Индивидуальный образовательный маршрут. Проектирование индивидуального образовательного маршрута

«Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося»

Определяя данное понятие, его следует рассматривать как некую траекторию движения обучающегося к «индивидуальному максимуму». При этом целесообразно говорить о вариативных образовательных маршрутах. Вариативные образовательные маршруты, как способ реализации личностно - ориентированного подхода, позволяют обеспечить право обучающегося на собственный образовательный путь, на индивидуальную образовательную траекторию.

Индивидуальный образовательный маршрут - целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении педагогами педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями обучающегося.

Индивидуальный образовательный маршрут – это структурированная программа действий обучающегося на некотором фиксированном этапе обучения. Обеспечение реализации индивидуально-образовательных маршрутов обучающихся – это один из способов поддержки одаренной личности.

Цели реализации ИОМ:

Создание условий для развития творческой личности;

Развитие индивидуальности обучающегося, выявление и раскрытие его самобытности, своеобразия его возможностей;

Обеспечение широкой общеобразовательной подготовки в различных областях знаний в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями обучающегося.

При составлении индивидуальных образовательных маршрутов применяются четыре основных подхода к разработке содержания учебных программ .

1) Ускорение

Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития.

2) Углубление

Данный подход эффективен по отношению к обучающимся, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности.

3) Обогащение

Этот подход ориентирован на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами.

4) Проблематизация

Этот подход предполагает стимулирование личностного развития обучающихся, использование оригинальных объяснений, пересмотр имеющихся сведений, поиск новых смыслов.

Алгоритм проектирования и разработки ИОМ:

Анализ результатов входящей педагогической диагностики обучающегося, подтверждающий высокий уровень его обученности и личностного развития;

Анализ творческих и социальных достижений обучающегося;

Доведение до обучающегося и его родителей (законных представителей) информации о возможности обучения по ИОМ и необходимых для этого основаниях;

Определение целей и задач, которые должны быть достигнуты обучающимся по окончании прохождения ИОМ;

Определение времени, которое должен затратить обучающийся на освоение ИОМ;

Разработка учебно-тематического плана, включающего темы или раздел дополнительной общеразвивающей программы детского объединения, количество часов, отведенных на их изучение с разбивкой на теоретические и практические занятия, тему индивидуального проекта и количество часов на его выполнение;

Определение содержания учебно-тематического плана, формы занятий, приемов и методов, технологий образовательной деятельности, формы подведения итогов;

Определение способов оценки успехов обучающихся на каждом этапе освоения ИОМ, сопоставляя достигнутые результаты с целью и задачами, поставленными в образовательном маршруте;

Представление ИОМ на педагогическом совете, методическом совете;

Утверждение ИОМ приказом директора учреждения.

Структура

индивидуального образовательного маршрута (ИОМ)

1. Характеристика одаренного ребенка по итогам диагностики за учебный год (какие знания, умения и навыки приобрел, каким опытом творческой деятельности обладает, что необходимо развивать: какие есть проблемы и на что обратить внимание)

2. Цель, задачи образовательного маршрута, позволяющего одаренному ребенку достичь высоких результатов

3. Срок реализации индивидуального образовательного маршрута

4. Ожидаемые результаты (что получит, чему научится ребенок в процессе реализации индивидуального маршрута)

5. Учебно-тематический план (с учетом учебно-тематического плана программы) с указанием системы заданий повышенного уровня

6. Формы предъявления результатов (участие в конкретных конкурсных мероприятиях, персональные выставки, мастер-классы и т. п.)

7. Формы подведения итогов реализации индивидуального образовательного маршрута (портфолио, дневник творческих достижений, эссе-самооценка и т. п.)

Приложение

Индивидуальный образовательный маршрут

по программе «Сувенир»

(возраст учащегося: 10 лет)

Пояснительная записка

Актуальность программы обучения по индивидуальному образовательному маршруту представляет собой широкие возможности получения ребенком углубленных знаний по данному направлению, обучения профессиональным навыкам . А также предоставление условий для проведения педагогом профориентационной работы, хотя и не являющейся основной задачей, как выбор профессии. При этом создаются условия для развития креативности мышления и творческой индивидуальности ребёнка, его способностей на более высоком уровне.

Цель: накопление углубленных знаний и совершенствование умений в области декоративно – прикладного искусства.

Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие задачи:

Ø Развивать глубокий интерес к декоративно – прикладному искусству;

Ø Обучить разнообразным традиционным и нетрадиционным видам и техникам прикладного творчества;

Ø Способствовать развитию психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения) через накопление практических творческих навыков;

Ø Содействовать проявлению индивидуальности, самостоятельности и целеустремленности.

Формы организации образовательной деятельности

Теоретические и практические занятия;

Индивидуальные и групповые тематические занятия;

Консультации;

Совместное с педагогом проектирование и планирование работ.

Занятия предполагается вести один раз в неделю продолжительностью 2 часа. Для занятий необходимо иметь специальное оборудование, методическое оснащение.

Формы подведения итогов и контроля

Для текущего и промежуточного контроля знаний по итогам изучения каждой темы проводятся: тестирование, анкетирование. Контроль знаний, умений, навыков также может проводиться и в занимательной форме: кроссворды, лото, ребусы, загадки.

Итоговый контроль приобретённых практических умений и навыков осуществляется по качеству и индивидуальности стиля выполнения зачётных работ, по результатам участия в выставках, творческих конкурсах, фестивалях.

Ожидаемые результаты:

Расширение границ образовательного процесса;

Высокий уровень обученности и личностного развития;

Сформированность навыков проектной деятельности , самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий;

Результативное участие в конкурсных мероприятиях различного уровня.

При работе в различных видах декоративно-прикладного творчества необходимы основные материалы и инструменты:

Инструменты: оборудование и приспособления для художественной росписи, кисти, ножницы, линейка, шило, пинцет, резаки, стеки, наждачная бумага;

Материал ы: клей ПВА, краски, бумага различных видов, картон, карандаши, ластик, природный и бросовый материал, ткань, глина, различные ингредиенты для создания лепной массы, шпатлевка, лаки.

Методическое обеспечение

При реализации программы обучения по индивидуальному образовательному маршруту используются как традиционные методы обучения, так и инновационные технологии: словесные, наглядные, практические методы, методы проблемного обучения, программированного, проектный, метод взаимообучения, метод временных ограничений, метод запрещений, метод информационной поддержки, дизайн-анализ. Часто применяются задачи дивергентного типа. Использование разнообразных форм и методов обучения повышает продуктивность занятий, повышает интерес к учебному процессу.

Для успешной реализации программы разработаны и применяются следующие дидактические материалы:

иллюстративный и демонстрационный материал:

v иллюстрации с изображением видов декоративно-прикладного искусства и образцов изделий,

v образцы изделий,

v таблицы, схемы,

v литература, материалы Интернета;

раздаточный материал:

v карточки с заданиями,

v технологические карты изделий;

материалы для проверки освоения программы:

v тематические диагностические карты,

v перфорационные карты по разделам и по годам обучения,

v кроссворды и др.

На занятиях необходимо использовать технологические карты изготовления изделий, что облегчает обучение по индивидуальному образовательному маршруту, приучает к самостоятельной работе, стимулирует познавательную активность ребенка.

Учебно-тематический план ИОМ

Количество часов

практика

1.Традиционные виды декоративно-прикладного искусства

Вводное занятие

Композиция и цвет в росписи

Городецкая художественная роспись

Хохломская художественная роспись

2. Искусство Древнего мира

Смысловое поле орнамента

Египетский и древнегреческий орнаменты

3. Искусство Средневековья

Орнаментальные мотивы готического стиля

Особенности орнаментики в архитектуре, скульптуре и живописи

4. Искусство эпохи Возрождения

Особенности ренессансного орнаментального содержания (античность)

Декоративно-орнаментальное творчество русских мастеров

5. Искусство Классицизма

Основы декоративной композиции

6.Нетрадиционные виды декоративно-прикладного творчества

Творческий метод создания орнаментальной композиции

Нетрадиционные техники прикладного творчества

Разработка эскиза

Изготовление изделия

Итоговое занятие

ИТОГО:

Список использованной литературы:

1. Афонькин, народов мира: практическое пособие / , . – СПб.: Кристалл, 1998.

2. Дроздова, искусство / . Часть I – II: Поурочные планы. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2005.

3. Конышева, мастерская / . – М.: Ассоциация XXI века, 2003.

4. Корнилова, изобразительного искусства для детей 5 – 9 лет / . – М.: Айрис Пресс, 2000.

5. Косимнская, изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей / . – М.: Просвещение, 1987.

6. Молотобарова, изготовления игрушек – сувениров / . – М.: Просвещение, 1990.

7. Романовская, поделки, крупные и мелкие / . – Минск: Харвест, 2005.

9. Черныш, поделки к праздникам / . – М.: Айрис – Пресс, 2004.

В реальной жизни образовательные программы по большей части направлены на средний уровень развития воспитанника, поэтому каждому ребёнку, в силу неповторимости и своеобразия, попытаться раскрыть свой внутренний потенциал и осуществить полноценное развитие личности в узких рамках усреднённых шаблонов нелегко. Возникшее противоречие ставит перед педагогами задачу по организации индивидуального маршрута обучения в рамках ФГОС для реализации интеллектуального и творческого потенциала каждого дошкольника.

Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника по определению ФГОС

Индивидуальный подход к личности ребёнка - базовый принцип Федерального государственного образовательного стандарта. Принцип приоритета интересов ребёнка исследователи обозначили формулой «быть на стороне ребёнка». Причину трудностей, испытываемых ребёнком в развитии, стоит искать как в личности самого малыша, так и в окружающих его взрослых, несущих прямую ответственность за социальную среду, в которой растёт маленький человек. В реальной жизни на стороне ребёнка зачастую выступает только он сам. При этом он часто оказывается беспомощным и беззащитным перед лицом обстоятельств, поэтому важно в любой проблемной ситуации услышать ребёнка, понять и помочь ему.

В фундамент современного стандарта дошкольного образования были заложены принцип педагогики индивидуального подхода и развивающая концепция образования. Указано в следующих пунктах:

  1. п. 1. 6. - формулировка задач, которые концентрируются вокруг создания оптимальных условий для становления и развития личности ребёнка, а также раскрытия его творческого потенциала в соответствии с его возрастными, психоэмоциональными и физиологическими особенностями, индивидуальными способностями и наклонностями, спецификой социальной среды. Ребёнок рассматривается как самоценный субъект отношений с самим собой, окружающими людьми и внешним миром.
  2. п. 1. 4. - содержит принципы ФГОС, ключевым из которых является положение о реализации индивидуального подхода к образовательным потребностям каждого ребёнка.
  3. п. 2. 10. 2. - уточняются способы организации и координации детской инициативности и спонтанной активности в духе созидательной деятельности.
  4. п. 3. 2. 1. - профессиональный отбор форм и методов педагогической работы, актуальных для возраста и индивидуальных потребностей ребёнка.
  5. п. 3. 2. 3. - покровительство ребёнку, разработка индивидуальной дорожной карты развития, педагогическая и психологическая коррекция выявленных проблем.
  6. п. 3. 2. 5. - развивающая концепция образования, нацеленная на ближайшую перспективу развития воспитанника.

Индивидуальный подход имеет в виду управление развитием ребёнка, основанное на глубоком, многогранном изучении и понимании сложности его внутреннего мира, и социальных условий жизни.

Выявление способных детей проводится на основе наблюдения, общения с родителями, изучения индивидуальных особенностей

Принцип педагогики индивидуального подхода заключается не в изменении содержания обучения в интересах конкретного ребёнка, а в приспособлении педагогических методов и приёмов к его персональным особенностям. Чтобы процесс образования был успешным, необходимо учитывать трудности, которые испытывает ребёнок, темпы усвоения им знаний, умений и навыков. В данном случае реализуется модель плодотворного партнёрского сотрудничества ребёнка и педагога, поскольку за ребёнком и родителями остаётся право выбора наиболее подходящих образовательных методик из тех, которые будут предложены специалистами.

Индивидуальный образовательный маршрут - персональный путь реализации интеллектуального, эмоционального, духовного потенциала личности воспитанника дошкольного учреждения. Цель - создать благоприятные условия, стимулирующие активность, раскрытие творческих и интеллектуальных сил ребёнка. Задача педагога - обеспечить грамотный профессиональный подбор содержания учебной, психологической и физической нагрузок, а также форм и методов работы, соответствующих индивидуальным потребностям ребёнка.

Видео: индивидуализация дошкольного образования

Критерии, определяющие задачи индивидуальной стратегии развития:

  • актуальный уровень развития способностей ребёнка;
  • степень его готовности к образовательной деятельности;
  • индивидуальные образовательные цели и задачи на ближайшую перспективу.

Задачи ИОМ, процедура рассмотрения и утверждения

Индивидуальные образовательные маршруты проектируются:

  • для проблемных детей, которые испытывают трудности в процессе усвоения общеобразовательной программы для дошкольников и нуждаются в коррекционной помощи специалистов;
  • для воспитанников с ограниченными возможностями, детей-инвалидов;
  • для одарённых детей с уровнем способностей, превышающим средние нормативные образовательные стандарты.

Ведущие задачи индивидуального образовательного маршрута:

  • оказать поддержку и помощь в саморазвитии и освоении программы дошкольного образования;
  • сформировать у ребёнка начальный уровень умения учиться, т. е. научить его осознавать учебную задачу, планировать свою учебную деятельность, концентрировать внимание на выполнении упражнения, развивать самодисциплину и волевые качества;
  • разработать и усовершенствовать навыки координации движения, развитие общей и мелкой моторики;
  • сформировать и закрепить общекультурные, бытовые, гигиенические, коммуникативные основы поведения;
  • приучить ребенка к манипулятивно-предметной, сенсорной, практической, игровой деятельности, развить умения в продуктивной области (рисование, лепка, аппликация);
  • развить речь - эмоциональную интонацию, грамматические конструкции, речевые механизмы;
  • сформировать знания о природной среде и мире социальных отношений;
  • сформировать представления о пространственно-временных и количественных категориях.

Методический инструментарий, который применяется в прохождении индивидуальной траектории развития:

  • ролевые и подвижные игры, занятия в форме беседы и диалога, чтение и обсуждение литературных произведений, небольшие этюды-импровизации, усиливающие эмоциональный компонент восприятия информации;
  • психологические тренинги и игровые упражнения, помогающие релаксации, нейтрализации страхов, понижению уровня тревожности и агрессии, совершенствующие поведенческую сферу, а также социально-коммуникативные навыки;
  • упражнения на развитие мышления, воображения, речи, памяти;
  • использование методик арт-терапии (лечение искусством, сказкой, изготовлением кукол).

Разработка и принятие ИОМ

Для создания индивидуального образовательного маршрута в первую очередь необходимо провести диагностическое исследование, чтобы выяснить уровень психоэмоционального, интеллектуального, коммуникативно-социального и физического развития ребёнка. Результаты диагностики выносятся на педсовет, который в дальнейшем рекомендует обследовать детей специалистам ПМПК (психолого-медико-педагогический консилиум).

Консилиум составляет список детей, для которых актуальна разработка индивидуального образовательного плана работы.

Основные этапы, структура и содержание ИОМ

Коллектив воспитателей в сотрудничестве с узкими специалистами продумывает содержательный компонент плана. Заполняется календарный план с указанием элементов педагогической техники и перечнем методологических приёмов для реализации поставленных образовательных целей.

Опорные принципы проектирования индивидуального плана:

  1. Развитие способностей ребёнка к обучению.
  2. Непрерывность и согласованность. Команда специалистов сопровождает малыша на протяжении всего проекта индивидуального маршрута до момента разрешения проблемы.
  3. Отказ от усреднённых шаблонов оценки, разработка индивидуальной оценочной шкалы для каждого ребёнка по результатам диагностики уровня его возможностей. В обычной жизни это означает, что педагог старается не применять практику прямолинейного «вынесения приговора» или «навешивания ярлыков», сопоставляя достижения малыша с общепринятой «нормой». Само понятие «норма» не воспринимается как соответствие обязательному для всех детей среднему или стандартному уровню, а интерпретируется как лучший уровень, который может показать конкретный ребёнок в конкретной ситуации. Результат, который для одного ребёнка будет расцениваться как успех, для другого, исходя из его личного уровня способностей, будет считаться поражением. Такой гуманный подход позволит «сохранить лицо» и чувство собственного достоинства, развить веру в свои силы.
  4. Благоприятное влияние детской субкультуры, обогащение внутреннего мира ребёнка неформальными традициями детской среды, формирующими и укрепляющими собственный опыт полноценного детства. Важно создать атмосферу положительных эмоций, которые помогут преодолеть напряжение, беспокойство и настороженность.

Развивающие игры используются в индивидуальной работе учителем–дефектологом, воспитателями с целью коррекции эмоционально-волевых нарушений, развития логики, восприятия, действий замещения, моторики и восприятия цветов, представлений об окружающем мире

Этапы образовательной деятельности согласно индивидуальному плану

  1. Наблюдение, выявление уровня сформированности психологических, социальных и интеллектуальных качеств личности дошкольника, необходимых для его продуктивной деятельности в какой-либо образовательной области. Этап наблюдения предполагает безучастный подход педагога, позицию невмешательства при наблюдении за ребёнком.
  2. Диагностика стартового объёма и качественных характеристик конкретных предметных знаний, умений и навыков. Специалисты проводят тестирования, в ходе которых определяются проблемные зоны и «зоны успеха».
  3. Построение персонального плана коррекционной работы на ближайшую перспективу (до 1 года с обязательным промежуточным мониторингом каждые 3 месяца) с опорой на «зоны успеха», индивидуальный подбор эффективных методик и приёмов педагогической работы.
  4. Активная деятельность по осуществлению индивидуального маршрута: проведение занятий, беседы с родителями, домашние задания.
  5. Аналитический этап - подведение итогов, оценка полученных результатов: демонстрация результатов работы воспитанника в форме презентации или выставки поделок, выступления перед детьми и взрослыми. Таким образом включается механизм обратной связи с окружающими, решается задача социализации воспитанников. Достигнутые результаты, будь то репродуктивные знания или творческие проекты, сопоставляются с запланированными задачами, указанными в индивидуальном графике или общеобразовательных учебных программах.

Для развития гармоничных отношений с окружающими людьми, решения задач по социализации будут полезны такие методы:

  • дидактические и ролевые игры, которые познакомят малыша с традициями других народов и будут способствовать формированию уважительного отношения к людям другой национальности и культуры;
  • чтение сказок народов мира, знакомство с фольклором (песни, танцы, игры, праздники) народов России;
  • коллективные подвижные игры на свежем воздухе, праздники и концерты, выставки поделок;
  • обсуждение в доверительной беседе ситуаций, которые происходят в реальной жизни и вызывают у малышей трудности в понимании или содержат морально-нравственный контекст;
  • произвольное создание ситуаций, которые поставят перед малышом вопрос выбора и необходимости совершения поступка;
  • проведение фотовыставок, в которых найдётся место фотографии каждого малыша.

Прогнозируемый результат:

  • достижение социальной комфортности и осведомлённости;
  • совершенствование коммуникативных навыков;
  • понижение уровня эмоциональной нестабильности, агрессивности, усиление самоконтроля;
  • развитие самосознания, ощущения значимости и ценности собственной личности;
  • формирование самооценки, приближенной к адекватной.

Критерии, которые позволяют оценить степень успешности дошкольника в социально-личностном росте:

  • формируется способность к самооценке, «маленький человек» пытается честно говорить о себе, признавать свои недостатки;
  • выработаны представления о морально-этических ценностях, малыш разделяет и понимает, «что такое хорошо и что такое плохо»;
  • окрепла осознанная потребность придерживаться нравственных норм поведения, у ребёнка проявлено желание «быть хорошим» и видеть положительную реакцию окружающих людей на своё поведение;
  • ребёнок способен легко и непринуждённо общаться с другими детьми или взрослыми;
  • пробуждается чувство эмпатии, сострадания, возникает искреннее желание помочь старшим, сверстникам или малышам;
  • воспитанник выстраивает отношения с окружающими детьми на основе взаимопонимания и уважения, достойно разрешает конфликтные ситуации;
  • сформированы представления о безопасном поведении в быту, на улице, в игре.
  1. Вводная часть, в которой фиксируется информация общего характера о ребёнке и его семье, причины разработки индивидуального плана, цели и задачи образовательной работы, график и форма проведения занятий.
  2. Регистрация данных диагностического исследования дошкольника, материалов планового мониторинга, которые позволяют провести глубокий анализ симптомов и причин нарушения развития, дать объективную оценку уровню развития малыша и спланировать коррекционные занятия для преодоления трудностей.
  3. График лечебно-оздоровительных мероприятий, который включает распределение физической нагрузки, проведение процедур закаливания организма.
  4. План индивидуальных занятий, включающий обязательную интеграцию с общей для всех детей образовательной деятельностью.
  5. Отчёт о реализации индивидуальной дорожной карты с указанием темы, содержательного наполнения, результата проведённого занятия и выводами о необходимой доработке.
  6. Заполняется лист наблюдения, который отображает динамику образовательного процесса и помогает внести своевременные изменения в зависимости от результатов промежуточного контроля, а также определиться с выбором оптимальных форм педагогической работы для повышения эффективности образовательных действий малыша.
  7. Оценка достижений ученика в реализации индивидуального маршрута. Рекомендуется проводить контрольные испытания по окончании каждого тематического блока, т. е. с регулярностью в три месяца.
  8. Рекомендации и консультативная помощь родителям.

Общеразвивающие элементы гимнастики, а также различные подвижные игры очень нравятся детям и способствуют умственному, психомоторному и эмоциональному развитию дошкольников

Разделы образовательного маршрута

Имеется несколько важных разделов для разработки индивидуального образовательного маршрута дошкольника, которые будут рассмотрены далее.

Общая информация о ребёнке и семье

Указывается, откуда поступил (семья или переведён из другого ДОО), постоянно ли посещал ДОО, если были длительные перерывы, то указать причину. Отметить уровень адаптации воспитанника в новых условиях по пятибалльной шкале.

Состав семьи: указать всех членов семьи, с которыми проживает воспитанник.

Охарактеризовать тип семьи:

  • благополучная - стабильная, крепкая семья, имеющая достойный культурный уровень воспитания;
  • неблагополучная - обладает низким уровнем педагогической осведомлённости, малыш обделён родительской заботой и вниманием, конфликтная эмоциональная атмосфера в семье травмирует ребёнка, порождает психологические комплексы, к ребёнку применяют физические методы воздействия.

Кто из взрослых воспитывает ребёнка.

Стиль отношений ребёнка со взрослыми членами семьи:

  • авторитарный - жёсткий диктат и подавление свободы, унижение достоинства ребёнка;
  • контроль и опека - ограничение самостоятельности, ограждение от забот и проблем, «тепличные условия»;
  • попустительство - потакание желаниям ребёнка, избалованность ребёнка при пассивности взрослых;
  • уважение и сотрудничество - помощь и поддержка, совместное переживание трудностей.

Внешний вид. Необходимо отметить манеры, жестикуляцию, описать особенности мимики, походки и осанки, степень аккуратности и ухоженности.

«Куклотерапия» – это коррекция детских проблем средствами кукольного театра: дети проигрывают куклами этюды по специально разработанным сценариям, отражающим индивидуальные проблемы конкретного ребенка

Соматическое здоровье

Группа здоровья, наличие хронических заболеваний, характеристики аппетита, выработана ли привычка дневного сна, страдает ли малыш энурезом.

Моторика:

  • общая моторика соответствует возрастной норме или отмечаются нарушения координации движения;
  • указывается диапазон возможностей мелкой моторики с характеристиками координации, темпа и объёма двигательных функции кисти руки, левша или правша.

Познавательные умения и навыки

Внимание - способности концентрировать и удерживать внимание, качественные характеристики (произвольное, непроизвольное).

Память - скорость запоминания, объём материала, который ребёнок в состоянии воспроизвести наизусть или пересказать самостоятельно по памяти, какой вид памяти (слуховая или зрительная) является доминирующим.

Мышление:

  • степень понимания пространственных ориентиров (сверху, снизу, слева, справа и т. д.);
  • способность подобрать обобщающее слово к нескольким однородным объектам (мебель, овощи, фрукты, животные и т. д.);
  • умение выделять главное;
  • навыки выявления простейших причинно-следственных связей (лето - жарко, снег - зима и т. д.);
  • ориентация во временных параметрах (день, ночь, год, месяц и т. д.).

Объём знаний:

  • первичные знания о себе и окружающем мире: знает своё имя, возраст, членов своей семьи, адрес проживания, называет признаки времён года, владеет общими знаниями о животном и растительном мире согласно программным требованиям;
  • развитие навыков конструирования, рисования, лепки;
  • уровень владения элементарными математическими понятиями - навыки порядкового счёта, решение простейших примеров;
  • навыки определения и различения формы, цвета.

Проблемный ребёнок особенно нуждается в положительных эмоциях, поддержке взрослого и понимании, и в этом неоценимую помощь оказывают именно игры с водой

Поведение во время учебной деятельности

Развитие самоконтроля, дисциплины, организованности, целеустремлённости и осознанности действий на занятиях.

Развитие речи

Звуковые характеристики, качество произношения, словарный запас, грамматическая организация и структурированность речи.

Характеристика деятельности ребёнка

  • уровень владения навыками самообслуживания;
  • заинтересованность и личная активность, демонстрируемая в игровой деятельности.

Особенности характера и поведения

  • эмоциональный портрет ребёнка - жизнерадостность, депрессивность, плаксивость, позитивность, подавленность, спокойный или гиперактивный и т. д.;
  • черты характера, особенности темперамента - активность или пассивность, агрессивность или уравновешенность, уверенность или робость, предпочитает индивидуальные или коллективные формы работы;
  • развитие нравственных ориентиров, культуры поведения и общения.

Необходимо отметить личные предпочтения, сферу творческой или интеллектуальной одарённости малыша.

Образец для заполнения общих и диагностических данных в ИОМ - таблица

ФИО воспитанника
Дата рождения
Фамилия имя отчество мамы, возраст, образование
Фамилия имя отчество папы, возраст, образование
Дата начала ИОМ
Причина постановки на учёт Стойкое неусвоение ООП ДОУ в связи с болезнью
Возраст на начало коррекционно-развивающей работы 4 года
Цели ИОМ
  • Открытие новых перспектив в усвоении ОПП ДОУ, обогащение ребёнка как личности;
  • помощь в адаптации к коллективу детей, развитие, поощрение и стимулирование в ребёнке индивидуальных возможностей;
  • вовлечение родителей в творческий процесс.
Задачи
  • Выявить особые образовательные потребности ребёнка; осуществлять индивидуальную педагогическую помощь ребёнку;
  • способствовать усвоению ребёнком образовательной программы дошкольного образования;
  • обеспечить позитивные сдвиги в развитии ребёнка, его целенаправленное продвижение относительно собственных возможностей, стимулирование индивидуальных возможностей;
  • оказать методическую помощь родителям детей, имеющих ограниченные возможности здоровья.
Количество занятий в неделю 5 занятий.
Формы проведения Игровая деятельность, совместная деятельность, беседы, наблюдения, индивидуальная работа.
Ожидаемый результат
Форма работы с родителями Консультации, практикум, собеседование, обмен опытом.
Диагностика развития ребёнка
Цель педагогического мониторинга Обобщение и анализ информации о состоянии общего развития для осуществления оценки, планирования коррекционно-развивающего процесса (разработка ИОМ) и прогнозирования конечного результата.
Виды, причины трудностей (педагогическая симптоматика) Виды трудностей (педагогическая симптоматика):
Причины трудностей:
Физическое развитие
Соматическое развитие
Речевое развитие
Особенности развития познавательных процессов Память:
Внимание:
Восприятие:
Мышление:
Содержание коррекционной работы (деятельность воспитателя)

После диагностики и определения целей и задач составленного маршрута воспитатель и специалисты определяют, какие именно игры, упражнения и другие виды деятельности будут применяться при работе с малышом. Это тоже находит своё отражение в тексте ИОМ.

Пример подбора форм работы с дошкольником по индивидуальному маршруту - таблица

Периодичность Рекомендации, формы работы с воспитанником Результат работы
Ежедневно Чистоговорки. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные гимнастики по Стрельниковой.
  • Незначительно повысился общий уровень развития.
  • Есть положительная динамика в развитии интегративного качества «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения».
  • Немного преодолел «барьер смущения».
  • Улучшилось внимание и память.
Через день
ежедневно
Дидактические игры по выбору.
Рисование мелом на доске, пальчиками, поролоном.
Лепка из глины, пластилина, пласт. массы.
2 раза в
неделю
Игры для преодоления бронхо-легочных заболеваний «Поезд», «Куры».
2 раза в
неделю
Математическая игра «Сложи листик», «Точечки», «Одень куклу», «Собери квадрат из 5 частей», «Подбери ключ к замку», «Кто быстрее пройдёт лабиринт», «Что лишнее», «Сложи квадрат», «Закрой дверцу домика», «Геометрические фигуры», «Кошки», «Геом. формы», «Собери цветок»,«Наряди ёлочку», «Подбери поясок к платью», «Решаем примеры», «Пчёлкин счёт», «Сколько», «Образцы для выкладывания», «Отгадай-ка», «Квадрат Воскобовича», «Счётный материал белочки».
2 раза в
неделю
Упражнения для метания (игра «Кольцеброс»), «Дотянись до флажка», «Гимнастическая стенка» и др.
Ежедневно Конструирование «Лего».
Ежедневно Подвижные игры («Снежный ком», «Хитрый лис»).
Ситуативные разговоры, беседы по логопедическим темам, любые коллективные игры по выбору.

Продуктивная совместная деятельность воспитанника и педагога, направленная на успешную реализацию индивидуального образовательного маршрута, позволит добиться положительной динамики в личностном росте ребёнка. Такая работа потребует от воспитателя высокого уровня профессиональной компетентности и работоспособности, а также личной заинтересованности в получении хорошего результата.

Индивидуальный образовательный маршрут:

теоретические аспекты, организация и сопровождение
В документах, посвященных модернизации российского образования, в Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения в том числе, ясно выражена мысль о необходимости смены ориентиров образования с получения знаний и реализации абстрактных воспитательных задач к формированию универсальных способностей личности, основанных на новых социальных потребностях и ценностях. Достижение этой цели прямо связано с индивидуализацией образовательного процесса, что вполне осуществимо при обучении учащихся по индивидуальным образовательным маршрутам. Ценность индивидуального образовательного маршрута состоит в том, что он позволяет каждому, на основе оперативно регулируемой самооценки, активного стремления к совершенствованию обеспечить выявление и формирование творческой индивидуальности, формирование и развитие ценностных ориентаций, собственных взглядов и убеждений. Обеспечение в школе реализации индивидуально-образовательных маршрутов учащихся – это попытка решения проблемы развития личности, её готовности к выбору, определению цели и смысла жизни через содержание образования. Это попытка увидеть учебный процесс с позиции ученика.

Индивидуальный образовательный маршрут – это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации. (С.В.Воробьева, Н.А.Лабунская и др.)

Наряду с понятием «индивидуальный образовательный маршрут» существует понятие « » (Г.А. Бордовский, С.А. Вдовина, Е.А. Климов, B.C. Мерлин, Н.Н. Суртаева, И.С. Якиманская и др.), обладающее более широким значением и предполагающее несколько направлений реализации: содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут); деятельностный (специальные педагогические технологии); процессуальный (организационный аспект).

Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса).

Индивидуальный учебный план выполняет функцию прогнозирования для старшеклассника – «Я выбираю предметы для изучения»; индивидуальная образовательная программа выполняет функцию проектирования для старшеклассника – «Я составляю программу образовательной деятельности» и, наконец, индивидуальный образовательный маршрут конструирует образовательную деятельность – «Я определяю, в какой последовательности, в какие сроки, какими средствами будет реализована образовательная программа».

Маршрутная система обучения позволяет реализовать личностно-ориентированный подход, в первую очередь, в образовании одаренных личностей , который максимально учитывает интеллектуальные способности детей, определяет личную траекторию развития и образования. Внедрение маршрутной системы образования позволяет создать такие психолого-педагогические условия, которые обеспечивают активное стимулирование у одаренной личности самоценной образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.

Опираясь на идею всеобщей генетической одаренности детей, современный учитель должен обеспечить поле деятельности для самопроявления и самовыражения ученика. Но не все дети являются одаренными. Достаточно большое количество обучающихся в образовательных учреждениях имеют трудности при обучении. Связано это либо со слабым здоровьем детей, либо с низким уровнем мотивации, либо по ряду других причин. Для таких детей ИОМ может стать большим подспорьем для обучения.

По индивидуальному образовательному маршруту, разработанному для конкретного ученика с учетом его психологических особенностей и уровня знаний, может проходить изучение, закрепление или повторение какой-либо темы, программа подготовки к итоговой аттестации. Такой маршрут может разрабатываться для слабого ученика, для сильного ученика, для часто болеющего ученика.

Маршруты могут быть короткими и длинными. Использование индивидуальных образовательных маршрутов помогает решать многие задачи, связанные с развитием личности ученика: способствует формированию у него познавательного интереса к предмету, умения самостоятельно получать знания и применять их на практике. Ребенок учится плодотворно работать и достигать успеха.

Универсального рецепта создания ИОМ в настоящий момент нет . Невозможно определить этот маршрут на весь период сразу, задав его направления, поскольку сущность его построения состоит именно в том, что он отражает процесс изменения (динамики) в развитии и обучении учащегося, что позволяет вовремя корректировать компоненты педагогического процесса. Основная задача педагога - предложить учащемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор.

Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов:

Особенностями, интересами и потребностями самого ученика и его родителей в достижении необходимого образовательного результата; изучение которых происходит на основе анкетирования;

Профессионализмом педагогического коллектива;

Возможностями школы удовлетворить образовательные потребности учащихся;

Возможностями материально-технической базы школы, часть учащихся может заниматься с учителем дистанционно, в основном, это сильная группа учеников.

Исходя из результатов диагностики, педагог совместно с воспитанником и его родителями определяет цели и задачи маршрута, выстраивает систему общих рекомендаций, включающих: содержание, подлежащее усвоению;

виды деятельности по усвоению учебного содержания.

Проектирование ИОМ проводится самими учащимися, с привлечением родителей, педагогов, а не формирование «волевым» способом.

Принципы проектирования ИОМ (Т.Н. Князева):


  • Принцип систематической диагностики

  • Принцип дифференцированного (индивидуального) подбора педагогических технологий

  • Принцип контроля и корректировки

  • Принцип систематичности наблюдений

  • Принцип пошаговой фиксации

Эффективность разработки индивидуального образовательного маршрута обуславливается рядом условий:

Осознание всеми участниками педагогического процесса (родители- учащиеся - педагоги) необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самоопределения, самореализации

Осуществление психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки индивидуального образовательного маршрута учащимися;

Активное включение учащихся в деятельность по созданию индивидуального образовательного маршрута;

Организация рефлексии как основы коррекции индивидуального образовательного маршрута.

Структура ИОМ включает следующие компоненты: целевой, содержательный, технологический, диагностический.


Этапы реализации ИОМ

Этапы реализации

Формы и способы деятельности

Практический выход

Аналитико –диагностический

1.Проведение рубежных контрольных мероприятий, анкетирование, наблюдение

2.Анализ диагностических работ, анкетирования, наблюдения

3.Выявление успешности обучения по профильным предметам


практический материал для анализа
информация о типичных ошибках, возможных причинах их возникновения, индивидуальных затруднениях, учебной мотивации

информация о детях интересующихся предметами … цикла



Организационно – проектировочный

Поиск путей педагогической коррекции:

1.Определение темы, ЗУН (знаний, умений, навыков), ОУУН (общеучебных навыков) учащихся.

2.Выбор форм и способов работы.

3.Сроки.


4.Составление ИОМ (индивидуально-образовательного маршрута) ученика.

5.Разработка пояснений для родителей к ИОМ ученика.



ИОМ (индивидуально-образовательный маршрут ученика):

ИОМ для учащихся испытывающих затруднение в предмете

ИОМ для учащихся испытывающих интерес к предмету.

Консультации для родителей учащихся.


Коррекционный

1. Выявление нереализованного (причины)

2. Определение перспектив для дальнейшей работы

3. Продумывание системы мер по предупреждению ошибок на скорректированные


Скорректированные ИОМ в зависимости от выделенных причин неуспешности их реализации

Итоговый

Подведение итогов по реализации ИОМ учащихся

Ликвидация пробелов по предмету для учащегося, испытывающего затруднения в предмете

Полученные знания по профильному предмету для учащегося, испытывающего интерес к предмету


Содержание индивидуальных образовательных маршрутов

Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются двух видов:

1. Индивидуальный образовательный маршрут для слабоуспевающих учащихся

2. Индивидуальный образовательный маршрут для мотивированных учащихся.


В ходе выполнения индивидуального образовательного маршрута может возникнуть необходимость его корректировки. Она производится преподавателем и доводится до сведения ребенка и родителей. В случае, когда корректировка затрагивает существенные черты образовательного маршрута (отказ от выполнения модулей, затрагивающих инвариантную часть образования, существенное перераспределение учебного времени и т.п.), она должна утверждаться администрацией школы и согласовываться с родителями.

Этапы реализации технологии индивидуального образовательного маршрута:

1. Диагностика уровня развития личностных качеств учеников.

2. Фиксирование учеником и учителем фундаментальных образовательных объектов в образовательной области или ее теме с целью обозначения предмета дальнейшего познания.

3. Выстраивание системы личного отношения ученика с предстоящей к освоению образовательной областью или темой.

4. Планирование каждым учеником индивидуальной образовательной деятельности по отношению к своим и общим фундаментальным образовательным объектам.

5.Деятельность по одновременной реализации индивидуальных образовательных программ учеников и общеколлективной образовательной программы.

6.Демонстрация личных образовательных продуктов учеников и коллективное их обсуждение.

7. Рефлексивно-оценочный.

Рефлексивно-оценочная деятельность

Самоанализ и самооценка в ходе продвижения по ИОМ строится по следующему плану:

1. Насколько успешно моё продвижение?

2. Какие затруднения испытываю?

3. Какие ошибки допускаю?

4. В чём их причина?

5. Что необходимо сделать для преодоления затруднений и исправления ошибок?

6. Каковы цели и перспективы моего дальнейшего обучения?


Или:

1. Какие образовательные продукты мне удалось создать?

2. Насколько они соответствуют моему первоначальному замыслу?

3. Нуждаются ли они в доработке, совершенствовании?

4. Что во мне изменилось?

5. Каковы цели и перспективы моего дальнейшего обучения?


Диагностический этап работы предполагает проведение рубежных контрольных мероприятий, анкетирование, наблюдение. В результате чего учитель получает материал для исследования и планирования дальнейшей работы.

Аналитико-исследовательский этап даёт информацию о типичных ошибках, возможных причинах их возникновения, индивидуальных затруднениях, учебной мотивации. Учитель имеет возможность сопоставить результаты обученности на данном этапе с реальными учебными возможностями (РУВ) учащихся.

На организационно-проектировочном этапе учитель ведёт поиск путей педагогической коррекции и составляет ИОМ (индивидуально-образовательный маршрут ученика), а также пояснения для родителей.

Коррекционный этап предполагает работу учителя, ученика и родителей непосредственно по индивидуально-образовательному маршруту, где определены темы для ликвидации пробелов, указано, какие знания, умения, навыки приобретёт ребёнок в результате освоения данной темы, а также какие ОУУН (общеучебные умения и навыки) ему необходимы.

Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут реально становится персональным путем реализации личностного потенциала ученика в образовании

ИОМ – специфический метод индивидуального обучения, помогающий ликвидировать пробелы в знаниях, умениях, навыках учащихся, овладеть ключевыми образовательными технологиями, осуществить психолого-педагогическую поддержку ребёнка, а значит повысить уровень учебной мотивации.


Информационно-библиографический материал:
Об индивидуализации обучения. Определение понятий

  1. Абанкина, Т.В. Развитие сети общеобразовательных учреждений в регионах: результаты реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2007-2008 гг./ Т.В. Абанкина //Вопросы образования. - 2009. - №2. - С.5-17.

  2. Александрова, Е. Еще раз об индивидуализации старшеклассников/ Е. Александрова //Воспитательная работа в школе. - 2008. - №6. - С.27-46.

  3. Александрова, Е. Индивидуализация образования: учиться для себя / Е. Александрова /Народное образование. - 2008. - №7. - С.243-250.

  4. Зоткин, А. Индивидуализированное обучение в Англии и России / А. Зоткин, Н. Муха //Школьные технологии. - 2008. - №2. - С.42-47.

  5. Логинова, Ю.Н. Понятия индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной траектории и проблема их проектирования // Биб-ка журнала «Методист».-2006.-№9.-С.4-7.

  6. Крылова, Н.Б. Индивидуализация ребенка в образовании: проблемы и решения / Н.Б. Крылова // Школьные технологии.-2008. - №2. - С.34-41.

  7. Лернер, П.С. Субъектные поиски смысла содержания образования как новая задача педагогики сотрудничества / П.С. Лернер //Известия Академии педагогических и социальных наук.- М.,2008. - Вып.12.

  8. Селиванова, О.Г. Теория и практика управления качеством образования старшеклассников в личностно-ориентированном образовании / О.Г. Селиванова // Профильная школа. - 2008. - №5. - С.4-8.

Индивидуальный маршрут


  1. Анцупов, С.В. Индивидуальные учебные планы в профильном обучении: практика, успехи, проблемы / С.В. Анцупов, Т.Н. Богданова, Е.В. Иваненко// Школьные технологии. - 2009. - №1. - С.116-121.

  2. Артемова, Л.К. Образовательно-профессиональный маршрут старшеклассников: проблемы, пути реализации/ Л.К. Артемова //Профильная школа. - 2008. - №6. - С. 47-54.

  3. Башмаков, М. Индивидуальная программа: [Об индивидуальном маршруте обучения и попытке составить нормативный документ, отражающий этот метод, пишет академик РАО, профессор Марк Башмаков]. - (Электронный ресурс). - http://zdd.1september.ru/2005/04/10.htm

  4. Бессолицына, Р. Индивидуальный учебный план: проектирование, выбор, организация обучения/ Р. Бессолицына, А.Ходырев //Директор школы. - 2009. - №4. - С.58-63.

  5. Будинкова, В.С. Индивидуальные учебные планы профильного обучения учащихся общеобразовательных учреждений/ В.С. Будинкова //Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - №4. - С.63-68.

  6. Гавриленко, С.С. Индивидуально-образовательный маршрут: [алгебра и начала анализа]/ С.С. Гавриленко// Математика в школе. - 2007. - №3. - С.51-56.

  7. Горбачева, Г.Г. Индивидуальный образовательный маршрут как условие осуществления психолого-педагогической коррекции дошкольников с проблемами в развитии / Г.Г. Горбачева // Дошкольная педагогика. - 2008. - №4. - С.37-38.

  8. Декина, Н.П. Карта выбора индивидуального маршрута обучения / Н.П. Декина // Завуч. - 2004. - №6. - С.46-47.

  9. Журавлева, К. Обучение по индивидуальным учебным планам: повышение мотивации и возможность учащегося выбирать желаемую нагрузку/ К. Журавлева, Е.Зубарева, И. Нистратова, Е. Секачева // Директор школы. - 2008. - №3. - С.53-58.

  10. Зубарева, Е. Обучение по индивидуальным учебным планам / Е.Зубарева, Т. Кузнецова, О. Аникеева// Народное образование. - 2006. - №5. - С.91-98.

  11. Зубарева, Е. Школьное расписание… для каждого ученика / Е. Зубарева //Народное образование. - 2009. - №4. - С.205-208.

  12. Князева, Т.Н. Индивидуальный образовательный маршрут ребенка как условие осуществления психолого-педагогической коррекции младших школьников с ЗПР/ Т.Н. Князева // Коррекционная педагогика. - 2005. -№1. - С.62-66.

  13. Маничкина, З.И. Индивидуальные познавательные маршруты как способ развития личности ребенка в условиях УДОД / З.И. Маничкина, Н.П. Садомова //Дополнительное образование и воспитание. - 2006. -№11. - С.23-27.

  14. Макотрова, Г.В. Индивидуальная программа развития старшеклассников в условиях профильного обучения / Г.В. Макотрова //Школьные технологии. - 2008. - №6. - С.104-108.

  15. Макотрова, Г.В. Индивидуальные образовательные программы при углубленном изучении химии / Г.В. Макотрова // Химия в школе. - 2008. - №1. - С.13-18.

  16. Проворова, А.В. Индивидуальные образовательные маршруты в основе личностной ориентации учащихся в условиях межшкольного учебного комбината/ под ред. Н.Н. Суптаевой: [Электронный ресурс].- http://lib.hersen.spb.ru

  17. Рейндольф, Т.А. Построение предметного образовательного маршрута ученика на основе индивидуально-ориентированных средств обучения/ Т.А. Рейндольф //Директор сельской школы. - 2007. - №3. - С.35-39.

  18. Рыжкова, И. Роль тьютора в составлении индивидуальной образовательной программы учащегося / И. Рыжкова // Справочник руководителя ОУ. - 2009. - №1. - С.58-61.

  19. Сергеева, Н.Н. Индивидуальный образовательный маршрут ученика в рамках профильного обучения / Н.Н. Сергеева//Администратор образования. – 2009. - №2. - С.66-69.

  20. Харченкова, И. Индивидуально-ориентированные учебные планы как средство для разработки индивидуально-образовательных программ / И. Харченко//Школьное планирование. – 2006. - №1. - С.106-111.

  21. Целищева, Н. Инновация без кавычек: обучение по индивидуальному плану: Творческое пространство московской сетевой экспериментальной площадки по этой теме – 150 школ / Н.Целищева // Народное образование. - 2009. - №4. - С.199-204.

  22. Цыбенов, Б.В. Рабочие материалы педагога и обучающегося по индивидуальному образовательному маршруту / Б.В. Цыбенко //Практика административной работы в школе. - 2009. - №4. - С.48-52.

  23. Шапошникова, Т.В. Реализация лингвистического профиля обучения в форме индивидуального учебного плана / Т.В.Шапошникова, Л.А. Байдурова //Управление качеством образования. - 2007. - №4. - С.82-90.

  24. Ярулов, А.А. Организация выполнения индивидуально-ориентированных учебных планов / А.А. Ярулов // Школьные технологии. - 2004. - №3. - С.86-108.

  25. Ярулов, А.А. Индивидуально-ориентированный учебный план / А.А. Ярулов//Школьные технологии. - 2004. - №6. - С.136-154.

Индивидуальная траектория обучения


  1. Глушенкова, А.В. Диагностика учебных умений и навыков (из опыта работы школы по формированию индивидуальной траектории воспитания и развития старшеклассников) / А.В. Глушенкова // Директор школы. - 2008. - №4. - С.73-77.

  2. Гормин, А. Модели индивидуальных траекторий обучения / А. Гормин //Директор школы. - 2007. - №1. - С.69-74.

  3. Евстифеева, О. На пути к школе индивидуального образования / О. Евстифеева // Директор школы. - 2004. - №4. - С.60-63.

  4. Индивидуальная образовательная траектория ученика //Начальная школа плюс до после. - 2007. - №12.

  5. Мелешко, В. Организация индивидуального обучения детей с особенностями в развитии / В.Мелешко // Социальная педагогика. - 2004. - №3. - С.86-87.

  6. Селиванова, О.Г. Развитие субъектности педагогов и школьников в условиях профильного обучения: [внутришк. модель, разраб. и апроб. в гимназии №2 г. Кирово-Чепецка Кировск. обл.]/ О.Г.Селиванова // Профильная школа. - 2008. - №2. - С.8-13.

  7. Строкова, Т. Индивидуальные стратегии обучения: проектирование и реализация //Директор школы. - 2006. - №1. - С.42-47.

  8. Тоболкин, А.А. Индивидуальный образовательный проект «Математическая биржа»/ А.А. Тоболкин //Одаренный ребенок. - 2009. -№3. - С.60-64.

  9. Туринова, Н.П. Алгоритм построения личностной траектории обучения / Н.П. Туринова //Образование в современной школе. - 2006. -№4. - С.48-54.

  10. Турчанинова, Ю. Индивидуальная образовательная траектория по-техасски / Ю.Турчанинова //Директор школы. - 2005. - №8. - С.55-59.

Индивидуальные траектории повышения квалификации


  1. Квашнин, Е.Г. Формирование у педагогов компетентности в сфере информационно-коммуникационных технологий на основе построения индивидуальной образовательной траектории / Е.Г. Квашнин //Стандарты и мониторинг в образовании. - 2009. - №2. - С.8-11.

  2. Лежнина, Л.В. Индивидуальный образовательный маршрут как инновация в профессиональной подготовке педагогов-психологов/ Л.В. Лежнина // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2009. - №2. - С.21-25.

  3. Рыхлова, Н.Н. Конкурентоспособная методическая служба – конкурентоспособная Россия / Н.Н. Рыхлова: [работа методической службы по индивидуальному запросу педагога] //Методист. - 2007. -№7. - С.17-21.

  4. Саитбаева, Э.Р. Возможности системы дополнительного образования в формировании профессиональной готовности педагога к реализации профильного обучения / Э.Р. Саитбаева, Ю.В. Воронина // Профильная школа. - 2008. - №6. - С.54-60.

  5. Тутовская, Е.А. Стажировка как проектирование индивидуальной траектории развития учителя технологии: [в системе повышения квалификации учителя технологии школы Ханты-Манс. авт. окр.] / Е.А. Тутовская // Педагогическое образование и наука. - 2008. - №3. - С.56-61.

Индивидуальный образовательный маршрут:

теоретические аспекты, организация и сопровождение

В документах, посвященных модернизации российского образования, в Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения в том числе, ясно выражена мысль о необходимости смены ориентиров образования с получения знаний и реализации абстрактных воспитательных задач к формированию универсальных способностей личности, основанных на новых социальных потребностях и ценностях. Достижение этой цели прямо связано с индивидуализацией образовательного процесса, что вполне осуществимо при обучении учащихся по индивидуальным образовательным маршрутам. Ценность индивидуального образовательного маршрута состоит в том, что он позволяет каждому, на основе оперативно регулируемой самооценки, активного стремления к совершенствованию обеспечить выявление и формирование творческой индивидуальности, формирование и развитие ценностных ориентаций, собственных взглядов и убеждений. Обеспечение в школе реализации индивидуально-образовательных маршрутов учащихся – это попытка решения проблемы развития личности, её готовности к выбору, определению цели и смысла жизни через содержание образования. Это попытка увидеть учебный процесс с позиции ученика.

Индивидуальный образовательный маршрут – это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа , обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации. (, и др.)

Наряду с понятием «индивидуальный образовательный маршрут» существует понятие «» (, B. C. Мерлин, и др.), обладающее более широким значением и предполагающее несколько направлений реализации: содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут); деятельностный (специальные педагогические технологии); процессуальный (организационный аспект).

Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса).

Индивидуальный учебный план выполняет функцию прогнозирования для старшеклассника – «Я выбираю предметы для изучения»; индивидуальная образовательная программа выполняет функцию проектирования для старшеклассника – «Я составляю программу образовательной деятельности » и, наконец, индивидуальный образовательный маршрут конструирует образовательную деятельность – «Я определяю, в какой последовательности, в какие сроки, какими средствами будет реализована образовательная программа».

Маршрутная система обучения позволяет реализовать личностно-ориентированный подход, в первую очередь, в образовании одаренных личностей, который максимально учитывает интеллектуальные способности детей, определяет личную траекторию развития и образования. Внедрение маршрутной системы образования позволяет создать такие психолого-педагогические условия, которые обеспечивают активное стимулирование у одаренной личности самоценной образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.

Опираясь на идею всеобщей генетической одаренности детей, современный учитель должен обеспечить поле деятельности для самопроявления и самовыражения ученика. Но не все дети являются одаренными. Достаточно большое количество обучающихся в образовательных учреждениях имеют трудности при обучении. Связано это либо со слабым здоровьем детей, либо с низким уровнем мотивации, либо по ряду других причин. Для таких детей ИОМ может стать большим подспорьем для обучения.

По индивидуальному образовательному маршруту, разработанному для конкретного ученика с учетом его психологических особенностей и уровня знаний, может проходить изучение, закрепление или повторение какой-либо темы, программа подготовки к итоговой аттестации. Такой маршрут может разрабатываться для слабого ученика, для сильного ученика, для часто болеющего ученика.

Маршруты могут быть короткими и длинными. Использование индивидуальных образовательных маршрутов помогает решать многие задачи, связанные с развитием личности ученика: способствует формированию у него познавательного интереса к предмету, умения самостоятельно получать знания и применять их на практике. Ребенок учится плодотворно работать и достигать успеха.

Универсального рецепта создания ИОМ в настоящий момент нет. Невозможно определить этот маршрут на весь период сразу, задав его направления, поскольку сущность его построения состоит именно в том, что он отражает процесс изменения (динамики) в развитии и обучении учащегося, что позволяет вовремя корректировать компоненты педагогического процесса. Основная задача педагога - предложить учащемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор.

Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов:

Особенностями, интересами и потребностями самого ученика и его родителей в достижении необходимого образовательного результата; изучение которых происходит на основе анкетирования;

Профессионализмом педагогического коллектива;

Возможностями школы удовлетворить образовательные потребности учащихся;

Возможностями материально-технической базы школы, часть учащихся может заниматься с учителем дистанционно, в основном, это сильная группа учеников.

Исходя из результатов диагностики, педагог совместно с воспитанником и его родителями определяет цели и задачи маршрута, выстраивает систему общих рекомендаций, включающих: содержание, подлежащее усвоению;

Проектирование ИОМ проводится самими учащимися, с привлечением родителей, педагогов, а не формирование «волевым» способом.

Принципы проектирования ИОМ ():

    Принцип систематической диагностики Принцип дифференцированного (индивидуального) подбора педагогических технологий Принцип контроля и корректировки Принцип систематичности наблюдений Принцип пошаговой фиксации

Эффективность разработки индивидуального образовательного маршрута обуславливается рядом условий:

Осознание всеми участниками педагогического процесса (родители - учащиеся - педагоги) необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самоопределения, самореализации

Осуществление психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки индивидуального образовательного маршрута учащимися;

Активное включение учащихся в деятельность по созданию индивидуального образовательного маршрута;

Организация рефлексии как основы коррекции индивидуального образовательного маршрута.

Структура ИОМ включает следующие компоненты: целевой, содержательный, технологический, диагностический.

Этапы реализации ИОМ

Этапы реализации

Формы и способы деятельности

Практический выход

Аналитико –диагностический

1.Проведение рубежных контрольных мероприятий, анкетирование, наблюдение

2.Анализ диагностических работ, анкетирования, наблюдения

3.Выявление успешности обучения по профильным предметам

практический материал для анализа

информация о типичных ошибках, возможных причинах их возникновения, индивидуальных затруднениях, учебной мотивации

информация о детях интересующихся предметами … цикла

Организационно – проектировочный

Поиск путей педагогической коррекции:

1.Определение темы, ЗУН (знаний, умений, навыков), ОУУН (общеучебных навыков) учащихся.

2.Выбор форм и способов работы.

4.Составление ИОМ (индивидуально-образовательного маршрута) ученика.

5.Разработка пояснений для родителей к ИОМ ученика.

ИОМ (индивидуально-образовательный маршрут ученика):

ИОМ для учащихся испытывающих затруднение в предмете

ИОМ для учащихся испытывающих интерес к предмету.

Консультации для родителей учащихся.

Коррекционный

1. Выявление нереализованного (причины)

2. Определение перспектив для дальнейшей работы

3. Продумывание системы мер по предупреждению ошибок на скорректированные

Скорректированные ИОМ в зависимости от выделенных причин неуспешности их реализации

Итоговый

Подведение итогов по реализации ИОМ учащихся

Ликвидация пробелов по предмету для учащегося, испытывающего затруднения в предмете

Полученные знания по профильному предмету для учащегося, испытывающего интерес к предмету

Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются двух видов:

1. Индивидуальный образовательный маршрут для слабоуспевающих учащихся

2. Индивидуальный образовательный маршрут для мотивированных учащихся.

В ходе выполнения индивидуального образовательного маршрута может возникнуть необходимость его корректировки. Она производится преподавателем и доводится до сведения ребенка и родителей. В случае, когда корректировка затрагивает существенные черты образовательного маршрута (отказ от выполнения модулей, затрагивающих инвариантную часть образования, существенное перераспределение учебного времени и т. п.), она должна утверждаться администрацией школы и согласовываться с родителями.

Этапы реализации технологии индивидуального образовательного маршрута:

1. Диагностика уровня развития личностных качеств учеников.

2. Фиксирование учеником и учителем фундаментальных образовательных объектов в образовательной области или ее теме с целью обозначения предмета дальнейшего познания.

3. Выстраивание системы личного отношения ученика с предстоящей к освоению образовательной областью или темой.

4. Планирование каждым учеником индивидуальной образовательной деятельности по отношению к своим и общим фундаментальным образовательным объектам.

5.Деятельность по одновременной реализации индивидуальных образовательных программ учеников и общеколлективной образовательной программы.

6.Демонстрация личных образовательных продуктов учеников и коллективное их обсуждение.

7. Рефлексивно-оценочный.

Рефлексивно-оценочная деятельность

Самоанализ и самооценка в ходе продвижения по ИОМ строится по следующему плану:

1. Насколько успешно моё продвижение?

2. Какие затруднения испытываю?

3. Какие ошибки допускаю?

4. В чём их причина?

5. Что необходимо сделать для преодоления затруднений и исправления ошибок?

6. Каковы цели и перспективы моего дальнейшего обучения?

1. Какие образовательные продукты мне удалось создать?

2. Насколько они соответствуют моему первоначальному замыслу?

3. Нуждаются ли они в доработке, совершенствовании?

4. Что во мне изменилось?

5. Каковы цели и перспективы моего дальнейшего обучения?

Диагностический этап работы предполагает проведение рубежных контрольных мероприятий, анкетирование, наблюдение. В результате чего учитель получает материал для исследования и планирования дальнейшей работы.

Аналитико-исследовательский этап даёт информацию о типичных ошибках, возможных причинах их возникновения, индивидуальных затруднениях, учебной мотивации. Учитель имеет возможность сопоставить результаты обученности на данном этапе с реальными учебными возможностями (РУВ) учащихся.

На организационно-проектировочном этапе учитель ведёт поиск путей педагогической коррекции и составляет ИОМ (индивидуально-образовательный маршрут ученика), а также пояснения для родителей.

Коррекционный этап предполагает работу учителя, ученика и родителей непосредственно по индивидуально-образовательному маршруту, где определены темы для ликвидации пробелов, указано, какие знания, умения, навыки приобретёт ребёнок в результате освоения данной темы, а также какие ОУУН (общеучебные умения и навыки) ему необходимы.

Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут реально становится персональным путем реализации личностного потенциала ученика в образовании

ИОМ – специфический метод индивидуального обучения, помогающий ликвидировать пробелы в знаниях, умениях, навыках учащихся, овладеть ключевыми образовательными технологиями, осуществить психолого-педагогическую поддержку ребёнка, а значит повысить уровень учебной мотивации.

Информационно-библиографический материал:

Об индивидуализации обучения. Определение понятий

Абанкина, сети общеобразовательных учреждений в регионах: результаты реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2007-2008 гг./ //Вопросы образования. - 2009. - №2. - С.5-17. Александрова, Е. Еще раз об индивидуализации старшеклассников/ Е. Александрова //Воспитательная работа в школе. - 2008. - №6. - С.27-46. Александрова, Е. Индивидуализация образования: учиться для себя / Е. Александрова /Народное образование. - 2008. - №7. - С.243-250. Зоткин, А. Индивидуализированное обучение в Англии и России / А. Зоткин, Н. Муха //Школьные технологии. - 2008. - №2. - С.42-47. Логинова, индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной траектории и проблема их проектирования // Биб-ка журнала «Методист».-2006.-№9.-С.4-7. Крылова, ребенка в образовании: проблемы и решения / // Школьные технологии.-2008. - №2. - С.34-41. Лернер, поиски смысла содержания образования как новая задача педагогики сотрудничества / //Известия Академии педагогических и социальных наук.- М.,2008. - Вып.12. Селиванова, и практика управления качеством образования старшеклассников в личностно-ориентированном образовании / // Профильная школа. - 2008. - №5. - С.4-8.

Индивидуальный маршрут

Анцупов, учебные планы в профильном обучении: практика, успехи, проблемы / , // Школьные технологии. - 2009. - №1. - С.116-121. Артемова, -профессиональный маршрут старшеклассников: проблемы, пути реализации/ //Профильная школа. - 2008. - №6. - С. 47-54. Башмаков, М. Индивидуальная программа: [Об индивидуальном маршруте обучения и попытке составить нормативный документ, отражающий этот метод, пишет академик РАО, профессор Марк Башмаков]. - (Электронный ресурс). - http://zdd.1september. ru/2005/04/10.htm Бессолицына, Р. Индивидуальный учебный план: проектирование, выбор, организация обучения/ Р. Бессолицына, А. Ходырев //Директор школы. - 2009. - №4. - С.58-63. Будинкова, учебные планы профильного обучения учащихся общеобразовательных учреждений/ //Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - №4. - С.63-68. Гавриленко, -образовательный маршрут: [алгебра и начала анализа]/ // Математика в школе. - 2007. - №3. - С.51-56. Горбачева, образовательный маршрут как условие осуществления психолого-педагогической коррекции дошкольников с проблемами в развитии / // Дошкольная педагогика. - 2008. - №4. - С.37-38. Декина, выбора индивидуального маршрута обучения / // Завуч. - 2004. - №6. - С.46-47. Журавлева, К. Обучение по индивидуальным учебным планам: повышение мотивации и возможность учащегося выбирать желаемую нагрузку/ К. Журавлева, Е. Зубарева, И. Нистратова, Е. Секачева // Директор школы. - 2008. - №3. - С.53-58. Зубарева, Е. Обучение по индивидуальным учебным планам / Е. Зубарева, Т. Кузнецова, О. Аникеева// Народное образование. - 2006. - №5. - С.91-98. Зубарева, Е. Школьное расписание… для каждого ученика / Е. Зубарева //Народное образование. - 2009. - №4. - С.205-208. Князева, образовательный маршрут ребенка как условие осуществления психолого-педагогической коррекции младших школьников с ЗПР/ // Коррекционная педагогика. - 2005. -№1. - С.62-66. Маничкина, познавательные маршруты как способ развития личности ребенка в условиях УДОД / , //Дополнительное образование и воспитание. - 2006. -№11. - С.23-27. Макотрова, программа развития старшеклассников в условиях профильного обучения / //Школьные технологии. - 2008. - №6. - С.104-108. Макотрова, образовательные программы при углубленном изучении химии / // Химия в школе. - 2008. - №1. - С.13-18. Проворова, образовательные маршруты в основе личностной ориентации учащихся в условиях межшкольного учебного комбината/ под ред. : [Электронный ресурс].- http://lib. hersen. spb. ru Рейндольф, предметного образовательного маршрута ученика на основе индивидуально-ориентированных средств обучения/ //Директор сельской школы. - 2007. - №3. - С.35-39. Рыжкова, И. Роль тьютора в составлении индивидуальной образовательной программы учащегося / И. Рыжкова // Справочник руководителя ОУ. - 2009. - №1. - С.58-61. Сергеева, образовательный маршрут ученика в рамках профильного обучения / //Администратор образования. – 2009. - №2. - С.66-69. Харченкова, И. Индивидуально-ориентированные учебные планы как средство для разработки индивидуально-образовательных программ / И. Харченко//Школьное планирование. – 2006. - №1. - С.106-111. Целищева, Н. Инновация без кавычек: обучение по индивидуальному плану: Творческое пространство московской сетевой экспериментальной площадки по этой теме – 150 школ / Н. Целищева // Народное образование. - 2009. - №4. - С.199-204. Цыбенов, материалы педагога и обучающегося по индивидуальному образовательному маршруту / //Практика административной работы в школе. - 2009. - №4. - С.48-52. Шапошникова, лингвистического профиля обучения в форме индивидуального учебного плана / , //Управление качеством образования. - 2007. - №4. - С.82-90. Ярулов, выполнения индивидуально-ориентированных учебных планов / // Школьные технологии. - 2004. - №3. - С.86-108. Ярулов, -ориентированный учебный план / //Школьные технологии. - 2004. - №6. - С.136-154.

Индивидуальная траектория обучения

Глушенкова, учебных умений и навыков (из опыта работы школы по формированию индивидуальной траектории воспитания и развития старшеклассников) / // Директор школы. - 2008. - №4. - С.73-77. Гормин, А. Модели индивидуальных траекторий обучения / А. Гормин //Директор школы. - 2007. - №1. - С.69-74. Евстифеева, О. На пути к школе индивидуального образования / О. Евстифеева // Директор школы. - 2004. - №4. - С.60-63. Индивидуальная образовательная траектория ученика //Начальная школа плюс до после. - 2007. - №12. Мелешко, В. Организация индивидуального обучения детей с особенностями в развитии / В. Мелешко // Социальная педагогика. - 2004. - №3. - С.86-87. Селиванова, субъектности педагогов и школьников в условиях профильного обучения: [внутришк. модель, разраб. и апроб. в гимназии №2 г. Кирово-Чепецка Кировск. обл.]/ // Профильная школа. - 2008. - №2. - С.8-13. Строкова, Т. Индивидуальные стратегии обучения: проектирование и реализация //Директор школы. - 2006. - №1. - С.42-47. Тоболкин, образовательный проект «Математическая биржа»/ //Одаренный ребенок. - 2009. -№3. - С.60-64. Туринова, построения личностной траектории обучения / //Образование в современной школе. - 2006. -№4. - С.48-54. Турчанинова, Ю. Индивидуальная образовательная траектория по-техасски / Ю. Турчанинова //Директор школы. - 2005. - №8. - С.55-59.

Индивидуальные траектории повышения квалификации

Квашнин, у педагогов компетентности в сфере информационно-коммуникационных технологий на основе построения индивидуальной образовательной траектории / //Стандарты и мониторинг в образовании. - 2009. - №2. - С.8-11. Лежнина, образовательный маршрут как инновация в профессиональной подготовке педагогов-психологов/ // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2009. - №2. - С.21-25. Рыхлова, методическая служба – конкурентоспособная Россия / : [работа методической службы по индивидуальному запросу педагога] //Методист. - 2007. -№7. - С.17-21. Саитбаева, системы дополнительного образования в формировании профессиональной готовности педагога к реализации профильного обучения / , // Профильная школа. - 2008. - №6. - С.54-60. Тутовская, как проектирование индивидуальной траектории развития учителя технологии: [в системе повышения квалификации учителя технологии школы Ханты-Манс. авт. окр.] / // Педагогическое образование и наука. - 2008. - №3. - С.56-61.

Индивидуальный образовательный маршрут -это персональный путь реализации личностного потенциала воспитанника в образовании интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного развития. Составляющей данного маршрута является индивидуальная карта развития ребенка - это документ, включающий в себя основные показатели развития ребенка, посещающего дошкольное образовательное учреждение, в динамике. Цель использования карты - выявление и обобщение в одном документе индивидуальных психофизических, личностных особенностей воспитанника, уровня психического развития, усвоения программного материала и как результат- проектирование индивидуального образовательного маршрута в рамках образовательного процесса конкретного дошкольного учреждения. В карту индивидуального развития были включены следующие показатели:

Характер адаптации ребёнка к условиям ДОУ;

Данные о состоянии здоровья ребенка, нарушения (осанки, развития стопы, зрения);

Данные об уровне физического развития ребенка;

Показатели уровня психического развития (познавательных процессов, свойств и качеств личности, уровень развития общения и деятельности);

Показатели уровня усвоения ребенком программного материала;

Показатели эффективности дополнительного образования; -уровень готовности ребенка к обучению в школе;

Сбор информации осуществлялся в процессе образовательной деятельности, в контакте с родителями, медицинской сестрой, воспитателем отвечающим за кружковую работу, в свободной деятельности детей.

При сборе информации придерживалась структуры индивидуального образовательного маршрута: постановка целей, определение задач образовательной работы, отбор содержания программного материала на основе образовательных программ, реализуемой в ДОУ, определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка, определение системы.

диагностического сопровождения, формулирование ожидаемых результатов. Для реализации данного подхода в своей работе выделила несколько этапов индивидуального образовательного маршрута:

1. Этап наблюдения.

2. Диагностический этап.

3. Этап конструирования.

4. Этап реализации

5. Этап итоговой диагностики. Остановимся подробнее на каждом этапе

Цель этапа наблюдения является выявление группы дошкольников, испытывающих трудности: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные или комплексные. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявленные трудности дошкольников»

Цель диагностического этапа является выявление причин трудностей ребенка. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявленные трудности дошкольников и их причины (на начало и конец сопровождения)».

Цель этапа конструирования является построение индивидуальных образовательных маршрутов для дошкольников, на основе выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей. Определение методов педагогической поддержки, содержания работы.

Индивидуальный образовательный маршрут может реализовываться во всех видах деятельности, в любое время, всё зависит от желания ребёнка, от его выбора, самоопределения. Учитывая, что ведущий вид деятельности ребёнка дошкольника - игра педагогу в реализации индивидуальных маршрутов помогает педагогический приём «поле чудес», где дети находят письмо, адресованное конкретному ребёнку с условными обозначениями задания.

Цель этапа итоговой диагностики является выявление результатов действия маршрута (трудность сохранилась или не сохранилась). По результатам наблюдения заполняется та же таблица.

С учётом данных этапов были составлены и реализованы индивидуальные образовательные маршруты, с учётом методов педагогической поддержки, содержания работы и причин, способствующих их возникновению. Поскольку индивидуальный образовательный маршрут определяется индивидуальной картой ребенка, то он включен в структуру портфолио дошкольника.Портфолио ребенка- это прежде всего копилка личных достижений малыша в различных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций.

Для реализации данного подхода придерживалась личностно-ориентированных форм общения с детьми, согласовала действия с медицинской сестрой учреждения, педагогом занимающимся дополнительным образованием в ДОУ.

В настоящее время индивидуальные образовательные маршруты разрабатываю для детей имеющих проблемы в освоении программного материала и в общении со сверстниками, карты развития имеют все воспитанники. При разработке индивидуального маршрута я выделяю следующие принципы: - принцип опоры на обучении ребенка, -принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний, как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуальной траектории развития ребенка, -принцип соблюдения интересов ребенка

Принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа - это опора предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка, ведущего в своем предельном выражении к стремлению "навешивать ярлыки", понимание того, что есть норма. "Нормы - это не среднее, что есть (или стандартное, что необходимо), а то, что лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного ребенка при соответствующих условиях, -принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.

Таким образом, складываются следующие этапы проектирования индивидуального образовательного маршрута, которые могут быть представлены следующим образом:

Определение потребностей и мотивов;

Постановка цели;

Разработка содержания; определение технологического инструментария;

Определение направлений диагностического сопровождения воспитанника;

Определение условий, обеспечивающих достижение цели;

Обсуждение результатов и корректировка. Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями воспитанника.

Таким образом, использование индивидуальных карт развития ребенка и индивидуальных образовательных маршрутов, способствуют развитию природного потенциала каждого ребенка, являются педагогической поддержкой личностного самоопределения воспитанника. Совокупность всех условий воспитании и обучения детей дошкольного возраста позволяет обеспечить такой уровень развития ребенка, который помогает ему успешно и без больших потерь войти в школьную жизнь.

Похожие публикации