Геноцид белых в руанде. Геноцид в Руанде

Тутси (ватутси) – загадочный народ численностью 2 миллона человек, живущий в Центральной Африки, сильно отличается от других негроидных народов. Несмотря на то, что в наше время многие тутси исповедуют как католицизм, так и ислам, они также верят в бога-творца Имаана, дарующего здоровье и плодородие. Духи предков служат у них гонцами у бога, передают его волю людям. Тутси приносят жертвы духам, гадают и верят в то, что их монарх разделяет силу божества, для связи с которым у него есть священный огонь и особые королевские барабаны, а также священные ритуалы.

Тутси - высокие, стройные чернокожие красавцы, имеющие некоторое сходство с эфиопами. У них – удлиненная голова, курчавые волосы. Лицо очень интересное - нос длинный и узкий, а губы полные, но не вывернутые. Некоторые антропологи считают, что такой тип выработался в результате приспособления к степному или пустынному климату. Считалось, что тонкий нос может говорить об европейским происхождении народа, но современные генетические исследования у-хромосомы показали, что тутси на 100 процентов имеют местное происхождение с незначительной восточноафриканской примесью.

Сами тутси верят, что их предки жили в Египте. Действительно, на египетских фресках есть изображения коров с огромными лирообразными рогами, и высоких чернокожих пастухов с классическими чертами лица. Есть также косвенные доказательства их происхождения от арабов, так как сохранились музыкальные фольклорные произведения, более близкие к арабской, чем к африканской музыке.

Возможно, смешение произошло в 15 веке, во время нашествия арабов в Судан и Эфиопию. Тутси мигрировали в Руанду и Бурунди. Они стали строить собственное государство, занимая в нем привилегированное положение по отношению к коренному народу хуту, как люди более развитые и образованные.

В 1959 году произошло свержение короля тутси, привилегии были ликвидированы, к власти пришло правительство хуту. Сотням тысяч тутси пришлось бежать. Те, кто остались в Руанде, были уничтожены, причем преследователи называли их тараканами, обвиняя в служении белым. Тем не менее, находясь в меньшинстве, они снова пришли к власти. В 1994 году в Конго произошли страшные события, в результате которых погибли 800 тысяч тутси и 200 тысяч хуту.

Самолет с президентом Хабьяриманом возвращался с международной конференции, но на подлете к столице Руанды неожиданно был сбит ракетой и взорвался в воздухе. Президент погиб. Это послужило сигналом к началу геноцида тутси. Рассвирепевшие хуту поджигали дома тутси, насиловали и до смерти избивали женщин. Толпы, вооруженные дубинами и мачете, истязали и убивали больных, стариков, детей. Малышей тутси брали за ноги и с размаху расбивали им головы о каменные стены. Бандиты расправлялись даже с соплеменниками, которые отказывались участвовать в массовых убийствах.

По реке – истоку Нила, плыли тысячи трупов, полностью забивая русло. Тутси подняли мятеж. Им удалось поставить своего министра обороны. Они стали мстить убийцам, казнили многих подстрекателей геноцида, 1,7 миллиона хуту стали беженцами - в лагерях от холеры умирали ежедневно по 2 000 человек. Межплеменная вражда достигла своего апогея.

В марте 1999 года полторы сотни боевиков из народности хуту окружили туристический кемпинг в лесу на западе Уганды. Сонных западных туристов, приехавших взглянуть на местных горилл, пинками выволокли из постелей и выстроили в ряд перед палатками, отобрали паспорта. Хуту считали, что тутси являются пособниками англичан, поэтому четырех мужчин и четырех женщин с английскими паспортами забили дубинками и изрубили мачете. Одну из несчастных перед этим еще и изнасиловали. Туристов с паспортами других стран были ограблены и избиты. Им чудом удалось спастись.

Лоран Нкунда, военный деятель тутси, обвинил правительство в потворстве боевикам хуту. В 2004 году он поднял мятеж. Мятежники имели вначале успех, но потом правительственные войска их вытеснили. Произошёл раскол, но лишь в 2009 году мятежный генерал Нкунда был арестован. В 2012 году солдаты тутси вновь подняли мятеж и взяли под контроль город Гома. Конфликт там продолжается до сих пор.

Тутси – не только воинственные и конфликтные. Они - прекрасные сочинители песен: охотничьих, колыбельных. Есть у них и «ибикуба» - хвалебные песни для скота. Во время свадьбы невеста должна лить слезы и изливать душу в стихотворной форме. Подруги утешают ее песней, сопровождаемой танцами.

Кроме того, тутси знают множество пословиц, сказок, мифов и загадок. Одна из сказок напоминает русскую сказку о рыбаке и рыбке. В ней говорится о бедняке Себгугугу. Ему помогал бог, обеспечивая его семью пищей и всем необходимым, но жадный Себгугугу желал всё большего, и за его жадность бог лишил его всего.

От африканского фольклора они взяли тамтам, который больше, чем инструмент. Эти люди наделяют его индивидуальностью, считая живым. Кроме того, тамтам внушает им почтение и страх как символ правителя. В языке тутси существуют такие метафоры: «государь передаёт тамтам», что означает - «государь умирает»; «съесть тамтам» - прийти к власти, «сын тамтама» - правитель царской крови. До сих пор практикуется церемония, когда вокруг центрального, ставятся 24 высоких тамтама и барабанщики двигаются вокруг них, по очереди играя, причем каждому доводится постучать по главнму тамтаму.

Тамтам используют во время торжественных ритуалов – свадеб, похорон, церемонии присвоения имени. Церемония присвоения имени проводится на седьмой день рождения ребенка. Если у женщины рождается первый сын, то она клеит на его лоб кружок из соломы сорго, кукурузы или мелкого красного и белого бисера.

У тутси существует полигамия, а подыскивают невест обычно родители и старейшины клана. Они не только находят подходящих невест, но и стараются использовать браки для максимального расширения связей своей семьи с другими общинами. Тем самым создаются условия для большей безопасности и ограничиваются возможности кровосмешения.

Брак заключается после выплаты выкупа за невесту. Он передается семьей жениха семье невесты и служит возмещением за ее потомство, которое отныне будет принадлежать семье мужа. Брачный выкуп - скот. Раньше тутси были владельцами больших стад крупного рогатого скота, входили в аристократический слой Руанды. У них были касты, между которыми сохранялись брачные барьеры. Тутси редко брали в жены женщин хуту. Постепенно различия между двумя народами стирались, тутси беднели. В случае невозможности выплаты выкупа, жених работал 2 года на тестя.

Создав семью, тутси поселяются в отдельной усадьбе. В нее входят несколько хижин: «камбере» (спальня), «кигонии» (кладовая), «кагондо» (кухня), зернохранилища, маленькие хижины-реликварии, вместилища духов предков. 20-60 усадеб объединяются в поселения, которые располагаются на холмах. Хижина имеет каркас из древесины и оплетку из камыша и соломы, по форме напоминающую улей. Вокруг жилища ставится высокий забор. Современные же богатые тутси предпочитают жить в современных коттеджах.

События, которые произошли в Руанде в 1994 году, справедливо считаются одним из самых ужасных массовых преступлений в ХХ веке. Страна разделилась на два враждующих лагеря и фактически начала уничтожать себя. По скорости совершаемых преступлений геноцид в Руанде превосходил даже нацистские концлагеря во время Второй мировой войны. За три месяца массовых расправ было уничтожено около 1 миллиона человек.

Между представителями двух народностей, проживающих в Руанде, тутси (являлись жертвами) и хуту (являлись палачами), существовали только самые незначительные различия, но это не помешало им начать истребление друг друга. Так что же представляет собой геноцид в Руанде 1994 года, как люди практически одной крови стали ненавидеть друг друга?

Что такое геноцид?

Для того чтобы разобраться в этом ужасном явлении, следует дать основные определения, которые характеризируют происходящее события и то, что представляла собой страна Руанда 1994 года.

Геноцид - это целенаправленное и умышленное уничтожение нации, расы или народности. Геноцид может также подразумевать систематическое унижение достоинства, психологическое давление, которое ведет к падению морального духа.

Руанда

Руанда является маленьким, неразвитым африканским государством. Страну населяют несколько чернокожих народностей. Руанда на карте Африки находится в восточной части материка. В стране очень незначительная часть городов и городского населения. Столица Руанды - Кигали.

Тутси и хуту

Народность хуту и по сей день составляет этническое большинство в Руанде (около 85 %). Тутси как во времена резни, так и сегодня остаются в меньшинстве (14 %).

Многие исследователи откровенно не понимают, отчего произошел геноцид в Руанде. Как на момент резни, так и сегодня никаких языковых или антропологических отличий между народностями хуту и тутси не существует. Еще с XV века племена жили довольно мирно: хуту обрабатывали землю, а тутуси разводили скот. Хуту имели немного более темный, чем у тутси, цвет кожи и были чуть ниже ростом. Но в целом народности были близки друг к другу. Только со временем тутси начали выделяться по социальным признакам и создали аристократическую верхушку общества, то есть стали более состоятельными, чем хуту. Эта верхушка была закрытой кастой, и тот, кто терял состояние, переходил в разряд беднейших слоев населения, основой которого были хуту. Но резня в Руанде возникла не по социальным, а по этническим признакам.

Предыстория конфликта

Руанда, страна хуту и тутси, согласно решениям Берлинской конференции 1885 года, перешла под контроль Германии. Но в начале ХХ века ее захватили бельгийские войска и присоединили ее территорию к Бельгийскому Конго. С этого момента начинается история Руанды как страны.

С начала 1918 года, согласно решению Лиги Наций, страна осталась под владением бельгийцев. Но интересно то, что и немецкие, и бельгийские колонизаторы ставили наместниками на управленческие посты исключительно тутси, считая их более образованными и ответственными.

Именно в первой половине ХХ века начались противостояния вышеупомянутых народностей, многих хуту не устраивало социальное положение, и они начали выступать как против местных аристократов тутси, так и против бельгийского владычества. Таким образом, к 1960 году в Руанде свергли монарха. Это было прямым следствием борьбы хуту.

В 1973 году в стране произошел путч, в результате которого к власти пришел министр Жювеналь Хабьяримана (находился на своем посту вплоть до начала трагических событий). Новый президент начал устанавливать свои правила в политике: создал партию - Национальное революционное действие, взял четкий курс на «плановый либерализм», который предполагал государственное регулирование экономики и частную инициативу одновременно. Развитие страны он планировал осуществить за счет внешних инвестиций. Столица Руанды превратилась в современный город.

Руандийский патриотический фронт

В начале 90-х годов ХХ века в среде эмигрантов тутси возникает экстремистская группировка под названием Руандийский патриотический фронт. Радикалы во внешней политике ориентировались на США и страны НАТО, и уже в 1994 году их численность возросла до 15 тыс. человек.

Начало геноцида

Событием, которое спровоцировало геноцид в Руанде, послужило падение самолета с президентом страны Жювеналем Хабиаримана 6 апреля 1994 года. После этого начались массовые преступления против тутси.

В стране сразу же происходит очередной военный путч, в результате которого к власти приходят хуту, подчинившие себе правительство, армию и ополчение «интерахамве», которое начало этнические чистки народности тутси. Резня в Руанде стала своеобразным ответным шагом эмигрантам-экстремистам РПФ, которые желали отомстить хуту за постоянные протесты в стране. За три месяца зверств было уничтожено около миллиона человек.

Роль СМИ

Все средства массовой информации, от газет до радио, активно подогревали античеловеческие настроения, которые можно сравнить разве что с фашистским режимом, призывая истреблять тутси. Даже тогдашний глава страны Теодор Синдикубвабо лично приызвал мстить врагам. Тем временем руандийская газета «Кангура» напечатала манифест под названием «Десять заповедей хуту», который стал своеобразным вдохновителем преступлений.

Фанатически настроенные хуту вооружались мачете и дубинками и шли уничтожать своих сограждан, соседей и даже друзей, называя их «тараканами», которые не достойны жизни.

Ярким примером является ситуация бывшей сотрудницы престижной авиакомпании «Эйр Руанда» Мкиамини Ньирандегеи, которая по сей день находится в тюрьме за то, что убила собственного супруга и детей. И таких историй фанатичного патриотизма и самоотверженности очень много.

Даже католические священники часто выступали в роли провокаторов и подстрекателей в этих трагических событиях. Они выдавали места, где прятались тутси, и призывали к массовым расправам.

Ярким примером таких расправ является резня в психиатрической больнице - ополченцы-хуту вырезали сотни тутси, которые укрывались здесь от настигшей беды. То же самое случилось в школе Дон Боско, где было уничтожено около двух тысяч тутси.

Геноцид в Руанде приобретал кульминационный характер, а жестокость только нарастала. Тысячи человек сжигали заживо, варили в расплавленной резине, отсекали конечности и бросали в реку. Такого ужаса не знала Африка. Руанда за несколько месяцев превратилась в ад на земле.

Так, в монастыре Сову сожгли 7 тысяч обездоленных тутси, которых не спасло даже то, что они находились в культовом здании. Их место выдали сами священники, а по некоторым данным они и выступали в роли палачей. Таким образом, пропаганда жестокости действовала даже на служителей церкви.

Роль ООН

Организация Объединенных Наций с начала известных событий в Руанде занимала нейтральную, наблюдательную позицию, что наводит на мысли об эффективности деятельности данной организации. Штаб-квартира ООН официально приказала не вмешиваться в конфликт. Хотя знала о всех происходящих событиях от военных корреспондентов и информаторов.

Несмотря на все дальнейшие крики о помощи от национальных элит Руанды, ООН не предприняла совершенно никаких попыток не то что военного вмешательства, но и введения миротворцев. Все время решение по конфликту или затягивалось, или вовсе откладывалось.

Но в конце концов геноцид в Руанде был остановлен наступлением Руандийского патриотического фронта, который занял такие города, как Кигали, Гисеньи и Бутаре. Около 2 миллионов преступников-хуту сбежало за пределы страны, боясь мести со стороны тутси.

На чем основывалась трагедия

Можно ли считать основной причиной резни в Руанде этнический конфликт? Как известно, уничтожались не только тутси, но и хуту, которые не хотели участвовать в массовых убийствах. Некоторые свидетельства гласят, что разъяренные «борцы» уничтожали даже тех, кто не был им врагом. Поэтому конфликт имеет более сложную природу, чем националистическая.

Освобождение многих стран Африки от колониального гнета в 1960‑х годах поначалу вызывали эйфорию и среди местного населения, и среди сторонников демократии и прогресса во всем мире. Однако дальнейшие события на Черном континенте показали, насколько диалектична история, насколько ошибочны порою «прямые пути». Не имеющие достаточного опыта государственного строительства, искусственно разделенные колониальными границами, отягощенные не только феодальными, но и родовыми пережитками страны превращались в «горячие точки» планеты. Уход колонизаторов выявил многочисленные проблемы, начались гражданские войны, обнажилась проблема трибализма - разделения общества по племенному признаку.

Все это в полной мере испытала на себе Руанда. Это государство в Восточной Африке до провозглашения независимости в 1962 г. было частью Руанды‑Урунди, подопечной территории ООН под управлением Бельгии. Население страны на 1998 г. составляло около 8 миллионов человек, но до событий, описываемых в этом очерке, оно было более многочисленным.

Руанда - самая густонаселенная страна Африки. Лишь незначительная часть ее населения живет в городах. Народы Руанды принадлежат к трем основным этническим группам: хуту (бахуту), тутси (батутси или ватутси) и тва (батва). Согласно переписи, проведенной ООН в 1978 г., хуту составляли 74%, тутси - 25% и тва - 1%. Половина населения страны - католики, другая половина - приверженцы местных верований.

С 1962 г. в Руанде несколько раз сменялся правящий режим. В 1973 г. в результате военного переворота установилась военная диктатура. Все политические партии, кроме правящей, были распущены. Такая однопартийная система сохранялась до 1991 г., когда правительство наконец разрешило деятельность и других партий. С первых дней обретения независимости политическая обстановка в Руанде стала определяться конфликтом между хуту, составляющими большинство населения, и тутси. Нередко этот конфликт выливался в кровавые столкновения.

Когда на этих территориях появились хуту, неизвестно, тутси же прибыли в начале XV в. и создали одно их самых могущественных государств во внутренних районах Восточной Африки. Хуту признали господство пришельцев и выплачивали им дань. Такая иерархия сохранялась в течение нескольких веков. Хуту были, в большинстве своем, земледельцами, тутси - скотоводами. Немцы, а затем сменившие их бельгийцы решили опираться на уже имевшуюся элиту - т. е. на тутси, которые получили ряд социальных и экономических привилегий. Но в 1956 г. политика колонизаторов кардинальным образом изменилась - ставка была сделана на хуту. Так, пользуясь принципом «разделяй и властвуй», бельгийцы уже готовили почву для будущего противостояния, которое продолжается до сих пор. В ходе гражданской войны 1959-1961 гг. тутси отстаивали независимость Руанды от бельгийцев, хуту воевали с тутси. Погромы и политические убийства стали обычным делом. Именно тогда произошел первый массовый исход тутси из Руанды. На протяжении последующих десятилетий сотни тысяч беженцев тутси вынуждены были искать приюта в соседних Уганде, Заире, Танзании, Бурунди. В 1973 г. власти распорядились, чтобы все граждане имели при себе удостоверения этнической принадлежности. Одновременно, спасаясь от гонений, тысячи хуту переселялись в Руанду из Бурунди, также охваченной межэтнической войной.

1 октября 1990 г. беженцы‑тутси, жившие в Уганде и создавшие Руандийский патриотический фронт (РПФ), вторглись на территорию Руанды. Они были остановлены руандийской армией, которой помогали французские и бельгийские формирования. Однако власти на этом не остановились, а инсценировали нападение частей РПФ на столицу Руанды город Кигали. Этим объяснялись последовавшие массовые аресты и необходимость военного присутствия Франции и Бельгии. Силы РПФ попытались повторить вторжение в декабре 1990‑го и в начале 1991 г. Новое наступление РПФ в феврале 1993 г. привело к эмиграции еще полумиллиона руандийцев - и хуту, и тутси, одинаково страдавших от действий вооруженных формирований с двух сторон. В августе 1993 г. в танзанийском городе Аруша было подписано соглашение об условиях перемирия, включавшего формирование коалиционного правительства хуту и тутси.

Экстремисты‑хуту, входившие в правительство, на протяжении 1990-1994 гг. постоянно усиливали репрессии против тутси, террор коснулся политиков, журналистов и др. 6 апреля 1994 г. при посадке в аэропорту Кигали взорвался самолет, на борту которого был президент Руанды Хабьяримана и президент Бурунди. Кто - тутси или хуту - ответственен за этот акт, неизвестно. Но уже меньше чем через час в Кигали началась бойня. На следующий день война разгорелась по всей стране. Миротворцы ООН, расквартированные в Руанде, вмешиваться не решались.

В ходе жесточайшей этнической чистки, которая велась совершенно дикими методами, хуту (в первую очередь милиция и армия) истребили сотни тысяч человек, в том числе женщин и детей. Жертвами геноцида стали не только тутси, но и нелояльные режиму хуту. Общее количество жертв составило чуть менее миллиона человек. Террор продолжался до июля 1994 г. Правительственное радио передавало призывы - уничтожать извечных врагов, сообщало места, где укрываются тутси.

Войска РПФ вошли на территорию страны. В июле они захватили Кигали. Около 2 миллионов руандийцев бежали - в основном в Заир и Танзанию. На этот раз большинство из них составляли хуту. Они осели в лагерях беженцев, которые превратились в центр подготовки сопротивления.

СБ ООН поручил Франции направить в страну вооруженную гуманитарную миссию. Французы видели ситуацию по‑своему. Более всего они опасались, что Руанда перейдет от них под контроль США (которые действительно готовили военных из РПФ). Они создали на юго‑западе страны зоны безопасности, где укрывали бежавших от РПФ солдат и чиновников администрации Хабьяриманы. Соединенные Штаты же открыли миссию в Кигали, где РПФ формировало коалиционное правительство в соответствии с Арушским соглашением. К июлю более четверти населения Руанды бежало либо погибло. РПФ назначил президентом умеренного хуту Бизимунгу, вице‑президентом стал глава боевой организации РПФ Кагаме. США, Бельгия, Великобритания и Нидерланды обязались поставлять разоренной стране финансовую помощь. К весне 1997 г. лагеря беженцев в Заире были закрыты, около 1,5 миллиона гражданских лиц вернулись на родину. Руандийские беженцы и поныне кочуют по всему региону, воюют друг с другом и с регулярными частями стран, которые не желают их принимать и пытаются силой вернуть на родину.

События, произошедшие в первой половине 1994 года в Руанде - считаются одним из самых страшных преступлений против человечности 20 века. Страна, разделившаяся на два лагеря - по сути начала истреблять себя же. По скорости убийств геноцид в Руанде превзошел немецкие лагеря смерти в годы Второй мировой войны и многие массовые расправы: по разным данным - от 800 тысяч до 1 млн человек (и более) было уничтожено за 3 месяца, начиная с 6 апреля 1994 года.

Между представителями народностей Тутси (жертвами - их было меньшинство) и Хуту (палачами - их было большинство) хоть и существовали отличия, однако не столь значительные, чтобы считать друг друга врагами. Что же тогда произошло между людьми почти одной крови, что заставило их без жалости убивать себе подобных?

«Сосед восставал на соседа, доходило до того, что муж убивал жену, друг друга. То, что произошло в Руанде вообще трудно поддается объяснению. Можно было мило общаться человеком и на следующий день он уже носился за вами с мачете как ненормальный..» - из показаний свидетелей.

Руанда - небольшое государство в Восточной Африке. Из-за стереотипов и ассоциаций (специфические названия, чернокожие люди, Африка) хотелось поначалу обозначить народности как племена, что было бы не совсем верно, племена - более примитивный тип социального объединения. «В отличие от племени, народность – это этнос, которому удалось создать собственное государство» (из учебной литературы). Однако народность - еще не нация.

Хуту - и на данный момент составляют численное большинство населения Руанды (85 %), Бурунди (84 %). Тутси и по сей день в меньшинстве - 2 млн от 12 млн всего населения Руанды. Коренная народность Тва составляет всего 1,5 % населения.

На данный момент особых антропологических и языковых различий между тутси и хуту не существует, главным образом из-за смешанных браков, но когда в XV веке пришедшие с Севера тутси покорили своей власти проживающие на територии народности - различия еще существовали. Хуту занимались земледелием, тутси скотоводством. И вроде бы - хуту изначально были ниже ростом и имели более темный цвет кожи, но в целом оба народа наиболее близки друг другу из всех этносов и с антропологического, и с языкового ракурса. Тутси составили правящую аристократическую верхушку общества, были более состоятельны по сравнению с остальными жителями Руанды. Потерявший состояние человек переходил в разряд хуту, становившийся более богатым - в разряд тутси, то есть эти группы стали различимы более по социальному признаку, нежели чем по этническому.

Земли Руанды по решению Берлинской конференции в 1884-1885 годах перешли под протекторат Германии. В начале 20-го века бельгийские войска путем вторжения с территории Бельгийского Конго захватили территорию страны.

С 1918 года по решению Лиги Наций Руанда стала протекторатом Бельгии. И что германская, что бельгийская сторона предпочитали внедрять на управленческие места в стране тутси, поскольку они были более аристократического происхождения и более образованы. Но с середины 20-го века, когда тутси захотели автономии страны, колониальная администрация решила пойти по пути наименьшего сопротивления и низких рисков: стала привлекать к власти хуту (возможно, и по причине того, что на них было проще влиять).

В дальнейшем стокновения тутси и хуту начали усиливаться, при попустительстве и одобрении бельгийского руководства, хуту активно действовали против тутси, однако и особо яростных хуту приструнивали - все было под контролем. В 1960 году в Руанде произошло свержение монархии, ставшее логическим продолжений восстаний хуту против короля тутси. Уже тогда многие тутси эмигрировали в соседние страны.

В результате путча 1973 года к власти пришел министр обороны и госбезопасности генерал-майор Жювеналь Хабьяримана (остававшийся на своем посту вплоть до своей гибели и начала геноцида - 7 апреля 1994 года). Новый лидер установил свои правила: организовал свою партию - Национальное революционное движение и «установил курс на «планируемый либерализм» - сочетание госрегулирования со свободной частной инициативой. Развитие страны планировалось за счёт внешних источников финансирования (от стран Западного мира)».

В начале 1990 года эмигрантами-тутси создается повстанческая группировка РПФ (Руандийский патриотический фронт), часть членов которого в области внешней политики поддерживали США и Великобританию, часть отдавали предпочтение марксистским взгляды. К 1994 году численность РПФ - 14 тысяч человек.

РПФ наступал, принятое в декабре 1993 года перемирие подразумевало создание временного правительства,

«включающего в себя представителей пяти политических партий, представленных в тогдашнем правительстве, а также представителей РПФ; объединение служащих вооружённых сил обеих сторон в национальную армию и национальную жандармерию, а также обеспечение права на возвращение всех беженцев. Для слежения за обстановкой была создана миротворческая наблюдательная миссия ООН - МНООНУР, позже, в октябре 1993, вошедшая в состав военной - МООНПР. Главой МООНПР был назначен бригадный генерал Ромео Даллер из Канады. Обстановка в стране в августе 1993 года - марте 1994 года была напряжённой. Продолжались убийства по политическим мотивам, переходное коалиционное правительство так и не было создано, ряд СМИ (радио РТМЛ и «Руанда», газета «Кангура», «Радио и телевидения тысячи холмов») нагнетали атмосферу ненависти и недоверия».

Геноцид

6 апреля был сбит самолет с президентом Руанды Жювеналем Хабиаримана и президентом Бурунди Сиприеном Нтарьямира. Сразу после этого начинаются массовые убийства тутси.

В результате военного переворота к власти приходят хуту, руководимое ими временное правительство, армия, отряды ополчения «интерахамве» и «импузамугамби» ведут «чистки» населения: они уничтожают тутси и хуту, придерживающихся умеренных политических взглядов. Геноцид в Руанде - также «ответный геноцид» РПФ, являющийся местью за убийства тутси.

За 3 месяца расправ было убито около миллиона руандийцев, из них 10 % хуту.

Радио, газеты активно подогревали националистические, фашистские настроения, призывали к уничтожению тутси. Даже глава «временного правительства Руанды» Теодор Синдикубвабо лично по радио призывал=приказывал убивать врагов.

«1. Хуту должны знать, что женщина-тутси, кем бы она не являлась, служит интересам своей этнической группы. Поэтому предателем является любой хуту, кто делает следующее:

Женится на тутси
- заводит любовницу-тутси
- нанимает женщину-тутси в секретари или на другую работу

2. Все хуту должны знать, что дочери нашего народа гораздо более добросовестны и достойны в роли женщины, жены и матери. Разве они не более прекрасны, более искренни и не являются лучшими секретарями?

3. Женщины хуту, будьте бдительны и приводите в чувство своих мужей, сыновей и братьев.

4. Все хуту должны знать, что все тутси нечестны в бизнесе. Их единственная цель - национальное превосходство.

Поэтому предателем является любой хуту, делающий следующее

Имеющий компаньона-тутси в бизнесе
- вкладывающий свои или государственные деньги в компанию, которой владеют тутси
- дающий или берущий в долг у тутси
- дающий тутси привилегии в бизнесе (выдача лицензии на экспорт, банковского кредита, предоставление участка для строительства, предложение на участие в тендере и т. д.)

5. Стратегические политические, экономические, военные позиции, а также позиции в структурах безопасности должны быть закреплены за хуту.

6. Хуту должны составлять большинство в сфере образования, как среди учеников, так и среди преподавателей

7. Вооружённые силы Руанды должны состоять исключительно из хуту. Этот урок преподали нам военные действия в 1990 году. Ни один военный не может жениться на тутси.

8. Хуту должны перестать жалеть тутси.

9. Все хуту, кто бы они ни были, должны быть объединены, зависеть друг от друга и заботиться о судьбе своих братьев-хуту.

Хуту в Руанде и за её пределами должны постоянно искать друзей и союзников по Делу Хуту, начиная со своих братьев-банту
- они должны постоянно противостоять пропаганде тутси
- хуту должны быть сильны и бдительны перед лицом своих врагов-тутси

10. Социальная революция 1959 года, референдум 1961 года и Идеология хуту должны изучаться всеми хуту на всех уровнях

Каждый хуту, участвующий в преследовании своих братьев-хуту - предатель для братьев, которые читали, распространяли и изучали эту идеологию»

Находящиеся под внушением, вооруженные мачете, дубинками, хуту (в том числе и мирные), шли убивать своих, бывших еще вчера друзьями, соседей, беженцев. Хуту называли тутси «тараканами, которых следует истребить».

Мкиамини Ньирандегея, бывшая сотрудница авиакомпании «Эйр Руанда», ныне отбывающая пожизненное заключение в тюрьме «1930» города Кигали за участие в геноциде, убила собственного супруга и для примера патриотической самоотверженности приказала ополченцам убить собственных детей. И таких историй множество…

Радиоведущие, католические проповедники, простые жители - многие из них стали провокаторами, подстрекателями в этой войне: они говорили, что тутси враги хуту, что тутси хотят убить хуту и т.д., а также выдавали информацию, где прячутся тутси.

Резня в психиатрической клинике в Кигали - боевики интерахамве убили несколько сотен тутси, укрывавшихся там от расправы.

Затем - убийство 2000 тутси в Школе технических служащих Дон Боско.

Людей собирали в церквях, на стадионах, где уничтожали.

«15 апреля - в центре Святого Иосифа, в Кибунго, 2800 человек народности тутси атакованы солдатами армии Руанды и ополченцами интерахамве и закиданы гранатами.

18 апреля - по приказу префекта Кибуе 15 тысяч тутси были собраны на стадионе «Гатваро» города Кибу и убиты членами интерахамве. 2000 человек убиты руками членов интерахамве в римско-католической церкви в Мабиризе, префектуре Чьянгугу. 18-20 апреля 4300 человек убиты в приюте Святого Иоанна»

С нарастанием кульминации геноцида жертв уничтожали все более массово и жестоко: по нескольку десятков тысяч человек в одном месте, сжигая заживо, кидая в расплавленную резину, с завязанными руками и ногами бросая в реку, закидывая гранатами, отрубая разные части тела.

В монастыре Сову было сожжено 5-7 тысяч тутси, спасавшихся там от «чистки». Их местонахождение выдали монахини этого монастыря, причем, по некоторым сведениям, они же поставляли бензин палачам. Пропаганда истребления врагов подействовала на всех.

Роль ООН

ООН с самого начала занимала отстраненную, наблюдательную позицию в этом конфликте, что наводит на разные мысли. Когда в январе 1994 года руководитель МООНПР Ромео Даллер и командующий сектором Кигали полковник Люк Маршаль узнали от вхожего в правительственные круги информатора о готовящемся покушении на президента и сообщили об этом этом в штаб-квартиру ООН - им «было приказано не вмешиваться во внутренние дела Руанды и выдать информатора правительству».

При постоянном информировании ООН о происходящих в Руанде событиях - со стороны ООН не было предпринято никаких попыток наведения мира, решение вопроса постоянно затягивалось, откладывалось…

Массовое истребление тутси было остановлено наступлением Руандийского патриотического фронта. С 4 по 17 июля отряды поочередно вошли в Кигали, Бутаре, Рухенгери, Гисеньи.

Более 2 миллионов хуту бежали из страны, боясь мести, многие боялись геноцида со стороны тутси.

Члены РПФ были свирепы в своих расправах, мстили за убитых родственников, казнили хуту семьями, доказано, что и РПФ виновен в ряде преступлений против человечности.

Никто не был невиновным, кроме мирных жителей, детей, но на них и пришелся основной удар. Стравили два похожих народа, имевших давнюю, почти забытую обиду друг на друга. Африка - страна бедная, необразованная… По одним данным - грамотны (умеют читать, писать) 76 % мужчин и 63 % женщин, по другим - больше половины всех тутси не умеют ни читать, ни писать даже на родном языке. Внушить, «зарядить» на бесправные действия людей, еле разбирающихся в государственных вопросах, уставших от нищеты - не сложно. Но кроме всего прочего - физической силы у руандийцев было хоть отбавляй, агрессия без тормозов.

После геноцида

Можно ли назвать причиной этого геноцида межэтнический конфликт? Уничтожались и хуту, не желавшие участвовать в геноциде, десятую часть всех убитых людей составили «свои же». То есть, либо под влиянием толпы разъяренные «борцы за справедливость» сметали уже и тех, кто изначально не был врагом, за то, что те не хотели разделять их террора, либо конфликт носил иную идею, нежели чем только националистическую.

Поощрялось, а в процессе осуществления террора стало обязательным, участие в истреблении тутси всех.

Сброшенные в реку трупы, переполнившие и без того не изобилующую водяными ресурсами Африку, а также отсутствие нормальных условий для захоронения огромного числа погибших привели к санитарной катастрофе - эпидемии холеры, инфекциям, отравлениям. Жизни большого количества людей унесли болезни, голод, неоказание медицинской помощи.

Массовые изнасилования боевиками женщин и хуту и тутси - около 250 тысяч «жертв» - привели к увеличению зараженности СПИДом (в Руанде и без того 2,3 % населения больны СПИДом) и к массовому рождению «детей насилия».

«К 1994 году тутси составляли примерно 15% населения Руанды. 80% из них, а то и больше, было уничтожено. Но тутси и сейчас составляют 15% населения страны, более того, правят Руандой именно они - у хуту шанс сделать серьёзную карьеру в какой бы то ни бы ло области приближается к нулю.

Руанда является не только страной тысячи холмов, миллиона улыбок и шестисот интеллигентных горилл. Это страна, в которой всего 20 лет назад всего за сто дней убили приблизительно восемьсот пятьдесят тысяч человек - примерно одну седьмую тогдашнего населения. Убили без использования лагерей уничтожения, душегубок, крематориев и прочих технических новинок двадцатого века - в основном это делалось мачете, дубинами и прочим холодным оружием. Эта резня осталась практически без внимания мирового сообщества, а американской публике о происходящем в Руанде рассказывали в разы меньше. Руандийские события попали в центр внимания только тогда, когда армия тутси полностью взяла контроль над страной, остановила геноцид и принудила к бегству полтора миллиона хуту, в том числе и большинство тех, кто принимал участие в уничтожении своих соседей» - Лайвжурнал

Осуждено на пожизненное заключение, в том числе казнено, более миллиона причастных к геноциду в Руанде. Однако многие, непосредственно и активно участвующие в кровавых действиях, живы и свободны и по сей день, и они всячески отрицают свою причастность к истреблению народов. Те, кто сидят пожизненно, дают интервью, в которых называют глупостью свои поступки… Глупостью, к которой привело следование командам СМИ и фашистов. Так, получается, по глупости люди стали палачами - слишком маленькое доказательство своего раскаяния. Да и возможно ли оно у тех, кто сознательно шел на это? Но они были «исполнителями».

Те, кто были «заказчиком» или связующим звеном, и сегодня прячутся в нейтральной стране под видом обычных, ничем не примечательных граждан икс - делают ледяное лицо со стеклянными глазами и все отрицают. Фраза из документального фильма о геноциде в Руанде: «Они будто не хотят думать об этих трех месяцах из их жизни, они стерли это время из своей памяти и живут как ни в чем не бывало..».

Почему весной 1994 года власти Руанды организовали массовые убийства представителей народности тутси, какую роль в этом сыграли средства массовой информации и почему после этих событий Руанда из франкоязычной страны стала англоязычной? Об этом «Ленте.ру» рассказал доктор исторических наук, заместитель директора Института Африки РАН Дмитрий Бондаренко.

«Лента.ру»: Что послужило причиной геноцида в Руанде, когда в этом небольшом, до этого события мало кому известном африканском государстве за три месяца было убито около миллиона человек?

Дмитрий Бондаренко: Действительно, это были сто дней, которые воистину потрясли мир. К весне 1994 года большинство населения Руанды (85 процентов) относилось к народности хуту, а меньшинство (14 процентов) - к народности тутси. Еще около одного процента населения составляли пигмеи тва.

Тайна гибели президентов

Исторически так сложилось, что в доколониальный период вся политическая, экономическая и культурная элита Руанды состояла из представителей тутси. Государство в Руанде возникло в XVI веке, когда с севера пришли скотоводы-тутси и подчинили племена земледельцев-хуту. Когда в 1880-е годы пришли немцы, которых после Первой мировой войны сменили бельгийцы, тутси перешли на язык хуту и сильно перемешались с ними. К тому времени понятием хуту или тутси обозначалось не столько этническое происхождение человека, сколько его социальный статус.

То есть хуту находились в подчиненном положении по отношению к тутси?

Не совсем так. В целом это утверждение верно, но к тому времени когда в Руанду пришли европейцы, уже появились разбогатевшие хуту. Они обзавелись своим скотом и повысили свой статус до уровня тутси.

Бельгийские колонизаторы сделали ставку на правившее тогда меньшинство - тутси. Они ввели систему, очень напоминающую советскую прописку - каждую семью прикрепляли к своему холму (Руанду часто неофициально называют «страной тысячи холмов»), и она должна была обозначить свою национальность: тутси или хуту. Естественный процесс слияния двух народов был искусственно прерван.

Во многом эта бельгийская политика по принципу «разделяй и властвуй» предопределила резню 1994 года. Бельгийцы, уходя в 1962 году из Руанды, передали власть, до этого принадлежавшую меньшинству тутси, большинству хуту. С этого времени в стране стало открыто нарастать напряжение между ними. Начались столкновения, апофеозом которых стал геноцид тутси в 1994 году.

То есть события 1994 года произошли не спонтанно?

Конечно. Межэтнические конфликты в Руанде разгорались и раньше: в 1970-е и 1980-е годы, просто они не достигали таких масштабов. После этих погромов некоторая часть тутси укрылась в соседней Уганде, где при поддержке местных властей был сформирован «Патриотический фронт», стремившийся вооруженным путем свергнуть правящий режим хуту. В 1990 году почти удалось это сделать, но на помощь хуту пришли французские и конголезские войска. Непосредственным поводом к резне стало убийство президента страны Жювеналя Хабиариманы, самолет которого сбили при подлете к столице.

Известно, кто это сделал?

До сих пор неясно. Естественно, хуту и тутси сразу обменялись взаимными обвинениями в причастности к этому преступлению. Хабиаримана вместе с президентом Бурунди Сиприеном Нтарьямирой возвращался из Танзании, где проходил саммит глав государств региона, главной темой которого было урегулирование ситуации в Руанде. По одной из версий, на нем было достигнуто соглашение о частичном допуске представителей тутси к управлению страной, что категорически не устраивало властную верхушку хуту, которая и организовала заговор. Такая трактовка имеет право на существование наряду с прочими, поскольку массовые убийства тутси начались буквально через несколько часов после крушения президентского самолета.

Убийственная пресса

Правда ли, что большинство жертв геноцида были даже не расстреляны, а просто забиты мотыгами?

Там творились немыслимые вещи. В Кигали, столице Руанды, есть Центр изучения геноцида, по сути своей являющийся музеем. Я посещал его и был поражен тому, какую изощренность может проявлять ум человека в изобретении способов уничтожения себе подобных.

Вообще, когда попадаешь в такие места, начинаешь поневоле задумываться о нашей природе. В этом заведении есть отдельный зал, посвященный людям, сопротивлявшимся геноциду. Резня была организована государством, в местные администрации поступали прямые указания уничтожать тутси, а списки неблагонадежных лиц зачитывались по радио.

Вы говорите про печально известное «Свободное радио тысячи холмов»?

Не только. Геноцид провоцировали и другие СМИ. Почему-то у нас в России многие считают, что «Радио тысячи холмов» было государственной структурой. На самом деле это была частная компания, но тесно связанная с государством и получавшая от него финансирование. На этой радиостанции говорили о необходимости «истреблять тараканов» и «валить высокие деревья», что многими в стране было воспринято как сигналы к уничтожению тутси. Хотя, помимо опосредованных призывов к резне, в эфире часто звучали и прямые подстрекательства к погромам.

Но потом многие сотрудники «Свободного радио тысячи холмов» были осуждены за подстрекательство к геноциду?

Многие, но не все. Перед Международным трибуналом по Руанде предстали главные «звезды» радиостанции Анани Нкурунзиза и Хабимана Кантано, призывавшие в прямом эфире убивать тутси. Затем за аналогичные преступления были осуждены и другие журналисты - Бернар Мукинго (на пожизненный срок) и Валери Бемерики.

А как население Руанды в 1994 году отреагировало на эти призывы?

Известно как - в стране началась настоящая резня, но, к чести руандийцев, не все поддались массовому психозу и государственной пропаганде. В одной из провинций местного чиновника, отказавшегося выполнять приказы убивать тутси, закопали заживо вместе с одиннадцатью членами его семьи. Известна история женщины, прятавшей в своей хижине под кроватью семнадцать человек. Она умело воспользовалась своей репутацией колдуньи, поэтому погромщики и солдаты побоялись обыскать ее жилище.

Символом сопротивления безумию, охватившему тогда Руанду, стал управляющий столичного отеля «Тысяча холмов» Поль Русесабаджина. Сам он хуту, а его жена – тутси. Русесабаджину часто называют «руандийским Шиндлером», потому что он укрыл в своей гостинице и спас от верной гибели 1268 человек. На основе его воспоминаний в Голливуде десять лет назад был снят знаменитый фильм «Отель "Руанда"». Кстати, потом Русесабаджина стал диссидентом и эмигрировал в Бельгию. Сейчас он находится в жесткой оппозиции к существующему в Руанде политическому режиму.

Руанда сегодня

Действительно ли в ходе геноцида 1994 года пострадали не только тутси, но и хуту?

Это так - примерно 10 процентов жертв массовых убийств составляли именно хуту. Кстати, Поль Русесабаджина, будучи этническим хуту, именно в этом и обвинял правительство, пришедшее к власти после тех страшных событий.

Как сейчас живет Руанда и преодолела ли она последствия геноцида 1994 года?

После 1994 года ситуация в стране радикально изменилась, произошла полная смена элит, и теперь она активно развивается. Сейчас в Руанду идут большие западные инвестиции и гуманитарная помощь, прежде всего из США и Евросоюза. Я сам видел, что на местных рынках крестьяне продают картошку в мешках с лейблом USAID (Агентства США по международному развитию - прим. «Ленты.ру» ), то есть в мешках из-под гуманитарной помощи, - настолько велики ее размеры. Экономика Руанды растет, но в стране установился очень жесткий политический режим. Хотя в реальности у власти с 1994 года находятся тутси, официальная идеология в стране такова: нет ни хуту, ни тутси, есть только руандийцы. После геноцида активизировался процесс строительства единой нации.

Сейчас Руанда старается позиционировать себя как современное государство. Например, она проводит политику повсеместной компьютеризации - оптоволоконные кабели тянут даже в самые отдаленные деревни, хотя сельская глубинка во многом продолжает оставаться патриархальной.

Нынешняя Руанда ориентируется на Запад, в первую очередь США. В то же время в этой стране, как и повсеместно в Африке, проявляет активность Китай. Необходимо отметить и то, что несколько лет назад Руанда восстановила свое посольство в Москве, закрытое в середине 1990-х годов. Государственный язык она сменила с французского на английский. Во время геноцида большинство беженцев укрывалось в соседних англоязычных странах, где выросло новое поколение, почти не говорящее по-французски.

С Францией, которая в событиях 1994 года сыграла очень неблаговидную роль, складываются очень непростые отношения. Она поддерживала режим хуту, который организовывал геноцид, и на французских самолетах бежали из страны многие его вдохновители и идеологи. В современной Руанде до сих пор принято отрицательно относиться ко всему французскому.

Почему мировое сообщество так поздно спохватилось и фактически проморгало геноцид?

Скорее всего, оно недооценило масштаб события. К сожалению, для Африки массовые убийства не редкость, да и Руанда тогда была на периферии внимания международной общественности, озабоченной войной в Боснии. В ООН спохватились, когда счет убитым пошел на сотни тысяч. Поначалу, в апреле 1994 года, когда геноцид уже начался, Совет Безопасности ООН решил сократить численность миротворческого контингента в Руанде почти в двадцать раз – до 270 человек. Причем это решение было принято единогласно, за него проголосовала и Россия.

Похожие публикации