Функции политологии кратко. Функции и задачи политологии

1. ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И СТРУКТУРА ПОЛИТОЛОГИИ Предметом политологии явл. феномен полит.власти. Эта наука призвана заниматься исследованием сущности полит.власти, ее институтов, закономерностей их возникновения, развития и изменения, а также деятельность институтов, которые остаются вне поля зрения, например, полит культура, полит.поведение, полит.жизнь и т.д. Методы: 1.диалектический.позволяет рассматривать процессы и явления полит.сферы в их становлении и развитии, во взаимосвязи 2.эмперико-социологичиский: совокупность приемов и методов конкретных социолог.исследований, направленный на сбор и анализ фактов реальной полит.жизни 3.Системный: рассматривает полит.сферу как определенную целостность.4 .Бихевиоральный: состоит в анализе полит.поведения отдельных людей и групп. Структура политологии: теория политики, теория полит.систем и их элементов, история полит.учений и полит.идеология, теория управления соц-полит процессами, теория междунар.отношений.

Если говорить в самом общем виде, политология выпол­няет две основные функции:

1)познавательную, служащую решению задач исследова­ния политической действительности; результатом выполне­ния политологией данной функции выступают постоянно пополняемые знания о политической действительности, вы­раженные в различных формах - от простого описания на­блюдаемых политических явлений до их логического объяс­нения и теоретического истолкования;

2)прикладную, которая находит свое выражение в практи­ческом применении политологического знания, в поиске от­ветов на возникающие в реальной политической жизни проблемы и в использовании результатов научного познания явлений политической действительности для решения конк­ретных политических задач.

Методологическая функция политологии заключается в выработке способов и приемов анализа политических явле­ний и процессов.

Теоретическая функция - это концентрация, объяснение, пополнение и обогащение имеющегося политологического знания, разработка законов и категорий данной науки. Ре­зультатом этой функции выступает политическая теория- целостное, с высокой степенью достоверности, систематиче­ски развиваемое знание о существенных связях и закономер­ностях, присущих явлениям и процессам политической сфе­ры общества. Значение теоретического знания состоит в том, что оно является наиболее совершенной формой научного обоснования практической политической деятельности. В теоретической функции политологии синтезируются и все другие ее функции.

Описательная функция - накопление, описание, система­тизация фактов, явлений, событий политической жизни. Описательная функция политологии связана с поиском от­ветов на вопросы бытия: какова на самом деле политическая действительность? В чем особенности того или иного поли­тического явления? Как реально происходило определенное событие национального или международного характера? Результатом исследования в данном случае выступают оп­ределенные суждения и высказывания, в которых утвержда­ется или отрицается что-либо о рассматриваемых явлениях политики.

Объяснительная функция - это поиск ответов на возника­ющие вопросы политической жизни, в частности: зачем, по­чему, в силу каких причин данные явления или процессы возникли, почему им присущи именно эти, а не иные особен­ности? Суть процедуры объяснения состоит в подборе неиз­вестных, гипотетических причин к уже известным следстви­ям. И хотя эта процедура не дает полной гарантии истинно­сти причин того или иного явления, ею все же не следует пренебрегать на том основании, что она "хуже" описания. Объяснительная функция делает возможным переход от на­блюдаемых разнородных явлений к непосредственно не на­блюдаемым их причинам. Следовательно, она помогает по­нять сущность данных явлений.

Прогностическая функция - научное предсказание буду­щего развития определенных политических явлений, собы­тий, процессов. Эта функция заключается в поиске ответов на вопросы типа: какой будет политическая действитель­ность в будущем? Когда может произойти то или иное собы­тие? Каковы последствия или цели каких-либо политичес­ких действий? Результатом поиска ответов на подобные воп­росы являются предположения, которые опираются на вскрытые тенденции развития политического явления, на существующие общие закономерности общественного разви­тия. Такие гипотезы можно назвать прогностическими в от­личие от ранее означенных объяснительных гипотез.

Инструментальная функция - нахождение ответов на во­просы практической политики типа: какие следует предпри­нять действия, чтобы достигнуть желаемого политического

результата; что надлежит сделать, чтобы предвидения, каса­ющиеся проектов действительности, оказались возможны­ми? Выполнение этих задач требует установления достовер­ных сведений о реальном положении вещей, а также знания путей и средств достижения положительного результата. Итогом данного вида исследования будут определенные принципы поведения - правильные, если они ведут к жела­емому результату, неправильные, если прогнозируемый по­литический результат окажется утопическим.

Мировоззренческая функция выражается в поиске ответа на вопросы о том, какое место занимают политические явле­ния в системе представлений человека об обществе, мире в целом, о своем месте в системе общественных отношений и своей роли в политических процессах. Результатом такого поиска является развитие политического сознания от обы­денного уровня к теоретико-концептуальному, формирова­ние ценностных ориентации, помощь в определении полити­ческой позиции гражданина, группы, партии.

Идеологическая функция - выработка, обоснование и за­щита определенного политического идеала, способствующе­го устойчивости социальных отношений. Wели общественного развития всегда в той или иной мере имеют нормативный характер, поскольку они связаны с интересами участников политических дейст­вий.

2. ФУНКЦИИ ПОЛИТОЛОГИИ И ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВОВЕДЕНИ ФункцииИ.мировозренческая: обеспечивает формирование адекватного мировоззрения людей с целью решения задач, формирование ценностных ориентации и полит, сознания, формирование ценностных ориентаций.2.методологическая: заключается в выработке способов и приемов анализа полит.процессов; обеспечивает познание полит.действительности, правил и образцов.З. идеологическая: выработка, обоснование и защита определенного полит.идеала, способствующего

устойчивости; формирует программу жизнедеятельности общества и госуд. 4.прогностическая: формирует прогнозы относительно развития процессов в полит.сфере.5. воспитательная: направлена на воспитание полит.культуре и адекватного ей поведения граждан. Политология имеет свой специфический предмет исследования. Благодаря этому обстоятельству она сформировалась в

самостоят.дисциплину.Политология взаимосвязана с др. общественными науками: философия,

полит.экономия,социология,география и тд.

4. СВОЕОБРАЗИЕ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ПОЛИТ.МЫСЛИ.

Оно связано с исключительно сильным влиянием на нее христианской религии и римско-католической церкви. На протяжении всей полит.истории западноевропейского

средневековья шла ожесточенная борьба между папством и светскими феодалами за главенствующую роль в обществе. Одной из центральных проблем - какая власть должна иметь приоритет: духовная (церковь) или светская (гос-во).Этот вопрос решался в пользу церкви. Ими была создана христ. полит, концепция, где госуд. выступало частью универсального порядка, правителем которого был Бог. Мыслители данного периода: Августин (основная черта его воззрений: оправдание неравенства в об-ве), Аквинский (считал, что светской власти подчинены лишь тела людей, но не их души; верхов, власть принадлеж. церкви), Падуанский (обвинял церковь во всех бедах мира; госуд. должно быть отделено от церкви; народ явл. источником власти.).

6. полит. МЫСЛЬ НОВОГО ВРЕМЕНИ. Полит.идеи нов.класса(буржуазии)получают свою всестороннюю разработку в Нов.время.Совокуп.соц полит идей.выдвинутых бурж. мыслителями Нов.времени, получила назв лиоерализмз(свободный).Отец соврем политоп -Гоббс.Свое полит учение он изложил в фил труде«0 гражданине»и трактате«Левиафан,или материя, форма и власть roc-а церковного и гражданского».Гос-о Гоббс рассм.как чел,а не божественное установление.Оно возникло на основе обществ, договора из естествен, догосударств.положения, когда люди находились в сост.«войны всех против всех».Гос-о было учреждено в целях обеспеч.всеобщего мира.В результате на государя были перенесены права отдельн.граждан.добровол. ограничивших свою свободу.Но одновременно на него была возложена ф-ция охраны мира и благоденствия. Концепция обществ.догов.была ядром полит.построений Греция.Спинозы и Локка..Локк выдвинул идею раздел, власти в гос-е между различ.органамидля т.чт.не долу-стить ее деспот использования и злоупотребл.ею. Представителями фр.Просвещения явл.Монтескье,Вольтер,Руссо. Монтескье доказывал.что полит.свобода м.быть гарантирована только при относит независимом существ законодат суд.властей.Полит свобода м.быть обнаружена там, где нет злоупотребл. властью. Вольтер считал сво «/непросвещенную монархию».где просвещен б.только сам монарх,но и его подданные.Руссо выдвинул идею народовластия, революция во Фр вызвала со стороны мыслителей отриц. реакцию на полит идеи просветительства, волну критики либерал.-демократ.нововведений В результате в Нов. время зародился и стал развиваться консерватизм (сохранять). Представители - Верк, де Местр. де Бональд. Консерватизм оформился как полит.течение.ориентирующееся на сохр.,преемственность,учет нац.почвы в

проц.обществ.развития.В период своего становления консерв выступил с противоположными либерализму полит.идеями.Берк полагал.что во имя стабильности общества след.критиковать и высмеивать революц. идеи,противостоять революционерам и их преобразо-ваниям Де Бональд доказывал.что сущ.только единственная подлинная конституция-королевская,а де Местр отстаивал самый недемократ.идеал правления - абсолют, монархию. В XVI-перв.пол XIX в.в З.Евр развивалось направление обществ-полит мысли,представители коте своих трудах целиком отриц.как феодальный,так и буржуазный социал.-лолит.строй,выступая защитниками интересов угнетенных народных низов. В таких произве-дениях обосновывалась необходимость принципиально нов.обществ.лорядков.основанных на равенстве всех членов общ.коллектив.собственности, обязат.труде для всех, обще­ств, самоуправлении. Это утопический социализм.

7.полит мысль др.Руси и Московск гос-ва. Политико-правовая идеология периода Др. Руси -единение русских земель, становление и укрепление рус. гос-ности, утверждение рус. гос-а как равно-правного среди др. зап. и восточных стран. Важ-нейшая политико-идеологич. акция -принятие в 988 г. христианства. Предмет полит, размышлений- происхождение гос-а, правомерность господства пра-вящей династии, пути укрепления княжеской власти, отношения между князьями, светской и духовной властями, проблемы внешней политики. Особо анализировались такие понятия, как «истина», «правда», «закон», «благодать». Гл. тема «Слова о Законе и Благодати» Илариона - выяснение роли Закона и Истины в регулировании поведения людей. Только познание Истины предоставляет чел-у свободу в выборе своего поведения. Путь к совершенствованию чел. отношений в замене щ Закона Истиной. Осн. тема «Повести временных лет» - идея обеспечения единства рус. земли. Лето­пись ос уж-дает междоусобную полит, борьбу и выдвигает идеал согласия князей под началом старейшего из них. «Поучение» Мономаха -проблема организации верховной власти. Он советует будущим великим князьям все дела решать совместно с Советом дружины, не допускать в стране «беззакония», пра-восудие вершить «по правде», проявляя милосердие к наиболее беззащитным слоям населения. Идея консолидации рус. земель перед лицом внешних врагов - «Слово о полку Игореве». Пути укрепления великокняжеской власти, способной преодолеть внутренние раздоры и подготовить страну к обороне от завоевателей - «Моления Даниила Заточника». В 1573 г. Курбский написал «Историю о великом князе Московском» - полит, манифест тех представителей боярства, кот. выступали за сохранение сословно-лредстави-тельной монархии, против абсолютистских тенден­ций Грозного. Идеальный царь - прежде всего полит, деятель, успехи кот. видны в реальных делах, уме-нии управлять roc-ом и вершить правый суд. Гарантией от монаршего произвола д. служить Совет при царе, сост. не только «из великих княжат», но и др. лиц. Грозный считал, что царская власть нераз-дельна, и никакое вмешательство в ее прерогативы недопустимо. Свою позицию он обосновывает необходимостью сплочения рус. земли, для чего требуется сильная централизованная власть. Интересы рус. дворянства выражала идейная платформа Пересветова. Он осуждал самовластие бояр, неправедные пути обогащения, междоусобицы. Искоренение этих недостатков он связывал только с деятельностью самодержавного государя, олицетворяющего един-ство roc-ной воли, ее верховенство, но не наделенного абсолют, властью. Он высказывался за отмену холопства, уважение к закону, примат «правды» над верой, правовое оформление деят-и органов власти. Боярское ополчение предлагал заменить регулярным войском с жалованьем от казны, установить др. принципы продвижения по службе: награждать и повышать в чинах и жалованьях по заслугам, а не по происхождению. Гос. преобра­зования, касающиеся формы правления и объема полномочий верховной власти, организации " общерус. войска, создания единого законодательства и суд. системы.

8. ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ПЕРИОДА СТАНОВЛЕНИЯ АБСОЛЮТИЗМА И РАЗЛОЖЕНИЯ ФЕОДАЛЬНОГО СТРОЯ РОССИИ

В XVII а. происходит слияние всех рус. земель. Начиная со 2-ои пол. этого века наблюдается преобразование сословно-лредставит. монархии в абсолютную, что получает соответствующее отражение в полит, идеологии. С этого времени ведущее место в полит трактатах занимает проблема верховенства царской власти. Прокопович и Татищев выступили идеологами просвещенной абсолют. монархии. Прокопович неограниченность власти самодержца обосновывает, с одной стороны, ее божественным происхождением вследствие чего государь только самому Богу должен давать ответ. С др. - сознательным отказом подданных от своих прав и свобод, кот., наделяя абсолют, властью правителя, преследуют общее благо. Татищев считал, что форма правления зависит от.ряда объективных условий: места положения страны, размеров ее территории и состояния насел. Демократия осуществима только в небольшой стране, где могут быстро собраться все «домохозяева». Те же страны, кот. занимают обширные территории и имеют слабо просвещенное население, могут правиться не иначе, как самовластьем Потому-то для России как великого гос-а наиболее приемлемой формой правления является «просве­щенная монархия». В «Книге о скудости и богатстве» Посошкова излагается программа действия абсолютизма, какой ее хотело видеть купечество убольшое внимание он уделял обоснованию роли / купечества в жизни общества. Единственным торговым и пром. Законодат., исполнит, и суд. власти выступают у него как проявления единой «державной воли». В силу этого император - «верховный законодатель», «верховное начало силы исполнительной» и «верховный охранитель правосудия». Предлагал учредить Гос-ную думу, призванную выражать «народное мнение». Верховным органом «судной власти» должен был стать Сенат назначаемый императором из числа лиц, ре­комендованных губернскими думами. «Общее соединение всех roc-ных сил» призван осуществлять Гос-ный совет, состав кот. также должен был назна­чаться импера-тором. «Философические письма» Чаадаева состоят из восьми писем, адресованных некой даме кот. желала посоветоваться с Чаадаевым о том, как упорядочить свою духовную жизнь. Чаадаев реко-мендует ей «размеренный образ жизни», ибо только он соответствует духовному развитию. Он восхваляет Зап. Европу, где идеи долга, справедливости, права, порядка имеют своим источником те историч. события, кот. создали там общество и которые образуют составные элементы соц. мира этих стран. Рос. не принадлежит ни к Западу, ни к Востоку, и у нее нет традиций ни того, ни др. Он сформулировал идею, ставшую программной для всех послед, фил. и идейно-полит, исканий рус. мыслителей. Идеи Чаадаева обострили споры о прошлом и будущем Рос., происходившие в среде дворянской интеллигенции. Здесь сложились 2 течения русской общественно-полит, мысли: западники (Анненков, Бабст, Вернадский, Грановский, Кавелин, Чичерин) и славянофилы (Аксаков, Киреевский, Самарин, Хомяков, Данилевский, Леонтьев).

9. ПОЛИТ. МЫСЛЬ СОВЕТСКОГО И ПОСТСОВЕТСК. ПЕРИОДОВ РАЗВИТИЯ РОССИИ К началу периода СССР, когда на полит, арену вышли широкие слои населения, рос. общество, его интеллигенция оказались совершенно неподготовленными в вопросах политики. Об этом рассуждал Кистяковский в статье «В защиту права. (Интеллигенция и правосознание)», опубликов. в знаменитом сборнике статей «Вехи». Он обвинил значит, часть рус. интеллигенции в недооценке важности закона и порядка для норм, развития гос-а и общества. Приводит строки юмористич. стихотворения Алмазова об отношении славянофила Аксакова к правовым нормам и гарантиям. Далее в статье приводится бол. выдержка из одной речи Плеханова. Кистяковский справедливо наз. провозглашаемые Плехановым идеи господства силы и захватной власти чудовищными и высказывает

озабоченность их возможными печальными последствиями для общества. Опасения Кистяковского подтвердились. В начале в. перед страной открылась перспектива перехода к правовым, демократич. формам полит, жизни. Но этот шанс реализовать не удалось. Демократич. нормам не желало следовать правительство. Не были заинтересованы в их становлении и развитии и противостоящие правительству революционеры. Парламентарии неистово атаковали друг друга и правительство. В ход пошли методы насилия, физического устранения полит. противников. Народ вначале без­молвствовал, потом стал действовать по-своему, в результате страна оказалась ввергнутой в кровопролитную гражд. войну.

10. ПОЛИТ. МЫСЛЬ БЕЛАРУСИ В ПЕРИОД КИЕВСКОЙ РУСИ И ВКЛ

Общественно-политическая мысль Беларуси со времен Полоцкого княжества находилась в тесной связи с христианской религией. Наиболее выдающимися представителями Просвещения и общественной мыслью раннего средневековья Беларуси являлась Е. Полоцкая и К.Туровский Их произведения были посвящены укреплению феодальной власти, осуждению междоусобиц, утверждению христианской религии. В период ВКЛ набирает силу процесс формирования этнич. самосознания белорусов. Он проявляется гл. образом в развитии родного языка, письменности, фил., полит, и правовой мысли, бытовой культуры, устного народного творчества, приверженности православному вероисповеданию. Поэма Гусовского «Песнь о зубре» - замечательный памятник отечественной литературы, философской и политической мысли, своеобразная энциклопедия жизни белорусов того времени. Гусовский и Скорина (Библия) заложили гуманистическую и свободолюбивую традицию в истории духовных исканий белорусского народа. «Песнь о зубре» отличается глубоким социальным звучанием, в нем отчетливо проявляются ох раны спокойствия и благосостояния общества. Видными представителями бел. полит, мысли этого периода были Волан, Будный, Тяпинский, Литвин, Сапега, Петр из Гонендза, Якуб из Калиновки, Павел из Визны, Чеховиц и др. В их произведениях анализируются: происхождение и сущность гос-ной власти, идеалы справедливого правления, соотношение права и закона, естественные права человека, соотношение прав и свобод подданных. В целом уровень развития отечественной политической мысли в этот период получил свое закрепление в таких уникальных политико-правовых документах, как Статуты Великого княжества Литовского 1529, 1566 и 1588 гг. Все эти идеи носили гуманистический характер. Однако в общем потоке обсуждаемых общественных проблем и предлагаемых решений развивались два направления: умеренно-гуманистическое и радикально-гуманистическое. Представители умеренно-гуманистического направления (Скорина, Гусовский, Волан, Будный, Тяпинский, Литвин, Сапега и др.) выражали интересы феодального сословия и горожан.

11. ПОЛИТ. МЫСЛЬ БЕЛАРУСИ В ПЕРИОД РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ И РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ Белорусская политическая мысль все больше обращается к проблемам дальнейшего исторического пути своего народа, развития его самостоятельности, единения с братским русским народом. Объективной предпосылкой актуализации в общественном сознании идеи воссоединения белорусов, как и украинцев, с русскими, является усиление социального и национально-религиозного гнета со стороны господствующих классов Польши. По мере роста мощи и значения Московского государства как общерусского центра идея вос­соединения с русскими с середины XVI в. овладевает сознанием все новых слоев православного населения, а с середины XVII в. она становится доминирующей в умонастроениях широких народных масс. Выразителем идей общерусского, восточнославянского единства является, к примеру, известный педагог и по­литический деятель Афанасий Филиппович (1597- 1648). В 1638 г. он посетил Москву - с тем, чтобы попытаться убедить русского царя встать на защиту национально-религиозных прав белорусского и украинского народов. Эта миссия описана автором в работе «История путешествия в Москву». Перед нами предстает картина бедственного и бесправного положения белорусского и украинского народов в Речи Посполитой. Надо заметить, что миссия Филиппо­вича в Москве не была безрезультатной. Его «История путешествия» была занесена в Московские государственные акты и направлена царю. Гуманистические идеи, связанные со свободолюбивыми устремлениями белорусов, присущи также произведениям отелелшя Смотрицкого (ок. 1572-1633). Его имя чаще всего вспоминают как автора «Грамматики», которая долгое время служила основным пособием для изучения славянского языка. Но Смотрицкий известен еще и как политический мыслитель. Им написано свыше двух десятков работ. Политическая мысль Беларуси периода Российской империи приобретает преимущественно революционно-демократич направленность. Это идейно-политическое течение возникло на общей почве российской действительности, где вопросы о крепостном праве и охраняющем его царском самодержавии с самого начала XIX в. встали как важнейшие общественные проблемы. В национальных окраинах России они к тому же тесно переплетались с проблемами реализации культурных, социально-экономических и политических прав проживающих здесь народов. Немаловажное значение для развития революционно-демократических идей в Беларуси, как и в России в целом, имели революционные события, происходившие в это время в западно­европейских странах. Генератором демократических социально-политических идей стала, главным образом, белорусская литература.

12 ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЗДЫСЛЬ БЕЛАРУСИ В СОВЕТСКИЙ И ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОДЫ

Образование Белорусской ССР и её развитие в союзе с другими народами бывшей Российской империи явилось новым, исторически обусловленным, закономерным этапом в становлении государственности и развитии самосознания белорусского народа. В рамках БССР белорусы получили хорошую возможность приобретения столь необходимого им в нынешних условиях опыта самостоятельной государственной жизни. Здесь уместно будет заметить, что это понимало и большинство политических деятелей БНР, которые в последующем признали БССР и, вернувшись в 20-е годы из эмиграции на родину, включились в созидательную работу на пользу своего народа. Семидесятилетнее развитие Беларуси в составе Советского Союза составило особую страницу а истории идейно-политических исканий белорусского народа. Его стремление к более совершенной форме своего общественного и государственного устройства, к развитию самостоятельных отношений с другими народами ощущалось все эти годы. Очередной поворот истории подвел белорусов к идее провозглашения государственного суверенитета страны, которая и была реализована 27 июля 1990г. сессией Верховного Совета БССР. Позже было принято и новое название государства - Ре­спублика Беларусь. Ныне Беларусь - суверенное государство, полноправный член международного сообщества, из этнологии Известно, что между составляющими суперэтнические образования этносами постоянно происходит своего рода «энергетический обмен», благодаря чему осуществляется процесс регенерации, воспроизводства малочисленных этносов. Именно этот фактор, мы убеждены, явился решающей предпосылкой утверждения и сохранений этнической идентичности белорусов, их способности подняться до самостоятельной государственной жизни И именно данный фактор будет и впредь играть решающую роль в дальнейшем развитии белорусов как самобытного народа. С учетом всего этою курс на самоизоляцию Беларуси от России представляется попросту безрассудным.

Разумеется, сегодня нет никаких препятствий и для налаживания всесторонних отношений Беларуси с другими государствами, прежде всего со всеми своими соседями.

13. ОСНОВНЫЕ направления современный ПОЛИТОЛОГИИ

Современные направления политологии - проблемы полит, науки, поставленные в различные периоды XX в. и являющиеся предметом обсуждения и дальнейшего исследования в настоящее время. Было бы непосильным в наших условиях охарактеризовать все или хотя бы основные направления современной политологии. Здесь можно обозначить лишь ее некоторые важнейшие проблемы и назвать имена наиболее известных современных ученых-политологов. Вообще же тема изучения и осмысления важнейших современных политологических школ и направлений еще ждет отечественных исследователей. Начнем с социологического направления в развитии современной политологии. Пожалуй, оно занимает одно из ведущих мест в западной политической науке, все более заметными становятся и у нас. Представители

направления изучают явления политики в через призму анализа общества во всей многообразии его социальной структуры и процессов. Решающее воздействие на становление и раз­витие этого направления в политологии оказали труды немецкого социолога Макса Вебера (1864-1920) и фран­цузского социолога Эмиля Дюркгейма (1858-1917). Недавно на русском языке изданы важнейшие произведения этих авторов . Значительный вклад в разработку проблематики политической социологии внес француз Мо-рис Дюверже (р. 1917), фундаментальная книга которого «Социология политики» (1966) выдержала за рубежом не­сколько изданий. В рамках социологического направления итальянцы Вильфредо Парето (1848-1923) и Гаэтано Моска (1858- 1941) разработали основы современной концепции anixTL. о рампах теории демократии сложилось о правовом государстве, гражданском правах и свободах человека Видными теоретиками данного нап-равления являются американские ученые С. М. Липсет и Р. Даль, австрийский и американский эта концепция получила в трудах М. Вебера, американских социологов Роберта Кинга Мертона (р. 1910), Амина Гоулднера (1920-1980), С. М. Пипсета и др. В их работах всесторонне исследуются функции и структуры бюрократической организации. Процесс бюрократизации представляется как явление, характеризу-ющееся внутренне присущей западному обществу «рациональностью». Важнейшими в этой теории являются вопросы об узаконении (легитимации) бюрократической власти, о со­отношении бюрократии и демократии. Концепции тоталитаризма также являяются предметом современной политологии. Значительное место проблема тоталитаризма i трудах немецко-американского философа и Ханны Арендт (1902-1975), австро-эго экономиста и политолога Фридриха фон Хайека (1899-1988), испанского философа Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955), русского философа И. А. Бердяева (1874-1948) и др. В произведениях указанных авторов дается описание тоталитаризма как общества, качественно отличного от всех, которые существовали в истории. Его отличительной чертой является превращение личности в атомизированного индивида, представителя «массы»,сплачиваемого в коллективные социальные тела с помощью насилия и тотальной идеологической манипуляции.

Как и в любой области общественного знания, содержание политологии наиболее полно проявляется в ее функциях. К числу важнейших функций политологии следует отнести, по меньшей мере, следующие четыре: теоретическую, методологическую, практическую и прогностическую.

Теоретическая функция политологии имеет своей целью, прежде всего, разработку основных концептуальных парадигм, объясняющих характер развития общества на его разных этапах. Отвергнув прежние политические парадигмы как несостоятельные, наша страна пока еще не приобрела для себя окончательно и новые, что, несомненно, сказывается на ее состоянии, характеризуемом политической и экономической нестабильностью, национальной и региональной отчужденностью, социальной, нравственной и психологической напряженностью.

Политическая ситуация последних лет убедительно свидетельствует о том, что на роль такого рода парадигмы безусловно претендует идея политического плюрализма. Эта идея прочно утвердилась в развитых капиталистических странах. Она постепенно пробивает дорогу и в бывших странах социалистической ориентации. В нашей стране идея плюрализма активно заявила о себе в конце 80-х годов. Процесс ее реализации в политической жизни проходил весьма бурно: от плюрализма мнений - к плюрализму действий, от плюрализма действий - к плюрализму организаций, от плюрализма организаций - к плюрализму общества в целом. Привлекательность идеи политического плюрализма состоит в том, что она не только противостоит идее авторитаризма и тоталитаризма, нс и открывает широкие перспективы для участия различных групп населения в политической жизни общества.

Политический плюрализм - это новое явление для нашей страны. Поэтому его утверждение и распространение неизбежно связаны с различного рода издержками. Так, существует влияние анархистских тенденций. Анархизм, как известно, всегда спекулировал на свободе личности, на ее постоянном стремлении к самореализации. Ставшее в последние годы массовым неуважительное отношение к закону, к распоряжениям государственной власти со стороны самых различных структур, слоев и должностных лиц общества - наглядное тому подтверждение. Серьезную тревогу вызывает также групповой и национальный эгоизм. Возникший как естественная реакция на бюрократические извращения административно-командной системы, групповой и национальный эгоизм (если не будут найдены разумные формы его преодоления) грозит перерасти в широкомасштабную конфронтацию со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Что касается методологической функции политологии, то она состоит в том, чтобы вооружить исследователей эффективным способом познания политической реальности. Надежность этого способа зависит от того, в какой степени она опирается, с одной стороны, на общефилософские принципы, законы и категории, применяемые во всех областях научного знания, а с другой - на конкретные приемы и процедуры, разработанные частными науками в ходе эмпирического анализа различных явлений общественной и природной жизни.

Общефилософские законы, принципы и категории, составляющие методологическую базу политологии, не только не исключают, но, наоборот, предполагают частные методы, которые в зависимости от специфики исследования различных аспектов политики подразделяются на: дифференцированный анализ социальных общностей, их роль в политической жизни; структурно-функциональный анализ политических институтов; системный анализ больших и малых политических структур; комплексный анализ политического руководства и управления обществом; коммуникационный анализ взаимодействия элементов политического процесса; метод сопоставления близких или разных политических систем; методы политического планирования и прогнозирования. С учетом перечисленных методов разрабатывается и конкретная методика политических исследований, под которой имеется в виду совокупность технических приемов, их последовательность и взаимосвязь. Эти приемы по существу мало отличаются от тех, которые используются в других областях эмпирического исследования. Их можно подразделить на следующие три группы. К первой относятся те, которые связаны со сбором первичной информации, например наблюдение, изучение документов, опросы, обследования и т.д. Вторую группу образуют приемы, используемые в целях обработки и анализа исходных данных: описание, классификация, типологизация, статистический, генетический, математический анализ и т.п. Третья группа включает в себя такие приемы, которые используются для проверки научной гипотезы либо для достижения соответствующего эффекта в практической политической деятельности. К ней следует отнести прежде всего социальное экспериментирование и моделирование.

Многое дает применение поведенческого подхода к исследованию политической жизни, который развивался прежде всего в бихевиоризме, который, несмотря на свои недостатки, безусловно обладает и определенными преимуществами. Во-первых, он ориентирует на использование количественных методов изучения политических явлений, обеспечивающих большую точность и объективность, и, во-вторых, он предполагает анализ политического поведения людей сквозь призму их психологических установок. Необходима, далее, информатизация политической науки, т.е. привнесение в сферу политических исследований инструментария и методологии современной информатики.

Речь идет, наконец, о подготовке высококвалифицированных специалистов в области политической методологии, о повышении их компьютерной грамотности, об интенсификации научных контактов между политологами-методологами как внутри страны, так и за ее пределами.

Говоря о практической функции политологии следует иметь в виду два тесно связанных между собой аспекта. Первый аспект касается усиления прикладного значения политологии. Он находит свое выражение прежде всего в ее обращенности к самой политической жизни, в чутком реагировании на потребности политической практики. Прикладной характер политологии находит свое выражение также в ее конструктивно-критической направленности. До недавнего времени советское обществоведение, включая и политологию, всю силу критического анализа использовало для борьбы с буржуазной идеологией. Такая позиция отражала накал конфронтационных страстей, определявших взаимоотношения между Востоком и Западом.

Прикладной характер политологии находит свое выражение, наконец, в повышении ее профессиональной значимости. Потребность в политологах-профессионалах испытывают высшие и средние специальные учебные заведения, а также общеобразовательные школы, где спрос на читаемые политологами курсы явно превышает предложение. Политологов ждут в научно-исследовательских институтах, центрах и лабораториях, причем не только чисто политологического, но и психологического, социологического, юридического, исторического, международного и иных профилей. В политологах нуждаются представительные и исполнительные органы власти, внутриполитические и внешнеполитические учреждения и службы, многочисленные средства массовой информации и коммуникации, коммерческие предприятия и фирмы.

Второй аспект практической функции политологии касается ее взаимоотношений с властью. То печальное состояние, в котором долгое время пребывало наше обществоведение (в том числе и политология) в период господства административно-командной системы, во многом объясняется тем, что эти взаимоотношения носили явно выраженный деформированный характер. Они строились по принципу феодально-вассальной зависимости: самим ученым в них отводилась роль послушных исполнителей и комментаторов директивных указаний. В ходе демонтирования административно-командной системы эти отношения не сразу приобретают адекватный цивилизованному обществу характер. Идут усиленные поиски такой модели сотрудничества между политологами-теоретиками и политиками-практиками, которая бы полностью исключала какие-либо формы административного давления и в максимальной степени учитывала интересы как одних, так и других.

Немаловажную роль в жизни современного общества играет прогностическая функция политологии. Эта функция предполагает, во-первых, определение ближайших и отдаленных перспектив развития нашего общества. Прогностическая функция политологии предполагает, во-вторых, заблаговременное проведение научных экспертиз наиболее значимых политических решений с точки зрения реальности ожидаемого от них эффекта. Хорошо известно, например, что по числу принимаемых решений мы значительно обогнали многие страны. Но не менее хорошо известно, что подавляющая их часть оказалась, по существу, нереализованной. Одна из причин тому - отсутствие предварительной экспертизы принимаемых политических решений.

Прогностическая функция политологии предполагает, в-третьих, моделирование политических процессов и отношений. С сожалением приходится констатировать, что именно эта сторона прогностической функции политологии не получила достаточно серьезного развития в нашей стране. Сказанное объясняется тем, что процесс включения общественных наук в орбиту НТР оказался непростительно замедленным, а их научно-техническое оснащение и вовсе никуда не годным. Не последнюю роль сыграла также долгое время существовавшая неприязнь к формализации политических процессов.

Между тем возможности моделирования политических процессов как национального, так и глобального характера исключительно велики, о чем свидетельствует деятельность Римского клуба, а также других неправительственных и правительственных организаций многих стран. Теоретическая, методологическая, практическая и прогностическая функции политологии в наибольшей степени отражают ее связь с жизнью. Вследствие осуществления именно названных функций политология выступает как наука действующая, а не созерцательная.

В процессе научного познания используются разнообразные методы. Метод в переводе с греческого означает «путь исследования, познания», т.е. форма практического и теоретического освоения действительности, конкретный способ приобретения знаний о политике. Методы политологии сложились постепенно. Среди многочисленных и весьма разнообразных методов, использование совокупности которых способствует превращению политологии в самостоятельную научную дисциплину, можно выделить следующие: институциональный, социологический, сравнительный, антропологический, психологический, бихевиористский, коммуникативный, метод политического моделирования.

Институциональный метод широко применим в политологии. Он ориентирует на изучение институтов, с помощью которых осуществляется политическая деятельность (государства, партий, других организаций и объединений и т.п.). Сторонниками данного метода были Локк, Монтескье, Джефферсон. Изучение сложившихся институтов действительно важно, поскольку политические институты, в отличие от текущих политических процессов, достаточно устойчивы и стабильны.

Однако увлечение институциональным подходом в первой половине ХХ века привело к тому, что начало господствовать убеждение, что заимствование институтов демократии, хорошо зарекомендовавших себя на Западе, способно сыграть решающую роль в модернизации стран «догоняющего развития». Более 40 стран Африки буквально скопировали Конституцию США, но на практике они не приблизились к идеалам демократии. Оказалось, что сами по себе политические институты мертвы без живой политической активности.

Социологический метод
– представляет собой совокупность приемов конкретных социальных исследований, направленных на сбор фактов и практических материалов путем анкет, опросов и т.п. Он исходит из принципа зависимости политики от социальных процессов, в особенности от социально-экономической структуры общества. Задача социологического метода - проявить и объяснить разнообразные интересы соперничающих социальных групп в политике. Примером может служить марксистский подход, где содержание политики объясняется жесткой зависимостью от экономической основы.

Сравнительный метод
– иначе его называют компаративный – известен еще со времен Платона и Аристотеля. Сущность его состоит в сопоставлении политических объектов или процессов, выявлении их подобия и отличительных черт. Сравнительный метод имеет большое значение, т.к. может использоваться не только на национальном, но и на международном уровне (сравнение сходных социальных явлений в разных странах). В соответствии с этим выделяют 2 вида сравнительных исследований:

А) Кросснациональные - сопоставление государств друг с другом, описание, бинарный анализ и т.п.;

Б) Кросскультурные – нацелены на сопоставление и сравнение национальных культур, институтов.

Антропологический метод . Иной срез анализа политики открывает антропологический метод, который требует не ограничиваться определением влияния на политику социальных факторов (уровня жизни, формы собственности и т.д.), а предполагает выявление в политике роли инстинктов, устойчивых черт интеллекта, психики, национального характера, то есть качеств человека как биосоциального существа. Исследует влияние национального характера, типа ментальности, мышления на политическое поведение и развитие, тем самым, определяя границы возможных применений политического опыта.

Психологический метод заключается в изучении соотношения психологических особенностей личности и власти. Этот метод основан на необходимости учитывать в политике субъективные механизмы политического поведения. Мотивы, которые приводят людей в политику и заставляют участвовать в политических процессах, всегда индивидуальны, зависят от черт характера, воли, образования и т.д.

В основе данного метода лежат идеи Аристотеля, Сенеки, Макиавелли, Гоббса и др. В рамках этого метода большую популярность приобрели идеи психоанализа. Достоинство психоаналитического метода состоит в учете иррациональных факторов политической деятельности, которые прежде игнорировались. Эффективным метод психоанализа оказался при выявлении природы авторитарного деструктивного политического поведения, политической некрофилии (стремления к разрушению).

Бихевиористский метод
возник как альтернатива институциональному методу. Он основан на тезисе, что политика имеет индивидуальное измерение. Данный метод обращает особенное внимание на поведение человека в сфере политики, изучая его стимулы и реакции в процессе политических взаимодействий. В центре внимания бихевиористов находится изучение политического поведения с учетом побуждающих мотивов. Бихевиористы определяют формы и типы поведения определенных групп (женщины – домохозяйки, студенты и т.д.) для определения возможного политического действия в различных ситуациях. Таким образом, в качестве единицы анализа политического поведения выступают конкретные мотивации индивида, побудившие его к определенному поведению.

Коммуникативный метод разрабатывает кибернетическую модель политического процесса, рассматривая структуры как информационные потоки.

Метод политического моделирования основан на исследовании политических явлений путем переложения их на модели измерительные, описательные, предсказательные и др.

Социальную роль политологии в общественной жизни и системе образования реализуют ее функции . Выделим основные:

1. Познавательная - политология накапливает знания о политике.
2. Прогностическая - основана на уже полученных знаниях о политике, которые позволяют осуществлять предсказания, строить прогнозы возможных будущих политических событий, а также рассчитывать потери альтернативных вариантов.
3. Методологическая - выводы политологии служат основой анализа частных политических теорий, отдельных политических явлений.
4. Мировоззренческая - знания о политике формируют определенное мировоззрение.
5. Культурная - эта функция позволяет политологии обобщить представления людей о средствах достижения политических целей, формировать образы, наиболее желаемые состояния, к которым необходимо стремиться.
6. Воспитательная (регулятивная) - в ходе реализации этой функции складываются нужные в обществе предпосылки и навыки участия граждан в политическом процессе. Именно она создает теоретическую базу, обобщает опыт, помогая политической социализации и формированию политической культуры.

1) информационно-познавательная (описательная) . Изучающий получает новую социальную информацию, познает законы общественного развития, роль государства, политическую систему общества и т.д. Описание проблемы – это ведь 1-й шаг к более сложным функциям политологии.

2) регулятивная (прагматическая) . Помогает оценить политическую действительность, действия политиков, ответить на вопросы «что делать?» и «кто виноват?». Без правильного диагноза политической ситуации невозможно принять правильное решение. Общество вправе ждать от политики пользы. И вот политология повышает роль знаний и способностей людей воздействовать на системы управления и ход политических событий. Иногда эту функцию делят на 2: а) объясняющую функцию и б) инструментальную функцию . Первая из них, условно говоря, – это попытка ответить на вопрос «что происходит?», а вторая – на вопрос «что делать?». Но вполне логично и их объединение.

3) прогностическая функция . Политология призвана дать ответ на вопрос, как в будущем будет выглядеть реальность в случае осуществления тех или иных процессов. Футурология политики стремится придать поставленным вопросам наиболее контролируемую форму и излагает свои выводы научно обоснованно. А это возможно лишь на основе анализа достоверной и полной информации. Научить предвидению, прогнозированию, выдвижению новых идей – важнейшая задача политологии. Политики, неспособные прогнозировать, обречены на неудачу.

4) критически-мировоззренческая, воспитательная функция . Политология исследует и подвергает критическому анализу различные социальные концепции и взгляды, помогает оценивать общественные явления и отстаивать нравственные и политические ценности. Она не навязывает некую идеологию, а предлагает универсальные принципы общественных взаимоотношений.

Каков же инструментарий, методы и категории политологии?

Каждая наука имеет определенный инструментарий, методы, приемы изучения конкретной информации. Политология использует все методы, существующие в общественных науках:

    эмпирический (описание, наблюдение, опрос и т.д.);

    логический (анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение, абстрагирование, аналогия, моделирование и др.);

    теоретический (математическая формализация, аксиоматический эксперимент и др.).

    всеобщий метод (философия): предмет ее исследования – универсальные принципы познания;

    общие методы (их используют многие общественные науки):

    метод комплексного анализа (все компоненты);

    метод системного анализа (еще и все взаимосвязи);

    метод сравнительного анализа;

    ретроспективный метод (изучение ступеней развития);

    частные методы (конкретизация общих методов в применении к сфере политики):

    дифференцированный анализ социальных общностей (выяснение роли той или иной социальной группы);

    структурно-функциональный анализ политических институтов (структура и задачи всех элементов политического явления);

    комплексный анализ политического управления (шаги власти во взаимосвязи с общественным состоянием страны);

    коммуникационный анализ взаимодействия элементов политического процесса (основные каналы взаимодействия);

    метод политического прогнозирования;

    метод анализа конкретной политической ситуации;

    бихевиоральный метод (исследование общественных явлений через призму поведения отдельных лиц и групп).

Вместе с методами основу любой науки составляют категории . В политологии они также делятся на 3 группы (по степени обобщения понятий):

    общие: власть, народ, политика, революция и т.д. (их используют все общественные науки);

    частные: демократия, тоталитаризм, либеральная партия и др. (их используют социально-политические дисциплины);

    специфические: политическое поведение, политическое участие, популизм, политическая элита и т.д. (используются преимущественно политологией).

Как и любая наука, политология должна иметь свои законы – устойчивые, сущностные, повторяющиеся связи. Политология оперирует как общесоциологическими, так и специфическими законами.

Общесоциологические: 1) закон взаимосвязи экономики и политики; 2) закон возрастания роли народа в историческом процессе; 3) закон диалектики общечеловеческого и классового и др.

Специфические: 1) закон взаимодействия субъектов политической жизни (не могут друг без друга); 2) закон диалектической взаимосвязи политических интересов, политических отношений и политической деятельности (интересы социальной группы  политические отношения с другими группами и индивидами  политическая деятельность  снова кристаллизация политических интересов); 3) закон цикличности политических режимов (спираль); 4) закон определяющей роли политического сознания в отношении к политической деятельности; 5) закон организации политической деятельности.

Похожие публикации