Избрание совета народных комиссаров. История совета народных комиссаров ссср


Правительство первого в мире рабоче-крестьянского государства впервые было сформировано как Совет Народных Комиссаров, который был создан 26 окт. (8 ноября) 1917, на другой день после победы Великой Октябрьской социалистической революции, постановлением 2-го Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов об образовании рабочего и крестьянского правительства.

Постановление, написанное В. И. Лениным, гласило, что для управления страной учреждается «впредь до созыва Учредительного собрания, Временное рабочее и крестьянское правительство, которое будет именоваться Советом Народных Комиссаров». Первым председателем СНК был избран В. И. Ленин, работавший на этом посту в течение семи лет (1917-1924) вплоть до своей смерти. Ленин разработал основные принципы деятельности СНК, задачи, стоящие перед высшими органами государственного управления Советской республики.

Наименование «Временное» с роспуском Учредительного собрания отпало. Первый состав СНК был однопартийным - в него входили только большевики. Предложение левым эсерам войти в СНК было ими отвергнуто. В дек. 1917 левые эсеры вошли в СНК и состояли в пр-ве до марта 1918. Они вышли из СНК из-за несогласия с заключением Брестского мира и встали на позиции контрреволюции. В дальнейшем CHK формировался только представителями Коммунистической партии. По Конституции РСФСР 1918, принятой 5-м Всероссийским съездом Советов, правительство Республики именовалось СНК РСФСР.

Конституция РСФСР 1918 определила основные функции СНК РСФСР. Общее руководство деятельностью СНК РСФСР принадлежало ВЦИК. Состав пр-ва утверждался ВЦИК Советов или съездом Советов. СНК обладал необходимой полнотой прав в области исполнительно -распорядительной деятельности и наряду с ВЦИК пользовался правом издания декретов. Осуществляя исполнительно-распорядительную власть, СНК РСФСР руководил деятельностью наркоматов и др. центр. ведомств, а также направлял и контролировал деятельность местных органов.

Были созданы Управление делами СНК и Малый Совнарком, который 23 янв. (5 февр.) 1918 стал постоянной комиссией СНК РСФСР для предварительного рассмотрения вопросов, вносимых в СНК, и вопросов текущего законодательства руководства отделом отраслями государственного управления и правительства. В 1930 Малый СНК был упразднен. По постановлению ВЦИК от 30 ноября 1918 был учрежден под пред. В. И. Ленина Совет рабочей и крестьянской обороны 1918-20. В апреле 1920 он был преобразован в Совет труда и обороны, (СТО). Опыт работы первого СНК был использован в государственном строительстве пр-в всех союзных советских социалистических республик.

После объединения советских республик в единое союзное государство - Союз Советских Социалистических Республик (СССР) было создано союзное правительство - Совет Народных Комиссаров СССР. Положение о СНК СССР утверждено ЦИК 12 ноября 1923.

Совнарком СССР формировался ЦИК СССР и являлся его исполнительным и распорядительным органом. СНК СССР руководил деятельностью общесоюзных и объединенных (союзно-республиканских) наркоматов, рассматривал и утверждал декреты и постановления общесоюзного значения в пределах прав, предусмотренных Конституцией СССР 1924, положениями о СНК ЦИК СССР и др. законодательными актами. Декреты и постановления СНК СССР являлись обязательными к исполнению на всей территории СССР и могли приостанавливаться и отменяться ЦИК СССР и его Президиумом. Впервые состав СНК СССР во главе с Лениным утверждается на 2-й сессии ЦИК СССР 6 июля 1923. Совнарком СССР, по положению о нем 1923, составляли: председатель, зам. председателя, наркомы СССР; в заседаниях СНК с правом совещательного голоса участвовали представители союзных республик.

По Конституции СССР, принятой в 1936, СНК СССР являлся высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти Союза ССР. Он образовывался Верх. Советом СССР. Конституция СССР 1936 установила ответственность и подотчетность СНК СССР Верх. Совету, а в период между сессиями Верх. Совета СССР - его Президиуму. По Конституции СССР 1936, СНК СССР объединял и направлял работу общесоюзных и союзно-республиканских наркоматов СССР и др. подведомственных ему хозяйственных и культурных учреждений, принимал меры по осуществлению народно-хозяйственного плана, государственного бюджета, осуществлял руководство в области внешних сношений с иностранными государствами, руководил общим строительством вооруженных сил страны и т. д. По Конституции СССР 1936, СНК СССР имел право по отраслям управления и хозяйства, отнесенным к компетенции СССР, приостанавливать постановления и распоряжения СНК Союзных республик и отменять приказы и инструкции наркоматов СССР. Ст. 71 Конституции СССР 1936 установила право депутатского запроса: представитель СНК или нарком СССР, к которым обращен запрос депутата Верховного Совета СССР, обязаны дать устный или письменный ответ в соответствующей палате.

СНК СССР, по Конституции СССР 1936, был образован на 1-й сессии Верх. Совета СССР 19 янв. 1938. 30 июня 1941 решением Президиума Верх. Совета СССР, ЦК ВКП(б) и СНК СССР был создан Государственный комитет обороны (ГКО), в котором была сосредоточена вся полнота государственной власти в СССР во время Великой Отечественной войны 1941-45.

СНК союзной республики является высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти союзной республики. Он ответствен перед Верховным Советом республики и ему подотчетен, а в период между сессиями Верх. Совета - перед Президиумом Верх. Совета республики и ему подотчетен СНК союзной республики, по Конституции СССР 1936, издает постановления и распоряжения на основе и во исполнение действующих законов СССР и союзной республики, постановлений и распоряжений СНК СССР и обязан проверять их исполнение.

Состав и формирование СНК СССР

Важным этапом на пути принятия Конституции СССР 1924 года стала Вторая сессия ЦИК Союза ССР, которая открылась 6 июля 1923 г.

ЦИК СССР образовывал Советское правительство - Совет Народных Комиссаров. СНК СССР являлся исполнительным и распорядительным органом ЦИК СССР и был в своей работе ответственен перед ним и его Президиумом (ст.37 Конституции). В главах о высших органах СССР закреплено единство законодательной и исполнительной власти.

Для руководства отраслями государственного управления создавалось 10 наркоматов СССР (глава 8 Конституции СССР 1924 г.): пять общесоюзных (по иностранным делам, по военным и морским делам, внешней торговле, путей сообщения, почт и телеграфов) и пять объединенных (Высший Совет Народного Хозяйства, продовольствия, труда, финансов и рабоче-крестьянской инспекции). Общесоюзные наркоматы имели своих уполномоченных в союзных республиках. Объединенные наркоматы осуществляли руководство на территории союзных республик через одноименные наркоматы республик. В остальных сферах управление осуществлялось исключительно союзными республиками через соответствующие республиканские наркоматы: земледелия, внутренних дел, юстиции, просвещения, здравоохранения, социального обеспечения.

Наркоматы СССР возглавлялись народными комиссарами. В их деятельности сочетались принципы коллегиальности и единоначалия. При наркоме, под его председательством, образовывалась коллегия, члены которой назначались СНК СССР. Народный комиссар имел право и единолично принимать решения, доводя их до сведения коллегии. Коллегия или ее отдельные члены в случае несогласия могли обжаловать решение народного комиссара в СНК СССР, не приостанавливая исполнения решения.

Вторая сессия утвердила состав Совета Народных Комиссаров СССР и избрала его председателем В. И. Ленина.

Поскольку В. И. Ленин был болен, руководство Советом Народных Комиссаров осуществляли пять его заместителей: Л. Б. Каменев, А. И. Рыков, А. Д. Цюрупа, В. Я. Чубарь, М. Д. Орахелашвили. Украинец Чубарь был с июля 1923 г. председателем Совнаркома Украины, а грузин Орахелашвили председателем Совнаркома ЗСФСР, так что они исполняли, прежде всего, свои прямые обязанности. Со 2-го февраля 1924 г. председателем СНК СССР станет Рыков. Рыков и Цюрупа были русскими по национальности, а Каменев - евреем. Из пяти заместителей Совнаркома лишь Орахелашвили имел высшее образование, остальные четверо - среднее. Совнарком СССР являлся прямым преемником СНК РСФСР. Кроме председателя и пяти его заместителей в первый Совнарком Союза вошли также 10 наркомов и председатель ОГПУ с правом совещательного голоса. Естественно, при подборе руководителей Совнаркома появились проблемы, связанные с необходимым представительством от союзных республик.

Свои проблемы имелись и при формировании союзных наркоматов. Наркоматы РСФСР по иностранным делам, внешней торговле, путей сообщения, почт и телеграфов, по военным и морским делам были преобразованы в союзные. Кадровый состав наркоматов в то время еще формировался в основном из бывших служащих аппарата управления и специалистов еще дореволюционного времени. На служащих бывших до революции рабочими в 1921-1922 гг. приходилось лишь 2,7 %, что объяснялось отсутствием достаточного количества грамотных рабочих. Эти служащие автоматически перетекли из российских наркоматов в союзные с очень незначительным числом работников переведенных из национальных республик.

Совет Народных Комиссаров Союзной республики образуется Верховным Советом Союзной республики в составе: Председателя Совета Народных Комиссаров Союзной республики; Заместителей председателя; Председателя Государственной плановой комиссии; Народных Комиссаров: Пищевой промышленности; Легкой промышленности; Лесной промышленности; Земледелия; Зерновых и животноводческих совхозов; Финансов; Внутренней торговли; Внутренних дел; Юстиции; Здравоохранения; Просвещения; Местной промышленности; Коммунального хозяйства; Социального обеспечения; Уполномоченного Комитета заготовок; Начальника Управления по делам искусств; Уполномоченных общесоюзных Народных Комиссариатов.

История законодательной базы СНК

Согласно Конституции РСФСР от 10.07.1918 года деятельность СНК заключается в:

· управлении общими делами РСФСР, руководство отдельными отраслями управления (ст.35, 37)

· издании законодательных актов и принятии мер, «необходимых для правильного и быстрого течения государственной жизни». (ст.38)

Народный комиссар вправе единолично принимать решения по всем вопросам в ведении комиссариата, доводя о них до сведения коллегии (ст.45).

О всех принятых постановлениях и решениях СНК сообщает ВЦИК (ст.39), который вправе приостановить и отменить постановление или решение СНК (ст.40).

Создаётся 17 народных комиссариатов (в Конституции данная цифра указана ошибочно, поскольку в перечне, представленном в ст. 43, их насчитывается 18) .

· по иностранным делам;

· по военным делам;

· по морским делам;

· по внутренним делам;

· юстиции;

· социального обеспечения;

· просвещения;

· почт и телеграфов;

· по делам национальностей;

· по финансовым делам;

· путей сообщения;

· земледелия;

· торговли и промышленности;

· продовольствия;

· Государственного контроля;

· Высший Совет Народного Хозяйства;

· здравоохранения.

С образованием в декабре 1922 г. СССР и созданием общесоюзного правительства Совнарком РСФСР становится исполнительным и распорядительным органом государственной власти РФ. Организация, состав, компетенция и порядок деятельности СНК были определены Конституцией СССР 1924 г. и Конституцией РСФСР 1925 г.

С данного момента состав СНК был изменен в связи с передачей ряда полномочий союзным ведомствам. Было учреждено 11 народных комиссариатов:

· внутренней торговли;

· финансов

· внутренних дел

· юстиции

· просвещения

· здравоохранения

· земледелия

· социального обеспечения

В состав СНК РСФСР теперь входили с правом решающего или совещательного голоса уполномоченные наркоматов СССР при Правительстве РСФСР. СНК РСФСР выделял, в свою очередь, постоянного представителя при СНК СССР. (согласно информации СУ, 1924, N 70, ст. 691.) С 22 февраля 1924 года СНК РСФСР и СНК СССР имеют единое Управление делами. (по материалам ЦГАОР СССР, ф. 130, оп. 25, д. 5, л. 8.)

С введением Конституции РСФСР от 21 января 1937 года, СНК РСФСР подотчётен лишь Верховному Совету РСФСР, в период между его сессиями - Президиуму Верховного Совета РСФСР.

С 5 октября 1937 года состав СНК РСФСР насчитывает 13 народных комиссариатов (данные ЦГА РСФСР, ф. 259, оп. 1, д. 27, л. 204.):

· пищевой промышленности

· легкой промышленности

· лесной промышленности

· земледелия

· зерновых совхозов

· животноводческих совхозов

· финансов

· внутренней торговли

· юстиции

· здравоохранения

· просвещения

· местной промышленности

· коммунального хозяйства

· социального обеспечения

Так же в состав СНК включены председатель Госплана РСФСР и начальник Управления по делам искусств при СНК РСФСР



Совет народных комиссаров (1917-1937 гг.) и его функциональная деятельность.

История советского государственного управления берет начало со II съезда Советов. Он собрался в переломный момент, когда Петроград был в руках восставших рабочих и крестьян, а Зимний дворец, где заседало буржуазное Временное правительство, еще не был взят восставшими. Создание новой системы государственного управления начиналось с выработки и провозглашения определенных политических постулатов. В этом смысле первым «управленческим» документом новой нарождавшейся власти следует признать обращение II съезда Советов «Рабочим, солдатам, крестьянам!», принятое на первом заседании съезда 25 октября 1917 г. Этот документ провозглашал установление советской власти, т.е. образование Советского государства. Здесь же были сформулированы основные направления внутренней и внешней политики нового государства:

установление мира, безвозмездная передача земли крестьянству, введение рабочего контроля над производством, демократизация армии и др. На следующий день, 26 октября, эти программные тезисы были конкретизированы и воплотились в первых декретах советской власти - «О мире» и «О земле». Еще одним декретом было образовано первое советское правительство. В постановлении съезда говорилось: «Образовать для управления страной впредь до созыва Учредительного собрания, временное рабочее и крестьянское правительство, которое будет именоваться Советом народных комиссаров. Заведование отдельными отраслями государственной жизни поручается комиссиям, состав которых должен обеспечить проведение в жизнь провозглашенной съездом программы». Декретом были учреждены следующие наркоматы: земледелия, труда, по военным и морским делам, по делам торговли и промышленности, народного просвещения, финансов, по иностранным делам, юстиции, по делам продовольствия, почт и телеграфов, по делам национальностей и по делам железнодорожным. Контроль над деятельностью народных комиссаров и право их смещения принадлежали съезду Советов и его Центральному Исполнительному Комитету.

Советская государственность рождалась под сильным влиянием демократических настроений, царивших в обществе. На том же II съезде Советов В.И. Ленин утверждал, что большевики стремятся построить государство, в котором «правительство всегда было бы под контролем общественного мнения своей страны... По нашему представлению, - говорил он, - государство сильно сознательностью масс. Оно сильно тогда, когда массы все знают, обо всем могут судить и идут на все сознательно». Столь широковещательный демократизм предполагалось осуществить путем привлечения масс к управлению государством.

Закономерно ли появление новой власти в России и создание новой системы управления? В литературе можно встретить точку зрения о неправомерности решений II съезда Советов ввиду его недостаточной представительности. Действительно, представительство на съезде было не общенародным, а классовым: это был съезд рабочих и солдатских депутатов. Крестьянский съезд Советов собрался отдельно, и объединение Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов произошло лишь в январе 1918 г. Тем не менее столь глобальные изменения в жизни страны не могли произойти беспричинно. II съезд Советов был, несомненно, органом восставшего народа, органом революционных масс, представлявших практически всю страну и все более или менее значительные национальные регионы. Съезд выражал волю наиболее организованной и социально активной части общества, которая хотела перемен к лучшей жизни и деятельно добивалась их. Хотя съезд был Всероссийским, он не был и не мог быть всенародным.

Советская система управления зарождалась в условиях многопартийности. По подсчетам исследователей, в России действовало около 300 политических партий, которые условно можно подразделить на региональные, национальные и общероссийские. Последних было около 60. Состав II съезда Советов по партийной принадлежности был, как известно, в основном большевистским. Но там были представлены также другие социалистические и либеральные партии. Позиции большевиков еще более упрочились, когда съезд покинули представители правых эсеров, меньшевиков и бундовцев. Они требовали приостановить работу форума, поскольку, по их мнению, сторонники Ленина узурпировали власть. На съезде было представлено более 400 местных Советов из крупнейших промышленных и политических центров страны.

Съезд сформировал верховные и центральные органы власти. Верховным органом был объявлен Всероссийский съезд Советов. Он мог решать любые вопросы государственной власти и управления. Съезд создавал Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК), который исполнял функции верховной власти между съездами Советов. ВЦИК создавался на основе пропорционального представительства от всех партийных фракций съезда. Из 101 члена первого состава ВЦИК 62 были большевиками, 29 - левыми эсерами, 6 - меньшевиками-интернационалистами, 3 - украинскими социалистами и 1 эсер-максималист. Председателем ВЦИК был избран большевик Л.Б. Каменев. Центральным органом власти стало образованное по решению II съезда Советов правительство - Совет народных комиссаров (Совнарком, СНК). Его возглавил также большевик В.И. Ленин. Предложение войти в состав правительства получили левые эсеры и меньшевики-интернационалисты, но они отказались. Отличительной чертой новых органов власти и управления было соединение законодательных и исполнительных функций. Силу закона имели не только постановления съезда Советов и ВЦИК, но и декреты Совнаркома и даже акты отдельных наркоматов.

Таким образом, II съезд Советов провозгласил создание нового государства, сформировал органы власти и управления. На съезде были сформулированы наиболее общие принципы организации советской государственности и положено начало созданию новой системы государственного управления.

Большевики, захватив власть, искали возможности расширения ее социальной базы. В этих целях они вели переговоры с лидерами левых эсеров об условиях их вхождения в Совнарком. В начале ноября 1917 г. на пленарном заседании ВЦИК была принята компромиссная резолюция «Об условиях соглашения социалистических партий». В ней подчеркивалось, что соглашение возможно лишь при условии признания II съезда Советов «единственным источником власти» и признания «программы Советского правительства, как она выражена в декретах о земле, мире».

Переговоры большевиков с левыми эсерами завершились в декабре 1917 г. созданием коалиционного правительства. В состав СНК наряду с большевиками вошли семь представителей партии левых эсеров. Они возглавили наркоматы земледелия (А.Л. Колегаев), почт и телеграфов (П.П. Прошьян), местного самоуправления (В.Е. Трутовский), имуществ (В.А. Карелин) и юстиции (И.З.Штейнберг). Кроме того, В.А. Агласов и А.И. Бриллиантов стали наркомами без портфеля (с решающим голосом). Первый был членом коллегии наркомата внутренних дел, второй - Наркомата финансов. Левые эсеры, занимая важные посты в кабинете, как и большевики, отвечали за ключевые в условиях революции направления деятельности правительства. Это позволило расширить социальную базу управленческих процессов и тем самым укрепить государственную власть. Союз с левыми эсерами оставил заметный след в управленческой практике первых месяцев советской власти. Представители левых эсеров входили не только в центральные органы управления, но и в состав правительств национальных республик, ревкомов органов борьбы с контрреволюцией, руководства армейскими частями. При их непосредственном участии была разработана и принята III Всероссийским съездом Советов «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», провозгласившая Россию Республикой Советов. Вместе с большевиками левые эсеры единодушно проголосовали во ВЦИК за роспуск Учредительного собрания.

Блок с левыми эсерами позволил большевикам решить важнейшую политическую и управленческую задачу - объединить Советы рабочих и солдатских депутатов с Советами крестьянских депутатов. Объединение произошло на III Всероссийском съезде Советов в январе 1918 г. На съезде был избран новый состав ВЦИК, в который вошли 160 большевиков и 125 левых эсеров.

Однако союз с левыми эсерами оказался недолговечным. 18 марта 1918 г., не признав ратификацию Брестского мира, левые эсеры вышли из правительства

Сове́т наро́дных комисса́ров РСФСР (Совнарком РСФСР, СНК РСФСР) - название правительства Российской Советской Федеративной Социалистической Республики с Октябрьской революции 1917 до 1946. В состав СНК входили народные комиссары, руководившие народными комиссариатами (наркоматами, НК). Подобные совнаркомы создавались и в других советских республиках; при образовании СССР также и на союзном уровне был создан Совет Народных Комиссаров СССР.

Общая информация

Совет Народных Комиссаров (СНК) сформирован в соответствии с «Декретом об учреждении Совета Народных Комиссаров», принятым II Всероссийским Съездом Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов 27 октября 1917 года.

Непосредственно перед захватом власти в день революции ЦК большевиков поручил Каменеву и Винтеру (Берзину) войти в политический контакт с левыми эсерами и начать с ними переговоры о составе правительства. Во время работы II съезда Советов большевики предложили войти в правительство левым эсерам, но те отказались. Фракции правых эсеров и меньшевиков покинули II съезд Советов в самом начале его работы - до образования правительства. Большевики были вынуждены сформировать однопартийное правительство.

Название «Совет народных комиссаров» было предложено Троцким:

Власть в Петербурге завоевана. Надо формировать правительство.

Как назвать его? - рассуждал вслух Ленин. Только не министрами: это гнусное, истрепанное название.

Можно бы комиссарами, предложил я, но только теперь слишком много комиссаров. Может быть, верховные комиссары? Нет, «верховные» звучит плохо. Нельзя ли «народные»?

Народные комиссары? Что ж, это, пожалуй, подойдет. А правительство в целом?

Совет Народных Комиссаров?

Совет Народных Комиссаров, подхватил Ленин, это превосходно: ужасно пахнет революцией.

СНК утратил характер временного органа управления после роспуска Учредительного собрания, что законодательно закрепилось Конституцией РСФСР 1918 года. Орган общего управления делами РСФСР - который в Конституции РСФСР именовался «Совет Народных Комиссаров» или «Рабоче-Крестьянское Правительство» - являлся высшим исполнительным и распорядительным органом РСФСР, имеющим полную исполнительно-распорядительную власть, право издания декретов, имеющих силу закона, при этом сочетая законодательные, распорядительные и исполнительные функции.

Вопросы, рассматриваемые СНК, решались простым большинством голосов. На заседаниях присутствовали члены Правительства, председатель ВЦИКа, управляющий делами и секретари СНК, представители ведомств.

Постоянным рабочим органом СНК РСФСР являлось управление делами, которое подготавливало вопросы к заседаниям СНК и его постоянных комиссий, осуществляло прием делегаций. Штат сотрудников управления делами в 1921 г. состоял из 135 чел. (согласно данным ЦГАОР СССР, ф. 130, оп. 25, д. 2, лл. 19 - 20.)

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 марта 1946 г. Совет Народных Комиссаров РСФСР был преобразован в Совет Министров РСФСР.

[править]Законодательная база СНК РСФСР

Согласно Конституции РСФСР от 10.07.1918 года деятельность СНК заключается в:

управлении общими делами РСФСР, руководство отдельными отраслями управления (ст.35, 37)

издании законодательных актов и принятии мер, «необходимых для правильного и быстрого течения государственной жизни». (ст.38)

Народный комиссар вправе единолично принимать решения по всем вопросам в ведении комиссариата, доводя о них до сведения коллегии (ст.45).

О всех принятых постановлениях и решениях СНК сообщает ВЦИК (ст.39), который вправе приостановить и отменить постановление или решение СНК (ст.40).

Создаётся 17 народных комиссариатов (в Конституции данная цифра указана ошибочно, поскольку в перечне, представленном в ст. 43, их насчитывается 18)..

по иностранным делам;

по военным делам;

по морским делам;

по внутренним делам;

социального обеспечения;

просвещения;

почт и телеграфов;

по делам национальностей;

по финансовым делам;

путей сообщения;

земледелия;

торговли и промышленности;

продовольствия;

Государственного контроля;

Высший Совет Народного Хозяйства;

здравоохранения.

При каждом народном комиссаре и под его председательством образуется коллегия, члены которой утверждаются СНК (ст. 44).

С образованием в декабре 1922 г. СССР и созданием общесоюзного правительства Совнарком РСФСР становится исполнительным и распорядительным органом государственной власти РФ. Организация, состав, компетенция и порядок деятельности СНК были определены Конституцией СССР 1924 г. и Конституцией РСФСР 1925 г.

С данного момента состав СНК был изменен в связи с передачей ряда полномочий союзным ведомствам. Было учреждено 11 народных комиссариатов:

внутренней торговли;

финансов

внутренних дел

просвещения

здравоохранения

земледелия

социального обеспечения

В состав СНК РСФСР теперь входили с правом решающего или совещательного голоса уполномоченные наркоматов СССР при Правительстве РСФСР. СНК РСФСР выделял, в свою очередь, постоянного представителя при СНК СССР. (согласно информации СУ, 1924, N 70, ст. 691.) С 22 февраля 1924 года СНК РСФСР и СНК СССР имеют единое Управление делами. (по материалам ЦГАОР СССР, ф. 130, оп. 25, д. 5, л. 8.)

С введением Конституции РСФСР от 21 января 1937 года, СНК РСФСР подотчётен лишь Верховному Совету РСФСР, в период между его сессиями - Президиуму Верховного Совета РСФСР.

С 5 октября 1937 года состав СНК РСФСР насчитывает 13 народных комиссариатов (данные ЦГА РСФСР, ф. 259, оп. 1, д. 27, л. 204.):

пищевой промышленности

легкой промышленности

лесной промышленности

земледелия

зерновых совхозов

животноводческих совхозов

финансов

внутренней торговли

здравоохранения

просвещения

местной промышленности

коммунального хозяйства

социального обеспечения

Так же в состав СНК включены председатель Госплана РСФСР и начальник Управления по делам искусств при СНК РСФСР.

СНК - это высший правительственный орган, осуществлявший исполнительную власть в Советской России с 1917 по 1946 год. Данная аббревиатура расшифровывается как Совет народных комиссаров, так как данное учреждение состояло из глав наркоматов. Данный орган существовал сначала в России, но после образования Советского Союза в 1922 году аналогичные образования были сформированы и в других республиках. На следующий год после окончания войны он был преобразован в Совет министров.

Возникновение

СНК - это правительство, которое изначально создавалось как временный орган из представителей крестьян, солдат и рабочих. Предполагалось, что оно должно было функционировать вплоть до созыва Учредительного собрания. Неизвестно происхождение названия термина. Существуют точки зрения, что оно было предложено либо Троцким, либо Лениным.

Большевики планировали его формирование еще до Октябрьского переворота. Они предложили левым эсерам войти в состав нового политического образования, однако те отказались, так же как меньшевики и правые эсеры, поэтому в результате было созвано однопартийное правительство. Однако после того, как Учредительное собрание было распущено, оказалось, оно стало постоянным. СНК - это орган, который формировался высшим законодательным учреждением страны - ВЦИКом.

Функции

В его ведение входило общее управление всеми делами нового государства. Оно могло издавать декреты, которые, впрочем, мог приостановить ВЦИК. Решения в этом органе управления принимались очень просто - большинством голосов. При этом на заседаниях присутствовал председатель упомянутого законодательного учреждения, а также члены правительства. СНК - это учреждение, в которое входило специальное отделение по управлению делами, подготавливающее вопросы для рассмотрения. Его штат был довольно внушителен - 135 человек.

Особенности

Юридически полномочия СНК были зафиксированы советской Конституцией 1918 года, где говорилось о том, что орган должен заниматься управлением общих дел в государстве, некоторыми отраслями.

Кроме того, в документе говорилось, что Совет народных комиссаров должен издавать законопроекты и постановления, необходимые для правильного функционирования государственной жизни в стране. ВЦИК контролировал все принятые постановления и, как уже говорилось выше, мог приостановить их действие. Всего было образовано 18 комиссариатов, главные из них были посвящены военным, иностранным и морским делам. Народный комиссар непосредственно ведал управлением и мог единолично принимать решения. После образования СССР Совет народных комиссаров стал выполнять не только исполнительные, но и распорядительные функции.

Состав

СНК РСФСР формировался в очень трудных условиях политических перемен и борьбы за власть. А. Луначарский, который занял пост первого наркома просвещения, утверждал, что его состав получился случайным. Большое влияние на его работу оказывал В. Ленин. Многие из его членов не были специалистами в тех областях, которые они должны были вести. В 1930-х годах очень многие члены правительства были репрессированы. По мнению специалистов, СНК состоял из представителей интеллигенции, в то время как большевистская партия заявляла о том, что этот орган должен быть рабочим и крестьянским.

Интересы пролетариата представляли всего два человека, что впоследствии дало повод для возникновения так называемой рабочей оппозиции, которая требовала представительства. Помимо упомянутых слоев в рабочую группу учреждения входили дворяне, мелкие чиновники, так называемые мелкобуржуазные элементы.

Вообще, национальный состав СНК до сих пор вызывает споры у ученых. Среди наиболее известных политиков, занимавших посты в этом органе, встречаются такие фамилии, как Троцкий, который занимался иностранными делами, Рыков (в его ведении находились внутренние дела молодого государства), а также Антонов-Овсеенко, который занимал пост наркома по военно-морским делам. Первый же председатель СНК - это Ленин.

Перемены

После образования нового советского государства произошли изменения и в данном органе. Из российского учреждения он превратился во всесоюзное правительство. Вместе с тем, его полномочия были распределены между союзными властями. На местах были созданы местные республиканские советы. В 1924 году российский и всесоюзный органы образовали единое управление по делам. В 1936 году данный орган управления был трансформирован в Совет министров, который выполнял ту же функцию, что СНК.

У советского государства почти на всём протяжении его существования не было формального главы. Коллективным главой государства являлся Верховный Совет, а ключевыми должностями государственного аппарата были должности председателей Совета Министров и Президиума ВС.

Следует помнить, что фактическая власть в СССР принадлежала не государственным, а партийным органам. Фактически высшим и не подконтрольным никакой другой инстанции органом было ЦК партии и его высший орган, который с 1917 по 1952 и с 1960 по 1991 год назывался Политбюро, а с 1952 по 1960 – Президиумом. Однако за исключением коротких периодов междувластия фактическое управление этим важнейшим органом находилось в руках одного человека. Остальные же члены высших партийных и государственных органов были лишь важными функционерами. Хотя на заседаниях ЦК могли высказываться различные мнения, окончательное решение зависело именно от главы ЦК. За редчайшим исключением решения ЦК, Верховного Совета и Совета Министров были единогласными.

Председатели ЦИК СССР

Сталин (Джугашвили) Иосиф Виссарионович

1922-1953 Генеральный секретарь

{Ульянов Владимир Ильич)

1923-1924 Председатель СНК СССР

Калинин Михаил Иванович 1922-1936 Председатель ЦИК СССР

1936-1946 Председатель Президиума Верховного Совета СССР

Рыков Алексей Иванович 1924-1930

Молотов Вячеслав Михайлович 1930-1941

Сталин И. В.

1941-1946 Председатель СНК СССР

1946-1953 Председатель СМ СССР

Шверник Николай Михайлович 1946-1953

Хрущев Никита Сергеевич

1953-1964 Первый секретарь ЦК КПСС

Маленков Георгий Максимилианович

Ворошилов Климент Ефремович

Руководители РКП(б) — ВКП(б) — КПСС

Председатели Совнаркома (СНК) и Совета Министров (СМ) СССР

Председатели ЦИК СССР

и Президиума Верховного Совета СССР

Булганин Николай Александрович 1955-1958

Хрущев Н. С. 1958-1964

Брежнев Леонид Ильич 1960-1964

Брежнев Л. И. 1964-1966 Первый секретарь ЦК КПСС, 1966-1982 Генеральный секретарь ЦК КПСС

Косыгин Алексей Николаевич 1964-1980

Микоян Анастас Иванович 1964-1965

Подгорный Николай Викторович 1965-1977

Тихонов Николай Александрович 1980-1985

Брежнев Л. И. 1977-1982

Андропов Ю. В. 1982-1984

Андропов Ю. В. 1983-1984

Черненко Константин Устинович 1984-1985

Черненко К. У. 1984-1985

Руководители РКП(б) — ВКП(б) — КПСС

Председатели Совнаркома (СНК) и Совета Министров (СМ) СССР

Председатели ЦИК СССР

и Президиума Верховного Совета СССР

Горбачев Михаил Сергеевич (1985-1991)

Рыжков Николай Иванович (1985-1991)

Громыко А. А, 1985-1988

Горбачев М, С. 1988-1990

Павлов Валентин Сергеевич 1991

премьер-министр СССР

Лукьянов А. И.

1991 Председатель Верховного Совета СССР

КПСС запрещена в ноябре 1991 г.

Распад СССР произошел в декабре 1991 г.

План
Введение
1 Общая информация
2 Законодательная база СНК РСФСР
3 Первый состав Совета Народных Комиссаров Советской России
4 Председатели Совета Народных Комиссаров РСФСР
5 Народные комиссары
6 Источники
Список литературы Введение Сове́т наро́дных комисса́ров РСФСР (Совнарком РСФСР, СНК РСФСР) - название правительства Российской Советской Федеративной Социалистической Республики с Октябрьской революции 1917 до 1946. Совет состоял из народных комиссаров, руководивших народными комиссариатами (наркоматами, НК). После образования СССР аналогичный орган был создан и на союзном уровне. 1. Общая информация Совет Народных Комиссаров (СНК) сформирован в соответствии с «Декретом об учреждении Совета Народных Комиссаров», принятым II Всероссийским Съездом Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов 27 октября 1917 года.Название «Совет народных комиссаров» было предложено Троцким :Власть в Петербурге завоевана. Надо формировать правительство.- Как назвать его? - рассуждал вслух Ленин. Только не министрами: это гнусное, истрепанное название.- Можно бы комиссарами, предложил я, но только теперь слишком много комиссаров. Может быть, верховные комиссары? Нет, «верховные» звучит плохо. Нельзя ли «народные»?- Народные комиссары? Что ж, это, пожалуй, подойдет. А правительство в целом?- Совет Народных Комиссаров?- Совет Народных Комиссаров, подхватил Ленин, это превосходно: ужасно пахнет революцией.Согласно Конституции 1918 года, он именовался Совет Народных Комиссаров РСФСР.СНК являлся высшим исполнительным и распорядительным органом РСФСР, имеющим полную исполнительно-распорядительную власть, право издания декретов, имеющих силу закона, при этом сочетая законодательные, распорядительные и исполнительные функции.СНК утратил характер временного органа управления после роспуска Учредительного собрания, что законодательно закрепилось Конституцией РСФСР 1918 г.Вопросы, рассматриваемые СНК, решались простым большинством голосов. На заседаниях присутствовали члены Правительства, председатель ВЦИКа, управляющий делами и секретари СНК, представители ведомств.Постоянным рабочим органом СНК РСФСР являлось управление делами, которое подготавливало вопросы к заседаниям СНК и его постоянных комиссий, осуществляло прием делегаций. Штат сотрудников управления делами в 1921 г. состоял из 135 чел. (согласно данным ЦГАОР СССР, ф. 130, оп. 25, д. 2, лл. 19 - 20.)Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 марта 1946 г. СНК был преобразован в Совет министров. 2. Законодательная база СНК РСФСР Согласно Конституции РСФСР от 10.07.1918 года деятельность СНК заключается в:

    управлении общими делами РСФСР, руководство отдельными отраслями управления (ст.35, 37) издании законодательных актов и принятии мер, «необходимых для правильного и быстрого течения государственной жизни». (ст.38)
Народный комиссар вправе единолично принимать решения по всем вопросам в ведении комиссариата, доводя о них до сведения коллегии (ст.45).О всех принятых постановлениях и решениях СНК сообщает ВЦИК (ст.39), который вправе приостановить и отменить постановление или решение СНК (ст.40).Создаётся 17 народных комиссариатов (в Конституции данная цифра указана ошибочно, поскольку в перечне, представленном в ст. 43, их насчитывается 18). .Далее цитируется перечень народных комиссариатов СНК РСФСР согласно Конституции РСФСР от 10.07.1918 года :
    по иностранным делам; по военным делам; по морским делам; по внутренним делам; юстиции; труда; социального обеспечения; просвещения; почт и телеграфов; по делам национальностей; по финансовым делам; путей сообщения; земледелия; торговли и промышленности; продовольствия; Государственного контроля; Высший Совет Народного Хозяйства; здравоохранения.
При каждом народном комиссаре и под его председательством образуется коллегия, члены которой утверждаются СНК (ст. 44).С образованием в декабре 1922 г. СССР и созданием общесоюзного правительства Совнарком РСФСР становится исполнительным и распорядительным органом государственной власти РФ. Организация, состав, компетенция и порядок деятельности СНК были определены Конституцией СССР 1924 г. и Конституцией РСФСР 1925 г.С данного момента состав СНК был изменен в связи с передачей ряда полномочий союзным ведомствам. Было учреждено 11 народных комиссариатов:
    внутренней торговли; труда финансов РКИ внутренних дел юстиции просвещения здравоохранения земледелия социального обеспечения ВСНХ
В состав СНК РСФСР теперь входили с правом решающего или совещательного голоса уполномоченные наркоматов СССР при Правительстве РСФСР. СНК РСФСР выделял, в свою очередь, постоянного представителя при СНК СССР. (согласно информации СУ, 1924, N 70, ст. 691.) С 22 февраля 1924 года СНК РСФСР и СНК СССР имеют единое Управление делами. (по материалам ЦГАОР СССР, ф. 130, оп. 25, д. 5, л. 8.)С введением Конституции РСФСР от 21 января 1937 года, СНК РСФСР подотчётен лишь Верховному Совету РСФСР, в период между его сессиями - Президиуму Верховного Совета РСФСР.С 5 октября 1937 года состав СНК РСФСР насчитывает 13 народных комиссариатов (данные ЦГА РСФСР, ф. 259, оп. 1, д. 27, л. 204.):
    пищевой промышленности легкой промышленности лесной промышленности земледелия зерновых совхозов животноводческих совхозов финансов внутренней торговли юстиции здравоохранения просвещения местной промышленности коммунального хозяйства социального обеспечения
Так же в состав СНК включены председатель Госплана РСФСР и начальник Управления по делам искусств при СНК РСФСР. 3. Первый состав Совета Народных Комиссаров Советской России
    Председатель Совета Народных Комиссаров - Владимир Ульянов (Ленин) Нарком по внутренним делам - А. И. Рыков Нарком земледелия - В. П. Милютин Нарком труда - А. Г. Шляпников Наркомат по военным и морским делам - комитет, в составе: В. А. Овсеенко (Антонов) (в тексте Декрета об образовании СНК - Авсеенко), Н. В. Крыленко и П. Е. Дыбенко Нарком по делам торговли и промышленности - В. П. Ногин Нарком народного просвещения - А. В. Луначарский Нарком финансов - И. И. Скворцов (Степанов) Нарком по иностранным делам - Л. Д. Бронштейн (Троцкий) Нарком юстиции - Г. И. Оппоков (Ломов) Нарком по делам продовольствия - И. А. Теодорович Нарком почт и телеграфов - Н. П. Авилов (Глебов) Нарком по делам национальностей - И. В. Джугашвили (Сталин) Пост Народного Комиссара по делам железнодорожным остался временно не замещенным.
Вакантаный пост Народного Комиссара по делам железнодорожным позже занял В. И. Невский (Кривобоков). 4. Председатели Совета Народных Комиссаров РСФСР
    Ленин, Владимир Ильич (27 октября (9 ноября) 1917 - 21 января 1924) Рыков, Алексей Иванович (2 февраля 1924 - 18 мая 1929) Сырцов, Сергей Иванович (18 мая 1929 - 3 ноября 1930) Сулимов, Даниил Егорович (3 ноября 1930 - 22 июля 1937) Булганин, Николай Александрович (22 июля 1937 - 17 сентября 1938) Вахрушев, Василий Васильевич (29 июля 1939 - 2 июня 1940) Хохлов, Иван Сергеевич (2 июня 1940 - 23 июня 1943) Косыгин, Алексей Николаевич (23 июня 1943 - 23 марта 1946)
5. Народные комиссары Заместители председателя:
    Рыков А. И. (с кон. мая 1921-?) Цюрупа А. Д. (5.12.1921-?) Каменев Л. Б. (янв. 1922-?)
Иностранных дел:
    Троцкий Л. Д. (26.10.1917 - 8.04.1918) Чичерин Г. В. (30.05.1918 - 21.07.1930)
По военным и морским делам:
    Антонов-Овсеенко В. А. (26.10.1917-?) Крыленко Н. В. (26.10.1917-?) Дыбенко П. Е. (26.10.1917-18.3.1918) Троцкий Л. Д. (8.4.1918 - 26.1.1925)
Внутренних дел:
    Рыков А. И. (26.10. - 4.11.1917) Петровский Г. И. (17.11.1917-25.3.1919) Дзержинский Ф. Э. (30.3.1919-6.7.1923)
Юстиции:
    Ломов-Оппоков Г. И. (26.10 - 12.12.1917) Штейнберг И. З. (12.12.1917 - 18.3.1918) Стучка П. И. (18.3. - 22.8.1918) Курский Д. И. (22.8.1918 - 1928)
Труда:
    Шляпников А. Г. (26.10.1917 - 8.10.1918) Шмидт В. В. (8.10.1918-4.11.1919 и 26.4.1920-29.11.1920)
Государственного призрения (с 26.4.1918 - Социального обеспечения; НКСО 4.11.1919 объединён с НК Труда, 26.4.1920 разделён):
    Коллонтай А. М. (30.10.1917-март 1918) Винокуров А. Н. (март 1918-4.11.1919; 26.4.1919-16.4.1921) Милютин Н. А. (и. д. наркома, июнь-6.7.1921)
Просвещения:
    Луначарский А. В. (26.10.1917-12.9.1929)
Почт и телеграфов:
    Глебов (Авилов) Н. П. (26.10.1917-9.12.1917) Прошьян П. П. (9.12.1917 - 18.03.1918) Подбельский В. Н. (11.4.1918 - 25.2.1920) Любович А. М. (24.3-26.5.1921) Довгалевский В. С. (26.5.1921-6.7.1923)
По делам национальностей:
    Сталин И. В. (26.10.1917-6.7.1923)
Финансов:
    Скворцов-Степанов И. И. (26.10.1917 - 20.1.1918) Бриллиантов М. А. (19.1.-18.03.1918) Гуковский И. Э. (апрель-16.8.1918) Крестинский Н. Н. (16.8.1918-октябрь 1922) Сокольников Г. Я. (23.11.1922-16.1.1923)
Путей сообщения:
    Елизаров М. Т. (8.11.1917-7.1.1918) Рогов А. Г. (24.2.-9.5.1918) Кобозев П. А. (9.5.-июнь 1918) Невский В. И. (25.7.1918-15.3.1919) Красин Л. Б. (30.3.1919-20.3.1920) Троцкий Л. Д. (20.3-10.12.1920) Емшанов А. И. (20.12.1920-14.4.1921) Дзержинский Ф. Э. (14.4.1921-6.7.1923)
Земледелия:
    Милютин В. П. (26.10 - 4.11.1917) Колегаев А. Л. (24.11.1917 - 18.3.1918) Середа С. П. (3.4.1918 - 10.02.1921) Осинский Н. (зам. Наркома, 24.3.1921-18.1.1922) Яковенко В. Г. (18.1.1922-7.7.1923)
Торговли и промышленности:
    Ногин В. П. (26.10. - 4.11.1917) Шляпников А. Г. (19.11.1917-янв.1918) Смирнов В. М. (25.1.1918-18.3.1918) Бронский М. Г. (18.3.-12.11.1918) Красин Л. Б. (12.11.1918-6.7.1923)
Продовольствия:
    Теодорович И. А. (26.10-18.12.1917) Шлихтер А. Г. (18.12.1917 - 25.2.1918) Цюрупа А. Д. (25.2.1918-12.12.1921) Брюханов Н. П. (12.12.1921-6.7.1923)
Государственного контроля РСФСР:
    Ландер К. И. (9.5.1918 - 25.3.1919) Сталин И. В. (30.3.1919-7.2.1920)
Здравоохранения:
    Семашко Н. А. (11.7.1918 - 25.1.1930)
Рабоче-Крестьянской инспекции:
    Сталин И. В. (24.2.1920-25.4.1922) Цюрупа А. Д. (25.4.1922-6.7.1923)
Государственных имуществ:
    Карелин В. А. (9.12.1917 - 18.03.1918) Малиновский П. П. (18.3. - 11.7.1918)
По местному самоуправлению:
    Трутовский В. Е. (19.12.1917 - 18.3.1918)
Высший совет народного хозяйства (председатели):
    Осинский Н. (2.12.1917-22.3.1918) Милютин В. П. (врид) (23.3-28.5.1921) Рыков А. И. (3.4.1918-28.5.1921) Богданов П. А. (28.5.1921-9.5.1923) Рыков А. И. (9.5.1923-2.2.1924)
6. Источники
    Деятели СССР и революционного движения России. - М.: Советская энциклопедия, 1989. - С. 826-827.
Список литературы:
    Евгений Гусляров. Ленин в жизни. Систематизированный свод воспоминаний современников, документов эпохи, версий историков, ОЛМА-ПРЕСС,2004 г., ISBN: 5948501914 «Высшие органы государственной власти и органы центрального управления РСФСР (1917-1967 гг.). Справочник (по материалам государственных архивов)» (подготовлен ЦГА РСФСР), гл. I разд. «Правительство РСФСР» «Конституция (основной закон) РСФСР» (принята V Всероссийским съездом Советов 10.07.1918)
Похожие публикации