Флаг ар крым. История крыма с древнейших времен до наших дней

11 марта 2014 г. Верховным Советом Автономной Республики Крым и Севастопольским городским советом в одностороннем порядке была принята декларация о независимости Автономной Республики Крым и Севастополя. Декларация устанавливала, что, если на предстоящем референдуме будет принято решение о присоединении Крыма к Российской Федерации , Крым будет объявлен суверенной и независимой республикой и в таком статусе обратится к России с предложением о принятии его в состав Российской Федерации в качестве нового субъекта.

На состоявшемся 16 марта 2014 г. общекрымском референдуме о статусе республики подавляющее большинство проголосовавших отдали свои голоса за присоединение Крыма к России, об этом свидетельствуют официальные итоги референдума. На следующий день, 17 марта 2014 г. на территории Крыма в одностороннем порядке была провозглашена Республика Крым, включая Севастополь - город с особым статусом. Республика получила временный статус суверенного государства и обратилась к России с просьбой принять ее в состав Российской федерации.

18 марта 2014 г. был подписан межгосударственный договор о принятии независимой Республики Крым в состав России и образовании двух новых субъектов Федерации - Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Договор предусматривал наличие переходного периода до 1 января 2015 г., в течение которого должны быть урегулированы вопросы интеграции Республики Крым и города Севастополь в экономическую, правовую, финансовую и кредитную системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти России, вопросы несения военной службы и исполнения воинской обязанности на территориях Республики Крым и города Севастополя.

21 марта 2014 г. президент России Владимир Владимирович Путин подписал федеральный конституционный закон о вхождении Республики Крым в состав Российской Федерации и образовании новых субъектов федерации. За день до подписания, 20 марта, закон был принят Государственной думой и одобрен 21 марта Советом Федерации. Вместе с законом Владимиром Путиным была утверждена ратификация Договора о принятии в состав России Республики Крым. Одновременно специальным указом был создан Крымский федеральный округ, полномочным представителем президента РФ в Крымском федеральном округе назначен Олег Евгеньевич Белавенцев.

Согласно указу президента Российской Федерации Владимира Путина от 2 апреля 2014 г., Республика Крым была включена в состав Южного военного округа. 11 апреля 2014 г. Республика Крым и город федерального значения Севастополь включены в перечень субъектов Российской Федерации в Конституции России.

На территории Республики Крым после вхождения ее в состав России продолжалось действие Конституции Автономной Республики Крым, принятой Верховной Радой АРК 21 октября 1998 г. и вступившей в силу 11 января 1999 г.

11 апреля 2014 г. состоялось внеочередное заседание Госсовета Республики Крым, на котором утвердили Конституцию Республики Крым, состоящую из 10 глав и 95 статей, основные ее положения схожи со статьями Конституции РФ. Согласно новой Конституции, Республика Крым является правовым, демократическим государством в составе Российской Федерации, равноправным субъектом Российской Федерации. Источником власти в республике является ее народ - часть многонационального народа России. В Республике Крым устанавливаются три государственных языка - русский, украинский, крымско-татарский. Высшее должностное лицо - глава республики, избираемый сроком на 5 лет депутатами Госсовета Крыма. 9 октября 2014 г. Госсоветом Крыма единогласно был избран главой Республики Крым Сергей Аксёнов.

Что такое автономный статус Крыма и с каких пор республика его отстаивает?

Ответ редакции

Крымский парламент будет сопротивляться «насильственной майданизации и утрате всех завоеваний автономии и её статуса» в случае захвата власти организаторами акций протеста в столице Украины.

Депутаты обратились к президенту Украины с просьбой не поддаваться на шантаж со стороны оппозиции, которая добивается перемены власти в стране.

«Опираясь на волю избравших нас крымчан, заявляем, что мы не отдадим Крым экстремистам и неонацистам, стремящимся ценой раскола страны и крови её граждан захватить власть в Украине!», сообщают в пресс-службе парламента Крыма. Местные депутаты называют организаторов акции протеста в столице Украины изменниками. «В действительности изменниками являются те, кто сегодня спровоцировал эскалацию насилия в Киеве и регионах страны. Эти политические марионетки, используя технологии "цветных" революций, пытаются лишить Украину и Автономную Республику Крым будущего», — говорится на сайте Крымского парламента.

Автономный статус Крыма

В состав независимой Украины Крым перешёл в статусе Автономной Республики Крым (АРК). На законодательном уровне статус автономии Крыма был закреплен 12 февраля 1991 года, когда Верховная Рада Украинской ССР приняла закон о восстановлении КАССР в рамках существующей Крымской области Украинской ССР. В ходе референдума крымчане большинством голосов проголосовали за восстановление крымской автономии в составе СССР. Это решение стало основой для определения статуса Крыма в составе Украины. Сегодня Автономная Республика Крым является территориальной автономией в составе Украины, неотъемлемой частью Украины.

Автономная Республика Крым состоит из 25 регионов. Фото: Commons.wikimedia.org

В соответствии с Законом Украины «Об Автономной Республике Крым», к полномочиям АРК относятся такие вопросы, как принятие, толкование законов АРК и контроль за их соблюдением; решение вопросов территориального разделения АРК, установление и изменение границ районов, населенных пунктов, отнесение населенных пунктов к категории городов, наименование и переименование мест, районов, районов в городах, поселков городского типа, сел, определение полномочий и порядка деятельности республиканских органов и органов местного самоуправления.

Впервые статус автономии Крым получил в первой половине XX века, когда 18 октября 1921 г было образовано Крымскую Автономную Советскую Социалистическую Республику в составе РСФСР, которая просуществовала до 1945 года и была преобразована в Крымскую область в составе РСФСР. Этому предшествовала принудительная депортация с полуострова крымских татар и жителей других национальностей в отдаленные регионы СССР.

Ласточкино гнездо. Фото: Commons.wikimedia.org / Игорь Деревягин

В 1954 году Крымская область была передана в состав УССР согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР без указания статуса Севастополя, являвшегося на тот момент городом республиканского подчинения РСФСР.

В указе говорилось, что Крым является естественным продолжением южных степей Украины и «из географических и экономических соображений передача Крымской области в состав братской Украинской республики целесообразна и отвечает общим интересам Советского государства». Таким образом, в 1954 году на законных основаниях был установлен статус Крымской области как украинской территории и административно-территориальной единицы. В составе советской Украины Крымская область находилась с 1954 по 1991 годы.

Севастополь, сердце крымской экономики. Фото: Commons.wikimedia.org / Петар Милошевич

Какие были причины передачи Крыма?

Причины передачи Крыма Украинской ССР до сих пор вызывают массу споров. Выдвигается много версий, в частности передачу связывают с необходимостью срочного восстановления народного хозяйства полуострова после войны. На Украину, которая являлась всесоюзной житницей, возлагалось спасение полуострова от краха народного хозяйства. Указ о передачи также часто называют личной инициативой Первого секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущёва, который решил преподнести подарок УССР в честь празднования 300-летия Переяславской Рады 1654. Однако в самом указе, документах и постановлениях о передачи Крыма из состава РСФСР в состав УССР, ничего не говорится об этой круглой дате.

Что такое Меджлис и какие органы власти имеет АРК?

Герб Автономной Республики Крым. Фото: Commons.wikimedia.org

Автономная Республика Крым имеет соответствующие органы власти и местного самоуправления.
Основные органы власти в Крыму это парламент — Верховная рада, и правительство — Совет Министров. Пост президента в Крыму отсутствует.

Согласно Конституции АРК, Верховная Рада — представительский, а не законодательный орган власти. Единственным органом законодательной власти в Украине является исключительно парламент Украины — Верховная Рада Украины.

Верховная Рада АРК состоит из 100 депутатов. К полномочиям Верховной Рады относится, в частности, относятся принятие Конституции АРК, назначение очередных выборов депутатов ее Верховной Рады АРК, принятие решения о проведении я республиканского (местного) референдума, утверждение бюджета АРК.
Органами национального самоуправления крымских татар являются — Курултай и Меджлис.

Курултай крымские татары считают своим парламентом, а Меджлис — исполнительным органом национального съезда (парламента). Депутатов Курултая и Меджлиса избирают каждые пять лет на всеобщих выборах.

Председателем Меджлиса с момента его образования до ноября 2013 г. являлся Мустафа Джемилев. С ноября 2013 года председателем Меджлиса является Рефат Чубаров.

Событие: Республиканский парламент Крыма принял решение о вхождении автономии в состав России. Верховный Совет обратился к Президенту РФ, Совету Федерации и Госдуме с предложением о начале соответствующей процедуры.

Кроме того, референдум о статусе Крыма пройдет раньше, чем было запланировано, уже в следующее воскресенье, 16 марта.


ПРОБЛЕМА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ РУССКИХ РЕГИОНОВ УКРАИНЫ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИТУАЦИИ

Украина, как известно, возникла в результате соответствующих политических решений - вначале Центральной Рады, а затем органов советской власти, а не органического процесса государственного оформления сформировавшейся культурной общности. До настоящего времени на Украине сохраняется разделение на несколько регионально распределенных культурных идентичностей. Крупнейшие из них условно поименуются как «русская» (17,3% - по этническому самоопределению, 29,6% - по родному языку), «малоросская» и «западенская». Другие - менее численно представленные - «русинская», «крымскотатарская», «молдавская», «белорусская», «болгарская», «венгерская», «румынская», «польская», «греческая», «еврейская», «армянская». Существуют также надэтнические идентификаторы: «украинско-гражданский», «европейский» и по сей день - «советский» (последний - до 8% населения Украины). Надэтнические идентичности являются для Украины важным способом разрешения конфликта идентификационного самоопределения детей от смешанных браков.

Основная конфликтная оппозиция на Украине - «западенцы»-«русские». Распад украинского государства - либо по сценарию отделения «русских регионов» при политическом доминировании украинского Запада, либо отделения «западенских регионов» при политическом доминировании украинского Востока прогнозировался фактически с самого начала существования «незалежной Украины».

Одним из значимых обстоятельств того, что распад не произошел до сих пор является унитаристская Конституция Украины. Однако факт современного конституционного кризиса на Украине устранил сдерживающий правовой фактор украинской политической дезинтеграции. Классификация произошедших событий в качестве государственного переворота дезавуирует действие украинской Конституции. Эта ситуация дает регионам отсутствующую прежде и, по-видимому, ограниченную во времени возможность реализации идеи самоопределения.

Украинские регионы разнородны не только по культурной идентификации, но и по степени экономической развитости. Промышленность и сырьевые ресурсы сосредоточены на Востоке страны. Юг традиционно связан с природно-релаксационными туристскими потенциалами. Эти регионы являются экономическими донорами Украины и фактически кормят остальную страну. Украинский Запад какими-либо значимыми экономическими ресурсами не обладает и находится, по сути, а иждивенческом положении в отношении к Востоку. Соответственно, для регионов Востока и Юга выход из состава Украины, как снятие донорских обременений, объективно желаем. Его желательность при установившемся политическом доминировании Запада Украины еще более возрастает. Наиболее ориентированным из всех украинских регионов на выход из состава Украины и установление российской юрисдикции традиционно считается Крым. Это определяется наивысшей по украинским регионам долей русского населения - 58,3%. Крым - единственный регион Украины имеет статус автономной республики. Именно в Крыму сегодня наиболее определенно артикулируются пророссийские устремления. Соответственно, возникает задача определения возможных подходов выхода Крыма из состава Украины.

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ ДЛЯ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ КРЫМА

Действующая на Украине Конституция, как в модификации 2004, так и 2010 годов, блокирует любые легальные возможности региональной дезинтеграции. Статья 2 определяет Украину как унитарное государство. Подчеркивается ее целостность и неприкосновенность в пределах установленной границы. Статья 4 устанавливает единое украинское гражданство. Этим установлением, в частности, упразднялась существовавшее ранее гражданство Республики Крым. Пресекается возможность центробежного сценария через развитие региональных форм гражданственности. Статья 8 заявляет высшую юридическую силу Конституции Украины. Указывается, что все законы и нормативно-правовые акты на Украине принимаются на основе украинской Конституции и должны находиться в соответствии с ней. Это означает применительно к Крыму производность и непротиворечивость крымской Конституции от Конституции Украины.

Государственный язык по Конституции Украины - один - украинский (ст. 10), а не множество, как в России. Русский язык определяется языком национального меньшинства. Придание ему при В.Ф.Януковиче статуса регионального языка - в той же парадигме отказа ему в праве на общегосударственное позиционирование. На настоящее время, как известно, новые украинские власти лишили русский язык и его регионального статуса.

Статья 17 Конституции Украины рассматривает защиту территориальной целостности страны в качестве «важнейшей функции государства» и «дела всего украинского народа». Непосредственно защита территориальной целостности возлагается на Вооруженные Силы Украины. Это в практическом плане означает возможность использования армии в случае возникновения угрозы выхода региона (регионов) из состава Украины.

Статья 65 подтверждает еще раз, что защита территориальной целостности Украины является гражданской обязанностью. Соответственно, если защита территориальной целостности - обязанность каждого украинского гражданина, то применение определенной группой граждан силы против потенциальных «сепаратистов» - легитимно.

Автономной Республике Крым специально посвящена отдельная 10 глава украинской Конституции. Глава открывается положением о том, что автономия является «неотъемлемой частью Украины» и может решать вопросы только в пределах, отнесенных к ее ведению украинской Конституцией (ст. 134). Конституция Автономной Республики Крым утверждается Верховной Радой Украины (ст. 135), а соответственно, ввиду этого не может не иметь украинскоцентричного характера. Подчеркивается, что ни нормативно правовые акты, ни практические шаги исполнительной власти в автономии не могут находиться в противоречии не только в отношении к Конституции Украины, но и других украинских законов, актов Президента и Кабинета Министров. Получается, что любой акт центральной киевской власти оказывается юридически выше крымской Конституции. Это означает, по сути, декоративность действующей Конституции Крыма. О праве и самой возможности выхода Крыма из состава Украины, праве на самоопределение национальных меньшинств в Конституции Украины - ни слова.

Конституция Украины не может быть даже изменена в направлении предоставления Крыму, равно как и любому другому региону, выхода из состава государства. Статья 157 специально оговаривает запрет на изменения Конституции, если они направлены на нарушение территориальной целостности страны. Сценарий выведения Крыма из состава Украины в два этапа - первый - изменение в Конституции, второй - сама процедура выхода оказывается, соответственно, при опоре на существующее конституционное законодательство также невозможен.

Конституция Украины, таким образом, блокирует любую возможность «отпустить» Крым. Соответственно, выход Крыма из состава Украины возможен только при дезавуировании украинской Конституции. Это дезавуирование может быть реализовано на основе трех основных подходов. Конституция Украины не дает никакой возможности Крыму для реализации курса на самоопределение.

Данная констатация относится ко всем версиям украинской конституции - 1996 г., 2004 г., 2010 г. Причем, возвращаемая сегодня Конституция образца 2004 года по отношению к вопросам региональной автономности оказывается более лояльна. Принятие ее определялась общей установкой на ограничение исполнительной власти, выражаемой как в перераспределении властных полномочий в пользу парламента, так и в лишении ее определенных функций политического влияния в регионах.

В частности, из статьи 118 в результате внесения конституционных поправок были изъяты следующие положения: «Председатели местных государственных администраций назначаются на должность и освобождаются от должности Кабинетом Министров Украины по представлению Премьер-министра Украины… Решения председателей местных государственных администраций, противоречащие Конституции и законам Украины, иным актам законодательства Украины, могут быть в соответствии с законом отменены Президентом Украины, Кабинетом Министров Украины или председателем местной государственной администрации высшего уровня… Областной или районный совет может выразить недоверие председателю соответствующей местной государственной администрации, на основании чего Кабинет Министров Украины принимает решение и дает обоснованный ответ… Если недоверие председателю районной или областной государственной администрации выразили две трети депутатов от состава соответствующего совета, Кабинет Министров Украины принимает решение об отставке председателя соответствующей местной государственной администрации». При В.Ф.Януковиче все эти положения были восстановлены, но теперь, по логике возвращения, к Конституции 2004 года снова отменяются.

Государственному самоопределению Крыма препятствует не только Конституция Украины, но и производная от нее Конституция Автономной Республики Крым 1998 года. В первой же статье в ней заявляется, что «Автономная Республика Крым является неотъемлемой составной частью Украины» и вопросы, отнесенные к ее ведению, решает «в пределах полномочий, определенных Конституцией Украины». Ни в одной из статей сама возможность выхода из состава Украины не рассматривается. Будучи номинально автономной республикой, Крым, по сути, как в Конституции Украины, так и собственной Конституции предстает не в качестве политической автономии (каковыми являются, в частности, республики в составе РФ, и каковым являлся сам Крым по Конституции 1992 года), а автономии территориально-административной. Соответственно, для решения Крымом задач самоопределения препятствие в виде Конституции Украины и производных от нее законов (в частности, Конституции Автономной Республики Крым) должно быть устранено. Существует несколько возможных стратегических подходов по дезавуированию со стороны Крыма Конституции Украины.

ДЕЗАВУИРОВАНИЕ КОНСТИТУЦИИ УССР 1978 ГОДА

Данный подход предполагает отрицание правомочности исторического акта по передаче Крымской области в 1954 г. из состава РСФСР в состав УССР. Эта передача осуществлялась, как известно, на основании совместного представления Президиума Верховного Совета РСФСР и Президиума Верховного Совета УССР, утвержденному решением Президиумом Верховного Совета СССР. Но были ли эти шаги легитимны с позиции действующих на тот момент конституций - СССР - 1936 г., РСФСР - 1937 г. и УССР - 1937 г. Анализ соответствующих конституционных текстов дает основания говорить, что акт передачи Крыма имел нелегитимный характер. Статья 16 Конституции РСФСР указывала, что территория республики не может быть изменена без ее согласия. О том, что уполномоченным на предоставление такого согласия выступает Президиум Верховного Совета РСФСР, нигде не указывалось. Даваемый в статье 33 подробный - из 11 пунктов перечень полномочий Верховного Совета РСФСР вопросы о территориальной целостности и изменение границ не включал. Из этого следует, что согласия на отторжение территорий в пользу другой республики решения Верховного Совета было недостаточно. Под согласием РСФСР подразумевалось, очевидно, народное волеизъявление - референдум, всероссийский опрос. Но никакого референдума по Крыму в РСФСР никогда не проводилось. Будучи неправомочны акты о передаче Крыма УССР, соответственно, не должны по этой логике и иметь юридической силы.

Верховный Совет Российской Федерации в 1992 году дал специальную правовую оценку правомочности решения 1954 года. Итогом проведенной экспертизы был вывод о незаконности передачи Крымской области в состав Украины. Политических последствий проведенная оценка не имела. Но к ней можно вернуться уже на современном этапе.

Отдельная юридическая проблема в связи с вызовом поиска путей самоопределения Крыма - правовой статус Севастополя. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 1948 года Севастополь выводился из состава Крымской области и получал статус города республиканского подчинения. Республиканское подчинение предполагало подчинение РСФСР, в составе которой на тот момент находилась Крымская область. Никогда впоследствии решение Верховного Совета РСФСР 1948 года не отменялось, а потому может считаться сохраняющим юридическую силу. В 1954 году решением Президиума Верховного Совета РСФСР в состав УССР передавалась Крымская область, т.е. административно-территориальное образование, но не территория Крымского полуострова. Между тем, Севастополь к тому времени уже шесть лет не находился в подчинении Крымской области, а был в прямом республиканском подчинении. Соответственно, акт передачи Крымской области Украине на Севастополь не распространялся.

Решения принятые уже в постсоветское время, как российскими законодателями, так и самим севастопольским населением находятся также в канве аргументов о суверенитете над Севастополем России. Состоявшийся в декабре 1992 года Седьмой Съезд народных депутатов Российской Федерации поручил Верховному Совету специально рассмотреть вопрос о статусе Севастополя. Постановление Верховного Совета РФ подтверждало российский федеральный статус города в границах городского округа на декабрь 1991 года. Правительству Российской Федерации предписывалось разработать в кратчайший срок государственную программу обеспечения статуса Севастополя в составе РФ.

На основании проведенного опроса населения, Севастопольский городской Совет народных депутатов вынес в 1994 году решение, утверждающее российский правовой статус Севастополя. Положительный ответ о российской юрисдикции над Севастополем дало 89% опрошенных. Каких-либо решений, или волеизъявлений населения, дезавуирующих постановление 1994 года, в Севастополе после этого не принималось.

Еще одна историческая апелляция - Кючук-Кайнарджийский мирный договор 1774 года. Согласно, одному из положений договора Турция получает право ввода войск на территорию Северного Причерноморья при выходе оттуда войск России. «Доколь российские императорские войска пребудут в отдаваемых Блистательной Порте провинциях, - гласит текст соглашения, - правление и порядок в оных имеют остаться так властно, как в настоящее время суть оные под обладанием их, и Порта на то время и до срока выхода всех войск вступаться в оные не имеет. Российские войска в сих землях до последнего дня своего выступления получать будут всякие потребные себе вещи и снабдения питательными и прочими припасами, равным образом как и ныне то им доставляется. Не прежде войскам Блистательной Порты вступить в отдаваемые крепости и не прежде оной власть свою внесть и коснуться отдаваемых земель, как об оставлении каждой из оных российскими войсками…». Конечно, дела давно минувших дней, если бы не соответствующие обращения к тексту Кючук-Кайнарджийского мирного договора в современных турецких средствах массовой информации.

ДЕЗАВУИРОВАНИЕ КОНСТИТУЦИИ УКРАИНЫ 1996 ГОДА

Первая Конституция Крыма была принята в четыре года ранее Конституции Украины. По логике первенства ей и должен быть отдан приоритет. Не Конституция Крыма противоречила Конституции Украины, а принятая в 1996 году Конституция Украины - существовавшей до него Конституции Крыма. Новая Крымская Конституция была принята под давлением украинских властей в 1998 году. Она поражала декларированный в первой версии крымской конституции государственный суверенитет. Будучи введена под силовым внешним давлением Киева, Конституция 1998 года может быть определена в качестве нелегитимной. Отсюда сценарий - отмена Конституции Крыма 1998 г. и возвращение к Конституции 1992 г.

Украина сама подсказывает такой сценарный подход. При В.Ф.Януковиче была дезавуирована редакция Конституции Украины 2004 года, как принятой в нарушение конституционной процедуры обязательного рассмотрения поправок Конституционным Судом. В настоящее время отменяется уже редакция Конституции 2010 г. в пользу редакции 2004 г.

Еще до распада СССР Крым принял соответствующие решения, дающие основания говорить о его суверенности в отношениях с Украиной. Состоявшийся в январе 1991 года Общекрымский референдум 93% голосов высказался «за воссоздания Крымской АССР как субъекта Союза ССР и участника Союзного договора». Как субъект Союза ССР и участник Союзного договора Крым автоматически переставал являться составной частью другого субъекта Союза – Украины. В ответ месяцем позже Верховный Совет УССР принял закон, восстанавливающий положение Крымской АССР в составе Украины. Это прямо противоречило и попирало результаты референдума. Легитимизация общекрымского народного волеизъявления была закреплена принятием в сентябре 1991 года Верховным Советом Крымской АССР Декларации о государственном суверенитете Крыма. Крымская АССР была переименована в 1992 году в Республику Крым. В принятой 1992 году Конституции слова «автономия» уже не содержалось. Крымская Республика определялась как государство (ст. 1). «Носителем суверенитета и единственным источником государственной власти» позиционировался народ, под которым понималась совокупность «граждан Республики Крым» (ст. 2). Устанавливалось, соответственно, крымское гражданство. Юридическое верховенство устанавливалось за Конституцией Крыма. (ст. 4). Вопрос же об отношениях с Украиной исчерпывался ссылкой на то, что они выстраиваются на основе договора и соглашений (ст. 9).

Де факто по принятой Конституции Крым обладал полным государственным суверенитетом. Решения об отмене Конституции 1992 года какими-либо представительными органами Крыма никогда не принимались. Лишение суверенитета Республики Крым, превращение ее в административно-территориальную автономию последующими решениями украинского законодательства и принятием в 1996 году Конституции Украины может быть квалифицировано в качестве акта аннексии. Согласно международному праву, это влечет за собой соответствующую международно-правовую ответственность. Восстановление Конституции Республики Крым 1992 года могло бы быть позиционировано в качестве восстановление незаконно отторгнутого государственного суверенитета.

ДЕЗАВУИРОВАНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРОЦЕССА 2004-2014 ГГ.

Конституционный процесс на Украине 2004-2014 гг. осуществлялся с многочисленными процедурными нарушениями, противоречащими Конституции 1996 г. Так, при принятии поправок 2004 года не было дано являвшееся, согласно статье 159 обязательным, заключение Конституционного Суда. Шесть лет страна жила на основе новой, нелигитимизированной Конституционным Судом Конституции. В 2010 году Конституционный Суд дал отрицательное заключение в отношении реформы Конституции 2004 года. После этого исполнительная власть своим решением возвращает в действие Конституцию 1996 г. При этом Конституционный Суд ничего о том, возвращается ли в юридическую силу прежняя версия Конституции, в своем заключении не указывал. Это дало основание оппозиции охарактеризовать восстановление властью в действие Конституции 1996 года как государственный переворот. И вновь уже в 2014 году изменения Конституции, проводимые без заключения Конституционного Суда, оказываются нелегитимны.

Кроме того Конституция 1996 года устанавливала запрет на проведение конституционной реформы в условиях военного и чрезвычайного положения. Официального решения В.Ф.Януковича, несмотря на запросы от местных администраций, о введении чрезвычайного положения не было. Но положение на Украине является чрезвычайным по факту.

Конституция Украины предусматривает определенную процедуру смещения президента со своего поста Верховной Радой в порядке импичмента. Этот порядок подробно описан в статье 111. Произошедшее отстранение В.Ф.Януковича от власти Верховной Радой в 2014 году находится в явном диссонансе с содержанием данной статьи. Основанием для импичмента, согласно ей, является государственная измена президента или совершение им иного преступления. Первоначально Верховная рада большинством от конституционного состава должна была инициировать вопрос о проведении соответствующего расследования. Далее должна приступить к действию специальная временная следственная комиссия, с включением в нее специального прокурора и специальных следователей. Выводы и предложения этой комиссии следующим этапом должны быть рассмотрены на заседании Верховной Рады. Обвинение президенту выносится ей при наличии соответствующих оснований не менее чем двумя третями конституционного состава. Далее соответствующую экспертизу дела проводит Конституционный Суд, выносящий свое заключение. только после этого Верховная Рада может отрешить президента от должности не менее чем тремя четвертями конституционного состава.

Стоит ли говорить, что ничего подобного при отстранении В.Ф.Януковича от должности не имело место. Следовательно, произведенное отрешение должно быть, сообразно с действующей Конституцией Украины, квалифицировано ни как импичмент, а как государственный переворот.

Принципиальные нарушения Конституции со стороны украинской власти дают основания Автономной Республики Крым принять решение, считать Конституцию Украины утратившей силу. Такое решение развязывает руки для различных политических сценариев - установление режима чрезвычайного положения, восстановление в действие Конституции Республики Крым 1992 года, разработка и принятие новой крымской Конституции, вхождение Крыма под юрисдикцию России.

Таким образом, правовые конституционные основания для политического самоопределения Крыма, включая возможность выхода из состава Украины, существуют. Но реализация этих возможностей предполагает помимо наличия политической воли, наличие также стройной аргументационной платформы (историко-правовой аргументация права Крыма на выход из сферы действия Конституции Украины).

Благодатный климат, живописная и щедрая на дары природа Тавриды создают почти идеальные условия для существования человека. Люди издавна населяли эти земли, поэтому чрезвычайно интересна богатая на события, уходящая вглубь веков история Крыма. Кому и когда принадлежал полуостров? Давайте разберемся!

История Крыма с древнейших времен

Многочисленные исторические артефакты, найденные археологами здесь, позволяют утверждать, что предки современного человека начали обживать благодатные земли почти 100 тыс. лет назад. Об этом свидетельствует обнаруженная в стоянка , остатки палеолитической и мезолитической культур в и Мурзак-Коба.

В начале XII столетия до н. э. на п-ове появились племена индоевропейских кочевников киммерийцев, которых античные историки считали первым народом, пытавшимся создать в зачатки некоего подобия государственности.

На заре Бронзового века они были вытеснены из степных районов воинственными скифами, переместившись ближе к морскому побережью. Предгорные районы и южный берег тогда заселяли тавры, по некоторым данным, пришедшие с Кавказа, а на северо-западе уникального региона закрепились славянские племена, мигрировавшие из современного Приднестровья.

Античный расцвет в истории

Как свидетельствует история Крыма, в конце VII в. до н. э. его стали активно осваивать эллины. Выходцы из греческих городов создавали колонии, которые со временем начинали процветать. Плодородная земля дарила прекрасные урожаи ячменя и пшеницы, а наличие удобных гаваней способствовало развитию морской торговли. Активно развивались ремесла, совершенствовалось судоходство.

Портовые полисы росли и богатели, объединившись со временем в союз, ставший базисом для создания могущественного Боспорского царства со столицей в , или нынешней Керчи. Расцвет экономически развитого государства, обладавшего сильной армией и прекрасным флотом, относится к III-II вв. до н. э. Тогда был заключен важный союз с Афинами, половину потребности которых в хлебе обеспечивали боспорцы, в их царство входят земли черноморского побережья за Керченским проливом, расцветают Феодосия, Херсонес, . Но период благоденствия продолжался недолго. Неразумная политика ряда царей привела к истощению казны, сокращению военнослужащих.

Ситуацией воспользовались кочевники, начавшие разорять страну. сначала был вынужден войти в Понтийское царство, потом стал протекторатом Рима, а затем – и Византии. Последующие нашествия варваров, среди которых стоит выделить сарматов и готов, еще более ослабили его. Из ожерелья некогда великолепных поселений не разрушенными остались только , римские крепости в Судаке и Гурзуфе.

Кому принадлежал полуостров в Средневековье?

Из истории Крыма видно, что с IV по XII вв. своим присутствием тут отметились болгары и тюрки, венгры, печенеги и хазары. Русский князь Владимир, взяв приступом Херсонес, принимает здесь крещение в 988 г. Грозный властитель Великого княжества литовского Витаутас вторгается на Тавриду в 1397 г., завершив поход в . Часть земель входит в гос-во Феодоро, основанное готами. К середине XIII столетия степные районы контролируются Золотой Ордой. В следующем веке некоторые территории выкупаются генуэзцами, а остальные покоряются войскам хана Мамая.

Распад Золотой Орды ознаменовал создание тут в 1441 г. Крымского ханства,
самостоятельно просуществовавшего 36 лет. В 1475 г. сюда вторглись османы, которым хан присягнул на верность. Они изгнали генуэзцев из колоний, взяли приступом столицу государства Феодоро – город , истребив практических всех готов. Ханство с административным центром в называлось эялетом Кафа в Османской империи. Тогда окончательно формируется этнический состав населения. Татары переходят от кочевого образа жизни к оседлому. Начинает развиваться не только скотоводство, но и земледелие, садоводство, появляются небольшие плантации табака.

Османы, находящиеся на пике могущества, заканчивают расширение. Они переходят от прямых завоеваний к политике скрытой экспансии, также описанной в истории. Ханство становится аванпостом для проведения набегов на приграничные территории России и Речи Посполитой. Награбленные драгоценности исправно пополняют казну, а взятые в плен славяне продаются в рабство. С XIV по XVII вв. русские цари предпринимают несколько походов на Крым через Дикое поле. Однако ни один из них не приводит к усмирению неспокойного соседа.

Когда к крымской власти пришла Российская империя?

Важный этап в истории Крыма – . К началу XVIII в. он становится одной из главных стратегических ее целей. Обладание им позволит не только обезопасить сухопутную границу с юга и сделать внутренним. Полуострову уготована участь стать колыбелью Черноморского флота, который обеспечит выход к средиземноморским торговым путям.

Однако существенных успехов в достижении данной цели удалось достигнуть только в последней трети столетия – при царствовании Екатерины Великой. Армия под предводительством генерал-аншефа Долгорукова овладела Тавридой в 1771 г. Крымское ханство было объявлено независимым, а на его престол был возведен хан Гирей, являвшийся ставленником российской короны. Русско-турецкая война 1768-1774 гг. подорвала могущество Турции. Сочетая военную силу с хитроумной дипломатией, Екатерина II добилась того, что в 1783 г. крымская знать присягнула ей на верность.

После этого инфраструктура и экономика края начинает развиваться впечатляющими темпами. Тут оседают отставные русские солдаты.
Сюда в массовом порядке приезжают греки, немцы и болгары. В 1784 г. закладывается военная крепость , которой суждено сыграть яркую роль в истории Крыма и России в целом. Повсюду прокладываются дороги. Активное разведение винограда способствует развитию виноделия. Южное побережье становится все более популярным в дворянской среде. превращается в курортный город. За сто лет население Крымского полуострова увеличивается почти в 10 раз, изменяется его этнический тип. В 1874 г. 45% крымчан являлись великороссами и малороссами, примерно 35% крымскими татарами.

Господство россиян на Черном море всерьез обеспокоило ряд европейских стран. Коалиция из дряхлеющей Османской империи, Великобритании, Австрии, Сардинии и Франции развязала . Ошибки командования, ставшие причиной поражения в битве на , отставание в техническом оснащении армии привели к тому, что несмотря на беспримерный героизм защитников, проявленный во время годичной осады, союзниками был взят Севастополь. После окончания конфликта город был возвращен в Россию в обмен на ряд уступок.

При Гражданской войне в Крыму произошло немало трагических событий, отразившихся в истории. С весны 1918 г. тут действовали германский и французский экспедиционные корпуса, которых поддержали татары. Марионеточное правительство Соломона Самойловича Крыма сменила военная власть Деникина и Врангеля. Только в войскам Красной Армии удалось взять под контроль полуостровной периметр. После этого начался так называемый Красный террор, в результате которого погибло от 20 до 120 тыс. человек.

В октябре 1921 г. было объявлено о создании из районов бывшей Таврической губернии Автономной Крымской Советской Социалистической республики в РСФСР, переименованной в 1946 г. в Крымскую область. Новая власть уделяла большое внимание ей. Политика индустриализации привела к появлению Камыш-Бурунского судоремонтного завода и , там же был построен Горно-обогатительный комбинат, а в – металлургический завод.

Дальнейшему оснащению помешала Великая Отечественная война.
Уже в августе 1941 г. отсюда депортировано около 60 тыс. этнических немцев, проживавших на постоянной основе, а в ноябре Крым оставлен силами РККА. На полуострове осталось лишь два очага сопротивления фашистам – Севастопольский укрепрайон и , но и они пали к осени 1942 г. После отступления советских войск тут начали активно действовать партизанские отряды. Оккупационные власти проводили политику геноцида по отношению к «неполноценным» расам. В результате этого к моменту освобождения от фашистов население Тавриды уменьшилось почти втрое.

Оккупанты были изгнаны отсюда . После этого вскрылись факты массового сотрудничества с фашистами крымских татар и представителей некоторых других национальных меньшинств. По решению правительства СССР более 183 тыс. лиц крымско-татарского происхождения, значительное количество болгар, греков и армян было насильственно депортировано в отдаленные регионы страны. В 1954 г. область включена в состав УССР по предложению Н.С. Хрущева.

Новейшая история Крыма и наши дни

После распада СССР в 1991 г. Крым остался в Украине, получив автономию с правом иметь собственную конституцию и президента. После длительных согласований основной закон республики был утвержден Верховной Радой. Первым президентом АРК в 1992 г. стал Юрий Мешков. Впоследствии отношения между официальным Киевом и обострились. Украинский парламент принял в 1995 г. решение об упразднении президентства на полуострове, а в 1998 г.
президент Кучма подписал Указ об утверждении новой Конституции АРК, с положениями которой были согласны далеко не все жители республики.

Внутренние противоречия, совпавшие по времени с серьезными политическими обострениями между Украиной и Российской Федерацией, в 2013 г. раскололи общество. Одна часть жителей Крыма выступала за возвращение в РФ, другая – за то, чтобы остаться в Украине. По этому поводу 16 марта 2014 г. был проведен референдум. Большинство крымчан, принявших участие в плебисците, отдали голоса за воссоединение с Россией.

Еще во времена СССР на Тавриде, считавшейся всесоюзной здравницей, было построено множество . вообще не имел аналогов в мире. Развитие региона как курорта продолжалось и в украинский период истории Крыма, и в российский. Несмотря на все межгосударственные противоречия, он по-прежнему остается излюбленным местом отдыха как для россиян, так и для украинцев. Край этот бесконечно прекрасен и готов радушно встретить гостей из любой страны мира! Предлагаем в заключение документальный фильм, приятного просмотра!

(РК) – субъект Российской Федерации (с 18 марта 2014 года), бывшая автономная республика в составе Украины.

Республика Крым занимает особое место среди регионов России. Пожалуй, нет ни одного региона в России со столь древней историей, в которой оставило свой след множество народов, как ныне живущих, так и ушедших в глубину веков. Но с давних времен к людям, живущим в Крыму, пришло понимание того, что этот благословенный край – общий дом для всех, и он создан для мирной жизни, поэтому здесь соседствуют христианство и мусульманство, славянская, европейская и восточная культуры. И естественным шагом в создании общего крымского дома стало воссоздание в 1991 году Автономной Республики Крым.

С начала прошлого века Крым стал активно использоваться и развиваться как курорт, чему способствовали его климатические условия и природные ресурсы.
У Крыма есть все возможности для того, чтобы встать в ряд самых знаменитых курортов мира. Прекрасная лечебная база, которой нет на обычных курортах, сочетание возможностей активного отдыха в горах с традиционным отдыхом у моря. Крым – один из самых популярных туристических центров страны. На его территории под охраной государства находятся около 3 тыс. памятников истории, археологии, искусства.

Особое богатство автономии – памятники природы. Широко известны Никитский ботанический сад, Херсонесский музей-заповедник, Качинский каньон, гора Демерджи с Долиной привидений и другие.
Все современные курорты дают возможность сочетать отдых и культурные мероприятия. А историческое и культурное богатство Крыма мало с чем можно сравнить, поскольку на небольшой территории находится множество памятников разных эпох и разных народов: это нашло свое отражение в памятниках Херсонеса и Бахчисарая, Ялты и Евпатории.

Крым всегда привлекал к себе людей искусства: писателей, художников, музыкантов. Достаточно вспомнить имена Ивана Айвазовского, Максимилиана Волошина, Антона Чехова, Леси Украинки, Александра Спендиарова, Исмаила Гаспринского. Не менее разнообразна культурная палитра Крыма и сегодня: эстрадная певица София Ротару, выдающийся композитор Алемдар Караманов, художники Рамиз Нетовкин и Мамут Чурлу, неповторимое своебразие картин которых ценится во всем мире.

История, экономика, культура, природа Республики Крым

История
Первыми племенами, населявшими Крым были киммерийцы (7 в. до н.э.). В 1 тысячелетии до н.э. в предгорном и горном Крыму, а также на южном берегу полуострова жили тавры. Отсюда происходят первые названия Крыма – Киммерия (Максимилиан Волошин), и Таврида, Таврия, Таврика. В Крыму также проживали скифы (в Крыму была столица скифского государства – ныне археологический заповедник Неаполь-Скифский) готы, гунны, угры.
На полуострове выходцами из Греции были образованы многочисленные города-государства, наиболее известные из которых Херсонес и Пантикапей. Крымский «этнический плавильный котел» привел к образованию нескольких коренных народов – крымчаков, караимов, крымских татар.

Во времена Золотой Орды полуостров входил в ее состав в виде Крымского улуса со столицей в городе Солхат (ныне Старый Крым).
В период XIV–XVIII вв. на полуострове существовало Крымское ханство со столицей в .
В истории Крыма известны также другие государственные образования – Княжество Феодоро, средневековые колонии-княжества выходцев из пиренейского полуострова – генуэзцев – наиболее известные из которых Каффа, Солдайя, Каламита, Чембало.
В XVII веке Крым стал ареной серии российско-турецких войн. 1853-1856 гг. – период Крымской (Восточной) войны, которая привела к многочисленным волнам эмиграции коренного населения, преимущественно в Турцию.

В апреле 1783 г. Крым был присоединен к Российской империи. На полуострове началось строительство новых городов – Симферополя и Севастополя. Была создана база Черноморского военно-морского флота.
После октябрьской революции 1917 г. Крым вошел в состав РСФСР. В октябре 1921 года была создана Крымская АССР.

В 1941 г. Крым оккупирован немецко-фашистскими войсками. 13 апреля 1944 г. полуостров освобожден советскими войсками.
В период с 18 мая по 24 июня 1944 г. на полуострове по решению Государственного Комитета Обороны были осуществлены депортации крымских татар, греков, армян, болгар, и повторная депортация немцев. В 1945 г. автономия была упразднена, вместо нее была образована Крымская область.

По решению Верховных Советов РСФСР и УССР, в 1954 г. Крым был передан из состава РСФСР в состав УССР. В 1963 году было завершено строительство Северо-Крымского оросительного канала, перебросившего воды Днепра в Крым, что позволило дать воду многим городам Крыма, обеспечить полив более 400 тысяч гектаров посевов, увеличить вдвое производство сельскохозяйственной продукции. На полуострове был создан крымский индустриальный комплекс, состоящий из ряда уникальных промышленных предприятий.

По решению референдума от 20 января 1991 г. Крымская АССР восстановлена в составе независимой Украины. Впоследствии при принятии Конституции 1992 г. она преобразована в Республику Крым, а позже – в Автономную Республику Крым.

В 80-90-х годах прошлого века состоялось массовое переселение в Крым ранее депортированных народов, прежде всего крымских татар. Крупнейшими этническими группами современного Крыма являются русские (примерно 58-60%), украинцы (около 25%) и крымские татары (примерно 13-14%).

Более полувека тому назад Крым вошел в состав Украинской ССР, а затем - независимой Украины. За эти годы он прошел драматический путь, полный успехов, тревог и надежд, спада и возрождения.

16 марта 2014 года по результатам общекрымского референдума Республика Крым вошла в состав Российской Федерации.

Административно-территориальное деление
Территория Республики Крым разделена на 14 районов: , , и 16 городов, в том числе 11 – республиканского значения: , , 3 внутригородских района города Симферополя, 243 сельских совета, 1021 населенный пункт, из них 72 – городских и 949 – сельских.

Власть
Республика Крым является неотъемлемой составной частью Российской Федерации.

Представительным органом Республики Крым является Государственный Совет Республики Крым.

Исполнительным органом Республики Крым является Правительство Республики Крым.

Границы

Расположен на юге России. Общая площадь Республики Крым (без ) – 26,1 тыс. кв. км. С севера на юг (от Перекопского перешейка к мысу Сарыч, самой южной точки Украины) полуостров растянулся на 207 км, а с запада на восток (между мысами Кара-Мрун и Фонарь) – 324 км.

Территория полуострова омывается Черным и Азовским морями.
Самые большие заливы на побережье Черного моря: Каркинитский, Каламитский и Феодосийский. На побережье Азовского моря: Сиваш, Казантипский и Арабатский. На востоке Крыма Керченский полуостров, на западе Тарханкутский полуостров.

Длина береговой полосы Крымского полуострова более 1,5 тыс. км. Часовой пояс: MSK (UTC+4).
Население

В Республике Крым проживает 1907,1 тыс. человек, в том числе в городах более 1,2 млн. человек, в сельской местности – более 730 тыс. человек. Мужчин – более 900 тыс. человек (45,8%), женщин – более 1 млн. человек (51,2%). Численность населения в возрасте моложе трудоспособного - 15%, в трудоспособном возрасте – 60,8%, в возрасте старше трудоспособного – 24,2%

Экономический потенциал
Республика Крым является одним из перспективнейших в экономическом отношении регионов Российской Федерации, что обусловлено выгодным географическим положением, богатейшим природноресурсным и интеллектуальным потенциалом, развитой инфраструктурой.

Основные направления производства в аграрном секторе: выращивание зерновых, масличных и кормовых культур; возделывание многолетних насаждений (садоводство и виноградарство); выращивание скота молочного направления; птицеводство; овцеводство.

В транспортном комплексе: эксплуатационная длина железнодорожных путей составляет 629,2 км, троллейбусных линий (в двухпроводном исчислении) – 368 км, автомобильных дорог общего пользования – более 6,2 тыс. км, трамвайных линий (в одноколейном исчислении) – 20 км. В Крыму насчитывается около морских 10 портов, несколько аэропортов, строится сеть комплексов по обслуживанию яхтсменов мира.

В санаторно-курортном комплексе РК работают 656 курортно-рекреационных учреждений всех форм собственности, из них предназначено для круглогодичного использования – 245. Наличие туристических ресурсов, необходимой инфраструктуры дают возможность развивать в Крыму различные виды туризма, в том числе зимние виды туризма и спорта.

Культура и традиции
В Крыму насчитывается несколько тысяч памятников природы, истории и культуры, многие из которых имеют мировое значение. Недаром Крым называют музеем под открытым небом. Среди природных феноменов пещера Мраморная (самая посещаемая в Европе) занимает исключительное место.

У Крыма древняя и исконная связь со средиземноморской цивилизацией. Плоды этой цивилизации – многие города полуострова. На территории нынешней Керчи сохранились остатки Пантикапея - столицы могущественного Боспорского царства. Здесь сохранились Царский курган, склеп Деметры (как полагают ученые, греческой богини плодородия), многие другие археологические памятники. Восточное и западное побережья Крыма до сих пор украшают величественные руины средневековых генуэзских городов-крепостей Солдайя (Судак). Каламита (Инкерман), Чембало (Балаклава), многих других.

Современный маяк на мысе Ай-Тодор напоминает о том, что и в древности это было дозорное место, где стояла крепость Харакс - форпост Римской империи в Таврике. Неповторимы и крымские святыни - Успенский, Топловский и Космодамиановский монастыри, а также православные соборы и мусульманские мечети. Самобытными памятниками средневековья являются и пещерные города (Мангуп, Чуфут-Кале, Эски-Кермен), таинственные истории которых уже двести лет не дают покоя исследователям.

Судьбы крымских этносов и этнических групп многообразны, у каждого из них свое восприятие Крыма как исторической или этнической Родины. Не первый год Крым становится местом проведения Международных фестивалей: театральный фестиваль «Крымский ковчег»; фестиваль камерной музыки «Крымская осень»; фестиваль «ТЕАТР. ЧЕХОВ. ЯЛТА»; «Коктебельская весна»; «Волошинский сентябрь», фестиваль античного искусства «Боспорские агоны» и др. Каждый регион Крыма известен праздниками и фестивалями народного творчества и национальных культур «Чумацкий шлях», «Вардавар», Праздник Славянской письменности и культуры, «Генуэзский шлем», «Минареты Салхата», «Восточный базар».

Природа и экология
Ландшафтное разнообразие Крыма является следствием уникального расположения полуострова – на стыке умеренного и субтропического поясов, на границе ареалов многих флор и фаун. Северный Крым – низменная равнина, на юге возвышаются Крымские горы.

Климат Крыма определяется его географическим положением, рельефом и влиянием окружающих морей: от умеренно-континентального на севере, до субтропического климата на Южном берегу.

По территории Крымского полуострова протекает 1657 рек, ручьев и течений общей длиной более 5,99 тыс. км. Самая длинная река – Салгир, протяженностью 232 км. Почти все реки вытекают из гор и теряются в степи, они, тем не менее, отличаются полноводностью в зимне-весенний период во время паводков.

Склоны Крымских гор покрыты дубовыми, буковыми, грабовыми и сосновыми лесами. На Южном берегу растут реликтовые можжевеловые леса, вечнозеленые кустарники. В Красную книгу Украины занесены 40% видов крымской растительности и 60% видов крымского животного мира. Флора Крыма очень разнообразна и насчитывает свыше 2,4 тыс. видов высших растений. Фауна Крымского полуострова также имеет большое количество представителей: около 12 тыс. видов насекомых, 6 видов амфибий, 14 видов рептилий, свыше 300 видов птиц и 61 вид млекопитающих.

Особую ценность имеет природно-заповедный фонд Крыма, который играет существенную роль в охране природы и стабилизирует экологическое состояние региона. На территорию объектов фонда приходится 5,4% площади полуострова (без города Севастополя).

Похожие публикации