История судебной фотографии. Криминалистическая фотография и видеосъемка

Стереоскопическая фотосъемка позволяет получать объемное восприятие предметов, что дает возможность полнее судить об их форме и взаимном расположении. Она производится из двух точек, находящихся одна от другой на расстоянии, называемом базисом стереоскопической съемки. Величина базиса равняется среднему расстоянию между зрачками глаз человека (65-70 мм)3. Таким образом, при съемке из каждой точки получают изображения, как бы видимые раздельно левым и правым глазом. Полученные снимки печатаются так, чтобы каждый снимок был равен 42/63 мм. Оба снимка наклеивают на картонку (левый - слева, правый - справа), чтобы расстояние между их центрами составляло 65 мм. Рассматривают такую пару через стереоскоп. Устройство прибора позволяет приблизить и удалить стереопару от окуляров для получения лучшего объемного эффекта.

Стереосъемка возможна различными способами.

Для съемки из двух точек (первый способ) малоформатными аппаратами типа "Зоркий", "Зенит" в следственном портфеле имеется специальная стереопланка (стереоскопическая штативная приставка). Она представляет собой металлическую планку с прорезью, в которой перемещается винт. Планка имеет гнездо для крепления к обычному фотоштативу. На влнт, скользящий по прорези планки, крепится фотоаппарат, который фиксируется у левого края прорези, после чего производится фотосъемка. Затем аппарат перемещается к правому краю прорези и вновь фиксируется с помощью винта. В этом положении получают второй фотоснимок. Естественно, что условия съемки в обоих случаях (диафрагма, выдержка, освещение) должны быть одинаковы.

Второй способ основан на применении стереофотонасадки к обычному фотоаппарату. Она представляет собой комбинацию из зеркал и линз, обеспечивающую получение обоих снимков стереопары на одном кадре пленки.

Третий способ основан на использовании специальной стереоскопической фотоаппаратуры. Вся она снабжена двумя одинаковыми, расположенными горизонтально объективами. Наводка на резкость объективов - спаренная, затворы действуют синхронно. Расстояние между оптическими осями объективов - 65 мм. Камера разделена перегородкой пополам. Каждый из объективов проецирует изображение на соответствующую половину негативного фотоматериала.

Стереоскопическую фотосъемку следователь использует для получения обзорных, узловых (наиболее часто) и детальных фотоснимков. Узловой снимок особенно ценен в тех случаях, когда на сфотографированном участке находилось много предметов или когда съемка проводится с близкого расстояния, что вызывает на плоскостной фотографии неизбежные перспективные искажения.

Измерительная фотосъемка производится для того, чтобы можно было вычислить размеры объектов и расстояние между ними. Измерительная фотосъемка подразделяется на масштабную и метрическую.

Масштабная, съемка позволяет определять размеры (длину или высоту и ширину). Она используется при фотографировании документов, предметов, орудий преступлений , следов и иных вещественных доказательств .

При масштабной фотосъемке вместе с объектом фотографируется и масштабная линейка. Она уменьшается в то же число раз, что и объект, - тогда он может быть в дальнейшем измерен по всем параметрам. Чтобы добиться такого одинакового уменьшения, при масштабной фотосъемке необходимо строго соблюдать два условия: 1) помещать масштабную линейку не просто рядом с объектом, а в одной плоскости с фотографируемой поверхностью; 2) располагать фотоаппарат так, чтобы оптическая ось объектива была перпендикулярна фотографируемой поверхности.

Метрическая съемка осуществляется для того, чтобы можно было не только получить представление о размерах сфотографированных объектов, но и высчитать расстояние между ними. С ее помощью получают обзорные и узловые снимки. Метрическую фотосъемку производят различными способами. Применительно к фотоаппаратам типа "Зоркий" может быть рекомендована фотосъемка с глубинным масштабом. В качестве масштаба используемая бумажная лента (длиной до 10 м) с нанесенными на ней делениями. Каждое деление равно фокусному расстоянию объектива (для аппаратов класса "Зенит" - 5 см). Деления ленты обычно окрашиваются через одно и на белых клетках ставятся номера (1-3-5-7 и т. д.). Лента помещается на полу (земле) у точки отвеса, опущенного от передней плоскости объектива, и идет в глубину снимаемого участка (см. рис. 7). Измерения по фотоснимку с помощью изображения глубинного масштаба основаны на зависимости негативного уменьшения предмета от числа фокусных расстояний, умещающихся между аппаратом и объектом съемки. Данная зависимость выражается значением п + 1, где п - число, обозначающее негативное уменьшение. Если необходимо получить изображение объекта, уменьшенное в 20 раз, то следует расположить аппарат от него на 21 фокусное расстояние (2б+1) или, иначе, на 105 см (5 см х 21).

Съемка с глубинным масштабом позволяет определять размеры сфотографированного объекта. Для этого берут номер деления глубинного масштаба, соответствующий горизонтальной плоскости, в которой расположен интересующий нас объект. Из числа, указывающего номер деления, вычитается единица (напомним о формуле Н+1). Полученное число показывает коэффициент уменьшения (Н). Измерив по фотоснимку интересующую величину и умножив ее на коэффициент уменьшения (Н), получают натуральную его величину. Например, длина ящика на фотоснимке равна 2 см. Фронтальная плоскость ящика соответствует 37 делению. Следовательно, уменьшение проведено в 36 раз (37-1). Отсюда длина ящика - 72 см.

Такого рода расчеты справедливы для тех случаев, когда отпечаток был изготовлен с негатива контактным способом. Если печать с негатива проводилась с увеличением, то полученное произведение необходимо разделить на его масштаб. Так, если применялось увеличение в четыре раза (с кадра 2,4 см х 3,6 см до 9 см х 12 см), то приведенный выше пример выглядит так: 2 см х 36: 4 = 18 см.

Для измерения промежутка (по глубине) между двумя объектами определяют расстояние от фотоаппарата до фронтальной плоскости каждого из объектов. Допустим, первый объект расположен в плоскости 20-го деления. Значит, расстояние до него равняется 20 х 5 см = 100 см. Второй объект расположен в плоскости 30-го деления масштаба - расстояние.до него - 30 х 5 см = 150 см. Тогда между объектами будет 150 см - 100 см = 50 см.

Расстояния по диагонали рассчитывают геометрически, как стороны прямоугольных треугольников.

Метрическая ръемка проводится главным образом при обзорной съемке места происшествия.

При выезде на места дорожно-транспортных происшествий может быть использована стереофотограмметрическая съемка. Она производится с помощью специальной аппаратуры (см. рис. 8), представляющей собой две камеры, укрепленные на гибком тубусе. В результате фотосъемки получают стереопару. По ней может быть вычерчен план места происшествия и с помощью компаратера измерены необходимые размеры.

Крупномасштабная съемка применяется для фиксации мелких следов, предметов или их деталей. При наличии фотоаппарата с двойным растяжением меха или раздвижной приставкой к объективу легко получить изображение объекта"в натуральную величину, если оно умещается на матовом стекле аппарата. Труднее получить изображение в случаях, когда приходится фотографировать малоформатными камерами типа "Зоркий". Фотоаппараты подобного класса конструктивно рассчитаны на съемку с расстояния 1 ми более (некоторые модели - с расстояния не ближе 0,65 м). В первом случае минимальный коэффициент фотографического уменьшения составит 19-20, во втором - 11-12 раз.

Для фотографирования объекта малоформатной камерой в более крупном масштабе имеется несколько-способов. Чаще всего прибегают к дополнительному выдвижению объектива путем удлинительных колец или муфт. Они представляют собой короткие полые металлические трубки, снабженные резьбой. Кольца укрепляются между объективом и фотоаппаратом. Всего в фотокомплект может входить 3 кольца длиной 5,25, 16,66 и 25 мм, или 4 кольца (5, 8, 16 и 25 мм).

В зависимости от масштаба съемки, который необходимо получить, подбирают кольцо или комбинацию из них, ориентируясь по таблице. Соединив кольца и поместив их между объективом и аппаратом, производят наводку на резкость. При съемке фотоаппаратами с зеркальной наводкой на резкость фокусировку осуществляют по матовому стеклу аппарата, а при съемке аппаратами с наводкой по Дальномеру - ориентируясь по таблице.

Крупномасштабная съемка используется при фотографировании мелких объектов, деталей следов, документа в целом или его отдельных фрагментов. В подобных случаях аппарат можно закрепить на вертикальном штативе фотоувеличителя с помощью универсального штатива или специального кронштейна.

Репродукционная фотосъемка осуществляется при фотографировании плоских объектов: чертежей, текста, таблиц (репродукция штриховая) и фотокарточек, картин, рисунков (репродукция полутоновая).

В следственной практике она применяется для получения фотокопий документов и при необходимости размножить имеющийся фотоснимок (например, для рассылки фотокарточек лица с целью его опознания).

Репродукция с документа осуществляется: 1) с помощью фотоаппарата и 2) контактным способом (без применения фотоаппарата).

Документ помещают на плоской поверхности так, чтобы избежать неровностей. Для этого его рекомендуется прижать стеклом. Рядом с документом и в одной с ним плоскости помещают миллиметровый масштаб с тем, чтобы в дальнейшем можно было судить о размерах документа в целом и отдельных его частей.

При этом следует обращать внимание на два важных условия: а) задняя стенка (матовое стекло) аппарата должна быть строго параллельна плоскости фотографируемого документа; б) документ должен быть равномерно освещен. Репродукционная съемка может осуществляться с помощью любого фотоаппарата. Но названные условия особенно хорошо обеспечиваются при использовании специальных фотокамер (МРКА, ФМН-2, Беларусь-2 и др.). Их конструкция обеспечивает двойное или тройное растяжение меха, что позволяет фотографировать в натуральную величину или с 2-кратным увеличением. Репродукционная установка снабжена экраном, на котором располагается документ. По обеим сторонам экрана укреплены софиты для интенсивного и равномерного освещения.

Для съемки на 35 мм кинопленку предназначены репродукционные установки РУ-1, УРУ, РДУ. Первая является универсальной и используется как для съемки, так и для печати с пленки. Но эта установка несколько сложна в работе и не всегда обеспечивает качественные негативы. ВтЪрая упрощена и предназначена для репродуцирования малоформатными камерами типа "Зоркий".

Для репродукционной съемки зеркальными камерами создана упрощенная установка (РДУ). На ее вертикальной стойке имеется кронштейн, к которому крепится фотоаппарат, что обеспечивает параллельность его задней стенки репродуцируемому документу. Наводка на резкость производится по матовому стеклу камеры. Документ освещается четырьмя (или двумя) софитами, входящими в комплект установки.

Фотоизображение документа может быть получено контактным способом, без применения фотоаппарата. Такой способ репродукционной съемки называется рефлексной фотографией.

Для этого используют специальную рефлексную или обычную фотобумагу, обладающую повышенным контрастом и имеющую тонкую подложку (бумажную основу, на которую наносятся фотослои).

Работа производится при оранжевом или красном освещении. Рефлексная бумага накладывается на документ так, чтобы эмульсионный слой ее прилегал к поверхности документа. Для большей плотности прилегания сверху помещают стекло. На некотором расстоянии от него располагают источник света, обеспечивающий равномерное освещение. При этом лучи проходят через подложку фотобумаги и, отражаясь от различных участков документа (текста и фона), образуют в фотослое скрытое изображение. Проявленный и отфиксированный отпечаток представляет собой негативное изображение документа. После просушки с него (снова методом рефлексной фотографии) получают позитивное изображение документа. Другой способ контактной репродукции основан на использовании специальной бумаги "Технокопир" - негативной и позитивной. Негативная приводится в контакт с копируемым документом и освещается так же, как и рефлексная. Затем негативную фотобумагу опускают на несколько секунд в проявитель и приводят в плотный контакт с позитивной, увлажненной в проявителе. Через минуту листы бумаги разделяют и получают готовое позитивное изображение документа. Преимуществом контактной фотографии является ее простота и возможность получения фотокопии точно в натуральную величину при отсутствии фотоаппарата. К недостаткам следует отнести некоторую нечеткость изображения, в том числе полутонов.

Опознавательная (или приметозапечатлевающая) фотосъемка применяется при фотографировании живых лиц и трупов с целью: а) последующей регистрации, б) проведения опознания, в) экспертного отождествления лиц по фотоизображениям.

Эти снимки должны отличаться максимальной четкостью передачи всех признаков головы (лица).

Фотографирование живых лиц производится, как правило, в двух основных положениях: в фас и в правый профиль. Если есть какие-либо особые приметы (наличие шрамов, родимых пятен, отсутствие частей лица), то фотографируют оба профиля. При фотосъемке особенно следят за тем, чтобы голова занимала правильное положение (не была опущена или откинута). В этом случае воображаемая линия, проходящая через наружные углы глаз и границ между верхней и средней третями каждой из ушных раковин, должна быть горизонтальной.

Так как наиболее привычное зрительное восприятие лица происходит при положении головы в 3/4 поворота (считая от одного плеча к другому), то при опознавательной фотосъемке нередко делают и такой снимок.

Опознавательный фотоснимок кадрируют таким образом, чтобы получился поясной портрет. Если лицо носит очки, то в случаях, когда необходимо получить снимок, предназначенный для уголовной регистрации, их. снимают.

При положении лица в правый (левый) профиль волосы не должны закрывать ухо или его часть. Фон фотографии - светло-серое нейтральное поле. Если нет экрана (полотна), то фотографируемый может быть помещен перед какой-либо светлой стеной, но между ними и стеной расстояние должно быть в несколько десятков сантиметров (в зависимости of характера освещения) во избежание теневых изображений головы. При съемке большое внимание уделяют освещению. Оно не должно быть слишком ровным и рассеянным, так как это сделает лицо на фотоснимке плоским, лишит его контуров. Наилучшие результаты получают при освещении лица общим рассеянным светом в сочетании с боковой подсветкой (под углом 45°). При фотографировании в профиль выбирают такое освещение, которое обеспечивает четкое изображение всех частей уха.

Получая снимки по методу опознавательной фотографии, желательно, чтобы изображение лица (головы) составляло 1/7 натуральной -величины. Однако добиться такого уменьшения непосредственно при съемке можно лишь при использовании аппаратов с размером кадров 6x9, 19x12 и более. Напомним, что для изображения с коэффициентом фотографического уменьшения, равным 7, аппарат следует удалить на 8 фокусных расстояний от объекта. Малоформатные апцараты, рассчитанные для съемки на 35-мм пленку, не позволяют получить такого уменьшения. Указанный недостаток может быть восполнен при печати. Величина лица на фотоснимке должна составлять по его большой оси 3,5-4 см. Иногда при съемке замеряют какую-либо деталь лица, например, расстояние между наушными углами глаз. При печати, ориентируясь на эту величину, получают изображение лиц с семикратным уменьшением. Полученные фотоснимки с изображением в фас и правый профиль наклеивается рядом на картонку или лист бумаги (профильный - слева, в фас - справа). Опознавательная съемка трупа осуществляется следующим образом. Предварительно судебно-медицинский эксперт производит так называемый туалет трупа (накладывает швы на раны, пропудривает и т. п.) для придания ему прижизненного вида. Фотографирование осуществляют в фас, правый и левый профиль и в 3/4 поворота головы с обеих сторон. Фотосъемку можно производить сверху, поворачивая труп со спины на бок, или придав ему положение "сидя". Удобнее снимать в морге. Там можно добиться правильного освещения лица, обеспечивающего четкое изображение всех признаков. Труп можно поместить на стуле и привязать голову к специальному держателю на спинке. Если труп был обнаружен без одежды, то перед опознавательной съемкой его драпируют простыней. Одевание трупа в одежду, ему не принадлежавшую, недопустимо, так как это может дезориентировать опознающего.

Частные приемы фотографирования

Чтобы иметь наглядное представление о фотографируемом объекте, следователь должен получить несколько снимков, причем делаются они с таким расчетом, чтобы изображенные на них объекты различались по степени охвата и по степени уменьшения. Для этого фотосъемку производят с разных расстояний и из различных точек.

Существуют ориентирующая, обзорная, узловая и детальная приемы фотосъемки.

Ориентирующая фотосъемка применяется для запечатления какого-либо участка или объекта одновременно с окружающей обстановкой. Так, на ориентирующем фотоснимке места происшествия должны быть видны территория осматриваемого участка или сооружения, окружающие его строения, заграждения вокруг него, рельеф местности, пути подхода и подъезда. Съемки производятся из различных точек, достаточно удаленных от места, интересующего следователя. Неплохие результаты могут быть получены при съемке с возвышения (например, холма, невысокого сооружения). При значительной протяженности места происшествия (например, при авиакатастрофах) ориентирующие снимки делают с вертолета.

Обзорная фотосъемка служит для запечатления участка или объекта без окружающей обстановки. Так, на обзорном фотоснимке места происшествия должен быть изображен осматриваемый следователем дом или участок с находящимися на нем предметами, участок ДТП, комната и т. п.

Обзорная съемка проводится с более близкого расстояния, чем ориентирующая. На снимке должны быть отчетливо видны объекты, имеющие криминалистическое значение. Для этого фотографирование про- ^ изводят из нескольких точек, иногда противоположных (встречная съемка). Снимки должны дополнять друг друга, так как основная цель обзорной съемки - дать наиболее полное представление о фотографируемом объекте (месте происшествия, обыска , следственного эксперимента). При этом обстановка и предметы фиксируются в том виде, как они открываются наблюдателю.

Узловая фотосъемка используется для запечатлеция наиболее важных участков, объектов, следов преступного действия.

Выбор объекта производится с учетом характера совершенного преступления , причем может быть намечено несколько узлов. Так, при осмотре места происшествия по делу о краже со взломом с помощью узловой фотосъемки фиксируют пролом в стене, участки с разбросанными вещами и т. п. В ходе обыска она применяется для запечатления тайников с обнаруженным в них содержимым. При следственном эксперименте узловой фотосъемке подлежат отдельные этапы или эпизоды проводимых действий (например, отдельные моменты преодоления человеком преграды).

Узловая фотосъемка осуществляется с расстояния меньшего, чем обзорная. Точку съемки выбирают с таким расчетом, чтобы полностью охватить участки и объекты, имеющие существенное значение для дела, и получить наглядное представление о них. Положение фотоаппарата при этом может быть произвольное - сверху, сбоку, снизу.

Детальная фотосъемка служит для запечатления внешних признаков вещественных доказательств и следов. Сюда относится фиксация оружия , пуль, гильз, орудий преступления и их следов, следов рук, ног, транспортных средств, похищенных предметов и иных объектов, имеющих криминалистическое значение для расследуемого дела.

Детальную съемку производят с такого расстояния, чтобы в кадре находился только объект - вещественное доказательство или его часть. Детальную съемку всегда выполняют по правилам масштабной фотографии .

Ориентирующая и обзорная фотосъемки осуществляются в самом начале проведения следственного действия (осмотра, обыска, следственного эксперимента). Узловая и детальная - в ходе следственного действия, когда имеется определенное представление о происшедшем событии и установлено значение следов, предметов.

Виды фотосъемок и особенность фотографирования криминалистических объектов

Фотосъемка места происшествия производится с целью фиксации обстановки места происшествия, имеющихся на нем предметов, обнаруженных следов , орудий преступления и трупа. Ее рекомендуется производить из разных точек.

В каждом случае будут применяться строго определенные методы, наиболее отвечающие целям съемки.

Фотосъемка трупов фиксирует их местонахождение, положение и позу, вид и состояние одежды, имеющиеся на трупе повреждения. Голову (лицо) фотографируют с целью последующего предъявления для опознания, а также для регистрации неопознанных трупов. Для этого же могут быть сфотографированы броские приметы, имеющиеся на теле трура (шрамы, родимые пятна, татуировка и т. п. признаки).

Фотосъемка документов производится для получения копий документов, имеющих доказательственное значение. Помимо копии документа в целом могут быть получены фотоснимки отдельных фрагментов документа (например, печати,- штампа, подписи, участка текста).

Фотосъемка следов и фотосъемка вещественных доказательств применяется для фиксации объектов, имеющих значение доказательств по делу. Сюда относятся следы рук, ног и транспортных средств, следы орудий взлома и инструментов, орудия преступления, похищенные предметы и другие объекты. При фотографировании вещественных доказательств запечатлевают как общий вид объекта, так и его отдельные внешние признаки, которые необходимо изучить в ходе расследования.

Первоначально их фотографируют, как правило, на месте обнаружения. Узловой снимок позволит зафиксировать не только само вещественное доказательство (пистолет, орудие взлома и др.), но и окружающие его предметы. Затем его фотографируют приемами детальной съемки (обязательно с масштабной линейкой).

Особое внимание при этом уделяется освещению, от которого зависит правильность восприятия формы предметов и иных его внешних признаков. Освещение должно обеспечивать четкую проработку фотоизображения объекта во всех деталях. Для этого, как правило, применяют несколько (по крайней мере два) источников света. Один из них используется для освещения всего объекта, другой (другие) - для высвечивания отдельных деталей.

Чтобы изображение предмета было более отчетливым, его фотографируют на светлом фоне (светло-сером, белом). Чтобы избавиться от теней, объект съемки помещают на стекло, которое укрепляют на импровизированных подставках так, чтобы под ним на некотором расстоянии (10-20 см) можно было поместить нейтральный фон (светлый лист бумаги).

Немалую трудность представляет фотосъемка хромированных и никелированных предметов, блестящих окрашенных поверхностей и тому подобных объектов, дающих блики (пистолет, нож, часть автомашины и др.). Ёлики устраняют освещением: свет направляют не на объект, а на белый экран (или несколько экранов). Для устранения бликов могут быть использованы и поляризационные светофильтры.

При фотографировании вещественных доказательств особое внимание уделяют передаче имеющихся на них следов, повреждений, индивидуальных признаков (например, марок, номеров). Для этого объект можно фотографировать в различных положениях с разных сторон, а также по частям.

Фотосъемка следов .

Фотосъемку следов рук осуществляют обычно в два этапа. Сначала фотографируют общий вид предмета, на котором обнаружены следы, чтобы можно было судить об их локализации, затем - сами следы. Единичные следы пальцев могут быть сфотографированы методом крупномасштабной съемки с помощью удлинительных колец. Перед фотографированием следы рук обычно опыляют каким-либо из порошков, применяемых для этой цели

1. Наилучшие результаты получают, используя осветитель, дающий узкий пучок света. Если след расположен на прозрачном предмете (стекло, плексиглаз), свет можно направлять с обратной стороны, но так, чтобы он не попал в объектив фотоаппарата.

В тех случаях, когда съемку производят при свете электронной импульсной лампы-вспышки, рекомендуется сделать несколько пробных вспышек. При этом наблюдают, как выглядит след с позиции фотоаппарата.

Если произвести фотосъемку бесцветного отпечатка не удается, то предмет со следом необходимо направить в экспертное подразделение.

Фотосъемка следов ног (обуви) и транспортных средств. Фотографируют как группы, так и единичные следы. При фотографировании нескольких последовательных следов ног ("дорожка следов"), а также значительных по протяженности следов транспорта (следов протектора, колес повозки) применяют. метод линейной панорамы. В одной плоскости с объектом съемки помещают сантиметровый масштаб (например, мягкий метр).

Единичные следы ног (обуви) фотографируют для того, чтобы зафиксировать форму и размеры следа, а также отдельные его признаки и особенности. В следах транспортных средств фотографируют участки с наиболее четко выраженным рисунком или имеющие какие-либо характерные черты.

При съемке следов малоформатными камерами могут быть использованы удлинительные кольца. Фотоаппарат располагают так, чтобы след занимал по возможности весь кадр. Освещение стараются делать комбинированное: прямое и боковое. Прямое освещение позволяет лучше обрисовать форму следа, а боковое - его характерные признаки. Если съемка производится при естественном освещении, то для боковой подсветки используют. белый экран (лист бумаги, материя, натянутая на рамку). Свет, отражаемый от такого экрана, направляют перпендикулярно кч линейным особенностям следа, увеличивая тем самым теневой контраст. С помощью экрана удается также высветить тени, образующиеся в глубоко вдавленном следе. Фотографирование проводится по правилам масштабной (миллиметровой) съемки. Помещают линейку в одну плоскость с дном следа. Для этого иногда приходится выкапывать на некотором расстоянии от следа (15-20 см) канавку такой же глубины, что и след.

Возможен и другой вариант. След фотографируют без масштаба аппаратом, закрепленным на штативе. После этого в него кладут масштаб (осторожно, чтобы не повредить дно следа) и делают второй снимок. Оба снимка наклеивают в одну таблицу.

Фотосъемка следов орудий взлома и инструментов. Сначала эти следы фотографируют по правилам узловой фотографии . Затем методом масштабной съемки - сами следы. При этом стремятся получить изображение в максимальном масштабе, допускаемом размерами фотокадра. Особое внимание обращают на форму следов и их характерные признаки, позволяющие судить о форме и особенности орудия. Для наиболее четкой передачи этих признаков применяют, как и при съемке иных следов, комбинированное освещение; прямой и рассеянный свет, идущий в направлении от фотоаппарата, и боковой, направленный так, чтобы он наиболее полно контуровал особенности рельефа следа. Боковой свет подбирают опытным путем. По общему правилу, его направляют перпендикулярно линейным особенностям следа, однако чтобы добиться лучшей передачи рельефа, целесообразно сделать несколько снимков следа, изменяя направленность бокового освещения.

При съемке следов на окрашенной поверхности могут быть использованы светофильтры.

При фотографировании трупа на месте происшествия первый снимок делают по правилам обзорной съемки. Затем производят узловую съемку. При этом целесообразнее фотографировать его с двух противоположных сторон так, чтобы оптическая ось объектива была направлена перпендикулярно (или почти перпендикулярно) к продольной оси тела; третий снимок делают сверху. Если труп сфотографировать со стороны ног или головы, то это приведет к значительным перспективным искаже-; ниям. К такой съемке прибегают лишь в крайних случаях: при невозможности.сфотографировать его сбоку (нахождение трупа в узком ограниченном пространстве) или с целью фиксации характерной позы (в случае изнасилования и убийства).

При съемке трупа узкопленочным фотоаппаратом коэффициент фотографического уменьшения равен приблизительно 60. На таком снимке не всегда удается достаточно отчетливо запечатлеть повреждения одежды, следы на ней крови и других веществ. Поэтому рекомендуется применять линейную пйнораму. При этом сначала фотографируют верхнюю часть трупа, затем аппарат перемещают параллельно переднему плану съемки и фиксируют в такой точке, чтобы можно было получить снимок нижней части тела.

После фотофиксации позы и положения в том виде, как труп был обнаружен, он может быть перемещен (перевернут), с тем чтобы можно было фотографировать скрытые ранее части тела (одежды). Повреждения фотографируют по правилам детальной съемки, обязательно с использованием масштабной линейки с миллиметровыми делениями.

Фотографирование трупа в морге позволяет зафиксировать повреждения и следы на теле, скрытые ранее одеждой и не изученные при осмотре на месте происшествия.

Судебно-экспертная фотография

Как уже отмечалось, содержание судебно-экспертной фотографии составляют в основном исследовательские методы. Они применяются преимущественно в лабораторных условиях, в том числе и при производстве криминалистических экспертиз. В судебно-экспертную фотографию,наряду с общими методами входят специально-разработанные для целей экспертного исследования. G их помощью не только выявляются, но и фиксируются признаки, обнаруженные при использовании других технических средств (например, фотосъемка изображения, полученного с применением микроскопа).

В зависимости от особенностей объекта и задач, стоящих перед исследователем, различают следующие виды судебно-экспертной фотографии:

1) выявление и исследование деталей и признаков, которые по своей величине недоступны обычному зрению (например, микроскопически малого рельефа в следах , возникших на пуле при выстреле, в следах, оставленных орудием преступления);

2) выявление и исследование в объектах различий, невидимых невооруженным глазом (например, анализ подделки в документе, прочтение залитых или угасших текстов, выявление копоти выстрела).

Для выполнения указанных задач используют следующие методы: а) фотосъемку с непосредственным увеличением, б), фотографическое изменение контрастов, в) фотосъемку в невидимых лучах.

Фотосъемка с непосредственным увеличением позволяет получить увеличенное изображение объекта при его фотографировании.

Различают два способа такой съемки: макро- и микрофотосъемку. Предпринималось немало попыток разграничить эти понятия и дать оп ределение каждому из них. Наиболее удачным представляется следующее.

При макрофотосъемке изображение объекта в натуральную величину или с некоторым увеличением проецируется на негатив с помощью объектива фотоаппарата или специального короткофокусного микрофотообъектива. Она осуществляется обычными фотоаппаратами, имеющими двойное или тройное растяжение меха, т. е. позволяющими удалять объектив от негативного фотослоя на 2-3 фокусных расстояния.

При микрофотосъемке изображение объекта образуется оптической системой микроскопа. Существует ряд моделей микрофотоустано-вок, в которых микроскоп и фотографическая часть составляют одно целое. К их числу относится универсальная установка ФМН-2 (рис. 16).

Наряду с установками есть и различные микрофотонасадки: МФН-2, МФН-5 и др., которые с помощью переходных колец можно укрепить на тубусе любого микроскопа. Такие насадки очень удобны, так как позволяют наблюдать через особый окуляр изображение, видимое в микроскоп, ив любой момент фотографировать его. Имеются фотонасадки, предназначенные для бинокулярных стереоскопических микроскопов (МФН-5). С их помощью получают стереоскопическое изображение объекта.

Фотосъемка при микрофотографировании производится либо на кино(фото)пленку, либо на пластинки, что зависит от конструкции установки или насадки. Фотоматериалы подбирают высокочувствительные с большой разрешающей способностью.

Важное значение при микрофотосъемке имеет освещение объектов. Прозрачные объекты фотографируются на просвет, а непрозрачные - как правило, в отраженных лучах. В зависимости от характера объекта и целей съемки освещение может быть вертикальным (съемка пересекающихся штрихов) или косопадающим (съемка трасс в следах). Окрашенные объекты для повышения контраста снимаются со светофильтрами.

Выбор увеличения, как и при визуальном микрокопировании, зависит от характера объекта и целей исследования. Следы пальцев рук, оттиски печати и штампа, тексты, отпечатанные на пишущей машинке, фотографируют с увеличением в 4-5 раз. Следы на пулях и гильзах, следы разреза (разруба) и тому подобные - при. увеличении в 10-20- 30 раз, а, волокна бумаги, картона, ткани, микроскопически малые включения (в пыли, в краске) - в 200-400 рзз.

Микрофотосъемка может проводиться в- невидимых лучах спектра (ультрафиолетовых, инфракрасйых). Для этих целей существуют специальные микроскопы: МУФ-3 (микроскоп ультрафиолетовый 3-я модель); МИК-1 (микроскоп для инфракрасной фотографии).

Фотографические методы изменения контрастов. Различают два вида контрастов: яркостный и цветовой. Под яркостным понимают различие объектов, одинаковых по цвету, но различающихся по его густоте (один светлее, другой темнее).

Разновидностью яркостного является теневой контраст, основанный на выявлении неровностей рельефа поверхности в результате их освещения. К выявлению теневого контраста при криминалистических исследованиях прибегают для того, чтобы прочесть вдавленный текст, установить подчистку в документе, изучить микроскопический рельеф поверхности следа. Усиление теневого контраста позволяет правильнее передать форму предмета или отдельных его деталей, дать представление о материале поверхности (фактуре). Что&ы выявить неровности поверхности объекта, его освещают направленными лучами, падающими под острым углом к фотографируемой поверхности (косопадающий свет).

Предположим, для отождествления необходимо сфотографировать рельеф в следе разруба, оставленного топором на деревянной поверхности. Такой след представляет собой ряд трасс, совокупность чередующихся бороздок (углублений) и валиков (возвышений), образованных неровностями лезвия топора. Если осветить такой след сверху (или под косым углом, но вдоль трасс), то отсутствие теней не позволит отличить бороздки от валиков, а также судить об их относительной ширине. Лишь осветив след косыми лучами, направленными перпендикулярно к линиям трасс, удается получить фотоснимок, наглядно отображающий рельеф следа.

В иных случаях выявление теневого контраста не зависит от направленности косопадающего света, например, при беспорядочной взъе-рошенности волокон бумаги, возникшей при подчистке текста.

При выявлении вдавленного текста косопадающий свет, направленный только в одну сторону, не принесет желаемого результата, так как штрихи букв (или цифр) располагаются в различных направлениях. Поэтому в процессе фотографирования такого объекта свет должен падать так, чтобы тени отбрасывали все неровности. Хорошие результаты могут быть получены с помощью осветителя, состоящего из точечного источника света (низковольтная лампа с короткой нитью) и конденсора, позволяющего изменять и направлять пучок света.

К усилению яркостного контраста прибегают также при исследовании слабовидимых текстов (поблекших, удаленных). Это усиление может быть достигнуто: а) при самом фотографировании; б) при"обработке фотоматериалов; в) в процессе печати фотоизображений. Целью всех перечисленных способов является усиление яркости одних деталей и ослабление яркости других с тем, чтобы они больше отличались друг от друга.

Для усиления яркостных контрастов в процессе фотосъемки прибегают к достаточно сильному освещению и используют фотографические материалы с большей степенью контрастности. К контрастным, особо и сверхконтрастным фотоматериалам относятся репродукционные штриховые и полутоновые пластинки и пленки, диапозитивные пластинки и позитивные кино(фото)пленки, фототехнические пленки.

Не довольствуясь усилением яркостного контраста только за счет выбора фотоматериалов, иногда прибегают к обработке самих материалов (главным образом при проявлении). Для этой цели могут быть использованы специальные контрастно работающие проявители. В других случаях проявленные в обычных условиях негативы подвергаются дополнительной химической обработке.

При изготовлении фотоотпечатков яркостный контраст может быть увеличен несколькими путями. Наиболее простой - применение особо или сверхконтрастного позитивного фотоматериала. Другим способом является печать с нескольких совмещенных негативных изображений объекта. Названный метод разработан до революции русским кримина листом Е. Ф. Буринским. Сущность его заключается в суммировании фотоэмульсионных слоев -- негативных или позитивных. При фотосъем ке получают несколько негативов одного объекта, а затем, совместив их с большой точностью, - усиление слабых контрастов. Для указан ных целей Е: Ф. Буринский совмещал эмульсионные слои, снимая их с негативов, что чрезвычайно сложно. В последующем были предложе ны менее трудоемкие способы сложения. В настоящее время для этого производят снимки на фотопленках. Накладывая их друг на друга, до биваются совмещения фотоизображений, а затем печатают проекцион ным способом.

Яркостный контраст может быть увеличен и методом контратипи-рования. Для этого с полученного негатива печатают позитив на пленке или диапозитивных пластинках. Затем с позитива печатают негативное изображение, с; негативного - вновь позитивное, и так до 4-5 раз, пока,на негативе не достигнуто желаемого усиления контрастов. С окончательного негатива производят печать на контрастную фотобумагу.

К усилению цветового контраста прибегают в случаях, когда: а) необходимо различить объекты исследования, имеющие один цвет, но разные оттенки; б) объекты различаются по цвету, но при обычном фотографировании этого не усматривается; в) цвет одного объекта маскирует изображение другого.

Усиление контраста достигается цветоделением или цветоразличе-нием.

В судебно-экспертной фотографии цветоделение применяется в отношении различных объектов. При исследовании документов оно позволяет устанавливать дописки и исправления, выполненные красителем, отличным от красителя основного текста, и прочесть залитые и зачеркнутые тексты.

Цветоделение дает возможность выявить следы крови и иных веществ на, одежде и других объектах. С его помощью могут быть установлены следы близкого выстрела (опаление, копоть, порошинки), неразличимые в обычных условиях.

При цветоделительной фотосъемке один какой-либо цвет выделяется за счет удаления (гашения) всех остальных. При цветоразличитель-ной стремятся получить на фотоснимке передачу всех цветовых градаций объекта в виде различных участков почернения. Например, на ткани красного цвета имеются красные следы крови. При осмотре и фиксации в белом свете различие в оттенке следов почти не наблюдается. Однако если исследовать объект в красных лучах, то удается установить различие между,следами и фоном. Другой пример: на пожелтевшей бумаге имеется выцветший текст, выполненный синими чернилами. Фотографируя объект в желтых или синих лучах, наблюдают усиление цветового контраста. В зоне желтых лучей штрихи будут представляться более темными на светлом фоне, а в зоне синих лучей фон будет казаться более темным, чем штрихи. В обоих случаях достигается главная цель - увеличение цветового контраста.

Чтобы получить изображение объекта в определенной зоне спектра, используют светофильтры. Светофильтром называется окрашенная среда, избирательно поглощающая свет, т. е. пропускающая лучи определенной длины волны. Они могут быть твердыми, жидкими и газообразными. В судёбно-экспертной фотографии чаще всего применяются твердые фильтры - стеклянные, выпускаемые промышленностью в виде наборов (называемых каталогом цветного стекла), включающих более ста различных фильтров.

При цветоделительной съемке светофильтр обычно ставят перед объективом фотоаппарата, а объект освещают достаточно сильным белым светом. В соответствии с заданной при изготовлении характеристикой светофильтр пропускает лучи определенной зоны, задерживая все остальные. Таким образом на фотоматериале возникает изображение объекта в лучах определенной зоны спектра.

Немалую роль при этом играет выбор светочувствительных фотоматериалов (пластинок пленок). Их подбирают с таким расчетом, чтобы они были чувствительны (сенсибилизированы) к свету, пропускаемому светофильтром.

Существует общее правило, по которому подбирают светофильтр: для усиления цветового контраста берут светофильтр того же цвета, что и основной объект (пятно, штрих красителя и т. д.) или светофильтр дополнительного цвета к цвету фона.

Светофильтры подбираются либо опытным путем, либо расчетно-теоретическим: с помощью специальных приборов - спектрофотометров измеряют отражательную способность объекта в различных зонах спектра. Ориентируясь на полученные данные - коэффициенты отражения, выбирают наилучшее сочетание светофильтра и фотослоя. Например, следы крови на красном фоне хорошо будут различимы при съемке на панхроматических материалах с красными светофильтрами (КС-4, КС-5).

Отметим, что в экспертной практике нередко приходится решать задачу одновременного усиления нескольких контрастов. Для успешной передачи всей гаммы объекта (цветоразличение) применяется цветная фотография. Для этого могут быть использованы цветографические материалы (для негативно-позитивного процесса) или обращаемые фотопленки. При использовании обращаемой пленки позитивное изображение получают прямо на ней (слайды). Иногда процесс обращения осуществляется в самом аппарате (фотоаппараты класса "Полароид").

Цветные снимки наклеивают на таблицы. Слайды изучают по изображению на экране.

Фотосъемка в невидимых лучах спектра (инфракрасных, ультрафиолетовых, рентгеновских, разноактивных) широко распространена в судебной фотографии. Она позволяет выявлять и фиксировать особенности объектов, которые не уДается различать при исследовании в видимой зоне спектра.

Фотосъемка в инфракрасных лучах осуществляется с помощью обычных фотоаппаратов и объективов. Объект освещают светом ламп накаливания (200, 300, 500 ватт), в спектре которых много инфракрасных лучей. Перед объективом помещают плотный красный или инфракрасный светофильтр. Специальные инфрахроматические фотоматериалы, которые при этом используют, чувствительны к инфракрасным лучам. На них указывается длина волны инфракрасных лучей, к которым они чувствительны в наибольшей степени (например, "Инфра-760"). Из кинопленок (фотопленок) для фотографирования в инфракрасных лучах применяются пленки типа "инфра-рапид" и "инфра-маска".

Так как инфракрасные лучи являются длинноволновыми, то резкое изображение, построенное объективом, будет лежать от него немного дальше, чем изображение в видимых лучах. Поэтому после фокусировки в видимых лучах увеличивают растяжение меха (на 2-3 мм) и значительно диафрагмируют объектив.

Изображение, наблюдаемое в инфракрасных лучах с помощью электронно-оптического преобразователя1, также может быть сфотографировано. Ввиду того, что на экране электронно-оптического преобразователя создается видимое изображение, оно может быть сфотографировано на обычных фотоматериалах.

Фотосъемка в ультрафиолетовых лучах. К данному виду относится съемка люминесценции; вызванной ультрафиолетовыми лучами, и съемка в отраженных ультрафиолетовых лучах.

В первом случае ультрафиолетовые лучи возбуждают видимую люминесценцию. Источниками ультрафиолетового света являются ртут-но-кварцевые лампы. Фотосъемка люминесценции может проводиться с помощью любого фотоаппарата, снабженного обычной (стеклянной) оптикой. Для того чтобы полностью задержать ультрафиолетовые лучи, отражаемые люминесцирующим объектом, перед объективом помещают желтый светофильтр. Фотосъемку производят на обычных фотоматериалах, которые подбирают, ориентируясь на цвет люминесценции.

При съемке в отраженных ультрафиолетовых лучах используют кварцевую оптику, которая пропускает ультрафиолетовые лучи. Перед объективом фотоаппарата ставят светофильтры, пропускающие ультрафиолетовые лучи и поглощающие все остальные (УФС-2, УФС-3).

После наводки на резкость в видимом свете вносят некоторую поправку, уменьшая отстояние негативного фотослоя от объектива. Съемку проводят на любых фотоматериалах, так как все они высокочувствительны к ультрафиолету.

Фотосъемка в ультрафиолетовых лучах применяется для восстановления вытравленных, выцветших и смытых текстов, для прочтения тайнописи и других целей.

При съемке в рентгеновских лучах объект помещается под источником рентгеновского излучения - на кассете, в которой находится специальная рентгеновская пленка - "X" или "XX", а также на пленки "РФ-1" и пленки "Флюэрапид". Вместо кассеты можно использовать конверт из черной плотной бумаги.

Пропуская через объект рентгеновские лучи, в пленке создают скрытое изображение просвеченного объекта. Обрабатывают ее обычным способом (проявление, фиксирование, промывка). Подобным образом производят съемку и в радиоактивных лучах (бетта- и гамма-лучи). Кроме изложенного контактного способа рентгенографирования используют также и фотосъемку изображения, полученного с помощью рентгеновских лучей и наблюдаемого на экране криптоскопа.

Процессуальное оформление применения криминалистической фотографии

Разработанные криминалистикой рекомендации относительно правил оформления фотоснимков основаны на учете требований ст. 69, 141, 179, 183, 191 УПК РСФСР.

В заключительной части протокола следственного действия или в исследовательской части заключения эксперта должно быть указано: а) какой объект фотографировался; б) каким методом и способом съемки; в) откуда (с какого места) производилась съемка (при производстве следственного действия); г) кто ее проводил (следователь , специалист, эксперт); д) условия съемки (например, модель фотоаппарата, вид негативного материала и его характеристики, характер освещения, диафрагма, экспозиция, применялся ли светофильтр).

Полученные фотоотпечатки наклеивают на специальные таблицы или листы белой плотной бумаги. Наверху таблицы (или листа) указыва ется, к протоколу какого следственного действия или к какому заклю чению эксперта они прилагаются.

Под каждым фотоснимком ставится номер (соответствующий их нумерации в протоколе, заключении) и дается пояснительная надпись. Если на фотоснимках делают какие-либо разметки (стрелками отмечают совпадающие признаки, показывают местонахождение объекта), то в таблице должны быть, помещены точно такие лее фотоснимки без разметок, (контрольные фотоотпечатки).

Снимки, прилагаемые к протоколу, скрепляются печатью следователя. Снимки в фототаблицах, прилагаемых к заключению эксперта, - печатью экспертного учреждения. При этом часть оттиска печати должна находиться на фотоснимке, а часть - на бумаге.

Фотоснимки, прилагаемые к протоколам, подписывает следователь, специалист (если фотографирование производилось им) и по мере возможности понятыми. Фотоснимки, прилагаемые к заключению эксперта, подписывает эксперт. Хранятся они в деле.

Официальной датой изобретения современной фотографии является 7 января 1839 г. С первых лет своего существования она не только получила применение в быту, но и использовалась в решении сугубо научных задач.

Фотография (от греч. "фотос" - свет, "графо" - рисую, пишу) буквально означает рисование светом. Появлению фотографии предшествовали открытия многих ученых. Первая фотокамера (камера-обскура) представляла собой светонепроницаемый ящик с отверстием в стенке, принцип работы которой описал в своих трудах выдающийся итальянский ученый и художник Леонардо да Винчи. Такой прибор надежно служил для механической зарисовки предметов внешнего мира. Это была "фотография до фотографии".

Англичанин получил изображение на серебряной пластинке, обработанной парами ртути и закрепленной с помощью раствора поваренной соли. Свой способ он назвал дагерротипией. Технология Дагера не позволяла размножать снимки, и только изобретение англича

В 1835 г. Тальбот, пропитав хлористым серебром бумагу, получил на ней снимок окна своего дома в виде негатива

нина Уильяма Генри Фокс Тальбота

положило начало разработке негативно-позитивного метода получения фотоснимков и способствовало открытию нового способа изготовления светочувствительной бумаги.

В России первые фотографические изображения были получены русским химиком и ботаником Ю. Ф. Фрицше. Большой вклад в развитие фотографии внесли и другие русские ученые и изобретатели. Основоположником научной и судебной фотографии является русский криминалист Е. Ф. Буринский. В 1894 г. по поручению Российской академии наук он организовал лабораторию фотографического восстановления древних письмен. Буринский применил разработанный им метод восстановления угасших текстов, суть которого состоит в ступенчатом повышении контраста первоначального текста.

В 70-х годах XIX в. предпринимаются попытки использовать фотографию в целях регистрации и расследования. Первой использовала фотографию французская полиция (1841 г.). Существенных результатов в этой области добился французский криминалист А. Бертильон, сконструировавший несколько фотокамер для опознавательной съемки, съемки на месте происшествия и для съемки трупов. Им же были разработаны правила сигналетической и измерительной фотосъемки. Наряду с использованием фотографии в разыскной и регистрационной работе ее внедряют и в судебную экспертизу. В указанном направлении много и плодотворно работал Е. Ф. Буринский. В 1892 г. при Санкт-Петербургским окружном суде он создает судебно-фотографическую лабораторию. В 1893 г. при прокуроре Санкт-Петербургской судебной палаты создается правительственная судебно-фотографическая лаборатория, заведование которой было поручено Е. Ф. Буринскому. В 1912 г. лаборатория была преобразована в Петербургский кабинет научно-судебной экспертизы, что положило начало созданию криминалистических учреждений в России. Развивая применение фотографии в следственной работе, Буринский занимается разработкой приемов и средств судебной фотографии. Ученый считал, что необходимо разработать правила судебной фотографии, которые должны быть обязательными для исполнения.

Первой работой по вопросам использования фотографии в борьбе с преступностью стала книга С. М. Потапова "Судебная фотография" (1926).

В настоящее время судебная фотография представляет собой систему теоретических положений, в определенной степени заимствованных из технических наук и адаптированных криминалистами с учетом результатов обобщения судебно-следственной практики. Технический прогресс не мог не отразиться на содержании судебной фотографии.

Итак, судебная фотография - это отрасль криминалистической техники, представляющая собой систему научных положений и разработанных на их основе фотографических методов, средств и приемов, применяемых в процессе собирания, исследования и использования доказательственной информации.

Одно из условий успешного расследования преступлений -точная и объективная фиксация обстоятельств и фактов, имеющих значение по делу. Существенным условием использования фотографии в расследовании преступлений и производстве экспертиз является то, что она должна предшествовать любому другому способу фиксации криминалистических объектов и выполняться в соответствии с научными рекомендациями.

В системе судебной фотографии различают две структурные части по сфере применения: запечатлевающая и исследовательская.

Запечатлевающая фотография - это система научных положений, приемов и методов съемки, применяемых при производстве следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий, используется для фиксации объектов, видимых глазом без применения специальных устройств. Объектами съемки в следственной практике являются: места происшествий с их обстановкой, трупы, следы преступления и преступника, вещественные доказательства, лица, обвиняемые в совершении преступления. Полученные при производстве различных следственных действий фотоснимки представляют собой фотодокументы-приложения к протоколам соответствующих следственных действий. Объектами съемки, применяемой в процессе оперативно-разыскной деятельности, служат событие преступления и лицо, его совершившее.

Исследовательская фотография включает в себя ряд научно-технических положений, приемов, средств и методов фотосъемки, приспособленных для собирания, исследования и использования доказательственной информации в ходе проведения криминалистических исследований, в основном для выявления и фиксации деталей, цветовых и яркостных различий, не видимых глазом при обычных условиях. Фотоснимки, выполненные в процессе экспертного исследования, служат иллюстративным материалом к заключению эксперта и позволяют проследить ход экспертизы, лично убедиться в наличии или отсутствии тех или иных признаков в объектах исследования, и являются составной частью заключения, имеющего значение средств доказывания.

Деление судебной фотографии па запечатлевающую и исследовательскую условно, поскольку в экспертной практике применяются не только исследовательские, но и запечатлевающие методы, и наоборот: при расследовании могут применяться исследовательские методы - например, создание специальных условий съемки.

В настоящее время в криминалистической практике активно используется цифровая фотография. Эра цифровой фотографии началась с момента создания и внедрения фотосенсора или фотодатчика, представляющего собой светочувствительное устройство, состоящее из матрицы и аналого-цифрового преобразователя.

Цифровое изображение - это последовательность цифровых данных, записанных на носитель электронной информации. Файл содержит не только само изображение, но и техническую информацию, записанную цифровой камерой, о режимах съемки, настройках самой камеры, сведения о производителе и модели, серийный номер камеры, порядковый номер снимка по внутреннему счетчику, дату и время съемки.

Цифровая фотография исключает трудоемкий процесс экспонирования и обработки светочувствительных материалов, упрощает фотофиксацию за счет автоматических режимов (фокусирования, экспонирования, цветового баланса) и высокочувствительных приемников, позволяет получить фототаблицу за короткое время, к тому же не требует подготовительных работ. Цифровые фотоаппараты могут работать в различных условиях освещения, не требуя специального подбора пленки. Возможен просмотр отснятого материала непосредственно на месте съемки. В целях оперативной проверки лиц по справочным, криминалистическим и разыскным учетам возможна передача отснятого материала на удаленные расстояния при наличии модемной связи. Имеется возможность преобразовывать объект съемки в вид, удобный для компьютерной обработки, и получать его копии (отпечатки) на широком круге носителей: жестком диске, компакт-диске, термобумаге, писчей бумаге. Изображения, записываемые в электронном виде, можно хранить длительное время в большом многодисковом архиве. Так можно хранить изображения натуральных коллекций, фотографических картотек, других учетов криминалистического назначения.

Современные средства печати позволяют получать изображения с хорошей передачей полутонов и с высоким разрешением, сопоставимым с разрешением фотографических материалов. Одновременно становятся доступными способы компьютерного улучшения исходного качества и преобразования изображений. Можно улучшить качество изображения за счет фильтрации, подавить фон и выявить слабовидимые признаки, повысить контрастность, резкость изображения. Данные операции позволяют увидеть и оценить (распознать) слабовидимые, а подчас и невидимые детали.

Процесс цифровой фотографии заключается в следующем:

  • - подготовка к съемке, экспозиция, получение изображения; обработка и редактирование изображения;
  • - получение фотоизображения или печать копий.

Для успешной работы требуются специальные цифровые устройства ввода, вывода и хранения изображений, а также программные средства - графические редакторы, которые позволяют осуществить:

  • - улучшение изображения;
  • - сжатие его электронного представления в файл с использованием различных графических редакторов;
  • - применение фильтров и спецэффектов;
  • - ретушь (удаление дефектов).

Для получения изображения на бумажных носителях необходимо использовать растровые принтеры с высокой разрешающей способностью (600, 1200, 1800 dpi) - лазерные принтеры и плотную, непрозрачную бумагу с равномерной структурой бумажного полотна и высокой степенью белизны.

Процессуальный порядок применения фотосъемки закреплен в ст. 166 УПК. Перед началом осмотра места происшествия следователь обязан предупредить всех участвующих лиц о применении фотосъемки, о чем должна быть сделана отметка во вводной части протокола. По результатам осмотра изготавливается фототаблица и оформляется как приложение к протоколу осмотра места происшествия, за соответствующим номером. Каждый фотоснимок опечатывается оттиском печати соответствующего правоохранительного органа, каждая страница фототаблицы подписывается лицом, ее составившим.

Криминалистическая фотография – совокупность методов, приемов и способов, используемых при совершении следственных, оперативно-розыскных действиях и экспертных исследованиях. Фотоснимки прилагаются к протоколам следственных действий или заключению эксперта. Методы и способы криминалистической фотографии: 1) Запечатлевающие - фиксация признаков, видимых невооруженным глазом: панорамные, измерительные, крупномасштабные, репродукционные, стереоскопические, опознавательные; 2) Исследовательские – служат для фиксации скрытых признаков, требуют проведения различных видов экспертиз: фотосъемка с непосредственным увеличением, фотосъемка с изменением контрастов, фотосъемка в невидимых лучах.

Виды криминалистической фотографии : 1) Судебно-следственная (применяется при осмотре места происшествия, при производстве обыска, при освидетельствовании живых лиц) и 2) Судебно-экспертная (все виды криминалистических экспертиз) Приемы следственной фотографии: 1) Ориентирующий фотоснимок – запечатление участка или объекта с окружающей обстановкой. 2) Обзорный фотоснимок – запечатление объекта или участка без окружающей обстановки 3) Узловой – фотографируется наиболее важный участок или объект 4) Детальный – фотографируется внешний признак вещественного доказательства.

Методы судебной фотографии.

Панорамная фотосъемка применяется в тех случаях, когда невозможно запечатлеть объект в полном объеме, либо не предоставляется возможным отойти от него на достаточное расстояние. Объект фотографируется по частям, при этом каждый новый кадр должен затрагивать край предыдущего. Бывает 2х видов: 1) линейная (фотоаппарат перемещается параллельно относительно переднего плана объекта) 2) круговая (объект фотографируется из одной точки путем перемещения объектива фотоаппарата) Стереоскопическая фотосъемка – объемное восприятие объекта, его формы и объемы. Производится из 2х точек, расстояние между которыми называется базисом стереоскопической съемки и равно 65-70 мм. Измерительная фотосъемка – производится для того, чтобы определить размеры объектов и расстояние между ними. Бывает трех видов: масштабная фотосъемка (позволяет определить длину, ширину, высоту объекта); метрическая фотосъемка – позволяет определить не только размеры объектов, но и расстояние между ними; фотосъемка с глубинным масштабом используется для того, чтобы вычислить размеры сфотографированного объекта. Крупномасштабная фотосъемка – применяется для фотографирования мелких следов, предметов, деталей. Репродукционная фотосъемка – осуществляется при фотографировании плоских объектов: чертежей, рисунков, таблиц, документов. Репродукция осуществляется: 1) С помощью фотоаппарата 2) Контактным способом. Контактный способ – рефлексная фотография. Используют специально рефлексную или обычную бумагу, обладающую повышенным контрастом. Работа производится в оранжевом или красном освещении. 1) Оригинал 2) Фотобумага 3) Прижимное стекло Опознавательная фотосъемка – применяется для фотографирования живых лиц или трупов. Фотографирование живых лиц – в фас и правый профиль. Если имеются какие-либо опознавательные черты, то в фас и оба профиля. Фотоснимок кадрируют таким образом, чтобы получился поясной портрет. Фон фотографии – светло-серый. Изображение лица – 1/7 натуральной величины. Фотографирование трупа – начинается с туалета трупа (пропудривание, наложение на раны швы). Фотографируется в фас, оба профиля, и ¾ поворота головы с обеих сторон. Макрофотография - метод получения изображения в натуральную величину или с увеличением от 1:2 до 20:1. Для съемки используют зеркальные камеры с удлинительными кольцами или макроприставки. Микрофотосъемка предназначена для исследования изображений очень мелких криминалистических объектов при большом увеличении. Фотосъемку с увеличением в 4-5 раз легко осуществить обычной малоформатной зеркальной фотокамерой, используя удлинительные кольца или микроприставку. Контрастирующая . Различают два вида контрастов: яркостный и цветовой.

11. Фототаблицы. Требования, предъявляемые к их оформлению.

Фотоотпечатки наклеивают на специальные таблицы или листы белой плотной бумаги. Наверху таблицы (или листа) указывается, к протоколу какого следственного действия или к какому заключению эксперта они прилагаются. Под каждым фотоснимком ставится номер и дается пояснительная надпись. Если на фотоснимках делают какие-либо разметки (стрелками отмечают совпадающие признаки, показывают местонахождение объекта), то в таблице должны быть помещены точно такие же фотоснимки без разметок (контрольные фотоотпечатки). Снимки, прилагаемые к протоколу, скрепляются печатью следователя. При этом часть оттиска печати должна находиться на фотоснимке, а часть - на бумаге. Фотоснимки, прилагаемые к протоколам, подписывает следователь, специалист (если фотографирование производилось им) и по мере возможности понятыми. Фотоснимки, прилагаемые к заключению эксперта, подписывает эксперт. Хранятся они в деле. Снимки размещаются по принципу от общего к частному (ориентирующие, обзорные, узловые, детальные). Под каждым снимком ставится его порядковый номер и пояснение - что именно изображено на снимке, что отмечено стрелками или цифрами. Сообщаются данные об условиях съемки: дата, место съемки, условия погоды; тип камеры, объектива, пленки; светочувствительность пленки; точка съемки и расстояние до объекта; наличие дополнительных приспособлений; экспозиция (выдержка, диафрагма). Снимки скрепляются оттиском печати следственного органа, на последней странице приклеивается конверт с негативами. Таблица должна содержать сведения о том, кто произвел съемку и оформлял таблицу, а также подписи этих лиц.

12. Понятие габитоскопии. Классификация признаков внешнего облика человека. С убъективные портреты.

Габитоскопия – это криминалистическое учение о внешнем облике человека. Это отрасль криминалистической техники, изучающая закономерности запечатления внешнего облика человека в различных отображениях и разрабатывающая технико-криминалистические средства и методы собирания, исследования и использования данных о внешнем облике в целях раскрытия и предупреждения преступлений. Словесным портретом называют описание внешности человека, составленное по определенным правилам и предназначенное для его розыска и опознания. Признаки : анатомические, функциональные, сопутствующие и специальные. Анатомические характеризуют наружное строение тела человека, его частей и покровов, определяют пол, возраст, рост, телосложение. Функциональные характеризуют привычные действия человека (поза, походка, мимика, бытовые привычки, навыки и умения). Сопутствующие - это приметы одежды и других предметов, связанных с данной личностью (очки, кольцо, трость). В специальную группу выделяются особые и броские приметы. Особые приметы - это редко встречающиеся признаки (физические недостатки, например, татуировки). Броские приметы - являются сравнительно редкими и легко наблюдаются обычных условиях (следы оспы на лице). Четыреосновных вида субъективных портретов Рисованные портреты выполняются с помощью принадлежностей, применяемых для рисования. Портрет создается специалистом художником или криминалистом_художником, имеющим специальную подготовку по выполнению портретов со слов. Композиционно_рисованные портреты составляются из заранее заготовленных стандартных рисунков вариантов «элементов лица»(в соответствии с показаниями очевидцев). Фотокомпозиционные портреты - так называемые «фотороботы» (или составленные синтетические фотопортреты), представляют собой композицию изображения человека из фрагментов фото изображений различных лиц. Реконструкция лица по черепу предназначается для выявлениявнешнего облика человека, при обнаружении его останков.Правила описания внешнего облика человека по методу словесного портрета: Словесным портретом называют описание внешности человека, составленное по определенным правилам и предназначенное для его розыска и опознания Правила описания по методу словесного портрета : 1) Все признаки должны быть описаны максимально полно; 2) Описание признаков внешности осуществляется по схеме “от общего к частному” и “сверху - вниз”: а) указываются общефизические признаки (пол, возраст), затем описываются анатомические признаки (фигура, шея, плечи, конечности, голова); б) анатомические признаки описывают применительно к двум ракурсам: вид спереди и вид сбоку (анфас и правый профиль); в) при описании формы используют наименование геометрических фигур (круглый, овальный, прямоугольный, треугольный) или геометрических линий (прямая, выпуклая, извилистая); г) продолжается описание изложением функциональных признаков; д) после этого описываются сопутствующие элементы: одежда, компенсирующие элементы (очки, костыли, слуховой аппарат)

13 . Понятие трасологии. Классификация следов в криминалистике.

Трасология – отрасль криминалистической техники, в которой изучаются методы, приемы и средства обнаружения, фиксации, использования и изъятия следов. Все следы делятся на 2 вида :идеальные (информация отображается в сознании человека); материальные (изменяется вещная обстановка в результате воздействия на нее преступника) Материальные следы бывают : следы-предметы; следы-вещества; следы-отображения. Следы-предметы – это какие-либо предметы, находящиеся в причинной связи с преступлением (огнестрельное оружие на месте убийства, орудие взлома на месте кражи). Следы-вещества – это какие-либо вещества, находящиеся в причинной связи с преступлением (пятна крови на месте убийства, следы горючего на месте поджога). Следы-отображения возникают при контактном взаимодействии 2х объектов, в результате чего внешнее строение одного объекта отображается на другом.Следы отображения подразделяются: 1) Статические и динамические. Динамические – образуются при контактном смещении объекта. Статические – образуются, когда контактирующие объекты в момент следообразования находятся в состоянии относительного покоя. 2) Поверхностные и объемные. Поверхностные – возникают, когда объекты примерно равны по плотности (след обуви на поле). Объемные – возникают при вдавливании следообразующего объекта в более мягкую следовоспринимающую поверхность, в результате чего последняя деформируется (след обуви на снегу) 3) Локальные и периферийные. Локальные – возникают непосредственно под контактирующей поверхностью (след обуви). Периферийные – возникают за границами контактирующей поверхности (смачивание асфальта вокруг машины) Так же выделяют: видимые следы, невидимые, маловидимые. Гомеоскопические – следы босых ног, губ. Механоскопические – орудий, механизмов, транспортных средств. Механогомические – следы предметов, принадлежащих человеку. Следы животных.

14 . Осн. этапы работы со следами на месте происшествия. Упаковка следов.

1) Построение версий о возможном нахождении объекта. Для этого необходимо: ознакомиться с обстановкой места происшествия; попытаться определить возможные пути прихода и отхода преступника; определить, какие из объектов находятся не на своих местах. 2) Обнаружение следа. Выделяют 3 способа обнаружения: визуальный (осмотр невооруженным глазом, косопадающих лучей); физический (путем прилипания, в результате чего след становится видимым); химический (способность вещества, используемого для обнаружения следа, вступать в химическую реакцию с веществом, находящимся на следе, в результате чего след становится видимым). При обнаружении следа необходимо: осматривать место происшествия комплексно, не оставить своих следов и не уничтожить существующих, осматривать в первую очередь те следы, которые подлежат быстрому уничтожению. 3) Фиксация и изъятие следов. Требования к упаковке следов: должна быть прочной и обеспечить сохранность объекта; следы не должны соприкасаться с материалами упаковки; на упаковке должны быть сопровождающие надписи, указано где, когда, что изъято, по какому факту, подписи следователя, дознавателя, понятых, специалиста и оттиск печати.

Для получения полного и наглядного представления об особенностях снимаемых объектов и их взаиморасположении используются различные виды съемки: ориентирующая, обзорная, узловая, детальная. конечно, это распределение в некоторой степени является условным. Но при изучении различной литературы по указанному выше вопросу я обратила внимание на тот факт, что большинство специалистов в криминалистике в своих работах называют именно эту классификацию видов судебной фотографии и считают ее основной. Перечисленные выше виды фотосъемки позволяют систематизировать запечатленный на снимках материал и раскрыть его содержание в определенной логической последовательности от общего к частному. Различные виды съемки применяются при проведении практически всех следственных действий: обыска, следственного эксперимента, предъявления для опознания и др. Однако наиболее часто и в полном объеме они встречаются при проведении осмотра места происшествия.

Ориентирующая съемка. Ориентирующая съемка - это фиксация места проведения следственного действия в окружающей обстановке, детали которой (деревья, строения, дороги и т. п.) выступают в качестве ориентиров для последующего точного определения места события или его фрагментов. Обычная съемка выполняется широкоугольным или обычным объективом со значительного расстояния. Для того чтобы охватить место происшествия и прилегающую территорию, используют круговую или линейную панораму Место проведения следственного действия или место происшествия должно находиться в центре снимка (монтажного фотоизображения).

Особенная значимость указанного выше вида судебной фотографии подробно описана в учебном пособии "Фотофиксация значительных по размерам мест происшествий", изданном МВД СССР В 1991 году.

В частности, в нем подробно описывается фотофиксация таких отдельных видов мест происшествий - пожаров, взрывов, авиакатастроф, железнодорожных катастроф.

Панорамная фотосъемка применяется в случаях, когда не удается запечатлеть интересующий объект полностью, даже с помощью широкоугольного объектива, либо не представляется возможным отойти на достаточное расстояние от фотографируемого объекта (ограниченность пространства, нежелательность получения снимка со значительным уменьшением). Панорамная фотосъемка - это последовательная съемка объекта с помощью обычного фотоаппарата на нескольких взаимосвязанных кадрах. Изготовленные затем фотографии соединяются в общий снимок - панораму. Этот метод применяется для съемки при заданном масштабе объектов, не помещающихся в обычном кадре, например, больших по протяженности участков местности, высоких строений, следов протекторов автотранспортных средств и т. п. Соответственно, панорамная фотосъемка может быть горизонтальная или вертикальная.

Такая фотосъемка может быть произведена и с помощью фотоаппарата специальной конструкции.

Панорамная фотосъемка с помощью обычного фотоаппарата осуществляется двумя способами: круговым и линейным.

Круговая панорама предполагает съемку объекта с одного места. Фотоаппарат последовательно поворачивается вокруг вертикальной (горизонтальная панорама) или горизонтальной (вертикальная панорама) оси. Она применяется в ситуациях, когда на снимке необходимо запечатлеть значительное пространство и этому не препятствуют находящиеся на местности сооружения, строения и т. п. объекты.

Съемка производится с расстояния не менее 50 м. Линейная панорама предполагает перемещение фотоаппарата параллельно снимаемому объекту и на небольшом расстоянии от него. Применяется в ситуациях, когда на снимке требуется зафиксировать обстановку на значительной по протяженности, но ограниченной по ширине площади, или когда на снимке важно выделить мелкие детали (например, дорожки следов ног, следа протектора автотранспортного средства и т. п.).

Круговая и линейная панорамы изготавливаются с соблюдением следующих общих требований:

  • - фотосъемка осуществляется со штатива или (если его нет) с устойчивой, жесткой опоры;
  • - при кадрировании строго выдерживается условно обозначаемая нижняя линия съемки и определяется небольшая «зона перекрытия» кадров, позволяющая затем произвести монтаж полного изображения;
  • - снимки печатаются в одном масштабе увеличения, при одной и той же выдержке и проявляются одновременно, что гарантирует их одинаковую плотность.

Как я уже указывала, панорамную съемку производят с помощью специального аппарата или объект фотографируют по частям, последовательно получая ряд снимков. Каждый следующий снимок должен охватывать краевую часть участка, запечатленного на предыдущем снимке, перекрывая около 10% его площади. Все снимки производятся в одинаковых условиях (расстояние, освещение, выдержка, диафрагма и т. д.). Правильность установки аппарата определяют, глядя в видоискатель. При этом замечают какую-либо деталь, расположенную у края кадра. Эта деталь служит ориентиром при съемке следующего кадра, на котором она также должна быть изображена. При необходимости прибегают к искусственным ориентациям (колышки и т. п.). С полученных таким образом (в одинаковых условиях) фотоотпечатки. Последние разрезаются по имеющимся на них общим линиям и подклеиваются один к другому. Панорамная съемка может проводиться как по вертикали, так и по горизонтали. В первом случае фотографируют пространство или объект в высоту (например, фотосъемка многоэтажного дома с относительно близкого расстояния). При горизонтальной панораме фотографируется участок, значительный по своей протяженности. Например, участок дороги, где произошло столкновение автомобилей. Снимок можно получить также с помощью круговой или линейной съемки. При линейной съемке фотоаппарат перемещают параллельно переднему плану фиксируемого участка. При этом по шкале контролируют, чтобы расстояние от аппарата до переднего плана было постоянным. Особенно следят за тем, чтобы аппарат не имел перекоса. При круговой съемке фотоаппарат поворачивают в горизонтальной плоскости вокруг оси штатива (или воображаемой оси штатива - при съемке с рук). Круговая съемка применяется в случаях, когда передний план объекта значительно удален от аппарата (например, съемка большого двора из его центра), в противном случае возможны сильные перспективные искажения.

Обзорная съемка. Обзорная съемка - это фиксация общего вида обстановки места проводимого следственного действия. Предварительно определяются его примерные границы, а наиболее важные детали помечаются указателями в виде стрелок с цифрами. Обзорная съемка проводится с использованием глубинного или квадратного масштаба, иногда с применением панорамного метода и с разных сторон. Важным требованием обзорных снимков является полнота изображения места, события.

Обзорный снимок должен быть сделан из такого положения, с которой можно было бы с уверенностью распознать важные объекты обстановки. Особенностью обзорной съемки является возможность фиксации предметов в нескольких ракурсах. Если место происшествия имеет сложное строение, прибегают к изготовлению нескольких снимков, которые дополняют друг друга, - обзорной серии. Такая серия позволяет составить из полученных снимков изображения некоторого развернутого пространства таким образом, что изображение на одном снимке является продолжением изображения на другом. Обзорная серия может относиться также к различных изолированных друг от друга объектов. В тесных помещениях съемку производят панорамным методом или с использованием широкоугольных объективов.

Узловая съемка. Узловая съемка - это фиксация отдельных крупных предметов и наиболее важных частей места проведения следственного действия или обстановки места происшествия: места взлома, обнаружения трупа, тайника и т.п. Объекты съемки изображаются крупным планом, чтобы по снимку можно было определить их форму, размер, характер повреждений, взаиморасположение следов и т.п. Узел - это часть места происшествия, где обнаружены следы. Так, например, в помещении, где была совершенна кража, это могут быть взломанные двери, поврежденные окна, хранилища и др. На месте убийства объектом узловой съемки может быть труп со следами повреждений. Количество узлов на месте происшествия определяется следователем и зависит от особенностей преступления и специфики объектов на месте происшествия.

На узловых фотоснимках отображается максимум информации о признаках снимаемых объектов, которую порой затруднительно описать в протоколе следственного действия. Такая фотосъемка, как правило, производится с масштабом, иногда с применением панорамного метода, например, для запечатления места катастрофы, аварии, пожара.

Детальная съемка. Детальная фотосъемка производится с целью запечатления отдельных деталей места проведения следственного действия и его результатов, т.е. обнаруженных вещей, предметов, следов и т.п. объектов, а также признаков, индивидуализирующих такие объекты. Детальную съемка всегда производят масштабным способом: крупным планом с масштабной линейкой. При выборе ракурса съемки, как правило, выявляют наиболее важные, типичные особенности, касающиеся формы, размеров, взаимного расположения частей, структуры предмета или следа.

Полная фотографическая фиксация обстановки места происшествия предполагает использование всех рассмотренных видов съемки - ориентирующей, обзорной, узловой и детальной, которые дополняют друг друга и обеспечивают иллюстраций и обеспечивают наиболее полное представления о месте события.

Ориентирующая и обзорная фотосъемка в условиях ограниченного естественного освещения проводится с использованием портативных осветителей, действующих от автомобильных аккумуляторов или от электросети. Такие осветители имеются в комплекте подвижных криминалистических лабораторий. Узловая, а иногда и обзорная фотосъемка могут осуществляться с использованием лампы-вспышки.

При детальной съемке следов и отдельных предметов освещение подбирается с учетом их вида и особенностей следовоспринимающего объекта. На практике в этих целях наиболее часто используется:

  • - рассеивающее освещение - при фотосъемке поверхностных, окрашенных следов, для репродукционной съемки текстов, схем и т.п. объектов;
  • - косопадающее освещение - при фотосъемке объемных следов (орудий взлома, зубов и т.п.);
  • - освещение «на просвет», т.е. с обратной стороны объекта-следоносителя, если он прозрачный (например, при фотосъемке следов рук на стекле);
  • - комбинированное освещение, т.е. косопадающее и рассеивающее, иногда и многостороннее - при фотосъемке объемных следов и отдельных предметов (оружия, пуль, гильз и т.п.). Предметы располагаются на некотором удалении от подложки, создающей фон на подставках, что исключает образование на ней теней.

СУДЕБНАЯ ФОТОГРАФИЯ

раздел криминалистической техники, в котором систематизированы специальные методы и приемы фотографирования, используемые при производстве следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий и судебной экспертизы. С.ф. подразделяют на судеб-но-оперативную (запечатлевающую) и судебно-исследовательскую. Цель первой - получить точное фотографическое изображение объекта. Для этого используют такие методы.как панорамная, измерительная, репродукционная, опознавательная и крупномасштабная съемки. Наряду с этим для фотографирования при производстве следственных действий используются ориентирующая, обзорная, узловая и детальная виды съемок. Судебно-исследовательская фотография применяется в основном в работе эксперта для выявления невидимых. слабовидимых записей, цветных и ярко-стных различий, для изучения механизма следообразования и др. К методам судебно-исследовательской фотографии относятся контрастирующая съемка, цветоделение, фотосъемка в невидимых лучах (инфракрасных, ультрафиолетовых, рентгеновских и т.п.), микрофотографирование. В развитие С.ф. в России существенный вклад внесли Вурин-ский Е.Ф., на свои средства создавший в 1889 г. первую судебно-фотографичес-кую лабораторию при Петербургском окружном суде; Русецкий В.Л.. Фаворский В.И., Поповицкий А.А., Потапов С.М. и другие криминалисты.

Бабаева Э.У.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "СУДЕБНАЯ ФОТОГРАФИЯ" в других словарях:

    Юридический словарь

    Большой Энциклопедический словарь

    СУДЕБНАЯ ФОТОГРАФИЯ - в криминалистике система методов и технических средств фотосъемки, применяемых для фиксирования и исследования вещественных доказательств при расследовании преступлений … Юридическая энциклопедия

    В криминалистике система методов и технических средств фотосъёмки, применяемых для запечатления вещественных доказательств при производстве следственных действий (См. Следственные действия) и оперативно розыскных действий (См. Оперативно… … Большая советская энциклопедия

    В криминалистике система методов и технических средств фотосъёмки, применяемых для фиксирования и исследования вещественных доказательств при расследовании преступлений. * * * СУДЕБНАЯ ФОТОГРАФИЯ СУДЕБНАЯ ФОТОГРАФИЯ, в криминалистике система… … Энциклопедический словарь

    См. Фотография судебная … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    В криминалистике система методов и технических средств фотосъемки, применяемых для фиксирования и исследования вещественных доказательств при расследовании преступлений … Энциклопедический словарь экономики и права

    судебная фотография - в криминалистике система методов и технических средств фотосъемки, применяемых для фиксирования и исследования доказательств вещественных … Большой юридический словарь

    ФОТОГРАФИЯ - (греч. светопись) представляет механизированный способ получения изображений при помощи специального аппарата на светочувствительных поверхностях. Фотографический аппарат в своей схеме представляет камеру обскуру вычерненную внутри коробку, на… … Большая медицинская энциклопедия

    См. Судебная фотография … Юридический словарь

Книги

  • , Г. П. Шамаев. Учебник, подготовленный в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 40. 05. 03 `Судебная экспертиза`,…
  • Судебная фотография и видеозапись. Учебник , Шамаев Г.П.. Учебник, подготовленный в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 40. 05. 03 «Судебная экспертиза»,…
Похожие публикации