Федеральный закон по онлайн кассам. Принят новый закон об онлайн-кассах

С 15 июля 2016 года вступил в силу Федеральный закон № 290-ФЗ который вносит правки в закон №54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники"

Теперь большинство бизнесменов должны перейти на онлайн-кассы, а вся контрольно-кассовая техника будет отправлять электронные версии чеков в ФНС через интернет. Электронную ленту нужно будет заменить на фискальный накопитель, подключить ККТ к сети и заключить договор с оператором фискальных данных для отправки чеков.

Онлайн кассы в 2017 году: основные положения

1. Изменилась схема работы с налоговыми органами, все данные с чеков будут отправлять в ФНС через интернет.

2. Упростилась регистрация кассового аппарата, не нужно ездить в налоговую, достаточно зайти на сайт nalog.ru и зарегистрировать ККТ через личный кабинет.

3. Предприниматели, которые на данный момент не используют ККТ, будут обязаны до 1 июля 2018 года приобрести онлайн-кассы и отправлять данные в налоговую службу.

4. Изменения коснулись также чеков и бланков строгой отчетности, теперь в них увеличится количество данных которые должны присутствовать.

5. Появились так называемые операторы фискальных данных, они будут осуществлять прием, хранение, обработку и передачу фискальных данных в Федеральную Налоговую Службу.

6. Кассовые аппараты технически станут немного другими, ЭКЛЗ заменит фискальный накопитель.

7. Не всех обяжут использовать онлайн-кассы, существует перечень видов деятельности которым новая ККТ не понадобится.

Применение ККТ в 2017 году - как это будет

Покупатель приходит в магазин за покупкой, кассир сканирует шрих-код на упаковке, фискальный накопитель, находящийся внутри ККМ сохраняет чек, подписывает его фискальным признаком, и отправляет данные по чеку ОФД. Оператор фискальных данных обрабатывает информацию, отправляет ответ обратно кассе, а данные по чеку в ФНС.
Далее покупатель получает чек, либо 2 чека по желанию (один бумажный и один электронный, на почту или телефон)

Поэтому в соответствии с законом 54-ФЗ, все точки продаж обязательно должны быть подключены к интернету.
Но стоит отметить, что скорость пробития чека не будет зависить от скорости интернета, данные будут передаваться параллельно и даже если сеть пропадёт, то информация по чеку в ОФД будет передана позже, как только связь восстановится.

Обязательные реквизиты чеков и БСО для онлайн-касс

Ввиду новых требований, которые касаются ККТ, появились новые требования, которые теперь предъявляются к чекам и БСО . В них в обязательном порядке должна быть следующая информация:

Информация о налоговой системе продавца
- адрес сайта оператора фискальных данных
- признак расчета (приход или расход)

- форма расчета (наличные или электронный платеж)
- сумма расчета с отдельным указанием ставки и размера НДС
- заводской номер фискального накопителя
- дата, время и место осуществления расчета
- наименование товаров
- номер телефона или email покупателя, если чек или БСО передаются в электронной форме

Регистрация ККМ в налоговой: как зарегистрировать кассовый аппарат по новому

Кассовый аппарат с передачей данных поставить на учет в налоговую будет гораздо проще и быстрее, чем обычный. Владелец должен будет лишь зарегистрироваться на сайте налоговой службы nalog.ru и оставить запрос на фискализацию кассы, далее подписать заявку своей электронной подписью и ожидать подтверждения.

После того как налоговая служба получит данную информацию, она отправит предпринимателю регистрационные данные, а в аппарат внесутся данные по фискализации. Теперь не нужно будет посещать ФНС лично с контрольно-кассовым аппаратом, а также заключать договор с ЦТО.

Стоимость онлайн-кассы

После того как закон официально вступил в силу, стало понятно, что применение онлайн ККТ для бизнеса станет обязательным. Давайте разберёмся, сколько стоит онлайн касса и из чего будет состоять стоимость самой бюджетной онлайн ККТ:

1. Фискальный регистратор - производители говорят, что стоимость фискальных регистраторов с фискальным накопителем не будет превышать стоимость обычных. Возьмем в расчёт минимальную цену 20 000 руб. Комплекты модернизации будут обходиться в среднем от 5 до 15 тысяч рублей.

2. Договор с Оператором Фискальных Данных обойдется в 3 000 рублей в год.

3. Услуги ЦТО официально больше не нужны, не будем их брать в расчёт.

4. Кассовое ПО - здесь стоимость может кардинально отличаться, но мы возьмем в среднем 7 000 руб. за одну онлайн-кассу.

Тем самым мы высчитали, что минимальная стоимость перехода на онлайн-кассы используя ПО и фискальный регистратор выйдет порядка 37 000 рублей (используя комплекты модернизации, можно сэкономить до 10 тысяч рублей). Но если рассмотреть традиционные POS-терминалы, то стоимость сразу возрастёт минимум в 2 раза.

Переход на онлайн-кассы с 2017 года: этапы и сроки

1. Для тех предпринимателей кому было разрешено не применять ККТ, предусмотрена отсрочка до 01.07.2018 года.
2. Также отсрочку до 1 июля 2018 года получили вендинговые компании.
3. Помимо этого в законе имеется список видов торговли, в которых разрешено не применять кассовую технику онлайн.
4. Все, кто не попал в 3 пункта описанные выше, обязаны применять онлайн-кассы с 1 июля 2017 года. А с 1 февраля 2017 года уже невозможно зарегистрировать кассу старого образца.

Можно ли сейчас купить онлайн ККТ?

Новая контрольно-кассовая техника сейчас активно продается, но стоит заметить, что техника старого образца которая была зарегистрирована до 01.02.2017 сможет без проблем использоваться до 01.07.2017. Но будьте осторожны, не откладывайте покупку онлайн-кассы на последний срок, эксперты прогнозируют дефицит кассовой техники в 2017 году и купить онлайн ККМ быстро не получится.

ККМ с онлайн передачей данных: штрафы с 2017 года

За неприменение ККТ либо за неправильное применение контрольно-кассовой техники грозят штрафы:
1. ККТ не соответствует требованиям - 10 000 рублей.
2. Чек не отправлен покупателю - 10 000 рублей.
3. Торговля без ККТ - 30 000 рублей.

Добрый день, уважаемые ИП!

В последнее время часто получаю письма с вопросами по новым ККМ, которые будут вводиться уже с 2017 года. Напомню, что их хотели ввести еще в 2016 году, но отложили эту идею на один год.

Итак, час ИКС близится. И в этой небольшой статье я отвечу на самые частые вопросы, которые раздаются снова и снова.

Для удобства, данная статья будет построена не как обычно, а в формате “Вопрос/Ответ”.

Когда будут вводить новые кассы для ИП и компаний?

Согласно последним данным сроки перехода на новые онлайн-кассы будут следующими:

1. С 1-го февраля 2017 года будут регистрировать ККМ только нового типа. Это значит, что если Вы заявитесь ставить на учет обычную кассу (как те, которые используются сейчас), то вам откажут. То есть, с февраля в ФНС нужно приходить ТОЛЬКО с ККМ нового типа.

2. Если же у Вас уже есть ККМ, то Вам необходимо будет купить онлайн-кассу(или модернезировать старую кассу) не позже 1-го июля 2017 года. То есть, придется выложить деньги на новую ККМ или ее модернизацию, что печально. Учитывая их стоимость.

Я ИП на ЕНВ (или ПСН). Мне нужно покупать ККМ нового типа?

Действительно, сейчас (в 2016 году) многие выбирают ПСН и ЕНВД только потому, что на этих системах налогообложения можно НЕ применять ККМ. Но такая льгота сохранится только до 1-го июля 2018 года. Затем, ИП на ЕНВД (ПСН) тоже должны будут купить ККМ, если они работают с наличными деньгами. То есть, принимают от физлиц деньги наличными.

Обновление: для большинства ИП на ПСН или ЕНВД дали отсрочку еще на один год — до 1 июля 2019 года. Можете прочитать о или просто посмотрите новое видео ниже:

А что это за кассы такие? Чем они отличаются от обычных?

В отличие от тех ККМ, что используются сейчас, они СРАЗУ передают данные через Интернет куда надо =) . То есть, в ФНС. Как понимаете, придется еще и организовать доступ в Интернет для таких касс.

Также будет фиксироваться так называемый “электронный чек”, который покупатель не сможет потерять в принципе.

А если я живу в глухой тайге, где нет доступа в Интернет? Как тогда быть?

Не беспокойтесь, наши депутаты и такой момент предусмотрели. В законе четко сказано, что для мест, где нет доступа в Интернет сохранится возможность применять кассы без передачи данных в ФНС в режиме «онлайн».

Честно говоря, я слабо представляю, как такой список можно будет составить, но вот обещают.

Вот, что дословно сказано по этому поводу в законопроекте, который прошел одобрение в третьем чтении:

«В отдаленных от сетей связи местностях , определенных в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере связи, и указанных в перечне местностей, удаленных от сетей связи , утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, пользователи могут применять контрольно-кассовую технику в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных.»

То есть, просто так не получится отказаться от использования новых ККМ в 2017 году, если ваш населенный пункт НЕ попадет в этот волшебный список.

А что будет, если я не куплю новую ККМ?

На самом деле, предусмотрены довольно суровые штрафы. Сделано все, чтобы предприниматели массово применяли новые кассы.

Опять-же, позволю себе процитировать выдержку из законопроекта, и выделить главные моменты:

Неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения контрольно-кассовой техники, но не менее тридцати тысяч рублей.»;

«3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, в случае, если сумма расчетов, осуществленных без применения контрольно-кассовой техники, составила, в том числе в совокупности, один миллион рублей и более, —

влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц — административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

4. Применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка регистрации контрольно-кассовой техники, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от полутора тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Как понимаете, приостановка работы любого магазина на 90 дней – это почти приговор.

А где можно прочитать полностью этот увлекательный закон?

На момент написания статьи он проходил согласование в Совете Федераций. По плану, он должен быть подписан Президентом России 29-го июня.

Сам законопроект уже прошел одобрение в третьем чтении в Госдуме. Так-что, маловероятно, что он серьезно изменится.

Короче, читайте вот здесь:

http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=968690-6&02

В нем 130 страниц, если что =)

Полное название: “О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты

Российской Федерации”

Что делать? Как быть? Куда бежать?

Советую заранее обратиться в компании, которые продают кассы для ИП и обслуживают их. Наверняка они уже давно подготовились к этому глобальному событию и давно находятся в предвкушении =)

Мало того, многие компании уже сейчас применяют новые ККМ, не дожидаясь 2017 года.

Одним словом, продумайте стратегию перехода на новые ККМ ЗАРАНЕЕ.

Только смотрите на даты публикаций, так как многое уже поменялось за этот год. Например, ранее говорили, что “старыми” ККМ можно будет пользоваться еще 7 лет, что уже неактуально.

Готова новая электронная книга по налогам и страховым взносам для ИП на УСН 6% без сотрудников на 2019 год:

"Какие налоги и страховые взносы платит ИП на УСН 6% без сотрудников в 2019 году?"

В книге рассмотрены:

  1. Вопросы о том, как, сколько и когда платить налогов и страховых взносов в 2019 году?
  2. Примеры по расчетам налогов и страховых взносов "за себя"
  3. Приведен календарь платежей по налогам и страховым взносам
  4. Частые ошибки и ответы на множество других вопросов!

Уважаемые читатели, готова новая электронная книга для ИП на 2019 год:

"ИП На УСН 6% БЕЗ Дохода и Сотрудников: Какие Налоги и Страховые Взносы Нужно платить в 2019 году?"

Это электронная книга для ИП на УСН 6% без сотрудников, у которых НЕТ дохода в 2019 году. Написана на основе многочисленных вопросов от ИП, которые имеют нулевой доход, и не знают как, куда и сколько платить налогов и страховых взносов.

Рассмотрим, как изменится в следующем году порядок применения ККТ, а также контроль со стороны налоговых органов и меры ответственности за неприменение или неправильное применение ККТ.

С 15 июля 2016 года вступили в силу поправки ( (далее — Закон № 290-ФЗ)) в Закон о ККТ (Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ (далее — Закон о ККТ)), которые вводят новые требования к порядку регистрации и использования кассовой техники, расширяют сферу ее применения, а также права налоговых органов по контролю и получению информации.

Кроме того, внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях, которые ужесточают ответственность за неприменение или неправильное применение ККТ и вводят новые виды наказаний.

Порядок применения ККТ: новые требования

Закон о ККТ теперь предъявляет более жесткие требования к контрольно-кассовой технике и порядку расчетов с покупателями (клиентами). Цель изменений — обеспечить возможность передачи через кассовый аппарат информации о расчетах (фискальных данных) в налоговые органы в режиме реального времени.

Напомним, что в 2014—2015 годах на территории ряда субъектов РФ проводился эксперимент по применению онлайн-касс (пост. Правительства РФ от 14.07.2014 № 657). Его признали удачным, и теперь полученный опыт распространяют на всю страну.

Организации и индивидуальные предприниматели (далее — ИП), которые осуществляют наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг (именуемые в Законе о ККТ «пользователи» (абз. 17 ст. 1.1 Закона о ККТ)), должны будут приобрести и зарегистрировать по новым правилам кассовые аппараты, соответствующие новым требованиям (https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/registries/reestrkkt/), а также заключить договор на обработку фискальных данных, передаваемых через кассовый аппарат, с оператором фискальных данных — специализированной организацией, имеющей соответствующее разрешение, выданное налоговыми органами (ст. 4.4 Закона о ККТ). В функции оператора входит обработка, хранение и передача в налоговые органы информации. Его услуги платные.

Применение ККТ, не отвечающей новым требованиям, допускается до 1 июля 2017 года, а ее регистрация по старым правилам — до 1 февраля 2017 года ().

Новый порядок регистрации ККТ заключается в подаче пользователем в налоговый орган заявления о регистрации на бумажном носителе или в электронной форме через кабинет контрольно-кассовой техники на сайте ФНС России. В фискальный накопитель кассового аппарата (блок, предназначенный для защиты фискальных данных) пользователь заносит полученный от налогового органа регистрационный номер ККТ, а также сведения о себе и о ККТ и затем передает в налоговый орган отчет о регистрации, сформированный в ККТ. Особо отметим, что осуществления технической поддержки ККТ для регистрации теперь не требуется.

Изменился порядок применения БСО. Теперь это первичный учетный документ, приравненный к кассовому чеку, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением ККТ в момент расчета с покупателем, содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления (абз. 5 ст. 1.1 Закона о ККТ). С 1 июля 2018 года Закон о ККТ не предусматривает применение БСО, изготовленных типографским способом ().

Появились принципиальные нововведения в части информации о расчетах. Во-первых, на кассовом чеке или БСО теперь будет печататься двухмерный штриховой код (QR-код размером не менее 20 × 20 мм), содержащий в кодированном виде реквизиты проверки документа (дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя, фискальный признак документа) (п. 1 ст. 4 Закона о ККТ).

Во-вторых, у организаций и ИП появилась обязанность в случае предоставления покупателем (клиентом) до момента расчета абонентского номера телефона либо адреса электронной почты направлять на них сведения, идентифицирующие выданный на бумажном носителе кассовый чек или БСО (регистрационный номер кассового аппарата, сумму, дату и время расчета, фискальный признак документа), а также информацию об адресе интернет-ресурса, по которому кассовый чек или БСО может быть бесплатно получен. Причем полученный документ в распечатанном виде приравнивается к чеку или БСО, выданному кассовым аппаратом (пп. 2, 3 ст. 1.2 Закона о ККТ).

Сфера применения ККТ расширена

Перечень видов деятельности и особых обстоятельств, при которых применение ККТ не требуется (п. 3 ст. 2 Закона о ККТ), практически не изменился. Однако новая редакция Закона о ККТ не предусматривает льготы, ранее предоставлявшиеся организациям и ИП, оказывающим услуги населению, плательщикам ЕНВД и ИП, применяющим патентную систему налогообложения (далее — ПСН).

Напомним, до 15 июля 2016 года от обязанности применения ККТ были освобождены организации и ИП, оказывающие услуги населению. Вместо кассового чека они могли выдавать клиенту БСО с установленными Правительством РФ реквизитами (пп. 3, 5—6 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ, утв. пост. Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 (далее — Положение)). БСО изготавливались типографским способом или формировались с помощью автоматизированной системы. Если автоматизированная система по своим параметрам функционирования отвечала требованиям, предъявляемым к ККТ (пп. 11, 12 Положения; письма Минфина России от 25.11.2010 № 03-01-15/8-250, от 03.02.2009 № 03-01-15/1-43, от 26.11.2008 № 03-01-15/11-362, от 22.08.2008 № 03-01-15/10-303), то, по сути, организации и ИП, использующие такие системы, применяли особую разновидность ККТ. БСО, изготовленные типографским способом, обычно заполняли от руки.

Как было отмечено выше, с 1 июля 2018 года Закон о ККТ не предусматривает применение БСО, изготовленных типографским способом (ч. 8 ст. 7 Закона № 290-ФЗ). В свою очередь, автоматизированная система для формирования БСО согласно изменениям — это ККТ, используемая для формирования в электронной форме БСО, а также их печати на бумажных носителях. Таким образом, практическая разница между выдачей кассового чека и выдачей БСО исчезла. Поэтому организация или ИП, оказывающие услуги населению, должны будут приобрести и зарегистрировать кассовый аппарат, соответствующий новым требованиям, и заключить договор на обработку фискальных данных с оператором фискальных данных.

Аналогичным образом ИП, применяющие ПСН, а также организации и ИП — плательщики ЕНВД с 1 июля 2018 года утрачивают право осуществлять наличные расчеты и расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Применение ККТ теперь предполагает больше ответственности

Законодатели существенным образом изменили систему наказаний в сфере применения ККТ.

Ранее Кодекс об административных правонарушениях предусматривал за все нарушения (неприменение ККТ; применение ККТ, не соответствующей установленным требованиям; нарушение порядка регистрации ККТ; невыдача покупателю кассового чека) единую меру ответственности (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ в прежней редакции): предупреждение либо штраф в размере 1500—2000 рублей — для граждан, 3000—4000 рублей — для должностных лиц и 30 000— 40 000 рублей — для юридических лиц.

С вступлением в силу Закона № 290-ФЗ в Кодексе об административных правонарушениях появился целый набор новых составов административных правонарушений и видов штрафов. Кроме того, размеры штрафов установлены не просто в рублях, а в сумме, кратной размеру платежа, осуществленного с нарушением.

Так, неприменение ККТ в установленных законодательством случаях влечет наложение штрафа (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ):

На должностных лиц в размере от 1/4 до 1/2 размера суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 10 000 рублей;

На юридических лиц — от 3/4 до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения ККТ, но не менее 30 000 рублей.

Повторное совершение указанных выше правонарушений в случае, если сумма расчетов составила, в том числе в совокупности, один миллион рублей и более, влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до двух лет, а в отношении ИП и юридических лиц — административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (ч. 2, 3 ст. 14.5 КоАП РФ).

Отметим, что ответственность физических лиц — исполнителей (то есть обычных продавцов) из статьи 14.5 Кодекса об административных правонарушениях исключена. Наказание будут нести только должностные лица.

Применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение ККТ с нарушением порядка ее регистрации, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения влечет (ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ):

  • предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1500 до 3000 рублей;
  • на юридических лиц — предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 5000 до 10 000 рублей.
Отметим, что данная мера ответственности будет применяться только с 1 февраля 2017 года ().

Введена ответственность за непредставление или нарушение сроков представления информации и документов по запросам налоговых органов: предупреждение или штраф в размере от 1500 до 3000 рублей для должностных лиц и предупреждение или штраф от 5000 до 10 000 рублей для юридических лиц (ч. 5 ст. 14.5 КоАП РФ).

Установлена ответственность за ненаправление покупателю (клиенту) кассового чека или БСО в электронной форме либо непередача указанных документов на бумажном носителе по его требованию: предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц в размере 2000 рублей, на юридических лиц — предупреждение или наложение административного штрафа в размере 10 000 рублей (ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ).

В прошлом году федеральным законодательством было закреплено, что хозяйствующие субъекты, осуществляющие наличные продажи работ, товаров, услуг, должны перейти на использование новых кассовых машин. Онлайн-касса с 2017 года кто должен перейти на новую ККТ это прежде всего упрощенцы, субъекты на общем режиме налогообложения. В добровольном порядке ее могут устанавливать и другие предприятия и ИП.

Онлайн-касса представляет собой контрольный аппарат, содержащий фискальный накопитель, а также имеющий доступ в интернет. Каждая операция продажи, фиксируемая с помощью них, передается через коммуникационные средства связи на специальный сервер оператора ФД, который осуществляет ее хранение и предоставляет эти данные налоговым органам.

У ККА должен быть на корпусе нанесен заводской номер, он должен обладать устройством для печати чека и иметь часы, отражающие реальное время.

Основной целью введения онлайн-касс является попытка налоговых органов вывести из тени продажи с целью их учета для налогообложения.

Перед регистрацией такой кассовой машины хозяйствующим субъектам необходимо предварительно оформить договор с компанией-оператором ФД. Чек онлайн кассы обязательно должен включать в себя QR-код. Также он должен включать ряд обязательных реквизитов, которые перечислены в законе. Помимо этого, использование онлайн-кассы предполагает возможность получения покупателем электронной версии чека.

Внимание! Действующие ранее ККА не обладали такой функцией. Поэтому их регистрация закончена с 01 февраля 2017 года, а с 01 июля они вообще перестанут применяться. Допускается переоборудовать ранее действующие кассы специальными средствами для связи, но это должно быть официально оформлено.

Кто должен применять онлайн кассы с 2017 года

Онлайн кассы с 2017 года новый закон устанавливает с 01 февраля по 01 июля переходный период, когда действовать могут как новые кассовые машины, так и старые. Однако, поставить на учет, в том числе осуществить смену ЭКЛЗ с февраля уже нельзя.

В категорию субъектов, для которых онлайн кассы станут обязательными, в первую очередь попали организации и ИП, применяющие общий и упрощенный режим налогообложения. Они обязаны фиксировать получаемый доход для целей расчета налогов.

В эту же группу попали и продавцы алкоголя, для которых использование кассового аппарата и ранее было обязательным. Теперь онлайн касса для ИП торгующих пивом и другими видами алкоголя обязательна с 31 марта 2017 года, при этом это требование распространяется даже на вмененщиков и на патент.

Онлайн кассы для ИП на ЕНВД и фирм на этом же режиме, а также субъектов, применяющих ПСН, станут необходимы к применению с 01 июля 2018 года. В настоящее время они до сих пор могут осуществлять свою хозяйствующую деятельность без использования ККА. Данное послабление дано в связи с тем, что у этой категории доходы учитываются не фактические, а потенциальные и вмененные.

Но примерно через год и эти компании и ИП должны будут работать на онлайн-кассах. Так как используемые им БСО, нужно также будет оформлять только через онлайн-кассу.

Внимание! Законом об онлайн-кассах предусмотрен перечень лиц, которые будут освобождены от применения таких аппаратов. Сюда включаются субъекты, работающие в труднодоступных местах, где отсутствует возможность подключится к интернету. подробно описан здесь.

В каком случае можно не применять онлайн кассы?

Законом установлено, что в настоящее время освобождены от применения онлайн-касс реализаторы на не оборудованных рынках, осуществляющие торговлю с транспортных средств, выполняющие ремонт обуви, киоски с периодической литературой, арендодатели, сдающие свои жилые помещения в наем.

Применение онлайн аппаратов необходимо только при наличных платежах. Если фирма осуществляет безналичные перечисления через свой банковский счет и не ведет непосредственного расчета наличными деньги, то она может не приобретать онлайн-кассу.

Освобождены от применения этого оборудования также кредитные учреждения, фирмы-участницы рынка ценных бумаг, компании, занимающиеся общественным питанием в школах, садах и других образовательных учреждений.

Могут не использовать онлайн-кассу религиозные организации, реализаторы товаров народного промысла, почтовых марок и т.д.

Внимание! Хозяйствующие субъекты в местах, где отсутствует связь, также могут не применять это оборудование. Но все эти территории определены на законодательном уровне и включены в единый перечень.

Льготы при использовании новых ККТ

Существует законопроект, согласно которому с 2018 года хозяйствующий субъект, применяющий ЕНВД или ПСН, получит право на вычет за приобретение онлайн-кассы в размере 18000 рублей при определении суммы обязательного платежа. Вычет будет предоставляться за каждый аппарат.

Воспользоваться им они смогут только в отношении кассовых аппаратов, поставленных на учет с 2018 года.

Данный документ предполагает возможность перенесения сумм вычета на следующие периоды, при невозможности его использования в этом периоде. При этом данное право будет дано единожды, и смена режима не позволит получать такой вычет и на ЕНВД и на ПСН.

Особенности применения онлайн касс для интернет магазинов

Одной из целей введения онлайн касс был контроль за работой интернет-магазинов. Многие предприниматели не регистрировали такие сайты, а значит полностью отследить все покупки, и соответственно, доходы, было затруднительно.

Поправки в закон о применении кассовых аппаратов обязуют использовать кассу при каждом факте продажи товаров. Это означает, что онлайн-касса для интернет-магазина должна не просто применяться, а выдавать покупателю чек при каждом факте оплаты. Из этого разрешено только одно исключение - когда платеж за товар поступает безналично напрямую на расчетный банковский счет фирмы или предпринимателя.

Обязанность применять онлайн-кассу и отправлять покупателю чек распространяется также на расчеты при помощи банковских карт, а также электронными деньгами Webmoney, Яндекс-Деньги, и т. д.

Внимание! Касса, которая будет работать в связке с интернет-магазином, не должна печатать бумажные чеки, а сразу, в момент совершения платежной операции, отправлять покупателю электронный чек. По состоянию на середину апреля 2017 года в реестр разрешенных ККМ внесена только одна касса такого рода – АТОЛ 42 ФС.

Внимание! В случае, когда у магазина существует курьерская доставка, необходимо также иметь переносную кассу, чтобы выбить чек в момент передачи товара покупателю.

Особенности применения новых ККМ при торговли алкоголем

Новым законом был установлен постепенный переход на онлайн кассы. Так, начало массового применения таких аппаратов был назначен на 1 июля 2017 года, а их применение «льготниками» должно было начаться с 1 июля 2018 года.

Однако для всех субъектов, которые осуществляют торговлю алкогольной продукцией (включая слабоалкогольную), применять новые аппараты необходимо уже с 31 марта 2017 года. Это устанавливают поправки к закону об обороте алкогольной продукции.

Согласно ему, к такого рода товарам относятся: водка, коньяк, вина и винные напитки, пиво и слабоалкогольные напитки на его основе.

Кроме этого, новые кассы при сбыте алкоголя обязаны применять все фирмы и предприниматели, не зависимо от того, каким образом происходит его реализация. При этом в законе нет никакого упоминания о системах налогообложения, а это значит, что использовать онлайн кассу необходимо даже предпринимателям на ЕНВД и патенте.

В этой части закон вступает в противоречие с законом о применении кассовых аппаратов. Последний, как известно, разрешает не использовать кассу тем, кто находится на ЕНВД и патенте, до середины 2018 года. Специалисты считают, что «алкогольный закон», как более специальный, в этом случае превалирует над «кассовым», более общим. Официальных комментариев по этому поводу до сих пор не опубликовано.

При выборе кассового аппарата необходимо помнить, что он должен соответствовать сразу двум критериям - уметь передавать чеки в ФНС, а также передавать сведения об обороте алкоголя в систему ЕГАИС.

Важно! Если раньше систему ЕГАИС должны были использовать только реализаторы крепких напитков, то теперь подключаться к ней будут обязаны даже продавцы пива.

Стоимость перехода на новые кассовые аппараты

Закон предусматривает необходимость передачи сведений о произведенной покупке через интернет в налоговую. Старые кассовые аппараты не могут осуществлять эти действия, а потому больше не подлежат применению. Однако, многие производители кассовой техники выпустили специальные наборы обновлений.

Стоимость такого набора, в зависимости от модели кассы, колеблется от 7 до 15 тысяч рублей. После проведения модернизации аппараты получают фискальный накопитель вместо ЭКЛЗ, а также устройство передачи информации в интернет. Необходимо понимать, что модернизировать кассу имеет смысл только в случаях, когда ежедневный оборот достаточно невысок, а номенклатура не содержит много позиций (до 5-8 штук).

Для полноценной работы все же нужно приобретать новый, специальный кассовый аппарат, вот некоторые из них:

Модель Сфера применения Примерная цена
Атол 30Ф Небольшие торговые точки микро и малого бизнеса с небольшим количеством покупателей 21000
Viki Print 57 Ф Небольшие торговые точки, поддерживает ЕГАИС и торговлю пивом 20500
Атол 11Ф Небольшие торговые точки микро и малого бизнеса с небольшим количеством покупателей. Поддерживает ЕГАИС и торговлю пивом 25100
Viki Print 80 Plus Ф Модель с большим функционалом, включая автоматический отрез чеков. Средние и крупные торговые точки. Поддерживает ЕГАИС и торговлю пивом 32000
Атол 55Ф Модель с большим функционалом, поддерживает автоматический отрез чеков, подключение денежного ящика. Рекомендуется для крупных торговых точек. Поддерживает ЕГАИС и торговлю пивом 31000
Атол FPrint-22ПТК Универсальный аппарат для применения в различных отраслях. Поддерживает ЕГАИС и торговлю пивом 33500
Атол 90Ф Оборудована аккумулятором с автономной работой до 20 часов. Рекомендуется для разносной торговли и небольших магазинов. Поддерживает ЕГАИС и торговлю пивом 18600
Эвотор СТ2Ф Небольшие магазины, кафе, парикмахерские. Позволяет вести складской учет. Оборудована сенсорным экраном и операционной системой на базе Android 29500
ШТРИХ-ON-LINE Небольшие магазины с низким ассортиментом и малым количеством покупателей. 15600
ШТРИХ-М-01Ф Подключается к торговому терминалу, оборудована автоматическим отрезом чеков. Подходит для средних и крупных магазинов. 24300
ККМ Элвес-МФ Предназначена для небольших магазинов с небольшой номенклатурой. Благодаря встроенному аккумулятору может применяться при выносной и выездной торговле. 11600
АТОЛ 42 ФС Предназначена для применения только в интернет-магазинах. Не оборудована механизмом печати чеков 20000

Порядок обслуживания касс

Новый закон об онлайн-кассах не устанавливает обязательное обслуживание аппаратов в технических центрах, как это наблюдалось при использовании старых касс с ЭКЛЗ. Однако, с другой стороны, производители новых аппаратов обязаны обеспечить ремонт и обслуживание своих изделий по всей стране.

Поэтому, старые ЦТО вероятнее всего, не останутся без работы. Для них также введено некоторое послабление - для выполнения работ с кассовой техникой теперь не нужно регистрироваться в налоговой службе.

Такой подход, со временем, породит большое количество специалистов, способных заниматься ремонтом кассовых аппаратов - как в рядах фирм, так и одиночек.

Соответственно, у каждой компании появляется выбор:

  • Заключить с техническим центром постоянный договор на обслуживание;
  • Обращаться в центр только при поломке кассового аппарата;
  • Обращаться к частному мастеру для ремонта аппарата;
  • Принять в штат собственного специалиста (этот шаг будет выгоден в случае, когда у фирмы большое количество касс).

Завершающий этап реформы по переходу бизнеса на новую ККТ ознаменовался принятием пакета поправок к закону об онлайн-кассах. Так, 21 июня 2018 года Государственной Думой в третьем чтении был утвержден законопроект о внесении изменений в закон № 54-ФЗ от 22.05.2003г .

Примечание: на момент написания статьи (29.06.2018) закон прошел слушание в Совете Федерации и был направлен на подпись Президенту РФ. Принятие законопроекта планируется в июле 2018 года.

Новые поправки конкретизировали понятие электронного средства платежа, расшили круг лиц, имеющих право не применять новую контрольно-кассовую технику или использовать ее в режиме «оффлайн», а также уточнили порядок формирования чека при безналичных расчетах с физическими лицам. Рассмотрим подробнее основные изменения, вносимые законопроектом № 344028-7.

Перечень основных изменений, вносимых в закон № 54-ФЗ от 22.05.2003

Изменено название закона № 54-ФЗ от 22.05.2003г.

После утверждения поправок закон об онлайн-кассах будет носить название закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации». Из названия исключено упоминание об электронных средствах платежа.

Примечание: в настоящий момент (до внесения изменений) закон носит название: «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа».

В закон включены новые понятия «бенефициарный владелец», «версия модели ККТ» и «выгодоприобретатель»

Так, в рамках закона № 54-ФЗ бенефициарным лицом будет считаться физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 % в капитале) организацией либо имеет возможность контролировать действия организации и (или) ее руководителя, главного бухгалтера, члена коллегиального исполнительного органа или учредителя. Бенефициарным владельцем руководителя, главного бухгалтера, члена коллегиального исполнительного органа или учредителя организации считается это лицо, за исключением случаев, если имеются основания полагать, что бенефициарным владельцем является иное физическое лицо.

Примечание: понятие «бенефициарный владелец» в контексте данного закона затрагивает лишь представителей компаний – изготовителей ККТ, операторов фискальных данных и экспертные организации.

Расширено понятие расчетов

К расчетам, помимо указанных в абз.18 ст.1.1 Закона № 54-ФЗ, теперь добавлены прием и выплата средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов, предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.

Уточнен порядок формирования чека при зачете или возврате аванса за отдельные услуги

При осуществлении указанных расчетов физическими лицами за услуги, оказываемые в сфере культурно-массовых мероприятий, при перевозке пассажиров, багажа и грузов, за оказание услуг связи и иных услуг, определяемых Правительством РФ, продавцом может быть сформирован один кассовый чек (БСО), содержащий информацию обо всех оказанных услугах в течение суток или иного расчетного периода, не превышающего календарный месяц (но не позднее первого рабочего дня, идущего за днем окончания расчетного периода).

Сформированный в данном случае кассовый документ клиенту не направляется.

Расширен перечень видов деятельности, в отношении которых применение онлайн-касс необязательно

После вступления в силу изменений применять онлайн-кассы не обязаны будут также:

  • продавцы при оказании услуг по перевозке багажа и грузов с применением автоматических устройств для расчетов;
  • продавцы, реализующие молоко и питьевую воду в розлив;
  • вендинговые аппараты, реализующие товар (за исключением подакцизной продукции и технически сложных товаров и товаров, подлежащих обязательной маркировке) при условии отображения на дисплее аппарата QR-кода, позволяющего покупателю считать сформированный кассовый чек (БСО).

Примечание: освобождение вендинга от обязанности применения онлайн-касс при формировании на дисплее QR-кода возможно при условии нанесения на корпус аппарата его заводского номера, который может быть без труда прочтен клиентом (то есть номер должен быть расположен так, что покупатель его видел без труда, не прилагая усилий к его поиску).

Читайте также: Онлайн-кассы в 2019 году: кому нужна, переход, регистрация в налоговой и суть онлайн-касс

Освобождение от онлайн касс получили также страховые агенты (физические лица), кредитные организации, платные парковки и государственные и муниципальные библиотеки при оказании сопутствующих услуг.

Вендинговые аппараты, принимающие к расчету только монеты Банка России и не питаемые от сети или аккумулятора (например, аппараты по продаже жвачки или бахилов) также могут не применять онлайн-кассы.

Возможность применения онлайн-касс в режиме «офлайн» предусмотрена на территории объектов органов ФСБ, государственной охраны, внешней разведки, военных объектов.

Определен перечень ИП на ПСН, освобожденных от применения онлайн-касс

Постоянное освобождение от обязанности применения контрольно-кассовой техники получили ИП на патенте, осуществляющие все виды деятельности, кроме:

  • парикмахерских и косметических услуг;
  • ремонта и техобслуживания бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, часов, а также ремонта и изготовления металлоизделий;
  • техобслуживания и ремонта автотранспортных и мототранспортных средств, машин и оборудования;
  • оказание услуг по перевозке пассажиров и грузов автомобильным и водным транспортом;
  • ветеринарных услуг;
  • услуг по проведению занятий по физкультуре и спорту;
  • ведения охотничьего хозяйства и осуществление охоты;
  • медицинской или фармацевтической деятельности, осуществляемой лицом, имеющим лицензию на указанные виды деятельности;
  • услуг по прокату;
  • розничной торговли и услуг общепита;
  • производства молочной продукции;
  • товарного и спортивного рыболовства и рыбоводства;
  • ремонта компьютеров и коммуникационного оборудования.

Примечание: полный перечень видов деятельности, освобожденных от применения ККТ приведен в ст. 2 закона № 54-ФЗ.

Стоит отметить, что ИП на ЕНВД и УСН освобождения от применения онлайн-касс не получили вообще.

Основным условием освобождения ИП на ПСН от обязанности применения онлайн-касс является выдача покупателю (клиенту) документа, подтверждающего факт произведенного расчета. При этом документ должен иметь порядковый номер и иные реквизиты, установленные абз. 4-12 п. 1 ст. 4.7 закона № 54-ФЗ.

Уточнен порядок применения онлайн-касс при осуществлении безналичных расчетов

Если ранее закон № 54-ФЗ не давал однозначного ответа на вопрос о необходимости применения онлайн-касс при оплате по безналу , то после внесения поправок, этот пробел будет устранен. Так, согласно новой редакции закона, к расчетам, при осуществлении которых обязательно применение ККТ, относятся в том числе расчеты в безналичном порядке.

Примечание: при осуществлении безналичных расчетов между субъектами предпринимательства (ИП и организациями) применение онлайн-касс не обязательно.

Срок перехода на онлайн-кассы по безналичным расчетам с физическими лицами согласно новым изменениям – не позднее 1 июля 2019 года.

Определен порядок выдачи чека при осуществлении безналичных расчетов

Продавцы при поступлении от покупателя (клиента) оплаты по безналу обязаны передать ему кассовый чек или БСО одним из следующих способов:

  • в электронной форме на адрес электронной почты или в виде СМС на номер телефона;
  • в бумажной форме вместе с товаром (при этом направлять чек в электронной форме уже не нужно);
  • в бумажной форме при первой встрече продавца с клиентом (также без передачи чека в электронной форме).

Максимальный срок формирования чека при расчетах по безналу – не позднее рабочего дня, следующего за днем осуществления расчета, но не позднее момента передачи товара.

Дополнен перечень реквизитов заявления, представляемого при регистрации онлайн-кассы в ИФНС

Помимо реквизитов, указанных в п.2 ст. 4.2 закона № 54-ФЗ, в заявлении на , представляемом ИП и организацией в налоговые органы, должны быть указаны:

  • сведения о применении ККТ при приеме средств от реализации лотерейных билетов (в том числе электронных), приеме лотерейных ставок и выплате выигрыша при осуществлении деятельности по проведению лотерей (в случае регистрации ККТ, которая будет применяться пользователем при осуществлении указанной деятельности);
  • сведения о применении ККТ с автоматическими устройствами, указанными в пункте 5 1 ст. 1 2 закона № 54-ФЗ, включая номера этих устройств (при регистрации ККТ, предназначенной для использования с автоматическими устройствами в указанных случаях).
Похожие публикации