Город солнца в хакасии общины. Город солнца или секта виссариона

Сложно определиться с чего начать, и о чем рассказать больше, когда эмоции захлестывают, а впечатления переполняют. Именно такие ощущения остались после очередной поездки выходного дня. Очередной, но не обычной.

- «Есть желание в выходные поехать в город Солнца?» - такой вопрос буквально «свалился на голову» в середине недели. Долго раздумывать не пришлось. Можно ли упустить возможность посмотреть своими глазами как живет община, о которой так много говорили лет 15-20 назад. И с основателем которой, Виссарионом, довелось общаться лично для телевизионного материла в те же далекие годы. Тогда строительство города Солнца был проектом. А что же сегодня?

Справка из Википедии: «Церковь последнего завета (до 2000 года Община единой веры) (виссарионовцы) - новое религиозное движение, которое основал Сергей Тороп (называющий себя Виссарионом) в 1991 году под названием „Община Единой Веры“. Официально зарегистрирована в Министерстве юстиции РФ 21 декабря 2000 года (Свидетельство о государственной регистрации религиозной организации № 575)».

Вот эта самая община и построила свое поселение, город Солнца, в глухой тайге Курагинского района, рядом с озером Тиберкуль. Одно только месторасположение воодушевляет, ведь там нетронутая природа.




1 / 3

Добирались больше двух часов до места базирования, деревни Петропавловка. Колоритное селение. Первое, что бросилось в глаза - новостройки. Стареньких домов единицы. Преимущественно новые, из дерева, с разной архитектурой и масштабом. Это одна из деревень, где живут представители общины в соседстве с коренными жителями этих мест. Точнее, наоборот, поскольку процентов семьдесят на сегодня - это уже приехавшие из разных уголков страны и мира люди. Например, мы остановились в единственном на всю общину немецком гостевом доме. Немецкий он потому, что его построила немка специально для общины. И на этом принадлежность к этой стране заканчивается. Обычный дом, с деревенским бытом. Но, сделанный со вкусом, и содержащийся смотрителями с любовью и заботой.





1 / 4

То, что здесь люди, строясь, вкладывают душу, и буквально реализуют свои мечты и себя самих в архитектуре домов, стало очевидно с первого же путешествия. Отправившись посмотреть Гуляевские пороги, мы все обратили внимание на очень разные виды домов в каждой из деревень по пути. Но это было только начало впечатлений. Поскольку открывшийся вид бурлящей стихии вызвал настоящий восторг! Слияние в одном пейзаже мощи воды, стойкости камня и изящества рисунков природы заворожило. Чарующая тайга, величественные скалы, хрустальная вода. Этот участок реки Казыр напомнил, что природа - хозяйка: величественная, щедрая, вольная, а мы всего лишь гости, преклоняющиеся перед ее царственной особой.






1 / 5

Грандиозно и мило - два эти понятия слились в одно целое и на Гуляевских порогах и, позже, в городе Солнца. В главное место путешествия отправились на следующий день. Еще одна дорога, которая, несмотря на протяженность 50 километров, заняла 2,5 часа пути. Сначала на транспорте, по недавно проложенной среди тайги грунтовой дороге, с кочками, ухабами и трудно проходимыми участками. Затем пешком три километра, от площадки, где оставляют транспорт приезжие, до центрального места общины.



1 / 2

На подходе к поселению, у пропускного пункта, нас встретил проводник. Улыбчивый и душевный Геннадий, богатырь, как мы его между собой прозвали, повел нас по городу Солнца, отвечая на многочисленные вопросы о жизни общины. Подумать только, ведь еще 20 лет назад здесь, на всей этой территории, была глухая, непроходимая тайга. А теперь многочисленные подворья и дороги, некоторые даже с системами слива (чтобы не размывало). Четырнадцать улиц, которые расходятся от центра лучами с буквально сказочными названиями: «Млечного пути», «Алмазных рос», «Хрустальных врат», «Детских грёз».

На всей территории города, который, кстати, местные жители называют Обителью рассвета, ни одного забора, разве что живая изгородь. Безудержная фантазия, выраженная в форме и крышах домов. Простор и заботливое обустройство каждого участка таежной земли площадью 250 гектаров. Около 300 человек с разных уголков земли, выбрали своим домом это место. Каждый день, рано утром они собираются «на круг» - центральную площадь со святыней, где распределяются работы на день. Женщины трудятся дома и на огородах, мужчины занимаются строительством и разными ремеслами.






Гость РОДИНОК — Александр Кузнецов (Красноярск).
18 августа Община отмечает праздник под названием День Добрых плодов. Самый красочный и многочисленный. На несколько дней в поселок Петропавловка собираются множество последователей (так себя называют сами верующие) и многочисленные гости. Главные события происходят на острове Праздничном.
На острове находится палаточный городок, все живут приехавшие, Город Мастеров, где происходит выставка-ярмарка, детские площадки, подворья деревень….
Каждый год программа праздника меняется, но неизменны всегда всеобщие хороводы, концерты, шествия к храму со свечами, выход Виссариона к собравшимся, Слово Учителя, как это там называется)….
В том году танцевали сиртаки, кажется…На снимке не Виссарион. Но многие, а все многие исключительно в белых одеяниях, так на него похожи…
А выход Учителя, для собравшихся, это как явление Бога.

© Александр Кузнецов, съемка 18.08.2001

«Город Солнца». Община Виссариона.

После развала СССР, на территории ставшей свободной от коммунистической идеологии, стали действовать сотни различных религиозных сект.
В Сибири, на юге Красноярского края более 15 лет существует так называемая Община Виссариона. Официальное название - Церковь последнего завета.
Ее основатель, глава церкви и идейный вдохновитель- Сергей Анатольевич Тороп, бывший сотрудник милиции и художник - любитель из города Минусинска Красноярского края, — назвавший себя именем Виссарион.

По его утверждению, в мае 1990 года он «прозрел» и принял крещение от небесного Отца, получив новое имя, и «благословление» на создание единой объединяющей веры.

18 августа 1991 года Виссарион прочел первую проповедь. Он объявил себя мессией,
и призвал сторонников селиться в таежных поселках недалеко от его резиденции.
Люди из со всей России продавали свои дома, имущество, покупая себе дешевое жилье поближе к Виссариону, а все оставшиеся деньги отдавали Общине.
Сам Виссарион и его ближайшие сподвижники живут в так называемом «Городе Солнца».
Это поселение, основанное Общиной в тайге в районе озера Тиберкуль в Курагинском районе Красноярского края. Власти района выдели 250 гектаров земли для создания «экспериментального экологического поселения».
Сегодня «Община Виссариона» насчитывает около 10000 последователей, половина которых проживает в Красноярском крае.

На своих последователей Виссарион наложил множество ограничений.
Запрещено потребление мяса и рыбы, молочных продуктов, сахара, меда, хлеба из магазина.
Разрешены продукты с собственного огорода и из тайги: ржаной хлеб из муки, замешанной на воде, крупа (рис, гречка, перловка), чечевица, соя и овощи

Главное занятие членов секты после трудового дня - чтение молитвенных правил, посещение общественных собраний, и ожидание Судного дня.
Конец света назначался Виссарионом уже несколько раз. Сначала в 1997 году, потом в 2003 , теперь его отложили, кажется, до 2015 году. Согласно учению Виссариона спасутся только живущие в Городе Солнца.
Одним из главных праздников в Общине является День Первой проповеди 18 августа, называемый Праздником Добрых Плодов.
В этот день в поселке Петропавловка, где находится еще одна резиденция Виссариона, проходят массовые молитвы, богослужения, песнопения, танцы, концерты.
На несколько дней вся Община,радуясь жизни, собирается вместе, чтобы потом снова разъехаться в свои таежные убежища и жить в ожидании скорого Конца Света.

Еще недостроенный Культурно-выставочный Центр в Петропавловке.
Ожидание встречи с Виссарионом. 20.08.2002.

Женщины во время праздников, да и в обычные дни, одеты в наряды какого то 19 века. Шьют сами и исключительно красиво.
На снимке Наденька во время показа мод, для забредшего в Черемшанку фотографа.
Октябрь 2002

Река Казыр на время августовского праздника, естественно становится Иорданью,
Где по время «Шествия от Храма к Острову Праздничному» и происходит «Таинство омовения в реке», эти названия из текста программы.
На снимке элемент детской гимнастики, папа с ребенком. Ничего страшного, к стати, ребенку очень нравилось. 18.08.2002

Кузов автомобиля «Урал» или «Краз», не помню точно. Последователи из деревень едут в Город Солнца, для проведения общественных работ. В так называемом Городе Солнца живут семьи только наиболее ближайших последователей, все остальные в деревнях Курагинского, Каратузского, Минусинского районов… По моему, собравшиеся были очень счастливы поехать на общественные работы.
Октябрь 2002.

Январь. Несколько дней продолжается шествие верующих на вершину горы Сухая, рассчитанное так, чтобы в Рождество (14 января — День рождения Виссариона), все дошедшие могли услышать его проповедь.
Несколько сотен людей, одетых в праздничные белые одеяния, с флагами и свечами от каждой из деревень Общины, идут более 40 км, ночуя во встречных поселениях.
Очень холодно было мне провести ночь в Городе Солнца у костра. Наверное, под -40
была температура. Под утро я не выдержал и завалился спать в переполненную ближайшую палатку. Дойдя с верующими до вершины горы, самого выхода Учителя я уже не стал дождаться. В своих обращениях к народу во время праздников, каждую фразу, он повторяет трижды,как малым детям. Для меня это было слишком большим испытанием. 14.01.2003

Красноярский край с его безбрежной тайгой, безграничной тундрой, потаенными скалами и нехоженными просторами всегда становился местом притяжения для различных закрытых сообществ: староверов самых разных течений и толков, строителей бесклассового общества и бессчётных сект - все они в разные времена строили здесь свои общины и «города мечты». Сегодня расскажем о, пожалуй, самых известных из них – виссарионовцах, они же – последователи «Церкви последнего завета».

Рождение миссии
История одной из самых известных в России религиозных сект началась довольно банально. Жил в тихом городе Минусинске весьма бледный, но, как водится, горящий взором юноша по имени Сергей Тороп. Жил не то чтобы плохо, но как-то бессистемно: работал то слесарем, то электриком, то физкультуру преподавал, в общем, не складывалось у Торопа с делом жизни. К 1989 году все, вроде как, устаканилось: пошел Сергей работать в ГАИ, службу нес весьма успешно, и, может быть, дослужился б до майора, но именно в это время в моду на территории издыхавшего уже СССР вошли оккультизм, мистика и разного рода духовные поиски.

Фото: freelance-tomsk.ru

И затянуло Торопа мистическое болото, начал он по «аномальным» зонам разъезжать, искать тарелки, барабашек отлавливать, литературку разную почитывать и к девяностому году просветлел окончательно, уволился из ГАИ, целиком отдался поискам смысла жизни. Через год лихорадочной духовности Сергей Тороп почил в бозе, а вместо него Минусинск увидел прекрасноволосого учителя по имени Виссарион.

Первые шаги

«Либо я не изменю лик, который для меня истинный, либо я расстаюсь с деньгами, которые накопил», - томно вещает длинноволосый мужчина с отстраненным взглядом. На дворе 14 мая 1991 года, на экране телевизоров помидорного края первая телевизионная проповедь будущего властителя многотысячной секты. Проповедь нашла отклик в сердцах минусинцев, а потом и жителей сопредельных земель, и скоро Виссарион в ранге сперва доверенного лица Иисуса, а затем и в роли него самого едет по России и восточной Европе.

В 1992 году последователи получают собственное Священное писание под редактурой бывшего барабанщика группы «Ласковый май» Вадима Редькина. Книга представляет собой диковатую окрошку из Библии, Талмуда, Корана, Бхагавадгиты, учений Блаватской и Рерихов, густо приправленную марксизмом и размышлениями самого Виссариона. Вооруженная «Последним заветом» секта начинает с утроенной силой штурмовать мозги окончательно потерявшего ориентиры постсоветского гражданина.

Уже в 1995 году активисты общины начинают строительство в Курагинском районе Красноярского края экологического поселения Тиберкуль или «Обители рассвета». Местные власти выделяют под это дело 250 гектаров земли. Так появляется «Город Солнца».

Город де Сад

«Прилетит комета Нибиру, планету большей частью покроет песок, а в штате Невада США весной 2001 года произойдёт самовзрывание ядерных боеголовок», - пророчествует Виссарион, обещая грядущий апокалипсис и уничтожение всего неверующего в бога населения к 2007 году.

От мучительной гибели, естественно, есть спасение, нужно лишь укрыться в построенном последователями мессии Городе Солнца, куда не долетят боеголовки, не проникнет радиация, где не вырастут ядерные грибы, а почва не сплавится в стекло от невыносимого жара.

Принимают в поселение лишь вернейших и преданнейших. Для просто верных и преданных существуют поселки Черемшанка и Петропавловка. И если в сам град на горе посетителей пускают неохотно, да и добраться туда по тайге непросто, то в Черемшанке, а особенно в Петропавловке, всегда рады гостям.

Посетителей встречают бревенчатые дома и храмы в старорусском стиле, построенные среди безупречных английских газонов и живых изгородей. На чистейших улицах непрестанно улыбающиеся люди на велосипедах, в каждой избе мольберты и музыкальные инструменты. После грязи и тлена соседних, не сектантских, поселков контраст поразительный.

Жителям города нельзя есть мяса и рыбы, молочных продуктов, сахара, меда, поэтому в магазинах лишь крупы и экопродукты и, естественно, никакого алкоголя.

Житель поселка обязан платить десятину, причем каждый старается отдать побольше. Во все стороны света разъезжаются из селений на заработки строительные бригады, им всегда есть работа. Виссарионовцы не пьют, не ленятся, работают на совесть, приумножая богатства общины.

Но несмотря на все эти витринные прелести, есть у лесной безмятежной жизни и весьма зловещие признаки. Во-первых, конечно, лютый тоталитаризм, по сравнению с которым маоистский Китай - просто сборище анархистов. Властвующий над окрестностями живой бог может невозбранно разъединять семьи, отнимать имущество, изменять правила жизни всей общины по своему вкусу. Если завтра Виссарион прикажет убивать, многие из его последователей, даже не задумываясь, возьмутся за ножи.

Во-вторых, жесткая веганская диета, тяжелый труд и отказ от современной медицины влияют на здоровье членов общины не лучшим образом.

В-третьих, дети сектантов не получают образования и чаще всего не могут вести жизнь, отличную от выбранной родителями. Ну и наконец, главное: что будет, когда земной путь божества прекратится? Сейчас Виссариону 55, он бодр и крепок, но кто знает, что случится через 15-20 лет.

Куда смотрят власти?

Несмотря на двусмысленный характер Виссарионовских поселений, ни одной более или менее серьезной попытки задавить секту власть не предпринимала. 24 июня 1994 года «Община Единой Веры» без проблем была зарегистрирована Управлением юстиции Красноярского края. Потом не раз проходила перерегистрацию, а в 2000 году организация «Церковь Последнего Завета» была переаттестована Министерством юстиции РФ.

Причины такой лояльности называют разные: от поддержки на выборах губернатора Хлопонина до тайной веры властей в могущество Виссариона. Но, скорее всего, государство просто боится трогать крепкую и фанатичную организацию. В 1974 году в джунглях Гайяны в поселении Джонснтаун 918 участники секты «Народный храм», опасаясь атаки от государства, покончили жизнь самоубийством. С тех пор подобные организации без нужды стараются не трогать. Так что сколько еще простоит среди сибирской тайги город Солнца, никому не известно.

Фото Михаила Маклакова.

Самозванец и лжехристос Виссарион , обосновавшийся в глухой деревне Красноярского края, продолжает вербовать свои жертвы по всей России.

"В моей семье произошла беда. Супруга и двое малолетних детей всего лишь один раз сходили на видеопроповедь Виссариона. После этого она перестала кормить детей нормальной пищей и давала им есть только овес и проращенную пшеницу (все в сыром виде, пропуская через мясорубку). Через несколько дней членами этой организации они были отправлены в г. Минусинск Красноярского края для якобы новой счастливой жизни. Задав вопрос по телефону одному из агитаторов Виссариона, для чего они сманивают туда людей, получил ответ: "Для создания нового общества и продолжения человеческого рода, который будет жить в XXI веке. Скоро наступит конец света, и мы будем дышать не через легкие, а через кожу и перейдем в пятое измерение". В данный момент супруга и дети находятся в тайге и неизвестно, что с ними. Опасаясь за здоровье и жизнь детей, прошу вас принять меры для закрытия этой секты... ". Письма, подобные этому, сотнями приходят в различные инстанции – от прокуратуры до Московского Патриархата – от родственников попавших в виссарионовы сети людей. Кто же такой этот Виссарион, за которым тысячи людей из благоустроенных городов европейской части России устремились в глухой медвежий угол?

Наша справка. Тороп Сергей Анатольевич, 1961 года рождения, уроженец г. Краснодара. В шестилетнем возрасте переехал с родителями в Сибирь. По окончании средней школы служил в стройбате. После армии пробовал себя в 7 профессиях: был слесарем, тренером, художником-мистиком и даже сержантом милиции. Женат. В 1991 году на бывшего сержанта вдруг снизошло озарение и он объявил себя Христом – Богом, вторично пришедшим в мир во плоти. Он нарекся Виссарионом и принялся колесить по российским городам со своими проповедями, собирая по пути не только паству, но и многомиллионные (в ценах того времени) пожертвования.

Деньги эти ему были нужны для возведения на горе Сухой на юге Красноярского края "Города Солнца". Следом за ним "на землю обетованную" потекли толпы паломников. Они продавали квартиры в Москве, Петербурге, Риге, Алма-Ате, Кишиневе, Новосибирске, бросали свои семьи, а иногда и вместе с ними приезжали в таежный поселок Черемшанка, покупали здесь за гроши дома, а оставшиеся деньги отдавали общине.

Работать и молока не пить

Среди живших (и живущих) в общине высок процент людей с высшим образованием: химики и физики (несколько кандидатов и докторов наук), инженеры, учителя, художники, архитекторы, офицеры запаса и даже один бывший командир подводной лодки. Что же заставило этих людей забыть обо всем на свете и броситься в этот омут? "Живые" проповеди Виссариона, ровно как и его видеоаудиопроповеди, несут в себе элементы гипнотического внушения, они буквально кодируют людей, - считает известный врач, доктор медицинских наук иеромонах Анатолий Берестов, излечивший в своем реабилитационном центре многих представителей тоталитарных сект, в том числе и нескольких виссарионовцев. – Этот человек явно владеет психотехнологиями, воздействующими на подсознание человека, – аналогичными тем, что практиковали руководители "Белого братства".

Организация, созданная Сергеем Торопом, несколько раз меняла названия и наконец зарегистрировалась в 1996 году как Церковь Последнего Завета. В деревнях Курагинского района нынче насчитывается более 3 тысяч новопоселенцев – адептов ЦПЗ.

Три дня в неделю виссарионовцы обязаны отрабатывать на строительстве "Города Солнца" на горе Сухой. Естественно, бесплатно. Остальное время занимаются добычей пропитания (это, как правило, земледелие) и своим "духовным самосовершенствованием".

Питаются поселенцы сугубо вегетарианской пищей. В отличие от вегетарианцев им воспрещается потребление не только мяса и рыбы, но и молочных продуктов, сахара, меда, хлеба из магазина и... инжира (как "иностранного" продукта). По воскресным дням послабление: можно вкушать растительное масло. На стол подаются продукты с собственного огорода и из тайги: ржаной хлеб из муки, замешанной на воде, с добавлением ореха и изюма, крупа (рис, гречка, перловка), чечевица, соя и овощи. Прием пищи у них происходит два раза в день. Ощущать постоянное чувство голода – естественное состояние для виссарионовца.

Какова же реальная картина их здоровья, никто не знает. Сектанты, как правило, отказываются от медицинской помощи. Далеко не все они зарегистрированы не только в поселковых пунктах здравоохранения, но и в местных органах власти. По сведениям Комитета по спасению молодежи от тоталитарных сект, в местной курагинской районной больнице от физического и нервного истощения умерли три поселенца (один из них – ребенок).

Побывавшие в Черемшанке с удивлением отмечают, что виссарионовцы не только внешне похожи друг на друга (общим выражением заторможенности на лицах), но даже и мыслят одинаково. И доктор наук, и неграмотный крестьянин говорят одно и то же: "Нам нравится заниматься земледелием" , "наша община – единая семья" , "мы построим общество, где не будет денег" , "мы не знаем, что с нами будет через миг, а не то что на следующий день"...

Кукловоды

Кроме ЗАО "Табрат" , созданного виссарионовцами для строительства "Города Солнца" , верхушка ЦПЗ вошла в так называемое "отделение "Тиберкуль" (по названию озера у горы Сухой), которое в свою очередь является структурным подразделением Международного социально-экологического союза, имеющего филиалы в 17 странах мира (штаб-квартира российского филиала находится в Москве). И не случайно интернетовская страница Виссариона находится на сайте американского СоЭС. Именно из США Виссарион получил уже около десятка грантов на свою деятельность. Возникает вопрос: неужели в солидной международной научной структуре поверили, будто он Христос?

Дело, конечно, не в этом. Просто здесь совпали интересы Виссариона с интересами деятелей от экологии. А где же еще, скажите, можно набрать тысячи добровольцев, которые согласились бы участвовать в многолетнем эксперименте под названием "Выживание человека в условиях нарастания социальных и природных катаклизмов"?! Смысл которого: сможет ли человек выжить среди дикой природы Сибири без мяса и молока, питаясь одной соей и растительной пищей?

Обращает на себя внимание и тот факт, что, по геолого-разведывательным данным, в горе Сухой имеются залежи металлов.

Несчастные матери тратят последнюю копейку, чтобы навестить в таежной глухомани своих "блудных" детей. Своими впечатлениями о поездке в Черемшанку делится Мария Михайловна Иванова (фамилия изменена), побывавшая там недавно вместе с группой других родительниц.

"Столько лет идет речь о строительстве "Города Солнца" , а воз и ныне там. К горе Сухой паломников доставляют на машине, далее 10 км они идут пешком. У подножия горы их встречают "белые христовы воины". Подъем продолжается до уступа, где их встречает сам Виссарион и где они прослушивают очередную его проповедь. Он стоит вверху, а все паломники внизу. Сразу же после проповеди всех разворачивают и ведут вниз... На горе Сухой имеются два плато. Одно повыше и поменьше – для "Небесной обители" , где уже построены часовня и три дома, – для самого Виссариона, его апостола Вадима Редькина и священника Чевалкова. Другое – пониже и побольше – здесь должен быть построен город. В прошлом году Виссарион благословил перебраться сюда на строительство 40 семей. Они продали свои дома в деревне, отдали эти деньги Виссариону и вместе со всем имуществом перебрались на гору. К сегодняшнему дню там построено всего несколько бревенчатых изб. Мой сын говорит, что остальные будут жить во времянках и термосах. Термоса – это временное жилье, построенное по типу теплиц: четыре столба, обтянутые в два слоя пленкой... "

На обратном пути из Сибири Марии Михайловне довелось ехать в одном купе вместе с активным виссарионовцем Славой Авдеевым из Воронежа, который в конце пути признался: "Я с Виссарионом с 1992 года и все больше прихожу к мысли, что он не тот, за кого себя выдает. Сколько лет туда приезжаю, и все хуже становится". Что ж, лучше поздно, чем никогда.

Похожие публикации