Физкультурное оборудование для детского сада своими руками.

Роль игры в становлении и развитии ребенка переоценить невозможно. Именно в игре ребенок познает окружающий мир, его законы, учится жить по правилам. Все дети обожают двигаться, прыгать, скакать, бегать наперегонки. Подвижные игры с правилами — это сознательная, активная деятельность ребенка, для которой характерно своевременное и точное выполнение заданий, связанных с правилами, обязательными для всех участников. Подвижная игра — это своего рода некое упражнение, с помощью которого дети готовятся к жизни.

Подвижные игры имеют огромное значение в жизни ребенка, так как представляют собой незаменимое средство получения ребенком знаний и представлений об окружающем мире. Также они влияют на развитие мышления, смекалки, сноровки, ловкости, морально волевых качеств. Подвижные игры для детей укрепляют физическое здоровье, обучают жизненным ситуациям, помогают ребенку получить правильное развитие.

Подвижные игры для дошкольников

Подвижные игры для младшего дошкольника

Дети младшего дошкольного возраста в игре, как правило, подражают всему, что они видят. В подвижных играх малышей, как правило, проявляется не общение со сверстниками, а отображение той жизни, которой живут взрослые или животные. Дети в этом возрасте с удовольствием летают как воробушки, прыгают как зайчики, взмахивают руками как бабочки крылышками. Благодаря развитой способности к имитации большинство подвижных игр детей младшего дошкольного возраста несут в себе сюжетный характер.

  • Подвижная игра "Мыши водят хоровод"

Цель: развивать двигательную активность

Описание: перед началом игры необходимо выбрать водящего — «кота». Кот выбирает себе «печку» (ею может послужить скамейка или стул), садится на нее и закрывает глаза. Все остальные участники берутся за руки и начинают водить хоровод вокруг кота со словами:

Мыши водят хоровод,
На печи дремлет кот.
Тише мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите,
Вот проснется Васька кот —
Разобьет наш хоровод!»

Во время произнесения последних слов кот потягивается, открывает глаза и начинает гоняться за мышами. Пойманный участник становится котом, и игра начинается сначала.

  • Игра "Солнышко и дождик"

Задачи: научить детей находить свое место в игре, ориентироваться в пространстве, развивать умение выполнять действия по сигналу воспитателя.

Описание: Дети сидят в зале на стульчиках. Стульчики — это их «дом». После слов воспитателя: «Какая хорошая погода, идите гулять!», ребята встают и начинают двигаться в произвольном направлении. Как только педагог скажет: «Дождь пошел, бегите домой!», дети должны прибежать к стульям и занять свое место. Воспитатель приговаривает «Кап - кап - кап!». Постепенно дождь утихает и воспитатель говорит: «Идите гулять. Дождь кончился!».

  • Игра "Воробушки и кот"

Задачи: учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, увертываться от водящего, убегать, находить свое место.

Описание: На земле нарисованы круги — «гнездышки». Дети — «воробушки» сидят в своих «гнездышках» на одной стороне площадки. На другой стороне площадки расположился «кот». Как только «кот» задремлет, «воробушки» вылетают на дорогу, перелетают с места на место, ищут крошки, зернышки. «Кот» просыпается, мяукает, бежит за воробушками, которые должны улететь в свои гнезда.

Сначала роль «кота» выполняет воспитатель, потом — кто-нибудь из детей.

  • Подвижная игра "Воробушки и автомобиль"

Еще одна игра для детей 3-5 лет про воробушков.

Задачи: приучить детей бегать в разных направлениях, начинать движение или менять его по сигналу ведущего, находить свое место.

Описание: Дети — «воробушки», сидят в своих «гнездышках» (на скамейке). Воспитатель изображает «автомобиль». Как только воспитатель произнесет: «Полетели воробушки на дорожку», дети поднимаются со скамейки и начинают бегать по площадке. По сигналу воспитателя: «Автомобиль едет, летите воробушки в свои гнездышки!» — «автомобиль» выезжает из «гаража», а дети должны вернуться в «гнезда» (сесть на скамейку). «Автомобиль» возвращается в «гараж».

  • Игра "Кот и мыши"

Существует множество игр для детей с участниками котами и мышами. Вот одна из них.

Задачи: Эта подвижная игра помогает развивать у детей умение выполнять движение по сигналу. Упражнять в беге по разным направлениям.

Описание: Дети — «мыши» сидят в норках (на стульях вдоль стены). В одном из углов площадки сидит «кошка» — воспитатель. Кошка засыпает, и мыши разбегаются по залу. Кошка просыпается, мяукает, начинает ловить мышей, которые бегут в норки и занимают свои места. Когда все мыши вернуться в норки, кошка еще раз проходит по залу, затем возвращается на свое место и засыпает.

  • Подвижная игра для дошкольников "У медведя во бору"

Задачи: развивать скорость реакции на словесный сигнал, упражнять детей в беге, развивать внимание.

Описание: Среди участников выбирают одного водящего, который будет «медведем». На игровой площадке начертить два круга. Первый круг — берлога медведя, второй круг — дом для остальных участников игры. Начинается игра с того, что дети выходят из дома со словами:

У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит,
И на нас рычит.

Как только дети произнесли эти слова, «медведь» выбегает из берлоги и ловит детей. Тот, кто не успел добежать до дома и был пойман «медведем», становится водящим («медведем»).

  • Через ручеек (подвижная игра с прыжками)

Задачи: Научить правильно прыгать, ходить по узенькой дорожке, держать равновесие.

Описание: На площадке чертятся две линии на расстоянии 1,5 — 2метра одна от другой. На этом расстоянии рисуются камешки на определенном расстоянии друг от друга.

Играющие стоят у черты — на берегу ручейка, они должны перейти (перепрыгнуть) его по камешкам, не намочив ног. Те, кто оступился — намочил ноги, идут сушить их на солнышко — садятся на скамейку. Затем снова включаются в игру.

  • Игра "Птички и кошка"

Задачи: Учить соблюдать правила игры. Реагировать на сигнал.

Описание: для игры понадобятся маска кошки и птичек, начерченный большой круг.

Дети встают по кругу с внешней стороны. Один ребенок становится в центре круга (кошка), засыпает (закрывает глаза), а птички впрыгивают в круг и летают там, клюют зерна. Кошка просыпается и начинает ловить птиц, а они убегают за круг.

  • Игра "Снежинки и ветер"

Задачи: Упражнять в беге в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу.

Описание: По сигналу «Ветер!» дети — «снежинки» — бегают по площадке в разных направлениях, кружатся («ветер кружит в воздухе снежинки»). По сигналу «Нет ветра!» — приседают («снежинки упали на землю»).

    Подвижная игра "Найди себе пару"

Задачи: развивать у детей умение выполнять действия по сигналу, быстро строиться в пары.

Описание: Участники стоят вдоль стены. Каждый из них получает по флажку. Как только воспитатель подаст знак, дети разбегаются по площадке. После команды «Найди себе пару», участники, имеющие флажки одинакового цвета, объединяются в пары. В игре должно участвовать нечетное количество детей и в конце игры один остается без пары.

Все эти подвижные игры можно с успехом использовать для игры в детском саду в группе или на прогулке. Дети разного возраста: от малышей 3-х лет до детей средней группы 4-5 лет с удовольствием играют в них.

  • Подвижные игры для детей 5-7 лет

У детей 5-6, 6-7 в лет характер игровой деятельности несколько меняется. Теперь их уже начинает интересовать результат подвижной игры, они стремятся выразить свои чувства, желания, осуществить задуманное. Однако подражательность и имитация не исчезают и продолжают играть немаловажную роль в жизни старшего дошкольника. В эти игры можно также играть в детском саду.

  • Игра "Медведь и пчелы"

Задачи: упражняться в беге, соблюдать правила игры.

Описание: участники делятся на две команды — «медведей» и «пчел». Перед началом игры «пчелы» занимают места в своих «ульях» (ульями могут послужить скамейки, лесенки). По команде ведущего «пчелы» улетают на луг за медом, а в это время «медведи» забираются в «ульи» и лакомятся медом. Услышав сигнал «Медведи!», все «пчелы» возвращаются в «ульи» и «жалят» (салят) не успевших убежать «медведей». В следующий раз ужаленный «медведь» уже не выходит за медом, а остается в берлоге.

    Игра "Горелки"

Задачи: упражнять в беге, реагировать на сигнал, соблюдать правила игры.

Описание: В игре принимают участие нечетное количество детей, которые становятся парами и держатся за руки. Впереди колонны находится водящий, который смотрит вперед. Дети хором повторяют слова:

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Глянь на небо —
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Раз! Два! Три! Беги!

Как только участники произнесут слово «Беги!», стоящие в последней паре в колонне отпускает руки и бегут вдоль колонны вперед, один с правой стороны, другой — с левой. Их задача — выбежать вперед, встать перед водящим и снова взяться за руки. Водящий, в свою очередь, должен поймать кого-то из этой пары до того момента, как они возьмутся за руки. Если получится поймать, то водящий с пойманным образует новую пару, а участник, оставшийся без пары, теперь будет водить.

  • Подвижная игра "Два мороза"

Известная многим игра для дошкольников с простыми правилами. Задачи: развивать торможение у детей, умение действовать по сигналу, упражняться в беге.

Описание: На противоположных сторонах площадки располагаются два дома, обозначенные линиями. Игроки размещаются с одной стороны площадки. Воспитатель выбирает двух человек, которые станут водящими. Они располагаются посередине площадки между домами, повернувшись лицом к детям. Это два Мороза — Мороз Красный нос и Мороз Синий нос. По сигналу воспитателя «Начали!» оба Мороза произносят слова: «Мы два брата молодые, два мороза удалые. Я — Мороз Красный Нос. Я — Мороз Синий Нос. Кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься?» Все играющие отвечают: «Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз» и перебегают в дом на противоположной стороне площадки, а Морозы стараются их заморозить, т.е. коснуться рукой. Те из ребят, которых коснулся Мороз, застывают на месте и остаются так стоять до конца перебежки. Замороженных пересчитывают, после чего они присоединяются к играющим.

  • Игра "Хитрая лиса"

Цель: развивать ловкость, быстроту, координацию.

Описание: С одной стороны площадки чертится линия, тем самым обозначается «Дом лисы». Воспитатель просит закрыть глаза детей, которые расположились по кругу. Педагог обходит за спинами детей образованный круг, дотрагивается до одного из участников, который с этого момента становится «хитрой лисой».

После этого педагог предлагает детям открыть глаза и, посмотрев вокруг, попытаться определить, кто же является хитрой лисой. Далее дети спрашивают 3 раза: «Хитрая лиса, где ты?». При этом, спрашивающие смотрят друг на друга. После того, как дети спросили третий раз, хитрая лиса прыгает на середину круга, поднимает руки вверх и кричит: «Я здесь!». Все участники разбегаются по площадке кто куда, а хитрая лиса пытается кого-нибудь поймать. После того, как 2-3 человека пойманы, педагог говорит: «В круг!» и игра начинается снова.

  • Игра "Ловля оленей"

Задачи: упражняться в беге в разных направлениях, ловкости.

Описание: Среди участников выбираются два пастуха. Остальные игроки — олени, располагающиеся внутри очерченного круга. Пастухи находятся за кругом, друг против друга. По сигналу ведущего, пастухи по очереди бросают мяч в оленей, а те стараются увернуться от мяча. Олень, в которого мяч попал, считается пойманным и выходит из круга. После нескольких повторений подсчитывает количество пойманных оленей.

    Игра "Удочка"

Задачи: развивать ловкость, внимание, быстроту реакции.

Описание: участники располагаются по кругу. В центре находится водящий — воспитатель. Он в руках держит веревочку, на конце которой привязан небольшой мешочек с песком. Водящий вращает веревочку по кругу над самой землей. Дети подпрыгивают таким образом, чтобы веревочка не задела их ног. Те участники, которым веревочка задела по ногам, выбывают из игры.

  • Игра "Охотники и соколы"

Задачи: упражняться в беге.

Описание: Все участники — соколы, находятся на одной стороне зала. Посередине зала находятся два охотника. Как только воспитатель подаст сигнал: «Соколы, летите!» участники должны перебежать на противоположную сторону зала. Задача охотников поймать (запятнать) как можно больше соколов, прежде чем те успеют пересечь условную линию. Повторить игру 2-3 раза, после чего сменить водящих.

    Игра "Паук и мухи"

Описание: в одном из углов зала кружком обозначается паутина, в которой находится паук — водящий. Все остальные ребята — мухи. Все мухи «летают» по залу, жужжат. По сигналу ведущего «Паук!» мухи замирают. Паук выходит из укрытия и внимательно осматривает всех мух. Тех, которые пошевелятся, он отводит в свою паутину. После двух-трех повторений, подсчитывается количество пойманных мух.

    Подвижная игра "Мышеловка"

Задачи: развивать у детей умение выполнять действия по сигналу.

Описание: Два участника становятся лицом друг к другу, соединяют руки и поднимают их выше. После этого оба хором говорят:

«Как нам мыши надоели, все погрызли, все поели!
Мышеловку мы поставим и мышей тогда поймаем!»

Пока участники говорят эти слова, остальные ребята должны пробежать под их сцепленными руками. На последних словах ведущие резко опускают руки и ловят кого-то из участников. Пойманный присоединяется к ловцам и теперь их становится трое. Так постепенно мышеловка растет. Участник, оставшийся самым последним, является победителем.

Подвижные игры для школьников 7-9, 10-12 лет

Школьники тоже любят играть в игры на переменках или прогулках. Мы подобрали игры, в которые можно играть на прогулках на продленке или на уроках физической культуры в 1-4 классах. Правила игры становятся немного сложнее, но основные задачи игр: тренировка ловкости, реакции, быстроты, общее физическое развитие и умение сотрудничать с ребятами.

Многие подвижные игры универсальны: в них могут играть и мальчики, и девочки. Можно разделить детей на группы девочек и мальчиков или по другому принципу.

    Игра "Бездомный заяц"

Цель: развивать внимательность, мышление, быстроту и выносливость.

Описание: Из всех участников выбираются охотник и бездомный заяц. Оставшиеся игроки — зайцы, чертят каждый себе круг и встают в него. Охотник пытается догнать убегающего бездомного зайца.

Заяц может спастись от охотника, забежав в любой круг. При этом, тот участник, который стоит в этом кругу, должен сразу же убегать, так как теперь он становится бездомным зайцем, и охотник ловит теперь его.

Если охотник зайца поймал, то пойманный становится охотником.

  • Подвижная игра "Ноги от земли"

Задачи: учиться соблюдать правила игры.

Описание: Водящий вместе с другими ребятами ходит по залу. Как только воспитатель произнесет: «Лови!», все участники разбегаются, стараясь взобраться на любое возвышение, где можно поднять ноги над землей. Осалить можно только тех, у кого ноги на земле. По окончании игры подсчитывается количество проигравших и выбирается новый водящий.

    Игра "Пустое место"

Задачи: развивать скорость реакции, ловкость, внимательность, способствовать улучшению беговых навыков.

Описание: участники образуют круг, а водящий располагается за кругом. Дотрагиваясь до плеча одного из игроков, он тем самым вызывает его на соревнования. После этого водящий и тот участник, которого он выбрал, бегут вдоль круга в противоположных направлениях. Тот из них, кто первым займет пустое место, оставленное выбранным игроком, остается в кругу. Оставшийся без места становится водящим.

  • Подвижная игра "Третий лишний"

Задачи: развивать ловкость, быстроту, воспитывать чувство коллективизма.

Описание: Участники прогуливаются по кругу парами, взявшись за руки. Расстояние между парами 1,5 — 2 метра. Двое водящих, один из которых убегает, другой догоняет. Убегающий игрок в любой момент может встать впереди любой пары. В этом случае, задний игрок пары, перед которой он встал, становится тем, кого догоняют. Если все же игрока удалось догнать и осалить, то водящие меняются ролями.

  • Игра "Перестрелка"

Задачи: развивать ловкость, внимательность, быстроту реакции.

Описание: проводится игра на волейбольной площадке. Отступив на 1,5 метра от лицевой линии внутрь зала, проводится параллельная ей линия, чтобы образовалось нечто вроде коридора. На другой стороне также проводится дополнительная линия.

Участники делятся на две команды, каждая из которых размещается на своей половине площадки от средней линии коридора. В обоих командах необходимо выбрать капитана. Заходить на территорию соперника нельзя. Каждый игрок, у которого оказался мяч, старается попасть им в своего соперника, не заходя при этом за среднюю линию. Засаленный игрок отправляется в плен и находится там до тех пор, пока игроки его команды не перекинут ему в руки мяч. После этого игрок возвращается в команду.

Подвижные игры на прогулке

Гуляя с детьми в детском саду или на продленке в начальной школе, воспитателю нужно чем-то занять детей: отличным решением является организация подвижных игр во время прогулки. Сначала воспитатель знакомит детей с различными играми, а в дальнейшем дети сами, разделяясь на группы, смогут решить, в какую игру они хотят играть. Игры на свежем воздухе оказывают благотворное влияние на развитие детского организма и укрепление иммунитета. И время прогулки летит незаметно.

Перед началом игры воспитателю нужно обратить внимание на состояние игрового поля: нет ли лишних предметов, осколков и всего того, что может помешать детям играть и создаст травмоопасную обстановку — к сожалению, не только на улице, но и на площадке школы или детского сада можно найти много мусора.

  • Игра "Поезд"

Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по звуковому сигналу, закреплять навык построения в колонну. Упражнять в ходьбе, беге друг за другом.

Описание: Дети строятся в колонну. Первый ребенок в колонне представляет собой паровоз, остальные участники — вагоны. После того, как воспитатель дает гудок, дети начинают двигаться вперед (без сцепления). Вначале медленно, затем — быстрее, постепенно переходя на бег, произносят «Чу - чу - чу!». «Поезд подъезжает к станции», — говорит воспитатель. Дети постепенно замедляют темп и останавливаются. Воспитатель вновь дает гудок, движения поезда возобновляется.

  • Подвижная игра "Жмурки"

Задачи: воспитание ловкости, выработка умения ориентироваться в пространстве, наблюдательности.

Описание: для проведения игры необходимо свободное пространство. Выбирается водящий, которому завязывают глаза и выводят на середину площадки. Водящего поворачивают несколько раз вокруг собственной оси, после чего он должен поймать любого игрока. Пойманный становится водящим.

  • Игра "День и ночь"

Задачи: упражнять в беге в разных направлениях, действовать по сигналу.

Описание: Все участники делятся на две команды. Одна команда «день», другая — «ночь». Посередине зала чертится линия или кладется шнур. На расстоянии двух шагов от проведенной линии, спиной друг к другу стоят команды. По команде ведущего, например, «День!» команда с соответствующим названием начинает догонять. Дети из команды «ночь» должны успеть убежать за условную черту, пока их не успели запятнать соперники. Побеждает та команда, которая успеет запятнать большее количество игроков из противоположной команды.

  • Игра "Корзинки"

Задачи: упражнять в беге друг за другом, развивать скорость, быстроту реакции, внимательность.

Описание: Выбираются двое ведущих. Один из них будет ловцом, другой — беглецом. Все оставшиеся участники делятся на пары и берутся за руки, создавая что-то наподобие корзинки. Игроки разбегаются в разные стороны, а ведущие разделяются, ловец пытается догнать беглеца. Беглец должен бегать между парами. Корзинки не должны поймать беглеца, а для этого он называет имена участников корзинки, к которой подбегает.

  • Игра "Хватай, убегай"

Задачи: развивать у детей умение выполнять действия по сигналу.

Описание: Воспитатель находится в центре круга. Кидает мяч ребенку и называет его имя. Этот малыш ловит мяч и кидает его обратно взрослому. Когда же взрослый кидает мяч вверх, все дети должны убежать в «свое» место. Задача взрослого — попытаться попасть в убегающих детей.

В этой статье мы привели 29 подвижных игр с подробным описанием правил игр. Надеемся, что данный материал поможет организовать игры детей в школе на переменах и уроках физической культуры, на прогулке в ДОУ и ГПД.

Составитель : Оксана Геннадьевна Борщ, учитель начальных классов, заместитель директора по воспитательной работе.

Наталья Черникова

Назначение : для использования в игре с ветром на свежем воздухе, в качестве атрибута для подвижных игр, для развития дыхания, для украшения летнего и зимнего участка.

Игрушки -вертушки показывают направление и силу ветра, они забавны и потешны. Их можно использовать при подвижных играх, прикрепить на участке детского сада или в саду.

Игрушка - вертушка – любимая забава детей любого возраста.

Идея не нова, но от этого игрушка - вертушка не теряет своей привлекательности. Дети с удовольствием с ветром, что позволяет вызывать восторг и улыбку на лице детей. Они даже сами в безветренную погоду пытаются с помощью дыхания запустить лопасти, чтобы они вертелись. Изготовление не займёт много времени.

Для работы необходимо :

Деревянные палочки от детской кроватки

Цветная изолента

Ножницы

Канцелярские кнопки

Пластиковые цветные папки

Берём деревянную палочку от детской кроватки. Вся её длина 51 см. Отмеряем с помощью линейки и мела 33 см. Распиливаем с помощью пилы палочку. Получается 2-е части.

Палочку длиной 33 см берём, а другую палочку 18 см откладываем в сторону. Она нам тоже понадобится.

Берём изоленту красного цвета, отрезаем 2 кусочка примерно по 2-3 см каждый. Берём палочку и на её конец накладываем сначала один кусочек изоленты. Затем поверх (получается крест-накрест) второй кусочек изоленты. То же самое проделываем с другого конца палочки.


Берём изоленту того же красного цвета и начинаем её наматывать на палочку, начиная с верхнего конца по спирали по направлению вниз.


Вот такая палочка получилась. Откладываем её в сторону.


Берём пластиковую папку красного цвета, линейку, мел, ножницы.

Отрезаем место сгиба и прозрачную часть папки.


Чертим мелом 2 квадрата со стороной 14 см каждый. Вырезаем квадраты.


Берём один квадрат и складываем так, чтобы один из его углов совпал с противоположным углом, линию сгиба проглаживаем.


Затем складываем так, чтобы совпали два других противоположных угла. Проглаживаем.


Разрезаем по линиям от каждого угла к середине, не доходя до центра 1 см.

На квадрате получилось 4-е части.


Берём левую часть квадрата за верхний угол и складываем её так, чтобы угол совпал с серединой. Закрепляем уголок на середине квадрата с помощью двустороннего скотча.


Сверху накладываем кусочек скотча. Так будем делать каждый раз. Так удобнее скрепить все углы в середине квадрата.

Берём нижнюю часть квадрата за левый угол и также соединяем его с серединой.


Берём правую часть за нижний угол и соединяем также с серединой.


Берём верхнюю часть за правый угол и соединяем с серединой.


Закрепляем цветочек в верхней части палочки с помощью канцелярской кнопки так, чтобы между цветком и палочкой было место в несколько миллиметров. Надо, чтобы цветочек свободно вращался.


Вертушка готова.


Можно сделать несколько вертушек.


И использовать в работе с детьми или для украшения участка детского сада.




Публикации по теме:

ЕЛОЧНЫЕ ИГРУШКИ СВОИМИ РУКАМИ (призовое место на губернаторской елке) Не за горами новый год. Наверное, не ошибусь, если скажу, что.

Моя тема самообразование в средней группе "Нетрадиционное использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании и оздоровлении.

Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Дидактические игры и игрушки - одно из средств воспитания и обучения.

Развивающие игрушки, сделанные своими руками, с желанием и интересом, несут в себе особое тепло и непременно понравятся детям. Такие игрушки.

Вот и наш музыкальный уголок пополнился игрушками-шумелками. Изготовить такие пособия очень просто. "Коробочка" - картонная коробка,.

Конкурс: «Лучший физкультурный уголок» Бурцева Елена Викторовна-воспитатель 1 категории В нашем детском саду проходил районный конкурс:.

Тема «Ветер» в подвижных играх для детей: учимся и познаем, играя! Познавательные и развивающие игры, игры для развития умений сотрудничества со сверстниками, игры на внимание для детей от 3 лет и старше.

Сегодня вторая часть нашего разговора с детьми о ветре, посвященная детским играм. Веселые и серьезные, познавательные и развлекательные, подвижные и игры со стихами помогут малышам лучше усвоить и «прожить» те знания о ветре, которые они получили в первой части разговора о воздухе и ветре (ссылки на предшествующие статьи даны в конце этой статьи). Играйте, получайте удовольствие и узнавайте с новой стороны своих малышей! Ведь именно в игре ребенок раскрывается перед нами и перед миром!

Давайте отдохнем! Тема «Ветер» в подвижных играх для детей

Здесь дано много игр на выбор — для детей разного возраста, для одного ребенка или группы детей. Желаю радостной и веселой игры!

Игра 1. «Зимний ветер и снежинки» (игра для детей 3-4 лет)

Дети в этой игре выполняют роль снежинок. Они стоят в кругу и держатся за руки. Игра проводится под музыку. Взрослый говорит: «Подул очень сильный ветер! Разлетайтесь, снежинки!», и дети разбегаются в разных направлениях, кружатся, танцуют и летают как снежинки. После того, как снежинки полетают на ветру, взрослый говорит: «Ветер стих!», и снежинки возвращаются в круг и берутся за руки.

Варианты игры:

1. Игру можно проводить с одним малышом или с группой малышей. Можно поставить задачу снежинке (если играет один ребенок) или снежинкам (если это группа детей) успеть вернуться до окончания музыки. Музыку выключает взрослый в нужный момент.

2. Можно разложить на полу снежинки разного цвета и размера и учить детей их различать. Тогда задание будет такое — «Закружились большие снежинки. Полетели маленькие голубые снежинки! Приземлились! А теперь полетели большие белые снежинки! Танцуют снежинки, кружатся! Приземлились! А теперь маленькие снежинки полетели! (дети находят маленькие снежинки любого цвета и кружатся с ними)»

Игра 2. «Осенний ветер и листочки» (для детей 3-4 лет)

Игра проводится по аналогии с предыдущей. Ребенок выбирает себе листочек – желтый, красный или оранжевый и называет его цвет и размер (большой листочек или маленький). Листочки летят на ветру – ребенок изображает, как они летят: «Листопад! Листопад! Листья желтые летят!»

Если игра проводится с одним ребенком, то можно разложить листочки на полу (настоящие листочки разного размера и цвета или лситочки, вырезанные из цветной бумаги). Примерные задания в игре — «Полетели большие желтые листочки» (ребенок выбирает нужные листочки и танцует — «летает» с ними). Полетели маленькие желтые листочки! Полетели листочки березы! Приземлились! Полетели листочки дуба!» В игре малыш научится различать цвет, размер и форму листочков и узнавать, от какого дерева эти листочки (достаточно взять самые простые деревья — дуб, береза, рябина, тополь, осина). Если ребенок взял не тот листочек, скажите от имени листочка: «Ой, а я листик рябинки! Меня еще ветерок не позвал! Ты найди листочек тополя, его время летать настало!» На игровой прием отзываются абсолютно все малыши. Кроме того, они не боятся совершать ошибок в игре!

Если игра проводится с несколькими детьми, то можно давать такие задания: «Летят желтые листочки! (и тогда двигаются только дети, которые выбрали еще до игры и взяли в руки желтые листочки). Кружатся красные большие листочки (и тогда кружатся только те дети, у которых в руках красные и большие листочки). Летят большие листочки…»

Ветер стих, листочки упали на землю (дети «приземляются» и сидят на корточках).

Подул ветер, поднялись листья и разлетелись (дети поднимаются и изображают, как летят листья)

Для этой игры можно использовать стихотворение:

Дует, дует ветер.
Дует, задувает.
Желтые листочки
С дерева срывает.
И летят листочки
Прямо по дорожке.
Падают листочки,
Прямо к нам на ножки!
Ветер дунет – полетим
Мы туда, куда хотим!

Игра 3. «Ветер, льдинки и мороз» (игра народов Сибири и Дальнего Востока) – для детей 6-7 лет и старше

Играть в эту игру можно большой группой детей или группой детей вместе с родителями. В игре будет ведущий и игроки — льдинки. Все игроки стоят парами лицом друг к другу и говорят, делая хлопок на каждое слово (сначала в свои ладоши, потом в ладоши своего партнера по игре) такой текст:

Холодные льдинки, прозрачные льдинки
Сверкают, звенят, дзинь, дзинь, дзинь, дзинь…

Слово «дзинь» произносится несколько раз до тех пор, пока ведущий не закричит: «Ветер!» Сразу же все игроки – льдинки разбегаются по площадке и тихо договариваются, кто с кем будет строить общую фигуру – круг («большую льдину»). Договорившись, дети продолжают движение на площадке до сигнала ведущего. Ведущий через некоторое время говорит: «Мороз!», при этом дети бегут друг к другу и встают в круг с теми, с кем они договорились строить общую фигуру-льдину. Встав в круг, они быстро берутся за руки. Правило нельзя нарушать договоренность. Взял слово — держи и вставай в ту группу, с которой договорился строить общую фигуру!

Выигрывает та группа детей, у которых в кругу собралось больше всего детей – льдинок. И собрались они быстрее.

В игре можно использовать разные движения – бег, подскоки, прыжки, ходьбу на носочках и разную музыку (игроки могут двигаться под польку, вальс, колыбельную или даже марш, при этом меняя характер движения в зависимости от характера музыки).

Игра 4. «Флюгер и ветер» (для детей с 6 -7 лет и старше).

Покажите ребенку, что такое флюгер. Покажите на карте стороны света. Для дошкольников достаточно показать север и юг, для детей постарше – уже нужно показать все 4 стороны света: запад, юг, восток, север. Покажите также, как пользуются компасом и где находится север и юг, если смотреть из окна Вашего дома.

В игре будет ведущий и игроки. Игроки изображают флюгера. Ведущий говорит: «Ветер дует с севера», и игроки поворачиваются на север. Затем ведущий называет «Ветер дует с юга», и флюгера поворачиваются лицом на юг. Когда ведущий говорит «Буря» игроки кружатся на месте, а когда звучит команда «Штиль» замирают и не двигаются до следующей команды. Тот, кто пошевелился, выходит из игры. Также из игры выбывают игроки, которые допускали ошибки. Побеждает тот, кто дольше всех продержался в игре без ошибок.

Можно играть в эту игру с фантами. Тот, кто ошибся, остается в игре, но платит фант (выполняет после окончания игры задание ведущего).

Игра 5. Северный и южный ветер (для детей 5-7 лет и старше)

Какой характер у южного ветра? Правильно, он сердитый, холодный, ледяной, ураганный, порывистый. Как мы называем такой ветер? – ветрище, буря, ураган, шторм.

А какой южный ветер? Приятный, ласковый, легкий, теплый, мягкий, ласковый, добрый, нежный. Как мы называем южный ветер? – Ветерок, ветерочек.

В этой игре будут соревноваться друг с другом южный и северный ветер – кто сильнее?

Выбираются два водящих. Один из них южный ветер, и ему на руку привязывают красную ленточку. Другой – северный ветер, и ему на руку привязывают синюю ленточку.

Игроки свободно ходят или бегают по площадке (нужно заранее оговорить, до какой линии можно бегать, т.е. каковы размеры площадки для игры). По команде «Ветер» на площадку выбегает северный ветер и пытается задеть (коснуться рукой) – «заморозить» как можно большее число игроков. «Замороженные» им игроки замирают и не двигаются. Южный ветер пытается «разморозить» их, коснувшись рукой и сказав: «Свободный». Задача игроков – остаться в игре и не быть замороженными. Южный и северный ветер соревнуются, кто сильнее – сможет ли Южный ветер разморозить всех игроков. По сигналу игра заканчивается и повторяется с новыми водящими в роли ветра.

Игра 6. Как ветер растениям помогает? Для детей с 4 лет и старше

В этой игре ребенок изображает, как ветер помогает растениям разносить их семена. Прожив свою роль «семечка» от зарождения на дереве до прорастания в земле и роста нового деревца или цветочка, дети уже по-другому относятся к растениям, осознают, что в природе нужен и ветер, и солнце, и дождик.

Хорошо проводить игру под инструментальную музыку.

Взрослый или старший ребенок изображает дерево, а малыш или группа детей будут семенами. Можно дать в руки ребенку семена, которые есть у Вас дома. Сначала ребенок (дети) стоят рядом со взрослым «деревом» — «семена» на нем растут. Затем налетает ветер — погудите с ребенком, пошумите, пошелестите листвой: «шшшш. Уууууууу». Можно изобразить, как удивилось дерево ветру, обрадовалось, поздоровалось с ним. Семена падают и летят по ветру под звуки ветра, «дерево» в это время шелестит листвой, колышет ветвями, сгибается от ветра.

Вот закончился ветер и «семена» опускаются на землю – приседают. Идет зима, семена накрыло снегом, они спят под снегом (можно поставить спокойную музыку). Дети кладут ладошки под щеку — «засыпают до весны».

И вот наступает весна – зажурчали ручейки, засветило солнышко. Пошел весенний дождик. Семена начали прорастать и расти. Ребенок или дети поднимаются и тянутся вверх.

На дереве-маме мы долго висели,
Вдруг ветер подул, и мы все полетели.
Умчаться от мамы подальше хотим,
Нас ветер подхватит, и мы улетим!
Нам легкие крылья летать помогают,
Где мы приземлимся, лишь ветер узнает.
На землю родную мы все упадем,
Земля нас накормит, земля - это дом.
Весною нас солнце лучами согреет,
А дождик напоит водой, как сумеет.
Тогда прорастем мы зеленым ростком
И маме помашем зеленым листком (автор стихотворения: Н.А. Рыжова).

В поле ветер разыгрался,
Для цветочков он старался,
Горстью семена хватал
Их по полю раскидал.
Прилетят весною птицы,
Могут птицы удивиться:
Васильки, ромашки, лён
Встретят их со всех сторон. (Г. Лаптева. Садовник – ветер)

Еще о ветре:

Опыты и познавательные рассказы для детей о ветре Вы найдете в статье

За окошком ветер воет
И смеётся и свистит.
Знаю я, что с ним такое.
Он прикольный индивид.

Ветер просто веселится.
Он на улице один.
Не видать другие лица.
Только парочка рябин.

Но рябины лишь трясутся.
Не играют, не хотят.
От природы ждут инструкций
Тихо выстроившись в ряд.

Одному гулять не в радость.
Без друзей не тот кураж.
Ради ветра мне бы надо
Поддержать его шабаш.

Одеваюсь по-теплее
И иду к нему гулять.
Вместе будет веселее
С чистым воздухом играть.

Игра судьбы практически без правил…
Борьба судьбы на безразмерном ринге жизни.
На поле, не имеющем пределов и границ
И бой идет на выживание в условиях суровых…

Сложно в мире бренном равновесия не потерять,
Тяжело не сбиться с толку и в пропасть грехов не упасть.
Но человек пытается держаться за нити жизни и
В бездну злости не упасть, пытаясь в мир добра попасть…

Судьба-злодейка мотает человека по своим скрижалям,
Как море корабли в стихии шторма и бушующих ветров.
А какова судьба...

Игра продолжается, смерть подождёт!
В бесстрашии жизни бессмертье живёт.
Рву лёгкие вдохом. Пылают мосты.
Азартом сметаю золу пустоты.

Порхаю как бабочка прямо в огонь.
Ловка и безжалостна смерти ладонь.
Но тот, кто шельмует легко, без стыда,
Фехтует с косою на равных всегда.

Блеф лопнув, как кожа, сползает с лица.
Но кон доиграю с судьбой до конца.
Метну безрассудство на зелень сукна
И вырву победу у самого дна.

Все дети взрослеют, но сказки живут.
Не верящих в чудо ждёт...

Ветры вторят ветрам - в моросящем тумане
растворюсь, став свободою пьян,
лишь любовь сохраню медальоном в кармане-
буйству чувст мной отбой нынче дан.
Будни к будням примкнут- помню лихо,
помню клятвы про верность в любви
и любовь, уходящую тихо,
и мольбу:"Навсегда сохрани!"
Но обман свил гнездо на обмане-
юность в саван давно укатал:
растворюсь в моросящем тумане,
чтобы Бог на меня не роптал.
Ветры вторят ветрам- боль волною накатит-
жизнь прошедшую даром так жаль,
но для новой...

Игра, игра: зелёный абажур,
Скрипит колода, пальцам повинуясь.
Забавно то, как чинно я сижу
И то, как Вы бледнеете, волнуясь.

Вот карты розданы, и Вас Господь хранит:
Лежит рука покойная как плеть.
У Вас наверно козыри одни,
А у меня - извольте посмотреть!

Вот всё, что есть: пурга через проём
Бросает в окна снежную крупу -
А я зелёным светом опоён
И Вашим локоном, и родинкой на лбу...

Сегодня Вы особенно милы!
Не посчитайте это поддавками -
Я открываюсь! - мне...

Играла скрипка… Звук дождливый,
Угрюмый, пасмурный лился
Мелодьей сказочно-красивой
И сиротливой. И нельзя
Мне было даже шелохнуться,
Стоял, стоял и наблюдал,
Не в силах от игры очнуться,
Не в силах ожидать финал.

Она играла, жалко пела,
Переливался звук с дождем,
Что за окном стучал так смело
Со скрипкой в унисон вдвоем,
И понимал ее, - хозяйку
Такого вечера чудес,
Ее божественную байку,
Что донеслась до нас с небес.

Она играла так красиво,
Так гармонично пела песнь...

Игра света порождает игру тени,
У медали каждой есть две стороны,
Нет вопросов - нет ответов и решений,
Половины здесь всему свои даны.

Здесь друг в друга переходят, дополняя,
Сон и Явь, реальность и фантазий мир.
Тот, кто жизнь прожил мечты не зная,
Примитивен и умом убогим сир.

Мир дуален и при этом многогранен,
Всё обратно, обратимо в нём не всё.
Под свою жизнь, мир всегда мы подгоняем,
Для себя, пространство в нём, создав своё.

В нас, ничтожно малых, мир огромный - Космос...

Раздел сайта: Консультации для воспитателей ДОУ
ФИО: Ронжина Ольга Николаевна
Должность: Воспитатель мини - центра 1- й категории.
Место работы: Республика Казахстан, г Рудный КГУ «школа - лицей № 4»
Название работы: Консультация для воспитателей «Под парусом лето летит над землёй» Игры с ветром.

Откуда и почему появляется ветер?
Информация для детей.

Перемещение воздуха над поверхностью земли называется – ветром. Воздух всюду вокруг нас, но мы его не видим. Мы его чувствуем только тогда, когда ветер дует на нас. Когда воздух становится тёплым, он поднимается в вверх, а холодный воздух опускается вниз.
Название ветра определяется по его направлениям: северный ветер, западный ветер, южный ветер, восточный ветер и т.д. Направление ветра можно определить простым способом. Для этого на небольшой шест завязывают длинный лоскуток и поднимают вверх. По тому, в каком направлении он развевается, определяют направление ветра.
Сила ветра тоже бывает разной. Силу и направление ветра на метеорологических станциях определяют специальным прибором – флюгером.

Эксперименты.
объясняющие свойства воздуха.

1. « Форма»
Предложить детям надуть разные предметы: воздушный шарик, полителеновый пакет, мячики большие и маленькие, мягкую пластмассовую бутылку.
Когда все предметы будут заполнены воздухом, рассмотреть их, уточнить, чем наполнены предметы. У всех воздух был одинаковый. Какую форму принимает воздух.
Вывод: У воздуха нет определённой формы. Он принимает такую форму, в которую его помещают.

2. «Воздух прокладывает себе дорогу»
Детям раздаются воздушные шары. Предлагают детям « размять лёгкие» и сильно надувать шарик. У некоторых детей шары лопаются. Поговорить с детьми, почему это произошло.
Вывод: Если долго надувать воздушный шарик, он лопнет, потому что воздух будет сильно распирать его изнутри.

3. « Вверх- вниз»
Взять два китайских фонарика. Одновременно поджечь газовые горелки и отпустить фонарики в небо. После того, как фонарики станут подниматься в высь, огонь в одном фонарике потушить. Первый фонарик продолжает подниматься в небо, а второй - опускается на землю. Спросить мнения у детей: почему так произошло.
Вывод: Фонарики с горячим воздухом поднимаются над землёй. так как горячий воздух внутри шара делает его легче окружающего воздуха. Когда огонь гаснет, воздух внутри охлаждается и фонарик опускается на землю. Горячий воздух легче холодного, поэтому он всегда поднимается вверх.

4. «Парашют»
На занятиях по конструированию из плотного материала (в форме круга диметром 15 см) и ниток – изготовить парашют. Помочь детям привязать к парашюту небольшую, лёгкую игрушку. На улице предложить детям подняться на возвышенную поверхность: гимнастическую скамейку или лестницу. Дети по очереди поднимаются и опускают вниз парашюты. У кого- то парашют падает « камнем», а у кого- то – парит. Спросить у детей: почему парашюты, сделанные из одинакового материала и формы, спарашютировали по- разному.
Вывод: Когда парашют опускается с максимальной высоты, то воздух под ним распирает купол, поддерживает его, так что снижение происходит плавно.

Игры.
«Медузы » (Плоские фигурки из плотного картона)
Обвести по трафарету разные формы медуз. Оформите медузу по своему усмотрению, разукрасьте её, сделайте щупальца из разноцветных лент. По центру каждой медузы прикрепите ленту.
Таким же способом можно изготовить райских птичек и сказочную жар – птицу с развевающимся по ветру хвостом.
С помощью таких фигурок можно узнать силу и направление ветра.
Ловушки для ветра.
«Разноцветные бабочки» (Объемные фигурки)
Удаляем дно на картонной коробке от лапши «Биг ланч». С помощью дырокола делаем по краю широкой окружности множество проколов на расстоянии одного сантиметра друг от друга. продеваем разноцветные ленты. Берём цветную бумагу (лучше взять цветную бумагу для ксерокса - она ярче) вырезаем два квадрата разного размера. По диагонали собираем «гармошкой» крылья бабочки, а потом два квадрата соединяем тонкой проволокой и ещё приделываем усики. Готовую бабочку прикрепляем к ленте.
Рядом с яркими бабочками можно расположить других насекомых: божьих коровок, стрекозок.

Поиграем с «облаками»
Игры с использованием нестандартного
самостоятельного оборудования.
Способ изготовления оборудования для игр.
Для изготовления «облаков» и «тучек» понадобятся разноцветные мешки для мусора (белые, голубые, розовые, серые) и обрезки самоклеящейся цветной бумаги. Сначала необходимо наполнить мешок воздухом, плавно раскачивая его перед собой из стороны в сторону, как бы «загоняя» воздух внутрь. Затем нужно завязать образовавшийся шар плотным узлом и «оживить» его, наклеив на внешнюю поверхность глаза, рот, щеки т другие элементы. Дети, стремясь сделать свое «облако» неповторимым, могут добавить задорную челку, веснушки, капельки дождя и даже снежинки.
«Серебряные шары» изготавливаются буквально за одну минуту. Нужно сформировать плотный комок из листа фольги способом сминания и раскрыванием его между ладонями. Готовый шар плотно обворачивают еще раз слоем фольги. Они должны быть размером шарика для игры в настольный теннис.
«Разноцветные мячи» - необходимо взять вату и разноцветные листы сжатой бумаги. Из ваты скатываются комочки любого размера. Разводится жидкий обойный клей, в нём обмакивают цветные листы сжатой бумаги и осторожно обёртывают комочки ваты. Дать обсохнуть.

Это оригинальное оборудование – облака, серебряные шары и разноцветные мячики можно использовать на физкультурных занятиях, во время динамических пауз на других занятиях, а также в свободной деятельности детей.
Некоторые игры и упражнения.
Игра «Не уроки облако»
Проводится под сопровождение медленной музыки.
Педагог приглашает детей поиграть с легкими облаками и демонстрирует несколько разных способов подбрасывания «облака»: двумя руками снизу, одной рукой снизу, пальцами обеих рук волейбольным способом. Нужно обратить внимание детей на то, что подбрасывать «облако» нужно легко, с помощью резкого толчка, а, не ударяя с силой по шару. Дети под музыку подбрасывают «облака» вверх, стараясь удержать их в воздухе как можно дольше. Выигрывают те, продержится до окончания музыки, не уронив свое «облако».
Игра усложнится, если предложить детям подбрасывать одновременно два шара.
Облака-друзья чудес
Возникают, тают,
Среди голубых небес
Просто вырастают!

Игра «Полет через радугу»
Дети располагаются парами напротив друг друга. Педагог «рисует» в воздухе воображаемую радугу (или натягивает ленту). Дети перебрасывают «облака» друг другу, стараясь не задеть радугу. Выигрывает пара, которая смогла удержать «облако» в полете до окончания музыки при условии, что это «облако» ни разу не задело ленту. Пара, уронившая «облако», выбывает из игры.
Игра «Чей ветерок сильнее?»
Дети делятся на пары и встают один напротив другого. Между ними находится стол, на котором распложена «Дождевая туча» (серый шар). По сигналу каждый дует на шар, стараясь столкнуть его в сторону соперника. Побеждает тот, кто сдул «дождевую тучу» на сторону соперника, не помогая при этом руками.
Игра « Забей гол»
Играют два участника. У них в руках разноцветный мяч и лист картона. Напротив них стоят одни ворота. Дети кладут мяч на пол и взмахами листа картона они должны забить мяч в ворота.

Игра – эстафета «Собери облака»
Участвуют две команды по пять человек в каждой. Задача каждого игрока – довести свое облако до домика (нарисованный мелом круг или обруч), на четвереньках, дуя на облако и направляя его по заданной траектории. По правилам игры запрещено трогать мяч руками.
Подобную эстафету провести, передвигая меч головой или подбрасывая его перед собой.

Игра « Мяч в корзину» (с использованием разноцветных мячей)
Играют двое. У каждого играющего по 8 – 10 мячей. На расстоянии 1,5 метра устанавливаются корзины. Дети бросают мяч по очереди. В случае промаха право хода переходит сопернику. Если мяч игрока попал в корзину, он продолжает игру. Побеждает тот, кто забросил больше мячей в корзину.

Игра «Чей шар дальше» (проводится на полу в спортивном зале)
По сигналу игроки щелчком стараются отправить шар как можно дальше за черту.
Побеждает тот, чей шар окажется дальше всех.
Усложнить игру можно, если поставить воротца, в которые требуется забить «гол». Также стрелки могут менять ударную руку и щелчковые пальцы (например: большим и безымянным пальцами).

Похожие публикации