Декабрист к ф рылеев. Биография Рылеева Кондратия Фёдоровича

Кондратий Фёдорович Рылеев – поэт, декабрист. Появился на свет 18 сентября 1795 года, в местечке под названием Батово. Рос в небогатой дворянской семье. После завершения обучения в Кадетском корпусе бывал в зарубежных походах в составе российской армии. В 1818 году принимает решение уйти с военной службы, и поступает на работу в уголовную судебную палату. Для него была характерна тяга к справедливости и честному разрешению судебных тяжб в пользу обездоленных людей.

Состоял в различных литературных кружках. Но самым знаковым для дальнейшей судьбы поэта явилось его членство в Северном обществе декабристов. Рылеев был против пролития крови царской семьи во время восстания. Он придерживался конституционной монархии, но со временем, всё же изменил свои взгляды на республиканские.

В организации восстания декабристов. Рылеев был одним из самых активных участников событий на Сенатской площади. За что и был схвачен и приговорён к казни. Летом 1826 года Кондратий Фёдорович Рылеев был повешен.

Подробнее

Поэт Кондратий Рылеев родился в 1795 году осенью 18 сентября в Петербургской губернии в деревне Батово. Его отец был очень суровым человеком и любил играть в азартные игры, и в одночасье всё проиграл. Маленький Кондратий, очень боялся своего отца, так, как он постоянно бил его маму. Дальние родственники матери, чтобы спасти мальчика от домашних сор, отправили его в город Петербург. Там он поступил на учёбу в военное училище, где проучился 13 лет (с 1801 года). Во время учёбы у него было огромное количество товарищей, которые уважали его за честность и правильную позицию по отношению к людям. Ещё в юности поэт начал писать стихотворения.

С самого детства Кондратию Фёдоровичу пришлось пережить много тяжёлых событий, которые и закалили характер будущего общественного деятеля и революционера. После окончания кадетского учебного заведения, он поступает на военную службу и участвует в большом количестве военных походах за границей. Позже в 1818 году принимает решение выйти в отставку и полностью посвящает себя творческой деятельности. В 1820 году он женится, и в этот же год пишет свою знаменитую на весь мир оду под названием «К временщику».

В 1821 году становится служащим в государственной уголовной палате города Петербурга, а спустя четыре года переводится на работу в Американо – Российскую компанию. В 1823 году Кондратий Рылеев становится членом «Вольного сообщества Российской словесности». С середины 1823 года поэт Кондратий Фёдорович издаёт (в течение двух лет) журнал «Полярная звезда». Часто в доме поэта и революционера Рылеева проводились литературные вечера. Одновременно в конце 1823 года выходят в свет два произведения: целый том исторических песен «Думы» и поэма «Войнаровский». В этот же год он становится членом революционного «Северного общества». В «Думы» вошли такие произведения, как «Олег Вещий», «Иван Сусанин». Про себя Кондратий Фёдорович часто говорил: « Я не писатель, я обычный гражданин, как все».

В 1824 году поэт уже возглавляет тайное революционное общество. В октябре этого же года получает ранение на дуэли, когда защищает честь своей сестры. А в начале 1825 года будет участвовать в другой дуэли, но только уже в роли секунданта. 14 декабря в 1825 году перед началом восстания дом революционера К.Ф.Рылеева становится штабом. В этот период времени сам поэт очень сильно болеет, но это его не останавливает и он выходит на Сенатскую площадь в день восстания вместе с мятежниками. В эту же ночь великого русского поэта арестовывают, но он не падает духом и продолжает заниматься творчеством, даже находясь под арестом. Выкалывает буквы иголкой на листочках. Его приравнивают к пятерым самым злостным заговорщикам и приговаривают к смертной казни. В 1826 году в городе Петербурге поэта и революционера Рылеева повесили. Ни кто до сих пор не знает, где захоронен великий русский поэт и другие повешенные декабристы. В то время ходили слухи по Петербургу, что казненных революционеров захоронили на острове «Голод».

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Успенский Эдуард

    Успенский известен в узких кругах, как писатель культовых детских произведений. Его рассказы будоражат сердца взрослых, и заставляют улыбаться детей. В творческий мир, он ворвался за счет таких произведений как Крокодил Гена и Чебурашка, Дядя Федор

В читательском сознании Рылеев - прежде всего поэт-декабрист, издатель альманаха «Полярная звезда», дворянский революционер, человек, мученической смертью подтвердивший верность свободолюбивым идеалам.

Биография Кондратия Рылеева

К. Ф. Рылеев родился 18 (29) сентября 1795 года в сельце Батово, близ Петербурга, в семье отставного подполковника, и с шестилетнего возраста воспитывался в петербургском Кадетском корпусе. Здесь он полюбил книгу и начал писать. Тринадцать лет прошло в занятиях и муштре, не без детских проказ, конечно, но зато и с суровой расплатой за них. Популярности Рылеева много способствовали его стихи.

Юность Рылеева совпала с героической эпохой в жизни России, со славным двенадцатым годом. Он страстно ждал выпуска в действующую армию и творил «победные песни героям», вспоминая героическое прошлое своей родины. Уже в первых пробах рылеевского пера намечены темы и поэтические принципы, которым он останется верен навсегда. В 1814 году восемнадцатилетним прапорщиком-артиллеристом Рылеев попадает на театр военных действий. Можно только догадываться, насколько ошеломляющим был контраст между тринадцатилетним заточением в корпусных стенах — и заграничными походами, когда за два года Рылеев дважды отшагал всю Европу.

Потом наступили армейские будни. Артиллерийская рота Рылеева перемещалась из Литвы на Орловщину, пока весной 1817 года не обосновалась в Воронежской губернии, в селе Подгорном Острогожского уезда. Здесь Рылеев занялся воспитанием дочерей местного помещика и вскоре полюбил младшую из них, Наталью Тевяшову. Рылеев, женившись и выйдя в отставку, рвется в столицу — туда, где кипит жизнь. Осенью 1820 года Рылеев с женой и дочерью поселяются в Петербурге, а с начала 1821 года он начинает служить в Петербургской палате уголовного суда.

Творчество Кондратия Рылеева

В петербургских журналах уже появлялись стихотворения Рылеева. Сатира на Аракчеева сделала в одночасье имя поэта широко известным. Вслед за «Курбским» в журналах и газетах за подписью Рылеева одно за другим появляются стихотворения, в которых страницы русской истории прочитаны как свидетельство неискоренимо вольнолюбивого духа нации. По роду своего дарования Рылеев не был чистым лириком; недаром он постоянно обращался к различным жанрам и прозы, и драматургии.

Думы Рылеева принадлежат к жанру исторической элегии, близкой к балладе, широко пользующейся наряду с лирическими и эпико-драматическими художественными средствами. Нельзя не заметить в мировоззрении Рылеева просветительских основ, а в его художественном методе — черт гражданского классицизма. В начале 1823 года Рылеев был принят И. И. Пущиным в Северное тайное общество и вскоре стал его руководителем. Чуждый честолюбивых расчетов и притязаний, Рылеев стал совестью заговора.

Поэзия Рылеева не воспевала восторга победы — она учила гражданскому мужеству. Поэтическая зрелость Кондратия Федоровича только-только обозначилась для современников на пороге 1825 года — с выходом «Дум» и «Войнаровского», с появлением в печати отрывков из новых поэм. Прямо связав свою жизнь с тайным обществом, с организованной борьбой против самодержавия и крепостничества, Рылеев в том же 1823 году приступил к работе над поэмой о сибирском узнике Войнаровском.

Эпилогом всего творчества Рылеева суждено было стать тюремным его стихам и письмам к жене. 14 декабря 1825 года — первым из организаторов восстания на Сенатской площади — Рылеев был арестован, заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости, а через полгода — казнен.

  • Спустя тридцать лет А. И. Герцен и начнут издавать за границей для русского читателя альманах вольной русской литературы, дав ему славное название — «Полярная звезда».
  • Мотивы рылеевской лирики будут развиты в поэзии Полежаева, Лермонтова, Огарева, .

За короткий срок своей литературной деятельности (1820-1825 гг.) К.Ф. Рылеев создал ряд художественных произведений, занимающих одно из первых мест в истории русской гражданской поэзии. Участник восстания 14 декабря 1825 г., Релеев жизнью заплатил за попытку осуществить на практике те идеи, которым он служил своим поэтическим творчеством.

Кондратий Федорович Рылеев родился 18 (29) сентября 1795 года в селе Батове Петербургской губернии. Отец Рылеева, мелкопоместный дворянин, человек крутой и вспыльчивый, был деспотичен в отношении к семье и крестьянам. В суровой обстановке проходили и годы учения Рылеева. Шестилетним мальчиком он был отдан в Петербургский 1-й кадетский корпус, на тринадцать лет оторвавший его от семьи. Литературные интересы зарождаются у Рылеева еще в корпусе. В одном из писем к отцу он называет себя «весьма великим охотником до книг». Сохранились и собственные литературные опыты кадета Рылеева. Еще будучи в кадетском корпусе, юноша, подобно многим своим сверстникам, мечтал «о счастье приобщиться к числу защитников своего отечества». Выпущенный в начале 1814 года из корпуса прапорщиком, Рылеев получил возможность осуществить свою мечту. Он участвует в заграничных походах русской армии, освобождавшей Западную Европу от Наполеона. В 1817 году Рылеев попадает в Острогожский уезд Воронежской губернии. Одной из тем рылеевской лирики явилась его любовь к дочери местного помещика Н. М. Тевяшовой, которая скоро стала его женой. Спрашивая разрешение на брак и на уход с военной службы у матери (отец к этому времени умер), Рылеев выражает надежду на новой службе «доплатить» Отечеству то, «чего не додал в военной». В одном из писем к своей матери 1818 г . он намекает на внутренние мотивы своего отказа от военной службы: «Для нынешней службы нужны подлецы, а я, к счастью, не могу им быть».

Первые поэтические опыты К. Ф. Рылеева, увидевшие свет, ничем не выделялись среди популярных в то время жанров «легкой поэзии». Рождением нового поэта со своей темой и с собственной интонацией, было стихотворение «К временщику» (1820 г .), появившееся в первый же год вступления будущего поэта-декабриста в литературу.

Поселившись в Петербурге, Рылеев с 1821 года служит заседателем Петербургской уголовной палаты, что дает ему возможность отстаивать интересы несправедливо обиженных и угнетенных.

В 1821 году Рылеева принимают членом-сотрудником в Вольное общество любителей русской словесности. В этот период Рылеев пишет исторические баллады, поэмы и становится одним из крупнейших литературных деятелей декабристского направления.

Вместе с тем Рылеев развертывает и кипучую общественную деятельность. Он продолжает гражданскую службу, перейдя в 1824 году на должность правителя канцелярии Российско-американской компании. Большое общественное значение имело и предпринятое Рылеевым совместно с А. А. Бестужевым издание альманаха «Полярная звезда». Но основным направлением, по которому пошла общественная деятельность Рылеева, стала политическая борьба. Осенью 1823 года И.И. Пущин рассказал революционно настроенному поэту о существовании в Петербурге тайного политического общества (Северного общества декабристов). Задачи Северного общества декабристов отвечали политическим взглядам и общественному темпераменту Рылеева, и он стал его членом. Постепенно Рылеев становится душой Северного общества декабристов. Он обладал свойствами, необходимыми для общественного деятеля, трибуна: энтузиазмом, даром пропагандиста, умением привлекать сердца. Вокруг Рылеева объединились наиболее радикально настроенные члены Северного общества декабристов: Е. П. Оболенский, П. Г. Каховский, братья Бестужевы, А. И. Одоевский, А. О. Корнилович, В. К. Кюхельбекер. Эта группировка сыграла основную роль в подготовке восстания 14 декабря 1825 года. Квартира Рылеева стала своего рода штабом петербургских революционеров.

Рылеев воплощал в себе образ героя-гражданина, который был им воспет в поэзии. В день восстания Рылеев в числе его руководителей был на Сенатской площади. Потрясенный неудачей, Рылеев вернулся домой. В ту же ночь он был арестован. После одиночного заключения в Петропавловской крепости Рылеев в числе пяти виднейших декабристов был повешен ранним утром 13 (25) июля 1826 года .

Ключевые слова: Кондратий Рылеев, подробная биография Рылеева, критика, скачать биографию, скачать бесплатно, реферат, русская литература 19 века, поэты 19 века, поэты-декабристы

Кондратий Федорович Рылеев родился 18 сентября 1795 г. в небогатой дворянской семье. Его отец, управляющий делами кн. Голицына, был человек суровый и деспотичный. Мать Рылеева, Анастасия Михайловна Эссен, отдала ребенка в первый кадетский корпус, чтобы избавить мальчика от жестокого обращения. Интерес к поэзии пробудился в Рылееве довольно рано. Едва ли не первым его поэтическим опытом стала шуточная («ирои-комическая») поэма «Кулакияда», описывающая смерть и походы корпусного повара Кулакова и выставлявшая в юмористическом виде эконома Боброва, оставившего своеобразный след в истории корпуса. В 1814 г. Рылеев был выпущен в офицеры, в конную артиллерию, и отправился в действующую армию. Весной 1817 г. он возвращается в Россию, выходит в отставку, поступает на гражданскую службу. После женитьбы на Н.М. Тевяшевой переезжает в Петербург, вступает в Вольное общество любителей российской словесности и масонскую ложу «Пламенеющая звезда». В 1821 г. Рылеев был избран от дворянства заседателем уголовной палаты и приобрел некоторую популярность как неподкупный поборник справедливости. С 1824 г. Рылеев (по рекомендации Н.С. Мордвинова) - правитель канцелярии российско-американской компании, входит в состав ее акционеров.

1820-е гг. - время активной литературной деятельности К.Ф. Рылеева. С самого приезда в северную столицу он начинает печататься в «Невском зрителе», «Благонамеренном». С 1823 г. совместно с А. Бестужевым издает альманах «Полярная звезда». На 1826 г. издателями была запланирована «Звездочка» (альманах меньшего объема), но опубликована она была лишь в 1870 г. (в «Русской старине»). В 1824-1825 гг. он издает «Думы» (исторические картины в стихах), поэмы «Войнаровский» и «Наливайко». Но уже первое печатное произведение Рылеева - «К временщику» (1820) сделало его имя широко известным.

В начале 1823 г. Рылеев вступает в Северное общество, а через год - он его фактический глава.

В его квартире находился штаб подготовки восстания. Накануне 14 декабря в доме Рылеева было собрание будущих участников восстания. «Как прекрасен был в тот вечер Рылеев, - вспоминал Михаил Бестужев. - Он был нехорош собой, говорил просто, но не гладко, но когда он попадал на свою любимую тему - на любовь к родине, физиономия его оживлялась, черные, как смоль, глаза озарялись неземным светом, речь текла плавно, как огненная лава, и тогда, бывало, не устанешь любоваться им».

После провала восстания, ожидая неминуемого ареста, Рылеев уничтожил все документы, связанные с деятельностью тайного общества. Часть литературного архива он передал Ф.В. Булгарину. Рукописи стихотворений, наброски поэм и трагедий, личная переписка - все эти документы попали в следственную комиссию, а затем весь этот «рылеевский архив» при невыясненных обстоятельствах попал в Саратовскую губернию; и лишь в конце XIX в. он был частично опубликован.

Рылеев был отправлен в Петропавловскую крепость со следующим указанием Николая I: «...Посадить в Алексеевский равелин, но не связывая рук, без всякого сообщения с другими, дать ему и бумагу для письма, и что будет писать ко мне собственноручно, мне приносить ежедневно». Месяцы, проведенные в крепости, - трагичная и тяжелая полоса в жизни поэта. Его угнетало постоянное чувство вины перед товарищами, которых он привел к гибели, и он признал себя «главнейшим виновником происшествия 14 декабря». В росписи преступников Рылеев поставлен вторым: «умышлял на цареубийство... на лишение свободы и истребление царской фамилии... усилил деятельность Северного общества, управляя оным, преуготовлял способы к бунту... сам сочинял и распространял возмутительные песни и стихи, возбуждая к мятежу низших чинов... во время мятежа сам выходил на площадь...»

13 июля 1826 г. состоялась казнь 5 декабристов через повешение. Но Рылееву, Каховскому и Муравьеву пришлось пережить казнь дважды - веревки не выдержали тяжести кандалов, надетых на декабристов. Небывалая вещь в истории - их вешали вторично, хотя сорвавшийся с петли был достоин прощения.

РЫЛЕЕВ Кондратий Федорович родился в семье небогатого помещика - поэт- декабрист.

Отец Кондратия Федоровича был, подполковник в отставке, управлявший имениями князя Голицына.

Шести лет был отдан в 1-й кадетский корпус в Петер­бурге, который закончил в начале 1814, получив чин прапорщика.

С 1814-15 находился за границей в составе артилле­рийской бригады. Впоследствии в своих показаниях на суде Кондратий Федорович свидетельствовал, что «свободомыслием первоначально зара­зился... во время походов во Францию в 1814 и 1815 годах». Решающее значение здесь имело пребывание в армии, освобо­дившей Европу от диктатуры Наполеона, связь с героическим русским народом.

С 1819-1819 Рылеев служил в Конно-артиллерийской роте, стоявшей в Воронежской губернии, в Острогожске. Формирование взглядов Рылеева здесь протекало под влиянием передовой остро­гожской интеллигенции, злейшего раз­гула крепостников и произвола властей.

В декабре 1818 Кондратий Федорович оставляет службу в армии, не принимая все усиливавшийся аракчеев­ский режим.

В начале января 1819 Рылеев женился на дочери острогожского помещика На­талье Михайловне Тевяшевой.

В 1820 пере­ехал в Петербург.

В январе 1821 был избран заседателем Петербургской уголовной палаты, где всячески старался отстаивать интересы угнетенных (например, в деле разумовских крестьян, протестовавших про­тив жестокой эксплуатации их помещи­ком).

В октябре 1823 он был принят в Север­ное тайное общество по рекомендации И. И. Пущина, сослуживца по уголовной палате.

В 1824 Рылеев перешел на службу в «Российско-Американскую торговую ком­панию» в качестве правителя ее канцеля­рии. Работая в этом, уже не государствен­ном учреждении, Кондратий Федорович энергично ратовал в пользу экономических интересов России. Наряду со служебными делами он был занят и издательской деятельностью.

В 1822-24 Рылеев ежегодно издавал совмест­но с А. Бестужевым альманах «Поляр­ная звезда».

В 1825 - сборник «Звездочка» . Эти издания, очень успешно осуществлен­ные, служили распространению передо­вых идей и вместе с тем имели в виду ма­териально поддержать нуждающихся авторов. В этих сборниках были напеча­таны произведения Жуковского и Пуш­кина , Грибоедова и Крылова , Баратынско­го и самого Рылеева, Вяземского , Давы­дова, Языкова , А. Бестужева, Гнедич и других.

На основе наблюдений над русской дей­ствительностью, в итоге изучения трудов французских энциклопедистов, сочинений Бентама, Монтескье, Бенжамена Констана, а также русских историков - Карамзина , Строева, Корниловича , Кондратий Федорович сложился как активный общественный деятель и революционер. Он боролся за республи­канский образ правления, за освобожде­ние крестьян, свободу книгопечатания, от­крытое судопроизводство, личную безопас­ность.

В Северном обществе он занял ве­дущую роль и возглавил восстание 1825. Рылеев мужественно провел последние семь месяцев своей жизни в Алексеевской ра­велине Петропавловской крепости. На оло­вянной тарелке он, по преданию, напи­сал в тюрьме четверостишие, свидетель­ствующее о стойкости борца за свободу:

«Тюрьма мне в честь, не в укоризну,

За дело правое я в ней,

И мне ль стыдит­ся сих цепей,

Когда ношу их за отчиз­ну?»

Повешен в числе пяти руководителей восстания.

В деятельности Рылеева значительное место занимала литература, которой он, как и другие декабристы, придавал большое об­щественное значение, видя в литературе важнейшее средство вовлечения образо­ванных людей в круг своих идей.

Творче­ский путь Рылеева-поэта характерен для боль­шинства поэтов-декабристов. Это путь от идеи личной свободы к свободе общест­венной. На этом пути также и осознание противоречий декабристской идеологии, и преодоление их. При всей недолго­временности литературной деятельности Рылеева его творчество наиболее последовательно раскрывает внутреннюю логику развития поэта-декабриста. Вместе с тем в своем творчестве последних лет Кондратий Федорович обнаруживает отчетливое своеобразие, индивидуальную характерность стиля. Как и другие поэты, впоследствии связанные с освободитель­ным движением на его дворянском эта­пе, он начинает с увлечения анакре­онтикой, со следования Батюшкову, с утверждения идеалов личной свободы, жизни, замкнутой в сфере интимных отно­шений

«К другу» ,

«К Делии» ,

«Счаст­ливая перемена» - 1820;

«Заблуждение» ,

«Нечаянное счастье» - 1821, и другие.

«К К - му» - 1821,

«Я не хочу любви твоей...» - 1824.

Уже в 1822 Рылеев утверждает идеал граждан­ского поэта, сперва в этом плане трактуя Державина («Он выше всех на свете благ общественное благо ставил» - дума «Державин»), а затем заявляя в посвящении к поэме «Войнаровский» (1825). «Я не поэт, а гражданин». Эта формула подчеркивала подчиненность поэтической деятельности гражданским, революционным целям. Фор­мула Рылеева была затем перефразирована Некрасовым («Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»). В своей дальнейшей деятельности Кондратий Федорович строго сле­довал определившемуся пониманию поэ­зии и поэта.

Обратившись к мотивам политической свободы, поэт, как и другие идейно близкие декабризму поэты, естественно, прежде всего использовал традиционные формы гражданской поэзии, формы классицизма, подчинив их идеям свободолюбия. Очень близки к традиционному жанру торже­ственные оды Рылеева. Идею декабристской гражданственности выражают послание -

«А. П. Ермолову» (1821)

«Граждан­ское мужество» (1823),

«На смерть Байро­на» (1824).

Гораздо значительнее сатириче­ские оды Рылеева - «К временщику» (1820) и ода «Гражданин» (1825) -

«Я ль буду в роковое время

Позорить Гражданина сан...».

Первая из них была направлена против всесильного тогда Аракчеева и предрекала ему неизбеж­ность кары со стороны разъяренного народа и суровый приговор потомства. Вторая имела в виду тоже крайне враждебную де­кабристскому движению силу-обществен­ную пассивность большинства образован­ного общества, «переродившихся славян», тех, кто не готовился «для будущей борь­бы за угнетенную свободу человека». Обе оды получили очень широкое распростра­нение и многие десятилетия находились в обращении в революционной среде.

Изначальная связь с традицией психо­логического романтизма обусловила в творчестве писателей, в том числе и Рылеева, ставших гражданскими поэтами, трансфор­мацию дружеских посланий анакреонтиков в послания политические. Такими были и послания Рылеева, в частности «Бесту­жеву» (1825), где основным был мотив неколебимой верности «высоким думам», любви «к общественному благу», а также послание «Вере Николаевне Столыпиной» (1825), содержащее призыв воспитывать детей в соответствии с идеалами человека- гражданина.

В литературе психологического роман­тизма широкое распространение имели имитации народных песен (Нелединский-Мелецкий, Дмитриев и других). И Рылеев в ран­ние годы писал подобные песни. Теперь Кондратий Федорович совместно с А. Бестужевым пишет по­литические агитационные песни, рассчи­танные на распространение среди солдат в целях пробудить в них общественное самосознание, понимание нестерпимости своего экономического и социального по­ложения. До нас дошло семь таких песен (1823-24).

Они очень близки традициям Радищева и противостоят песням в духе Карамзина и Жуковского.

Одна из них - «Ах, тошно мне...» прямо противопостав­лена романсу Нелединского-Мелецкого , на­чинающемуся теми же словами. Эта песня вместе с другой - «Как идет кузнец да из кузницы...» наиболее последовательны в своей народности и революционности. Агитационные песни Рылеева и Бестужева по­лучили широкое распространение, про­никли в народ, стали явлениями фоль­клора, содействовали формированию ана­логичных произведений в последующие десятилетия.

Наиболее ярко своеобразие поэзии Рылеева внутри декабристской литературы ска­залось в его думах и поэмах. Двадцать пять дум Рылеева Кондратия Федоровича

(1821-23, отдельное издание - 1825; четыре были опубликованы только во 2-й половине XIX в.) и его поэмы:

«Войнаров­ский» , 1822-24;

незаконченные -

«Наливайко» , 1824-25;

«Гайдамак» ,

«Палей» ,

«Партизаны» - все три 1825) - произве­дения гражданского романтизма, проник­нутые пафосом революционного патрио­тизма. Рылеев создал оригинальную форму думы, использовав украинские народные думы (сборник Н. А. Цертелева «Опыт собра­ния старинных малороссийских песен», 1819), «Spiewy Historyczne» польского по­эта Ю. Немцевича (1816 и другие издания), а также воспринял влияние поэм Бай­рона и южных поэм Пушкина.

Структура дум Кондратия Федоровича и его поэм очень сходна; они отли­чаются только объемом: дума - неболь­шая поэма, «Войнаровский» - разверну­тая дума. Большинство дум - обрамлен­ный пейзажем лирический монолог героя, раскрывающий его внутренний мир. Это легендарный Боян, исторические личности Дмитрий Донской, Богдан Хмельницкий, Курбский, Наливайко, Державин, Иван Сусанин и др. Герои даны резкими крас­ками, без светотеней, без полутонов. Внут­ренний мир их обнаруживается в кон­фликте с окружающей средой, в столкно­вении с тиранией. Поступки героев иллю­стрируют их неизменный облик. Любов­ный конфликт отсутствует или только слег­ка намечен. Герои раскрыты в их безза­ветном служении делу борьбы за освобож­дение от тирании, за свободу отчизны, в их преданности этой идее и людям, ею за­хваченным, в их стойкости и твердости, в готовности жертвовать собой. Утвержде­ние единства интересов личности и общест­ва на основе борьбы личности за свободу родины, борьбы, в условиях которой лич­ность готова жертвовать собой, характерно для дворянских революционеров Представление об исторически и социаль­но неизменном национальном характере человека-гражданина, русского человека, обусловило обращение Рылеева к историческому материалу и характер его трактовки. Прошлое отличалось, в понимании Рылеева, от современности только «местностью», кон­кретными событиями, но не характерами творивших историю людей, поскольку они были русскими людьми. Объективная исто­рическая правда не интересовала поэта- романтика. Герои дум и поэм Кондратия Федоровича целиком захвачены современным поэту пафосом свободолюбия и лишь в своем внешнем облике отнесены к прошлому. Думы и поэмы его наглядно показывают крайне интенсивное развитие его творчества, что было следствием углубления его рево­люционного мировоззрения и роста даро­вания. Усиливалась политическая острота его произведений.

Первые думы («Боян», «Олег Вещий» ) в политическом отношении довольно неопределенны. Последующие думы, а затем поэмы типично декабрист­ские по своему содержанию. Думы, особен­но ранние, весьма несовершенное осуще­ствление принципов гражданского роман­тизма в жанре поэмы. «Войнаровский» - гораздо более зрелое произведение. Образ главного героя значительно осложнен. Отчетливее дан колорит местности.

В «На­ливайко» и «Палее» элементы историзма еще сильнее.

Совершенствуется язык, в последних думах, особенно в «Войнаровском», речь в значительной мере освобож­дается от метафоричности, синтаксис ста­новится более сжатым, уменьшается чис­ло славянизмов, чаще встречаются мест­ные слова. Пушкин отрицательно отнесся к думам, за исключением «Ивана Суса­нина». Но гораздо благосклоннее воспри­нял он «Войнаровского».

«Рылеева «Войнаровский», - писал Пушкин, - несрав­ненно лучше всех его дум», поэма «нужна для нашей словесности». Произведения Рылеева К.Ф. явились образцами для целого ряда поэм гражданского романтизма (Языков, А. Бе­стужев, Ф. Глинка Давыдов , Языков, Вяземский), другая - вернулась к традициям психоло­гического романтизма (Веневитинов, Ба­ратынский); если Пушкин перенес свое внимание художника и мыслителя на осо­знание причин общественной пассивно­сти большинства, Рылеев К.Ф оставался верен идее борьбы во имя конечной победы свободы, сознавая неизбежность гибели на данном этапе этой борьбы. В поэме «Наливайко», в главе «Исповедь Наливайко», он писал:

Известно мне: погибель ждет

Того, кто первый восстает

На утеснителей народа;

Судьба меня уж обрекла.

Но где, скажи, когда была

Без жертв искуплена свобода?

Погибну я за край родной,-

Я это чувствую, я знаю,

И радостно, отец святой,

Свой жребий я благословляю!

Рылеев Кондратий Федорович и в своей политической деятельно­сти, и в своей поэзии был одним из тех, кого имел в виду В. И. Ленин, когда от­мечал: «Лучшие люди из дворян помогли разбудить народ» (Соч., т. 19, с. 295).

Умер - , Петербурге.

Похожие публикации