Что относится к малым группам. Социология малых групп

Разными школами и исследователями выделяется множество частных классификаций групп, в основном дихотомического толка. Так, выделяют группы лабораторные и естественные, формальные официальные и неформальные неофициальные (по способу возникновения), организованные и неорганизованные (по степени регламентации отношений и жизнедеятельности), референтные группы и группы членства (с точки зрения их ценностной значимости для участника), первичные и вторичные (с точки зрения непосредственности - опосредованности контактов), большие и малые.

На последней дихотомии остановимся особо.

На первый взгляд, за этой незамысловатой типологией стоит число участников группы. Небольшое число участников - малая группа, много участников - большая группа. Однако в отечественной традиции разделение этих двух типов групп имеет более весомые основания. Большая и малая социальные группы не просто различаются по количеству членов, - это принципиально разные типы групп.

К малым относят разнообразные социальные объединения людей с небольшим и конечным числом участников, которые в той или иной форме включены в существующую систему общественного производства и контроля (к формальному определению малой группы мы обратимся чуть ниже).

Малые группы - это рабочие коллективы, научные лаборатории, учебные объединения, спортивные команды и т.д. Малые группы существуют реально: они доступны непосредственному восприятию, обозримы по своему размеру и времени существования. Их изучение может проводиться через специфические приемы работы со всеми членами группы (наблюдение за взаимодействием в группе, опросы, тесты на особенности групповой динамики, эксперимент). И что очень важно: можно вычленить конкретную цель существования таких групп (шаблон деятельности), так как они организованы по поводу какой-то деятельности, материальной или духовной.

К большим группам относят значительные по числу участников и изменяющиеся человеческие сообщества, члены которых не находятся в прямом контакте и вообще могут не знать о существовании друг друга. Членов большой группы объединяют те или иные признаки непсихологического свойства: проживание на одной территории, принадлежность к определенному социальному слою (экономическое положение), нахождение в определенном месте в определенный час и другое. Большие группы в свою очередь разделяются на два подтипа.

К первому относятся этносы, классы, профессиональные группы. Их отличает длительность существования, закономерность возникновения и развития с точки зрения социальной истории.

Ко второму относятся публика, толпа, аудитория - общности, возникшие случайно и существующие кратковременно. Однако в них люди некоторое время включены в общее эмоциональное пространство. Этнос трудно представить в виде большой группы людей, расположившихся на какой-то гигантской площадке, так же как всех цирковых артистов или весь средний класс пусть даже только определенного государства.

Есть, конечно, любопытные примеры. Скажем, на Кубе в период расцвета правления Фиделя Кастро один раз в год проводился невероятных размеров митинг, на который стекалось все взрослое население острова (это сотни тысяч человек!). Трудно сказать, что в этот момент представляла собой эта совокупность людей - толпу или большую группу под названием "народ Республики Куба".

Принципиальное различие больших групп первого и второго подтипа - в механизмах, регулирующих внутригрупповые процессы.

Так называемые организованные большие группы управляются специфическими социальными механизмами: традициями, обычаями, нравами. Можно вычленить и описать типичный для представителя таких групп образ жизни, особенности характера, самосознания.

Неорганизованные большие группы управляются социально-психологическими механизмами эмоциональной природы: подражанием, внушением, заражением. Для них характерна общность чувств и настроений в определенный момент времени, которая, однако, не свидетельствует о более глубокой психологической общности участников такого рода социальных образований.

Почти 100 лет малая группа остается предметом живого интереса различных социально-психологических школ и направлений, огромного числа теоретиков, исследователей и практиков в Америке, Евразии, Австралии. Множество подходов, определений, постановок проблемы, еще больше - критики в адрес оппонентов. Трудно представить себе определение, которое устроило бы всех без исключения и при этом имело хоть какое-то конкретное содержание.

Мы обратимся к подходу, предложенному московской социально-психологической школой. Вслед за Г.М. Андреевой определим малую группу как немногочисленную по составу, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном контакте, что является основой для возникновения групповых норм, процессов и межличностных отношений.

Итак, в соответствии с этим определением два признака создают основу для возникновения малой группы как психологического феномена: совместная деятельность в ее психологическом аспекте (ценности, цели, задачи и способы взаимодействия) и непосредственный контакт, то есть возможность организации межличностного общения. На этой основе возникает и развивается собственно малая группа как социально-психологическое явление.

Исследователи изучают ее разнообразные свойства и признаки. Так, А.И. Донцов, развивая данное определение, выделяет восемь признаков, характеризующих поведение людей в малой группе.

  • 1. Регулярно и продолжительно контактируют лицом к лицу, без посредников.
  • 2. Обладают общей целью, реализация которой позволяет удовлетворить их значимые потребности и интересы.
  • 3. Участвуют в общей системе распределения функций и ролей во внутригрупповом взаимодействии.
  • 4. Разделяют общие нормы и правила взаимодействия внутри группы и в межгрупповых ситуациях.
  • 5. Удовлетворены членством в группе и поэтому испытывают чувства солидарности друг с другом и благодарности группе.
  • 6. Обладают ясным и дифференцированным представлением друг о друге.
  • 7. Связаны стабильными эмоциональными отношениями.
  • 8. Представляют себя как членов одной группы и аналогично воспринимаются со стороны.

Таким образом, малая социальная группа - целостный самостоятельный субъект функционирования и развития, обладающий следующими свойствами.

  • · Состоит из ограниченного, небольшого числа людей.
  • · Возникает в условиях объединения участников общей целью и межличностным общением.
  • · Наделяет входящих в него людей некоторым когнитивным и эмоциональным содержанием.
  • · Определяет особенности их поведения во внутри- и межгрупповых ситуациях.

"Немногочисленная по составу", "небольшое число людей"... Сколько же человек составляют малую группу? Можно ли назвать конкретное число или хотя бы формулу для его определения?

Интерес к этим вопросам возник чуть позже, чем начались интенсивные исследования в области малых групп. В результате можно констатировать следующее: большая часть исследований малых групп проведена в диадах, то есть парах, однако при этом есть все основания считать, что "настоящая малая группа" начинается с триады.

Диада представляет собой весьма специфическую малую группу, многие структуры и процессы разворачиваются и протекают в ней не в полном объеме, приобретают "усеченную" форму. Получается, что "де юре" малая группа начинается с трех человек, а "де факто" - с двух. Попытки установить для малой группы однозначный "верхний предел" также можно считать неудовлетворительными. Понятно, что он находится не выше уровня двух-трех десятков, но где конкретно? Для учебной группы - один предел, для тренинговой - другой, для спортивной команды - третий...

Наиболее удачным можно признать функциональный подход к определению верхней границы малой группы. Его суть в следующем: в группе может быть столько человек, сколько можно эффективно объединить для достижения данной конкретной цели. Психологическое содержание совместной деятельности задает возможное число участников данной группы.

Малая группа - это группа людей, объединенных совместной деятельностью, общими интересами и целями, находящимися в непосредственных взаимоотношениях друг с другом. Наличие непосредственных контактов между всеми членами является группообразующим признаком, поэтому малую группу называют также контактной.

Известный американский социолог и социальный психолог Чарльз Кули (1864-1929) ввел термин «первичная группа» для обозначения групп, в которых преобладают личные связи между людьми, в отличие от безличных связей, характерных для вторичных групп.

Отличительными признаками малой социальной группы явля­ются:

Небольшое число членов;

Непосредственность общения между ее членами;

Общие интересы, цели и совместная деятельность;

Определенная локализация в пространстве и устойчивость во времени;

Разделение труда, координация и дополнительность деятель­ности;

Внутренняя расчлененность функций и групповых ролей;

Общие нормы, установки, ценностные ориентации и способы поведения;

Определенная структура организации и управления;

Групповая идентичность с точки зрения посторонних.

В зависимости от целей и способов объединения малые соци­альные группы делятся на временные и постоянные, естественные (семья, соседи) и искусственные (рабочая бригада, экипаж), первичные и вторичные, свободные (членство в которых основано на добровольном выборе) и обязательные (основанные на принудительном членстве, например, группа заключенных), открытые и закрытые (например, религиозная секта), формальные, неформальные и референтные.

Формальная группа ~ группа, образованная по заранее заданным параметрам (экипаж самолета, производственная бригада, студенческая группа и т. д.). В такой группе предполагается наличие официальных должностей, конкретных функций и ролей. Формальные отношения между людьми обусловлены должностным положением, а не личными качествами входящих в нее членов. Главным интегрирующим (объединяющим) фактором формальной группы является совместная деятельность для достижения определенной цели (целей), например производство строительных материалов, ремонт машин, передача информации и т. д.

Неформальная группа - группа, которая формируется спонтанно в ходе общения людей (компания друзей, дворовая спортивная команда, любители животных и т. д.). В такой группе отсутствуют фиксированные цели и должности, нет ясно регулируемых правил членства, структура отношений определяется не предписанными функциями и ролями, а личными качествами членов группы. Главным интегрирующим фактором неформальной группы является совместный интерес, например игра в футбол, коллекционирование марок и т. д.

В реальной жизни возможны случаи превращения формальной группы в неформальную и наоборот. Например, бывшие члены расформированной бригады продолжают дружить; группа приятелей создает свою фирму. Возможны также варианты, когда группа одновременно является и формальной, и неформальной, например экипаж самолета во время работы является формальной группой, а вне работы - группой приятелей.

В любой формальной группе (организации), как правило, воз­никают неформальные отношения. Они складываются в результате неформального общения членов группы на основе взаимных интересов, склонностей и симпатий. Следовательно, индивид в организации одновременно является субъектом формальных и неформальных отношений.

Референтная группа - реальная или воображаемая группа, которую индивид считает эталоном (образцом) для подражания.

Это группа, на которую ориентируется индивид в своих действиях; которая служит мерой для сравнения и оценки личного поведения; группа, в которую индивид стремится вступить.

Референтные группы оказывают существенное влияние на вос­питание и социализацию личности. Среди подростков (и не только) немало поклонников (фанатов) тех или иных спортивных команд, рок- и поп-групп и др. Поклонники охотно подражают своим кумирам, перенимают свойственные им социальные нормы, ценностные ориентации и образцы поведения. Для отдельных индивидов референтной может также быть группа с негативными характеристиками, например экстремистская, криминальная, националистическая и др.

Малая группа, в соответствии со своим названием, предполагает ограниченное число входящих в нее индивидов. Но в этом вопросе среди исследователей проблемы нет единодушия. Одни считают, что число членов в малой группе варьируется от двух до 15 человек, другие полагают, что число членов не должно превышать 10 человек, третьи «расширяют» состав группы до 20 и более членов.

В социометрии имеется так называемое магическое число - 7+2.

Это число было открыто при исследованиях объема оперативной памяти и означает количество предметов, одновременно удер­живаемых в памяти. Суть проблемы заключается в том, что коммуникационные возможности человека имеют свои пределы. Находясь в группе, индивид в ограниченный период времени должен иметь возможность высказать свое мнение по возникающим проблемам и услышать (воспринять, усвоить) мнение других членов. Если же группа слишком велика, то индивид лишается таких возможностей. «Не услышанный», «непонятый» и «не поняв других», он будет искать другую, более подходящую ему группу. Кроме того, чем многочисленнее группа, тем больше разных (порой несовместимых) интересов может возникнуть в ее среде. И тогда группа либо расколется на относительно самостоятельные подгруппы, либо распадется на отдельные самодостаточные группы.

Магическое число используется и при формировании системы управления в формальных группах. Например, если трудовой коллектив организации (подразделения) состоит из 20 и более человек, то для эффективного управления внутренняя структура этого коллектива должна быть организована так, чтобы на одного непосредственного руководителя приходилось не более семи-восьми подчиненных.

Неформальные групповые нормы. Функционирование и развитие неформальной группы невозможно без единых норм и правил внутригруппового общения. Групповые нормы складываются спонтанно в процессе внутригруппового взаимодействия и представляют собой систему социальной регуляции поведения индивидов в группе. Они формируются естественным образом на базе общности взглядов, интересов, целей, ценностей всех членов группы и той социальной среды, в которой происходит образование группы. Сам процесс формирования ценностно-нормативной системы в группе является достаточно сложным и противоречивым. При этом происходит своего рода «естественный отбор» людей, разделяющих групповые нормы, и «отсев» тех, кто эти нормы не признает. Сформировавшаяся группа, как правило, имеет достаточно четкую систему своих групповых норм, соблюдение которых является обязательным для всех членов группы.

Чем более сплоченной является группа, тем строже она контро­лирует исполнение групповых норм и требований, и тем более острым может быть конфликт в случае нарушения этих норм. Но не бывает правил без исключений. Как и в обществе, в группе люди занимают разные статусно-ролевые, структурно­-функциональные и иные позиции. Поэтому одни члены группы имеют больше возможностей уходить от ответственности за нарушение норм, другие же могут стать «козлом отпущения» и отвечать как за свои, так и за чужие «грехи». Вместе с тем чем привлекательнее группа для индивида, чем ближе ему групповые цели, тем больше он считается с ее нормами и требованиями.

Групповые нормы выполняют следующие жизненно важные для группы функции:

Обеспечивают единообразие поведения и способствуют коор­динации деятельности;

Направляют, регулируют, контролируют и оценивают поведе­ние членов группы;

Обеспечивают интеграцию, упорядоченность и стабильность в группе;

Обеспечивают предсказуемость поведения членов группы;

Создают индивидуальное лицо каждой группы. Групповые нормы - не единственный регулятор внутригруппо­вого общения. В процессе функционирования группа вырабатывает также свои традиции, свою систему и иерархию ценностей, свой язык внутригруппового общения. Все это представляет собой определенную субкультуру, характерную только для той или иной конкретной группы.

Лидер в неформальной группе также не назначается и не выби­рается. Он выделяется и выдвигается благодаря своим личностным качествам. Но при этом его роль очень велика. Лидер является главным выразителем групповых интересов, групповой воли, основным хранителем групповых норм, арбитром в конфликтах.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое социальная общность?

2. Назовите основные виды социальных общностей.

3. Что такое этническая общность?

4. Что такое малая социальная группа, каковы ее отличительные признаки?

5. Назовите основные виды малых социальных групп.

6. Как возникают неформальные групповые нормы? Какова их роль в функционировании группы?

Каждый человек, независимо от своего возраста и рода деятельности, состоит в нескольких малых группах - это семья, школьный класс, спортивная команда. Взаимоотношение индивидуума с другими членами коллектива играет ключевую роль в формировании его личности. Разнообразие видов объединений демонстрирует классификация малых придает особую важность изучению особенностей небольших коллективов и их роли в социуме.

Что такое малая социальная группа

На основе небольших коллективов возможно подробное изучение связи индивидуума с его окружением, влияние общества на его членов. Поэтому в социологических исследованиях важное место занимают понятия «группа», «малая группа», «классификация групп». Дело в том, что большую часть жизни человек проводит в небольших коллективах, которые оказывают сильное влияние на формирование его ценностей.

Социальная группа - это объединение людей, связанных совместной деятельностью и системой межличностных отношений. Такие коллективы классифицируются по величине, то есть по количеству участников.

Малая группа - небольшое объединение людей, связанных совместной деятельностью и находящихся в прямом общении друг с другом. Особенностью такого коллектива является то, что количество его членов не превышает двадцати, а потому они могут беспрепятственно контактировать друг с другом и устанавливать эмоциональную связь.

Признаки

Существует ряд положений, наличие которых может говорить о том, что объединение является малой социальной группой:

  • соприсутствие людей на одной территории в определенное время;
  • эмоциональный контакт между членами коллектива, наличие устойчивых отношений;
  • совместная деятельность, направленная на достижение общей цели;
  • разделение между членами групповых ролей;
  • наличие организационной и управленческой структуры;
  • формирование своих норм и ценностей.

На этих признаках и характере их проявления строится понятие и классификация малых групп. Установление между отдельными членами эмоциональных отношений может привести к появлению подблоков и внутренней структуры.

Виды объединений

Существует несколько аспектов, относительно которых формируется классификация малых групп. Таблица, представленная ниже, демонстрирует виды небольших социальных объединений.

Признак

Типы

Возникновение

Официальные (сознательно организованные) и неформальные.

Способ взаимодействия

Первичные (высокий уровень сплоченности) и вторичные (отсутствие сильных отношений, совместная работа).

Продолжительность существования

Временные (созданные для достижения единичной цели) и стабильные (рассчитанные на длительную работу).

Характер деятельности

Трудовые, исследовательские, развлекательные, идеологические, эстетические, коммуникативные, политические.

Личная значимость

Элитарные и референтные.

Характер внутренних связей

Определяющей является классификация малых социальных групп относительно способа ее возникновения. Формальные объединения создаются руководством и имеют юридический статус. Их деятельность регламентируется определенной документацией. Управление такой группы происходит по принципу «сверху вниз», а ее членов определены организацией.

Неформальные группы возникают спонтанно на основе эмоциональных связей участников. Такие общества не имеют официального статуса, а ее деятельность направлена «снизу вверх». Тем не менее в них также формируются некоторые нормы и ценности, разделяемые всеми членами группы и предопределяющие их поведение. Если в формальных организациях лидер имеет официальные полномочия, то в контактных он действует за счет признания других участников.

Референтный коллектив

На факторе значимости объединения для отдельной личности базируется иная Малая группа, нормы которой играют для человека важную роль, называется референтной (эталонной). Член коллектива перебирает ее ценностную систему, формирует соответствующие стандарты. Такая группа разделяется на два подвида:

  • Идеальная . Индивид не состоит в объединении, однако в своем поведении ориентируется на его нормы.
  • Группа присутствия. Человек является членом этого коллектива и разделяет ценности.

Малые сообщества играют решающую роль в формировании Ребенок видит нормы, принятые в семье и среди друзей. При этом малые социальные группы могут оказывать и негативное влияние на индивида - подавлять его личностные качества (ингибиция), навязывать неверные идеалы.

Социальная значимость

Небольшие организации могут играть разную роль в обществе, в зависимости от ценностей и целей, которые преследует малая группа. Классификация малых групп, основанная на критерии общественной значимости, предполагает существование трех видов объединений: социально ориентированных, асоциальных и антисоциальных. Соответственно, они играют положительную, нейтральную и негативную роль. К социально ориентированным малым группам относят учебные, общественные, производительные организации. Не принимаются людьми различные преступные объединения, которые тем не менее сохраняют авторитет для их членов.

Руководство группой

Управление включает в себя ряд действий, необходимых для организации деятельности объединения. В это понятие входят принятие решений, постановка целей, разработка планов, контроль, координация и прочее. Существует условная классификация малых групп относительно способа управления. Выделяют такие виды отношений:

  • субординация (сверху);
  • координация (горизонтальная система);
  • реординация (снизу).

Успешная организация деятельности базируется на совмещении этих принципов, поиске оптимального варианта построения внутренних отношений.

Глава коллектива

Особенностью организации малых групп является выделение лидера. Это член объединения, который оказывает сильное влияние на ее деятельность. Он пользуется уважением среди других участников благодаря своим личностным качествам и играет важную роль в управлении группы. Деятельность лидера распространяется как на внутреннее, так и на внешнее общение. Он обеспечивает вовлечение членов коллектива в совместную деятельность, осуществляет контроль над принятием решений. Существует классификация малых групп, основанная на уровне вмешательства лидера в деятельность объединения и степени вовлеченности каждого члена в процесс управления сообществом. В наиболее успешных организациях (как контактных, так и формальных), соблюдается баланс между двумя крайностями.

Стили управления

Условная классификация малых групп, берущая за основу вовлеченность членов объединения в процесс ее управления, включает в себя три позиции, представленные в таблице ниже.

Также существует теория X и Y. В первом случае человек изначально избегает работы и предпочитает, чтобы им руководили. Теория Y предполагает, что индивидуум имеет высокий уровень самоконтроля и стремится к ответственности. Соответственно, здесь применимы два разных способа управления.

Давление коллектива

Нормы, принятые в объединении, оказывают влияние на образ жизни ее отдельного члена. Всем известен эксперимент, проведенный с группой детей, где заранее подговоренные участники неверно отвечали на поставленный вопрос, а последний испытуемый повторял слова своих сверстников. Такое явление называется конформизмом. Мнение большинства членов малой группы оказывает на отдельного индивидуума. Противоположностью этому явлению может служить самостоятельность, то есть независимость установок человека от мнения окружения.

При этом важна классификация малых групп относительно того, какую роль она играет для отдельной личности. Чем выше референтность объединения, тем сильнее проявляется конформизм.

Формирование малой социальной группы

Каждый коллектив проходит несколько этапов развития. Психологи Г. Стэнфорд и А. Роарк разработали теорию, которая включает в себя 7 стадий формирования социальной группы. Исследование основано на двухфакторной модели развития коллектива, где существуют противоречия между деловой и эмоциональной активностью.

  1. Знакомство, первые попытки межличностного взаимодействия.
  2. Создание
  3. Стадия конфликта.
  4. Состояние сбалансированности, появление чувства сплоченности.
  5. Формирование единства - повышается деловая активность, ставятся общие цели.
  6. Доминирование не рабочих, а межличностных отношений отдельных членов объединения.
  7. Актуализация, баланс деловой и эмоциональной активности.

Социальные роли в малой группе

За членами объединения могут закрепляться определенные способы поведения, связанные с решением задач или коммуникацией с другими участниками. Роли проявляются как в деловой, так и в эмоциональной активности группы. Например, в процессе решения задач «инициатор» предлагает новые идеи, а «критик» оценивает работу всей группы и находит ее слабые стороны. Роли проявляются и в сфере межличностных отношений коллектива. Так, вдохновитель активно поддерживает идеи других членов, а примиритель отказывается от своего мнения и улаживает конфликтные ситуации.

Малые группы представляют собой социально-психологические общности, которые играют важную функциональную роль в жизни общества. В малых группах отражаются все те общественные отношения, в которые люди включены и которые преломляются в своеобразные внутригрупповые отношения (национальные, профессиональные, семейные). Малые группы – важнейший элемент социализации индивида, подготовки его к жизни в обществе.

Главным предметом исследования социологов являются вопросы формирования, функционирования, развития и распада малых групп. В их анализе выделяют следующие концептуальные подходы :

В социологии малые группы рассматриваются как определенные микросистемы, в которых реализуются многие социальные отношения: разделение труда, взаимодействие, лидерство, иерархия престижа, обычаи, традиции, символы и т.д. Особенностями и основными признаками малых групп считаются малочисленный состав; общность групповых норм, ценностей, целей и линии поведения; непосредственность и устойчивость межличностных контактов; общая деятельность и т.п. Исходя из этого малые социальные группы можно определить как малочисленные по составу объединения людей, которые характеризуются общностью норм, ценностей, интересов, непосредственностью контактов членов группы и выполняют роль той микросреды, где проходит социализация и самореализация личности.

Исследователи определяют пределы количественного состава малых групп:

нижний предел – два-три человека (немецкий социолог Георг Зиммель использовал термины "диада" и "триада");

верхний предел – 7–12 человек, ибо только в таких группах сохраняются устойчивые и непосредственные контакты. В группе из 20–25 или 30–35 человек непосредственность контактов существует, но уже имеются определенные ограничения. Если это, например, школьный класс или студенческая группа, то такого рода ограничениями будут временны́е рамки учебных занятий или общественной деятельности. Более устойчивы непосредственные контакты в группах совместного проживания (в семье или студенческом общежитии), в группах по интересам и т.д.

Типология малых групп

В основу классификации малых групп могут быть положены различные критерии.

Глубина, устойчивость и характер взаимоотношений между членами. По данному критерию различают первичные и вторичные группы.

Первичные группы представляют собой объединения людей, которые характеризуются эмоционально окрашенными, тесными взаимными контактами "лицом к лицу", а также устойчивыми неформальными отношениями (семья, близкие люди, дружеская компания, соседи, родственники). Члены первичных групп социально идентифицированы, они воспринимают себя как коллективное единство, т.е. "мы". В таких группах тоже могут возникать проблемы, противоречия и даже конфликты.

"Не следует предполагать, что единство первичной группы есть единство сплошной гармонии и любви. Это всегда дифференцированное и, как правило, состязательное единство, допускающее самоутверждение и различные... страсти".

Первичные группы дают индивиду самый ранний и наиболее полный опыт социального единства: помогают освоить социальные роли в коллективе, формируют основы социального сознания, т.е. способствуют его первичной социализации и закладывают начала его вхождения в другие социальные группы. В частности, семья как первичная группа является специфической микросредой, в которой формируется и самореализуется индивид. Здесь он приобретает культуру межличностных отношений, осваивает первые социальные роли, усваивает нормы поведения, опыт лидерства или демократических отношений. Межличностные отношения в семье строятся на взаимной привлекательности и ответственности ее членов друг за друга. Семейные конфликты очень часто являются причиной распада данного коллективного единства. Как отмечает П. А. Сорокин, коллективное единство "перестает существовать только тогда, когда прекращается взаимодействие между частью и всеми его членами". Это в той или иной степени относится и к другим первичным группам: соседским, игровым и т.д. В целом же первичный опыт учит людей реализовывать общие интересы и поддерживать друг друга.

Вторичные группы – это объединения людей, в которых контакты между членами группы носят утилитарный, безличный характер; взаимодействия их определенным образом формализованы, функциональны. Между членами группы не обязательны дружеские, личностные отношения, все определяется социальными ролями в профессиональном коллективе, спортивном клубе, студенческой группе, бригаде и т.д. Вторичные группы характеризуются наличием общих целей и задач. В них почти всегда присутствует некоторое число первичных групп (например, студенческая группа включает группу совместно проживающих в общежитии людей, группу симпатизирующих друг другу студентов, в нее могут входить и семейные пары).

Вторичные группы больше ориентированы на реализацию цели, в то время как первичные – на укрепление межличностных связей и отношений внутри группы.

Способ организации групповой деятельности и формы социального контроля. По этому критерию выделяют формально-организованные (формальные) и неформальные группы.

Формальные группы представляют собой объединения людей, деятельность которых строго регламентирована официальными правилами, институтами, документами (законом, договором, положением, уставом, инструкцией и др.). Система внутригрупповых отношений в них характеризуется четким распределением ролей (руководитель – подчиненный, староста студенческой группы – заместитель, общественный деятель – рядовой студент и т.д.), их строгой заданностью и необходимостью выполнения. Как правило, структура формальной группы заранее определена системой более высокого ранга: администрацией организации или того подразделения, в которое данная группа (бригада, спортивная команда, депутатская комиссия, кафедра) входит. Социальный контроль в подобных группах также осуществляется сверху вниз. Исходя из этого система внутригрупповых отношений в формальных группах строится не на групповых интересах, а на "законодательных" предписаниях, невыполнение которых грозит определенными санкциями, вплоть до насильственной изоляции от группы (увольнение или исключение). По своим параметрам формальная группа очень близка к организации.

Неформальные группы – это группы, стихийно или осознанно сформированные на основе общих интересов, норм, ценностей, взаимных симпатий. Внутригрупповые отношения в них строятся по принципу относительной независимости и свободы, характеризуются нечетко выраженной целью взаимосвязей членов группы, а социальный контроль осуществляется по горизонтали и основывается на традициях, выражая групповое мнение. Спецификой неформальных групп является то, что они могут быть ситуативными группами, т.е. образованными в связи с возникновением определенных ситуаций (рок-группы, группы любителей бега и т.п.); как правило, они недолговечны и с изменением ситуации могут исчезнуть. В неформальных группах обычно роли не предписаны, а возникают стихийно. По характеру интересов, значимости норм и ценностей неформальные группы подразделяются на социально значимые и асоциальные. К первым можно отнести дружеские компании, любительские спортивные объединения, клубы по интересам и т.п.; ко вторым – девиантные группы (хулиганы, наркоманы, алкоголики, проститутки и пр.).

Неформальные группы образуются как в открытых сообществах (школа, институт, предприятие и т.п.), так и в закрытых структурах, например, в армии, в местах лишения свободы могут возникать структуры на принципах землячества, общей хозяйственной деятельности.

Продолжительность функционирования. Определяющим основанием является прочность, устойчивость отношений и взаимодействия членов группы. По данному критерию выделяют устойчивые и временные группы.

К устойчивым группам в большей степени относят первичные (семья, родственники), формальные (цех, бригада, фирма, воинское подразделение) и статусные (профессиональные) группы.

Временные малые группы подразделяют на два вида:

а) целевые группы. Они специально создаются для решения каких-либо конкретных задач. К ним могут относиться объединения, формируемые для творческих целей (научные группы, группы дизайнеров), экспериментальные группы, создаваемые для проведения медико-биологических, социальных или других экспериментов, а также контрольные группы, формируемые для проверки чистоты эксперимента и методики его проведения.

Разновидностью целевых групп могут выступать группы давления. Если такая группа оказывает влияние извне – это собственно группа давления, если же она образуется внутри малой группы, – группировка. И группа давления, и группировка представляют собой разновидность временной малой группы, в которую объединяются люди для реализации общих целей и интересов. Им свойственна единая тактика поведения в деле оказания давления для принятия нужных решений;

б) ситуативные группы. Они чаще всего образуются стихийно в связи с конкретной ситуацией, с исчезновением которой исчезает и группа. Примером таких групп могут служить туристские группы выходного дня, экскурсионные группы, группы пикетчиков, пассажиры купе и др.

Референтные группы (терминология М. Шерифа, Р. Мертона) выделяют по степени отношения индивида к социальным нормам и ценностям. Это так называемые группы сравнения , ценности и нормы которых человек для себя выбирает, хотя сам может к ним и не принадлежать. В литературе выделяют три вида референтных групп:

Референтные группы могут быть реальными или воображаемыми. К последним относятся группы, нормы и ценности которых отражаются в сознании индивидов как идеалы для подражания. Реальные референтные группы выступают для личности в качестве образца норм, ценностей, мыслей и поведения (космонавты, разведчики, мастера спорта и т.д.). В социологии референтная группа может быть источником социальной мобильности.

Наконец, по степени взаимодействия общества и группы, уровню свободы во внутригрупповых отношениях выделяют группы закрытые (формальные группы, организации) и открытые (как правило, неформальные).

Существуют рокеры, которые притягивают к себе фанатов как магнитом

Большие и Малые группы

Р азными школами и исследователями выделяется множество частных классификаций групп, в основном дихотомического толка. Так, выделяют группы лабораторные и естественные, формальные официальные и неформальные неофициальные (по способу возникновения), организованные и неорганизованные (по степени регламентации отношений и жизнедеятельности), референтные группы и группы членства (с точки зрения их ценностной значимости для участника), первичные и вторичные (с точки зрения непосредственности - опосредованности контактов), большие и малые .

На последней дихотомии остановимся особо.

На первый взгляд, за этой незамысловатой типологией стоит число участников группы . Небольшое число участников - малая группа, много участников - большая группа. Однако в отечественной традиции разделение этих двух типов групп имеет более весомые основания. Большая и малая социальные группы не просто различаются по количеству членов, - это принципиально разные типы групп.

К малым относят разнообразные социальные объединения людей с небольшим и конечным числом участников, которые в той или иной форме включены в существующую систему общественного производства и контроля (к формальному определению малой группы мы обратимся чуть ниже).

Малые группы - это рабочие коллективы, научные лаборатории, учебные объединения, спортивные команды и т.д. Малые группы существуют реально: они доступны непосредственному восприятию, обозримы по своему размеру и времени существования. Их изучение может проводиться через специфические приемы работы со всеми членами группы (наблюдение за взаимодействием в группе, опросы, тесты на особенности групповой динамики, эксперимент). И что очень важно: можно вычленить конкретную цель существования таких групп (шаблон деятельности), так как они организованы по поводу какой-то деятельности, материальной или духовной.

К большим группам относят значительные по числу участников и изменяющиеся человеческие сообщества, члены которых не находятся в прямом контакте и вообще могут не знать о существовании друг друга. Членов большой группы объединяют те или иные признаки непсихологического свойства: проживание на одной территории, принадлежность к определенному социальному слою (экономическое положение), нахождение в определенном месте в определенный час и другое. Большие группы в свою очередь разделяются на два подтипа.

К первому относятся этносы, классы, профессиональные группы . Их отличает длительность существования, закономерность возникновения и развития с точки зрения социальной истории.

Ко второму относятся публика, толпа, аудитория - общности, возникшие случайно и существующие кратковременно. Однако в них люди некоторое время включены в общее эмоциональное пространство. Этнос трудно представить в виде большой группы людей, расположившихся на какой-то гигантской площадке, так же как всех цирковых артистов или весь средний класс пусть даже только определенного государства.

Большие и Малые группы

Есть, конечно, любопытные примеры. Скажем, на Кубе в период расцвета правления Фиделя Кастро один раз в год проводился невероятных размеров митинг, на который стекалось все взрослое население острова (это сотни тысяч человек!). Трудно сказать, что в этот момент представляла собой эта совокупность людей - толпу или большую группу под названием "народ Республики Куба".

Принципиальное различие больших групп первого и второго подтипа - в механизмах, регулирующих внутригрупповые процессы.

Так называемые организованные большие группы управляются специфическими социальными механизмами: традициями, обычаями, нравами. Можно вычленить и описать типичный для представителя таких групп образ жизни, особенности характера, самосознания.

Неорганизованные большие группы управляются социально-психологическими механизмами эмоциональной природы: подражанием, внушением, заражением. Для них характерна общность чувств и настроений в определенный момент времени, которая, однако, не свидетельствует о более глубокой психологической общности участников такого рода социальных образований.

Почти 100 лет малая группа остается предметом живого интереса различных социально-психологических школ и направлений, огромного числа теоретиков, исследователей и практиков в Америке, Евразии, Австралии. Множество подходов, определений, постановок проблемы, еще больше - критики в адрес оппонентов. Трудно представить себе определение, которое устроило бы всех без исключения и при этом имело хоть какое-то конкретное содержание.

Мы обратимся к подходу, предложенному московской социально-психологической школой. Вслед за Г.М. Андреевой определим малую группу как немногочисленную по составу, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном контакте, что является основой для возникновения групповых норм, процессов и межличностных отношений.

Итак, в соответствии с этим определением два признака создают основу для возникновения малой группы как психологического феномена: совместная деятельность в ее психологическом аспекте (ценности, цели, задачи и способы взаимодействия) и непосредственный контакт, то есть возможность организации межличностного общения. На этой основе возникает и развивается собственно малая группа как социально-психологическое явление.

Исследователи изучают ее разнообразные свойства и признаки. Так, А.И. Донцов, развивая данное определение, выделяет восемь признаков, характеризующих поведение людей в малой группе.

1. Регулярно и продолжительно контактируют лицом к лицу, без посредников.

2. Обладают общей целью, реализация которой позволяет удовлетворить их значимые потребности и интересы.

3. Участвуют в общей системе распределения функций и ролей во внутригрупповом взаимодействии.

4. Разделяют общие нормы и правила взаимодействия внутри группы и в межгрупповых ситуациях.

5. Удовлетворены членством в группе и поэтому испытывают чувства солидарности друг с другом и благодарности группе.

Большие и Малые группы

6. Обладают ясным и дифференцированным представлением друг о друге.

7. Связаны стабильными эмоциональными отношениями.

8. Представляют себя как членов одной группы и аналогично воспринимаются со стороны.

Таким образом, малая социальная группа - целостный самостоятельный субъект функционирования и развития, обладающий следующими свойствами.

· Состоит из ограниченного, небольшого числа людей.

· Возникает в условиях объединения участников общей целью и межличностным общением.

· Наделяет входящих в него людей некоторым когнитивным и эмоциональным содержанием.

· Определяет особенности их поведения во внутри- и межгрупповых ситуациях.

"Немногочисленная по составу", "небольшое число людей"... Сколько же человек составляют малую группу? Можно ли назвать конкретное число или хотя бы формулу для его определения?

Интерес к этим вопросам возник чуть позже, чем начались интенсивные исследования в области малых групп. В результате можно констатировать следующее: большая часть исследований малых групп проведена в диадах, то есть парах, однако при этом есть все основания считать, что "настоящая малая группа" начинается с триады.

Диада представляет собой весьма специфическую малую группу, многие структуры и процессы разворачиваются и протекают в ней не в полном объеме, приобретают "усеченную" форму. Получается, что "де юре" малая группа начинается с трех человек, а "де факто" - с двух. Попытки установить для малой группы однозначный "верхний предел" также можно считать неудовлетворительными. Понятно, что он находится не выше уровня двух-трех десятков, но где конкретно? Для учебной группы - один предел, для тренинговой - другой, для спортивной команды - третий...

Наиболее удачным можно признать функциональный подход к определению верхней границы малой группы . Его суть в следующем: в группе может быть столько человек, сколько можно эффективно объединить для достижения данной конкретной цели. Психологическое содержание совместной деятельности задает возможное число участников данной группы .

Марина БИТЯНОВА, кандидат психологических наук

Основной материал, из которого производятся трубы - профиль нержавейка, относится к достаточно распространенным сортам легированной стали. В качестве легирующей присадки к конструкционной стали, в данном случае, используется хром. Антикоррозийные свойства нержавейки зависят от концентрации хрома в железоуглеродистой массе основного материала

Похожие публикации