Человеческие расы. Как появились расы

Вопрос о происхождении человеческих рас рассматривается с позиций двух теорий : моно- и полицентризма . Большинство антропологов придерживаются позиций моноцентризма, согласно которой расовая дифференциация современного человека происходила в одном центре. В качестве такого центра, где происходило контактирование неандертальцев, включают Северную и Восточную Африку, Переднюю Азию, восточные области Средиземного моря и южные области Европы . Сторонники моноцентрической концепции полагают, что формирование современных больших рас началось около 100 тысяч лет назад и длилось тысячелетия. Выделяют два основных очага расообразования: западный и восточный. В западном очаге (северо-восток Африки и юго-запад Азии) происходило становление двух больших рас – евразийской и экваториальной (австрало-негроидной). Восточный очаг – юго-восток и восток Азии – это место образования монголоидной расы , впоследствии давшей начало трем малым расам:

· северной монголоидной (континентальной);

· южной монголоидной (тихоокеанской);

· американской.

Причина возникновения расовых различий лежит в области естественно-географических условий, в которых тысячелетиями проживали отдельные популяции человека. Эти условия вызывали ответные биологические реакции, и как следствие, морфологические перестройки организма. В результате естественного отбора «выгодные» для организма, адаптивные перестройки закреплялись в генотипе и передавались по наследству. С большой долей вероятности можно утверждать, что цвет кожи, форма носа, волос, пропорции тела являются адаптивными морфологическими признаками .

Негро-австралоидная раса формировалась в знойном тропическом климате Африки и Южной Азии. Отсюда темнопигментированная кожа и густые курчавые волосы как механизмы защиты от солнца. Светлая кожа и светлые глаза европеоидов – это следствие холодного климата Севера Европы. Узкий разрез глаз у представителей монголоидной расы – это механизм защиты от песчаных бурь Центральной и Восточной Азии. Следовательно, расовые признаки носят адаптивный характер, когда приспособление человека определялось природно-естественными условиями среды обитания. Образованию рас способствовало и расселение групп населения по изолированным ареалам с различными природно-климатическими условиями. Такая изоляция на первоначальном этапе способствовала закрепления адаптивных расовых признаков. В результате соприкосновения расовых групп происходило их смешение (метисация), появлялись новые комплексы наследственно передаваемых расовых особенностей . В течении ряда поколений формировался расовый тип, обладающий промежуточными и смешанными чертами первоначальных рас и менее зависимый от природной среды. Процесс смешения (метисации), длился тысячелетиями и привел к увеличению количества промежуточных групп и тесному единению всего человечества .


Процессы смешения затрудняют классификацию. Поэтому антропологи полагают, что в основу классификации должна быть положена генеалогия,– а критерием родства рас должно служить их морфологическое сходство, генетическая однородность и близость территорий. Сходство и различие рас особенно четко проявляются в детском возрасте. Причем эти различия проявляются в темпах возрастных изменений. В дальнейшем, различия в расовых признаках нивелируются. Отсюда вытекает одна из задач этнической антропологии – изучение возрастной динамики расовых признаков.

Не менее важна для расоведения проблема изучения расы и конституции . Существует определенная зависимость распределения конституциональных типов в разных расовых и этнических группах. Различно процентное соотношение конституциональных типов у русских, азербайджанцев, бурят, прибалтов, африканцев и т.д. Следовательно, для представителей всех рас характерны одни и те же соматотипы. Их процентное соотношение в каждой народности обусловлено климатогеографическими особенностями региона их проживания (у чукчей и эскимосов нет астеников).

В целом, проблема этногенеза может быть решена только комплексно , с привлечением данных археологии, этнографии, лингвистики, истории, географии, а также результатов исследований морфологических признаков – зубной формулы, системы крови, особенностей костного и нервно-мышечного аппарата, биохимического и гормонального статуса и т.д.

Расы человека (франц., ед. ч. race) – систематические подразделения внутри вида Человек разумный (Homo Sapiens Sapiens). В основе понятия «раса» лежит биологическое, прежде всего физическое сходство людей и общность населяемой ими территории (ареала) в прошлом или настоящем. Раса характеризуется комплексом наследуемых признаков, к которым относятся цвет кожи, волос, глаз, форма волос, мягких частей лица, черепа, отчасти рост, пропорции тела и др. Но поскольку большинство этих признаков у человека подвержено изменчивости, а между расами происходили и происходят смешения (метисация), конкретный индивид редко обладает всем набором типичных расовых признаков.

2. Большие расы человека

Начиная с 17 века предложено немало различных классификаций человеческих рас. Наиболее часто выделяют три основные, или большие, расы: европеоидная (евразийская, кавказоидная), монголоидная (азиатско-американская) и экваториальная (негро-австралоидная).
Европеоидная раса характеризуется светлой кожей (с вариациями от очень светлой, главным образом в Северной Европе, до относительно смуглой в Южной Европе и на Ближнем Востоке), мягкими прямыми или волнистыми волосами, горизонтальным разрезом глаз, умеренно или сильно развитым волосяным покровом на лице и груди у мужчин, заметно выступающим носом, прямым или несколько наклонным лбом.
У представителей монголоидной расы цвет кожи варьируется от смуглого до светлого (в основном у североазиатских групп), волосы, как правило, темные, часто жесткие и прямые, выступание носа обычно небольшое, глазная щель имеет косой разрез, значительно развита складка верхнего века и, кроме того, есть складка (эпикантус), прикрывающая внутренний угол глаза; волосяной покров слабый.
Экваториальная, или негро-австралоидная раса отличается темной пигментацией кожи, волос и глаз, курчавыми или широковолнистыми (австралийцы) волосами; нос обычно широкий, маловыступающий, нижняя часть лица выдается.
Генетически все расы представлены различными аутосомными компонентами , а в тех случаях когда раса смешанного происхождения, то таких компонент обычно выделяется несколько, каждая из которых различного происхождения.

3. Малые расы и их географическое распространение

Каждая большая раса подразделяется на малые расы, или антропологические типы. Внутри европеоидной расы различают атланто-балтийскую, беломорско-балтийскую, среднеевропейскую, балкано-кавказскую и индо-средиземноморскую малые расы. Ныне европеоиды населяют фактически всю обитаемую сушу, но до середины 15 века - начала великих географических открытий - основной их ареал включал Европу и частично Северную Африку, Переднюю и Среднюю Азию и Северную Индию. В современной Европе представлены все малые расы, но численно преобладает среднеевропейский вариант (часто встречается у австрийцев, немцев, чехов, словаков, поляков, русских, украинцев); в целом же ее население очень смешанно, особенно в городах, вследствие переселений, метисации и притока мигрантов из других регионов Земли.
Внутри монголоидной расы обычно выделяют дальневосточную, южноазиатскую, североазиатскую, арктическую и американскую малые расы, причем последняя иногда рассматривается и как отдельная большая раса. Монголоиды заселили все климатогеографические зоны (Северная, Центральная, Восточная и Юго-Восточная Азия, острова Тихого океана, Мадагаскар, Северная и Южная Америка). Для современной Азии характерно большое разнообразие антропологических типов, но преобладают по численности различные монголоидные и европеоидные группы. Среди монголоидов наиболее распространены дальневосточная (китайцы, японцы, корейцы) и южноазиатская (малайцы, яванцы, зондцы) малые расы, среди европеоидов - индо-средиземноморская. В Америке коренное население (индейцы) составляет меньшинство, по сравнению с различными европеоидными антропологическими типами и группами населения представителей всех трех больших рас.

Рис. Схема антропологического состава народов мира (малые расы, выделяемые внутри больших, отличаются друг от друга не столь существенными признаками).

Экваториальная, или негро-австралоидная, раса включает три малые расы африканских негроидов (негрская, или негроидная, бушменская и негрилльская) и столько же океанийских австралоидов (австралийская, или австралоидная, раса, которую в некоторых классификациях выделяют в самостоятельную большую расу, а также меланезийская и веддоидная). Ареал экваториальной расы не сплошной: он охватывает большую часть Африки, Австралию, Меланезию, Новую Гвинею, отчасти Индонезию. В Африке численно преобладает негрская малая раса, на севере и юге континента значителен удельный вес европеоидного населения.
В Австралии коренное население составляет меньшинство по отношению к мигрантам из Европы и Индии, довольно многочисленны и представители дальневосточной расы (японцы, китайцы). В Индонезии преобладает южноазиатская раса.
Наряду с перечисленным выше существуют расы с менее определенным положением, образовавшиеся в результате длительного смешения населения отдельных регионов, например, лапаноидная и уральская расы, совмещающие черты европеоидов и монголоидов в той или иной степени, а также эфиопская раса - промежуточная между экваториальной и европеоидной расами.

4. Происхождение человеческих рас

Расы человека, по-видимому, появились сравнительно недавно. Согласно одной из схем, основанной на данных молекулярной биологии и генетики, разделение на два больших расовых ствола - негроидный и европеоидно-монголоидный - произошло скорее всего около 80 тысяч лет назад, а первичная дифференциация прото-европеоидов и прото-монголоидов - около 40-45 тысяч лет назад. Большие расы в основном формировались под влиянием природных и социально-экономических условий в ходе внутривидовой дифференциации уже сложившегося человека разумного, начиная с эпохи палеолита и мезолита, но распространились главным образом уже в неолите и позже. Европеоидный тип установился массово с неолита, хотя многие отдельные его черты прослеживаются в позднем или даже среднем палеолите. Фактически отсутствуют достоверные свидетельства присутствия сложившихся монголоидов в Восточной Азии в донеолитическую эпоху, хотя в Северной Азии они, возможно, существовали уже в позднем палеолите. В Америке предки индейцев не были окончательно сложившимися монголоидами. Также и Австралия заселялась еще «нейтральными» в расовом отношении неоантропами.

Существуют две основные гипотезы происхождения человеческих рас - полицентризма и моноцентризма.
Согласно теории полицентризма, современные расы человека возникли в результате длительной параллельной эволюции нескольких филетических линий на разных материках: европеоидная в Европе, негроидная в Африке, монголоидная в Центральной и Восточной Азии, австралоидная в Австралии. Однако если эволюция расовых комплексов и шла параллельно на разных континентах, она не могла быть полностью независимой, поскольку древние проторасы должны были скрещиваться на границах своих ареалов и обмениваться генетической информацией. В ряде областей сформировались промежуточные малые расы, характеризующиеся смешением признаков разных больших рас уже в древности. Так, промежуточное положение между европеоидной и монголоидной расами занимают южносибирская и уральская малые расы, между европеоидной и негроидной - эфиопская и т. д.
С позиций моноцентризма современные человеческие расы сформировались относительно поздно, 30-35 тыс. лет назад, в процессе расселения неоантропов из области их возникновения. При этом также допускается возможность скрещивания (хотя бы ограниченного) неоантропов во время их экспансии с вытесняемыми популяциями палеоантропов (как процесса интрогрессивной межвидовой гибридизации) с проникновением аллелей последних в генофонды популяций неоантропов. Это также могло способствовать расовой дифференциации и устойчивости некоторых фенотипических признаков (подобных лопатообразным резцам монголоидов) в центрах расообразования.
Существуют и компромиссные между моно- и полицентризмом концепции, допускающие расхождение филетических линий, ведущих к разным большим расам, на различных уровнях (стадиях) антропогенеза: например, более близких друг к другу европеоидов и негроидов уже на стадии неоантропов с первоначальным развитием их предкового ствола в западной части Старого Света, тогда как еще на стадии палеоантропов могла обособиться восточная ветвь - монголоиды и, может быть, австралоиды, хотя по некоторым отдельным признакам европеоиды имеют общие признаки и с австролоидами.
Большие расы человека занимают обширные территории, охватывающие народы, которые различаются по уровню экономического развития, культуре, языку. Нет сколько-нибудь четких совпадений понятий «раса» и «этнос» (народ, нация, национальность). В то же время есть примеры антропологических типов (малые, а иногда и большие расы), которые соответствуют одному или нескольким близким этносам, например, лапаноидная раса и саамы. Гораздо чаще, однако, наблюдается обратное: один антропологический тип широко распространен среди многих этносов, как, например, в коренном населении Америки или у народов Северной Европы. Вообще все крупные народы, как правило, неоднородны в антропологическом отношении. Нет также совпадения между расами и языковыми группами - последние возникали позже, чем расы. Так, среди тюркоязычных народов имеются представители как европеоидов (азербайджанцы), так и монголоидов (якуты). Термин «расы» неприменим к языковым семьям - например, нужно говорить не о «славянской расе», а о группе родственных народов, говорящих на славянских языках.

5. Расы и расизм

Многие расовые признаки имеют приспособительное значение. Например, у представителей экваториальной расы темная пигментация кожи защищает от обжигающего действия ультрафиолетовых лучей, а вытянутые пропорции тела увеличивают отношение поверхности тела к его объему и тем самым облегчают терморегуляцию в условиях жаркого климата. Однако расовые признаки не являются определяющими для существования человека, поэтому они ни в коей мере не свидетельствуют о каком-либо биологическом или интеллектуальном превосходстве или, напротив, неполноценности той или иной расы. Все расы находятся на одном и том же уровне эволюционного развития и характеризуются одинаковыми видовыми особенностями. Поэтому концепции о якобы неравноценности человеческих рас в физическом и психическом отношениях (расизм), выдвигаемые с середины 19 века, научно несостоятельны. Расизм имеет отчетливые социальные корни и всегда использовался как оправдание для насильственного захвата земель и дискриминации коренных народов. Расисты обычно игнорируют тот факт, что различия между достижениями разных народов полностью объясняются историей их культур, зависящей от внешних факторов, от их исторически меняющейся роли. Достаточно сравнить уровень культурного развития населения Северной Европы в наши дни и в эпоху великих цивилизаций прошлого в Месопотамии, Египте, долине Инда.

Заключение

Расы человека – систематические подразделения внутри вида Человек разумный (Homo sapiens). В основе понятия «раса» лежит биологическое, прежде всего физическое сходство людей и общность населяемой ими территории (ареала) в прошлом или настоящем.
Наиболее часто по признакам выделяют три основные, или большие, расы: европеоидная (евразийская, кавказоидная), монголоидная (азиатско-американская) и экваториальная (негро-австралоидная). Каждая большая раса подразделяется на малые расы, или антропологические типы.
Существуют две основные гипотезы происхождения человеческих рас - полицентризма и моноцентризма.
Согласно теории полицентризма, современные расы человека возникли в результате длительной параллельной эволюции нескольких филетических линий на разных материках: европеоидная в Европе, негроидная в Африке, монголоидная в Центральной и Восточной Азии, австралоидная в Австралии.
С позиций моноцентризма современные человеческие расы сформировались относительно поздно, 20-35 тыс. лет назад, в процессе расселения неоантропов из области их возникновения.
Существуют и компромиссные между моно- и полицентризмом концепции, допускающие расхождение филетических линий, ведущих к разным большим расам, на различных уровнях (стадиях) антропогенеза.
Большие расы человека занимают обширные территории, охватывающие народы, которые различаются по уровню экономического развития, культуре, языку. Нет сколько-нибудь четких совпадений понятий «раса» и «этнос» (народ, нация, национальность). Вообще все крупные народы, как правило, неоднородны в антропологическом отношении. Нет также совпадения между расами и языковыми группами - последние возникали позже, чем расы.
Многие расовые признаки имеют приспособительное значение и не являются определяющими для существования человека, поэтому они ни в коей мере не свидетельствуют о каком-либо биологическом или интеллектуальном превосходстве или, напротив, неполноценности той или иной расы. Все расы находятся на одном и том же уровне эволюционного развития и характеризуются одинаковыми видовыми особенностями. Поэтому концепции о якобы неравноценности человеческих рас в физическом и психическом отношениях (расизм), выдвигаемые с середины 19 века, научно несостоятельны. Расизм имеет отчетливые социальные корни и всегда использовался как оправдание для насильственного захвата земель и дискриминации коренных народов. Расисты обычно игнорируют тот факт, что различия между достижениями разных народов полностью объясняются историей их культур, зависящей от внешних факторов, от их исторически меняющейся роли.

На генетическом уровне также прослеживаются четкие корреляции между

Внешние и внутренние составляющие компоненты дея-
тельности представляют единство и могут переходить
друг в друга.

Развитые внутренние умственные формы действий над
представлениями и понятиями могут преобразовываться
во внешние формы, реализуясь в новых знаковых и веще-
ственно-предметных продуктах человеческой культуры
(экстериоризироваться).

8. Что лежит в основе развития человеческой психики?

Психическое развитие человека, формирование его созна-ния и личности обеспечивается присвоением индивидом общественно-исторического опыта, путем овладения с по-мощью других людей разнообразными видами операций, действий и деятельностей, которые соответствуют предме-там материальной и духовной культуры и фиксированы в орудиях и знаково-символических средствах.

При этом наследственная анатомо-физиологическая орга-
низация не имеет решающего значения для формирования
и развития сознания, личности, способностей человека, а
выступает только необходимым условием.

9. Что образует основу человеческой личности?

Личность человека есть формирующееся и развивающее-ся в течение индивидуальной жизни человека психологиче-ское новообразование.

Основой личности является совокупность общественных
отношений к миру, в которые включается человек.

Такие отношения формируются в реализуемых человеком
связях с людьми через различные виды деятельностей.

Действие как теоретический конструкт (объяснительное понятие) и как «неаддитивная единица» анализа психики

1. Любое действие направлено на предмет (предметно) и подчинено определенной цели, которая зависит от потребно-стей организма и его предметного окружения (актуального,

наличного или представляемого, которое требуется обнару-жить или создать в ходе деятельности).

Предмет (цель) и мотив действия не совпадают между собой.

2. Всякое действие и всякая цель могут рассматриваться в
объективных связях и отношениях как объективные значе-
ния.

3. Смысл действия для человека определяется мотивом
деятельности («опредмеченной потребностью»), в состав ко-
торой действие входит.

4. Действие как составляющая деятельности позволяет
реализовать предметные связи «организм — среда», с одной
стороны, и познакомиться с реальными свойствами среды —
с другой.

5. Реализация любого действия включает совокупность
ориентировочных (познавательных), исполнительных и конт-
рольных операций.

. Следует различать: а) приспособительные операции, кото-
рые формируются неосознанно, путем приспособления
движений к условиям выполнения действия; б) сознатель-
ные операции, которые формируются путем автоматиза-
ции и объединения действий.

6. В действии на основе ориентировочных операций по-
рождается и развивается образ
окружающего мира путем ак-
тивного «уподобления»
движений органов чувств предметно-
му окружению. По мере своего формирования образ, в свою
очередь, начинает во многом предопределять протекание
действий и ориентировать их в процессе реализации.

7. Действие по мере своего развития может преобразовы-
ваться в нескольких направлениях.

. Как процесс, исходно зависящий от актуальной естествен-
ной потребности и непосредственного предметного окру-
жения, действие может принимать культурные, опосредст-
вованные орудиями и знаками формы, приобретая все бо-
лее надситуативный характер.

и*

. Как составляющая деятельности действие может преобра-
зовываться:

— путем автоматизации в операцию — способ выполне-
ния других более сложных действий;

— путем приобретения личностного смысла для субъек-
та («осознаваемый мотив-цель») — в самостоятельную
деятельность (механизм сдвига мотива на цель).

. Как активный, живой, протекающий в предметной среде
процесс внешнее практическое действие может преобра-
зовываться в действие «идеальное», протекающее во внут-
реннем, умственном плане сознания.

Все современное человечество принадлежит к одному виду Homo sapiens (Человек разумный), внутри которого существуют крупные систематические подразделœения - расы. Каждую расу характеризует совокупность наследственно обусловленных признаков, таких как цвет кожи, волос, глаз, форма носа и губ, рост, особенности строения черепа и др. Не всœе морфо логические признаки человека являются расовыми, к примеру развитие мускулатуры и жироотложения часто зависят от индивидуальных особенностей.

Большие расы. Обычно выделяют три большие расы, евразийскую (европеоидную), азиатско-американскую (монголоидную) и австрало-негроидную (экваториальную). Большие расы разделяют на расы второго и третьего порядка, так называемые малые расы. Иногда австралоидов и американских индейцев выделяют в отдельные большие расы.

Европеоидная раса. Представители этой расы в основном светлокожие, имеют мягкие прямые или волнистые, часто светлые волосы. У большинства европеоидов тонкие губы, неширокий выступающий нос, как правило, сильно выступающий подбородок. У мужчин обычно хорошо растут борода и усы. Внутри европеоидной расы существует очень большая изменчивость по цвету волос и глаз, в связи с этим эту большую расу делят на три крупные части: светлоокрашенную северную, темноокрашенную южную и среднеевропейскую с промежуточным типом пигментации. Сейчас европеоиды обитают на всœех материках, но изначально они сформировались в Европе и Передней Азии.

Монголоидная раса. У типичных представителœей этой расы кожа смуглая, желтоватых оттенков, глаза темно-карие, волосы жесткие, прямые, темные. У мужчин волосяной покров на телœе развит очень слабо, борода и усы, как правило, не растут. Лицо довольно плоское, скулы широкие, подбородок мало выдается вперед. Для большинства монголоидов очень характерна сильно развитая и своеобразно расположенная складка верхнего века (эпикантус), которая прикрывает внутренний угол глаза, обусловливая тем самым несколько косое положение глазной щели. Сегодня эта раса преобладает в Азии. 

Экваториальная раса. Характерными чертами негроидов являются черные курчавые волосы, очень темная кожа и карие глаза. Борода и усы, как и у монголоидов, обычно растут слабо. Нос довольно плоский, мало выступающий, с широкими крыльями. У большинства представителœей толстые губы и выступающий вперед челюстной отдел черепа. Наиболее ярко признаки этой расы выражены у суданских негров.

■Раса и нация. Расы - это биологические образования, но существу- ют сообщества человека, основанные на других принципах, которым люди часто придают большее значение. Необходимо четко различать понятия «раса» и «нация». Национальные различия формируются на основе хозяйcтвенных, политических, религиозных и других факторов. Стоит сказать, что для нации важно самосознание и культурное наследие, а не генетическое наследование, как для расы. Понятия расы и нации не совпадают, в связи с этим категорически нельзя употреблять такие сочетания, как «японская раса», «французская раса», «польская раса» и т. д.

Точно так же не существует связи между расой и языковой общностью. К примеру, народы, говорящие на тюркских языках, относятся и к европеоидам (турки и азербайджанцы), и к монголоидам (якуты), и к смешанным расовым типам (узбеки, туркмены). Для человека любой расы родным языком будет тот, в среде которого он вырос.

■Происхождение рас. Среди ученых не существует единого мнения о времени формирования современных рас. Известно, что уже среди неоантропов существовало большое разнообразие физических типов. Около 40 тыс. лет назад началось стремительное расселœение неоантропов по земному шару. Видимо, в результате этих миграций отдельные популяции людей оказывались в разных природно-климатических условиях. Географическая изоляция способствовала закреплению в популяциях тех признаков, которые имели приспособительное значение и позволяли популяции максимально адаптироваться к местным условиям.

Темная кожа негроидов, к примеру, поглощает ультрафиолетовые лучи, в связи с этим хорошо защищает от лучей тропического солнца. Курчавые волосы образуют вокруг головы воздушную прослойку, защищающую от перегрева. Узкая глазная щель и эпикантус предохраняют глаза монголоидов от пыли, переносимой ветром в степях, или от снежной пурги и ярких лучей, отраженных от заснеженных пространств, на севере. Светлая кожа европеоидов в результате воздействия ультрафиолетовых лучей образуем витамин D, тем самым предохраняя организм от рахита͵ а крупный размер носа жителœей высокогорных районов имеет важное значение при дыхании холодным разреженным воздухом.

С течением времени интенсивность действия биологических фактором эволюции снижалась, формировались социальные взаимоотношения, и ни одна из рас не достигла в своем развитии уровня вида. По мере развития общества расовые признаки потеряли свое адаптивное значение, к примеру отличия в терморегуляции у представителœей негроидной и европеоидной рас становятся незначимыми, если человек живет в доме, носит одежду, пользуется кондиционерами и обогревателями. Важно заметить, что для современно человека определяющим является не цвет кожи и форма глаз, а способность реализовать себя как личность, возможность развить и проявим свои интеллектуальные качества.

Видовое единство человечества. Все расы человека равноценны в биологическом и психологическом отношениях. Признаки, которыми мы отличаемся друг от друга, не носят принципиального видового значения и не представляют биологическую ценность для существования человека в какой бы то ни было среде. По этой причине с биологической точки зрения эти различия ни в коем случае не позволяют говорить об общем превосходстве или неполноценности той или иной расы.

В составе любой человеческой расы можно найти более типичных и менее типичных ее представителœей. Так как абсолютно идентичных людей в человеческой популяции не существует, утверждение о так называемых «чистых расах» не имеет оснований. Точно так же не имеют смысла рассуждения о «низших» и «высших» расах, потому что при равных условиях представители любой расы способны достичь одинаковых успехов. Еще Николай Николаевич Миклухо-Маклай доказал, что в строении мозга папу асов Новой Гвинœеи, австралийских аборигенов и европейцев нет никаких принципиальных различий.

Исчезновение классовых и религиозных барьеров, свобода перемещения людей в пределах всœего земного шара увеличивают количество смешанных браков, что приводит к смешению расовых признаков и возрастанию генетического разнообразия человечества. К примеру, в нашей стране сейчас более 45 млн человек относится к переходному европеоидно-монголоидному типу. Смешение рас говорит о видовом единстве человечества. Видовая общность человечества является одним из доказательств единства происхождения человеческих рас, так как в случае происхождения от разных видов животных человеческие расы в настоящее время были бы, по меньшей мере, разными видами.

Большое генетическое разнообразие человечества - залог процветания и гарантия его дальнейшего прогресса. Именно разнообразие генофондов обеспечивает выживание сообществ, а социальная эволюция создает оптимальные возможности для раскрытия индивидуальных способностей каждого человека.

Известные исследователи А.Жакар и Р.Уорд писали: «…сила нашего вида не столько в благоприятных аллелях. Одарённых индивидуумах или специфических достижениях общественных систем, а в разнообразии людей и их генов. …Необходимо убедить каждого человека и каждую группу, что другой человек богат в той степени, в какой он отличается от них…»

Вопросы для самоконтроля

1.Какие большие расы выделяют внутри вида Человек разумный?

2.Какие механизмы лежат в основе формирования человеческих рас?

3.Приведите доказательства единства происхождения человеческих рас.

4.Почему в процессе эволюции ни одна из рас не достигла в своем развитии уровня вида?

5.В чем заключаются отличия расы и нации?

Все люди, живущие на планете Земля, в настоящее время принадлежат к одному виду — Человек разумный . Внутри данного вида ученые выделяют человеческие расы.

Человеческая раса — исторически сложившаяся группа людей с общими наследственными морфологическими особенностями.

К таким особенностям относятся: тип и цвет волос, цвет кожи и глаз, форма носа, губ, век, черты лица, тип телосложения и др. Все перечисленные признаки являются наследственными.

Исследование ископаемых останков кроманьонцев показало, что они имели черты, характерные для современных человеческих рас. На протяжении десятков тысячелетий потомки кроманьонцев проживали в самых разнообразных географических областях планеты. Это значит, что каждая человеческая раса имеет собственный ареал возникновения и формирования. Отличия между человеческими расами — это результат естественного отбора в разных условиях обитания при наличии географической изоляции. Длительное действие факторов окружающей среды в местах постоянного проживания приводило к постепенному закреплению комплекса признаков, характерных для этих групп людей. В настоящее время выделяют три большие человеческие расы. Они в свою очередь подразделяются на малые расы (их около тридцати).

Представители европеоидной (евразийской) расы приспособились к жизни в условиях холодного и влажного климата. Ареалом распространения европеоидной расы являются Европа, Северная Африка, небольшая часть Азии и Индии, а также Северная Америка и Австралия. Для них характерна преимущественно светлая или слегка смуглая кожа. Эта раса характеризуется прямыми или волнистыми волосами, узким выступающим носом и тонкими губами. На лице у мужчин выражен волосяной покров (в виде усов и бороды). Выступающий узкий нос у европеоидов способствует согреванию вдыхаемого воздуха в холодных климатических условиях.

Люди негроидной (австрало-негроидной) расы в наибольшей степени представлены на участках планеты с жарким климатом. Они населяют Африку, Австралию и острова Тихого океана. Адаптациями к данным климатическим условиям являются темный цвет кожи, вьющиеся или волнистые волосы. Например, вьющиеся волосы на голове представителей негроидной расы формируют своеобразную воздушную подушку. Такая особенность расположения волос защищает голову от перегрева. Для представителей негроидной расы также характерен плоский, мало выступающий нос, толстые губы и темный цвет глаз.

Монголоидная (азиатско-американская) раса распространена на территориях Земли с суровым континентальным климатом. Исторически данная раса населяла практически всю Азию, а также Северную и Южную Америку. Монголоиды характеризуются смуглой кожей, прямыми жесткими темными волосами. Лицо уплощенное, с хорошо выраженными скулами, нос и губы средней ширины, волосяной покров лица развит слабо. Имеется кожная складка во внутреннем уголке глаза — эпикантус . Узкий разрез глаз и эпикантус у монголоидов являются приспособлениями к частым пыльным бурям. Формирование толстой жировой подкожной клетчатки позволяет им адаптироваться к низким температурам холодных континентальных зим.

Единство человеческих рас подтверждается отсутствием генетической изоляции между ними. Это выражается в возможности появления плодовитого потомства в межрасовых браках. Еще одним доказательством единства рас служит наличие у всех людей на пальцах дугообразных узоров и одинаковый характер расположения волос на теле.

Расизм — совокупность учений о физической и психической неравноценности человеческих рас и решающем влиянии расовых различий на историю и культуру общества. Идеи расизма зародились, когда открытые Ч. Дарвином законы эволюции живой природы стали переноситься на человеческое общество.

Основными идеями расизма являются идеи об изначальном делении людей на высшие и низшие расы из-за их биологической неравноценности. Причем представители высших рас являются единственными создателями цивилизации и призваны господствовать над низшими. Так расизм стремится оправдать социальную несправедливость в обществе и колониальную политику.

Расистская теория на практике существовала в фашистской Германии. Фашисты считали высшей свою арийскую расу и этим оправдывали физическое уничтожение огромного количества представителей других рас. В нашей стране как одной из наиболее пострадавших от агрессии фашистских оккупантов любое следование идеям фашизма осуждается и карается по закону.

Расизм не имеет под собой никакого научного обоснования, так как доказана биологическая равноценность представителей всех рас и их принадлежность к одному виду. Различия же, имеющиеся в уровне развития, являются следствием социальных факторов.

Некоторые ученые предполагали, что главной движущей силой эволюции человеческого общества является борьба за существование. Эти взгляды легли в основу социал-дарвинизма — псевдонаучного течения, согласно которому все общественные процессы и явления (возникновение государств, войны и т. д.) подчинены законам природы. Сторонники этого учения рассматривают социальное неравенство людей как следствие их биологической неравноценности, возникшей в результате естественного отбора.

Особенности эволюции человека на современном этапе

В современном обществе на первый взгляд не наблюдается явных признаков дальнейшей эволюции вида Homo sapiens . Но этот процесс продолжается. Определяющую роль на данном этапе играют социальные факторы, однако сохранилась роль и некоторых биологических факторов эволюции.

Постоянно возникающие под действием факторов среды мутации и их комбинации изменяют генотипический состав популяции человека. Они обогащают фенотипы людей новыми признаками и поддерживают их уникальность. В свою очередь, вредные и несовместимые с жизнью мутации удаляются из человеческой популяции естественным отбЗагрязнение планеты, прежде всего химическими соединениями, является причиной увеличения темпов мутагенеза и накопления генетического груза (вредных рецессивных мутаций). Этот факт так или иначе может оказать влияние на эволюцию человека.

Сформировавшийся около 50 тыс. лет назад вид Человек разумный к настоящему времени практически не претерпел внешних изменений. Это результат действия стабилизирующего естественного отбора в относительно однородной среде обитания человека. Одним из примеров его проявления явилась повышенная выживаемость новорожденных детей с массой тела в пределах средних значений (3-4 кг). Однако на современном этапе благодаря развитию медицины роль данной формы отбора значительно снизилась. Современные медицинские технологии позволяют выхаживать новорожденных с низкой массой тела и дают возможность полноценно развиваться недоношенным детям.

Ведущая роль изоляции в эволюции человека прослеживалась на этапе формирования человеческих рас. В современном обществе благодаря разнообразным средствам передвижения и постоянной миграции людей значение изоляции практически ничтожно. Отсутствие генетической изоляции между людьми является важным фактором в обогащении генофонда населения планеты.

На некоторых относительно ограниченных территориях не утратил своей эволюционной роли такой фактор, как дрейф генов . В настоящее время он проявляется локально в связи с природными катаклизмами. Стихийные бедствия иногда уносят жизни десятков и даже сотен тысяч людей, как это произошло в начале 2010 г. в результате землетрясения на Гаити. Это, несомненно, оказывает влияние на генофонд человеческих популяций.

Следовательно, на эволюцию вида Homo sapiens в настоящее время влияет только мутационный процесс. Действие естественного отбора и изоляции минимально.

Все люди, живущие на планете Земля в настоящее время, принадлежат к одному виду — Человек разумный. В пределах данного вида выделяют человеческие расы. Признаки рас сформировались под влиянием факторов среды обитания. В настоящее время выделяют три большие человеческие расы: европеоидную, австрало-негроидную и монголоидную. На современном этапе из биологических факторов на эволюцию человека в неизменном виде действует только мутационный процесс. Роль естественного отбора и дрейфа генов значительно снизилась, а изоляция практически утратила свое значение.

Похожие публикации