Футуризм как одно из ярчайших явлений серебряного века. Эстетическая программа футуристов

Футуризм как направление — история, идеи

Русский футуризм, несмотря на свою специфику, не был единичным мировым явлением. В 1909 году в Париже был напечатан манифест футуризма поэтом Ф.Маринетти, направление было широко распространено в Италии.

Специфика итальянского футуризма заключалась в новых взглядах на искусство: поэзия скорости, ритмы современной жизни, пощечины и удары, прославление техники, облика современного города, приветствие анархии и разрушительной силе войны.

Футуризм в русской литературе возник практически одновременно с европейским. В 1910 году был опубликован манифест русских последователей футуризма «Садок судей» (Д.Бурлюк, В.Хлебников, В.Каменский).

Начало русского футуризма

Однако сам футуризм в России не был однороден. Он был представлен четырьмя группами:

  • петербургские эгофутуристы (объединялись вокруг издательства «Петербургский глашатай » — И.Северянин, И. Игнатьев, К.Олимпов)
  • московские эгофутуристы (по названию издательства «Мезонин искусства») – В.Шершеневич, Р.Ивнев, Б.Лавренев)
  • московская группа «Центрифуга» (Б.Пастернак, Н.Асеев, С.Бобров)
  • наиболее известная, влиятельная и плодотворная группа «Гилея» – кубофутуристы (А.Крученых, Д. и Н. Бурлюки, В.Хлебников, В.Маяковский, В.Каменский)

Характерные черты русского футуризма

Обращенность в будущее- черта футуризма

  • обращенность к будущему
  • чувство грядущего переворота жизни
  • приветствие краху старой жизни
  • отрицание старой культуры и провозглашение новой
  • отрицание преемственности литературного потока
  • прославление нового человечества
  • урбанистические темы и приемы поэзии
  • антиэстетизм

Эпатаж — черта футуризма

  • эпатаж буржуазного мира в поэзии и в жизни
  • изобретение новых форм
  • интерес к живописи, введение новой графики и звукописи
  • речетворчество, создание «зауми»

Феномен футуризма был необычен и поэтому часто воспринимался эпохой «нового варварства». Н.Бердяев считал, что с этим направлением наступил кризис гуманизма в искусства,

Отрицание старого — черта футуризма

«в футуризме уже нет человека, он разорван в клочья».

Однако В.Брюсов говорил о том, что

« язык — это материал поэзии и что этот материал может и должен быть отработан соответственно задачам художественного творчества, это и есть основная мысль русского футуризма; в проведении ее в практику и заключается основная заслуга наших футуристов».

Формотворчество — черта футуризма

Стремление поэтов к словотворчеству, создание зауми порождало особое внимание к возможностям языка.

«Извлечь из слова все скрытые в нем возможности, далеко не использованные в повседневной речи и в ученых сочинениях… — вот подлинная мысль «заумников, — писал В.Брюсов.

Значение футуризма — достижения и представители

В поэзии русского футуризма возникали

Урбанизм — черта футуризма

  • новые корнесловия,
  • соединения слов,
  • появлялись новые суффиксы,
  • был преобразован синтаксис,
  • вводились новые приемы подчинения слов,
  • новые обороты речи,
  • менялся строй предложения.

Культ урбанизации, поэзия нового грядущего города требовала особой эстетизации объекта поэзии, особой «красоты, красоты иного рода, чем красота или . Русские футуристы приняли «машинную цивилизацию» и воспевали ее.

В своих экспериментах они не ограничивались словом – экспериментом была и графика — одни слова печатались крупнее, другие мельче или вкось и вкривь, иногда даже вверх ногами. По сути именно футуристы заложили основы использования графики в современном искусстве. То, что сейчас привычно и обыденно, у них казалось необыкновенным, спорным, вызывало либо яростное неприятие, либо, наоборот, восторг.

Основоположник «зауми» — В.Хлебников

«Только у него специальный талант к творчеству слов и несомненное поэтическое дарование соединялись с известной научной осведомленностью» (В.Брюсов).

«Будетлянин» Хлебников создал много филологических парадоксов, он сумел, действительно,

«во многом преобразовать язык, выявить в нем элементы, ранее не использованные поэзией, но в высшей степени пригодные для поэтического творчества, показать новые приемы, как словом оказывать художественное воздействие, и при всем при этом остался «понятным» при минимальном усилии читателя» (В.Брюсов).

Имя В.Хлебникова надолго было вычеркнуто из истории литературы, однако несомненно его влияние как на современников (), так и на потомков (А.Айги). О.Мандельштам считал, что из наследия Хлебникова

«столетия и столетия будут черпать все, кому не лень».

Наша презентация

Творчество раннего В.Маяковского

Его ранние стихи – это и

  • «пощечина общественному вкусу»,
  • и эстетизм/ антиэстетизм города,
  • ненависть к буржуа,
  • трагизм мироощущения не только лирического героя, но и окружающего его мира.

Стихотворение «А вы могли бы?» дает ясное представление о том, что может поэт. В отличие от других поэтов, в отличие от мещан, поэт Маяковский может увидеть в обыденном

(«блюдо студня», «водосточные трубы») поэтическое («ноктюрн», флейта).

Как уже говорилось, практические все футуристы работали со словом, занимались словотворчеством.

Поэзия И.Северянина

И.Северянин знают как поэта, который создал неповторимые неологизмы и словесные диковинки.

Значение футуризма

Северянин писал «хабанеры», «прелюды», «вирелэ» и другие изысканных поэтических форм, он соединял стихи в «гирлянды триолетов», квадрата квадратов и др. Ему нельзя было не отказать в необыкновенной виртуозности. Есть точка зрения, что поэзия Северянина весьма проста и даже примитивна. Однако это лишь на первый, поверхностный взгляд. Ведь главным в его поэзии была неподражаемая авторская ирония.

«Ведь я лирический ироник» (И.Северянин).

Он воспевает мир и иронизирует над тем, что сам же и воспевает. Это ирония усмешки, а не осмеяния, ирония, которая принимает неизбежное. Ирония и составляет тот северянинский примитив, он мог быть сложнее, конкретнее, мог быть игрой, поэтическим жонглированием. Именно этим И.Северянин и покорял публику. «Экстазная» слава поэта в канун первой мировой войны была огромной.

Русский футуризм, наряду с символизмом и акмеизмом, — чрезвычайно важное, плодотворное для развития русской поэзии направление в России. Многие находки, многие открытия представителей этого направления стали основой поэзии последующих поколений.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Урок 22. Футуризм
Цели урока: дать понятие о футуризме; сделать обзор творчества поэтов-футуристов.
Методические приемы: лекция учителя с элементами беседы.
Ход урока
I. Лекция учителя
Модернисты отстаивали особый дар художника, способного прогнозировать путь
новой
культуры, делали ставку на предвосхищение грядущего и даже на преображение мира
средствами
искусства. Особая роль в этом принадлежит футуристам. Уже в самом названии
направления
заключено стремление к будущему (от дат. futurum - будущее).
Футуризм - авангардистское течение в европейском и русском искусстве начала ХХ
века, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее
разрушение форм и
условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом.
Русский футуризм связан с западноевропейской культурной традицией -
философскими
идеями А. Бергсона, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, провозглашавшими интуитивизм
(познание
действительности, основанное на интуиции), нигилизм, критику традиционной
культуры, идеал
«сверхчеловека», свободного о каких-либо моральных ограничений, от власти
объективных
законов. Эти взгляды были восприняты в качестве философских предпосылок русского
футуризма.
Эстетической его предпосылкой стал символизм. Отталкиваясь от принципов этого
литературного направления, футуристы поставили человека в центр мира, воспевали
«пользу», а
не «тайну», отказывались от недосказанности, туманности, завуалированности,
мистицизма,
присущих символизму. Футуристы противопоставили всему обществу свои
радикальные взгляды,
тезису «Искусство для искусства» - лозунг «Искусство для масс», провозгласили
антиэстетизм.
Считается, что предшественником русского футуризма был итальянский футуризм.
Впервые этот термин был введен литератором Филиппо Маринетти, который в
парижской газете
«Фигаро» (20 февраля 1909 года) опубликовал «Манифест о футуризме». Это
авангардистское
европейское художественное течение получило распространение во Франции, Англии,
Австрии,
Польше, Чехословакии, Германии. Правда, русские футуристы старались
отмежеваться от
итальянских корней.
Современность футуризма проявлялась в создании иной художественной картины
мира,
базирующейся на новой системе ценностей урбанистической цивилизации. Для одних
представителей футуризма (В. Шершневич, И. Северянин) образ города выступает как
выражение
сущности жизни, современной культуры ХХ века. Поэзия И. Северянина насыщена
образами
автомобилей, аэропланов, примет современной цивилизации (например,
стихотворение

«Пролог», 1911 г.).
(Стихотворение читает учитель или заранее подготовленный ученик.)
Большинство русских футуристов относилось к городу резко отрицательно. Главная
причина такого отношения - «адская» сущность города, где человек не просто
оглушен
бездушной «новой техникой», но и раздавлен темной, бездушной силой (В.
Маяковский «Адище
города», 1913 г.).
Русские футуристы пытались по-новому осмыслить окружающий мир. Он понимался
ими
как макрокосм, а человек - как микрокосм. Развитие мира рассматривалось как
движение к
всеединству. Бытие цивилизованного человечества выступало в единстве со
Вселенной, а космизм
придавал целостное восприятие. В стихотворении Маяковского «Эй!» (1916) человек
выступает
субъектом планетарного и космического преобразовательного действия.
Для русских футуристов современный мир - это движение, устремленность в
будущее.
Они буквально жили им. Идти в будущее означало творить его.
Русские футуристы рассматривали искусство как важнейшее средство отражения
тенденций эпохи, преобразования человека и мира, созидания новой реальности. То
есть, по
мнению футуристов, искусство играет преобразующую и созидающую роль. Однако
прошлое, в
том числе и искусство прошлого, они рассматривали лишь как «собрание окаменелых
ценностей».
Временем рождения русского футуризма считается 1910 год, когда вы шел в свет
первый
футуристический сборник «Садок Судей», его авторами были Д. Бурлюк, В. Хлебников
и В.
Каменский. Вместе с В. Маяковским и А. Крученых эти поэты скоро составили
наиболее
влиятельную в этом течении группу «кубофутуристов», или поэтов Гилеи (Гилея -
древнегреческое название территории Таврической губернии, где отец Д. Бурлюка
управлял
имением и куда в 1911 году приезжали поэты нового объединения). Кроме того,
заметными
группами были «эгофутуристы» (И. Северянин, И. Игнатьев, В. Гнедов и др.) и
объединение
«Центрифуга» (Б. Пастернак, Н. Асеев, С. Бобров и др.). Подобно другим
модернистским
течениям, футуризм был неоднороден, а полемика внутри футуристических
группировок была
особенно непримирима.
Первая декларация футуристов «Пощечина общественному вкусу» вышла в 1912 году.
Молодые поэты (Бурлюк, Крученых, Маяковский, Хлебников) заявляли: «Только мы -
лицо
нашего времени... Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов...
Бросить
Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. с Парохода Современности...». Эти
эпатирующие публику тезисы, выражение «ненависти к существовавшему до них
языку»,

презрения к «Здравому смыслу» и «Хорошему вкусу» принесло поэтам скандальную
славу и
известность. В манифесте из сборника «Садок Судей II» (1913) программа футуристов
была
конкретизирована: отрицание грамматики, синтаксиса, правописания; новые ритмы,
рифмы,
размеры стиха; новые слова и новые темы; презрение к славе: «нам известны чувства,
не жившие
до нас. Мы новые люди новой жизни».
По размаху притязаний и по резкости их выражения футуризм не знал себе равных.
Маяковский заявлял претензии «стать делателем собственной жизни и законодателем
для жизни
других». Футуристы претендовали на вселенскую миссию: в качестве художественной
программы
была выдвинута утопическая мечта о рождении сверхискусства, способного
преобразить мир. При
этом они стремились рационально обосновать творчество с опорой на
фундаментальные науки -
физику, математику.
Футуризм выходил за рамки собственно литературы, был тесно связан с авангардными
группировками художников 1910-х годов: «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Союз
молодежи».
Большинство футуристов совмещали занятия литературой и живописью. Художник
Татлин
всерьез конструировал крылья для человека, К. Малевич разрабатывал проекты
городов-
спутников, курсирующих по земной орбите, В. Хлебников предлагал новый
универсальный язык.
Мироздание воспринималось футуристами как аналог грандиозной сценической
площадки.
Грядущая революция была желанна, потому что понималась как массовое
художественное
действо, вовлекающее в игру весь мир. Футуристы не только декларировали свои
лозунги, они
действовали: после Февральской революции 1917 года образовали воображаемое
«Правительство
Земного Шара». От имени «Председателей Земного Шара» В. Хлебников посылал
письма и
телеграммы Временному правительству с требованием отставки. Футуристы Гилеи,
или будетляне,
как они себя называли, действительно были уверены в преобразующей силе своего
искусства. Тяга
футуристов к эпатажу обывателя проявлялась в массовых театрализованных действах,
вызывающем поведении и одежде, культивировался образ поэта-хулигана.
Оптимальной
читательской реакцией на их творчество было для футуристов не похвала или
сочувствие, а
неприятие, протест. Такую реакцию они намеренно провоцировали, хотя бы
нагнетанием в поэзии
шокирующего безобразия: «дохлая луна», «звезды - черви, пьяные туманом»
(Бурлюк), «улица
провалилась, как нос сифилитика» (Маяковский).
Футуризм делал установку на обновление поэтического языка. Футуристы не только

обновили значения многих слов, но активно занимались словотворчеством,
использовали в
поэзии новые композиционные и даже графические эффекты. Например, Василий
Каменский в
своих «железобетонных поэмах» расчерчивал страницу на неправильные
многоугольники и
заполнял их словами или обрывками слов. Стихотворение превращалось в
типографскую
картинку. Вообще визуальному воздействию текста придавалось большое значение:
проводились
эксперименты с фигурным расположением слов, использованием разноцветных и
разномасштабных шрифтов, расположением строчек «лесенкой» и т.п.
Футуристы не церемонились со словом, оно опредмечивалось, его можно было
дробить,
переиначивать, создавать новые комбинации из этих раздробленных, разрушенных
слов.
Отношение к слову как к конструктивному материалу привело к возникновению
многих
неологизмов в поэзии, хотя дальше поэтического контекста слова эти не пошли:
«могатырь»,
«лгавда», «будрецы», «творяне» (Хлебников); «огрезитъ «ветропросвист», «грезэрка»,
«стоэкранно» (Северянин). Тот же Северянин мастерски играет словами, прославляя
Ф. Сологуба,
введшего его в литературу: «Он - чарователь, чаровальщик, / Чарун, он - чарник,
чародей...».
II. Беседа по поэзии Хлебникова
Похожий эксперимент проводит В. Хлебников в «Заклятии смехом» (1910):
(Стихотворение читает учитель.)
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами,
что смеянствуют смеяльно.
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеяльных -
Смех усмейных смехачей!
Задание: Попробуйте понять значение этих и других неологизмов, оттенков
однокоренных слов и оценить словотворчество футуристов.
Хлебников обратил внимание на корень слова и при помощи различных приставок и
суффиксов стал образовывать новые слова, напоминающие древнеславянские. Этим он
пытался
«найти, не разрывая круга корней, волшебный камень превращенья всех славянских
слов из
одного в другое - свободно плавить слова». Языковой эксперимент превращался в
эстетический
факт.
- Каковы корни стихотворения Хлебникова «Заклятие смехом»?
(Стихотворение восходит к фольклорной традиции и напоминает языческий заговор.)
Была попытка создать особый, «заумный» язык: «Живописцы будетляне любят
пользоваться частями тел, разрезами, а будетляне речетворцы разрубленными
словами и их
причудливыми хитрыми сочетаниями» (декларация футуристов «Слово как таковое»).
Особая
роль в этом языке отводилась фонетике: каждый звук речи, по мнению «речетворцев»,
обладает

определенной семантикой (смыслом). Знаменито «заумное» стихотворение В.
Хлебникова:
Бобэоби пелись губы,
Вээоми пелись взоры,
Пиээо пелись брови,
Лиэээй - пелся облик,
Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.
Так на холсте каких-то соответствий
Вне протяжения жило Лицо.
- Каково значение звуков в этом стихотворении?
(Язык стихотворения напоминает язык птиц. Хлебников часто использовал живой
символ - птиц. (Отец Хлебникова был орнитологом.) Этот символ, считал поэт,
должен
передать движение времени. Единый, «всеземлянский», похожий на птичий, язык
символизировал связь между на родами и континентами. «Заумный» язык для
Хлебникова -
язык будущего, способный служить объединению людей.)
III. Слово учителя о В. Хлебникове
Велимир (Виктор Владимирович) Хлебников (1885-1922) был в среде своих
соратников
безусловным авторитетом.
Современники вспоминали, что поэт жил в каком-то своем, особом мире. Он часто
писал
свои стихи в самых неожиданных, неподходящих для этого занятия местах: в магазине
- на
оберточной бумаге, в книжной лавке - на обложке любой книги, в постели - на
краешке
подушки, - везде, где находился клочок бумаги. Хлебников не заботился о том, чтобы
сохранить
свои творения. Как они легко писались у него, так легко и исчезали. Он мог подарить,
потерять
стихи, мог пустить их на растопку костра, мог набить ими наволочку и использовать
вместо
подушки.
Хлебникова многие считали юродивым, чудаком. Н. Асеев писал о нем: «Был он похож
больше всего на длинноногую задумчивую птицу, с его привычкой стоять на одной
ноге, и его
внимательным глазом, с его внезапными отлетами и улетами во времена будущего».
Свое
назначение он видел в том, чтобы нести миру новое «самовитое» слово. Не случайно
он выбрал
себе имя Велимир (повелевающий миром).
Хлебников видел мир с неожиданной стороны, взгляд этот, с одной стороны, по-детски
свеж и наивен, с другой - аналитичен. Есть у него стихотворения, совершенно не
похожие на
«заумь», простые и глубокие:
Мне мало надо!
Краюшку хлеба
И каплю молока.
Да это небо,
Да эти облака!
1912
Хлебников стремился к созданию искусства будущего, способного восстановить

утраченную миром гармонию. Главной для него была проблема времени: сопоставляя
даты
исторических событий, поэт стремился понять законы развития человечества,
математически
точно прочертить путь в будущее. Отношение к мирозданию у Хлебникова порой
тютчевское:
Годы, люди и народы
Убегают навсегда,
Как текучая вода.
В гибком зеркале природы
Звезды - невод, рыбы - мы,
Боги - призраки у тьмы.
1915
Хлебников оказал огромное влияние на развитие русской поэзии ХХ века, что
признавалось поэтами, занимающими совершенно разные эстетические позиции. Вот
что писал
сам Хлебников «О стихах» (1920-1921): «Чары слова, даже непонятного, остаются
чарами и не
утрачивают своего могущества. Стихи могут быть понятными, могут быть
непонятными, но
должны быть хороши, должны быть истовенными... Речь высшего разума, даже
непонятная,
какими-то семенами падает в чернозем духа и позднее загадочными путями дает свои
всходы.
Разве понимает земля письмена зерен, которые бросает в нее пахарь? Нет. Но осенняя
нива все же
вырастает ответом на эти зерна. Впрочем, я совсем не хочу сказать, что каждое
непонятное
творчество прекрасно. Я намерен сказать, что не следует отвергать творчество, если
оно непонятно
данному слою читателей».
Попробуем последовать совету Велимира Хлебникова и приглядеться к
футуристическим
стихам, вслушаться в них.
IV. Реализация домашнего задания
Читаем подготовленные стихотворения и пытаемся разобраться в их поэтике.
- Какие явления современного искусства, культуры напоминают о футуризме?
Пример анализа стихотворения.
Учитель читает стихотворение В. Хлебникова:
Мне видны - Рак, Овен,
И мир лишь раковина,
В которой жемчужиной
То, чем недужен я.
В шорохов свисте шествует стук вроде «Ч».
И тогда мне казались волны и думы - родичи.
Млечными путями здесь и там возникают женщины.
Милой обыденщиной
Напоена мгла.
В эту ночь любить и могила могла...
И вечернее вино
И вечерние женщины
Сплетаются в единый венок,
Которого брат меньший я.
1908

Стихотворение, впервые опубликованное в «Изборнике стихов» 1914 г., было написано
шестью годами раньше, когда Хлебников, прежде учившийся в Казанском
университете,
перебрался в Пете и поступил в столичный университет (сначала на естественное
отделение, а
потом на историко-филологический факультет). Главное, что влекло начинающего
поэта в
столицу, - литературные интересы: здесь он обращает на себя внимание маститых
поэтов Вяч.
Иванова и М. Кузмина, сближается с писателями, входившими в «Кружок молодых»
(С.
Городецким, А. Толстым, Н. Гумилевым). Для делающего первые шаги в серьезную
литературу
новичка было бы естественно примкнуть к той или иной влиятельной стилевой
традиции, в
данном случае символистской. Некоторые отголоски символистской образности в
анализируемом
стихотворении можно различить: в мифо-поэтическом собирательном образе
«женщин»,
принадлежащих небу, можно увидеть отражение культа «Прекрасных Дам» русского
символизма;
«вечерне-ночной» колорит хлебниковского космического пейзажа вполне
соответствует
символистским устремлениям.
Однако уже на уровне первичного восприятия текста у читателя, знакомого с
символистской поэзией, формируется ощущение принципиально новой по сравнению
с
художественным миром символизма поэтики.
- Каково основное отличие этого стихотворения от знакомой вам символистской
поэтики?
(Главное отличие от символистских текстов - мажорный, жизнеутверждающий тон
стихотворения, отсутствие типичного для предшественников Хлебникова конфликта
мечты
и действительности, стирание границы между лирическим «я» и мирозданием. Земля
и небо,
человек и космос не противопоставлены, но образуют единое поэтическое
пространство, в
котором лирический герой с его чувствами (высоким «недугом») - венец и
сердцевина
(«жемчужина») творения. Ему внятны движения светил и шорохи космических
пространств,
но он не сторонится и «милой обыденщины» земных ощущений. Более того,
признание в любви
адресуется одновременно земле и небу, само это чувство обретает в сознании
лирического
героя характер универсальной космогонической силы, способной устранить власть
времени,
стереть границу между «здесь и там жизнью и смертью (даже «могила» способна
«любить»).
- Какими же изобразительно-выразительными средствами передана идея «стирания
граней», устранения одиночества, идея «братства» человека и мира?
(Ритмика стихотворения укладывается в общую тенденцию в стихосложении начала
ХХ века: переход от «классической» силлабо-тоники к акцентному стиху. Характерной
для

поэзии Хлебникова чертой, проявившейся и в данном тексте, является
микрополиметрия, т. е.
очень частая (едва ли не в каждой строчке) перемена ритмического рисунка. От этого
движение стихотворения становится непредсказуемым, каждая следующая строчка
заставляет оглядываться на предыдущую.
Постоянные ритмические метаморфозы стиха повышают значимость рифмы,
становящейся важнейшим фактором композиции. Хлебников явно неравнодушен к
составным
рифмам: почти всякий раз он соотносит в рифмуемой паре слово со словосочетанием.
Ритмически выделенные в первой строке слова Рак, Овен (отсутствие союза между
ними
заставляет делать значительную паузу при чтении вслух) рифмуются со словом
раковина.
Это неожиданное фонетическое сближение обнаруживает между словами и
смысловую связь
(Рак и Овен - созвездия, а небесная сфера, на которой они размещены, уподобляется
раковине),
а главное - заставляет воспринимать как единицы смысла не только целые слова, но
и их
части - слоги и даже отдельные звуки. Действительно, в слове раковина» проступают
не
только слова Рак и Овен, но и иные семантизированные комбинации. Например, Ра -
бог солнца
у древних египтян, а также, что менее известно, второе название Волги, что для
волжанина
Хлебникова очень значимо. За вычетом слога «ра» - в сочетании Рак - Овен
остается
комбинация ковен, прочитываемая как анаграмма слова венок.
Венок (или его ассоциативный «двойник» - звездное ожерелье) - и важнейший
образ-
символ стихотворения, и его композиционная формула: текст сплетен из «звездной
пыли»
отдельных звуков и слогов. В то время как женщины плетут венки из цветов, поэт
воспринимает небо как цветочное поле, а звезды - как живые растения. Вообще
говоря, идея
взаимопроникновения всего и вся в мироздании, идея братства людей, зверей,
растений и звезд
- самая главная «сердечная» идея Хлебникова.)
Продолжим семантико-фонетический анализ текста. Венок зарифмован в
стихотворении
с вином, это еще одна смысловая и звуковая «ниточка»; протянутая сквозь текст.
Звуковой
комплекс вин присутствовал уже в словах раковина и Овен (здесь гласный «и»
редуцирован); еще
чаще повторяется в тексте сочетание ин (в жемчужине и в соответствующей рифме
недужен я; в
дважды использованном слове женщины, а также в словах обыденщина и единый).
Звук «и»
повторяется в стихотворении 27 раз. Повторы этого высокотонального,
«пронзительного» звука
сродни световым лучам, испускаемым звездами. В этой связи уместно вспомнить, что
сам поэт,
размышляя о волшебной силе заговоров и заклинаний, сопоставлял подобные
«звуковые

очереди» с «рядом проносящихся перед сумерками нашей души истин». Отношение к
звукам как к
«летучим истинам» сопрягало в сознании Хлебникова с понятием «звездного языка»
- чистого,
глубинного смысла, выражаемого звуками.
«Слово особенно звучит, - писал Хлебников в «Досках Судьбы»,- когда через него
просвечивает иной «второй смысл», когда оно стекло для смутной, закрываемой им
тайны,
спрятанной за ним, когда через слюду обыденного смысла светится второй, темной
избой в окне
слова... Это речь дважды разумная, двоякоумная = двуумная. Обыденный смысл лишь
одежда для
тайного».
«Кружеток» - этот хлебниковский неологизм (из стихотворения «Ах, если бы! если бы
это!») лучше всего передает характер движения звуков в его стихотворении: свивая
слоги и
сплетая звуки, поэт выстраивает композиционную спираль, в которой образы
наделяются
вторичными смыслами. Эти новые (или, как их называют, окказиональные) значения
связывают
воедино «раковину мира» с «жемчужиной» человека, соотносят небесную сферу с
космосом
сознания: волны мирового эфира оказываются «родичами» человеческих дум. Кстати,
это
метафорическое уравнение («волны я думы - родичи») есть выражение излюбленной
хлебниковской мысли о «волнообразном состоянии истины».
- Как вы себе представляете «шествие стука вроде «Ч»? Что хотел сказать автор?
(То, что происходит в «чаше человеческого черепа» становится в восприятии
Хлебникова зеркальным отражением общепланетарных процессов. Вот почему так
значим
акустический образ «стука вроде «Ч» - прямое указание на «звездный язык»:
впервые
прозвучав в слове «жемчужина», а потом явившись как самостоятельная смысловая
единица,
этот звук проникает далее в слова «млечный» и «вечерние» укреплял тем самым
связь между
личным, интимным чувством человека и общим состоянием космоса. В свою очередь,
сонорные
звуки «м» и «л», соседствующие с «ч» в слове «млечный», также связывают карту
звездного
неба с миром человеческих эмоций, заставляя почувствовать семантическое родство
таких
разнородных (вне контекста этого стихотворения) слов, как «милый», «мгла»,
«могила».
Единство человека и космоса, эта главная «идея» стихотворения, представлена в
тексте не
как риторическая формулировка, но как веер фонетических и образных
соответствий»,
порождающих целую галактику мерцающих смыслов.
Конечно, это стихотворение может быть воспринято иначе: хлебниковский текст
нацеливает на поиск все новых и новых семантических ассоциаций. Понять
творчество
Хлебникова - значит понять, целое мироздание, заключенное в его слове.)
V. Чтение и анализ стихотворения «Кузнечик» (1908-1909)

Крылышкуя золотописьмом
Тончайших жил,
Кузнечик в кузов пуза уложил
Прибрежных много трав и вер.
«Пинь, пинь, пинь!» - тарарахнул зинзивер.
О, лебедиво!
О, озари!
- Определите, как созданы неологизмы?
(«Крылышкуя» образовано от существительного «крылышко» и имеет признаки
деепричастия - сравним: «рисуя», «воркуя»; «золотописьмо» - сложное слово,
образованное
слиянием слов золото» и «лебедиво» сочетает в себе слова «лебедь», «лебединый» и
«диво».
Неясным по происхождению остается слово «зинзивер», но это явно существительное,
судя по
контексту и форме слова, кроме того, значение его выступает из звукового,
фонетического
образа.)
- Что еще можно сказать о звуковых образах этого стихотворения?
(В стихотворении ясно слышны ассонансы - пять раз встречается звук «у»,
одиннадцать раз - «и» (обратим внимание, что в словах «тончайших», «жил» буква
«и»
обозначает звук «ы»!); аллитерации на взрывные глухие «к», «т», «п», придающие
легкость,
воздушность образу; звонкие «з», «ж» и глухие «ш», которые передают жужжание
насекомых
и шорох травы; сонорные «л», «р», дополняющие звуковой образ светлой природы.)
VI. Заключительное слово учителя
Надо сказать, что Хлебников впервые в русской поэзии применил консонансы -
созвучия, в которых при совпадении согласных в ударных слогах рифмующихся слов
не совпадают
ударные гласные: жребий - рыбий; копоть - капать; ввел разноударные рифмы: из
мешка -
усмешка, истины - истины.
Эстетическое бунтарство футуристов было реакцией на разомкнутый, стремительно
меняющийся, теряющий опоры мир. В сознании читающей публики закреплялись
разрушительные импульсы футуризма, но в перспективе футуризм послужил и
созидательным
художественным целям: он раздвинул границы поэзии, поставил вопрос о новых
функциях
искусства, сделал искусство сферой не потребления, а сотворчества читателя, смелые
эксперименты со словом получили развитие в литературе.
VII. Задания по творчеству футуристов
Вариант 1
1. Дайте определение футуризму.
2. Как назывался первый русский футуристический сборник?
3. Как называлась декларация футуристов, опубликованная в 1912 году?
4. Чем, по-вашему, вызвано желание футуристов «бросить Пушкина, Достоевского,
Толстого и проч., и проч. с Парохода Современности»?
5. Назовите поэтов, принадлежащих к группе «кубофутуристов».
6. Какой из поэтов не входил в состав объединения «Центрифуга»?
а) Б. Пастернак, б) Н. Асеев, в) Д. Бурлюк, г) С. Бобров.
7. Выскажите свое отношение к творчеству футуристов. Ответ обоснуйте.
Вариант 2

1. Какой год считается временем рождения русского футуризма?
2. Кто авторы первого русского футуристического сборника?
3. Какая группа футуристов была наиболее влиятельной в этом течении?
4. Назовите основные положения программы футуристов. Выскажите свое отношение
к
этим положениям.
5. Назовите поэтов, принадлежащих к группе «эгофутуристов».
6. Какой из неологизмов не принадлежит В. Хлебникову:
а) «лгавда», в) «будрецы»,
б) «могатырь», г) «огрезить».
7. Что привлекает вас в творчестве В. Хлебникова?
Домашнее задание
1. Выучить стихотворение И. Северянина (на выбор), проанализировать его.
2. Индивидуальное задание: доклад или реферат «Авангардная живопись начала ХХ
века» или «Кубизм и кубофутуризм».__

Футуризм в русской поэзии: эстетическая программа, школы, место в литературе 1910 годов

Основные черты

‣‣‣ бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;

‣‣‣ отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремлённое в будущее;

‣‣‣ бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;

‣‣‣ поиски раскрепощённого ʼʼсамовитогоʼʼ слова, эксперименты по созданию ʼʼзаумногоʼʼ языка;

‣‣‣ культ техники, индустриальных городов;

‣‣‣ пафос эпатажа.

Возникновение

Родоначальниками русского футуризма считаются ʼʼбудетлянеʼʼ, члены Санкт-Петербургской группы ʼʼГилеяʼʼ (Велимир Хлебников, Алексей Кручёных, Владимир Маяковский и Давид Бурлюк), в декабре 1912 года выпустившие манифест ʼʼПощёчина общественному вкусуʼʼ. Манифест призывал ʼʼбросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч., с парохода современностиʼʼ и формулировал 4 права поэтов:

1. На увеличение словаря поэта в его объём произвольными и производными словами (Слово - новшество).

2. Непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.

3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный Венок грошовой славы.

4. Стоять на глыбе слова ʼʼмыʼʼ среди моря свиста и негодования.

Русский футуризм возник независимо от итальянского на рубеже 1900–1910-х и впервые

тублично заявил о себе в 1910 году, когда вышел в свет первый футуристический сборник

Именно эти поэты, вместе с В. Маяковским и А. Крученых, вскоре составили наиболее

крупную и влиятельную футуристическую группировку - кубофутуристов, или поэтов

ʼʼГилеиʼʼ (Гилея - древнегреческое название территории Таврической губернии, где отец

Д. Бурлюка был управляющим имения и куда в 1911 году приезжала группа кубофуту-

ристов). Помимо ʼʼГилеиʼʼ футуризм был представлен тремя другими группировками -

эгофутуризмом (И. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов, В. Гнедов и др.), группой

ʼʼМезонин поэзииʼʼ (В. Шершеневич, Хрисанф, Р. Ивнев и др.), объединœением ʼʼЦентри-

фугаʼʼ (Б. Пастернак, Н. Асеев, С. Бобров, К. Большаков и др.). Подобно другим модер-

нистским течениям футуризм был неоднороден. Наибольшей последовательностью и бес-

компромиссностью в футуристическом движении отличались кубофутуристы. Социально-

психологическую опору нового течения составили настроения новых для России социаль-

ных слоев - радикального студенчества, люмпен-пролетариата͵ вообще людей городской

улицы. Из всœех течений модернизма футуризм выделяется именно определœенностью сво-

его социального лица.

Литературный футуризм теснейшим образом связан с авангардными

художественными группировками 1910-х годов - прежде всœего с художниками групп

ʼʼБубновый валетʼʼ, ʼʼОслиный хвостʼʼ, ʼʼСоюз молодежиʼʼ. В какой-либо мере поэты-

футуристы совмещали свою литературную практику с занятиями живописью: живопис-

цами были и братья Бурлюки, и Е. Гуро, и А. Крученых, и В. Маяковский. И наоборот,

добившиеся мировой славы как художники К. Малевич и В. Кандинский на первых порах

участвовали в футуристических альманахах и в качестве ʼʼречетворцевʼʼ. Теснейшая связь

поэтической стилистики футуристов с технологическими навыками живописи проявилась

с первых шагов литературного футуризма: вслед за авангардистами-живописцами поэты

ʼʼГилеиʼʼ обращаются к формам художественного примитива, стремятся к утилитарной

ʼʼполезностиʼʼ своего искусства.

Футуризм претендует никак не меньше чем на всœелœенскую миссию; по глобализму

притязаний он несопоставим ни с одним из художественных течений прошлого и будуще-

го. Характерный штрих: после Февральской революции 1917 года футуристы и близкие

к ним художники авангарда образуют воображаемое ʼʼПравительство Земного Шараʼʼ;

от имени ʼʼПредседателœей Земного Шараʼʼ В. Хлебников посылaeт письма и телœеграммы

Временному правительству с требованиями отставки. И это вовсœе не проявление склон-

ности к юмору, как, впрочем, и не психопатологическая мания величия: это следствие

убежденности в том, что весь мир пронизан искусством. Из этого же убеждения - тяга

футуристов к массовым театрализованным акциям, раскраска лба и ладоней, культивиро-

вание эстетического ʼʼбезумстваʼʼ. Футуризм как явление выходил за рамки собственно

литературы: он воплощался с максимальной силой в самом поведении участников тече-

Программой жизненного поведения футуристов становится сознательный эпатаж

обывателя. Футуризм, как любое авангардное художественное явление, более всœего стра-

шится равнодушия. По этой причине необходимым условием его существования становится атмо-

сфера литературного скандала. Подобно тому, как роль короля разыгрывается в жизни

и на сцене его окружением, футуризм не может состояться вне своеобразного социального

обряда освистывания и осмеяния. Важнейшая для футуристов реакция на их искусство -

даже не осмысление литературного текста͵ а подчеркнуто агрессивное неприятие, протест

в как можно более резких формах. Такая реакция со стороны публики и провоцируется

нарочитым юродством в поведении футуристов. Складывается своего рода репертуар

эпатирования: хлесткие названия (ʼʼЧукурюкʼʼ - для картины; ʼʼДохлая лунаʼʼ - для

сборника произведений; ʼʼИдите к черту!ʼʼ - для литературного манифеста); уничижи-

тельные отзывы о предшествующей культурной традиции и о современном искусстве.

В литературных текстах широко практикуются лексические, синтаксические и смыс-

ловые смещения. Лексическое обновление связано с депоэтизацией поэтического языка,

введением грубых образов, вульгаризмов. Причем дело не просто в преодолении лекси-

ческих запретов и использовании табуированной лексики: ощущение сознательного

смещения возникает потому, что снижающие образы или вульгаризмы используются там,

где традиция диктует возвышенно-романтическую стилистику. Читательское ожидание

резко нарушается, исчезает граница между ʼʼнизкимʼʼ и ʼʼвысокимʼʼ. Поток снижающих

образов - обычная примета стихотворения Д. Бурлюка, для которого ʼʼзвезды - черви,

пьяные туманомʼʼ, ʼʼпоэзия - истрепанная девка, а красота - кощунственная дряньʼʼ.

Слово лишается ореола сакраментальности, опредмечивается, его можно дробить, пере-

иначивать, создавать новые комбинации лексических элементов. Отсюда широко распро-

страненные в футуризме эксперименты по созданию ʼʼзаумного языкаʼʼ, состоящего из

звуков, каждый из которых обладает собственной семантикой: к примеру, самый ради-

кальный ʼʼзаумникʼʼ Крученых предлагает взамен якобы затасканного слова ʼʼлилияʼʼ слово

ʼʼеуыʼʼ, сияющее, как ему кажется, первоначальной чистотой. Новое отношение к слову

как к конструктивному материалу приводит к активному созданию неологизмов и непри-

вычных словосочетаний (это свойственно Хлебникову, Маяковскому).

Синтаксические смещения проявляются в отказе от знаков препинания, введения

ʼʼтелœеграфногоʼʼ синтаксиса (без предлогов), использования математических и музыкаль-

ных знаков. Гораздо большее, чем прежде, значение придается визуальному воздействию

текста. Отсюда разнообразные эксперименты с тем или иным расположением слов, стихо-

творных строчек, использование разноцветных шрифтов (частные проявления ʼʼвизуали-

зацииʼʼ стиха - ʼʼлесенкаʼʼ Маяковского, использование Бурлюком особых шрифтов для

выделœения отдельных эпитетов, внутренних рифм, важнейших слов).

Футуризм в русской поэзии: эстетическая программа, школы, место в литературе 1910 годов - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Футуризм в русской поэзии: эстетическая программа, школы, место в литературе 1910 годов" 2017, 2018.

«Футуризм» - Принципы русского футуризма. Обновление языка. Стремление дать новое название вещам. Эгофутуризм и кубофутуризм - разновидности русского футуризма. Эгофутуризм был индивидуальным изобретением поэта Игоря Северянина. Велимир(Виктор Владимирович) Хлебников (1855-1922. Положительное в программе футуризма.

«Серебряный век» - «Серебряный век». Трагедия «серебряного века». В пестром калейдоскопе имен поэтов «серебряного века» есть такие: Групповая работа. Н.Гумилёв, В.Иванов, И.Бунин, А.Блок, В.Брюсов, В.Маяковский, С.Есенин, К Бальмонт и другие. Поэты получили право публиковать произведения. Группа. Основные черты искусства «серебряного века».

«Русское декоративное искусство» - Первая половина XIX века. Роспись, позолота. Роспись М.А.Врубеля. 1899г. Стиль русского барокко проявляется в интерьерах дворцов, построенных В.В.Растрели. Яков Фирсов. Первая половина XVIII века. Расцвет русского зодчества. Большой вклад внёс Михаил Ломоносов. Оклад Евангелия боярина Фёдора Андреевича Кошки 1392 г.

«Духовная жизнь Серебряного века» - Моей божественной природы Я не открою никому. Марк Шагал «Святое семейство» 1976 год. Лев Бакст «Античный ужас» 1908 год. А.Н. Скрябин (1871-1915). Губ нахального ветра Трогают локоны туч. Велимир Хлебников (1885 – 1922) Вечер. Театр. Бульвар Капуцинок» 1906 год. Павел Филонов «За столом» («Пасха») 1912-1913 гг.

«Россия в XVIII веке» - Строгость Пропорциональность Симметрия Простота Сдержанность Четкость. Особенности классицизма. Термины. Нарышкинское барокко(московское). Особенности стиля барокко. Гении классицизма. Дворцовая пл. - место различных торжеств, демонстраций и митингов. Применил большой ордер в оформлении интерьеров (Колонный зал Дома Союзов).

«Православные иконы» - Владимирская икона Божией Матери. Что такое канон? Иверская икона Божией Матери. Споручница грешных. План. 1. Чудеса в православии. 2. Главная святыня Руси – Владимирская икона Божией матери. 3. Казанская икона Божией матери. 4. Другие чудотворные иконы. 5. Помощь, получаемая от икон. 6. Отображения икон на стекле киота.

Всего в теме 19 презентаций

Какие художественные системы существовали в русской литературе начала XX века?

Существовали две художественные системы – реализм и мо­дернизм, в которых были свои стилевые течения.

Какие течения модернизма существовали в русской поэзии начала XX века?

В модернистской поэзии начала XX века наиболее яркими были символизм, акмеизм и футуризм.

Какие слова и образы были ключевыми в творчестве сим­волистов?

В поэзии символистов ключевыми были образы Прекрасной Дамы, Вечной женственности, Души Мира, а ключевыми сло­вами – “тайна”, “душа”, “вечность”, “музыка”, “туманность”.

Кто входил в литературную группу акмеистов “Цех поэтов”?

В акмеистическую группу “Цех поэтов” входили Н. Гумилев, А. Ахматова, Г. Иванов, С. Городецкий, М. Зенкевич.

Каковы основные положения эстетической программы фу­туристов?

Футуристы отказывались от классического наследия, отрицали принятые формы стиха, экспериментировали с языком, разру­шали привычные ритмы и рифмы. Они стремились к эпатажу публики в поведении, одежде, названиях манифестов, книг и стихов (“Дохлая луна”, “Доители изнуренных жаб”). Они испове­довали идею антиэстетизма. Творчество футуристов агрессивно, направлено на разрушение. Именно поэтому им оказалась близка идея революции и многие футуристы стали ее певцами.

Глоссарий:

  • основные положения программы футуристов
  • назовите основные положения программы футуристов
  • основные положения футуризма
  • программа футуристов
  • основные положения программы Футуризма

(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Почему такое бурное развитие в 1970-е годы получила авторская песня? Назовите ее представителей. Авторская песня возникла как внелитературная, неопублико­ванная поэзия, передаваемая в магнитофонных записях или...
  2. Через все творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина проходят три основные темы: социальное неравенство в России, нравствен­но-психологическая деградация дворянства, народ и буржуазная интеллигенция. Эти темы раскрыты соответственно...
  3. Футуризм (от лат. futurum – будущее) – авангардное явление в русской поэзии. Сюда входило несколько групп: эгофутуристы (И. Северянин, К. Фофанов); кубофутуристы (будетляне, гилейцы) –...
Похожие публикации