Икона "Тайная вечеря": значение, в чем помогает. Икона в киоте "тайная вечеря"

Икона Господа "Тайная Вечеря"

Великий четверг - священнейший для всех христиан день


Тайная вечеря - это последняя трапеза Иисуса Христа с апостолами. Христос подытожил то, чему Он учил, и дал последние наставления Своим ученикам. "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга".

Он посвятил их в таинство Причащения: благословив хлеб, Он преломил его и раздал со словами: "примите, ядите: cue есть Тело Мое" а затем, взяв чашу с вином, сказал: пейте из нее все, ибо "cue есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов".

Тайная Вечеря. Конец XIV в. Андрей Рублёв


Он сказал, что один из учеников предаст Его, и что Петр трижды отречется от Него еще сегодня. "Рука предающего Меня со Мною за столом, впрочем, Сын Человеческий идет по предназначению...". "Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины". "Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему..." Спаситель приуготовил апостолов к служению. "Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир" - сказал Христос в своей молитве Отцу. Тайная вечеря, которая происходила в горнице одного из домов Иерусалима, обрела вселенское значение и непреходящий смысл.

Древний вышитый покров, Евхаристия - Таинство Причащения Апостолов

После вечери Христос пошел с апостолами в Гефсиманию. "...посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там. И, взяв с Собою Петра и обоих сынов Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною. И отошед немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты. И приходит к ученикам, и находит их спящими". Смысл этого эпизода огромен: Иисус Христос - истинный Бог, но Он и истинный Человек, и смертная тоска не была чужда Ему и посетила Его. Но Он поборол ее во имя спасения людей. Апостолы же не смогли победить всего лишь сонливость и засыпали трижды, несмотря на просьбу Учителя бодрствовать...


Трапеза. Христос только что сказал, что один из апостолов предаст Его. Ученики недоуменно и испуганно смотрят друг на друга. Кто предаст Христа? Предатель указан - Иуда, наклонившись, протягивает руку за хлебом. Его поза повторяет позу Иоанна - любимого ученика Христова, со смирением и теплотой склонившегося к Учителю. Преданность и предательство - как различить их за внешне одинаковыми движениями и позами? Это дается только духовным зрением...


Икона в киоте "Тайная вечеря"

Христос омывает ученикам ноги. Своим поступком он учит безоговорочному отрицанию гордыни. Смиренными должны пойти апостолы в мир, как Учитель. Сын молит Отца о чаше: ...впрочем не как Я хочу, но как Ты. И вот со множеством народа пришел Иуда. Иуда целует Христа. Апостолы в страхе отворачиваются. С этого момента начинаются страсти Господни...

Икона Тайная Вечеря.

Мозаика над Царскими вратами

главного иконостаса в Исаакиевском соборе. 1887 г.

По оригиналу С. А. Живаго (1805-1863)

Лицо Иуды на иконе не отмечено какими-либо неприятными чертами. Иконописец не считает себя вправе судить. Да и само предательство потому и является самым низким обманом, что прячется под маской преданности. Лицо Иуды - "как у всех"...

Тайная вечеря. Омовение ног. Конец ХV - начало XVI века

Тайная вечеря. Около 1497 г.

Тайная вечеря, Омовение ног, Моление о чаше, Предание Иуды.

Клейма иконы "Воскресение" Дионисия Гринкова. 1568


После омовения ног Христос возлёг с учениками за стол для вкушения пасхального агнца. Во время вечери он объявил ученикам, что один из них предаст его. Все поочерёдно спрашивали: " Не я ли, Господи?" В ответ Иуде Искариоту Христос тихо ответил: "Что делаешь, делай скореее" На этой вечере Христос установил таинство Причастия, в котором христиане под видом хлеба и вина принимают истинное Тело и истинную Кровь христовы. Христос занимает за столом первое место слева. Иуда простирает руку к чаше - символу искупительной миссии.



В Западной Европе с освоением концепции свободы воли утвердилось бесспорное осуждение Иуды: он мог не предать Христа, но в свободе своего выбора пошел по пути предательства. Это сразу же нашло свое выражение в живописи. Иуду стали изображать так, что по его отталкивающему лицу сразу же становилось ясно - он предатель. Одним из первых таким изобразил Иуду Джотто...

Верующие люди часто обращаются к ликам святых за помощью и обретением духовных сил .

Вера помогает о многих делах и ее символы должны присутствовать в доме настоящего христианина.

Многим верующим присутствие икон в доме помогает наладить благоприятную обстановку, а для кого-то они являются самыми сильными оберегами. Какие же иконы можно поставить в доме?

Образ Спасителя и Божьей Матери

Эта икона сохранит семейное счастье и благополучие. Поставить эту иконы лучше всего в самом красивом месте в гостиной. В русской православной традиции иконописания есть очень много образов Богородицы — Казанская, Владимирская пр. Все они помогают и хранят нас в самых разных жизненных ситуациях.

Венчальная икона

Если муж и жена повенчались, то самым сильным семейным оберегом для дома будет их венчальная икона. Она сохранит любовь, уважение, благополучие семьи и защитит от любых невзгод и трудностей.

Божьи Угодники

Уместно установить в домашнем иконостасе иконы Святых Угодников. Самые почитаемые из них — Николай Чудотворец , Сергий Радонежский и Серафим Саровский. Эти образа славятся своими чудодейственными силами и могуществом. Считается, что молитва, обращенная к Святым Угодникам, быстрее будет передана Богу.

Тайная вечеря

Если в вашей семье принято молиться перед трапезой, то на кухню можно повесить икону «Тайная вечеря», на которой изображены Иисус Христос и апостолы.

Иконы святых покровителей членов семьи

Уместно также размещать дома иконы Ангелов-Хранителей каждого члена семьи . При крещении каждому дается свой небесный покровитель, свой святой. Иконы этих святых станут хорошей защитой для каждого члена семьи. Особенно приемлемо будет установление иконы Ангелов-Хранителя в детской малыша.

Не забывайте бережно относиться к иконам. Старайтесь обращаться к ним не только в минуты горести и печали и с просьбами, но и во времена радости и счастья со словами благодарности. Желаем удачи и не забывайте нажимать на кнопки и

08.06.2015 09:51

Каждый родитель желает защитить свое драгоценное чадо и наставить его на верный и праведный путь. Узнайте, какие молитвы...

В православном мире есть особая икона, которая пользуется популярностью во всех странах. Ее название «Скоропослушница», ...

Сюжет и значение иконы тайная Вечеря. Символизм.

Одно событие — две традиции: Евхаристия и Пасха.

Тайная Вечеря — трапеза Иисуса Христа с апостолами, последнее событие в Его земной жизни, которое описали синоптики (от греч. «синопсис» - обозрение, общий обзор) в своих Евангелиях (первые три книги Нового Завета от Матфея, Марка и Луки).

Иисус днём отправил Петра и Иоанна в Иерусалим приготовить пасху. Ветхозаветная Пасха (дренеевр. «избавление») праздновалась за 1500 лет до Христа в связи с освобождением древних Иудеев от рабства Египта.

Вечером, в соответствии с древним обычаем, он опоясался полотенцем и омыл ноги ученикам, в том числе Иуде, хотя знал, что он предатель (предсказал, что один из учеников предаст Его). На изумлённый возглас Петра, последовал ответ, что по Его примеру они должны тоже мыть ноги друг другу, так как раб, не выше господина, а посланник «не больше» пославшего. Таким образом, Он показал истинное христианское смирение.

Во время трапезы с двенадцатью апостолами Спаситель раздал хлеб ученикам и сказал, что это Его Тело, а в чашах — Его кровь, которую Он прольёт за многих во искупление грехов. Он установил Новый Завет — Евхаристию (благодарение), Таинство причащения. Христос сказал, кто ест Его плоть и пьёт Его кровь, тот становится един с Ним. Он благословил учеников совершать это таинство до скончания века, так как это таинство — залог жизни в Нём и с Ним, пребывания в Боге сейчас и в будущем веке. Иуда тоже причастился, а потом первый покинул Вечерю, чтобы привести воинов и указать им своим поцелуем Учителя.

После вечери Иисус пошёл в Гефсиманский сад, взяв с собой только братьев Заведеевых и Петра. Он молился, скорбел и тосковал; просил Отца, если можно, чтобы миновала «чаша сия», но делай, «как ты хочешь, а не как Я». В этом эпизоде заложен смысл, что Христос — Бог, но Он и истинный Человек, которому не чужды человеческие страдания.

Установление таинства Евхаристии Православной Церковью вспоминается в Великий Четверг. А также ежедневно на литургии в молитве Иоанна Златоуста вспоминаются события Тайной Вечери.

Таинство причащения в церкви (благодарения Спасителя за пролитую кровь для спасения человечества от первородного греха) совершается ежедневно, кроме будней Великого поста. Чашу с Телом и Кровью Христа выносят к народу для причащения через Царские врата. Над Царскими вратами в иконостасе находится или Причащение Апостолов.

Праздник Новозаветной Пасхи апостолы наполнили новым смыслом — победой над смертью. В V веке Церковью были разработаны сроки и правила празднования Пасхи, упорядочив прежние каноны и обряды. Было принято, Пасха — праздник Воскресения Христа, а не воспоминание о смерти, как прежде. День празднования переходящий, так как происходит в первое воскресения после полнолуния, которое следует после весеннего равноденствия.

Множество икон и картин написано на сюжет Тайной Вечери. Одно из самых знаменитых произведений — фреска на стене трапезной монастыря Санта-Мария дела Грацие в Милане, написанная Леонардо да Винчи.

Иконы отличаются большим разнообразием сюжета. На некоторых иконах, подчёркивая предательство Иуды, он только один изображён без нимба, иногда он изображается с кошельком. На других, акцентируя внимание на Причащении апостолов, нимб только у Иисуса.

На данной иконе Иисус Христос — в центре с крестчатым нимбом. Остальные двенадцать апостолов без нимбов, Иуда ничем не отличается от других (подчёркивается его двуличие). Иоанн Богослов, самый юный апостол, припал к груди Иисуса. Видно, что апостолы обсуждают сказанное Христом.

Значение иконы « Тайная Вечера» трудно переоценить, так как она повествует и постоянно напоминает о том, что последовало после этого события: страдания Христа, Смерть, Воскресение. Кроме того, это событие способствовало актуализации Церкви, началом практической деятельности. Церковь жива Телом и Кровью Христа. Поэтому икона находится над Царскими вратами, а за Литургией совершается Евхаристия, данная Господом на Тайной Вечере.

В пятый день после входа Господа в Иерусалим значит, по нашему в четверг, (а в пятницу вечером надлежало заклать пасхального агнца), ученики спросили Иисуса Христа: "где велишь нам приготовить Тебе Пасху?"
Иисус Христос сказал им: "пойдите в город Иерусалим; там вы встретите человека, несущего кувшин воды; последуйте за ним в дом и скажите хозяину: Учитель говорит: где горница (комната), в которой бы Мне совершить Пасху с учениками Моими? Он покажет вам большую убранную горницу; там приготовьте пасху".

Сказав это, Спаситель послал двух учеников своих Петра и Иоанна. Они пошли, и все исполнилось так, как сказал Спаситель; и приготовили Пасху. Вечером того дня Иисус Христос, зная, что Он будет предан в эту ночь, пришел с двенадцатью апостолами Своими в приготовленную горницу. Когда все возлегли за стол, Иисус Христос сказал: "очень желал Я есть с вами эту Пасху прежде Моего страдания, потому что, говорю вам, уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием".

Потом встал, снял с Себя верхнюю одежду, препоясался полотенцем, налил в умывальницу воды и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан.Умыв ноги ученикам, Иисус Христос надел одежду Свою и, возлегши опять, сказал им: "знаете ли, что Я сделал вам? Вот, вы зовете меня Учителем и Господом и правильно зовете. Итак, если Я, Господь и Учитель ваш, умыл ноги вам, то и вы должны поступать так же. Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам". Этим примером Господь показал не только Свою любовь к ученикам Своим, но и научил их смирению, т. е. не считать за унижение для себя служить кому бы то ни было, хотя бы низшему себя человеку.

После вкушения ветхозаветной Пасхи еврейской, Иисус Христос установил на этой вечери таинство Святого Причащения. Потому и называется она "тайною вечерею".

Иисус Христос взял хлеб, благословил его, переломил на части и, подавая ученикам, сказал: Приимите, ядите; сие есть Тело Мое, за вас ломимое во оставление грехов", (т.е. за вас предается на страдание и смерть, для прощения грехов). Потом взял чашу с виноградным вином, благословил, возблагодарив Бога Отца за все Его милости к роду человеческому, и, подавая ученикам, сказал: "пейте из нее все, это Моя Кровь Новаго Завета, за вас Проливаемая во оставление грехов".

Слова эти означают, что под видом хлеба и вина Спаситель преподал Своим ученикам то самое Тело и ту самую Кровь, которые на другой день после этого Он предал на страдания и смерть за наши грехи. Как хлеб и вино стали Телом и Кровью Господа, это тайна, непостижимая даже для ангелов, почему и называется таинством. Причастив апостолов, Господь дал заповедь всегда совершать это таинство, Он сказал: "сие творите в Мое воспоминание". Таинство это совершается у нас и теперь и будет совершаться до скончания века за богослужением, называемым Литургией или Обедней.

Во время тайной вечери Спаситель объявил апостолам, что один из них предаст Его. Они этим очень опечалились и в недоумении, смотря друг на друга в страхе стали спрашивать один за другим: "не я ли Господи?" Спросил и Иуда: "не я ли, Равви?" Спаситель тихо сказал ему: "ты", но никто этого не слышал.

Иоанн же возлежал рядом со Спасителем, Петр сделал знак ему, чтобы он спросил, о ком говорил Господь. Иоанн, припадши к груди Спасителя, тихо сказал: "Господи! кто это?" Иисус Христос так же тихо ответил: "тот, кому я, обмакнув кусок хлеба, подам". И, обмакнув кусок хлеба в солило (в блюдо с солью), Он подал его Иуде Искариотскому, сказав: "что делаешь, делаей скорее".

Но никто не понял, для чего это Спаситель сказал ему. А так как у Иуды был ящик с деньгами, то ученики подумали, что Иисус Христос посылает его купить что-либо к празднику, или раздать милостыню нищим. Иуда приняв кусок, тотчас вышел. Была уже ночь.

Иисус Христос, продолжая беседовать с учениками Своими, сказал: "Дети! уже не долго Мне быть с вами. Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою. И нет больше той любви, как если кто положит душу свою (отдаст жизнь свою) за друзей своих. Вы - друзья Мои, если исполните то, что я заповедую вам". Во время этой беседы Иисус Христос предсказал ученикам, что все они соблазнятся о Нем в эту ночь, - все разбегутся, оставив Его одного. Апостол же Петр сказал: "если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь". Тогда Спаситель сказал ему: "истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде чем пропоет петух, ты трижды отречешься от Меня и скажешь, что не знаешь Меня".

Но Петр еще больше стал уверять, говоря: "хотя бы мне надлежало и умереть с Тобой, не отрекусь от Тебя". То же говорили и все другие апостолы. Но все же слова Спасителя опечалили их. Утешая их, Господь сказал: "да не смущается сердце ваше (т.е. не скорбите), веруйте в Бога (Отца) и в Меня (Сына Божия) веруйте".
Спаситель обещал ученикам Своим послать от Отца Своего другого Утешителя и Учителя, вместо Себя - Святаго Духа. Он сказал: "Я умолю Отца, и Он даст вам другого Утешителя, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, потому что Он с вами пребывает и в вас будет (это значит, что Дух Святый пребудет со всеми истинно верующими в Иисуса Христа - в Церкви Христовой).

Еще немного и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня; потому что Я живу (т.е. Я есть жизнь; и смерть не может победить Меня), и вы будете жить. Утешитель же Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что я говорил вам". Дух Святой - Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною" (Иоан. 15, 26-27).

Иисус Христос предсказал также ученикам Своим, что много зла и бед придется им вытерпеть от людей за то, что они веруют в Него. "В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь (крепитесь)", сказал Спаситель, "Я победил мир" (т.е. победил зло в мире).
Беседу Свою Иисус Христос окончил молитвой об учениках своих и обо всех, кто будет веровать в Него, чтобы Отец Небесный сохранил их всех в твердой вере, в любви и в единодушии (в единстве) между собой.
Когда Господь окончил вечерю, еще во время беседы встал с одиннадцатью учениками Своими и, воспев псалмы, пошел за поток Кедрон, на гору Елеонскую, в Гефсиманский сад.

По материалам сайта pravoslavie.ru

Накануне крестных страданий и смерти Господь Иисус Христос совершил с учениками Свою последнюю трапезу - Тайную Вечерю. В Иерусалиме, в Сионской горнице, Спаситель с апостолами праздновал ветхозаветную иудейскую пасху, установленную в память о чудесном избавлении еврейского народа от египетского рабства. После вкушения ветхозаветной еврейской пасхи Спаситель взял хлеб и, возблагодарив Бога Отца за все Его милости к роду человеческому, преломил и подал ученикам, говоря: «сие есть Тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание». Потом Он взял чашу с виноградным вином, также благословил её и подал им, говоря: «пейте из неё все; Ибо сие есть Кровь Моя Нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов». Причастив апостолов, Господь дал им заповедь всегда совершать это Таинство: «Сие творите в Моё воспоминание». С тех пор христианская Церковь за каждой Божественной литургией совершает Таинство Евхаристии - величайшее таинство соединения верующих со Христом.

Слово на Евангельское чтение в Великий Четверг (15.04.93 )

Вечеря Христова - тайная. Во-первых, потому, что ученики собираются вокруг Учителя, ненавидимого миром, ненавидимого Князем мира сего, пребывающего в кольце злобы и смертельной опасности, которая являет великодушие Христа и требует верности от учеников. Это требование, нарушенное страшным предательством со стороны Иуды и несовершенно исполняемое другими учениками, которые впадают в дрёму от уныния, от унылых предчувствий, когда им должно бодрствовать с Христом во время моления о Чаше. Петр в оторопи страха с клятвами отрекается от своего Учителя. Все ученики разбегаются.

Евхаристия. София Киевская

Но грань между верностью, хотя бы несовершенной, и полнотой остается. Это страшная грань: непримиримое столкновение между Его великодушием и святостью, между Царством Божиим, которое Он возвещает и приносит людям, – и царством Князя мира сего. Это настолько непримиримо, что, приближаясь к тайне Христа, мы оказываемся перед последним выбором. Ведь мы приближаемся ко Христу так близко, как верующие других религий и вообразить не могут. Они не могут вообразить, что можно так приблизиться к Богу, как мы, когда мы вкушаем Христову плоть и пьем Его кровь. Это помыслить трудно, а каково выговорить! Каково было апостолам услышать впервые слова, которыми Господь устанавливал истину ! И горе нам, если мы не испытываем хотя бы малой доли того трепета, который тогда должен был охватить апостолов.

Тайная вечеря является тайной и потому, что она должна быть укрыта от враждебного мира, и потому, что в ее существе - непроницаемая тайна последнего снисхождения Богочеловека к людям: Царь царствующих и Господь господствующих Своими руками омывает ученикам ноги и таким образом являет Свое смирение всем нам. Чем можно превзойти это? Только одним: предать Себя на смерть. И Господь делает это.

Мы - слабые люди. И когда наши сердца мертвеют, нам хочется благополучия. Но пока у нас живое сердце, грешное, но живое, - о чем тоскует живое сердце? О том, чтобы был предмет любви, бесконечно достойный любви, чтобы можно было такой предмет любви найти и служить ему, не жалея себя.

Все мечтания людей - неразумны, потому что это мечтания. Но они живые, пока живое сердце стремится не к благополучию, а к жертвенной любви, к тому, чтобы нас обрадовали неизреченным великодушием к нам и чтобы нам какой-то долей великодушия ответить на это и верно послужить Царю царствующих и Господу господствующих, который так великодушен к Своим слугам.

Господь наш в лице апостолов назвал нас своими друзьями. Об этом более страшно подумать, чем подумать о том, что мы рабы Божьи. Раб может в поклоне спрятать глаза; друг не может уклониться от того, чтобы встретить взгляд своего друга - укоризненный, прощающий, видящий сердце. Тайна христианства, в отличие от мнимых тайн, которыми ложные учения соблазняют людей, - это как непроницаемая для взгляда глубина прозрачнейшей воды, которая, однако, так велика, что дна мы не видим; да и нет его - дна.

Что можно сказать в этот вечер? Только одно: что Святые Дары, которые будут нам вынесены и поданы, - это те самые тело и кровь Христовы, которые в невообразимом потрясении сердца вкушали апостолы. И это наше собрание - это та самая длящаяся Тайная вечеря. Будем молиться, чтобы нам не выдать Божьей тайны - тайны, которая сплачивает нас со Христом, чтобы мы пережили эту теплоту тайны, не предали ее, чтобы мы ответили на нее хотя бы самой несовершенной верностью.

Тайная Вечеря в иконах и картинах

Симон Ушаков Икона “Тайная вечеря” 1685 Икона помещалась над Царскими вратами в иконостасе Успенского собора Троице-Сергиева монастыря

Дирк Баутс
Таинство причастия
1464-1467
Алтарь церкви святого Петра в Лувене

Омовение ног (Иоанн 13: 1 – 20). Миниатюра из Евангелия и Апостола, XI в. Пергамент.
Монастырь Дионисиат, Афон (Греция).

Омовение ног; Византия; X в.; местонахождение: Египет. Синай, монастырь св. Екатерины; 25.9 x 25.6 см.; материал: дерево, золото (сусальное), пигменты натуральные; техника: золочение, темпера яичная

Омовение ног. Византия, XI в. Местонахождение: Греция, Фокида, монастырь Осиос Лукас

Юлиус Шнорр фон Карольсфельд Тайная Вечеря Гравюра 1851-1860 Из иллюстраций к “Библии в картинках”

Омовение ног. Статуя перед Dallas Baptist University.

Похожие публикации