Что означает ef. Какие понятия скрываются под маркировкой объективов Canon и как их расшифровывать

Объективов для фотоаппаратов Canon существует довольно много и подчас они различаются всего несколькими буквами в наименовании модели, а цена при этом меняется довольно значительно. Поэтому давайте соберем расшифровку этих обозначений, чтобы было понятно какие именно технологии применены в той или иной оптике и за что в итоге платит покупатель. В этой статье будут приведены только модели для Canon производства самой компании, а в одной из следущих я соберу расшифровки для популярных объективов Sigma и Tamron.

В качестве примера возьмем популярный объектив Canon EF 24-105 f/4L IS USM. Естественно в начале идет название производителя (Canon), затем тип крепления объектива или байонет (), также может быть обозначение специальных объективов (TS-E и MP-E), подразумевается, что они так же имею байонет EF. Диапазон цифр или одно значение (24-105 в нашем случае) отражают фокусные расстояния объектива и тип — если цифра одна — то это фикс, если диапазон — то зум-объектив. Затем идет значение максимальной светосилы (f/4 или f 1:4 в нашем случае), опять же, если указан диапазон — это значит, что максимальная светосила зависит от фокусного расстояния. Это основная информация, после нее стоит указание на принадлежность к топовой линейке (L) и на технологии примененные в данной оптике (IS, USM). Часто в названии можно увидеть римские цифры II и III — в зависимости от места расположения, это либо версия объектива, либо версия технологии.

Теперь рассмотрим подробнее каждое сокращение:

  • EF (Electro-Focus) — стандартный байонет для камер Canon, объективы с такой маркировкой подходят к любым зеркальным камерам Canon.
  • EF-S (Short back focus) — разновидность крепления объективов, предназначенная для камер с матрицей APS-C (кроп). Покупая такую оптику имейте в виду, что она не подходит к полнокадровым камерам из-за укороченного заднего отрезка.
  • TS-E (Tilt Shift) и MP-E (Macro Photography) — специальные варианты объективов с байонетом EF, но без электрического фокуса. Первые используют технологию сдвига группы линз относительно оптической оси для исправления перспективы и применяются в основном для съемки архитектуры. Ко второму типу относиться только один специализированный макро-объектив Canon MP-E 65 мм 1-5x Macro, который способен давать пятикратное увеличение без дополнительных приспособлений.
  • L (Luxury) — серия объективов улучшенного качества с повышенной пыле-влагозащитой. Этой буквой маркируются только объективы EF, они предназначены для профессиональной съемки и обычно имеют постоянную высокую светосилу (для длиннофокусных возможна переменная максимальная диафрагма). Покупка этой серии оптики целесообразна в первую очередь если вы планируете переходить на полный кадр, на кропе максимально раскрыть их возможности вряд ли удастся, однако в любом случае будет заметно повышение резкости и уменьшение оптических искажений по сравнению с обычными объективами. Внешне отличаются от других объективов красным кольцом по ободу.
  • Fisheye — обозначение специфического типа объектива (рыбий глаз), которое обычно идет после максимального значения диафрагмы.
  • Macro — приставка, обозначающая принадлежность оптики к линейке макро. В первую очередь характеризуется уменьшенной минимальной дистанцией фокусировки.
  • IS (Image Stabilizer) — объективы со встроенной системой стабилизации, основанной на подвижном блоке линз, которые компенсируют движение камеры и позволяют снимать с более длинными выдержками, получая четкие изображения. Это очень полезная технология, которая делает возможной съемку без вспышки в темных помещениях и при недостатке света. На данный момент существует несколько версий технологии стабилизации и наиболее новые дают возможность снимать с выдержкой длиннее на 4 стопа, чем у обычных объективов. Наличие этой технологии можно определить по надписи Image Stabilizer у основания линзы. Версия технологии в рамках одной модели объектива указана римскими цифрами, чем больше цифра, тем новее.
  • USM (Ultrasonic Motor) — ультразвуковой привод фокусировки, который позволяет объективам наводится на резкость быстрее и существенно тише. Еще одним преимуществом является возможность в любой момент использовать ручной фокус без необходимости переключать режим съемки. Объективы с ультразвуковым мотором отмечены золотым кольцом, а для серии L надписью Ultrasonic.
  • DO (Diffractive Optics) — в конструкции этих объективов применяются дифракционные элементы, которые позволяют существенно уменьшить размеры длиннофокусной оптики и практически полностью избавиться от хроматических аберраций. Однако высокая цена не позволяет сделать их массовыми, поэтому у Кэнон есть всего две модели объективов с DO. Внешнее отличие — объективы с DO отмечены зеленым кольцом на корпусе.
  • STM (Stepping Motor) — шаговый мотор фокусировки применяемый для быстрого и бесшумного наведения на резкость при видеосъемке.

Есть еще несколько технологий, которые Canon в отличие от конкурентов не выносит в обозначения объективов, например внутренняя фокусировки или применение асферических и флюоритовых элементов в оптической схеме, эти данные можно найти только в спецификациях.

Несколько слов о версиях объективов. Популярные версии оптики время от времени улучшаются и дополняются более новыми технологиями. Такие изменения обозначаются римскими цифрами в названии, например Canon EF 70-200 mm F 2.8 L II USM IS — это вторая версия одноименного объектива с обновленной оптической схемой, улучшенной системой стабилизации и слегка измененными габаритами. Практически всегда более новая версия означает улучшение характеристик и повышение цены, стоит ли одно другого решать вам.

Я надеюсь эта информация поможет вам определиться при выборе новой оптики и даст возможность оценить разницу в цене связанную с наличием или отсутствием тех или иных технологий.

Как расшифровать цифры, написанные на объективе я когда-то рассказывал в статье Выбор фотоаппарата (Часть 1) . Вкратце напомню, как это делается на примере объектива Canon EF 24-105mm f/4L IS USM .

Итак, сначала цифры.

  • 24-105mm - это диапазон фокусных расстояний. Если поделить большее на меньшее, получим кратность зума - примерно 4.4.
  • f/4 - светосила. Число 4 показывает, что при любом фокусном расстоянии не получится открыть диафрагму шире 4. В данном случае светосила у объектива не меняется с ростом фокусного расстояния. У большинства объективов с ростом фокусного расстояния светосила падает. В таком случае в "знаменателе" пишутся 2 числа - [светосила на коротком конце]-[светосила на длинном конце]. Китовый объектив большинства цифрозеркалок имеет маркировку 18-55mm/F3,5-5,6. То есть, на коротком конце максимальная диафрагма может быть f/3,5, а на длинном конце - f/5,6.

С буквами сложнее. У каждого производителя оптики своя система маркировок. Постараюсь привести наиболее часто используемые аббревиатуры для наиболее популярных марок оптики.

Canon

AL (Aspherical Lens) - оптическая схема включает асферические линзы для снижения сферических аббераций.

DO (Diffractive Optics) - объективы с дифракционными элементами (линзой Френеля). Объективы отличаются компактными размерами. Отличительный внешний признак - зеленое кольцо.

EF (Electronic Focus) - автофокусный объектив для пленочных (и полнокадровых цифровых) фотокамер. Также может быть использован с кропнутыми зеркалками.

EF-S (Electronic Focus – Short) - автофокусный объектив только для цифровых фотокамер с кропнутой матрицей APS-C. Буква S (от слова Short – короткий) в маркировке означает "короткий задний рабочий отрезок". Задняя линза объектива расположена ближе к матрице. Как правило, объективы имеют уменьшенное фокусное расстояние (чтобы обеспечить широкий угол на кропе). Использование объективов EF-S с полнокадровым аппаратом невозможно.

FT-M (Full Time Manual) - не нужно переключать в ручной режим фокусировки, она доступна постоянно. Очень удобно для репортажа.

IF (Internal Focusing) - внутренняя фокусировка. При наводке резкости перемещение линз осуществляется внутри объектива, при этом из него ничего не выезжает. Как правило, такая оптика дороже, но пылезащищенность у нее очень хорошая.

IS (Image Stabilizer) - оптическая стабилизация изображения, позволяет снимать с рук с относительно длинными выдержками.

L (Luxury) - профессиональная серия объективов Canon. При изготовлении этих объективов используется оптическое стекло высшего качества. Объективы дорогие, но дают очень качественную картинку. Выбор профессионала или увлеченного любителя. Отличительный внешний признак - красное кольцо.

TS-E (Tilt-Shift-EOS) - объектив с коррекцией перспективных искажений. Подходит для профессиональной съемки архитектуры, так как позволяет избежать "падающих стен" при низкой точке съемки.

USM (Ultra Sonic Motor) - ультразвуковой привод фокусировки. Достоинства - высокая скорость фокусировки и относительная бесшумность. Недостаток - повышенная цена. Наиболее актуален для репортажников и любителей фотоохоты.

Macro - объектив для макросъемки. Позволяет снимать мелкие объекты в крупном масштабе. Как правило, резок даже при открытой диафрагме.

FE (FishEye) - фишай, рыбий глаз. Сверхширокоугольный объектив, который делает изображение "выпуклым".

SF (Soft Focus) - объектив с "мягким фокусом". Как правило используется для съемки портретов и натюрмортов. Дает очень интересный эффект - картинка как бы резкая и размытая одновременно.

MF - manual focus - неавтофокусные объективы

AF - автофокусные объективы.

Никон свой байонет вообще не менял, поэтому можно на современную цифровую зеркальную камеру Никон установить объектив, которому 50 лет отроду. Но есть некоторые ньюансы:

  • ai/ais - тип связи, пришедший на смену самому первому. Эти объективы без проблем устанавливаются на любые современные Никоны.
  • non-ai - самые первые объективы Никон, не предназначены для установки на современные аппараты.

В инструкции к аппарату, где-то на последних страницах есть табличка о совместимости объективов. Также следует упомянуть, что в младших моделях Никона не будет работать экспозамер с неавтофокусными объективами и работать с ними можно только в режиме M, выставляя выдержку и диафрагму вручную. Также в последних бюджетных Никонах нет так называемой "отвертки", т.е. пленочные автофокусные объективы (без встроенного мотора, с мотором обозначается AFS) будут работать только в неавтофокусном режиме.

Все остальные буквы символизируют о технологиях, использованных при производстве.

D – автофокусные объективы серии D передают информацию о дистанции фокусировки в камеру. Благодаря этому при расчете экспозиции учитывается расстояние до объекта съемки, что помогает более точно подбирать экспозиционные параметры при работе со вспышкой.

G – в отличие от объективов D-типа, у объективов Nikkor серии G нет кольца управления диафрагмой, и, соответственно, механически не передается значение диафрагмы в камеру. Поэтому объективы серии G не могут эксплуатироваться с аппаратами с ручной фокусировой, а с автофокусными аппаратами более ранних выпусков (F501, F601, F801/801s, F70, F90/90x) объективы серии G могут быть использованы лишь в программных режимах и режиме приоритета выдержки. Дистанция фокусировки передается.

AF-S – в объективах Nikkor типа AF-S используется ультразвуковой мотор (Silent Wave Motor), с помощью которого осуществляется автофокусировка. Каждый мотор разрабатывается под конкретный объектив, что позволяет наилучшим образом обеспечить быструю и точную автофокусировку.

M/A – в этом режиме объективы AF-S можно практически мгновенно переключать из режима автофокусировки в режим ручной фокусировки.

VR – система подавления вибрации - одна из последних новинок в объективах Nikkor, с ее помощью вы сможете снимать с рук без “шевеленки” сюжеты, в которых ранее нельзя было обойтись без штатива.

DC (Defocus-image Control) – в этих объективах используется уникальная система управления дефокусированием изображения. Она позволяет фотографам контролировать степень сферической аберрации на переднем или заднем плане путем вращения установленного на объективе кольца DC. При этом образуется круглое кольцо дефокусировки, идеальное для портретной съемки.

IF – система внутренней фокусировки, благодаря ей фокусировка осуществляется за счет перемещения внутренних групп линз. Это позволяет уменьшить габариты и вес объектива, а также производить съемку на более коротких дистанциях фокусировки. Скорость автофокусировки также возрастает.

RF – “задняя” фокусировка. При использовании RF фокусировка осуществляется за счет перемещения задней, наиболее легкой, групп линз. Это тоже ускоряет автофокусировку.

CRC (Close-range Correction) – коррекция для съемки на близком расстоянии. Эта система предполагает перемещение при фокусировке не только фокусирующего линзового компонента, но и независимое от него перемещение корректирующего компонента (обычно находящегося в в задней группе линз). Система CRC позволяет добиться максимального качества изображения не только при наводке на бесконечность, но и при фокусировке на близко расположенные объекты.

ED (Extra-Low Dispersion) – для уменьшения хроматической аберрации в объективах Nikkor используется специально разработанное стекло со сверхнизкой дисперсией.

SIC (Super Integrated Coating) – фирменное "суперинтегрированное" многослойное покрытие линз уменьшает эффекты отражения и бликования.

N (Nano-Crystal Coating) – ещё одно фирменное "нано-кристальное" покрытие оптических элементов, практически продотвращает внутренние отражения и существенно уменьшает "сияние" ультра-широкоугольных объективов.

ASP – для устранения аберрации используются асферические элементы.

G - принадлежность объектива к элитной оптике Sony (Minolta).

D - (distance integrator) - наличие встроенного в объектив микропроцессора, передающего в камеру информацию о расстоянии до объекта. Необходимо для корректной работы системы вспышечного замера ADI.

ADI - современная система вспышечного замера, учитывающая расстояние до объекта.

SSM - (Supersonic motor) - автофокусные объективы Sony (Minolta) с ультразвуковым приводом фокусировки, встроенным в объектив и основанном на преобразовании ультразвуковых колебаний пъезоэлемента в механическую энергию. Имеют повышенную скорость и точность фокусировки, работают практически бесшумно. Имеют заметно лучшую, чем обычные моторы работу в режиме следящего автофокуса.

Sigma

EX - принадлежность объектива к серии Sigma EX. Объективы имеют улучшенные оптические и механические свойства.

ASP - (Aspherical Lenses) - использование в оптической схеме объектива асферических линз для коррекции аберраций и улучшения качества картинки, уменьшения количества компонентов оптической схемы (линз) и уменьшения размеров и массы объектива.

APO - (Apochromatic Lenses) - использование низко-дисперсных стекол, имеющих аномальные оптические свойства для улучшения оптических свойств объективов, уменьшения хроматической аберрации.

OS - (Optical Stabilizer) - система оптической стабилизации изображения, встроенная в объектив. Основана на сдвиге корректирующей группы линз внутри объектива. Дает возможность снимать с рук на выдержках на 2-3 ступени более коротких без смаза картинки.

HSM - (Hyper-Sonic Motor) - авто-фокусные объективы Sigma с ультразвуковым приводом фокусировки, встроенным в объектив и основанном на преобразовании ультразвуковых колебаний пъезоэлемента в механическую энергию. Имеют повышенную скорость и точность фокусировки, работают практически бесшумно. Имеют заметно лучшую, чем обычные моторы работу в режиме следящего авто-фокуса (servo-AF). Доступны в вариантах Canon, Nikon, Sigma.

RF - (Rear Focus) - система фокусировки за счет перемещения задней группы линз внутри объектива для более быстрой и бесшумной фокусировки.

IF - (Inner Focus) - система внутренней фокусировки за счет перемещения внутренней группы линз без изменения физических размеров объектива при фокусировке. Передний элемент объектива не вращается, что позволяет полноценно использовать градиентные и поляризационные фильтры.

DG - светосильные широкоугольные объективы с малыми минимальными дистанциями фокусировки. Оптимизированы специально для использования с цифровыми камерами.

DC - объективы, разработанные для работы только с цифровыми камерами, имеющими неполнокадровую матрицу, имеют меньшие размеры и массу, чем их аналоги для полного кадра.

PZ (Power Zoom) - механический привод зума

DA - объектив для цифровых камер с уменьшенной матрицей (APS-C) без кольца диафрагмы

FA - объективы, передающие в камеру информацию о значении диафрагмы с максимальной MTF

J - объективы с диафрагмой, управляемой из камеры; не имеют кольца диафрагмы

SMC (Super Multi-Coating) - многослойное просветление

SDM (Sonic Direct drive Motor) - ультразвуковой привод фокусировки

DA* - профессиональные объективы в пылевлагозащищённом исполнении

ED (Extra-Low Dispersion)

AL (Aspherical Lens) - асферические линзы

IF (Internal Focusing) - внутренняя фокусировка

Limited - особо компактные объективы

Tamron

Di (Digitally Integrated) - для полнокадровых цифровых зеркальных фотокамер

Di II (Digitally Integrated II) - для цифровых зеркальных фотокамер с уменьшенной матрицей APS-C

SP (Super Performance) - улучшенная серия объективов

XR (Extra Refractive Index) - линзы из стекла с увеличенным коэффициентом преломления, позволяющего уменьшить толщину и массу линз

ASL (Aspherical Lenses) - Гибридные асферические элементы

LD (Low Dispersion)

XLD (eXtra Low Dispersion) - линзы со сверхнизким рассеиванием

AD (Anomal Dispersion) - линзы с аномально низким рассеиванием

HID (High Index Dispersion) - линзы с низким рассеиванием

IF (Internal Focusing) - внутренняя фокусировка

SHM (Super-Hybrid Mount) - Супергибридный байонет (пластмасса, усиленная стальным кольцом)

VC (Vibration Compensation) - cистема подавления вибраций (стабилизатор изображения)

USD (Ultrasonic Silent Drive) - бесшумный ультразвуковой привод фокусировки

ZL (Zoom Lock) - замок (блокировка) кольца зуммирования

AF/MF (Auto-focus/Manual-focus) - переключение режима кольцом фокусировки

FEC (Filter Effect Control) - возможность вращения поляризационного фильтра при установленной бленде

Macro - объектив с функцией макросъемки - допускает съемку в масштабе не менее 1:4 (0,25х); эта функция может и не быть основной

Tokina

AS (Aspherical Lens) - асферические линзы

F&R Aspherical (F&R Aspherical Lens) - асферические линзы F&R

SD (Super Low Dispersion) - линзы из стекла со сверхнизкой дисперсией

HLD (High Refraction, Low Dispersion) - линзы из стекла с высоким преломлением и низкой дисперсией

MC (Multi-Coating) - многослойное просветление

FE (Floating Element system) - система плавающих элементов. Уменьшает астигматизм во всем диапазоне дистанций фокусировки

IF (Internal Focusing) - внутренняя фокусировка

IRF (Internal Rear Focusing) - фокусировка задней группой линз

FC (Focus Clutch Mechanism) - переключение ручной-автоматической фокусировки смешением кольца настройки

PRO (Professional) - профессиональная серия объективов

АТ-Х (Advanced Technology eXtra Pro) - серия высококачественных объективов

Olympus и Panasonic

ZD (Zuiko Digital) - для цифровых камер системы 4/3

M.Zuiko Digital - для цифровых камер системы Micro 4/3

Macro - для макросъемки

ED (Extra low Dispersion) - линзы из стекла со сверхнизкой дисперсией

SWD (Super Wave Drive) - ультразвуковой привод фокусировки (Olympus)

M-OIS (Mega Optical Image Stabilisation) - Оптическая стабилизация изображения (Panasonic)

Top Pro - пыле- и брызгозащищенные объективы с постоянной светосилой; маркировка - платиновое кольцо (Olympus)

Pro - пыле- и брызгозащищенные объективы (Olympus)

Standard - любительская серия объективов, маркируются синим кольцом (Olympus)

Как Вы уже догадались объективов у Canon целый вагон. Есть все и для каждого вида съемки. Не так давно в продаже появились объективы STM.

Они идут в «Китовой» комплектации новых моделей зеркальных, любительских камер Canon.

Что такое объективы STM? STM — это технология фокусировочного механизма, основаная на использовании шагового двигателя (моторчика).

Узнать такой объектив легко на нем есть специальная маркировка STM. На данный момент у фирмы Canon существует всего 4 STM объектива, о них чуть позже.

И так, какие преимущества дает нам STM? Сразу скажу, что на качество изображения это не повлияет (ну, или совсем не существенно). Т.к. стекла остались прежними, поменяли только мотор который крутит фокусировочную линзу объектива, теперь передняя линза не поворачивается и можно использовать любые фильтры без каких либо препятствий. Главным достоинством STM мотора является быстрая и бесшумная фокусировка.

На первый взгляд, она не уступает USM объективам, но разница заключается в конструкции и группировки линз, в USM используется совершенно другая группировка оптических элементов, что не только позволяет сократить ход фокусировочной линзы, но и избежать влияния этих изменений на скорость фокуса и качество картинки. Главной целью разработчиков STM объективов являлось, оснащение камеры, имеющей следящую фокусировку для видео режима.

Следящий фокус (в видео режиме) — это новая и очень востребованная функция у DSLR камер. Но использование старых «китовых» объективов было невозможным т.к. фокусировка проходит на них медленно и с характерным, громким жужжанием мотора. Т.к. все следующие модели фотоаппаратов будут оснащены этой функцией, смею предположить, что старые модели «китовых» объективов будут сняты с производства, а в будущем мы больше не услышим это жужжание «доисторических моторов» при съемке. И «кит» теперь будет с STM мотором.

Есть еще несколько изменений, например 18-55 IS STM, в отличии от своего предшестивенника имеет не 6, а 7 лепестковую диафрагму и имеет стабилизацию способную удерживать до 4-х ступеней экспозиции (как заявляет производитель) в чем я очень сильно сомневаюсь, как и в большинстве стабилизаторов. Ниже представлен список STM объективов Canon по состоянию на осень 2013 года.

Обновленный кит с бесшумной фокусировкой для съемки видео, но на самом деле она полезна при фото съемке не менее, т.к. скорость фокусировки выросла в разы по сравнению с его старшим братом. Использование возможно только для систем с байонетом EF-s, обусловлено это разницей посадки объектива на «тушку».

Байонет EF-s установлен на всех «кропнутых» зеркальных камерах. Главное его достоинство — это цена, он дешевый и при правильном использовании, отработает с головой. (На него действительно можно сделать хорошие фото, главное помнить снимает человек, а не камера)

Обладает всеми достоинствами, описанного выше объектива, имеет более универсальное фокусное расстояние. Но при этом, на мой взгляд, стоимость его слегка завышена, как и большинства ультразумов, но опять же при правильном подходе отработает себя. Хотя он дает немного лучшую картинку, чем 18-55.

Помните что главный приоритет STM это плавная фокусировка при съемке видео на новых камерах Canon. В качестве альтернативы (если фокус на видео не важен) советую приобрести 17-85 USM, он староват, но за сегодняшнюю стоимость одно из лучших предложений на рынке для «кропнутых» камер (цена-качество).

Не очень дешевый зум, телевик для EF-s камер. Конкретно сказать ничего не могу, в руках не держал и считаю неудобным такой диапазон фокусного расстояния. Его предыдущая версия меня разочаровала уже давно, при стоимости свыше 10 тыс. рублей резкость можно наблюдать, только на прикрытой диафрагме. Не советую брать, к тому же 70-200 4L сейчас можно найти не на много дороже.

Хороший компактный объектив фикс. Как Вы наверняка знаете любой фикс лучше зум-объектива.Изначально Canon позиционировала его как объектив для съемки DSLR видео. Светосила 2.8 компактный размер, бесшумная фокусировка, фокусное расстояние 40mm., что еще нужно для видео. а как оказалось что он отлично подходит для различных видов съемки и полюбился многими фотографами.

Низкая стоимость, маленький размер не облегчают кошелек и не утяжеляют сумку. Хорошая картинка недорогого фикса с бесшумной фокусировкой. +необычный вид, за что его прозвали «Блинчик».

Безусловно STM, это отличное решение для обновления дешевых объективов, когда то я снимал на «китовый» 18-55, и скорость фокусировки со звуком от которого птицы разлетаются меня очень огорчала, но сегодня для начинающих фотографов больше удобств и разнообразия, пусть даже в громкости фокуса «китового» объектива))

Красивый и качественный кадр - результат работы фотографа, камеры и объектива. В ряде случаев именно оптика определяет конечный результат, позволяет воплотить ту или иную творческую задумку. Лидером по популярности считается оборудование Canon, которое обладает всеми необходимыми свойствами и характеристиками. Чтобы сделать снимок таким, каким его представляет мастер, необходимо задать камере соответствующие настройки и правильно подобрать линзы. В статье рассмотрим типы маркировки объективов Canon и выделим ключевые свойства, которые нужно учитывать при покупке фотооптики.

О маркировке объективов Canon

На полках магазинов можно увидеть огромное количество объективов, на каждом из которых нанесено свое обозначение. Новичку может показаться странной большая разница в цене - внешне устройство мало чем отличается от своего дешевого аналога, а стоит в разы дороже. Зачастую не корпус определяет свойства и преимущества оптики, а внутренний конструктив, строение линз и креплений.

Для начала раскроем принцип обозначения моделей объективов. Для наглядного примера используем Canon EF 24-105 f/4L IS USM и рассмотрим, что обозначает его имя.

  • Стандартное первое слово - бренд, название компании производителя.
  • Следующие буквы на латинице - TF - говорят нам о типе крепления или байонете (соединительном элементе, фиксирующим камеру к объективу).
  • Далее идут цифры 24-105 - они раскрывают характеристики фокуса, его диапазон и тип.
  • Следующее обозначение f/4 - максимальное значение светосилы, которое поддерживает конкретная модель. Буква L раскрывает соответствие топовой линейке Canon, IS USM - использованные в производстве объектива технологии.
  • Зачастую последним элементом названия становятся римские цифры II и III, которые обозначают версию изделия.

Подробнее о маркировках

Раскроем свойства каждого из обозначений и определим, с какими камерами их лучше использовать:

    Electro-Focus - EF. Стандартная разновидность объектива, которая сочетается с любой камерой торговой марки Canon. Прост в использовании, рекомендуем для начинающих фотографов.

    Short back focus - EF-S. Этот тип используется с конкретным видом камеры, оборудованной матрицей APS-C. Объектив данной категории не применяется для съемки на полнокадровом оборудовании - помехой становится укороченный задний отрезок.

    Macro Photography - MP-E и Tilt Shift TS-E. Эти категории отличаются отсутствием электро-фокуса, но в то же время относятся к байонетам маркировки EF. Первый тип применяется для пятикратного гипер-увеличения, которого можно добиться только объективом, без специальных технических приспособлений. Вторая категория позволяет делать красивые снимки архитектуры, смещать линзы, изменяя тем самым перспективу, реализовывать сложные творческие задумки.

    Luxury - L. Этот тип обладает улучшенными качествами, относится только к категории с электро-фокусом. Объективы L используются в профессиональной съемке, помогают обеспечить оптимальные условия для технически сложных кадров: поддерживают высокие характеристики светосилы, некоторые модели обладают переменной диафрагмой на максимуме, идеально подходит для полнокадровой съемки. Кроме этого, корпус объективов L выполнен из пыле-влагозащитных материалов.

    Рыбий глаз или Fisheye. Объективы позволяют немного деформировать кадр, придавать ему креативный объем, экспериментировать с панорамой, придавать эффекты, на которые стандартная оптика не способна.

  • Macro. Эта приставка говорит о возможностях объектива увеличивать изображения, в идеальной резкости снимать крупные планы, четко и контрастно выделяя мельчайшие детали. Чаще всего используется для снимков флоры и фауны.

    Image Stabilizer - IS. Буквы обозначают возможности системной стабилизации, встроенной в оптику. Система работы заключается в действии динамического блока, отвечающего за качественную съемку на длинных выдержках. Объектив может использоваться в помещениях с плохим освещением и при этом не потребуется активация вспышки. Уникальность этой категории - в увеличенных параметрах выдержки, на 4 стопа. Римские цифры, которые можно увидеть на маркировке рядом со словами Image Stabilizer означают номер версии (чем он больше - тем новее оптика).

    Ultrasonic Motor - USM. Аббревиатура означает наличие ультразвукового привода фокусировки. Опция совершенствует работу объектива, быстро и практически беззвучно наводит на резкость, позволяет пользоваться ручным режимом фокусировки, намеренно не переходя на другие параметры съемки. Внешнее отличие категории USM - наличие на корпусе золотого кольца.

    Diffractive Optics - DO. Эти объективы используются только в профессиональных целях, когда перед фотографом стоит необходимость решить проблему хроматических аберраций. Оптика DO выпускается в ограниченном объеме, стоит дороже других моделей линейки Canon. Внешне отличается наличием зеленого ободка на корпусе объектива.

    Stepping Motor - STM. Буквы говорят о наличии шагового мотора фокусировки. Применяется при видеосъемке для того, чтобы в любой момент оперативно и беззвучно наводить резкость.

Выбирая модель объектива, обращайте внимание на конечные цифры. Хотите купить современное оборудование последнего слова техники - отдавайте предпочтение значениям, относящимся к новейшей версии.

Правила выбора объектива

У каждого фотографа своя техника и стиль. При покупке оборудования необходимо учитывать те параметры, которые будут у вас в приоритете. Рассмотрим, на какие свойства и характеристики нужно обращать внимание при покупке фотооптики и как их проверить.

Резкость

Это важнейшая составляющая качественного снимка. Но далеко не все линзы способны обеспечить требуемое качество во всех зонах кадра. Как это проверить: Установите камеру на штатив напротив стены с белой поверхностью. Освещение при этом должно быть с обеих боковых сторон. Экспозицию можете установить вручную или с помощью автофокуса. Значение выдержки должно быть на минимуме (в соответствии с освещением). Сделайте снимки в нескольких вариантах значения диафрагмы и при 100% увеличении сравните результат. В центре композиции должна быть идеальная резкость.

Светосила

Далеко не всегда удается создать оптимальные условия освещения. Чтобы не испортить кадр и сделать качественные, красивые фото, следует применять в работе объективы с высокими показателями светосилы. На маркировке этот параметр визуализируется буквой F и примыкающим к нему числом. Чем меньше значение - тем чувствительнее линзы. Профессионалы рекомендуют выбирать оптику с постоянной светосилой, которая достигается на любом расстоянии фокуса.

Структура объектива

Фотооптика состоит из линз, количество и особенности строения которых меняется в зависимости от опций объектива и его характеристик. Покупая фото-оборудование, обращайте внимание на материал линз. Специалисты рекомендуют отдавать предпочтение низкодисперсионному стеклу, которое способствует достижению хорошей резкости и контрастности. Также улучшают качество снимка асферические и апохроматические структурные элементы. И помните, что не все объективы подходят цифровым камерам (читайте инструкцию, смотрите на маркировку, советуйтесь со специалистами).

Вес оптики

Покупая объектив, фотограф надеется на его достойную и длительную работу. Качество оборудования зачастую можно проверить на вес. Качественная, профессиональная оптика априори не может быть легкой. Мульти-структурные модели, состоящие из целого комплекса элементов, производятся из магниевых сплавов с надежными байонетами из металла. Пластиковые объективы ненадежны и подвержены механическим воздействиям, быстро деформируются в зонах соединения и выходят из строя.

Скорость фокусировки

Это параметр отвечает за оперативность вашей работы. Особенно актуально для фотографов, специализирующихся на репортажной съемке, фото-корреспондентов. Снимая событие, перед вами в любой момент может родиться яркий и емкий по смыслу сюжет, требующий быстрого реагирования.

Чем быстрее скорость фокусировки объектива, тем больше гарантий сделать идеальный кадр!

Эргономичность

Удобство - один из решающих факторов, влияющих на качество снимков. Чем комфортнее работа с камерой, тем проще воплощать фото-задумки. Все складывается из деталей: формы аппарата, мягкости поворота колец фокусировки, управления поляризационным фильтром, наличия бленды и многих других нюансов, от которых зависит итог.

Специалисты рекомендуют перед покупкой объектива определиться, на чем вы будете делать упор в своей фотоработе. Моделей множество и каждая из них обладает своим функционалом. Обозначьте приоритеты и правильно выбранная оптика вас не подведет.

В данной статье мы поможем разобраться с обозначениями, которыми маркируются объективы компании Canon . Оговоримся сразу, что мы рассмотрим только объективы, выпускающиеся для современного байонета EF (и его производных). Причина такого «сужения границ» заключается в том, что более старые объективы прекратили разрабатывать в 1987 году, в связи со сменой подхода к компоновке фотоаппаратов и появлением системы EOS , встречаются они редко, а главное, не совместимы с современными моделями фотокамер японского производителя.

EF (Electro Focus ) - маркировка, встречающаяся на всех современных объективах Canon (вернее, почти всех, но об этом чуть ниже). Это и есть обозначение байонета (системы крепления объектива с камерой).

В 1987 году Canon, первыми в мире, среди производителей фото техники, пошли на рисковый, но вместе с тем очень дальновидный шаг, представив байонет, в котором были полностью убраны механические связи фотоаппарата с объективом. Все управление приводом автофокуса было перенесено в объектив.

Аббревиатура EF, по умолчанию подразумевает, что:

  • объектив совместим со ВСЕМИ цифровыми и пленочными камерами Canon EOS.
  • объектив оснащен АВТОФОКУСОМ.

Кроме обозначения EF , могут встречаться также его разновидности - EF-S и EF-M .

EF-S - это объективы, предназначенные для использования в цифровых ЗЕРКАЛЬНЫХ камерах с APS-C сенсором (уменьшенный, относительно полнокадрового, с - 1.6 ). Буква S расшифровывается как Short Back Focus (уменьшенный рабочий отрезок).

EF-M - это объективы предназначенные для использования в цифровых беззеркальных камерах. Буква M расшифровывается как Mirrorless (беззеркальная). Объективы с таким обозначением обладают еще более коротким рабочим отрезком, даже относительно EF-S объективов.

Следует учитывать, что EF, EF-S и EF-M не имеют полной совместимости друг с другом.

  • Полнокадровые пленочные и цифровые зеркальные камеры Canon с полным сенсором (а также сенсором APS-H - кроп-фактор 1,3) и байонетом EF могут работать только с EF -объективами и не совместимы с EF-S и EF-M объективами.
  • Цифровые зеркальные камеры Canon с сенсором APS-C , поддерживающие байонет EF-S, полностью совместимы с EF и EF-S объективами, но не совместимы с EF-M .
  • Цифровые беззеркальные камеры Canon , поддерживающие байонет EF-M , полностью совместимы только с EF-M объективами и не совместимы с EF и EF-S .
  • Существует возможность использования любой связки камеры и объектива, но это решается только посредством использования специальных переходников. (Как, например Mount Adapter EF-EOS M , который позволяет накрутить на беззеркальную камеру любой EF или EF-S объектив).

После аббревиатуры, определяющей, к какому типу байонету относится объектив (EF, EF-S, EF-M ) следует числовое обозначение . Одним числом (например - 35mm, 50mm, 100mm, 135mm), обозначаются ФИКС объективы. Двумя числами через дефис (например - 17-40mm, 70-200mm, 100-400mm), ЗУМ-объективы с переменным фокусным расстоянием, от минимального до максимально возможного.

Далее всегда указываются максимально возможные, для этого фокусного расстояния, значения . Обозначения имеют следующий вид (это примеры, реальные указанные числа на конкретных объективах будут различаться):

  • 1:1.4 - встречается как на фикс- так и на зум-объективах.
  • 1:3.5-5.6 - встречается на зум-объективах.

Выше рассмотренные обозначения - тип байонета, фокусное расстояние и диафрагма, это основные параметры, которые присутствуют всегда и на всех объективах.

Оговоримся, что есть исключения в линейке современных объективов Canon . Это, так называемые, TILT-SHIFT объективы. Исключение, так как эти объективы не автофокусные (на них Вы не увидите аббревиатуру EF ), то есть фокусировку придется всегда производить вручную, электроникой регулируется только диафрагма. Они обозначаются - TS-E (Tilt-Shift EOS) и совместимы с байонетом EF / EF-S .


Кроме того, есть объектив - MP-E 65mm f/2.8 1-5x Macro Photo, который как понятно из названия является специализированным МАКРО объективом. Он тоже не автофокусный, на нем нет аббревиатуры EF, и он совместим с байонетом EF / EF-S .


USM (Ultra Sonic Motor) − ультразвуковой привод системы автофокусировки объектива. Такой привод отличается высокой скоростью фокусировки, малым энергопотреблением и невысоким уровнем шума. Дополнительно объективы, оснащенные USM могут маркироваться золотым кольцом на оправе и надписью Ultrasonic .

STM (S tepper motor) - шаговый двигатель, технология привода автофокуса, которая обеспечивает многократные быстрые перемещения фокусировочной группы линз на небольшие расстояния, с крайне низким уровнем шума. Объективы с STM моторами предназначены для работы, в первую очередь с камерами, обеспечивающими фазовую фокусировку с помощью матрицы в режиме LiveView . Эта технология создавалась для улучшения качества автофокусировки при съемке ВИДЕО на цифровые камеры.

Все EF объективы Canon снабжены переключателем автоматической/ручной фокусировки (AF/MF ) и не во всех объективах можно, при включенном режиме автофокуса AF , прокручивать фокусировочное кольцо.

USM приводы бывают двух типов - кольцевые и с микромотором. Обычно кольцевые ставятся на дорогие объективы и позволяют «дофокусироваться» при включенном автофокусе. USM приводы с микромоторами нельзя прокручивать при включенном режиме автофокуса, так как в силу конструктивных особенностей, он может сломаться. Производитель, обычно, не уточняет какой тип мотора в каком объективе используется. Но если в описании объектива (не на корпусе, а в руководстве пользователя) присутствует фраза «доступна функция FTM (Full Time Manual)», значит объектив оснащен кольцевым двигателем и можно пользоваться ручной фокусировкой, не переключаясь в режим MF . Исключение составляет только объектив EF 50 mm 1:1.4 USM , который оснащен приводом USM с микромотором, но при этом позволяет вручную наводиться на резкость не переключая объектив в режим MF .


L (Luxury ) — самые высококачественные и технологичные объективы от Canon . При производстве используются дорогостоящие линзы и низкодисперсные стёкла, некоторые производятся в пылевлагозащищённом корпусе. Дополнительно маркируются красным кольцом на оправе.

IS (Image Stabilizer) - обозначение оптического стабилизатора изображения. При использовании длинных выдержек или телеобъективов возрастает вероятность испортить кадр шевеленкой (смазывание из-за дрожания рук). Оптическая стабилизация позволяет увеличить вероятность получения резкого кадра в таких условиях. Для этого применяются встроенные в объектив гироскопы, измеряющие уровень вибраций, и подвижные линзы, колеблющиеся таким образом, чтобы скомпенсировать внешнюю тряску.

DO (Diffractive Optics ) — объективы, с включенными в состав, дифракционными элементами. Отличаются малыми размерами и весом и маркируются зелёным кольцом на оправе объектива. На самом деле таких объективов в линейке Canon всего два.

Macro (Макро объектив) - обозначение специализированных объективов, предназначенных для макросъемки.

Fisheye (Рыбий глаз) - разновидность сверхширокоугольных объективов с неисправленной дисторсией (в данном случае - бочкообразным геометрическим искажением). От обычных короткофокусных объективов отличается прежде всего углом поля зрения, близким к 180° или превышающим его.

Кроме того, на объективах в конце названия, могут присутствовать римские цифры - II , III . Это просто обозначение номера обновленной версии одного и того же объектива.

Кроме вышеуказанных, вам могут попасться еще и такие обозначения:

UD (Ultra-low dispersion) — в объективе используются стекло со сверхнизким рассеиванием (низкодисперсное) для снижения хроматических аберраций.

S-UD (Super Ultra-low dispersion) — в объективе используются стекло со сверхнизким рассеиванием (сверх-низкодисперсное) для снижения хроматических аберраций.

BR (Blue Spectrum Refractive Optics). Этот элемент из органического материала за счет повышенного коэффициента преломления в синей части спектра позволяет лучше корректировать хроматические аберрации по сравнению с другими используемыми сейчас элементами из стекла UD , Super UD и Fluorite .

AL (Aspheric Lens) — в объективе используются асферические элементы для устранения сферических аберраций, комы и прочих искажений.

I/R (Internal Focus Rear Focus) — объектив не меняющий физических размеров при зумировании, фокусировка происходит за счёт смещения линз внутри объектива.

Float — система плавающих линз в объективе. Предназначена для устранения аберраций при фокусировки на коротких расстояниях.

CaF2 (Fluorite) — применяется флюоритовый элемент, обладающий исключительно низким коэффициентом рассеивания и устраняющий вторичные (пурпурно-зелёные) хроматические аберрации ещё эффективнее, чем сверхнизкодисперсионное стекло (UD или S-UD ).

CA (Circular Aperture) — закругленная диафрагма. В закругленной диафрагме используются лепестки, разработанные для создания круглого отверстия для получения более красивого смягчающего эффекта размытия (бокэ).

Fluorine coating - специальное флюориНовое покрытие передней и/или задней линз, предотвращающее загрязнение и образование жирных пятен, а также - имеющее каплеотталкивающие свойства.

Обратите внимание, что не все обозначения могут быть нанесены на корпус объектива. Так как многие технологии уже стали правилом "хорошего тона" и применяются практически во всей линейке продукции, упоминанио о них вы найдете только в спецификациях современных объективов - в мануале или на сайте.

Надеюсь, эта статья ответит на многие вопросы и поможет Вам в выборе. Со временем она будет обновляться и "обрастать" новой информацией - следите за обновлениями и оставайтесь с нами!

Похожие публикации