День евреи ничего не делают. Шабат - что это? Еврейский шабат

Христианство является общей религией для многих народов. Но так же имеет много различий исходя из религиозных требований и обычаев каждого из них. Иудаизм, католицизм, протестантство и православие — это разные направления одной и той же религии. И у каждой существуют свои дни подчиняющиеся особым требованиям и правилам. Примером может послужить день запрета на труд. Так, например, у русских это воскресенье, а у евреев — суббота.

Суббота у иудеев называется Шаббат. Он является седьмым днем недели у еврейского народа и как гласит, священное писание этого народа, Тора: «шесть дней Господь работал, а на седьмой — отдыхал». Верующие созданы по образу и подобию своего создателя, а поэтому поступать им надлежит так же как поступал Он. Книга, перечисляющая 39 запретных занятий, называется Талмуд. Помимо этого Институт технологий и еврейского законодательства, расположенный в Иерусалиме, каждый год в связи с возникающими новыми технологиями, пополняет данный список.

Вот несколько новых запретов принятых этим институтом:

  • Иудеям запрещается в субботу пользоваться любыми электронными приборами, такими как телевизор, телефон, компьютер и фотоаппаратом, видеокамерой и другими подобными достижениями науки и техники.
  • Запрещено использование любых инструментов и денег, а также нельзя использовать свечи, карандаши и спички.
  • Евреям не разрешается в субботу покидать окрестности города в котором он проживает, максимально допустимое расстояние, на которое он может удалиться, не должно превышать километра.

Правительство данной страны считает, что культура прививается с детства. И забота о воспитании будущего поколения лежит на родительских плечах.

Имеются всего два пункта, освобождающие от субботнего запрета:

  1. Когда человеческой жизни или здоровью что то угрожает, иудей должен сделать все, от него зависящее, что бы помочь ему. Поэтому службы оказания экстренной помощи в Израиле в субботу работают.
  2. Врач вызванный к больному обязан сделать все что требует его профессиональный дол

Немного информации о запретах у иудеев

В религии евреев существует 365 запретов, включая общие для всех христиан заповеди. Евреям запрещено употреблять в пищу свинину, а так же нельзя смешивать мясные и молочные продукты. Срок прошедший с момента употребления одного продукта до поедания другого должен составить не менее 2 часов.Птицу можно есть лишь при условии что упокоил ее специально обученный резчик-шойхет .Для евреев мужчин обязательно ношение пейсов, а для женщин религия предписывает прятать волосы под головным убором.

Евреи издавна жили по всему миру. Это народ любящий путешествия и неплохо уживающийся с другими народностями. Нация торговцев. В древние времена именно эта нация основала банковское дело. Ростовщики и менялы — они ссужали людям деньги под проценты и обменивали валюту. Иудеи единственная нация которая спокойна уживалась с мусульманами. Это был своеобразный симбиоз хищника и жертвы.

Постоянно воюющие во славу Аллаха, нуждались в постоянных денежных вливаниях. И евреи, своевременно делавшие свежие вливания в казну правителя, обеспечивали это. Если же у вас возникнет вопрос, почему мусульмане не отбирали имущество евреев. Ответ очевиден, если выразиться аллегорией: надежней каждый день питаться надоенным с коровы молоком, чем зарезать ее и наестся до отвала мяса, но всего лишь один раз.

Достижения техники, появление новых машин и орудий, не существовавших во времена дарования Торы и составления Талмуда, никоим образом не могут отменить законов субботы

По законам Торы

Тора постоянно предостерегает нас от выполнения какой бы то ни было работы в субботу. Об этом говорят не только заповеди-запреты: «Не делай никакой работы ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя…» (Шмот, 20:10, Дварим 5:14), но и заповеди-повеления: «Шесть дней работай, а в день седьмой отдыхай…» (Шмот, 23:12).

Слово млаха , которое употребляет Тора, не вполне идентично понятию «работа». Под работой обычно подразумевается либо профессиональная деятельность по роду занятий, либо значительные физические усилия. Млаха же означает лишь те занятия, которые запрещены в субботу: Это совершенно особая категория. Если бы Тора запрещала «вообще работу», то субботний досуг выглядел бы совершенно разным для разных людей. Ведь то, что один считает работой, для другого является отдыхом; то, что одному нравится, другому неприятно; что для одного легко, для другого тяжело. Следуя такому толкованию, пришлось бы запретить раввину обучать евреев в субботу Торе, а грузчику - передвигать мебель в собственном доме. На самом деле ни то ни другое не считается млахой . И наконец, при таком толковании субботний отдых потерял бы всякое духовное значение.

В Мишне (Шабат, 7:2) перечисляется тридцать девять категорий занятий, которые считаются млахой . Все они, как и другие работы, основанные на тех же принципах или преследующие те же цели, запрещены в субботу по законам Торы. Перечислим те из них, которые наиболее актуальны в наше время:

Варка и выпечка, замешивание теста;

Молотьба, помол, просеивание;

Стирка (вручную или машиной);

Вязание, вышивание;

Шитье, склеивание;

Строительство, починка;

Рисование, черчение, писание, стирание написанного;

Стрижка, бритье, маникюр;

Зажигание и тушение огня любыми способами;

Раскрой ткани;

Ловля рыбы, установка ловушек и капканов;

Уход за садом или газоном, сбор плодов, полив растений (даже комнатных);

Перенос предметов из частных владений в общественные и наоборот.

Необходимо отметить, что достижения техники, появление новых машин и орудий, не существовавших во времена дарования Торы и составления Талмуда, никоим образом не могут отменить законов субботы, как это кажется некоторым несведущим людям. Тора дана на все времена. Еврейский Закон всегда позволял применять его в непрерывно меняющихся условиях. Новые виды деятельности и технические новшества оцениваются на основе принципов и концепций Письменного и Устного учения. Не будь этого, иудаизм давным-давно сошел бы с исторической сцены. Разумеется, вынесение галахических решений в эпоху электричества и атомной энергетики требует глубоких знаний. Авторитет раввинов в подобных вопросах базируется на сказанном в Торе: «И приди… к судье, который будет в те дни… И будешь поступать по слову его… И точно будешь исполнять все, что он скажет тебе…» (Дварим, 17:9-11).

По решению мудрецов

Нарушение субботы - тяжкий грех. «…Кто осквернит ее, тот да будет предан смерти…» - так говорит Тора (Шмот, 31:14).

Поэтому мудрецы Талмуда искали средства защиты законов Торы даже от случайного, непреднамеренного или необдуманного нарушения. Они разработали правила, называемые гзерот (или швут , когда они относятся к законам субботы) , столь же обязательные для нас, как и законы самой Торы, хотя нарушение первых рассматривается, разумеется, как менее серьезное. Гзерот запрещают такие виды деятельности, которые напоминают млаху и могут быть легко спутаны с ней, что, в конце концов, приведет к греху.

К числу наиболее распространенных занятий, запрещенных мудрецами Талмуда и более поздних времен, относятся:

Купля и продажа;

Езда на животных;

Плаванье на лодке;

Игра на музыкальных инструментах;

Включение, выключение и регулирование электроаппаратуры, радио, телефона, телевизора и пр. (некоторые считают этот вид деятельности млахой ) (Реле времени, установленные до наступления субботы, разрешается оставлять включенными для автоматического включения и выключения света.)

Манипуляции любыми предметами, использование которых запрещено в субботу (инструментами, деньгами, карандашами, электроприборами, спичками, свечами, бумажником). Все они называются мукцэ , то есть «отделенные», «исключенные» из субботнего обращения;

Свадебные церемонии;

Прогулки, даже пешеходные, за пределы определенного расстояния (примерно чуть больше километра за черту города или от того места, где человек проводит субботу, -этот запрет призван оберегать «дух субботы», не дать нам нарушить наш субботний отдых). Следует также избегать занятий, которые хотя и не являются млахой и не напоминают ее, но, по мнению мудрецов, относятся к будничным делам и отвлекают от святости субботнего дня. Например:

Перемещение тяжестей в доме (мебели и пр.);

Приготовление к деловой неделе (чтение и разбор бумаг и т.д.).

СУББОТНЯЯ ПЛИТА

Запрет варить не означает, что в субботу нужно есть только холодное. Напротив, праздник будет омрачен отсутствием горячей пищи.

Наиболее распространенный способ сохранить еду горячей состоит в следующем. До наступления субботы лист жести или алюминия кладут на зажженные и установленные на среднюю температуру горелки. Приготовленные заранее кастрюли с субботним обедом и вскипевший чайник ставят на плиту вечером в пятницу.

ОГРАНИЧЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Маленьким детям не следует препятствовать в любых занятиях, но родители не должны поощрять их нарушать субботу (например, просить что-либо нарисовать, отрезать, связать и т.п.). В три-четыре года, когда ребенок уже способен кое-что понимать, его нужно удерживать от запрещенных действий. Лучшим методом обучения будет пример родителей. Спокойное напоминание (а не резкий окрик) - самое подходящее средство против забывчивости.

Если суббота будет ассоциироваться в сознании ребенка с чувством радостного возбуждения, с нарядным костюмом, посещением синагоги, со вкусными лакомствами, застольными песнями, а самое главное - особым вниманием к нему обоих родителей, то субботние запреты воспримутся не как досадные ограничения, но как естественная и неотъемлемая часть субботнего досуга.

КОГДА ОТМЕНЯЮТСЯ СУББОТНИЕ ЗАКОНЫ?

§ Если человек в опасности, не только можно, но и должно сделать все необходимое для его спасения. Все запреты отменяются в случае серьезной болезни или в любой ситуации, угрожающей здоровью и жизни человека.

§ Врач, вызванный для оказания неотложной помощи в субботу, обязан делать все, что диктует ему профессиональный долг, невзирая на субботние ограничения. Талмуд говорит: «Нарушь одну субботу, дабы он жил и смог соблюдать много суббот» (Йома, 86а).

§ Знаменитое изречение «суббота для человека, а не человек для субботы» не может, конечно, служить оправданием для тех, кто хочет удовлетворить свои суетные желания за счет отмены или обхода субботних законов.

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

ВКонтакте

Израиль – светское государство, тут царит религиозная свобода. Каждый еврей в стране соблюдает Шаббат как хочет. Некоторые строго выполняют все правила, некоторые не выполняют их вообще.

Туристам соблюдать какие-либо еврейские субботние нормы совершенно необязательно, но учитывать их придется.

В отелях в Израиле

В некоторых отелях можно наблюдать интересную картину – лифты, у которых кнопки не работают. Такие лифты ездят автоматически между этажами. Это попытка соблюдать нормы Шаббата, ведь нажимать кнопки нельзя.

Обычно, только несколько лифтов в отеле работают по такому субботнему расписанию, а остальные подъемники функционируют в обычном режиме.

Иногда в коридорах и холлах отелей выключают электрическое освещение и зажигают свечи. Зажигание свечей – одна из важных традиций субботы в Израиле.

Меню в ресторанах в отелях в субботу может отличаться от обычных дней, на завтрак может не быть свежих вареных яиц или тостов.

Конечно, каждый отель сам выбирает – внедрять какие-то особенности в честь Шаббата или нет. В любом случае, все службы отелей работают нормально, вы сможете получить любую услугу.

На улицах Израиля

Главное для туристов – не работает общественный транспорт. Железнодорожное движение полностью останавливается. Автобусные линии закрываются, кроме некоторых исключений. Спрашивайте на рецепшн своего отеля о том, какие линии работают в городе вашего пребывания в субботу.

На некоторых улицах в субботу полностью запрещено движение. К счастью, таких улиц немного, следите за дорожными указателями.

В некоторых городах Израиля даже есть специальные придорожные электронные вывески, отсчитывающие время до начала Шаббата.

Такси работают, что несколько смягчает ситуацию. Но не забывайте о наценке +25% на услуги таксистов в это время.

Многие достопримечательности закрыты, и тут нет каких-то правил. К примеру, в Шаббат открыта и площадь около нее переполнена. Интересуйтесь заранее режимом работы интересующего объекта.

Все экстренные службы и медицинские учреждения в субботу работают в обычном режиме.

В разделе на вопрос почему евреи не работают по субботам? заданный автором DREDD лучший ответ это Они уже в пятницу не работают. Для этого есть русские, таджики, взбеки и т. д.

Ответ от Вровень [новичек]
Мусульмане по пятницам, евреи по субботам, а русские по субботам и воскресениям--только гастарбайтеры каждый день.


Ответ от Посольство [эксперт]
ну мусульмане по пятницам не работают


Ответ от российский [гуру]
В Ветхом Завете это написано. Первые 5 книг Ветхого Завета это евреиская Тора. В книге Бытие описывается как Господь создал мир. 6 днеи творил, а в седьмои отдыхал И ВЕЛЕЛ ВСЕМ ВЕРУЮЩИМ В ЭТОТ ДЕНЬ НЕ РАБОТАТЬ, А ОТДЫХАТЬ, КАК И ОН, НО ХРИСТИАНЕ ПЕРЕДЕЛАЛИ ЭТО НА ВОСКРЕСЕНЬЕ, А МУСЛИМЫ НА ПЯТНИЦУ.


Ответ от Ёергей Пасечный [гуру]
Так русские с понедельника по понедельние не работают.


Ответ от Денис Корольков [гуру]
Да, шаббат не рабочий день. Я точно историю не помню, но основание под ней есть. Оттуда и название суббота: шаббат.


Ответ от Ильдар Шамсетдинов [гуру]
может закон или религия не разрешает!


Ответ от Валерий попович [гуру]
Бог работал 6 дней, а в субботу отдыхал


Ответ от Ёергей Сергеев [гуру]
Они и в другие дни не работают! В основном имитируют работу!


Ответ от Крона Кронина [гуру]
Я тоже не работаю и что я еврей?? ? в принципе, я вообще не работаю, я что лютый жид?!?!))))))


Ответ от Ђигренок [гуру]
потому что они ЕВРЕИ


Ответ от Пиявка Лечебная [гуру]
Талмуд запрещает.


Ответ от Прекрасная Знакомка [гуру]
По их вероисповеданию им не положено работать по субботам.


Ответ от Insane Panda [гуру]
По их религии, в этот день нельзя работать.


Ответ от Мужик-лапотник [гуру]
Ибо заповедь гласит
Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмый - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.


Вот как повезло евреям - праздник у нас каждую неделю! Да, священная Суббота – это не просто выходной, а самый настоящий праздник. Конечно, Шабат очень отличается от остальных еврейских важных дат.

Во-первых, он бывает не раз в год, а намного чаще. Во-вторых, он не связан с каким-то определенным историческим событием. Хотя… это как посмотреть. Ведь мы отмечаем Шабат в память о главном событии человеческой истории.


Бог создавал мир в течение шести дней. И только на седьмой решил, что заслуживает передышки. «Передохнул» или «остановился» – так переводится слово «шабат». А поскольку евреи считают, что сотворение мира началось в воскресенье, получается, что седьмой день – день остановки, передышки – это суббота.

Среди заповедей, которые Всевышний передал Моше на горе Синай, была и заповедь соблюдать субботу. Что это означает?

Самое главное – в субботу нельзя работать. Запомнить нетрудно, а придерживаться приятно. Суббота – выходной день по всем законам, и ничего не делать в этот день – проще простого.

Но соблюдение этой заповеди только кажется легким. В субботу Бог завершил сотворение мира, поэтому людям запрещен любой созидательный или творческий труд. То есть труд, с помощью которого мы что-то создаём или изменяем.


Есть несколько видов работ, которых нужно избегать во время Шабата. Первая – это приготовление еды. Но ведь субботний праздничный стол – важная часть традиции! Так что еврейским хозяйкам приходится трудиться заранее, в четверг и пятницу. В субботу пищу нельзя будет даже подогреть. Если, конечно, не оставить плиту включённой с пятницы.

Ещё один запрещённый вид работы – все, что связано с изготовлением одежды. Не только шитьё и вязанье, но даже отрывание ниток или стрижка животных! Кроме того, нельзя ничего писать и строить.

Ну, хорошо, вы уже поняли – в субботу нельзя работать. А что же можно и нужно делать в субботу?

Нужно обратиться к Богу. И вообще подумать обо всем важном, прекрасном, глубоком – о том, о чем в будни нам думать обычно некогда.

Кстати, Шабат начинается ещё в пятницу вечером – сразу же, как зайдёт солнце. Праздник приходит в семью, в каждый дом. Мама зажигает субботние свечи и читает молитву. Потом, когда все садятся за стол, папа или дедушка говорит кидуш – благословение – над бокалом виноградного вина или сока. Но есть пока никто не начинает: нужно ещё произнести благословение над хлебом. Хлеб в этот день на столе не обычный, а праздничный – плетеная золотистая хала. Когда вино и хлеб благословлены, можно ужинать.


Во время субботней трапезы обычно разговаривают не о том, кто какие оценки получил в школе, и не о том, что происходит у папы на работе, и не о том, с кем поссорилась бабушка во дворе. Если это религиозная семья, папа может рассказать что-то интересное о священной книге – Торе. Но даже если ты и твои родные не очень строго соблюдают еврейские обычаи, ничто не мешает вам петь. Да-да, прямо за столом! Есть специальные субботние застольные песни, очень простые и веселые. С ними в дом и в душу приходят покой и радость.

В пятницу вечером и в субботу утром и днем мужчины приходят в синагогу. Молитвы, звучащие там во время Шабата, – особенные. Не такие, как в будние дни.

Заканчивается Шабат субботним вечером. Проводится церемония под названием Авдала. Это переводится как «разделение» и означает, что мы разделяем праздник Шабат и рабочую неделю, которая нам предстоит. Все говорят священной субботе «до свидания» и возвращаются к будничным заботам.

Для кого-то Шабат – поистине священный праздник. Но даже те евреи, которые не соблюдают всех традиций, с удовольствием покупают или пекут халу, зажигают свечи, разливают по бокалам виноградный сок, вспоминают то хорошее, что случилось за неделю, поют песни. И тогда приходит Суббота!

Похожие публикации