Кайдзен в жизни и бизнесе - как сделать каждый день шагом к совершенству. Полный порядок: Как японский взгляд на вещи может улучшить жизнь

Путь самосовершенствования для японца

После того как самураи начали исчезать как класс, они плавно перестроились в бизнесменов. И действительно, после того как Японии в 1946 году было запрещено держать свою армию, куда мог в одночасье подеваться веками формировавшийся самурайский дух? Да еще и после унизительного поражения в войне? Неужели все разом осознали ложные ценности войны и навсегда утеряли воинственность? Разумеется, так не бывает. Самурайский дух сохранился. Теперь полем боя и борьбы за сферы влияния стала экономическая деятельность. А что, собственно, изменилось? Наступление на рынок, обход противника с фланга, окружение и истребление конкурентов, успех - это победа. Каждый бьется на своем боевом посту, все бьются как один, от мелких служащих компаний до руководителей альянсов.

Что подвигает японца к самоотдаче и приверженности интересам компании, кроме денег? Конфуцианская ментальность! Утратив свое слабо выраженное религиозное содержание, неоконфуцианство сыграло Японии на руку в таких далеких от идеологии областях, как торговля и экономика. И политическая, и бизнес-элита Японии охотно взяли на вооружение неоконфуцианскую концепцию самосовершенствования сю син для обеспечения достижения экономических целей торговыми и промышленными корпорациями и нацией в целом.

Во времена Конфуция самосовершенствование рассматривалось как дело всей жизни, логическим завершением которого должно было стать обретение мудрости. Причем самосовершенствование предполагало овладение такими моральными качествами, как искренность, благожелательность, щедрость, сотрудничество, преданность именно в отношениях с семьей, соседями, государством и всем миром.

Идеи конфуцианства были занесены в Японию монахами секты Дзен еще в XIII веке, но только в XVII веке при поддержке режима Токугавы эта школа получила свое развитие на японской почве. Конечно, конфуцианство и концепция самосовершенствования в то время рассматривались как духовное достояние самураев, а не мировоззрение простолюдинов.

В XVIII веке благодаря популяризаторской деятельности японских мыслителей Байгана и Сингаку конфуцианские идеи стали овладевать народными массами.

Так, Байган выставлял торговцев и купцов, наравне с самураями, «слугами на благо государства», а также в своих оценках поднимал статус людей обычных профессий, обосновывая это их стремлением внести свой вклад во всеобщее процветание общества. Сингаку полагал, что такое понимание принципа самосовершенствования поможет простолюдинам найти высокие нравственные ориентиры и, в конечном счете, обрести смысл жизни.

В начале XX века неоконфуцианская теория все больше сливается с идеями модернизации, охватившей Японию.

Сибусава Еичи, крупнейший индустриалист первой четверти XX века, написал множество трактатов, которые до сих пор переиздаются и читаются японскими бизнесменами, о внедрении принципов конфуцианской морали в экономическую жизнь.

Высшей целью для него являлось обретение гармонии, которая выражается в том, что богатство и экономическое процветание становятся добродетелью, если они достигнуты благим путем и идут на пользу людям. Он предлагал прежде всего соединить «дух самурая» и «коммерческий талант». При этом понятие «коммерческий талант» выводилось из духовной основы человека, его моральности. Сибусава также полагал, что путь самурая - бусидо - должен стать путем торговца и бизнесмена нового времени.

Теперь овладение боевыми искусствами и тайнами чайной церемонии ради самосовершенствования сменилось долгими часами работы в компании, долгосрочными командировками и другими лишениями. «Психологическое состояние самурай, - пишет Норихико Судзуки, - можно описать как склонность к самопожертвованию ради своего хозяина, рода».

Агрессивность самурая фокусируется не на поражении врага, а на самопожертвовании ради господина. Если слово «господин» заменить словом «компания», то получится описание современного духовного состояния служащих компаний с единственной разницей в том, что сегодня служащие не должны совершать самоубийства для доказательства преданности. Впрочем, традиция не исчезла.

Например, известен случай, когда капитан сухогруза, перевозившего машины из Японии в США, покончил жизнь самоубийством в Портленде, поскольку считал себя виновным за повреждение нескольких сотен машин, произошедшее во время разыгравшегося у берегов Орегона урагана. А ведь это была разбушевавшаяся стихия! Что же говорить, если компания терпит убытки по вине конкретного человека или начальство сильно недовольно работой какого-либо из отделов? Самоубийства служащих компаний по такому поводу случаются и сегодня!

Всеобщее усердие и самоотречение японских служащих оборачивается общенациональной проблемой кароси - смерть на работе от переутомления. Пожалуй, апофеозом всей этой гонки и прессинга являются кладбища, создаваемые японскими компаниями для собственных сотрудников. Вот уж действительно сарказм судьбы!

Вы можете себе представить у нас в России кладбище завода ЗИЛ, например?

Неоконфуцианская философия, облеченная в плоть образовательных программ, финансируемых самыми богатыми индустриалистами Японии, в период активного развития профсоюзного движения снимала напряжение, возникавшее между администрацией компаний и рабочими. Она гласила, что только их обоюдное сотрудничество на благо общества может обеспечить прибыль и удовлетворение потребностей как тех, так и других.

Позже японские профсоюзы взяли на вооружение неоконфуцианские идеи, которые стали базой для корпоративных тренингов работников компаний и ряда образовательных программ. Так, например, в тренинг для служащих одного из японских банков входят следующие моменты: дзен-медитация для повышения самоконтроля и достижения отрешенности от своего эго; визит на военную базу - для воспитания силы духа и послушания; активный отдых в выходные дни за городом - для координации групповых действий, жизнелюбия, энергичности; двадцатипятикилометровая прогулка - для тренировки упорства и самообладания и т. д.

Причина, по которой конфуцианская идея самосовершенствования так глубоко проникла в экономическую жизнь, лежит в особенностях модернизации Японии. При быстром проникновении западных образцов в жизнь страны политическая элита изо всех сил пыталась сохранить японский дух и сделала ставку на инкорпорацию неоконфуцианской идеологии в жизнь нового растущего класса служащих.

Самосовершенствование по-конфуциански подразумевало не только овладение профессией, но и приобретение моральных качеств, необходимых для работы в компании и поддержания субординации в коллективе. Концепция самосовершенствования и сегодня обеспечивает японскому мужчине нравственное удовлетворение и возможность самореализации. Она придает смысл и его жизни, и работе на компанию, несмотря на все сопутствующие сложности и самоограничения.

Не найдётся, наверное, во всём мире такого человека, который бы ни пытался начать новую жизнь с понедельника (с первого числа, с нового года и т. д.) или не стремился всё начать с чистого листа. Ещё вчера человек ставил перед собой вполне определённую цель, но наступал понедельник (первое число, новый год), и ничего не менялось в его жизни.

Почему же так происходит?

Ответить на подобный вопрос однозначно невозможно. Кто-то с детства не был особо целеустремлённым человеком, потому что за него всегда и всё решали другие, кто-то так устал от жизни, что уже нет сил что-либо менять. Для русского человека оправданием всегда становится «лень-матушка». Но психологи склонны объяснять это тем, что человек недостаточно замотивирован, чтобы что-то менять, а значит, у него не вырабатывается привычка.

Чтобы начать заниматься любым делом постоянно, необходима сформировавшаяся привычка. А вот для того чтобы сформировать её на длительное время, нужен минимум 21 день. По максимуму, чтобы это стало привычкой навсегда, понадобится 90 дней.

Начинать же стоит с чего-то малого. «Планов громадьё» есть у молодых, только начинающих жизнь, когда ещё много сил, когда гормоны бушуют в крови, не давая останавливаться на полпути, а уж тем более сворачивать с выбранного пути.

Со временем жизнь человека становится всё более размеренной, уже вырабатываются многие привычки, формируются определённые вкусы, и что-либо менять становится всё сложнее и сложнее. А если вдруг захочется всего сразу и побольше, не хватает силы воли перебороть сложившиеся стереотипы. Если даже и начинаешь выполнять задуманное, оказывается, что нагрузка очень большая, всё быстро надоедает, а привычка ещё не сформировалась.

Где же выход?

На помощь может прийти японская философия кайдзен, что дословно с японского означает «непрерывное совершенствование». Само же слово переводится так: «кай» — перемена, а «дзен» — мудрость. То есть предполагается, что это должны быть перемены в жизни, но не спонтанные, а мудрые, вызванные долгими размышлениями или богатым жизненным опытом.

По большей части, такая философия, или, по-другому, практика, изначально больше фокусировалась на совершенствовании процессов производства или вспомогательных процессах в бизнесе и управлении им. Если требовалось оптимизировать производство, заменяли весь персонал — от простого рабочего до главного управляющего или даже директора завода.

В сфере бизнеса такое постоянное улучшение может коснуться не только самого производства, но даже руководства предприятия. Цель практики кайдзен — улучшение производства за счёт изменения стандартов, так, чтобы не было потерь. В самой Японии эта философия была впервые применена после Второй мировой войны в ряде японских компаний (в том числе, и в «Тойоте»), чтобы ускорить восстановление разрушенного производства.

Однако и термин «кайдзен», и само представление о философии распространились во всём мире после того, как японский философ Масааки Имаи в 1986 году подробно изложил эту идею в своей книге с одноимённым названием — «Кайдзен». Он объяснил, что такая философия означает ориентацию всей жизни (трудовой, общественной и частной) на постоянное улучшение.

Что такое «принцип одной минуты»?

В производстве термин «кайдзен» стал ключевым для языка менеджмента. Но вы спросите: а при чём тут я? Как связаны между собой моя жизнь и японская философия? Имеет ли ко мне отношение это понятие, если я человек, далёкий от сферы менеджмента?

Оказывается, самым ценным понятием, своеобразным зерном этой философии можно считать «принцип одной минуты». Его идея сводится к тому, что человек должен заниматься определённым делом ровно одну минуту, только происходить это должно ежедневно и в одно и то же время. Ведь минута времени — это совсем немного, а значит, каждый человек сможет заниматься одну минуту любым делом. При этом лень будто бы не успеет встать на его пути и сбить с толку.

Если вы собирались выполнять эти же действия в течение получаса, но всё время откладывали, находя этому всевозможные объяснения и отговорки, то за минуту вы сможете их выполнить с лёгкостью.

Что же такого важного можно сделать за минуту? Оказывается, можно минуту прыгать на скакалке, качать пресс, делать гимнастику для глаз, повторять слова на иностранном языке, выполнять упражнения для совершенствования своей дикции. То есть можно составить огромный перечень того, что можно делать всего одну минуту в день, зато каждый день и постоянно.

Если вы не находили времени на подобные занятия с утра, так как утром хочется спать, или вечером, потому что уже устали, то минутка перед завтраком или перед тем, как отправиться в объятья Морфея, не просто принесёт радость и чувство удовлетворённости собой, но и вдохновит на новые свершения.

Если прежде подобные занятия казались трудными для выполнения, так как отнимали много времени, то одна минута кажется пустяком. Однако занимая эту свою минуту жизни чем-то полезным для себя, вы сможете испытать гордость от того, что преодолели в себе лень. Это поможет каждому освободиться от чувства вины перед собой, победить неуверенность в своих силах. Наоборот, вы испытаете радость от успеха и поверите в победу над собой и своей ленью.

Что же дальше? А дальше маленький успех приведёт за собой успех побольше: занимаясь всего минуту, вы почувствуете потребность заниматься дольше, чтобы достичь лучших результатов. За одной минутой последуют пятиминутные занятия, а потом и получасовые. А это уже что-то.

Ведь, согласно физическим законам, настоящую пользу приносят те занятия, чья продолжительность составляет не менее тридцати минут. Получается, что ежедневные занятия в течение минуты вырабатывают силу привычки, позволяют человеку стать более собранным и ответственным, а сформировавшаяся привычка работать над собой приведёт к более важным переменам в дальнейшей жизни, позволит постоянно самосовершенствоваться.

Совсем не случайно, что такая методика изначально возникла в Японии. Японское восприятие жизни на самом деле очень отличается от европейского: японцы понимают, что есть в жизни то, на что они могут повлиять, а есть такие вещи, которые не изменятся даже при огромном их желании. И если не стараться изменять неизменяемое, то можно сохранить своё физическое и психическое состояние. При этом если цель всё-таки поставлена, они будут к ней идти, даже несмотря на природные катаклизмы.

Так и те, кто сделает своим жизненным принципом философию кайдзен или хотя бы принцип одной минуты, обязательно изменят свою жизнь, поборов с себе не только лень, но и другие недостатки.

Кайдзен технология (Kaizen, яп. непрерывное улучшение) - комплексная концепция, охватывающая философию, теорию и инструменты менеджмента, позволяющая достичь преимущества в конкурентной борьбе на современном этапе. В практике системы менеджмента это понятие имеет синоним - непрерывный процесс совершенствования (нем. - KVP, Kontinuierlicher Verbesserungs Prozess, англ. - CIP, Continuous Improvement Process ).

В экономическом смысле концепция относится к действиям по непрерывному улучшению всех функций предприятия, от производства до менеджмента. Кайдзен - понятие, производное от японских слов kai = изменение, и дзен = хорошо или к лучшему. Кайдзен был введен вначале на нескольких японских предприятиях во время восстановления экономики после Второй мировой войны и с тех пор распространяетсяна предприятиях всего мира. Самое известное практическое приложение данной концепции было разработано для японской корпорации Toyota Motor Corporation. Она лежит в основе метода Всеобщего менеджмента качества (англ. - TQM, Total Quality Management ) и включает в себя мероприятия по предотвращению расточительства, потерь, а также инновационную деятельность и работу с новыми стандартами.

Идеи системы кайдзен изложены Масааки Имаиа в одноименной книге, которая вышла в свет в Англии в 1986 году. Основные из них:

  • «Кайдзен исходит из того, что нет предприятия без проблем. Кайдзен помогает решить эти проблемы путем развития такой культуры труда, когда каждый работник не штрафуется за проблему, а ручается, что ее не будет».
  • «Кайдзен-стратегия основывается на признании того, что менеджмент, целью которого является получение прибыли, должен ставить своей задачей удовлетворение клиента и его требований».
  • «Кайдзен - это стратегия совершенствования, ориентированная на клиента».
  • «Кайдзен исходит из того, что вся деятельность предприятия в итоге должна вести к повышению удовлетворенности клиента. При этом различается философия внутреннего и внешнего клиента».

При непрерывном процессе улучшений (НПУ) в центре находится человек со способностями и знаниями, которые являются самым важным капиталом компании. К этому можно добавить положительное восприятие организацией проблем, так как они являются стимулом к улучшениям. На первом плане стоит вопрос не о виновниках проблем, а общие усилия по их фундаментальному решению. Не наказание за ошибки прошлого, а возможности улучшения в пользу общего будущего должны руководить мышлением компании. Желание познавать настоящие проблемы и надолго их устранять является решающим!

Таким образом, команда сотрудников рассматривается как источник мотивации, идентификации, ментальной энергии, синергии и растущей креативности. НПУ обозначает непрерывную, систематическую и последовательную работу по:

  • установлению и преследованию целей,
  • устранению помех,
  • поиску возможностей улучшения,
  • предотвращению расточительства с помощью всех сотрудников на всех уровнях, во всех отделах, цехах и офисах.

Непрерывный процесс совершенствования

Непрерывный процесс совершенствования - это не только изучение новых методов и инструментов, но и иная форма сотрудничества. Больше самоорганизации на местах с помощью способных сотрудников, больше личной ответственности всех участников, больше развития инновационного потенциала на предприятии. Причем, дополнительное значение приобретают требования к менеджменту. Наряду с профессиональной и методической компетенцией, успех зависит от наличия у менеджеров социальной компетенции. Процесс изменения взглядов происходит «сверху вниз», и, лучшей гарантией успеха посредством НПУ, является образцовый лидирующий менеджмент. Необходимые изменения в подходе к работе проводятся менеджментом, показывая пример сотрудникам, которые познают эти изменения и перенимают их. Экономическими и социальными целями процесса кайдзен являются цели, приведенные на схеме 1.

Схема 1. Цели непрерывного улучшения.

Стремление к совершенству достигается разнообразными методами, важнейшие из которых представлены на схеме 2.

Схема 2. Применение методов в концепции кайдзен.

На предприятиях, использующих технологию кайдзен, непрерывный процесс совершенствования составляет важнейшую часть функционирования производственного менеджмента. Он охватывает:

  • организацию (организационную структуру, распределение ответственности, координацию, механизм контроля);
  • управление (разграничение целей, выбор тематики, формирование команды);
  • квалификационные мероприятия (поведенческий тренинг, методический тренинг);
  • систематику (регулярность, документирование, охват рабочих бригад, инструменты);
  • поощрительная система (поощрение рационализаторства, специальные системы морального и материального поощрения).

Kaizen в немецкой фирме Siemens

В немецкой фирме Siemens внедрение концепции непрерывного совершенствования осуществляется под лозунгом «Кто перестал становиться лучше, тот перестал быть хорошим!». А для всех сотрудников рекомендованы правила успешного проведения улучшений:

  • Будьте готовы отказаться от Вашего традиционного мышления.
  • Подумайте над тем, как можно что-то сделать и не спрашивайте, почему это не может быть сделано.
  • Никаких отговорок! Поставьте все бывшее под вопрос.
  • Лучше 50 % решения сразу, чем 100 % решения никогда!
  • Исправляйте ошибки сразу.
  • Ищите решения, которые стоят как можно меньше!
  • Способность решать проблемы изначально развивается из проблемы.
  • Задавайте вопросы много раз и узнайте, что является истинной причиной проблемы.
  • Десять человек решают проблему лучше, чем один специалист.
  • У НПУ нет конца!

Почти каждый из нас периодически ставит перед собой новую цель или задачу, но так и не достигает её. Часто мы говорим себе, что просто пока не готовы, но обязательно начнём делать это со следующей недели или со следующего месяца... или в следующем году.

Иногда у нас даже хватает рвения, чтобы начать. Но после небольших усилий мы говорим себе, что сделали достаточно и пора сбавить обороты на пути к новой жизни.

Почему так происходит? Ответ очевиден: потому что мы стараемся добиться слишком многого слишком быстро; потому что нас утомляет новая ответственность; потому что трудно изменить старые привычки и попробовать что-то новое.

Философия кайдзен, или принцип одной минуты

В японской культуре существует практика кайдзен, которая фокусируется на непрерывном самосовершенствовании и включает в себя «принцип одной минуты». В основе этого метода лежит очень простая идея: человек должен что-то делать по одной минуте каждый день в одно и то же время. Понятно, что даже самый ленивый человек сможет справиться с задачей, когда достаточно одной минуты усилий. Если вы часто находите повод, чтобы отложить дела, на выполнение которых требуется от получаса и больше, то всего 60 секунд вы точно найдёте.

Задачи могут стоять разные: отжимания, чтение книги, изучение иностранного языка. За одну минуту у вас не успеет возникнуть неприятных ощущений, связанных с деятельностью. Минутное занятие принесёт лишь радость и удовлетворение. Начав с одного маленького шага, вы станете на путь самосовершенствования и достигнете больших результатов.

Важно, что при такой методике вы обретёте веру в собственные силы и освободитесь от чувства вины и беспомощности. Вы ощутите победу и успех, что поможет вам двигаться вперёд, постепенно увеличивая количество времени, которое вы затрачиваете на занятие: сначала до пяти минут, затем до получаса, а затем ещё дольше. Таким образом, «принцип одной минуты» приведёт вас к неоспоримому прогрессу.

Практика кайдзен зародилась в Японии. Само слово означает «непрерывное совершенствование» (состоит из двух корней: «кай» - перемена, «дзен» - мудрость). Концепцию основал Масааки Имаи. Он считает, что она с одинаковым успехом применима и в бизнесе, и в личной жизни.

На первый взгляд эта практика может показаться сомнительной и неэффективной. Особенно скептически её воспринимают люди, выросшие в западной культуре и убеждённые в том, что существенных результатов можно достичь, лишь приложив огромные усилия. Но замысловатые и сложные программы самосовершенствования, которые требуют от человека больших энергозатрат, могут просто исчерпать силы и не привести к видимым результатам. А практика кайдзен доступна каждому человеку и принесёт прогресс практически в любой сфере жизни. Например, в Японии её часто применяют для улучшения методов управления.

Всё, что вам нужно сделать, это определить, чего именно вы хотите достичь.

Иногда у нас даже хватает рвения, чтобы начать. Но после небольших усилий мы говорим себе, что сделали достаточно и пора сбавить обороты на пути к новой жизни.

Почему так происходит? Ответ очевиден: потому что мы стараемся добиться слишком многого слишком быстро; потому что нас утомляет новая ответственность; потому что трудно изменить старые привычки и попробовать что-то новое.

Философия кайдзен, или принцип одной минуты

В японской культуре существует практика кайдзен, которая фокусируется на непрерывном самосовершенствовании и включает в себя «принцип одной минуты». В основе этого метода лежит очень простая идея: человек должен что-то делать по одной минуте каждый день в одно и то же время. Понятно, что даже самый ленивый человек сможет справиться с задачей, когда достаточно одной минуты усилий. Если вы часто находите повод, чтобы отложить дела, на выполнение которых требуется от получаса и больше, то всего 60 секунд вы точно найдёте.

Задачи могут стоять разные: отжимания, чтение книги, изучение иностранного языка. За одну минуту у вас не успеет возникнуть неприятных ощущений, связанных с деятельностью. Минутное занятие принесёт лишь радость и удовлетворение . Начав с одного маленького шага, вы станете на путь самосовершенствования и достигнете больших результатов.

Важно, что при такой методике вы обретёте веру в собственные силы и освободитесь от чувства вины и беспомощности. Вы ощутите победу и успех, что поможет вам двигаться вперёд, постепенно увеличивая количество времени, которое вы затрачиваете на занятие : сначала до пяти минут, затем до получаса, а затем ещё дольше. Таким образом, «принцип одной минуты» приведёт вас к неоспоримому прогрессу.

Практика кайдзен зародилась в Японии. Само слово означает «непрерывное совершенствование» (состоит из двух корней: «кай» - перемена, «дзен» - мудрость). Концепцию основал Масааки Имаи . Он считает, что она с одинаковым успехом применима и в бизнесе, и в личной жизни.

На первый взгляд эта практика может показаться сомнительной и неэффективной. Особенно скептически её воспринимают люди, выросшие в западной культуре и убеждённые в том, что существенных результатов можно достичь, лишь приложив огромные усилия. Но замысловатые и сложные программы самосовершенствования, которые требуют от человека больших энергозатрат, могут просто исчерпать силы и не привести к видимым результатам. А практика кайдзен доступна каждому человеку и принесёт прогресс практически в любой сфере жизни . Например, в Японии её часто применяют для улучшения методов управления.

Всё, что вам нужно сделать, это определить, чего именно вы хотите достичь.

Похожие публикации