белый, круговой, святой; ассонансы и аллитерации - образ моря: повторение гласных «о» и «е» и сонорных согласных «м» и «л» создает впечатление размеренного движения; метафоры. Баллада написана общеупотребительными словами, так как он занимался переводом стихотворений и старался, чтобы его стихи были понятны все, даже спустя многие годы. Стихотворный размер - хорей. Все произведение наполнено загадкой, автор держит читателя в постоянном волнении и напряжении, но в конце его ожидает оптимистичный финал. В балладе действие происходят ночью, а это значит все окутано чем-то мистическим. Это произведение вызывает у читателя интерес, ведь сюжет развивается бурно и непредсказуемо.
Большое значение для развития русского романтизма имели балладные опыты Жуковского, которому принадлежит заслуга утверждения этого жанра в русской поэзии. Поэт стремился создать балладу собственно русскую и даже простонародную, какой и стала «Светлана».

Анализ баллады В.А. Жуковского «Светлана»

В. А. Жуковский считается одним из отцов русского романтизма.
Благодаря его замечательным переводам, отечественным читателям
стали известны творения европейских романтиков. В 1808 году
Жуковский перевел балладу немецкого поэта Г. А. Бюргера «Ленора»,
переименовав главную героиню в Людмилу. Перевод имел успех,
но Жуковский продолжал разрабатывать немецкий сюжет, все больше
приближая его к русской действительности. В 1812 году поэт
закончил одну из самых знаменитых своих баллад - «Светлана».
Созданная по мотивам произведения Бюргера, «Светлана», безусловно,
может считаться оригинальным творением Жуковского.
В «Светлане» используется традиционный для романтической
поэзии сюжет. К одинокой невесте после долгой разлуки возвращается
жених. Он приглашает деву в дальний путь, и она пускается
в странное путешествие. Темная ночь, свет луны, пустынное кладбище,
зловещие слова жениха - все предвещает какой-то страшный
конец. В финале выясняется, что жених - это оживший, чтобы забрать
с собой в могилу невесту, мертвец, и дева погибает вместе
с ним. В отличие от «Людмилы», в которой Жуковский точно воплотил
страшный и безнадежный сюжет, «Светлана» - произведение
радостное, несмотря на присутствие в нем загробной жизни. Героиня
баллады оказывается наедине с женихом-мертвецом, но вдруг...
просыпается и встречает при свете дня благополучно вернувшегося
возлюбленного. Если в «Людмиле» мистика пронизывает все содержание,
то «Светлана» достаточно реалистична, и страшное в мире
этой баллады может только присниться.
Жуковский максимально приближает содержание «Светланы»
к русской жизни. Обратим внимание на типичное русское имя героини.
Сейчас им никого не удивишь, но оказывается, придумал его Жуковский.
Придумал настолько удачно, что из литературы имя пришло
в жизнь. Первые же строчки баллады напоминают нам о русской
народной традиции гадать накануне Крещения. Жуковский
перечисляет национальные способы гадания: бросание за ворота
башмачка, «прополку» снега, кормление курицы «счетным» зерном,
«подблюдные» песни, заглядывание в зеркало в полночь. Эти подробности
сближают романтический сюжет с русским фольклором.
Баллада - это повествование о чем-то «чудесном». Жуковский
мастерски создает волшебную атмосферу, хотя в финале иронично
замечает о своей балладе:
В ней большие чудеса,
Очень мало складу.
Но в начале повествования мы не знаем, что происходящее - лишь
сон героини. Светлана молится о том, чтобы вернулся ее возлюбленный.
В полночь, во время гадания, жених неожиданно появляется
и зовет Светлану венчаться. Она соглашается, и начинается страшное
путешествие. Кони несут сани с женихом и невестой по ночным
заснеженным просторам, возлюбленный Светланы молчит и «глядит
на лунный свет, бледен и унылый». Кони проносятся мимо одинокого
храма, в котором идет отпевание. Начинается метель:
Снег валит клоками,
Черный ворон, свистя крылом,
Вьется над санями...
Впоследствии А. С. Пушкин поставил строфы из баллады, в которой
описываются церковь и вьюга, в качестве эпиграфа к своей
повести «Метель».
Перед одинокой избушкой дева волшебным образом остается
одна. Войдя в дом, она обнаруживает в нем «безответного жителя» -
мертвеца, накрытого саваном. Светлана в страхе ждет утра. К ней
прилетает «белоснежный голубок». По церковным канонам, этот
образ символизирует Святой Дух. Мертвец начинает оживать, но божественный
защитник порхает к нему на грудь и лишает силы. Светлана
с ужасом узнает в покойнике жениха и просыпается.
Финал стихотворения приподнят и торжествен. Солнечный свет,
крик петуха, звон колокольчика - все резко контрастирует с мрачным
сном. Автор прямо обращается с пожеланием ей счастья:
Будь вся жизнь ее светла,
Будь веселость, как была,
Дней ее подруга.
Композиция баллады позволяет Жуковскому добиться реалистического
эффекта. Страшный сон находится в «жизненной» рамке,
полной достоверных подробностей. Светлые и мрачные образы поэт
создает при помощи таких художественных средств, как эпитет,
олицетворение, параллелизм. В реалистической части баллады эпитеты
в основном радостные: «звонкий», «статный», «сладостный», «милый
». Мрачное настроение сна передается эпитетами: «унылый»,
«одинокий», «черный», «страшный». Природа предстает в произведении
одухотворенной: жалобно кричит сверчок, зловеще каркает ворон,
радуется дню петух. Прием параллелизма помогает автору ярче
отобразить состояние героини: душевное смятение Светланы подчеркивается
снежной бурей, ее радость - солнечным светом.
Жуковский активно использует междометия («ах», «о», «чу»), риторические
восклицания и вопросы, придает балладе живое, энергичное
звучание.
В основе содержания «Светланы» лежит немецкая баллада.
ОднакоможносмелосчитатьпроизведениеЖуковского самостоятельным.
Используя романтический сюжет, автор создает глубоко национальное
творение, близкое к фольклору. Безнадежная мистика превращается
в страшный сон, и на первое место выходит жизнеутверждающее
начало. Наверное, Жуковский так долго перерабатывал
немецкую балладу, потому что обладал светлым взглядом на мир
и хотел передать его своим читателям.

В. А. Жуковский - русский поэт и переводчик XIX века, один из основоположников романтизма в русской поэзии, создатель большого количества элегий, посланий и поэм. "Светлана" - первая национальная русская романтическая баллада, одно из его самых известных произведений.

В балладе поэт-романтик использовал множество элементов русского устного народного творчества, чтобы сильнее приблизить произведение к русской действительности, углубиться в старинные поверья.

Так, первое, что встречает читатель в произведении, - описание эпизода гадания "в крещенский вечерок". Обряды, описанные Жуковским, были в то время своеобразной традицией, подлинность которых не подтверждалась - они принимались на веру. В народе считалось, что гадания приоткрывают человеку завесу тайны о его будущем, что, очевидно, постоянно отражалось в народных произведениях. Более того, баллада содержит и некоторые фундаментальные фольклорные принципы: например, здесь идет борьба добра и зла, которые принимают форму реальности и сновидения.

Образ дороги, пути - один из главных символов народного творчества. И во сне, и в жизни героям - Светлане и ее жениху - приходится преодолеть препятствия на пути друг к другу.

До этой крещенской ночи Светлана была вынуждена ждать своего суженого - "год промчался - вести нет", затем силы зла обрушиваются на нее, запугивая, показывая жениха в обликах оборотня, ожившего мертвеца… Спасение Светланы - это ее вера в бога, в светлую сторону жизни. Преодолев испытания зла, девушка просыпается и оказывается вознагражденной за свои терпение и смелость.

Нельзя не отметить и способ влияния темной стороны жизни на Светлану. После быстрой поездки ее с лже-женихом последний вдруг внезапно пропадает, оставляя Светлану одну в совершенно незнакомом темном месте, где господствует вечный холод - "метель и вьюга". Нетрудно догадаться, куда попала героиня: это антимир, противоположный тому, где находилась Светлана в начале баллады, иначе - мир мертвых. Подтверждают этот способ воздействия на девушку темных сил и объекты, находящиеся в избушке неподалеку, а именно гроб с ожившим мертвецом внутри. Примечательна и символика цветов - один из основных приемов устного народного творчества - используемых автором не только в этой сцене, но и на протяжение всего произведения: силы зла окрашены в темные цвета ("мертвец / Лик мрачнее ночи"), добро же, в лице, например, белоснежного голубка, несет свет и спасение Светлане в ответ на ее молитвы.

В балладе используется и особая система средств выразительности, присущая фольклорным произведениям: это постоянные эпитеты, выраженная с помощью них эмоциональность, а также ясный, простой язык. Они помогают передать атмосферу жизни и быта простого, деревенского человека.

Таким образом, такие черты устного народного творчества, как присутствие элементов древних поверий, традиционность, особые образы, символы, помогли В. А. Жуковскому точнее и глубже передать особенности русского народа, воссоздать в первой национальной русской романтической балладе характер русского человека.

Похожие публикации