К г паустовский телеграмма равнодушие. Сочинение по рассказу паустовского телеграмма

Тема: «Пока не стало поздно»

(анализ рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма»)

    Обучение анализу прозаического произведения.

    Умение применять при анализе нужные литературоведческие термины.

    Воспитание любви и благодарности к ближнему, раскрытие лучших душевных качеств учащихся при помощи интеграции (взаимодействия музыки, живописи, литературы)

ОБОРУДОВАНИЕ:

    Выставка репродукций картин художников России.

    Юрий Ракша, советский художник 1983 г

    Сергей Герасимов М, советский художник 1986 г

    Юрий Пименов М, советский художник 1986 г

    Изобразительное искусство 20 в. г. Челябинск

    Картины Саенко А.Б. «Мать», «Ожидание».

    Музыкальный диск «Одинокий пастух»

    Э. Мериконе «Профессионал»

    Витас «Мама»

    Тексты рассказа

    Презентация, слайды, ЦОР БЭНП

Журнал «Уроки литературы» № 2 2002 год.

ОФОРМЛЕНИЕ КЛАССА:

  1. Выставка репродукций картин известных художников («Материнство»)

    Оформление доски

    портреты

  • вопросы для проверки домашнего задания

    Выставка сочинений учащихся на тему «Моя мама».

ЭПИГРАФ : « Есть на свете прекраснейшее существо у которого мы всегда в долгу – это мать» (М.Горький)

СЕТКА ВРЕМЕНИ:

оргмомент (1 мин)

анализ сочинения (3 мин)

опрос (по терминологии) – 5 мин

слово учителя – 5 мин

Беседа о впечатлении от выставки – 3 мин

Рассказ от лица Бондарева – 1 мин

Беседа (фронт) по выяснению усвоения содержания – 7 мин

Групповая работа – 10-15 мин

Анализ текста – 20 мин – 30 мин

Сочинения учащихся – 10 мин

Слово учителя – 5 мин

Стихотворение Острового – 3 мин

Витас – 3 мин или Гурцкая «Знаешь, мама»

Письменная работа на выяснение восприятия «Мои мысли после прочтения рассказа»

    ХОД УРОКА

монолог метафора

диалог контраст

полилог цветовая гамма

1.оргмомент (анализ сочинений)

    3.мини-опрос (выразительное чтение)

4.Эпические произведения (прозаические)

Рассказ- повесть- роман = история человеческой жизни.

Повествование – описание – рассуждение

пейзаж эпитет портрет диалог метафора

портрет сравнение монолог полилог контраст

Ему было 104 года. Мужественное, суровое лицо… К.Г. Паустовский

Что говорят о нем другие? Юрий Бондарев «Мастер»

История создания рассказа «Телеграмма»

    Чтение учителем главы из книги «Зарубки на сердце»

    Музыка на диске (№2) ЦОР (смотри приложение)

    Что значит зарубки на сердце? (что-то неизгладимое, болезненный след в душе)

Итак, ребята, рассказ « Телеграмма». Тема: Взаимоотношения матери и дочери.

Почему же рассказ назван «Телеграмма» (загадка? символ? опасность?)

? Композиция рассказа:

1 часть Мать «Эх, горе, горе»

2 часть Дочь «Эх, ты сорока»

3 часть Телеграмма

4 часть эпилог (развязка событий)

? Признаки рассказа

    краткость

    малое количество действующих лиц

    история 1 семьи

    Анализ содержания рассказа

    Пейзаж (стр. 310 чтение учащихся)

    Эпитеты (холодный, ненастный)

    Метафоры (трава полегла, тучи тащились)

    Цветовая гамма (непрямая – почернели)

    Подсолнечник – символ – одиночество

Обратимся к сюжету:

Что мы знаем о Екатерине Петровне и Насте (дом под охраной областного музея, К.П. жила в Париже, была похоронах Гюго, Настя в Ленинграде)

Другие действующие лица (сторож Тихон, девочка Манюшка). Пейзажная зарисовка (стр 312), проанализируем по той же схеме), отличаются ли эти описания? Какое производит более тяжелое впечатление?

радация – усиление признака, запись в тетради.

    Как общаются К.П. и дочь (деньги – словно откупается)

    Как показана слабость К.П. (стр. 312) (мышь не боится, почтальон придерживал руку; забывала о старости)

Задание: работа в парах (подберите ряд эпитетов (синонимов или контекстных синонимов) к описанию К.П.

фото А. Заболоцкого «Старуха» (старая, слабая, беспомощная, беззащитная, брошенная, обиженная, забытая и т.д.)

Ученик работает со словарем синонимов. Нам очень важно проследить за душевным состоянием героини.

Стр.314. Чтение учителя (музыка № 5) (слайд)

  • Ребята, осень в природе и жизнь К.П. угасают вместе.?? Почему К.П. пишет письмо дочери? Что подтолкнуло ее? (поняла что умирает…)

    Только мастерство Паустовского, тонкого психолога, помогает нам понять это. Параллель: природа – К.П. = одно целое. Какие глаголы показывают потерю последней надежды (шла - побрела).

Метафоры: (позабытые звезды смотрели на землю, стоял озябший). Чем живет К.П. (воспоминаниями). Как относится К.П. к природе саду, (жалеет). В чем контраст? (она жалеет, а дочь ее не жалеет). А может все же кто-то жалеет? (Манюшка, Тихон), парадокс в том, что жалеть должны родные, а жалеют чужие. (рассказ Парадокс) Короленко.

Анализ части « Дочь» Групповая работа стр. 314-315 – 3 группы.

Настя – отношение к письмам. Контраст во внешности.

Портрет: Сольвейг – холодные глаза

Страница 315-316 – 1 группа

Расскажите о Тимофееве (маленький, злой, буркнул сердито, сказал угрюмо, приказал, остроносый, сутулый, крикнул, забегал) Мог ли он пробиться сам? (презентация,

Страница 316 –317 2 группа

Почему решила бороться за Тимофеева? Почему он не едет к матери? В чем парадокс поступков?

АНАЛИЗ ЭПИЗОДА ВЫСТАВКИ

Итак, выставка состоялась.

Чего добилась Настя? Что чувствует сейчас? (радость, гордость за себя что все хвалят?) и вдруг – телеграмма, страница 317- 318.

Настя вернулась « В наши дни», какие глаголы использует автор (незаметно открыла, ничего не поняла, скомкала, нахмурилась. Почему?)

Страница 318 – цепь событий.

Слова о доброте – внимательность художника – взгляд Гоголя. Почему не созналась художнику? – (стыдно) (слайд 5)

Почему Гоголь, а не Пушкин (сатирик, видит все насквозь)

Интересный прием Паустовского: воздействовало на Настю искусство. Скульптура Гоголя, так талантливо выполнена, что кажется одушевленной. Величие искусства и таланта воедино.

Есть три великие вещи в мире: музыка, живопись и слово. Я хочу, чтобы вы это почувствовали так, как почувствовала это Настя…

Страница 318-319 чтение эпизода учителем (музыка) ЦОР, Чайковский «Времена года»

    что поняла Настя? Почему плачет?

    Почему нашли билет для нее?

    Думает ли она о чем–нибудь?

Настя едет, а в это время в Заборье….

    Катерина Петровна не вставала 10-й день.

1 ряд – портрет К.П. (хотела подняться, не смогла бледная, маленькая)

2 ряд – 2 телеграмма. Почему догадалась К.П.

3 ряд – умерла К.П. сразу после этой телеграммы. Почему? (умерла надежда и умерла К.П.)

(Введение слайда 7.)

    За добро плати добром, не будь пустельгой

Кто это пустельга? (хищная птица семейства соколиных и пустой человек. А Настя и то и другое. Это ребята назидание всем.)

    Похороны . Индивидуальная карточка. Зачем введен образ учительницы?. Что хотел показать автор (пересказ эпизода и вывод)

    Пейзаж.
  • зачитаем цитаты

    что изменилось

    цветовая гамма

    что чувствует природа (печаль и радость)

    почему не было описаний Ленинграда – одного из красивейших городов мира(природу видят душевные, добрые люди, а не радушные, пустые)

    Эпилог

Чтение без музыки. О чем плачет Настя? Изменится ли? Почему уехала крадучись? (нет ей прощения, виновата перед матерью, не успела, опоздала)?

Мы любим своих мам, ребята, это видно из ваших добрых слов, которые вы написали больше месяца назад (узнать цитату из своего сочинения. Прочитать её). «Я расскажу вам о маме». Хочу чтобы чувства ваши сохранились всю жизнь.

(Введение слайда 9,анимация медленная)

СЛОВО УЧИТЕЛЯ

Жестокость равнодушия. Стена.

Которая так часто холодна.

В кровь об неё мы расшибаем лбы.

Не чувствуя углов своей судьбы

Жестокость равнодушия,

Она не виновата в том,

Что холодна…

Да, чаще виноваты люди. Сегодня, ребята немного особенный урок. Мы анализировали замечательный рассказ К.Г. Паустовского « Телеграмма». Перед нами стояли обычные цели урока: научиться, суметь, развить, воспитать. И мы сегодня учились анализу прозаического произведения, умению находить в тексте различные художественные средства (эпитеты, метафоры и др). Но, для меня все же самое главное, если после этих двух уроков вы выйдете чуть добрее. Нельзя за 40 или 80 минут научить сочувствию, состраданию, сопереживанию, но все же мы вместе делаем шаг вперед на пути благородных и чистых чувств.

Главное – не опоздать. (стихотворение С. Острового – Мать).

Первое слово ребенок сказал: - мама

Вырос! Солдатом пришел на вокзал, - мама

Вот он в атаке на дымную землю упал

Мама! Встал. И пошел.

И губами горячими к жизни припал.

А у меня нет мамы. Она умерла.

Вот и еще одной мамою стала на свете меньше

Зачем же ты мама, в постель земляную легла?

Или жесткой кровать показалась тебе на рассвете?

А рассвет был из солнца, из зелени, из синевы.

Пенье птиц было слышно из самых далеких планет

Розоватые голуби вылетали из мокрой травы,

долго пили зарю и тонули в далеких просветах.

Ты ведь очень любила, когда зажигался рассвет.

Не опоздайте ребята. Мне повезло, моей маме80 лет, я счастлива общением с ней. Но лучше с юных лет сохранить нежное отношение к матери, чтобы потом ни о чем не жалеть.

Витас «Мама»,или Гурцкая «Знаешь, мама»

Итог урока. Оценки

Д/з «Мои мысли после прочтения рассказа»

Последующее задание: проверка знаний в конце курса (в виде теста или кроссворда)

ПРИЛОЖЕНИЕ «Зарубки на сердце» К.В. Паустовский

Одна из основ писательства – хорошая память…. Расскажу о том, как был написан мною рассказ « Телеграмма».

Я поселился поздней осенью в деревне под Рязанью, в усадьбе известного в свое время гравера Пожалостина. Там одиноко доживала свой век дряхлая ласковая старушка – дочь Пожалостина, Катерина Ивановна. Единственная её дочь, Настя, жила в Ленинграде и совсем забыла о матери – она только раз в два месяца присылала Катерине Ивановне деньги….

Позади двора с обветшалыми службами шумел на ветру большой и такой же запущенный, как и дом, сырой и озябший сад.

Я приехал работать и первое время писал у себя в комнате с утра до темноты…

Но потом перенес работу на вечер. Было жаль просиживать немногие дневные часы в комнате, когда я мог в это время бродить по лесам и лугам, уже готовым к приходу зимы.

Я бродил подолгу и видел много примет осени. По утрам в лужах под стеклянной коркой льда были видны пузыри воздуха. Иногда в таком пузыре лежал, как в полом хрустальном шаре, багровый или лимонный лист осины или березы. Мне нравилось разбивать лед, доставать эти замершие листья и приносить их домой. Скоро у меня на подоконнике собралась целая куча таких листьев…

Чем угрюмее были тучи, волочившиеся по земле мокрые, обтрепанные подолы, чем холоднее дожди, тем свежее становилось на сердце, тем легче, как бы сами по себе ложились на бумагу слова…

Я не изучал тот старый дом, где жил, как материал для рассказа. Я просто полюбил его за угрюмость и тишину, за бестолковый стук ходиков, постоянный запах березового дыма из печки, старые гравюры на стенах (их осталось очень мало, так как почти все гравюры у Катерины Петровны забрал областной музей); « Автопортрет Брюллова, « Несение креста», « Птицелов» Перова и портрет Полины Виардо.

Стекла были старенькие и кривые. Они переливались радужным блеском, и язычок свечи отражался в них почему – то два раза.

Вся мебель – диваны, столы и стулья – была сделана из светлого дерева, блестела от времени и пахла кипарисом, как иконы.

В доме было много смешных и уже ненужных вещей: медные ночники в виде факелов, замки с секретом, фарфоровые пузатые флакончики с окаменелыми кремами и надписью на этикетках « Париж», запыленный букетик камелий…

Было три толстых календаря – за 1848, 1850 и 1853 годов. Там в списках придворных дам я нашел Наталью Николаевну Ланскую – жену Пушкина и Елизавету Ксаверьевну Воронцову – женщину связанную с Пушкиным любовью. И почему – то мне стало грустно от этого. До сих пор не могу понять почему…

По вечерам я ходил в Катерине Петровне пить чай.

Она сама уже плохо видела, и к ней прибегала два раза или три раза в день для всяких хозяйственных поделок соседская девчонка Нюрка, по характеру своему угрюмая и всем недовольная.

Нюрка ставила самовар и пила с нами чай, громко высасывая его из блюдечка. На все тихие речи Катерины Ивановны Нюрка отзывалась только одними словами: - Ну вот еще! Чего выдумали? Но на деле Нюрка пожалуй единственная любила то старую бархатную шляпку с чучелом птицы колибри, то стеклярусовую наколку или желтое от времени кружевце… Катерина Ивановна никогда не выпускала из рук старенькую атласную сумочку. Там хранилась все её богатства: письма Насти, скудные деньги, паспорт, фотография той же Насти – красивой женщины с тонкими изломанными бровями и затуманенным взглядом – пожелтевшая фотография самой Катерины Петровны, когда она была еще девушкой – воплощение нежности и чистоты.

Катерина Петровна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость. Но я знал от соседей и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриевича, сторожа при пожарном сарае, что у Катерины Петровны не жизнь, а горе горькое. Настя вот уже как четвертый год не приезжает, - забыла, значить мать, а дни у Катерины Петровны считанные. Не ровен час так и умрет она, не повидав дочери, не приласкав её, не погладив её русые волосы..

Настя присылала Катерине Петровне деньги, но и бывало с перерывами. Как Катерина Петровна жила во время этих перерывов- никому неизвестно

Однажды Катерина Ивановна попросила проводить её в сад, - в нем она не была с ранней весны, все не пускала слабость.

    Дорогой мой, сказала Катерина Ивановна, - уж не взыщите вы с меня, со старой. Хочется мне напоследок посмотреть сад. В нем я еще девушкой зачитывалась Тургеневым. Да и кое-какие деревья я посадила сама..

Уже вечерело. Сад облетел. Палые листья мешали идти. Они громко трещали и шевелились под ногами. На зеленеющей заре зажглась звезда. Далеко над лесом висел серп месяца.

Катерина Ивановна остановилась возле обветренной липы, оперлась на неё рукой и заплакала. Я крепко держал её чтобы она не упала. Плакала она как очень старые люди не стыдясь своих слез.

    Не дай Вам бог, родной мой, - сказала она мне, дожить до такой одинокой старости! Не дай Вам бог!

Я осторожно повел её домой и подумал, как был бы я счастлив если б у меня была такая мать!

Вечером Катерина Ивановна дала мне связку желтых от старости писем, оставшихся от отца. Я читал эти письма как всегда ночью. Ветер проносился за стеной, шумел в мокрых, голых кустах, и лампа потрескивала, как бы разговаривая от скуки сама с собой. Почему – то странно и хорошо было читать эти письма из Рима именно здесь, в ненастную ночь, слушая как деревенский сторож стучит у околицы в колотушку.

А еще через несколько дней Катерина Ивановна слегла и уже не вставала. У нее ничего не болело. Жаловалась она только на усталость. Я послал Насте телеграмму в Ленинград. Нюрка перебралась в комнату Катерины Ивановны, чтобы на всякий случай быть поближе. Однажды ночью Нюрка сильно застучала мне в стенку и крикнула испуганным голосом: - Идите! Бабка помирает!

Катерина Ивановна лежала без сознания и только чуть заметно дышала. Я попробовал пульс – он не бился, а тихо дрожал, тоненький как паутина.

Я оделся, зажег фонарь и пошел в сельскую больницу за доктором. Больница была далеко в лесу. Черный ветер нес с порубки запах опилок. Была поздняя ночь, даже не лаяли собаки.

Врач впрыснул Катерине Ивановне камфору, повздыхал и ушел…

Умерла Катерина Ивановна к утру. Мне пришлось закрыть ей глаза. Я должно быть никогда не забуду, как я осторожно прижал её полузакрытые веки и неожиданно из под них скатилась тусклая слеза.

Нюрка задыхаясь от плача, дала мне помятый конверт и сказала: - Тут Катерина Ивановна велела в чем её хоронить.

Я вскрыл конверт, прочел несколько слов, написанных дрожащей рукой, - приказ о том, что на неё надеть после смерти, - и отдал записку женщинам, что пришли утром прибрать Катерину Ивановну в последний путь.

Потом пришел на кладбище выбрать место для могилы, а когда вернулся, Катерина Ивановна уже лежала, прибранная на столе, и я остановился, пораженный.

Она лежала тоненькая как девушка, в старинном бальном платье золотистого цвета, со шлейфом. Шлейф был свободно обернут вокруг её ног. Из под него были видны маленькие черные замшевые туфли…

Настя опоздала на три дня и приехала уже после похорон. Все рассказанное выше – это и есть тот писательский житейский материал, их которого рождается проза…

(Во время чтения проецируется слайд 2, 3 с применением ЦОР БЭНП «МХК», Музыка.

В приложение входят отдельно оформленные сочинения детей, написанные примерно за месяц, сданные для выставки в классе. Учитель предупреждает, что анализ будет дан позднее, и он откроет небольшой секрет. Предполагается, что дети должны узнать свой отрывок (сотри слайд 9)

Рассказ К.Г. Паустовского «Телеграмма», написанный в 1946 году, поразил меня до глубины души, наверное, потому, что затрагивает важную для любого человека проблему-взаимоотношения родителей и детей. По-своему решают ее главные героини рассказа - Катерина Петровна и ее дочь Настя. Катерина Петровна доживала свой век «в старом доме, построенном ее отцом - известным художником». Ее дочь, Настя, живущая в далеком большом городе, очень редко писала ей и почти не приезжала. Свои дела, непонятные матери интересы, свое счастье увлекают ее больше, чем родная мать. Катерина Петровна же из скромности боится напомнить о себе. «Лучше не мешать», - решает она.

Ей одиноко в пустом холодном доме, где «застоялся горький запах нетопленных печей, ей все труднее вставать по утрам», ощущать полную ненужность и свою, и своего «мемориального» дома, находящегося под охраной областного музея.

Внутреннее состояние Катерины Петровны автор передает и с помощью пейзажа. Осеннее холодное ненастье, высохшая в саду трава, облетевшие ветлы, почерневшие тесовые крыши, ночи долгие и тяжелые, как бессонница, помогают понять внутреннее состояние героини, ее грусть, одиночество, ненужность и бесприютность.

Композиционно рассказ можно разделить натри части. Первая часть посвящена жизни Катерины Петровны, вторая - ее дочери Насте, в третьей - история о телеграмме, но именно она является кульминационным центром всего произведения.

Говоря о Катерине Петровне, автор вспоминает ее длинную жизнь, за которую успела она не так уж и мало. Она была воспитана в артистической семье, была достаточно образована, интеллигентна, знакома со многими интересными людьми, «жила с отцом в Париже и видела похороны Виктора Гюго». Постаревшая, сгорбившаяся, плохо видящая, Катерина Петровна хорошо помнит свою молодость. Она хранит милые сердцу вещи: сморщенные перчатки, страусиные перья, какие-то бумажки в рыжем кожаном ридикюле. Брошенная собственной дочерью, она отдает это все Манюше, девочке, помогающей ей по хозяйству. Только эта девочка да сторож с почтальоном иногда навещают Катерину Петровну. Все они с уважением относятся к ней, помогают, как могут. Но, как не стараются, не могут скрасить ее одиночества. Она с нетерпением ждет писем от дочери, с трепетом перечитывает несколько сухих слов на почтовом переводе. Катерина Петровна не выдерживает, пишет трогающее душу каждого читателя письмо: «Ненаглядная моя, зиму эту не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки».

Неторопливое повествование от лица одинокой старости автор прерывает рассказом о суетливой, наполненной работой и другими заботами жизни Насти. Занятая организацией выставки молодого скульптора, Тимофеева, Настя не сразу читает письмо от матери, успокаивая себя словами: «Раз мать пишет - значит, жива». А когда вспоминает «о переполненных поездах, пересадке на узкоколейку, тряской телеге, засохшем саде, неизбежных материнских слезах, о тягучей, ничем не скрашенной скуке сельских дней», спокойно кладет письмо в ящик письменного стола. Думая о посторонних людях, Настя забывает о единственном родном человеке. Когда ее хвалят за организацию выставки, «за заботу о человеке», Настя смущается до слез, но ей стыдно сказать, что в кармане у нее лежит телеграмма: «Катя помирает. Тихон». Раскаяние наступает слишком поздно: «Мама! Как же это могло случиться? Ведь никого у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы она меня увидела, лишь бы простила». Она опаздывает везде: на железнодорожной станции, на последнее свидание с матерью и даже на похороны. Проплакав в пустом материнском доме всю ночь, она утром, крадучись, стараясь, чтобы ее никто не увидел и ни о чем не расспрашивал, уезжает, но в ее сердце навсегда останутся боль и стыд.

Телеграмма изменила жизнь Насти, заставила ее задуматься об ответственности человека за свои поступки, о том, что даже в суете забот нельзя забывать, что тебя ждут, любят близкие и родные тебе люди. Именно поэтому К.Г. Паустовский выбрал такое название.

Классик русской литературы К. Г. Паустовский пользуется известностью не только на Родине, но и во всем мире как замечательный мастер слова. Его проза поражает красочностью и точностью слов. В каждом произведении писателя проявляется любовь и внимание к красоте природы, к людям, чувствующим и понимающим музыку окружающего мира.

Избегая будничных впечатлений и слов, Паустовский замечает трогательное и необычное в окружающем пейзаже. И точно так же писатель, не касаясь биографии героев, обращается к жизни чувств, изображает диалектику их души, отбирая те мелочи, которые помогут читателю видеть человека, чувствовать и улавливать источник его переживаний.

Искусство видеть мир

Неутомимый романтик, тонко чувствующий окружающий мир, Паустовский, с восторженностью и поэтичностью пишет живописные картины природы - волнующей, роскошной, полной величественности и блеска. Человек, который слышит музыку дождя, шепот морского прибоя, чувствует ласковые всплески воды и дыхание цветущей земли, также чутко слышит малейшие колебания человеческой души.

Любовь, с которой Паустовский относился к окружающему миру и окружающим его людям, пронизывала его произведения. Тепло и красота писательского языка, глубина и образность повествования от сердца писателя шли к читательскому сердцу и задевали те струнки души, о существовании которых читатель и не догадывался до знакомства с Константином Георгиевичем Паустовским.

История одной фотографии

С «Телеграммой» Константина Паустовского связана реальная история, произошедшая в 1964 году. В Москву на гастроли приехала популярная певица и актриса Она писала, что в московском аэропорту у встречавших ее журналистов сразу же спросила о Паустовском. Когда Марлен подъезжала к отелю, она уже знала, что писатель лежит в больнице. Г. Арбузова, падчерица Константина Георгиевича, в одном из интервью рассказывала, что Паустовский хотел побывать на концерте Марлен Дитрих, но в то время был очень болен. И вот в сопровождении своего врача В. А. Коневского писатель отправился в где она выступала.

После концерта легенда кинематографа отвечала на вопросы. И когда у Марлен спросили, какой у нее любимый писатель, ответила, что любит Паустовского. К ней подошла переводчица Нора и сообщила, что писатель в зале. Марлен стояла и всматривалась в зал, ожидая, что он поднимется на сцену. Но, будучи очень застенчивым человеком, Константин Георгиевич не поднимался. И когда зал стал аплодировать, подбадривая его, Паустовский вышел на сцену. Марлен, не сказав ни слова, встала перед писателем на колени и прижала его руку к своему залитому слезами лицу.

Вечернее платье актрисы, расшитое камнями, было настолько узким, что стали лопаться нитки, и камни посыпались по сцене. Все на мгновение замерли. Недоступная богиня стоит на коленях и целует руки советского писателя. Потом огромный зал медленно и неуверенно поднялся, в тишине послышались робкие одинокие хлопки, а потом началась настоящая буря - шквал рукоплесканий. Когда Марлен помогли подняться с колен, она тихо сказала, что ее потряс рассказ Паустовского «Телеграмма». И с тех пор она считала своим долгом поцеловать руку писателя, написавшего это.

Персонажи рассказа «Телеграмма»

Константин Георгиевич вспоминал, что в краю он создал много вещей, в том числе и рассказ «Телеграмма». Дату написания Паустовский не указал, но впервые рассказ был напечатан в восьмом номере журнала «Огонек» в 1946 году. Сюжет рассказа прост: не дождавшись приезда дочери, старая женщина умирает. Дочь, получившая телеграмму о болезни матери, добирается в далекую рязанскую деревеньку только на следующий после похорон день.

Действующие лица этой истории составляют две группы: жители села Заборья и окружение Насти. Катерина Петровна, дочка известного художника, живет после его смерти в селе Заборье в доме, им построенном. К первой группе относятся и ее односельчане: дочка соседа Манюшка, почтарь Василий, сторож Тихон и старики, хоронившие Катерину Петровну.

Вторая группа лиц сосредоточена вокруг Насти, дочери Катерины Петровны, уехавшей много лет назад в Ленинград. К этой группе героев «Телеграммы» Паустовского можно отнести и скульптора Тимофеева, выставкой которого занимается Настя, и его более удачливого коллегу по цеху Першина, и старого мастера, встревоженного телеграммой, которую получила Настя.

Говоря о творчестве Паустовского, нужно иметь в виду, что его произведений несут особую смысловую нагрузку. Также и действующие лица, которых писатель, казалось бы, упомянул мимоходом, на самом деле выполняют важную роль - раскрывают нравственные проблемы, которые волновали автора. Отчасти понять их поможет и краткое содержание рассказа Паустовского «Телеграмма» и анализ, представленные ниже. Параллельно рассмотрим и детали, подчеркивающие тему, и проблемы, затрагиваемые автором.

Катерина Петровна

Стояли синеватые пасмурные дни октября, в этом году он был на редкость дождливый. Катерине Петровне все труднее было вставать по утрам. Она доживала свои дни в старом мемориальном доме, построенном отцом. После его смерти дом охранялся областным музеем. На стенах висели картины, на которых ничего нельзя было разобрать: возможно, они потускнели от времени, а может быть,глаза Катерины Петровны стали плохо видеть.

Рассказ «Телеграмма» Паустовского начинается с описания хмурой осенней погоды, и на фоне ее выделяется маленькая деталь - подсолнечник у забора. Осенний пейзаж как будто передает состояние Катерины Петровны, а подсолнух подчеркивает одинокую старость.

Последняя обитательница дома смотрела на «Вестник Европы», пылившийся на полках, и думала, что в Заборье не с кем поговорить о картинах, о Париже. Не с Манюшей же об этом беседовать, дочерью соседа. Она каждый день прибегала то воды принести, то полы подмести. Катерина Петровна дарила девочке страусовые перья, старые перчатки и шляпу, на что Манюша отвечала, что сдаст их в утиль.

Еще одна важная деталь, которой уделяет внимание К. Г. Паустовский в «Телеграмме» - памятные вещи, которые старушка дарила. Не отдавала за ненадобностью, а дарила дорогие для нее, ставшие частичкой жизни Катерины Петровны, вещи, которые, как оказалось, никому, кроме нее, не нужны.

И в одиночестве жестоком

Иногда заходил старый сторож, помнивший еще отца Катерины Петровны. Он убирал засохшие деревья в саду, пилил и колол дрова. И всегда спрашивал, пишет ли Настя. Не дождавшись ответа, он уходил, а Катерина Петровна начинала плакать. И лишь керосиновый ночник, казалось, был единственным живым существом в старом доме.

Эта маленькая деталь подчеркивает одиночество героини «Телеграммы». Проблему Паустовский усиливает, показывая безмерность ее одиночества, словами «без слабого огня». Старушка была настолько одинока, что даже огонек ночника помогал ей, иначе не знала Катерина Петровна как дожить до утра.

Писем от Насти мать не получала, но почтарь Василий приносил от дочери денежные переводы, которые извещали, что Настя очень занята, нет времени даже на письмо. Однажды ночью кто-то стучал в калитку, заколоченную несколько лет. Старушка вышла посмотреть, кто стучит, но там никого не оказалось.

И снова подчеркивает Паустовский в «Телеграмме» тему одиночества - не открывавшаяся несколько лет калитка.

Остановилась Катерина Петровна на обратном пути возле клена, который она посадила будучи молодой девушкой. Он стоял пожелтевший и озябший, и некуда было клену деться от бесприютной ветреной ночи. Пожалела она его и побрела домой.

В ту же ночь написала письмо ненаглядной дочери и просила ее приехать хоть на день. Сообщила, что очень больна, и хотела бы увидеться с ней перед смертью. Манюша письмо отнесла на почту и долго толкала его в ящик, словно заглядывала внутрь. Но там только жестяная пустота.

Кажется, чего необычного в том, что почтовый жестяной ящик пуст? Но К. Г. Паустовский в «Телеграмме» в каждую деталь вкладывает смысл: пустота - бездушие дочери.

Дочь Настя

Еще одна героиня рассказа Паустовского «Телеграмма» - Настя. Она много лет назад уехала из Заборья. Жила в Ленинграде и работала в Союзе художников. Занималась организацией конкурсов и выставок, которые отнимали много времени. Даже вот письмо от матери и то прочесть некогда. «Пишет, значит, жива», - подумала Настя. Спрятала письмо в сумочку не читая и отправилась в мастерскую скульптора Тимофеева.

Анализ «Телеграммы» Паустовского показывает, что автор поднимает серьезные нравственные проблемы: разобщенность близких людей, их отдаление и нежелание показать чувства. Три года Настя не видела маму, которая никогда не надоедала упреками и жалобами. И, получив весточку от самого родного и близкого человека, она спрятала письмо, не читая. Этими словами писатель подчеркнул равнодушие и черствость героини.

Промозглый осенний ветер забрался и в мастерскую Тимофеева, который рассказывал о том, как тепло в студии коллеги Першина. Тимофеев жаловался на холод, на ревматизм. Настя пообещала ему помочь и попросила художника показать ей Гоголя. Тимофеев подошел к скульптуре великого писателя и сдернул с нее ткань. Настя вздрогнула. На нее насмешливо смотрел сутулый человек, и она видела, как на его виске бьется склеротическая жилка.

Почему Паустовский выбрал именно скульптуру Гоголя? Как известно, великий сатирик обладал удивительной способностью угадывать человека. Что этим хотел сказать Паустовский? Анализ «Телеграммы» показывает, что в рассказе автор поднимает и тему воздействия искусства на человека. Насте показалось, что Гоголь смотрит на нее насмешливо, словно разглядел ее показную доброту и черствую душу. Настя тут же укоряет себя, что письмо-то в сумочке лежит нераспечатанное.

Телеграмма

Две недели Настя занималась устройством выставки. В день открытия пришли известные художники и скульпторы - обсуждали и хвалили работы Тимофеева. Вошла курьер Даша и вручила телеграмму, смысл которой дошел до Насти не сразу. Поначалу она подумала, что это не ей, но обратный адрес, где было написано слово «Заборье», развеял сомнения. Настя нахмурилась, скомкала телеграмму, и слушала выступление Першина, который рассыпался благодарностями в ее адрес, отмечая, что в лице Анастасии Семеновны забота о человеке стала реальностью.

В рассказе Паустовского «Телеграмма» равнодушие и отзывчивость Насти стоят рядом. Отзывчивая к посторонним людям, она равнодушно отнеслась к письму матери. И казалось бы, получив телеграмму, что самый близкий и родной человек умирает, она должна была бежать к маме со всех ног, чтобы успеть, чтобы увидеть, услышать и обнять ее еще хоть раз. Но Настя скомкала телеграмму. В двух словах, пока с кафедры неслось о заботе, автор выразил жестокость, лицемерие, равнодушие дочери.

Старый художник, озабоченный задумчивым видом Насти, подошел, тронул ее за руку и поинтересовался, не телеграмма ли ее так встревожила? Настя сказал, что телеграмма от знакомой, ничего ужасного не произошло, но весь вечер ощущала на себе пронзительный и тяжелый взгляд. Кто бы это мог быть? Настя подняла глаза: на нее, усмехаясь, смотрел Гоголь.

Произведение «Телеграмма» Паустовский продолжает словами из письма Катерины Петровны: «Ненаглядная моя» - обращалась к Насте мать. Настя села на скамейку и заплакала. Она поняла, что никто и никогда не любил ее так, как мама. Тем же вечером Настя уехала в Заборье.

Заборье

Тихон отправился на почту, пошептался о чем-то с Василием, осторожно нацарапал что-то на телеграфном бланке и поплелся к Катерине Петровне. Она не вставала уже десятый день. Манюша не отходила от нее шестые сутки и успокаивалась только тогда, когда Катерина Петровна шевелилась под одеялом. Вошел Тихон, сказал, что на улице похолодало, дорогу прибьет морозцем, и Насте теперь сподручнее будет доехать, и неуверенным голосом прочел телеграмму, которую сам же принес.

Катерина Петровна отвернулась к стенке. Тихон сидел и вздыхал в прихожей, пока Манюше не позвала его в комнату старушки. Она лежала бледная и маленькая. «Не дождалась», - вздохнул Тихон и вышел. На следующий день старики и ребята хоронили Катерину Петровну.

Здесь появляется в «Телеграмме» Паустовского героиня, молодая учительница, которой он уделил всего несколько строчек. В них совершенно незнакомый человек отдает дань уважения женщине-матери.

У молодой учительницы такая же старенькая седая мама осталась в уездном городе. Учительница вздохнула и медленно пошла за гробом, спрашивая у людей, одинока ли была умершая? На что ей ответили, что есть у Катерины Петровны дочка в Ленинграде. Но, видимо, так высоко взлетела, что на похороны к матери выбраться не смогла. Учительница подошла к гробу, поцеловала руку Катерины Петровны и долго слушала, как за ее спиной переговариваются старики.

Настя приехала в село после похорон и застала только могильный холмик. Осмотрела комнату матери, из которой жизнь, казалось, ушла давным-давно и, крадучись, чтобы никто ее не увидел, уехала из Заборья. И никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять невыносимой тяжести с ее души.

Между строк

В рассказе Константина Паустовского «Телеграмма» между строк можно прочитать многое о семье, живущей в старом доме. Катерина Петровна живет среди картин своего отца и его друзей. Сам Крамской был его другом, эскиз к его картине занимает в доме почетное место. Журнал «Вестник Европы» читали и Катерина Петровна, и ее отец. В нем печатались произведения русских писателей Соловьева, Островского, Тургенева, Гончарова. На этой классической литературе выросли обитатели дома.

Катерина Петровна летом 1885 года была с отцом в Париже, именно тогда умер Виктор Гюго, на похоронах которого она была. Похоронена она была не рядом с отцом. Никто из присутствующих не вспомнил, что она была дочерью известного художника. Не потому ли, что жители села, оказывавшие Катерине Петровне посильную помощь, не понимали значимости и ценности картин, висящих на стенах ее дома?

Так, мимолетно, показал Паустовский огромную духовную пропасть между интеллигенцией и крестьянством России. Очевидно, вклад художника в российское искусство был большим, так как дом был мемориальным. Почему в кавычках это слово написал Паустовский в «Телеграмме»? Равнодушие и отзывчивость и здесь стоят рядом. С одной стороны - равнодушие государства, под охраной которого находился дом, а значит и картины, потускневшие и забытые. С другой - отзывчивость простого сторожа. Из жалости Тихон помогал Катерине Петровне по хозяйству. И он единственный, кто помнил художника и, вероятно, не осознавал истинную ценность картин, но смотрел на них с почтением и вздыхал: «Работа натуральная!»

Зарубки на сердце

В «Золотой розе» автор написал историю создания рассказа «Телеграмма». Дату написания Паустовский не уточнил, но рассказал трогательную историю, на основе которой он создал свой шедевр. Глава «Зарубки на сердце» знакомит с прототипами этого рассказа. Одно время Паустовский жил под Рязанью, в усадьбе знаменитого когда-то гравера Пожалостина. Единственная дочь хозяйки дома забыла о матери, и высылала из Ленинграда только переводы.

По вечерам писатель ходил пить чай к Катерине Ивановне. Видела хозяйка усадьбы плохо, и по два-три раза на день к ней забегала соседская девочка Нюрка. Катерина Ивановна жила когда-то в Париже, знала Тургенева и присутствовала на похоронах Гюго. Она давала Паустовскому почитать связку желтых писем, оставшихся от отца.

Паустовский пишет, что телеграмму Насте отослал он, сообщая о смерти ее матери. Нюрка отдала писателю конверт, в котором Катерина Ивановна написала, в чем ее хоронить. Паустовский увидел хозяйку усадьбы уже прибранную - она лежала в золотистом бальном платье со шлейфом, в черных замшевых туфельках. Настя приехала через три дня после похорон.

В своей автобиографии Паустовский рассказывал о том, что на войне у него погибли два брата. У писателя осталась только полуслепая сестра. Не ее ли беспомощный облик лег в основу характеристики главной героини рассказа? Думается, не только образ дочери Пожалостина нашел отражение в героине романа. Но и другие, дорогие сердцу автора образы близких людей, которых он изобразил с такой любовью, тоской и искренним сожалением.

Пока не поздно

Каков жанр «Телеграммы» Паустовского? на нескольких страницах которого автор поднимает важные проблемы: одиночество, материнскую любовь, проблему отцов и детей. Композиционно рассказ делится на три части, одна из которых рассказывает о матери, вторая о дочери, а в третьей происходит трагическая развязка.

Полуслепая старушка, живет среди своих воспоминаний. Только они остались с ней, даже собственной дочери Катерина Петровна не нужна.

Настя, молодая женщина, занята карьерой - она с упоением помогает молодым художникам, организует выставки. Ей некогда заниматься проблемами своей матери. Написала письмо? Значит, жива. Зачем куда-то ехать? Терять драгоценное время? Смотреть на картины, засиженные мухами? Слушать рассказы, слышанные не один раз? Скучно. Успеется. Потом.

Произведение Паустовского «Телеграмма» в жанре рассказа напоминает, что все нужно делать вовремя. Заботиться о близких и родных, говорить им слова любви, проводить с ними больше времени. Всегда ли мы знаем цену нашего покоя и счастья, оплаченного самозабвением матери? Старинное слово, практически вышедшее из обихода повседневной речи, как нельзя лучше характеризует истинную материнскую любовь. Самозабвение - забыть себя ради ребенка.

А всегда ли мы помним о маме? За суетой жизни, нехваткой времени, погоней за карьерой можно опоздать. Как это случилось с героиней рассказа Настей. Как показал анализ «Телеграммы» Паустовского, дочь Катерины Петровны не была совершенно бездушным человеком. Она заботилась о своих коллегах, но для единственного человека, самого родного и близкого, который ничего не требовал от нее, не высказывал недовольства, а просто хотел немного тепла и внимания, она не нашла времени.

Название рассказа

Почему так назван рассказ Паустовского «Телеграмма»? Отзывы читателей, до глубины души тронутых этим рассказом, сходятся в одном - это телеграмма нам, читателям, сообщающая о том, что жизнь быстротечна, и надо беречь и ценить своих близких.

В рассказе даны две телеграммы. Настоящая послана сторожем Насте в Ленинград. Другая телеграмма выдумана тем же Тихоном. Он придумал ее для того, чтобы поселить в сердце умирающей матери надежду. Катерина Петровна догадалась, но поблагодарила сторожа за ласку и добро.

Но ошибочно предполагать, что заголовок - это отражение двух телеграмм. Мастер слова Паустовский взвешивал каждое слово. И, в свете строительства социалистического государства, призывающего думать сначала о Родине, а потом о семье, писатель своей «Телеграммой» напоминает - не забывайте своих близких.

Анализ рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма»

Я ИДУ НА УРОК

Евгения МИНГЕЛЕНЕ,
с. Корткерос,
Республика Коми

8-й класс

Анализ рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма»

Р азработок, посвящённых рассказу Паустовского, я видела достаточно много. Наиболее продуктивны, на мой взгляд, те, что опубликованы в журнале «Литература в школе» № 6 за 1996 год. И статья Т.Т. Левашовой «Пока не поздно», и работа Н.И. Гусаковой «За добро плати добром» дают полное и глубокое представление о творческом методе писателя, о тех нравственных проблемах, что волновали автора, - потому многие моменты моей разработки перекликаются с указанными статьями, используя их материал. Однако, как мне кажется, и в той, и в другой работе выпущены очень существенные моменты, связанные, в частности, с особенностями создания рассказа, с невозможностью однозначно оценить серьёзность проступка и дальнейшую судьбу героини. Потому, сохраняя в целом привычную логику работы над рассказом, предлагаю несколько иную систему оценок и, возможно, несколько спорные выводы.

Традиционно на работу с рассказом отводится два урока. Целью этих уроков ставлю не только знакомство с творческой мастерской писателя, углубление знаний о писателе и его произведениях (в младших классах мои ученики уже встречались с героями К.Г. Паустовского), но и осмысление важнейших нравственных проблем современности: отдаление и разобщённость близких людей, неумение и нежелание показать свои чувства и как следствие этого - трагическое одиночество, на которое человек обрекает себя сам. Считаю, что восьмиклассникам необходим именно серьёзный разговор о серьёзных проблемах, разговор, который бы дошёл до каждого. Потому литературоведческую часть урока делаю только основой такого разговора.

На первом уроке ребята вспоминают изученные ранее рассказы, в частности, ещё раз проговаривают историю кота-ворюги. При всей видимой простоте это не просто рассказ о приключениях кота, но и история обретения дружбы и осознания своей значимости и полезности кому-то. Делая выводы, обращаем внимание на сочетание лёгкости повествования с серьёзностью темы, указываем на те приёмы, что позволяют достичь такого эффекта: фарсовость сцен и глубокий лиризм пейзажных зарисовок, “очеловечивание” поведения кота и олицетворения в описаниях природы; осознаём глубокую взаимосвязь человека и природы в произведениях К.Г. Паустовского.

Рассказывая об истории создания рассказа «Телеграмма», обращаюсь к «Золотой розе», особо подчёркиваю реальность описанных событий, личное знакомство писателя с его героиней. Кроме того, работаем и со вступительной статьёй, данной в учебнике: она ещё раз обращает внимание ребят на особое свойство таланта Паустовского - умение воссоздавать жизнь во всей её полноте, “заряжать” страницы книг шумом моря или лесными шорохами, погружающими читателя в мир природы.

Если остаётся время, рассказ начинаем читать на уроке (предварительно рассказ не был прочитан). Дома ученики дочитают рассказ, отметят пейзажные зарисовки; если класс достаточно сильный, то в пейзажных фрагментах ребята самостоятельно должны будут найти и выделить изобразительные средства.

План-конспект второго урока

“…Никого в жизни нет и не будет родней…”

Эпиграф на доску: Материнское сердце в детях, а детское - в камне .

Начинаю урок с вопросов.

А что такое телеграмма? Вам приходилось получать её? Представьте такой момент - что бы вы испытали в подобной ситуации? Почему само слово “телеграмма” рождает тревогу? А для чего оно вынесено в заглавие рассказа? Какие предчувствия создаются за счёт названия? Как отражает название содержание рассказа? Сколько телеграмм упомянуто? А выполнили они своё предназначение? (Одна - опоздала, другой - не поверили .) Так стоило ли их упоминать? Может, автор имеет в виду что-то другое, говорит о другой тревожной вести?

Попробуем ответить на этот вопрос сегодняшним уроком.

Мы встречались с Паустовским - мастером пейзажной прозы. А этот рассказ можно определить, как рассказ о природе? (Это рассказ о сложных человеческих взаимоотношениях .) Но пейзажные зарисовки в нём есть, хотя очевидна их иная роль, нежели просто фоновая или возвышенно-лирическая. Одна из задач сегодняшнего урока - определение функции пейзажа и особенностей его в этом рассказе.

Работа с пейзажными фрагментами

В какие моменты повествования наиболее ярко вплетён пейзаж? (Ребята отметили начало рассказа, эпизод, описывающий ночь и старый клён, сцену похорон и последнюю ночь Насти в доме .) Сразу отмечаем тот факт, что все указанные фрагменты тесно связаны с главными героинями. Посмотрим, как строятся эти эпизоды. Работая по группам, ученики находят и выписывают определения, использованные автором, указывают те предметные детали, на которых остановлено наше внимание (работают три группы, каждая со своим фрагментом). Все вместе обдумываем результат этой работы: осенний пейзаж холоден и бесприютен, чаще всего автор использует слово “холодный”. Почему? Можно это определение считать эпитетом? (Оно не несёт в себе оценочного значения, оно просто констатирует факт .)

А какие детали выделяет, подчёркивает автор? Одинокий подсолнух, озябший клён, позабытые звёзды - вот приметы этой холодной осени. Через какой приём они показаны? Зачем автор обращается к олицетворению? (Клён - это не просто осенняя картина, это память Катерины Петровны, видя его, она вспоминает себя .) Так какое же ощущение создаёт пейзаж? Что вбирает в себя холод осени? (Страшное одиночество, пустоту вокруг старой женщины .) Какие два определения связаны у Паустовского? (Холодный и пустой, одинокий .)

Делаем первый вывод: пейзаж передаёт состояние героев, он психологичен по своей сути.

Судьбы Катерины Петровны и Насти

Как представлена в рассказе история старой женщины? (Только прошлое - настоящего нет: и клён, и сад - это только память. )

За счёт каких ещё деталей автор усиливает ощущение абсолютного одиночества старой женщины? Работаем с интерьерными описаниями, отмечаем слепоту и почти полное отсутствие голоса. Но разве рядом со старушкой совсем никого нет? Рядом люди, заботящиеся о ней, - Тихон и Манюшка. Почему не спасает их помощь героиню? Понимают ли они её? (Тихон уважает её и память об её отце, а для девочки она просто бабка. ) Можно ли им рассказать о том, что в душе? Она и не пытается, они только жалеют её, но близкими их назвать нельзя.

Когда тоска героини прорывается? Какой фрагмент рассказа не поддаётся пересказу? (Письмо Насте. ) Зачем и здесь нужно упоминание о саде? (Ещё раз подчёркивается одиночество, только в нём её жизнь, только здесь она видит себя - и это никому не понятно .) Так почему дочери нет рядом? Почему не откликается она на письмо? (Вспоминаем жизнь девушки в большом городе, её работу .) Может, верна оценка Тихона? Что значит “пустельга”? Согласны с его словами?

А как, по-вашему, автор согласен? Вспомните историю создания рассказа: городская жизнь Насти - это единственное, что домыслено автором. Зачем, раз все оценки даны? Давайте ещё раз вспомним страницы, посвящённые Насте. Чем она занята, как подходит к делу? Она искренне заботится о людях? Почему не обижается на капризы художника? (В тексте есть прямой ответ на этот вопрос .) Разве человек равнодушный увидит это, сумеет понять? Вдумайтесь в строки, рассказывающие о получении письма и телеграммы: почему автором создан такой фон - речь о внимании к людям и усмешка Гоголя? Это пробуждение совести или ещё и осознание чего-то особого? Может, помогут описания, связанные с Настей? Те же звёзды в момент прозрения, та же пустота в доме, когда она опоздала. А портрет девушки: ничего знакомого не видите? “Холодные глаза”. Что это значит? Это эпитет, который можно пояснить через ряд синонимов. (Проводим словарную работу .) Но у К.Г. Паустовского это слово связывалось с определением “одинокий”! Помните: пустой - холодный - одинокий… Есть подтверждение этой связи в истории Насти? “Нет, и никого не будет роднее…” Это правда? На что же обрекла себя Настя? Почему? Неужели детское сердце - в камне? Почему так часто мы не можем или не хотим понять самых близких людей? В чём ещё можно увидеть роль пейзажа, если вспомнить о связях, выявленных нами? Может, перед нами своеобразное предупреждение? Может, смысл названия, вызывающего тревогу, в этом?

Оценка финала и выводы по уроку

Изменился ли пейзаж к финалу рассказа? (Вспоминаем итоги групповой работы .) Зачем нужна новая героиня в конце? Её глазами мы видим похороны и по-другому оцениваем окружающий мир. Что видит учительница, с чем остаётся? (Для неё всё вокруг - родина, что-то близкое, родное, напоминающее о маме .)

С чем осталась Настя? (Холодная комната, чувство вины - её одинокая история ещё впереди .) Кто мог бы помочь и простить её, успей она вовремя? Можно ли сомневаться в том, что мать простила бы её? (Работа с эпиграфом .) Оказывается, к тому, кто был и, кажется, будет всегда, можно и не успеть, и не сказать о чём-то очень важном, можно очень многое потерять в суете жизни, в якобы важных и первостепенных делах.

Так к кому обращена телеграмма? О чём она? Сформулируйте языком телеграммы предупреждение писателя. (Задание можно выполнить в конце урока, проведя таким образом момент рефлексии, или сделать его частью домашней работы.)

Дома : обсудите урок с родными, ответьте на вопрос: “Что я услышал в телеграмме от Паустовского?”

Людям часто не хватает доброты со стороны своего окружения, понимания того, что они нужны своим близким, обществу, а равнодушие и безразличие, их порой убивает.

В произведении Константина Паустовского «Телеграмма» перед нами предстаёт равнодушие по отношению к близким на примере дочери Насти к своей постаревшей матери Катерине Петровне. Катерина Петровна жила одна в деревне, дочь была занята своей карьерой в Ленинграде. Письма от получала редко, Настя присылала ей по 200 рублей два раза в месяц, но её больше волновали письма дочери, приходившие вместе с деньгами, она тосковала по дочери. Только потом Настя осознала, что никто её так не любил, как её мама, которая была одинока и умирала в одиночестве. Не будь настя такой жестокой, а равнодушие это тоже жестокость по отношению к близким, мама бы может и пожила по-дольше.

Николай Гоголь в своём произведении «Шинель» показывает также равнодушие к маленькому человечку Акакию Башмачкину, отсутствие которого заметили только на четвёртый день, проблемы этого персонажа никого не интересовали, поэтому, его столкновение с жестокостью окружающего мира, приводит его к смерти.

Человеческая доброта - это умение и желание относиться к другим людям так, как хотел бы, чтобы относились к тебе: с пониманием, сочувствием, с действенной поддержкой, теплом и любовью. Жестокость - противоположное качество, проявляющееся часто в равнодушии, эгоистическом желании реализовать свои планы за счёт других, в игнорировании интересов окружающих, а не только в сознательном причинении им боли.

Самое страшное, когда жестокость проявляется к родному человеку, который дал тебе жизнь. В произведении «Телеграмма» очень выразительно показана жестокость как равнодушие. Впечатляет отсутствие живых человеческих чувств Насти к родной маме и отсутствие доброты как нормы отношений между близкими людьми.

Если в «Телеграмме» показана жестокость в отношениях между людьми, то в повести Н.Гоголя «Шинель» безразличие, равнодушие к маленькому человечку Акакию Башмачкину показаны как олицетворение жестокости общества. Яркая деталь: отсутствие несчастного (смерть) заметили только на четвёртый день, что говорит о том, что он не был для общества человеком, а лишь исполнителем функций.

Очень разные произведения, по разному раскрывается тема доброты и жестокости. В «Телеграмме» Настя жестока к своей матери, жестока от непонимания, от равнодушия, от увлеченности городской жизнью, от суеты, жестока не от злости, но от недостатка доброты, глубины души.

В «Шинели» показана жестокость общества, тоже состоящего не из злодеев, а просто из равнодушных людей.

И в том и в другом случае вполне можно сказать, что равнодушие едва ли не худшая форма жестокости.

вопрос достаточно обширен, поэтому можно попытаться освятить все его основные моменты. что такое доброта? доброта - это проявление светлых чувств по отношению ко всему окружающему. что значит добрые чувства? это способность помочь в трудную минуту, не оставить в беде, уделять внимание, сказать ласковое слово, в конце концов, приободрить в трудной ситуации. свойственно ли это чувство всем?

думаю, нет. так уж устроен наш мир, что идеально в нем все быть не может. поэтому наряду с этим светлым чувством есть понятие жестокости. в каких аспектах можно рассматривать данные понятия? безусловно, это отношения между людьми, это отношения к животным, к природе в целом, отношение к самому себе. если брать в качестве примера произведения «Телеграмма» и «Шинель», то по первому можно сказать следующее. главная героиня, Настя, была жестока по отношению к своей матери, потому что отодвинула ее на второй план, в первую очередь же была зациклена на своей работе. в повести «Шинель» Акакий Акакиевич Башмачкин сталкивается с жестокостью окружающего мира по отношению к себе. так как он не имеет высокого звания и чина, не имеет денег, то и его проблемы никого не волнуют. такая жестокость приводит к смерти героя.

Похожие публикации