Как иуда искариот предал иисуса. Почему Иуда предал Иисуса

Каждую среду в году Церковь вспоминает очень скорбный день в Священной истории – предательство человеком Бога, предательство Иудою и старейшинами иудейскими Христа.

Особенно пронзительным, ужасающим это воспоминание становится в Великую среду Страстной седмицы, когда все мы, православные христиане, имеем возможность соприкоснуться со Страстями Христовыми, совершенными Богочеловеком для спасения каждого из нас.

Нужно сказать, что Иудино предательство не было чем-то из ряда вон выходящим. На протяжении всей Священной истории Ветхого и Нового Заветов и по сей день начиная от святого праотца Адама человечество продолжает предавать и распинать Христа. Вспомним грехопадение первых людей в раю, отлитие золотого тельца под Синайской горой, нежелание древних евреев входить в Землю обетованную, за что они были наказаны сорокалетним странствием по пустыне, и множество других примеров из Ветхого Завета. Вспомним начало XX века – на Святой Руси были казнены тысячи священнослужителей, монахов и верующих людей, разрушено огромное количество храмов.

Почему это происходит? В чем суть? Почему человек отвращается от Бога, упорно терпит наказания, бедствия, но настойчиво продолжает идти дорогой в ад?

Попробуем ответить на эти вопросы на примере Великой среды.

Итак, Иуда Искариот, иудейские первосвященники Анна и Каиафа, старейшины народа еврейского – книжники, фарисеи, саддукеи, князья…

В чем суть грехопадения святых праотцев Адама и Евы? Если в двух словах, то первые люди преступили Божью заповедь и возлюбили земное паче небесного. Человек, сотворенный Господом для богообщения, для восхождения в горнюю, куда и Ангелы проникнуть желают, отвернулся от этой высочайшей задачи и от этого удивительного дара единения с Богом. Он решил упасть до уровня животных и жить только для удовлетворения низменных инстинктов, углубленных им и превращенных в страсти. Совершилась величайшая трагедия, милостью Божией превращенная в драму со счастливым концом. Человек предал своего Господа.

Иуда Искариот и еврейские первосвященники со старейшинами не были в этом смысле оригинальными. Они пошли по тому же пути.

Точное определение характеру Иуды дает святой апостол и евангелист Иоанн: «Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор» (Ин. 12:4–6).
Иуда примкнул к Господу нашему Иисусу Христу потому, что думал типично еврею того времени примерно так: «Иисус – Мессия. Он пришел для того, чтобы стать земным иудейским царем. Он освободит нас, евреев, от римского владычеста. Свергнет ненавистного римского императора, Сам станет иудейским императором всего мира. Евреи будут господствовать над всеми народами. Благоденствовать и процветать. Конечно же, в земном отношении. Поэтому я должен быть поближе к Нему, чтобы мне достался кусочек пожирнее – какой-нибудь увесистый министерский портфель, дающий и мне, Иуде, возможность хорошо подзаработать, а значит, тоже благоденствовать и процветать». Вот почему Иуда пошел за Христом.

Но в процессе общения со Спасителем он понял, что у Господа прямо противоположные планы. И Царство Его не от мира сего. Он пришел вернуть человеку утраченное общение со своим Создателем, примирить его с Отцем Небесным и открыть вновь двери в рай.

Но Иуда хотел уютненько пожить еще здесь. И как только он осознал конфликт интересов, то предал Христа, переметнувшись в лагерь более сильных, как ему казалось тогда, и еще на этом немного подзаработав. Тридцать серебренников по тем временам – деньги довольно большие. Иуда захотел обеспечить себе безбедную старость. Но не тут-то было. После поцелуя в Гефсиманском саду наистрашнейший грех, который мог совершить человек – предательство Бога, дал о себе знать. Он начал разрушать его душу, принося страшные муки. И выстраданный им земной комфорт в его уютной усадьбочке, купленной за тридцать серебренников, обернулся тягчайшим душевным адом. Ведь вы посмотрите! У него же получилось все, что он планировал. Но он идет и вешается – добровольно, по свободной воле, замученный совестью. Потому что его душа совершила тягчайший грех. Но отчаяние не позволило ему покаяться, смириться, припасть к ногам Христа Распятого, оплакивать свой грех. Гордыня толкнула его на грех еще более страшный – на самоубийство.

Ведь в сущности святой первоверховный апостол Петр совершил грех, не многим меньший греха Иуды. Он клялся Богу, что в годину испытаний не отречется от Него, но трижды при народе предал Христа. Только Петр не отчаялся, наоборот, он смиренно начал вымаливать прощение. И всю жизнь уже даже после восстановления его Спасителем в апостольском достоинстве глаза Петра были красны от слез. Он сокрушенно отмаливал свой грех.

Примерно тот же «грех Петра» совершили и другие апостолы, которые в унынии, отчаянии и страхе разбежались после ареста Спасителя. Они также горевали и сокрушались о своем проступке, но не до отчаяния, а до спасения, повергая грех богоотступничества перед Господом и испрашивая у Него прощения.

Анна же и Каиафа, и другие иудейские старейшины были «духовными родственниками» Иуды Искариота. Собравшись в среду перед Пасхой на совет по теме «Что делать с Иисусом Галилеянином?» – они прекрасно знали, Кто Он такой. Потому что не появлялся в Израиле еще такой пророк, который воскрешал полуразложившийся труп Лазаря или давал зрение человеку, у которого, почти как у святой праведной блаженной Матроны Московской, от рождения практически не было глаз.

Анна, Каиафа и другие были грамотными и сведущими в Священном Писании людьми. На заседании синедриона, состоявшемся ранним утром в пятницу, они точно знали, Кто стоит перед ними. Но сознательно пошли на этот поистине ужасающий грех: осуждение на казнь и убийство Бога.

Почему же это произошло? Ответ прост: Христос не был для них Богом. Как не был для них Богом и Бог отцев их Авраама, Исаака, Иакова, Иосифа, Моисея. Их богом было чрево, а именно власть и деньги. За этих двух богов они готовы были пойти на вечную погибель и погубить тысячи других человеческих душ. Старшины увидели в Спасителе политического конкурента и начали опасаться за свои «кресла», за свои уютные удобные должности. За них начальники иудейские готовы были пойти на все, даже на то, чтобы погубить собственные души ради еще одного десятилетия у власти.

И это при том, что спустя каких-нибудь сорок лет за грех богоотступничества – за ИХ ЛИЧНЫЙ ГРЕХ – вожделенный ими Иерусалим будет сожжен дотла. Тысячи евреев погибнут, остальные будут рассеяны по всему миру, а храм будет не просто разрушен, но даже и земля, где он стоял, вспашется плугом.

В итоге – горький факт-результат истории. Иуда хотел земного благоденствия, но закончил жизнь самоубийством. Анна, Каиафа и их соратники желали примерно того же, но их дело закончилось катастрофой для целого народа. Почти три столетия на планете Земля не существовало города Иерусалима. На его месте было языческое поселение Элия Капитолина. Вплоть до IV века, когда вера во Христа стала государственной религией множества народов, объединенных Римской империей, и Бог снова подарил благодать Святому Городу, и Иерусалим восстал из руин. Благодаря тому, что человечество снова вернулось к истинному Богу.

Спрашивается: что принесло этим вышеупомянутым образованным и талантливым людям предательство Бога? Ответ один: ничего хорошего.

Потому, конечно же, Великая среда – это урок для всех нас. У каждого из нас есть «потенциальный заряд» Иуды – своя «подленькая страстишка», как писал Федор Михайлович Достоевский, которой мы не должны потакать, дожидаясь, пока она превратиться в Кинг-Конга и разорвет нас изнутри. С ней мы должны мучительно тяжело, но все же бороться с Божьей помощью. Падать, каяться, вставать и идти дальше, но не вниз, а вверх, ожидая, что во время нашего тяжелого труда-странствия по земному морю нам, как и галилейским рыбакам-апостолам, явится Христос на берегу и скажет: «Придите, обедайте» (Ин. 21:12).

А Он обязательно явится. В этом можно не сомневаться.

Вспомним, что сказал Господь наш Иисус Христос женам-мироносицам после Своего Воскресения: «Радуйтесь!» И немного позже «Не бойтесь» (Мф. 28:9,10).
В этом величие и безмерное счастье Пасхи. Смерть, диавол, грех стали неважны и бессильны.

Главное, чтобы мы с Божьей помощью научились смотреть не только вниз, но и вверх и чуть-чуть внутрь – в свое сердце, потому что именно там, по словам Спасителя, есть Царствие Небесное.

Иерей Андрей Чиженко

Иуда Искариот был одним из двенадцати учеников Иисуса Христа.

Кем он был на самом деле, и каким он был?
В Библии об Иуде Искариоте говорится немного. Но по его поступкам можно судить о нем, как о личности деятельной и целеустремленной.

Находясь рядом с Иисусом, он сидел рядом с другими его учениками и слушал, наблюдал, делал выводы. Он не был открытым и простым, не был прямолинейным и добродушным. Таких характеристик Иуды в Библии не найти.

Написано, что он носил ящик с пожертвованиями (единственная ценная вещь в этой группе простых и небогатых людей: рыбаков, плотников и пастухов), и был вором.
"Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: "Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?" Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому, что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали” (Иоанна 12:5-6).
Так ли были необходимы Сыну Божьему эти деньги? Иисус накормил тысячи людей пятью хлебами, и его ученики видели это. Почему Иуда так беспокоился? Нигде нет его разговоров с Иисусом о вере, о народе Израильском, о других важных вещах.
Так что же привело Иуду Искариота к пророку из Назорета?

Однажды Иуда услышал о человеке, который может творить чудеса: исцелять слепорожденных, расслабленных, изгонять бесов, останавливать кровотечение, поднимать на ноги калек, лечить множество болезней без денег и лекарств, простую воду превращать в вино. Кто мог иметь такую власть над болезнями, темными силами, над стихиями природы? Что это был за человек?

Тысячи людей искали встречи с Ним. И в те далекие времена, и сегодня люди готовы отдать целое состояние, чтобы продлить жизнь себе, своим близким еще на год, на месяц или хотя бы на один день.
Не трудно представить, какой поток денег хлынет на счет современного целителя за исцеление от таких болезней, как: рак, ДЦП, СПИД, слепота, паралич, и др.
К Иисусу обращались сотники, купцы, градоначальники и другие богатые люди, которые готовы были платить за свое исцеление, или исцеление своих детей, родных и близких. Возможно, что они даже приносили с собой дары для Иисуса и показывали ему свои сокровища. А Он говорил: «Не собирайте сокровища на земле… Продавайте ваши имения и раздавайте нищим... Отдавайте Кесарю кесарево…». Единственной ценной вещью была одежда Иисуса, о которой стражники кидали жребий после того, как распяли его на кресте. "Распявшие же Его делили одежды Его, бросая жребий" (Матфея 27:35). И больше ничего.

Быть учеником такого человека как Иисус (научиться исцелять, творить чудеса), это реальный шанс стать известным и состоятельным человеком, получить власть. Кто-то утверждает, что у Иуды была благая цель: выгнать угнетателей с родной земли, помочь своему народу обрести свободу. Но тогда почему он раскаялся в том, что предал кровь невинную?

Иуда слышал, что придет Мессия (Спаситель) и Он станет Царем не только Иудеи, но и других государств, и освободит еврейский народ.
"И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его - владычество вечное, которое не пройдет, и царство Его не разрушится" (Даниил 7:14).

Иисус говорил, что он является Сыном Божьим, Мессией, и обращался к грешникам со словами о прощении грехов. Кто мог говорить такие слова? Только будущий Царь. А быть одним из приближенных Царя - это большая честь.
Но это нелегко - быть рядом с таким учителем, как Иисус. Его ученикам пришлось сопровождать его в долгих, изнуряющих походах. Они нигде не останавливались надолго. Двигались от города к городу, от поселка к поселку, через долины, озеро, реки. Часто ночевали в поле, на голой земле, иногда терпели голод и жажду.

Три долгих года Иуда ждал, что Иисус начнет сплачивать вокруг себя израильский народ для свержения власти, начнет предпринимать шаги к получению реальной, государственной власти. Но время шло, а учитель не вступал в свои царские права, а главное, и не собирался этого делать. Три года пропали зря. Мечты Иуды не могли осуществиться. Мог ли он искренне любить Иисуса за обманутые надежды?
Когда же Иисус сказал своим ученикам, что Он пришел на землю для того, чтобы принять мучения и быть убитому, Иуда принял окончательное решение.

Придя на вечерю как верный ученик, Иуда уже знал условия договора, и знал сумму предательства – тридцать серебряных монет. Ему нужно было только определиться с днем и местом, куда могут прийти священники и стража, чтобы арестовать «Царя Иудейского».
Библия утверждает, что Иисус знал, кто у него в учениках, и знал, что Иуда Искариот способен предать. Обращаясь к своим ученикам, он сказал однажды:"Вы чисты, но не все".
В последнюю вечерю перед казнью, зная мысли и планы «ученика», Иисус, чтобы исполнилось пророчество, сказал Иуде: «Что делаешь, делай быстрее».

Доказательств того, что Иисус заставил Иуду совершить предательство нет. Этот выбор Иуда сделал самостоятельно. Иначе все учение Христа можно было бы поставить под сомнение, а Его самого можно было бы назвать злодеем, который намеренно вверг человека в смертный грех, склонив его к предательству и самоубийству.
В этом случае, все высказывания Иисуса о любви Божьей, его нагорная проповедь, само учение Христа, являются ложью. Этого и добиваются те, кто оправдывают Иуду.

Написано, что Иуда "пошел и удавился", а перед этим он раскаялся. Что же произошло?
После своего предательства, Иуда приходит в храм, чтобы вернуть деньги, но даже священники, арестовавшие Иисуса в Гефсиманском саду, теперь отвернулись от Иуды. Они не взяли деньги, сказав, что эти деньги - цена крови. Но при чем тут кровь? Кровь врагов не смущала священников, а кровь Христа они не приняли. Видя, как Иисус мужественно принял страдания и смерть на кресте, многие (и священники и жители города), впоследствии, уверовали в то, что он был невиновен в тех преступлениях, в которых его обвиняли. Его кровь стала для них невинной.

Что это означает? Иисус мужественно принял свою смерть, принял как Царь, как победитель, как Сын Божий. Иуда был уверен, что Иисус лжец, и на кресте все увидят его настоящего - слабого, трусливого, лживого. Тогда весь народ поймет, что именно Иуда - тот настоящий лидер, герой, Царь, которого все ждут. Только жажда славы, власти, богатства были причиной предательства Иуды. В истории есть много примеров, когда малозначительные личности получали мировую известность только благодаря тому, что совершили покушение на известных, знаменитых людей. Иуда действительно увековечил свое имя, но не славой, а позором.

Большая толпа сочувствующих собралась у креста, на котором был распят Иисус Христос. Иуда увидел каким измученным и истерзанным было тело Иисуса и это зрелище испугало его. Он понял, что Иисус повел себя не как трус и предатель. Иисус победил, Иуда проиграл. Получил ли Иуда признание среди учеников? Нет, не получил. Получил ли он признание среди священников, фарисеев и книжников? Нет, не получил. И даже среди народа он был чужим, одиноким, презираемым всеми. Его несчастная душа видела только один путь освобождения от позора и разочарования.

Есть и другая версия.
Все люди грешат, нет безгрешных на земле. И мы не сразу видим последствия наших поступков, и часто не понимаем того, что делаем. ("Отче, прости им, ибо не ведают, что творят"). Но Иуде была открыта правда о Христе, он увидел последствия своего поступка. Увидел и раскаялся в содеянном. Из этого следует, что Бог простил Иуду, и открыл ему истину, но Иуда не принял ее. Чтобы искупить грех предательства Иуде нужно было пройти путь апостолов Христа. А этот путь узок и тернист, он полон страданий и лишений.
Иуда не принял прощение Бога потому, что не любил Бога, не любил его заповеди, и не смог принять Его прощение. В ответ на данное ему откровение, он пошел и удавился.

Есть утверждение, что Иуда был патриотом своего народа. Зная популярность Иисуса, Иуда Искариот пытался смертью Христа вызвать волнения и бунт среди евреев, чтобы свергнуть римский гнет. Но много ли настоящих патриотов берут деньги за смерть невинного человека? Распятие на кресте - казнь, при виде которой, содрогнется любой нормальный человек. Сами методы достижения поставленной цели в данном случае вызывают сомнения.

Существует еще и противоположная версия (назовем ее "версия первосвященников"): "Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом. Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб" (Иоанна 11:47-50).
Возможно, что Иуда принял позицию первосвященников, и решил, что лучше пусть погибнет один человек, чем весь народ от рук римлян. Но эта версия вызывает большие сомнения. Человек, для которого главное - свобода и благополучие его соотечественников не будет в отчаянии искать себе оправдание, и не покончит жизнь самоубийством.

В течении 20-ти веков человечество в своем общеполитическом развитии двигалось вперед путем проб и ошибок. И цена этих "ошибок" очень высока, она исчисляется миллионами погубленных человеческих жизней. Сегодня большинство стран мира имеют демократическую модель государственного строя. Но можно ли с уверенностью сказать, что демократическое устройство является лучшим из всех существующих? Только время является определяющим фактором.

Был ли Иуда Искариот членом политической организации? Библия умалчивает об этом. Известно, что хорошо организованная политическая организация тщательно готовит почву для свержения существующей власти. Есть два основных пути: путь политических реформ и свержение существующей власти силовыми методами: с помощью оружия, солдат, армии.
Террористы действуют самым грубым способом: берут бомбу и взрывают царскую карету. Они действуют целенаправленно. В их понимании все зло заключено в главе государства и его ставленниках. И это зло должно быть уничтожено раз и навсегда.
Но в момент, когда человек рискует собственной жизнью для освобождения собственного народа, он не будет думать о звонких монетах. Не логично перед лицом смерти запасаться материальными благами, ведь деньги нужны только живым.

Глубокой ночью Иуда торопиться к фарисеям и священникам. Он идет, окруженных воинственно настроенной толпой, в Гефсиманский лес, и подходит к своему учителю, духовному наставнику. Иуда подходит к Иисусу и целует его, подавая знак стражникам.

Довольно странное поведение для освободителя своей страны от зла и несправедливости. Его не окружают идейные соратники, он везде один. Никто не поддерживает его, и никто не удерживает за руку. Почему он остался один? Где были его единомышленники? Почему он не видел иного выхода для себя, кроме самоубийства? Ведь высокие цели дают человеку духовные силы, его жизнь приобретает высокую цену.

Еще одним контраргументом того, что Иуда был лидером группы патриотов, является то, что деньги должны были поступить в "общую кассу" для целенаправленного использования. В данном случае деньги были взяты самим Иудой для себя, для собственного обогащения. Иначе, зачем Иуда хотел вернуть эти деньги первосвященникам? Почему не раздал нищим, как он делал раньше, находясь в кругу учеников Иисуса Христа?

И сегодня вокруг личности Иуды Искариота существует много вопросов, не имеющих достаточно полного ответа. Одно лишь не вызывает сомнения - поступок Иуды не внушает уважения. Итог его жизни был предопределен (бесславие и самоубийство). Иисус Христос знал сущность этого человека:"Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели" (Иоанна 17:12).

Утверждение сторонников Иуды Искариота о том, что он был любимым учеником Иисуса Христа, поэтому учитель поручил ему выполнить миссию предателя, кажется мне неверной.
Да, Иуда изначально не замышлял предательство: «И Иуду Искариота, который ПОТОМ сделался предателем» (Луки 6:16). И сам Иисус относился к нему также, как и к другим своим ученикам. Но, судя по тому, как Иисус говорит о человеке, который предаст его, можно с уверенностью сказать, что Спаситель горько скорбит о его судьбе, предрекая, что будущее такого человека - смерть и Ад.
"Впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться. При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал" (Матфея 26:24-25, Марка 14:21, Луки 22:22).
Из этого следует, что Иисус видел сердце Иуды Искариота, и знал, что в нем ложь и предательство.

Но зачем и для чего делаются попытки оправдать поступок Иуды Искариота? Что заставляет защитников Иуды Искариота отвергать простое и понятное изложение сведений о предателе Иисуса Христа, приведенное в Библии?

Любое учение, противоречащее Библии, ставит под сомнение правдивость сведений, приведенных в Священном Писании.
Первое, что сделал Змей с Эдемском саду, чтобы заставить первых людей согрешить, он посеял сомнение в сердце Евы о правдивости предостережений Бога относительно дерева познания добра и зла. "И сказал Змей жене (Еве): «Подлинно ли сказал Бог?..." (Бытие 3:1)

Основой любого христианского лжеучения была Библия, а лжепророков - Иисус Христос. К Библии, или к Иисусу Христу всегда прибавляется еще что-то, или кто-то.

Библия + дополнительное учение,
или
Христос + новый (современный) Мессия, пророк более позднего века, или кто-то из приближенных к Иисусу Христу, например Иуда Искариот.

Результатом таких "дополнений" всегда является принципиальное искажение основ Христианского учения. Тонко и грамотно, иногда почти незаметно, но все переворачивается с ног на голову. Новый фигурант (Иуда Искариот или Новый "Мессия") ставятся на одну ступень с Иисусом Христом, а чаще всего, выше самого Спасителя.

Главная цель лжеучений и лжепророков - заставить людей усомниться в Слове Божьем и отвергнуть спасительную жертву Сына Божьего - Иисуса Христа. Библия дает надежду всякому человеку: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (От Иоанна 3:1-16).

Иисус Христос предостерегает всех людей на земле: «Если не покаетесь, все так же погибнете…» (Лук.13:3).

Он говорил, обращаясь к Иудеям, обступившим Его в храме, притворе Соломоновом:
"Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; а если творю, то, когда не верите Мне, то верьте ДЕЛАМ Моим" (Иоанна 10:37-38).

Если даже словам не верите, то верьте делам! Простые и понятные слова, объясняющие очень важный аспект веры в Бога и любви к Нему. "Вера без дел мертва" (Иакова 2:17).
Какими же были дела Иуды Искариота?
А наши дела? Какие они?

Хотя мы не можем быть абсолютно уверены, почему Иуда предал Иисуса Христа , некоторые моменты обсудить все же можем.

Во-первых, хотя Иуда и был избран одним из двенадцати (ин. 6:64), Библия доказывает то, что он никогда не верил, что Иисус - Бог. Он даже не верил, что Иисус был мессией. В отличие от остальных учеников, которые называли Иисуса Христа «Господом» Иуда никогда не использовал этот титул, а вместо этого назвал его «Равви», который признал Иисуса как ничего больше, чем учитель. Это отсутствие веры в Иисуса является основой для всех других соображений, перечисленных ниже. Если мы не признаем Иисуса как воплощенного Бога, мы будем погружаться во многочисленные проблемы, которые вызваны неправильным представлением о Боге.

Во-вторых, Иуде не только не хватало веры во Христа, он также не имел практически никаких личных отношений с Иисусом. В синоптических Евангелиях список двенадцати всегда отображается в одинаковом порядке с небольшими вариациями (от Матфея 10:2-4; Марк 3:16-19; от Луки 6:14-16). Общий порядок, как полагают, указывает на относительную близость с Иисусом. Несмотря на вариации, Петр и братья Иаков и Иоанн всегда первые в списке. Иуда Искариот всегда последний в списке. Это свидетельствует о отсутствии личных отношений со Христом. Кроме того, был всего один единственный задокументированный диалог между Иисусом и Иудой.

В-третьих, Иуда был поглощен жадностью.Он предал доверие не только Иисуса, но и его ученики, как мы видим в Иоанна 12:5-6. Иуда, возможно, желает следовать за Иисусом, просто потому, что он увидел прекрасное и верил, что он мог извлечь выгоду. Тот факт, что Иуда был ответственным за денежный мешок группы свидетельствует о его заинтересованности в деньгах (Иоанна 13:29).

Иуда Искариот. Почему иуда предал Иисуса Христа

Кроме того, Иуда Искариот, как и большинство людей в то время верили, что Мессия свергнет Римскую оккупацию и займет позицию правящей власти над народом Израиля. Иуда, возможно, следовал за Иисусом в надежде получить выгоду от ассоциации с ним в качестве нового правящего политической власти. Без сомнения, он, как ожидается, будет среди правящей элиты после революции. Ко времени предательства Иуды Иисус дал ясно понять, что он планировал умереть, а не начать восстание против Рима. Так что Иуда, возможно, предположил так же, как фарисеи: «поскольку он не хочет свергнуть римлян, он не должен быть мессией, которого они ожидали.».

Есть несколько ветхозаветных стихов, которые указывают на измену. Некоторые звучали конкретнее, чем другие. Вот один отрывок их стиха:

«Даже мой близкий друг, которому я доверял, тот, кто разделяет мой хлеб, поднял на меня пяту» (Псалом 41:9 см. исполнение в Матфея 26:14, 48-49). Кроме того этот стих Ветхого Завета указывает на то, что предательство Иуды было известно Богу, и что измена полновластно заранее спланирована в качестве средства, с помощью которых Иисус будет убит.

Многим трудно совместить понятие «свободной воли» с Божьим предвидением будущих событий. Если мы видим Бога как существующего вне времени, ибо «Он создал все до начала «время», тогда мы можем понимать, что Бог видит каждый момент времени в настоящем. Мы воспринимаем время линейно. Видим время в виде прямой линии, и проходим от одного пункта к другому постепенно, помня о прошлом. Но мы не в состоянии видеть будущее. Однако Бог, будучи вечным Создателем концепции времени, пребывая за пределами времени легко планирует и знает все последствия.

Обратите внимание, что Иисус характеризует участие Иуды как предательство. И об ответственности за это предательство Иисус сказал: «горе тому человеку, который предает Сына Человеческого! Было бы лучше для него, если он не родиться» (Марк 14:21). Сатана тоже участвовал в предательстве, как мы видим в Иоанна 13:26-27, и он тоже будет нести ответственность за свои поступки. Бог в своей мудрости сумел, как всегда, манипулировать даже восстанием Сатаны на благо человечества. Сатана помог отправить Иисуса на крест, и на кресте грех и смерть были побеждены, и теперь спасение Божье находится в свободном понимании для всех, кто принимает Иисуса Христа как Спасителя.

Каждую среду в году Церковь вспоминает очень скорбный день в Священной истории – предательство человеком Бога, предательство Иудою и старейшинами иудейскими Христа.

Особенно пронзительным, ужасающим это воспоминание становится в Великую среду Страстной седмицы, когда все мы, православные христиане, имеем возможность соприкоснуться со Страстями Христовыми, совершенными Богочеловеком для спасения каждого из нас.

Нужно сказать, что Иудино предательство не было чем-то из ряда вон выходящим. На протяжении всей Священной истории Ветхого и Нового Заветов и по сей день начиная от святого праотца Адама человечество продолжает предавать и распинать Христа. Вспомним грехопадение первых людей в раю, отлитие золотого тельца под Синайской горой, нежелание древних евреев входить в Землю обетованную, за что они были наказаны сорокалетним странствием по пустыне, и множество других примеров из Ветхого Завета. Вспомним начало XX века – на Святой Руси были казнены тысячи священнослужителей, монахов и верующих людей, разрушено огромное количество храмов.

Почему это происходит? В чем суть? Почему человек отвращается от Бога, упорно терпит наказания, бедствия, но настойчиво продолжает идти дорогой в ад?

Попробуем ответить на эти вопросы на примере Великой среды.

Итак, Иуда Искариот, иудейские первосвященники Анна и Каиафа, старейшины народа еврейского – книжники, фарисеи, саддукеи, князья…

В чем суть грехопадения святых праотцев Адама и Евы? Если в двух словах, то первые люди преступили Божью заповедь и возлюбили земное паче небесного. Человек, сотворенный Господом для богообщения, для восхождения в горнюю, куда и Ангелы проникнуть желают, отвернулся от этой высочайшей задачи и от этого удивительного дара единения с Богом. Он решил упасть до уровня животных и жить только для удовлетворения низменных инстинктов, углубленных им и превращенных в страсти. Совершилась величайшая трагедия, милостью Божией превращенная в драму со счастливым концом. Человек предал своего Господа.

Иуда Искариот и еврейские первосвященники со старейшинами не были в этом смысле оригинальными. Они пошли по тому же пути.

Точное определение характеру Иуды дает святой апостол и евангелист Иоанн: «Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор» (Ин. 12:4–6).
Иуда примкнул к Господу нашему Иисусу Христу потому, что думал типично еврею того времени примерно так: «Иисус – Мессия. Он пришел для того, чтобы стать земным иудейским царем. Он освободит нас, евреев, от римского владычеста. Свергнет ненавистного римского императора, Сам станет иудейским императором всего мира. Евреи будут господствовать над всеми народами. Благоденствовать и процветать. Конечно же, в земном отношении. Поэтому я должен быть поближе к Нему, чтобы мне достался кусочек пожирнее – какой-нибудь увесистый министерский портфель, дающий и мне, Иуде, возможность хорошо подзаработать, а значит, тоже благоденствовать и процветать». Вот почему Иуда пошел за Христом.

Но в процессе общения со Спасителем он понял, что у Господа прямо противоположные планы. И Царство Его не от мира сего. Он пришел вернуть человеку утраченное общение со своим Создателем, примирить его с Отцем Небесным и открыть вновь двери в рай.

Но Иуда хотел уютненько пожить еще здесь. И как только он осознал конфликт интересов, то предал Христа, переметнувшись в лагерь более сильных, как ему казалось тогда, и еще на этом немного подзаработав. Тридцать серебренников по тем временам – деньги довольно большие. Иуда захотел обеспечить себе безбедную старость. Но не тут-то было. После поцелуя в Гефсиманском саду наистрашнейший грех, который мог совершить человек – предательство Бога, дал о себе знать. Он начал разрушать его душу, принося страшные муки. И выстраданный им земной комфорт в его уютной усадьбочке, купленной за тридцать серебренников, обернулся тягчайшим душевным адом. Ведь вы посмотрите! У него же получилось все, что он планировал. Но он идет и вешается – добровольно, по свободной воле, замученный совестью. Потому что его душа совершила тягчайший грех. Но отчаяние не позволило ему покаяться, смириться, припасть к ногам Христа Распятого, оплакивать свой грех. Гордыня толкнула его на грех еще более страшный – на самоубийство.

Ведь в сущности святой первоверховный апостол Петр совершил грех, не многим меньший греха Иуды. Он клялся Богу, что в годину испытаний не отречется от Него, но трижды при народе предал Христа. Только Петр не отчаялся, наоборот, он смиренно начал вымаливать прощение. И всю жизнь уже даже после восстановления его Спасителем в апостольском достоинстве глаза Петра были красны от слез. Он сокрушенно отмаливал свой грех.

Примерно тот же «грех Петра» совершили и другие апостолы, которые в унынии, отчаянии и страхе разбежались после ареста Спасителя. Они также горевали и сокрушались о своем проступке, но не до отчаяния, а до спасения, повергая грех богоотступничества перед Господом и испрашивая у Него прощения.

Анна же и Каиафа, и другие иудейские старейшины были «духовными родственниками» Иуды Искариота. Собравшись в среду перед Пасхой на совет по теме «Что делать с Иисусом Галилеянином?» – они прекрасно знали, Кто Он такой. Потому что не появлялся в Израиле еще такой пророк, который воскрешал полуразложившийся труп Лазаря или давал зрение человеку, у которого, почти как у святой праведной блаженной Матроны Московской, от рождения практически не было глаз.

Анна, Каиафа и другие были грамотными и сведущими в Священном Писании людьми. На заседании синедриона, состоявшемся ранним утром в пятницу, они точно знали, Кто стоит перед ними. Но сознательно пошли на этот поистине ужасающий грех: осуждение на казнь и убийство Бога.

Почему же это произошло? Ответ прост: Христос не был для них Богом. Как не был для них Богом и Бог отцев их Авраама, Исаака, Иакова, Иосифа, Моисея. Их богом было чрево, а именно власть и деньги. За этих двух богов они готовы были пойти на вечную погибель и погубить тысячи других человеческих душ. Старшины увидели в Спасителе политического конкурента и начали опасаться за свои «кресла», за свои уютные удобные должности. За них начальники иудейские готовы были пойти на все, даже на то, чтобы погубить собственные души ради еще одного десятилетия у власти.

И это при том, что спустя каких-нибудь сорок лет за грех богоотступничества – за ИХ ЛИЧНЫЙ ГРЕХ – вожделенный ими Иерусалим будет сожжен дотла. Тысячи евреев погибнут, остальные будут рассеяны по всему миру, а храм будет не просто разрушен, но даже и земля, где он стоял, вспашется плугом.

В итоге – горький факт-результат истории. Иуда хотел земного благоденствия, но закончил жизнь самоубийством. Анна, Каиафа и их соратники желали примерно того же, но их дело закончилось катастрофой для целого народа. Почти три столетия на планете Земля не существовало города Иерусалима. На его месте было языческое поселение Элия Капитолина. Вплоть до IV века, когда вера во Христа стала государственной религией множества народов, объединенных Римской империей, и Бог снова подарил благодать Святому Городу, и Иерусалим восстал из руин. Благодаря тому, что человечество снова вернулось к истинному Богу.

Спрашивается: что принесло этим вышеупомянутым образованным и талантливым людям предательство Бога? Ответ один: ничего хорошего.

Потому, конечно же, Великая среда – это урок для всех нас. У каждого из нас есть «потенциальный заряд» Иуды – своя «подленькая страстишка», как писал Федор Михайлович Достоевский, которой мы не должны потакать, дожидаясь, пока она превратиться в Кинг-Конга и разорвет нас изнутри. С ней мы должны мучительно тяжело, но все же бороться с Божьей помощью. Падать, каяться, вставать и идти дальше, но не вниз, а вверх, ожидая, что во время нашего тяжелого труда-странствия по земному морю нам, как и галилейским рыбакам-апостолам, явится Христос на берегу и скажет: «Придите, обедайте» (Ин. 21:12).

А Он обязательно явится. В этом можно не сомневаться.

Вспомним, что сказал Господь наш Иисус Христос женам-мироносицам после Своего Воскресения: «Радуйтесь!» И немного позже «Не бойтесь» (Мф. 28:9,10).
В этом величие и безмерное счастье Пасхи. Смерть, диавол, грех стали неважны и бессильны.

Главное, чтобы мы с Божьей помощью научились смотреть не только вниз, но и вверх и чуть-чуть внутрь – в свое сердце, потому что именно там, по словам Спасителя, есть Царствие Небесное.

Иерей Андрей Чиженко

Похожие публикации