Инвалидность: понятие, порядок и условия оформления. Ограничение жизнедеятельности Осуществлять самообслуживание самостоятельно передвигаться ориентироваться

Реабилитация инвалидов

Клинико-социальная офтальмология - наука, изучающая медико-социальные последствия заболеваний органа зрения, приводящие к стойким расстройствам зрительных функций и социальной недостаточности.

В задачи клинико-социальной офтальмологии входит и медикосоциальная экспертиза, вопросы которой регулируются федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. ? 181-ФЗ с изменениями от 29 декабря 2004 г.

Терминология и общие положения

Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (инвалидность).

Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Медико-социальную экспертизу осуществляют федеральные учреждения медико-социальной экспертизы, исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психоло-

гических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Задачи медико-социальной экспертизы

Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы осуществляют:

Установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления; потребности инвалида в различных видах соци- альной защиты;

Разработку индивидуальных программ реабилитации инвалидов;

Изучение уровня и причин инвалидности населения;

Разработку комплексных программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвали- дов;

Определение степени утраты профессиональной трудоспособности;

Определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается пре- доставление мер социальной поддержки семье умершего.

Решение учреждения медико-социальной экспертизы обязательно для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Проведение медико-социальной экспертизы

Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. ? 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» определяет порядок проведения медико-социальной экспертизы. Основания для признания гражданина инвалидом:

Нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

Ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самооб- служивание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

Необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

Степени нарушения зрительных функций

Зрение относят к основным видам функций организма. В связи с этим при утрате зрения человек может быть признан инвалидом по зрению.

Определение степени зрительных нарушений базируется на Международной классификации болезней 10-го пересмотра, где сформулированы критерии нарушения функций зрительного анализатора, включающие оценку зрительных функций (остроты и поля зрения), основных электрофизиологических показателей и зрительной работоспособности. В соответствии с ними выделены четыре степени нарушений функций зрительного анализатора (табл. 21.1).

Таблица 21.1. Степени нарушения зрительных функций

Группы инвалидности

Нарушение зрительных функций и ограничение основных категорий жизнедеятельности, вызывающих необходимость в социальной защите, учитываются при определении трех групп инвалидности.

Инвалидность I группы устанавливают на 2 года, II и III групп - на 1 год, после чего проводят переосвидетельствование.

I группа инвалидности устанавливается при IV степени нарушений функций зрительного анализатора и снижении одной из основных категорий жизнедеятельности до III степени с необходимостью социальной защиты.

II группа инвалидности устанавливается при III степени нарушений функций зрительного анализатора и снижении одной из основных категорий жизнедеятельности до II степени с необходимостью социальной защиты.

III группа инвалидности устанавливается при II степени нарушений функций зрительного анализатора и снижении одной из основных категорий жизнедеятельности до II степени с необходимостью социальной защиты.

Реабилитация инвалидов

Реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. В каждом случае разрабатывается индивидуальная программа реабилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер.

Так как основную роль дистанционного анализатора у слепых и слабовидящих играет слух, компенсирующий зрительный дефект и способствующий ориентировке слабовидящих и незрячих, произ- водственный шум по возможности должен быть полностью устранен. При освещении рабочего места наиболее рационально применение индивидуальных светильников, позволяющих регулировать световой поток. Учитывая низкую функциональную активность зрительнонервного аппарата, слабовидящие могут выполнять зрительную работу грубой точности с объектами размером не менее 5 мм.

Инвалидам, имеющим выраженное и значительно выраженное ограничение жизнедеятельности вследствие снижения остроты зрения до возможности только ориентировки на рабочем месте, возможно выполнение рабочих заданий без применения зрения (по слепому методу). Им показано трудовое устройство в системе Всероссийского общества слепых.

Незрячие дети проходят курс реабилитации в специализированных школах-интернатах, где они получают общее среднее образование. Обучение письму и чтению производят по точечной азбуке Брайля (комбинации 6 выпуклых точек создают 63 знака, достаточных для обозначения букв, цифр, знаков препинания и нотных знаков).

Инвалидность при отдельных заболеваниях

В структуре инвалидности по зрению в России наибольшее значение имеют такие состояния, как глаукома, последствия травм органа зрения, миопическая болезнь, заболевания сетчатки и зрительного нерва, а также катаракта. По каждой патологии существует перечень трудовых рекомендаций.

Глаукома. При осуществлении трудовой деятельности должны быть исключены вредные вещества, оказывающие нейротропное и ангиотропное действие, ультразвук, вибрация и различные виды излучения выше предельно допустимых норм, а также тяжелая физическая нагрузка, вынужденная рабочая поза, чрезмерная нервно-психическая нагрузка. Противопоказаны условия «горячего» или «холодного» цехов. При закрытоугольной форме глаукомы запрещены работа в ночное время и работа с длительным наклоном головы вниз. При ограничении поля зрения нельзя работать на большой высоте (крановщик, монтажник, кровельщик, пожарный, каскадер и др.), а также управлять любым видом транспортного средства.

Травмы, реконструктивные операции. Независимо от времени, прошедшего после хирургического вмешательства или травмы, и характера предшествующей деятельности всем больным противопоказана работа, связанная со значительной физической нагрузкой, наклонами туловища, большим зрительным напряжением, воздействием высоких температур, излучений и вибраций, опасностью глазного травматизма у движущихся механизмов, в запыленном помещении и в контакте с токсическими веществами.

Близорукость высокой степени служит противопоказанием к тяжелому физическому труду, спортивным упражнениям с резким поднятием тяжестей и контактным видам спорта, к работе с сотрясением тела и наклонным положением головы, к зрительной напряженной работе.

Заболевания сетчатки и зрительного нерва служат противопоказанием к работе, связанной с нейротоксическими веществами,

опасностью интоксикации ртутью, мышьяком, анилиновыми соединениями, метиловым спиртом, никотином и др. Нельзя работать водителем любых транспортных средств и на высоте.

Катаракта. Больным с катарактой противопоказан труд, связанный с необходимостью точного зрения, работа среди движущихся механизмов, на высоте. Противопоказана работа в условиях разных видов излучения, вибрации, в контакте с токсическими веществами и другими факторами, оказывающими катарактогенное воздействие.

Контрольные методы проверки зрения

При определении остроты зрения нередко встречаются случаи симуляции и аггравации. Поэтому врачу необходимо знать ряд контрольных методов для выявления истинной остроты зрения.

Проба на разных расстояниях производится следующим образом. Зрение проверяют с расстояния 5 м, затем 2,5 и 1,25 м; вычисляя остроту зрения для каждого расстояния, выявляют соответствие или несоответствие показаний обследуемого с его первоначальными данными. Результаты этой пробы считаются положительными в тех случаях, когда колебания остроты зрения были не менее чем на 100% (например, от 0,05 до 0,2), или не менее 2-3 рядов (например, от 0,3 до 0,5-0,6), что позволяет считать симуляцию или аггравацию установленной.

Проба с отдельными знаками. Из таблицы Головина вырезают отдельные знаки и по одному наклеивают их на одинакового размера карточки. Обследуемому обычно трудно определить, знаки какой строки ему предъявляют, что позволяет установить истинную остроту зрения.

Проба «нейтрализации» проводится следующим образом: перед глазом испытуемого ставится двояковыпуклое стекло +3,0 дптр, с которым обследуемый, (если он эмметроп), видит плохо даже верхние ряды тестов таблицы. В течение 5-10 мин наступает зрительное утомление, после чего приставляется к первому стеклу второе -3,0 дптр, вследствие чего происходит нейтрализация преломляющей способности обеих линз. При этом обследуемый (если у него была более высокая острота зрения) отмечает улучшение зрения по сравнению с исходным.

Зеркальная проба производится таким образом: обследуемый садится под таблицей, а на расстоянии 5 м перед ним устанавливается

зеркало. Правильная установка зеркала должна проверяться до прихода обследуемого в кабинет. Упуская из виду или не зная о том, что он видит таблицы в зеркале на удвоенном расстоянии, обследуемый читает свою «предельную», например, третью, строку и показывает, таким образом, уже удвоенное зрение, т.е. не менее 0,6.

Таблица Поляка. Изменение таблицы Головина заключается в том, что первый ряд сохранен, так как его отсутствие слишком заметно и демаскирует пробу, но выброшены вторая и четвертая строки (т.е. 0,2 и 0,4) и удвоены восьмая и девятая для сохранения общего количества строк. Таким образом, читающий вторую строку имеет остроту зрения 0,3, раскрывая собственную аггравацию.

Проба Вика заключается в том, что при угадывании направлений разрезов колец в строках, которые действительно не видны, оказывается, что известный процент направлений (а именно - около 25%) исследуемый называет правильно. При обследовании пациент, не желающий показать, что он видит предъявляемые тесты, будет избегать угадывания, так как имеет достаточное зрение для различения их. Последняя строка, в которой он не дает правильных ответов или дает их в очень малом проценте, будет строкой, по которой определяется острота зрения.

Ограничение жизнедеятельности

Ограничение жизнедеятельности (ОЖД) - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять основные компоненты повседневной жизни.

В этой классификации последствия болезней рассматриваются в виде последовательных состояний:

  1. болезнь - внутреннее давление;
  2. нарушения - внешнее проявление болезни в виде расстройств организма или анатомической структуры;
  3. ОЖД - невозможность выполнить основные компоненты повседневной жизни (или возможность выполнять лишь частично);
  4. социальная недееспособность - недостаток, при котором человек может выполнять лишь ограниченно или совсем не может выполнять обычную для него роль в обществе (неспособность к самостоятельному проживанию - физическая зависимость, невозможность интеграции в общество, невозможность к обеспечению экономической независимости).

Основные виды нарушений функций организма человека

  • Нарушения психических функций (восприятия , внимания , памяти , мышления , интеллекта , эмоций , воли , сознания , поведения , психомоторных функций).
  • Нарушения языковых и речевых функций
    • Нарушения устной речи (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия)
    • Нарушения письменной речи (дисграфия, дислексия)
    • Нарушения вербальной и невербальной речи
    • Нарушения голосообразования и пр.
  • Нарушения сенсорных функций (зрения , слуха , обоняния , осязания , тактильной, болевой, температурной и других видов чувствительности).
  • Нарушения статодинамических функций (двигательных функций головы, туловища, конечностей, статики, координации движений).
  • Нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, кроветворения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции, иммунитета.
  • Нарушения, обусловленные физическим уродством (деформации лица, головы, туловища, конечностей, приводящие к внешнему уродству, аномальные отверстия пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного трактов, нарушение размеров тела).

Категории ОЖД и степень

Выделяются четыре степени выраженности нарушений функций организма человека:

  • незначительные нарушения (нет ограничений жизнедеятельности),
  • умеренные нарушения (1 степень ограничений жизнедеятельности),
  • выраженные нарушения (2 степень ограничений жизнедеятельности),
  • значительно выраженные нарушения (3 степень ограничений жизнедеятельности).

Способность к самообслуживанию

Способность к самообслуживанию - способность человека самостоятельно осуществлять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность, в том числе навыки личной гигиены.

1 степень - способность к самообслуживанию при более длительной затрате времени, дробности его выполнения, сокращении объема с использованием при необходимости вспомогательных технических средств.

2 степень - способность к самообслуживанию с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств.

3 степень - неспособность к самообслуживанию, нуждаемость в постоянной посторонней помощи и полная зависимость от других лиц.

Способность к самостоятельному передвижению

Способность к самостоятельному передвижению - способность самостоятельно перемещаться в пространстве, сохранять равновесие тела при передвижении, в покое и при перемене положения тела, пользоваться общественным транспортом.

1 степень - способность к самостоятельному передвижению при более длительной затрате времени, дробности выполнения и сокращении расстояния с использованием при необходимости вспомогательных технических средств.

2 степень - способность к самостоятельному передвижению с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств.

3 степень - неспособность к самостоятельному передвижению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц.

Способность к ориентации

Способность к ориентации - способность к адекватному восприятию окружающей обстановки, оценке ситуации, способность к определению времени и места нахождения.

1 степень - способность к ориентации только в привычной ситуации самостоятельно и (или) с помощью вспомогательных технических средств.

2 степень - способность к ориентации с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств.

3 степень - неспособность к ориентации (дезориентация) и нуждаемость в постоянной помощи и (или) надзоре других лиц.

Способность к общению

Способность к общению - способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации.

1 степень - способность к общению со снижением темпа и объема получения и передачи информации; использование при необходимости вспомогательных технических средств помощи; при изолированном поражении органа слуха способность к общению с использованием невербальных способов и услуг по сурдопереводу.

2 степень - способность к общению при регулярной частичной помощи других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств.

3 степень - неспособность к общению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц.

Способность контролировать свое поведение

Способность контролировать свое поведение - способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально-правовых и морально-этических норм.

1 степень - периодически возникающее ограничение способности контролировать свое поведение в сложных жизненных ситуациях и (или) постоянное затруднение выполнения ролевых функций, затрагивающих отдельные сферы жизни, с возможностью частичной самокоррекции.

2 степень - постоянное снижение критики к своему поведению и окружающей обстановке с возможностью частичной коррекции только при регулярной помощи других лиц.

3 степень - неспособность контролировать свое поведение, невозможность его коррекции, нуждаемость в постоянной помощи (надзоре) других лиц.

Способность к обучению

2 степень - способность к обучению только в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников, детей с ограниченными возможностями здоровья или на дому по специальным программам с использованием при необходимости вспомогательных технических средств и технологий.

3 степень - неспособность к обучению.

Способность к трудовой деятельности

Способность к трудовой деятельности - способность осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условиям выполнения работы.

1 степень - способность к выполнению трудовой деятельности в обычных условиях труда при снижении квалификации, тяжести, напряженности и (или) уменьшении объема работы, неспособность продолжать работу по основной профессии при сохранении возможности в обычных условиях труда выполнять трудовую деятельность более низкой квалификации.

2 степень - способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях труда с использованием вспомогательных технических средств и (или) с помощью других лиц.

3 степень - неспособность к любой трудовой деятельности или невозможность (противопоказанность) любой трудовой деятельности.

См. также

Ссылки

  • Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 N 1013н «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» и приложение .

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Ограничение жизнедеятельности" в других словарях:

    Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от… … Официальная терминология

    ограничение жизнедеятельности - 3.2 ограничение жизнедеятельности: Полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься… …

    Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом (инвалидом) способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью … Административное право. Словарь-справочник

    ОГРАНИЧЕНИЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Словарь терминов по социальной статистике

    Ограничение жизнедеятельности - Полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. ст. 1 федерального … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

    ОГРАНИЧЕНИЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ - – полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью … Социальная статистика. Словарь

    Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. Федеральный закон… … Словарь юридических понятий

    Ограничение жизнедеятельности человека - – полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать своё поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. * … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

    ограничение - 2.43 ограничение (restriction): Ситуация, когда услуга (2.44) не отвечает условиям доступности, оговоренным в соглашении об услуге (2.45). Примечание Ограничения могут быть плановыми или внеплановыми. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    ГОСТ Р 51079-2006: Технические средства реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности. Классификация - Терминология ГОСТ Р 51079 2006: Технические средства реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности. Классификация оригинал документа: [ инвалидов ]: Система медицинских, психологических, педагогических, социально экономических мероприятий … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Книги

  • Интеграция академической и авангардной школ живописи: педагогические аспекты , Богустов Алексей Павлович. 80 стр. Настоящая работа представляет собой исследование состояния и перспектив развития художественного образования в постсоветский период. Проводится исследование некоторых практических…
  • Введение в системную рискологию , В. Б. Живетин. Системная рискология – это наука, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных (достоверных) знаний о рисках и безопасности системной деятельности… электронная книга

Они всегда знают, «как надо». Они уверены, что знают вас лучше вас самих. Они не любят, когда им перечат. Контролирующие люди могут искренне считать, что желают вам добра. Но их поведение говорит о том, что их не волнует, чего вы хотите на самом деле. Как распознать и нейтрализовать контролера? Мнение психолога Патрисии Эванс.

ФОТО Getty Images

Нас раздражает, когда кто-то пытается решать за нас, что нам делать и как жить. Но если среди наших близких есть человек, склонный все контролировать, нам следует быть особенно осторожными - иначе мы можем утратить волю и подчинить себя его желаниям. «Контролер уверен, что имеет право распоряжаться жизнью другого человека, потому что воспринимает его как продолжение самого себя, - говорит психолог Патрисия Эванс (Patricia Evans), автор книги «Контролирующие люди» («Controlling People»). - В глубине души такой человек не может признать независимость и отдельность существования другого. У него в голове есть иллюзия идеального мира. Если она вступает в противоречие с реальностью, контролер пытается подправить реальность, но не свои представления о ней».

Почему многим из нас сложно сопротивляться попыткам контроля? Прежде всего, нам трудно распознать их - особенно если они выражаются в мягкой и скрытой форме, в виде совета, предложения или шутки. Обычные фразы, которые использует контролер, - «ты совершаешь ошибку, выходя за него замуж», «на твоем месте я бы подумал еще», «в глубине души ты знаешь, что я права»... Сказывается и наше нежелание портить отношения. «Часто контролер оказывается в числе близких и значимых для нас людей, - говорит Патрисия Эванс. - Это может быть кто-то из родителей, партнер, начальник. В таких отношениях он занимает более сильную позицию и поначалу кажется умным, авторитетным, уверенным в себе. Если нам не удается отстоять себя с самого начала, мы можем попасть в зависимость».

Очень может быть, что в детстве окружающие не уделяли особого внимания чувствам и потребностям такого человека. Он получал от других указания и подсказки, что ему чувствовать, что думать. С проявлениями его собственного «Я» не считались. Вырастая, такой человек оказывается неспособен слышать самого себя, осознавать и называть свои эмоции. Вместо этого он ориентируется на тот образ, который ему внушили старшие. Поэтому свои отношения с другими он строит таким же образом - применяя к ним тот «правильный» образ, который уже существует у него в голове. «Когда друг, возлюбленный или ребенок поступает не так, как от него ждут, контролер начинает вести себя иррационально, - объясняет Патрисия Эванс. - Это поведение отражает страх контролера - страх, что его мир потеряет целостность. Поэтому он не осознает, насколько оторванными от реальности могут быть его ожидания и насколько невыполнимыми могут быть его требования».

Как быть, если вы уже попали в зависимость от контролера? Прежде всего, советует Патрисия Эванс, необходимо отделить свои собственные мысли и чувства от тех, которые нам навязывает другой человек. «Некоторые, особенно дети контролирующих родителей, годами живут словно под заклятием «Империус» из книг о Гарри Поттере - не в силах принять волевое решение и делая лишь то, что от них требуют другие, - говорит психолог. - Но если вы осознаете, что подгоняете свою жизнь под чужую иллюзию, и найдете в себе смелость отделить реальность от вымысла, вы сможете разрушить чары». Вот несколько советов, которые помогут высвободиться из-под влияния контролера.

  • Найдите свой внутренний стержень. Те, кто находится под чарами контролера, начинают верить в историю, которую им рассказывают. Они привыкают думать чужими категориями, говорить чужими словами и оборотами, начинают лучше ориентироваться в чужих иллюзиях о своей жизни, чем в собственных представлениях о ней. Чтобы выработать иммунитет к контролирующему поведению, нужно создавать свою, альтернативную историю. Принимайте самостоятельные решения, какими бы трудными они ни были. Найдите себе дело, которым вы будете заниматься в одиночку, не прося советов и подсказок. Так вы будете знать наверняка, на что способны и куда хотите двигаться.
  • Работайте над своей самооценкой. Один из распространенных приемов контролера - принизить значение собеседника, внушить ему чувство незначительности. «У тебя ничего не получится». «Ты без меня никто». «Без меня ты бы пропал». Лучший способ избежать упреков со стороны контролера - найти в себе как можно больше положительных сторон. Запишите свои хорошие качества на бумагу. Не бойтесь немного преувеличить их. Опишите то, что вам когда-либо удавалось сделать успешно (даже если речь идет о прибитой полке). Займитесь спортом или хотя бы делайте упражнения по утрам - вы будете чувствовать себя энергичнее, а вместе с тем и способнее.
  • Будьте тверды. Прямая конфронтация может не дать результата, а наоборот, лишь усилит беспокойство контролера. Вместо этого лучше твердо высказать свое отношение к ситуации. Допустим, так: «Я чувствую себя некомфортно, когда ты говоришь мне, что мне делать и как думать. В будущем я бы хотел(а), чтобы ты уважал(а) мое мнение и признавал(а) мое право принимать самостоятельные решения».
  • Задавайте вопросы. Простой вопрос «что?» может быть очень эффективен, чтобы указать контролеру на то, что его поведение иррационально. Не бойтесь выглядеть глупо. Если вы будете настойчиво просить собеседника прояснить, чего он от вас хочет, вы заставите его задуматься над своими собственными словами. Как правило, контролер способен осознать, что бывает чересчур требовательным, но сделать это во время разговора ему трудно.
  • Проконсультируйтесь с терапевтом. Отношения зависимости, которые формируются между контролером и его спутником, могут быть очень прочными. Если ваши попытки пересмотреть ситуацию не приводят к желаемому результату и вы боитесь разорвать отношения, лучше обратиться к помощи профессионала.

Прежде всего, должен уточнить, что «инвалид» - это не просто слово с латинскими корнями, имеющее определенное и, кстати, не единственное словарное значение, а ещё и совершенно конкретная принадлежность к определенной юридической категории. И только в таком виде и смысле можно пытаться ответить на вынесенный в заголовке вопрос, иначе может возникнуть недопонимание или элементарная путаница.

Инвалидность как юридическая категория вытекает из дефиниций статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», дающей определения понятия «инвалид» и основания определения группы инвалидности.

Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Тут прошу обратить внимание, что отнюдь не весь список и набор квалифицирующих признаков необходим, а достаточно всего одного. К тому же и сами признаки не абсолютно формализированы, да, на самом деле эти и практически и даже теоретически нереально, устройство человеческого мышления и речи не дает такой возможности.

Например, что такое «полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание»? Значительная часть знакомых мне вполне в массовом понимании здоровых мужиков до глубокой старости имели, мягко говоря, весьма частичные «способности или возможности осуществлять самообслуживание». А некоторые не менее здоровые вполне подходят под определение «полной утраты» такого рода способностей, но их почему-то никто инвалидами не считает.

Однако будем исходить не из идеала, а из возможностей максимального посильного к нему приближения, потому всё же попробуем определиться. Неспособность «ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью» достаточно для признания человека инвалидом? Думаю, что вполне.

Нужно ли убивать всех, кто походит под это определение? Ну, что вы, конечно, нет, все знают мое миролюбие и категорическое неприятие смертной казни даже для самых страшных преступников.

Совсем другой вопрос, достойны ли они смерти. А вот тут совершенно однозначно могу ответить. Да.

Только, чур, определять, насколько кто умеет «ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение» и так далее, буду лично я?

Похожие публикации