Гоголь ночь перед рождеством основная мысль. Анализ «Ночь перед Рождеством» Гоголя

«Ночь перед Рождеством»

Тема урока: основная мысль повести «Ночь перед Рождеством»

Преображение человеческой души

Цели: 1)помочь учащимся проникнуть в мир на примере изучаемой повести; 2)формировать умение узнавать в тесте художественные изобразительные средства, давать характеристику литературным героям, проводить самостоятельное исследование текста, развивать у учащихся умение анализировать и обобщать прочитанный текст, формулировать основную мысль; 3) учить навыкам работы в группах; 4) создать позитивный настрой.

1.Волшебный мир природы в повести (художественные изобразительные средства в тексте: олицетворение, эпитеты, сравнения), чтение отрывков:

Описания природы и народных гуляний в селе;

2.Народные обычаи в повести Гоголя.

3.Викторина (по содержанию).

4. Защита проектов:

Описание внешности героя (портрет – художественное средство);

Черты характера;

5. Самостоятельная работа в группах:

Благодаря каким качествам характера и благодаря кому добивается своей цели главный герой?

6. Чтение эпилога:

Что происходит с Оксаной в церкви? (раскаивается)

Почему Вакула проспал службу? (расплата за общение с нечистой силой)

7. Итог урока. Формулирование основной мысли повести «Ночь перед Рождеством». Символическое значение образа Оксаны - жены Кузнеца.

8. Викторина «Угадай героя»

9. Рефлексия:

- «Как я оцениваю свою работу на уроке?»

10. Домашнее задание.

Оборудование: музыкальный фрагмент, портрет писателя, презентация урока.

Ход урока

1.Оргмомент. Мотивация учащихся к работе . Деление на группы.

Предлагаю Вам прослушать данные отрывки и определить, какой из отрывков принадлежит перу.

1) Наше Рождество подходит издалека, тихо. Глубокие снега, морозы крепче. А мороз такой, что воздух мерзнет - Инеем стоит; туманно, дымно. …А снег повалит - потерял дорогу! Мужики, в тулупах, как в лесу. Народ гуляет, выбирает. Собаки в елках - будто волки, право. Костры горят, погреться. Дым столбом. Сбитенщики ходят, аукаются в елках: "Эй, сладкий сбитень! калачики горячи!.." В самоварах, на долгих дужках, - сбитень. Сбитень? А такой горячий, лучше чая...На снежку, в лесу... приятно! … Морозная Россия, а... тепло!.. А звезд все больше. А какие звезды!.. Форточку откроешь - резанет, ожжет морозом. А звезды!.. На черном небе так и кипит от света, дрожит, мерцает. А какие звезды!.. Усатые, живые, бьются, колют глаз. В воздухе-то мерзлость, через нее-то звезды больше, разными огнями блещут - голубой хрусталь, и синий, и зеленый, - в стрелках.

(«Рождество».)

2) Дело было о святках, накануне Васильева вечера. Погода разгулялась самая немилостивая. Жесточайшая поземная пурга, из тех, какими бывают славны зимы, загнала множество людей в одинокий постоялый двор, стоящий бобылем среди гладкой и необозримой степи. Тут очутились в одной куче дворяне, купцы и крестьяне, русские… Соблюдать чины и ранги на таком ночлеге было невозможно: куда ни повернись, везде теснота, одни сушатся, другие греются, третьи ищут хотя маленького местечка, где бы приютиться; по темной, низкой, переполненной народом избе стоит духота и густой пар от мокрого платья. Свободного места нигде не видно: на полатях, на печке, на лавках и даже на грязном земляном полу, - везде лежат люди. Хозяин, суровый мужик, не рад был ни гостям, ни наживе.

(«Запечатленный ангел».)

3) Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь поступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрып мороза под сапогом слышался за полверсты. Еще ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принаряживавшихся девушек выбежать скорее на скрыпучий снег. Тут через трубу одной хаты клубами повалился дым и пошел тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле.

(«Ночь перед Рождеством».)

Почему Вы решили, что последний отрывок взят из произведения? (В третьем отрывке, в отличие от первых двух, присутствуют элементы фантастики, сказки (появляется ведьма)).

Найдите в тексте этот отрывок!

Какой прием помог – писателю сделать текст сказочным, волшебным. Найдите примеры использования этого приема в тексте (Олицетворение: «глянули звезды», «месяц величаво поднялся», «месяц заглядывал украдкою, как бы вызывая… девушек выбежать скорее на скрипучий снег»).

Как вы помните, повесть «Ночь перед Рождеством» входит в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки». В 2011 году у этой книги юбилей, ей исполняется 180 лет. В 1831 г. вышла первая книга “Вечеров”. С восторгом встретил появление сборника: “Сейчас прочёл “Вечера близ Диканьки”. Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая. А местами какая поэзия! Какая чувствительность!”

2.Объявление темы и задач урока.

Запись темы. «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Слайды 1-2 (по щелчку)

Слово учителя.

Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами продолжим изучение повести «Ночь перед Рождеством». Тема нашего урока: «Основная мысль повести». Вы продолжите начатую работу в группах, расскажите о героях, которых выбрали для анализа, т. е. дадите ему характеристику. И, конечно же, мы с вами продолжим наслаждаться удивительным миром гоголевской прозы. Создавая «Вечера на хуторе близ Диканьки», Гоголь использовал устное народное творчество. Начинающий писатель изучал книги, посвященные фольклору, обращался к родным и знакомым с просьбой собирать для него украинские «всевозможные поверья и обычаи», а также устные рассказы.

С первых строк писатель погружает нас в необыкновенную, волшебную атмосферу ночи. Для чего он это делает? (готовит нас к тому, что должно произойти чудо!)

Дело в том, что ночь не простая. В повести описан Сочельник - вечер накануне Рождества. Согласно Библии, Рождество знаменует появление на свет Иисуса Христа. С давних пор в народе считалось, что в этот вечер с наибольшей полнотой проявляет себя всякая нечистая сила. И Гоголь не случайно изображает именно в эту ночь появление ведьмы и черта на небе, кражу чертом месяца.

Слайд 3 (по щелчку)

Гоголь, хорошо знавший традиции своего народа, со всеми деталями описывает празднование Рождества. С давних пор это событие сопровождалось различными народными обрядами, такими как гадания, колядование и другие. В каждой семье накрывался праздничный стол, где всегда присутствовала кутья - знак богатого урожая, а также рыба, борщ, вареники, всевозможные пироги… и много всякого съестного".Вся повесть наполнена радостной, светлой атмосферой праздника.

Великий мастер слова, так ярко изобразил рождественские обычаи украинского народа, что, читая его произведение, мы сами словно окунаемся в атмосферу народного праздника, становимся его участниками. Повесть "Ночь перед Рождеством" позволяет лучше узнать народные традиции, весь уклад жизни крестьянства.

Слайд 4 (по щелчку)

В повести "Ночь перед Рождеством" мы видим молодых парней и девушек, которые ходят с колядками из дома в дом. (Дети читают отрывки.) "Толпы парубков и девушек показались с мешками. Песни зазвенели, и под редкою хатою не толпились колядующие". Колядки представляют собой веселые песни, шутки, пожелания счастья и благополучия хозяевам дома. В награду из окон то и дело высовывается рука хозяйки "с колбасою в руках или куском пирога". Еще до наступления утра все село собирается в церкви: здесь и пожилые женщины "в белых суконных свитках", и дворянки "в зеленых и желтых кофтах, а иные даже в синих кунтушах с золотыми назади усами", и девчата, "у которых на головах была целая лавка лент, а на шее монист, крестов и дукатов", а впереди всех - дворяне и простые мужики с усами и чубами, "в кобеняках, из-под которых выказывалась белая, а у иных и синяя свитка". И на лицах у всех - ощущение праздника.

3. Викторина

Давайте проверим, удалось ли вам оказаться наблюдательными читателями. Представители каждой команды выйдите к доске и снимите по три снежинки. На каждой звезде номер вопроса, на которой команде предстоит ответить. Итак, первая команда...

1) Как называлось село, в котором жил гоголевский персонаж Вакула? (Диканька)

2) Кем по родству приходилась ведьма Солоха кузнецу Вакуле? (матерью)

3)Кем по профессии был Вакула из повести «Ночь ….»?(кузнецом)

4) Назовите, что вызвало восхищение кузнеца Вакулы во дворце? (Парадная лестница, икона, ручка двери)

5) Как зовут отца Оксаны в повести Гоголя «Ночь…»? (Корний Чуб)

10)За чем отправился Вакула к царице? (узнать из чего сделаны черевички)

11)Песни, которые распевали в канун Рождества (колядки)

12)Что означает выражение «строить куры»? (ухаживать)

Вытащите еще по одной снежинке и угадайте героя.

1) Свежее, живое в детской юности лицо с блестящими черными очами и невыразимо приятной усмешкой. (Оксана)

2) Была ни хороша, ни дурна собою. Однако же умела причаровать к себе самых степенных казаков. (Солоха)

3)Несмотря на небольшой рост, в ширину был довольно увесист. (Пацюк)

Вы узнали всех героев, которые встретились нам в этой повести. Давайте попробуем дать характеристику основным из них.

4. Защита проектов

Слайд 5 (по щелчку)

Характеристики героев. На прошлом уроке вы начали работу по составлению характеристики основных героев. Каждая группа должна была приготовить рассказ о своем герое, т. е. его охарактеризовать по следующему плану:

1.Вступление (роль героя в повести)

2.Описание внешности героя.

3.Черты характера героя (с доказательством)

4. Вывод.

Итак, слушаем выступление первой группы.

Слайд 6 (по щелчку)

Вакула

1.Вступление лавным героем повети «Ночь перед Рождеством является кузнец Вакула.

2.Описание внешности Гоголь описал его так «силач и детина хоть куда»

3.Черты характера и его поступки

1) Вакула был не только хорошим кузнецом, « В досужее время кузнец занимался милованием и слыл лучшим живописцем во все околотке…Все миски, из которых диканьские козаки хлебали борщ, были размалеваны кузнецом» Он расписывал церковные стены.

2) Главной чертой характера Вакулы было трудолюбие. Если он хочет напомнить о себе, то вспоминает свои дела. Чтоб доказать свою любовь к Оксане, он говорит о сундуке «железо на оковку положил такое, которое не клал на сотникову таратайку…А как он будет расписан!...гореть будет как жар»

Вакула постоянно ищет себе дело. Например, когда он от Оксаны пришел домой, то глаза его искали, чтоб сделать: «Зачем тут лежат эти мешки? Их давно бы пора убрать отсюда. Завтра праздник, а в хате до сих пор лежит всякая дрянь. Отнести их в кузницу!»

3) Вакула очень любит Оксану, готов ради нее на многое. Вакула произносит: «Не хочу ни каменьев дорогих, ни золотой кузнецы, ни всего твоего царства. Дай мне лучше мою Оксану»

Он оседлал черта и отправился в Петербург, чтобы поглядеть, из чего сделаны черевички царевны. Он проявляет смелость: «Сначала страшно показалось Вакуле, когда поднялся он от земли на такую высоту, что ничего не мог видеть внизу…однако ж мало спустя он ободрился и уже стал подшучивать над чертом»

4) Вакула умел ценить прекрасное. Попав во дворец, он восклицает: «Что за лестница! – шептал про себя кузнец, - жаль ногами топтать. Экие украшения!.. Боже мой! Что за перила! Какая работа! Тут одного железа рублей на пятьдесят пошло! .. Что за картина! Что за чудная живопись! – рассуждал он, - вот, кажется, говорит! Кажется живая!.. А краски! Боже ты мой, какие краски!»

Описывая образ кузнеца Вакулы, Гоголь хотел показать нам, что честность, трудолюбие, вера всегда смогут победить зло, что человек, имеющий такие качества, будет счастливым.

Слайд 7 (по щелчку)

Солоха

1.Вступление.

Одним из героев повести Н. В.гоголя «Ночь перед Рождеством» является Солоха.

2.Описание внешности.

«Мать кузнеца Вакулы имела от роду не больше сорока лет. Она была ни хороша, ни дурна собою. Трудно и быть хорошею в такие года. Однако ж она так умела причаровать к себе самых степенных козаков…»

3.Черты характера.

1) В повести Солоха показана отрицательным полумистическим персонажем. Она появляется неожиданно:

«Тут через трубу одной хаты клубами повалился дым и пошел тучею по небу. И вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле».

2) Ведьма также, как и черт, может превращаться в кого угодно и делать невозможное для человека

«Ведьма сама почувствовала, что холодно, несмотря на то что была тепло одета; и потому, поднявши руки кверху, оставила ногу и, приведши себя в такое положение, как человек, летящий на коньках, не сдвинувшись ни одним суставом, спустилась по воздуху, будто по ледяной покатой горе, и прямо в трубу»

«…кое-где начали поговаривать старухи…, что Солоха точно ведьма; что парубок Кизяколупенко видел у нее сзади хвост величиною не более бабьего веретена ; что она еще в позапрошлый четверг черною кошкою перебежала дорогу; что к попадье раз прибежала свинья, закричала петухом, надела на голову шапку отца Кондрата и убежала назад.»

Солоха - ведьма. Она же мать главного героя повести Вакулы. В жизни она умела очаровывать самых степенных казаков. Она умела искусно обходиться с ними. «Ни одному из них и в ум не приходило. Что у него есть соперники».

4) Она была хорошей хозяйкой: «…как не зайти к Солохе, не поесть жирных с сметаною вареников и не поболтать в теплой избе с говорливой и угодливой хозяйкой». «Солоха кланялась каждому, и каждый думал, что она кланяется ему одному». Но приветливее всего она была с казаком Чубом, потому что «В сундуках у Чуба водилось много полотна, жупанов и старинных кунтушей с золотыми галунами… В огороде кроме маку, капусты, подсолнечников засевалось еще каждый год две нивы табаку. Все это Солоха находила не лишним присоединить к своему хозяйству. Заранее размышляя о том, какой оно примет порядок. Когда перейдет в ее руки…»

5) Мать Вакулы Солоха хочет стать женой Чуба, поэтому она делает все, чтобы «отвадить» Вакулу от Оксаны. Ради своей выгоды была готова навредить даже своему сыну: «она прибегала к обыкновенному средству сорокалетних кумушек: ссорить как можно чаще Чуба с кузнецом»

Благодаря своей находчивости (сметливости), она сумела своих кавалеров посадить в мешки: «Вот тебе на! Ай да Солоха! Посадить в мешок …то-то я гляжу у нее полная хата мешков… теперь я все знаю: у нее в каждом мешке сидело по два человека, я думал, что она только мне одному… Вот тебе и Солоха!»

В образе Солохи показал людские пороки: жадность, обман, измену.

Чуб

1.Вступление. Корний Чуб – сельский богатей и отец главной героини, сельской красавицы Оксаны.

2.Описание внешности. Грузный, «тяжелый мужик».

3.Черты характера и поступки. «Старый Чуб ленив и не легок на подъем», издавна не в ладах с кузнецом. Он упрям, и любит действовать наперекор, поэтому решился идти к дьяку в непроглядной темноте: «Если б кум не сказал этого, то Чуб, верно бы решил остаться, но теперь его как будто что-то дергало идти наперекор. « Нет, кум, пойдем! Нельзя, нужно идти!» Сказавши это, он уже и досадовал на себя, что сказал. Ему было очень неприятно тащиться в такую ночь; но его утешало то, что он сам нарочно этого захотел и сделал такине так, как ему советовали».

Чуб оказался в глупом положении из-за своего упрямства и самоуверенности.

Слайд 8 (по щелчку)

Оксана

1.Вступление.

Оксана – героиня повести «Ночь перед Рождеством» Именно ее полюбил Вакула

2.Описание внешности «Оксане не минуло еще и семнадцати лет, как во всем почти свете. И по ту сторону Диканьки, и по эту Сторону Диканьки, только и речей было, что про нее… Свежее, живое в детской юности лицо с блестящими черными очами и невыразимо приятной усмешкой…»

3.Черты характера и поступки.

1)Оксана была избалованна и капризна. «Оксана знала и слышала все, что про нее говорили, и была капризна, как красавица». Она постоянно крутится перед зеркалом, не может налюбоваться собою: «Нет, хороша я! Ах, как хороша! Чудо! Какую радость я принесу тому, кого буду женою! Как будет любоваться мною мой муж!» «Тут села она на лавку и снова взглянула в зеркало и стала поправлять на голове свои косы. Взглянула на шею, на новую сорочку, вышитую шелком, и тонкое чувство самодовольствия выразилось на ее устах, на свежих ланитах и осветилось в очах»

2) Оксана отправляет Вакулу за черевичками, которые носит сама царица, обещав за это выйти за него замуж.

Гоголь показывает нам девушку очень красивую лицом – но надменную, гордую, капризную – некрасивую душой. («Парубки гонялись за ней толпами, но, потерявши терпение, оставляли мало-помалу и обращались к другим, не так избалованным…»)Красота ее никому не приносит радости, кузнец готов из-за жестокой красавицы пойти на сговор с нечистой силой, погубить душу.

Слайд 9 (по щелчку)

черт

1.Вступление.

в своей повести использует фольклор, народные поверья. Писатель рисует образ черта, который в религиозной традиции является злым духом.

2.Описание внешности.

«Вдруг с другой стороны показалось другое пятнышко, увеличилось, стало растягиваться, и уже было не пятнышко… Спереди совершенно немец: узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были так тонки, что если бы такие имел яресковский голова, то он переломал бы их в первом козачке. Но зато сзади он настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды; только разве по козлиной бороде под мордой, по небольшим рожкам, торчавшим на голове, и что весь был не белее трубочиста, можно было догадаться, что он не немец и не губернский стряпчий, а просто черт…»

На кого больше похож черт: на человека или на жуткое потустороннее существо? (Автор сравнивает его с людьми: трубочистом, немцем, стряпчим, мужиком, достававшим «голыми руками огонь из люльки». Черт больше похож на человека, у него человеческие манеры, он заигрывает с ведьмой; у него даже есть карман, куда он прячет месяц. Поэтому он и не страшен. Но тем не менее, это все равно фантастический персонаж, об этом говорят и его действия: он летает по небу, крадет месяц.)

Итак, мы выяснили, что черт не ужасен. Но так ли он безобиден? (Нет, он учит «грехам добрых людей»).

3.Черты характера и его поступки.

1)Черт показан Гоголем смешным кривлякой и вором. «…между тем черт крался потихоньку к месяцу и уже протянул было руку схватить его, но вдруг отдернул ее назад, как бы обжегшись, пососал пальцы, заболтал ногою и забежал с другой стороны и снова отскочил и отдернул руку. Однако ж, несмотря на все неудачи, хитрый черт не оставил своих проказ. Подбежавши, вдруг схватил он обеими руками месяц, кривляясь и дуя, перекидывал его из одной руки в другую, как мужик, доставший голыми руками огнь для своей люльки; наконец поспешно спрятал в карман и, как будто ни в чем не бывало, побежал дальше»

2) «Черту оставалась последняя ночь шататься по белу свету и выучивать грехам добрых людей». Он хотел выместить свою злобу на кузнеце, потому что тот изобразил на одной из своих картин, как черта бьют кнутами и изгоняют из ада.

«Ведьма, увидевши себя вдруг в темноте, вскрикнула. Тут черт, подъехавши мелким бесом, подхватил ее под руку и пустился нашептывать на ухо то самое, что обыкновенно нашептывают всему женскому роду»

4) Черт очень обрадовался, что может отомстить кузнецу. «Теперь - то попался кузнец!» - думал он про себя, теперь-то я вымещу на тебе, голубчик, все твои малеванья и небылицы, изводимые на чертей!» Он старался уговорить кузнеца, обхитрить.

5) Как и все сказочные герои, он умеет перевоплощаться: летает по небу, «черт перелетел через шлагбаум, оборотился в коня…» или «Черт в одну минуту похудел и сделался таким маленьким. Что без труда влез к нему в карман».

Нечистый дух мстителен, всегда готов совершить зло и неприметен.

Группа «Жители Диканьки»:

Назовите героев, о которых подробнее всего говорит автор. Как вы думаете, почему? Какие эмоции у вас они вызывают? (Дьяк, Чуб, кума, ткач, кумова жена. Они готовы попользоваться чужим добром, их описание отличается юмором, и поэтому «злоключения» вызвают только смех).

5. Чего хотят герои в начале повести?

Чего хочет каждый герой в начале повести?

Какое средство избирает для своей цели Вакула?

Благодаря каким качествам характера и благодаря кому добивается своей цели главный герой?(описание праздничного Петербурга, дворца и визита к царице)

6. Краткая характеристика героев.

(Самостоятельная работа учащихся)

Молодцы! Обратите внимание: у каждой группы на столах лежит карточки. Вы должны к указанному герою (а это будет не тот герой, которому вы давали характеристику) подобрать подходящие символы и записать душевные качества героев.

7. Викторина

Слайд 10 (по щелчку)

Пацюк – галушки, вареники. Обжорство, лень.

Оксана – зеркало, бусы, ленты. Гордость, самовлюбленность, эгоизм.

Вакула – икона, расписная хата, ручка в царском дворце. Мастерство, чистота души, любовь к прекрасному, верность в любви, вера в Бога.

Солоха - метла. Сметливость, изворотливость, жадность.

Черт – месяц. Хитрость, мстительность.

Царица – черевички. Приветливость, щедрость.

Зачитайте свои ответы.

Слайд 11 (по щелчку)

8. Итог урока. Чтение эпилога.

Что происходит с Оксаной в церкви?

Почему Вакула проспал?

Что происходит между Вакулой и Чубом?

В своей повести Гоголь рассказать о народных обычаях, о том, как праздновали Христово Рождество дворяне и простые люди. Действие происходит в небе и на земле. В небе летают черти и ведьмы, которые задумывают интриги во вред людям. На земле люди совершают ошибки и молятся в церкви. С юмором, но и с симпатией к своим героям Гоголь описывает их злоключения.

Что же дало власть силам зла ставить людей в смешное положение? (Слабости людей: накануне праздника нужно было поститься, а Чуб, голова, дьяк – пошли к Солохе за чаркой; кум, ткач и его сварливая жена проявили жадность, утащив чужие мешки; Вакула, несмотря на свою набожность, впал в такое уныние от равнодушия Оксаны, что даже решил обратиться за помощью к нечистой силе).

Какой же можно сделать вывод? Где творится прекрасное? Какие силы побеждают?

Слайд 12 (по щелчку)

Вывод. Запишем в тетради наш вывод.

Основная мысль повести «Ночь перед Рождеством».

Чудеса Рождественской ночи не в фантастических событиях, а в том, что происходит чудо преображение человеческой души.

Символическое значение образа Оксаны - жены Кузнеца.

Оксана – главная героиня, девушка, из-за которой развернулась интрига повести - становится способна на сострадание. Когда Вакула «пропал», Оксана стала сожалеть, что поступила с ним очень сурово. На праздничной Рождественской службе, где собрались все жители села, но на которой так не хватало кузнеца, «одна только Оксана стояла как будто не своя: молилась и не молилась. На сердце у нее столпилось столько разных чувств, одно другого досаднее, одно другого печальнее, что лицо ее выражало одно только смущение; слезы дрожали на глазах».

Оксана раскаивается в своей жестокости, и, как будто взамен на это, ее сердце становится способным любить. Она с радостью встречает Вакулу после возвращения его из Петербурга. «Нет! Нет! Мне не нужно черевиков! – говорила она, махая руками и не сводя с него очей, - я и без черевиков… - Далее она не договорила и покраснела».

Гоголь показывает нам другую Оксану: изменившуюся - не гордую и недоступную, а любящую и смиренную. В конце повести мы видим ее у дверей расписанной новой хаты: «красивая женщина с дитятей на руках». Вспомним, как восхищался в Петербурге Вакула картиной Пречистой девы с младенцем, символом святой любви – и перед нами она словно оживает.

У черта же ничего не получилось. Единственное, о чем он думал: чтоб Вакула отпустил его и не окрестил крестным знамением. «И так, вместо того чтобы провести, соблазнить и одурачить других, враг человеческого рода был сам одурачен».

В образе Чуба показал не только человеческие недостатки: лень, упрямство, желание своей выгоды, но и способность к примирению.

Чуб и Вакула примиряются; обман Солохи открывается, поэтому все ее планы рушатся: добро торжествует, оно побеждает зло, которое наказано: «Вакула выдержал церковное покаяние и выкрасил даром весь левый крылос зеленою краскою с красными цветами (жизнерадостное сочетание!). Это, однако ж, не все: на стене сбоку, как войдешь в церковь, намалевал Вакула черта в аду, такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо…».

9. Рефлексия.

Составьте сами себе пожелания к изучению следующего произведения.

10. Домашняя работа.

Мини-сочинение на тему: «Чему нас учит повесть «Ночь перед Рождеством»?»

Примечание.

Урок можно проводить в группах , каждая из которых отвечает и готовится по двум героям:

- Чуб, Оксана

-Солоха, царица

-Вакула, черт

Часть №3 (викторина) также проводится в трех группах, каждая из которых тянет по три вопроса.

Часть №4 (домашние заготовки) защита проектов в группе, по своим персонажам, ответы дополняются участниками группы.

Часть №7 (викторина) соревнуются капитаны при поддержке группы.

Если остается время, можно завершить урок придумыванием трудных вопросов по содержанию:

-для чего отправился кузнец в Петербург? (Узнать, из чего сделаны черевички)

-благодаря кому он попал к царице? (запорожцы привели)

-что вызвало восторг Вакулы во дворце? (изображение Мадонны с младенцем)

- и т. п.

Сколько группа придумала вопросов, столько добавлять баллов, а если никто не ответил правильно – 3 балла за вопрос.

Баллы, набранные каждой группой, подсчитываются, победителям – новогодние игрушки. Увлекательно и весело!

Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством» Герои и идея повести - страница №1/1

Тема Урока: Н.В.Гоголь « Н очь перед Рождеством»

Герои и идея повести.

Цель: 1. Дать характеристику главным героям повести.

2. Уметь анализировать поступки героев и их речь.

3. Выявить основную идею произведения.

4. развивать устную монологическую речь учащихся, логическое мышление.
Оборудование:


  • Учебник

  • Высказывание А.С.Пушкина.

  • Костюмы для героев повести.

  • Портрет Н.В.Гоголя.

Ход Урока.


  1. Вступительное слово учителя.
А.С.Пушкин сказал: « Сейчас прочел «Вечера на хуторе близ Диканьки». Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами, какая поэзия! Я доселе не образумился».

Вопрос: Чем же так изумили Пушкина «Вечера на хуторе близ Диканьки»?

/ ответы учащихся/

Вопрос: О чем это произведение?

Ответить на поставленный вопрос можно лишь проанализировав действия и поступки героев.

Дается целевая установка.


  1. Беседа.
Назвать героев повести. Делается запись на доске.

Черт –


Солоха –

Оксана –

Вакула –

На какие две группы можно разделить героев и почему? Свой ответ необходимо аргументировать.

/ответы учащихся/


  1. Творческое задание: рассказать о герое от лица самого героя. Подобрать в костюмерной костюм.

  2. Индивидуальное задание: Работа со сборником упражнений к учебнику.
Выписать из текста описание героев.

  1. Рассказы учащихся.

    • Вакула. Один из учащихся рассказывает о Вакуле от имени героя.

    • ЗАДАНИЕ УЧАЩИМСЯ: Подготовить и задать вопросы Вакуле.

    • Беседа между Вакулой и учащимися.

    • Задание учащимся: Подобрать и записать эпитеты, характеризующие Вакулу.

    • Оксана . (Действия и задания по аналогии с Вакулой)

    • Дополнительные вопросы: Какую героиню пушкинской сказки напоминает Оксана? Почему Гоголь наделяет свою героиню такими чертами характера как гордость, своенравие?

    • Ответы учащихся. В основе – история любви Вакулы и Оксаны. Почему произведение называется «Ночь перед Рождеством»?

    • Для чего Гоголь вводит в повесть нечистую силу? Кто является представителем Нечисти?

    • Солоха . (Действия учащихся по аналогии с Вакулой).

    • Почему Солоху считают ведьмой? Почему Гоголь называет солоху «черт-баба», «ветреная Солоха»? Чем восхищается Гоголь? Как можно объяснить цитату: «Ай да Солоха»!

    • Черт. (Действия аналогичные)

    • Почему черт украл месяц? За что черт был так зол на кузнеца?

  1. Ответ учащегося, работающего индивидуально. Особенности портретной характеристики героев.

  2. Обобщения и выводы. Зло слабее добра. Оно не может победить. Черт не всесилен, он даже не страшен тому, кто благороден и добр. Для Гоголя черт – это воплощение пошлости, которую он ненавидел. Черт прельщает золотом, богатством, некой победой над всеми препятствиями. Но человек оказывается добрее и смелее: заставил же Вакула черта служить ему.
Вывод №1 (формулируют учащиеся)

В «Ночи перед Рождеством» показана борьба между добром и злом. Добро побеждает зло.

8. Задание: Назвать остальных героев.

Вопросы: Для чего Гоголь вводит их в повествование? Кто больше всего поразил, удивил, понравился и почему?


  1. Инсценировка сцены «У Пацюка».
Вопрос: Чем запомнилась эта сцена? В чём необычность героя?

  1. Защита иллюстраций.

  2. Отношение рассказчика к героям. Полное название произведения, куда вошла «Ночь перед Рождеством», «Вечера на хуторе близ Диканьки», изданные Пасичником Рудым Паньком. Как сам рассказчик относится к своим героям?
(ответы учащихся)

  1. Обобщения и выводы. О чем это произведение?
- история любви.

Борьба добра и зла

(ответы аргументировать)

(ответы учащихся)


  1. Вывод №2. (формулируют учащиеся). Гоголь стремился создать такую картину действительности, которая отразила бы единство бытия народа и его нравственного идеала.
Что поразило Пушкина?

(ответы учащихся)


  1. Домашнее задание. Индивидуальные задания. Проанализировать языковые средства в повести.
Вопросы и задания по учебнику стр. 217.

Повесть "Ночь перед Рождеством" - это произведение, написанное Николаем Васильевичем Гоголем. Она входит в цикл под названием "Вечера на хуторе близ Диканьки". Данное произведение было опубликовано в 1832 году, а действие его относится хронологически к периоду правления Екатерины II, точнее, состоявшейся в 1775 году последней депутации запорожцев. События происходят на Украине, в Диканьке.

Герои произведения

В повести, которую написал Гоголь ("Ночь перед Рождеством"), имеется в качестве действующих лиц ряд сказочных персонажей: укравший месяц черт, ведьма Солоха, на своей метле рассекающая небо. Еще один яркий образ - Пацюк, который мог излечивать людей от разных болезней и странно ел вареники, которые сами попадали к нему в рот, обмакнувшись в сметане.

В повести под названием "Ночь перед Рождеством" герои -обычные люди -вступают во взаимодействие со сказочными персонажами. К представителям рода людского в произведении относятся кузнец Вакула, Оксана, ее отец Чуб, голова, дьяк, царица и другие.

"Ночь перед Рождеством" начинается следующими событиями. Закончился последний день перед Рождеством, наступила звездная ясная ночь. Через трубу одного из домов на метле поднялась ведьма и принялась собирать звезды. А в это время черт украл месяц.

Это он сделал, так как знал, то Чуб сегодня приглашен на кутью дьяком, а его красавица-дочь останется дома, и в это время к ней придет кузнец. Черт мстил этому кузнецу. Возлюбленный дочери Чуба, кроме того, был хорошим художником. Однажды он написал картину, в которой в день страшного суда святой Петр изгоняет злого духа из ада. Черт всячески мешал работе, но она была закончена, а доска вделана в стену церкви. С этих пор этот представитель нечистой силы поклялся мстить своему врагу.

Украв месяц, он надеялся, что Чуб не пойдет никуда в такую темноту, а кузнец не решится при отце прийти к его дочери. Чуб же, в это время выходивший вместе с Панасом из своей хаты, раздумывал, что же делать: идти к дьяку или остаться дома. В конце концов было решено идти. Вот и отправились в дорогу в ночь перед Рождеством герои произведения - два кума. Чем завершится эта история, вы узнаете чуть позже.

Оксана

Продолжаем описывать краткое содержание. "Ночь перед Рождеством" составляют следующие дальнейшие события. Оксана, дочь Чуба, считалась первой красавицей. Она была избалована, капризна. Парубки толпами гонялись за ней, но уходили потом к другим, не столь избалованным. Лишь кузнец не покидал девушку, хотя ее обращение с ним было ничуть не лучше, чем с другими.

Когда отец Оксаны ушел к дьяку, в его доме появился Вакула. Он признался в любви Оксане, но та лишь издевается над ним, играет с кузнецом. Вдруг в дверь постучали с требованием открыть. Девушка хотела это сделать, но Вакула-кузнец решил, что дверь откроет он сам.

Ведьма Солоха

Продолжает свою повесть Николай Васильевич Гоголь ("Ночь перед Рождеством"). Ведьме в это время надоело летать, и она отправилась к себе домой, а черт - за ней следом. Ведьма эта приходилась Вакуле матерью. Звали ее Солоха. Женщине было около 40 лет, она была ни хороша, ни дурна собою, но умела очаровывать казаков так, что многие к ней ходили, не подозревая при этом, что у них имеются соперники. Лучше всех Солоха относилась к Чубу, так как он был богат, и она хотела женить на себе его, чтобы прибрать к рукам состояние. А чтобы сын не опередил ее каким-нибудь образом, женившись на Оксане, ведьма часто ссорила с Вакулой Чуба.

Возвращение Чуба

Следующие дальнейшие события составляют краткое содержание. "Ночь перед Рождеством" продолжается. Когда за Солохой летел черт, он заметил, что отец девушки все-таки решил уйти из дома. Тогда он стал разрывать снег для того, чтобы началась метель. Она и заставила Чуба вернуться. Но поскольку метель была очень сильная, кумовья не могли долго отыскать свою хату. В конце концов Чубу показалось, что он ее нашел. Герой постучал в окно, но решил, услышав голос Вакулы, что пришел не туда. Захотев узнать, чей это дом и к кому кузнец ходит, Чуб притворился колядующим, но Вакула его прогнал, сильно ударив по спине. Чуб, побитый, отправился к Солохе.

Коляда

Повесть "Ночь перед Рождеством" продолжается. У черта выпал месяц и снова поднялся на небо, все вокруг осветив. Вышли колядовать девчата и парубки. Зашли они и к Оксане, которая, увидев на одной черевички, захотела иметь такие же. Вакула пообещал достать самые лучшие, а Оксана поклялась, что выйдет замуж за него, если тот достанет черевики царицы.

Черт в то время целовал руки Солохи, но вдруг послышался голос и стук головы. В дом ее стали приходить один за другим гости - уважаемые казаки. Пришлось спрятаться в мешок из-под угля черту. Затем дьяку и голове пришлось, в свою очередь, залезть в мешки. Вдовый Чуб, самый желанный из гостей для Солохи, влез на дьяка. Последний гость, "грузный телом" казак Свербыгуз, не поместился бы в мешок. Поэтому Солоха решила вывести его в огород и там выслушать, зачем он явился.

Пацюк

Вернувшись домой, Вакула увидел мешки посреди хаты и решил их убрать. Он вышел из дома, взяв тяжелый груз. В веселой толпе на улице ему послышался голос своей возлюбленной. Вакула бросил мешки, отправился к Оксане, но та, напомнив про черевички, убежала. Кузнец в гневе решил было расстаться с жизнью, но, опомнившись, отправился к запорожцу Пацюку за советом. Пузатый Пацюк, по слухам, водил с нечистой силой дружбу. Вакула, отчаявшись, спросил, как попасть к черту, чтобы заручиться его помощью, но тот дал лишь невнятный совет. Благочестивый купец, очнувшись, выбежал из хаты.

Договор с чертом

Сидевший в мешке прямо за спиной Вакулы черт не мог, естественно, упустить эту добычу. Он предложил сделку кузнецу. Вакула согласился, но при этом потребовал закрепления договора и, перекрестив черта, обманом сделал того смирным. Черт теперь был вынужден отвезти Вакулу в Петербург.

Брошенные кузнецом мешки нашли гуляющие девушки. Решив узнать, что наколядовал Вакула, они отправились за санками, чтобы отвести к Оксане в хату находку. Из-за мешка, в котором находился Чуб, между ними разгорелся спор. Думая, что там сидит кабан, кумова жена отбила его у ткача и супруга. К удивлению всех, в этом мешке оказался, кроме Чуба, еще и дьяк, а в другом - голова.

Встреча с царицей

Вакула, прилетев на черте в Петербург, встретил проезжавших через Диканьку ранее запорожцев и отправился на прием к царице вместе с ними. Во время его запорожцы рассказали о своих заботах государыне. Царица спросила, что же нужно казакам. Тут упал на колени Вакула и попросил у нее черевички. Царица, сраженная искренностью молодого купца, велела принести Вакуле башмачки.

Финал

О смерти кузнеца говорил весь хутор. А Вакула пришел к Чубу с подарками сватать девушку, одурачив черта. Дал согласие казак, а Оксана ("Ночь перед Рождеством") встретила кузнеца с радостью, готовая и без черевиков выйти за него. В Диканьке позже хвалили дом, чудно расписанный, в котором жило семейство Вакулы, а также церковь, где был искусно изображен в аду черт, в которого все проходившие мимо плевали.

На этом заканчиваем описывать краткое содержание. "Ночь перед Рождеством" завершается на этой оптимистичной ноте. Ведь добро всегда побеждает зло, в том числе и в этом произведении Гоголя. "Ночь перед Рождеством", тема которого - народ, его быт, традиции и обычаи, доказывает это. Произведение наполнено светлой, радостной атмосферой праздника. Читая его, мы как будто становимся его участниками.

Сочинение

В настоящее время трудно встретить человека, который не был бы знаком с героями книги Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» и особенно повести «Ночь перед Рождеством». Они стали неотъемлемой частью нашей жизни, они помогают нам лучше узнать и понять прошлое и настоящее. Основной темой творчества Н. В. Гоголя была тема народа. Эту же тему он любовно отразил и в повести «Ночь перед Рождеством», живописно воссоздал в своем произведении образ жизни украинцев, их быт, традиции и обычаи.

В повести описан Сочельник - вечер накануне Рождества. Согласно Библии, Рождество знаменует появление на свет Иисуса Христа. В народе с давних времен Сочельник считался магическим временем. В это время происходило зарождение иной, неведомой жизни, а всему новому и неизвестному люди всегда приписывают необычайные свойства. Так и ночи перед Рождеством приписывается способность наделять обычные предметы волшебной силой. Кроме того, считалось, что в этот вечер с наибольшей полнотой проявляет себя всякая нечистая сила. Не случайно и Гоголь изображает именно в эту ночь появление ведьмы и черта на небе, кражу чертом месяца.

Гоголь, хорошо знавший традиции украинского народа, очень достоверно, со всеми деталями, описывает празднование Рождества. С давних пор это событие сопровождалось различными народными обрядами, такими как гадания, колядование и другие. Люди верили, что если в этот вечер загадать желание, то оно непременно сбудется. В каждой семье накрывался праздничный стол, где всегда присутствовала кутья - знак богатого урожая, а также рыба, борщ, вареники, всевозможные пироги, «варенуха, перегонная на шафран водка и много всякого съестного».

В повести «Ночь перед Рождеством» мы видим молодых парней и девушек, которые ходят с колядками из дома в дом. «Толпы парубков и девушек показались с мешками. Песни зазвенели, и под редкою хатою не толпились колядующие». Колядки представляют собой веселые песни, шутки, пожелания счастья и благополучия хозяевам дома. В награду из окон то и дело высовывается рука хозяйки «с колбасою в руках или куском пирога». Еще до наступления утра все село собирается в церкви: здесь и пожилые женщины «в белых суконных свитках», и дворянки «в зеленых и желтых кофтах, а иные даже в синих кунтушах с золотыми назади усами», и девчата, «у которых на головах была целая лавка лент, а на шее монист, крестов и дукатов», а впереди всех - дворяне и простые мужики с усами и чубами, «в кобеняках, из-под которых выказывалась белая, а у иных и синяя свитка». И на лицах у всех - ощущение праздника.

Вся повесть наполнена радостной, светлой атмосферой праздника. Великий мастер слова, Н. В. Гоголь так ярко изобразил рождественские обычаи народа, что, читая его произведение, мы сами словно окунаемся в атмосферу народного праздника, становимся его участниками. Повесть «Ночь перед Рождеством» позволяет лучше узнать народные традиции, весь уклад жизни украинского крестьянства.

Другие сочинения по этому произведению

Характеристика персонажей в повести Гоголя «Ночь перед Рождеством» Ночь перед Рождеством Характеристика образа Вакула кузнец Соединение реального и сказачного в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед рожднством» (2) Что мне понравилось в повести «Ночь перед Рождеством» ЛЮБОВЬ ТВОРИТ ЧУДЕСА (по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством») Образ кузнеца Вакулы (по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством») (1) Сказочное в повести Гоголя «Ночь перед Рождеством» Фантастические и смешные эпизоды в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» (План)

Тема: Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»

Ночь чудес и справедливости

Раздел: творчество Н. В. Гоголя.

Место урока в разделе – первый. (Второй урок – Сила смеха. (Комическое в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»)

Цели:

Образовательная - расширить знания учащихся о Н.В.Гоголе, познакомить с историей создания произведения, начать знакомство с повестью.

Развивающая - развитие коммуникативных способностей: умения работать в группе.

Воспитательная – воспитание веры в лучшие идеалы человечества: библейские заповеди, любовь, самоотверженность, силу духа, душевную чистоту.

Опережающие домашние задания:

1. Групповое - подготовить рассказ о Вакуле, Солохе, Оксане, черте, Пацюке. (весь класс разделен соответственно на 5 групп)

2. Индивидуальное – сообщение об истории создания «Вечеров на хуторе близ Диканьки»

Оформление: , фрагменты из кинофильма «Ночь перед Рождеством»

План.

1.Слово учителя.

2. Сообщения учащихся.

4. Домашнее задание.

1. Слово учителя. Слайд 1

Здравствуйте, ребята. Сегодня нам предстоит окунуться в волшебный мир сказки, созданной замечательным писателем Н. В. Гоголем.

Я предлагаю вам совершить путешествие в прошлое и очутиться в Малороссии, в Диканьке в ночь накануне Рождества, посмотреть, как здесь живут люди, узнать, какие чудеса случаются в эту волшебную ночь. Итак, перед нами повесть Николая Васильевича Гоголя «Ночь перед Рождеством».

- Что мы знаем о повести как о жанре литературы? Слайд 2

Повесть – один из жанров эпических произведений. По объему повесть больше рассказа, но меньше романа. В ней больше событий и действующих лиц, чем в рассказе. Чаще всего это история жизни человека, рассказанная либо от лица автора, либо от лица самого героя.

В сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В.Гоголь объединил несколько повестей, в которых чудесным образом переплелись реальная жизнь Малороссии 19 века, фантастика и сказка.

2. Сообщение учащегося об истории создания «Вечеров на хуторе близ Диканьки» (материал может подобрать учитель) Слайд 3

- Что нового для себя вы узнали, слушая сообщения?

Рудый Панько, зазывая в Диканьку гостей, знает о том, что их ожидает встреча со сказочным, чудесным. Эта встреча случится и на страницах повести «Ночь перед Рождеством».

Особенностью повести является то, что она фантастическая.

- Что такое фантастика? Слайд 4

/Фантастика – мир невероятных, чудесных представлений и образов, рожденных воображением./

- Назовите элементы фантастики в произведении.

В повести фантастика основывается на вере в Бога и дьявольскую силу (чертей и ведьм).

3. Работа по содержанию. Слайд 5

Ребята, если бы в названии повести не было обозначено время действия, ночь перед Рождеством, могли бы вы догадаться о нем? По каким признакам?

(Действие происходит зимой, природа полна торжественного ожидания праздника, герои повести ходят по селу с колядками.)

- В чем особенность рождественской ночи? Слайд 6

/Это самая таинственная и прекрасная ночь.

По народным поверьям в самую полночь открываются небесные врата, и на землю сходит сын Божий. Если кто о чем-то хорошем будет молиться в полночь, то все исполнится.

В этот вечер на Руси читали молитву, рассказывали детям о рождении Иисуса Христа. Всю ночь праздновали и колядовали./

- Какой мы видим ночь? (Чтение описания ночи.)

- Как вы думаете, почему не полная луна, а именно месяц освещает Диканьку перед Рождеством?

/Месяц – символ молодой нарождающейся жизни, символ обновления и надежд, которые всегда связывают с чудесным праздником Рождества./

- Какое настроение создает описание месяца?

/Радостное, торжественное./

Не удивительно, что темные силы стараются его украсть. Образы каких героев создают сказочно-фантастическую атмосферу? Слайд 7

/Черт, Солоха, Пацюк./

- Что мы знаем о черте?

В «Ночи перед Рождеством», как и во многих народных сказках, возникает мотив осмеяния черта. Гоголевский черт охает, хватается за сердце, целует руку Солохи. Он изображен мелким воришкой, сунувшим похищенную вещь себе в карман.

Мать кузнеца, Солоха, внешне бойкая и хитрая деревенская вдовушка.

- Посмотрим, чем они занимаются в эту ночь. Заглянем в хату к Солохе.

(Просмотр фрагмента из к.ф. «Ночь перед Рождеством»)

- Страшен черт у Гоголя? (Нет, он похож на ряженого.)

- Солоха - ведьма? Какие ее черты это доказывают? Чем она отличается от классической сказочной ведьмы?

/Она, видимо, лукава, сметлива и удачлива. Солоха аккуратна, вернувшись из полета, наводит порядок в доме./

- Зачем к Солохе явились ее гости? О чем они мечтали? А Солоха?

/Каждый из них мечтает провести приятно время с Солохой, а она не прочь извлечь из этого выгоду./

Ночь перед Рождеством особенная: ночь накануне величайшего христианского праздника – рождения Иисуса Христа, но вместе с тем злые силы – черт, ведьма – ведут себя наиболее активно, стараются заставить людей нарушить христианские заповеди.

- Какие из них вы знаете? Слайд 8

Всего их 10.

    Не делай себе кумира.

    Не произноси имя Господа напрасно.

    Помни, что субботу нужно посвятить Богу.

    Почитай отца и мать.

    Не убивай.

    Не прелюбодействуй.

    Не кради.

    Не произноси ложного обвинительства на ближнего твоего.

    Не желай добра ближнего своего.

10.Не имей других богов.

- Какие заповеди нарушают Солоха и ее гости?

- Почему их желания не исполнились? За что они наказаны?

/Они нарушили христианские заповеди и, оставив своих жен, пришли к Солохе.

Все поклонники Солохи оказываются в мешках, и кузнец выносит их из хаты. Теперь они стали «наколядованным добром»./

- Каким образом достигается юмористический эффект?

Герои изображаются в смешном виде.

В образе Солохи тесно связаны волшебное и бытовое. И поведение, и повадки ведьмы чисто женские. Одомашнены и сверхъестественные действия Солохи.

Изображая в «Ночи перед Рождеством» с нескрываемым юмором и лукавством довольно симпатичную компанию нечистых, Гоголь в то же время делает их прямыми участниками развернувшейся на страницах повести извечной борьбы светлого и темного начал, добра и зла.

- Кто в повести вступает в эту борьбу? Слайд 9

- Что вы о нем знаете?

(Выступления представителей группы, готовившей анализ этого образа)

- Почему черт украл месяц?

/Он украл месяц для того, чтобы навредить Вакуле./

- За что черт был зол на Вакулу?

/Отношения между чертом и Вакулой не заладились задолго до Рождества. Причиной этому была картина, «намалеванная» на стене церкви. Когда Вакула писал картину, так не понравившуюся черту, как ни пытался тот мешать живописцу, никакие его гадости не могли смутить душу Вакулы. Так крепка была его вера в Бога, так чиста его душа./

- Что же делает эту душу открытой злу?

/Безответная любовь к Оксане. Для черта это и становится последней надеждой, так как одна ночь у него осталась для сведения счетов./

- Что мы знаем об Оксане? Слайд 10

(Выступления представителей группы, готовившей анализ этого образа)

- Что в Оксане привлекательно, а что неприятно?

- Почему кузнец Вакула любит ее?

Разговор о превратностях любви. Любят не за что-то, часто не понимают, почему возникает любовь. Но любовь освещает и освящает жизнь человека.

/Вакула без памяти влюблен в Оксану и готов ради нее на все/

- Понимает ли Вакула, что Оксана его не любит? Пытается ли забыть ее? Почему это не получается?

/«Ей я столько же дорог, как перержавевшая подкова»./

- Какое условие ставит Вакуле Оксана?

/Ему нужно принести ей царицыны черевички, и тогда она станет его женой./

- На какой поступок решается Вакула?

Вакула понимает, что любовь нельзя купить за черевички, поэтому решается на самоубийство. В православии самоубийство - страшный грех. Бог дал человеку жизнь, и человек не может сам у себя отнять эту жизнь. Значит, чувство кузнеца настолько сильно, что он, искренне веря в Бога, готов из-за Оксаны не просто лишить себя жизни, но совершить грех более страшный - обречь свою душу на вечные мучения в аду, которые ждут самоубийц.

- Зная это Вакула продолжает искать спасение. Что он предпринимает?

/Идет к местному знахарю Пацюку./

- Что мы о нем знаем? Слайд 11

(Выступления представителей группы, готовившей анализ этого образа)

- Почему при виде Пацюка, который ел вареники, Вакула почувствовал, что он «греха набирается»?

/Пацюк не соблюдает пост, который обязателен для добрых христиан в это время./

- Почему черт так радовался, что Вакула готов погубить свою душу? Слайд 12

/Кузнец был самым набожным человеком на селе, к тому же нарисовал картину, где черту приходилось туго./

Рождественская ночь несет в себе не только чудеса, но и справедливость. Это время, когда всем воздается по заслугам.

- Как Вакула заставляет черта везти себя в Петербург?

/Ему помогает смелость, смекалка и решительность, но главная сила кузнеца – в его искренней и глубокой любви./

- Вакула оказался во дворце. На что он обращает внимание?

/Его взгляд останавливается на картине, на которой изображена Пречистая Дева с Младенцем./

- Почему?

/Этот образ – награда Вакуле за победу над чертом, за сохраненную душу посылается ему созерцание красоты Пречистой Девы с Божественным младенцем.

Глядя на картину, Вакула испытывает восторг и умиление, освобождающие его больную душу от скверны. И он легко получает царицыны черевички. Все дается человеку легко, если желание его искренне и чисто от дурных помыслов./

- А что в это время происходит в Диканьке? По селу проносятся разные слухи.

Просмотр фрагмента «Разговор на улице»

- Какими мы видим сельских кумушек в этой сцене?

/Они сварливые и вредные, любят при случае посплетничать. С жаром доказывают то, чего не знают. Оказывается, что всей Диканьке известно то, что каждый хуторянин, поддаваясь греху, считает тайной./

- Как изменилось отношение Оксаны к Вакуле, когда она поняла, что потеряла его?

- Как вела себя Оксана утром в церкви? Слайд 13

/«Одна только Оксана стояла как будто не своя: молилась и не молилась. На сердце у нее столпилось столько разных чувств, но лицо ее выражало одно только сильное смущение; слезы дрожали на глазах»/

Вакула возвращается в Диканьку с черевичками, просит у Чуба прощение и «благодарит» черта. Как он это делает?

/Вакула показал, что он признает старшинство Чуба и его власть над собой и просит его милости. Черт получает сполна за свое коварство./

- Почему черту не удалось заполучить душу Вакулы?

/Кузнецу помогает справиться с искушением вера, смелость, находчивость и искренняя любовь к Оксане./

- Как заканчивается повесть? Как вы думаете, могла ли по-другому закончиться рождественская повесть? Слайд 14

В «Ночи перед Рождеством» зло побеждено. Главный герой Вакула победил нечистую силу. Зло в повести внешне и физически не страшно, а смешно и нелепо.

Оказывается, в рождественскую ночь в самом деле случаются чудеса и исполняются самые заветные желания, но исполняются они для тех, кто заслуживает этого, потому что рождественская ночь не только ночь чудес, но и ночь справедливости.

Домашнее задание .

    Перечитайте сцены, которые показались вам смешными, перескажите их.

    Ответьте на вопрос: Что такое юмор в художественном произведении?

Похожие публикации