Анимационная деятельность. Основы анимационной деятельности

В первом параграфе мы рассмотрели исторические аспекты социально-культурной анимации. Социально-культурная анимация может рассматривать как целостная социально-культурная система, имеющая соответствующую институциональную подсистему, ресурсную базу, специфическое содержание и технологии (методы) анимационной деятельности. В этом социально-культурная анимация вполне соотносится с социально-культурной деятельностью.

Но главное отличие социально-культурной анимации от социально-культурной деятельности, как пишет Тарасов Л.В., состоит в том, что в социально-культурной деятельности общество формирует личность, а в социокультурной анимации личность формирует общественные процессы.

Современный досуг, по мнению Ж.Р. Дюмазедье, не является «приложением» к труду, как прежде - отдыхом от него и подготовкой к нему. Автономизация досуга, изменение жизненных ориентаций на досуг - свидетельство коренных изменений в образе жизни общества, особенно молодежи.

По мнению В.Г. Бочаровой, анимация может рассматриваться как профессиональная деятельность, связанная с организацией творческого поиска деятельностей в сфере свободного времени; с обеспечением процесса развития организованной группы и ее членов на уровне общественных отношений и культурного формирования. Под общественными отношениями подразумевается установление межличностных контактов между индивидами и общественных связей между различными социальными институтами. Культурное формирование понимается как приобщение к новым культурным ценностям, при этом понятие «культура» получает самое широкое звучание. В свете данной перспективы социальные и культурные функции аниматора сближаются, и он эффективно реализует процесс социализации личности.

Социально-культурная анимация использует традиционные виды и их жанры художественного творчества в качестве основных методов «оживление и одухотворения» отношений между людьми, именно это позволяет признать её сегодня альтернативным направлением развития культурно-досуговой деятельности.

Принципиальная новизна анимационной деятельности, по мнению Н.Н. Ярошенко, может быть охарактеризована новыми целями, задачами и прикладными технологиями, определяющими процесс оптимизации межличностных и межгрупповых отношений.

Р. Лабури выделяет два наиболее распространенных подхода к истолкованию сущности социально-культурной анимации.

Первый подход - педагогический, который позволяет рассматривать социально-культурную анимацию, как определенный уровень социального воспитания. При этом подчеркивается, с одной стороны, возрастание роли аппарата анимации, его активности, обслуживания посетителей, укрепление положения профессиональных работников, то есть важность внешнего воздействия воспитательной технологии. С другой - анимация - способ создания и развития группы, образующей собственную общность ценностей, интересов, действий и создающей собственный социальный проект. То есть анимация - это технология тонкого инициирующего воздействия на уровне внутренних ресурсов саморазвития личности и группы.

Второй подход - социологический, связанный с основными идеологическими течениями французской социологии. Для одних функции анимации в разблокировании общественных связей, установление тёплых, доверительных отношений. Другие видят её функцию в соответствии с традициями французской культуры в обучении и овладении великими языками мышления, эстетики, поэтики, экономики и др.

Специфическая задача социально-культурной деятельности состоит в создании психолого-педагогических условий, способствующих преодолению психологических препятствий к социальному взаимодействию.

Среди основных принципов, на основе которых выстраивается анимационная работа, Н.Н. Ярошенко выделяет следующие:

Человек должен изучаться и приниматься в его целостности;

Каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;

Человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире является главное психологической реальностью;

Человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;

Человек наделен потенциями к развитию и самореализации, которые являются частью его природы;

Человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которым и он руководствуется в своем выборе;

Человек - это активное, интенциональное, стремящееся к самоактуализации, творческая сущность.

Среди направлений анимации Н.Н. Ярошенко выделяет:

Анимационная работа по изменению негативного отношения общества к отчуждаемой личности;

Деятельность по восстановлению системы межличностных отношений личности (социально-психологическая реабилитация);

Формирование адекватного самопонимания, самоощущения и самовыражения (терапия смысла жизни - логотерапия).

Социально-культурная анимация, как деятельность, являясь системой , имеет определенное структурное построение элементов своей деятельности. Функциональная основа социокультурной анимации является частью этой системы.

В исследованиях В.А. Квартального, Л.В. Курилко, Е.М, Приезжаевой, Б. Стойковича анимационная деятельность определяется как качественная характеристика способа человеческой деятельности, которая превращает его в средство раскрытия и реализации сущностных сил человека. По мнению И.И. Шульги, анимационная деятельность направлена на активное содействие гармоничному развитию личности человека, на формирование мотивации к различным способам самодеятельности, включая поиск новых форм свободного творческого времяпрепровождения.

Е.Б. Мамбеков в своем исследовании представляет структуру функций, предложенную французскими исследователями П. Бернаром и Р. Лабури:

Функция приспособления и включения;

Рекреалогическая функция

Воспитательная функция;

Корректирующая функция;

Критическая функция;

Культурная функция.

И.И. Шульга выделяет функции педагогической анимации:

Релаксационная - восстановление затраченной энергии, психосамотическое расслабление, отдых, эмоциональная разрядка;

Культурно-познавательная - приобретение знаний, неизвестных ранее;

Воспитательная функция - этико-эстетическое воздействие, приобщение к гуманистическим идеалам и ценностям;

Креативная - творческое развитие.

Н.Н. Ярошенко обозначает два функциональных аспекта социально-культурной анимации. Освободительный аспект имеет глубинную экзистенциональную природу, который основан на стремлении к свободному социальному творчеству. Регулятивный аспект социокультурной анимации предполагает установление взаимоотношений личности с деятельностью социальных институтов, где возникает необходимость функции социального контроля, способствующего использованию свободного времени для саморазвития и более активного участия личности в социальной и политической жизни общества.

Н.В. Трубачева дает следующую структуру функций курортной анимации:

Адаптационная - позволяет перейти от повседневной обстановки к свободной, досуговой;

Компенсационная - позволяет освободить человека от физической и психической усталости повседневной жизни, а стабилизирующая - создавать положительные эмоции и стимулирующую психическую стабильность;

Оздоровительная функция анимации, направленная на восстановление и развитие физических сил человека, ослабленного в повседневной трудовой жизни.

Е.М. Приезжаева рассматривает социально-педагогические функции анимационной деятельности в туризме, которые трактуются как:

Производство, накопление и хранение новых знаний, норм, ценностей, ориентаций и значений;

Воспроизводство духовного процесса через продвижение его преемственности;

Коммуникативное обеспечение знакового взаимодействия между субъектами деятельности, их дифференциацию и единство;

Создание социализированной структуры отношений, опосредованных культурными компонентами, что является одновременно содержанием анимационной деятельности.

Взаимодействие в сфере анимационной деятельности носит добровольный и избирательный характер. Такое взаимодействие в значительной мере дифференцировано, индивидуализировано и вариативно, его воспитательная эффективность определяется, тем, какие личности в нем участвуют, в какой мере они себя ощущают личностями и видят личность в каждом, с кем общаются.

Анимация в социальной среде как путь “оживления”, “одухотворения” межличностных и межгрупповых социально-психологических отношений, восстановления смысложизненных ориентации личности средствами культурно-досуговой деятельности. Социально-культурная анимация как отрасль гуманистической социальной психологии и педагогики. Основные теоретические источники социокультурной анимации:

· гуманистическая психология (К. Роджерс, А. Маслоу);

· социальная психиатрия и трансакционный анализ (Э. Берн, Э. Фромм, Э. Эриксон);

· логотерапия и арт-терапия (В.Франкл);

Направления анимационной работы - профилактика социально-психологических отклонений (например, девиантного поведения подростков, наркомании, алкоголизма, суицида и др.); реабилитация критических состояний личности; помощь в творческой самореализации.

Опорный план-конспект

Социально-культурная анимация является одной из относительно молодых отраслей прикладной социальной психологии и педагогики, которую все чаще обозначают как педагогику социально-культурной сферы. Будучи особым и вполне самодостаточным элементом социально-культурной деятельности, анимация входит в досуговую инфраструктуру населения современной Франции. Французские социологи отмечают рост бюджета свободного времени французов, изменение их интересов и потребностей в сфере любительского творчества, общественной самодеятельности.

1.1 Социально-культурная анимация в процессе формирования гражданского общества. Социально-культурная анимация рассматривается зарубежными исследователями значительно шире, чем это принято у нас в России. В традиционном толковании современных российских авторов анимация – это часть досуговой деятельности населения. В традициях западных специалистов анимация представляется как движение общественных групп и личностей в процессе создания, сохранения и развития институтов гражданского общества .

Широкая трактовка социально-культурной анимации как способа существования гражданского общества позволяет нам провести некоторые параллели с современным уровнем развития теории и практики российской социально-культурной деятельности.

Гуманистические источники социально-культурной анимации. Социально-культурная анимация использует традиционные виды и жанры художественного творчества в качестве основных методов «оживления и одухотворения » отношений между людьми, именно это позволяет признать ее сегодня альтернативным направлением развития культурно-досуговой деятельности.

Принципиальная новизна анимационной деятельности может быть охарактеризована новыми целями, задачами и прикладными технологиями, определяющими процесс оптимизации межличностных и межгрупповых взаимоотношений.

Вместе с тем необходимо отметить, что анимационный подход является новым лишь для отечественной педагогики социально-культурной сферы. Гуманистическая традиция социального воспитания, характерная для западной педагогики, имела постоянный и вариативный выход в педагогическую практику на протяжении всего XX столетия, отражаясь в деятельности аниматоров, организаторов детских общественных движений, художественного воспитания и т.д. Более того, анимация как особый способ институализации гражданского общества нашла себе совершенно уникальное место – не совпадающее с социальными «нишами» политических партий, религиозных и иных организаций.

Так, во Франции возникновение анимации как социально-культурного феномена социологи условно связывают с 1901 годом, когда был введен новый закон о создании различных ассоциаций. В XIX веке право на создание ассоциаций было чрезвычайно регламентировано, контролировалось властями. Ассоциация рассматривалась в качестве подозрительного посредника между индивидуумом и Государством, стремящегося всячески принизить или уничтожить власть последнего, представляющего «общий интерес». Это было наследие Французской революции. «Ассоциация не могла мыслиться вне политического действия, будь то очевидного или скрытого». После 1901 года ситуация резко изменилась. В связи с увеличением объема свободного времени (за счет постепенного сокращения рабочего времени) широкоe развитие получили любительские ассоциации. И если в начале XX века они были тесно связаны с политическими и религиозными институтами, то впоследствии получили развитие процессы «высвобождения» ассоциаций от политико-религиозных влияний, их значительного количественного роста.

К концу XX столетия социально-культурная анимация превратилась в самостоятельное направление психолого-педагогической деятельности в сфере досуга.

Понятие «анимация». Социально-культурная анимация (animation) – особый вид социально-культурной деятельности общественных групп и отдельных индивидов, основанной на современных технологиях (социальных, педагогических, психологических, культуротворческих и др.), обеспечивающих преодоление социального и культурного отчуждения.

Обобщив теоретические идеи анимации и опыт организации социально-культурной деятельности аниматоров во Франции, Е.Б. Мамбеков дал следующее развернутое определение: «Социально-культурная анимация представляет собой часть культурной и воспитательной системы общества и может быть представлена в виде особой модели организации социокультурной деятельности:

· как совокупность элементов (учреждения, государственные органы, организации, добровольные ассоциации, аниматоры, аудитория), находящихся в постоянных отношениях, которые характеризуют эту модель;

· как совокупность занятий, видов деятельности и отношений, которые отвечают интересам, проявляемым личностью в ее культурной жизни и, особенно в ее свободное время;

· как своеобразная социально-педагогическая система, в которой ведущую роль играют аниматоры, профессиональные или добровольные, обладающие специальной подготовкой и использующие, как правило, методы активной педагогики».

Таким образом, социально-культурная анимация может рассматриваться как целостная социально-культурная система, имеющая соответствующую институциональную подсистему, ресурсную базу, специфическое содержание и технологии (методы) анимационной деятельности . В этом социально-культурная анимация вполне соотносится с современной российской социально-культурной деятельностью. Социально-культурная анимация – одно из наиболее интенсивно развивающихся направлений современной социально-культурной деятельности, которое предполагает реализацию программ творческой реабилитации, интенсивного отдыха, социально-психологической консолидации общественных групп на основе ценностей культуры.

1.2 Теоретические источники социально-культурной анимации. В своем стремлении развиваться как оригинальная культурная практическая деятельность социально-культурная анимация до 1960-х годов имела тенденцию к неприятию научных исследований и анализа, которые могли бы способствовать уточнению ее проблематики, ее структур, ее конкретной практики. С начала 1970-х годов начали проводиться исследования, касающиеся педагогики анимации, аниматоров, их психологии, их образования, их целеполагания, аудитории анимации, деятельности, осуществляемой в ее рамках, ее учреждений. Именно в этот период (в 1970-1980 годы) были предприняты наиболее продуктивные исследования, позволившие уточнить социокультурное пространство анимации.

Анимация в изначальном смысле есть «всеобщее социальное явление», которое требует для своего анализа применения столь различных взаимодополняющих друг друга дисциплин, как философия, история, социология, психология, педагогика и др.

Целевая направленность социально-культурной анимации состоит в активном предотвращении «умирания», «отчуждения» личности в культуре общества, в сложной структуре общественных отношений. Естественно, что особым адресом анимационной деятельности являются «острые», критические состояния личности, отчужденной социумом по любой причине (национальная сегрегация, потеря профессионального статуса, ограниченные физические возможности, девиантное поведение и др.).

Действительно, социально-культурная анимация сформировалась как направление педагогической работы в социуме под влиянием значительного числа философских, психологических, медицинских и педагогических воззрений на природу и сущность человека, механизмы развития личности в норме и патологии и на пути и способы коррекции аномалий в развитии личности. Наиболее важными теоретическими источниками социокультурной анимации являются: гуманистическая психология (К. Роджерс, А. Маслоу, А. Мей и др.), а также близкие к ней по гуманистической ориентации социальная психиатрия и трансакционный анализ (Э. Берн, Э. Фромм, Э. Эриксон и др.), логотерапия (В. Франкл), арттерапия и др.

Гуманистическая психология – направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку.

В отличие от фрейдизма и бихевиоризма, которые делают упор на зависимость личности от ее прошлого, гуманистическая психология видит главное в устремленности личности в будущее, к свободной реализации своих потенций (Г. Олпорт), в особенности творческих (А. Маслоу), к укреплению веры в себя и возможность достижения “идеального Я” (К. Роджерс).

Центральная роль при этом отводится мотивам, обеспечивающим не приспособление к среде, не конформистское поведение, а рост конструктивного начала человеческого Я, целостность и силу переживания которого должна поддерживать особая социально-культурная анимация. Методы анимационной деятельности «центрированы на личности» человека, нуждающегося в социально-психологической и психолого-педагогической помощи подобно одной из форм психотерапии, которую Карл Роджерс назвал «терапией, центрированной на клиенте».

Так, индивид, обратившийся за помощью к психотерапевту, рассматривается не в качестве пациента, а как клиент, который сам берет на себя ответственность за решение тревожащих его жизненных проблем. Психотерапевт же выполняет только функцию консультанта, создающего теплую эмоциональную атмосферу, в которой клиенту легче организовать свой внутренний («феноменальный») мир и достигнуть целостности собственной личности, понять смысл ее существования («экзистенции»). Анимация также ориентируется на пробуждение самостоятельности и активности субъектов социально-культурной деятельности.

В философско-мировоззренческом плане анимационная деятельность созвучна ведущим общемировым концепциям гуманистической педагогики , связанной с реализацией задач свободного воспитания, творческого развития. Основой гуманистической педагогики, как и гуманистической психологии, выступают такие философские концепции, как, например, экзистенциализм, неофрейдизм, антропософия. При этом речь идет об использовании в теории и практике социально-культурной педагогики наследия А. Нейла (Англия), О. Декроли (Бельгия), Е. Паркхерст (США), Р. Штайнера (Германия), С. Френе (Франция).

Французский теоретик социально-культурной анимации, директор одного из исследовательских центров Национального института Народного воспитания (INEP) Р. Лабури отмечает, что феномен анимации имеет двоякое значение, являясь одновременно методом приспособления, социальной терапии и идеологией освобождения через участие.

Характеризуя известные ему определения социально-культурной анимации, Р. Лабури отмечал, что большинство из них имеют педагогический смысл, подразумевая направленность анимации на рост самосознания, активного саморазвития и социального творчества . Такая педагогическая направленность соответствует общим задачам социального и культурного оздоровления. Он выделяет два наиболее распространенных подхода к истолкованию сущности социально-культурной анимации.

Первый подход – педагогический , который позволяет рассматривать социально-культурную анимацию как определенный уровень социального воспитания. При этом подчеркивается, с одной стороны, возрастание роли аппарата анимации, его активности, обслуживания посетителей, укрепление положения профессиональных работников, т.е. важность внешнего воздействия воспитательной технологии . С другой – анимация – это способ создания и развития группы, образующей собственную общность ценностей, интересов, действий и создающей собственный социальный проект. То есть анимация – это технология тонкого инициирующего воздействия на уровне внутренних ресурсов саморазвития личности и группы .

Второй подход – социологический , связанный с основными идеологическими течениями французской социологии. Для одних функции анимации заключается в разблокировании общественных связей, установлении теплых, доверительных отношений . Другие видят ее функцию в соответствии с традициями французской культуры в обучении и овладении великими языками мышления, эстетики, поэтики, экономики и др.»

Комментируя эти выводы Р. Лабури, мы можем указать на то, что в определении анимации слиты воедино педагогические и социальные стороны. Такое соединение создает особое качество анимационной деятельности, являющейся одновременно процессом воспитания (личности и группы) и процессом социального творчества (создания, развития и сохранения системы продуктивных социальных связей личности и группы).

Такое развернутое определение в целом справедливо отражает специфику анимационной деятельности, которая проявляется на организационном, деятельностном и методическом (технологическом) уровнях. Вместе с тем нельзя ограничивать сущность и специфику данного явления лишь внешними проявлениями, ибо весьма важная составляющая социально-культурной анимации – это ее духовный, мировоззренческий потенциал.

Само понятие «анимация» позволяет, с одной стороны, достаточно точно характеризовать цели социально-культурной деятельности, выявлять ее одухотворяющий, консолидирующий характер, а с другой – обозначать собственно духовный (anime – душа) аспект взаимоотношений субъектов педагогического процесса. Речь идет об особых способах общения, диалога, наполненного подлинным со-чувствием, со-переживанием, со-действием, а также о педагогических технологиях, основанных на глубинном обращении к высшим духовным ценностям истины, добра, красоты.

В современной педагогической науке применение понятия анимации связано, прежде всего, со вторым аспектом, т.е. оно используется в основном для характеристики системы развивающих и развивающихся социальных отношений . Типично, например, высказывание французской исследовательницы, теоретика социальной анимации Анн-Мари Гурдон о том, что «смысл слова анимация надо перенести из области метафизики в область общественной психологии. Речь не идет больше об оживлении тела и неживой материи, предмет анимации - оживление отношений между индивидуумами и социальными группами ».

Идея оживления социальных отношений подчеркивается и в определении, которое предложено М. Симоно: «Социально-культурная анимация – это область общественное жизни, участники которой ставят перед собой целью определенное изменение поведения и межличностных и коллективных отношений путем прямых воздействий на индивидов. Эти воздействия осуществляются главным образом посредством разнообразных видов деятельности с помощью педагогики недирективных или активных методов».

Гораздо реже в литературе встречается обращение к целевому аспекту социально-культурной анимации. Между тем именно цели анимационной деятельности позволяют раскрыть глубинный смысл данного понятия, а значит, более точно очертить границы его применимости в анализе социокультурных процессов.

Р. Лабури конкретизирует понятие и расширяет поле действия социально-культурной анимации. Социально-культурная анимация для него – это «деятельность, которую осуществляют объединяющиеся личности, самостоятельно определяющие ее содержание и целенаправленную социальную, культурную, воспитательную деятельность за пределами рабочего времени. Главным образом это область добровольных ассоциаций или полуобщественных учреждений. Именно здесь родилось понятие «социально-культурная анимация», семантика которого выражает стремление сделать культуру доступнее, связав ее с явлениями жизни коллектива, раздвинув границы культурной жизни до проблем повседневной жизни ».

В социально-культурной анимации как особого рода педагогической деятельности причудливо переплетаются задачи обеспечения условий для свободного развития, творческого самовыражения личности в сфере культуры и условий для эффективного социального контроля в сфере культуры.

Ж. Дюмазедье обозначил эти два целевых аспекта социально-культурной анимации как освободительный и регулятивный .

Стремление к свободному социальному творчеству – необходимый момент человеческого существования, имеющий глубинную экзистенциальную основу. «Личность должна отстаивать свое право на свободу, социальную включенность против любых противозаконных, пагубных влияний».

Регулятивный аспект анимации имеет значение, поскольку личность живет в обществе не изолированно, она вовлечена в деятельность социальных институтов, а для регулирования взаимоотношений междуними в свою очередь необходима функция социального контроля. Социальный регулятивный контроль должен способствовать использованию свободного времени для саморазвития и более активного участия личности в социальной и политической жизни общества.

В диалектическом единстве освободительного и регулятивного аспектов анимации Ж. Дюмазедье видит истоки зарождения анимации как социального института. Исходя из этого положения он выделяет четыре функциональных характеристики социально-культурной анимации.

Во-первых, исторически возникновение анимации было вызвано необходимостью специфического социального контроля свободного времени , способствующего максимальному выражению внутреннего "я" личности.

Во-вторых, в настоящее время свободное время все в большей степени становится временем реализации личностных желаний, поощряемых или отвергаемых семьей, школой, работой. Социальный контроль в форме анимации, поощряя свободное волеизъявление каждого, должен ограничивать, критиковать и направлять рынок потребления культуры , на котором реализуются желания личности.

Установление равновесия между досуговыми запросами личности или коллектива и их социальной включенностью Ж. Дюмазедье определяет в качестве третьей характеристики анимации.

И, наконец, четвертая характеристика – это социальный контроль, направленный на неформальное образование личности, ее самообразование .

Личность в системе анимационной деятельности. В настоящее время в научной трактовке анимационной деятельности подчеркивается её защитная роль по отношению к давлению на личность стандартизированных и коммерциализированных видов деятельности (Д. Рисмен). Анимация создает оптимальные условия для того, чтобы выбор досуговой деятельности в наибольшей степени отвечал запросам индивидуума .

Социально-культурная анимация признает личность как уникальную целостность, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку.

Принципы социально-культурной анимации. Среди основных принципов, на основе которых выстраивается анимационная работа, можно выделить следующие положения:

· человек должен изучаться и приниматься в его целостности;

· каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;

· человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире является главной психологической реальностью;

· человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;

· человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы;

· человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;

· человек – это активное, интенциональное, стремящееся к самоактуализации, творческое существо.

Задачи социально-культурной анимации . Анимация в социальной среде как путь «оживления», «одухотворения» межличностных и межгрупповых социально-психологических отношений, восстановления смысложизненных ориентаций личности средствами социально-культурной деятельности.

В одном из широко известных докладов Комиссии по анимации, подготовленных специалистами по заказу Правительства Франции, выделялись три взаимосвязанных процесса в анимации:

· создания условий для раскрытия личности или группы;

· установления межличностных отношений;

· творчества как поиск проблем в окружающем мире и их решение».

Анимационная акция решает комплекс взаимосвязанных задач :

· комплексная оценка кризисной ситуации, помощь в осознании индивидом ценностного подтекста ситуации (что хорошо и что плохо);

· помощь в определении и осознании того, какой способ действия в конкретной ситуации подходит для достижения желаемой цели;

· подведение личности к необходимости осознания иррационального подтекста ситуации, т.е. сил, которые стоят за открыто проявленным желанием, осознание собственных неосознанных желаний;

· выявление и помощь в осознании реальных возможностей, между которыми есть выбор;

· помощь в осознании последствий, которые повлечет за собой решение в том или другом случае; - подведение личности к осознанию того, что осознание как таковое не может изменить кризисную ситуацию без желания действовать.

В докладе подчеркивается, что «только окончательно добрый или окончательно злой человек не имеет больше выбора. Почти каждый может регрессировать к архаическому ориентированию или двигаться в направлении полного прогрессивного раскрытия личности. В первом случае мы говорим о начале тяжелого психического заболевания, во втором – о спонтанном излечении от болезни или перемене соответствующего индивида в сторону полного пробуждения и созревания».

Задачей социально-культурной анимации является не только изучение условий, которые ведут к тому или иному развитию человека, а также выявление социально-культурных технологий и методов, с помощью которых можно содействовать благоприятному развитию и преодолению негативных тенденций.

Таким образом, основные направления анимационной работы связаны с преодолением личностных тенденций к социальной дезинтеграции (стремления к социальной смерти). Имеется в виду профилактика социально-психологических отклонений (например, девиантного поведения подростков, наркомании, алкоголизма, суицида и др.); реабилитация критических состояний личности; помощь в творческой самореализации личности; укрепление системы социально-психологических отношений личности и группы; формирование ситуаций развивающего досуга и отдыха.

Анимационная деятельность

Впервые термин «анимация» появился еще в начале XX в. во Франции в связи с введением закона о создании различных ассоциаций и трактовался как деятельность, направленная на усиление живого интереса к культуре, художественному творчеству. Во 2-й половине ХХ в. термин «анимация» стал использоваться уже в нескольких значениях, где анимация рассматривалась еще и как художественная деятельность по созданию мультфильмов. К концу XX в. социально-культурная анимация уже являла собой самостоятельное направление психолого-педагогической деятельности в сфере культурного досуга.

Современные определения понятия «анимация» отражают исторически сложившиеся представления по данному вопросу. Рассмотрим некоторые из существующих определений.

Анимация - организация досуга в отелях, на корпоративных мероприятиях, в детских лагерях, детских праздниках; направление, предполагающее личное участие отдыхающих в культурно-массовых мероприятиях.

Анимация - технология, позволяющая при помощи неодушевленных объектов создавать иллюзию движения; наиболее популярная форма - мультипликация, представляющая собой серию рисованных изображений.

Анимация компьютерная - вид анимации, создаваемый при помощи компьютера. На сегодня получила широкое применение, как в области развлечений, так и производственной, научной и деловой сферах (слайд-шоу).

Из приведенных определений, очевидно, что один и тот же термин по-прежнему обозначает разные виды деятельности. Для целей нашего исследования наибольший интерес вызывает понятие анимации применительно к социально-культурной деятельности и, в частности, к туризму.

При таком многообразии исследований у авторов нет единства в формулировании определений основных понятий. Так Л.В. Курило предлагает следующее определение: «анимация - это стимулирование полноценной рекреационной, социально-культурной досуговой и другой деятельности человека путем воздействия на его жизненные силы, воодушевление и одухотворение». В свою очередь Т.Н. Третьякова считает, что анимация - это «разработка и предоставление специальных программ проведения свободного времени; организация развлечений и спортивного проведения досуга».

Анимация является одним из направлений развития активности населения. Это один из социально-культурных механизмов, с помощью которого могут быть созданы условия для возникновения и раскрытия человеческих способностей и потребностей, для новых возможностей и способов использования в новых условиях жизни.

Напомним, что социокультурная анимация к концу XX в. уже представляла собой самостоятельное направление психолого-педагогической деятельности в сфере культурного досуга.

Социокультурная анимация - это особый вид культурно-досуговой деятельности общественных групп и отдельных индивидов, основанной на современных (педагогических и психологических) гуманистических технологиях преодоления социального и культурного отчуждения.

Обобщение теоретических идей анимации и опыта организации социально-культурной деятельности аниматоров во Франции, позволило Е.Б. Мамбекову дать следующее развернутое определение: «Социокультурная анимация представляет собой часть культурной и воспитательной системы общества и может быть представлена в виде особой модели организации социокультурной деятельности: как совокупность элементов (учреждений, государственных органов, организаций, аудиторий), находящихся в постоянных отношениях, которые характеризуют эту модель; совокупность занятий, видов деятельности и отношений, где ведущую роль играют аниматоры, профессиональные или добровольные, обладающие специальной подготовкой и использующие, как правило, методы активной педагогики».

За рубежом существует традиционная система квалифицированной помощи со стороны специалистов, которых на современном этапе, называют аниматорами или, если речь идет о туризме, менеджерами туристской анимации, а их организационно-педагогические, культурно-творческие и рекреационные инициативы - анимационной социально-культурной работой.

Итак, обобщив все вышесказанное, формулой анимации в туризме можно признать следующий комплекс: использование интереса + оживление экспозиции + включение туристов в действие + разнообразие развлечений.

Aнимация в туризме начала развиваться как таковая с 70-х годов ХХ в. на Востоке, и только с середины 90-х она появилась в России. Сначала аниматоры освоили Египет и ОАЭ. Позже - Турцию, где музыкальные и цирковые коллективы представляли свои программы преимущественно в отелях.

Основная задача - создать туристу комфорт, чтобы ему было интересно, чтобы он чувствовал себя участником программы, чтобы отдых запомнился ему как лучшее его времяпрепровождение.

Анимация в туризме может быть представлена:

  • - анимационными мероприятиями (праздники, кинофестивали, конкурсные программы, шоу-маскарады, карнавальные шествия и т.д.)
  • - анимационными театральными действиями (рыцарские турниры, юмористические шоу-клоунады, гладиаторские бои, костюмированные балы, вечера встречи со сказочными героями и т.п.)
  • - анимационными экспозициями (музейное шоу, костюмированные экспозиции). Сюда могут входить анимационные шоу-музеи, когда туристов и экскурсантов на экспозиции встречают «ожившие» исторические персонажи или когда вечером в гостинице организуется шоу, но не созерцательное, а с непосредственным активным участием туристов.
  • - анимацией в тематических парках (аттракционы, встречи с героями мультфильмов, супершоу). Первые развлекательные парки появились в Европе уже в конце 60-х годов. Но настоящий туристский бум они стали испытывать лишь в последние годы.
  • - спортивной анимацией (коллективные и индивидуальные спортивные игры, соревнования, состязания, аэробика, шейпинг, йога, танцевальные вечера); анимация культурный досуговый туризм
  • - гостиничной анимацией.

Кроме того, в образе аниматора, по мнению С.И. Байлика, могут выступать и «представители следующих профессий: аниматор-мультипликатор - человек, который оживляет рисованные картинки; аниматор в бизнесе - человек, занимающийся увеличением продаж, оживлением бизнеса» (т.е. тот, кто рекламирует товар в магазинах, проводит акции и лотереи, рассчитанные на привлечение внимания покупателей к определенному виду товаров и т.п.).

Таким образом, аниматоры - это специалисты по организации досуга в различных учреждениях, предоставляющих специальные мероприятия, программы проведения свободного времени; организаторы развлечений и спортивного проведения досуга.

Анимацию в литературе и средствах массовой коммуникации часто называют посредником между личностью и обществом. Анимация основывается на общих методах социально-педагогических воздействий на каждую личность в отдельности и на группы, коллектив, нестабильную аудиторию и различные социальные общности в путешествии и на отдыхе.

Предпосылками возникновения туристской анимации, в ее современном понимании, являются негативные последствия индустриализации и урбанизации. И как следствие этого - повышенный спрос на самые разнообразные туристские услуги. Помимо размещения и питания турпродукт стал включать и другие услуги, направленные на удовлетворение потребностей в развлечениях, веселом проведении досуга, в эмоциональной разгрузке. В обиходе туристской деятельности и терминологии гостиничного обслуживания и возникло понятие «туристская анимация» - вид деятельности, направленной на удовлетворение анимационных потребностей туриста.

Сущность анимационной деятельности в досуговой сфере заключается в вовлечении представителей социума в активные формы досуга.

Выводы. Таким образом, анимационная деятельность - это, с одной стороны, рекреационная, социально-культурная досуговая и другая деятельность людей, осуществляемая под руководством специалистов анимации. С другой стороны, анимационная деятельность - это деятельность по разработке, организации и предоставлению специальных программ проведения свободного времени. Следует отметить, что упомянутая двойственность, зачастую, становится причиной различий в трактовке понятийно-терминологического аппарата в исследованиях анимации, анимационной деятельности авторами.

Из трех главных рекреационных функций (лечебной, оздоровительной и познавательной) туристская анимация призвана выполнять прямым образом две функции - спортивно-оздоровительную и познавательную. Косвенным образом при соответствующих условиях выполняется и лечебная функция.

В практике анимационного дела для целевого конструирования анимационных программ можно выделить следующие функции туристской анимации:

Адаптационную, позволяющую перейти от повседневной обстановки к свободной, досуговой;

Компенсационную, освобождающую человека от физической и психической усталости повседневной жизни;

Стабилизирующую, создающую положительные эмоции и стимулирующую психическую стабильность;

Оздоровительную, направленную на восстановление развитие физических сил человека, ослабленных в повседневной трудовой жизни;

Информационную, позволяющую получить новую информацию о стране, регионе, людях и т. д.;

Образовательную, позволяющую приобрести и закрепить в результате ярких впечатлений новые знания об окружающем мире;

Совершенствующую, приносящую интеллектуальное и физическое усовершенствование;

Такое разнообразие функций туристской анимации обусловило и многообразие видов анимационной деятельности, а также и большую разновидность анимационных программ и мероприятий.

Различие понятий «анимация», «рекреационная анимация», «гостиничная анимация», «туристская анимация» связанно с многообразием существующих форм и программ досуговой анимационной деятельности.

Рекреационная анимация - вид досуговой деятельности, направленной на восстановление духовных и физических сил человека. Программы, реализуемые с рекреационными целями, могут проводится как туристскими предприятиями с туристами и гостями, так и досуговыми учреждениями с местными жителями. Это дает право утверждать, что понятие «рекреационная анимация» шире, чем понятия «туристская анимация» и «гостиничная анимация».

Туристская и гостиничная анимации тесно связаны с рекреационной, так как главная роль анимационных программ как в отелях, туркомплексах, и санаториях, так и в специализированных анимационных турах заключается в оздоровлении отдыхающих, отвлечения их от повседневных забот, в повышении настроения, т.е. в восстановлении жизненных сил и энергии.

Туристская анимация - это туристская услуга, при оказании которой турист вовлекается в активное действие. При подготовке анимационных программ учитываются такие особенности туристов, как пол, возраст, национальность, а также активность участия туристов.

Гаранин Н.И. подразделяет туристскую анимацию на три основных типа по важности, приоритетности и объему анимационных программ в общей программе путешествия (в турпродукте):

Первый тип. Анимационные туристские маршруты - целевые туристические поездки ради одной анимационной программы, либо непрерывный анимационный процесс, развернутый в пространстве в форме путешествия, переезда от одной анимационной услуги (программы) к другой, которые предоставляются в разных географических точках. Такая анимационная программа является целевой, приоритетной и доминирующей в турпакете услуг не только по физическому объему, но и по содержанию, стимулирующему душевные силы. К таким анимационным программам относятся: культурно-познавательные и тематические, фольклорные и литературные, музыкальные и театральные, научные, фестивальные, карнавальные и спортивные.

Второй тип. Дополнительные анимационные услуги в технологических перерывах - программы, предназначенные для «поддержки» основных туристских услуг, оговоренных в турпакете, и действующие в обстоятельствах, обусловленных переездами, задержками в пути и в случаях непогоды (при организации спортивных и самодеятельных туров, на пляжных курортах) и т. д.

Третий тип. Гостиничная анимация - комплексная рекреационная услуга, основанная на личных человеческих контактах тураниматора с туристом и совместном участии в развлечениях, предлагаемых анимационной программой туркомплекса.

С точки зрения системного подхода туристская анимация - это удовлетворение специфических туристских потребностей в общении, движении, культуре, творчестве, приятном провождении, развлечении. Все эти потребности присущи молодежи, следовательно, молодежному туризму просто необходимы следующие виды анимации, удовлетворяющие их потребности:

Анимация в движении - удовлетворяет потребность молодого человека в движении, сочетающемся с удовольствием и приятными переживаниями;

Анимация через переживание - удовлетворяет потребность в ощущении нового, неизвестного, неожиданного при общении, открытиях, а также при преодолении трудностей;

Культурная анимация - удовлетворят потребность молодежи в духовном развитии личности через приобщение к культурно-историческим памятникам и современным образцам культуры страны, региона, народа, нации;

Творческая анимация - удовлетворяет потребность молодых людей в творчестве, демонстрации своих созидательных способностей и установлении контактов с близкими по духу людьми через совместное творчество;

Анимация через общение - удовлетворяет потребности в общении с новыми, интересными людьми, в открытии внутреннего мира людей и познании себя через общение.

Реальные анимационные программы носят чаще всего комплексный характер, а перечисленные виды анимации являются составляющими элементами этих программ.

Анимационные программы одновременно с чисто развлекательными мероприятиями включают разнообразные спортивные игры, упражнения и соревнования. Такое сочетание делает эти программы более насыщенными, интересными и полезными для укрепления, восстановления здоровья, поэтому во взаимосвязи туристской анимации и спорта чаще всего и достигается наибольший восстановительно-оздоровительный эффект.

Анимационные программы на протяжении всего периода пребывания туриста в отеле должны обеспечить ему полную удовлетворенность (ощущение исполнения желания, мечты, достижения цели путешествия).

При организации анимационных программ необходимо учитывать особенности, присущие различным возрастным категориям отдыхающих на туристских объектах. Анимационная деятельность на туристском предприятии должна быть тщательно спланированной, регламентированной и организованной как финансово, так и методически.

Стратегическое планирование в анимационной деятельности, по мнению Курило Л. В. связано с решением таких задач, как:

Разработка анимационной стратегии и концепции туристского комплекса, согласованных с его маркетинговой стратегией;

Разработка типовых анимационных программ и алгоритмов (методик) их адаптации к реальным группам и туристам;

Анализ факторов, влияющих на полноту и эффективность осуществления менеджмента и на конъюнктуру гостиничного рынка района, региона, страны с точки зрения анимационной деятельности;

Участие в формировании ценовой политики с учетом комплекса вопросов анимационных услуг и анимационного менеджмента туристского комплекса;

Долгосрочное и краткосрочное планирование анимационной деятельности, включение в бизнес-план туристского комплекса мероприятий по ее совершенствованию.

Первые две задачи являются основными. Стратегия анимационной деятельности определяется стратегическим видением и миссией туристского гостиничного комплекса. Анимационное гостиничное подразделение должно иметь свои цели (краткосрочные и долгосрочные) и задачи для достижения общей цели гостиничного предприятия - успешного функционирования на рынке сферы обслуживания. Выполнение этих частных целей и задач ведет к общей заинтересованности в результатах работы всего предприятия.

Создание стратегии - глубокий, творческий, азартный процесс. Это особенно касается анимационной деятельности. Здесь трудно дать жесткие рекомендации по планированию и формулировке концепции. Назовем лишь те элементы корпоративной гостиничной философии, которые можно использовать при создании концепции анимационной деятельности конкретного предприятия сферы гостеприимства:

Использование каждой возможности, чтобы пробудить гостей к активной жизни, привести их в восторг, добавить им удовольствия, познакомить друг с другом, чтобы они с первых минут пребывания в отеле почувствовали себя комфортно, обеспечить им приятный, запоминающийся отдых, создать семейную атмосферу радости и дружбы.

Создание расслабляющей обстановки.

Территориальное рассредоточение анимационных программ (гости не должны испытывать помех от развлечений других).

Наличие эксклюзивной анимации, предварительное анонсирование и приглашение гостей.

Соблюдение высокого единого стандарта: каждый гость обслуживается одинаково.

Создание условий для неограниченной свободы проведения отпуска с наименьшим количеством правил.

Использования во всем единого дизайна и униформы.

В гостиничной анимационной концепции должны быть сформулированы основные требования к построению программ. В качестве базовых требований можно определить следующие:

1. Программами должны быть охвачены все способы досуга.

2. Реализация программы должна превзойти ожидания гостей.

3. Программы должны обеспечить расслабляющую, приятную обстановку.

4. Ежегодно программы должны изменяться для удовлетворения растущего желания и ожидания гостей, особенно завсегдатаев.

5. Для достижения адаптивности необходимо обеспечить баланс между стандартизацией (общими элементами) программы и ее неповторимостью (эксклюзивными элементами).

6. Программа каждого дня должна содержать сюрприз, интригу, предлагать одновременно 3-4 мероприятия и соответствовать различным желаниям и интересам.

7. Программа должна быть ненавязчивой, а завлекательной.

Немаловажное значение в концепции анимации занимает следование единому стандартному фирменному стилю. Фирменный стиль должен присутствовать во всех сферах деятельности туристского комплекса и в том числе в анимационных услугах.

План анимационной деятельности составляется заранее и, как правило, корректируется в процессе работы, в зависимотси от присутствующего контингента, возраста отдыхающих, их культурного и социального уровня.

В целом, можно сделать вывод, что анимация в отелях и на туристических маршрутах имеет большое значение в создании благоприятного психологического климата, создавая предпосылки для повторного приезда гостей, что заметно способствует повышению имиджа и дохода туристского и гостиничного предприятия.

В основе понятия анимация находятся латинские слова аnimа – душа; аnimatus – одушевление, что означает воодушевление, одухотворение 1 .Анимация - стимулирование полноценной рекреационной, социально-культурной, образовательной, культурно-досуговой деятельности человека; организованный процесс развлечений и физических упражнений, обеспечивающий двигательную активность и общение.

Термин «анимация» впервые появляется во французском языке. В академическом издании «Сокровища французского языка. Словарь языка 19 и 20 веков (Париж, 1974) анимация определяется как действие, направленное на то, чтобы наделить жизнью, вдохнуть жизнь. Анимация считается новым направлением культурно-досуговой деятельности, но следует отметить, что в разных формах она существовала и ранее. Истоки зарождения анимации лежат в культуре античного мира, которую философы, историки и культурологи называют «цивилизацией досуга». Древние греки уделяли организации «высокого досуга» большое внимание и воспринимали его как еще более возвышенную сферу жизнедеятельности, чем война или политика. Тщательно готовились традиционные праздники в честь богов, состоящие из театрализовано-развлекательной программы и драматических состязаний с песнями, танцами, беседами, регулярно проводились спортивные состязания, к которым готовились с детства в палестрах и гимнасиях; работали философские школы; развивался театр. С крушением античного мира на долгие столетия уходит отношение к досугу как к свободе человеческого духа и наступает длительная эпоха идентификации досуга с праздностью. Римский досуг - это «досуг без достоинств», его содержание сводится к лозунгу: «Хлеба и зрелищ!», римляне любили гладиаторские бои, конные скачки в цирке, пиры с застольями и оргиями. В средние века об организации «высокого досуга» речь также не идет. Церковь разрешала христианам смотреть мистерии - театральные представления с библейскими сюжетами, развивалась система христианских и народных праздников, рыцарские турниры. Только в эпоху Возрождения свободное время, как и во времена древней Греции, стало использоваться для общения с образованными людьми, для размышлений, творчества. В связи с этим распространяется музейная деятельность, возникают первые кружки по интересам, компании, салоны, появляются новые досуговые формы: карнавалы, маскарады, ассамблеи, балы.

Увеличение свободного времени в конце 19 века, в связи с развитием промышленного производства и введением регламентированного рабочего дня в США и в европейских странах, привело к появлению клубов, общественных союзов, товариществ на основе интересов. В 1901 году получают широкое распространение ассоциации, основное предназначение которых приобщение к культуре. В середине XX века идеи античного «высокого досуга» развиваются в социально-философской теории «цивилизации досуга». В 1950-е годы французский социолог и культуролог Жоффр Роже Дюмазедье, вместо общих понятий «формирование культуры», «приобщение к культуре», «развитие культуры», вводит понятие «социально-культурное лидерство», которое трактует как деятельность, направленную на то, чтобы провоцировать и усиливать живой интерес к культуре, художественному творчеству, а вскоре заменяет его термином «анимация». Ж.Р.Дюмазедье определяет анимацию как формулу «трех D»: delassiment (расслабле­ние), divertissement (развлечение) и develop-pement (развитие).

С 60-х гг. XX века во Франции начинается научное осмысление анимации, ее структуризация и типологизация. Исследования в этой области проводятся П.Бенаром, А.Гурдоном, Ж.Р.Дюмазедье, М.Кайресом, Р.Лабури, П.Ланграном, Ж.Левеглем, М.Леви-Котре, Э.Лембо, П.Мулинье, М.Паризе, М.Симоно, А.Тери. Педагогической основой анимации становятся идеи А.Бине, Э.Дюркгейма, Ж. Маритена, Ж.Ж.Руссо, Ж.П.Сартра, Э.Шартье, Ж.Шато. С данного периода формируются различные взаимодополняющие определения данного понятия: Ж.Р.Дюмазедье рассматривает анимацию как сознательную, преднамеренную, организованную и планируемую аккультуризацию человека с целью активного социально-культурного влияния на людей для оптимальной адаптации к техническим и социальным изменениям в обществе, через создание условий для приобщения к культуре; Р.Лабури считает, что в основе анимации лежит собственная активность личности в сфере досуга, а аниматор является носителем культуры, обладающий определенными внутренними качествами, делающими его значимым для окружающих людей, фактором их личного развития; М.Леви-Котре дополняет: анимация - это перекресток, на котором встречаются и сталкиваются все потребности, желания и мечты людей и общества. Обозначаются целевые аспекты анимации: освободительный (стремление к свободному социальному творчеству) и регулятивный (использование свободного времени для саморазвития и активного участия личности в социальной и культурной жизни общества).

В 90-е годы 20 века российские исследователи предлагают следующие определения данного понятия. Е.Б.Мамбеков: анимация - это часть культурной и воспитательной системы общества, представленная совокупностью элементов, находящихся в постоянных взаимообогащающих отношениях, характеризующих эту систему и реализующихся через комплекс занятий, видов деятельности и отношений, в которых ведущую роль играют аниматоры, профессиональные или добровольные, обладающие специальной подготовкой и использующие методы активной педагогики. Е.М.Приезжева определяет анимацию как стимулирование жизненных сил человека через вовлечение в активность. Т.И.Гальперина отмечает: анимация - особая составляющая системы культурно-досуговой деятельности, сущность которой состоит в вовлечении отдыхающих в активные формы культурного досуга. Л.В.Курило анимацию представляет как целостный процесс взаимодействия аниматоров с участниками досуговых программ, в результате которого удовлетворяются релаксационно-оздоровительные, культурно-образовательные, творческие потребности и интересы участников данного процесса, создаются условия для формирования социально активной личности, способной к преобразованию окружающей действительности и себя в ней.

Сущность анимации заключается в следующем: осуществляется в свободное время; отличается свободой выбора, добровольностью, активностью и инициативой как одного человека, так и различных социальных групп; обусловлена национально-этническими и региональными особенностями и традициями; характеризуется многообразием видов на базе различных интересов детей, молодежи и взрослых; отличается глубокой личностностью и носит гуманистический, культурологический, развивающий, оздоровительный и воспитательный характер. Таким образом, анализ понятия анимация позволяет, с одной стороны, выявлять ее развивающий, оздоровительный, культурологический характер, а с другой – обозначать собственно духовный аспект взаимоотношений субъектов педагогического процесса через особые приемы общения, диалога, наполненного подлинным сочувствием, сопереживанием и содействием, основанных на глубинном обращении к вечным ценностно-смысловым абсолютам духовности.

Виды анимации:

1. Анимация в движении - удовлетворяет потребность человека в движении, сочетающемся с удовольствием и приятными переживаниями;

2. Анимация через переживание - удовлетворяет потребность в сопереживании, эмоциональной разрядке, ощущении нового, неизвестного, неожиданного при общении, открытиях, а также при преодолении трудностей;

3. Культурная анимация - удовлетворят потребность в духовном развитии личности через приобщение к культурно-историческим памятникам и современным образцам культуры страны, региона, народа, нации;

4. Творческая анимация - удовлетворяет потребность людей в творчестве, демонстрации своих созидательных способностей и установлении контактов с близкими по духу людьми через совместное творчество;

5. Анимация через общение - удовлетворяет потребности в общении с новыми, интересными людьми, в открытии внутреннего мира людей и познании себя через общение;

6. Анимация через успокоение - удовлетворяет потребность людей в психологической разгрузке от повседневной усталости через успокоение, уединение, контакт с природой, а также потребность в покое.

Поскольку анимация носит многосторонний характер, то ее функции определяются социальным назначением:

    Рекреационная – направленность на восстановление утраченных физических, психических и интеллектуальных сил;

    Гедонистическая – участие в мероприятиях должно доставлять удовольствие (если занятия будут полезными, но не будут приятными, они потеряют значительную долю привлекательности, а вместе с тем и долю полезности);

    Адаптационная – позволяет обеспечить адаптацию личности к постоянно изменяющимся как социально-экономическим, так и культурным условиям современного мира;

    Оздоровительная – направлена на оздоровление, восстановление и развитие физических сил человека, ослабленных в повседневной трудовой жизни;

    Образовательная - позволяет приобрести и закрепить в результате ярких впечатлений новые знания об окружающем мире, благодаря чему происходит культурное развитие личности, позволяет получить новую информацию о стране, регионе, людях, традициях, обычаях;

    Развивающая – направлена на развитие творческих, артистических, организаторских и другие видов способностей;

    Воспитательная – участие в анимационной деятельности приносит интеллектуальное, нравственное, моральное и физическое совершенствование личности, помогает поиску новых отношений между индивидами и группами, а также нового, более качественного образа жизни.

Анимационная деятельность – целенаправленная деятельность, направленная на многомерное и многоплановое взаимодействие педагога и обучающихся в досуговой сфере, с помощью которой удовлетворяются и развиваются релаксационно-оздоровительные, культурно-образовательные, творческие, духовно-нравственные потребности и интересы, формируются и развиваются качества социально-активной личности, способной к преобразованию окружающей действительности и себя в ней.

Актуальность анимационной деятельности обусловлена следующими факторами: необходимостью специфического социального контроля свободного времени, способствующего максимальному выражению внутреннего «я» личности; реализацией личностных желаний, поощряемых или отвергаемых семьей, школой, работой; установлением равновесия между досуговыми запросами личности и его социальной включенностью в коллектив; социальным контролем, направленным на неформальное самообразование, саморазвитие и самовоспитание личности в условиях организованного досуга; созданием оптимальных условий для того, чтобы выбор досуговой деятельности в наибольшей степени отвечал запросам индивидуума и признанием личности как уникальной целостности, представляющей собой не нечто заранее данное, а открытую возможность самоактуализации, присущую только человеку 2 .

Похожие публикации