Анимационная деятельность в туризме. Понятие и сущность анимационной деятельности

Анимация в социальной среде как путь “оживления”, “одухотворения” межличностных и межгрупповых социально-психологических отношений, восстановления смысложизненных ориентации личности средствами культурно-досуговой деятельности. Социально-культурная анимация как отрасль гуманистической социальной психологии и педагогики. Основные теоретические источники социокультурной анимации:

· гуманистическая психология (К. Роджерс, А. Маслоу);

· социальная психиатрия и трансакционный анализ (Э. Берн, Э. Фромм, Э. Эриксон);

· логотерапия и арт-терапия (В.Франкл);

Направления анимационной работы - профилактика социально-психологических отклонений (например, девиантного поведения подростков, наркомании, алкоголизма, суицида и др.); реабилитация критических состояний личности; помощь в творческой самореализации.

Опорный план-конспект

Социально-культурная анимация является одной из относительно молодых отраслей прикладной социальной психологии и педагогики, которую все чаще обозначают как педагогику социально-культурной сферы. Будучи особым и вполне самодостаточным элементом социально-культурной деятельности, анимация входит в досуговую инфраструктуру населения современной Франции. Французские социологи отмечают рост бюджета свободного времени французов, изменение их интересов и потребностей в сфере любительского творчества, общественной самодеятельности.

1.1 Социально-культурная анимация в процессе формирования гражданского общества. Социально-культурная анимация рассматривается зарубежными исследователями значительно шире, чем это принято у нас в России. В традиционном толковании современных российских авторов анимация – это часть досуговой деятельности населения. В традициях западных специалистов анимация представляется как движение общественных групп и личностей в процессе создания, сохранения и развития институтов гражданского общества .

Широкая трактовка социально-культурной анимации как способа существования гражданского общества позволяет нам провести некоторые параллели с современным уровнем развития теории и практики российской социально-культурной деятельности.

Гуманистические источники социально-культурной анимации. Социально-культурная анимация использует традиционные виды и жанры художественного творчества в качестве основных методов «оживления и одухотворения » отношений между людьми, именно это позволяет признать ее сегодня альтернативным направлением развития культурно-досуговой деятельности.

Принципиальная новизна анимационной деятельности может быть охарактеризована новыми целями, задачами и прикладными технологиями, определяющими процесс оптимизации межличностных и межгрупповых взаимоотношений.

Вместе с тем необходимо отметить, что анимационный подход является новым лишь для отечественной педагогики социально-культурной сферы. Гуманистическая традиция социального воспитания, характерная для западной педагогики, имела постоянный и вариативный выход в педагогическую практику на протяжении всего XX столетия, отражаясь в деятельности аниматоров, организаторов детских общественных движений, художественного воспитания и т.д. Более того, анимация как особый способ институализации гражданского общества нашла себе совершенно уникальное место – не совпадающее с социальными «нишами» политических партий, религиозных и иных организаций.

Так, во Франции возникновение анимации как социально-культурного феномена социологи условно связывают с 1901 годом, когда был введен новый закон о создании различных ассоциаций. В XIX веке право на создание ассоциаций было чрезвычайно регламентировано, контролировалось властями. Ассоциация рассматривалась в качестве подозрительного посредника между индивидуумом и Государством, стремящегося всячески принизить или уничтожить власть последнего, представляющего «общий интерес». Это было наследие Французской революции. «Ассоциация не могла мыслиться вне политического действия, будь то очевидного или скрытого». После 1901 года ситуация резко изменилась. В связи с увеличением объема свободного времени (за счет постепенного сокращения рабочего времени) широкоe развитие получили любительские ассоциации. И если в начале XX века они были тесно связаны с политическими и религиозными институтами, то впоследствии получили развитие процессы «высвобождения» ассоциаций от политико-религиозных влияний, их значительного количественного роста.

К концу XX столетия социально-культурная анимация превратилась в самостоятельное направление психолого-педагогической деятельности в сфере досуга.

Понятие «анимация». Социально-культурная анимация (animation) – особый вид социально-культурной деятельности общественных групп и отдельных индивидов, основанной на современных технологиях (социальных, педагогических, психологических, культуротворческих и др.), обеспечивающих преодоление социального и культурного отчуждения.

Обобщив теоретические идеи анимации и опыт организации социально-культурной деятельности аниматоров во Франции, Е.Б. Мамбеков дал следующее развернутое определение: «Социально-культурная анимация представляет собой часть культурной и воспитательной системы общества и может быть представлена в виде особой модели организации социокультурной деятельности:

· как совокупность элементов (учреждения, государственные органы, организации, добровольные ассоциации, аниматоры, аудитория), находящихся в постоянных отношениях, которые характеризуют эту модель;

· как совокупность занятий, видов деятельности и отношений, которые отвечают интересам, проявляемым личностью в ее культурной жизни и, особенно в ее свободное время;

· как своеобразная социально-педагогическая система, в которой ведущую роль играют аниматоры, профессиональные или добровольные, обладающие специальной подготовкой и использующие, как правило, методы активной педагогики».

Таким образом, социально-культурная анимация может рассматриваться как целостная социально-культурная система, имеющая соответствующую институциональную подсистему, ресурсную базу, специфическое содержание и технологии (методы) анимационной деятельности . В этом социально-культурная анимация вполне соотносится с современной российской социально-культурной деятельностью. Социально-культурная анимация – одно из наиболее интенсивно развивающихся направлений современной социально-культурной деятельности, которое предполагает реализацию программ творческой реабилитации, интенсивного отдыха, социально-психологической консолидации общественных групп на основе ценностей культуры.

1.2 Теоретические источники социально-культурной анимации. В своем стремлении развиваться как оригинальная культурная практическая деятельность социально-культурная анимация до 1960-х годов имела тенденцию к неприятию научных исследований и анализа, которые могли бы способствовать уточнению ее проблематики, ее структур, ее конкретной практики. С начала 1970-х годов начали проводиться исследования, касающиеся педагогики анимации, аниматоров, их психологии, их образования, их целеполагания, аудитории анимации, деятельности, осуществляемой в ее рамках, ее учреждений. Именно в этот период (в 1970-1980 годы) были предприняты наиболее продуктивные исследования, позволившие уточнить социокультурное пространство анимации.

Анимация в изначальном смысле есть «всеобщее социальное явление», которое требует для своего анализа применения столь различных взаимодополняющих друг друга дисциплин, как философия, история, социология, психология, педагогика и др.

Целевая направленность социально-культурной анимации состоит в активном предотвращении «умирания», «отчуждения» личности в культуре общества, в сложной структуре общественных отношений. Естественно, что особым адресом анимационной деятельности являются «острые», критические состояния личности, отчужденной социумом по любой причине (национальная сегрегация, потеря профессионального статуса, ограниченные физические возможности, девиантное поведение и др.).

Действительно, социально-культурная анимация сформировалась как направление педагогической работы в социуме под влиянием значительного числа философских, психологических, медицинских и педагогических воззрений на природу и сущность человека, механизмы развития личности в норме и патологии и на пути и способы коррекции аномалий в развитии личности. Наиболее важными теоретическими источниками социокультурной анимации являются: гуманистическая психология (К. Роджерс, А. Маслоу, А. Мей и др.), а также близкие к ней по гуманистической ориентации социальная психиатрия и трансакционный анализ (Э. Берн, Э. Фромм, Э. Эриксон и др.), логотерапия (В. Франкл), арттерапия и др.

Гуманистическая психология – направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку.

В отличие от фрейдизма и бихевиоризма, которые делают упор на зависимость личности от ее прошлого, гуманистическая психология видит главное в устремленности личности в будущее, к свободной реализации своих потенций (Г. Олпорт), в особенности творческих (А. Маслоу), к укреплению веры в себя и возможность достижения “идеального Я” (К. Роджерс).

Центральная роль при этом отводится мотивам, обеспечивающим не приспособление к среде, не конформистское поведение, а рост конструктивного начала человеческого Я, целостность и силу переживания которого должна поддерживать особая социально-культурная анимация. Методы анимационной деятельности «центрированы на личности» человека, нуждающегося в социально-психологической и психолого-педагогической помощи подобно одной из форм психотерапии, которую Карл Роджерс назвал «терапией, центрированной на клиенте».

Так, индивид, обратившийся за помощью к психотерапевту, рассматривается не в качестве пациента, а как клиент, который сам берет на себя ответственность за решение тревожащих его жизненных проблем. Психотерапевт же выполняет только функцию консультанта, создающего теплую эмоциональную атмосферу, в которой клиенту легче организовать свой внутренний («феноменальный») мир и достигнуть целостности собственной личности, понять смысл ее существования («экзистенции»). Анимация также ориентируется на пробуждение самостоятельности и активности субъектов социально-культурной деятельности.

В философско-мировоззренческом плане анимационная деятельность созвучна ведущим общемировым концепциям гуманистической педагогики , связанной с реализацией задач свободного воспитания, творческого развития. Основой гуманистической педагогики, как и гуманистической психологии, выступают такие философские концепции, как, например, экзистенциализм, неофрейдизм, антропософия. При этом речь идет об использовании в теории и практике социально-культурной педагогики наследия А. Нейла (Англия), О. Декроли (Бельгия), Е. Паркхерст (США), Р. Штайнера (Германия), С. Френе (Франция).

Французский теоретик социально-культурной анимации, директор одного из исследовательских центров Национального института Народного воспитания (INEP) Р. Лабури отмечает, что феномен анимации имеет двоякое значение, являясь одновременно методом приспособления, социальной терапии и идеологией освобождения через участие.

Характеризуя известные ему определения социально-культурной анимации, Р. Лабури отмечал, что большинство из них имеют педагогический смысл, подразумевая направленность анимации на рост самосознания, активного саморазвития и социального творчества . Такая педагогическая направленность соответствует общим задачам социального и культурного оздоровления. Он выделяет два наиболее распространенных подхода к истолкованию сущности социально-культурной анимации.

Первый подход – педагогический , который позволяет рассматривать социально-культурную анимацию как определенный уровень социального воспитания. При этом подчеркивается, с одной стороны, возрастание роли аппарата анимации, его активности, обслуживания посетителей, укрепление положения профессиональных работников, т.е. важность внешнего воздействия воспитательной технологии . С другой – анимация – это способ создания и развития группы, образующей собственную общность ценностей, интересов, действий и создающей собственный социальный проект. То есть анимация – это технология тонкого инициирующего воздействия на уровне внутренних ресурсов саморазвития личности и группы .

Второй подход – социологический , связанный с основными идеологическими течениями французской социологии. Для одних функции анимации заключается в разблокировании общественных связей, установлении теплых, доверительных отношений . Другие видят ее функцию в соответствии с традициями французской культуры в обучении и овладении великими языками мышления, эстетики, поэтики, экономики и др.»

Комментируя эти выводы Р. Лабури, мы можем указать на то, что в определении анимации слиты воедино педагогические и социальные стороны. Такое соединение создает особое качество анимационной деятельности, являющейся одновременно процессом воспитания (личности и группы) и процессом социального творчества (создания, развития и сохранения системы продуктивных социальных связей личности и группы).

Такое развернутое определение в целом справедливо отражает специфику анимационной деятельности, которая проявляется на организационном, деятельностном и методическом (технологическом) уровнях. Вместе с тем нельзя ограничивать сущность и специфику данного явления лишь внешними проявлениями, ибо весьма важная составляющая социально-культурной анимации – это ее духовный, мировоззренческий потенциал.

Само понятие «анимация» позволяет, с одной стороны, достаточно точно характеризовать цели социально-культурной деятельности, выявлять ее одухотворяющий, консолидирующий характер, а с другой – обозначать собственно духовный (anime – душа) аспект взаимоотношений субъектов педагогического процесса. Речь идет об особых способах общения, диалога, наполненного подлинным со-чувствием, со-переживанием, со-действием, а также о педагогических технологиях, основанных на глубинном обращении к высшим духовным ценностям истины, добра, красоты.

В современной педагогической науке применение понятия анимации связано, прежде всего, со вторым аспектом, т.е. оно используется в основном для характеристики системы развивающих и развивающихся социальных отношений . Типично, например, высказывание французской исследовательницы, теоретика социальной анимации Анн-Мари Гурдон о том, что «смысл слова анимация надо перенести из области метафизики в область общественной психологии. Речь не идет больше об оживлении тела и неживой материи, предмет анимации - оживление отношений между индивидуумами и социальными группами ».

Идея оживления социальных отношений подчеркивается и в определении, которое предложено М. Симоно: «Социально-культурная анимация – это область общественное жизни, участники которой ставят перед собой целью определенное изменение поведения и межличностных и коллективных отношений путем прямых воздействий на индивидов. Эти воздействия осуществляются главным образом посредством разнообразных видов деятельности с помощью педагогики недирективных или активных методов».

Гораздо реже в литературе встречается обращение к целевому аспекту социально-культурной анимации. Между тем именно цели анимационной деятельности позволяют раскрыть глубинный смысл данного понятия, а значит, более точно очертить границы его применимости в анализе социокультурных процессов.

Р. Лабури конкретизирует понятие и расширяет поле действия социально-культурной анимации. Социально-культурная анимация для него – это «деятельность, которую осуществляют объединяющиеся личности, самостоятельно определяющие ее содержание и целенаправленную социальную, культурную, воспитательную деятельность за пределами рабочего времени. Главным образом это область добровольных ассоциаций или полуобщественных учреждений. Именно здесь родилось понятие «социально-культурная анимация», семантика которого выражает стремление сделать культуру доступнее, связав ее с явлениями жизни коллектива, раздвинув границы культурной жизни до проблем повседневной жизни ».

В социально-культурной анимации как особого рода педагогической деятельности причудливо переплетаются задачи обеспечения условий для свободного развития, творческого самовыражения личности в сфере культуры и условий для эффективного социального контроля в сфере культуры.

Ж. Дюмазедье обозначил эти два целевых аспекта социально-культурной анимации как освободительный и регулятивный .

Стремление к свободному социальному творчеству – необходимый момент человеческого существования, имеющий глубинную экзистенциальную основу. «Личность должна отстаивать свое право на свободу, социальную включенность против любых противозаконных, пагубных влияний».

Регулятивный аспект анимации имеет значение, поскольку личность живет в обществе не изолированно, она вовлечена в деятельность социальных институтов, а для регулирования взаимоотношений междуними в свою очередь необходима функция социального контроля. Социальный регулятивный контроль должен способствовать использованию свободного времени для саморазвития и более активного участия личности в социальной и политической жизни общества.

В диалектическом единстве освободительного и регулятивного аспектов анимации Ж. Дюмазедье видит истоки зарождения анимации как социального института. Исходя из этого положения он выделяет четыре функциональных характеристики социально-культурной анимации.

Во-первых, исторически возникновение анимации было вызвано необходимостью специфического социального контроля свободного времени , способствующего максимальному выражению внутреннего "я" личности.

Во-вторых, в настоящее время свободное время все в большей степени становится временем реализации личностных желаний, поощряемых или отвергаемых семьей, школой, работой. Социальный контроль в форме анимации, поощряя свободное волеизъявление каждого, должен ограничивать, критиковать и направлять рынок потребления культуры , на котором реализуются желания личности.

Установление равновесия между досуговыми запросами личности или коллектива и их социальной включенностью Ж. Дюмазедье определяет в качестве третьей характеристики анимации.

И, наконец, четвертая характеристика – это социальный контроль, направленный на неформальное образование личности, ее самообразование .

Личность в системе анимационной деятельности. В настоящее время в научной трактовке анимационной деятельности подчеркивается её защитная роль по отношению к давлению на личность стандартизированных и коммерциализированных видов деятельности (Д. Рисмен). Анимация создает оптимальные условия для того, чтобы выбор досуговой деятельности в наибольшей степени отвечал запросам индивидуума .

Социально-культурная анимация признает личность как уникальную целостность, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку.

Принципы социально-культурной анимации. Среди основных принципов, на основе которых выстраивается анимационная работа, можно выделить следующие положения:

· человек должен изучаться и приниматься в его целостности;

· каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;

· человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире является главной психологической реальностью;

· человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;

· человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы;

· человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;

· человек – это активное, интенциональное, стремящееся к самоактуализации, творческое существо.

Задачи социально-культурной анимации . Анимация в социальной среде как путь «оживления», «одухотворения» межличностных и межгрупповых социально-психологических отношений, восстановления смысложизненных ориентаций личности средствами социально-культурной деятельности.

В одном из широко известных докладов Комиссии по анимации, подготовленных специалистами по заказу Правительства Франции, выделялись три взаимосвязанных процесса в анимации:

· создания условий для раскрытия личности или группы;

· установления межличностных отношений;

· творчества как поиск проблем в окружающем мире и их решение».

Анимационная акция решает комплекс взаимосвязанных задач :

· комплексная оценка кризисной ситуации, помощь в осознании индивидом ценностного подтекста ситуации (что хорошо и что плохо);

· помощь в определении и осознании того, какой способ действия в конкретной ситуации подходит для достижения желаемой цели;

· подведение личности к необходимости осознания иррационального подтекста ситуации, т.е. сил, которые стоят за открыто проявленным желанием, осознание собственных неосознанных желаний;

· выявление и помощь в осознании реальных возможностей, между которыми есть выбор;

· помощь в осознании последствий, которые повлечет за собой решение в том или другом случае; - подведение личности к осознанию того, что осознание как таковое не может изменить кризисную ситуацию без желания действовать.

В докладе подчеркивается, что «только окончательно добрый или окончательно злой человек не имеет больше выбора. Почти каждый может регрессировать к архаическому ориентированию или двигаться в направлении полного прогрессивного раскрытия личности. В первом случае мы говорим о начале тяжелого психического заболевания, во втором – о спонтанном излечении от болезни или перемене соответствующего индивида в сторону полного пробуждения и созревания».

Задачей социально-культурной анимации является не только изучение условий, которые ведут к тому или иному развитию человека, а также выявление социально-культурных технологий и методов, с помощью которых можно содействовать благоприятному развитию и преодолению негативных тенденций.

Таким образом, основные направления анимационной работы связаны с преодолением личностных тенденций к социальной дезинтеграции (стремления к социальной смерти). Имеется в виду профилактика социально-психологических отклонений (например, девиантного поведения подростков, наркомании, алкоголизма, суицида и др.); реабилитация критических состояний личности; помощь в творческой самореализации личности; укрепление системы социально-психологических отношений личности и группы; формирование ситуаций развивающего досуга и отдыха.

Общая программа анимации готовится таким образом, чтобы развлекательные и спортивные элементы были разнообразны по своей форме, интересны туристам и чтобы в проводимых мероприятиях было задействовано как много больше участников.

Вечерние шоу должны повторяться не чаще, чем один раз в две недели, из расчета обычно двухнедельного пребывания гостей в отеле. Сценарий, музыка, свет, хореография, костюмы - все четко продумывается и организуется членами команды и руководителем, который часто сам принимает участие в шоу-программах.

Во время обеда и перед ужином аниматоры встречают гостей у входа в ресторан, желают приятного аппетита, знакомятся с новоприбывшими гостями, общаются с теми, с кем сегодня играли, подсаживаются за столики, и стараясь не допускать паузы в разговоре, развлекают гостей и приглашают принять участие в играх и развлекательных шоу после обеда. А занятые в вечернем шоу аниматоры проводят репетиции вечернего спектакля.

Общая программа анимации гостиничного предприятия включает в себя несколько направлений:

  • - Спортивно-оздоровительное направление. В основе спортивной анимации лежит здоровый образ жизни. Сохранение и укрепление здоровья - это основные функции спортивной анимации. Особое значение в комплексе мероприятий, направленных на развлечение туристов, уделяется всевозможным спортивным занятиям, состязаниям, конкурсам. здесь может быть использовано все, что наработано и создано человечеством в этой области на данный момент. Это и давно знакомые всем игры с известными условиями и правилами; и совсем новые, разработанные прямо тут, в процессе общения; и предложенные кем-то из отдыхающих, модернизированные, приспособленные к данной ситуации и позаимствованные у коллег из соседнего отеля. В играх аниматоры принимают участие в качестве игроков, ведущих и судей. В их задачу входит подогрев интереса и контроль за ходом игры, улаживание возможных конфликтных ситуаций. Во время игры аниматор четко излагает правила, обеспечивает ее непрерывность, безопасность, организованное начало и окончание с обязательным итогом и объявлением победителей. Аниматоры создают такую атмосферу увлеченности и азарта, что находящиеся неподалеку туристы переключают свое внимание на игру и мало-помалу сами втягиваются в процесс. Динамичность, заводной характер состязательности позволяет людям раскрепоститься, проявить какие-то способности, таланты. А, кроме того, командные игры еще и сближают.
  • - Одним из важных направлений аниматорской деятельности в отелях является анимация для детей. О наличии мини-клуба в гостинице уведомляет большой красочный стенд, установленный в холле гостиницы, у входа в главный ресторан или на пляж, на котором расписан график работы и предстоящие мероприятия для детей, чтобы уже при въезде в гостиницу гости могли быстро сориентироваться и определить туда своего ребенка.План работы, как и общий план анимационной деятельности в гостинице составляется заранее и, возможно, корректируется в ходе проведения занятий, в зависимости от присутствующего контингента детей и других условий. В этом плане должны удачно совмещаться и иметь оптимальное количество спортивных и культурных мероприятий, необходимых для развития ребенка.

Работа в мини-клубе аниматором - большой труд, так, этот человек должен учитывать целый ряд физиологических и психологических особенностей детей разного возраста, создать такие условия, чтобы любому ребенку было в нем интересно и он смог проявить и реализовать себя как личность. Для организации эффективной работы с детьми необходимо иметь соответствующие помещения пребывания детей в летние месяцы и в непогоду, оснащенные различным инвентарем для рисования, лепки, подвижных и развивающих игр и т.д. Каждый день неизменно начинается со знакомства (дети встают в круг, называют свое имя, повторяют и запоминают имена других) и имеет свою тему, которая раскрывается в ходе спортивных и познавательных занятий и состязаний, совместно поставленных маленьких спектаклей, концертов и праздников. Работа мини-клуба в отеле - творческий и кропотливый процесс и задачей детского аниматора является не просто организация досуга детей, развитие их познавательной, физической и психологической сферы, но и такой организации, при которой каждый день, проведенный ребенком в мини-клубе, превращался бы в целое событие, праздник, который останется ярким впечатлением его отдыха на Средиземном море.

Культурно-досуговые мероприятия. Основами культурно-досуговой анимации туристского обслуживания в отелях является: комплексный подход к организации мероприятий, свобода выбора этих мероприятий, театрализация: использование разнообразных приемов (образность, символичность, метафоричность, стилизация) и всех видов искусства (живопись, музыка, литература), при этом ход события определяется сценарием, персонификация.

К традиционным формам организации таких мероприятий относят:

  • · карнавал (народное гуляние в виде уличного шествия, парада, маскарада),
  • · раут (собрание людей, не предполагающее танцы);
  • · банкет (массовое собрание людей, в основе которого - обильное угощение);
  • · мистерия (театрализованная постановка пьесы религиозного содержания);
  • · раус (мероприятие по зазыванию зрителей перед презентациями, культурно-досуговыми программами);
  • · церемония (культовый благоговейный /государственный/ акт, который проводится в строгом порядке /церемониале/);
  • · шоу-представление, массовое зрелище.

Для того, чтобы удачно составить развлекательную программу для отеля, необходимо определиться с рядом критериев, а именно, с:

  • · жанром, при котором создается особая атмосфера и ощущения для зрителей (драма, клоунада, мюзикл и т.д.). При этом номера и фрагменты должны сочетаться таким образом, чтобы сложилась единая картина и связанная структура элементов данного представления;
  • · названием данного show, которое создает настрой и раскрывает его суть;
  • · сценарным планом, в котором обозначен перечень элементов, фрагментов, событий в процессе их развития, персонажей, их отношения и движение. Обязательно должна быть завязка, кульминация и развязка;
  • · сценарием, т.е. детализацией пунктов сценарного плана, а также работа над литературной частью - проработкой монологов и диалогов, изучением речевого стиля;
  • · режиссерским планом - перевод литературы на язык действия (если это постановка по мотивам литературного произведения), составление и координация непрерывной действенной цепочки, и работа с техникой, светом и звуком.

Кроме этого важно - где будет разыгрываться данное действо (на летней площадке, в баре, около бассейна), определиться с темпом, ритмом, включением эффектных моментов и репетиционным периодом.

Вечерние представления являются главной частью развлекательной программы отеля. Они должны быть очень разнообразны по содержанию, постановке, костюмам и интересны для всех отдыхающих. Как правило, в них принимают участие все аниматоры. Организаторы стремятся сделать каждое представление ярким, красочным, запоминающимся, в каждом из них должна быть своя изюминка.

И по форме вечерние шоу бывают самые разные: это и небольшая бытовая сценка, разыгранная актерами-аниматорами, и серьезное театрализованное представление, в котором могут принять участие зрители из зала, гости, заранее приглашенные на ту или иную роль (см. приложение).

Помимо шоу, в вечернюю развлекательную программу входят также различные конкурсы, викторины, лотереи. Как правило, на территории отеля организовано большое вечернее кафе, куда после ужина собирается значительная часть отдыхающих туристов. Для них проводятся всевозможные викторины с тематикой познавательного характера, конкурсы, coffee-games лотереи, такие, как например: лотерея «Бинго», конкурсы на лучшую пару, «Мисс отеля», «Женщины против мужчин» и др. с вручением простых и оригинальных призов за счет отеля. Кроме того, у аниматоров в запасе имеется множество разнообразных игр, которые могут быть также использованы в ходе мероприятия.

Праздничные мероприятия как анимационные объекты. Организация праздников - это один из важных моментов в построении анимационных программ, и здесь главное - не упустить деталей, характерных именно для этого праздника, и внести сюда познавательные и привлекательные для всех туристов элементы. Менеджеры анимации строят развлекательные программы на основе традиций той или иной страны, ставят перед собою в качестве одной из задач познакомить иностранных гостей с обычаями, нравами, жизнью народов ее населяющих. В отелях праздникам посвящают вечерние программы, в ресторанах в этот день в меню включают особый праздничный сладкий десерт; на протяжении всего дня детям раздают шарики и конфеты, а ночью зажигают салют.

При разработке и подготовке развлекательных комплексов и программ обязательно учитываются национальные особенности культуры, традиции, праздники, колорит стран, из которых в настоящее время прибыли гости.

В первом параграфе мы рассмотрели исторические аспекты социально-культурной анимации. Социально-культурная анимация может рассматривать как целостная социально-культурная система, имеющая соответствующую институциональную подсистему, ресурсную базу, специфическое содержание и технологии (методы) анимационной деятельности. В этом социально-культурная анимация вполне соотносится с социально-культурной деятельностью.

Но главное отличие социально-культурной анимации от социально-культурной деятельности, как пишет Тарасов Л.В., состоит в том, что в социально-культурной деятельности общество формирует личность, а в социокультурной анимации личность формирует общественные процессы.

Современный досуг, по мнению Ж.Р. Дюмазедье, не является «приложением» к труду, как прежде - отдыхом от него и подготовкой к нему. Автономизация досуга, изменение жизненных ориентаций на досуг - свидетельство коренных изменений в образе жизни общества, особенно молодежи.

По мнению В.Г. Бочаровой, анимация может рассматриваться как профессиональная деятельность, связанная с организацией творческого поиска деятельностей в сфере свободного времени; с обеспечением процесса развития организованной группы и ее членов на уровне общественных отношений и культурного формирования. Под общественными отношениями подразумевается установление межличностных контактов между индивидами и общественных связей между различными социальными институтами. Культурное формирование понимается как приобщение к новым культурным ценностям, при этом понятие «культура» получает самое широкое звучание. В свете данной перспективы социальные и культурные функции аниматора сближаются, и он эффективно реализует процесс социализации личности.

Социально-культурная анимация использует традиционные виды и их жанры художественного творчества в качестве основных методов «оживление и одухотворения» отношений между людьми, именно это позволяет признать её сегодня альтернативным направлением развития культурно-досуговой деятельности.

Принципиальная новизна анимационной деятельности, по мнению Н.Н. Ярошенко, может быть охарактеризована новыми целями, задачами и прикладными технологиями, определяющими процесс оптимизации межличностных и межгрупповых отношений.

Р. Лабури выделяет два наиболее распространенных подхода к истолкованию сущности социально-культурной анимации.

Первый подход - педагогический, который позволяет рассматривать социально-культурную анимацию, как определенный уровень социального воспитания. При этом подчеркивается, с одной стороны, возрастание роли аппарата анимации, его активности, обслуживания посетителей, укрепление положения профессиональных работников, то есть важность внешнего воздействия воспитательной технологии. С другой - анимация - способ создания и развития группы, образующей собственную общность ценностей, интересов, действий и создающей собственный социальный проект. То есть анимация - это технология тонкого инициирующего воздействия на уровне внутренних ресурсов саморазвития личности и группы.

Второй подход - социологический, связанный с основными идеологическими течениями французской социологии. Для одних функции анимации в разблокировании общественных связей, установление тёплых, доверительных отношений. Другие видят её функцию в соответствии с традициями французской культуры в обучении и овладении великими языками мышления, эстетики, поэтики, экономики и др.

Специфическая задача социально-культурной деятельности состоит в создании психолого-педагогических условий, способствующих преодолению психологических препятствий к социальному взаимодействию.

Среди основных принципов, на основе которых выстраивается анимационная работа, Н.Н. Ярошенко выделяет следующие:

Человек должен изучаться и приниматься в его целостности;

Каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;

Человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире является главное психологической реальностью;

Человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;

Человек наделен потенциями к развитию и самореализации, которые являются частью его природы;

Человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которым и он руководствуется в своем выборе;

Человек - это активное, интенциональное, стремящееся к самоактуализации, творческая сущность.

Среди направлений анимации Н.Н. Ярошенко выделяет:

Анимационная работа по изменению негативного отношения общества к отчуждаемой личности;

Деятельность по восстановлению системы межличностных отношений личности (социально-психологическая реабилитация);

Формирование адекватного самопонимания, самоощущения и самовыражения (терапия смысла жизни - логотерапия).

Социально-культурная анимация, как деятельность, являясь системой , имеет определенное структурное построение элементов своей деятельности. Функциональная основа социокультурной анимации является частью этой системы.

В исследованиях В.А. Квартального, Л.В. Курилко, Е.М, Приезжаевой, Б. Стойковича анимационная деятельность определяется как качественная характеристика способа человеческой деятельности, которая превращает его в средство раскрытия и реализации сущностных сил человека. По мнению И.И. Шульги, анимационная деятельность направлена на активное содействие гармоничному развитию личности человека, на формирование мотивации к различным способам самодеятельности, включая поиск новых форм свободного творческого времяпрепровождения.

Е.Б. Мамбеков в своем исследовании представляет структуру функций, предложенную французскими исследователями П. Бернаром и Р. Лабури:

Функция приспособления и включения;

Рекреалогическая функция

Воспитательная функция;

Корректирующая функция;

Критическая функция;

Культурная функция.

И.И. Шульга выделяет функции педагогической анимации:

Релаксационная - восстановление затраченной энергии, психосамотическое расслабление, отдых, эмоциональная разрядка;

Культурно-познавательная - приобретение знаний, неизвестных ранее;

Воспитательная функция - этико-эстетическое воздействие, приобщение к гуманистическим идеалам и ценностям;

Креативная - творческое развитие.

Н.Н. Ярошенко обозначает два функциональных аспекта социально-культурной анимации. Освободительный аспект имеет глубинную экзистенциональную природу, который основан на стремлении к свободному социальному творчеству. Регулятивный аспект социокультурной анимации предполагает установление взаимоотношений личности с деятельностью социальных институтов, где возникает необходимость функции социального контроля, способствующего использованию свободного времени для саморазвития и более активного участия личности в социальной и политической жизни общества.

Н.В. Трубачева дает следующую структуру функций курортной анимации:

Адаптационная - позволяет перейти от повседневной обстановки к свободной, досуговой;

Компенсационная - позволяет освободить человека от физической и психической усталости повседневной жизни, а стабилизирующая - создавать положительные эмоции и стимулирующую психическую стабильность;

Оздоровительная функция анимации, направленная на восстановление и развитие физических сил человека, ослабленного в повседневной трудовой жизни.

Е.М. Приезжаева рассматривает социально-педагогические функции анимационной деятельности в туризме, которые трактуются как:

Производство, накопление и хранение новых знаний, норм, ценностей, ориентаций и значений;

Воспроизводство духовного процесса через продвижение его преемственности;

Коммуникативное обеспечение знакового взаимодействия между субъектами деятельности, их дифференциацию и единство;

Создание социализированной структуры отношений, опосредованных культурными компонентами, что является одновременно содержанием анимационной деятельности.

Взаимодействие в сфере анимационной деятельности носит добровольный и избирательный характер. Такое взаимодействие в значительной мере дифференцировано, индивидуализировано и вариативно, его воспитательная эффективность определяется, тем, какие личности в нем участвуют, в какой мере они себя ощущают личностями и видят личность в каждом, с кем общаются.

Материальная база для обеспечения работы анимационной службы. Разработка анимационной программы для отеля. Для российского гостиничного сервиса анимация это совершенно новое направление которое стало активно развиваться так как анимационный сервис оживляет отдых и создает впечатления от личного участия гостя в игровых и театрализованных шоу-программах спортивных и культурно-развлекательных мероприятиях. Научная новизна работы заключается в разработке анимационной программы для отеля Кемпински Гранд Отель Геленджик в изучении роли...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

3100. Гражданско-правовое регулирование отношений по удовлетворению потребностей граждан в социально-культурном сервисе и туризме 3.57 KB
Понятие законодательство и система гражданского права. Защита гражданских прав: понятие и способы. Понятие признаки и виды гражданских правоотношений. Объекты гражданских прав: понятие и виды.
11502. Социально- педагогическая деятельность с семьями, имеющими детей-инвалидов 203.45 KB
Социально педагогическая деятельность. Организация социально педагогической деятельности с семьями воспитывающими детей-инвалидов на примере Калининградской Региональной Общественной Организации Инвалидов Мария.
5438. Этические проблемы обслуживания клиентов в современном сервисе 26.01 KB
Понятие и сущность стандартов обслуживания клиентов. Этические стандарты и основные принципы обслуживания клиентов в сервисе на примере ресторанного бизнеса. Исследование этических стандартов обслуживания в ресторане BeermnПельмени.
17312. Управление внутренними делами. Безопасность личности, общественный порядок и общественная деятельность как социально-правовые категории сферы управления внутренними делами 21.98 KB
Понятие и основные элементы общественного порядка и общественной безопасности. Соотношение общественного порядка и общественной безопасности с другими сферами жизнедеятельности. Общественная безопасность как социально-правовые категории сферы управления внутренними делами
21386. Проблемы этики обслуживания в сервисе (на примере гостиницы «Венец», г. Ульяновск) 121.6 KB
Специфика профессионального обслуживания в гостинице составляет систему социально – культурных мер, исключающих малейшее условие для конфликтной ситуации, поэтому, культуре обслуживания необходимо уделять постоянное внимание. Сервис ни в коем случае не может носить признак временности и избираемости, и заключается исключительно в удовлетворении потребностей гостей.
5795. МЕДИЦИНСКИЕ ФОРМАЛЬНОСТИ В ТУРИЗМЕ 31.25 KB
Для предотвращения распространения опасных заболеваний органами здравоохранения могут вводиться особые меры санитарного контроля. №52 ФЗ О санитарно эпидемиологическом благополучии населения и Федеральной целевой программой по охране территорий Российской Федерации от завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний людей животных и растений а также токсических веществ Постановление Правительства РФ от 5 июня 1994 г. Такие меры осуществляются санитарноэпидемиологическими службами Российской Федерации в пунктах...
207. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ В ТУРИЗМЕ. НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ 26.46 KB
Численность населения это общее количество людей проживающих обитающих на данной территории. Численность или количество населения это демографический потенциал в значительной степени определяющий место данного государства в мировой экономике и политике. По численности населения все государства можно разделить на следующие группы: крупнейшие крупные средние и малые. В совокупности на них приходится три пятых населения Земли.
7668. Теоретические основы учета в туризме 14.92 KB
Теоретические основы учета в туризме. Цели задачи учета в туристской отрасли. Разнообразие видов деятельности которыми занимается туристская фирма требует применения различных методов и способов учета и отображения хозяйственных операций. Учет в туризме ставит следующие задачи: обеспечение единообразия и сопоставимости учетной информации с плановыми показателями; обеспечение аналитического бухгалтерского учета за счет рационального распределения учетной работы на отдельных участках хозяйственной деятельности...
3088. Правовые основы страхования в туризме 18.41 KB
Социально-экономическая сущность страхования. Функции страхования в современной экономике. Формы и классификация страхования. Риск как основа возникновения страховых отношений. Юридические основы страхового дела в РФ. Личное страхование. Основные принципы и подходы в личном страховании. Страхование жизни
20743. Роль экстремальных видов спорта в туризме 515.01 KB
Для достижения цели исследования поставим следующие задачи: - дать определение понятий Парашютизм и Дайвинг; - обозначить их особенности развития парашютизма и дайвинга; Теоретико-методологическая основа курсового исследования. Так велосипед для новичка стоит от 300 до 500 долл. Такая сумма - для новичка профессиональный байкер тратит значительно больше денег. Им интересно проникновение в какие либо подземные городские структуры недоступные либо неинтересные для остальных.

Туристский терминологический словарь определяет термин «анимация» как комплекс по разработке и предоставлению специальных программ проведения свободного времени, организации развлечений и спортивного проведения досуга.

Анимация является одним из направлений культурно-досуговой деятельности. Оно имеет определенную рекреационную функцию - это повышение удовлетворенности отдыхом, более скорое и полное восстановление моральных и физических сил. Под культурно-досуговой деятельностью понимается специфическая активность людей, проявляемая ими во время досуга.

Социально-культурная анимация служит не только снятию накопившегося психологического и физического напряжения, но и должна способствовать раскрытию способностей человека, его творческого потенциала, обогатить его новыми знаниями и навыками, помочь преодолеть имеющиеся у человека комплексы и включить его в реальное действие. В связи с этим анимационная деятельность отличается рядом характерных черт:

Осуществляется в свободное время;

Отличается свободой выбора, добровольностью, активностью, инициативой как одного человека, так и различных социальных групп;

Обусловлена национально-этическими, региональными особенностями и традициями;

Характеризуется многообразием видов на базе различных интересов взрослых, молодежи и детей;

Отличается глубокой индивидуальностностью;

Носит гуманистический, культурологический, развивающий, оздоровительный и воспитательный характер.

Туристская анимация - это туристская услуга, при оказании которой турист вовлекается в активное действие, способствующее его рекреации. Туристская анимация основана на личных контактах аниматора (менеджера туристской анимации) и туриста, на человеческой близости, совместном участии аниматора и туриста в развлечениях, предлагаемых анимационной программой туристского комплекса.

Анимация как туристская услуга преследует цель активного продвижения туристического продукта и роста доходности туристического бизнеса за счет повышения качества обслуживания туристов и расширения количества предоставляемых услуг. Кроме этого, положительные эмоции, полученные туристом в ходе анимационных программ, побуждают его к повторному посещению туристского комплекса (отеля, круизного теплохода и т. д.).

Организация такой деятельности связана с формированием и реализацией программ развлечений (анимационных программ), которые смогли бы отвлечь отдыхающего от повседневных жизненных проблем, способствовать его эмоциональной разрядке, являясь не только средством избавления от усталости, но и средством нейтрализации негативных сторон повседневной жизни.

При подготовке анимационных программ учитываются такие особенности туристов, как пол, возраст, национальность, а также готовность участия туристов в различных действиях.

В практике анимационного дела для целевого конструирования анимационных программ необходимо выделить следующие функции туристской анимации:

Адаптационную, позволяющую перейти от повседневной обстановки к свободной, досуговой;

Компенсационную, освобождающую человека от физической и психической усталости повседневной жизни;

Стабилизирующую, создающую положительные эмоции и стимулирующую психическую стабильность;

Оздоровительную, направленную на восстановление и развитие физических сил человека;

Информационную, позволяющую получить новую информацию о стране, регионе, людях и т. д.;

Образовательную, позволяющую приобрести и закрепить в результате ярких впечатлений новые знания об окружающем мире;

Совершенствующую, приносящую интеллектуальное и физическое усовершенствование;

Такое разнообразие функций туристской анимации обусловило и многообразие видов анимационной деятельности, а также и большую разновидность анимационных программ и мероприятий.

2. Основные направления анимации в туризме

Основные направления анимационной деятельности, предлагаемые туристам (анимационные программы, театрализованные представления, анимация в тематических парках и др.) отражены в табл. 1.

Анимационные программы событийного туризма, театрализованные представления и организация развлечений в тематических парках часто выступают в качестве основной содержательной части турпакета, являются целью путешествия.

Анимационные программы на протяжении всего периода пребывания туриста в отеле должны обеспечить ему полную удовлетворенность (ощущение исполнения желания, мечты, достижения цели путешествия).

Спортивная анимация в силу огромного разнообразия возможных предложений и большой востребованности может использоваться для самого широкого спектра задач, стоящих перед работниками туристской отрасли - от разработки программы путешествия до выполнения роли своеобразного спасательного средства при неблагоприятных погодных условиях (холодное ветреное море, бесснежная зима на лыжном курорте и т. п.), при задержках транспорта и других неприятностях.

Та б л и ц а 1. Основные направления анимационной деятельности

Анимацион­ные програм­мы Театрализо­ванные пред­ставления Анимация в тематиче­ских парках Спортивная анимация Гостиничная анимация

Праздничные мероприятия

Карнавалы

Маскарады

Фестивали

Конкурсы

Народные

праздники

Рыцарские

Костюмированные

Спектакли

в исторических

интерьерах

Аттракционы

Встречи со

сказочными

с героями

мультфильмов

Посещение

экзотических стран

Путеше­ствия в прошлое и будущее и т.д.

Альпинизм

Скалолазание

Стрельба из

Аквапланирование

Бадминтон

Езда на велосипеде

Посещение

тренажерных залов Кегли Боулинг Картинг Водные ви­ды спорта и др.

Азартные

игры (казино, игровые

автоматы)

Дискотеки

Концерты

Творческие

Бани, сауны

Кафе, бары

Гостиничная анимация призвана в первую очередь выполнять рекламную функцию. В этом случае задача аниматоров, состоит в том, чтобы обеспечить повторное посещение туристами данного туристского комплекса (отеля) и сделать своих клиентов своеобраз­ными носителями своей рекламы.

Выделение направлений анимации условно, так как реальные анимационные программы носят чаще всего комплексный харак­тер и содержат определенные элементы различных видов анима­ции. Такое сочетание делает анимационные программы более инте­ресными и насыщенными, а наличие спортивной составляющей способствует восстановлению и укреплению здоровья, обеспечи­вая наибольший восстановительно-оздоровительный эффект.

Анимационные программы событийного туризма охватывают наиболее широкие сегменты туристского рынка и находят любителей независимо от возраста, пола, национальности и образования. Некоторым образом ограничения могут возникнуть в связи с раз­личной платежеспособностью туристов. Данное направление ани­мации требует значительных финансовых затрат, привлечение большего количества специалистов, проведение рекламы.

Театрализованные представления часто используют местные возможности и особенности. В качестве примера можно привести оперные спектакли в интерьерах Выборгского замка и Ивангородской крепости. Этот вид анимационной деятельности требует до­полнительного привлечения профессионалов и рекламного про­движения мероприятия. Данное анимационное направление имеет более узкий спектр ценителей. Чаще всего это более молодые и бо­лее образованные потребители.

Анимация в тематических парках пользуется наибольшей попу­лярностью у любителей семейного отдыха, молодоженов и неболь­ших молодежных групп. Причем основными посетителями подоб­ных парков, более всего рассчитанных на детей, являются взрослые и в основном зарубежные туристы. Данный вид анимации требует большего числа персонала службы анимации.

Спортивная анимация - широчайший спектр предложений, причем кроме туристов, занимающихся спортом систематически, редко кто из туристов отказывается от пробы своих сил в том или ином спортивном развлечении. Спортивная анимация требует со­ответствующей материально-технической базы и подготовленных инструкторов.

Гостиничная анимация зависит от размера отеля, количества персонала, наличия отдельной службы анимации, материально-технической обеспеченности.

3. Понятие «костюмированные туры». Какие костюмированные туры вы могли бы предложить в своем регионе?

Костюмированные туры – это одно авангардное направление анимационного туризма. Это м.б. например, туры с отдыхом на американском ранчо, где туристы получают одежду, снаряжение ковбоев, обучаются езде на лошади, питаются пищей ковбоев. В Вене традиционно проводятся профессиональные балы, которые могут посетить и туристы. Балы офицеров вооруженных сил Австрии, фармацевтов, охотников, кондитеров, прачек. Посетители этих балов могут взять напрокат платья и костюмы, стилизованные под XIX век. Наблюдается тенденция увеличения спроса на данные виды туров.

Шоу-музеи представляют собой музеи с живыми персонажами экспонируемой эпохи. Примерами таких музеев являются: музей английских

переселенцев в г. Плимуте (США), музей под открытым небом «Скансен» в

Стокгольме. Это – фольклорная шведская деревушка, где в старинных городских и деревенских домах, перевезенных сюда из разных регионов Швеции, можно увидеть интересные сувениры и народные ремесла, а на улицах «Скансена» – встретить прохожих в старинной шведской одежде.

б) Внемузейные виды интерпретации:

− традиционные праздники, фестивали, карнавалы;

− рыцарские бои;

− художественно-исторические акции;

− военно-исторические реконструкции.

Традиционные праздники, фестивали, карнавалы имеет четко выраженную

национальную окраску: карнавалы – Бразилия, Испания, праздник викингов –

Великобритания, праздник сливы – Япония, карнавал культур – в Берлине.

Рыцарские бои получили распространение во многих странах и проводятся

традиционно в средневековых замках. Интерес туристов к тем или иным датам, мотивация и обыгрывание этих интересов в анимационном виде с личным участием туристов также позволяет значительно оживить программу

обслуживания. На уровне городов происходит процесс «фестивализации», когда весь город начинает восприниматься как сцена, а повседневная жизнь

приобретает характер зрелища.

г) Использование современных информационных технологий для интерпретации культурного наследия.

Туристам можно предложить костюмированный тур «Реконструкция Азовского осадного сидения 1641 года».

Военно-исторические клубы из Ростова, Азова, Матвеево-Кургана, Астрахани, Уфы, Коломны, Саратова, Воронежа, Анапы, Сочи собираются, чтобы повторить легендарную битву. В Азове, в 1641 году донские казаки смогли разгромить тридцатитысячное турецкое войско, осаждавшее город. Теперь территория Азовского музея-заповедника истории, археологии и палеонтологии ежегодно устраивает театрализованную реконструкцию сражения за Азовскую крепость.

События воссоздаются с особой точностью. Высокий насыпной вал посреди зелёных степей Придонья служит идеальными историческими декорациями.

Казачье войско выстраивается на валу, готовясь к защите города от турок, сосредоточивших свои силы на равнине. Любопытные взоры зрителей прикованы к ярким костюмам:огненно красные шаровары,яркие кушаки, кольчуги, лохматые черкески, блестящие на солнце шлемы. До начала битвы остались считанные минуты, и от обоих войск на встречу друг другу выдвигаются самые сильные воины. Зазвенели сабли, по толпам зрителей прокатился восторженный гул.

Гром пушечных выстрелов заставляет волноваться зрителей, особенно когда «игрушечный» (но увесистый) снаряд чуть не попал в толпу гостей, наблюдавших за действом на склоне вала. Однако, несмотря на опасность, любопытные стараются пробраться как можно ближе к полю сражения, чтобы лучше разглядеть сверкающие на солнце сабли, топоры, ятаганы, а если повезёт - то и подобрать затерявшуюся в траве стрелу. Крепостной вал затянуло дымом снарядов, воздух наполнился запахом пороха, а в небе носятся и кричат стаи перепуганных птиц. История оживает на глазах.

Реконструкция сражения – наиболее зрелищная, но не единственная часть фестиваля. Широкая улица, ведущая к валу, на время превращается в шумную ярмарку. Самовары, румяные баранки и крендели собирают толпы желающих попробовать угощение. А огромное количество костюмированных участников создает полное ощущение сдвига во времени.

4. Особенности организации анимационных программ на курортах и в отелях.

Деятельность всех работников сервиса и туризма направлена на организацию максимально комфортных условий для отдыха, создание атмосферы изобилия, праздника, в общем, всех тех предпосылок, при которых туристу захотелось бы возвращаться именно вновь и вновь.

Анимация – это целая отрасль в гостиничном обслуживании, составная часть всего сервиса клуба-отеля (ресторана, спортплощадки, бассейна и т.д.). Аниматоры по сути своей – это те же массовики-затейники, которых нанимают для того, чтобы никто из гостей не скучал. Одним словом, аниматор – душа общества, человек, который должен поддерживать настроение публики на самой высокой отметке. Ведь не зря само слово «анима» в переводе с латыни значит «душа», «дух». Но и здесь главное не переусердствовать и сделать все, чтобы гости остались довольны отдыхом и работой команды аниматоров.

Аниматор – тот же артист, и вся его деятельность требует постоянной самоотдачи – ежедневно, ежеминутно, на протяжении пятнадцати и более часов в сутки. Не всякий может выдержать столь активный и бурный ритм, поэтому так важно хорошо организовать работу аниматоров.

Аниматоры одинаково заинтересуют и детей, и взрослых. Дети с радостью примут забавную игру, а взрослые с удовольствием вспомнят детство, участвуя в интересных конкурсах. Выступления аниматоров особенно интересны тем, что они включают зрителей программы в захватывающее интерактивное действие.

В период формирования анимационной программы ее организаторам следует ответить на вопросы:

1. Для кого делается программа, где определяется:

Возраст и пол будущих зрителей (если это семейный отель, какой его контингент, будут ли смотреть нашу программу дети, люди старшего поколения и т.д.);

Социальное положение и профессиональную занятость (является ли наш отель закрытым клубом для аристократов и избранной части бизнесменов или это молодежный лагерь для студентов)

Национальность (особенности культур и традиций);

Стиль жизни отдыхающих в отеле людей (классический, экстремальный, «домострой», и т.д.);

Состояние здоровья (особенно это важно в разработке спортивно-оздоровительных программ);

2. Что заложено в основу анимационной программы (главная идея и цели ее достижения);

3. Как построить анимационное событие.

Как правило, в начале нового сезона шеф аниматоров при содействии команды разрабатывает и утверждает анимационную программу на весь сезон.

На каждый день недели (по часам) составляется точное расписание мероприятий, и на каждого члена команды возлагаются определенные обязанности по их проведению.

Общая программа анимации готовится таким образом, чтобы развлекательные и спортивные элементы были разнообразны по своей форме, интересны туристам и чтобы в проводимых мероприятиях было задействовано как можно больше участников.

Вечерние шоу должны повторяться не чаще, чем один раз в две недели, из расчета обычно двухнедельного пребывания гостей в отеле. Сценарий, музыка, свет, хореография, костюмы – все четко продумывается и организуется членами команды и руководителем, который часто сам принимает участие в шоу-программах.

Во время обеда и перед ужином аниматоры встречают гостей у входа в ресторан, желают приятного аппетита, знакомятся с новоприбывшими гостями, общаются с теми, с кем сегодня играли, подсаживаются за столики, и стараясь не допускать паузы в разговоре, развлекают гостей и приглашают принять участие в играх и развлекательных шоу после обеда.

Все аниматоры, не занятые в спектакле, принимают участие в подготовке вечерних шоу и развлекательных программ: готовят декорации, костюмы, другой реквизит, гримируют актеров, помогают им одеться и т.д.

Основами культурно-досуговой анимации туристского обслуживания в отелях является:

Комплексный подход к организации мероприятий;

Свобода выбора этих мероприятий;

Театрализация: использование разнообразных приемов и всех видов искусства (живопись, музыка, литература), при этом ход события определяется сценарием;

Персонификация.

К традиционным формам организации таких мероприятий относят:

Карнавал (народное гуляние в виде уличного шествия, парада, маскарада),

Раут (собрание людей, не предполагающее танцы);

Банкет (массовое собрание людей, в основе которого - обильное угощение);

Мистерия (театрализованная постановка пьесы религиозного содержания);

Раус (мероприятие по зазыванию зрителей перед презентациями, культурно-досуговыми программами);

Церемония (культовый благоговейный /государственный/ акт, который проводится в строгом порядке /церемониале/);

Шоу-представление, массовое зрелище.

Для того чтобы удачно составить развлекательную программу для отеля, необходимо определиться с рядом критериев, а именно, с:

Жанром, при котором создается особая атмосфера и ощущения для зрителей (драма, клоунада, мюзикл и т.д.). При этом номера и фрагменты должны сочетаться таким образом, чтобы сложилась единая картина и связанная структура элементов данного представления;

Названием данного show, которое создает настрой и раскрывает его суть;

Сценарным планом, в котором обозначен перечень элементов, фрагментов, событий в процессе их развития, персонажей, их отношения и движение. Обязательно должна быть завязка, кульминация и развязка:

Сценарием, т.е. детализацией пунктов сценарного плана, а также работа над литературной частью - проработкой монологов и диалогов, изучением речевого стиля;

Режиссерским планом - перевод литературы на язык действия (если это постановка по мотивам литературного произведения), составление и координация непрерывной действенной цепочки, и работа с техникой, светом и звуком.

Кроме этого важно - где будет разыгрываться данное действо (на летней площадке, в баре, около бассейна), определиться с темпом, ритмом, включением эффектных моментов и репетиционным периодом.

Вечерние представления являются главной частью развлекательной программы отеля. Они должны быть очень разнообразны по содержанию, постановке, костюмам и интересны для всех отдыхающих. Как правило, в них принимают участие все аниматоры. Организаторы стремятся сделать каждое представление ярким, красочным, запоминающимся, в каждом из них должна быть своя изюминка.

И по форме вечерние шоу бывают самые разные: это и небольшая бытовая сценка, разыгранная актерами-аниматорами, и серьезное театрализованное представление, в котором могут принять участие зрители из зала, гости, заранее приглашенные на ту или иную роль.

Похожие публикации