Как избавиться от тревожности: советы психолога. Чувство тревоги без причины Что влияет тревожность

Что же мы знаем о понятии тревоги и чувстве тревожности. Если говорить психологическими терминами, то тревожность – это индивидуальная особенность личности человека, согласно которой он имеет склонность к страху, тревоги и беспокойство без видимых на то оснований. Это состояние характеризуется неприятными предчувствиями и дискомфортом.

Тревожность в психологии: трактовка

Состояние тревоги в психологии относят к категории расстройств невротического характера, иными словами, патологическим состояниям, имеющим психогенное происхождение. Клиническая картина может быть разной, нарушений личности при этом не наблюдается.

Подобное состояние тревожности может быть у людей разных возрастов, тревогу переживают даже дети, однако, по статистике, чаще всего от тревожности страдают женщины от 20 до 30 лет.

Естественно, в тех или иных ситуациях чувство тревоги может появиться у любого человека, однако, о симптоме тревожности как психологического нарушения можно говорить лишь тогда, когда чувство сложно контролировать и оно становится сильнее. Человек не сможет заниматься своей привычной работой и не может вести прежний образ жизни.

Есть разные виды нарушений, в симптоматику которых входит чувство тревоги, например:

  • фобии;
  • посттравматические расстройства;
  • паника.

А вот тревожность в психологии как самостоятельное расстройство – это генерализованный синдром, который характеризуется обостренным чувством тревоги, постоянными беспокойствами, а также обостряется физическими и психологическими симптомами.

Тревога и причины ее развития

Тревожность – это синдром, который может у разных людей развиваться по разным причинам. У одних чувство тревоги возникает на ровном месте, а вот другие страдают от постоянной тревожности после перенесенной травмы психологического характера.

Ряд специалистов считает, что в какой-то степени играет роль и генетика. Считается, что если в головном мозге присутствуют определенные гены, то они провоцируют химический дисбаланс, это и является фактором возникновения чувства тревоги и психического напряжения.

Если учитывать теорию в психологии о появлении этого расстройства, то чувство тревоги и другие фобии изначально появляются как условно-рефлекторная реакция на тот или иной раздражающий стимул. Эта же реакция в будущем проявляется и без подобного стимула. Эта биологическая теория гласит, что тревожная реакция – это следствие определенных биологически аномалий, в частности, при высоком уровне продуцирования нейромедиаторов, которые выступают проводниками нервных импульсов в области головного мозга. Это повышенное состояние тревоги может стать следствием нерационального питания и малой физической активности.

Все знают, что с целью поддержания нормального психического и физического состояния человеку нужны:

  • правильное питание;
  • микроэлементы и витамины;
  • достаточная физическая активность.

При отсутствии этих факторов проблемы могут появиться у любого, что спровоцирует чувство тревоги. У некоторых людей тревожность неразрывно связана с освоением в новой и незнакомой среде, которая может представлять опасность, или же собственным опытом в жизни, где присутствовали психологические травмы и негативные события. Естественно, большую роль играет и характер человека.

Нередко причиной появления тревоги является соматическое заболевание. Например, это может быть эндокринное нарушение, в частности, климакс у женщин и сбой гормонов на его фоне. А еще внезапно появившееся чувство тревоги может свидетельствовать о приближении инфаркта, падении уровня сахара.

Тревожность - это характерный симптом для многих психических заболеваний, часто этим синдромом сопровождаются:

  • шизофрения;
  • алкоголизм;
  • неврозы и многое другое.

Виды тревожности

В психологии различают разные виды тревожности. Наиболее распространенные – это адаптивные и генерализованные. В адаптированном тревожном состоянии человек испытывает неконтролируемое чувство тревоги, которое при адаптации к той или иной стрессовой ситуации сочетается с другими негативными эмоциями. А вот генерализованное расстройство сохраняется на постоянной основе и имеет свойство направляться на разные объекты.

Существуют разные виды тревожности, наиболее изученные и распространенные из них – это:

В некоторых случаях тревога является характерной чертой характера человека, когда психическая напряженность терзает больного независимо от обстоятельств. Также тревога может быть средством избегания конфликтов, а накал эмоций постоянно накапливается и может привести к развитию фобий у человека.

В других случаях тревожность – это своеобразная форма самоконтроля. Такое состояние характерно для тех, кто стремиться к безупречности во всем, отличается повышенной эмоциональной возбудимостью, переживает о своем здоровье и не приемлет ошибки во всем.

Кроме перечисленных ранее видов тревожности, она имеет и свои формы: закрытую и открытую.

Открытая форма тревожности переживается человеком осознанно, иногда состояние приобретает острое состояние и не может контролироваться. Тревога же выступает как своеобразный регулятор активности. А вот закрытая форма встречается не так часто. Тревога чаще неосознанная и проявляется в том или ином поведении, иногда она характеризуется чрезмерным спокойствием, которое в психологии также называют «неадекватным».

Тревожность: клиническая картина

Как и другие психические расстройства, тревожность распознается на разных уровнях.

Если говорить о физиологических проявлениях, то тревога проявляется следующими симптомами:

Что же касается эмоционально-когнитивного уровня, то здесь тревожность проявляется в постоянном напряжении, страхе и беспокойстве , появляется чувство беспомощности, человек становится раздражительным и нетерпимым, не может на чем-то сосредоточиться. Эти проявления заставляют людей избегать контактов с социумом, они перестают посещать учебу, отказываются ходить на работу.

Состояние лишь усиливается, самооценка у больного тоже ухудшается, ведь он начинается концентрироваться только на своих проблемах и недостатках. С точки зрения психологии это состояние может привести к усугублению проблемы. Постоянное одиночество и самобичевание приводят к краху карьеры и личной жизни человека.

Есть и проявления тревожности на поведенческом уровне. Их распознают по таким признакам:

  • бессмысленное хождение по комнате;
  • раскачивание на стуле;
  • стук по столу руками;
  • теребление разных предметов или волос;
  • человек грызет ногти.

Если имеют место проблемы с нарушением адаптации, то могут проявляться симптомы панического расстройства, например, внезапные приступы страха, сопровождающиеся учащением сердцебиения или одышкой.

В случае с обессивно-компульсивным чувством тревоги человека мучают навязчивые идеи, и он постоянно выполняет одинаковые действия.

Диагностика этого синдрома

Диагностировать тревожность должен врач-психиатр на основании выявления у пациентов симптомов, которые не прекращаются в течение нескольких недель. Тревожное расстройство , как правило, выявить несложно, но сложно выявить тип, поскольку большинство форм имеет одинаковые клинические проявления, которые лишь отличаются по месту и времени появления.

Если специалист подозревает у пациента тревожность, он должен обратить внимание на следующее:

  • присутствие симптомов повышенной тревожности – нарушения сна, фобий или чувства постоянной тревоги;
  • должен знать, сколько это длится;
  • врач обязан удостовериться, что перечисленные симптомы – это не реакция на перенесенный стресс или же патологическое состояние, связанное с поражением внутренних органов.

Диагностика включает в себя несколько этапов. Врач должен провести подробный опрос пациента, оценить его психическое состояние и провести обследование соматического состояния. Так, следует отличать тревожное расстройство от тревоги, характерной при алкогольной зависимости. В этом случае лечение будет другим. Также врач должен исключить наличие заболеваний соматических видов.

Состояние тревоги в большинстве случаев поддается лечению. И вид терапии врач подбирает в зависимости от клинической картины и причины расстройства. Чаще всего больному назначают препараты, которые воздействуют на биологические причины состояния и те, которые регулируют продукцию нейромедиатров. Естественно, очень важна и психотерапия, которая помогает преодолеть состояние на поведенческом уровне.

Спасибо

Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!

Тревога – это эмоциональное состояние, которое носит негативный характер. Когда человек находится в состоянии тревоги, то он ожидает какого-либо неблагоприятного исхода ситуации, негативных последствий. При этом тревога отличается от страха: если страх носит вполне определенный характер, то тревога – это неопределенное состояние, причины которого не до конца ясны даже самому человеку.

Тревожность – это склонность человека к тому, чтобы испытывать в различных ситуациях тревогу. Для того чтобы подчеркнуть то, что уровень тревожности выше нормального, обычно используют термин повышенная тревожность .

Сама по себе тревожность не является болезнью. Но ее повышение может сопутствовать большому количеству заболеваний.

Почему у некоторых людей отмечается высокая тревожность?

В первую очередь стоит оговориться о том, что высокая тревожность - это достаточно условное понятие. Сложно определить ту грань, за которой заканчивается нормальная тревожность и начинается повышенная. У разных людей она выражена по-разному, и ученым еще до конца не известны причины этого.

Известно, что один из факторов повышенной тревожности – наследственность. Предрасположенность к подобным эмоциональным состояниям отчасти заложена в генах человека. Вторая причина – неправильное воспитание и негативный жизненный опыт.

Если тревожность не является симптомом психического заболевания, то ее лечением занимаются психологи. Разные школы психологии придают разное значение каждой из причин.

Разновидности тревожности

Личностная тревожность – это склонность человека испытывать чрезмерную тревогу в тех ситуациях, в которых ее возникновение в принципе является нормальным, но у других людей она не настолько выражена.

Личностная тревожность, как это следует из ее названия, связана с личностью, характером, темпераментом, генами человека. Например, обычно такие люди более склонны быть замкнутыми в себе, необщительными.

Личностная тревожность – состояние, которое оказывает влияние на все сферы жизни человека: мотивацию, самооценку, общение с другими людьми и пр.

Ситуативная тревожность проявляется только в определенных ситуациях, которые являются стрессовыми для конкретного человека. В остальное время он может чувствовать себя совершенно нормально, и не испытывать никаких проблем.

К ситуативной тревожности могут приводить следующие факторы:
1. Мы живем в мире, который стремительно меняется. Политические, экономические неурядицы, природные катастрофы, общественные беспорядки, негативные новости в СМИ - все это ежедневно подрывает душевное равновесие человека. В итоге повышенная тревожность в современном обществе становится все более распространенным явлением.
2. Так как человек – существо социальное, он ежедневно общается со множеством себе подобных. В сложно устроенном социуме не может обойтись без конфликтов и недоразумений. А ведь все они также способны провоцировать состояние повышенной тревоги.
3. Особенно большую роль в жизни каждого из нас играют близкие люди: супруги, дети, родители, другие родственники и близкие друзья. К сожалению, отношения с ними не всегда доставляют только радостные моменты.
4. У каждого человека есть определенный багаж негативного жизненного опыта. Каждый из нас в той или иной степени чего-то боится, чего-то избегает, испытывает собственные психологические комплексы и фобии. В определенных ситуациях они облегчают возникновение состояния повышенной тревожности.

Причины и виды тревожности - видео

Возрастные группы

Тревожность – симптом, который может возникать у любых людей в любых возрастных группах. Даже у новорожденных , у которых она проявляется в повышенном беспокойстве, плаксивости, плохом сне, аппетите. С возрастом усложняется строение нервной системы человека - соответственно, и тревожные состояния становятся более сложными.

Детская тревожность

Дети с повышенной тревожностью намного чаще впадают в состояние тревожности и беспокойства. У них чаще, чем у других детей, встречаются страхи, в том числе и навязчивые (фобии). Например, находясь в детском саду, ребенок может не находить себе места из-за беспокойства о том, "как там мама, вдруг с ней что-то случилось на работе?".

Повышенная тревожность у дошкольников в большинстве случаев сочетается с другими психологическими проблемами. Очень часто такие детишки страдают низким уровнем самооценки. В коллективе сверстников они занимают второстепенные роли, или становятся замкнутыми в себе, и предпочитают играть отдельно от остальных.

Обычно взрослые характеризуют тревожных детей, как скромных, застенчивых, хвалят их за хорошее поведение и ставят в пример остальным, более непоседливым сверстникам. При родителях, педагогах и других людях ребенок с повышенным уровнем тревожности ведет себя скромно и сдержанно, обычно старается не совершать лишних движений и не привлекать к себе внимания, он предпочитает не встречаться взглядом со взрослыми, а смотреть в пол.

При высокой тревожности у дошкольников часто встречаются неврозы , которые проявляются в разных навязчивых мыслях и движениях, фобиях. Такие дети часто грызут ногти, выдергивают волосы у себя на голове, занимаются онанизмом. Все эти действия работают для ребенка, как ритуалы: они помогают снять эмоциональное напряжение, тревожность, и на время успокоиться.

Почему у ребенка возникает повышенный уровень тревожности?
Можно выделить две основные группы причин:
1. Состояние самого ребенка. К высокой тревожности предрасполагают такие факторы, как:

  • наследственные особенности нервной системы и характера ребенка: если родители страдают повышенным уровнем тревожности, то ребенок может перенять эту черту;
  • родовые травмы ;
  • инфекции и другие заболевания, которые перенес новорожденный ребенок;
  • болезни, которые мать перенесла во время беременности ;
  • поражения нервной системы плода и ребенка до, во время и после родов .
2. Внешние обстоятельства. Речь идет об атмосфере в семье и способе воспитания ребенка. Повышенная детская тревожность может возникать из-за гиперопеки, когда родители совсем лишают ребенка самостоятельности и свободы выбора, или, напротив, отторжения, когда ребенок является нежеланным и впоследствии чувствует отсутствие заботы и неприятие со стороны родителей.

Повышенная тревожность в детском возрасте является благодатной почвой для развития неврозов: истерического, неврастенического, навязчивых мыслей, движений, страхов (фобий).

Школьная тревожность

Первое посещение школы для ребенка – это, несомненно, стресс . Ведь он попадает в совершенно новую среду с новыми людьми, правилами и нормами поведения, новыми взаимоотношениями (у него появляются учителя, одноклассники). Всякий процесс познания первоначально таит в себе неопределенность, а она является первой причиной появления тревоги у любого человека.

В школе ребенок может испытывать тревогу по поводу того, что он будет плохо учиться, не справится с какими-то предметами, не понравится учителю, сверстникам, не сможет сдержать волнение, находясь возле доски и пр.

Основными причинами, которые приводят к возникновению школьной тревожности, являются:

  • слишком большие нагрузки на учеников, которые вообще очень характерны для современной школы;
  • неспособность ребенка справляться со школьной программой вообще, или с отдельными предметами;
  • неадекватность со стороны родителей, которые заставляют ребенка "стать отличником", считают его "самым лучшим" и постоянно ругаются с другими родителями и педагогами, либо, напротив, считают его "бездарем и разгильдяем" и постоянно бранят;
  • негативное отношение со стороны классных педагогов;
  • неприятие со стороны сверстников, плохие отношения в детском коллективе;
  • частая смена коллектива, учителей;
  • частые контрольные и экзамены, и вообще - частые ситуации, в которых ученика оценивают.
Особенно сильно распространена повышенная тревожность среди младших школьников и учеников подготовитель6ных классов, которые впервые сталкиваются с незнакомой школьной средой.

Высокая школьная тревожность может быть проявлением одного из следующих патологических состояний:

  • Школьный невроз. Это бессознательная тревожность, связанная с посещением школы. Ребенок не осознает. Это может проявляться и в поведении, и в виде таких симптомов, как головные боли , тошнота и рвота перед посещением школы.
  • Школьная фобия. Это разные страхи, которые связаны с посещением школы. Они носят навязчивый, непреодолимый характер, чаще всего нелепы и не связаны ни с какими видимыми причинами.
  • Дидактогенный невроз – такая разновидность невроза, которая связана с отношением ребенка к самому процессу обучения.

Подростковая тревожность

Повышенный уровень тревожности среди подростков – особая проблема, которая требует отдельного рассмотрения и имеет собственную специфику.

Подростковый возраст – переломный, переходный. Пожалуй, это самая большая перестройка, которую испытывает организм человека в процессе жизни, во всех отношениях. И она способствует развитию тревожных состояний.

Подростковая тревожность обычно вызвана следующими факторами:
1. Гормональная, физиологическая перестройка организма. Это стресс для всех органов и систем, в том числе и нервной. Например, в головном мозге юношей и девушек впервые появляются рецепторы, чувствительные к действию половых гормонов. В итоге возникают совершенно новые эмоции и ощущения, которые до этого отсутствовали.
2. Подростковый возраст – это постепенное обретение независимости и необходимость самостоятельно принимать решения, делать выбор. Для вчерашнего ребенка это – настоящее испытание. Обычно чем шире и ответственнее жизненный выбор - тем больше эта ситуация предрасполагает к повышению уровня тревожности.
3. Происходят изменения и в коллективе. Подростки склонны негативно относиться к "белым воронам", в их взаимоотношениях часто имеет место агрессия и резкие оценки.
4. Подростковый идеализм – стремление, которое обуславливает собой очень высокий уровень потребностей и притязаний юношей и девушек. Но в реальной жизни часто все оказывается совсем не так. И это тоже предрасполагает к подростковой тревожности.
5. Для подростков вообще характерны периоды чрезмерной общительности, которые затем сменяются депрессией и замкнутостью, неврозы, эмоциональные перепады.

Тревога в жизни взрослых людей

В жизни взрослого человека постоянно присутствует большое количество факторов, которые способны провоцировать тревожные состояния:
1. Это определенные возрастные периоды. Например, уровень тревожности возрастает во время так называемого кризиса среднего возраста и климакса у женщин.
2. Многие профессии связаны с постоянными стрессами, переутомлением , ненормированным графиком, недосыпанием. Все это провоцирует повышение уровня тревожности и другие психологические проблемы.
3. Взрослые люди, так же как и дети, часто испытывают тревогу при необходимости выступления на публике, в незнакомом обществе, в неоднозначной ситуации.
4. У мужчин нередко стрессы возникают при частой смене сексуальных партнерш, поскольку каждый раз в той или иной степени присутствует страх возможной неудачи, фиаско.
5. Кроме того, в жизни происходят негативные ситуации, связанные с болезнями, разводами, потерей близких людей, работы. Огромное количество стрессов обусловлено экономической нестабильностью и кредитами, которые в последние годы стали так широко распространены среди населения.

Повышенная тревожность может иметь место у человека в течение всей жизни, не приводя к каким-либо более серьезным расстройствам и заболеваниям. Но чаще она выливается в депрессии, различные формы неврозов, фобии, болезни внутренних органов (в первую очередь нервной и сердечнососудистой системы), психические заболевания.

Поэтому, если человек постоянно чувствует внутренний дискомфорт, то с этим состоянием нужно бороться. Правильно это помогут сделать только соответствующие специалисты.

К кому обращаться, если вы заметили у себя признаки повышенной
тревожности?

Высокая тревожность – это состояние, которое нельзя диагностировать просто так, всего лишь один раз пять минут поговорив с человеком. Этого будет недостаточно даже для специалиста. Тем более не сможет установить диагноз человек, который далек от психологии и психиатрии.

Диагностикой и лечением тревожных расстройств занимаются профессионалы, которые этому специально обучены:

  • Психологи . Это люди без медицинского образования. К ним целесообразно обращаться при относительно легкой тревожности. В психологии по сей день не существует каких-либо общих правил и принципов. Каждая школа работает по-своему, и все применяемые методики в какой-то степени являются авторскими. Поэтому для вас может хорошо подойти один психолог, в то время как другой не сможет предоставить никакой реальной помощи.
  • Психотерапевты. Они имеют медицинское образование, но могут заниматься только лечением психологических расстройств, но не психических заболеваний, так как не имеют специализации по психиатрии.
  • Психиатры. Лечат психические расстройства, одним из симптомов которых является повышенная тревожность.

Как проводится диагностика уровня тревожности?

Когда пациент попадает на прием к специалисту, то стоит две задачи:
1. Выявить, есть ли вообще тревожность в этом случае?
2. Если она есть, то насколько сильно выражена?

Уровень тревожности – это не величина артериального давления и не показатель температуры. Нет такого прибора, который мог бы мгновенно измерить этот показатель. Для этого существуют специальные тесты и опросники. Ниже мы рассмотрим самые распространенные и эффективные.

Тесты описаны подробно, и ради интереса и ознакомления вы можете пройти их самостоятельно. Но помните о том, что профессионально оценить ваше состояние сможет только специалист.

Тест Тэммпл-Амен-Дорки

Это популярный тест на тревожность, который был разработан специально для детей. Его создали три автора, но часто он известен только по одному имени. Например, его называют тест на тревожность Амен, тест на тревожность Дорки или тест на тревожность Тэммпл.

В ходе данного теста ребенку предстоит столкнуться с некоторыми жизненными ситуациями, в которых он должен выбрать ту или иную модель поведения.

Для того, чтобы провести тест на тревожность Тэммпл-Амен-Дорки, ребенку показывают 14 картинок с теми или иными сюжетами: на них ребенок (девочка или мальчик, в зависимости от пола испытуемого ребенка). Лицо персонажа на картинке не прорисовано. Прилагается два варианта – радостное и грустное выражение. Ребенку предлагают выбрать то, которое лучше всего подходит к ситуации.

В ходе теста на тревожность Дорки картинки показывают ребенку в строго определенной последовательности:

1. Ребенок играет с малышом младшего возраста. Он в это время веселый или грустный?
2. Ребенок идет рядом с мамой, которая везет в коляске младенца. Старший брат (сестра) в это время радостный или печальный?
3. Сверстник проявляет по отношению к ребенку агрессию – бежит и пытается его ударить.
4. Ребенок самостоятельно надевает носки и обувь. Доставляет ли это занятие ему положительные эмоции?
5. Ребенок играет с более старшими детьми. Он в это время радостный или грустный?
6. Мама с папой смотрят телевизор, а ребенок в это время один идет спать. Радость или грусть?
7. Какое лицо будет у ребенка во время умывания? Он умывается сам, без помощи мамы и папы.
8. Какое лицо у ребенка, когда кто-то из родителей за что-то его ругает?
9. Отец играет с младенцем и в это время игнорирует старшего ребенка. Тот веселый или грустный?
10. Сверстник пытается отнять у ребенка игрушку. Это веселая игра или ссора? Грустно или весело?
11. Мать заставляет ребенка собирать разбросанные игрушки. Какие эмоции это вызывает?
12. Сверстники покидают ребенка. Грустно или весело?
13. Семейный портрет: ребенок, мама и папа. Счастливое ли выражение лица у сына (дочки) в этот момент?
14. Ребенок кушает и пьет в одиночестве.

После того, как ребенок прошел тест на уровень тревожности Дорки Амен, его ответы заносят в такую таблицу:

Номер
рисунка
Радость Грусть
1 +
2 +
3 +
4 +
5 +
6 +
7 +
8 +
9 +
10 +
11 +
12 +
13 +
14 +

Это – ориентировочный, один из возможных ответов ребенка. Стандартов в этом тесте нет. Результат оценивают по формуле:

X = (число грустных эмоций / 14) * 100%

То есть высчитывают долю грустных эмоций по отношению к общему количеству ответов. Тест на уровень тревожности Дорки Амен трактуют следующим образом:

  • Х более 50% - повышенный уровень тревожности;
  • Х равен от 20 до 50% - тревожность среднего уровня;
  • Х менее 20% - низкий уровень тревожности.
Во время теста на уровень тревожности Амен нужно учитывать не только общий результат по таблице, но и комментарии, которыми ребенок сопровождает свой выбор.

Тест на уровень школьной тревожности Филлипса

Школьников обычно проверяют на уровень тревожности при помощи популярного теста Филлипса. При помощи него можно определить, насколько высока тревожность каждого школьника, а также другие показатели.

Обычно тест на уровень школьной тревожности проводит психолог, который работает в школе. Тестируют сразу весь класс. То есть проводится как бы своеобразный скрининг, который помогает провести массовую диагностику , выявить наиболее тревожных детей и начать с ними психологическую работу. Конечно же, психолог поделится этой информацией с родителями, и даст им рекомендации по поводу того, как выстраивать взаимоотношения в семье.

В ходе теста на тревожность Филлипса детям предлагают 58 вопросов, просят ответить на них правдиво, предупреждают, что нет "хороших" или "плохих", "правильных" или "неправильных" ответов. Затем проводят анализ и оценивают следующие моменты:
1. Уровень общей школьной тревожности.
2. Сила переживаний стрессовых ситуаций в социуме.
3. Тревожность, связанная с желанием добиваться успехов в школе, хороших оценок.
4. Страхи, связанные с самовыражением.
5. Страх, связанный с проверкой знаний, насколько спокойно или тревожно ребенок относится к контрольным работам, ответам "на оценку".
6. Страх несоответствия ожиданиям со стороны одноклассников, учителей.
7. Способность к сопротивляемости стрессам на физиологическом уровне.
8. Страхи и затруднения, которые возникают в отношениях с учителями.

Факторы Номера вопросов
1. Общая тревожность в школе 2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58; сумма = 22
2. Переживание социального стресса 5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44; сумма = 11
3. Фрустрация потребности в достижение успеха 1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43; сумма = 13
4. Страх самовыражения 27, 31, 34, 37, 40, 45; сумма = 6
5. Страх ситуации проверки знаний 2, 7, 12, 16, 21, 26; сумма = 6
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих 3, 8, 13, 17, 22; сумма = 5
7. Низкая физиологическая
сопротивляемость стрессу
9, 14, 18, 23, 28; сумма = 5
8. Проблемы и страхи в отношениях с
учителями
2, 6, 11 ,32, 35, 41, 44, 47; сумма = 8

КЛЮЧ К ВОПРОСАМ
1 - 7 - 13 - 19 - 25 + 31 - 37 - 43 + 49 - 55 -
2 - 8 - 14 - 20 + 26 - 32 - 38 + 44 + 50 - 56 -
3 - 9 - 15 - 21 - 27 - 33 - 39 + 45 - 51 - 57 -
4 - 10 - 16 - 22 + 28 - 34 - 40 - 46 - 52 - 58 -
5 - 11 + 17 - 23 - 29 - 35 + 41 + 47 - 53 -
6 - 12 - 18 - 24 + 30 + 36 + 42 - 48 - 54 -


Текст опросника
1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?
2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?
3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?
5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?
7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?
9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?
13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?
14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, чего хочешь ты?
16. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?
18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, ли ты сделаешь ошибку при ответе?
20. Похож ли ты на своих одноклассников?
21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?
22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?
23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
24. Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?
25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?
26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
27. Боишься ли ты временами вступать в спор?
28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?
31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?
32. Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?
33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?
34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?
38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?
39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?
40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?
41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?
42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?
43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?
44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?
45. Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?
46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?
47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?
49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?
50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?
51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?
52. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?
53. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?
54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, чего не можешь ты?
55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?
56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?
57. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?
58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?

Шкала самооценки уровня тревожности Спилберга-Ханина

Опросник для оценки тревожности Спилберга и Ханина – это относительно простой тест, при помощи которого вы можете самостоятельно оценить свой уровень тревожности, чтобы понять, нужно ли вам обратиться к психологу или психотерапевту. Это - простая диагностика уровня тревожности при помощи 40 вопросов, которые поделены на две группы. Точнее, это даже не вопросы, а высказывания, с которыми можно согласиться или нет.

Первые 20 вопросов теста Спилберга характеризуют реактивную, или ситуативную тревожность. Это уровень тревоги, который вы испытываете на данный момент.

Вопросы с 20 по 40 предназначены для оценки личностной тревожности. Это – черта вашего характера, которая не зависит от ситуации, а просто проявляется при определенных обстоятельствах.

Во время теста вы просто зачеркиваете те высказывания, с которыми согласны. А затем интерпретируете результат следующим образом:

Для реактивной (ситуативной) тревожности:
СУММА1 – СУММА2 + 50 , где
СУММА1 – это сумма зачёркнутых цифр напротив пунктов 3, 4, 6, 7 9, 13, 14, 17, 18.
СУММА2 – это сумма оставшихся зачёркнутых цифр (пункты 1, 2, 5, 8, 10, И, 15, 19, 20).

Для личностной тревожности:
СУММА1 – СУММА2 + 35 , где
СУММА1 – это сумма зачёркнутых цифр напротив пунктов 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40.
СУММА2 – это сумма оставшихся перечеркнутых цифр (пункты 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39).

Когда у человека имеется повышенный уровень тревожности, то часто это имеет место подсознательно, независимо от нас, и мы это не осознаем. Тест на уровень тревожности Спилберга-Ханина позволяет выявить это самостоятельно, чтобы узнать, имеются ли у вас проблемы.

Бланк для ответов
Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет Нет, это не так Пожалуй, так Верно Совершено верно
1 2 3 4 5 6
1 Я спокоен 1 2 3 4
2 Мне ничего не угрожает 1 2 3 4
3 Я нахожусь в напряжении 1 2 3 4
4 Я испытываю сожаление 1 2 3 4
5 Я чувствую себя свободно 1 2 3 4
6 Я расстроен 1 2 3 4
7 Меня волнуют возможные неудачи 1 2 3 4
8 Я чувствую себя отдохнувшим 1 2 3 4
9 Я встревожен 1 2 3 4
10 Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения 1 2 3 4
11 Я уверен в себе 1 2 3 4
12 Я неврвничаю 1 2 3 4
13 Я не нахожу себе места 1 2 3 4
14 Я взвинчен 1 2 3 4
15 Я не чувствую скованности, напряженности 1 2 3 4
16 Я доволен 1 2 3 4
17 Я озабочен 1 2 3 4
18 Я слишком возбужден и мне не по себе 1 2 3 4
19 Мне радостно 1 2 3 4
20 Мне приятно 1 2 3 4

Бланк для ответов
Фамилия________________________________ Дата________________________
Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет Почти никогда Иногда Часто Почти всегда
1 2 3 4 5 6
21 Я испытываю удовольствие 1 2 3 4
22 Я очень быстро устаю 1 2 3 4
23 Я легко могу заплакать 1 2 3 4
24 Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие 1 2 3 4
25 Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения 1 2 3 4
26 Обычно я чувствую себя бодрым 1 2 3 4
27 Я спокоен, хладнокровен и собран 1 2 3 4
28 Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня 1 2 3 4
29 Я слишком переживаю из-за пустяков 1 2 3 4
30 Я вполне счастлив 1 2 3 4
31 Я принимаю все слишком близко к сердцу 1 2 3 4
32 Мне не хватает уверенности в себе 1 2 3 4
33 Обычно я чувствую себя в безопасности 1 2 3 4
34 Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей 1 2 3 4
35 У меня бывает хандра 1 2 3 4
36 Я доволен 1 2 3 4
37 Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня 1 2 3 4
38 Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть 1 2 3 4
39 Я уравновешенный человек 1 2 3 4
40 Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах 1 2 3 4

Другие опросники и методы для выявления высокой тревожности

Кроме тех, что перечислены выше, существуют и другие опросники и тесты для выявления уровня тревожности у взрослых и детей. Разные психологи и психотерапевты пользуются разными методиками, но в основном их можно свести к следующим:
  • разные наборы вопросов, на которые испытуемый должен ответить;
  • общение с пациентом, расспрос: это очень распространенный способ в психоанализе;
  • наблюдение за пациентом: этим способом часто пользуются, например, детские психологи;
  • рисуночный тест – тоже применяется в основном у детей, но может использоваться и у взрослых;
  • опрос родственников, друзей, коллег по работе.

Тест на тревожность у детей (Тэмпл-Амен-Дорки) - видео

Как преодолеть тревожность?

Иногда избавиться от высокой тревожности у человека получается самостоятельно. Но это случается относительно нечасто и только в тех случаях, если она повышена не очень сильно. В большинстве случаев помочь способен только профессиональный специалист – психолог, психотерапевт или, при наличии психического заболевания - психиатр.

Рассмотрим основные направления лечения повышенной тревожности и тревожных расстройств.

Медикаментозная терапия

Может быть назначена только психотерапевтом или психиатром. Психологи не имеют медицинского образования и не могут назначать лекарства.

При высокой тревожности назначаются следующие лекарственные средства.

Иногда чувство тревожности перестает быть разумным и буквально берет нас в плен. И тогда мы переживаем обо всем: начиная от вероятности внезапной простуды ребенка до начала глобального потепления... сайт - о том, как избавиться от нехороших мыслей и прогнать чувство постоянной тревоги.

"Здравствуйте. Прошу Вас о помощи. Я нахожусь практически в постоянной тревоге за свою девятилетнюю дочь. Я очень боюсь, что с ней вдруг что-нибудь случится.

Чувство тревоги возникает спонтанно в особенно счастливые моменты. Или после прочтения очередных ужасных новостей в интернете (убили, зарезали, подожгли и т. д.). Насилие и агрессия - основные темы СМИ.

Зная, что мысли материальны, я просто схожу с ума: не думать не получается..."

Страх или другие сильные эмоции заставляют человека делать поспешные выводы. Таким образом мы обобщаем совершенно не связанные факты, делаем выводы из единичных случаев, и почему-то примеряем все произошедшее где-то и с кем-то на свою жизнь.

Человек тревожный склонен переживать по самому незначительному поводу и видеть во всем катастрофы и ужасы. Чтобы уменьшить тревожность, такой человек придумывает различные ритуалы.

Например, по 10 раз проверяет, закрыта ли входная дверь, контролирует своих близких, названивая им каждые полчаса, не разрешает детям гулять со сверстниками, представляя ужасные последствия такого общения…

Тревожный человек уверен, что мир очень опасен и полон угроз. Он во всем видит препятствия и ожидает проблем.

Надо сказать, что средства массовой информации весьма способствуют такому восприятию, ежедневно пичкая нас рассказами об ужасах, происходящих в мире.

Вот и получается, что живут тревожные люди, постоянно беспокоясь о будущем и стараясь обезопасить себя и своих близких от возможных неприятностей. На это они тратят очень много сил, времени и эмоций.

К сожалению, в большинстве случаев эти усилия приводят к нервным расстройствам, депрессиям (ведь человек все время думает о плохом) и раздражению близких (ведь их постоянно контролируют).

Получается, что тревожному человеку со всех сторон живется тяжело. Но, несмотря на это, он продолжает беспокоиться, потому что не может иначе.

На ней изображено все, что происходит вокруг и имеет для нас значение, все то, что мы принимаем на веру или ощущаем: это и есть наше восприятие, то, что мы называем опытом или суммой представлений о действительности.

Картина мира создается с детства и на ней подробно расписано, что возможно в этой жизни для нас, а что нет.

Картина ребенка создается на основе картины окружающих его людей - родителей, друзей, учителей и т. д. И с этой картой он идет по жизни.

С течением времени и появлением нового опыта эта карта расширяется, но весь парадокс в том, что все последующие события воспринимаются человеком с точки зрения предыдущего опыта, за границы которого выйти очень сложно.

Мир состоит из мыслей и находится в голове. Любая картина мира «оживает» при частом направлении внимания на нее.

Прокручивать в голове ужастики про себя или своих близких абсолютно бесперспективно, - энергией страха можно только усугубить ситуацию. То, о чем мы думаем, нам чаще всего и встречается в жизни.

Меняя свои мысли, вы начинаете вести себя по-другому и добиваетесь иных результатов.

То, что в вашей власти создавать свои переживания, а не просто реагировать на внешние обстоятельства или воспоминания о прошлом, означает, что у вас есть широкий выбор, возможность управлять своей жизнью и творить собственное будущее.

Поэтому хороший способ избавиться от тревожности - сместить фокус своего внимания в позитивную сторону.

Во-первых, по возможности исключите из своей жизни плохие новости.

Не смотрите и не читайте криминальные сюжеты, сводки о катастрофах и войнах, - ведь вы сами формируете повод для страхов, погружаясь в негатив.

Выключайте телевизор, пропускайте статьи на эту тему. Пользы от этой информации никакой, а вот ваша впечатлительность начинает рисовать страшные картины.

Создайте для себя позитивное информационное поле, сконцентрируйтесь на положительной стороне жизни.

Вычеркиваем негатив из своей жизни

  1. Выгодный обмен

4 способа победить тревожность

Появление страха во многом обеспечивается воображением человека, способностью к ассоциации. Когда вы волнуетесь, воображение рисует картины ужасного будущего.

Картины могут быть огромных размеров и все время стоять перед глазами. А что если неприятную картину заменить приятной?

Представьте ситуацию, которая вызывает у вас приятные воспоминания. Ярко представляя это радостное переживание, определите, как вы себя чувствуете.

Вновь обратите внимание на свои чувства. Изменились ли они? Может, они стали сильнее?

Теперь позвольте воображению отдалиться, сделаться меньшим, более схематичным, слабым, пока оно не сожмется почти до размеров почтовой марки.

Каковы теперь ваши чувства? Определив это, верните изображение в его первоначальное положение.

С большинством людей происходит так: когда позитивное переживание приближается - позитивные чувства усиливаются, а когда оно отдаляется - они значительно ослабевают.

Если же вы желаете более интенсивно переживать позитивные эмоции, попросту приблизьте их к глазам воображения.

Но если вы хотите, чтобы переживания были менее интенсивными, можете их отодвинуть от себя.

Так же вы можете поступить с состоянием тревожности, отодвинув неприятные картины далеко-далеко или превратив их в еле заметную точку.

Тревожность представляет собой состояние, проявляющееся в виде тревоги и других схожих чувствах (страхе, опасении, беспокойстве), при этом видимых и объективных оснований для данных проявлений может не быть. Тревожность как состояние важно отличать от тревоги. Последняя бывает кратковременной или имеет под собой серьезные основания. Состояние тревожности, как правило, длительное, зачастую человеку бывает сложно назвать, что является его причиной. Иногда говорят о тревожности, как о черте характера, когда человека, например, постоянно и сильно беспокоят вещи, к которым подавляющее большинство людей относится спокойно. Такое состояние может проявиться в любом возрасте и диагностируется как у взрослых, так и у детей. Крайние проявления тревожности существенно портят жизнь и требуют психологической коррекции.

Тревожность является негативным ощущением. Она может появиться в различных ситуациях, в том числе и в тех, которые не считаются поводом для беспокойства. У разных категорий взрослых пациентов могут быть сформированы негативные ожидания по поводу различных предстоящих событий, а также близких людей или каких-то других факторов.

Тревожность у мужчин

Хотя мужчины считаются менее подверженными тревожности, чем женщины, отдельным представителям мужского пола свойственно состояние повышенной тревожности. Это состояние может начаться с тревоги, имеющей под собой некоторые основания (проблемы на работе, в личной жизни, общая неудовлетворенность своим положением). Однако, если человек предпочитает не замечать проблему, закрывает глаза на собственные эмоции (или, что еще хуже, расслабляется с помощью алкоголя) тревога может перерасти в состояние постоянной тревожности. В тогда мужчина начинает беспокоиться по любому поводу. В таком случае найти причину и проработать ее бывает гораздо сложнее. В некоторых случаях не обойтись без помощи психотерапевта.

Определенный уровень беспокойства является нормой. Однако длительное пребывание в данном состоянии приводит к тому, что мужчины становятся слишком ранимыми и уязвимыми – в первую очередь в сфере межличностных отношений.

Отдельным видом тревожности, которая характерна для мужчин, является сексуальная тревожность, которая проявляется в форме беспокойства, связанного с сексом и мешающему реализации сексуальных возможностей. При этом неудачи, появляющиеся в интимной жизни мужчины на почве сексуальной тревожности, в свою очередь усугубляют состояние человека и приводят его к некоему замкнутому кругу, так как повторение неудач усиливает тревожность, которая ведет к очередным проблемам.


Статистика утверждает, что женщины склонны к тревожности куда больше, чем мужчины. Некоторые психологи высказывают предположение, что такая предрасположенность не является свойством женской психики изначально; тревожность – часть того представления о «типичной женщине», которое формируется в обществе. При этом для большинства взрослых женщин характерно принятие своей тревожности как эмоциональности и чувствительности, что не считается ими негативным фактором.

Тревожность при беременности

Для периода характерны определенные изменения в мышлении женщины, в том числе и повышение уровня тревожности. Тревожность при беременности, как правило, вызвана дефицитом доверия – и в первую очередь женщине не хватает доверия к самой себе. Если эта беременность первая, то даже чтение специализированной литературы и многочисленных форумов не могут избавить женщину от страха перед неизвестностью и сопутствующих этому тревожных мыслей.

Причинами серьезного изменения психологического состояния женщины являются гормональные перемены, которые начинают происходить уже с первого триместра беременности. Причинами беспокойства становятся состояние малыша, собственное здоровье, а ближе к концу третьего триместра – и сам родовой процесс. Для того, чтобы избежать формирования излишней тревожности, рекомендуется в первую очередь подходить к планированию беременности осознанно; доказано, что женщинам, планирующим беременность заранее, гораздо проще настроиться на позитивный лад. А вот поддаваться влиянию тех, для кого беременность стала негативным опытом, не стоит: ситуации, которые еще не произошли и могут не произойти вовсе, женщина начинает проецировать на себя заранее и проявлять беспокойство еще и по этому поводу.

Формированию чувства тревожности не в последнюю очередь способствует психологическая атмосфера в семье, где проживает беременная женщина. Поэтому окружению беременной стоит позаботиться о том, чтобы хранить ее спокойствие и не провоцировать конфликтов, являющихся неконструктивными по своей природе.

Тревожность у кормящей мамы

Когда беременность осталась позади, организм женщины переживает очередную гормональную перестройку, которая влияет на настроение молодой мамы не в лучшую сторону. В сочетании с необходимостью адаптации к новой социальной роли и возросшей нагрузкой по уходу за ребенком это становится фактором формирования высокого уровня тревожности. В период кормления нервное напряжение способно спровоцировать так называемую окситоциновую блокаду – состояние матери блокирует выработку окситоцина, который отвечает за сокращение молочных желез, что в свою очередь облегчает вытекания молока из груди. Как следствие, повышенная тревожность может привести к тому, что молока вырабатывается много, а вот кормление малыша затруднено, из-за чего и он сам, и женщина испытывают неудобство и дополнительный стресс.

Тревожность и стресс могут привести к обратному процессу, когда количество молока у молодой мамы начинает сокращаться, что в свою очередь запускает новый круг переживаний.

Повышенная тревожность в послеродовой период отмечается практически так же часто, как и послеродовая депрессия. От клинической тревожности страдают порядка 10% молодых мам, при этом такие симптомы, как беспокойное состояние, различные страхи, могут проявляться в первые несколько недель после родов и длиться несколько недель, а то и больше. Поскольку состояние тревожности является негативным как для самой матери, так и для ребенка, необходимо создать условия для его преодоления: спокойная обстановка, поддержка близких, достаточный отдых. Если такие меры не помогают, имеет смысл обратиться к психологу, который назначит подходящее лечение.


Тревожность у пожилых является частым расстройством, и порядка 20% пожилых людей испытывают это состояние на постоянной основе. В пожилом возрасте можно выделить несколько разновидностей тревожного расстройства:

  • Фобии.

В пожилом возрасте наиболее частыми являются фобия смерти, болезней (и собственных, и болезней у близких).

  • Общее тревожное расстройство.

Для таких людей состояние тревожности может быть спровоцировано любым фактором, начиная от семейных проблем и заканчивая посещением врача.

  • Тревожность социального характера.

Человек в пожилом возрасте может по каким-то причинам начать избегать контактов, излишне переживать по поводу самых обычных встреч.

У пожилых людей постоянное состояние тревоги может стать причиной нарушений физиологического характера, в том числе тех, которые существенно снижают качество жизни. К группе повышенного риска относятся люди, ранее подвергавшиеся сильному стрессу, пережившие тяжелое горе, а также употребляющие кофеин и алкоголь в больших количествах. Опасения по поводу приближающейся старости и состояния беспомощности, одиночества, тоже могут привести к формированию тревожного расстройства.

Поскольку для многих пожилых подобные переживания не являются поводом для обращения к специалисту, их близким необходимо быть внимательнее. Совместная работа психолога и пациента поможет если не побороть тревожность человека полностью, то хотя бы улучшить качество жизни человека.


Тревожность у детей является состоянием, которое проявляется в склонности к волнению и излишним переживаниям в разных ситуациях. В отношении детей очень важно отличать состояние тревожности от обычных проявлений тревоги: если первое является устойчивым эмоциональным проявлением и не имеет под собой реальных оснований, то тревога проявляется эпизодически в соответствии с какой-то ситуацией (например, волнение перед выступлением на сцене или тревога за оценку, полученную за контрольную работу).

Тревожность у новорожденных

Новорожденный ребенок может «получить» тревожность по наследству от родителей. Данное состояние у новорожденных может быть спровоцировано и другими причинами, в числе которых родовые травмы, перенесенные инфекции и заболевания, оказывающие влияние на нервную систему. Тревожность у новорожденных может проявляться беспокойным поведением, слишком частым плачем, нарушениями сна и аппетита. При этом уже на данном этапе необходимо верно определить причину такого поведения, поскольку при развитии нервной системы состояние тревожности может также эволюционировать в более сложные расстройства.

Тревожность у ребенка

В дошкольном возрасте дети с тревожностью обычно имеют и другие психологические проблемы – например, низкий уровень самооценки и сложности в формировании социальных контактов с другими сверстниками. Однако взрослым, не вдающимся в причины поведения ребенка, такие дети даже нравятся – ведь они скромные, застенчивые, стремятся максимально соответствовать ожиданиям взрослого человека, отличаются хорошим поведением. На самом деле это состояние приносит дискомфорт для ребенка и может стать причиной невротических проявлений. Чтобы снять психологический дискомфорт, дети могут грызть ногти, выдергивать волосы, совершать другие навязчивые движения и ритуалы.

Существуют внешние и внутренние причины возникновения высокого уровня тревожности у ребенка. Внутренние – это все, что относится к состоянию самого ребенка: особенности его нервной системы, в том числе полученные по наследству от родителей, ранее перенесенные травмы, инфекции и заболевания, оказавшие влияние на нервную систему. Ко внешним факторам относится семейная атмосфера, способы воспитания ребенка; здесь к формированию тревожности часто приводят «крайние» меры – либо отторжение ребенка, либо, напротив, гиперопека и лишение его свободы и самостоятельности.

Отдельным видом детской тревожности является школьная тревожность, которая может возникнуть из-за поступления в школу ребенка, который не готов к этому, а также из-за слишком высоких нагрузок в школе, негативному отношению со стороны педагогов, сверстников или родителей, а также необходимость получать положительные оценки. Ситуация, в которой действия ребенка подвергаются оценке, для большинства детей является стрессовой, поэтому именно они могут стать причиной повышенной тревожности.

Тревожность у подростка

Подростковый возраст является кризисным периодом, во время которого идет существенная психологическая перестройка, и формирование подростковой тревожности может стать одним из следствий такого кризиса. В это время для подростков наиболее значимыми персонажами становятся сверстники, и именно по поводу того, какую оценку дадут они, ребенок чаще всего и беспокоится. Появляется тревожность по поводу соответствия своего внешнего вида и поведения определенным критериям, и это состояние может становиться причиной дальнейших психологических сложностей.

Особенность тревожных подростков также заключается в том, что им сложно дать конкретную оценку собственной семье. Отмечено, что с повышенным уровнем тревожности часто затрудняются оценить отношение к ним родителей и определяют это самое отношение в зависимости от ситуации. При этом тревожность заставляет их фиксироваться больше на негативных проявлениях, в то время, как чувство защищенности такие подростки практически не испытывают.


Психологическая тревожность и определенный ее уровень – это естественная характеристика личности, при этом оптимальный уровень тревожности для каждого человека отличается. Однако отклонения от этого уровня могут стать причиной существенного психологического дискомфорта и дальнейших проблем у человека.

Высокая тревожность

Психологи отмечают, что тревожность человека развивается последовательно, из одного состояния к другому. Ф.Б. Березиным было выделено 6 последовательных этапов развития тревожного состояния:

  1. Тревога меньшей интенсивности. Характеризуется напряженностью без признаков угрозы и является скорее подготовительным этапом.
  2. Ко внутренней напряженности добавляются гиперестезические реакции, например, раздражительность. То, что раньше имело мало значения, становится важным, при этом имеет негативную окраску.
  3. Неясная тревога; человек чувствует, что ему грозит опасность, но не может сказать, откуда именно она придет.
  4. Страх. Это не что иное, как конкретизированная тревога; при этом человек может опасаться того, что в действительности не несет ему проблем.
  5. Тревога постепенно переходит в ощущение того, что опасность настолько глобальна, что ее нельзя избежать. Это ощущение может не иметь конкретного объекта опасения.
  6. Возбуждение, возникающее на фоне тревоги и требующее разрядки, либо помощи извне. Эти переживания приводят к тому, что деятельность человека, испытывающего подобные состояния, начинает становиться дезорганизованной – как и его поведение.

Наличие высокого уровня психологической тревожности мешает нормально реагировать на многие ситуации и ограничивает поведение человека. Поэтому с повышенной тревожностью необходимо работать.

Почему возникает повышенная тревожность

Причин повышения тревожности может быть достаточно много. Иногда тревожность является симптомом какого-либо психического заболевания. Однако это состояние может присутствовать и у психически здорового человека.

Каждый рождается с определенным уровнем тревожности, который является достаточным для адаптации в этом мире – если рассматривать данное состояние как одно из нормальных проявлений инстинкта самосохранения. Однако уже сразу после рождения человек попадает в определенную социальную среду, под воздействием которой врожденный уровень тревожности может измениться. При этом в некоторых случаях уровень тревожности растет по причине определенного микроклимата в семье и особенностей воспитания ребенка.

Не только воспитание, но и сильные стрессовые ситуации могут стать причиной резкого роста уровня тревожности. К примеру, люди, пережившие сильную катастрофу и выжившие после нее, часто начинают панически бояться возникновения подобных обстоятельств; если это было дорожно-транспортное происшествие, они категорически отказываются садиться за руль, если проблема возникла с водным транспортом, человек будет всеми силами избегать обстоятельств, при которых потребуется повторить такой же путь. То же самое касается и разного рода заболеваний. Успешное физическое исцеление от тяжелой болезни вполне может сделать человека тем, кто слишком критичен к собственному здоровью.


Основные страхи начинают формироваться еще в детском возрасте, при этом количество этих сформированных страхов будет зависеть от того, насколько тревожно относятся к ребенку родители. Однако внешние факторы являются не единственным источником страхов, ведь каждый ребенок постепенно учится сам переживать чувство страха, тревожности (вспомнить хотя бы детские «страшилки», которые дети начинают рассказывать друг другу довольно рано).

С возрастом отношение человека к страху и тревожности начинает меняться; если для мужчин признаться в том, что они испытывают страх, означает (согласно гендерным стереотипам) признать собственную слабость, то женщины чаще признают чувство тревожности и, более того, пользуются им. Однако наличие слишком большого числа иррациональных страхов, что часто является следствием повышенного уровня тревожности, значительно осложняет жизнь представителям обоих полов, ограничивая их деятельность и активность довольно строгими рамками.

Личностная тревожность как базовая черта характера

Личностная тревожность представляет собой черту характера, являющуюся компонентом личности человека, в то время, как другая разновидность тревожности – ситуативная тревожность – является эпизодически появляющейся реакцией на конкретные ситуации. При этом для людей с повышенной личностной тревожностью характерны и другие общие особенности поведения: они малообщительны, замкнуты, не склонны к активным действиям.

По причине излишнего количества опасений и страхов, которые не всегда оправданы, личностная тревожность затрагивает очень многие стороны жизни человека: его самооценку, социальные и профессиональные контакты, семейные взаимоотношения, способность к самомотивации. Принципы формирования личностной тревожности похожи на другие психологические новообразования. В самом начале появляется состояние тревоги, потом при условии его постоянного появления оно закрепляется в структуре личности человека. Если на первых этапах тревожность человека возникает из-за каких-то внешних факторов, то после того, как она переходит в разряд личностных черт, уже само ее наличие продуцирует состояние тревоги даже без наличия объективных причин.


Состояние тревожности может проявляться не только особым состоянием разума, находящегося как бы под давлением неизвестной угрожающей причины, но и находит свое отражение в физических симптомах. Очень часто пациенты жалуются на возникающие затруднения в дыхании, боли в животе, головокружения – и иногда эти симптомы вполне можно спутать с какими-то другими болезнями. Но если расценить эти симптомы ошибочно и начать лечить человека, к примеру, от астмы, симптомы, связанные с тревожностью, будут столь же интенсивными, как и до лечения.

К наиболее типичным симптомам тревожности относятся:

  • Неспособность расслабиться
  • Нарушения сна (чаще всего бессонница)
  • Ощущение потери контроля над собой, собственными эмоциями и над ситуацией в целом
  • Постоянное чувство волнения даже в спокойной обстановке
  • Панические атаки
  • Повышенное возбуждение вегетативной нервной системы (проявляется не так часто, как другие симптомы)

Постоянное пребывание в таком состоянии негативно воздействует на нервную систему, изматывая ее и постепенно усугубляя состояние. Нередко прогрессирующая тревожность может привести к формированию устойчивых фобий, а также состояний, требующих вмешательства специалистов и приема определенных средств для коррекции психоэмоциональной сферы.

Низкий уровень тревожности

Хотя в большинстве случаев отклонения от оптимального уровня тревожности речь идет о его превышении, существуют ситуации, когда уровень тревожности, напротив, является слишком низким. Это проявляется в том, что человек ощущает себя комфортно и раскованно даже в ситуации, которая может ему навредить.

Люди с пониженным уровнем тревожности часто воспринимаются окружающими как чрезмерно спокойные, в чем-то даже ленивые. Действительно, в некоторых случаях низкая тревожность может располагать к лени, точно так же, как высокая тревожность может сделать человека слишком активным. Однако плюсы низкой тревожности заключаются в том, что человек способен максимально расслабиться и достичь точки мобилизации в нужный момент.

Человек с низкой тревожностью может найти себя в профессиях, связанных с повышенным уровнем риска: каскадеры, летчики, космонавты. Однако не стоит забывать, что врожденная неспособность недооценивать опасность и пренебрежительное отношение к сложным ситуациям может стать минусом в некоторых случаях.


Поскольку высокий уровень тревожности часто признается патологическим состоянием, психологи рекомендуют корректировать данное состояние. Тревожным людям зачастую сложнее строить карьеру, семейную жизнь; такие люди имеют риск и вовсе выпасть из социальной жизни.

Во что может перерасти чувство тревожности

Наиболее часто игнорируемое чувство тревожности приводит к формированию устойчивых фобий, однако есть и другие негативные последствия. К примеру, пытаясь подавить собственную тревожность приемом алкоголя или других веществ, изменяющих сознание (отсюда и устойчивое выражение «выпить для храбрости») человек имеет все шансы сформировать зависимость от этих веществ – то есть стать алкоголиком или получить наркотическую зависимость.

Тревожность способна привести к проблемам в рабочем коллективе, так как такие люди часто не принимают помощи и не терпят критики. Если же человек с повышенным уровнем тревожности вступает в отношения с противоположным полом, часто он впадает в зависимость от партнера и готов пойти на все ради сохранения даже таких отношений, которые приносят ему исключительно негатив. И в случае с карьерой, и в отношении семейной жизни человек с высоким уровнем тревожности ставит перед собой ложные цели и тратит всю свою энергию исключительно на их достижение.

Когда состояние тревожности становится патологическим

Если уровень тревожности, не превышающий норму, является положительным для человека, заранее подготавливая его к потенциально опасным ситуациям, то патологическая тревожность является однозначно негативной. О том, что уровень тревожности превышает норму, можно судить не только по соответствующим опросникам, но и по определенным критериям:

  • Восприятие окружающего мира исключительно как источника опасности и угрозы, что приводит к постоянному эмоциональному дискомфорту и нервному напряжению.
  • Постоянное опасение может привести к развитию предневротических состояний, а впоследствии – неврозов разных типов.
  • Слишком высокая тревожность отрицательно сказывается на любой деятельности: учебной, профессиональной.
  • Повышенная тревожность негативно влияет на определенные навыки поведения и самоконтроля; тревожные люди раздражительны, склонны к спорам с теми, кто оценивает их деятельность, а также к тому, чтобы объяснить собственные неудачи какими-то внешними факторами.

Помимо прочего, патологическая тревожность часто становится фактором агрессивного поведения.


Существуют определенные методики для выявления уровня тревожности и соответствии его норме. Специалисты могут предположить наличие определенного уровня тревожности по поведению человека в обычной диагностической беседе, однако количественная диагностика тревожности возможна только при условии использования соответствующих опросников.

Тест на тревожность

Наиболее известным тестом на тревожность является тест Спилбергера-Ханина, который состоит из 40 утверждений. Испытуемому предлагается выбрать на каждое утверждение наиболее подходящий ответ из 4 предложенных вариантов. После того, как тест пройден, испытуемый получает оценку в диапазоне от 20 до 80 баллов. Результаты трактуются следующим образом:

  • низкий уровень личностной тревожности у людей, набравших до 30 баллов.
  • 31-44 балла набирают люди, у которых тревожность находится в пределах нормы.
  • показатель более 45 баллов говорит о слишком высоком уровне тревожности.

Если тест показывает слишком высокий уровень тревожности, таким людям рекомендуется переключиться с излишней требовательности к себе в любом виде деятельности на осмысление своих задач и научиться подробному планированию. Однако, поскольку слишком низкая тревожность также является отклонением от нормы, людям, набравшим менее 30 баллов, тоже следует провести определенную работу над собой: стать более заинтересованными и ответственными, разбудить собственную активность, каким-то образом мотивировать себя на выполнение определенных задач.

Существуют и более узконаправленные тесты тревожности, как например тест тревожности для младшего школьного возраста авторства Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен. Этот проективный тест предлагает ребенку 14 картинок, на которых изображены знакомые каждому младшему школьнику ситуацию. На каждом рисунке присутствует ребенок, лицо которого не прорисовано; испытуемому предлагается выбрать выражение лица из нескольких предложенных к каждой картинке. При прохождении теста фиксируется не только выбор ребенка, но и его комментарии к той или иной картинке.

Для количественной оценки уровня тревожности вычисляется процентное отношение выборов печальных лиц к общему количеству рисунков. Качественная оценка требует отдельного анализа каждого ответа; особое внимание уделяется ситуациям, изображающим взаимоотношения ребенка и родителей.


Распространенной шкалой тревожности является опросник Бека, состоящий из 21 утверждения и включающий наиболее типичные и распространенные симптомы тревоги. Этот опросник используется для того, чтобы выявить категории людей, склонных к повышенной тревожности в настоящий период, и направить их на дальнейшее обследование.

Испытуемому предлагается сопоставить каждое утверждение с собственным состоянием, наиболее типичным для этого человека в течение последней недели. Оценка симптома может варьироваться от полного отсутствия симптома до такого сильного его проявления, что оно мешало нормальному существованию. Ответы на вопросы занимают порядка 10 минут, после чего специалист осуществляет интерпретацию результатов и делает вывод об уровне тревожности.

Еще одна шкала, используемая для измерения степени тревожных расстройств – это шкала тревожности Гамильтона. Для оценки состояния испытуемому предлагается ответить на 14 вопросов, 13 из которых описывают состояние пациента в обычной жизни, а 14 направлен на определение уровня тревоги непосредственно при осмотре. Эта шкала – своего рода «золотой стандарт» оценки тревожных расстройств; она может использоваться как для получения общего показателя тревожного расстройства, так и для оценки уровня проявления тревоги в физической и психической сфере по отдельности.

Метод беседы

Метод беседы, или интервью, часто применяется для диагностики тревожности. Задавая стандартные вопросы, психолог анализирует не только содержательный компонент ответов, но и поведение пациента в ситуации взаимодействия. Пациент описывает свои ощущения по поводу переживания печали, беспокойства, а также дает отчет о состоянии своего здоровья и самочувствии.

В ходе беседы может быть получена информация о том, какие области являются наиболее тревожными для пациента, а также сделан предварительный вывод о тяжести расстройства. Однако для более точной оценки метод беседы должен применяться в комплексе с другими методиками.

Другие методы исследования

Помимо применения опросников и метода беседы могут использоваться следующие методы:

  • Наблюдение.

Внимание уделяется таким признакам, как действия, показывающие нервозность (склонность грызть ногти, выполнять другие навязчивые движение), напряженность, замешательство, печаль, опасение и другие проявления.

  • Экспериментальный компонент эмоций.

Изучение по данном параметру может производиться не только методом прямого наблюдения, но и путем видеосъемки или фотографирования для последующего анализа мимики пациента и выводов о его эмоциональном состоянии.

  • Изучение результатов деятельности.

Поскольку то, что высокий уровень тревожности влияет на качество деятельности, данная группа методов занимает важное место в диагностике тревоги.

  • Изучение физиологических факторов.

По мнению ряда специалистов состояние тревоги имеет не только психологические, но и физические проявления, поэтому изменение активности автономной нервной системы, которое может быть зафиксировано соответствующими приборами, также относится к методам определения тревожности. В этой группе методов наиболее актуально измерение кожно-гальванической реакции и измерение частоты сердечных сокращений.


Поскольку высокий уровень тревожности снижает качество жизни человека и при дальнейшем возрастании способен привести к негативным последствиям, патологические отклонения данного показателя от нормы подлежат коррекции.

Психологические упражнения на снижение тревожности

Существуют определенные упражнения, самостоятельное выполнение которых поможет снижению тревожности.

  • «Игра с тревогой».

Для выполнения этого упражнения потребуется сконцентрироваться на каком-то конкретном факторе, вызывающем тревогу, и определить, насколько часто мысли об этом факторе приходят в течение дня. Далее потребуется выбрать время и место, наиболее нетипичные для таких тревожных проявлений, и именно здесь сконцентрироваться на негативных последствиях тревоги (что было бы, если бы сбылись самые худшие предположения). Уже через несколько минут можно будет заметить, что состояние тревожности снижается, уступая место более спокойному и стабильному настрою.

  • Пересмотр состояния.

Для того, чтобы выполнить данное упражнение, потребуется включить воображение и представить ситуацию, вызывающую тревожность, в обратном хронологическом порядке, при этом видеть свое участие в ней будто со стороны. Для того, чтобы упражнение получилось, потребуется сформировать четкое положительное отношение к тому «себе», которого вы наблюдаете со стороны, дать ему поддержку, в которой он в данной ситуации нуждается. Проанализируйте, как может меняться поведение этого человека при получении ресурсов, передаваемых в качестве поддержки; успешно выполненным упражнение может считаться, если вы сможете «увидеть», что представленный сценарий выполнен успешно.

Это лишь некоторые примеры упражнений на снятие тревожности. Специалист может подсказать конкретному пациенту что-то более подходящее.

На консультацию к психологу часто приходят люди с повышенным уровнем тревожности. Это неудивительно, ведь рано или поздно любой человек осознает, насколько это состояние снижает комфорт жизни, мешает строить карьеру и отношения. Однако еще при первом контакте психологу необходимо дифференцировать высокий уровень тревожности и его следствия от других состояний, для чего используются соответствующие методы, а не полагаться на собственную интуицию.

Если подтверждается, что уровень тревожности у данного пациента выходит за пределы нормы, чаще всего рекомендуется пройти курс психотерапии и коррекции состояния. По завершению такого курса происходит снижение тревожности, а комфорт в психологическом плане станет более ощутимым. Однако психокоррекция даст результат только в том случае, если пациент доверяет психологу и готов работать над преодолением собственной тревожности.

Тревожность: как избавиться самостоятельно

При определенном проявлении силы воли снижение тревожности можно осуществить и самостоятельно. Некоторым людям в этом плане помогает так называемая смена обстановки; переезд в другой город, смена работы – все это может стимулировать активность человека и вытеснить тревожность новыми впечатлениями.

Освоение психологических методик, которые можно применять самостоятельно, - еще один способ снятия тревожности. Но для успеха здесь необходима определенная доля уверенности человека в том, что он сможет достигнуть успеха и не зря проделывает все эти упражнения. Самоконтроль и обучение себя не поддаваться панике тоже помогут избавиться от повышенной и необоснованной тревоги. К техникам, которые являются универсальными для снятия тревожности, также можно отнести разнообразные дыхательные упражнения и медитации, помогающие стабилизировать и уравновесить психоэмоциональное состояние.


Для устранения детской тревожности необходимо понимать причины ее возникновения, которые в большинстве случаев кроются либо в нарушении отношений ребенка и взрослого человека, либо в неправильном подходе к воспитанию ребенка. Детская тревожность также может являться проекцией тревожности родительской. Если осознать, что именно привело к формированию такого состояния у ребенка, и устранить данную причину (наладить доверительные отношения с ребенком, уделять ему больше внимания, снизить уровень ожиданий от малыша, не пытаться защитить его от всех мнимых и реальных угроз), то уровень тревожности ребенка начнет закономерно снижаться.

Помочь малышу избавиться от тревожности можно, предложив ему завести домашнее животное. Чувство ответственности и совместный уход за питомцем помогут не только стабилизировать состояние ребенка, но и сблизить его с родителями.

Обучите ребенка дыхательным упражнениям, ведь правильное дыхание очень сильно влияет на психоэмоциональное состояние.

  • Повышение самооценки ребенка.

В этом плане родителям прежде всего стоит избавиться от тревожности самим, и от привычки сравнивать малыша с другими детьми, когда сравнение – явно не в его пользу. Слишком завышенные ожидания, не соответствующие возможностям ребенка, тоже негативно влияют на его самооценку и повышают уровень тревожности.

  • Усвоение навыков самоконтроля.

Уже в детском возрасте малыши способны управлять собой даже в волнующих ситуациях – особенно если взрослый научит, как именно это делать.

  • Снятие мышечного напряжения.

Тревожность часто сопровождается избыточным напряжением мышц, что вносит дискомфорт, поэтому обучение мышечной релаксации – еще один шаг к контролю детской тревожности.

Если, несмотря на все меры, тревожность сохраняется устойчиво, рекомендуется обратиться к детскому психологу, который проведет соответствующую работу с ребенком.

Тревожность, ее повышенный уровень – состояние, характерное для многих людей, живущих в современном мире. Не следует снисходительно относиться к проявлениям повышенной тревожности, так как длительное пребывание в таком состоянии разрушающе действует на психику и может существенно ухудшить жизнь человека в любом возрасте, начиная с раннего детства и заканчивая пожилым возрастом.

Тревога — это неприятное, тяжело переносимое чувство, которое сопровождается неопределенным ожиданием чего-то плохого и безотчетным страхом. При этом страх не связан с конкретным объектом, находящимся в непосредственном контакте с человеком, а направлен в будущее. То есть, речь идет о так называемом «страхе ожидания».

Время от времени чувство тревоги возникает у каждого человека. В норме тревога появляется тогда, когда человек обеспокоен какой-то неопределенной ситуацией или ожидает каких-то важных перемен. Тревога напрямую связана с потребностью спрогнозировать собственное будущее, и обусловлена сомнениями в характере этого будущего. Кратко чувство тревоги можно описать, как некоторое переживание «а вдруг», в котором отсутствует детализация, но присутствует ожидание катастрофы.

Нормальная и патологическая тревога

Выделяют так называемую «нормальную» ситуационную тревогу, которая возникает в связи с определенными обстоятельствами и не оказывает существенного влияния на деятельность и качество жизни человека. Кроме того, существует патологическая тревога, основными признаками которой являются:

  • ярко выраженное, постоянное или часто возникающее чувство тревоги;
  • несоответствие выраженности тревоги обстоятельствам, которые ее вызывают;
  • влияние тревоги на поведение и деятельность человека.

Связь между конкретными обстоятельствами и интенсивностью тревоги нарушается. Чувство тревоги словно начинает жить своей собственной жизнью, превращаясь в постоянный эмоциональный фон с резкими всплесками активности в любых неопределенных и неблагоприятных ситуациях.

Как проявляется тревога

Психологически чувство тревоги проявляется беспокойством и ожиданием каких-то неопределенных катастрофических событий. Человек становится беспокойным, суетливым, раздражительным. Способность к концентрации внимания ухудшается. Пульс учащается, отмечается повышенная потливость, возникает ощущение недостаточности вдоха.

Возможна тошнота, диарея, головокружения, предобморочные состояния, боли за грудиной, кожный зуд. Маленькие дети становятся плаксивыми и суетливыми. Дети постарше описывают тревогу, как «мне как-то не по себе» или «мне неспокойно».

Чувство тревоги развивается «по нарастающей». Можно выделить следующие уровни тревоги:

  1. Неопределенный дискомфорт, настороженность, внутреннее напряжение.
  2. Напряжение становится более выраженным, появляется раздражительность, склонность акцентировать внимание на неблагоприятных сторонах любых событий и трактовать эти события с негативной точки зрения.
  3. Ощущение неопределенной, но явной опасности.
  4. Чувство тревоги становится более интенсивным, человек испытывает страх, интенсивность которого обычно не соответствует размеру и характеру реальной угрозы.
  5. Человек испытывает ужас, ему кажется, что впереди неизбежная катастрофа.
  6. Развивается тревожно-боязливое возбуждение, сопровождающееся бесцельной двигательной активностью и паническим поиском любой помощи.

Чем выше уровень тревоги, тем более дезориентированным становится поведение человека и тем труднее человеку вернуться в состояние внутреннего равновесия. Поэтому очень важно научиться распознавать и отслеживать тревогу, чтобы иметь возможность устранять ее на ранних стадиях.

Как победить тревогу

Главное — помнить, что тревога связана не с внешними обстоятельствами, а с мыслями, которые эти обстоятельства вызывают. То есть, источник чувства тревоги находится в самом человеке, а не в окружающем мире. Существуют определенные устоявшиеся поведенческие реакции, которые сам человек обычно не осознает. Ряд таких реакций активирует и поддерживает чувство тревоги. И избавиться от тревоги можно, только обнаружив эти поведенческие реакции, проработав их и заменив другими, полезными для пациента способами поведения.

Изменить образ мыслей и характер действий непросто, но возможно. Конечно, можно двигаться в этом направлении самостоятельно, действуя методом «проб и ошибок», набивая шишки и теряя веру в собственные силы. А можно воспользоваться помощью психотерапевта , который владеет действующими, многократно опробованными на практике методиками борьбы с тревогой. Второй путь — более щадящий и гораздо более эффективный.

Похожие публикации