Чему учит сказка две пословицы пермяк. Пермяк Е - Две пословицы (чит

Аннотация:

Костя был бережлив, а Федя - добр. Поход на ярмарку сильно изменил бережливого мальчика Костю.

Входит в:

Сборник «Дедушкина копилка», 1957 г.

Сборник «Собрание сочинений в 4 томах», 1979 г.

Сборник «На все цвета радуги», 1959 г.

Сборник «Памятные узелки», 1975 г.

Сборник «Перо и чернильница», 1966 г.

Сборник «Семьсот семьдесят семь мастеров», 1959 г.

Антологию «Литературное чтение. 2 класс. Часть 1», 2012 г.

Издания: ВСЕ (45) /языки: русский (45) /тип: книги (45)

1957 г.
1958 г.
1959 г.
1959 г.
1961 г.
1964 г.
1966 г.
1967 г.
1970 г.
1972 г.
1975 г.
1977 г.
1979 г.
1982 г.
1987 г.
1988 г.
1992 г.
2004 г.
2004 г.
2004 г.
2004 г.
2006 г.
2007 г.
2007 г.
2007 г.
2007 г.
2008 г.
2008 г.
2008 г.
2010 г.
2011 г.
2011 г.
2012 г.
2012 г.
2012 г.
2012 г.
2013 г.
2014 г.
2014 г.
2015 г.
2015 г.
2016 г.
2017 г.
2017 г.
2018 г.

Написать отзыв:

Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители! Регистрация

Тема: «Е. Пермяк «Две пословицы»

Цели урока:

образовательные: познакомить учащихся с новым произведением, способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведений, организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения новых произведений, организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текстов новых произведений, обеспечить осмысление новых слов и понятий “ярмарка”, “пригоршня”, “гривенник”;

развивающие: содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, по ролям, про себя, вслух; создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся; помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала;

воспитывающие: содействовать воспитанию в детях чувства сострадания к слабым, заботы о них, способствовать сплочению классного коллектива, содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Формирование УУД на уроке:

Метапредметные УУД:

— регулятивные: научиться участвовать в обсуждении плана выполнения заданий;- познавательные: научиться анализировать доступные по содержанию художественные тексты;- коммуникативные: научиться действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией (фронтальная, индивидуальная и групповая работа);3. ^

Оборудование:

учебник Литературное чтение 2 класс Л.А. Ефросинина

рабочие тетради

Ход урока.

Орг. момент.

Проверка домашнего задания.

— Какое произведение вы читали дома? (рассказ Митта «Шар а окошке»)

— Какое ещё было задание? (пересказ по плану)

На доске план к этому рассказу. Всё ли верно?

13 SHAPE * MERGEFORMAT 1415

Исправьте ошибку (меняют второй и третий пункт плана местами)

А теперь перескажите по исправленному плану. (1- 2 человека)

Актуализация знаний.

Произведения, какого раздела мы сейчас читаем? (о детях и для детей)

На доске три модели обложек. Сравните их.13 SHAPE * MERGEFORMAT 1415

(все произведения о детях, различаются жанрами)

Какие жанры представлены в моделях (сказка, рассказ, стихотворение)

Пользуясь учебником и хрестоматией, подберите к моделям произведения.

Первичное чтение нового произведения и выявление первичного восприятия.

— Прочитайте название произведения (Е. Пермяк «Две пословицы»)

Читаем произведение (читают хорошо читающие дети)

— Что вам понравилось в этом произведении? Что не понравилось?

Моделирование первой страницы обложки.

·Работа в тетрадях с. 29 № 2. (1 ученик у доски)

— Произведение какого жанра мы читали? Обоснуйте свой ответ. (сказка)

— О ком оно? Назовите тему? (о детях)

— Как называется сказка? (Две пословицы) Почему автор дал такое название? Как еще можно назвать сказку?

Назовите произведение, которое прочитали. (Сказка Е. Пермяка «Две пословицы»)

Повторное чтение и работа над произведением.

Давайте перечитаем сказку.

Прочитайте 1-ый абзац.

— Назови главных героев сказки (Костя и Федя)

13 SHAPE * MERGEFORMAT 1415

— Подберите слова, характеризующие мальчиков.

Костя – бережливый, жадный, скупой.

Федя – добрый, не жадный.

Прочитайте предложение со словами из словарика. Загляните в словарь.

— Как вы поняли значение слова пятак и гривенник? (пятак – пять копеек, гривенник – 10 копеек)

Читаем 2-ой абзац.

— Куда отправился Костя? Зачем? Как вы понимаете значение слова ярмарка?

(Костя пошёл на ярмарку за гармошкой. Ярмарка – рынок, торг)

— Почему не пошёл на ярмарку Федя? Прочитай. (Что ему на ярмарке без денег делать? Только глазеть)

— Кто помогал Косте в пути? (плотвичка, голубь, собака)

Расставь второстепенных героев в последовательности, которой они были в сказке.

Работа в тетради с. 29 № 3

Проверьте.

13 SHAPE * MERGEFORMAT 1415

— Почему все животные помогали Косте? Прочитай.

(Я тебя, Костя, знаю. Ты Федин товарищ.)

Рассмотрите иллюстрацию к сказке. Найдите отрывок, который подходит к рисунку.

— Чему удивился Федя? (Костя стал добрым. Сделал подарок.)

Почитайте последний абзац.

— Что шепнула собака Косте? (две пословицы)

— Как вы поняли смысл пословиц?

7. Работа над выразительным чтением. Чтение по ролям.

Есть ли в сказке диалоги? Что такое диалог? (Разговор двух или нескольких людей.)

Найдите диалог голубя и Кости. Прочитаем его по ролям.

Чтение по ролям диалога двух мальчиков.

Рефлексия.

В народе говорят: «Сказка ложь да в ней намёк – добрым молодцам урок»

— Какой урок извлечём мы из прочитанного произведения?

Обобщение.

На доске несколько книг. Подойдите к доске, возьмите книгу и назовите произведение (русская народная сказка «Хаврошечка», В.Сутеев «Дядя Миша», А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», русская народная сказка «Заячья избушка»).

Найдите признак, по которому можно разделить эти сказки на две группы (авторские и народные)

В какую группу мы добавим сказку, которую читали сегодня? (авторская)

Составить список произведений Е. Пермяка, которые ты читал.

Коля заболел

Шар в окошке

Коля скучает

Коля и его друзья

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

«А. Митта. Шар в окошке.

Е. Пермяк. Две пословицы»

УЧИТЕЛЬ:

Тема «А. Митта. Шар в окошке. Е. Пермяк. Две пословицы»

Цели урока:

образовательные : познакомить учащихся с новыми произведениями, способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведений, организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения новых произведений, организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текстов новых произведений, обеспечить осмысление новых слов и понятий «ярмарка», «пригоршня», «гривенник»;

развивающие : содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, по ролям, про себя, вслух; создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся; помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала;

воспитывающие: содействовать воспитанию в детях чувства сострадания к слабым, заботы о них, способствовать сплочению классного коллектива, содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Оборудование : компьютер и проектор, портреты писателей А. Митты и Е. Пермяка, карточки на доске по сказкам В. Сутеева, макеты обложек произведений, карточки для фонетической зарядки, аудиозаписи, учебник и хрестоматия, рабочие тетради

Учебник : . Литературное чтение.

Тип урока : урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Логика урока : мотивация – актуализация полученных ранее знаний и умений учащихся – организация восприятия – организация осмысления – первичная проверка понимания вопроса – организация первичного закрепления – анализ первичного закрепления – рефлексия

Ход урока

1.Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке. Постановка цели урока.

Дорогие ребята, уважаемые гости! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.

На сегодняшнем уроке мы будем

Думать, размышлять,

На вопросы отвечать,

План рассказа составлять,

2.Актуализация полученных ранее знаний и умений.

— На дом вчера вы получили творческое задание, которое вы выполняли по группам.

1 группа работала в библиотеке , она искала различные сказки В. Сутеева. Готовьте свое задание у доски.

2 группа разыскивала героев сказок В. Сутеева . Возьмите маркеры и работайте на другой стороне доски.

3 группа составляла модель обложки произведения В. Сутеева, которое вы читали дома, вспоминала, чем отличается рассказ от сказки.

— Кто из вашей группы будет составлять модель обложки?

4 группа отрабатывала выразительное чтение .

— Послушаем выразительное чтение по ролям. Прочитать по ролям отрывок на с. 46 в учебнике.

— Молодцы! А теперь послушаем ответ 3 группы, кто у вас отвечает? Докажите, почему это сказка? (Сказка — это произведение устного народного творчества. Главное в сказке — вымысел, фантазия. Рассказ- это небольшое произведение. В нем автор описывает события, которые бывают в жизни).

Ребята, а как считаете вы, кто же из героев сказки лучше?

Сутеев открывает нам мир человеческих отношений. Какие сказки Владимира Григорьевича Сутеева вы нашли в библиотеке? Дадим слово 1 группе.

— А каких героев сказок вы знаете? Дадим слово 2 группе.

— Ребята, а кого бы вы еще дополнили?

Работа в тетрадях.

Откройте рабочие тетради, назовите героев сказки «Кто лучше?».

— Какой была девочка?

— Какое слово вы не захотели отмечать в своей тетради?

— Какие загадки вы записали дома в свои тетради о героях сказки? Прочитайте.

3. Сообщение новой темы урока.

— На сегодняшнем уроке мы продолжим складывать кирпичики нашего дома добра и дружбы, который мы начали строить 1 сентября. Мы положили кирпичики доброты, трудолюбия, уважения, а сегодня мы закладываем одни из самых важных кирпичиков – кирпичики дружбы. Ребята, вы помните наш «Фонарик дружбы», сегодня мы зажжем его вновь, чтобы в нашем доме было тепло и уютно.

Кто в дружбу верит горячо,

Кто рядом чувствует плечо, звучит тихая мелодия

Тот никогда не упадет,

В любой беде не пропадет,

А если и споткнется вдруг,

То встать ему поможет друг!

Всегда в беде надежный друг

Ему протянет руку.

Много сказок, много рассказов написано о дружбе, а мы сегодня будем знакомиться только с двумя произведениями. Ваша задача определить, каков жанр и тема этих произведений?

3.Речевая разминка.

Итак, вперед, разминка ждет!

Упражнение 1. Артикуляционная гимнастика .

— Открыть рот, кончиком языка поднять к верхним зубам, потом опустить вниз, повернуть вправо, влево, кругом.

Упражнение 2 . Развитие высоты голоса.

У У У У

У У У У

О О О О
О О О О
О О

а а а а

а а а а

и и и и

и и и и

э э э э

э э э э

Упражнение3. Дыхательная гимнастика .

Погасите активным и прерывистым выдохом несколько воображаемых горящих свечей (фу! –фу! –фу!)

Упражнение 4. На развитие интонационной выразительности речи .

Мы завтра идем в поход.

Прочитайте

Печально

Удивлённо

Радостно

— Молодцы! Мы готовы к дальнейшей работе.

4.Организация восприятия и усвоения учащимися материала.

Девизом нашей дальнейшей работы мы возьмем слова из замечательной детской песни, давайте прочитаем все вместе.

Если с другом вышел в путь,

Веселей дорога.

Без друзей меня чуть-чуть,

А с друзьями много.

— Сегодня мы знакомимся с произведением А. Митта «Шар в окошке».

Работа с текстом .

— Почему Коле стало хорошо?

— Какие друзья у Коли?

5. Организация осмысления учащимися нового материала

— Нам нужно подготовиться к подробному пересказу этого текста. Давайте составим план. Разложите эти карточки в нужном порядке по сюжету текста.

Составление плана.

Определение тона чтения.

— Ребята, давайте, определим тон чтения всего текста.

В начале текста? (печальный, скучный)

В середине текста? (удивленный)

В конце текста? (радостный)

Словарная работа.

Давайте поработаем над некоторыми словами и выражениями.

Компресс

— Поднимите руки, кому мама хоть раз ставила компресс.

Четко проговаривайте за мной.

Нос от капель щи плет

— Обратите внимание на длительную паузу.

Нельзя,//з аразиться могут.

Чтение текста по составленному плану.

6. Первичная проверка понимания рассказа

Пересказ по плану.

Давайте попробуем подробно пересказать этот текст по плану.

Составление модели обложки.

7. Организация деятельности школьников в рабочей тетради.

— О ком или о чем этот рассказ?

— Какими вы представляете друзей Коли?

— Какая пословица подходит к этому рассказу?

Физкультминутка (по Базарному).

Левой рукой покажите красный шарик на стене и внимательно посмотрите на него, правой рукой покажите зеленый шарик на стене и внимательно посмотрите на него, найдите шарик на потолке и посмотрите на него, а теперь посмотрите на шарик в книге (смена фокуса зрения).

8. Организация восприятия и усвоения учащимися нового произведения

Знакомство с произведением Е. Пермяка «Две пословицы».

— Познакомимся с новым произведением Евгения Андреевича Пермяка «Две пословицы».

Ваша задача: выяснить жанр и тему произведения. Доказать свою точку зрения. Составить модель обложки произведения.

Не все слова в тексте вам будут понятны, давайте разберемся.

Словарная работа.

Ярмарка

Пригоршня – горсть (ладонь)

Медяки – медные копейки

Пятак – 5 копеек

Гривенник -10 копеек

Глазеть – смотреть с удивлением

Плотвичка – вид мелкой рыбы

Кудлатая (……….) собака

Познакомить вас с текстом мне помогут Валерия и Дима.

9. Организация осмысления учащимися нового материала

Составление обложки.

— Жанр, тема? Почему?

— Как называется это произведение?

Работа по тексту. Выборочное чтение.

— Прочитайте словесный портрет Кости, Феди.

— Кто помогал Косте?

— Что шепнула собака Косте на ярмарке?

— Давайте разберем сюжетную линию сказки по нашей схеме.

С чего начинается сюжет сказки?

Как развивается действие?

— Самый напряженный момент?

— Как продолжается действие?

— Чем заканчивается сюжет сказки?

(на экране появляются две пословицы)

— Как вы можете объяснить смысл этих пословиц?

10. Первичная проверка понимания рассказа: выборочное чтение по схеме развития сюжетной линии сказки.

Вывод.

озаглавил свое произведение «Две пословицы»?

О дружбе сложено так много песен, а одну из них мы пели на уроке музыки. Давайте вспомним эти слова и прочитаем хором.

Друг в беде не бросит.

Лишнего не спросит.

Вот что значит настоящий

Верный друг!

11. Итог урока. Обобщение и систематизация новых знаний, полученных на уроке: сравнение двух произведений (жанр, тема, выводы)

— Мы рассмотрели два произведения. Давайте сравним модели обложек.

— В чем отличия?

— Чем похожи эти произведения?

— Чему учит рассказ А. Митты «Шар в окошке»?

— Чему учит сказка Е. Пермяка «Две пословицы»?

12. Разноуровневое домашнее задание.

2. Подготовить подробный пересказ «Шар в окошке».

3. 1 группа. Разбить сказку Е. Пермяка «Две пословицы» на части в соответствии со схемой развития сюжета.

4. 2 группа. В рабочей тетради выполнить задание на с.28-29 по произведению «Две пословицы».

13. Рефлексия.

— У вас на столах лежат нарисованные шарики. Они у вас будут грустить или радоваться после нашего урока. Нарисуйте ваше отношение. Покажите друг другу. А к нам на урок стучится красный шарик, который на своей ниточке унесет наш привет всем людям, которые нуждаются в добром и надежном друге.

Урок литературного чтения, 2 класс

УМК «Начальная школа XXI века»

Тема урока: «Е.А.Пермяк «Две пословицы»

Подготовила и провела в рамках проведения декады начальной школы

в МОУ — лицей №32

учитель высшей квалификационной категории,

Почётный работник общего образования РФ

Жолобова Мария Степановна

Цели урока:

1.Создать условия для формирования читательских навыков: чтения, анализа прочитанного, развития монологической речи.

2.Способствовать развитию навыков работы над сюжетом произведения, сравнительного анализа, работы с толковым словарём.

3.Содействовать выработке внимательного отношения к художественному слову, воспитанию коммуникативных правил при работе в группах, нравственному воспитанию учащихся.

Формирование УУД на уроке:

    Метапредметные УУД:

— регулятивные: научиться участвовать в обсуждении плана выполнения заданий;

— познавательные: научиться анализировать и сравнивать доступные по содержанию художественные тексты;

— коммуникативные: научиться действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией (фронтальная, индивидуальная и групповая работа);

3. Личностные УУД: формирование начальных представлений о

нравственных понятиях (забота о других, верность в дружбе).

Материально-техническое оснащение урока :

учебники, карточки для индивидуальной работы, карточки для групповой работы, презентация, портреты Е.Пермяка и А.Митта.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Речевая разминка.

Речевая разминка 2 слайда:

а)Ра-ра-ра — игра, кора, дыра, нора.

Жи-жи-жи — лыжи, ужи, ножи, ежи.

Чка-чка-чка -дочка, ночка, свечка, печка

б)Скороговорка: Как на горке на пригорке жили тридцать три Егорки (произнести с различной скоростью и различной интонацией)

III. Проверка домашнего задания:

Личностные УУД: формирование начальных представлений о

нравственных понятиях (забота о других, верность в дружбе).

1. Какое произведение читали дома? (А.Митта «Шар в окошке»)

— А какое задание нужно было выполнить?

— Что же представляет собой модель обложки этого произведения?

Покажите, все ли её сделали?

— Кто её озвучит? (слайд «Проверьте себя»)

— Поднимите руку, у кого не такая модель получилась дома?

2. Ребята, перед вами план рассказа, только вразброс. Давайте составим его так, чтобы он соответствовал содержанию (слайд).

Регулятивные: научиться участвовать в обсуждении плана выполнения заданий;

3.-Пересказ по плану.

Пока мы будем пересказывать, Костя Лотков и Матвей Селин получают карточки с индивидуальными заданиями:

А) Костя: Найти среди множества слов однокоренные слова со словом «дружба».

Б) Матвей: Из данных слов составить пословицу: друзей, без, человек, без, дерево, что, корней. Как ты её понимаешь?

4. Личностные УУД: формирование начальных представлений о

нравственных понятиях (забота о других, верность в дружбе).

(слайд) — Почему же Коле стало хорошо? (работа с классом)

— Какие друзья у Коли?

(слайд) — верные — весёлые

— равнодушные — трусливые

— находчивые — заботливые

— О чём же этот рассказ?

— А что такое дружба? (ответы детей)

— (слайд) Давайте прочтём значение этого слова, которое даётся в толковом словаре В.И.Даля.

— (Проверка индивидуальной работы по карточкам)- (слайд) На этом слайде вы видите слова, из которых Матвею нужно было составить пословицу. Слушаем Матвея:

— (слайд) «Человек без друзей, что дерево без корней» и рассказывает, как её понимает.

— (слайд для Кости) из множества слов выбраны: друг, дружить, дружный

— Чему же нас учит рассказ Александра Митта «Шар в окошке»?

IV. Теперь переходим к новому материалу.

. (слайд) Прочитайте, пожалуйста, тему урока.

— Ребята, перед вами две модели обложек. В процессе работы на уроке я предлагаю вам провести исследование , чтобы доказать, какая же из этих двух моделей подходит к нашему произведению. А как выдумаете, что нам нужно знать, чтобы определить, какая модель обложки подходит к нашему произведению?

— Что же мы будем делать на уроке?

— (рассказ ученика об авторе) Евгений Андреевич Пермяк родился в 1902 году в семье рабочих. Он хорошо знал жизнь рабочих людей, сам очень любил труд, поэтому через все его произведения проходит тема труда. Он написал много пьес, романов, т.е. больших произведений, а юным читателям Е.Пермяк известен как автор сказок и научно-популярных книг для детей.

Пермяк — это его псевдоним, т.к. он родился в г. Пермь.

3. Словарь. При чтении произведения вам встретятся слова, которые в современном русском языке не встречаются. Давайте познакомимся с их лексическим значением.

-ярмарка — большая торговля с развлечениями

-пригоршня — сложенные вместе в виде округлённого вместилища обе ладони

медяки — медные монеты

-пятак — 5 копеек

-гривенник — 10 копеек

-глазеть — смотреть с удивлением

Плотвичка — вид мелкой рыбы

-кудлатая (собака) — лохматая

Первичное чтение текста вслух (комбинированное чтение).

Беседа по выявлению впечатления:

— Что вам понравилось в этом произведении?

— А что не понравилось?

— Какое чувство вызывает это произведение?

— Кто его написал?

— Как озаглавил?

6. Работа в группах:

КоммуникативныеУУД: научиться действовать в соответствии с

коммуникативной ситуацией (групповая работа);

1 группа: — Словесный портрет Кости и Феди.

2 группа: — Кто помогал Косте (кроме собачки)?

3 группа: — Чем и почему собачка помогла Косте? Что она ему шепнула на ярмарке?

4 группа: — Как изменился Костя после событий на ярмарке?

5 группа: — Что связывало Костю и Федю? Разгадав кроссворд, вы прочтёте это слово по вертикали (кроссворд):

— Имя мальчика, который часто покупал корм животным за свои деньги? (Федя)

— Что помогла найти Косте плотвичка? (брод)

— Кто показал Косте дорогу на ярмарку? (голубь)

— Что предложил Костя голубку, чтобы тот показал ему дорогу на ярмарку? (денежку)

— Кто помог Косте на ярмарке вернуть его деньги? (собака)

— Что подарил Костя Феде, когда вернулся с ярмарки? (гармошку)

(Получилось слово «ДРУЖБА»)

Проверка работы в группах.

Личностные УУД: формирование начальных представлений о

нравственных понятиях (забота о других, верность в дружбе).

8. А теперь с помощью схемы (слайд), которую видите на слайде, проведём работу над сюжетом произведения.

а) — О чём говорится во вступлении произведения?

— А в части «развитие действия»?

— Какой, по вашему мнению, самый напряжённый момент в тексте?

— Как же после этого продолжалось действие?

— И чем закончилось произведение?

б) Чему учит нас это произведение?

9. А теперь, когда мы уже прочитали произведение и разобрали его, вернёмся к нашему исследованию, чтобы доказать, какая же модель обложки подходит сюда.

— Подумайте, к какому жанру относится произведение? Почему? Какие признаки сказки знаете?

ВЫВОД: 1. Есть волшебство.

2. Есть троекратный повтор. Значит — это сказка. Но она не начинается словами «Жили-были…»

— Какая геометрическая фигура заменяет слово «сказка»? (круг).

— Какова тема сказки, т.е. о чём она или о ком? (о детях)

— Какого цвета будет наш круг? (жёлтого)

Итак, мы провели наше исследование и доказали, что «Две пословицы» — это сказка о детях.

— Значит, какая модель подходит к этой сказке? (правая)

— Давайте проверим. (слайд)

— Верно! Молодцы!

V. Итог урока.

— Познавательные УУД: научиться анализировать и сравнивать доступные по содержанию художественные тексты;

— Подводя итог нашего урока, я предлагаю сравнить два произведения, с которыми работали на уроке. Вот модели обложек этих произведений.

Посмотрите на них и подумайте, что же у них общего, в чём отличаются.

(Общая тема : о детях.

VI. Рефлексия.

— Что вам понравилось на уроке?

— Каким способом мы решали учебные задачи?

— Где будете применять в жизни знания, полученные на уроке?

VII. Задание на дом: стр.65-68 ответить на вопросы, пересказать.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Тема урока: А. Митта. Шар в окошке. Е. Пермяк. Две пословицы Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала. Цель урока: ознакомление учащихся с новыми произведениями Задачи: организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения новых произведений; организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текстов новых произведений; обеспечить осмысление новых слов и понятий «ярмарка», «пригоршня», «гривенник»;

2 Планируемые результаты Личностные - Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для детей 1 класса правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы). - В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить. 1. Метапредметные УУД - регулятивные: - Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. - Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков). - Учиться планировать учебную деятельность на уроке. - Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике) - познавательные: - Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг. - Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи. - Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях. - коммуникативные: - Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной. - Слушать и понимать речь других. - Вступать в беседу на уроке. - Совместно договариваться о правилах общения и поведения в классе и следовать им. - Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные: Планируют, совместно с учителем, изучения новых произведений; Воспринимают и осмысливают текст новых произведений; Знают слова и понятия «ярмарка», «пригоршня», «гривенник»;

3 Этапы Ход урока УУД Деятельность учителя Деятельность учащихся Проверяют готовность к уроку. Организационный момент Актуализация знаний. Дорогие ребята, уважаемые гости! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами. На сегодняшнем уроке мы будем Думать, размышлять, На вопросы отвечать, План рассказа составлять, Выразительно читать. Кто в дружбу верит горячо, Кто рядом чувствует плечо, Тот никогда не упадет, В любой беде не пропадет, А если и споткнется вдруг, То встать ему поможет друг! Всегда в беде надежный друг Ему протянет руку. Регулятивные: волевая саморегуляция Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Много сказок, много рассказов написано о дружбе, а мы сегодня будем знакомиться только с двумя произведениями. Ваша задача определить, каков жанр и тема этих произведений? - На уроке мы будем много читать. Прежде, чем читать сделаем речевую разминку. - Итак, вперед, разминка ждет! - Открыть рот, кончиком языка поднять к верхним зубам, потом опустить вниз, повернуть вправо, влево, кругом. Повышение и понижение голоса при произнесении гласных: Выполняют речевую разминку.

4 эээуууааа Дыхательная гимнастика. Погасите активным и прерывистым выдохом несколько воображаемых горящих свечей (фу! фу! фу!) На развитие интонационной выразительности речи. Мы завтра идем в поход. Прочитайте Печально Удивлённо Радостно - Молодцы! Мы готовы к дальнейшей работе. Основная часть -Девизом нашей дальнейшей работы мы возьмем слова из замечательной детской песни, давайте прочитаем все вместе. Если с другом вышел в путь, Веселей дорога. Без друзей меня чуть-чуть, А с друзьями много. - Сегодня мы знакомимся с произведением А.Митта «Шар в окошке». (1 абзац читаю сама) - Прочитайте, что же случилось с Колей дальше. - Почему Коле стало хорошо? - Какие друзья у Коли? - Нам нужно подготовиться к подробному пересказу этого текста. Давайте составим план. Разложите эти карточки в чтение текста про себя самостоятельно К Коле пришли друзья. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, Планирование. прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением).

5 нужном порядке по сюжету текста. - Ребята, давайте, определим тон чтения всего текста. В начале текста? В середине текста? В конце текста? Давайте попробуем подробно пересказать этот текст по плану. печальный, скучный удивленный радостный Знакомство с произведением Е.Пермяка «Две пословицы». - Познакомимся с новым произведением Евгения Андреевича Пермяка «Две пословицы». Не все слова в тексте вам будут понятны, давайте разберемся. Словарная работа. Ярмарка - большая торговля с развлечениями Пригоршня горсть (ладонь) Медяки медные копейки Пятак 5 копеек Гривенник -10 копеек Глазеть смотреть с удивлением Плотвичка вид мелкой рыбы Кудлатая (.) собака Семиголосая гармошечка (звучат все семь нот) - Работа по тексту. - Прочитайте словесный портрет Кости, Феди. - Кто помогал Косте? - Что шепнула собака Косте на ярмарке? Выборочное чтение. Ответы детей

6 -С чего начинается сюжет сказки? -Как развивается действие? - Самый напряженный момент? - Как продолжается действие? - Чем заканчивается сюжет сказки? (на экране появляются две пословицы) - Как вы можете объяснить смысл этих пословиц? Рефлексия деятельности уроке. учебной на - Почему Евгений Пермяк озаглавил свое произведение «Две пословицы»? - О дружбе сложено так много песен, а одну из них вы пели на уроке музыки. Друг в беде не бросит. Лишнего не спросит. Вот что значит настоящий Верный друг! - Мы рассмотрели два произведения. - Чему учит рассказ А. Митты «Шар в окошке»? - Чему учит сказка Е.Пермяка «Две пословицы»? Подготовить подробный пересказ «Шар в окошке». Нарисовать иллюстрации к произведениям. Дружбе. Познавательные: оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли.


Муниципальное общеобразовательное учреждение Коломыцевская средняя общеобразовательная школа УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ «А. Митта. Шар в окошке. Е. Пермяк. Две пословицы» 2 класс УЧИТЕЛЬ: Соловьева Елена

Технологическая карта к уроку литературного чтения во 2 классе Б. Житков «Храбрый утёнок» Цель урока: -Познакомить учащихся с творчеством Б.С.Житкова; -Развивать навыки выразительного чтения; учить делить

Технологическая карта урока по чтение 2 класс Учитель: Аббасова Ч.Г. УМК Предмет: Класс: Тема: Цель урока: Задачи: Планируемый результат: «Школа России» Литературное чтение 2 «Страшный рассказ» Е. Чарушин

Тема Урок 3 Цели: Предмет: литература Класс: 5 Тип урока: урок открытия нового знания Планируемые результаты: Основные понятия Ресурс (учебники, наглядные пособия, ИКТ): Малые жанры фольклора Технологическая

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета. В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования данная рабочая программа для

1 Календарно-тематическое планиро 4 класс Умники и Умницы на основе программы Холодовой О.А. «Юным умникам и умницам. познавательных способностей», с использом методического пособия О. Холодовой «Юным

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Худоеланская основная общеобразовательная школа» РАССМОТРЕНО: на заседании МО «29» августа 2017 г. Протокол 1 Руководитель МО /С.Л.Басацкая/ СОГЛАСОВАНО:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 121» Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Буду настоящим читателем» 3 класс (начальное общее образование)

Учитель: Павлова Ирина Леонидовна Предмет: Литературное чтение. Тема урока: Мечты о смелых и отважных. Стихотворение Н. Матвеевой «Пираты» Класс: 2 класс Тип урока: урок открытия новых знаний (ОС «Школа

Одним из результатов обучения в начальной школе является формирование коммуникативных и информационных умений. В связи с этим к итоговым работам по математике и русскому языку добавляется комплексная проверочная

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Личностные результаты изучения курса в 1-м классе: Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 2 КЛАСС, ПРОГРАММА «ШКОЛА 2100» 2014 2015 УЧЕБНЫЙ ГОД Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты изучения курса в 1-м классе: Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве

Математика 2 класс Образовательная система «Школа 2100» Петерсон, Л. Г. Математика. 2 класс: учебник Л. Г. Петерсон. М.: Ювента, 2013 Урок 52. Тема: Числовые и буквенные выражения. (часть 2, урок 2) Цели:

Технологическая карта урока Учебный предмет: литературное чтение Класс: 1 Учитель: Домнина Елена Ефимовна Автор УМ К: «Школа России» под редакцией А.А Плешакова. Тема урока: Сапгир «Про медведя» Тип урока:

Планируемые результаты Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений: Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения

ФИО Конспект урока по обучению грамоте. ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА литературного чтения (обучение грамоте) ТЕМА урока: «Буква Ч» Бобылева Елена Викторовна Место работы МБУ «Школа 72» Должность Предмет Класс Учебник

Рабочая программа «Литературное чтение 2 класс» 1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение 2 класс» Личностными результатами изучения предмета

Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Школа здоровья» В результате изучения данного курса в обучающиеся получат возможность формирования: личностныхрезультатов готовность и способность обучающихся

Урок окружающего мира 1 класс УМК «Школа России» 1 Тема урока: Как живет семья? Тип урока: ОНЗ Оборудование: учебник «Окружающий мир» А.А.Плешаков, рабочая тетрадь, смайлики 2 Окружающий мир 1 класс УМК

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ НА ТЕМУ: «КВАДРАТ И КУБ ЧИСЛА» (П. 16) (первый урок из двух по данной теме). Базовый учебник: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. Математика, 5 класс. Учебник

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ (ФГОС) Ф.И.О. Масленникова Е.Н. Предмет: Литературное чтение. Класс: 2-Ж класс Дата: 19.03.20014г. Тема урока Цель урока Е.Благинина «Посидим

Технологическая карта урока математики. Андреева Надежда Николаевна Тема урока «Умножение десятичных дробей на натуральное число» (5 класс) Цели (задачи) урока образовательные: Формировать умения выполнять

Из опыта работы учителя гимназии Солодовниковой П.В. по созданию эффективной психолого-педагогической среды на уроке для формирования универсальных учебных действий. Программа «Школа 2100» Класс: 1-й В

Разработка урока математики в 1 классе Тема урока «Числа 0-10.» Тема: Числа 0 10. (Урок построения системы знаний). Основные предметные цели: Обобщить и закрепить: - состав чисел 0 10; - случаи сложения

Предмет: литературное чтение Класс: 3 класс система «Школа 2100» авторов Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой Тема урока: В.Драгунский «Тайное становится явным» чтение и анализ рассказа Цель: Формировать умение через

Тема урока: К.Ушинский Плутишка кот Учебная задача: ученик научится отличать народную сказку от авторской Планируемые предметные результаты (ПР): 1. Умение отличать произведения фольклорной литературы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа 30 имени майора П.Ф.Баштовенко ст. Петровской муниципального образования Славянский район РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКОГО

РАЗДЕЛ 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ В методических разработках каждый урок представлен тремя блоками. 1-й блок целевые установки урока. Конкретизация целевых установок осуществляется через характеристику:

Тема: Единицы массы. Тонна, центнер. Ачикасова Я.М. 4 класс. Образовательная система Тип урока Цель урока Планируемые результаты Оборудование: «Планета знаний» Изучение нового материала Формирование представлений

Приложение 1 к приказу МБОУ «СОШ 6 им. В.А. Горишнего» г. Симферополя от 25.09.2018г. 385 Учебный план Начальное общее образование Учебный план начального общего образования МБОУ «СОШ 6 им. В.А. Горишнего»

I. Планируемые результаты освоения учебного предмета На первой ступени школьного обучения в ходе освоения математического содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных,

1 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Математика и информатика» 2-й класс Личностными результатами изучения «Математика и информатика» во 2-м классе является формирование следующих умений:

АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Предмет: Русский язык Класс: 2 Количество часов по учебному плану: всего- 136часов в год (4 часа в неделю) УМК: 1. Авторская программа «Перспективная начальная школа» на основе

Математика 2 класс программа «Школа 2100» 2014 2015 учебный год Рабочая программа по математике составлена на основании примерной основной образовательной программы ФГОС и авторской С.А. Козлова, А.Г.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПРИОЗЕРСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СОСНОВСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ» ПРИЛОЖЕНИЕ к основной образовательной

Технологическая карта урока музыки в 1 классе Учитель: Долгова Людмила Михайловна, МБУ «Школа 4 имени Н.В. Абрамова», г.о.тольятти Класс: 1Б класс Предмет: музыка Дата проведения: 03.03.2017 Тема урока:

Приложение к ООП НОО МАОУ СОШ 23 г. Липецка ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЛИПЕЦКА МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 23 ИМЕНИ С.В.ДОБРИНА

Общая часть Технологическая карта урока Предмет Литературное чтение Класс, ФИ учащегося Тема урока Тип урока Цель Открытие нового знания В. Драгунский «Что любит Мишка» 4 класс познакомить учащихся с рассказом

Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления кружка «Умники и Умницы» для обучающихся 1 «В» класса разработана в соответствии с требованиями: Федеральный

Технологическая карта урока литературы в 5 классе Ф.И. О. педагога: Жернова Надежда Викторовна Предмет Литература Класс 5 Тема: Сказы П. П. Бажова. Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений

Технологическая карта урока «Помощник» М.Пляцковский (Школа России) Учебный предмет Литературное чтение Класс 1 Тип урока Урок изучения нового материала Цели урока Познакомить обучающихся с авторской сказкой

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет Литературное чтение Класс 1 класс Автор УМК В.Г. Горецкий Тема урока «СДП при ознакомлении с жизнью и творчеством А.С.Пушкина и его сказками» Тип урока Учебное занятие

1 Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» в 1 классе на 2016-2017 уч.г. Результаты изучения учебного предмета Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие

Планируемые личностные результаты Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее планируемые результаты) являются одним из важнейших механизмов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Истьинская средняя школа» муниципального образования Старожиловский муниципальный район Рязанской области ПЛАН - КОНСПЕКТ открытого урока музыки

Технологическая карта урока математики Тема урока: Задачи с величинами цена, количество, стоимость. Тип урока: открытие нового знания (в технологии деятельностного метода) Класс: 2 класс Учитель: Волошина

Технологическая карта урока литературы Учитель русского языка и литературы - Дреневская Тамара Яковлевна Класс: 5 Тема: Самуил Яковлевич Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Урок закрепления изученного

МАОУ Масальская общеобразовательная школа Урок математики в 3 классе по теме: «Умножение на число 10» Учитель Григорьева Л.П. 2014г Тема урока: «Умножение на число 10» Тип урока: открытие новых знаний.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 121» Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Буду настоящим читателем» 1 класс (начальное общее образование)

Приложение к ООП НОО МБОУ «СОШ 3» г.о. Реутов Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 3 с углубленным изучением отдельных предметов» Согласовано Протокол

Открытый урок по математике «Знакомство с диаграммой» УМК «Перспектива», 2 класс Учитель: Муругова Е.А. Открытие новых знаний Цель: знакомство со столбчатыми диаграммами как одним из способов представления

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 4 Учитель: Недодева Ольга Николаевна УМК: Перспективная начальная школа Тема урока: «Орфограммы в окончаниях глаголов: безударные личные окончания»

Рабочая программа «Литературное чтение» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» разработана на основе ФГОС НОО, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности

Учитель: Михальченко Нина Васильевна. Предмет: литературное чтение Тип урока: открытие новых знаний. Технологическая карта изучения темы С. Я. Маршак «Автобус 26» Тема С. Я. Маршак «Автобус 26» Цели Образовательные:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 3 имени Тази Гиззата г. Агрыз Агрызского муниципального района Республики Татарстан Урок окружающий мир 3 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 6» Программа рекомендована к работе Утверждаю: педагогическим советом школы Директор МОУ «Средняя Протокол от 202г

Технологическая карта урока литературы Учитель: Акимкина Татьяна Борисовна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Предмет Литература Класс 11 Тип урока Урок применения знаний

Предмет: литературное чтение Класс: 1 класс Учитель: Безбородова Олеся Анатольевна Дата проведения: 02.04.2018г. Тип урока: Урок открытия новых знаний. Тема урока: Сказки авторские и народные «Рукавичка».

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Евдаковская основная общеобразовательная школа» Каменского муниципального района Воронежской области Рассмотрено на заседании ШМО учителей начальных

УМК «Гармония», 2 класс Тема: Басни К.Д. Ушинского «Гусь и журавль» Цели: познакомить детей с баснями К.Д.Ушинского, творчеством и биографией писателя; формировать умение определять басню как жанр литературы,

Бережливым мальчиком Костя рос. Даст ему мать пятачок или даже копеечку, Костя обязательно положит денежку в копилочку. А его дружок Федя - наоборот. Как только появится у него пятак или гривенник, обязательно чего-нибудь да купит. То зерна голубям, то корму рыбам, то собакам собачьей радости - колбасы.

Как-то случилась в большом селе ярмарка. Костя выгреб из своей копилочки пригоршню медяков и решил разных разностей накупить да семиголосую гармошечку. А Федя дома остался. Что ему на ярмарке без денег делать - только глазеть.

Шел Костя на ярмарку лесом, шел - да заблудился. Вдруг видит - голубь летит. А голуби всюду летают, все дороги знают.

Покажи мне, голубь, дорогу, - просит Костя. - Я тебе денежку дам.

Голубь на это отвечает:

Зачем же мне денежка? У меня кармана нет. И кто ты такой, чтобы я тебе дорогу показывал?

А я Федин товарищ, - отвечает Костя.

Тогда другое дело, - говорит голубь. - Покажу.

Я тебя, Костя, знаю. Ты Федин товарищ. Иди, я тебе брод покажу.

И показала. Пришел Костя на ярмарку. А на ярмарке много всяких людей. И хороших и плохих. Вытащил плохой человек Костины денежки. Заплакал бедняга. Жалко. Столько времени копил.

Вдруг подбегает к нему кудлатая собака. Совсем чужая. Незнакомая. Узнала, в чем дело, и говорит Косте:

Не горюй! Жди меня тут.

А у собак, известно, нюх хороший. Они все могут вынюхать и узнать. Любого вора найдут.

Вынюхала собака, у кого Костины деньги, отобрала их да к Косте принесла. Принесла их Косте и кое-что ему на ухо шепнула.

Накупил Костя разных разностей, орехов-сладостей и семиголосую гармошечку. Идет Костя домой и всех угощает разными разностями, орехами-сладостями. И птиц, и рыб, и пчел.

Пришел Костя к себе в деревню, нашел Федю и подает ему семиголосую гармошечку.

Жил на свете мальчик Андрюша Рыженький. Это был трусливый мальчик. Он всего боялся. Он боялся собак, коров, гусей, мышей, пауков и даже петухов.

Но наибольше всего он боялся чужих мальчишек.

И мама этого мальчика очень и очень грустила, что у неё такой трусливый сынок.

В одно прекрасное утро мама этого мальчика сказала ему:

Ах, как плохо, что ты всего боишься! Только храбрые люди хорошо живут на свете. Только они побеждают врагов, тушат пожары и отважно летают на самолётах. И за это все любят храбрых людей. И все их уважают. Дарят им подарки и дают ордена и медали. А трусливых никто не любит. Над ними смеются и потешаются. И от этого у них жизнь бывает плохая, скучная и неинтересная.



Мальчик Андрюша так ответил своей маме:

С этих пор, мама, я решил быть храбрым человеком. - И с этими словами Андрюша пошёл во двор погулять. А во дворе мальчишки играли в футбол.

Мальчишки эти, обыкновенно, задевали Андрюшу. И он их боялся как огня. И всегда от них убегал. Но сегодня он не убежал. Он крикнул им:

Эй вы, мальчишки! Сегодня я не боюсь вас!

Мальчишки удивились, что Андрюша так смело им крикнул. И даже сами немножко испугались. И даже один из них - Санька Палочкин - сказал:

Сегодня Андрюшка Рыженький что-то задумал против нас. Давайте лучше уйдём, а то нам, пожалуй, попадёт от него.

Но мальчики не ушли. Один дёрнул Андрюшу за нос. Другой сбил ему кепку с головы. Третий мальчик ткнул Андрюшу кулаком. Короче говоря - они немножко побили Андрюшу. И тот с рёвом вернулся домой.

И дома, утирая слёзы, Андрюша сказал маме:

Мама, я сегодня был храбрый, но из этого ничего хорошего не получилось.

Мама сказала:

Глупый мальчик. Недостаточно быть только храбрым, надо быть ещё сильным. Одной храбростью ничего нельзя сделать.

И тогда Андрюша незаметно от мамы взял бабушкину папку и с этой палкой пошёл во двор. Подумал: «Вот теперь я буду сильней, чем обычно. Теперь я разгоню мальчишек в разные стороны, если они на меня нападут».

Андрюша вышел с палкой на двор. А на дворе мальчишек уже не было. Там гуляла чёрная собака, которой Андрюша всегда боялся.

Размахивая палкой, Андрюша сказал этой собаке:

Попробуй только залай на меня - получишь по заслугам. Узнаешь, что такое палка, когда она прогуляется по твоей голове.



Собака начала лаять и бросаться на Андрюшу.

Размахивая палкой, Андрюша раза два ударил собаку по голове, но та забежала сзади и немного порвала Андрюшины штаны.

И Андрюша с рёвом побежал домой. А дома, утирая слёзы, он сказал своей маме:

Мама, как же это так? Я сегодня был сильный и храбрый, но из этого ничего хорошего не получилось. Собака разорвала мои штаны и чуть не укусила меня.

Мама сказала:

Ах ты, глупый мальчонка! Недостаточно быть храбрым и сильным. Надо ещё иметь смекалку. Надо думать и соображать. А ты поступил глупо. Ты размахивал палкой и этим рассердил собаку. Вот за это она и порвала твои штаны. Ты сам виноват.

Андрюша сказал своей маме:

С этих пор я буду всякий раз думать, когда что- нибудь случится.

И вот Андрюша Рыженький в третий раз вышел погулять. Но во дворе уже не было собаки. И мальчишек тоже не было.

Тогда Андрюша Рыженький вышел на улицу, чтобы посмотреть, где мальчишки.

А мальчишки купались в реке. И Андрюша стал смотреть, как они купаются.

И в этот момент один мальчишка, Санька Палоч- кин, захлебнулся в воде и стал кричать:

Ой, спасите, тону!

А мальчишки испугались, что он тонет, и побежали звать взрослых, чтобы те спасли Саньку.

Андрюша Рыженький крикнул Саньке:

Погоди тонуть! Я тебя сейчас спасу.

Андрюша хотел броситься в воду, но потом подумал: «Ой, я плохо плаваю, и у меня не хватит силы спасти Саньку. Я поступлю умней: я сяду в лодку и на лодке подплыву к Саньке».

А у самого берега стояла рыбацкая лодка. Андрюша оттолкнул эту лодку от берега и сам вскочил в неё.

А в лодке лежали вёсла. Андрюша стал бить этими вёслами по воде. Но у него ничего не вышло: он не умел грести. И течение отнесло рыбацкую лодку на середину реки. И Андрюша от страха стал кричать.

А в этот момент по реке плыла другая лодка.

И в этой лодке сидели люди.

Эти люди спасли Саню Палочкина. И кроме того, эти люди догнали рыбацкую лодку, взяли её на буксир и доставили к берегу.

Андрюша пошёл домой и дома, утирая слёзы, сказал своей маме:

Мама, я сегодня был храбрый, я хотел спасти мальчика. Я сегодня был умный, потому что не бросился в воду, а поплыл в лодке. Я сегодня был сильный, потому что оттолкнул тяжёлую лодку от берега и тяжёлыми вёслами колотил по воде. Но у меня ничего не вышло.

Мама сказала:

Глупый мальчик! Я забыла тебе сказать самое главное. Недостаточно быть храбрым, умным и сильным. Это слишком мало. Надо ещё иметь знания. Надо уметь грести, уметь плавать, ездить верхом на лошади, летать на самолёте. Надо многое знать. Надо знать арифметику и алгебру, химию и геометрию. А для того чтобы это всё знать, надо учиться. Кто учится, тот бывает умным. А кто умный, тот должен быть храбрым. А храбрых и умных все любят, потому что они побеждают врагов, тушат пожары, спасают людей и летают на самолётах.

Андрюша сказал:

С этих пор я буду всему учиться.

И мама сказала:

Вот и хорошо.

Джоэль Харрис (Из сказок дядюшки Римуса) БРАТЕЦ ЛИС И БРАТЕЦ КРОЛИК

Как-то вечером мама долго искала своего сынишку. Джоэля не было ни в доме, ни во дворе. Она услышала голоса в старой хижине дядюшки Римуса, заглянула в окно и увидела, что мальчик сидит рядом со стариком.

Мальчик прислонил голову к плечу дядюшки Римуса, во все глаза глядя в морщинистое ласковое лицо.

И вот что услышала мама.

Гонялся, гонялся Братец Лис за Братцем Кроликом, и так и этак ловчился, чтобы его поймать. А Кролик и так и этак ловчился, чтобы Лис его не поймал.

Ну его совсем, - сказал Лис.

И только вылетели эти слова у него изо рта, глядь: вот он скачет по дороге - гладкий, толстый и жирный Кролик!

Погоди, Братец Кролик!
- сказал Лис.

Некогда мне, Братец Лис.

Мне с тобой поболтать охота, Братец Кролик.

Ладно, Братец Лис. Только ты оттуда кричи, где стоишь, не подходи ко мне близко: блох у меня сегодня, блох!
- так сказал Кролик.

Я видал вчера Братца Медведя, - сказал Лис.
- Он такую мне трёпку задал за то, что мы с тобой всё не ладим. "Вы, говорит, соседи, должны жить дружно". Я обещал ему, что потолкую с тобой.

Тут Кролик поскрёб лапкой за ухом - вроде как от радости, - встал и говорит:

Отлично, Братец Лис. Приходи ко мне завтра, пообедаем вместе. Ничего такого нет у нас дома, да жёнушка с ребятками пошарят, уж найдут, чем тебя угостить.

Я с удовольствием, - сказал Лис.

Ну, я буду ждать, - сказал Кролик.

Домой пришёл Братец Кролик грустный-грустный.

Что с тобой, муженёк?
- спрашивает Матушка Крольчиха.

Завтра в гости обещался прийти Братец Лис, - говорит Кролик.
- Нужно нам держать ухо востро, чтобы он не застал нас врасплох.

На другой день Братец Кролик и Матушка Крольчиха встали ранёхонько, до света, и пошли в огород; набрали капусты, моркови и спаржи, состряпали знатный обед.

Вдруг один из крольчат, который играл во дворе, бежит и кричит:

Ой, мама! Ма! Братец Лис идёт!

Тогда Кролик живо - детишек за уши и усадил их, а сам с Матушкой Крольчихой - у дверей: ждут Братца Лиса.

Ждут они, ждут - не идёт Лис. Вот немного погодя выглянул Братец Кролик за дверь потихонечку. Смотрит - из-за угла торчит самый кончик хвоста Лиса. Тогда закрыл Кролик дверь, сел, лапки положил за уши и запел:

Если миску уронить

Разобьётся миска.

Если близко лисий хвост

Значит, близко Лиска.

Вот пообедали Братец Кролик, и Матушка Крольчиха, и все ребятки, и никто им не мешал. А потом приходит Братец Еж и говорит:

Братец Лис просит прощенья: он захворал, никак не мог прийти. Он просит, чтобы Братец Кролик завтра пришёл к нему на обед.

Солнышко поднялось совсем высоко, тогда Кролик вскочил и побежал к дому Лиса. Прибегает, слышит - стонет кто-то. В дверь заглянул и видит - сидит Лис в кресле, весь закутанный в байковое одеяло, а вид у него слабый-слабый. Глянул Кролик по сторонам - нигде не видно обеда. Миска стоит на столе, а рядом острый ножик.

Никак, на обед у тебя курочка, Братец Лис?
- говорит Кролик.

Да, братец Кролик, а какая молоденькая да свеженькая!
- говорит Лис.

Тут Кролик разгладил усы и сказал:

Ты, никак, сготовил без укропа, Братец Лис? Что-то мне в горло не лезет курятина без укропа.

Выскочил Кролик из дверей и стрельнул в кусты, присел и ждёт Лиса. Долго ждать не пришлось, потому что Лис сразу скинул байковое одеяло - и за ним вдогонку. А Кролик кричит ему:

Эй, Братец Лис! Вот я тут положил на пенёк укроп. Бери скорей, пока не увял!

Что же, Лис никогда-никогда не поймал Кролика? А, дядюшка Римус? спросил Джоэль на другой вечер.

Было и так, дружок, чуть-чуть не поймал. Помнишь, как Братец Кролик надул его с укропом?

Вот вскоре после этого пошёл Братец Лис гулять, набрал смолы и слепил из неё человечка - Смоляное Чучелко.

Взял он это Чучелко и посадил у большой дороги, а сам спрятался под куст. Только спрятался, глядь - идёт по дороге вприскочку Кролик: скок-поскок, скок-поскок.

Старый Лис лежал тихо. А Кролик, как увидел Чучелко, удивился, даже - на задние лапки встал. Чучелко сидит и сидит, а Братец Лис - он лежит тихо.

Доброго утра!
- говорит Кролик.
- Славная погодка нынче.

Чучелко молчит, а Лис лежит тихо.

Что ж это ты молчишь?
- говорит Кролик.

Старый Лис только глазом мигнул, а Чучелко - оно ничего не сказало.

Да ты оглох, что ли?
- говорит Кролик.
- Если оглох, я могу погромче кричать.

Чучелко молчит, а Старый Лис лежит тихо.

Ты грубиян, я тебя проучу за это! Да, да, проучу!
- говорит Кролик.

Лис чуть не подавился со смеху, а Чучелко - оно ничего не сказало.

Когда тебя спрашивают, надо отвечать, - говорит Кролик.
- Сейчас же сними шляпу и поздоровайся, а нет - я с тобой разделаюсь по-свойски!

Чучелко молчит, а Братец Лис - он лежит тихо.

Вот Кролик отскочил назад, размахнулся и как стукнет Чучелко по голове кулаком! Кулак прилип, никак не оторвёшь его: смола держит крепко.

А Чучелко всё молчит, и Старый Лис лежит тихо.

Отпусти сейчас же, а то ударю!
- говорит Кролик.

Ударил Чучелко другой рукой, и эта прилипла.

А Чучелко - ни гугу, а Братец Лис - он лежит тихо.

Отпусти, не то я тебе все кости переломаю!
- так сказал Братец Кролик.

Но Чучелко - оно ничего не сказало. Не пускает и только.

Тогда Кролик ударил его ногами, и ноги прилипли.

А Братец Лис лежит тихо.

Кролик кричит:

Если не пустишь, я буду бодаться!

Боднул Чучелко - и голова прилипла. Тогда Лис выскочил из-под куста.

Как поживаешь, Братец Кролик?
- говорит Лис.
- Да что ж ты не здороваешься со мною?

Повалился Лис на землю и ну смеяться. Уж он хохотал, хохотал, даже в боку закололо.

Ну, сегодня-то мы пообедаем вместе, Братец Кролик! Нынче я и укроп припас, так что ты у меня не отвертишься, - сказал Лис.

Тут дядюшка Римус замолчал и стал вынимать из золы картошку.

Старый Лис съел Братца Кролика?
- спросил мальчик дядюшку Римуса.

А кто их знает, - ответил старик.
- Сказка-то кончена. Кто говорит Братец Медведь пришёл, его выручил, а кто говорит - нет. Слышишь, мама зовёт тебя. Беги, дружок. ХРАБРЫЙ БРАТЕЦ ОПОССУМ

Как-то ночью, - сказал дядюшка Римус, посадив мальчика к себе на колени и задумчиво поглаживая его по волосам, - как-то ночью Братец Опоссум зашел к Братцу Еноту; опростали они большую миску тушеной моркови, выкурили по сигаре, а потом отправились погулять, посмотреть, как поживают соседи. Братец Енот все трусцой да трусцой, Братец Опоссум - вприскочку да вприпрыжку. Опоссум до отвала наелся фиников, а Енот наглотался вволю лягушек и головастиков.

Гуляли они, гуляли. Вдруг слышат - где-то в лесу сама с собой толкует собака.

Вдруг она кинется на нас, Братец Опоссум. Что мы будем делать?
- спросил Енот.

Опоссум только усмехнулся:

Ну уж я не дам тебя в обиду, Братец Енот. А ты что будешь делать?

Кто? Я?
- сказал Енот. Пусть попробует, сунется только - все ребра пересчитаю!

А собака увидала их и не стала тратить времени зря. Она и здороваться не стала. Прямо кинулась на них - и все тут.

Братец Опоссум в ту же минуту осклабился, рот до ушей, и кувырнулся на спину, будто мертвый.

А Енот - тот мастер был драться. Подмял под себя собаку и ну трепать. Правду сказать, от собаки не много осталось, а то, что осталось, вырвалось - и наутек, в самую чащу, будто кто пальнул из ружья.

Вот Братец Енот привел свой костюм …

Пермяк Е., сказка "Две пословицы"

Жанр: литературная сказка

Главные герои сказки "Две пословицы" и их характеристика

  1. Костя. Экономный. бережливый мальчик. Все копил монетки, мечтая купить все самое лучшее на ярмарке
  2. Федя. Мальчик добрый, отзывчивый, щедрый, душа на распашку. Готов отдать все что имеет своим друзьям, зверям и птицам.
План пересказа сказки "Две пословицы"
  1. Два товарища
  2. Костя идет на ярмарку
  3. Заблудился в лесу
  4. Помощь голубя
  5. Снесенный мост
  6. Помощь плотвички
  7. Украденные деньги
  8. Помощь собаки
  9. Наказ собаки
  10. Добрый Костя
  11. Подарок для Феди
  12. Что сказала собака
Кратчайшее содержание сказки "Две пословицы" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Жили два товарища, Федя и Костя.
  2. Костя копил деньги, а Федя тратил на своих друзей.
  3. Пошел Костя на ярмарку, чтобы сладостей купить и гармошку.
  4. Заблудился Костя, но ему голубь и плотвичка помогли.
  5. Украли у Кости деньги, но ему собака помогла и тайну открыла.
  6. Подарил Костя гармошку Феди, ведь он понял ценность дружбы.
Главная мысль сказки "Две пословицы"
Нет ничего дороже верного друга, а человеческая доброта всегда найдет отклик в чужом сердце.

Чему учит сказка "Две пословицы"
Эта сказка учит быть добрым, щедрым, уметь дружить. Учит тому, что ни деньги, ни богатство не являются мерилом человеческого счастья. А главное это хорошие, добрые отношения между людьми. Учит сказка помогать другим, и тогда тебе тоже помогут.

Отзыв на сказку "Две пословицы"
Мне понравилась эта простая и бесхитростная история. Мальчик Костя в сказке понял, что одними деньгами сыт не будешь. Что кроме денег нужны и друзья. Потому что одинокий богач всегда несчастен, а окруженный друзьями бедняк всегда счастлив. Поэтому мне очень понравился мальчик Федя, не копивший деньги, но копивший друзей.

Пословицы к сказке "Две пословицы"
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Бережливым быть хорошо, а добрым лучше.
Не в деньгах счастье.
Деньги для человека, а не человек для денег.
Друга на деньги не купишь.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки "Две пословицы"
Жили-были два мальчика, Федя и Костя. Костя рос очень бережливым, если ему мама давала пятачок или копеечку, все в копилку складывал, экономил. А Федя рос добрым и щедрым. Все монетки, которые ему доставались, сразу тратил. То зерна голубям купит, то собакам колбаски.
И вот пошел Костя на ярмарку со своими деньгами. Хотел пряников купить и гармошку новую.
А Федя дома остался, ведь чего на ярмарке без денег делать.
Идет Костя по лесу и понимает, что заблудился. Но видит голубя и спрашивает у того дорогу, обещает ему денежку дать. А голубь отвечает, что денежка ему ни к чему, но раз Костя Федин товарищ, то дорогу он ему покажет.
Показал голубь дорогу, идет Костя дальше. Видит река, а мост снесло. Тут плотвичка подплывает и говорит Косте, что она его знает, он - Федин товарищ. А раз так, то покажет она ему брод.
Перешел Федя реку, дальше идет. Приходит на ярмарку, на товары красивые смотрит, рот разинул. Ну и вытащил какой-то вор все Костины денежки. Заплакал мальчик, но тут к нему собака прибежала, утешает. Обещает найти пропажу. И действительно, скоро отыскала собака все Костины денежки и что-то ему на ухо шепнула.
И накупил Костя разных сладостей, да гармошечку новую. Идет домой всех зверей и птиц угощает, радуется. А как пришел в деревню, гармошку новую Феде протягивает - на подарок, дорогой товарищ.
А Федя удивляется, не узнает друга. Не знает он, что именно шепнула собака Косте на ухо. А шепнула она две пословицы:
Не имей сто рублей
Бережливым быть хорошо, а добрым лучше

Рисунки и иллюстрации к сказке "Две пословицы"

Е. Л. Пермяк
Две пословицы

Бережливым мальчиком Костя рос. Даст ему мать пятачок или даже копеечку, Костя обязательно«Не имей сто рублей, а имей сто друзей». положит денежку в копилку. А его дружок Федя - наоборот. Как только появится у него пятак или гривенник, обязательно чего-нибудь да купит. То зерна голубям, то корму рыбам, то собакам собачьей радости - колбасы. Как-то случилась в большом селе ярмарка. Костя выгреб из своей копилочки пригоршню медяков и решил разных разностей накупить да семиголосую гармошечку. А Федя дома остался. Что ему на ярмарке без денег делать? Только глазеть.еть.еть. Шёл Костя на ярмарку лесом, шёл да заблудился. Вдруг видит - голубь летит. А голуби всюду летают, все дороги знают.ают.
- Покажи мне, голубь, дорогу! - просит Костя.- Я тебе денежку дам.
Голубь на это отвечает:
- Зачем же мне твоя денежка? У меня кармана нет. И кто ты такой, чтобы я тебе дорогу показывал?
- А я Федин товарищ,- отвечает Костя.
- Тогда другое дело,- говорит голубь.- Покажу.
Показал голубь Косте дорогу, и тот дальше пошёл. Идёт - и видит: мост через реку снесло, а как брод найти, не знает. Вдруг смотрит - плотвичка к нему подплывает и говорит:
- Я тебя, Костя, знаю. Ты Федин товарищ. Иди, я тебе брод покажу.
И показала.
Пришёл Костя на ярмарку. А на ярмарке много всяких людей. И хороших и плохих. Вытащил плохой человек Костины денежки. Заплакал бедняга. Жалко. Столько времени копил! Вдруг подбегает к нему кудлатая собака. Совсем чужая. Незнакомая. Узнала, в чём дело, и говорит Косте:
- Не горюй! Жди меня тут.
А у собак, известно, нюх хороший. Они могут вынюхать и узнать. Любого вора найдут.
Вынюхала собака, у кого Костины деньги, отобрала их да Косте принесла. Принесла их Косте и кое-что ему на ухо шепнула. Накупил Костя разных разностей, орехов-сладостей и семиголосую гармошечку. Идёт Костя домой и всех угощает разными разностями, орехами-сладостями. И птиц, и рыб, и собак. Пришёл Костя к себе в деревню, нашёл Федю и подаёт ему семиголосую гармошечку:
- Вот тебе мой хороший товарищ, подарочек!чек!
Тот глазам не верит.
- Да что с тобой случилось, Костя?
Какой ты добрый стал!
- Теперь я всегда таким буду,- говорит Костя и товарища обнимает. Ничего не понимает Федя, что с Костей произошло. Не знал Федя, что собака на ярмарке Косте на ухо шепнула. А шепнула она ему две пословицы:
«Не имей сто рублей, а имей сто друзей».
«Бережливым быть хорошо, а добрым лучше».

Http://childrenfor.ru/max11.php

Евгений Андреевич Пермяк родился 31 октября 1902 года в Перми. Этот город сыграл и большую роль в его творческой биографии: недаром писатель своей настоящей фамилии - Виссов - предпочел псевдоним Пермяк.
"Выходец из коренной уральской среды, Евгений Пермяк принес в литературу свой опыт, свою трудовую биографию, во многом определившую творческую самобытность писателя. Ему не нужно было выдумывать героев. Его книги населены живыми людьми, выхваченными из самой жизни. Они прошли через сердце писателя, наделены его радостями и болями, живут в труде и борьбе, не кичатся подвигом и не ищут легкой доли", - писал московский публицист, писатель Виктор Гура. Евгений Пермяк поклонялся величию труда и воспевал его в своих романах, повестях и сказках. Всю свою жизнь Евгений Пермяк посвятил поискам "тайны цены" человеческого труда. Почти все книги писателя - о людях-тружениках, мастерах своего дела, об их таланте, творческом поиске, духовном богатстве. И всегда во всех произведениях Евгения Пермяка "поет" живое народное слово.
http://modernlib.ru/books/permyak_evgeniy_andreevich/

Сперантова Валентина Александровна
24 февраля 1904, Зарайск - 6 января 1978, Москва
Заслуженная артистка РСФСР (1946).
Народная артистка РСФСР (1950).
Народная артистка СССР (1970).

Окончила Театральный техникум имени А.В. Луначарского (1925).
С 1925 года - актриса Первого государственного педагогического театра (впоследствии - Госцентртюз), в 1942-1944 гг. - фронтового театра ВТО, с 1944 года - актриса Центрального детского театра.

В кино с 1953 года (первая роль - бабушка Сима - в фильме «Алёша Птицын вырабатывает характер»). Член КПСС с 1953 года.

За свою творческую жизнь создала 67 ролей в театре и 25 в кино, озвучила более 100 мультфильмов.
Около 50 раз выходила в прямой эфир в образе бабушки Татьянушки в передаче «Спокойной ночи, малыши!»
40 лет проработала на Всесоюзном радио, где создала большое количество литературных и сказочных образов.
http://www.kino-teatr.ru/kino/acter/sov/4069/bio/

Похожие публикации