Человек как результат биологической. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции

Процесс возникновения и развития человека называется антропогенезом .

Основные отличия человека от животного

Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности:
– моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли;
– обладает прогностической способностью, т.е. способностью предвидеть последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов; – выражает ценностное отношение к действительности.

Животное в своём поведении подчинено инстинкту, его действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.
Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создаёт «вторую природу» – культуру. Животные приспосабливаются к окружающей среде.
Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ.
Человек должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности, это связано с формированием внутреннего (духовного) мира человека.
Человек обладает сознанием.

Сознание

Сознание – это форма психического отражения действительности и способность целенаправленно, обобщённо и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах.

Свойства сознания:
– активность (отражает мир целенаправленно; служит основой преобразовательской деятельности человека);
– избирательность (различия в содержании как на личном, так и на общественном уровне);
– субъективность;
– творческое начало.

Бессознательное – явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им. Проявляется в оговорках, описках, фантазиях, мечтах, сновидениях.
Общественное (коллективное) сознание – сознание группы общества, общественное мнение. Относительно самостоятельно, распространяется образованием, СМИ, политическими партиями и общественными движениями.
Самосознание – осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, положения в обществе, осознание себя как личности, способной принимать решения и нести за них ответственность.
Самопознание – изучение личностью собственных психических и физических особенностей. Протекает в процессе деятельности и общения.
Самооценка – эмоциональное отношение к собственному образу (всегда субъективна). Самооценка может быть реалистической (у людей, ориентированных на успех), нереалистической (завышенной или заниженной у людей, ориентированных на избегание неудач).

Поведение – совокупность поступков человека, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях. Поведение состоит из поступков.
Поступок – действие, рассматриваемое с точки зрения единства мотива и последствий, намерений и дел, целей и средств.

Человек, индивид, индивидуальность, личность: определение и соотношение понятий

Человек – родовое понятие, указывающее на принадлежность существа к человеческому роду.
Индивид – единичный представитель вида "homo sapiens". Индивидными признаками являются морфологические особенности (рост, телесная конституция и цвет глаз) и психологические свойства (способности, темперамент, эмоциональность)

Личность – это социальное свойство индивида, совокупность социально значимых черт, образовавшихся в процессе взаимодействия с другими людьми и характеризующих его как члена общества в труде, познании, общении.

Признаки личности: разумность, свобода, ответственность

Индивидуальность – это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека, своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт)

Становление личности происходит в процессе социализации человека, в ходе которого индивид осваивает выработанные в обществе социальные функции и роли, социальные нормы и правила поведения, общения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в обществе.
Становление индивидуальности – это процесс индивидуализации объекта, самоопределения и обособления личности, её выделения из сообщества, оформление её отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность – это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.

Деятельность

Деятельность – способ отношения к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека (сознательный, продуктивный, преобразующий и общественный характер).

Различия деятельности человека и активности животного

Активность животных Деятельность человека
приспособление к условиям природы не только приспособление, но и преобразование природной и социальной среды
действия на основе генетической программы, направленные на реализацию физиологических потребностей генетически заложенной программы не имеет, вырабатывает программу деятельности в процессе социализации, используя опыт предыдущих поколений
целесообразность, направляемая инстинктом не только целесообразность, но и способность к сознательному целеполаганию
использует готовые природные материалы создаёт орудия труда, новые мате- риалы, творит новую реальность – мир человеческой культуры и общественных отношений

Структура деятельности

Виды действий:
– целерациональное (поведение ориентировано на цель, осознаются средства и побочные результаты его действий.);
– ценностно-рациональное (индивид следует своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте, благочестии и т. д.);
– аффективное (бессознательное, обусловлено эмоциональным состоянием индивида, внезапным помутнением в сознании);
– традиционное (автоматическое, основано на длительной привычке).

Основные типы деятельности:
игра (важен процесс, а не результат; двойственный характер игры: реальный и условный);
учение (целесообразная деятельность по усвоению знаний, умений, навыков, накопленных предыдущими поколениями);
труд (направлен на достижение цели, для него характерна практическая полезность, способность удовлетворять различные потребности людей).

В зависимости от субъекта деятельность бывает индивидуальная и коллективная .
По характеру: репродуктивная (повторяющая уже достигнутое) и продуктивная – творческая (вид деятельности, порождающий нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее).
По соответствию социальным нормам: законная – незаконная, моральная – аморальная.
По соотношению с общественным прогрессом: прогрессивная – реакционная, созидательная – разрушительная.
По сфере общественной жизни: экономическая, социальная, политическая, духовная.
По особенностям проявления человеческой активности: внешняя – внутренняя.

Общение

Общение – это процесс взаимодействия людей, в результате которого происходит передача информации, эмоций, настроений.

Структура общения
Субъекты Цель – то, ради чего у человека возникла необходимость в межличностных отношениях Содержание Средства общения – способы передачи, переработки и расшифровки информации

реально существующие партнёры;
иллюзорные партнёры – им присваиваются несвойственные для них качества субъекта общения, например, разговор с домашним животным);
воображаемые партнёры (разговор с самим собой, с художественным образом)

– передача и получение знаний;
– согласование разумных действий людей;
– организация совместной деятельности людей;
– установление и прояснение межличностных отношений и др.

информация, передаваемая в процессе общения: знания, опыт, умения, эмоции, чувства

– органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание);
– устная речь;
– письменная речь (чертежи, знаки, изображения);
– технические средства (радио, телевидение, компьютер)

Функции общения:
– социализаторская (формирование и развитие межличностных отношений);
– познавательная (получение новой информации);
– психологическая (эмоциональная поддержка);
– отождествления (выражение причастности человека к группе);
– организационная (распределение обязанностей, установление правил).

Потребности и интересы

Пирамида потребностей человека (по Маслоу)

Для обеспечения своей жизнедеятельности и в целях своего развития человек удовлетворяет различные нужды, которые называются потребностями.
Потребность - это нужда человека в чём-либо.
Осознанная потребность становится мотивом деятельности человека.
Потребности каждого следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.
Особенностью человека является способность ранжировать свои потребности в соответствии со своими принципами, убеждениями.
Потребности человека безграничны.
Разумные потребности - это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.
Мнимые потребности – искусственно созданные человеком, без реализации которых можно обойтись (например, курение).
Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.
Интерес - целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту.
Склонность – направленность на определённую деятельность.
Интересы и склонности человека выражают направленность его личности, которая определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.

Свобода и ответственность в человеческой деятельности

Свобода – способность и возможность человека осознанно выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками.
Ответственность – объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью и обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.

Условия существования свободы

Человек делает выбор на свой страх и риск, т. е. свобода неотделима от ответственности за пользование ею.
Свобода одного не должна вредить свободе и интересам другого, т. е. свобода не может быть абсолютной.

Способности личности

Способности – индивидуальные особенности человека, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления отдельных видов деятельности. Способности имеют биологическую основу в форме задатков . Главным условием развития способностей является практическая деятельность человека.

Виды способностей:

  1. природные способности – связаны с врождёнными задатками (повышенная гибкость суставов, острый слух);
  2. общие интеллектуальные способности (развитая память, воображение, логическое мышление);
  3. специальные способности – определяют успех человека в специфических видах деятельности (математические, музыкальные, спортивные).
По уровню развития способностей различают людей:
– способных;
– с выдающимися способностями;
– талантливых;
– гениальных. Гении – люди, обладающие необыкновенным творческим потенциалом, способные к уникальным качественно новым открытиям и творениям. Признаки гениальности:
– оригинальность;
– глубокий смысл, значение;
– это результат «озарения свыше».

Способности определяют жизнь человека – его вид деятельности, уровень образования, профессию, круг общения, образ жизни, физическое и психическое здоровье. Развитие способностей позволяет человеку повышать свой статус, самооценку и уровень жизни.

Проблема человека – одна из основных в философии. Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении.

Теория происхождения человека, суть которой заключается в изучении процесса его возникновения и развития , получила название антропогенез (от гр. anthropos– человек и genesis – происхождение).

Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека.

Таким образом, о причинах, определивших становление собственно человека, можно высказывать только предположения.

Влияние на его психофизическое состояние энергии космоса, электромагнитных волн, радиации и других воздействий огромно.

Человек – высшая ступень развития живых организмов на Земле . Биологически человек принадлежит к млекопитающим гоминидам, человекоподобным существам, которые появились около 550 тысяч лет назад.

Человек по своей сути есть существо биосоциальное . Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.

Биологическая природа человека – это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность – сущность человека.

Человек как биологическое существо принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами . Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования. Человек как социальное существо неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.

Абсолютизация одной из сторон сущности человека приводит к биологизаторству или социологизаторству .

Основные отличия человека от животного

1. Человек обладает мышлением и членораздельной речью . Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, мечтая и строя свои планы.

Коммуникативными возможностями обладают и некоторые виды обезьян, но только человек может передать другим людям объективную информацию об окружающем мире. Люди имеют способность выделять в своей речи главное. К тому же человек умеет отражать действительность не только с помощью речи, но и с помощью музыки, живописи и других образных форм.

2. Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности :

моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли ;

– обладает способностью предвидеть отдаленные последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;

– выражает ценностное отношение к действительности.

Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его – действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.

3. Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности . Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» – культуру.

Животные приспосабливаются к окружающей среде, которая и определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.

4. Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ .

Высокоорганизованные животные могут использовать естественные орудия (палки, камни) для определенных целей. Но ни один вид животных не способен изготавливать орудия с помощью раннее сделанных средств труда.

5. Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием духовного (внутреннего) мира человека.

Человек – существо уникальное (открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное); существо универсальное (способное к любому виду деятельности); существо целостное (интегрирует в себе физическое, психическое и духовное начала).

Образец задания

A1. Выберите правильный ответ. Человек, согласно современным представлениям, есть существо

1) духовное
2) социальное
3) биологическое
4) биосоциальное

Перечень элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по обществознанию

Код контро­лируемого элемента Элементы содержания, проверяемые на ЕГЭ
Человек и общество
1.1 Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции)
1.2 Мировоззрение, его виды и формы
1.3 Виды знаний
1.4 Понятие истины, её критерии
1.5 Мышление и деятельность
1.6 Потребности и интересы
1.7 Свобода и необходимость в человеческой дея­тельности. Свобода и ответственность
1.8 Системное строение общества: элементы и под­системы
1.9 Основные институты общества
1.10 Понятие культуры. Формы и разновидности культуры
1.11 Наука. Основные особенности научного мышле­ния. Естественные и социально-гуманитарные науки
1.12 Образование, его значение для личности и обще­ства
1.13 Религия
1.14 Искусство
1.15 Мораль
1.16 Понятие общественного прогресса
1.17 Многовариантность общественного развития (типы обществ)
1.18 Угрозы XXI в. (глобальные проблемы)
Экономика
2.1 Экономика и экономическая наука
2.2 Факторы производства и факторные доходы
2.3 Экономические системы
2.4 Рынок и рыночный механизм. Спрос и предло­жение
2.5 Постоянные и переменные затраты
2.6 Финансовые институты. Банковская система
2.7 Основные источники финансирования бизнеса
2.8 Ценные бумаги
2.9 Рынок труда. Безработица
2.10 Виды, причины и последствия инфляции
2.11 Экономический рост и развитие. Понятие ВВП
2.12 Роль государства в экономике
2.13 Налоги
2.14 Государственный бюджет
2.15 Мировая экономика
2.16 Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина
Социальные отношения
3.1 Социальная стратификация и мобильность
3.2 Социальные группы
3.3 Молодёжь как социальная группа
3.4 Этнические общности
3.5 Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения
3.6 Конституционные принципы (основы) нацио­нальной политики в Российской Федерации
3.7 Социальный конфликт
3.8 Виды социальных норм
3.9 Социальный контроль
3.10 Семья и брак
3.11 Отклоняющееся поведение и его типы
3.12 Социальная роль
3.13 Социализация индивида
Политика
4.1 Понятие власти
4.2 Государство, его функции
4.3 Политическая система
4.4 Типология политических режимов
4.5 Демократия, её основные ценности и признаки
4.6 Гражданское общество и государство
4.7 Политическая элита
4.8 Политические партии и движения
4.9 Средства массовой информации в политической системе
4.10 Избирательная кампания в Российской Федера­ции
4.11 Политический процесс
4.12 Политическое участие
4.13 Политическое лидерство
4.14 Органы государственной власти Российской Федерации
4.15 Федеративное устройство Российской Федера­ции
Право
5.1 Право в системе социальных норм
5.2 Система российского права. Законотворческий процесс
5.3 Понятие и виды юридической ответственности
5.4 Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации
5.5 Законодательство Российской Федерации о вы­борах
5.6 Субъекты гражданского права.
5.7 Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности
5.8 Имущественные и неимущественные права
5.9 Порядок приёма на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора
5.10 Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака
5.11 Особенности административной юрисдикции
5.12 Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты
5.13 Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени)
5.14 Споры, порядок их рассмотрения
5.15 Основные правила и принципы гражданского процесса
5.16 Особенности уголовного процесса
5.17 Гражданство Российской Федерации
5.18 Воинская обязанность, альтернативная граждан­ская служба
5.19 Права и обязанности налогоплательщика
5.20 Правоохранительные органы. Судебная система


Природное и общественное в человеке (человек как результат биологической и социокультурной эволюции)

Как мы с вами знаем, проблема человека – одна из основных в философии . Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении.

Теория происхождения человека, суть которой заключается в изучении процесса его возникновения и развития, получила название антропогенез (от гр. anthropos - человек и genesis - происхождение).

Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека:

ü Религиозная теория (божественная; теологическая). Подразумевает божественное происхождение человека. Душа – источник человеческого в человеке.

ü Теория палеовизита . Суть теории состоит в том, что человек является существом внеземным, пришельцы из космоса, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа.

ü Теория Эволюции Чарльза Дарвина (материалистическая). Человек является биологическим видом, происхождение его природное, естественное. Генетически связан с высшими млекопитающими. Эта теория относится к материалистическим теориям (естественнонаучным).

ü Естественнонаучная теория Ф. Энгельса (материалистическая). Фридрих Энгельс заявляет, что главная причина появления человека (точнее, его эволюция) это труд. Под влиянием труда у человека сформировалось сознание, а также язык и творческие способности.

Таким образом, о причинах, определивших становление собственно человека, можно высказывать только предположения.

Влияние на его психофизическое состояние энергии космоса, электромагнитных волн, радиации и других воздействий огромно.

Человек - высшая ступень развития живых организмов на Земле. Биологически человек принадлежит к млекопитающим гоминидам, человекоподобным существам, которые появились около 550 тысяч лет назад.
Человек по своей сути есть существо биосоциальное. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.

Биологическая природа человека - это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность - сущность человека.

1. Человек – биологическое существо. Человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования

2. Человек – существо социальное. Неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.

Абсолютизация одной из сторон сущности человека приводит к биологизаторству или социологизаторству.

Основные отличия человека от животного:

· Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, строя планы. Коммуникативными возможностями обладают и некоторые виды обезьян, но только человек способен передавать другим людям объективную информацию об окружающем мире. К речи можно добавить и другие способы отражения окружающей действительности, например, музыка, живопись, скульптура и т.д.

· Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности:

Моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли;

Обладает прогностической способностью, т.е. способностью предвидеть последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;

Выражает ценностное отношение к действительности.

Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.

· Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» - культуру. Животные же приспосабливаются к окружающей среде, которая определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.

· Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ. Иными словами, человек может изготавливать орудия с помощью ранее сделанных средств труда.

· Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием внутреннего (духовного) мира человека.

Таким образом, человек – существо уникальное (открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное); существо универсальное (способное к любому виду деятельности); существо целостное (интегрирует (соединяет) в себе физическое, психическое и духовное начало).

Мировоззрение, его виды и формы

1. Внутренний (духовный) мир человека – создание, усвоение, сохранение и распространение культурных ценностей.

2. Структура внутреннего мира :

· познание (интеллект) - потребность в знаниях о себе, об окружающем мире, о смысле и назначении своей жизни – формирует интеллект человека, т.е. совокупность умственных способностей, прежде всего способность получать новую информацию на основе той, которая у человека уже имеется.

· эмоции – субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности (удивление, радость, страдание, гнев, страх, стыд и т.д.)

· чувства – эмоциональные состояния, которые более длительны, чем эмоции, и имеют четко выраженный предметный характер (нравственные, эстетические, интеллектуальные и др.)

· мировоззрение

· направленность личности

3. Мировоззрение – система взглядов человека на окружающий мир и его место в нем:

1. Структура мировоззрения: знания, принципы, идеи, убеждения, идеалы, духовные ценности

2. Пути формирования: стихийный, осознанный.

3. Классификация по эмоциональной окраске: оптимистическое и пессимистическое;

4. Основные типы: обыденное (житейское), религиозное, научное.

5. Роль в жизни человека. Мировоззрение дает: ориентиры и цели, методы познания и деятельности, истинные ценности жизни и культуры.

6. Особенности: всегда исторично (различно в разные исторические этапы становления общества); тесно связано с убеждениями.

4. Убеждения – устойчивый взгляд на мир, идеалы, принципы, стремление.

Типы мировоззрения:

· Обыденное (или житейское) – является порождением повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей

· Религиозное – связано с признанием сверхъестественного начала, поддерживает в людях надежду на получение ими того, чего они лишены в повседневной жизни. Основа – религиозные течения (буддизм, христианство, ислам)

· Научное – теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей, обобщенных итогов человеческого познания.

Мировоззрение играет значительную роль в жизни чело­века: дает человеку ориентиры и цели для его практической и теоретической деятельности; позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности; дает возможность определять истинные ценности жизни и культуры.

Своего рода итоговый «сплав», который и определяет ду­ховный мир человека в целом, его подход к тем или иным конкретным практическим делам, представляет собой мента­литет человека.

5. Менталитет – совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
«БРАТСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
УЧРЕЖДЕНИЕ
ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Тема: Человек как результат
биологической и социальной
эволюции.
Преподаватель общественных дисциплин:
И.В. Сонина

Цель:
Изучить сущность человека и пути его
развития
Знать:
 Теории происхождения человека.
 Отличия человека от животного

Проблема человека - одна из основных в
философии. Большое значение для понимания
сущности человека, путей его развития имеет
выяснение вопроса о его происхождении.
Теория происхождения
человека, суть которой
заключается в изучении
процесса его возникновения и
развития, получила
название антропогенез (от
гр. anthropos - человек и
genesis - происхождение).

Существует несколько подходов к решению вопроса
о происхождении человека
Религиозная
теория
Божественное
происхождение
человека.
Душа - источник
человеческого в
человеке.

Теория палеовизита
Человек - создание неземное,
пришельцы из космоса, посетив
Землю, оставили на ней
человеческие существа.

Естественно­научные
(материалистические
) теории. Ч. Дарвин
Человек как
биологический вид
имеет естественное,
природное
происхождение и
генетически связан с
высшими
млекопитающими.

Естественно­научные
(материалистические)
теории. Ф.Энгельс
Главная причина появления
человека - труд. Под
влиянием труда
сформировались
специфические качества
человека: сознание, язык,
творческие способности

Человек - высшая
ступень развития живых
организмов на Земле.
Биологически человек
принадлежит к млеко
питающим гоминидам,
человекоподобным
существам, которые
появились около 550
тысяч лет назад.

Человек по своей сути есть
существо биосоциальное.
Он является частью природы
и вместе с тем неразрывно
связан с обществом.
Биологическое и социальное
в человеке слиты воедино, и
только в таком единстве он
существует.

Человек как биологическое существо
Биологическая природа человека - это его
естественная предпосылка, условие
существования, а социальность - сущность
человека.
Человек как биологическое
существо принадлежит к высшим млекопитающим,
образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая
природа человека проявляется в его анатомии,
физиологии: он обладает кровеносной,
мышечной, нервной и другими системами. Его
биологические свойства жестко не
запрограммированы, что дает возможность
приспосабливаться к различным условиям
существования.

Человек как социальное существо
Человек как социальное
существо неразрывно связан с
обществом. Человек становится
человеком, лишь вступив в
общественные отношения, в
общение с другими.
Социальная сущность
человека проявляется через такие
свойства, как способность и
готовность к общественно
полезному труду, сознание и разум,
свобода и ответственность и др.

Абсолютизация одной из сторон сущности человека
приводит к биологизаторству или социологизаторству.
Биологизаторский
подход
Акцентирует
лишь эволюционно­
биологические
предпосылки
человеческой природы
Социологизаторский
подход
Объясняет природу
человека, исходя
из социально значимых
факторов. Человек -
«чистая доска», на которой
общество пишет нужные
слова


Человек обладает мышлением и
членораздельной речью.
Только человек может размышлять о
своем прошлом, критически оценивая его,
и думать о будущем, мечтая и строя вой
планы.
Коммуникативными возможностями
обладают и некоторые виды обезьян, но
только человек может передать другим
людям объективную информацию об
окружающем мире. Люди имеют
способность выделять в своей речи
главное. К тому же человек умеет
отражать действительность не только с
помощью речи, но и с помощью музыки,
живописи и других образных форм.

Основные отличия человека от
животного
Человек способен к сознательной
целенаправленной творческой
деятельности:
- моделирует свое поведение и может
выбирать различные социальные роли;
- обладает способностью
предвидеть отдаленные последствия своих
действий, характер и направленность
развития природных процессов;
- выражает ценностное отношение к
действительности.
Животное в своем поведении подчинено
инстинкту, его действия изначально
запрограммированы. Оно не отделяет себя
от природы.

Основные отличия человека от животного
Человек в процессе своей
деятельности преобразует
окружающую действительность,
создает необходимые ему
материальные и духовные блага и
ценности. Осуществляя практически
преобразующую деятельность, человек
творит «вторую природу» - культуру.
Животные приспосабливаются к
окружающей среде, которая и
определяет их образ жизни. Они не
могут производить коренных изменений
в условиях своего существования.

Проблема человека - одна из основных в философии. Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении.

Теория происхождения человека, суть которой заключи ется в изучении процесса его возникновения и развития, по­лучила название антропогенез (от гр. anthropos - человек и genesis - происхождение).

Существует несколько подходов к решению вопроса о про­исхождении человека.

Естественно-научные
(материалистические) теории
Ч. Дарвин Ф. Энгельс
Религиоз­ Теория (1809-1S82) - (1820-1895) -
ная теория палеовизита английский ес- социальный
тествоис п ытател ь, мыслитель, поли­
создатель эволю­ тический деятель
ционной теории
Божествен­ Человек - Человек как Главная причина
ное проис­ создание не­ биологический появления чело­
хождение земное, при­ вид имеет века - труд. Под
человека. шельцы из естественное, влияниемтруда
Душа - космоса, по­ природное про­ сформировались
источник сетив Землю, исхождение и специфические
человече­ оставили на генетически свя­ качества челове­
ского в ней челове­ зан с высшими ка: сознание,
человеке ческие суще­ млекопитаю­ язык, творче­
ства щими ские способности

Таким образом, о причинах, определивших становление собственно человека, можно высказывать только предполо­жения.

Влияние на его психофизическое состояние энергии кос­моса, электромагнитных волн, радиации и других воздейст­вий огромно.

Человек - высшая ступень развития живых организ мое на Земле. Биологически человек принадлежит ft млеко питающим гоминидам, человекоподобным существам, кото рые появились около 550 тысяч лет назад

Человек по своей сути есть существо биосоциальное, Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты во­едино, и только в таком единстве он существует.



Биологическая природа человека - это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность - сущ­ность человека.

Человек как биологическое существо принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анато­мии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нерв­ной и другими системами. Его биологические свойства жест­ко не запрограммированы, что дает возможность приспосаб­ливаться к различным условиям существования. Человек как социальное существо неразрывно связан с обществом. Чело­век становится человеком, лишь вступив в общественные от­ношения, в общение с другими. Социальная сущность челове­ка проявляется через такие свойства, как способность и го­товность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.

Абсолютизация одной из сторон сущности человека при­водит к биологизаторству или социологизаторству.

Основные отличия человека от животного

I. Человек обладает мышлением и членораздельной ре- ью. Только человек может размышлять о своем прошлом, "ритически оценивая его, и думать о будущем, мечтая и строя вой планы.

Коммуникативными возможностями обладают и некото-)Ые виды обезьян, но только человек может передать другим 1юдям объективную информацию об окружающем мире. Лю- (и имеют способность выделять в своей речи главное. К тому *се человек умеет отражать лейстпительнпсть не только с по­мощью речи, но и с помощью музыки, живописи и других об­разных форм.


2. Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности:

- моделирует свое поведение и может выбирать различ ные социальные роли;

Обладает способностью предвидеть отдаленные послед­ствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;

Выражает ценностное отношение к действительности. Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его

действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет се­бя от природы.

3. Человек в процессе своей деятельности преобразует ок ружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» - культуру.

Животные приспосабливаются к окружающей среде, ко­торая и определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.

4. Человек способен изготавливать орудия труда и ис­пользовать их как средство производства материальных благ.

Высокоорганизованные животные могут использовать ес­тественные орудия (палки, камни) для определенных целей. Но ни один вид животных не способен изготавливать орудия с помощью раннее сделанных средств труда.

5. Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формирова­нием духовного (внутреннего) мира человека.

Человек - существо уникальное (открытое миру, неповто римое, духовно незавершенное); существо универсальное (спо­собное к любому вйду деятельности); существо целостное (ин­тегрирует в себе физическое, психическое и духовное начала*

Образец задания

| А1. | Выберите правильный ответ. Человек, согласно совре менным представлениям, есть существо

1) духовное

2) социальное

Похожие публикации