К ф рылеев биография по датам. Биография К.Ф

В небольшом творческом наследии Рылеева четко проявляются установки гражданского романтизма, его тенденциозность, агитационность, воспитательное воздействие на поколение. Именно Рылеев создает, начинает в русской поэзии тему поэта-гражданина (дума «Державин», посвящение поэмы «Войнаровский»).Для самого Кондратия Федоровича Рылеева (1795-1826) понятия «Поэт» и «Гражданин» всегда были синонимами. Будущий декабрист с юных лет выделялся независимостью, смелым и непокорным духом, чувством товарищества, рано пробудившейся склонностью к поэзии. Отечественная война воспламенила патриотизм Рылеева. В своих ранних стихотворениях он восхищается мощью России, воспевает Кутузова. Вначале Рылеев стоял на позициях конституционализма, но после встречи с Пестелем в 1824 году осознал необходимость республиканского строя. Сразу после восстания он был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Он был одним из пяти казненных декабристов. Продолжая вместе с другими поэтами-декабристами традиции, восходящие к Радищеву, Рылеев смотрит на искусство как на трибуну агитатора и на поэта как на бойца. Он и в дальнейшем настаивает на том, что он прежде всего гражданин. Рылеев ценил в своих произведениях их гражданственность, боевой характер, революционный дух.

В своих стихах Рылеев рисует образ истинного поэта. Каков же он? Это пламенный отчизнолюбец, вдохновенный трибун и неутомимый проповедник добра, бесстрашный общественный борец, народный вождь. Его всегдашний удел - «борение с толпой врагов и с предрассудками и завистью докучной» («Послание к Н. И. Гнедичу»). Подлинный поэт призван воспевать великие «деяния предков» («Рогнеда»), славить героические подвиги во имя отечества, вызывающие восторг и трепет внуков («Гражданское мужество»). Истинный поэт – вещий провидец будущего («Боян»). Подлинный поэт с презрением отвергает ложь и избирает лишения во имя истины. Впервые гражданский патриотизм Рылеева проявился в его стихотворении «К временщику» (1820). Оно было направлено против временщика Аракчеева, царского любимца, организатора военных поселений. Вынося деспотичному фавориту беспощадное осуждение, поэт обращается к самым резким эпитетам: «надменный», «подлый и коварный» временщик, «неистовый» тиран, «хитрый льстец», наконец – подлец. Но рядом с образом временщика в стихотворении возникает образ Поэта, Гражданина, гордой, независимой личности. В стихотворении отчетливо проявляется гражданская позиция Рылеева - оценивать государственного деятеля не по занимаемому им чину, а по той пользе, которую он принес Отечеству, по тому, что он сделал для народа:

Когда во мне нет доблестей прямых, Что пользы в сане мне и почестях моих? Не сан, не род - одни достоинства почтенны; Сеян! и самые цари без них - презренны, И в Цицероне мной не консул - сам он чтим За то, что им спасен от Каталины Рим...

Наиболее значительным из произведений Рылеева, в которых проявилась гражданственность его поэтический позиции, является стихотворение «Гражданин», написанное в 1824 году, накануне восстания декабристов. произведение - призыв к сердцу, разуму, совести молодых современников поэта. Это социально-политическая речь общественного трибуна, построенная на противопоставлении изнеженного, переродившегося племени с «хладною душой» и «хладным взором» гражданину с «кипящею душой». Оно направлено против колеблющейся трусливой молодежи, безразличной к неизбежно надвигающимся событиям. Рылеев считает, что истинный Гражданин не может в тяжелое для страны время оставаться равнодушным к судьбе Отчизны:

Я ль буду в роковое время Позорить гражданина сан И подражать тебе, изнеженное племя Переродившихся славян? Нет, неспособен я в объятьях сладострастья, В постыдной праздности влачить свой век младой И изнывать кипящею душой Под тяжким игом самовластья. стихотворение «Гражданин» - это поэтический манифест Рылеева, в котором он определяет свою задачу поэта и гражданина - бороться «за угнетенную свободу человека». Это вершинное произведение декабристской лирики.

8. Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». Поэтика, сочетание традиции и новаторства .

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума», написанная между 1815 и 1820 годами и увидевшая свет в 1824 году, остается в русской литературе величайшим памятником. Грибоедов говорил также, что стремится изображать «натуру событий», которая была для него одновременно источником и предметом искусства. Но при этом он не ставил своей целью копирование действительности, натуралистические образы он называл карикатурами: «Карикатур ненавижу, в моей картине ни одной не найдешь. Вот моя поэтика». Это была поэтика художника-реалиста, силой искусства преображающего «натуру событий», умеющего выделить в ней самое существенное и типическое. Таким же художником-реалистом и новатором был Грибоедов и в области литературного языка. Грибоедов был подлинным создателем нашего литературного языка. С одной стороны, он стремился уйти от гладкого, обезличенного языка светских любовных комедий, которым писали модные в те времена драматурги. С другой - старался избавить свой стих от тяжеловесных приемов старинной книжной речи. Своей художественной задачей Грибоедов считал обогащение литературного языка практикой живой разговорной речи. Поэтому в «Горе от ума» он широко использовал разговорный язык и, кроме того, наделил каждого из своих персонажей своей особой речевой характеристикой. Так, речь Скалозуба насыщена военными терминами, фразами, похожими на военные приказы, грубыми воинскими выражениями: «ученостью меня не обморочишь», «учить по-нашему: раз, два». Очень разнообразна, богата оттенками речь Чацкого. В ней звучит то романтическая чувствительность, пламенная страстность, то жесткая сатира, обличающая пороки фамусов-ского общества. При этом он способен точно и выразительно лишь двумя-тремя словами обнажить низкую сущность представителей этого общества. Герой тонко чувствует своеобразие и богатство родного языка. Будучи человеком высокой культуры, он редко прибегает к иностранным словам, сознательно делая это своим принципом: «чтоб умный, бодрый наш народ хотя по языку нас не считал за немцев». Подобного вовсе не скажешь о речи барской Москвы, в котором проступает чудовищная смесь французского с нижегородским. Грибоедов тонко и зло высмеивает в своей комедии тот факт, что в большинстве своем представители дворянства не владеют своим родным языком. Стих комедии, так же как ее язык, поразил современников своей непринужденностью и естественностью. Используя привычный шестистопный ямб, он в то же время перемежает его другими размерами - от одностопного до пятистопного. Благодаря этому его стих становится легким, красочным и многообразным. Сама стихотворная форма в «Горе от ума» несет много нового. Здесь автор добился удивительной легкости стиха, который почти неощутим в диалоге и вместе с тем является необыкновенно четким и выразительным. Вольная манера письма Грибоедова подготовила переход русской драматургии, в частности комедии, к прозаическому языку. Сочетание традиции и новаторства .

В пьесе четко прослеживаются традиции классицизма , но в то же время автор как бы подшучивает над этими строгими канонами, чувствуется легкая ирония. Комедия написана в стихах, что очень характерно для произведений классицизма, но уже здесь есть отличие в использовании стихотворного размера: комедия Грибоедова написана разностопным ямбом. Также выполнено главное правило классицизма - единство места, времени и действия. Действие комедии происходит в Москве, в доме Фамусова, а время действия - один день. Мы можем говорить и о единстве действия: сюжет комедии построен на основе одного конфликта, участниками которого являются Чацкий и фамусовское общество. Но есть основание говорить еще об одном конфликте: любовной драме Чацкого и разочаровании Софьи в Молчалине , но в этом уже заключается новаторство Грибоедова, потому что обе эти личные драмы тесно вплетены в основной конфликт комедии. А. С. Грибоедов в комедии продолжает традиции Д. Фонвизина - он использует “говорящие” фамилии. Полковник Скалозуб; тихий, скромный, всем угождающий Молчалин; Тугоуховские, глухие к чужому горю; Репетилов, человек, который не живет, а лишь репетирует свою жизнь, -. вот несколько примеров таких героев. Сюжет комедии также напоминает типичные классицистические произведения. Странствующий герой, возвращающийся в дом, где он рос; юношеская любовь, сохранившаяся после трех лет разлуки; служанка, которой Софья доверяет свои сердечные тайны; строгий отец Софьи, девушки на выданье, который обеспокоен поисками достойного жениха (“Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!”), и, наконец, любовный треугольник, в котором на самом деле задействованы шесть человек: Софья, Молчалин, Чацкий, Фамусов, Лиза и Петруша, - все это довольно распространенные элементы сюжета для классического произведения. С другой стороны, Грибоедов привносит много нового, создавая произведения смешанного стиля. Он вводит в комедию романтического героя , “исключительного человека в исключительных обстоятельствах” (это характерно для романтизма Противостояние Чацкого, образованного, передового человека, и патриархального, не принимающего ничего нового московского общества - вот конфликт произведения, который лишь усугубляется любовной драмой. Горечь и досада оттого, что Софья выбрала другого, менее достойного для роли жениха - Молчалива, озлобляют Чацкого и настраивают против всего фамусовского общества. В своеобразии конфликта и заключается новаторство Грибоедова. Чацкий открывает галерею “лишних” людей в русской литературе: Онегин, Печорин, Базаров. Все они стоят как бы вне общества, не могут найти применения своим силам, переживают любовную драму и противостоят не понимающему их обществу. В Чацком, конечно, все качества “лишних” людей выражены слабее, это и понятно, ведь Грибоедов первым поднял эту проблему, а его преемники развивали и дополняли образ “лишнего” человека согласно времени и эпохе. Еще одно новшество А. С. Грибоедова, позволившее ему расширить временные рамки произведения и указать характерные черты целой эпохи, затронуть даже правление Екатерины II, - это внесценические персонажи . Наиболее примечательным из них является Максим Петрович, екатерининский вельможа, умевший всем угодить и сгладить любую ситуацию.

В биографии Рылеева присутствует немало тяжелых моментов, которые, вероятно, и закалили дух будущего революционера. Кондратий Федорович появился на свет 18 сентября (29 по новому стилю) 1795 г. в семье бывшего армейского офицера, который славился своим транжирством и даже проиграл два имения в карты. Желая вымуштровать сына, он отдал его на обучение в кадетский корпус в Петербурге, где Рылеев проучился с 1801 по 1814 годы, а после участвовал в военных походах за пределами России. Еще во время учебы Кондратий обнаружил в себе тягу к стихосложению.

Революционная деятельность

Выйдя в отставку в 1818 году, он принял решение целиком посвятить себя творчеству. Так, 1820 год стал для него счастливым не только благодаря женитьбе на Наталье Тевяшевой, но и потому, что тогда была написана его знаменитая ода “ К временщику”. Родители его жены были состоятельные украинские помещики, однако приняли зятя, несмотря на его незавидное положение.

В 1821 году Рылеев поступил на государственную службу в уголовную палату Петербурга, а в 1824 году перешел в Российско-американскую компанию на должность правителя канцелярии.

Став активным членом “Вольного общества любителей российской словесности”, Рылеев два года (1823-24 гг.) занимался изданием журнала “Полярная звезда” вместе с Александром Бестужевым.

В это же время он стал членом Северного декабристского общества, под влиянием которого его политические взгляды поменялись с конституционно-монархических на республиканские. Впоследствии он возглавил своих товарищей. Незадолго до восстания он, в качестве секунданта, участвовал в дуэли, результатом которой стала смерть дуэлянтов. Несмотря на столь зловещий знак судьбы, Рылеев все же остался неколебим в своем решении выйти на Сенатскую площадь.

Восстание декабристов и казнь

Краткая биография Рылеева Кондратия Федоровича свидетельствует, что п осле подавления восстания закономерно последовал арест всех причастных к нему лиц. В заключении поэт вел себя достойно и всячески оправдывал товарищей, надеясь на помилование от императора. Чего, однако, не последовало. Самого Кондратия Федоровича, а также его товарищей по Северному обществу: П.Пестеля, М. Бестужева-Рюмина, С.Муравьева-Апостола и П.Каховского повесили 13 (25) июля 1826 года. Причем Рылееву пришлось терпеть удушение дважды: в первый раз оборвалась веревка.

Точное место его погребения не установлено.

Другие варианты биографии

  • Имя свое он получил случайно: по совету служителя церкви мальчика назвали именем первого попавшегося на пути человека, который был отставным военным. Он же стал крестным отцом ребенка. Кондратий был единственным из пяти рожденных в семье детей, который не умер в младенчестве.
  • По семейному преданию, в детстве Кондратий Федорович тяжело заболел, и ангел, тронутый молитвой матери, помог мальчику выздороветь, однако предрек ему трагическую судьбу и смерть в молодости.
  • С детства Рылеев любил книги – прочитал все, что мог, в кадетской библиотеке и многие брал у товарищей. Отец-мот не покупал книг ему самому, считая это глупой тратой денег.
  • Первую свою оду пламенный патриот написал на смерть Кутузова – это было в 1813 году.
  • У Кондратия Рылеева был единственный ребенок – сын, который умер в возрасте одного года.
  • Поэт мог бы прожить долгие годы – после женитьбы родители супруги предлагали ему переехать в Украину. Однако юноша хотел посвятить молодость служению Родине и вместо этого отправился в Петербург, где стал не только главой Северного общества, но и одним из главных устроителей общего восстания.

Рылеев Кондратий Федорович, краткая биография которого будет рассмотрена ниже, оставил удивительный след в русской истории и литературе. Он был близко знаком с А.С.Пушкиным и А.С.Грибоедовым, но их отношения основывались на общих литературных интересах. Гораздо более прочные товарищеские узы связывали Рылеева с республиканцами М. П. Бестужевым-Рюминым и другими. Со школьной скамьи мы знаем, что эти люди - декабристы, и пятеро из них отдали жизнь в борьбе с самодержавием. Но что именно сформировало Кондратия Рылеева как личность, какие пути привели его в застенки Петропавловской крепости, а затем - на эшафот?

Детство и юность

Краткая биография Рылеева гласит, что родился он в сентябре 1795 года, и был казнен в июле 1826-го. Из этого можно сделать вывод, что умер он совсем молодым - ему было всего лишь тридцать лет. Но за столь короткий промежуток времени литератор и много успел написать, а еще больше сделать. Детские годы Кондратий провел в имении своего отца - мелкого помещика - в селе Батово под Петербургом. Тот избрал для сына военную карьеру, и уже шести лет отроду мальчик был отправлен на учение в столицу, в Первый кадетский корпус.

Краткая биография Рылеева будет неполной без описания следующего этапа в жизни революционера, поскольку он очень важный, хотя на первый взгляд таковым и не кажется. В 1814 году новоиспеченный артиллерийский офицер отбывает во Францию вслед за российской армией, громящей Наполеона Бонапарта. Жизнь в «побежденной» стране оказала на Рылеева неизгладимое впечатление. Если бы он жил в XXI веке, можно было бы сказать, что он стал поклонником идеи «евроинтеграции», но так как началось только XIX столетие, Ралееву не оставалось ничего другого как стать республиканцем. Поначалу он занимал умеренную позицию и отстаивал но Реставрация заставила его сменить взгляды на более радикальные.

Возвращение в Россию

Вернувшись на родину, Рылеев еще недолгое время служил в армии. Он вышел в отставку в 1818-м, а через два года женился по пылкой и страстной любви на дочери воронежского помещика Тевяшева, Наталье Михайловне. Краткая биография Рылеева гласит, что у пары было двое детей: сын, умерший во младенчестве, и дочь. Чтобы прокормить семью, Кондратий Федорович устраивается на должность заседателя Петербургской уголовной палаты. В 1820 году увидело свет и первое произведение Рылеева-литератора - сатирическая ода «К временщику», где автор обрушивался на нравы «аракчеевщины».

Литературная и общественная деятельность

В 1823 году Рылеев вступил в "Северное общество", а также вместе с Бестужевым стал выпускать альманах "Полярная звезда". Совместно с Грибоедовым состоял членом литературного кружка с уклоном в вольнодумие, имеющего название "Ученая республика". Пробовал он себя и в качестве переводчика с польского, благодаря чему в России вышли «Думы» Глинского. Краткая биография Рылеева к главным произведениям литератора причисляет, такие как «Иван Сусанин», «Смерть Ермака», а также поэмы «Наливайко» и «Войнаровский». Но больше всего его прославила общественная деятельность. Мозгом и двигателем Северного общества декабристов был именно К.Ф.Рылеев. Краткая биография указывает, что поскольку он был штатским, то не стоял в революционном каре на Сенной площади. Рылеев только пришел туда, но одного этого факта было достаточно, чтобы заслужить смертный приговор. Он был одним из тех трех повешенных, под которыми оборвалась веревка, но вопреки обычаю, приговор все же был приведен в исполнение.

Кондратий Фёдорович Рылеев. Родился 18 сентября (29 сентября) 1795 года в селе Батово Санкт-Петербургской губернии - казнен 13 июля (25 июля) 1826 года в Петропавловской крепости (Санкт-Петербург). Русский поэт, общественный деятель, декабрист.

Кондратий Рылеев родился 18 сентября (29 сентября по новому стилю) 1795 года в селе Батово Санкт-Петербургской губернии (ныне территория Гатчинского района Ленинградской области).

Отец - Фёдор Андреевич Рылеев (1746-1814), управляющий имением княгини Варвары Голицыной, мелкопоместный дворянин.

Мать - Анастасия Матвеевна Эссен (1758-1824).

В 1801-1814 годах учился в Петербургском первом кадетском корпусе. Участвовал в заграничных походах русской армии 1813-1814 годов.

В 1818 году вышел в отставку.

С 1821 года служил заседателем Петербургской уголовной палаты, с 1824 - правителем канцелярии Российско-американской компании.

В 1820 году написал знаменитую сатирическую оду «К временщику» (см. ниже).

В 1823-1825 годах Рылеев совместно с Александром Бестужевым выпускал ежегодный альманах «Полярная звезда». Состоял в петербургской масонской ложе «К пламенеющей звезде».

Дума Рылеева «Смерть Ермака» (см. ниже) была частично положена на музыку и стала песней.

Внешность Кондратия Рылеева : «Роста он был среднего, телосложения хорошего, лицо круглое, чистое, голова пропорциональна, но верхняя часть оной несколько шире; глаза карие, несколько навыкате, всегда овлажнены... будучи несколько близорук, он носил очки (но более во время занятий за письменным столом своим)».

В 1823 году стал членом Северного общества декабристов , возглавив затем его наиболее радикальное крыло. Поначалу стоял на умеренных конституционно-монархических позициях, но впоследствии стал сторонником республиканского строя.

10 сентября 1825 года он выступил в роли секунданта на дуэли своего друга, кузена, поручика К. П. Чернова и представителя аристократии флигель-адъютанта В. Д. Новосильцева. Причиной дуэли стал конфликт из-за предрассудков, связанных с социальным неравенством дуэлянтов (Новосильцев был помолвлен с сестрой Чернова - Екатериной, однако под влиянием матери, задумал отказаться от женитьбы, опозорив, тем самым, невесту и её семью). Оба участника дуэли были смертельно ранены и умерли через несколько дней. Похороны Чернова вылились в первую массовую демонстрацию, организованную Северным обществом декабристов.

Рылееву (по другой версии - В. К. Кюхельбекеру) приписывается вольнодумное стихотворение «Клянуся честью и Черновым». Был одним из главных организаторов восстания 14 (26) декабря 1825 г. Находясь в крепости, выцарапал на оловянной тарелке, в надежде, что кто-нибудь прочтёт, свои последние стихи:

«Тюрьма мне в честь, не в укоризну,
За дело правое я в ней,
И мне ль стыдиться сих цепей,
Когда ношу их за Отчизну!»

Переписка с Рылеевым и Бестужевым, касающаяся, в основном, литературных дел, носила дружественный характер. Вряд ли политизировалось и общение Рылеева с - оба если и называли друг друга «республиканцами», то, скорее, из-за своей принадлежности к ВОЛРС, также известному как «Ученая республика», чем по каким-либо иным причинам.

При жизни Кондратия Рылеева вышли две его книги: в 1825 году - «Думы», а чуть позже в том же году была издана поэма «Войнаровский».

Известно, как Пушкин отнесся к «Думам» Рылеева и - в частности - к «Олегу Вещему». «Все они слабы изобретением и изложением. Все они на один покрой: составлены из общих мест (loci topici)... описание места действия, речь героя и - нравоучение», писал Пушкин К. Ф. Рылееву. «Национального, русского нет в них ничего, кроме имен».

В 1823 году Рылеев дебютировал в качестве переводчика - вольный перевод с польского стихотворения Ю. Немцевича «Глинский: Дума» вышел в типографии Императорского Воспитательного Дома.

В подготовке восстания 14 декабря Рылееву принадлежала одна из ведущих ролей. Находясь в заключении, он брал всю вину на себя, стремился оправдать товарищей, возлагал тщетные надежды на милость к ним императора.

Кондратий Рылеев казнён через повешение 13 (25) июля 1826 год в Петропавловской крепости в числе пяти руководителей Декабрьского восстания вместе с , . Его последними словами на эшафоте, обращёнными к священнику П. Н. Мысловскому были: «Батюшка, помолитесь за наши грешные души, не забудьте моей жены и благословите дочь». Рылеев был одним из трёх, чья верёвка оборвалась. Он провалился внутрь эшафота и спустя некоторое время был повешен повторно.

По некоторым источникам, именно Рылеев сказал перед своей повторной казнью: «Несчастная страна, где они даже не знают, как тебя повесить» (иногда слова эти приписываются П. И. Пестелю или С. И. Муравьёву-Апостолу).

Точное место погребения К. Ф. Рылеева, как и других казнённых декабристов, неизвестно. По одной из версий, похоронен вместе с другими казнёнными декабристами на острове Голодае.

После декабристского восстания издания Рылеева были запрещены и по большей части уничтожены. Известны рукописные списки стихотворений и поэмы Рылеева, которые распространялись нелегально на территории Российской Империи. Также нелегально распространялись берлинские, лейпцигские и лондонские издания Рылеева, предпринятые русской эмиграцией, в частности Огаревым и Герценом в 1860 году.

Н.П. Огарёв написал стихотворение «Памяти Рылеева».

Декабрист Кондратий Рылеев

Личная жизнь Кондратия Рылеева:

В 1820 году женился на Наталье Михайловне Тевяшёвой, из русского дворянского рода, ее предки были выходцы из знати золотой орды.

Библиография Кондратия Рылеева:

1857 - Стихотворения. К. Рылеева;
1860 - Рылеев К. Ф. Думы. Стихотворения. С предисловием Огарёва Н.;
1862 - Рылеев К. Ф. Стихотворения. С жизнеописанием автора и рассказом о его казне;
1872 - Сочинения и переписка Кондратия Фёдоровича Рылеева. Издание его дочери. Под ред. П. А. Ефремова;
1975 - Рылеев К. Ф. Думы (Издание подготовил Л. Г. Фризман)

К временщику
(Подражание Персиевой сатире «К Рубеллию»)

Надменный временщик, и подлый и коварный,
Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный,
Неистовый тиран родной страны своей,
Взнесённый в важный сан пронырствами злодей!
Ты на меня взирать с презрением дерзаешь
И в грозном взоре мне свой ярый гнев являешь!
Твоим вниманием не дорожу, подлец;
Из уст твоих хула - достойных хвал венец!
Смеюсь мне сделанным тобой уничиженьем!
Могу ль унизиться твоим пренебреженьем,
Коль сам с презрением я на тебя гляжу
И горд, что чувств твоих в себе не нахожу?
Что сей кимвальный звук твоей мгновенной славы?
Что власть ужасная и сан твой величавый?
Ах! лучше скрыть себя в безвестности простой,
Чем с низкими страстьми и подлою душой
Себя, для строгого своих сограждан взора,
На суд их выставлять, как будто для позора!
Когда во мне, когда нет доблестей прямых,
Что пользы в сане мне и в почестях моих?
Не сан, не род - одни достоинства почтенны;
Сеян! и самые цари без них - презренны;
И в Цицероне мной не консул - сам он чтим,
За то что им спасён от Катилины Рим...
О муж, достойный муж! почто не можешь, снова
Родившись, сограждан спасти от рока злого?
Тиран, вострепещи! родиться может он,
Иль Кассий, или Брут, иль враг царей Катон!
О, как на лире я потщусь того прославить,
Отечество моё кто от тебя избавит!
Под лицемерием ты мыслишь, может быть,
От взора общего причины зла укрыть...
Не зная о своём ужасном положенье,
Ты заблуждаешься в несчастном ослепленье;
Как ни притворствуешь и как ты ни хитришь,
Но свойства злобные души не утаишь:
Твои дела тебя изобличат народу;
Познает он - что ты стеснил его свободу,
Налогом тягостным довёл до нищеты,
Селения лишил их прежней красоты...
Тогда вострепещи, о временщик надменный!
Народ тиранствами ужасен разъяренный!
Но если злобный рок, злодея полюбя,
От справедливой мзды и сохранит тебя,
Всё трепещи, тиран! За зло и вероломство
Тебе свой приговор произнесёт потомство!


Смерть Ермака
П.А. Муханову

Ревела буря, дождь шумел;
Во мраке молнии летали,
Бесперерывно гром гремел,
И ветры в дебрях бушевали...
Ко славе страстию дыша,
В стране суровой и угрюмой,
На диком бреге Иртыша
Сидел Ермак, объятый думой.

Товарищи его трудов,
Побед и громозвучной славы,
Среди раскинутых шатров
Беспечно спали близ дубравы.
«О, спите, спите, - мнил герой, -
Друзья, под бурею ревущей;
С рассветом глас раздастся мой,
На славу иль на смерть зовущий!

Вам нужен отдых; сладкий сон
И в бурю храбрых успокоит;
В мечтах напомнит славу он
И силы ратников удвоит.
Кто жизни не щадил своей
В разбоях, злато добывая,
Тот думать будет ли о ней,
За Русь святую погибая?

Своей и вражьей кровью смыв
Все преступленья буйной жизни
И за победы заслужив
Благословения отчизны, -
Нам смерть не может быть страшна;
Свое мы дело совершили:
Сибирь царю покорена,
И мы - не праздно в мире жили!»

Но роковой его удел
Уже сидел с героем рядом
И с сожалением глядел
На жертву любопытным взглядом.
Ревела буря, дождь шумел,
Во мраке молнии летали;
Бесперерывно гром гремел,
И ветры в дебрях бушевали.

Иртыш кипел в крутых брегах,
Вздымалися седые волны,
И рассыпались с ревом в прах,
Бия о брег козачьи челны.
С вождем покой в объятьях сна
Дружина храбрая вкушала;
С Кучумом буря лишь одна
На их погибель не дремала!

Страшась вступить с героем в бой,
Кучум к шатрам, как тать презренный,
Прокрался тайною тропой,
Татар толпами окруженный.
Мечи сверкнули в их руках -
И окровавилась долина,
И пала грозная в боях,
Не обнажив мечей, дружина...

Ермак воспрянул ото сна
И, гибель зря, стремится в волны,
Душа отвагою полна,
Но далеко от брега челны!
Иртыш волнуется сильней -
Ермак все силы напрягает
И мощною рукой своей
Валы седые рассекает...

Плывет... уж близко челнока -
Но сила року уступила,
И, закипев страшней, река
Героя с шумом поглотила.
Лишивши сил богатыря
Бороться с ярою волною,
Тяжелый панцирь - дар царя -
Стал гибели его виною.

Ревела буря... вдруг луной
Иртыш кипящий серебрился,
И труп, извергнутый волной,
В броне медяной озарился.
Носились тучи, дождь шумел,
И молнии еще сверкали,
И гром вдали еще гремел,
И ветры в дебрях бушевали.

Рылеев, Кондратий Федорович

Декабрист и поэт. Род. в захудалой дворянской семье, 18 сентября 1795 г. Отец его, управлявший делами князя Голицына, был человек крутой и обращался деспотически как с женой, так и с сыном. Мать Р., Анастасия Матвеевна (урожденная Эссен), желая избавить ребенка от жестокого отца, уже в 1801 г. отдала его в первый кадетский корпус. Здесь Р. обнаружил сильный характер и наклонность писать стихи. От этого времени сохранилась его шуточная поэма "Кулакиада", описывавшая смерть и похороны корпусного повара Кулакова и выставлявшая в комическом виде знаменитого в летописях корпуса эконома А. П. Боброва. В 1814 г. Р. был выпущен в офицеры, в конную артиллерию, и совершил поход в Швейцарию и Францию. В 1815 г. опять был с войсками во Франции и пробыл в Париже до конца сентября. В 1818 г. вышел в отставку; в 1820 г. женился на Наталье Михайловне Тевяшевой. После женитьбы Р. переехал в Петербург, сблизился с интеллигентными кружками столицы, примкнул к Вольному обществу любителей российской словесности и к масонской ложе "Пламенеющей звезды". В это же время начинается литературная деятельность Р.: он пишет незначительные стихотворения и статейки в прозе в "Соревнователе Просвещения", "Сыне Отечества", "Невском Зрителе", "Благонамеренном". Одно из этих стихотворений поразило современников неслыханной дерзостью: оно было озаглавлено "К временщику" и метило в грозного Аракчеева. В 1821 г. Р. был избран от дворянства заседателем уголовной палаты и приобрел некоторую популярность как неподкупный поборник справедливости. За это время Рылеев сошелся со всем литературным миром Петербурга, сдружился с Пушкиным, Марлинским, Булгариным (который еще считался либералом) и другими. В 1824 г. Р. перешел на службу Российско-американской компании правителем канцелярии, и здесь познакомился с такими людьми, как М. М. Сперанский и граф Н. С. Мордвинов. Свое уважение к последнему он выразил в оде "Гражданское мужество". В доме Р. бывали литературные собрания, на которых возникла мысль об издании ежегодного альманаха. Мысль эту осуществили сам Р. и А. А. Бестужев, выпустившие в 1823 г. "Полярную Звезду". Альманах издавался три года и был прямым предшественником "Московского Телеграфа". На 1826 г. издателями была заготовлена "Звездочка", альманах меньшего объема, но ему не суждено было появиться в свет; лишь в 1870-х гг. она была открыта и перепечатана в "Русской Старине". В одно время с "Полярной Звездой" Р. выпустил в свет "Думы" и поэму "Войнаровский". В начале 1823 г. Р. вступил в революционное Северное общество, образовавшееся из "Союза общественного благоденствия". Он был принят сразу в разряд "убежденных" и уже через год был избран директором общества. Дух и направление Северного общества, собрания которого происходили на квартире Р., всецело созданы им. В противоположность Южному обществу, руководимому Пестелем, Северное отличалось демократизмом. Р. настаивал на принятии в общество купцов и мещан, предлагал освобождение крестьян непременно с наделением их землей и т. д. Вместе с тем Р. сильно боролся против кровавых мер, которые вошли в план действий декабристов. Перед 14 декабря Р., сложил свои полномочия; "диктатором" был избран князь Трубецкой, но Р. все-таки был на Сенатской площади. На следующую ночь он был арестован и заключен в каземат № 17 Алексеевского равелина. После допроса у императора, который оценил благородный характер Р., он получил дозволение переписываться с женой и однажды виделся с ней. Переписка Р. с женой из крепости свидетельствует, что он предвидел свою участь, но не терял твердости духа и всецело был занят судьбой своей семьи. И в крепости он сочинял стихи, накалывая их иглой на кленовые листы и пересылая через сторожа к Е. П. Оболенскому. На допросах Р. отвечал прямодушно, твердо, и признавал себя главным виновником. Он был одним из тех пяти, которые верховным судом были поставлены вне разрядов и присуждены к смертной казни четвертованием. В росписи преступников он поставлен вторым, и преступления его выражены в следующих словах: "Умышлял на цареубийство; назначал к совершению оного лица; умышлял на лишение свободы, на изгнание и на истребление Императорской фамилии и приуготовлял к тому средства; усилил деятельность Северного общества, управлял оным, приуготовлял способы к бунту, составлял планы, заставлял сочинить манифест о разрушении правительства; сам сочинял и распространял возмутительные песни и стихи и принимал членов; приуготовлял главные средства к мятежу и начальствовал в оных; возбуждал к мятежу низших чинов через их начальников посредством разных обольщений и во время мятежа сам приходил на площадь". Казнь четвертованием была заменена казнью через повешение. 12 июля 1826 г. приговоренные к смерти были закованы в кандалы и переведены в Кронверкскую куртину, причем Р. достался № 14. 13 июля совершена казнь. За несколько минут до смерти Р. написал жене письмо, начинающееся словами: "Бог и Государь решили участь мою: я должен умереть и умереть смертью позорною..." Письмо это долго ходило по рукам в списках.

Выдающуюся роль Р. в декабристском движении, несмотря на его скромное общественное положение, современники объясняют обаянием его личности. "В его взгляде, - говорит барон Розен, - в чертах его лица виднелась одушевленная готовность на великие дела; его речь была ясна и убежденна". "Я не знавал другого человека, который обладал бы такой притягательной силой", - говорит о нем Никитенко. По свидетельству Н. Бестужева, Р. "готов был на всякую жертву для друга". Литературное наследство Р. заключается главным образом в "Думах" и поэмах. Думы - это патриотические баллады, строго осужденные Пушкиным за ходульность и ненародность; зато в поэме "Войнаровский" и отрывках из других недоконченных поэм Пушкин признал в Р. истинного поэта. Относительно художественного достоинства своих произведений не обольщался и сам Р. "Я не поэт, а гражданин", - заявлял он, и на свою литературную деятельность смотрел как на гражданское служение, целью которого должно быть "общественное благо". Это направление его поэзии и составляет ее оригинальность и не дает возможности смешать имя Р. с остальными poetae minoris пушкинской эпохи. В этом отношении, кроме дум и поэм, выдаются стихотворения Р.: "Гражданин", "На смерть Чернова", "На смерть Байрона", "К А. А. Бестужеву" и проч. Собрание сочинений Р. изд. в 1872 г. П. А. Ефремовым, а в 1893 г. (наиболее полное), под ред. М. Н. Мазаева (приложение к журналу "Север").

М. Мазаев.

{Брокгауз}

Рылеев, Кондратий Федорович

(18.9.1795-13.7.1826). - Отставной подпоручик. Правитель дел канцелярии Российско-Американской компании. Поэт.

Из дворян С.-Петербургской губ. Отец - подполковник Фед. Андр. Рылеев (ум. 1814, в Киеве), главноуправляющий имениями кн. С. Ф. Голицына, перешедшими после смерти в 1810 к его жене В. В. Голицыной; мать - Анаст. Матв. Эссен (11.12.1758-2.6.1824), в 1800 приобрела у генерал-майора П. Ф. Малютина с. Батово Петербургской губ., где и поселилась с сыном (после ее смерти имение перешло к К. Ф. Рылееву, в 1826 в нем 48 душ). Воспитывался в 1 кадет. корп., поступил в отделение для малолетних - 12.1.1801, выпущен прапорщиком в 1 конную роту 1 резерв, арт. бригады - 1.2. 1814. Участник заграничных походов 1814-1815, прибыл в действующую армию в Дрезден - 14.2.1814, с 4.3.1814 в походе (Швейцария, Франция, Германия, Польша), вернулся в Россию - 3.12.1814, с 12.4.1815 вновь в заграничном походе (Польша, Германия, Франция), вернулся в Россию - 4.12.1815. После войны вместе с ротой (переименована в 11-ю - 28.7.1816, в 12-ю - 26.3.1818) квартировал в м. Ретово Россиенского уезда Виленской губ., а затем в слободе Подгорной у г. Павловска Острогожского уезда Воронежской губ., подал прошение об увольнении от службы - 8.9.1818, уволен от службы по домашним обстоятельствам подпоручиком - 26.12.1818. Переехал в Петербург - 1819, определен на службу заседателем от дворянства в Петербургскую палату уголовного суда - 21.1.1821, с весны 1824 правитель дел канц. Российско-Американской компании.

С 1819 сотрудничал в журналах ("Невский зритель", "Благонамеренный", "Сын отечества", "Соревнователь просвещения и благотворения" и др.), 25.4.1821 вступил членом-сотрудником в Вольное общество любителей российской словесности (другое название - Общество соревнователей просвещения и благотворения), действ. член - 19.12.1821, 30.12.1824 избран членом Цензурного комитета и в 1824-1825 исполнял обязанности цензора поэзии. В 1823-1825 издавал вместе с А. А. Бестужевым (см.) альманах "Полярная Звезда". Масон, мастер петербургской ложи "Пламенеющая звезда" (1820-1821), состоящей в союзе "Астреи".

Член Северного общества (с осени 1823), после отъезда С. П. Трубецкого (см.) в конце 1824 в Киев заменил его в Директории и взял на себя руководство Северным обществом. Один из руководителей подготовки восстания на Сенатской площади.

Арестован ночью 14.12.1825 и к 12 часам доставлен в Петропавловскую крепость, где помещен в № 17 Алексеевского равелина ("присылаемого Рылеева посадить в Алексеевский равелин, но не связывая рук, без всякого сообщения с другими, дать ему и бумагу для письма, и что будет писать ко мне собственноручно, мне приносить ежедневно"), 19.12.1825 по Высоч. повелению доставлен во дворец "с надежным чиновником", 21.3.1826 отказано в свидании с женой, но разрешено писать ей о домашних делах, 10.4 разрешено написать доверенность жене, 9.6 дано свидание с женой (Потапов - Сукину 9.6, № 1014).

Осужден вне разрядов и 11.7.1826 приговорен к повешению. 13.7.1826 казнен на кронверке Петропавловской крепости. Похоронен вместе с другими казненными декабристами на о. Голодае.

Письмом от 15.7.1826 кн. А. Н. Голицын сообщил ген. Сукину, что "государь император указать соизволил, чтобы образ, бывший в каземате у Рылеева, и письмо, им писанное к жене, вы доставили ко мне для возвращения жене". В тот же день образ и письмо были доставлены Голицыну, а им - вдове Рылеева.

Жена (с 22.1.1819) - Нат. Мих. Тевяшева (1800-31.8.1853), дочь острогожского помещика прапорщика Мих. Серг. Тевяшева; во втором браке замужем (с 22. 10.1833) за Григ. Ив. Куколевским. Дети: Александр (около 1.9.1823-6.9.1824), Анастасия (1820-26.5.1890, в с. Кошелевке Тульской губ.), замужем с 31.8. 1842 за отставным поручиком Ив. Александр. Пущиным. Сестра - Анна Фед. (побочная дочь его отца, ум. 3.12.1858-"Полярная Звезда", 1861, кн. VI, с. 31). ВД, I, 147-218.

Рылеев, Кондратий Федорович

заседатель в уголов. суде СПб. губернии, поэт; род. 16 сент. 1780, казнен 13 июля 1826 г., как участник заговора и мятежа воинского 14 декабря 1825 г.

{Половцов}

Рылеев, Кондратий Федорович

Поэт, полит. деятель. Род. в дворянской семье. Учился в Петерб. 1-м кадетском корпусе. Участвовал в заграничных походах рус. армии (1814-1815). В 1818 вышел в отставку. С 1820 - в Петерб., занимался лит. делами, совм. с А.А.Бестужевым (Марлинским) основал альманах "Полярная звезда" (1923-1925). Служил по судебному ведомству (1821-1824), с 1824 - правитель канцелярии росс.-амер. торговой компании. Состоял в масонской ложе (1820-1821). В 1823 вступил в Северное об-во, входил в число рук. движения декабристов и восстания на Сенатской площади. Приговорен к смертной казни и повешен в Петропавловской крепости. Мировоззрение Р. отмечено сильным влиянием романтически воспринятой идеологии рус. Просвещения, что выражало новые черты дух. настроя России первой четверти XIX в. Р. не создал собственной филос., полит. или эстетич. теории. Сохранившиеся наброски и отрывки работ Р. показывают, что его собственные концепции только складывались. История, согласно Р., совершается по воле промысла, мировое значение имеют только те действия отдельного человека, к-рые соответствуют этой воле, т. е. "человек в частности свободен, а человечество нет", и "человек свят, когда соглашает поступки свои с делами промысла", воля промысла выражается в Духе времени (Полн. собр. соч. М.-Л., 1934. С.418). Мировое развитие идет поступательно - от невежества к просвещению, каждый этап на этом пути характеризуется своим Духом времени. Первобытное невежество, по Р., толкает людей от дикой свободы к деспотизму, в результате чего разделяются прежде единые политика, нравственность, религия. Христианство способствует просвещению, ему противостоит деспотия (Там же. С.412). Р. осуждает духовенство, когда оно, вместо того, чтобы просвещать народ, укрепляет его предрассудки, действует вопреки влечению людей к свободе и разуму (Там же. С.368). Сами истины хри-ст. вероучения для Р. незыблемы (Там же. С.420). После свержения Наполеона, считает Р., усиливается борьба народов с царями, начинается воссоединение политики, нравственности, религии. В результате просвещения, рассуждает Р. в духе Руссо, нравственность способна подняться на высшую ступень - осознанной добродетели. "Прежде нравственность была опорою свободы, теперь должно быть ею просвещение... Прежде она была врождена, человек был добр по природе; с просвещением он будет добр и добродетелен по знанию, по уверенности, что быть таковым для его блага необходимо" (Там же. С.416-417). С этими идеями связаны романтические представления Р. о личности-герое, выполняющем волю промысла, возглавляющем борьбу народов с царями. Отсюда - гражданственность, народность, патриотизм, мятежность поэтического творч. и полит. деятельности Р. "Известно мне: погибель ждет / Того, кто первый восстает / На утеснителей народа,- / Судьба меня уж обрекла, / Но где, скажи, когда была / Без жертв искуплена свобода?" (Соч. Л., 1987. С.211). Осн. свойства полит. взглядов Р. - демократизм и радикализм. Он не останавливался перед насильственными средствами борьбы, выступал за отмену крепостного права с конфискацией части помещичьих земель с целью передачи их крестьянам, за гражд. равноправие; склонялся скорее к республиканскому устройству будущего Росс. гос-ва, чем к конституционно-монархическому. Р. был убежден, что гл. вопросы экон., соц. и полит. преобразования России должны решаться собр. представителей всех сословий и обл. страны. Р. близка эстетика романтизма, особенно той его разновидности, идеал прекрасного к-рой включает в себя ценности гражд. служения, борьбы за обществ. благо, свободолюбия, народности, патриотизма. Р. писал, что истинная поэзия, развиваясь исторически, всегда зависит от духа времени, просвещения века, гражданственности и местности, но в существе своем неизменна, поскольку проводит идеалы "высоких чувств, мыслей и вечных истин". Она не поддается никаким определениям, не может подразделяться, по мнению Р., на класс. и романтическую поэзию. То, что называют именем последней, есть самобытная новая поэзия.

Соч.: Полн. собр. соч. Лейпциг , 1861 ; Соч. и переписка К.Ф.Рылеева. СПб. , 1872 ; Полн. собр. соч. М.-Л. , 1934 ; Соч. Л. ,

1987.

Н.Ф. Рахманкулова


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Рылеев, Кондратий Федорович" в других словарях:

    - (1795 1826), рус. поэт, декабрист. У Л. были особые причины интересоваться его личностью и творчеством: Р. был близок с братом бабушки Л., Аркадием Алексеевичем Столыпиным (см. Столыпины), сочувствовавшим декабристам. Его вдове Р. посвятил стих.… … Лермонтовская энциклопедия

    Рылеев (Кондратий Федорович) декабрист и поэт. Родился в захудалой дворянской семье 18 сентября 1795 года. Отец его, управлявший делами кн. Голицына, был человек крутой и обращался деспотически как с женой, так и с сыном. Мать Р., Анастасия… … Биографический словарь

    - (1795 1826) русский поэт, декабрист. Член Северного общества, один из руководителей восстания 14 декабря 1825. Создатель альманаха Полярная звезда. Лирика, исторические Думы, поэмы Войнаровский, Наливайко и др. насыщены политическими… … Большой Энциклопедический словарь

    Русский поэт декабрист. Из мелкопоместной дворянской семьи. Учился в Петербургском 1 м кадетском корпусе (1801‒1814). Участник заграничных… … Большая советская энциклопедия

Похожие публикации