Анализ рассказа «Студент» (А. П

Погода вначале была хорошая, тихая. Кричали дрозды, и по соседству в болотах что-то живое жалобно гудело, точно дуло в пустую бутылку. Протянул один вальдшнеп, и выстрел по нем прозвучал в весеннем воздухе раскатисто и весело. Но когда стемнело в лесу, некстати подул с востока холодный пронизывающий ветер, всё смолкло. По лужам протянулись ледяные иглы, и стало в лесу неуютно, глухо и нелюдимо. Запахло зимой. Иван Великопольский, студент духовной академии, сын дьячка, возвращаясь с тяги домой, шел всё время заливным лугом по тропинке. У него закоченели пальцы, и разгорелось от ветра лицо. Ему казалось, что этот внезапно наступивший холод нарушил во всем порядок и согласие, что самой природе жутко, и оттого вечерние потемки сгустились быстрей, чем надо. Кругом было пустынно и как-то особенно мрачно. Только на вдовьих огородах около реки светился огонь; далеко же кругом и там, где была деревня, версты за четыре, всё сплошь утопало в холодной вечерней мгле. Студент вспомнил, что, когда он уходил из дому, его мать, сидя в сенях на полу, босая, чистила самовар, а отец лежал на печи и кашлял; по случаю страстной пятницы дома ничего не варили, и мучительно хотелось есть. И теперь, пожимаясь от холода, студент думал о том, что точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре, и что при них была точно такая же лютая бедность, голод, такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнета, — все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше. И ему не хотелось домой. Огороды назывались вдовьими потому, что их содержали две вдовы, мать и дочь. Костер горел жарко, с треском, освещая далеко кругом вспаханную землю. Вдова Василиса, высокая, пухлая старуха в мужском полушубке, стояла возле и в раздумье глядела на огонь; ее дочь Лукерья, маленькая, рябая, с глуповатым лицом, сидела на земле и мыла котел и ложки. Очевидно, только что отужинали. Слышались мужские голоса; это здешние работники на реке поили лошадей. — Вот вам и зима пришла назад, — сказал студент, подходя к костру. — Здравствуйте! Василиса вздрогнула, но тотчас же узнала его и улыбнулась приветливо. — Не узнала, бог с тобой, — сказала она. — Богатым быть. Поговорили. Василиса, женщина бывалая, служившая когда-то у господ в мамках, а потом няньках, выражалась деликатно, и с лица ее всё время не сходила мягкая, степенная улыбка; дочь же ее Лукерья, деревенская баба, забитая мужем, только щурилась на студента и молчала, и выражение у нее было странное, как у глухонемой. — Точно так же в холодную ночь грелся у костра апостол Петр, — сказал студент, протягивая к огню руки. — Значит, и тогда было холодно. Ах, какая то была страшная ночь, бабушка! До чрезвычайности унылая, длинная ночь! Он посмотрел кругом на потемки, судорожно встряхнул головой и спросил: — Небось, была на двенадцати евангелиях? — Была, — ответила Василиса. — Если помнишь, во время тайной вечери Петр сказал Иисусу: «С тобою я готов и в темницу, и на смерть». А господь ему на это: «Говорю тебе, Петр, не пропоет сегодня петел, то есть петух, как ты трижды отречешься, что не знаешь меня». После вечери Иисус смертельно тосковал в саду и молился, а бедный Петр истомился душой, ослабел, веки у него отяжелели, и он никак не мог побороть сна. Спал. Потом, ты слышала, Иуда в ту же ночь поцеловал Иисуса и предал его мучителям. Его связанного вели к первосвященнику и били, а Петр, изнеможенный, замученный тоской и тревогой, понимаешь ли, не выспавшийся, предчувствуя, что вот-вот на земле произойдет что-то ужасное, шел вслед... Он страстно, без памяти любил Иисуса, и теперь видел издали, как его били... Лукерья оставила ложки и устремила неподвижный взгляд на студента. — Пришли к первосвященнику, — продолжал он, — Иисуса стали допрашивать, а работники тем временем развели среди двора огонь, потому что было холодно, и грелись. С ними около костра стоял Петр и тоже грелся, как вот я теперь. Одна женщина, увидев его, сказала: «И этот был с Иисусом», то есть, что и его, мол, нужно вести к допросу. И все работники, что находились около огня, должно быть, подозрительно и сурово поглядели на него, потому что он смутился и сказал: «Я не знаю его». Немного погодя опять кто-то узнал в нем одного из учеников Иисуса и сказал: «И ты из них». Но он опять отрекся. И в третий раз кто-то обратился к нему: «Да не тебя ли сегодня я видел с ним в саду?» Он третий раз отрекся. И после этого раза тотчас же запел петух, и Петр, взглянув издали на Иисуса, вспомнил слова, которые он сказал ему на вечери... Вспомнил, очнулся, пошел со двора и горько-горько заплакал. В евангелии сказано: «И исшед вон, плакася горько». Воображаю: тихий-тихий, темный-темный сад, и в тишине едва слышатся глухие рыдания... Студент вздохнул и задумался. Продолжая улыбаться, Василиса вдруг всхлипнула, слезы, крупные, изобильные, потекли у нее по щекам, и она заслонила рукавом лицо от огня, как бы стыдясь своих слез, а Лукерья, глядя неподвижно на студента, покраснела, и выражение у нее стало тяжелым, напряженным, как у человека, который сдерживает сильную боль. Работники возвращались с реки, и один из них верхом на лошади был уже близко, и свет от костра дрожал на нем. Студент пожелал вдовам спокойной ночи и пошел дальше. И опять наступили потемки, и стали зябнуть руки. Дул жестокий ветер, в самом деле возвращалась зима, и не было похоже, что послезавтра Пасха. Теперь студент думал о Василисе: если она заплакала, то, значит, всё, происходившее в ту страшную ночь с Петром, имеет к ней какое-то отношение... Он оглянулся. Одинокий огонь спокойно мигал в темноте, и возле него уже не было видно людей. Студент опять подумал, что если Василиса заплакала, а ее дочь смутилась, то, очевидно, то, о чем он только что рассказывал, что происходило девятнадцать веков назад, имеет отношение к настоящему — к обеим женщинам и, вероятно, к этой пустынной деревне, к нему самому, ко всем людям. Если старуха заплакала, то не потому, что он умеет трогательно рассказывать, а потому, что Петр ей близок, и потому, что она всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра. И радость вдруг заволновалась в его душе, и он даже остановился на минуту, чтобы перевести дух. Прошлое, думал он, связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого. И ему казалось, что он только что видел оба конца этой цепи: дотронулся до одного конца, как дрогнул другой. А когда он переправлялся на пароме через реку и потом, поднимаясь на гору, глядел на свою родную деревню и на запад, где узкою полосой светилась холодная багровая заря, то думал о том, что правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле; и чувство молодости, здоровья, силы, — ему было только 22 года, — и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья овладевали им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла.

В начале рассказа описывается природа. Хорошая погода к вечеру значительно ухудшается. От холода лес замирает и опустошается. Главный герой – студент духовной академии и сын дьячка Ивана Великопольского, находился в преддверии изменений своего мировоззрения. Жил он бедно. Мать его, сидя на полу, чистила самовар, его отец лежал на печи и кашлял. Людям далеким от мирской суеты и не звавшим роскоши, открываются иные ценности – духовные.

Иван шел по отцовскому пути. Его семья чтила церковные традиции. С наступлением страстной пятницы, не смотря на ощущение голода, семья ничего не ела. В это время люди должны утолять духовный голод и заниматься служением Господу. Двадцати двух летнему Ивану не хотелось возвращаться домой, не смотря на непогоду. Он желал общения с другими простыми людьми, также страдающими от голода и бедности.

Иван, подойдя к огню, заводит беседу с двумя женщинами. Это были праведница Василиса и ее дочь Лукерья. Иван рассказывал о библейских событиях, происходящих двенадцать веков назад. Его проповедь произвела сильно впечатление на Василису, которая слушая Ивана, не смогла сдерживать слез. Глухонемая Лукерья тоже изменилась в лице. Поведанные многовековые события имели отношение к этим женщинам и самому студенту. Еще давным-давно апостол Петр грелся у костра. Его отречение от Иисуса тесно связано с сегодняшним днем. Истина всегда направляла человеческую жизнь в нужное русло. Происходящая беседа преображает Ивана. Он переполняется чувством молодости и счастья, готов противостоять любой природной стихии. Напоследок Иван Великопольский идет на гору и величественно смотрит на свою родную деревню. Студент сделался участником легендарных библейских событий, повествующих о противостоянии добра и зла, в котором зло стало победителем. Пугает мысль о том, что пустыня с невыносимым чувством гнета останется навсегда. Есть надежда, что этого не будет. Каждое поколение сможет учитывать ошибки предыдущего, находить правильный путь в бурлящих жизненных событиях.

Благополучное существование всех живых существ зависит только от них самих. Ведь удалось же найти общую тему для разговора столь разным людям – Ивану, Василисе и ее дочери.

Студент Иван, вошедший на гору, Василиса, очистившаяся слезами, становятся настоящими праведниками, без которых ничего не стоит земля наша.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Смерть чиновника В данном рассказе не называется чин главного героя, а указывается его небольшая должность. Он был хозяйственным исполнителем “при канцелярии или присутственном месте”. Эта должность позволяла Ивану Дмитричу посещать театр. О чем Акакий Акакиевич не мог и мечтать. Социальный Read More ......
  2. Произведение начинается с описания пейзажа. Чехов начинает свой рассказ именно с этого, чтобы показать внутренне состояние души главного героя. Вначале, погода “хорошая, тихая”, и настроение у студента тоже радостное. Но стемнело, и подул пронизывающий ветер, Иван вспомнил, как тоскливо было, Read More ......
  3. Мне повезло. Впервые познакомился я с рассказом А. П. Чехова “Студент” на концерте замечательного чтеца Александра Познанского. Тогда, давно, услышав этот рассказ вместе с “Иудой Искариотом” Л. Н. Андреева и стихо-творениями Бориса Пастернака, я, наверное, впервые увидел в Чехове не Read More ......
  4. Этот рассказ о человеке, который пришел к пониманию истинной веры и окружающего мира. Этим произведением Чехов хотел показать путь перерождения человека. Главный конфликт в рассказе Чехова этический – человеческая ошибка. Студент усомнился в гармонии природы, бытия. Сын дьячка и будущий Read More ......
  5. Палата № 6 В уездном городе в небольшом больничном флигеле находится палата № 6 для душевнобольных. Там “воняет кислою капустой, фитильной гарью, клопами и аммиаком, и эта вонь в первую минуту производит на вас такое впечатление, как будто вы входите Read More ......
  6. Злоумышленник Перед следователем суда стоял очень тощий мужичек. В глазах его угрюмая суровость просматривалась из-за густых бровей. Волосы путанные и нечесаные, что придавало ему паучью суровость. – Григорьев Денис, иди сюда и отвечай на мои вопросы – говорит ему следователь. Read More ......
  7. Человек в футляре Конец XIX в. Сельская местность в России. Село Мироносицкое. Ветеринарный врач Иван Иванович Чимша-Гималайский и учитель гимназии Буркин, проохотившись весь день, располагаются на ночлег в сарае старосты. Буркин рассказывает Иван Иванычу историю учителя греческого языка Беликова, с Read More ......
  8. Каштанка Жила в семье столяра Луки Александровича собака дворняга, помесь таксы с чем-то, Каштанкою ее звали. Не важно там жила она, Федюшка, сын столяра, иногда очень жестоко с ней играл. Но любила она свою семью, преданной была. И вот однажды Read More ......
Краткое содержание Студент Чехов

Сюжет произведения начинается с описания природы и её дневных особенностей: мелодичного пения птиц, странных гудящих звуков со стороны болота и других атрибутов красочной русской природы в период начала зимы. Однако, практически сразу после наступления вечера окружающий мир перестал выглядеть так уж прекрасно: животные и птицы попрятались в свои жилища, атмосфера леса стала мрачной и даже пугающей, а с востока пришёл ледяной ветер, пронизывающий тело до самых пор, вынуждая нерасторопных путников идти быстрее, вызывая в них желание поскорее оказаться в тепле и наконец укрывшись от опасностей зимы.

Главный герой рассказа – студент Иван Великопольский, обучающийся в духовной академии. Был Иван сыном местного дьячка и сейчас шёл домой с тяги. Путь его пролегал по небольшой тропинке, проходившей через лес и окрестные луга. Вокруг было мрачно и безлюдно, ветер и мороз продолжали усиливаться, нещадно обдувая лицо молодого парня и медленно подмораживая его пальцы.

Стараясь отвлечься от неблагоприятной морозной погоды, Иван вспоминал о родителях, которых он оставил дома. Он помнил, что прямо перед его уходом мать затеяла чистку старого самовара, а отец в это время отдыхал на печи, иногда сотрясаясь в приступах кашля. Из-за наступления страстной пятницы, еду не приготовили, так что, нутро несчастного студента, шагающего сквозь холод и стужу, постоянно требовал пищи, найти которую, впрочем, было не так то просто.

Семья Великопольских никогда не отличалась богатством, даже наоборот, иногда они жили на грани бедности, однако, никогда не придавали этому особого значения. Ведь те, кто не привязан к материальным ценностям и роскоши, легче смогут принять духовный мир, развивая себя и помогая другим.

Из размышлений о доме Ивана вытянул очередной порыв холодного ветра. Вновь обратив внимание на окружающий мир, он начал думать о прошлом, о предыдущих поколениях, великих царях и проповедниках, во времена житья которых всё так же свирепствовали война, голод, страх, мороз и другие атрибуты человечества. Несмотря на искру надежды на лучшее будущее, интуитивно Иван понимал, что боль и страдания никогда не исчезнут. И через сотни лет ничего не изменится, ведь все эти ужасы стали неотъемлемой частью жизни, без которых человек вскоре начинает забывать о том, кто он есть. Удручённый внезапными грустными мыслями, Иван уже не хотел идти домой.

Недалеко он увидел огонь где-то на огородах, принадлежавших двум вдовам – матери и дочери. Подойдя поближе, студент увидел их самих: пожилую Василису – статную даму, которая, несмотря на мужицкую одежду, сохраняла остатки прежней гордости, и молодую Лукерью – некрасивую девушку невысокого роста и с несколько глуповатым взглядом. Лукерья сидела рядом с большим костром, отмывая котёл и пару ложек. Иван, решив, что они уже поужинали, пошёл прямо костру, поприветствовав старую Василису.

Погружённая в известные только ей раздумья, Василиса не заметила гостя, впрочем, быстро ответив на его приветствие. Ранее прислуживавшая знати, старушка сохранила привычку постоянно степенно улыбаться, а также впитав в себя вежливую манеру общения. Лукерья же, не раз битая бывшим мужем, была тихой и предпочитала больше слушать и меньше говорить.

После недолгой беседы на общие темы, Иван начал рассказывать о давних событиях из жизни апостола Петра, который, согласно преданиям, однажды тоже грелся у подобного костра, спасаясь от ненастной холодной погоды. Лукерья продолжала молчать.

Далее, Иван завёл разговор о Петре и его наставнике Иисусе, которого апостол очень уважал и любил, не раз признаваясь ему в этом. Однако, Иисус, знавший о том, что его ждёт в ближайшем будущем, слабо реагировал на очередное восхваление со стороны Петра, дав ему понять, что вскоре ему придётся отказаться от него. Так и случилось. После предательства Иуды, Петр пошёл вслед за Иисусом, которого вели на допрос. Апостол, следовавший за истязателями учителя, пришёл ко двору, где был костёр. Петр сел погреться, как находившиеся рядом люди начали вспоминать о его связи с Христом. Апостол, погружённый в свои печальные размышления, трижды сказал, что не знает Иисуса, тем самым подтвердив недавние слова последнего. Поняв, что наставник был прав, Петр ушёл со двора, убитый горем и проливая слёзы о любимом учителе.

Закончив рассказ, Иван заметил подавленное состояние Василисы, которой, очевидно, была небезразлична судьба Петра и его переживания. Смущённый слезами женщины, Иван попрощался с вдовами и продолжил путь домой. Вновь сражаясь с ледяными порывами усилившегося ветра, он стал размышлять о прошлом и его связи с настоящим.

Взобравшись на гору по дороге к дому, печальный Иван был поражён открывшимся ему видом. Он смотрел в сторону своей деревни и видел как начало восходить солнце, что придало ему уверенности и избавило от грустных мыслей. Он понял, что жизнь непостоянна и после периода горя и страданий начинается время радости и счастья, давая силы идти дальше и не сломаться под натиском судьбы.

В этом рассказе показан небольшой по времени и событийности, но огромный по значению урок для студента духовной семинарии – Ивана. Урок этот он получает по пути в непогоду, подойдя к двум бедным женщинам: старая Василиса и дочь ее Лукерья. Он рассказывает им, как Иисус предсказал, что один из его учеников отречется от него. Василиса заплакала, а ее дочь смутилась… Реакция, которой Иван никак от них не ожидал, поражает его. Он не приписывает себе способность так уж хорошо рассказывать, но понимает теперь связь времен, цикличность. Главное, что люди не теряют способность сочувствовать даже тем, кого они не знают, кого давно уже нет на свете, а, может быть, никогда и не было.

Главная мысль и чему учит рассказ Студент Чехова

Этот рассказ Чехова тонко психологичен, он показывает способность даже простого народа к восприятию того, что было сотни лет назад, к человеческому сочувствию. Также важна здесь мысль о том, что всё в этом мире повторяется.

Студент семинарии (будущий церковный батюшка или настоятель монастыря) идёт в непогоду домой. Много внимания уделяет он этому холодному ветру, дождю, грязи. Молодой человек размышляет о том, что и сотни лет назад мог быть точно такой вечер, с такой промозглой погодой и ощущением одиночества. Его одолевают грустные мысли о том, что и через сотни лет будет такая же тоска и грязь. Ему кажется, что самой природе жутко от её состояния. Надвигается зима, всем грустно.

Замерзший и усталый Иван не мог бы не подойти к костру, который развели две женщины в конце огородов. Они встречают его приветливо. Родственницы не очень похожи друг на друга: статная и бодрая Василиса степенна, улыбчива, привыкла к общению с господами, а Лукерья забита мужем, вечно испугана, напоминает глухонемую. Грустные мысли напоминают студенту евангельскую историю о предателе Петре. Иван говорит, мол, вот в такой же промозглый вечер и Петр грелся у костра. Он напоминает женщинам историю того, как Христос был оставлен своим учеником. Женщины очень внимательно слушают. В финале его истории Василиса плачет, а Лукерья смущается.

Реакция крестьянок переворачивает мировоззрение юноши, дарит надежду, вдохновляет… Иван понимает, что всё в этом мире не зря. Не просто так жертвовали собой первые христиане, апостолы, не забыта жертва Иисуса. И не просто это остаётся фактом в людской памяти, а страшное событие через такие долгие годы может вызывать эмоциональный отклик даже у простых людей. Пусть и в будущем будет иногда плохая погода – это не так уж страшно, если людские сердца сохраняют главное. Сердца людей открыты, сопереживание делает его ещё мягче – более живым и настоящим.

Студент получает один из самых важных уроков (о сочувствии, о продолжении жизни) не в духовной семинарии, хотя там, наверняка, много об этом рассказывается, а в жизни – у простых людей.

Представ в начале рассказа грустным и пессимистичным, после разговора с женщинами Иван снова обретает радость, веру в жизнь, надежду на всё хорошее. Студент будто бы, действительно, сдал важный экзамен, получил важнейший урок.

Картинка или рисунок Студент

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Пушкин Русалка

    Познакомившись с творчеством А.С. Пушкина с первых строк влюбляешься в его произведения. Они не похожи друг на друга по сюжету, но так узнаваемы по слогу. Русалка Александра Сергеевича Пушкина заставляет задуматься

  • Краткое содержание Облака в штанах Маяковского

    Молодой юноша ждал встречи с любимой. Девушка пришла на свидание с опозданием и заявила герою о своем замужестве с другим. Автор расстроен, его сердце пылает, но он не показывает своих истинных чувств

  • Краткое содержание О чем плачут лошади Абрамов

    Густым, ярким, по-деревенски сочным языком написан этот рассказ, как и многие другие произведения Абрамова. Дух старого, деревенского быта, печальные, но в то же время светлые, насыщенные описания повседневности, – основные признаки его рассказов

  • Краткое содержание Чехов Страшная ночь

    В произведении А.П. Чехова «Страшная ночь» Иван Петрович Панихидин рассказывает слушателям историю из своей жизни. Он побывал на спиритическом сеансе в доме своего друга

  • Краткое содержание Рюи Блаз Гюго

    Испания, 1965 г. Министр полиции Саллюстий де Базан совращает королевскую служанку, и не желает ее брать в жены. Королева Мария разгневана. Она с позором лишает дона Саллюстия его должности и прогоняет с королевства

Год издания рассказа: 1894

Рассказ Алексея Павловича Чехова «Студент» - это совсем небольшое произведение. Тем не менее по словам современников писателя, именно этот рассказ был его любимым произведением. И по мнению многих критиков именно этот рассказ стал переломным в творчестве писателя и в его мировоззрении. Что и позволило автору до сих пор занимать высокие места среди .

Рассказа «Студент» краткое содержание

В рассказе Чехова «Студент» читать можно о возвращающемся домой студенте духовной семинарии Иване Великопольском. Дело было в канун Пасхи и погода сначала тихая, достаточно быстро переменилась. У сына дьячка быстро закоченели пальцы и разогрелось от ветра лицо. Все вокруг казалось серым и унылым, как и тысячу лет назад при Рюрике, Иоанне Грозном и Петре. И казалось пройдет еще тысячу лет, а бедность, невежество и голод так и останутся здесь.

Далее в рассказе «Студент» Чехова читать можно о том, как все больше замерзая наш главный студен вышел к костру, у которого грелись мать и дочь. Именно вдоль их вдовьих огородов все это время он шел. Вдова Василиса пухлая старуха грелась у костра. А ее дочь – вдова Лукерья с глуповатым лицом мыла котел и ложки. Ивана сначала не признали, но затем у них с Василисой завязался разговор. Ведь она была женщина бывалая и некогда служила у господ. Ее же дочь, деревенская забитая баба, молчала как глухонемая.

Далее в нашем кратком содержании «Студент» Чехова вы узнаете, как Иван, как в , начал разговор за апостола Петра. Ведь тот давал обещания Иисусу, что с ним он готов и в темницу, и на смерть. А Иисус на то отвечал, что не пропоет сегодня и петух, как ты трижды отречёшься от меня. Петр ушел спать. А Иуда поцеловал Иисуса и предал его первосвященникам. Петр шел за мучителями, а затем стал с рабочими смотреть как те допрашивали Иисуса. Рабочие разожгли костры и грелись, грелся вместе с ними и Петр. А когда его спросили не он ли был сегодня с Иисусом, тот ответил, что нет. А затем еще два раза сказал, что незнаком с допрашиваемым. И только он это сделал третий раз, как запели петухи. Тут то и вспомнил Петр их разговор с Иисусом. Вспомнил заплакал и ушел.

Далее в рассказе Чехова «Студент» кратком содержании читать можно как неожиданно Василиса заплакала, а Лукерья раскраснелась. Иван пожелал им доброй ночи и пошел дальше. В дороге он размышлял, что раз Василиса заплакала, то значит то, что происходило 19 веков назад ей близко. Значит есть связь между прошлым и настоящим и Ивану казалось он видит эти два конца. А когда он переправлялся на пароме через реку, то понял, что правда и красота направляют человеческую жизнь по сей день. И от этого понимания его наполнили молодость, сила и здоровье. Ведь на тот момент Ивану было только 22 года. А жизнь показалась восхитительной и наполненной смыслом.

Рассказ «Студент» на сайте Топ книг

Рассказ Чехова А.П. «Студент» читать настолько популярно, что произведение заняло пристойное место в нашем рейтинге . При этом интерес к рассказу достаточно высок и стабилен. Поэтому наверняка еще не раз мы увидим его в рейтингах нашего сайта.

Похожие публикации