Как разгадать и изменить свой жизненный сценарий? Простая техника изменения неудачного сценария жизни.

Психика человека похожа на компьютер, в который можно загрузить ту или иную программу. И первая такая запись делается в детском возрасте. Родители воздействуют на настоящее и будущее ребенка, формируя подсознательные мотивы поведения. Большая часть психотерапевтической работы отводится на корректировку неблагополучного сценария из детства, выход из него и построение новой жизни. Но обо всем по порядку.

Жизненный сценарий – постепенно реализующийся план жизни, сформированный в детстве. Он отражает установки, ценности, правила, которые внушили родители. Притом чаще это внушение происходит делом, а не словом, хотя сами родители не всегда это понимают.

Жизненный сценарий требует корректировки в том случае, если препятствует развитию личности. Обычно это описывают как «злой рок», «клеймо неудачника», «рождение под несчастливой звездой», «мне попадаются одни негодяи», «меня прокляли», «на мне венец безбрачия», «это родовое проклятие» и т. д. На самом деле нет ни рока, ни судьбы, есть программа родителей, их образец, плотно засевший на бессознательном уровне.

Почему каждый ребенок усваивает сценарий родителей? Дана готовая цель жизни:

  • кому-то твердят о ценности образования;
  • кому-то о замужестве;
  • кому-то о самореализации;
  • кому-то показывают, что можно существовать без цели (асоциальные семьи);
  • для кого-то целью становится делать все для других людей, для получения их любви и внимания.

Жизненный сценарий отражает опыт родителей, их способ жизни, который ребенок усвоил в совершенстве. Родители учат тому, чему научились сами, по крайней мере, сами они так считают. Потому из успешных семей чаще выходят успешные дети, а вот выходцам из асоциальных семей приходится нелегко. Они в будущем становятся клиентами психотерапевта или пытаются самостоятельно разорвать шаблон жизни родителей, сломать , начать жить по-новому, по-своему.

Типы сценариев

В психологии принято говорить о 4 сценариях жизни:

  1. Сценарий победителя: «Я – хороший, они – хорошие, жизнь – хороша».
  2. Сценарий неудачника: «Я – плохой, они – плохие, жизнь – плоха».
  3. Сценарий озлобленного пессимиста: «Я – хороший, но они плохие, жизнь – плоха».
  4. Сценарий с комплексом неполноценности: «Я – плохой, а они – хорошие».

Сами названия отлично описывают мироощущение людей, живущих по ним. Первый тип вряд ли попадет к психотерапевту, а вот три остальных входят в группу риска.

Основатель теории Эрик Берн выделил 3 сценария:

  1. Победитель. Всегда ставит цели, добивается их. Притом достигает конкретных результатов, не больше и не меньше намеченного. Победители борются, конкурируют, за что их нередко недолюбливают.
  2. Непобедитель. Человек, который тратит много сил на сохранение прежней позиции. Он много трудится, но не ради победы, а для сохранения своего положения. Из непобедителей получаются всеобщие любимцы, а сами они за любой результат благодарны судьбе.
  3. Неудачники. Доставляют массу неприятностей себе и другим, вовлекают окружающих в свои проблемы, тянут на дно.

Заподозрить, по какому сценарию живет человек, можно при внимательном слушании:

  • «Теперь я знаю, как сделать в следующий раз», – говорит победитель.
  • «Я бы, конечно, сделал это, но…» или «Если бы только…», – скажет неудачник.
  • «Я поступил так, но, по крайней мере, я…» или «Ничего, спасибо и за это», – говорит непобедитель.

Жизненный сценарий отражается в жизненных позициях в работе, любви, дружбе, браке. Жизненная позиция – отношение человека к чему-либо.

Структура сценария

В структуру сценария входят следующие элементы:

  1. Финал сценария. Да, он закладывается первым и звучит как проклятие или благословение. «Ты умрешь так же, как твой отец-алкоголик!», «Ненавижу тебя, лучше бы тебя не было!» – суровые проклятия, которые, увы, встречаются в реальной жизни и формируют неудачников. Конечно, это не происходит после одного выкрика, но систематическое повторение подобного превращается в установку. А вот фразы «Будь великим!», «Ты станешь самым известным футболистом» и тому подобные воспитывают победителей.
  2. Предписания: приказы и запреты. «Не будь эгоистичным», «Ты сегодня вел себя хорошо» – предписания победителя. «Никому не говори об этом» – предписание непобедителя. «Не приставай!», «Не умничай!», «Не ной!» – предписания неудачника. Для закрепления также нужны множественные повторения, но в совокупности с физическим наказанием бывает достаточно и одного раза.
  3. Провокация, опасность которой не всегда осознается родителями. Пример: «Он у нас неряха», «Он у нас такой дурачок».
  4. Нравоучения о том, как жить: «много работай», «будь хорошей девочкой», «не ходи гулять». Большую трудность вызывает противоречие родительских наставлений, в будущем человек так и живет – бросается из крайности в крайность.
  5. Образцы поведения. Родители передают практический опыт реализации нравоучений и предписаний.
  6. Импульс. Это желание поступать наперекор родителям. Возникает при излишке наставлений и предписаний.
  7. Антисценарий, или внутреннее освобождение. Человек дает себе разрешение быть другим, например, выйти замуж и построить счастливый брак, хотя все женщины в семье оставались одиночками.

База сценария закладывается к 6 годам. В дальнейшем при негативном жизненном сценарии человек, сам того не замечая, препятствует собственному успеху, срывает собственные планы. Он вредит сам себе, движимый неадекватным родительским .

Строение сценария

Фундамент сценария – жизненная позиция. Она вытекает из матери и дитя, которые определяют доверие или недоверие малыша к миру. У ребенка уже на первом году жизни появляются убеждения относительно себя и других:

  • «Я хороший, со мной все в порядке» / «Я плохой, у меня не все в порядке».
  • «Ты хороший, с тобой все в порядке» / «Ты плохой, с тобой не все в порядке».

Первые убеждения окрашены знаком плюс, вторые – минус. Это ядро сценария. Жизненная позиция зависит от комбинации знаков:

  1. Я (+) и Ты (+). Это позиция успеха. Такой человек психологически здоров, способен достигать успеха, выходить победителем из любой ситуации.
  2. Я (+) и Ты (–). Позиция превосходства. Такой человек привык в шутку и всерьез обвинять других людей, издеваться, критиковать. Он постоянно ищет врагов, находит, притом чаще надуманных, а после с удовольствием избавляется от них. Такая позиция характерна для любителей давать советы, всех вразумлять, а также для тиранов и убийц. Встречаются как победители, так и неудачники.
  3. Я (–) и Ты (+). Позиция депрессивности, саморазрушения, самоуничижения. Такой человек позволяет помыкать собой, пользоваться его слабостями, унижать. Он мучает сам себя, обрекает на одиночество, болезнь, тюрьму. Это сценарий неудачника, ключевые фразы которого: «Если бы только…», «Я должен был бы…».
  4. Я (–) и Ты (–). Позиция безнадежности, обуславливающая сценарий неудачника. Такие люди озабочены идей смерти, часто сходят с ума, становятся клиентами клинического психолога.

Жизненная позиция у большинства людей устойчивая, но встречаются типы с нестабильной позицией. Они регулярно колеблются между всеми четырьмя типами. Это тревожные и нестабильные типы. Работа с ними, как и другие отношения, представляет собой особую трудность.

Дело в том, что мы видим друг в друге эти позиции и тянемся к таким же, как мы сами. Нестабильный человек тянется то к одному кругу лиц, то к другому, а в результате нигде не чувствует комфорта, да и окружение его не понимает.

Именно с жизненной позицией и нужно бороться, чтобы выйти из сценария. Разрушите фундамент – дом рухнет сам собой. Но изменить позицию, как отметил Берн, можно только двумя способами: работая с психотерапевтом или найдя источник большой и искренней любви. Психоаналитик был уверен, что сильные чувства способны разрушить даже детские установки относительно себя и мира.

Как определить свой сценарий

  1. Каким лозунгом пользовались ваши родители? Ответ поможет запустить антисценарий.
  2. Как жили родители? Ответ – ключ к навязанным образцам поведения.
  3. Каким был главный родительский запрет? Поможет понять, на что вы его заменили или против чего протестуете.
  4. Что ваших родителей радует, а что огорчает? Ответ помогает увидеть альтернативу запрету.

Результаты могут быть весьма неожиданными. Например, в книге Берна говорится, что запрет «Не думай!» запускает программу пьянства. Алкоголь – уход от реальности, возможность не думать о проблемах.

Как изменить сценарий

Нужно увидеть несовершенство установленной программы – в этом и заключается трудность, ведь сценарий записан на диск бессознательного. Когда проблема найдена, нужно начинать работу по захвату самостоятельности: ставить осознанные жизненные цели, самостоятельно выбирать , способы достижения целей.

Самостоятельно изменить сценарий непросто. Лучше обратиться к психотерапевту, но прямо сейчас можно сделать первый шаг к изменению судьбы:

  1. Подумайте, есть ли у вас конкретный план жизни, или вы слепо плывете по течению? Нужно, чтобы были четкие задачи на день, неделю, год, всю жизнь, важные и полезные для вас. Если вы ставите цель ради кого-то, значит, снова поддаетесь сценарию. Это должны быть исключительно ваши цели.
  2. Есть ли у вас сознательный план достижения этих целей.
  3. Ориентируетесь ли вы на сознательно выбранные образцы поведения.

Нужно подумать, что вы хотите изменить, как вы хотите жить, какие ресурсы для этого нужны, где их взять. Эрик Берн отмечал, что самая важная работа – дать себе разрешение жить по-своему, развиваться, любить, меняться. Запретов, сохранившихся от родителей, в голове и так достаточно.

Послесловие

Предрасположенность к жизненным проблемам, способы реагирования на них уходят корнями в семейное воспитание. Но не только генетика, поведение родителей, условия среды формируют жизнь человека. На нее влияет сама личность, внешние обстоятельства, неподвластные родительскому сценарию.

В конечном счете, каждый человек – сам хозяин своей судьбы. Только его и личные устремления играют решающую роль. Родители могут записывать сценарий, но они не влияют на врожденные особенности психики, . А это играет немалую роль в коррекции судьбы.

Свой сценарий жизни каждый из нас создаёт, будучи ребёнком. Находясь под влиянием близкого окружения: родителей, бабушек и дедушек, мы постепенно выковываем модель своего будущего из фрагментов положительных, драматических и трагичных событий, которые смогли произвести на нас неизгладимые впечатления.

Причём вписываем в страницы судьбы все до мельчайших подробностей: когда обзаведёмся семьёй, сколько детей в ней будет, определяем социальное положение в обществе и даже продолжительность своей жизни.

Сценарий жизни пишется на подсознательном уровне. Поэтому многие даже не догадываются о его существовании. И тем более о том, что его можно изменить. Как это сделать? Ответ прост – переписать свой сценарий жизни самостоятельно! Мистика - скажете вы? Вовсе нет - ответит вам наука. Она же и подскажет, как найти выход из замкнувшегося на детском подсознании круга.

Сценарий жизни как понятие, в научный мир ввёл известный в своих кругах психиатр и психолог Эрик Берн. Согласно его исследованиям, ребёнок, находясь под влиянием родителей и опираясь на семейные традиции, постепенно пишет содержание своей будущей драмы. Позже под произведение он подбирает действующих лиц, заставляя их исполнять отведённые роли.

Характерной чертой такого сценария жизни является неизбежный трагизм, постоянно повторяющийся по спирали жизненного пути автора. Зачатком всех событий являются решения, принятые в детстве под влиянием родительского воспитания.

Драматический жизненный сценарий неизбежен при наличии двух составляющих:

  1. Трудное детство - неблагополучные родители, неполноценная семья, агрессия и т. д.;
  2. Малоосознанный образ существования повзрослевшего ребёнка - отсутствие целей, достижений, чёткой личностной позиции и т. д.

К сожалению, людей, проживающих проблемный сценарий жизни - большинство. Их полной противоположностью являются представители общества, создавшие сценарии победителя. Это дети, воспитанные в счастливых семьях мудрыми родителями. Взрослея, они подходят к своему настоящему и будущему осознанно, поэтому их судьбы - счастливые, светлые, успешные.

Как вы считаете, к какой категории людей относитесь вы?

Понимание того, что вы проживаете проблемный жизненный сценарий - это первый шаг на пути к само осознанию. Далее необходимо правильно расставить приоритеты, определить жизненную позицию, ближайшие планы, выделить последовательность целей (ближние, средние, дальние), стратегии их реализации.

Если вы решили переписать свой жизненный сценарий, то, должны приготовиться к фундаментальной работе над собой. Первое, что необходимо сделать, это переосмыслить свое прошлое, чтобы взглянуть по-новому в своё будущее.

Шаг 1 . Оглавление прошедшего пути. Представьте, что создаёте книгу о своём прошлом. Разделите его на несколько глав (от 3 до 7) и дайте название каждой (например, детство, юность, студенчество и т. д.), создав к ним краткое описание.

Шаг 2 . Важные события. Для каждого раздела жизненного сценария подберите кульминационные случаи. Они должны касаться взлётов, падений, судьбоносных поворотов разных периодов. Опишите прошедшее в деталях, вспомните каждую мелочь: что произошло? почему? кто в этом участвовал? какая была реакция родителей?

Перечитайте, подумайте и сделайте выводы, почему именно так все случилось? Почему каждый описанный случай для вас ценен? Как характеризуют ушедшие события вас как личность в прошлом? Что вы думаете по этому поводу сейчас?

Шаг 3 . Дальнейшее развитие событий. Далее, подумав, создайте модель благоприятного и неблагоприятного сценария вашей судьбы. Начать следует с положительного варианта. Приоритеты должны быть смелыми, но реалистичными. В негативном содержании опишите ваши опасения и страхи.

Шаг 4 . Суть жизненного пути. Перечитайте несколько раз свой сценарий жизни. Уловите связь между событиями, найдите главную тему, общую суть разных ситуаций. Постарайтесь проанализировать свои поступки с разных точек зрения. Это поможет поменять ваше отношение к жизни на пути к само осознанию.

Сценарии жизни людей

6 сценариев жизни людей – именно столько вариантов поведения людей смогли выделить эксперты в ходе своих исследований. Каждый из сценариев получил своё название и отличается от другого схемой, в которой прослеживается определённая последовательность действий человека.

Схема "Прежде " - свойственна людям с позицией: "Для меня недопустимо хорошее, пока я не закончу с обязанностями";

Схема "После " - характерна тем, кто считает, что за все нужно платить. То есть, если человек получает нечто хорошее, желанное, то ему за это завтра придётся расплатиться дорогой ценой.

Схема "Никогда " - сценарий жизни людей, свойственный представителям человечества, которые считают, что им никогда не получить то, о чем они мечтают больше всего. Но на самом деле они абсолютно ничего не делают, чтобы достичь желаемого.

Схема "Всегда " - относится к категории людей, с которыми "это всегда случается", то есть повторяется один и тот же негативный эпизод. Причиной повторения событий является неправильное принятие решений изначально.

Схема "Почти " - характерна тем, кто не доводит дела до логического завершения. Им постоянно что-то мешает достичь поставленной цели.

Схема "Неопределённый сценарий" - свойственна людям, которые впадают в ступор после достижения краткосрочных целей. Они не могут определиться с дальнейшими действиями, поэтому не добиваются большего.
Какая из схем сценария жизни людей подходит вам?

Вы готовы поменять свой сценарий на позицию победителя?

Осознав, что в нашей жизни что-то не так, мы стремимся избавиться от оков "замкнутого круга". Справиться самостоятельно с поставленной задачей практически невозможно. Здесь обязательно нужно участие психолога, который поможет выявить сценарий нашей жизни, заглянуть в корень детских событий, определить приоритеты, ближние, дальние цели. И главное, вырвет из оков замкнутого круга неудач. Записаться к квалифицированному специалисту с опытом просто. Достаточно принять твёрдое решение, чтобы кардинально поменять свою жизнь.

Жизненный сценарий (скрипт) формируются в семье и живет в подсознании людей. Он представляет собой модель поведения, который воспроизводится не по своей воле снова и снова с разными людьми и в разных ситуациях.

Как формируется жизненный сценарий

Сценарий формируется до пятилетнего возраста, когда подсознание ребенка наиболее восприимчиво, а сознательный критический ум недостаточно сформирован для того, чтобы фильтровать поступающую извне информацию. Семейная обстановка, культура страны, передаваемые сообщения в сказках и фильмах влияют на формирование того или иного скрипта. Усваивая социальные нормы, половые роли, ребенок впитывает искажения, оценки, страхи, бытующие в культурной и семейной среде.

Все мы помним сюжет из сказки о спящей красавице, когда на бал по случаю рождения королевской дочери пришли двенадцать фей и одна злая колдунья, которая явилась без приглашения и полностью поменяла судьбу девочки. Изначальное состояние живого существа, пришедшего в мир «Я — ОК. Ты — ОК» – состояние принца или принцессы. В результате искаженных сценариев наше отношение к миру начинает трансформироваться в сторону «Я — ОК. Ты — не ОК», «Я — не ОК. Ты — ОК» или «Я — не ОК. Ты — не ОК», а вместе с нашим отношением начинает трансформироваться и наша судьба.


Все сценарии рождаются из этих 4 позиций

А кто же в таком случае играет роль колдуньи?

Сценарий семьи

Каждый из нас в определенной ситуации занимает одну из трех позиций: «Ребенка», «Родителя» и «Взрослого».

«Ребенок» – это наше эмоциональное, непосредственное начало, спонтанное, выражающее все свои чувства, импульсивное, неспособное самостоятельно контролировать свои влечения.

«Взрослый» – объективное начало, почти лишенное эмоций, способное беспристрастно оценивать ситуацию.

Все эти три начала присутствуют и в нас самих и, конечно, в наших родителях. И в формировании жизненных сценариев большую роль играет детское состояние родных. Неконтролируемые эмоции родительского «Ребенка» становятся источником нашего отношения к самим себе. В детстве мы воспринимаем родителей как безоговорочный авторитет, и их модель поведения кажется нам единственно верной, и она ложится в основу поведения внутреннего «Взрослого».

Нехватка любви, всевозможные обидные прозвища, критика в духе «У тебя руки-крюки. Ничего у тебя не получается. Какой из тебя актер — ни одной книжки не прочитал» ведут к настоящему превращению нас в «дураков», «безруких», «бездарных» и так далее. Неосознанные родители вбивают в своего ребенка ложные стереотипы, тем самым часто разрушая его веру в себя, а что самое ужасное — судьбу.


Самые частые родительские послания

В результате этого человек начинает то и дело искать во внешнем мире подтверждения родительским словам. Сценарий заставляет его быть не самим собой, а действовать словно под влиянием неведомой силы.

Как распознать и изменить жизненный сценарий

✔ Вспомните вашего любимого героя из сказок или фильмов: каким его чертам вы осознанно или неосознанно пытались подражать? Какие сказки вас привлекали в детстве? Нравится ли вам их финал? Та ли это судьба, о которой мечтаете лично вы? Напишите собственную сказку о вашем любимом герое с нужным вам концом. Обратите внимание на то, какую трансформацию придется пройти герою, чтобы достичь заветной цели.

✔ Понаблюдайте за своим телом – какие повторяющиеся реакции оно демонстрирует в похожих ситуациях. Какие слова или действия других вызывают желание сжаться, напрячься или перейти в агрессию? Вспомните ситуацию из детства, которая впервые вызвало у вас такую реакцию, когда были недовольны собой. Подумайте, какое ваше действие тогда вам бы понравилось, вызвало чувство справедливости и удовлетворенности.

Попробуйте проиграть эту ситуацию в воображении по новому сценарию. Проделайте это несколько раз с перерывами, пока новые собственные ощущения не покажутся такими же вероятными, как и первые. Постарайтесь почувствовать их отражение в вашем теле.

На сценарии можно повлиять лишь осознав причины их возникновения

Сценарий не является необратимым и неизменным, однако он может стать вашей судьбой, если пустить все на самотек.

Скрипты бессознательны, и повлиять на них можно только осознав причины их возникновения и закономерности различных событий в вашей жизни, которые им вызваны.

Затем задать себе вопрос: чтобы вы хотели иметь вместо этого. Не всегда это можно понять сразу. В этом случае рекомендуется искать в своем окружении правильные примеры — людей, на которых хотелось бы равняться и быть похожим. Это не значит, что нужно копировать поведение других или завидовать им – вы можете лишь брать лучшее, то, что возможно применить в своей жизни с пользой для себя.

Поначалу что-то будет казаться непривычным или даже вызывать сопротивление – ведь это выходит за рамки вашего привычного сценария. Но не беспокойтесь об этом. Чтобы сформировать свой новый, желаемый сценарий изначально необходимо увидеть другие возможные варианты, отличные от тех, к которым мы привыкли.

Давайте не будем жить бездумно, как серая и безликая масса. Давайте возьмем жизнь в свои руки и уже начнем строить ее так, как нам бы хотелось, а не так, как хотелось бы другим, чтобы мы ее прожили. Осознав не свой сценарий проживаемой нами жизни, мы можем отказаться от него. Не нужно обманывать себя. Не нужно стараться угодить кому-то, кроме себя самого. Вспомните, когда-то забытые мечты и планы и уже завершите их.

Представьте, что повесть вашей жизни состоит из нескольких глав (обычно от двух до семи). О чем они? Назовите каждую из них (например: раннее детство, школьные годы, студенчество, первая работа, первая любовь), изложите их краткое содержание. Тщательно обдумайте ваше место в каждой из глав.

2. Ключевые события жизни

Подберите ключевое событие для каждой главы. Это должны быть реальные поступки и действия из вашего прошлого. Например, прошлым летом в один из вечеров вы приняли важное решение. Или в возрасте 12 лет у вас состоялся серьезный разговор с мамой.

Подробно, с деталями, опишите каждое событие: кто принимал в нем участие? Где оно произошло? Что вы тогда делали? Что чувствовали? Определите степень влияния каждого события на вашу жизнь: что оно говорит о вас как о личности в тот момент вашей жизни и сейчас?

Взлеты и падения

Вспомните самый яркий момент, связанный с переживанием радостных эмоций. В вашей памяти это должно быть одно из самых лучших, самых прекрасных событий жизни. Где это случилось? Кто в нем участвовал? Как это переживание повлияло на вашу жизнь?

Прокрутите ленту событий назад и вспомните момент, когда вы переживали крайне неприятные для вас эмоции (отчаяние, разочарование, чувство вины). Даже если вам неприятно об этом вспоминать, будьте предельно честны. Что вы делали в тот момент? Кто был участником событий? О чем вы думали и что вы чувствовали?

Поворотные моменты

Вспоминая события своей жизни, мы можем совершенно точно определить те моменты, когда в жизни происходили значимые перемены. Поворотные моменты могут затронуть разные стороны жизни - отношения с людьми в школе и на работе, личные интересы и так далее. Постарайтесь осознать, в чем заключается важность этого события лично для вас. Оно не должно повторять события из других рубрик.

Значимые события

…из раннего детства

Выберите относительно четкое детское воспоминание и подробно опишите его. Оно может и не быть сверхважным в вашей нынешней жизни. Значимым его делает тот факт, что это одно из самых первых ярких воспоминаний вашего раннего детства. Сколько вам тогда было лет? Где все происходило?

...сознательного детства

Опишите сцену из детства, которая в вашем сознании отпечаталась как особенно значимая. Она может нести как положительные, так и негативные воспоминания. Кто в ней участвовал? Что она говорит вам о вас тогдашнем и нынешнем? В чем ее ценность?

…подросткового возраста

Расскажите о значимом для вас событии подросткового возраста, которое отложилось в памяти как ценное.

…взрослой жизни

Опишите ключевое событие вашей взрослой жизни (возраст 21+).

Бонус

Опишите еще одно событие из любого периода вашей жизни, которое представляется вам важным.

3. Что дальше?

Смоделируйте два различных сценария жизни, по которым ваша собственная история может развиваться в будущем.

Благоприятный сценарий жизни. Для начала разработайте желаемый вариант развития событий, исходя из ваших жизненных целей и желаний. Будьте смелы, но реалистичны.

Неблагоприятный сценарий жизни. Теперь создайте сценарий нежелательного развития ситуации в будущем. Опишите ваши страхи, придумайте ситуацию, в которую вы, как надеетесь, никогда не попадете. И снова будьте реалистичны.

4. Главная тема

Снова перелистайте главы вашей жизни, в том числе и о воображаемом будущем. Можете ли вы определить ключевую тему, идею, лейтмотив вашего повествования о своей жизни? Какова основная тема вашей жизни? Как вы трактуете значимые события вашей жизни? Рассмотрите эти события с разных ракурсов, вы увидите, как угол зрения меняет ваш взгляд на жизнь.

Похожие публикации