Как развивать позитивное отношение к жизни. Сочинение на тему Моё отношение к жизни

Небольшая подборка фраз о жизни, любви… Быть может, кто-то найдет свой смысл в этих словах и что-то станет понятнее. В любом случае, впечатления у каждого свои… Читайте, оставляйте свои отзывы, добавляйте к списку новые фразы своего авторства, или просто услышанные Вами от мудрых людей.

Начнем о жизни:

  • Никогда не рассказывайте о себе ни хорошего ни плохого. В первом случае вам не поверят, а во втором приукрасят.
  • Факт - самая упрямая вещь в мире.

  • Жизнь уходит от нас так быстро, будто ей с нами не интересно.
  • Человек ушел от простейших к запутавшимся.
  • Есть одна простая истина: жизнь - это антоним смерти, а смерть - это отрицание жизни как таковой.
  • Жизнь - вредная штука. От нее все умирают.
  • Не относись к жизни так серьезно. Вам все равно не выбраться из нее живыми.
  • Смерть - это когда человек закрывает глаза на всё.
  • Когда нечего терять, теряют принципы.
  • Все что случается имеет причину.
  • Пока человек не сдается, он сильнее своей судьбы.
  • Всё, что нас не убивает, делает нас сильнее.
  • Жить дурно, неразумно - значит не плохо жить, а медленно умирать.


  • В стране дураков каждая глупость на вес золота.
  • Если ты споришь с идиотом, вероятно, тоже самое делает и он.
  • Жизнь хитра! Когда у меня на руках все карты - она внезапно решает играть в шахматы.

  • Жизнь - это то, что происходит с нами пока мы строим планы на будущее.
  • Чем лучше наше настоящее, тем меньше мы думаем о прошлом.
  • Не стоит возвращаться к прошлому, оно все равно не будет таким, как ты его помнишь.

Теперь немного об отношениях:

  • Я люблю тебя не за то, кто ты, а за то, кто я, когда я с тобой.
  • Если кто-то любит тебя не так, как тебе хочется, это не значит, что он не любит тебя всем сердцем.
  • Требуется лишь минута, чтобы заметить кого-то, час, чтобы кто-то понравился, день, чтобы полюбить кого-то, и вся жизнь

Всем нытикам, меланхоликам, хронически недовольным своей жизнью и угнетенным по собственному желанию посвящается. Мы подготовили для вас отрезвляющую прививку из 15 фактов, подтверждающих, что вы просто счастливица и настоящий везунчик!

Да, порою жизнь кажется просто расходится по швам, вываливая на вас свое пугающее содержимое. Может быть вы потеряли работу, ваш брак катится к чертям, вы переживаете предательство любимого или рухнувшие планы. Может быть вы провалили важный экзамен или не получили то, от чего, вам кажется, зависит все ваше будущее.

Уинстон Черчиль говорил: «Успех состоит в том, чтобы идти от одной неудачи к другой, не теряя оптимизма». Так что всегда есть способ напомнить себе, что вообще-то все у вас складывается удачно, даже если вы думаете совсем иначе.

Итак, приступим!

1. Вы живы

Как просто, не правда ли? Или же для вас это кажется слишком очевидным, чтобы принимать это за утешение? Но ведь так и есть — пока мы живы у нас есть шанс исправить все, повернуть свой путь, выйти из потока или избрать иную судьбу. Только пока мы живы, мы всесильны. Кто знает, что будет потом, когда мы превратимся в пригоршню космической пыли.

2. У вас есть крыша над головой

Кажется, что так и должно быть? А вот и нет! Например, в Индии миллионы людей из поколения в поколение живут на улице. Они бездомны и, скорее всего, останутся бездомными до конца своих дней. И они, в отличии от вас, не могут оплакать свой неудавшийся роман или набранные пять кило, сидя у окна, с чашкой горячего чая, уютно завернувшись в плед.

3. У вас есть образование

И, возможно, у вас есть или хотя бы была работа. А значит, у вас есть шанс найти ее снова или выбрать что-то более по душе. И тот факт, что вы никак не можете сделать карьеру в офисной тюрьме — всего лишь открытая дверь в вашу свободу и новую жизнь. Вы образованы, и вы — обладатель супер-силы. Поверьте, множество людей, которые вынуждены заниматься самой грязной и страшной работой, лишь потому, что они не умеют даже читать, с радостью поменялись бы с вами местами. Поэтому хватит ныть! Просто ищите свое место, где ваши знания и умения будут делать этот мир лучше!

4. Вы можете получить практически любое знание

Ваш возраст и время, в котором вы живете — настоящее благословение. Вам открыты практически все ресурсы знаний, древней мудрости, последних технологий, человеческого опыта. Это находится буквально под кончиками ваших пальцев. Лишь немного времени, немного силы воли и увлеченности, и вот вы уже стоите на новой ступени развития. Это вам доступно!

5. У вас есть еда

Как сказал однажды известный актер Джейк Джилленхол «Люди обычно говорят «умираю от голода» просто потому, что они не ели четыре часа. Давайте придумаем другой термин, ведь на планете миллионы людей, которые по-настоящему умирают от голода!»

Ну что? Пробрало? Вы одержимо подсчитываете калории, следите за своим весом, мечтаете похудеть и, возможно, чувствуете себя несчастной из-за пары-тройки лишних килограмм. Тогда как, простите, должны чувствовать себя матери, чьи дети умирают у них на руках от голода?! Это, что, просто другая степень несчастья? Хватит уже причитать и диетиться! Вам дан хлеб насущный, будьте благодарны за такое везение.

6. Вы способны менять свою жизнь к лучшему

Да, да, у вас есть масса возможностей, о которых вы прекрасно знаете, но, почему-то, считаете недостаточными для малейшего сдвига в лучшую сторону. Вы ждете Бэтмена или Супермена, астероида, который упадет на землю и можно будет не ходить на работу, вы ждете подходящего момента, времени, стечения обстоятельств. И при этом, вы прекрасно знаете, что, если бы не страх, вы бы начали менять свою жизнь прямо сейчас, не дочитав до конца эту статью.

7. У вас есть свобода выбора

Это редчайшая удача, которая вручена вам в полное пользование, но вы засунули или ее под кровать и забыли. Ну, конечно, ведь так намного легче жаловаться на жизнь и клясть свою судьбу? Зачем помнить о том, что все в ваших руках? Лучше обвинять свою карму, правительство, родителей, общество. Но вспомните о тысячах малолетних детей, которых превратили в рабов и буквально держат в клетках где-то в Юго-Восточной Азии, о миллионах индийских вдов, ставшими неприкасаемыми, сотнях тысяч афганских женщин, не имеющих ни прав, ни свободы. У них есть есть только один выбор — смерть. А вы способны прямо сейчас встать и уйти. От дурацкой работы, от жестокого мужа, от предавших вас друзей, от тех, кто крадет ваше время и вашу жизнь. И это — подлинное счастье.

8. У вас есть одежда

Нет, мы не говорим сейчас о новинках сезона и прочих «тендешках». У вас есть то, чем прикрыть наготу и не замерзнуть в холода. И, поверьте, это — счастье. Спросите хотя бы у людей, которым годами служит одеждой кусок мешковины или мусорный пакет.

9. Вы способны любить

А значит, вы способны познать настоящее счастье. Пусть ваше сердце разбито много раз, пусть вы поклялись не влюбляться больше. Но это и есть жизнь. Она не написана розовым фломастером на глянцевых листах. И боль, и разочарование, и надежда, и ожидание. Все это — часть жизнь. Все это делает нас настоящими. Суфийский поэт и философ Руми говорил: «Раны в нашей душе — это трещины, сквозь которые в нее проникает свет».

10. У вас чистая вода

И она, возможно, льется прямо сейчас для вашей стиральной машины или посудомойки. Литры и литры чистой воды, на которую вы не обращаете ни какого внимания. А вместе с тем, на Земле 783 миллиона людей, не имеющих доступа к чистой воде. Эти люди даже не мечтают увидеть своих детей, играющих в брызгах воды. Они сберегают каждый глоток и ценят его. Вспоминайте об этом каждый раз, когда будете умываться под краном, нарыдавшись над своей «горькой» судьбинушкой.

11. Ваше счастье реально

Секрет, который вообще-то совсем и не секрет, заключается в том, что человек способен быть счастливым в любых обстоятельствах, в любом месте и в любых условиях. Это поразительное свойство человеческой психики. Это наше убежище и наше спасение. Мы можем быть счастливыми от самой ничтожной малости, и счастье это будет самым всамделишным.

12. У вас есть мечта

Это все равно, что иметь свой собственный звездолет. Люди могут уверять вас, что он никогда не взлетит, но вы-то знаете правду. Даже, если этот звездолет из раскрашенного картона, он вдохновляет вас пройти через любые тернии к звездам, которые вы выбрали своим домом.

Человек по своей природе часто воспринимает всё близко к сердцу. Современный ритм жизни накладывает отпечаток на общество. Постоянные стрессы, безденежье, недосыпание и даже плохая погода способствуют ухудшению психоэмоционального фона. Отсюда появляются сбои внутреннего баланса, ухудшается восприятие жизни, как нечто ценного. Чтобы стать счастливым человеком, важно относиться к обстоятельствам с лёгкостью. Опытные психологи разработали практические рекомендации, которые помогут добиться желаемого. Поговорим обо всём по порядку.

Шаг №1. Относитесь к работе проще

  1. Не секрет, что большая часть населения живёт по принципу «работа-дом», не получая истинного удовольствия от выполняемых обязанностей. На данном этапе важно пересмотреть своё отношение.
  2. Возьмите за привычку начинать утро правильно. Просыпайтесь не спеша, по возможности посещайте тренажёрный зал или совершайте получасовую пробежку по стадиону. Физическая активность поднимает боевой настрой, вследствие чего вы начнёте воспринимать негативные факторы более позитивно.
  3. В случаях, если вы добираетесь до места работы на автомобиле, пересмотрите привычный маршрут, чтобы избежать пробок. Возможно, удобней будет проехать на метро или пройтись пешком. К тому же, в больших городах выделяется специальная полоса для маршруток. На общественном транспорте вы прибудете к месту назначения гораздо быстрее.
  4. Перестаньте тревожиться о том, что думают о вас окружающие или начальство. Не пытайтесь выполнить 5 дел одновременно, решайте задачи по убыванию (от большего к меньшему). Важно полностью сконцентрироваться на том, чем вы занимаетесь. Если тщательно подходить к работе и не отвлекаться, время пройдёт быстрее.
  5. Подобное отношение к выполняемым функциям поможет отстраниться от насущных проблем. Если задача, на ваш взгляд, невыполнимая, разбейте её на небольшие подразделы. Таким образом вы добьётесь цели быстрее и легче. Когда сложная проблема разбита на лёгкие задания, вы успешно пройдёте каждый пункт и обретёте уверенность в собственной компетенции.
  6. Общайтесь с коллегами, оборудуйте рабочее место, чтобы оно стало уютным. Находите время на обеденный перерыв, проводите его с пользой. Ложитесь отдыхать или отправляйтесь в ближайший парк, почитайте книгу, посмотрите любимый сериал. Учитесь абстрагироваться и отдыхать.

Шаг №2. Следите за собственными мыслями

  1. Научитесь мыслить просто, не додумывайте, будьте примитивнее. Это вовсе не означает, что вы должны отказаться от жизненных устоев или любимых увлечений. Не нужно менять привычные уклады или рабочий ритм, без устали заниматься медитацией или йогой.
  2. Научитесь относиться к жизни философски. Каждый человек ежедневно сталкивается с тысячью бесполезных мыслей, которые не спешат покидать разум. После этого мозг хватается за одну из них (обычно негативную) и продолжает раскручивать её.
  3. В результате вы находитесь в подавленном настроении, но и на этом дело не заканчивается. В обработку идёт следующая мысль, в плохом настроении размышлять позитивно не всегда получается. Подобные действия притягивают лишь негатив, вследствие этого жизнь становится серой, а человек - удручённым.
  4. В моменты подавленности учитесь контролировать свой разум. Как только промелькнёт удручающая мысль, отметайте её в сторону. Подумайте о хороших вещах, будь то прогулка с друзьями или ежемесячный шоппинг.
  5. Старайтесь всегда останавливать серый поток мыслей, придерживайтесь позитивной ноты. После общения с вами люди должны заряжаться энергией, а не чувствовать себя выжатыми лимонами.
  6. Мысли материальны, данный факт доказан неоднократно. Если вы желаете разбогатеть, разрабатывайте визуализацию. Представляйте красивый дом, офис с большими окнами и кожаными креслами, дорогую машину. Притягивайте позитив.

Шаг №3. Вносите лёгкость в отношения

  1. Известно, что социальное общение играет важную роль в повседневной жизни. Ежедневно вы сталкиваетесь с разными людьми, будь то коллеги по работе, незнакомцы в общественном транспорте, друзья или родственники.
  2. Согласитесь, не всегда получается сохранять нейтралитет и лёгкость. Если оппонент начинает ссору или пытается навязать собственное мнение, так и хочется ответить грубостью. Избавляйтесь от подобных привычек, слушайте советы, но не следуйте им слепо. Пропускайте мимо ушей ту информацию, которая не несёт смысловой нагрузки.
  3. Не нужно доказывать собеседнику ваш профессионализм, также не стоит реагировать на провокации. Если вас оскорбляют или вызывают на словесную дуэль, поставьте человека на место спокойным тоном. Не позволяйте нарушать ваш психоэмоциональный фон, отвечайте на замечания с юмором.
  4. Уделите должное внимание людям, с которыми вы имеете тесный контакт. Не ругайтесь с коллегами и начальством, с уважением относитесь к старшим родственникам. Радуйте вторую половинку неожиданными подарками. Несите радость, больше улыбайтесь, делайте оппонентам поблажки (не критикуйте собеседников).

Шаг №4. Следите за порядком в доме

  1. Главным аспектом поддержания духовного равновесия считается обеспечение порядка и уюта в квартире. Если в ванной имеется гора нестиранной одежды, а на кухне раковина напрочь забита посудой, ни за что браться не хочется.
  2. Чтобы не депрессовать по этому поводу, соблюдайте чистоту. Возьмите за привычку убирать грязные вещи в контейнер и своевременно их стирать. Уделяйте уборке хотя бы 15 минут в день, чтобы не тратить на процедуру целые выходные.
  3. Когда вы начнёте соблюдать порядок, настроение в разы поднимется. Разбросанные вещи перестанут вгонять в депрессию, жизнь немного улучшится. Рекомендация не требует особых затрат, но результат не заставит себя ждать.
  4. Создайте для себя уютный уголок со светильниками, мягким креслом/диваном, журнальным столиком. Проводите вечера наедине с собой, мечтайте, настраивайтесь на позитивную волну. Засыпайте только с хорошими мыслями.
  5. Регулярно проветривайте помещение, свежий воздух улучшает настроение. Избавьтесь от серых обоев, повесьте яркие шторы и картины. При необходимости сделайте ремонт или перестановку мебели. Изменения - это всегда хорошо.
  6. Избавьтесь от «хлама», освободите полки и шкафы. Пересмотрите свой гардероб, отправьте в мусор или отдайте нуждающимся всё то, что сидит неидеально. Учитесь выбрасывать ненужные вещи из квартиры и головы.

Шаг №5. Мечтайте правильно

  1. Психологами не раз доказан тот факт, что Вселенная всегда находится на стороне мечтателя. Однако мечты должны быть разумными. Не стоит грезить по ночам о личном самолёте или вилле в Анталии, на которую вы заработаете за 2 года.
  2. Старайтесь делать так, чтобы мечты были более или менее реальными. Желаете новую машину? Стремитесь к её достижению. Поменяйте работу или попросите повышения в должности, откройте собственный бизнес, ищите способы дополнительного заработка.
  3. Регулярно занимайтесь самообразованием, учите иностранные языки, осваивайте новые профессии. Со временем вы заметите, что личностный рост способствует осуществлению того, о чём вы раньше только мечтали.
  4. Когда вы поднимаетесь в духовном и материальном плане, жить становится гораздо легче. В очередной раз, будучи в грёзах, вы начнёте понимать, что желания вполне можно осуществить.
  5. Не забывайте о простых вещах, которые делают человека счастливым. Это может быть поездка на море или в горы, покупка красивой одежды, выезд на пикник с родственниками или друзьями. Активное времяпрепровождение позволяет мыслить шире и позитивнее.
  6. Постоянно подпитывайте свои мечты, ищите стимул для достижения той или иной цели. Читайте блоги известных людей, изучайте их секреты успеха, следуйте советам. Создайте детальный план на ближайший год или 5 лет, разбейте его на пункты, выполняйте каждый из них в порядке очереди.
  1. Общайтесь с младшим поколением. Тесный контакт с детьми способствует иному восприятию окружающей действительности. Младшее поколение относится к жизни проще. Ребёнок целует и обнимает родителей, искренне смеётся, не замечает повседневных хлопот. Тесный контакт позволит вам окунуться в юность, вспомнить себя былого - весёлого, целеустремлённого, активного человека.
  2. Отпускайте прошлое. Учитесь жить сегодняшним днём, не оборачивайтесь на прошлое. Отпустите все мысли, которые тянут вас назад. Избавьтесь от бессонницы, при необходимости пропейте курс успокоительных. Неразумно проходить жизненный путь, который вы когда-то спланировали с бывшим мужем. Двигайтесь дальше, знакомьтесь с интересными людьми, больше путешествуйте, добивайтесь целей, учитесь и развивайтесь любым удобным способом.
  3. Полюбите себя. Успех не придёт к человеку, который не уважает собственное «Я». Полюбите себя, станьте на минутку эгоистом! Составьте список положительных черт характера, прикрепите его на холодильник, перечитывайте ежедневно. Искорените вредные привычки, не ругайтесь матом, балуйте себя подарками. Удовлетворяйте собственные потребности, никогда не останавливайтесь на достигнутом.

Чтобы относиться к жизни проще, необходимо изменить своё мировоззрение. Учитесь жить настоящим, общайтесь с позитивными людьми, добивайтесь высот в карьере. Следите за своими мыслями, истребляйте негатив. Придерживайтесь простоты в межличностном общении, соблюдайте порядок в квартире. Мечтайте правильно, удовлетворяйте свои желания.

Видео: как вернуть радость жизни

Многие люди слышали эту фразу: «Что видишь, то и получаешь». Это присловье заставляет вспомнить о законе жизни, который не имеет никакого отношения к тому, что именно видится, а касается того, кто именно видит. Два человека могут проснуться утром по соседству в одних и тех же условиях и тем не менее прожить день совершенно по-разному, в зависимости от того, кто видел. У одного человека может быть позитивное отношение к жизни , и он проснётся со словами «Доброе утро, Боже!» А второй может быть пессимистом и приветствовать новый день словами: «Боже, опять утро!» Похожие слова - а отношение к жизни за ними стоит диаметрально разное.

Итак, что вы видите, то вы и получаете, а что я вижу, то я и получаю! Ключ лежит в точке зрения.

Та же самая аналогия подходит и к тому, насколько интересно разворачивается ваша жизнь. Всё будет неинтересным, если жизнь вас не интересует. имеет огромное значение тогда, когда речь идёт о восприятии. Важно понимать, что от нас зависит, как мы видим тот пресловутый стакан - как наполовину пустой или как наполовину полный.

Убеждения могут являться ещё одним важным фактором, определяющим то, как мы смотрим на жизнь. Что вы думаете о жизни? Задумайтесь ненадолго над этим вопросом. Возможно, вам стоит даже записать некоторые ваши взгляды по этому поводу. Верите ли вы в прогресс? Как вы относитесь к всевозможным событиями, которые каждый день преподносит вам жизнь? Верите ли вы в то, что сама суть вселенной заключается в развитии? Верите ли вы в то, что обладаете удивительной способностью творить добро? Возможно, эта способность ограничена только вашими собственными взглядами и предрассудками. Если на эти вопросы вы ответили утвердительно, то вы ведёте интересную жизнь, потому что вас интересуют многогранные аспекты жизни.

Существует восточная легенда о прекрасной девушке, которой правитель Земли предложил редкостный дар. Король вручил ей мешочек с жемчугом и обещал, что она сможет оставить себе самую большую и прекрасную жемчужину, которую там найдёт. Однако он поставил несколько условий. Она должна была выбрать только одну жемчужину. Она должна была вынимать из мешочка только по одной жемчужине. Она должна была либо оставлять её, либо отвергать, и она не имела права взять раз отвергнутую жемчужину. И девушка радостно начала вынимать из мешочка жемчужины одну за другой. В процессе этого у неё в руках побывало множество красивых и идеально правильных жемчужин. Однако она искала такую, которая оказалась бы немного больше и немного красивее остальных. И так она пропустила много великолепных драгоценностей.

По мере того как она углублялась в мешочек, жемчужины становились все мельче и хуже качеством. Время от времени вместо жемчужин ей попадались камешки. Теперь, поскольку ей нельзя было вернуться к прежде отвергнутым жемчужинам, ей приходилось продолжать поиски. Жемчужины становились всё более мелкими и менее ценными. А камешки встречались все чаще. Когда девушка добралась до дна мешочка, она с печалью ушла с пустыми руками.

Эта легенда может относиться и к нам: порой мы мчимся по жизни, стараясь найти работу получше, дом побольше, спутника жизни, который был бы самым подходящим, более интересные развлечения или что-нибудь ещё, и мы не замечаем тех драгоценных жемчужин, которые в изобилии встречаются нам каждый день.

На чём мы сосредоточены? Возможно, мы ищем Царствие небесное, которое в это время находится внутри нас, - однако часто мы его не видим. И тогда мы останавливаемся и не решаемся двигаться дальше, потому что боимся, как бы дела назавтра не пошли хуже. В любом случае - суетимся ли мы или сидим и ждём - результат получается одинаковый. Практически ничего не случается! Вот почему философы и духовные учителя часто говорят нам: « - это самый важный момент вашей жизни». Мы не можем вернуться в прошлое даже на две секунды, и вырваться в будущее на две секунды мы тоже не можем. Мы живём в вечном «сейчас», и наш интерес к жизни и к тому, что она нам даёт, тоже существует в настоящем.

«Сейчас» - это момент выбора и благословения.

Всех минут всех дней нашей жизни не хватит на то, чтобы передумать обо всех истинных, справедливых, чистых и прекрасных вещах на свете. Это и есть те вещи, которые дают нам подлинное счастье и радость жизни. Они становятся драгоценными жемчужинами.

Американский философ Чарлз Филлмор сказал: «Когда вы испытываете какую-то дисгармонию, вы можете не сомневаться в том, что у вас появилась некая ложная иллюзия. Прямо перед нами находится бесценная жемчужина истины, но готовы ли мы продать все, чтобы купить её? Готовы ли мы отказаться от ложных иллюзий и направиться прямо к истине?» Как это здорово сказано!

Когда вы смотрите на себя в зеркало, то главное - это не ваше лицо, а ваш разум, который смотрит оттуда на вас. По словам Иисуса, то, что находится в вашем разуме, - это источник всего, что важно. В Библии говорится: «из него (сердца) источники жизни» (Прит. 4, 23). Если вас интересует ваше будущее положение, посмотрите на то, как вы взаимодействуете с жизнью в настоящий момент. Вы радуетесь новым приключениям и событиям, которые обещает вам каждый новый день? Вы радостно ожидаете тех шансов, которые могут вам представиться? Вы ожидаете найти хорошее в любой ситуации? В завершение каждого дня вы приносите благодарения за все то изобилие, которое получили?

Помните: чем больше искреннего интереса выражаете вы по отношению к жизни, тем больше радости и удач жизнь принесёт в ваш мир. В огромной разнице между счастьем и несчастьем, успехом и провалом, эффективностью и бесполезностью, умением и беспомощностью, отвагой и страхом, силой и слабостью нельзя винить обстоятельства или окружающих. Главным причинным фактором является состояние вашего собственного разума. Все кажется неинтересным, если вы не заинтересованы. Поэтому правильное отношение к жизни играет важную роль в жизни каждого человека.

Мир соразмерен широте наших интересов. Ограниченный человек имеет узкий взгляд на вещи. Стены его мира скрывают, более широкие горизонты.

Джозеф Джеотроу

Возраст - это не вопрос лет. Годы могут покрыть морщинами кожу, но отсутствие интереса покрывает морщинами душу.

Генерал Дуглас Макартур

Человек с сотней интересов вдвое живей того, у кого их только пятьдесят, и в четыре раза - того, у кого их двадцать пять. Что интересует вас? Не сводятся ли ваши интересы в еде, дому, работе, одежде, ближайшим родственникам? Если вы хотите избавиться от нервного напряжения и вести более здоровую жизнь, расширяйте свои интересы, расширяйте себя. Вокруг вас - богатейший мир книг, картин, музыки, спорта и, самое главное, людей.

Доктор Норман Винсент Пил

Люди не устают от работы тогда, когда работа распределена разумно. Интересная работа стимулирует. Утомление и уныние наступают из-за отсутствия интереса и тревоги. Каждому из нас следует иметь хобби - столько, чтобы ими можно было заниматься эффективно и счастливо. Нельзя допускать, чтобы интерес ушёл или остыл, чтобы исчез энтузиазм. Каждый день может стать днём триумфов, если вы сохраните свой интересу будете питать его так, как он питает вас!

Джордж Мэттью Адамс

по материалам из книги: Джон Темплтон - "За 90 минут. Всемирные законы жизни".

В результате изучения материала данной главы студент должен:

знать

  • объект, предмет, категории, основные законы эстетики как науки;
  • содержание категорий "прекрасное", "совершенное", "безобразное";
  • содержание и этапы развития эстетики как науки;
  • выдающихся представителей эстетической мысли;
  • смысл эстетического идеала;
  • эстетические аспекты в жизни и деятельности человека, в том числе и таких специалистов, как юристы;

уметь

  • осмысливать суть прекрасного и безобразного в деятельности юриста;
  • применять полученные знания для выявления совершенного в юридической практике;
  • самостоятельно изучать и анализировать проблемы прекрасного и безобразного в юридической практике;
  • анализировать возможности проявления эстетического идеала в юридической практике;

владеть навыками

  • разрешения противоречий юридической практики на основе использования знаний эстетики;
  • использования положений эстетики в выявлении сути и содержания правонарушений;
  • определения мировоззренческой роли эстетических знаний в области юриспруденции и подготовки юристов, отвечающих требованиям современного этапа развития страны;
  • использования эстетических знаний в аргументации и принятия квалифицированных решений в юридической деятельности;
  • включения эстетических ценностей в формирование личности юриста.

Прекрасное и возвышенное в жизни человека

В реальной жизни, даже не вполне сознавая этого, мы постоянно обращаем свой взор к прекрасному, возвышенному , совершенному. Это может относиться к внешнему виду оппонентов, интерьеру помещений и другим аспектам бытия человека. Дело в том, что эстетическое в той или иной степени касается всех сфер жизнедеятельности человека и напрямую относится к профессиональной деятельности юриста. Речь в данном случае идет как о формах, средствах, способах этой деятельности, так и о самих

субъектах последней. Прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое имплицитно включены в эстетическую культуру юриста, которая исследуется наукой эстетикой.

Эстетика (от греч. aisthetikos - чувствующий, чувственный) - философская наука, изучающая два взаимосвязанных феномена: эстетическое как результат творчества, отражающий ценностное отношение человека к миру, и сам процесс творчества, создающий совершенное, прекрасное, возвышенное (рис. 14.1).

Рис. 14.1.

Следует отметить, что длительный процесс развития эстетической мысли, который обусловливался как объективными условиями бытия людей, так и субъективными факторами, связанными с идеями настоящего и будущего человека и человечества, абсолютизировал каждый из этих феноменов, то устанавливая между ними связи, то трактуя их существующими независимо друг от друга.

Эстетическая мысль зародилась в глубочайшей древности, в мифологическом сознании первых представителей рода человеческого. Анализ мифов разных народов убедительно свидетельствует о том, что стремление людей осмыслить и создать прекрасное, совершенное сопровождало их жизнь постоянно. Данное стремление нашло отражение в различных видах искусств, в тех произведениях "второй природы", которую оставили наши предки.

История эстетики как учения началась лишь с формированием научно- теоретической мысли. Первый ее этап продлился в Европе до середины XVIII в. Развитие эстетических воззрений на Востоке шло несколько другим путем и базировалось на установке гармонии природы и человека, в то время как в Европе во главу угла был поставлен человек. В философии Древнего Китая и Древней Индии были созданы концептуальные схемы, которые не позволяют разделять результат творчества и сам процесс. Мы будем рассматривать развитие европейских эстетических воззрений, оказавшихся более близкими нашей культуре.

На первом этапе осмысления прекрасного, совершенного в античной Греции были сформулированы некоторые их критерии. Они дошли до наших дней, не потеряв актуальности. Например, пропорции высоты колонн и их диаметра принимались как совершенные, если их соотношение составляло число "7".

В период Средневековья оценки прекрасного носили в основном спиритуалистический характер, а структура искусства трактовалась в символическом духе. Только в период эпохи Возрождения эстетическая мысль освободилась от теологических канонов и стала принимать содержание, вид и форму именно гуманистических воззрений. В ней начали утверждаться рационально обоснованные ценности. Правда, при этом в эстетических воззрениях исчезал философский подход, и это продолжалось примерно до первой половины XVIII в. Идеология Просвещения придала особую остроту и размах процессу теоретического, но не философского осмысления новых путей развития искусства, породив движение, которое именовалось "просветительская эстетика". С данным движением была связана постановка проблемы эстетического вкуса и рассмотрение возможностей ее разрешения. Здесь навстречу искусствоведческой мысли стала двигаться философская мысль. В философию начали включать эстетическую проблематику.

В середине XVIII в. А. Баумгартен доказал необходимость выделения самостоятельного раздела философии, который существовал бы наряду с логикой и этикой. Он же назвал этот раздел "Эстетика", обозначив его как "теорию чувственного познания". Разработка эстетики в конечном итоге воплотилась в создании цельного, взаимосвязанного учения о прекрасном, об искусстве в целом. А. Баумгартен назвал красоту совершенством чувственного познания, а искусство - воплощением красоты. Так начался второй этап развития эстетики, который завершил Г. Гегель, па основе диалектического подхода построивший грандиозную эстетическую концепцию, где теоретический анализ художественной деятельности человека был органически соединен с историческим. Данная концепция основывалась на идеалистическом мировоззрении.

После Г. Гегеля, внесшего свой вклад в философско-эстетические воззрения но созданию и оценке прекрасного, началась острая борьба различных методологических и идеологических подходов-ориентаций. С этого момента начался третий этап в развитии эстетики, характеризуемый тем, что развитие эстетической мысли в XIX-XX вв. предопределялось видами и формами самих философских учений. В качестве последних выступали разные формы объективного и субъективного идеализма, интуитивизма, виды антропологического материализма, феноменологии и экзистенциализма. Появился ряд эстетических воззрений, которые основывались на достижениях конкретных наук. Как результат, возникли психологическая эстетика, физиологическая эстетика, психоаналитическая эстетика, искусствоведческая эстетика, социологическая эстетика, семиотическая эстетика, математическая эстетика и т.д.

Сформировалась в это время и диалектико-материалистическая концепция эстетики, которая принципиально отличалась от всех других направлений эстетической мысли того времени тем, что в ней формулирование взглядов на прекрасное, совершенное, возвышенное базировалось на общественной практике, признании объективных закономерностей развития мира и тех ценностях, которые обеспечивают прогрессивное развитие человечества вообще. Данная концепция обосновывала мысль о том, что только в общественном труде формируется неизвестная никому, кроме человека, способность созидать но канонам красоты и совершенства и ко всему подходить с эстетической мерой. Таким образом, только в практически-преобразовательной деятельности человек начинает выявлять разнообразные эстетические ценности, которые отражаются в соответствующих категориях: "красота и величие", "гармония и драматизм", "трагизм и комизм".

Категории эстетики как науки разрабатывались и утверждались по мере развития общественной практики и совершенствования эстетического отношения людей к миру но мере освоения человечеством мира по законам красоты. Их можно разделить на четыре типа: 1) категории эстетики, которые характеризуют сам процесс творчества, создание феноменов бытия, обладающих эстетической ценностью; 2) категории эстетики, которые выражают наиболее значимые стороны эстетического отношения человека к реальному миру, созданному им самим в процессе труда; 3) категории эстетики, которые отражают специфику социальной ситуации, где происходит выявление эстетических ценностей; 4) категории эстетики, отражающие уровень эстетического познания действительности.

К основным "парным" категориям эстетики относятся следующие: а) "прекрасное и безобразное"; б) "трагическое и комическое"; в) "возвышенное и низменное". В контексте данных категорий каждый человек не только формируется, но и получает с определенным их учетом результаты своего труда.

Высшей эстетической ценностью является прекрасное. Секрет красоты - это секрет жизни. Разгадать его - значит понять истоки человеческого бытия. Над этой загадкой человечество размышляет уже на протяжении более 25 веков. Очевидно только одно: прекрасное рождается тогда, когда формы результата творчества совпадают с нашими представлениями о совершенстве или о том, что способствует совершенствованию жизни.

Содержание категории "прекрасное" трудно определимо, ибо все, что понимается под ней, следует рассматривать в ценностном аспекте. Каждый предмет и явление обладает формальными признаками, которые могут сделать их прекрасными. Все они способны так или иначе удовлетворять эстетические потребности людей и, следовательно, выступают в качестве эстетических ценностей. Предметы, обладающие такими свойствами, называются красивыми и прекрасными. В связи с этим необходимо сопоставить категории "прекрасное" и "красивое".

С древнейших времен категории "прекрасное" и "красота" употреблялись в контексте космологии, метафизики, богословия как синонимы. В то же время понятие "прекрасное" чаще использовалось в качестве широкой оценочной категории, а категория "красота" - для обозначения совершенства.

В античной Греции прекрасное мыслилось как неотъемлемое свойство мира, космоса, но проявляемое в разных основаниях. У Гераклита таким основанием является борьба противоположностей, что порождает "прекраснейшую гармонию". Фалес утверждал, что космос прекрасен как "произведение бога". Пифагорейцы усматривали красоту в числовой упорядоченности, гармонии , симметрии. Диоген видел прекрасное в мере всего. С Сократа, для которого красота из характеристики вещи превратилась в идею , понятие прекрасного, античные воззрения о прекрасном приобрели статус рационального осмысления, превратились в проблему сознания, разума. У Платона прекрасное часто соседствует с благим , но последнее он ставит выше. При этом главным помощником на пути продвижения по ступеням прекрасного становится любовь к прекрасному, или Эрот. Человек, достигший созерцания прекрасного, рождает истинную добродетель. Для Аристотеля в физическом мире "красота заключается в величине и порядке ". Он считал, что красивая вещь должна быть легко обозримой, а на идеальном уровне прекрасное - это то, "что, будучи желательно само ради себя, заслуживает еще похвалы и что, будучи благом, приятно, потому что оно благо".

Завершением воззрений о прекрасном в античной философии можно считать концепцию Плотина. В двух трактатах "О прекрасном" и "О мысленной красоте" он обосновывал мысль, что красота пронизывает весь универсум и является показателем оптимального бытия всех его составляющих. Чем выше уровень бытия, тем выше степень красоты. Первая и высшая ступень красоты, соответствующая высшему уровню бытия, - это умопостигаемая красота. Она истекает от бога (Единого) - абсолютного единства блага и красоты. Ее носителями являются ум и душа мира. Последняя дает начало следующей ступени красоты и уровню бытия - красоте, постигаемой душой человека. На этой ступени находится идеальная красота природы, красота души человека и красота добродетелей, наук, искусств. Нижнюю ступень красоты и уровень бытия занимает чувственно воспринимаемая красота. К ней Плотин относил видимую красоту материального мира и красоту произведений искусства.

Концепция красоты Плотина оказала сильное влияние на патристику и средневековые европейские воззрения о прекрасном, ядром которых был библейский креационизм - учение о сотворении мира Богом из ничего. У Августина, как и у всех Отцов Церкви, красота - эго объективное свойство духовно-материального универсума. Августин различает прекрасное в себе и для себя и выстраивает христианскую иерархию красоты, источником которой является Бог, а высшим носителем - Логос-Христос. От последнего происходит красота универсума и духовная красота человека и его творений.

Представления о прекрасном, которые формулировали Отцы Церкви, обобщил Николай Кузанский. Понятие "прекрасное" он определял тремя главными факторами: а) слиянием формы и цвета, пропорциональностью элементов соответствующего объекта; б) способностью объекта пробуждать к себе влечение; в) любовью и умением "собирать все воедино".

Итальянский Ренессанс поставил в центр своих эстетических представлений и художественной практики красоту искусства. Развивая один из главных принципов Античности - идеализацию , достигшую апогея в греческой классической скульптуре, мастера Возрождения создали в живописи и скульптуре в русле христианской культуры уникальный и богатейший мир живописно-пластических идеализированных образов, сотворили "модель" прекрасного мира. Мыслители Ренессанса были убеждены в том, что только в искусстве проявляется истинная красота мира, "Божественная идея красоты", которая осеняет художника, и он стремится воплотить се в своем творчестве.

Классицизм придал этим идеям и принципам "холодный" академический формализм. Теоретически обосновывалась мысль, что создание красоты допустимо только для эстетически ориентированного класса искусств - "изящных искусств".

Для философии XVIII в. характерными являются поиски соотношения между выявлением объективных характеристик красоты и изучением субъективных реакций на нее человека, который все это воспринимает. Так, Г. В. Лейбниц определял красоту как принцип совершенного соответствия , на основе которого Бог сотворил мир как "гармонически упорядоченное единство в многообразии".

Значимым явилось то, что формула "единство в многообразии" стала на столетия удобным клише для определения прекрасного в эстетике. Отождествление прекрасного с совершенством также заняло видное место в философии красоты. На нем, в частности, основывали свое понимание прекрасного X. Вольф и его ученик А. Баумгартен, основатель науки эстетики. А. Баумгартен, разделяя красоту на природную и художественную, понимал ее как "совершенство явленного".

С XVIII в., с момента становления эстетики как философской науки, прекрасное стало рассматриваться в качестве главной категории философии. И. Кантом обосновывалась мысль о том, что категория "прекрасное" характеризует неутилитарные субъект-объектные отношения. Философ соотносил прекрасное с эстетическим вкусом , определяемым как созерцательная "способность судить о прекрасном". Другими словами, у И. Канта философия прекрасного строится на субъективной способности эстетического вкуса формировать о чем-то ценностные суждения. Мыслитель выделял два вида красоты: а) свободную красоту , определяемую только на основе формы и чистого эстетического вкуса ; б) привходящую красоту , основанную на определенном назначении предмета, цели.

В соответствии с двумя видами красоты И. Кант различал искусства механические , которые называл ремеслами, и эстетические , создающие чувства удовольствия и способные быть приятными и изящными. Первые доставляют поверхностное чувственное наслаждение в обществе и ориентированы на приятное времяпрепровождение. Вторые являются носителями красоты и развивают культуру межличностных коммуникаций на основе "всеобщей сообщаемости удовольствий".

В дальнейшем философские воззрения о прекрасном и красивом создавались, как правило, в результате более или менее талантливой интерпретации, толкования или упрощения идей И. Канта о прекрасном. Правда, в "Лекциях по эстетике" Г. Гегеля прекрасное состояло в красоте абстрактных форм идеи, закономерностях , правильности , симметрии , гармонии бытия реальных предметов.

В XIX в. социокультурная и художественно-эстетическая ситуации не способствовали фундаментальной философской разработке категории прекрасного. Главные направления в искусстве этого столетия - романтизм, реализм, натурализм, символизм - уже не ориентировались на выражение прекрасного и не создавали произведений изящного, в узком смысле, искусства. Тенденции изящного возродились на короткий срок и в ограни-

ценном культурном пространстве рафинированных локальных форм декаданса, эстетизма, модерна рубежа XIX-XX вв.

Во второй половине XIX в. начинается процесс девальвации феномена и категории "прекрасное" как в теории, так и в художественной практике. Такие понятия, как "эстетика", "эстетический", "эстетизм" приобретают в среде мыслителей и революционно ориентированных художников негативный оттенок. В эго время Н. Г. Чернышевский, полемизируя с гегельянской эстетикой, ее пониманием прекрасного как "равновесия идеи и образа", выдвинул и попытался обосновать в диссертации "Эстетические отношения искусства к действительности" тезис о том, что "прекрасное есть жизнь", когда мы находим ее такой, "какова должна быть она по нашим понятиям". В другом случае эта мысль звучит так: "Прекрасное то, в чем мы видим жизнь так, как мы понимаем и желаем ее, как она радует нас" .

Следует признать, что Вл. Соловьев, во многом поддерживая идею Н. Г. Чернышевского, в русле своего христианского мировоззрения считал, что прекрасное является важнейшим показателем реализации постоянно длящегося процесса Божественного творения бытия. Прекрасное проявляется посредством воплощения божественной идеи в преодоление хаоса, т.е. философ трактовал прекрасное как процесс воплощения божественной идеи в человеческое бытие. Идеи Вл. Соловьева в XX в. были поддержаны и развиты русскими религиозными мыслителями П. Флоренским и С. Булгаковым.

Много внимания проблеме прекрасного уделяла марксистско-ленинская эстетика. Ею была раскрыта закономерная связь между прекрасным и трудовой деятельностью человека. Обосновывалась мысль о том, что только на основе практически-преобразовательной деятельности может возникнуть эстетическое отношение к миру, т.е. многообразные явления природы и общественной жизни обладают свойствами прекрасного в той мере, в какой они в своей конкретно-чувственной целостности выступают в качестве человеческой ценности. Свободное развитие человека и его свободное утверждение в обществе раскрывают в нем высокий потенциал творчества, что является прекрасным, а также формируют в его мироощущении и мировоззрении тот совершенный эстетический вкус, который определяет прекрасное, вызывающее у него бескорыстную любовь, чувство радости, счастье. В контексте таких рассуждений прекрасное виделось как "совершенное в своем роде", "соотнесение с общественным идеалом", "высшая эстетическая ценность". Утверждалась историческая относительность прекрасного.

Как видим, даже краткий анализ главных исторических вех становления философских воззрений о прекрасном показывает, насколько труден и неуловим этот феномен для понимания и хотя бы косвенной вербализации, и это при том, что вроде бы не существует ни одного человека, который был бы лишен чувства красоты, не испытывал наслаждения от контакта с теми или иными прекрасными объектами. Более того, кажется, не существует человека, в котором не было бы заложено некое интуитивное "знание" прекрасного. Тем не менее человеческая мысль тысячелетиями бьется над проблемой словесного выражения, описания, объяснения прекрасного, и все попытки оказываются тщетными. Как итог данных устремлений, определение категории "прекрасное" было признано дискуссионным.

Что касается категории "красота", то ею обозначается совокупность свойств объекта , которые приводят к актуализации у человека чувств эстетического наслаждения. Уже в древнекитайской философии смысл красоты и вообще эстетического понимался как нечто , приводящее человека во вневременную гармонию с универсумом, выключающее его из обыденной преходящей действительности бытия, возводящее его на уровень истинного бытия. В связи с этим очевидна принципиальная бесперспективность поисков неких конкретных эмпирических характеристик и тем более канонов красоты, ведь их совокупность, как и большинство из них в отдельности, практически не поддается вербализации, хотя данный процесс практически ничего не дает ни разуму, ни чувству.

Вместе с тем красота является необходимым условием актуализации эстетического в модусе прекрасного. Нет красоты - нет и прекрасного. Правда, наличие красоты отнюдь не достаточное условие для того, чтобы событие прекрасного состоялось. В не меньшей мере оно зависит и от субъекта восприятия, его черт и свойств, к которым, в частности, относится и достаточно развитый эстетический вкус, художественное чутье. Более того, для выявления прекрасного нужна и субъективная установка на эстетическое восприятие объекта. При совокупности необходимых условий вполне может реализоваться событие прекрасного. Оно есть воспарение духа в некую смысловую форму, где человек погружается в состояние покойной благостности, ощущения предельной гармонии бытия и жизненной самореализации, полного соответствия отдельного общему, реального мира идеальному. Человек достигает состояния полной сопричастности личного бытия и бытия сущего, сопровождаемого неописуемым духовным наслаждением, которое он может обозначить как прекрасное.

Категория "безобразное", возникшая в эстетике как оппозиция понятию "прекрасное", отражает средоточие негативных характеристик бытия человека и общества. Данная категория, в отличие от других категорий эстетики, имеет сложный опосредованный характер существования. Дело в том, что она определяется только в отношении к другим категориям эстетики как их диалектическое отрицание или как интегральная антиномическая составляющая. В данном случае речь идет о противопоставлении таким категориям, как "прекрасное", "возвышенное".

Еще в античной Греции отмечалось, что безобразное как антипод прекрасного проявляется практически во всех сферах бытия. Оно противоречило главному идеалу античного мира: упорядоченному космосу и ориентированному на пего рационально организованному социуму. В неоплатонической иерархии красоты безобразными считались низшие материальные, телесные, "бесформенные" ступени. Фактически, в качестве безобразного понималось небытие. В данном случае имеет большое значение то, что смысл этой бытийной трактовки безобразного сохранился и до наших дней.

Более сложный характер имеет историческое осмысление безобразного в искусстве. Аристотель "узаконил" его место в различных искусствах. В контексте своих эстетических воззрений он признавал, что изображение безобразных предметов, к которым философ относил отвратительных животных, допустимо в живописи. Именно в изображении бытия безобразное фактом искусного подражания доставляет удовольствие. В драматических искусствах, как считал Аристотель, безобразное как не доставляющее реального страдания трансформируется в смешное , например, в комедии , или способствует самоотрицанию , как в трагедии.

В христианской эстетике безобразное в человеке и обществе рассматривалось как следствие грехопадения и порчи. Поскольку чувственная красота - это источник вожделения и греховных соблазнов , христианам предписывалось если не умалять, то по крайней мере не увлекаться ею.

Согласно христианской доктрине неприглядный и даже безобразный внешний вид вполне может совмещаться с внутренней душевной красотой. Более того, некоторые из представителей религиозных служителей считали, что "невзрачный", "презренный" вид Иисуса, в каком он явился на земле, позволил Ему донести до людей красоту духовных истин, выполнить свою жертвенную миссию на земле. В связи с таким подходом "презренный", "достойный поругания" вид Христа становится символом его неописуемой Божественной красоты. Такие выводы и утверждения в определенной степени обусловливали формирование эстетики аскетизма, христианского монашества. В данной эстетике феномены безобразного становятся символами аскетического подвига, христианского мужества, духовной стойкости. Эта традиция была активно развита западным христианским искусством, где стали популярными экспрессивно-натуралистические изображения страдающего, умирающего, мертвого Христа и пыток мучеников. В данном случае безобразное является не антитезой прекрасному, а его опосредованным религиозным символом.

Что касается философской эстетики , то безобразному долго нс уделяли особого внимания. Традиционно оно рассматривалось противоположным прекрасному, возвышенному, возможным, но в определенной мере, изображением в искусстве. Г. Гегель вообще не уделил этой категории специального внимания. Досадный недочет восполнили его ученики.

Например, И. К. Ф. Розенкранц в работе "Эстетика безобразного" (1853) утверждал, что безобразное - это "отрицательно-прекрасное". Оно является "теневой" стороной прекрасного, антитезой "просто прекрасного" в диалектически понятом "абсолютно прекрасном". Внутренняя диалектическая связь между прекрасным и безобразным заключена в возможности саморазрушения первого на основе несвободы человеческого духа. Другими словами, если есть безобразное, то наличествует "несвобода духа". Более того, возможно "восстановление прекрасного из безобразного". Например, по мысли И. К. Ф. Розенкранца, в искусстве безобразное самореализуется в комическом. Он выделил три основных вида безобразного: а) бесформенность - аморфность, асимметрия, дисгармония; б) неправильность , или ошибочность в стиле, в отдельных видах искусства; в) уродство как "генетическая основа" любого безобразного.

В диалектико-материалистической философии признается, что воспроизведение безобразного способствует художественному изображению жизни во всей ее полноте. Одновременно философские воззрения материалистов не признают современные постфрейдистские, постструктуралистские, постмодернистские философско-эстетические разработки, посвященные безобразному. Дело в том, что имеющиеся в этих разработках утверждения построены на включении безобразного в жизнь на равных основаниях со всеми остальными эстетическими феноменами: прекрасным , совершенным , возвышенным.

Категория "возвышенное" является одной из относительно редких модификаций эстетического. В содержательном аспекте возвышенное включает в себя комплекс неутилитарных взаимоотношений субъекта и объекта, как правило, созерцательного характера. В результате этих взаимоотношений человек испытывает сложное чувство восхищения, восторга, ликования, благоговения и одновременно страха, ужаса, священного трепета перед объектом , превосходящим все возможности его восприятия и понимания.

Такая диалектика чувств обусловлена тем, что человек изначально переживает свою глубинную, внутреннюю психологическую и энергетическую сопричастность присущему объекту свойству, которое придает его духовным качествам и чувственным характеристикам самое неповторимое трепетание , как взлет в самые сокровенные мечты. Однако вслед за этим человек ощущает себя бесконечно малой величиной в этой связи взаимоотношений субъекта и объекта.

Следует отметить, что в теоретической эстетике категория "возвышенное" употреблялась мыслителями античной Греции в связи с таким феноменом, как энтузиазм. Последний трактовался как божественное воодушевление и приписывался прорицателям, провидцам, поэтам, живописцам. В таком смысле он использовался платониками в их наставлениях по ораторскому искусству. Формально энтузиазм для риторов был величественным, строгим стилем речи. Это закреплено в трактате "О возвышенном", автором которого был некто Псевдо-Лонгин, утверждавший, что энтузиазм - это такая речь, которая обладает неосознанно эмоциональным воздействием на слушателей, приводит их в состояние восторга, изумления, "подобно удару грома", и ниспровергает все прочие доводы. Автор трактата подчеркивал, что оратор для достижения возвышенного должен не только искусно владеть всеми техническими правилами составления фигур и оборотов речи, но и субъективно быть предрасположенным к возвышенным мыслям, суждениям, страстным переживаниям, патетическому настрою.

В Средневековье проблема возвышенного не рассматривалась на теоретическом уровне. Вместе с тем дух возвышенного достиг и проявил себя в византийском и древнерусском искусстве: в живописи, архитектуре, церковном пении, храмовом богослужении.

На Руси возвышенное проявилось в эстетике аскетизма, житии святых, древнерусской иконописи. Бог представал в качестве антиномического, непостигаемо-постигаемого объекта духовного созерцания, вызывающего у верующего переживание возвышенного: ужаса и восторга, трепета и неописуемой радости и т.д. Эстетическое сознание в византийско-право

славном ареале было пронизано феноменом возвышенного. В связи с этим на первый план в эстетике православия был выдвинут Образ Бога, иконопись как символы, функционирующие в модусе возвышенного.

В дальнейшем осмысление возвышенного связано с трактатом одного из создателей эстетики Э. Берка "Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного", где автор проводит сравнительный анализ двух главных категорий эстетики - "прекрасное" и "возвышенное", - а также тех объектов, которые отражены в данных категориях. Так, объекты, вызывающие возвышенное, "огромны по своим размерам", шероховаты и небрежно отделаны. Они угловатые, темные, мрачные и массивные, могут быть даже зловонными. Из-за этого возвышенное близко стоит к категории "безобразное". Более того, все, что возбуждает ужас в человеке, может быть источником возвышенного.

М. Мендельсон в трактате "О возвышенном и наивном в изящных искусствах" определял возвышенное совсем иначе, как нечто, которое вызывает у человека восторг, восхищение, "сладкий трепет" и тем самим приводит его к постижению внезапно открывшегося совершенства. В искусстве мыслитель различал два вида возвышенного: 1) восхищение изображенным предметом самим по себе; 2) восхищение самим изображением предмета, достаточно заурядного, не вызывающего удивления.

И. Кант свои рассуждения о возвышенном основывал на созданной им самим концепции прекрасного. Он утверждал, что чувство возвышенного возбуждают, как правило, предметы бесформенные, безграничные, несоизмеримые с человеческим масштабом, так как главный акцент переносится па количество. По его утверждению, возвышенное используется для изображения неопределенного понятия разума. Удовольствие от возвышенного, как считал И. Кант, - это особое противоречивое удовольствие-неудовольствие.

Главное различие категорий "прекрасного" и "возвышенного" И. Кант видел в том, что прекрасное заключено в форме целесообразности природы объекта, а возвышенное связано с насильственно навязанным воображением. Философ выделял два вида возвышенного: 1) математически возвышенное; 2) динамически возвышенное. Первый вид определяется величиной объекта, увлекающей наше воображение в бесконечность, второй - угрожающими силами природы: бушующий океан, гроза с громом и молниями, действующий вулкан и т.д. Когда человек видит их из безопасного места, он ощущает увеличение своей душевной силы в процессе созерцания и получает удовольствие от осознания в себе "способности сопротивления" им. Душа воспринимающего начинает "ощущать возвышенность своего назначения по сравнению с природой".

Идеи И. Канта конкретизировал Ф. Шиллер, сместив некоторые акценты. Он считал, что чувство возвышенного сочетает в себе страдание , достигающее иногда степени ужаса, и радость , восходящую до восторга.

Ф. Шеллинг усматривал возвышенное в природе, искусстве и "душевном строе" и определял его как облечение бесконечного в конечное. Из этого следует, что хаос есть основное состояние бытия, которое предопределяет возникновение у человека возвышенного.

Г. Гегель считал, что возвышенное возникает у человека тогда, когда есть желание выразить бесконечное. Вместе с тем он полагал, что нет такого предмета, который оказался бы годным для этой цели. Дело в том, что возвышенное проявляется в стремлении показать, явить абсолютное выше всякою непосредственно существующего предмета. Что касается возвышенного в искусстве, то оно, по мнению философа, проявляется в абсолютном стремлении искусства к выражению божественной субстанции. Поскольку последняя значительно превосходит любые формы внешнего выражения, это и должно стать существованием внутреннего за пределами внешнего. Данные идеи Г. Гегеля оказали существенное влияние на основные принципы эстетик романтизма и символизма , представителями которых были предприняты небезуспешные попытки создать возвышенные произведения в поэзии, музыке, живописи.

С позиций материалистической диалектики возвышенное рассматривается как внутренняя значимость предметов и явлений, несоизмеримых по своему идеальному содержанию с реальными формами их выражения. Материализм не противопоставляет возвышенное прекрасному и рассматривает его в тесной связи с героизмом , пафосом борьбы и творческой деятельностью человека.

Возвышенное, если его трактовать с позиций диалектического материализма, есть не что иное, как выражение идеи величия и достоинства человека, и в этом ему родственно трагическое , представляющее собой своеобразную форму возвышенно-патетического и проявляющееся в жизнедеятельности людей, которые являются проводниками идей прогрессивного развития общества.

В конце XX в. в эстетических воззрениях вновь возрос интерес к категории "возвышенное". Предпринимались попытки модернизировать трактовки, которые накопила философская и в целом теоретическая мысль. Например, Ж.-Ф. Лиотар в "Лекциях по аналитике возвышенного" (1991) и других работах характеризует возвышенное как событие неожиданно возникшего конфликта между двумя типами мышления по какой-то теме, не имеющими общих правил организации. Возвышенное, по мнению данного автора, возникает в искусстве как эмоциональное переживание таких конфликтов и обычно возникает в авангардном искусстве: в абстрактной живописи, экспрессионизме, современном театре и других произведениях постмодернизма. Именно там потоки и пульсации энергии "не я" находят наиболее адекватное и сублимированное выражение.

Каждый человек, в том числе и юрист, соприкасаясь с красивым, наслаждаясь красотой горной реки, огромных деревьев, творениями Рафаэля и Леонардо да Винчи, Андрея Рублева и Феофана Грека, соборами Владимира, Киева и Москвы, которые до сих пор завораживают своим совершенством, осознает роль человека в мире, где ему суждено пройти свой недолгий, но прекрасный, порой трагический путь.

В эстетическом восприятии красоты, прекрасного, возвышенного, совершенного, в соотнесении их с безобразным, всегда присутствует диалектика развития внутреннего мира человека, сопровождаемая процессом его совершенствования, возвышения к идеалу. Этот потенциал красоты нашел свое отражение в формуле "красота спасет мир".

  • Чернышевский II. Г. Избранные философские сочинения. М., 1950. Т. 2. С. 10.
Похожие публикации