Строение уха рассказ для детей. Строение уха человека — интересные факты

Одним из важнейших органов чувств считаются уши. Трудно представить жизнь без слуха, он помогает человеку ориентироваться в пространстве, воспринимать происходящее в полном объеме. Со слухом человека связано немало интересных фактов.

Самый широкий диапазон звуков человеческое ухо воспринимает в детском возрасте. Малыши и детки-дошкольники слышат звуковые волны от 20 герц минимум до 20 тыс. герц максимум.

Весьма распространенным заболеванием является возрастная тугоухость или потеря слуха. По данным мировой статистики этим заболеванием страдают 60% пожилых (от 65 до 74 лет) и 72% старых (от 75 и выше) людей. Современны медицинские технологии позволяют улучшать слух с помощью слуховых аппаратов, но только 15% людей с тугоухостью ими пользуются.

Мужчины чаще сталкиваются с потерей слуха еще в молодом возрасте. Причина проста – работа в местах с нарушением санитарных норм шумового загрязнения, а также там, где громкие звуки являются нормой, издержкой профессии.

Необычные факты, о которых не многие знают

Не так давно ученые выяснили, что перед поступлением в мозг, звук проходит «фильтрацию» еще в ушах. Причем, каждое ухо самостоятельно делает эту процедуру, распознавая звуки и отправляя их нужное полушарие головного мозга.

Новорожденным деткам не чистят ушки, ведь они очищаются сами. Производимая порами в ушной раковине сера, выталкивается наружу мелкими волосками (ресничками) или вымывается водой. С возрастом ничего не меняется, уши очищаются самостоятельно на протяжении всей жизни человека.

Использование ушных палочек для удаления серы из ушей часто приводит к образованию серных пробок. Особенно подвержены этому детки до 6 лет. Для сохранения здоровья от использования ватных палочек лучше отказаться.

Прослушивание музыки в наушниках на большой громкости длительное время приводит к нарушению слуха и патологическим изменениям в ушах. К тому же, наушники способствуют размножению бактерий, увеличивая его в 700 раз.

Постоянный шум более 85 дБ приводит к повреждению перепонок и нарушению слуха. Для детей максимально допустимая громкость прослушивания без ущерба здоровью составляет 70 дБ. Звук в 140 дБ и выше повредит слух мгновенно и довольно быстро приводит к смерти.

Ушные инфекции нарушают способность человека держать равновесие и ориентироваться в пространстве. Происходит это из-за поражения канальцев, находящихся рядом с улиткой уха и работающих как гироскоп.

Ольга Калинина
Конспект занятия с презентацией «Наши чудо-уши»

Конспект занятия

«Наши чудо уши »

Образовательные задачи : дать детям элементарные знания об органах слуха.

Развивающие задачи : развивать у детей слуховое восприятие через опытно-экспериментальную деятельность.

Воспитательные задачи : воспитывать желание соблюдать правила ухода за ушами, использовать самомассаж ушной раковины.

Предварительная работа

1. Обучение элементам самомассажа ушной раковины

2. Рассматривание схемы-плаката «Строение уха»

3. Дидактические игры : «Что это за звук?» , «Угадай музыкальный инструмент» , «Испорченный телефон» .

4. Составление схем парных органов.

Словарная работа : звук, слух, ушная раковина, среднее ухо, внутреннее ухо, барабанная перепонка, молоточек, наковальня, стремечко, «глухие или слабослыщащие люди» , голосовые связки,парный.

Педагог. (1Слайд) Ребята, к нам пришло письмо. (Читает) «Я спешу к вам в гости. (2Слайд) Угадайте, кто я? У меня уши не самые большие, не самые длинные, не на самой макушке, не с кисточками»

(Показывает картинки : слон, медведь, Чебурашка, человек, белка, заяц)

(3 Слайд) А вот и наш гость. (Показывает Чебурашку)

Проходи, пожалуйста, Чебурашка. Какие у тебя красивые, мягкие, большие, ушки! Что ты ими делаешь?

Чебурашка. Я не знаю…

Для чего они тебе?

Чебурашка. Не знаю …

Ребята, а вы знаете, для чего нужны уши? (Ответы)

Правильно, с помощью ушей мы с вами слышим. Что можно услышать? (Ответы)

Правильно, мы слышим звуки. Они могут быть громкими, а могут быть и тихими. Звук проходит через воздух и воду, через твердые предметы – двери, стены. Вот и сейчас вы слышите посторонние звуки.

(4 Слайд) Поиграем в игру “Закончи предложение”. Вам нужно одним словом “уши”

закончить предложения, но сказать в нужной форме. Кто правильно ответит, тот садится на своё место.

У человека есть (уши) .

У рыбы нет (ушей) .

На морозе холодно (ушам) .

Я грею свои (уши) .

Некоторые умеют шевелить (ушами) .

Девочки носят серёжки (в ушах) .

Хотите узнать, что такое звук? Давайте проведем опыт. Будьте внимательны! (Берет балалайку, оттягивает струну.) Видите, как дрожит струна? От того, что дрожит струна, появляется звук. Сейчас мы проверим, так ли это. Возьмите бумажный листок, сверните в трубочку и подуйте в него. (Дети выполняют.)

Что вы чувствуете? (Бумажная трубочка дрожит, пальцам стало щекотно)

Это звук заставляет дрожать бумажную трубочку, а трубочка щекочет пальцы. Теперь давайте прислушаемся к своему телу. Обхватите ладонями горло и произнесите свои имя. Что вы чувствуете? (Внутри горла что-то дрожит)

(5 Слайд) В сказке «Три медведя» все герои разговаривают по-разному. (Педагог показывает иллюстрации к сказке. Трое детей произносят фразу разными голосами, остальные отгадывают героев сказки.)

С этим заданием вы справились легко. А сумеете ли вы отгадать музыкальный инструмент по его звучанию?

(6 Слайд) Игра «Угадай по звучанию» (Пианино, барабан, гитара)

Благодаря чему мы слышим эти прекрасные звуки? (Ответы)

(7 Слайд) Педагог (Выставляет схему плакат) Да, вы их услышали и узнали по звучанию. Сегодня мы поговорим с вами об одном нашем очень важном органе – ухе. Его еще называют «орган слуха» , догадываетесь, почему? Сколько у вас ушей? Как по-другому можно назвать «два» ? (пара) . Поэтому ухо еще называют парным органом. А на самом деле не два, а шесть. Только два – видимые, а четыре невидимые, спрятанные внутри.

Рассмотрите ухо своего соседа. Что вы можете о нем сказать? На что ухо похоже? (предположения детей) . Люди давно заметили, что ухо человека очень похоже на ракушку, по-другому – на раковину. Поэтому ухо называют «ушная раковина» . Но раковина – только то, что нам видно. Ухо – очень сложный орган. Заметили дырочку в раковине, которая идет куда-то вглубь головы? Это слуховой проход (показ на иллюстрации из пособия «Человек» ). Ушная раковина собирает звук и направляет его в слуховой проход. Он идет очень глубоко, чтобы никто не мог туда забраться. Там дальше прячется среднее ухо, а за ним и внутреннее. В конце слухового прохода, есть тоненькая-тоненькая пленочка, она называется барабанная перепонка (повторить название с детьми) . Если ее повредить – человек может навсегда остаться глухим. Поэтому ни в коем случае нельзя ковыряться в ухе, засовывать в него бусинки, пуговки. … Возьмите трубочку, представьте, что это слуховой проход. Положите в него горошину. А теперь попробуйте её достать, не переворачивая трубочки. Что произошло? Можно так делать? Почему? (Ответы детей.) – Застрянет в ухе, можно оглохнуть.

За перепонкой находится среднее ухо Дальше расположено внутреннее ухо, оно похоже на домик улитки. Его так и называют – ушная улитка. Догадались, почему такое название? «Улитка» в ухе следит за тем, чтобы мы различали громкие звуки и тихие, могли песенку отличить от марша. Вот какой сложный орган – ухо. Человек с нормальным слухом слышит шаги за пять метров от себя, волк - за пятьдесят. Отличным слухом обладают ежи, дельфины, киты.

(8 Слайд) К тому же ухо – очень нежный орган, он не любит, когда в него попадает вода, или когда прямо в ухо дует холодный ветер. За ушами надо следить : беречь их от ветра, от попадания посторонних предметов и от воды. А еще уши нужно содержать в чистоте – чистить их, но только с помощью взрослых! И, конечно, нужно обращаться к доктору, если ухо вдруг заболит! Доктор этот называется «Ухо-горло-нос» , значит, кроме ушей он еще лечит и другие органы – какие?

Чебурашка. Чтобы ваш слух был хорошим, я научу вас делать массаж ушей. (Выполняют самомассаж ушей) . Потрите ладошки, чтобы они стали горячими. Правую ладошку положите на правое ухо, левую на левое. Тепло? Потрите ушки. Делаем это бережно. Возьмемся за мочки уха и аккуратно потянем их вниз три раза. Раз, два, три. Теперь возьмемся за серединку ушной раковины и потянем ушки в стороны три раза, потом за верхний край – потянем вверх три раза, пощиплем их снизу и сверху. Молодцы!

(9 Слайд) Педагог. Некоторые люди плохо слышат – они называются слабослышащими. А есть люди, которые не слышат совсем – они глухие. Закроем уши ладонями. (Дети закрывают уши.) Понравилось вам ничего не слышать? (Ответы.) Да очень неприятно жить без слуха. Слух для человека – это большая ценность. Чтобы уши не болели, и слух оставался хорошим, нужно знать и выполнять основные правила. А какие, мы с вами узнаем, сыграв в Игру «Хорошо – плохо» Что нужно делать, чтобы уши были здоровыми и слышали все звуки? (Ответы детей) . У вас на столе лежат карточки; на них изображено, что полезно и что вредно для ушей. Задание : разложить карточки на две стопки – в одну, что полезно, а в другую - что нет для ушей

Опыт «Как шум уху мешает» .

Ребята, вы уже поняли, от чего уху может стать плохо. Но у уха есть еще враг. Это – шум. Ухо не любит очень громких звуков. Давайте, проверим. Поиграем в необычную игру. Как только я взмахну зеленым флажком, вы начинайте кричать, стучать, топать, визжать – в общем, шалить! В нашей игре это можно. Но имейте ввиду, во время игры я буду что-то говорить, а вы должны будете мне это повторить. Игра останавливается, как только я взмахну красным флажком. Готовы шалить? Начали! (взмах зеленым флажком) . Пока дети шумят, воспитатель обычным спокойным голосом проговаривает слова «уши» , «любят» , «тишину» . По сигналу красного флажка игра прекращается.

Ну, кто-нибудь может сказать, какие слова я произнесла, пока вы шумели? Никто не услышал? Почему не услышали моих слов? А я сказала «Уши любят тишину» ! Какой вывод вы можете сделать? И заметьте : вы все не услышали! Даже тот, кто и не шумел, и не кричал вовсе, не услышал. … Это значит, что если даже всего один человек шумит, страдают все вокруг. Какие вы можете назвать громкие звуки, которые мешают другим? (крики, громкая музыка, звук дрели) . Эти звуки не просто неприятны, от них может заболеть голова. И если уж совсем некуда от таких звуков спрятаться, на помощь могут прийти специальные наушники.

Педагог. Ребята, давайте с вами составим схему «Наше ухо» и подарим ее Чебурашке. (Выполняют задание)

Дети самостоятельно подбирают подходящие для схемы картинки, объясняют свой выбор.

Буква «У» - слово «ухо» начинается с этой буквы;

Цифра «2» - парный орган;

Барабан, балалайка, телефон – уши слышат разные звуки;

Труба – уши не любят очень громких звуков;

Шапка, ветер – ветер опасен для ушей, а шапка их прикрывает от ветра;

Красный крест – если ухо болит, нужно обратиться к врачу;

Улитка – внутри уха есть «улитка» ;

Пуговицы, ножницы, иголки – опасные для уха предметы.

(11 Слайд)

Чебурашка. Спасибо, ребята, теперь я все знаю про ушки! А вам от меня в подарок песенка.

могут многое поведать. Слух – это привычное чувство для каждого человека. Но что собой представляет пара ушных раковин? Почему, когда мы прикладываем к уху ракушку, то полагаем, что слышим шум моря?
  1. В отличие от женщин мужчины чаще сталкиваются с потерей слуха . Дело в том, что мужская половина населения работает в шумной среде, постоянная работа в которой и служит причиной повреждённого слуха.
  2. Уши могут самоочищаться . В ушном проходе есть поры, которые производят серу. С помощью мелких волос они выталкивают её из ушей.
  3. Когда человек подносит к уху раковину он считает, что слышит шум океана, но это не так . Всё, что мы слышим – это звук крови, которая бежит по венам.
  4. Причиной потери слуха может служить вода, которая по некоторым причинам попала в ухо . Наиболее часто это явление наблюдается у детей. В свою очередь, это вызывает ушную инфекцию. На легко поддаётся лечению, но влечёт страшные последствия, если её игнорировать.
  5. Благодаря ушам человек сохраняет своё равновесие в пространстве . Возле улитки уха находится 3 канала. Они выполняют функцию гироскопа, держа человека в равновесии и обеспечивая информацией о местонахождении. Нередко можно наблюдать, когда у человека есть ушная инфекция, он с трудом держит равновесие.
  6. Игроки регби имеют уши, которые с виду напоминают цветную капусту . Это легко объяснить. Во время игры внешний хрящ уха неоднократно повреждается и со временем становится похожим на капусту.
  7. Дети обладают более чувствительным слухом, который с годами слабеет . Когда человек рождается, он может слышать даже самые низкие звуки, например, ниже звуков, которые производит фортепиано. То же самое касается высоких звуков.

    7

  8. Ушную серу очень активно использовали в хозяйстве . Переписчики во времена Средневековья добывали из неё пигменты, с помощью которых иллюстрировали книги. Также они помогали швеям сохранить кончики нитей от потрёпанности. Раньше не было вощёных нитей. В 1832 году в одной книге было описано, что сера способна смягчить боль от ушиба колющего предмета.
  9. Всемирные эскимосские Олимпийские игры известны благодаря некой интересной игре . Она называется «перетягивание каната ушами». Необычный вид спорта популярен. Два противника садятся друг напротив друга. Каждому на ухо надевается петля одного каната. Далее, они стараются перетянуть шнур до тех пор, пока он не соскочит из уха противника или тот не пожалуется на боль.
  10. Известно, что первые золотые серьги начали носить моряки . Это нужно было для того, чтобы их могли похоронить достойно. Вот такое применение украшению.
  11. По статистике около 73% человек во время концерта поворачиваются к собеседнику именно правым ухом . Они пытаются расслышать разговор или расшифровать речь на фоне очень громкой музыки. Некоторые не предают этому значению и слушают либо тем, либо другим ухом, в зависимости от ситуации.
  12. Нос и уши – две части тела, которые способны расти на протяжении всей жизни человека . Сами слуховые косточки не растут, наблюдается только растягивание мочки уха.
  13. По мнению учёных, слух ухудшается, если человек много ест . Вот почему после сытного обеда мы испытываем дискомфорт в этой области лица.
  14. Удивительно, но уши «работают» круглые сутки . Они продолжают слышать звуки даже тогда, когда человек спит. Но как мы тогда не просыпаемся? Дело в том, что мозг игнорирует все посторонние шумы в это время, давая организму возможность отдохнуть.
  15. Африканская земля славится неким племенем по имени Маабан . Они уникальны тем, что живут в полной тишине. Члены племени, когда достигают пожилого возраста могут слышать шёпот на расстоянии 300 м.

Мы надеемся Вам понравилась подборка с картинками - Интересные факты об ушах человека (15 фото) онлайн хорошего качества. Оставьте пожалуйста ваше мнение в комментариях! Нам важно каждое мнение.

Часто можно услышать, что у человека два уха. Но это не так. То, что мы обычно видим и называем ухом, - это только одна из его частей. На самом деле каждое ухо состоит из трех частей: наружное ухо, среднее ухо и внутреннее ухо. Все части работают согласованно (рис. 2).

Рис. 2. Строение уха ()

Наружное ухо - это ушная раковина вместе со слуховым проходом (рис. 3).

Рис. 3. Строение наружного уха ()

Благодаря своей слегка конусообразной форме, ушная раковина улавливает звуки, собирает колебания и направляет их внутрь, в слуховой проход , который заканчивается барабанной перепонкой (кусочек тонкой кожи, туго натянутой, как на бapaбaне).

Известно, что звук может вызывать колебания. Например, во время движения поезда все оконные стекла дрожат (вибрируют).

Когда ушная раковина улавливает какой-то звук и по наружному слуховому проходу передает его в ухо, барабанная перепонка под действием этого звука начинает вибрировать, передавая звук в среднее ухо , которое находится в глубине черепа (рис. 4, 5).

Рис. 4. Улавливание звуковых волн ушной раковиной

Рис. 5. Барабанная перепонка вибрирует

Рис. 6. Молоточек, стремечко и наковальня

А там через самые маленькие косточки в теле человека - молоточек, стремечко и наковальню (рис. 6) - передает звук во внутреннее ухо - улитку (рис. 7).

Рис. 7. Строение уха ()

Улитка заполнена жидкостью, а ее внутренняя поверхность покрыта клетками с крошечными волосками. Под воздействием «волн» жидкости волоски начинают колебаться, создавая сигналы, которые и отправляются в мозг по слуховым нервам (рис. 8).

Рис. 8. Передача звукового сигнала в мозг ()

Во внутреннем ухе над улиткой расположены маленькие петли в виде арки - полукружные каналы , которые, как и улитка, заполнены жидкостью (рис. 9).

Рис. 9. Строение уха ()

Когда мы двигаемся, каналы смещаются, жидкость слегка колышется и мозг распознает, в каком положении находится наше тело. Он отправляет сигналы мышцам, и мы изменяем положение тела, чтобы не упасть.

Поэтому ухо еще называют органом равновесия.

Благодаря устройству в ухе, отвечающему за равновесие, акробат в цирке держится на мяче, а канатоходец ходит по канату (рис. 10).

Рис. 10. Канатоходец

Рис. 11. Вращение воды в неподвижном стакане

Рис. 12. Карусель

Иногда бывает, что человек уже находится в состоянии покоя (например, неподвижно сидит на стуле), а жидкость в полукружных каналах все еще находится в движении.

Чтобы понять это, достаточно провести опыт: необходимо налить в стакан воды и аккуратно, но достаточно быстро перемещать стакан по кругу, а затем поставить стакан на стол. Стакан неподвижен, но вода в стакане какое-то время продолжает вращение (рис. 11).

То же самое происходит с нашими полукружными каналами, когда человек катается на карусели или кружится на одном месте (рис. 12). Человек перестал кружиться, жидкость в полукружных каналах все еще движется. Волоски продолжают сообщать мозгу о движении, хотя человек уже стоит на месте. Мозг получает два противоречивых сообщения и не может точно определить о положение головы. Вот почему после карусели у многих кружится голова. Когда жидкость в полукружных каналах останавливается, мозг получает правильную информацию, человек вновь обретает равновесие.

В слуховом канале вырабатывается ушная сера . Это желтоватое, немного липкое вещество, горьковатое на вкус, убивает микробов, попадающих в ухо вместе с пылью. Так что ушная сера полезна.

Рис. 13. Берегите уши ()

Уши нуждаются в бережном отношении, потому что все части уха чрезвычайно хрупки, а слух - богатство человека (рис. 13). Чтобы сберечь слух, необходимо :

Не слушать громкую музыку, особенно в наушниках.

Не кричать самим и избегать мест, где громкие и резкие звуки.

Мыть уши каждый день.

Чистить уши можно только ватными тампонами.

Не засовывать в ухо посторонние предметы, чтобы не повредить барабанную перепонку.

Защищайте уши от ветра.

Сморкайтесь аккуратно и несильно.

Не допускайте попадания воды в уши и вовремя удаляйте ее ватными тампонами.

Обращайтесь к врачу, если уши заболели (рис. 14).

Рис. 14. Обращайтесь к врачу ()

На следующем уроке мы отправимся на 200 лет назад для ознакомления с военными событиями того времени, историческое путешествие позволит сохранить память о войне 1812 года.

Список литературы

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 4. - М.: Баллас.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 4. - М.: ИД «Федоров».
  3. Плешаков А.А. Окружающий мир 4. - М.: Просвещение.
  1. Dic.academic.ru ().
  2. Meduniver.com ().
  3. Festival.1september.ru ().

Домашнее задание

  1. Составьте тест (6 вопросов) на тему «Орган слуха и равновесия».
  2. Зарисуйте строение уха, сделайте подписи.
  3. * Развернуто ответьте на вопрос: «Почему кружится голова, даже когда спокойно стоишь после того, как покружился на месте?»

Ухо представляет собой сложный орган человека и животных, благодаря которому происходит восприятие звуковых колебаний и передача их в главный нервный центр головного мозга. Также ухо выполняет функцию удерживания равновесия.

Как всем известно, ухо человека является парным органом, располагающимся в толще височной кости черепа. Снаружи ухо ограничено ушной раковиной. Она является непосредственным приемником и проводником всех звуков.

Слуховой аппарат человека может воспринимать звуковые колебания, частота которых превышает 16 Герц. Максимальным порогом чувствительности уха является 20 000 Гц.

Строение уха человека

В состав слухового аппарата человека входят:

  1. Наружная часть
  2. Средняя часть
  3. Внутренняя часть

Для того чтобы разобраться в функциях, выполняемых теми или иными составными частями, необходимо знать строение каждой из них. Достаточно сложные механизмы передачи звуков позволяют человеку слышать звуки в том виде, в котором они поступают извне.

  • Внутреннее ухо. Является самой сложной составной частью слухового аппарата. Анатомия внутреннего уха достаточно сложная, поэтому зачастую его называют перепончатым лабиринтом. Он также располагается в височной кости, а точнее, в ее каменистой части.
    Соединено внутреннее ухо со средним посредством овального и круглого окошек. В состав перепончатого лабиринта входят преддверие, улитка а также полукружные каналы, заполненные двумя видами жидкости: эндолимфой и перилимфой. Также во внутреннем ухе находится вестибулярная система, отвечающая за равновесие человека, и его возможность ускоряться в пространстве. Колебания, которые возникли в овальном окошке, переходят на жидкость. При помощи нее раздражаются рецепторы, находящиеся в улитке, что приводит к образованию нервных импульсов.

Вестибулярный аппарат содержит рецепторы, которые располагаются на кристах каналов. Они бывают двух типов: в виде цилиндра и колбы. Волоски находятся друг напротив друга. Стереоцилии во время смещения вызывают возбуждение, а киноцилии, наоборот, способствуют торможению.

Для более точного понимания темы, предлагаем вашему вниманию фото схему строения уха человека, на которой представлена полная анатомия уха человека:

Как вы видите, слуховой аппарат человека представляет собой достаточно сложную систему всевозможных образований, выполняющих ряд важных, незаменимых функций. Что касается строения наружной части уха, то у каждого человека возможно наличие индивидуальных особенностей, которые не вредят основной функции.

Уход за слуховым аппаратом является неотъемлемой частью гигиены человека, поскольку в результате функциональных нарушений возможны потери слуха, а также другие заболевания, связанные с наружным, средним или внутренним ухом.

По исследованиям ученых, человек сложнее переносит потерю зрения, нежели потерю слуха, поскольку теряет возможность общения с окружающей средой, то есть, становится изолированным.

Похожие публикации