Белый пудель содержание. «Белый пудель


По Крыму странствует труппа артистов в составе старого шарманщика Мартына Лодыжкина, мальчика Сергея двенадцати лет и преданного белого пуделя Арто. В надежде добыть денег на пропитание, давая цирковые номера, они обходят окрестные дачи, но везде терпят неудачу. Заработать не удается. Со многих мест их попросту гнали, только заслышав хриплые звуки шарманки, лишь одна барыня, удостоив вниманием их представление, под конец бросила дырявый гривенник.

Потеряв всякую надежду, они подошли к последней даче с вывеской – «Дача Дружба», надеясь хоть здесь попытать счастье. Но тут их выступление прерывают неожиданные семейные разборки. Непослушный и капризный мальчик Трилли, резко выбегает из дома и бьется в истерике, катаясь по полу, не желая принять лекарство и нисколько не обращая внимание на умоляющие доводы взрослых. Мать мальчика возмущена явлением артистов, уже было начавших выступление, и хотела прогнать их, но Трилли загорелось увидеть представление.

После показанного действа мальчик потребовал купить ему собаку, чтобы он мог постоянно с ней играть. Лодыжкину предлагают огромные деньги, говоря, что так он получит несравненно больше, а собаку можно найти и другую, после обучив её трюкам.

Но старик отказывается. Артистов тут же гонят прочь.

Вскоре их, собравшихся немного отдохнуть, нагоняет дворник и, повторяя просьбу барыни, предлагает уже 300 рублей, а сам тем временем пытается задобрить пса колбасой. Но Лодыжкин гордо и прямо заявляет об отказе, друзей не продают. Все трое вновь отправляются в путь, Сережа же, успел заметить, что дворник следит за ними. Найдя тихий уголок, троица собирается позавтракать. Покончив с едой, они безмятежно засыпают. Перед сном дед Мартын мечтает, как Сережа в будущем станет самым лучшим цирковым артистом и объедет всю страну. Проснувшись, обнаруживается страшная пропажа – их пуделя нигде нет. Только начав поиски, они находят на дороге недоеденный огрызок колбасы и понимают, что виновен тот самый дворник. При всем желании, заявить о пропаже нельзя, так как дед Мартын использует чужой паспорт, случайно купленный у какого-то грека.

Под вечер они останавливаются в турецкой кофейне. Сергей, не находя другого выхода, решается вызволить Арто. Глубокой ночью он пробирается к даче «Дружба», перелезает через ограду и, решив, что пес на улице, пытается найти место заточения своего друга. Услышав оклик родного голоса, Арто заливается оглушительным лаем, тем самым встревожа дворника. Лай исходит из подвала. Там пес сидел на привези и подвергался жестоким побоям. Испугавшись появившегося грозного дворника, Сергей, не помня себя, бросился бежать, за ним устремился и четвероногий друг, порвав сдерживающую веревку. Сам не зная как, Сережа быстро замечает в заборе невысокую стену и тут же подсаживает туда собаку и сам, акробатическим движением, ловко взбирается на преграду. Оба спрыгивают на дорогу, оставляя позади ругающегося дворника.

Вбежав в место ночлега, пес сразу находит своего хозяина, старика Лодыжкина. Мартын хотел расспросить Сергея о случившемся, но не успел. Мальчик, обессилев, забылся крепким сном.

Обновлено: 2017-08-01

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Сюжет рассказа «Белый пудель» А. И. Куприн взял из реальной жизни. Ведь на его собственную дачу в Крыму не раз заходили бродячие артисты, которых он часто оставлял на обед.

Среди таких гостей и оказались Сергей и шарманщик. Мальчик рассказал историю, произошедшую с собакой. Она очень заинтересовала писателя и позже легла в основу рассказа.

А. И. Куприн, «Белый пудель»: содержание I главы

Вдоль южного пробиралась по тропинке небольшая бродячая труппа. Впереди бежал остриженный подо пудель Арто. За ним шел Сергей, мальчик 12 лет. В одной руке он нес грязную и тесную клетку со щеглом, которого научили доставать записочки с предсказаниями, а в другой - свернутый коврик. Завершал процессию самый старший член труппы - Мартын Лодыжкин. На спине он нес такую же древнюю, как и сам, шарманку, играющую только две мелодии. Сергея Мартын уже пять лет как взял у пьющего вдовца-сапожника, пообещав платить ему по 2 рубля каждый месяц. Но вскоре забулдыжник умер, а Сергей навсегда остался при дедушке. Труппа ходила с выступлениями от одного дачного поселка к другому.

А. И. Куприн, «Белый пудель»: краткое содержание II главы

Стояло лето. Было очень жарко, но артисты продолжали идти. Сережа всему удивлялся: диковинным растениям, старым паркам и строениям. Дед Мартын уверял, что он еще не то увидит: впереди а дальше - турки и эфиопы. День был неудачный: почти отовсюду их прогоняли или платили крайне мало. А одна барыня, посмотрев все выступление, бросила старику монету, которая уже не была в ходу. Вскоре они дошли до дачи «Дружба».

По дорожке, выстеленной гравием, артисты подошли к дому. Как только они приготовились к выступлению, на террасу внезапно выскочил мальчик лет 8-10 в матросском костюме, а за ним шестеро взрослых. Ребенок упал на землю, визжал, отбивался, а все его умоляли принять микстуру. Мартын и Сергей сначала наблюдали за этой сценой, а затем дедушка дал команду начинать. Услышав звуки шарманки, все притихли. Замолчал даже мальчишка. Артистов сначала было прогнали, они собрали вещи и почти ушли. Но тут мальчик стал требовать, чтобы их позвали. Они вернулись и начали выступление. В конце Арто, держа картуз в зубах, приблизился к даме, доставшей кошелек. И тут мальчик стал истошно кричать, что он хочет, чтобы эту собаку оставили ему навсегда. Старик отказался продать Арто. Артистов прогнали со двора. Мальчишка продолжал орать. Выйдя из парка, артисты спустились к морю и остановились там, чтобы искупаться. Вскоре старик заметил, что к ним приближается дворник.

Барыня послал дворника все-таки купить пуделя. Мартын не соглашается продавать друга. Дворник рассказывает, что отец мальчика - инженер Обольянинов - строит железные дороги по всей стране. Семья очень богатая. Ребенок у них один и ни в чем ему отказа нет. Дворник ничего не добился. Труппа ушла.

V глава

Путники остановились возле горного потока, чтобы пообедать и отдохнуть. После еды они уснули. Сквозь дремоту Мартыну показалось, что пес рычит, но он не смог встать, а только позвал собаку. Сергей проснулся первым и понял, что пуделя нет. Мартын обнаружил неподалеку огрызок колбасы и следы Арто. Стало понятно, что собаку увел дворник. К судье обращаться дед боится, так как живет по чужому паспорту (свой он потерял), который ему сделал когда-то грек за 25 рублей. Оказывается, что он на самом деле Иван Дудкин, простой крестьянин, а никакой не Мартын Лодыжкин, мещанин из Самары. По пути к ночлегу артисты специально прошли еще раз мимо «Дружбы», но Арто так и не увидели.

Краткое содержание: Куприн, «Белый пудель», VI глава

В Алупке они остановились на ночлег в грязной кофейне турка Ибрагима. Ночью Сергей в одном трико пробрался на злосчастную дачу. Арто был привязан, да еще и закрыт в подвале. Узнав Сергея, он начал неистово лаять. Дворник зашел в подвал и стал бить собаку. Сергей закричал. Тогда дворник выбежал из подвала, не закрыв его, чтобы поймать мальчика. В это время Арто оторвался и выскочил на улицу. Долго плутал Сергей по саду, пока, совсем уже измученный, не понял, что забор не так уж и высок, и его можно перепрыгнуть. За ним выскочил Арто, и они убежали. Дворник не стал их догонять. Беглецы вернулись к дедушке, чем несказанно его обрадовали.

Узкими горными тропинками, от одного дачного поселка до другого, пробиралась вдоль южного берега Крыма маленькая бродячая труппа. Впереди обыкновенно бежал, свесив набок длинный розовый язык, белый пудель Арто, остриженный наподобие льва. У перекрестков он останавливался и, махая хвостом, вопросительно оглядывался назад. По каким-то ему одному известным признакам он всегда безошибочно узнавал дорогу и, весело болтая мохнатыми ушами, кидался галопом вперед. За собакой шел двенадцатилетний мальчик Сергей, который держал под левым локтем свернутый ковер для акробатических упражнений, а в правой нес тесную и грязную клетку со щеглом, обученным вытаскивать из ящика разноцветные бумажки с предсказаниями на будущую жизнь. Наконец сзади плелся старший член труппы – дедушка Мартын Лодыжкин, с шарманкой на скрюченной спине.

Шарманка была старинная, страдавшая хрипотой, кашлем и перенесшая на своем веку не один десяток починок. Играла она две вещи: унылый немецкий вальс Лаунера и галоп из «Путешествий в Китай» – обе бывшие в моде лет тридцать – сорок тому назад, по теперь всеми позабытые. Кроме того, были в шарманке две предательские трубы. У одной – дискантовой – пропал голос; она совсем не играла, и поэтому, когда до нее доходила очередь, то вся музыка начинала как бы заикаться, прихрамывать и спотыкаться. У другой трубы, издававшей низкий звук, не сразу закрывался клапан: раз загудев, она тянула одну и ту же басовую ноту, заглушая и сбивая все другие звуки, до тех пор пока ей вдруг не приходило желание замолчать. Дедушка сам сознавал эти недостатки своей машины и иногда замечал шутливо, но с оттенком тайной грусти:

– Что́ поделаешь?.. Древний орга́н… простудный… Заиграешь – дачники обижаются: «Фу, говорят, гадость какая!» А ведь пьесы были очень хорошие, модные, но только нынешние господа нашей музыки совсем не обожают. Им сейчас «Гейшу» подавай, «Под двуглавым орлом», из «Продавца птиц» – вальс. Опять-таки трубы эти… Носил я орга́н к мастеру – и чинить не берется. «Надо, говорит, новые трубы ставить, а лучше всего, говорит, продай ты свою кислую дребедень в музей… вроде как какой-нибудь памятник…» Ну, да уж ладно! Кормила она нас с тобой, Сергей, до сих пор, бог даст и еще покормит.

Дедушка Мартын Лодыжкин любил свою шарманку так, как можно любить только живое, близкое, пожалуй, даже родственное существо. Свыкнувшись с ней за многие годы тяжелой бродячей жизни, он стал наконец видеть в ней что-то одухотворенное, почти сознательное. Случалось иногда, что ночью, во время ночлега, где-нибудь на грязном постоялом дворе, шарманка, стоявшая на полу, рядом с дедушкиным изголовьем, вдруг издавала слабый звук, печальный, одинокий и дрожащий: точно старческий вздох. Тогда Лодыжкин тихо гладил ее по резному боку и шептал ласково:

– Что́, брат? Жалуешься?.. А ты терпи…

Столько же, сколько шарманку, может быть, даже немного больше, он любил своих младших спутников в вечных скитаниях: пуделя Арто и маленького Сергея. Мальчика он взял пять лет тому назад «напрокат» у забулдыги, вдового сапожника, обязавшись за это уплачивать по два рубля в месяц. Но сапожник вскоре умер, и Сергей остался навеки связанным с дедушкой и душою, и мелкими житейскими интересами.

Тропинка шла вдоль высокого прибрежного обрыва, извиваясь в тени столетних маслин. Море иногда мелькало между деревьями, и тогда казалось, что, уходя вдаль, оно в то же время подымается вверх спокойной могучей стеной, и цвет его был еще синее, еще гуще в узорчатых прорезах, среди серебристо-зеленой листвы. В траве, в кустах кизиля и дикого шиповника, в виноградниках и на деревьях – повсюду заливались цикады; воздух дрожал от их звенящего, однообразного, неумолчного крика. День выдался знойный, безветренный, и накалившаяся земля жгла подошвы ног.

Сергей, шедший, по обыкновению, впереди дедушки, остановился и ждал, пока старик не поравнялся с ним.

– Ты что́, Сережа? – спросил шарманщик.

– Жара, дедушка Лодыжкин… нет никакого терпения! Искупаться бы…

Старик на ходу привычным движением плеча поправил на спине шарманку и вытер рукавом вспотевшее лицо.

– На что бы лучше! – вздохнул он, жадно поглядывая вниз, на прохладную синеву моря. – Только ведь после купанья еще больше разморит. Мне один знакомый фельдшер говорил: соль эта самая на человека действует… значит, мол, расслабляет… Соль-то морская…

– Врал, может быть? – с сомнением заметил Сергей.

– Ну, вот, врал! Зачем ему врать? Человек солидный, непьющий… домишко у него в Севастополе. Да потом здесь и спуститься к морю негде. Подожди, дойдем ужотко до Мисхора, там и пополощем телеса свои грешные. Перед обедом оно лестно, искупаться-то… а потом, значит, поспать трошки… и отличное дело…

Арто, услышавший сзади себя разговор, повернулся и подбежал к людям. Его голубые добрые глаза щурились от жары и глядели умильно, а высунутый длинный язык вздрагивал от частого дыхания.

– Что́, брат песик? Тепло? – спросил дедушка.

Собака напряженно зевнула, завив язык трубочкой, затряслась всем телом и тонко взвизгнула.

– Н-да, братец ты мой, ничего не поделаешь… Сказано: в поте лица твоего, – продолжал наставительно Лодыжкин. – Положим, у тебя, примерно сказать, не лицо, а морда, а все-таки… Ну, пошел, пошел вперед, нечего под ногами вертеться… А я, Сережа, признаться сказать, люблю, когда эта самая теплынь. Орга́н вот только мешает, а то, кабы не работа, лег бы где-нибудь на траве, в тени, пузом, значит, вверх, и полеживай себе. Для наших старых костей это самое солнце – первая вещь.

Тропинка спустилась вниз, соединившись с широкой, твердой, как камень, ослепительно-белой дорогой. Здесь начинался старинный графский парк, в густой зелени которого были разбросаны красивые дачи, цветники, оранжереи и фонтаны. Лодыжкин хорошо знал эти места; каждый год обходил он их одно за другим во время виноградного сезона, когда весь Крым наполняется нарядной, богатой и веселой публикой. Яркая роскошь южной природы не трогала старика, но зато многое восхищало Сергея, бывшего здесь впервые. Магнолии, с их твердыми и блестящими, точно лакированными листьями и белыми, с большую тарелку величиной, цветами; беседки, сплошь затканные виноградом, свесившим вниз тяжелые гроздья; огромные многовековые платаны с их светлой корой и могучими кронами; табачные плантации, ручьи и водопады, и повсюду – на клумбах, на изгородях, на стенах дач – яркие, великолепные душистые розы, – все это не переставало поражать своей живой цветущей прелестью наивную душу мальчика. Он высказывал свои восторги вслух, ежеминутно теребя старика за рукав.

– Дедушка Лодыжкин, а дедушка, глянь-кось, в фонтане-то – золотые рыбы!.. Ей-богу, дедушка, золотые, умереть мне на месте! – кричал мальчик, прижимаясь лицом к решетке, огораживающей сад с большим бассейном посредине. – Дедушка, а персики! Бона сколько! На одном дереве!

– Иди-иди, дурашка, чего рот разинул! – подталкивал его шутливо старик. – Погоди, вот дойдем мы до города Новороссийского и, значит, опять подадимся на юг. Там действительно места, – есть на что посмотреть. Сейчас, примерно сказать, пойдут тебе Сочи, Адлер, Туапсе, а там, братец ты мой, Сухум, Батум… Глаза раскосишь глядемши… Скажем, примерно – пальма. Удивление! Ствол у нее мохнатый, на манер войлока, а каждый лист такой большой, что нам с тобой обоим укрыться впору.

– Ей-богу? – радостно удивился Сергей.

– Постой, сам увидишь. Да мало ли там чего? Апельцын, например, или хоть, скажем, тот же лимон… Видал небось в лавочке?

– Просто так себе и растет в воздухе. Без ничего, прямо на дереве, как у нас, значит, яблоко или груша… И народ там, братец, совсем диковинный: турки, персюки, черкесы разные, всё в халатах и с кинжалами… Отчаянный народишка! А то бывают там, братец, эфиопы. Я их в Батуме много раз видел.

Белый пудель по кличке Арто был очень умным дрессированным псом. Он входил в бродячую труппу циркачей, которые зарабатывали тем, что показывали на улицах Крыма цирковые номера. Помимо белого пуделя, в труппе был шарманщик Мартын Лодыжкин и маленький акробат -12 летний Серёжа.

Этот день у бродячих циркачей не задался. Артисты обошли практически весь поселок, от дома к дому, но заработок оставался на нуле. У них оставалась последняя надежда - дача с табличкой “Дача Дружба”, кроме нее больше ничего не оставалось. Подготовившись к выступлению, циркачи увидели, как из дома выбежал маленький мальчик, за которым выскочило еще около шести человек. Мальчик капризничал, он кричал, визжал, дергал ногами и руками, катаясь по земле, а окружающие уговаривали его выпить лекарство. Мама этого мальчика пожелала выгнать бродячих циркачей, но больной мальчик захотел увидеть цирковой номер.

Представление циркачей очень понравилось мальчику, но больше всего ему понравился белый пудель Арто, которого он захотел купить и стал просить об этом свою маму. Однако, артисты были непреклонны и не согласились продать белого пуделя даже за очень большие деньги. Тогда циркачей выгнали со двора.

Вскоре бродячих циркачей отыскал дворник, который работал на даче “Дружба” и передал слова своей хозяйки. Она предлагала за белого пуделя 300 рублей (за эти деньги можно было купить себе трактир), но старый шарманщик не соглашался. Во время переговоров дворник все время угощал пуделя колбасой.

Вскоре циркачи отправились спать. Перед сном, шарманщик мечтал о том, что он подарит акробату Серёже красивые трико, и он будет в них показывать номера в цирке.

С утра бродячих артистов ожидала печальная новость: белый пудель Арто пропал. Циркачи опечалились, понимая, что без Арто у них уменьшится выручка. Заявить в полицию Лодыжкин не мог, так как у него не было паспорта.

В этот день бродячие циркачи остановились заночевать в кофейне. Глубокой ночью маленький акробат Серёжа отправился на дачу “Дружба”. Там он осторожно перелез через забор и отправился на поиски Арто. В одной из пристроек он обнаружил белого пуделя, который, увидев Сережу начал лаять, чем разбудил дворника. Сережа бросился наутек, пудель за ним. Дворник не успел нагнать их, Сережа взял Арто на руки, перелез через стену и убежал

Вернувшись в кофейню, пудель первым делом нашел шарманщика Лодыжкина и принялся лизать ему лицо. Старик проснулся, увидел Арто с обрывком веревки на шее и Сережу, запачканного пылью и сразу все понял. Он хотел узнать у Сережи подробности, но не смог - мальчик сильно устал и уже спал крепким сном.

Перед нами один из таких рассказов как «Белый пудель», это не выдуманная история, а сюжет, основанный на реальных событиях. С этой группой артистов был знаком писатель лично. Вроде ничего особенно не было ну, захотела барыня своему сыну пуделя и что? Кто может заплатить за прихоть тот и прав. Здесь Куприн затронул не только социальное неравенство, но и дружбу человека и животного, взаимопонимание людей между собой и неумение и не желание воспитывать детей.

Невозможно не симпатизировать детям, вышедшим из низших слоев. Это же настоящие маленькие труженики. Они не понаслышке знакомы с трудом, холодом и голодом, а так же с преданной дружбой. Бродячие артисты с пуделем с трудом зарабатывают себе на жизнь. В отличие от сына барыни, который без конца капризничает и требует и выполнения своих желаний. Пудель для него просто игрушка, а для артистов полноправный член труппы участвующий в заработке. Между всеми троими очень добрые отношения. Несмотря на то, что мальчик собственно совсем посторонний человек дедушке Лодыжкину но, сколько тепла и ласки сквозит во взгляде и мыслях старика, когда он разглядывает купающегося мальчика.

Писатель очень хорошо показал различие между мальчиком артистом и сыном барыни. Артист Сережа мыслит по взрослому, заботится о дедушке и о собаке Артоше. Барский сынок изводит всех требованиями, истериками, полным равнодушием к окружающему его миру. На первом плане только его исполнение желаний, которым и потакает его мать

А.И. Куприн в рассказе показал, что преданность и дружба вовсе не нуждается в деньгах. Все зависит от состояния души человека. История заканчивается хорошо, а ведь могло быть совсем иначе. Автор специально так сделал, чтобы у ребят формировалось понятие, что добро сильнее зла. Дети должны знать, что не все можно купить на свете. К таким вещам относятся любовь и дружба.

Анализ рассказа Белый пудель 2

В каждом произведении Александра Ивановича Куприна раскрывается отношение авторской привязанности к животным, обездоленным людям, детям и природе. Он искренне радуется их удачам, подчеркивает проявление лучших человеческих качеств.

С точки зрения построения, рассказ "Белый пудель" не вызывает затруднения для понимания. В этом немалую роль играет кольцевая композиция произведения. Изображение автором троих героев в начале рассказа сохраняется и в конце. Их количественный состав меняется в центральной части, совпадающей с кульминацией рассказа.

Сюжет прост. Дружную компанию: старика, мальчика и пуделя время от времени посещает удача. Заработанных с помощью акробатических трюков и музыкального сопровождения денег хватает на пропитание и ночлег. Случай, произошедший на юге Крыма, на одной из дач богатой семьи, стал проверкой артистов на прочность отношений. Желание барского сына присвоить собаку для развлечения привело к похищению ее дворником. Ради спасения друга мальчик Сережа совершает рискованный поступок.

Благодаря действиям героев произведения, их речи, поведению, А.И. Куприн раскрывает бескорыстные взаимоотношения настоящих товарищей, которые не променяли собаку ни на что. Они согласны на дальнейшее нищенское существование, сохраняя совместные выступления в полном составе.

Автор изображает опыт, мудрость представителя старшего поколения. Однако, несмотря на свой возраст, сирота удивлял старика разумными рассуждениями, терпением, присущими взрослому человеку. В рассказе демонстрируются бесценные чувства любви, верности, доверия не только к людям, но и к животным.

Отношения героев, проявление их настоящих чувств и эмоций складывается вокруг пуделя Арто. Это преданная, умная собака, ради которой люди рисковали жизнью. Благодаря ей в рассказе раскрылись истинные качества людей.

Образ двенадцатилетнего Сережи - отважного, трудолюбивого, знающего цену заработанным деньгам, противопоставлен сыну барина - Трилли, избалованному, капризному мальчику. Именно за счет изображения разного мировосприятия героями, автор поднимает тему социального неравенства. Имея разный статус в обществе, одни сохраняют, преумножают в разных ситуациях духовные богатства, человеческие качества. Другие - эгоистично относятся к окружающим, не зная цену ни дружбе, ни деньгам.

Все события рассказа выстраиваются на фоне пейзажа Крымского полуострова. Южная природа вызывает неподдельный восторг Сережи, подчеркивая его открытость миру, жизнелюбие, доброту. Он радуется теплому морю, цветущим магнолиям, виноградникам и розам. Дачные участки, где расположилась барская семья, не привлекает особого внимания оранжереями и цветниками местных жителей. Равнодушие к природе одних героев противопоставляется положительным эмоциям других.

Рассказ привлекает удивительным пониманием автора души ребенка, трогательным отношением к животным и пожилым людям, стремлением показать победы любви и доброты над скупостью и эгоизмом.

Несколько интересных сочинений

    В современном мире очень сложно находиться без общества. Именно поэтому мы вынуждены искать новые знакомства и заводить друзей. Даже если человек совсем одинок, он все равно находится в обществе

  • Сочинение Опишите какую-нибудь вещь (игрушку, предмет обихода) 5 класс

    Несмотря на то, что моя комната очень просторна, она выглядит красиво и со вкусом. Моим любимым предметом мебели является мой рабочий стол. Его мы приобрели относительно недавно

  • Собака Травка из рассказа Кладовая солнца Пришвина характеристика и образ

    Травка - собака лесничего Антипыча, является одним из центральных героев повествования. Через нее автор показывает преданную душу собаки, безумно тоскующую по своему хозяину

  • Анализ рассказа Чехова Смерть чиновника

    Главный герой - Червяков. Его фамилия является говорящей, показывает на его ничтожность, на его убогое положение. Он работает экзекутором, то есть, проводит различного рода наказания для людей

  • Быков

    Сочинения и анализ по рассказам Быкова

Похожие публикации