Истоки древнерусской живописи. Феофан Грек

Статья посвящена краткой биографии Феофана Грека - знаменитого средневекового мастера, византийского и славянского иконописца, автора многочисленных фресок.

Биография Феофана: ранние годы и переезд на Русь
Феофан родился около 1340 г. в Византии, где и начинал свою работу. Произведения мастера этого периода практически не сохранились. Судя по сохранившимся письменным источником, он участвовал в украшении около 40 византийских церквей. Переехал на Русь, вероятно в составе церковной миссии.
В 1370 г. Феофан обосновался в Новгороде, где участвовал в работе над украшением церкви Спаса. Заслугой мастера стало главное изображение храма - Спас Вседержитель, также был автором многих росписей и фресок. Церковь Спаса - единственное сохранившееся произведение искусства, работа над которым Феофаном подтверждается документально. Это дает основание судить об особенностях художественного стиля автора и позволяет проводить сравнительный анализ для определения его авторства в других работах. Манера Феофана очень индивидуальна, изображения выполнены с большой художественной яркостью и размахом, отсутствует детализация. Заметно большая творческая работа мастера над изображением лиц, по которой можно судить о глубоком философском смысле фресок, понимании Феофаном человеческой психологии.
Исследователи отмечают, что Феофану присуще отрицание оптимизма. Человек, согласно мастеру, изначально греховен, поэтому должен со страхом и раболепием покорно внимать божественному проявлению и ждать от него решения своей судьбы. Цветовая палитра фресок небогата, что подчеркивает их аскетический характер.
Творчество Феофана оказало большое влияние на новгородское искусство. Его традиции нашли отражение в работах многих славянских мастеров в области иконописи и росписи церквей. Прослеживается влияние Феофана и в оформлении литературных памятников древнего Новгорода.
Следующий этап жизненного пути мастера плохо известен. Есть сведения, что он жил в Нижнем Новгороде, Серпухове. Работы этого периода до наших дней не дошли.

Биография Феофана: московский период
В 90-х гг. XIV в. Феофан переехал в Москву, где активно занимался любимым делом: писал иконы, расписывал церкви и частные дома знатных людей. Занимался оформлением письменных произведений. Греку или его ученикам приписывается работа над двумя известными Евангелиями того периода. В украшении жилых помещений, помимо церковных сюжетов, мастер использовал и светские изображения.
Судя по письменным источникам, Феофан основательно закрепился в Москве и, вероятно, создал собственную мастерскую, набрав учеников. Мастер вместе с А. Рублевым участвовал в создании иконостаса Благовещенского собора. Совместная работа двух великих мастеров эпохи, выразившаяся в сочетании византийских и исконно русских традиций, стала основой для формирования классического русского иконописания.
Не существует абсолютно достоверной информации о том, какие иконы были написаны Феофаном. Обычно ему приписывают создание икон "Преображенье Господне", "Успение Божьей Матери" и некоторые другие. Иконописный стиль мастера отличается от его фрескового творчества. В иконах нет экспрессивности, они выполнены в духе огромной скорби. В работах ярко проявляется индивидуальность Феофана, они не строго каноничны и подобны портретным изображениям. Тем не менее, в этих иконах отчетливо прослеживается многовековая византийская церковная традиция.
Дата смерти Феофана точно неизвестна. Предположительно это произошло около 1410 г.
Деятельность Феофана Грека оказала большое влияние на историю древнерусского искусства. Важный фактором было то, что мастер переехал на Русь в зрелом возрасте, уже имея за плечами богатый опыт работы в Византии. Он стал одним из тех, кто укреплял культурные византийско-русские контакты, был проводником и носителем богатой византийской культуры.
Русь была прямой наследницей могущественной империи и стремилась подражать ее достижениям. Поэтому деятельность Феофана органично вплеталась в оригинальное славянское искусство и не казалась инородной. Работы Феофана пользовались популярностью и стали образцами для многих последующих русских мастеров.

Феофан Грек (около 1340 — около 1410) — великий русский и византийский иконописец, миниатюрист и мастер монументальных фресковых росписей.

Феофан родился в Византии (отсюда прозвище Грек), до приезда на Русь работал в Константинополе, Халкидоне (пригород Константинополя), генуэзских Галате и Кафе (ныне Феодосия в Крыму) (сохранились только фрески в Феодосии). Вероятно, прибыл на Русь вместе с митрополитом Киприаном.

В суть каждой вещи вникнешь, когда правдиво наречешь её.

Феофан Грек

Феофан Грек поселился в Новгороде в 1370 году. В 1378 году он начал работу над росписью церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Самым грандиозным изображением в храме является погрудное изображение Спаса Вседержителя в куполе. Кроме купола Феофаном расписан барабан фигурами праотцев и пророков Ильи и Иоанна Предтечи. До нас дошли также росписи апсиды — фрагменты чина святителей и «Евхаристии», часть фигуры Богородицы на южном алтарном столбе, и «Крещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Проповедь Христа апостолам» и «Сошествие во ад» на сводах и примыкающим к ним стенах. Лучше всего сохранились фрески Троицкого придела. Это орнамент, фронтальные фигуры святых, полуфигура «Знамения» с предстоящими ангелами, престол с подходящими к нему четырьмя святителями и, в верхней части стены — Столпники, ветхозаветная «Троица», медальоны с Иоанном Лествичником, Агафоном, Акакием и фигура Макария Египетского.

Феофан Грек оказал заметное влияние на развитие новгородского искусства. Его мировоззрение и отчасти манера письма были восприняты местными мастерами, расписавшими церкви Успения Богородицы на Волотовом поле и Фёдора Стратилата на Ручью. Живопись в этих храмах напоминает фрески церкви Спаса на Ильине своей свободной манерой, принципом построения композиций и выбором красок для росписи. Память о Феофане Греке осталась и в новгородских иконах — в иконе «Отечество» (XIV век) присутствуют серафимы, скопированные с фресок церкви Спаса на Ильине, в клейме «Троица» из четырёхчастной иконы XV века прослеживаются параллели с «Троицей» Феофана, а также в нескольких других произведениях. Также влияние Феофана видно и в новгородской книжной графике, в оформлении таких рукописей как «Псалтырь Ивана Грозного» (последнее десятилетие XIV века) и «Погодинский Пролог» (вторая половина XIV века).

Последующие события жизни Феофана плохо известны, по некоторым сведениям (в частности, из письма Епифания Премудрого игумену Афанасиева монастыря Кириллу Тверскому) иконописец работал в Нижнем Новгороде (росписи не сохранились), некоторые исследователи склонны считать, что он так же работал в Коломне и Серпухове. В начале 1390-х гг. Феофан прибыл в Москву.

В Москве Феофан Грек проявил себя в росписи храмов, частных домов, в книжной графике и в написании икон. Как было отмечено Епифанием Премудрым, с которым сблизился Феофан во время пребывания в Москве, «(…)у князя Владимира Андреевича он изобразил на каменной стене также самую Москву; терем у великого князя расписан невиданною и необыкновенною росписью(…)» (письмо Епифания Премудрого игумену Афанасиева монастыря Кириллу Тверскому).

Феофан мог оформить Евангелие боярина Фёдора Кошки, оклад которого датируется 1392 годом, судя по всему, окончание рукописи относится к тому же времени. Евангелие не содержит миниатюр, но изобилует красочными заставками, орнаментальными украшениями в начале каждой главы и зооморфными буквицами-инициалами. Характерные резкие линии, колорит изображений дают основание предполагать авторство Феофана Грека. Другая знаменитая рукопись — Евангелие Хитрово, имеет сходство с оформлением Евангелия Кошки, но существенные отличия в стилистике и колористике говорят о том, что работа выполнена кем-то из последователей Феофана, возможно Андреем Рублёвым.

Относительно икон, написанных Феофаном, не сохранилось чёткой информации. Традиционно его авторству приписывают «Успение Божьей Матери», «Донскую икону Божьей Матери», «Преображение Господне» и деисусный чин Благовещенского собора Кремля.

Нет точных сведений о том, где и когда была написана икона «Успение», но по косвенным данным считается, что это произошло в Москве. Икона является двухсторонней, на одной стороне написан сюжет Успения Божьей Матери, а на другой образ Богоматери с младенцем Христом. Изображение относится к типу икон Богородицы «Умиление», и впоследствии икона получила название «Богоматерь Донская Умиление». В современном искусствоведении нет единого мнения по поводу происхождения этих образов. Помимо этого, Феофану иногда приписывается икона «Преображение» — храмовый образ Спасо-Преображенского собора города Переславля-Залесского, хотя и художественно и образно она слабее его образов и следует его манере внешне и поверхностно.

На фото: Уцелевшие фрагменты Феофановых росписей в алтаре церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде.

Успение Пресвятой Богородицы. Икона написана на обороте . Предполагается, что эту «двойную» икону создал Феофан Грек, но доказательств тому, кроме данных стилистического анализа, исследователи не имеют.

Росписи Спасской церкви являются единственным «задокументированным» произведением Феофана Грека . Известно, что «подписал» он более сорока церквей, создал множество икон, а также трудился на поприще книжной миниатюры. Но фрески его нигде, кроме Новгорода, не сохранились, книги, украшенные им, утрачены все, а об иконах осторожные искусствоведы предпочитают говорить как о принадлежащих кисти «мастера Феофанова круга».

Уцелевшие факты биографии Феофана Грека столь же скудны, как и крупицы его наследия. Знаем, что родился он где-то в Византии (отсюда и прозвание — Грек) приблизительно в 1340 году. До прихода на Русь (о том, при каких обстоятельствах это произошло, — чуть позже) он успел поработать в Константинополе, Халкидоне, Галате и Кафе (современная Феодосия). Эти сведения мы почерпаем из письма агиографа и книжника Епифания Премудрого, адресованного архимандриту тверского Афанасьева монастыря Кириллу, — в сущности, единственного источника, приоткрывающего нам хоть какие-то подробности жизни Феофана. Вполне возможно, что побывал изограф также на Афоне, где и усвоил учение исихастов о нетварном свете, оказавшее столь решительное воздействие на его творчество.

Феофан Грек - человек митрополита Киприана

Общепринятая версия гласит, что на Русь Феофан Грек прибыл или по приглашению митрополита Киприана, или даже в его свите. Мы не имеем возможности подробно останавливаться на фигуре этого деятеля — скажем лишь, что роль его столь же важна в истории Русской Церкви, сколь и неоднозначна.

Киприан явился на Русь в качестве «личного представителя» Патриарха Константинопольского Филофея в 1373 году и был им как бы заранее «назначен» в митрополиты Московские — хотя митрополит Алексий, занимавший святительский престол, еще здравствовал. Историк Церкви А. В. Карташев комментирует эту ситуацию так:

«Каким образом он (Киприан) очутился на кафедре русской митрополии при живом митрополите, это уже объясняется его личными дипломатическими способностями и излишне гибким моральным поведением Константинопольской Патриархии».

Поначалу обстоятельства складывались неблагоприятным для Киприана образом. Даже после смерти митрополита Алексия (в 1378 году) москвичи не готовы были рассматривать грека (то есть, вообще-то, серба по происхождению) Киприана как сколько-нибудь терпимого претендента на митрополичью кафедру. И, соответственно, «его людей» тоже не жаждали видеть в Москве.

Возможно, именно поэтому Феофан Грек в конце 1370-х годов находился в Новгороде. Будучи вторым по значению кафедральным городом после Москвы (если говорить о Северо-Восточной Руси), Новгород являлся и важным политическим центром. И Киприан не мог не желать упрочения своего влияния здесь — раз уж до Москвы «дотянуться» пока не мог.

В описании Епифания Премудрого Феофан Грек предстает как «живописец изящный во иконописцех» и «преславный мудрок, зело философ хитр». То есть не только как художник, но и как богослов. И есть основания полагать, что самая роспись Феофана в имела программное значение в контексте полемики между Киприаном и его противниками. Ведь монументальное искусство в ту эпоху имело колоссальное влияние на умы — заменяя собой все нынешние СМИ вместе взятые.

Работы Феофана Грека

Что происходило в жизни Феофана Грека в 1380-е годы и где он «привитал» — о том, увы, мы сказать не можем. Возможно, выполнив в 1378 году росписи в Спасской церкви Новгорода, мастер еще какое-то оставался здесь. Некоторые исследователи «посылают» его на эти несколько лет в Нижний Новгород, Серпухов и Коломну (опираясь отчасти на упомянутое нами письмо Епифания Премудрого и иные косвенные источники). Как бы то ни было, в начале 1390-х годов Феофан прибывает в Москву и разворачивает здесь бурную деятельность.

У Епифания читаем:

«На Москве три церкви подписаны (Феофаном): Благовещения Святыя Богородицы, Михаиле святый, одну же на Москве (имеется в виду, очевидно, храм Рождества Пресвятой Богородицы, выстроенный по указанию великой княгини Евдокии). В Михаиле святом (в Архангельском соборе Московского Кремля) на стене написа град... у князя Владимира Андреевича в камене стене саму Москву такоже написавый; терем у князя великого незнаемою подписью и страннолепно подписаны; и в каменной церкви во святом Благовещении корень Иессеев и Апоколипьсий также исписавый».

Миниатюра из Лицевого летописного свода, иллюстрирующая работу Феофана в Архангельском соборе Московского Кремля.

Ничто из этих творений не уцелело.

Безусловно, вызывает интерес сообщение о росписях, выполненных Феофаном в тереме «князя великого». Интересно, к каким сюжетам счел возможным обратиться изограф, работая для «мирского» заказчика? Часто высказывается предположение — на наш взгляд, правдоподобное, — что то могли быть аллегории, которых московиты той эпохи еще не видывали, почему Епифаний и называет «подпись» великокняжеского терема «незнаемой» и «страннолепной», то есть «необычайной». В пользу этого соображения говорит тот факт, что в свой «дорусский» период Феофан работал в Галате, генуэзском предместье Константинополя, и Кафе, которой также тогда владела Генуя. Там аллегорические росписи уже имели широкое распространение.

Роспись Благовещенской церкви в Кремле - последняя работа Феофана Грека в Москве

«Преображение Господне» (ок. 1403) из собрания Третьяковской галереи. Заподозрить принадлежность этой иконы кисти Феофана Грека заставляет не только стиль, но и сюжет, основополагающий в учении Григория Паламы о нетварном свете. На горе Фавор, как говорит богослов, апостолы увидели нетварную славу Божества — «сам сверхразумный и неприступный свет, свет небесный, необъятный, надвременный, вечный, свет, сияющий нетлением». И этот свет могут узреть те, кто достиг обджения путем непрестанной Иисусовой молитвы.

Последней московской работой Феофана Епифаний называет роспись Благовещенской церкви в Кремле. Над ней мастер трудился совместно со старцем Прохором из Городца и . Причем, конечно, Феофан в данном случае являлся главой «артели». Имя его стоит в соответствующей летописной записи на первом месте. В Благовещенском храме, как мы помним, Феофан написал композиции «Апокалипсис» и «Корень Иессеев» (сюжет, дотоле не встречавшийся в русской иконописи, да и впоследствии не слишком «популярный»). Росписи, созданные в 1405 году, недолго украшали Благовещенский храм: в 1416 году его полностью перестроили, а в 1485— 1489 годах возвели существующий ныне Благовещенский собор. Но память о фресках Феофана не исчезла. В середине XVI века «Апокалипсис» и «Корень Иессеев» вновь «проявились» на стенах собора — как дань уважения великому мастеру.

Существует также традиция приписывать Феофану иконы деисисного чина из иконостаса Благовещенского собора. Во всяком случае, по времени и высочайшему уровню исполнения они вполне «подходят» нашему герою.

Почерк мастера

Стиль работы Феофана разительно отличался от привычных «норм» того времени. Мы уже мельком говорили о своеобразии его мазка и колорита, об удивительных «пробелах», теперь же заглянем в его мастерскую — благо стараниями Епифания Премудрого у нас есть такая возможность.

Епифаний писал — с благоговейным удивлением — о Феофановом методе (текст даем в осовремененном пересказе):

«Когда он рисовал или писал, то никогда никто не видел его взирающим на образцы, как то делают некоторые наши иконописцы, в недоумении переводящие взгляд туда-сюда, так что больше не пишут, а на образцы смотрят. Он же, казалось, руками писал, а ногами беспрестанно переходил с места на место; языком беседовал с приходящими, а умом обдумывал высокое и мудрое... Так и я, недостойный, — прибавляет смиренно Епифаний, — часто ходил на беседу к нему, ибо всегда любил с ним говорить».

Непонятно, как долго продолжались «собеседования» Епифания с Феофаном. Русский книжник ничего не говорит об обстоятельствах смерти (или отъезда?) иконописца. Принято считать, что Феофан умер около 1410 года. Но где он встретил свою смерть? В Москве ли? А быть может, пожелал возвратиться в Константинополь? Очевидно только, что в первой половине 1410-х годов, когда Епифаний сочинял свое послание к архимандриту Кириллу, Феофана в Москве уже не было.

Феофан Грек - насколько - настолько же и загадочная.

По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет (Мф 17 :1, 2). Таинственное событие Преображения Господня осмыслялось и обсуждалось в течении многих веков христианской истории. Но одно из самых глубоких размышлений на эту тему принадлежит не богослову и даже не святому, а знаменитому иконописцу Феофану Греку.

О том, как в палитре художника будто бы «материализовался» Фаворский свет, «Фоме» рассказала культуролог, искусствовед Ирина Языкова.

Средневековый иконописец эпохи Возрождения

Имя Феофана Грека стоит в первом ряду древнерусских иконописцев, его выдающийся талант признавали уже современники, именуя «философом зело хитрым», то есть весьма искусным. Он производил огромное впечатление не только своими работами, но и как яркая личность.

К сожалению, даты жизни художника неизвестны. Предположительно они приходятся на 1340–1410 гг. Из Византийской империи Феофан прибыл на Русь уже сложившимся мастером. Об этом мы узнаем из письма Епифания Премудрого, древнерусского писателя и ученика преподобного , к Кириллу, архимандриту Тверского Спасо-Афанасьевского монастыря. Епифаний сообщает, что Феофан расписал сорок церквей в Константинополе, Галате (пригород Константинополя), Кафе (город в Крыму, современная Феодосия) и других городах. На Руси, как пишет Епифаний, Грек работал в Великом Новгороде, Нижнем Новгороде, Коломне и Москве.

Удивительна не только манера Феофана Грека (о которой речь пойдет ниже), но и сама его личность. Фрески и иконы дают представление о нем как выдающемся художнике и представителе исихазма. Но, как отмечает Епифаний Премудрый, византийский мастер был незаурядной личностью, он свободно рисовал, невзирая на образцы, проповедовал с лесов, остроумно отвечал на вопросы людей, толпами приходивших в собор, где он писал фрески. Епифаний описывает Грека, как мы бы описывали мастеров Возрождения. Но, видимо, таким и был Феофан, византийский мастер, оставивший свой яркий след в древнерусском искусстве.

«Бог наш есть огнь поядающий»

Первой работой Феофана считается роспись церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде. О ней упоминается в Третьей Новгородской летописи: «В лето 6886 (1378 год от Р. Х.) подписана бысть церковь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во имя боголепного Преображения …. А подписал мастер греченин Феофан». К сожалению, роспись сохранилась не полностью, но и в таком виде она поражает удивительным живописным мастерством и свободой. А неординарность образов свидетельствует о знакомстве автора с учением исихастов, монахов-мистиков, в основу духовной практики которых было положено созерцание нетварного Фаворского света.

Храм Спаса Преображения на Ильине улице, Великий Новгород. Автор: Alaexis – собственная работа , CC BY-SA 2.5 , Ссылка

Переступая порог небольшого, но вытянутого вверх хра­ма, вы оказываетесь буквально перед огненным взором Христа-Пантократора, изображенного в куполе: из Его широко раскрытых глаз словно сверкают молнии. Мощный образ доминирует в пространстве храма и заставляет вспомнить слова из Св. Писания: Бог наш есть огнь поядающий (Евр 12 :29) или Огонь пришел Я низвести на землю (Лк 12 :49). На этом построен живописный язык Феофана - мастер использует всего две краски - охру и белила, и пишет с большой экспрессией. На охристом фоне (цвет земли) вспыхивают молнии белильных бликов - это образ божественных энергий, которые пронзают плоть мира, сжигают всякую неправду, разделяя творение на свет и тьму, небесное и земное, духовное и душевное, тварное и нетварное.

Феофан Грек. Христос-Пантократор. Автор: Vash Alex kun , Ссылка

Исследователи спорят по поводу необычного колористического решения рос­писи. Выдвигают версию о пожаре, обесцветившем живопись. Но археологи следов пожара не обнаружи­ли, а реставраторы подтвердили, что красочный слой таким был изначально. Да и образный феофановской строй росписи говорит о том, что это метафорический язык, который передает действие божественных энергий.

Феофан Грек. Илия Пророк. Фреска Феофана Грека. Храм Спаса Преображения, Великий Новгород

К сожалению, роспись сохранилась не целиком: в апсиде и на стенах храма небольшие фрагменты. Наиболее сохран­ным оказалась купольная часть. В куполе Христос-Пантократор в окружении ангельских сил. По кругу проходит надпись из псалма: «Господи, из небеси на землю призри, услышати воздыханья окованных (узников. - Прим. ред. ) и разрешити сыны умерщвленных (разрешить сынов смерти. – Прим. ред. ), да проповедает имя Господне в Сионе (Пс 101 :20–21)». В барабане, представлены праот­цы Адам, Авель, Сиф, Енох, Ной, Мелхиседек и пророки и . Здесь продолжается тема света-огня: если первый мир погиб от воды, второй погибнет от огня, но ковчег в руках Ноя есть прообраз Церкви. Пророки Илия и Иоанн Предтеча символизируют связь Ветхого и Нового Заветов, это огненные пророки: Илия сводил божественный огонь с небес на жертву и сам был взят на огненной колеснице на небо (4 Цар 1-2 ), а Иоанн Предтеча, крестил народ в воде и провозглашал, что Христос будет крестить Духом Святым и огнем (Мф 3 :11).

Высвеченные на камне

Самым необычным в церкви Спаса Преображения являются росписи так называемой Троицкой камеры - небольшого помещения на хорах, предназначенного для индивидуальной молитвы. На восточной стене помещен («Гос­теприимство Авраама»): Ав­раам и Сарра не столько принимают, сколько созерцают трех Ангелов, сидящих вокруг жертвенной трапезы. Фигуры написаны охрой, а белилами обозначены смысловые акценты - очертания нимбов, блики на крыльях, посохи с трилистниками на конце, тороки-слухи (ленты) в воло­сах, вспышки света на ликах и в глазах. Ярко-белые мазки в глазах Ангелов заставляют вспомнить образ из : очи Его, как пламень огненный (Откр 1 :14). Образ трех ангелов показан как светоносное явление.

Феофан Грек. Святая Троица. Фреска храма Спаса Преображения на Ильине улице, Великий Новгород

По стенам камеры, с трех сторон, изображены столпники и пустынни­ки, предстоящие в молитве . В этих образах дихотомия феофановского колорита обретает особую силу и напряженность. Активность белого цвета нарастает от образа к образу.

Даниил Столпник. Феофан Грек, Ссылка

Преподобный Даниил Столпник предстает с руками, выставленными вперед, на кончиках его пальцев энергичные мазки белил - он словно касается света, ощущает его физически. Свет скользит свободными потоками по его одежде, пульсирует на завитках волос, отражается в глазах. Преподобный Симеон Дивногорец с разведенными в стороны руками принимает поток света, сходящий на него. Световые блики на его одежде напоминают острые молнии, стрелами вонзающиеся в его тело. В раскрытых глазах нет зрачков, в глазницах изображен свет - святой созерцает Бога, наполняется нетварным светом. У преподобного Алипия Столпника руки сложены на груди, глаза закрыты, он слушает свое сердце, как и советовали исихасты: «Опусти ум свой в сердце и тогда молись».

Макарий Египетский. Феофан Грек, Ссылка

И, наконец, образ преподобного Макария Египетского: удлиненная фигура подвижника вся объята светом, как белым пламенем. Он единственный изображен не на столпе, он сам как столп света. На белой фигуре выделяются написанные охрой лик и руки, выставленные вперед ладонями, раскрытыми вовне. Это поза приятия благодати, открытости перед Богом. Свет сияет на лике, но глаза не написаны вовсе, потому что святому не нужны телесные очи, он внутренним (духовным) взором видит Бога, он не смотрит на мир внешний, он весь внутри. Преподобный Макарий живет в Свете, он сам есть этот Свет, подобно апостолу Павлу: Уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал 2 :20). Макарий Египетский - образ исключительной силы, не имеющий аналогов ни в византийском, ни в древнерусском искусстве. Это яркая иллюстрация исихастского мистического опыта: подвижник в процессе богообщения погружается в Свет, в Божественную реаль­ность, но при этом не растворяется в нем, как соль в воде (как учат, например, восточные религии), а сохраняет свою личность, которая, очищается и преображается. Исихасты называли это теозисом (греч.) , обожением.

Фаворский свет

Если новгородская роспись имеет документальное подтверждение авторства Феофана Грека, то об иконах этого сказать нельзя. В древности авторы не подписывали своих произведений. Тем не менее несколько икон связывают с именем Феофана. Одна из них - « » из . Ныне она находится в Третьяковской галерее, а прежде была храмовым образом Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском. Икона большая (184х134), монументальная. Яркий и своеобразный характер живописи имеет сходство с феофановским стилем: тот же темперамент, то же огненное звучание света, та же экспрессивная манера письма. Но есть и отличия. Во-первых, икона полихромная, здесь мастер полностью следует традиции. Во-вторых, характер образа Спасителя иной: лик не грозный, как в новгородских фресках, а милостивый, черты его смягчены, взгляд внимательный и кроткий.

Икона Преображения Господня. Феофан Грек – Издательство Белый город

Композиция иконы вытянута по вертикали: Христос стоит на вершине горы, а ученики пали на землю в страхе и трепете. Спаситель окружен сиянием славы, от Него исходят золотые лучи, свет голубоватыми бликами пульсирует на горках, на деревьях, на одеждах. Свет также проникает вглубь, взрывая все изнутри, так что традиционные пещерки на горках выглядят как воронки от взрыва. Чудо Преображения показано как космическое событие, переворачивающее вселенную, преображающее все творение.

Рядом со Спасителем стоят пророки Моисей и Илия, олицетворяя полноту Ветхого Завета («Закон и Пророки») и исполнение всех чаяний и пророчеств во Христе. Присутствие пророков также имеет эсхатологический смысл - Преображение показано как преддверие Суда Божия, в Евангелии сказано: Суд же состоит в том, что свет пришел в мир (Ин 3 :19). Но тайна Преображения состоит в том, что апостолы - не пассивные созерцатели чуда Преображения. Они сами изменяются под воздействием этого Света, становятся другими, в их сердцах уже пульсирует Божественная энергия, делающая их причастниками Царства Божия. Именно так учили исихасты, практиковавшие созерцание Божественного Света.

Сверхсветлая тьма

Феофану Греку приписывают также создание Донской ико­ны Божьей Матери (ок. 1395). Достоверных сведений в пользу авторства Феофана нет, но стиль живописи выдает руку мастера-грека, а трактовка образа соотносится с исихастским учением. Живописная манера сочная, свободная, цвета насыщенные, создающие драгоценную поверхность, свет как сгусток энергии пульсирует внутри формы. Роскошно обыграно сочетание синего цвета и золота. Лики Христа и Богородицы написаны тонко, многослойно, мягкая плавь с легкой подрумянкой создает ощущение теплоты плоти, из глаз струится нежный свет. Художник обходится без внешне экстравагантных приемов, как это было в новгородских фресках, но при этом создает образ, исполненный красоты и духовной силы.

Донская икона. Феофан Грек

Донская икона двухсторонняя, выносная, она была храмовым образом Успенского собора в городе Коломне, на ее оборотной стороне написано «Успение Пресвятой Богороди­цы». И вновь мы видим особую трактовку образа. Богородица лежит на ложе, апостолы пришли проститься с Ней, за ложем стоит Христос, держа на руках маленькую фигурку в белых пеленах - это душа Богородицы, рождающаяся для вечной жизни. Перед ложем поставлена горящая свеча, это символ жизни, свеча, сгорая, отдает свет, символ молитвы, возносимой к Богу, а также символ Богоматери, которую в Акафисте величают «свечой светоприемной». Но подобно горящей свече написана и фигура Христа в золотых одеждах с пламенеющим над Ним ярко-красным серафимом. Свет выстраивает вертикальную ось композиции и вместе с горизонтальным ложем Богоматери образует крест - символ Христовой победы, Воскресения, Торжества жизни над смертью.

Необычно трактована на этой иконе мандорла - сияние славы вокруг Христа, она написана темно-синим цветом. Это находит объяснение в исихастской традиции. Отцы-исихасты учили о непознаваемости Бога рациональным умом, и Божественный Свет называли «умонепостигаемым мраком» или, по выражению свт. Григория Паламы, - «сверхсветлой тьмой». Неприступный свет часто воспринимается человеком как слепящая темнота. Встреча с ним многими подвижниками воспринималась как вхождение во мрак. Вспомним, что Павел на пути в Дамаск был ослеплен этим Светом (Деян 22 :6–11). На противопоставлении света и тьмы, жизни и смерти, божественного и человеческого строится образ Успения как рождения в новую жизнь.

Деисус. Феофан Грек

Феофан Грек много работал в Москве, он расписывал кремлевские соборы. Согласно летописи, в 1405 году по заказу великого князя Василия Дмитриевича роспись княжеской домовой церкви Благовещения выполняла артель, которую возглавили три мастера: Феофан Грек, Прохор с Городца и чернец Андрей Рублев. Сохранился иконостас, в котором Феофан писал деисус (икона или группа икон, в центре которых изображается Христос). Яркость и неординарность манеры Грека и здесь проявилась с удивительной силой. Центральный образ Спас в силах сохранился наименее полно, но видно, что он написан мощно и виртуозно. Христос в белых одеждах, пронизанных золотым ассистом (штрихи из сусального золота или серебра) восседает на троне. Лик Его благородный и возвышенный, величественный жест благословения заставляет остановиться и притихнуть. В молитве Христу предстоят Иоанн Предтеча и Богородица. Наиболее выразителен образ Божьей Матери - в одеянии глубокого синего цвета с легчайшими голубыми пробелами, словно мерцаю­щими во мраке. Этот цвет напоминает драгоценный камень - сапфир, символизи­рующий тайну Приснодевы. Удлиненная фигура похожа на свечу, и пламя этой свечи - лик Богоматери, свет струится мягким и в то же время энергичным потоком из глаз. Свет словно сдерживается изнутри, но сила его такова, что он может воспламе­нить собой весь мир.

Феофан Грек оставил яркий след в древнерусском искусстве. Следы его влияния видны не только в иконописи и монументальном искусстве, но и в рукописях, например, миниатюры Евангелия Хитрово (конец XIV века) и Евангелия Федора Кошки (конец XIV - начало XV веков) имеют некоторое сходство с произведениями византийского мастера. Искусствоведы спорят, был ли Феофан учителем Андрея Рублева, но они работали вместе, и это не могло не повлиять на формирование более молодого мастера, который после ухода великого Грека будет определять пути древнерусского искусства, создав свой вариант преображенного мира.

Феофа́н Грек (около 1340 — около 1410) — великий русский и византийский иконописец, миниатюрист и мастер монументальных фресковых росписей.

Феофан родился в Византии (отсюда прозвище Грек), до приезда на Русь работал в Константинополе, Халкидоне (пригород Константинополя), генуэзских Галате и Кафе (ныне Феодосия в Крыму) (сохранились только фрески в Феодосии). Вероятно, прибыл на Русь вместе с митрополитом Киприаном.

Преображение

Феофан Грек поселился в Новгороде в 1370 году. В 1378 году он начал работу над росписью церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Самым грандиозным изображением в храме является погрудное изображение Спаса Вседержителя в куполе. Кроме купола Феофаном расписан барабан фигурами праотцев и пророков Ильи и Иоанна Предтечи. До нас дошли так же росписи апсиды — фрагменты чина святителей и «Евхаристии», часть фигуры Богородицы на южном алтарном столбе, и «Крещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Проповедь Христа апостолам» и «Сошествие во ад» на сводах и примыкающим к ним стенах. Лучше всего сохранились фрески Троицкого придела. Это орнамент, фронтальные фигуры святых, полуфигура «Знамения» с предстоящими ангелами, престол с подходящими к нему четырьмя святителями и, в верхней части стены — Столпники, ветхозаветная «Троица», медальоны с Иоанном Лествичником, Агафоном, Акакием и фигура Макария Египетского.

Последующие события жизни Феофана плохо известны, по некоторым сведениям (в частности, из письма Епифания Премудрого игумену Афанасиева монастыря Кириллу Тверскому) иконописец работал в Нижнем Новгороде (росписи не сохранились), некоторые исследователи склонны считать, что он так же работал в Коломне и Серпухове. В начале 1390-х гг. Феофан прибыл в Москву.

Относительно икон, написанных Феофаном, не сохранилось чёткой информации. Традиционно его авторству приписывают «Успение Божьей Матери», «Донскую икону Божьей Матери», «Преображение Господне» и деисусный чин Благовещенского собора Кремля.

Нет точных сведений о том, где и когда была написана икона «Успение», но по косвенным данным считается, что это произошло в Москве. Икона является двухсторонней, на одной стороне написан сюжет Успения Божьей Матери, а на другой образ Богоматери с младенцем Христом. Изображение относится к типу икон Богородицы «Умиление», и впоследствии икона получила название «Богоматерь Умиление Донская». В современном искусствоведении нет единого мнения по поводу происхождения этих образов. Помимо этого, Феофану приписывается икона «Преображение» — храмовый образ Спасо-Преображенского собора города Переславля-Залесского, хотя и художественно и образно она слабее его образов и следует его манере внешне и поверхностно.

Феофан Грек возглавлял роспись ряда московских церквей — это новая каменная церковь Рождества Богородицы в 1395 году, совместно с Семёном Чёрным и учениками, церковь святого Архангела Михаила в 1399 году, роспись которой выгорела во время нашествия Тохтамыша, и церковь Благовещения совместно со старцем Прохором с Городца и Андреем Рублевым в 1405 году. Также Феофану приписываются иконы деисусного чина из иконостаса Благовещенского собора. Главная особенность его в том, что это первый в России иконостас с фигурами в полный рост. Состоит иконостас из следующих икон: «Василий Великий», «Апостол Пётр», «Архангел Михаил», «Богоматерь», «Спас», «Иоанн Предтеча», «Архангел Гавриил», «Апостол Павел», «Иоанн Златоуст».


Столпник, 1374

Троица, 1374

Спас Вседержитель. Роспись купола церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Великом Новгороде, 1378 г.

Три Столпника, 1378

Фреска феофана грека Троица Ветхозаветная

Фреска. Праотцы Адам, Авель, Сиф

Фреска Авель, 1378

Фреска Столпник Алимпий росписи выполнены Феофаном Греком в 1378 году в церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде

Фрески церкви Спаса Преображения на Ильине улице

Архангел

Донская икона Богоматери 1390-е годы

Успение, 1390-е

Богоматерь, 1405

Спас в силах, 1405

Иоанн Златоуст, 1405

Апостол Павел, 1405

Апостол Пётр 1405

Архангел Гавриил, 1405

Василий Великий, 1405

Иоанн Предтеча, 1405

Иконы святых и сил бесплотных

Пророк Гедеон, 1405

Школа день за днем - Музеи Московского Кремля Феофан Грек

Полностью

Похожие публикации