Эрготерапия. для детей с аутизмом

Наглядное объяснение того, что такое эрготерапия на основе сенсорной интеграции, и как она может помочь детям с аутизмом

Элисон Виланд / Alison Wheeland, эрготерапевт, студент докторантуры Университета Южной Калифорнии, США
Перевод: Тамара Соломатина
Источник: Autism Speaks

Это новое исследование очень значимо, так как это были рандомизированные и контролируемые клинические испытания терапии сенсорной интеграции, которые одновременно соответствовали всем критериям данного метода.

Исследование продемонстрировало, что дети, получавшие сеансы сенсорной интеграции в дополнение к другим видам коррекции аутизма, достигли больших улучшений в их способности функционировать в повседневной жизни, чем дети, получившие такое же лечение без сенсорной интеграции.

Как известно всем близким людей с аутизмом, многие из них испытывают трудности в восприятии и переработке сенсорной информации. (Смотрите статью ). Повышенная чувствительность к сенсорным стимулам может создать огромные барьеры в повседневной жизни для аутистов и их семей. В результате, коррекция, связанная именно с сенсорными проблемами, пользуется очень большим спросом среди родителей аутичных детей.

К сожалению, эрготерапию на основе сенсорной интеграции, способную менять функционирование мозга, часто путают с другими сенсорными видами помощи, которые помогают людям успокоиться, но не имеют долгосрочного эффекта. Примерами такой помощи могут быть утяжеленные одеяла и компрессионые жилеты.

Сенсорная интеграция остается малопонятным подходом, и мне кажется, что частично это объясняется тем, что она больше напоминает игру, чем лечение. Несведущему наблюдателю может быть непросто увидеть за игрой серьезную неврологическую работу. Для иллюстрации я использую классический сценарий.

Когда вы смотрите через окно клиники сенсорной интеграции, вы можете увидеть нечто подобное: маленький мальчик сидит в бассейне с шариками, а специалист сидит рядом с бассейном на коленях. Когда она указывает вниз, мальчик копается в бассейне и достает плюшевую игрушку. Женщина держит другую игрушку, и мальчик помогает своей игрушке «поцеловать» ее игрушку. Женщина улыбается и гладит мальчика по спине. Рядом сидит другая женщина и наблюдает.

Если бы вы не знали, что это терапевтическая клиника, вы могли бы подумать, что смотрите в окно, скажем, детского сада во время игры. Возможно, ничего из этой сцены не напоминает «терапию».

Но узнав немного больше, вы бы поняли, что у этого четырехлетнего мальчика аутизм. Он работает с эрготерапевтом, который использует принципы сенсорной интеграции. Его мать наблюдает за сессией, чтобы она могла использовать эти техники дома.

Мальчика направили к эрготерапевту из-за серьезных проблем с купанием, одеванием, едой и социальным взаимодействием с членами его семьи. Его мама надеется, что ее сын когда-нибудь даст ей себя поцеловать.

У мальчика есть проблемы и в школе, где у него то и дело бывают истерики, а также отвлекающее самостимулирующее поведение, такое как размахивание руками.

Эрготерапевт провела диагностику и выяснила, что крайняя чувствительность к сенсорном стимулам — это ключевая причина проблем мальчика. У него повышенная чувствительность не только к прикосновениям, яркому освещению, громким звукам и движению, но и к тихим звукам на заднем фоне, которые большинство людей и не замечают. Маленький мальчик реагировал даже на ощущения от ниток своих носков. Он испытывал постоянный сильный стресс от чрезмерной сенсорной информации. В результате, любой пустяк мог вызвать у него приступ паники.

Зная эту информацию, вы теперь можете посмотреть на вышеописанную сцену с другой точки зрения. Эрготерапия использует игру (один из самых важных видов деятельности в детстве), чтобы помочь изменить то, как мозг мальчика реагирует на прикосновения, звук, зрительные образы и движение. В течение последних месяцев терапевт знакомила его с новыми тактильными ощущениями и испытывала его сенсорные системы с помощью ряда тщательно подобранных игр.

Она следует его интересам и позволяет ему самому выбирать игры, но всегда корректирует деятельность, чтобы обеспечить его прогресс по достижению целей. Она проверяет, чтобы игра соответствовала имеющимся у него навыкам. Не слишком простая, чтобы он не заскучал, и не слишком сложная, чтобы он не смог с ней справиться. Она внимательно следит за ним, чтобы он не почувствовал перевозбуждения, и у нее всегда наготове способ его успокоить.

Если вы посмотрите внимательно, вы увидите, что он хорошо справляется с заданием в бассейне, хотя объем сенсорных ощущений очень велик. Эти шарики в бассейне поначалу воспринимаются странно. Но он привыкает к этому ощущению и к сильному шуму, который они издают, когда он двигается. Сегодня он даже сидит в бассейне с шариками по грудь. Ему приходится также наклонять голову набок, чтобы достать что-то. Это мягко испытывает его вестибулярный аппарат (чувство баланса и движения, которому помогает маленький орган во внутреннем ухе). Он задействован каждый раз, когда он двигается вперед, назад, вверх, вниз, из стороны в сторону или по кругу.

Чтобы найти плюшевую игрушку, он даже залез голыми руками в шарики. Это произвело много шума, и шарики создают странные ощущения. Но он смог справиться с этим, пока был сосредоточен на указаниях терапевта.

Она указывает рукой в качестве визуальной подсказки, чтобы помочь ему понять произнесенные инструкции. Она также использует успокаивающее прикосновение с нажимом, когда она гладит его по спине. Она может погладить его по рукам, если чувствует, что ему трудно двигать руками среди шариков. Эти техники помогают ей научить мальчика, что медленное и уверенное прикосновение — это важный способ для самоуспокоения, когда он чувствует перевозбуждение.

Эрготерапия использует подход сенсорной интеграции, чтобы изменить способ переработки мозгом мальчика сенсорной информации. Его родителям становится проще его одевать, потому что одежда его уже так не беспокоит. Мыть его голову легче, потому что он может наклонить голову назад без паники. Он также играет с новыми продуктами, знакомясь с тактильными ощущениями, которые они дают, прежде чем откусить кусочек.

Его растущая способность игнорировать посторонние зрительные образы, звуки и тактильные ощущения поможет ему быть более сосредоточенным во время обучения в школе. Кроме того, его эрготерапевт работает с его учителем, чтобы предложить ему социально приемлемые способы самоуспокоения, которые заменят самостимулирующее поведение, из-за которого его дразнили в классе.

И да, он привыкает к идее поцелуев, пусть пока между плюшевыми игрушками. Я бы сказала, что есть надежда на настоящие поцелуи с его мамой в не очень далеком будущем.

Спасибо Тамаре Соломатиной за перевод.

При изучении литературы, посвященной различным методам терапии аутизма, вы сможете найти множество доступных в современной медицине вариантов лечения. Но какие методы лечения являются наиболее распространенными? Как говорят профессионалы, у каждого ребенка разные потребности. Методы лечения, описанные в этой статье, являются одними из самых распространенных, наиболее исследованных, и чаще приносящих положительные результаты.


1. Прикладной анализ поведения (ABA)
Прикладной анализ поведения (ABA) является старейшим и наиболее полно исследованным методом лечения, специально разработанным для аутизма. ABA является очень интенсивной системой обучения, основанной на вознаграждении, которая направлена на обучение конкретных навыков. Читатель может ознакомиться со следующими статьями нашего блога, посвященными АВА-терапии:
Что такое АВА? Введение в АВА для родителей от организации Autism Speaks.
Почему метод АВА является научно обоснованным?

2. Речевая терапия и логопедия.
Почти все люди с аутизмом имеют проблемы с речью и языком. Иногда эти проблемы бывают очевидными: многие люди с аутизмом абсолютно невербальны или практически не пользуются речью. Часто такие проблемы связаны не с артикуляцией или грамматикой, а с «прагматикой речи» (использование речи для создания социальных отношений). Речевая терапия довольно часто оказывается полезной в случае людей, страдающих аутизмом.

3. Трудотерапия или оккупационная терапия.
В трудотерапии или оккупационной терапии акцент делается на формировании навыков повседневной жизни. Поскольку многие люди с аутизмом обладают неполноценно развитыми навыками мелкой моторики, такая терапия может иметь для них большое значение. Профессиональные оккупационные терапевты также могут иметь подготовку в области сенсорной интеграции, представляющей собой особую технологию, которая помогает аутичным людям справиться с повышенной чувствительностью к звуку, свету или прикосновениям.

4. Терапия социальных навыков.
Одной из основных проблем аутизма является отсутствие социальных и коммуникативных навыков. Многие дети с аутизмом нуждаются в помощи для формирования навыков, необходимых для ведения беседы, общения с новым другом или соответствующего поведения на игровой площадке. Терапевты, занимающиеся построением социальных навыков, могут помочь в создании и облегчении социального взаимодействия аутичного ребенка с его сверстниками.

5. Физиотерапия.
Аутизм представляет собой «первазивное», всепроникающее нарушение развития. У многих аутичных людей наблюдается задержка развития навыков большой моторики, а некоторые имеют очень низкий мышечный тонус. Физическая терапия может воспитать силу, выносливость, координацию, а также сформировать основные спортивные навыки.

6. Игровая терапия.
Как бы странно это ни звучало, дети с аутизмом нуждаются в помощи при обучении игре. Кроме того, игра также может служить инструментом для построения речи, коммуникативных и социальных навыков. Игровые терапевты могут иметь подготовку в области определенных терапевтических методов, таких как Floortime или Play Project, или же они могут включать игровую терапию в речевую, оккупационную или физическую терапию.

7. Поведенческая терапия.
Дети с аутизмом часто испытывают фрустрацию. Они сталкиваются с непониманием, с трудом могут сообщить о своих потребностях, страдают от гиперчувствительности к звуку, свету и прикосновениям, и т.п. Неудивительно, что иногда они проявляют нежелательное поведение. Поведенческих терапевтов учат определять, что скрывается за негативным поведением, а также рекомендовать внесение таких изменений в окружающую среду и повседневный распорядок дня, которые улучшат поведение ребенка.

8. Развивающая терапия.
Floortime, Son-rise и считаются примерами развивающей терапии. Это означает, что они строятся на индивидуальных интересах ребенка, его сильных сторонах и уровне развития. Цель развивающей терапии заключается в повышении эмоциональных, социальных и интеллектуальных способностей. Развивающая терапия часто противопоставляется поведенческой терапии, которая в основном используется для обучения конкретных навыков, таких как завязывание шнурков на обуви, чистка зубов и т.п.

10. Биомедицинские методы лечения.
Биомедицинские методы лечения предполагают использование фармацевтических препаратов или же специальных диет, добавок и альтернативных методов лечения. Ни одна из этих процедур не была одобрена Управлением по контролю за продуктами и лекарствами или же Центром по контролю заболеваний, но существует множество примеров положительных результатов применения данных методов.
Если же вы все-таки примете решение прибегнуть к подобным методам лечения, сначала убедитесь в том, что терапевт вашего ребенка является сертифицированным врачом и экспертом в области аутизма.

Развитие эрготерапии в России


Мальцев С. Б.
Санкт-Петербургская государственная медицинская академия им. И. И. Мечникова
г. Санкт-Петербург


В настоящее время в Санкт-Петербурге, как и во всей России, имеется целый ряд серьезных медико-социальных проблем, связанных с ухудшением здоровья населения, таких как прогрессирующая депопуляция, высокая смертность мужчин от несчастных случаев, травм, отравлений, рост инвалидизации населения. Человек, перенесший заболевание или травму, или имеющий нарушения развития от рождения, часто оказывается зависимым от посторонней помощи и не всегда может найти решение проблем, связанных с невозможностью ухода за собой, ведения домашнего хозяйства, работы, выполнения досуговой деятельности.

Этими причинами обусловлен возрастающий интерес общества к различным аспектам реабилитации. И действительно, в результате воздействия системы полноценной и комплексной реабилитации возможно полное восстановление физического, духовного и социального благополучия пострадавших людей. Проблемы ухудшения здоровья населения и инвалидизации обостряются на фоне недостаточной эффективности медицинских и социальных программ, а также значительного ограничения финансирования научных и лечебных медицинских и социальных учреждений, занимающихся проблемами реабилитации.

Вопросы реабилитации и абилитации за последние годы становятся все более актуальными. Причин тому несколько: резкий подъем некоторых социально-значимых патологических состояний, таких как врожденные аномалии развития, сердечно-сосудистая патология, онкология, ранняя наркомания, ВИЧ-инфекция, травмы, психические нарушения. За последние десятилетия медицинская модель реабилитации все более замещается социальной моделью, а эрготерапия является неотъемлемой частью современной социальной реабилитации людей всех возрастных категорий.

История развития эрготерапии в разных странах насчитывает более 100 лет. Как специальность эрготерапия сформировалась после Второй Мировой войны, когда общество столкнулось с проблемой массовой инвалидизации людей трудоспособного возраста и необходимостью их реабилитировать.

В настоящее время эта специальность преподается в университетах и колледжах всех развитых стран, а также в странах Африки, Азии и Южной Америки. Более 50 лет назад была создана Всемирная Федерация Эрготерапевтов (WFOT), которая сейчас насчитывает около 60 стран-членов (www.wfot.org ).

Эрготерапия (Occupational Therapy) – это специальность, которая основывается на научно доказанных фактах того, что целенаправленная, имеющая для человека смысл активность (деятельность) помогает улучшить его функциональные возможности (двигательные, эмоциональные, когнитивные, психические).

Цель эрготерапии – максимально возможное восстановление способности человека к независимой жизни (самообслуживанию, продуктивной деятельности, отдыху), независимо от того, какие у него есть нарушения, ограничения жизнедеятельности или ограничения участия в жизни общества.

Отличительной чертой эрготерапии является ее междисциплинарность. Эрготерапия использует знания нескольких специальностей – медицины, педагогики, психологии, социальной педагогики, биомеханики, физической терапии.

В эрготерапии термин занятость (occupation) относится не только к работе или трудотерапии. Термин «занятость», в контексте эрготерапии, характеризует различные виды деятельности, которые встречаются в жизни каждого человека и придают ей смысл. Принято разделять активность в повседневной жизни, активность в работе и продуктивной деятельности, активность в игре, отдыхе и увлечениях.

Активность в повседневной жизни включает в себя:

- мероприятия по личной гигиене (уход за волосами, умывание, использование туалета);

- одевание;

- прием пищи;

- соблюдение правил, необходимых для поддержания и сохранения здоровья;

- социализацию;

- функциональную коммуникацию и подвижность;

- возможность быть мобильным в обществе;

- удовлетворение сексуальных потребностей.

Активность в работе и продуктивной деятельности:

- выполнение домашних обязанностей (уход за одеждой, уборка квартиры, приготовление еды, поддержание чистоты и безопасное проживание в квартире);

- заботу о других людях;

- возможность обучаться чему-либо новому;

- исследовательские виды деятельности (выбор специальности, поиск работы, выполнение работы, планирование ухода на пенсию, добровольное участие в чем-либо).

Активность в игре, отдыхе и увлечениях:

- возможность выбора игры, отдыха, увлечений;

- возможность выполнять необходимые действия во время отдыха и игры.

Для более эффективной помощи детям и взрослым нам необходимо:

- менять представления о потребностях людей с нарушением развития;

- учиться воспринимать таких людей в целостном контексте, принимая во внимание их жизненные ценности, интересы;

- учитывать влияние факторов окружающей среды на возможность функционирования в повседневной жизни (соответствие обстановки дома и на улице функциональным возможностям – наличие лифтов, пандусов, специальных приспособлений и т. д.)

Стратегия вмешательства базируется на индивидуальном подходе к каждому человеку.

Существуют различные ситуации (инсульт, травма, пороки развития и т. д.), в которых человек, в большей или меньшей степени, теряет возможность жить полноценной жизнью – ухаживать за собой, выполнять обычные для каждого человека действия – работать и зарабатывать деньги, ходить по магазинам, выполнять работу по дому, отдыхать и заниматься любимыми увлечениями. Из активного члена общества он становится пассивным объектом для ухаживания. Задача эрготерапевта – не допустить ограничения жизнедеятельности человека, ограничения его участия в жизни общества и сделать его как можно более активным при выполнении поставленных задач.

Процесс эрготерапии.


Эрготерапия – это процесс сотрудничества с клиентом (пациентом) и его семьей, которое включает оценку, постановку целей и проведение программы вмешательства.

Процесс эрготерапии начинается с оценки пациента с помощью интервью и наблюдения, а также включает в себя использование различных тестов, шкал, опросников, дающих представление о пациенте, его физических и умственных возможностях, психологических и душевных особенностях, а также о деятельности пациента. В ходе оценки эрготерапевт выясняет, какие виды деятельности доступны пациенту, насколько настоящий репертуар деятельности и жизненных ролей соответствует его жизни до болезни и, как он соответствует его полу и возрасту. Помимо этого эрготерапевт оценивает, что собой представляет среда, окружающая пациента в больнице, дома, на работе. При оценке окружения эрготерапевта будет интересовать, прежде всего, безопасность пациента. Оценивается как физическое окружение, к примеру, высота рабочих поверхностей и сидений, так и социальное и культурное окружение. После проведения оценки совместно с пациентом ставятся цели, направленные на выполнение деятельности, которая важна для пациента. Эти цели должны быть достигнуты пациентом в заданные сроки и согласуются с реабилитационными целями мультидисциплинарной команды. В соответствии с поставленными целями эрготерапевтом планируется и проводится вмешательство, направленное на восстановление утраченных функций или на адаптацию, подбор необходимого оборудования или приспособлений, после чего оценивается эффективность проведенного вмешательства. Далее рассматривается реальная возможность постановки новых целей. Возможность достижения пациентом прогресса, восстановления привычных видов активности или приобретения новых навыков определяет необходимость продолжения эрготерапевтического вмешательства.

Цели эрготерапии.


1. Выявить имеющиеся нарушения, восстановить либо развить функциональные возможности человека, которые необходимы в повседневной жизни (активности).

2. Помочь человеку с ограниченными возможностями стать максимально независимым в повседневной жизни путем восстановления (развития) утраченных функций, использования специальных приспособлений, а также адаптации окружающей среды.

3. Создать оптимальные условия для развития и самореализации человека с ограниченными возможностями через его «занятость» в различных сферах жизнедеятельности и, в конечном счете, улучшить его качество жизни.

Эрготерапевты работают с различными возрастными группами клиентов, практически во всех областях медицины. Они помогает людям, у которых имеются физические, когнитивные, эмоциональные или психические нарушения, отставание в развитии или возрастные изменения. Эти специалисты работают в госпиталях, клиниках, поликлиниках, реабилитационных центрах, санаториях, дневных стационарах, специальных школах и дошкольных учреждениях, в семейной медицине и на производстве. Многие из них преподают в высших и средних учебных заведениях, оказывают консультативную помощь.

Основные подходы в эрготерапии.


1. Клиенту должна оказываться высококвалифицированная помощь, которая направлена на улучшение качества его жизни.

2. Наиболее важные ресурсы эрготерапии – сам клиент (либо родители, если клиент – ребенок). Он, совместно с эрготерапевтом, ставит долгосрочные и краткосрочные цели вмешательства. Их общая задача – помочь раскрыть и использовать собственный потенциал клиента и его желание достичь поставленной цели.

3. Эрготерапевт является членом междисциплинарной команды, которая включает физического терапевта, специального педагога, социального педагога. Только в совместной работе междисциплинарной команды и клиента (родителей ребенка) мы можем достигнуть позитивных результатов.

4. Клиента следует рассматривать в контексте окружающей среды (физической и социальной), с учетом их взаимного влияния и при условии их активного и постоянного взаимодействия.

5. Взаимоотношения эрготерапевта и клиента должны характеризоваться как открытые, основанные на взаимном доверии.

Таким образом, для того, чтобы максимально полно сохранить или восстановить жизненные роли пациента, полностью или частично утраченные после заболевания или травмы, а также вернуть его к привычным видам деятельности и жизни в обществе, обязательным участником реабилитационного процесса должен являться эрготерапевт.

С 1999 года на базе факультета повышения квалификации Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И. И. Мечникова при поддержке Шведской Ассоциации Эрготерапевтов проводится обучение врачей специальности Эрготерапия. Каждая программа рассчитана на два года и проводится по стандартам обучения, утвержденным Всемирной Федерацией Эрготерапевтов. На сегодняшний день обучение прошло около 30 врачей, работа которых в реабилитационных и абилитационных учреждениях Санкт-Петербурга доказывает эффективность использования этого направления в социальной и медицинской реабилитации. К сожалению, в России до сих пор нет официальной специальности « эрготерапия », но мы надеемся на ее появление в скором времени, так как полноценная современная реабилитация невозможна без активного участия эрготерапевта.

В 2001 году была основана Русская Ассоциация Эрготерапевтов (www.raet.spb.ru ), которая с 2004 года является полноправным членом WFOT. Основной задачей ассоциации является распространение знаний о новой специальности на территории России и обучение медицинских и социальных работников основам эрготерапии. Члены ассоциации участвуют во многих международных проектах, последние из них – EU проект «Социальная интеграция инвалидов в Приволжском федеральном округе», Российско-Германский проект по обучению персонала детских домов Ленинградской области основам эрготерапии, Проведение тренингов по эрготерапии в республике Узбекистан и Норвежско-Российский проект «Обучение методам современной реабилитации и эрготерапии медицинских и социальных работников Архангельской области».

Видео YouTube


Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 а Косинс ЭРГОТЕРАПИЯ для детей с аутизмом Эффективный подход для развития навыков самостоятельности у детей с аутизмом и РАС Рама Паблишинг Екатеринбург 2017

2 главлени редисловие к русскому изданию Введение Глава 1. Что такое эрготерапия Глава 2. Мышцы кора, рефлексы и важность полноценного функционирования ребенка Глава 3. Питание и мышцы ротовой полости Глава 4. Верхние конечности и умение писать.. 67 Глава 5. Это правда, что у человека больше пяти органов чувств? Глава 6. Поведение и переходы от одного вида деятельности к другому в повседневной жизни Глава 7. Навыки опрятности и приучение к горшку Глава 8. Социальные навыки и взаимоотношения с людьми Глава 9. Эрготерапия в школе и вне образовательных учреждений Приложение 1. Выбор эрготерапевта и оплата эрготерапии в США Приложение 2. Эрготерапия и развитие ребенка Предметный указатель

3 Введен Когда я только начинала обучение в области эрготерапии, я даже не предполагала, насколько мои профессиональные знания и навыки пригодятся мне в моей собственной жизни. Вскоре после того, как у меня родился первый сын, я заметила, что он серьезно отстает от своих сверстников в эмоциональном и социальном развитии. Он не дотягивал до возрастных норм, у него часто случались сильные истерики, и с каждым днем он все больше отдалялся от меня. Мне было страшно, и я чувствовала себя беспомощной. Я задавала вопросы, но не получала ответов. После рождения второго сына я снова столкнулась с теми же проблемами. Я видела, что оба моих любимых ребенка очень сильно отличаются от других детей. Врачи диагностировали у них несколько серьезных заболеваний: расстройство аутистического спектра, дисфункцию сенсорной интеграции, митохондриальное заболевание, трудности с питанием и многое другое. Следующие несколько лет моей жизни были посвящены бесконечным занятиям и работе со специалистами; моя жизнь превратилась в эмоциональные качели. Я не понаслышке знаю, как бывает трудно, когда твой ребенок не может справиться с са мыми простыми задачами повседневной жизни. Я чу ствовала безграничное счастье всякий раз, когда м сыновьям удавалось достигнуть хотя бы небол успеха, и впадала в безмерное отчаяние от оч 8

4 иваешь не протянул тебе но, чтобы эта книга, кто ее прочтет. Когда я по возможности избегать специ сложных объяснений, чтобы ответы ыли понятны широкому кругу читателей риведен подробный список трудностей, котоактерны для детей с особыми потребностями. ем, родители обычных детей также найдут здесь го полезной информации, касающейся поведения, обенностей сенсорного восприятия и развития ребенка. В недавнем интервью кто-то пошутил, что мои книги нужно хранить в туалете, чтобы их прочитало как можно больше людей. Что ж, я не возражаю. Я написала эту книгу как карманный справочник для родителей. Я хочу, чтобы у вас была возможность открывать мою книгу и находить ответы на свои вопросы всякий раз, когда вам понадобится помощь эрготерапевта. Пусть это будет ваш личный карманный эрготерапевт. Книга состоит из нескольких разделов, каждый из которых посвящен одному из вопросов, с которыми ко мне обращались как к детскому специалисту. Я постаралась затронуть в своей работе широкий круг проблем и надеюсь, что книга станет для вас полезным справочным пособием. После каждого вопроса вы найдете задания, которые я объединила в раздел «Это важно запомнить!». Вы сможете легко выполнять в домашних условиях вместе с детьми те задания, которые будут полезны именно вашему ребенку и помогут ему достичь поставленной цели. В книге затронуты различные темы: от обработки сенсорной информации до умения писать и заботиться о гигиене. Кроме того, вы найдете здесь главы, посвященны особенностям поведения и развития.

5 рготерапев ов и тренингов руг проблем и трудн ются особые дети. В то ж ехника оказывалась неэффектив боты с особыми детьми, я не вклю. Все, что вы найдете в этой книге, прове актике, и многое из этого я использовала в от ении своих собственных детей. Благодарю вас, что вы дали мне возможность помочь вам в нелегком деле воспитании ребенка с особыми потребностями. Я знаю на собственном опыте, какое счастье испытывают родители, когда видят, что их ребенок добился поставленной цели. Я счастлива, что написала эту книгу, и надеюсь, что она понравится моим читателям. Итак, мы начинаем 10

6 Глава 1. КОЕ ЭРГОТЕРАП Что такое эрготерапия и как становятся эрготерапевтами Эрготерапия это особый вид деятельности специалиста, который разрабатывает для каждого пациента индивидуальный план терапии, основанный на его индивидуальных физических, эмоциональных, социальных, психологических и культурных потребностях. Основополагающий принцип эрготерапии можно сформулировать как «обретение навыков для полноценной жизни». Инвалидность, болезни и специальные потребности по-разному влияют на каждого человека, поэтому план лечения в процессе эрготерапии включает в себя цели, индивидуальные для каждого пациента. Специалисты в области эрготерапии эрготерапевты проходят специальный курс обучения, охватывающий различные области знаний. В процессе обучения будущие эрготерапевты изучают общую и возрастную психологию, социологию, анатомию, физиологию, неврологию и кинезиологию (научная дисциплина, изучающая мышечное движение). В некоторых учебных заведениях курс эрготерапии включает в себя занятия, во время которых студенты проводят анатомические вскрытия, чтобы научиться понимать особенности физического строения человеческого тела. Помимо изу чения теоретических дисциплин обучение подразум вает выполнение специальных заданий в клиниче

7 асть обуче и ваш ребенок могли обратить вним сиях вместе со специалист Образовательные стандарты утв ративным органом, и все учебные за твляющие обучение студентов по этой сп сти, должны пройти соответствующую аккреди ию. Иногда с ребенком может работать специалист, который является ассистентом эрготерапевта. В его обязанности входит практическое осуществление плана терапии, разработанного для пациента эрготерапевтом. Ассистент творчески подходит к организации занятий, чтобы помочь ребенку достичь целей, обозначенных в плане терапии. В США курс обучения ассистента эрготерапевта длится два года, и выпускник получает степень младшего специалиста (Associate s Degree). В обязанности ассистента не входит составление плана терапии, проведение оценки и формулирование целей без супервизии эрготерапевта. Кроме академического обучения, курс обучения ассистента эрготерапевта включает в себя практические занятия в клинических условиях. В процессе работы профессиональные навыки ассистента и эрготерапевта идеально дополняют друг друга. Меня часто спрашивают, почему мои терапевтические сессии выглядят так, будто я всего лишь играю с ребенком. Если речь идет о детях, то именно в игровой деятельности и заключается их «работа». Дети учатся во время различных дел, которыми они занимаются в повседневной жизни. Когда ребенок по нимает, что его действия вызывают ответную реакци (от другого человека или от игрушки), он переж ет ощущение успеха. Если та или иная деятель успешна, то ребенок с большой долей веро 12

8 Э ь. И наоб успеха, он, ско этим делом снова. Ес ся и повторные попытки у ребенка может развиться чувс апевтов специально обучают использо х видов деятельности, которые будут соотвать определенному возрасту ребенка и форать навыки, необходимые ему в повседневной ни. Прежде всего, это игровая деятельность, в корой маленький пациент сможет добиться успеха. Если ребенок демонстрирует успех в освоении нового навыка, целью эрготерапевта станет создание возможностей для развития этого навыка. Если у ребенка отсутствует тот или иной навык, нужно создать условия в которых он сможет этот навык освоить. Успех приносит удовольствие, и работа эрготерапевта заключается в организации таких занятий, которые не только позволяли бы добиваться успеха, но и были бы веселыми и интересными. Что такое повседневная деятельность Повседневная деятельность 1 это все те дела и занятия, которыми человек занимается в течение дня. Взрослые люди одеваются, работают, готовят пищу, делают уборку, заботятся о детях, водят машину и тем или иным способом восстанавливают силы и поддерживают здоровье. Что касается детей, то их 1 В англоязычных текстах для обозначения этого термина в встретите аббревиатуру ADL, от англ. Activities of Daily Livin Здесь и далее примеч. изд.

9 а во мног мер, ребенок т ной гигиене. Что ка есть работа, которую выпо игровой деятельности он овладе выками, которые потребуются ему в изни. Таким образом, когда ребенок иг газин», в «дочки-матери» или пользуется игру чными инструментами, это готовит его к соответтвующим видам деятельности во взрослом возрасте. Эрготерапевт наблюдает, чем ребенок занимается с момента утреннего пробуждения и до вечернего отхода ко сну. Если у ребенка есть проблемы в той или иной сфере, это может влиять на разные аспекты повседневной жизни. К примеру, если у ребенка понижен тонус мышц туловища, ему будет сложно сидеть на стуле во время еды, выполнять упражнения во время уроков физкультуры и ездить в машине. В каждом конкретном случае эрготерапевт разрабатывает такие виды игровой деятельности, которые помогут ребенку справиться с теми или иными трудностями. Именно поэтому терапевтические занятия нередко выглядят как игра. Один из самых важных комментариев, которые я слышала от родителей, звучал так: «Ребенку очень нравятся ваши занятия!» Если ребенок получает удовольствие, выполняя задания на занятии, он овладевает навыками гораздо эффективнее. В чем отличие эрготерапевта других специалистов, работающих с особыми детьми Эрготерапевт это специалист, который умеет фессионально анализировать, как человек выпо свои повседневные дела. Каждое из таких дел 14

10 Э твий. Набл определяет, нас справляется. Анализ и главный инструмент эр ана людям с инвалидностью, можностями здоровья, а также тем, желые заболевания и вследствие этого не полноценно выполнять повседневные дела. айте рассмотрим на примере, что представляет эрготерапевтический анализ. Задание: «Напиши букву А» Шаги: 1. Возьми в руку карандаш. 2. Удерживай карандаш с помощью мышц кисти так крепко, чтобы он не выпал. 3. Надави на карандаш с достаточной силой, чтобы на бумаге остался след. 4. Напиши букву правильно. (Этот шаг включает несколько отдельных движений карандашом, потому что сначала необходимо вспомнить, какова форма этой конкретной буквы, а затем с помощью мышц руки сделать соответствующие движения, чтобы повторить эту форму карандашом.) Этот пример показывает, как много последовательных действий необходимо выполнить, чтобы написать всего лишь одну букву. А что, если ребенку трудно удерживать в руке карандаш или он не может нарисовать линию нужной формы? Подобный поэтапный анализ можно сделать в отношении любого иного задания, но сейчас я хочу сказать о другом: эрготерапевт не делает предположений относительно того или иного задания, он внимательного наблюдает, в к кой именно области ребенок испытывает трудно

11 ого специа н освоить ребен етном виде деятельно рапевт распознает, чем и и ставит конкретную цель пом иться с ней. отерапевт внимательно наблюдает, как те особенности ребенка влияют на его повсед ную жизнь, и помогает родителям преодолевать зникающие трудности. Очень важно, чтобы специалист, родители и ребенок работали как единая команда. В большинстве случаев эрготерапевты работают с детьми в специальных центрах или образовательных учреждениях, но при необходимости эрготерапевт может согласовать с родителями посещение своего подопечного на дому, чтобы составить полное представление о том, как особенности ребенка проявляются в различных сферах его жизни. На что обратить внимание при выборе эрготерапевта 1 Когда вы выбираете эрготерапевта для своего ребенка, важно найти специалиста, который ответит на все ваши вопросы, касающиеся его профессионального образования, методов работы и конкретной специализации. Вы будете работать вместе с эрготерапевтом в течение долгого времени. Выбранный специалист должен в первую очередь нравиться вашему ребенку. Важно, чтобы между вами и специалистом тоже установилис 1 Этот раздел адаптирован к российским реалиям. С рек дациями автора относительно выбора эрготерапевта вы можете познакомиться в Приложении. 16

12 Э это обле шего ребенка. В естороннюю оценку ильных и слабых сторон, тов оценки определяет цели, оторых он будет работать, и обсуж. Я рекомендую вам получить копию ре оценки и целей, которые поставлены для ребенка. Эта информация понадобится вам, регулярно оценивать, какой прогресс достигнут енком в ходе занятий с эрготерапевтом. Если ваш готерапевт отказывается обсуждать прогресс ребенка и методы, которые он применяет для достижения ребенком поставленных целей, вам стоит задуматься о поисках другого специалиста. Позитивное отношение к работе и энтузиазм во время занятий вот качества, которые необходимы для успешной работы с ребенком. Однажды я нашла для своего ребенка эрготерапевта с впечатляющим резюме, которое подтверждало ее образование, сообщало о пройденных тренингах и большом опыте работы. Она успешно прошла интервью, но во время испытательного срока я увидела, что специалист не демонстрирует энтузиазма по отношению к своей работе. Нужно, чтобы эрготерапевт улыбался ребенку, подбадривал его аплодисментами и хвалил за работу во время занятий. Кроме того, специалист должен уметь гибко адаптировать упражнения и задания в соответствии с потребностями ребенка, помогая ему продвигаться к поставленным целям. Как и в любой другой профессии, может случиться так, что у человека есть прекрасное резюме, но его профессиональные качества никак не проявляются в практической работе. Я всегда советую родителям присутствовать на з нятиях в начале работы или на всем ее протяже

13 оны, чтобы е забывайте важ работу специалиста ите обсудить с эрготерапе опросы относительно целей и у ь окончания занятия и только пото азговор. Очень важно относиться с уважен очему времени других людей. Хороший специалист внимательно выслушает вас, тобы больше узнать о ребенке, его способах общения с окружающими, и серьезно отнесется к вашим вопросам и опасениям. Очень часто эрготерапевт работает над формированием у ребенка сложных навыков. Во время таких занятий ребенок может начать сердиться и выражать нежелание работать. Очень важно, чтобы терапевт умел поддерживать у ребенка желание работать и строил занятия так, чтобы ребенок получал удовольствие от игры и в то же время чему-то учился. Чаще всего ребенок приходит на занятия один-два раза в неделю, поэтому необходимо тесно сотрудничать со специалистом, стараясь организовывать повседневную жизнь ребенка так, чтобы развивать и закреплять результаты, достигнутые во время терапевтических сессий. Мне очень нравилось, когда родители просили дать ребенку «домашнее задание» и рассказывали, с какой гордостью он демонстрировал, чего добился благодаря своей усердной работе. Что такое Тест по сенсорной интеграции и праксису Если вы подозреваете, что у вашего ребенка проблемы с обработкой сенсорной информации зательно поинтересуйтесь, проходил ли эргот 18

14 Глава ИТАНИЕ И МЫШЦ РОТОВОЙ ПОЛОСТИ Трудности, связанные с питанием, одна из самых сложных и долговременных проблем, над решением которых работает эрготерапевт. Существуют тысячи причин, по которым у детей развивается отвращение к тому или иному виду пищи. Трудности с питанием в той или иной степени присутствуют у каждого ребенка с особенностями развития. Задача эрготерапевта научить вашего ребенка есть безопасно, а также помочь ему овладеть социальными правилами поведения в процессе еды. Во время занятий специалист помогает ребенку овладеть навыками, необходимыми для самостоятельного употребления пищи. Малыш научится различать, какую еду можно брать руками (например, хлеб и бутерброды), а в каких случаях положено пользоваться столовыми приборами. В процессе терапии эрготерапевт внимательно наблюдает, насколько физическое развитие ребенка позволяет ему питаться самостоятельно. При этом учитываются следующие аспекты: осанка ребенка, его поза во время еды, зрительномоторная координация в системе глаз рука, моторные навыки и навыки обработки сенсорной информации. Терапия проблем питания требует длительной р боты и огромного терпения от всех участников про са: ребенка, его родителей и эрготерапевта. Что биться успеха, необходимо, чтобы все члены к 38

15 Э работали ей обстановке р, установленных во в в, и продолжал выполнять вязанные с питанием. у эрготерапевта было волшебное ле рое помогало бы детям-малоежкам, мил дителей по всему миру были бы счастливы. лению, такого волшебного средства не сущет, но эрготерапевт поможет выявить конкретные чины, которые обуславливают нарушения пищевоповедения у вашего ребенка. У меня ушло много времени на работу по преодолению трудностей с питанием у моих собственных детей. Именно поэтому я не понаслышке знаю, как тяжело приходится родителям в такой ситуации. Поверьте, вы сможете помочь вашему ребенку! Что такое пищевая аверсия Пищевая аверсия (лат. aversio отвращение) выражается в том, что человек отказывается есть пищу с определенными свойствами. Определяющим может быть цвет блюда, его вкус, запах, консистенция, текстура или какие-то еще характеристики продукта. Другими словами, существует какая-то определенная причина, из-за которой ваш ребенок отказывается есть ту или иную пищу. Эрготерапевт, работающий с ребенком, поможет выяснить эту причину (или несколько причин) и объяснит, почему ребенок отказывается от того или иного блюда или крайне негативно реагирует на какой-то аспект процесса приема пищи. Чтобы лучше понять, как ведут себя дети с проблемами пищевого поведения, воспольз емся примером.

16 койный, по ружит с одноклас задания учителей и о ками. Билли очень не люби и одежду попадает вода или что ошлой неделе шел дождь, и мальчик на вался выйти из школы и дойти до автомобил оянки, где его ждала мама. И лишь когда дождь з кончился, мальчик согласился выйти из здания. Билли растет в дружной семье, где все любят и поддерживают друг друга. В семье есть хорошая традиция каждый день собираться вместе обеденным столом. К сожалению, обед всегда заканчивается тем, что Билли и его мама рыдают. Страдания мамы начинаются уже во время приготовления пищи, потому что она не знает, как Билли отреагирует на то или иное блюдо. Чем дальше тем хуже. Каждый раз перед обедом вся семья пытается заставить Билли сесть за стол. Мама предлагает мальчику взять с собой за стол любые игрушки, обещает разные поощрения, но Билли наотрез отказывается занять свое место на стуле. Сражение длится 15 минут, еда уже остыла и все участники действия нервничают и сердятся. Наконец с помощью совместных усилий мальчика водружают за стол, но главная битва еще впереди. Билли видит на тарелках тушеное мясо с фасолью и тут же начинает давиться. Всем кажется, что мальчика вот-вот стошнит, хотя он даже не прикоснулся к еде. Дальше хуже. Мальчик отказывается есть вместе со всеми, рыдает и кричит, чтобы ему дали макароны с маслом единственное блюдо, которое он готов есть каждый день на завтрак, обед и ужи Родные пытаются уговорить мальчика, просят его пробовать хотя бы ложку тушеного мяса. Беспол настроение испорчено у всей семьи, и Билли, 40

17 Э сочка, с ры ия, с небольшим й день. ебенок похож на Билли, вы са но держать себя в руках, когда каж и превращается в настоящий кошмар. очему мой ребенок соглашается есть только одно (или два) блюда? У каждого из нас есть любимые блюда, но обычно человек с удовольствием пробует и другую еду и любит экспериментировать с новыми рецептами привычных блюд. Особые дети совсем другое дело. Ваш сын каждый день требует, чтобы на обед заказывали одну и ту же пиццу, к тому же из определенной пиццерии. Если пиццу поджарят сильнее обычного ее можно выбросить, ребенок не съест ни кусочка. Однажды я приготовила сыну его любимые макароны, но он наотрез отказался их есть. Что же случилось? Оказалось, что я сварила макароны в новой кастрюле. Да, макароны были те же самые: и марка, и форма, и упаковка. Но мальчик обратил внимание, что макароны сварили в новой кастрюле, и решил, что вкус блюда из-за этого изменился. К сожалению, старую кастрюлю мы уже выкинули в мусор, и маленькая заминка превратилась в серьезную проблему. «Макаронная забастовка» продолжалась больше недели, пока наконец сын не смирился с неизбежным. Тогда он сдался и съел целую тарелку макарон. Чтобы понять, что чувствует ваш ребенок, попробуйте представить себя на его месте. Наверня вы когда-либо съедали слишком много той или и

18 тный ука я пищевая 39 теральная интеграция 30, 77, 78, 80 срединная линия 78, вестибулярная система 90, 91, 105, 123 возможность делать самостоятельный выбор 133 гиперчувствительность 92, 94, 96, 99, 104, 110, 117, 122, 125, 128 гипочувствительность 92, 98, 99, 100, 123 если ребенок любит выстраивать игрушки в линию делать машущие и вращательные движения руками и кистями находиться в постоянном движении повторять одну и ту же фразу слова из ТВ программ и др повторяющиеся действия смотреть на прямые линии ходить на носочках если ребенок не любит громкие и неожиданные звуки дождь, ветер и мокрую одежду дотрагиваться до определенных предметов 62, заходить в кафе и рестораны изменения в порядке повседневной жизни надевать одежду мыть голову чистить зубы ярлыки и этикетки моторика навыки мелкой моторики 30, 32, 67, 72, 89 навыки разрезания предметов развитие ведущей руки 73 75, 80 слабые руки, упражнения мышцы кисти кистевой захват 68 способность манипулиро вать предметами 68 7

19 73 ахват 70, 5 37 исать от руки 27 8 отовой полости 38, 5, 56, 58, 101, 102 развивать ки письма 31, 33, 72, 4 как н пользова приборами отсутствие чувс сти и голода 64 6 пищевая аверсия 39 положение за столом 59 разогрев мышц ротовой полости 52 слюнотечение 54 тактильные ощущения 60 текстура и консистенция пищи трудности с пережевыванием пищи 58 поведение 130, 133, 147 импульсивное 113, 114, 131 нежелательное 94, 96, 99, 104, 134 опасное 98, 103 повседневные занятия ванна 141 мытье головы 141 одевание 140 подстригание ногтей 144 прием у врача и стоматолога 145 стрижка волос 142 уход за зубами, 144 приучение к горшку проприоцептивная система (проприоцепция) 30, 89, 80, 99, 168, 169, 183 навыки опрятности и приучения к горшку адаптационные техники для приучения к туалету когда приучать 151 почему дети часто мочатся и испражняются в штанишки почему дети не хотят пользоваться горшком органы чувств 108, 125 вестибулярная система 90 вкус 87 зрение 85 обоняние 86 осязание 88 проприоцептивная система 89 слух 86 пересечение срединной линии переход от одной деятельности к другой инструменты 149 питание, проблемы и трудности 21, 38, 44, 46, 47, 50 52, 55, 60, 100, 101, 112, 117 рефлексы поисковый (корневой) рвотный (угасание) 4 саморегуляция 113

20 , 8, поч мает лы, язык отказ играть детьми 160 Тест по сенсорной ин ции и праксису 18 туалетные навыки 151, эрготерапевт 11 16, 20 выбор эрготерапевта занятия с ребенком в школе отчет о работе с ребенком эрготерапия ция 18, 99, 120, 175 обстановке система 65, 88, 103, 12, 117, 123, 125 ляция 91 ость мускулатуры иальные навыки 152, избегание физической привязанности 161 почему ребенок не соблюдает личные границы 163 в школе и вне школы и развитие ребенка

21 ской корре одителей и спе Дж. Роджерс, Джеральдин До Лори А. Висмара Денверская модель раннего вмешательства для детей с аутизмом Денверская модель раннего вмешательства широко применяемая в мире методика помощи детям с аутизмом и РАС. В основе этой действенной методики стратегии, которые трансформируют практически любые повседневные дела в эффективные техники игрового взаимодействия, общения и обучения ребенка с РАС. Данная книга рассказывает о том, как, используя стратегии Денверской модели ранне го вмешательства, помочь своему ребенку справля ся с имеющимися затруднениями и шаг за ш переходить на новые ступени обучения, обще овладения социальными навыками.

22 коррекци телей и специа Тара Делани азвитие основных навыков у детей с аутизмом Тара Делани, американский специалист по работе с детьми с аутизмом, синдромом Аспергера и трудностями обработки сенсорной информации, предлагает читателям руководство по системному развитию сенсорных, социальных и коммуникативных навыков ребенка в игровой форме. К каждой игре дается пояснение, какие именно навыки развиваются и как данное игровое занятие помогает преодолевать имеющиеся трудности. Интегративность игр способствует сбалансированной работе разных систем организма ребенка и поможет ему адаптироваться к разным ситуация жизни и взаимодействия с окружающими людьми

23 ской корре одителей и спе и Линч Барбера, Терри Расму Детский аутизм и вербально-поведенческий подход Вербально-поведенческий подход представляет собой форму прикладного анализа поведения (ABA), особенно эффективную при работе с детьми, обладающими минимальными речевыми способностями или вообще не умеющими говорить. В этой книге Мэри Линч Барбера делится своим опытом для того, чтобы объяснить, что такое вербально-поведенческий подход и как его использовать. Читатели узнают, как помочь детям развить речевые навыки, как учить неговоря щих детей общаться с помощью языка жестов, к свести к минимуму проблемное поведение, а та как обучить детей гигиеническим и другим ва навыкам самообслуживания.

24 коррекци телей и специа Роберт Шрамм Детский аутизм и АВА Роберт Шрамм, признанный эксперт прикладного анализа поведения (Applied Behavior Analysis, АВА), рассказывает в своей книге об аутизме расстройстве, которое проявляется в аномальным поведении ребенка. Р. Шрамм считает, что именно поведение ребенка единственный язык, система сложных кодов, через которые окружающие могут понять его намерения, желания, переживания. Знакомя читателей с методами прикладного анализа поведения, автор показывает, как родители могут помочь ребенку с аутизмом адаптироваться к реальности, повысить самоконтроль и обрести новые навыки от бытовых академических.


Всемирная Организация Здравоохранения Обучение в обществе для людей с умственными и физическими ограничениями 20 Îáó àþùèé ïàêåò äëÿ ëåíîâ ñåìüè åëîâåêà ñî ñòðàííîñòÿìè â ïîâåäåíèè Как научить такого человека

И.А. Алексеева И.Г. Новосельский КАК УСЛЫШАТЬ РЕБЕНКА 2 И.А. Алексеева И.Г. Новосельский КАК УСЛЫШАТЬ РЕБЕНКА 2 Москва 2012 Пособие предназначено для проведения интервью с детьмимигрантами школьного возраста

«Адаптация ребёнка к детскому саду». Родитель, чей ребенок скоро пойдет в детский сад, всегда переживает как он отреагирует на перемены в жизни, будет ли ему нравится в детском саду, быстро ли привыкнет

Выполнение коррекционно логопедических домашних заданий в семье. Логопедическое домашнее задание это индивидуальная форма учебной деятельности дошкольника, которая осуществляется без непосредственного

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 6 имени Н.И. Сирина» Родительское собрание «Организация учебного труда школьника» Классный руководитель Назаренко

Родительское собрание Тема: «Ребенок на пороге детского сада» Подготовили и провели воспитатели МБДОУ 34 «Колокольчик» Вишнякова О.М., Деменок М.В. Повестка собрания 1. Экскурсия по детскому саду. 2. Знакомство

Первый раз в детский сад Уважаемые родители малышей! В жизни вашей семьи наступает новый этап вы собираетесь в детский сад. Мы не оговорились, именно ВЫ. Потому что, в первую очередь, от готовности взрослых

ÀÑÛË ÌÈÐÀÑ Частны й Благотворительны й Фонд Булата Утемуратова ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ «АСЫЛ МИРАС» ЛЮБВИ, ТЕРПЕНИЯ И МУДРОСТИ В ВОСПИТАНИИ ВАШЕГО РЕБЕНКА! «Информационный проспект для родителей» Дорогие

Составление программы ABA Программа ABA Не существует строго определённого времени продолжительности занятия. Ситуация в каждой семье индивидуальна. Попытайтесь заниматься хотя бы от 30 минут до 1 часа

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 22». Консультация для родителей: Советы родителям по адаптации детей к ДОУ Консультацию подготовила педагог-психолог:

Мы совсем уже большие, всё у нас в порядке. (развитие самостоятельности детей трех лет) Старший воспитатель Шестакова Ольга Львовна «А знаете ли вы, что»... Ребенку надо трудиться с того момента, как

Всемирная Организация Здравоохранения Обучение в обществе для людей с умственными и физическими ограничениями 4 Îáó àþùèé ïàêåò äëÿ ëåíîâ ñåìüè åëîâåêà ñ íàðóøåíèåì ñëóõà èëè ðå è Информация об этом нарушении

Электронная газета Интерактивное образование родителей Выпуск Октябрь 2018 г. На страницах нашей газеты мы будем делиться с вами информацией о воспитании детей: о родительских установках и реакциях, конструктивных

Центр психологической коррекции «Надежда» Как открыть внутренний потенциал особенного ребенка? Оксана Тютичкина Ставрополь 2018 г. В настоящее время общественность все чаще говорит об особенных детях.

ЦЕНТР МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ЦГБ 3 Методы эрготерапии как часть мультидисциплинарного подхода в нейрореабилитации Волкова Е.А., Курочкина М.А., Елизарова. О.В. Екатеринбург 2016 невролог врач по ЛФК

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска центр развития ребенка детский сад 25 «Семицветик» Родительский клуб «Школа первоклассных родителей» «Готовим детей

Младший школьный возраст благоприятный период для формирования жизненно важных навыков и умений. В том числе и навыков самоорганизации. Ведь именно младший школьный возраст связан со значительными изменениями

Консультация для родителей Особенности поведения детей в период адаптации Не все дети при поступлении в группу плачут. Многие приходят в группу уверенно, внимательно рассматривают окружающее, самостоятельно

Адаптация ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения. АДАПТАЦИЯ ЧТО ЭТО? Адаптация (от лат. аdaptatio - приспособление) - способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней

НЕ болезнь. Им нельзя заразиться! НЕ недостаток воспитания. НЕ вредность и избалованность. НЕ слабоумие и умственная отсталость. Не безразличие к окружающему миру. Аутизм - это развитие по ДРУГОМУ сценарию.

Первый класс! Для всех родителей это очень важное и запоминающееся событие, поскольку ваш кроха, который ещё вчера практически ничего не умел делать без вашей помощи, сегодня уже достаточно самостоятельная

Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа Югры Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа Югры «Методический центр развития социального обслуживания» ФОРМИРОВАНИЕ

После долгих раздумий вы решили отдать ребенка в детский сад. Теперь перед Вами стоит вопрос: как подготовить ребенка к посещению детского сада? Как помочь ему легче адаптироваться? Предлагаем Вам воспользоваться

Для того, чтобы научить кроху правильно питаться, необходимо самому подать пример предпочтения здоровой пищи. В начале ваша ответственность будет заключаться в том, что вы будете выбирать, что полезно

Ранняя помощь детям с расстройством аутистического спектра Лариса Витальевна Самарина директор Ранняя помощь цели «Ранняя помощь» развивает систему помощи ребенку, имеющему нарушения развития, и его семье,

Питание детей школьного возраста Хотя ваш ребенок уже подрос и пошел в школу, он все еще требует огромного количества заботы и внимания. Правильное питание детей школьного возраста залог здоровья в будущем.

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ К ДОУ. ИДЕМ В ДЕТСКИЙ САД. Детский сад новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают

«Реабилитационный диагноз в канис-терапии» Доцент ПСПбГМУ им. И.П. Павлова Мальцева М.Н Реабилитационный диагноз Специфика реабилитационного диагноза канис-терапевта. Реабилитационный диагноз Это список

При поддержке компании КПМГ Использование поведенческих стратегий и подхода, основанного на идеях сенсорной интеграции для детей с нарушениями аутистического спектра Kathleen Mo Taylor, OTR/L Программы

Приложение 6 к образовательной программе дошкольного образования Особенности адаптации ребенка к условиям детского сада Цель: создание психолого-педагогических условий, облегчающих адаптационный период

Заголовок РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ слайда ПЕРВОКЛАССНИКОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ Содержание 1. Взаимоотношения с ребенком. 2. Помощь родителей: распорядок дня; развитие самостоятельности у детей; формирование

Адаптация первоклассников Ребенок пошел в первый класс, это значит, что в его жизни наступают достаточно бурные изменения; из беззаботного детства он попадает в мир с гораздо более жесткими требованиями.

АУТИЗМ: НЕОБХОДИМОСТЬ РАННЕЙ ДИАГНОСТИКИ И РАННЕГО НАЧАЛА ПОМОЩИ Татьяна Игрушкина, специальный педагог, зав отделом по работе с семьями НОУ ДПО «Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства» Почему

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ АНАТОМО- ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ * РОСТ СТАЛ 102 СМ И БОЛЕЕ И УВЕЛИЧИЛСЯ НА 4-5 СМ, * ВЕС СТАЛ 16 КГ И БОЛЕЕ И УВЕЛИЧИЛСЯ НА 1-2 КГ ТЕЛО РЕБЁНКА ИЗМЕНИЛО

Ранний возраст это особый и очень важный период в жизни ребенка. Это период развития фундаментальных жизненных функций. Ребёнок учится ходить, говорить, обращаться и взаимодействовать с разными предметами.

Первые минутки в детском саду Для того чтобы период адаптации ребёнка прошёл безболезненно: Это, прежде всего согласованность действий родителей, педагогов, соблюдение общего подхода к ребенку в семье

Здравствуйте, заботливые взрослые! Вам очень повезло, потому что книга, которую вы приобрели, не простая и очень полезная. В отличие от всех книг, которые развивают память, мышление, внимание, логику и

«Специфика и анализ работы по привитию навыков самообслуживания у детей с ограниченными возможностями» Правильная организация самообслуживающей деятельности создает фундамент, на котором строится система

Образовательная область «Физическое развитие» Содержание (по возрастным группам) Возрастная Задачи категория Группа Развивать умение различать и называть органы чувств (глаза, рот, нос, уши), дать

Если ребенок обижается Психологи признают, что иногда именно обида может стать причиной агрессивного поведения детей. В общих чертах обиду можно понимать как болезненное переживание человеком игнорирования

Снигирева Ольга Николаевна воспитатель ДОУ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка Карагайский детский сад 4» с. Карагай Карагайского р-на Пермского края РОДИТЕЛЬСКОЕ

Конспект родительского собрания в подготовительной группе «Готовим детей к школе. Что это значит?» Предварительная работа I. Анкета для родителей 1. В чѐм, на Ваш взгляд, заключается готовность ребѐнка

Как готовить ребенка в походу в детский сад? Нужно учить ребенка общаться. Для этого ходите в гости и приглашайте к себе гостей ровесников вашего ребенка, ходите на детские площадки, учите ребенка просить

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ КОММУНИКАЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА Рейчел Харкавик, CScD, CCC-SLP 27 марта 2018 ВАЖНОСТЬ КОММУНИКАЦИИ КОГДА КОММУНИКАЦИЯ НАРУШЕНА Повестка дня Понимание коммуникации/языка

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 5 «Радуга» г. Холмска муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области 694620 Россия г. Холмск, ул. Школьная,

Уровень готовности к обучению Самодиагностика для родителей будущих первоклассников Нередко родители хотят самостоятельно оценить, готов ли ребёнок к школе. Существует множество методических пособий и

Родительское собрание 5 класс «Значение домашнего задания в учебной деятельности школьника» Эпиграфом собрания на тему "Значение домашнего задания в учебной деятельности школьника" может быть высказывание

Степа, одноклассник Вовы Вова, волонтер, одноклассник Степы Знакомьтесь, это Вова мой одноклассник. Хочу вам рассказать про него, потому что Вова - волонтер молодежного клуба. Все наши одноклассники прислушиваются

Всемирная Организация Здравоохранения Обучение в обществе для людей с умственными и физическими ограничениями 6 Îáó àþùèé ïàêåò äëÿ ëåíîâ ñåìüè åëîâåêà ñ íàðóøåíèåì ñëóõà, êîòîðûé ìîæåò ãîâîðèòü Как обучать

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Солнышко» Консультация для родителей 1 младшей группы «Адаптация детей в ДОУ» Воспитатель: Щегалькина Т.А. рп Пачелма, 2016 г. Адаптация

ЭРГОТЕРАПИЯ современный метод реабилитации На сегодняшний день наиболее актуальной проблемой ребенка-инвалида и его семьи является его социальная дезадаптация. Имея серьезные ограничения двигательной,

Похожие публикации