Борис пастернак - никогда ни о чем не жалейте текст песни.

Президент России Владимир Путин выразил соболезнования родным Андрея Дементьева. Знаменитый поэт скончался 26 июня на 90-м году жизни. На его стихи написаны десятки песен, которые знают наизусть в России и Содружестве. Подробнее – корреспондент «МИР 24» Анна Деркач.

Если бы я родился поэтом,

Верно, прославил себя бы стихом.

Много писал бы о том и об этом.

Снова об этом, но больше о том!

Эти строки Андрей Дементьев сочинил в шестом классе. Скорее в шутку – тогда и не думал о поэзии серьезно. Да и не до того было в послевоенных 40-х: профессии тогда выбирали скорее сытные.

Военно-медицинская академия предлагала полное гособеспечение. А семья Дементьева едва сводила концы с концами. Но помешало прошлое отца-гулаговца. Пришлось нести документы в пединститут в родной Твери. Там студент-первокурсник Андрей Дементьев и проявился как поэт. Областная газета напечатала его стихи.

«Я в типографии сидел всю ночь, ждал, когда появится лист с моими стихами. В первый раз в жизни, да? Мне было тогда лет девятнадцать, может, меньше», – вспоминал о своем литературном дебюте Дементьев.

Преданность и благодарность, умение прощать и принимать судьбу – одни из главных тем в его стихах. Из-под под пера Дементьева вышли самые жизненные строки. «Не смейте забывать учителей», «Не обижайтесь на детей», и, конечно, вечное – «Никогда ни о чем не жалейте вдогонку». Так же пронзительна и любовная лирика поэта. 8 марта посвятил всем женщинам России именно его стихи.

Покуда жив, я им молиться буду.

Любовь иным восторгам предпочту.

Господь явил нам женщину, как чудо,

Доверив миру эту красоту.

С именем Дементьева связана целая эпоха журнала «Юность». Именно при нем там стали печататься запрещенные в СССР авторы. Будь на его месте другой – давно бы лишился кресла главного редактора. Но Дементьев без страха давал добро на печать Евгения Евтушенко, Василия Аксенова и Фазиля Искандера. После выхода в свет его «Кроликов и удавов» главреду даже стали угрожать.

«Вызвали в цензуру, я не поехал, послал своего зама Алексея Пьянова. Он вернулся и говорит: Знаешь, что тебе просили передать? «Будем бить до кровавых соплей»», – вспоминал в одном из интервью Дементьев.

В 1990-х Андрей Дементьев освоил новую профессию. Стал корреспондентом ближневосточного представительства российского телевидения. Позже уже в Москве сам был автором популярных передач, где с друзьями и современниками рассуждал, что происходит в мире и в стране.

«Я думаю, что патриотизм – это чувство, которое рождается из самой жизни. Если ты живешь в доме, в котором прекрасно все, и люди хорошие, у тебя там и чисто, и красиво, и книг много – это одно. А если ты живешь в какой-то лачуге, которую ты не можешь ни устроить, ни переделать – это другое. Поэтому самое главное начало патриотизма – надо так все устроить в отчем доме, чтобы людям хотелось любить родину», – говорил Андрей Дементьев.

Моему поколению он известен по передаче "Виражи времени", которую много лет вел на радио. В заставке передачи непременно звучало его стихотворение "Никогда, никогда ни о чем не жалейте" в авторском исполнении. Очень правильное, щегольское, с эффектным финалом: "Пусть другой гениально играет на флейте, но еще гениальнее слушали вы".

У Дементьева было много ипостасей. Он не только поэт, но и ведущий, письма которому писали еще наши бабушки, он и политик, он и редактор. В день его смерти вспоминают журнал "Юность", который он возглавлял 12 лет.

Кардинальных преобразований, связанных с его именем, в журнале не произошло - не был он ни Наровчатовым, ни Катаевым, преобразившимся на посту главреда из вреднюги в благодетеля и подвижника. Жизнь его была ровной и последовательной. Но лучшее, что он сделал, были его песни. Особенно "Яблоки на снегу" и "Лебединая верность". Без скидок и преувеличений - совершенно народные песни.

Он прожил долгую жизнь. Без двадцати дней девяносто лет. Свой юбилей собирался отмечать на родине, в Твери, где создал Дом поэзии...

Конечно, можно сказать, что долгожительство - это гены: по девяносто прожили его отец и мать. Но я вижу в этом долголетии благородство - сродни благородству писателя, защищающего маленького человека. Каждый получает в старости такое лицо, которое заслужил. Андрей Дементьев не обрюзг, не расплылся. Его глаза с лучами морщинок светились добротой. Высоко поднявшись над своей рабоче-крестьянскостью, он не потерял уважения к своему читателю. Потому народ и тянулся к нему, как та неверующая женщина, которая ходила в церковь только потому, что батюшка называл ее голубушкой. Он оставался интеллигентом, сохраняя интерес к маленькому человеку. В отличие от современных попсовиков из Инстаграма, интересующихся только собой.

Никогда ни о чем не жалейте вдогонку,

Если то, что случилось, нельзя изменить.

Как записку из прошлого, грусть свою скомкав,

С этим прошлым порвите непрочную нить.

Никогда не жалейте о том, что случилось.

Иль о том, что случиться не может уже.

Лишь бы озеро вашей души не мутилось

Да надежды, как птицы, парили в душе.

Не жалейте своей доброты и участья.

Если даже за все вам - усмешка в ответ.

Кто-то в гении выбился, кто-то в начальство...

Не жалейте, что вам не досталось их бед.

Поздно начали вы или рано ушли.

Кто-то пусть гениально играет на флейте.

Но ведь песни берет он из вашей души.

Никогда, никогда ни о чем не жалейте -

Ни потерянных дней, ни сгоревшей любви.

Пусть другой гениально играет на флейте,

Но еще гениальнее слушали вы.

Прямая речь

Юрий ПОЛЯКОВ: Он мог перекреститься двухпудовой гирей

Вспомнить Андрея Дементьева мы попросили известного писателя и драматурга.

Я хорошо помню знакомство с Андреем Дмитриевичем. Это был 1973 или 1974 год. Большой зал Дома литераторов. Дементьев только перебрался из Твери в Москву, и это был его первый творческий вечер. Причем на двоих с поэтом Петром Вегиным. В то время они были примерно одной "весовой категории". Вегин был модный поэт. Он представлял экспериментально-фрондерскую линию, эдакий Вознесенский, но калибром помельче. Дементьев только пришел работать в "Юность" заместителем редактора к Борису Полевому. И вот мы, молодые поэты, отправились на их батл как на футбольный матч. Зал неистовствовал, когда Дементьев читал свои стихи. Сразу стало очевидно, что это большая народная поэзия. Его воспринимали как чистого лирика, заряженного позитивом. Он вышел победителем.

Ужасно обидно, что Андрея Дмитриевича не стало за три недели до его 90-летия, к которому мы готовились. Мы перезванивались, обсуждали, что в Твери будем делать на дементьевском празднике поэзии.

1 июня я был у него на "Радио-1", он вел в прямом эфире передачу "Виражи времени". Мы лихо провели эфир. Но я заметил, что Андрей Дмитриевич выглядел хуже, чем обычно. Он всегда поражал своей витальной мужской неувядаемостью. Однажды мы оказались с ним то ли в Пицунде, то ли в Коктебеле. Ему было уже за 60. Он вышел на пляж, скинул халат и... Мы, сравнительно молодые прозаики и поэты в возрасте сорока лет, стыдливо посмотрели на свои животы. Перед нами стоял человек на седьмом десятке с идеальной атлетической фигурой. Он занимался по методике русских гиревиков. Мог перекреститься двухпудовой гирей - это был признак атлетической мощи. Лет до 70 у него пиджак распирало от бицепсов. Андрей Дмитриевич был настроен на столетний рубеж. Для этого были все шансы.

Его столько раз предавали, столько было в жизни трагедий, а он сумел сделать доброжелательность и незлопамятность доминантой своей личности.

Как по нотам

Композитор Михаил МУРОМОВ: Когда я спел "Яблоки на снегу", он сказал: "Это сразу десятка!"

На стихи Андрея Дементьева написано более полусотни популярных песен.

"Над землей летели лебеди", "Я тебя своей Аленушкой зову", "Расскажи мне, мама", "Я тебя рисую" - мы с удовольствием напеваем эти знакомые строчки, часто не подозревая, что автор стихов, которые давно превратились в шлягеры, - поэт Андрей Дементьев. Он с готовностью отдавал стихи композиторам и певцам, считая, что так они по-настоящему уйдут в народ. Чаще других музыку к ним писал композитор и певец Михаил Муромов.

Это огромная утрата для литературы. А для людей - еще больше. Потому что такого светлого человека трудно встретить, - сказал "КП" Михаил Муромов. - В первую очередь он был человеком. Замечательным, широким, милым, улыбчивым, танцующим до последних лет.

- А как вы познакомились?

Мы рядом жили. Я на Спасской снимал квартиру, а он жил в Астраханском переулке в писательском доме. Практически на улице познакомились. Он мне дал свое стихотворение "Стюардесса", а когда я сделал песню, она сразу стала популярной, причем даже без радио, потому что стала звучать во всех самолетах. И после "Стюардессы" он мне подарил свою книжку. И из этой книги у меня получилось сразу 12 песен, включая те же "Яблоки на снегу". Это стихи 1976 года. Просто я попросил их чуть-чуть переделать, а он очень легко шел на уступки композиторам. Мы вместе сели, просчитали, и песня работает до сих пор. А ей уже 31 год!

- А какие песни больше всего Андрею Дмитриевичу нравились?

Когда я спел ему "Яблоки..." по телефону, он сказал: "Так, это десятка, даже думать не будем". Я к нему домой часто приходил - он был очень хлебосольный хозяин, улыбчивый, милый. Нам всем будет не хватать его.

Пять самых известных песен на стихи поэта:

  • "Над землей летели лебеди"
  • "Я тебя своей Аленушкой зову"
  • "Яблоки на снегу"
  • "Я тебя рисую"
  • "Каскадеры"

Читает Виктор Астраханцев

* * * * *Никогда ни о чем не жалейте вдогонку,
Если то, что случилось, нельзя изменить.
Как записку из прошлого, грусть свою скомкав,
С этим прошлым порвите непрочную нить.

Никогда не жалейте о том, что случилось.
Иль о том, что случиться не может уже.
Лишь бы озеро вашей души не мутилось
Да надежды, как птицы, парили в душе.

Не жалейте своей доброты и участья.
Если даже за всё вам - усмешка в ответ.
Кто-то в гении выбился, кто-то в начальство...
Не жалейте, что вам не досталось их бед.


Поздно начали вы или рано ушли.
Кто-то пусть гениально играет на флейте.
Но ведь песни берет он из вашей души.

Никогда, никогда ни о чем не жалейте -
Ни потерянных дней, ни сгоревшей любви.
Пусть другой гениально играет на флейте,
Но еще гениальнее слушали вы.

= = = = = = = = = = = = = =
= = = = = = = = = = = = = =

КТО РАНЬШЕ СКАЗАЛ "Э"?



Как ни велик русский язык, поэту всё не хватает слов, чтобы выявить свои образы, и он озабочен поисками яркого и точного слова. Некоторые даже придумывают новые слова, а другие, наоборот,вводят в свой текст слова или строчки написанные другими, переосмысливая или цитируя их. Что порождает недоуменные вопросы к подобным повторам и заимствованиям. Действительно, появление в новом сочинении созданных ранее выразительных средств - это сильно действующий и чувствительный для авторов момент, и он не остается без их внимания.

Возможно, поэтому и возникла публикация Виолетты Баша
"Бездонно и бездомно". Заимствование - от открытий к штампу»
https://www.сайт/work/1423714/
Приглашаю поразмыслить на эту тему –что есть заимствования, и каковы их цели и границы?

В своей публикации Виолетта ставит вопрос о происхождении блестящей по форме и глубокой по смыслу словесной формы «бездонный – бездомный». Автор задается вопросом «Бездонной и бездомной - кто первый?» И, отвечая на него, делает вывод, что это блестящее созвучие впервые возникло в стихах Маргариты Алигер «Дом в Медоне» 1967года, а потом было повторено автором публикации в 1998 году в стихотворении « И снова в небе журавли».
Автор делает вывод:
= Таким образом открытие "бездонной-бездомной" - это Алигер по следам Цветаевой. Я, увы, только вторая. А вот после - пошло-поехало. =

Действительно,сочетание «бездонно – бездомно» производит эффект консонансного звучания. В этих словах-близнецах повторяются практически всех звуки, с заменой сонорного Н на М. А беспредельность бездомовья создает напряженный эмоциональный образ.
Однако, несмотря на указанный автором след, в стихах М.Цветаевой этих слов не обнаружено. Ни в строчке, ни в рифмовке.
Только в одном стихотворении применяет М.Цветаева слово «бездомная»: в 6-й части цикла«Бессонница» от 1 авг. 1916 года:
= Сегодня ночью я одна в ночи –
Бессонная, бездомная черница! =
Но в этой строчке не разглядеть следа этого звучного повтора
И хотя неприкаенность Марины Цветаевой – характерная черта её трагической судьбы, а сердце настоящего поэта по словам Е.Евтушенко, это дом бездомности, тем не менее, Марина Цветаева не причастна к созданию этой словесной жемчужины.

Эти слова-близнецы введены в русскую поэзию Александром Блокомв его стихах «С мирным счастьем покончены счеты...», 1910 г.Вот эти строки::
. . . . . . . .
Жизнь пустынна, бездомна, бездонна ,
Да, я в это поверил с тех пор,
Как пропел мне сиреной влюбленной
Тот, сквозь ночь пролетевший, мотор.

Образ жизни со страшной душевной пустотой для Блока не случаен. В несколько измененном виде он проявляется также и в стихах «Шаги командора»

Жизнь пуста, безумна и

бездонна !
Выходи на битву, старый рок! =

Эти словообразы «бездомный, бездонный» являются особенностью поэтического мышления А.Блока и входят в ядро его поэтического словаря. Несколько тому примеров:

= …В этой бездонной лазури,
В сумерках близкой весны
Плакали зимние бури,
Реяли звездные сны. (Ветер принес издалека)

Как в годы юности, не знаю
Бездонных чар твоей души...(ВячеславуИванову)

Двадцатый век... Еще бездомней ,
Еще страшнее жизни мгла … (Два века)

И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу. (Незнакомка)

Как страшно! Как бездомно (Обман)

Я пронесу тебя над бездной,
Её бездонностью дразня. (Демон)

= Мы бездомны бессемейны, бесчинны, нищи - что же нам терять? (Интеллигенция и революция). Маргарита Алигер вобрала в свои стихи всю строку Блока, заменив только слова «Жизнь пустынна» словом «всё»:
= А до Камы от Медона
Все бездомно и бездонно =
и наполнила бездну блоковского одиночества реалиями жизни М.Цветаевой:
= Нет ни адреса, ни крова.
Нет ни голоса, ни слова.
Нет ни дочери, ни мужа.
Только ужас, только стужа. =
Очень сильные и точные стихи!

В своем стихотворении Виолетта повторяет тот же ход, забрав себе строчку М.Алигер,
и переставив слова местами:
= В движении медленного лета,
В излучинах кувшинных дней,
В узорах солнечного света
На согнутой руке моей,
В глазах бездонных и бездомных
В усталости к исходу дня,
В слезе, скатившейся с иконы,
Есть только Бог. Но нет тебя. =

Но есть ли в этих двух случаях заимствования?

В первом случае бесспорно -Маргарита Алигер сохраняет не только исходный текст, но и его общую тональность, эмоциональное наполнение. Обрисовывает скитания Цветаевой через надземность Блока. Виолетта Баша переносит в стихи только словосочетание, при этом допуская снижение стиля и высоту исходного образа. Эта утрата драматизма и эмоциональной сгущенности образа снимает вопрос о заимствовании. От первичного образа остаются только слова-близнецы.
Отсутствие заимствование подтверждается еще и тем, что автору стихов, как выяснилось, не было доподлинно известно о происхождение этого поэтического образа. Но это уже совсем иная сторона дела.

В сетевой поэзии последнего десятилетия встречается множество вариаций использования сочетания «бездомный – бездонный». Очень уж привлекателен этот полнозвучный образ, позволяющий придавать ему разнообразный характер.
От попыток выражения тоски и печали:
= Грусть моя бездонная , любовь бездомная
Бродягой ходит по земле. =(из песни Стаса Пьехи)

До бесшабашного ёрничества:
= Я - бездомный ,
я -бездонный ,
Я - роскошный хулиган,
Я - оркестр разгульных песен,
Дерзок, весел, смел и пьян. =(стихи Андрея Соколова)

Однако, несмотря на использование в этих текстах слов-близнецов, считать их заимствованием из Блока тоже не верно. Нет и следов глубины исходного образа.
Кроме этого, у многих сетевых авторов исходные понятия оторваны друг от друга и разнесены по разным словесным структурам:

= Людской жестокости бездонной….
Свидетель ада, пёс бездомный =(
http://www.mypishem.ru/stihi/stihi-bez-rubriki/bezdomnyi-p-s.html

= Здесь стою я - бездомный -
Но город бездонный
В глазах... =(автор - Алексей Сверчков)
http://www.sunhome.ru/poetry/1132679?print

Не желая далее утомлять читателя перлами сетевой поэзии, отмечу только, что в приведенных примерах исходное словосочетание и его словообраз в блоковской трактовке оторваны друг от друга. Остались лишь звуковые повторы или в лучшем случае рифмы, и считать их заимствованием нельзя. И вообще сомнительно, знали ли вообще эти поэты о первоисточнике этих красивых слов.

Теперь посмотрим цитируемые Виолеттой стихи Светланы Ромашиной:
= И снова в небе журавли
Курлычут в синеве бездонной .
Меня на крыльях унесли
В мечтах бродягою бездомной.
Ныряю с ними в облака,
Под купол неба пилигримом,
Я жизни суть наверняка
Познаю в стае журавлиной.=

Слова-близнецы«бездонный - бездонный» обособились, превратились в рифмы и определения разных объектов. Одно слово описывает синеву небес, другое -приставлено к бродяге. Оторвавшись друг от друга, они потеряли эффект своего колокольного звучания. Исходная цельность образа утрачена, факта заимствования нет.

Включение в стихи каких-то ярких слов совсем не означает, что один автор вылавливает у другого золотых рыбок. Он может их найти самостоятельно, не повторяя намеренно чей-то образец. У слов своя жизнь, и вынутые из словаря или из книги слова еще не являются предметом авторства. Они должны пройти художественную обработку.
Так, например, рифмовка слов,«свободу» и «народу» совсем не означает подражание Пушкину.
И только слившись в одну фразу:«Народу свободу!» они становятся слоганом или речёвкой.



Эти заметки, как уже сказано, написаны в развитие публикации В.Баши, в которой считается негативный подтекст по отношению к заимствованиям. И это понятно, ведь вопросы приоритета очень чувствительны для авторов.

Однако, есть и другой подход к заимствованию, повтору темы, сюжета,к прямым или косвенным подражаниям. Ведь модели художественного сознания живут самостоятельной жизнью независимо от времени, неожиданно проявляясь в самых неожиданных моментах творческого мышления.
Русская поэзия богата талантливыми подражаниями или развитием известных тем и образов. Например, Пушкиным написаны несколько подражаний: Корану, Анакреону, Данте, а также стихи по мотивам Шенье, Пиндемонти. Некоторые из них по своей поэтичности превосходят оригинал. Пушкинский Онегин вызван личностью Байрона и его героями. У Лермонтова есть «Подражание Байрону»,заимствования из Цейдлица «Летучий корабль». У Некрасова подражание Лермонтову- «В неведомой глуши». Читатели могут продолжить этот ряд.
Богата заимствованиями и зарубежная литература.


В своем подражании автор стремится развить тему или литературный образ, обогатить его новым видением, разработкой, сравниться с ним или оспорить.
Кроме того, авторов всегда привлекает желание осмыслить вечные сюжеты и образы:Дон Жаун, Дон-Кихот, Гамлет, Сольвейг, Демон и др.
Ироническое подражание оригиналу лежит в основе целого жанра литературной пародии.
Кроме литературных образов самостоятельной жизнью живут отдельные словосочетания и крылатые слова, отдельные фразы из пьес, например, Шекспира, А.Грибоедова, Островского и др., из басен. В их числе также поэтические тропы, образные или звучные и красивые словосочетания, одним из которых «бездомное-бездонное», явившееся поводом для данной публикации.
При их оценке решающим моментом является талантливость разработки, глубина или современность осмысления исходного образа.
Все упомянутые использования в собственном сочинении ранее известного представляет обширный литературное пространство лексики и образов,которое напитывает творчество, вызывает моменты творческого состязания и тем самым развивают литературу.
Потому настоящий интерес вызывает не только тот,кто первым сказал “Э ”, но и те, кто услышав А, говорят Б, В и следующие буквы алфавита.



= = = = = = =
*заимствовано из Ревизора» Н.Гоголя.

26 июня 2018 года перестало биться сердце выдающегося поэта современности Андрея Дементьева . Он совсем немного не дожил до своего 90-летия. Казалось бы, еще совсем недавно прошел его творческий вечер в Ростове в Донской государственной публичной библиотеке. Поэт был бодр, активен, общителен, жизнелюбив и доброжелателен. Этот творческий вечер прошел с аншлагом. И вот пришла печальная новость.

Андрей Дементьев один из моих любимых поэтов. Он всегда приятно поражал меня своей добротой, открытостью и оптимизмом. У Дементьева не было так называемой «звездной болезни».

Андрей Дмитриевич родился 16 июля 1928 года в Твери. Свою литературную деятельность начал в 1948 году. Работал в газете «Калининская правда», заведовал отделом комсомольской жизни газеты «Смена», был инструктором отела пропаганды и агитации ЦК ВЛКСМ.

С 1967 года Дементьев жил в Москве. Был главным редактором легендарного советского журнала «Юность» (с 1981 по 1992 годы). Тираж этого журнала при Дементьеве был свыше 3 миллионов экземпляров!

И все же, Дементьев вошел в историю как поэт, в том числе, как поэт-песенник. В советское время были известны и популярны песни на его стихи «Аленушка», «Лебединая верность», «Отчий дом», «Баллада о матери».

Кстати, песня на стихи Дементьева «Яблоки на снегу», которую замечательно исполнил Михаил Муромов (он же и написал музыку к этой песни) была супер-шлягером в Советском Союзе в конце 80-х годов прошлого века.

Стихи Андрея Дементьева в народе всегда были любимы. Хочу напомнить, что президент России Владимир Владимирович Путин 8 марта 2018 года, поздравляя женщин с Международным женским днём, прочитал стихи Андрей Дмитриевича Дементьева «Я знаю, что все женщины прекрасны».

Дементьев был еще и прекрасным ведущим. Он вел различные программы на телевидении и радио. Принимал участие в разных политических ток-шоу. Помню, он как-то сумел переспорить самого Жириновского в программе Владимира Соловьева «К барьеру!».

У Андрея Дементьева есть одно стихотворение, которое мне нравится особо. Когда мне грустно и тоскливо на душе, я его всегда читаю. Стихотворение называется «Никогда ни о чем не жалейте».

«Никогда ни о чем не жалейте вдогонку,
Если то, что случилось, нельзя изменить.
Как записку из прошлого, грусть свою скомкав,
С этим прошлым порвите непрочную нить.

Никогда не жалейте о том, что случилось.
Иль о том, что случиться не может уже.
Лишь бы озеро вашей души не мутилось
Да надежды, как птицы, парили в душе.

Не жалейте своей доброты и участья.
Если даже за все вам — усмешка в ответ.
Кто-то в гении выбился, кто-то в начальство…
Не жалейте, что вам не досталось их бед.


Поздно начали вы или рано ушли.
Кто-то пусть гениально играет на флейте.
Но ведь песни берет он из вашей души.

Никогда, никогда ни о чем не жалейте —
Ни потерянных дней, ни сгоревшей любви.
Пусть другой гениально играет на флейте,
Но еще гениальнее слушали вы».

Лично мне эти строки помогают жить. По-моему, написано гениально! Надо сказать, что это стихотворение Андрея Дмитриевича очень любят и почитатели его таланта. Дементьева всегда просили на творческих вечерах прочитать «Никогда ни о чем не жалейте». И поэт всегда это делал.

Но на этот раз я не могу сказать, что я ни о чем не жалею. Мне очень жаль и грустно, что навсегда ушел от нас в Вечность выдающийся поэт и человек с большой буквы Андрей Дмитриевич Дементьев.

Георгий БАГДЫКОВ.

Похожие публикации